Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экологическая культура и ее формирование у современных школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современных условиях, когда социальная регламентация деятельности и социальный контроль ослаблены по сравнению с традиционным обществом, а социо-био-геоценозы практически разрушены, эко-культурные функции должны осуществляться человеком исключительно осмысленно. Только отдающий себе полный отчет о последствиях своей жизнедеятельности индивид может считаться обладающим высоким уровнем… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические основы изучения экологической культуры и процесса ее формирования
    • 1. 1. Экологическая культура: сущность, генезис, структура и функции
    • 1. 2. Экологическая культура общества и экологическая культура личности
    • 1. 3. Экологическое образование и воспитание как межпоколенная трансляция экологической культуры
  • Глава 2. Практические аспекты экологического образования
    • 2. 1. Развитие и современное состояние экологического образования в России
    • 2. 2. Состояние и перспективы развития экологического образования в
  • Самаре
    • 2. 3. Экологическая культура современных школьников на материалах г. Самары)

Экологическая культура и ее формирование у современных школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Испокон веков прогрессивное развитие человечества связывалось с научно-техническим прогрессом. Современная мировая цивилизация достигла такого его уровня, который обусловил противоречие между создаваемой и естественной средами обитания человека. Со второй половины XX века развитие науки и техники сопровождается интенсивным разрушением природы, вызывая негативные социальные последствия. Возникла одна из самых серьезных социальных проблем глобального характера — экологическая проблема. В полной мере она характерна и для России. В нашей стране решение экологических проблем отягчается тем, что сложная экологическая обстановка сопровождается серией мощных политических и социально-экономических кризисов. Это отвлекает внимание общества от проблем деградции окружающей среды, оставляя их на заднем плане общественного сознания, и позволяет руководящему эшелону не принимать всерьез экологические аргументы при планировании экономического и политического развития. Принимаемые же меры являются эпизодическими, бессистемными, не носят характера государственной политики. Научный социально-экологический анализ, выработанные на его основе рекомендации не являются органическим элементом социального управления.

В связи с этим природоохранные мероприятия направлены в основном на ликвидацию пагубных последствий уже осуществленной деятельности. Главная же детерминанта экологической нестабильности — человек и его повседневная деятельность — не только не изменяются в экофильную сторону, но^как правило, даже не являются для общества объектом осуждения. Вопрос о том, на что более разумно потратить деньги, на очистные сооружения или на экологическое образование специалистов, которые сами будут осознавать недопустимость загрязнения вод, до сих пор не осмыслен в нашем обществе. Но именно экологическое образование и воспитание являются одним из путей оздоровления ситуации. Сегодня как никогда возрастает необходимость работы как над формированием элементарной бытовой и производственной экологической культуры, так и над мировоззренческими убеждениями людей, и особенно подрастающего поколения.

Суть проблемной ситуации, исследуемой в диссертации, состоит в том, что общество недооценивает острейшую необходимость изменить свою эко-культурную парадигму, соответственно практически игнорируется необходимость оптимизации социальной экологической культуры путем улучшения экологического образования и воспитания. Реально вопрос о необходимости школьного экологического образования ставится на правительственном уровне, начиная с 1977 года, когда Межправительственная конференция в Тбилиси рекомендовала внедрение в школьную программу экологии как предмета или факультатива. Тем не менееу за почти два истекших десятилетия реализация этих рекомендаций минимальна в сравнении с бурным развитием за последние несколько лет таких предметов, как, например, информатика, экономика. Это свидетельствует об отсутствии социального заказа на эко-образовательную деятельность. Учитывая неотложность решения экологических проблем и рассматривая вопросы формирования высокого уровня экологической культуры у населения как залог будущего устойчивого развития страны, автор акцентирует внимание на сфере экологического образования. Вместе с тем не упускается из поля зрения проблема воздействия экологической культуры на всю социальную систему.

Представляется, что реальное решение социально-экологических проблем будет возможным лишь тогда, когда оно будет опираться на фундамент экофильной культуры своих граждан, их экологическую грамотность и активность. В теоретическом и практическом поиске путей и методов достижения такой ситуации в стране видит автор актуальность своей работы.

Состояние научной разработанности проблемы. Вопросы социальной экологии начали активно развиваться с конца 60 — начала 70-х годов, со времени докладов Римского клуба. С того момента зарубежная наука продвинулась по данному вопросу столь значительно, что ее приоритет в методологических проблемах социальной экологии очевиден. Важную роль для понимания современных эко-социальных проблем играют работы таких зарубежных авторов, как П. Агесс, В Джиакомини, Б. Китанович, Б. Коммонер, П. Кууси, О. Леопольд, Р. Парсонс, А. Печчеи, Ф. Сен-Марк, Г. Хефлинг, А.Швейцер. Они по существу составляют методологическую основу любого значимого социально-экологического исследования. Особенно значимыми для исследователей экологической культуры современного общества являются положения о необходимости личной экологической ответственности для каждого человека, руководящем принципе экологической этики — «благоговении перед жизнью», выдвинутым А. Швейцером, актуальности деятельностного пессимизма в эко-социальных установках и др.

Принципиальное значение для современного общественного развития идеи В. И. Вернадского о возникновении на Земле такого специфического явления, как ноосфера.2 Отечественные авторы с некоторым запозданием (объясняемым социально-политической ситуацией в Советском Союзе) также внесли значительный вклад в эту проблематику. Такие положения, как экологический императив и обратная экологическая связь разрабатывались академиком Н. Н. Моисеевым, 3 систематизацией экологических и эко-социальных законов занимался Н.Ф.Реймерс4, весомый вклад в разрабтку

1 Агесс П. Ключи к экологии. Л. 1982, Джиакомини В. Экология и общество. М.1981, Б.Китанович. Планета и цивилизация в опасности. М. 1985, Коммонер Б. Замыкающийся круг. Л.1974. С. 65., Коммонер Б. Технология прибыли. М. 1976., Кууси П. Этот человеческий мир. М. 198 7., Леопольд О. Календарь песчаного графства. М. 1976, Парсонс Р. Природа предъявляет счет. Охрана природных ресурсов в США. М. 1969., Печчеи А. Человеческие качества. М. 1987, Сен-Марк Ф. Социализация природы. М. 1977., Хефлинг Г. Тревога в 2000 году: бомбы замедленного действия на нашей планете. / Пер. с нем. М. Мысль. 1990., Швейцер А. Культура и этика. М. Прогресс. 1973

2 Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М. Наука. 1977. Он же. Философские мысли натуралиста. М. Наука. 1988, Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М. Наука. 1989.

3 Моисеев Н. Н. Экология человечества глазами математика. М. 1988.С.8., Он же. Человек во Вселенной и на Земле. // Вопросы философии. 1990, N 6., Он же. Общественная эволюция, рациональное общество. // ПОЛИС. 1992, N 3, Он же. Универсальный эволюционизм.// Вопросы философии. 1991, N 3.

4 Н. Ф. Реймерс. Экология. М. 1994. Он же. Экология человека: основные проблемы. // Проблемы природоохранительного просвещения. Новосибирск. 1980. социологии «зеленых» движений внес О.Н.Яницкий1, проблемы экологической деятельности исследовал АД. Урсул2 .

Ряд интересных исследований проведен под руководством а

Э.В.Гирусова. Ценные результаты, характеризующие различные аспекты экологической культуры, содержатся в работах Бганба В. Р., Галеевой A.M., Гиренка Ф. И., Зеленкова А. И. и Водопьянова П. А., Кислева Н. Н., Никоноровой А. И. и др.4

Начиная с середины 80-х гг. эко-социальная проблематика стала предметом ряда диссертационных исследований5. чНесколько диссертационых исследований посвящены непосредственно экологической культуре, 6 в том числе несколько диссертаций, посвященных процессу формирования эко-культурных явлений.7 Несмотря на достаточно большое количество публикаций по данным вопросам, значительных качественных сдвигов в изучении проблемы не произошло. Большое количество работ привело к

1 Яницкий О. Н. Экологическое знание и городская культура,// Общественные науки. 1988. N.1. 104−117. Яницкий О. Н. Экологическая перспектива города. М. Мысль. 1987. Яницкий О. Н. Методологические вопросы исследования социально-экологической проблемы. // Вопросы философии. 1981. 1. С. 91−99.у Яницкий О. Н. Экологический аспект проблемы культурного прогресса.// Культурный прогресс: философские проблемы. М. Наука. 1984. С. 270−277

2 Урсул А. Д. О понятии «экологическая деятельность». Философские науки. 1986 N 1. С. 35., Урсул А. Д. Перспективы экоразвития. М. 1990, Урсул АД На пути к информационно-экологическому обществу. // Фило—софские науки. N 5. 1991.

3 Гирусов Э. В., Герасимчук А. А. Формирование социально-экологической культуры студенческой молодежи.// Философия и экологическая проблема. М.1990, С.281−290, Гирусов Э. В. От экологического знания к экологическому сознанию.// Взаимодействие общества и природы. М. Наука. 1986, Гирусов Э. В. Методологические проблемы теории взаимодействия общества и природы. Дисс.. к.ф.н. М. 1978., Гирусов Э. В., Ширкова И. Ю. Экология и культура. М. Знание. 1989, Гирусов Э. В. Система «общество — природа» (проблемы социальной экологии). М. МГУ. 1976., Ифусов Э. В. Социальная экология. Специфика ее проблем и основные задачи развития.//Вопросы социоэкологии. Львов. 1987. С. 13−23, Гирусов Э. В. Экологическое сознание как условие взаимодействия общества и природы.// Философские проблемы глобальной экологии. М. 1983. С. 108, Гирусов Э. В. Нормальный аспект экологической науки. // Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. М. Наука. 1981. С. 236−237.

4 Бганба В. Р. Становление экологической этики: проблемы и перспективы. М. РАУ. 1992, Бганба B.P. Основания экологической этики. М. РАУ. 1990, Бганба В. Р. Экология и мораль. Сухуми. Алашара. 1991, Галеева A.M. Методологические основы системы социоэкологического образования и воспитания.// Проблемы социоэкологии. Львов. 1987., Гиренок Ф. И. Экология как феномен самосознания цивилизации. М. 1988., Гиренок Ф. И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. М. 1987, Зеленков А. И., Водопьянов П. А. Динамика биосферы и социокультурные традиции. Минск. 1987., Никонорова Е. В. Экологическая культура и молодежь. Учебное пособие. М.1990, Киселев H.H. Мировоззрение и экология. Киев. 1990

5 См. работы Алиева М. Д., Абдуллаева 3., Герасимчука А. А., Джанаевой H.H., Дичева Г, Жолондковского А. Н., Игнатовской Н. Б., Казанцевой T.B., Карпенко Е. И., Кузьмичевой Ж. А., Лысова Г. А., Мартиросяна Ж. С., Наджафовой З. Г., Покуленко T.A., Пономаревой С. И., Седакова А. И., Халапсиса B.C., Шихутина В.И.

6 См. работы: Малиновского А. В., Мангасаряна В. Н., Лиходиевского А. Ф., Фоминой М.Н.

7 См. работы: Кульбицкой Л. Е., Галкина Ю. Ю., Достоваловой Н. А., Никифорова В. П., Писачкина В. А., Солдаткиной И. Ю., Эзимовой О. С., Узбекова Н. Г. нарастающему количеству определений эко-кулътурных феноменов, таких как экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая деятельность, экологическая культура. В последующих работах, как правило, не происходит аналитической обработки предыдущих определений, синтеза наработанной информации и даже научных дискуссий. В качестве исключений можно привести только некоторые примеры: сводную таблицу определений экологического сознания можно обнаружить в работе Э.А. Эзимовой1, попытку типологизации определений экологической культуры в работе Е. И. Карпенко. Наибольший интерес представляет полемика относительно места, отводимого экологической культуре, между «экологистами» (Н.Ф.Реймерс, А. Д. Урсул, Н. А. Храменков и др.) и «культурологистами» (Э.С.Маркарян).

К сожалению, практически отсутствуют методологические работы относительно процесса формирования экологической культуры у школьников, что лишь в незначительной мере можно заменить работами общетеоретического плана таких отечественных социологов, как А. Г. Здравомыслов, И. С. Кон, В. А. Ядов и др.

Наиболее ценными в прикладном плане являются работы таких авторов как Иоганзен Б. Г., Рыков. Н.А., Ожегов Ю. П., Никонорова Е. В., Аутлева А. Н., Докторов Б. З., Сафронов В. В., Г. Шагун, В. И. Павлов, П. Е. Рыженков.3 Цель и основные задачи исследования.

Целью работы является раскрытие специфики формирования экологической культуры у подрастающего поколения на современном этапе.

1 Эзимова Э. А. Формирование нового экологического сознания (на материалах Туркменистана). Дисс.. к.ф.н. М. РАУ. 1992.

2 Карпенко Е. И. Социально-экологическая ответственность. Дисс.к.ф.н. М. 1988.

3 Иоганзен Б. Г., Рыков. H.A. Мотивы охраны природы .//Природоохранительное образование в средней школе. Сборник научных трудов. М. 1978. С.34−41, Ожегов Ю. П. Никонорова Е.В. Экологический импульс. Проблемы формирования экологической культуры молодежи. М. Мол.гв. 1990.," Массовая коммуникация и охрана среды" (1987 г.). Аутлева A.H. Изучение потребностей учащихся в области окружающей среды.//Современные подходы к содержанию и организации непрерывного экологического образования. Спб. 1992. Докторов Б. З., Сафронов B.B. Экологическое сознание горожан. Л.1987 Г. Шагун, В. И. Павлов, П. Е. Рыженков. Изучение экологического сознания у современных детей и подростков. Психологический журнал. N1. 1994. С.43−51

Данная цель предполагает решение следующих основных задач-раскрыть содержание и основные особенности понятия «экологическая культура общества» на основе анализа ее структуры, генезиса и функций;

— конкретизировать соотношение понятий «экологическая культура общества» и «экологическая культура личности» ;

— проследить историческую эволюцию условий формирования общественной и индивидуальной экологической культуры;

— исследовать уровень экологической культуры современных школьников;

— проанализировать современные условия формирования экологической культуры подрастающего поколения;

— определить основные тенденции в развитии современной системы экологического образования и воспитания;

— выработать рекомендации по оптимизации процесса формирования экологической культуры школьников конкретно для Самарского региона.

Объектом исследования является система социо-природных отношений, сложившаяся в современном обществе, ее ментальные и материальные проявления.

Предметом исследования выступает процесс формирования экологической культуры современных школьников.

Теоретико-методологическая база исследования.

В исследовании экологической культуры и процесса ее формирования автор исходил из общенаучных принципов изучения социальных явлений: социального эволюционизма и историзма, социальной опосредованности эко-культурных явлений и процессов, их зависимости от культурных, политических, экономических и географических условий общества в прошлом и настоящем, а также социальной детерминации эко-социальных процессов и активнопреобразующей роли индивида в этом процессе.

При подготовке и проведении исследования использовались труды российских и зарубежных ученых, которые имеют общеметодологический характер и дают ключевые принципы для анализа социо-природных проблем с точки зрения философии, социологии и социальной экологии, а также раскрывают принципиальные основы понятия экологической культуры, ее сущности, генезиса и функций, соотношения общественной и индивидуальной экологической культуры.

Эмпирической базой диссертации явились результаты практической и исследовательской работы Центра экологического образования при Историко-эко-культурной Ассоциации «Поволжье» (г.Самара) в сотрудничестве с областным комитетом экологии, а также Главным управлением народного образования при администрации Самарской области.

В диссертации были использованы;

— результаты опроса учащихся 5−11 классов шести школ города Самары, дифференциированных на четыре типа: школы с экологическим и экономическим уклоном, гимназия и средние общеобразовательные школы (из разных районов города), проведенного в марте — мае 1994 г. Центром экологического образования по собственной программе автора «Экологическая культура школьников г. Самары». Объем выборочной совокупности 978 человек;

— результаты контент-анализа работ участников областной экологической олимпиады, проведенной автором (февраль 1995 г.), в которой приняли участие 99 школьников 8−11 классов из различных школ Самарской области;

— результаты опроса относительно необходимости эко-педагогической литературы (учебных и методических пособий) и курсов переподготовки и повышения квалификации для учителей, проведенного в рамках предварительного этапа осуществления комплексной региональной программы развития системы экологического образования и воспитания Центром экологического образования через структуры Управления народным образованием среди педагогов области (октябрь-декабрь 1994 г.);

— данные, полученные в ходе проведения экологических игро-фестивалей, проводимых Центром экологического образования, в ходе которых учащиеся занимались проектированием определенных ситуаций, поиском возможных выходов из смоделированных экологических кризисов и иными вариантами деловых игр по эко-социальной оптимизации. В четырех игро-фестивалях участвовало 144 школьника старшей и средней возрастных ступеней;

— материалы исследования экологической культуры школьников под руководством А. Н. Аутлевой (1991 г.), охватившего различные регионы страны (гт.Санкт-Петербург, Майкоп, Новгород, Череповец), а также пилотажного исследования экологического сознания детей и подростков авторским коллективом Г. Шагун, В. И. Павлов, П. Е. Рыженков (Новосибирск, 1994 г.) под руководством Г. Шагун и Э.Мезенхолль.

Автор использовал разнообразные источники информации, в том числе официальные документы по исследуемой проблеме, в перечень которых входят как резолюции и рекомендации международных, межправительственных и всесоюзных конференций по экологическому образованию, так и постановления министерств и правительства по данному вопросу.

Научная новизна исследования,

Диссертация является комплексным теоретико-прикладным исследованием, посвященным современному процессу формирования экологической культуры школьников. В ней с новых позиций:

— уточнена специфика экологической культуры, которая рассматривается которая определяется не только как ментальное образование, но и как совокупность элементов духовной культуры общества и его материальной социально-экологической инфраструктуры. В этом контексте автор, присоединившийся к определению Э. В. Гирусова, вкладывает в его понимание экологической культуры как той части культуры общества, которая обуславливает соответствие социальной деятельности требованиям жизнепригодности среды, новое содержание. Принципиально новым является определение экологической культуры личности как индивидуального варианта и функционирования человека в общесоциальной экокультурной системе, обуславливаемой образом жизни и мышления конкретной личности;

— предложена модель механизма межпоколенной трансляции экологической культуры и рассмотрено современное состояние и условия функционирования этого механизма. В соответствии с прелагаемой моделью эко-культурная трансляция осуществляется по четырем каналам: два непосредственно эко-культурных канала — практический и теоретический, и два общекультурных канала — также практический и теоретический. Автором отмечаются снижение значимости практических каналов передачи экокультурной информации, эко-дест^ктивные тенденции в общекультурных каналах трансляции и повышение роли теоретического непосредственно эко-культурного канала. Подчеркивается также появление в последнем спекулятивных тенденций;

— дан двусторонний анализ современного состояния системы экологического образования как со стороны объекта эко-педагогического воздействия, так и со стороны его субъекта, который выявил парадоксальную ситуацию: при наличии глубокой интеллектуальной проработки основ экологического образования и государственно-административной инициативы среднее адмиистративное звено оказалось неготовым к внедрению экологического образования в школу в массовом масштабе. В результате экологические аспекты отсутствуют в большинстве случаев в школьном преподавании или присутствуют в бесполезно-декларативном видеiразработана комплексная региональная программа развития системы экологического образования и воспитания, которая включает в себя следующее: социологическое обеспечение, в том числе анализ материально-технической базы и естественно-природного окружения школ, кадровое и квалификационное обеспечение и др.- кадровое и учебно-методическое обеспечениесистематизация и обобщение эко-педагогического опытаразвитие системы внеклассной и внешкольной эко-педагогической деятельности и др.;

— обоснованы и предложены основные показатели сформированное&tradeвысокого уровня экологической культуры, которые включают в себя озабоченность экологической проблематикой, информированность в данной сфере, социально-экологическую ответственность, экофильные принципы и социальные установки и другие значимые факторы;

— выработаны конкретные рекомендации по улучшению процесса формирования экологической культуры современного подрастающего поколения, в частности, системность и долгосрочное планирование во введении экологического образования в школы, создание экологического информационо-педагогического пространства, демократизация и гуманизация преподавания, акцент на исследовательский подход и саморазвитие и др.;

— эмпирическим путем установлены некоторые характеристики экологической культуры современных школьников и процесса ее формирования, в частности, обеспокоенность состоянием окружающей среды, недостаточный уровень экологической информированности, пассивность по отношению к экологическим проблемам, зависимость уровня экологической культуры от типа учебного заведения и др. информированность.

Практическая значимость проведенной диссертантом работы заключается в возможности применения полученных результатов и основных выводов как в педагогической практике, так и в работе органов управления народного образования, а также в деятельности областных и городских комитетов экологии и экологических фондов. Анализ эко-педагогической деятельности и основные рекомендации по дальнейшему развитию системы экологического образования и воспитания дают необходимый материал для начала реализации следующего этапа формирования системы экологического образования и воспитания как в Самарском регионе, так и в других регионах России.

Материалы исследования также могут быть использованы в учебном процессе, при подготовке и чтении лекций, спецкурсов, факультативов по различным аспектам экологии (главным образом, по социальной экологии), социологии личности и социологии управления. Апробация работы.

С отдельными аспектами разрабатываемой в диссертации проблемы автор выступил на следующих конференциях: «Региональные экологические проблемы и пути их реализации» (г.Самара 22−24 декабря 1994 г.) на секции «Теоретические и практические проблемы формирования экологической культуры» — на конференции «Социо-естественные проблемы истории» (г.Феодосия, 20−27 сентября 1993 г.) — на Первой межкафедральной научной конференции Социологического и социально-психологического Центра РАУ в декабре 1993 г., Второй межкафедральной научной конференции РАГС (май 1994 г), на заседании проблемной группы кафедры социологии РАГС при Президенте РФ.

По теме данного исследования автором опубликованы четыре статьи в научных изданиях, а также статьи в местных и региональных поволжских газетах.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав,

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретическое изучение данной темы, а также прикладное ее исследование позволили прийти автору к следующим обобщениям и выводам. Экологическая культура общества, рассматриваемая в данном исследовании как динамическое ментально-материальное образование, является уникальным эволюционным инструментом самосохранения вида homo sapiens. Соответственно, будучи имманентной частью общей культуры любого социума, она несет на себе ряд важнейших для жизни людей функций: эко-адаптивную, эко-когнитивную, эко-рефлексивную и эко-социально-регулятивную. Выполнение данных функций экологической культуры служит единственной и основной задаче: стабильное обеспечение человеческому обществу жизнепригодности окружающей среды. Понимая жизнепригодность" вариативно, можно соответственно менять содержание основного для нас термина — экологической культуры. Однако основной постулат автора при ее определении — это антропоцентристское в высшем понимании этого слова, т. е. истинно человеческое отношение к окружающей среде как к части целокупной системы человеческой личности и основе его духовного и материального развития. Исходя из этого, экологическая культура индивида рассматривается не по принципу изоморфности общественной экологической культуре, а по принципу изучения того, в какой мере осуществляются индивидом основные эко-культурные функции в обыденной жизни. Именно это, на наш взгляд, дает реальную картину уровня индивидуальной экологической культуры.

В современных условиях, когда социальная регламентация деятельности и социальный контроль ослаблены по сравнению с традиционным обществом, а социо-био-геоценозы практически разрушены, эко-культурные функции должны осуществляться человеком исключительно осмысленно. Только отдающий себе полный отчет о последствиях своей жизнедеятельности индивид может считаться обладающим высоким уровнем экологической культуры. Не традиции должны управлять поведением такой личности, поскольку они не выполняют ныне своих первоначальных социои эко-регулятивных функций, и не политико-экономическое или государственное манипулирование сознанием. Только самостоятельный экзистенциальный выбор, основывающийся на идеях гуманизма и принципе активного жизнеутверждения, может стать залогом истинно экофильного сознательно откорректированного образа жизни. В то же время, экофильное поведение само по себе должно стать новой эко-культурной традицией. Стереотипы такого поведения, если о таковых в принципе возможно говорить, передаются ныне не столько от поколения к поколению, сколько заново создаются на истинно научной основе и транслируются в наибольшей мере по непосредственному теоретическому каналу межпоколенной трансляции, т. е. в процессе экологического образования и воспитания.

На современном этапе можно говорить о наличии отечественной системы экологического образования и воспитания, которая существует же более четверти века. В этом аспекте исследование современного состояния эко-педагогики дает весьма оптимистическую картину подъема и развития данной области: разрабатывается все больше новых эко-образовательных программ и учебников, осуществляется экспериментальная эко-образовательная деятельность, растет количество образовательных учреждений с экологическим уклоном. Однако изучая проблему с другой стороны, т. е. рассматривая состояние массового экологического образования и саму экологическую культуру современных школьников как социальное явление, можно увидеть далеко не оптимальное состояние эко-образовательной системы.

Во-первых, сегодня школьники несмотря на свою озабоченность эко-кризисной ситуацией очень плохо осведомлены о конкретной опасности и занимают, как правило, пассивную позицию по отношению к решению экологических проблем.

Во-вторых, парадоксальным является то, что исследователи экологической культуры школьников объясняют однобокость экологической культуры подрастающего поколения тем, что в России не только отсутствует школьная государственная экологическая программа, но и ограничены как информационные источники по экологической проблематике, так и общение со взрослыми (учителями и родителями) на данные темы. Подчеркивается необходимость включить в курс биологии соответствующей информации и создание в обществе атмосферы поддержки взрослыми экологических инициатив детей.

Таким образом, исследуя данную проблему в различных аспектах, становится очевидным, что эко-образовательная сфера далеко не так развита, чтобы соответствовать той важнейшей задаче — формированию новой экофильной экологической культуры подрастающего поколениякоторая возлагается на нее историческим развитием. Конечно, оптимальный вариант реализации экологического образования предусматривает воплощенность экологической культуры в поведении человека, его образе жизни, системе ценностей, семейном воспитании и внутренней жизни в целом. Сегодня такая задача еще не поставлена и, поэтому, не может быть решена. Однако, перед работниками образования сегодня стоят также очень важные и трудоемкие задачи провести кропотливое исследование действительного состояния экологического образования на местах, с целью наиболее полно изучить и удовлетворить его актуальные потребности, исследовать потенциальные возможности и перспективы его развития в каждом конкретном случае, а также найти те оптимальные форм и методов экологического образования и воспитания, которые бы были не умозрительным развитием теории, а давали бы реально ощутимый результат в виде повышающегося уровня экологической культуры современных школьников — залога стабильного и долговременного развития нашей страны в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П. Ключи к экологии. Л. 1982.
  2. А.Н. Изучение потребностей учащихся в области окружающей среды.//Современные подходы к содержанию и организации непрерывного экологического образования. Спб. 1992. С.3−9.
  3. С.А. Народы и культуры. М. 1983.
  4. Афонина В. Н. Глобальная экология и проблемы культурной традиции // Взаимодействие общества и природы. Философско-методологические аспекты экологической проблемы. М. 1986
  5. Э.В. Сознательное отношение к природе как основа формирования экологической культуры.// Материалы XXIII Всесоюзной научной конференции «Студент и научно-технический прогресс», н Новосибирск. 1985.
  6. В.Р. Становление экологической этики: проблемы и перспективы. М. РАУ. 1992
  7. В.Р. Основания экологической этики. М. РАУ. 1990
  8. В.Р. Экология и мораль. Сухуми. Алашара. 1991.
  9. В.Н., Неганова В. П. Экологическая культура как грань всестороннего развития личности. / Свердловск. 1984. 12с. Деп. в ИНИОН 02.08.84. N 17 703
  10. Л.П. Социокультурный опыт и методы его освоения человком.//Культурный прогрес: философские проблемы. М. 1984
  11. А.А. Мир и человек. М. 1993.
  12. В.И. Философские мысли натуралиста. М. Наука. 1988.
  13. В.И. Биосфера и ноосфера. М. Наука. 1989.
  14. И.Н. Экологическая культура и личность.// Философия исовременный мир. Минск. 1991. Вып.18. С.46−52.
  15. Н. Ф. Камерилова Г. С. Природопользование. Экспериментальный курс для учащихся 11-х классов. М. 1994.
  16. Н.Ф., Камерилова Г. С. и др. Концепция и программа курса «Природопользование» для учащихся 11 классов. Н.Новогород. 1993.
  17. Н.Ф. и др. Окружающий мир. М. 1993.
  18. A.M. Методологические основы системы социоэксшогического образования и воспитания.// Проблемы социоэкологии. Львов. 1987.
  19. Ф.И. Экология как феномен самосознания цивилизации. М.1988.
  20. Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. М. 1987.
  21. Э.В., Герасимчук А. А. Формирование социально-экологической культуры студенческой молодежи.// Философия и экологическая проблема. М.1990.
  22. Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию.// Взаимодействие общества и природы. М. Наука. 1986
  23. Э.В., Ширкова И. Ю. Экология и культура. М. Знание.1989.
  24. Э.В. Социальная экология. Специфика ее проблем и основные задачи развития.//Вопросы социоэкологии. Львов. 1987. С. 13−23.
  25. Э.В. Экологическое сознание ка условие взаимодействия обещества и природы.// Философские проблемы глобальной экологии. М. 1983. С. 108.
  26. Э.В. Система «общество природа» (проблемы социальной экологии). М. МГУ. 1976.
  27. Э.В. Нормальный аспект экологической науки. // Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. М. Наука. 1981.
  28. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М. 1990
  29. Горизонты экологического знания./ Ред. Фролова И.Т. М. Наука. 1986.
  30. Город, природа, человек: проблемы экологического воспитания. М. 1982.
  31. А.А. Экологические уроки исторического прошлого и овремености.Л. Наука. 1991. С.246
  32. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л. 1991
  33. В.А., Ухов В. М. Проблемы экологического воспитают, стихийность и сознательность во взаимодействии общества с природой. // Идейно-воспитательная работа в ВУЗе. Калинин. 1987.
  34. А.А. Природа как ценность культуры.// Экология, культура, образование. Ставрополь. 1982.
  35. В. Экология и общество. М.1981.
  36. А.И., Куджрявцев Л. Ф. и др. Экологический практикум.1. H.Новгород. 1995.
  37. .З., Сафронов В. В. Экологическое сознание горожан. Л.1987
  38. Заключительный доклад Межправительственной конференциии по образованию в области окружающей среды. Тбилиси. 1977.
  39. И.Д. Экология в школьном обучении. М. 1980.
  40. А.Т. Потребности. Интересы. Ценности. М. 1986.
  41. А.И., Водопьянов П. А. Динамика биосферы и социокультурные традиции. М. 1987.
  42. К.Д. Экологическое воспитание.// Экологическое образование и воспитание в СССР. Тезисы докладов на Междунарордном конгрессе по образованию и подготовке кадров в области окружающей среды. 17−21 августа 1987 г. М. Изд-во МГУ. 1987.
  43. История и общество: проблемы развития человека. Экологическая перспектива человеческой цивилизации. М. 1988.
  44. .Г., Рыков. Н. А. Мотивы охраны природы. // Природоохранительное образование в средней школе. Сборник научных трудов. М. 1978. С.34−41.
  45. А.В. Формирование научного мировоззения личности и вопросы экологического воспитания в высшей школе.// Социально-философские проблемы формирования личности. М.1986.
  46. A.M. Диалектика воспроизводства отношений общества и природы (Субьективно-обьективный аспект). Дисс. Саранск. 1989.
  47. Кант И.Соч.в 6-ти тт.М.1966.Т.4., ч.2. С. 382.
  48. Н.В., Рычков А. К. Проблемы экологического образования.// Философия и экологическая проблема. М.1990. С.268−274.
  49. О.А., Носов В. П. Формирование экологической культуры личности. // Перестройка общественных отношений и личность. JI. 1988. С. 115−120.
  50. Н.Н. Мировоззрение и экология. Киев. 1990
  51. . Планета и цивилизация в опасности. М. 1985.
  52. З.А. Природоведение. М. 1993.
  53. Т.А. и др. Дидактические материалы по экологии (пособие для учителя). М. «Международный дом сотрудничества», 1995.
  54. Т.А. и др. Рабочая тетрадь по экологии. М. /'Международный дом сотрудничества", 1995.
  55. JT.H. Экологичекая культура развитого социализма.// Идейно-теоретические проблемы научнотехнического прогресса. Свердловск. 1978. вып.2.
  56. . Замыкающийся круг. JI. 1974. С. 65.
  57. . Технология прибыли. М. 1976.
  58. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи. М. Знание. 1988.
  59. А.Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание. М. 1987.
  60. .А. Системный анализ экологической культуры. // Диалектика духовной жизни общества. Ярославль. 1989.
  61. П. Этот человеческий мир. М. 1987.
  62. О. Календарь песчаного графства. М. 1976.
  63. Личность и ее ценностные ориентации. Ред. В.Ядова. М. 1969.
  64. B.C. Человек, природа, воспитание. М. МГУ. 1977.
  65. Э.С. Теория культуры и современные науки. М. 1993. С. 61.
  66. Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван. АН АрмССР. 1973.
  67. Э.С. Культура как система. Общетеоретические и историко-методологические аспекты проблемы. Вопросы философии. 1984. № 1. С. 119.
  68. Массовая коммуникция и охрана среды. Таллинн. 1987.
  69. Миркин Б.М.и др. Экология России. (9−10), М. /'Международный дом сотрудничества", 1995.
  70. Н.Н. Экология человечества глазами математика. М. 1988.
  71. А. Социодинамика культуры. М. 1973.
  72. . Наука об окружающей среде. М. 1993. Т.1.
  73. Неформальное экологическое образование детей. (Исторический опыт и рекомендации педагогам) Киев. Наукова Думка. 1994.
  74. Е.В. Экологическая культура и молодежь. Учебное пособие. М.1990.
  75. Образование в области окружающей среды. Минск. 1980.
  76. Ю. П. Никонорова Е.В. Экологический импульс. Проблемы формирования экологической культуры молодежи. М. Мол.гв. 1990.
  77. Ю.В. Экологиеские проблемы и НТР.М. 1987. С.
  78. Р. Природа предъявляет счет.Охрана природных ресурсов в США. М. 1969.
  79. А. Человеческие качества. М. 1987,
  80. Л.И., Смышляев В. А. Экологические аспекты современной культуры и процесса социализации личности. // Культура как фактор социализации личности. Воронеж. 1992. С. 47−57.
  81. А.А. Природоведение.(3−4 кл.) М.1992.
  82. Проблемы образования в области окружающей среды. М. 1979.
  83. Н.Ф. Предпосылки и пути формирования экологической культуры.
  84. Н.Ф. Экология человека: основные проблемы. // Проблемы природоохранительного просвещения. Новосибирск. 1980.
  85. Н.Ф. Экология. М. 1994.
  86. М.М. Историческая динамика экологической культуры. // В естник Б ГУ. Сер. 3. История. Философия. Научный коммунизм. Экономика. Право. Минск. 1990.
  87. И.П. Экологическое воспитание.// Личность и общество. М. 1990. С. 144−154.
  88. А.В. Экологическое воспитание учащихся.// Философия и экологическая проблема. М.1990. С.274−286.
  89. Сен-Марк Ф. Социализация природы. М. 1977.
  90. . X. Философия техники и философия человека. // Новая технократическая волна на Западе. М. Прогресс. 1986. С. 240−248.
  91. Современные подходы к содержанию и организации непрерывного экологического образования. Спб. 1992.
  92. Н.В. Экологическая культура: состояние проблемы. Казань. Каз.гос.пед.ин-т. 1992.
  93. Н.Н. и др. Методика преподавания курса «Экология России». М.,"Международный дом сотрудничества", 1995.
  94. Социальные аспекты экологической проблемы. М. Наука. 1982.
  95. К. О понятии экологической культуры общества.// Проблемы формирования современной экологической культуры. Вильнюс. 1987. С. 22.
  96. Абдуллаев 3. Диалектика экологических отношений и экологического сознания (социально-философский аспект) Дисс.к.ф.н. Ташкент. 1990.
  97. А.И. Социокультурный и нормативный аспекты исследования взаимоотношения человека и природы. Дисс.к.ф.н. Минск. 1986
  98. И.А. Традиция как механизм воспроизводства общественной жизни // Дисс. .к.ф.н. Ереван. 1985
  99. Ю.Ю. Особенности формирования экологической культуры советской молодежи в современных условиях. Автореф. дисс.. к.ф.н. АОН. М. 1990.
  100. Э.В. Методологические проблемы теории взаимодействия общества и природы. Дисс.. к.ф.н. М. 1978.
  101. А.А. Человек и природа. Пути гармонизации. Дисс.. к.ф.н.
  102. Г. Б. О философских основаниях концепции экологического воспитания личности. Дисс.. Темиртау. 1988.
  103. Н.Н. Социально-экологический кризис: сущность и тенденции развития. Дисс.. к.ф.н. Л. 1983.
  104. Т.Г. Социально-философские проблемы адаптации, выживания человека и современная экология. Дисс.. к.ф.н. М. 1990.
  105. Н.А. Формирование экологической культуры населения в современных условиях. Дисс.к.ф.н. М. РАУ. 1991
  106. Г. Ш. Социально-философские проблемы современной экологической ситуации. Дисс.. к.ф.н. М. 1983.
  107. А.Н. Мировоззренческий аспект экологической проблемы. Дисс.. к.ф.н. Кишинев. 1982.
  108. Н.Б. Ценности отншения человека и общества. Дисс.. к.ф. н. М. б.г.
  109. Т.В. «Новая культурная парадигма» в осмыслении экологических проблем. Дисс.. к.ф.н. М. 1992.
  110. Е.И. Социально-экологическая ответственность.как социальное явление. Дисс.к.ф.н. Харьков. 1986.
  111. Е.С. Слитность природного и социального в мифологических представлениях первобытного общества.// Экологические проблемы и пути ее решения. (Философские вопросы гармонизации взаимоотношений человека и природы). М. 1987.
  112. И.А. Современная экологическая ситуация и проблема социальной ответствености. Дис.. к.ф.н. М. 1978.
  113. Кульбицкая J1.E. Философские аспекты формирования экологического сознания. Дисс.. к.ф.н. Минск. 1991.
  114. А.Ф. Экологическая культура как фактор гармонизации взаимодействия общества и природы. Дисс.. к.ф.н. Минск. 1988.
  115. Г. А. Отношение «человек природа» и его социально-исторические изменения. Дисс.. к.ф.н. Р/Д. 1978.
  116. А.В. Экологическая культура работников сельского хозяйства: специфика, тенденции развития. Дисс.. к.ф.н. М. РАУ. 1992.
  117. В.Н. Традиции в развитии экологической культуры общества. Дисс.. к.ф.н. Спб. 1992.
  118. .С. Генезис современной экологической ситуации. Дисс. .к.ф.н. Ереван. 1980.
  119. А. Г. Экологическая культура как социальное явление. Дисс.Свердловск. 1982.
  120. З.Г. Экологическое сознание: сущность и особенности функциоирования в системе «общество природа». Дисс. .к.ф.н. Одесса. 1988.
  121. В.П. Экологическое воспитание в системе коммунистического воспитания молодежи. Дисс.. к.ф.н. Л. 1984.227.0конская Н. К. Философский анализ экологических аспектов трудовой деятельности. Дисс. .к.ф.н. М. 1985. С. 57.
  122. В.А. Экологическое воспитание как фактор нравственош формирования личности. Дисс.. к.ф.н. Саранск. 1986.
  123. Е.А. Экологические отношения как культурно-историческая проблема. Дисс.. к.ф.н. М. 1984.
  124. А.И. Деятельность государственных и общественых организаций Поволжья по защите окружающей среды (вторая половина 1980-х начало 1990-х.). М. РАУ. 1991
  125. М.У. Концепция коэволюции и экологическая проблема. М. 1991. Дисс.. к.ф.н. С. 14)
  126. И.Ю. Формирование экологической культуры личности как проблема экологического воспитания. Дисс.. к.ф.н. М. 1985.
  127. Н.Г. Сущность и социальный механизм формирования экологической культуры личности при социализме. Дисс.. к.ф.н. М. 1989.
  128. М.Н. Нравственное содержание экологической культуры личности (этико-философский аспект). Дисс.к.ф.н. М. 1987.
  129. B.C. Методологический анализ понятийного аппарата проблемы «общество природа». Дисс.. к.ф.н. М. 1983.
  130. Н.Н. Экологическая культура общества и личности. Дисс.к.ф.н. Горький. 1984.
  131. В.И. Развитие экологически обоснованных потребностей в современном обществе. Дисс.. к.ф.н. М. 1988.
  132. О.С. Формирование нового экологического сознания на материалах Туркменистана. Дис.. к.ф.н. М. РАУ. 1992.
  133. ЗЛ.Бернштейн Б. М. Традиции и социокультурная система //Советская этонография, 1981, N 2
  134. Л.И. Отношение к природе. «Традиция управления» и «традиция сотрудничества». // Вопросы философии. 1987. N 7.
  135. Л.И. Анторопоцентризм и его экологическая критика. // вопросы философии. 1983. N 6. С. 136−144.
  136. Вестник Обр. 1993, N7, С. 3135.3ахлебный А. Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации. Советская педагогика. N 9. 1984 С. 16−22
  137. З.б.Захлебный А. Н. Суравешна И.Т. Научно-техзнический прогресс и экологическое образование. Советская педагогика. N 12. 1985
  138. А.А. Ценности науки и традиционное общество.// Вопросы философии. 1992. N 1
  139. Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле. // Вопросы философии. 1990. N 6.
  140. Н.Н. Общественная эволюция, рациональное общество./ЯЮЛИС. 1992, N 3
  141. З.Ю.Моисеев Н. Н. Универсальный эволюционизм.// Вопросы философии. 1991, N 3
  142. З.П.Николин В. В. Экологические ценности как регултор культуры личности.// Педагогическое обозрение. Нижний Новгород. 1995.
  143. Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности."// Вестник образования. 1994. N 4. С. 7−49.
  144. Современные тенденции в развитии инвайронментальной социологии, (материалы симпозиума, 11 992, 7−21 июля, Нидерла нды). СОЦИС, 1992,12, С.1−81
  145. А.Д. О понятии «экологическая деятельность». Философские науки. 1986 N 1. С. 35.
  146. Г., Павлов В. И., Рыженков П. Е. Изучение экологического сознания у современных детей и подростков./ Психологический журнал. N 1. 1994. С.43−51.
  147. Г. И. Идея ноосферы и независимая экология.// Вопросы философии. 1989, 10.
  148. Ф.ди Кастри. Курьер ЮНЕСКО, 1980, июнь, С. 20.
  149. О.Н. Экологическое знание и городская культура.// общественные науки. 1988. N.1. 104−117.
  150. О.Н. Методологические вопросы исследования социально-экологической проблемы.// Вопросы философии. 1981. 1. С. 91−99.
Заполнить форму текущей работой