Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социокультурные практики интеграции светского и религиозного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гараджа В. И. Социология религии. — М.: Аспект Пресс, 1996 — 239 е.- Козлова Ю. Б. Проблемы влияния православия на духовно-нравственные процессы в Российском обществе: Дне. канд. социол. наук. — Уфа, 2000. — 161 е.- Лебедев С. Д. Религиозная и светская культуры как типы систем социального знания — Белгород: Изд-во БелГУ, 2003 — 48 е., Лебедев С. Д. Методологические аспекты взаимодействия… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ СВЕТСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. Методологические подходы к анализу понятия «интеграция» и ее особенностей в образовательной сфере
    • 2. Интерпретации светского, религиозного и конфессионально-ориентированного образования
    • 3. Социокультурные основания интеграции светского и религиозного образования
  • ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ КОНФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 1. Социально-психологические основания интеграции светского и религиозного образования
    • 2. Нормативно-правовые основания интеграции светского и религиозного образования
    • 3. Организационно-педагогические основания интеграции светского и религиозного образования
  • ГЛАВА III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИИ СВЕТСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. Использование мирового опыта изучения религии в светской школе
    • 2. Основные направления регулирования процесса интеграции знаний о религии в светскую школу (на примере Белгородской области)
    • 3. Место социокультурных факторов в оптимальной модели реализации конфессионально-ориентированного образования

Социокультурные практики интеграции светского и религиозного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Изменения на социокультурном пространстве средней школы, происходящие в последние годы радикальных перемен, освещены новыми экономическими, политическими и культурными ценностями современного российского общества. Социальные инновации в образовательной сфере привлекают внимание исследователей, отдельных социальных групп и общества в целом, так как затрагивают базовые пласты культуры, реализуемые в образовательном процессе, создают ценности, транслируемые в сознание молодежи, выполняют важную роль в реализации сверхзадачи культуры — организации духовной жизни общества. В условиях трансформаций в образовательной деятельности общество разделилось на сторонников и противников перемен. В контексте обозначенной проблемы особую значимость приобретает социологический анализ реализуемой практики интеграции светского и религиозного образования, во многом инициированный государством.

С одной стороны, такое взаимодействие соответствует либеральному плюрализму культурных ценностей, идей и интересов. Религиозная картина мира является одним из пластов культуры, хотя оценивается традиционно как оппозиционная научному объективированному знанию. Одновременно результаты социологических исследований выявляют наличие устойчивого интереса у людей, представляющих значительный сегмент российского общества, к религии как институту культуры, транслирующему национальные духовные ценности и архетипы. Наблюдается приобщение заметной части общества к различным религиозным вероучениям и, в особенности, — рост положительного отношения населения к традиционным религиозным институтам. Это формирует потребность у социальных групп, ориентированных на ценности религиозной картины мира, в более глубоком и дифференцированном знании религии, основу которого составляет образовательное знание.

С другой стороны, нельзя не заметить, что нарушение сложившегося за десятилетие консенсуса в обществе, где место религии было определено границами свободы совести отдельного человека, затрагивает базовые общественные интересы и групповые культурные предпочтения. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 46% россиян высказываются в пользу преподавания в школах основ религии (опрос проводился ВЦИОМ в 83 населенных пунктах 33 регионов России) — в то же время 39% высказались против знакомства их детей с религией в школе- 15% затруднились с ответом1.

В этих условиях социальные инновации в сфере образования, ориентированные на поддержание стабильности и согласия в обществе посредством взаимопроникновения и консенсуса культурных традиций, без мягкого регулирования согласования культурных запросов и социальных экспектаций способны привести к конфронтации и дестабилизации в жизни общества. Положение усугубляется еще и тем, что религиозные организации уже в течение ряда лет активно работают в образовательном пространстве Российской Федерации. В последние годы при их инициативе и активном содействии в образовательный процесс светской школы вводятся конфессионально-ориентированные инновации. Более всего преуспела в данном направлении Русская Православная церковь Московского Патриархата. С .1 сентября 2006.

2007 учебного года «Основы православной культуры» стали компонентом обязательной сетки школьной программы в Белгородской, Калужской, Брянской и Смоленской областяхеще в 11 регионах данный предмет преподается на факультативной основе2. Соответствующая практика вызывает неоднозначное отношение в обществе и у специалистов, что предопределяет необходимость научного осмысления базовых условий, границ, содержания и целей взаимодействия различных ветвей образования и обоснования оптимальных путей инте.

1 46% россиян высказываются в пользу преподавания в школах основ религии. // Миссионерское обозрение.

2001. — № 9 (71) — С. 2.

2 С 1 сентября основы православной культуры будут преподаваться в 15 регионах России, в четырех — как обязательный курс // Электрон, изд. Режим доступа к изд.: // http://www.pravoslavie.ru/news/6 0830I64738//.— Систем, требования: IBM PC, Internet Explorer. грации светского и религиозного знания в рамках действующего социального института образования с учетом дифференцированных социальных интересов.

Состояние научной разработанности проблемы.

Проблема интеграции в сфере образования, соотношения светского и религиозного образования в современной социокультурной системе, роли и места религии в современной российской системе образования привлекает внимание многих зарубежных и отечественных исследователей. Теория социальной интеграции разработана, в частности, в трудах М. Вебера, Э. Гидденса, Г. Зимме-ля, Э. Дюркгейма, Ч. Миллса, Т. Парсонса1 и др. Отдельные аспекты интеграции в сфере образования нашли отражение в исследованиях Д. В. Зайцева, В. Г. Иванова, В. В Кочеткова, И. В. Леусенко, И. И. Лошаковой, Л. А. Марченко, А. Г. Нестеровой, Н. Н. Сегединой, Г. Ф. Ушамирской, Е.Р. Ярской-Смирновой, в которых интеграция признается ведущей тенденцией развития общества, науки и образования.

В последние десятилетия в отечественной социологической науке активно разрабатываются различные вопросы интеграции светского и религиоз.

1 Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем.- М.: Прогресс, 1990. — 808 е.- Гидденс Э. Социология: пер. с англ. — М.: Эдиториал УРСС, 1999, Giddens A. Central problems in social theory: Action, structure and contradiction in social analysis. — London, 1979; Зиммель Г. Общение. Пример чистой, или формальной социологии // Избранное. Созерцание жизни. — М., 1996; Дюркгейм Э. Метод социологии // Западноевропейская социология XlX-начапа XX веков. — М., 1996, Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии: пер. с франц. — M.: Наука, 1990. — 575 е.- Миллс Ч. Высокая теория // Американская социологическая мысль / Под ред. В. И. Добренькова. — М., 1996; Парсонс Т. Система современных обществ / Под ред. М. С. Ковалевой. — М., 1998, Парсонс Т. Функциональная теория измерения // Американская социологическая мысль / Под ред. В. И. Добренькова. — М., 1996.

2 Зайцев Д. В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. — Саратов: Изд-во «Научная книга», 2003, Зайцев Д. В. Социальные проблемы интегрированного образования инвалидов // Образование в XXI веке: традиции гуманизма. Сб. науч. тр. / под ред. Мамыкановой Б. К. — СНГ, Астана: Изд-во Казахского РТУ, 2007. — С. 151−159- Иванов В. Г. Междисциплинарная интеграция общего и специально-технического образования в средней профессиональной школе (на примере изучения физики и специально-технических дисциплин): Дисс. канд. пед. наук-Уфа, 1999; Кочетков В. В. Социология межкультурных различий. -М.: Социум, 2000, Кочетков В. В. Соцнокультурные основы российских образовательных традиций // Российские образовательные традиции. — Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000; Леусенко И. В. Интеграция социально-гуманитарного знания как условие развития системы высшего образования: Дисс. канд. социол. наук. — Ростов-на-Дону, 2003; Лошакова И. И., Ярекая-Смирнова Е. Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. — Саратов: Изд-во пед. института СГУ, 2002. — С. 15−21- Марченко Л. А. Интеграция как фактор управления развитием муниципальной образовательной системы: Дисс. канд. пед. наук — Оренбург, 2003; Нестерова А. Г. Взаимодействие институтов светского и религиозного образования в современной России: опыт социологического анализа: Автореф. дне.. канд. социол. наук. — Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 2007. — 28 е.- Сегедина Н. Н. Управление инновационными процессами в региональной системе образования: Дне.. канд. социол. наук. — Белгород, 2006. — 202 е.- Уша-мирская Г. Ф. Управление интеграционными процессами в региональной системе образования: Дне.. д-р социол. наук. — Белгород, 2004. — 464 е.- Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности. -Саратов, 1997. ного образования. В основном внимание исследователей направлено на изучение методологических аспектов проблемы взаимоотношения светской школы и религии, соотношения религиоведческого и теологического знания, условий преподавания знаний о религии в светской школе: Е. И. Аринин, В. Башкиров, И. В. Метлик, Н. Д. Никандров, Г. С. Широкалова1.

Вопросы отношений между государством и религиозными объединениями в сфере образования на федеральном и региональном уровнях, нормативно-правовые основы реализации религиозного образования в средней общеобразовательной школе, отдельные аспекты реализации религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях современной России исследованы в работах М. Н. Белогубовой, С. А. Бурьянова, И. А. Галицкой, К. Каневского, А. В. Коло дина, Т. А. Кудриной, М. И. Одинцова, И.В. Понкина2.

Положение религии в современном российском обществе, место и роль религии в культуре, взаимодействие религии и этики, религии и науки, религии и образования рассматриваются в работах В. И. Гараджи, Ю. Б. Козловой,.

1 Аринин Е. И. Религиозное образование и «основы православной культуры»: проблемы демаркации // Православие и отечественная культура: наука, образование, искусство. — В 3-х тт. — Орел, 4−5 октября 2006 г./ Под ред. Т. Г. Человенко — Т.З. — Орел: Изд-во ОРАГС, 2006. — С. 5−8- Башкиров В. Проблемы интеграции религиозного и светского образования // Наука и образование на пороге III тысячелетия. — Минск, 2001. — С. 663−671- Метлик И. В. Религия и образование в светской школе — М.: Планета-2000, 2004. — 384 е.- Никандров Н. Д. Воспитание и религия (размышления педагога) // Советская педагогика. — 1991. — № 12. — С.51−56- Широкалова Г. С. Религиоведение в вузе или православная культура в школе? // Проблемы регионального религиоведения и актуальные вопросы преподавания религиоведения в высшей школе. Материалы IV росс, конференции. Москва, 10−11 декабря 2002 г. / Под. ред. Т. Б. Всехсвятской, H.B. Пожарской. — M.: Изд-во «Рудомино», 2003. — С. 49−59.

2 Белогубова М. Н. Государственно-церковные отношения: проблемы совершенствования законодательства в области образования // Религия и школа в современной России: документы, материалы, выступления. / Сост. и ред.: М. Н. Белогубова, И. В. Метлик, А. В. Ситников. — M.: Планета 2000, 2003. — С. 84−88- Бурьянов С. А. Правовые основания, сущностное содержание и гарантии свободы совести // Государство и право. — 2001. — № 2. — С. 21−26- Галицкая И. А. О типах и формах религиозного и религиоведческого образования // Государство и традиционные религиозные организации в сфере образования. Конституционно-правовой аспект: Сб. ст. / отв. ред. М. Н. Кузнецов — M., 2002. — С. 76—79- Каневский К. Взаимоотношения светской школы и религиозных объединений: правовой аспект // Религия и право. — 2005. — № 2. — С. 28−31- Колодин А. Па пути к диалогу // Высшее образование в России. — 2000. — № 1. — С. 47−54- Кудрина Т. А., Колодин А. В. Проблема «Школа и религия» в системе государственно-церковных отношений // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — M.: РАГС, 1999. — № 3 (20). — С. 3−13- Одинцов М. И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом — M.: ЦИНО, 2002 — 312 е.- Пон-кин И. В. Правовые основы светскости государства и образования. — M.: Про-Пресс, 2003 —416 с.

С.Д. Лебедева, Л. Н. Митрохина, М. П. Мчедлова, М. Г. Писманика, В. П. Римского, А. В. Ситникова, Н. А. Трофимчука, Д. М. Угриновича, И.Н. Яблокова1.

Научно-методические аспекты формирования мировоззрения, общей культуры учащейся молодежи при освоении религиоведческих знаний исследуются в работах А. С. Куликова, Л.А. Харисовой2. Теоретические вопросы интеграции знаний о религии в учебно-воспитательную деятельность светской школы, в содержание различных образовательных программ рассматривались в работах М. А. Жеребятьева, Ф. Н. Козырева, О. В. Лебедевой, Д. Левиной, А. Н. Лещинского, В. М. Меньшикова, Е.С. Уемляниной3. Анализ общественно-политических документов, результатов научных исследований показывает, что особенности интеграции светского и религиозного образования в России и в отдельных ее регионах, основания, проблемы и направления.

1 Гараджа В. И. Социология религии. — М.: Аспект Пресс, 1996 — 239 е.- Козлова Ю. Б. Проблемы влияния православия на духовно-нравственные процессы в Российском обществе: Дне.. канд. социол. наук. — Уфа, 2000. — 161 е.- Лебедев С. Д. Религиозная и светская культуры как типы систем социального знания — Белгород: Изд-во БелГУ, 2003 — 48 е., Лебедев С. Д. Методологические аспекты взаимодействия религиозной и светской культурных систем // Синергетика, философия, культура. — М.: РАГС, 2001. — С. 313−320- Митрохин Л. Н. Религия и культура (философские очерки). — М., 2000 — 318 е.- Мчедлов М. П. Как идет религиозное возрождение России? // Наука и религия. — 1997. — № 1. — С. 33−35, Мчедлов М. П. Религия в зеркале общественного мнения // Социологические исследования. — 1994. — № 5. — С. 26−34- Писманик М. Г. Необходимость диалога // Государство, религия, церковь в России и за рубежом — М.: РАГС, 1998. -№ 1−2 (13−14). -С. 152−154, Писманик М. Г. О сотрудничестве религиоведов и теологов // Светско-религиозное взаимодействие в изменяющейся России: Сб. ст. по материалам Всеросс. научной конференции 6−7 октября 2004 г. / Под ред. Л. Я. Дятченко, С. Д. Лебедева. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. — С. 132−139- Римский В. П. Миф и религия: К проблеме культурно-исторической специфики архаических религий. — Белгород: Изд-во «Крестьянское дело», 2003. — 184 е.- Ситников А. В. Православное образование и современная наука // Религия и школа в современной России: документы, материалы, выступления / Сост. и ред.: M.H. Белогубова, И. В. Метлик, А. В. Ситников. — M.: Планета 2000, 2003. — С. 134−140- Трофимчук Н. А. Университет не должен стать бурсой // Религия и право. — 2000. — № 2. — С. 12−13- Угринович Д. М.

Введение

в религиоведение: 2-е изд., доп. — M.: Мысль, 1985. — 268 е.- Яблоков И. Н. Религия в системе культурного универсума // Наука. Религия. Гуманизм. Сб. ст. // Ред. коллегия: Б. Н. Бессонов, К. Х. Делокаров и др.- M.: Меоты, 1995. -С. 89−99.

2 Куликов А. С. Христианская этика и мораль как системообразующий курс обновленного (культурологического) светского содержания школьного образования // Взаимоотношение государства, науки и религии: Сб. ст. / Владимирский государственный университет. — Владимир, 2000. — С. 147−148- Харисова Л. А. Религиозная культура в содержании образования. — M.: Просвещение, 2002 — 336 с.

3 Жеребятьев М. А. «Основы православной культуры» как светский предмет вузовской учебной программы // Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России. Материалы конф. Москва, 2000;2001. / Под. ред. И. Н. Потылнцына. — М.: Изд-во «Рудомино», 2002. — С. 73−75- Левина Д. Религиозное образование в российской средней школе: новые подходы и методики // Проблемы религиозного образования в России: традиции и новый опыт.: Сб. ст / Рус. христиан, гуманитар, пн-т. — СПб., 1997. — С. 33−47- Лещин-ский А.Н. К концепции преподавания релнгиоведения // Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России. Материалы конф. Москва, 2000;2001 / Под ред. И. Н. Потылицынои. — М.: Изд-во «Рудомино», 2002. — С. 39−43- Меньшиков В. М. Преподавание православной культуры в школе: опыт курской области // Религия и школа в современной России: документы, материалы, выступления. / Сост. и ред.: М. Н. Белогубова, И. В. Метлик, А. В. Ситников. — М.: Планета 2000, 2003. — С. 108−112- Уемлянина Е. С. Методологические и религиоведческие аспекты понимания специфики религиозного образования // X Ломоносовские чтения. — Архангельск, 1998. — С. 38—39. реализации религиозного образования в светских образовательных учреждениях недостаточно полно изучены в отечественной социологии образования и смежных областях социологического знания.

Анализ актуальности темы и степени ее разработанности в научной литературе позволяет определить базовое противоречие, состоящее, с одной стороны, в необходимости учета региональных особенностей интеграции светского и религиозного образования в целях оптимизации и повышения эффективности деятельности образовательной системы, а с другой — в недостаточной информативности эмпирических данных и аналитических материалов, характеризующих этот процесс. Таким образом, проблема нашего исследования заключается в отсутствии теоретико-методологического обоснования оптимального процесса интеграции светского и религиозного образования и его эмпирической верификации в условиях региона.

Теоретические и методологические основы исследования.

Исследование основано на положениях теории социальной интеграции, разработанной, в частности, в трудах Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Э. Гидден-са, П.А. Сорокина1 и др. Суть социальной интеграции применительно к нашему исследованию состоит в том, что функциональная задача интеграции выражается во взаимном приспособлении относительно самостоятельных подсистем светского и религиозного образования с точки зрения их содействия эффективному функционированию системы образования как целого. Структурно-функциональный подход (Т. Парсонс, Б. Малиновский, А. Радк-лифф-Браун и др.) обеспечивает достаточно четкое представление об образовательном пространстве интеграции светской и религиозной систем образования, его основных элементах, их функциях, связях и отношениях между ними, что предполагает, общее функциональное описание процесса интегра.

1 См.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда // Метод социологии. — М., 1991; Парсонс Т. Система современных обществ / Под ред. М. С. Ковалевой. — М.: Аспект Пресс, 1998. — С. 15−17- Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ, фр., нем., ит. / Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. — М.: Книжный дом «Университет», 2002 — Ч. 2 — 432 с. -С. 3−43. Гидденс Э. Социология: пер. с англ. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. — С. 422150- Сорокин П. А. Социальная аналитика. Анализ элементов взаимодействия // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Сост. и общ. ред. С. П. Банковской. — М., 2002. ции светского и религиозного образования, а также анализ их внутренней структуры1.

Концептуально важными для исследования являются работы В.Н. Яр-ской-Смирновой2, в которых рассматриваются проблемы социологии образол вания и культурной трансляцииС.Д. Лебедева, в которых современное российское образование представляется как сфера взаимодействия светской и религиозной культур.

Цель исследования — анализ социокультурных практик интеграции светского и религиозного образования и определение направлений их совершенствования.

В соответствии с поставленной целью сформулированы задачи исследования:

— методологически обосновать необходимость согласования социальных интересов в условиях интеграции светского и религиозного образования;

— выявить особенности реализации интеграционных процессов в образовательной сфере;

— определить социокультурные основания интеграции светского и религиозного образования;

— обосновать формы оптимальной интеграции светского и религиозного образования в средней школе;

— осуществить эмпирический анализ социокультурных практик интеграции светского и религиозного образования;

1 Парсонс Т. Функциональная теория измерения // Американская социологическая мысль: тексты / Под ред. В.И. ДобреньковаМ.: Издательство МГУ, 1994. — С. 474−476- Малиновский Б. Научная теория культуры. -М.: О.Г.И., 2005. — 183 е., Малиновский Б. Функциональная теория // Научная теория культуры. M.: О.Г.И., 1999. С. 137 — 161- Радклифф-Браун А. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции. -М.: Изд. Фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — 307 с.

2 .Ярская-Смирнова В. Н. Глобализация социального пространства // Докл. 2-го Всерос. социол. конгр. Рос. общество и социология в XXI веке: социал. вызовы и альтернативы. — Т.2. — M.: Альфа-М, 2003, Ярская-Смирнова В. Н. Социология образования. Саратов: СГТУ, 2004; Ярская-Смирнова В. Н. Интеграция образования и занятости // Человеческие ресурсы. -2001. — № 3, Ярская-Смирнова В. Н. Организационные и политические проблемы глобализации отечественного образования // Доступность высшего образования для инвалидов. — Саратов: Научная книга, 2004.

3 Лебедев С. Д. Религиозная и светская культуры как типы систем социального знания. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. — 48 е., Лебедев С. Д. Две культуры: религия в Российском светском образовании на рубеже XX—XXI вв.еков: Монография. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2005.-252 с.

— диагностировать особенности состояния социокультурного пространства общеобразовательной средней школы в условиях сотрудничества светского и религиозного образования;

— определить направления совершенствования интеграции светского и религиозного образования.

В качестве предмета диссертационного исследования выступают социокультурные особенности взаимодействия светского и религиозного образования.

Объект исследования — образовательная деятельность в светской школе в условиях введения преподавания конфессионально-ориентированных курсов.

Эмпирическую базу исследования составляют:

1. Нормативно-правовые документы по интеграции светского и религиозного образования в современной России.

2. Статистические материалы о развитии системы образования Белгородской области (данные государственной региональной и ведомственной статистики, сведения Белгородского регионального института повышения квалификации и переподготовки специалистов о кадровом составе учителей и учебно-методическом обеспечении курса «Основы православной культуры" — о количестве духовно-просветительских центров в области и др.)1.

3. Материалы социологического исследования «Отношение к религии в российской общеобразовательной школе», проведенного при участии автора в сентябре-октябре 2005 г.- (п=470 школьников старших классов средних общеобразовательных школ Белгородской области (рук. С.Д. Лебедев)2. Использовался метод анкетного опроса. Эмпирические данные обработаны с.

1 См.: Статистические данные о развитии системы образования Белгородской области. — Белгород, 2003; Образование Белгородской области / Статистический ежегодник / Ред. колл.: С. П. Тимофеев, Л. П. Шипилова, С. Н. Калашникова и др. — Белгород, 2005.

2 Лебедев С. Д., Реутов Н. Н. Социологические аспекты диалога светской и православной культур в сфере образования (по материалам опросов учащихся старших классов сельских школ Ивнянского района Белгородской области) // Диагностика и прогнозирование социальных процессов: Сб. науч. тр. каф. социологии / Под ред. Г. А. Котельникова. — Белгород, 2004. — Вып. 7. — С. 135−148- Реутов Н. Н. Отношение к религии в среде учащейся молодежи II Светско-религиозное взаимодействие в изменяющейся России: материалы Всероссийской научной конференции (Белгород, 6−7 окт. 2004 г.) / Под ред. Л. Я. Дятченко, С. Д. Лебедева. -Белгород, 2005 — С. 291−295. и применением статистического пакета программ SPSS с использованием частотного и корреляционного анализа распределений.

4. Результаты социологического исследования «Школа и религия. Взаимодействие светского и религиозного образования в Белгородской области» по изучению отношения родителей учащихся общеобразовательных средних школ к «религиозному возрождению», роли религии в жизни современного российского общества, проблемам религиозного образования, проведенного автором в 2005 г. методом фокусированного группового интервью (п = 80).

5. Результаты социологического исследования «Школа и религия. Взаимодействие светского и религиозного образования в Белгородской области» по изучению отношения учителей конфессионально-ориентированных дисциплин (п=153 респондента) и экспертов (п=37) по проблемам интеграции светской и религиозной подсистем образования, проведенного автором в 2007 г. методом анкетного опроса. Эмпирические данные обработаны с применением статистического пакета программ SPSS.

6. Результаты социологического исследования «Взаимодействие светской и православной культур в современной России» (рук. С.Д. Лебедев), проведенного при участии автора в 2003 г. и имевшего целью определить позицию православных священников по отношению к проблеме взаимодействия со светской школой (п=40)'. Использовался метод анкетного опроса.

7. Материалы прикладных социологических исследований, проведенных другими авторами, в частности, материалы социологических исследований отношения учащейся молодежи к религии и церкви П. А. Кулакова.

2 3.

1995) — эволюции российской религиозности К. Каариайнена (1997) — развития национального и религиозного аспектов в самосознании российской.

1 Лебедев С. Д., Реутов Н. Н. Ценностные установки православных священнослужителей и актуальные вопросы отношений религии и общества // Религиоведение. — 2005. — № 4. — С. 115−122.

2 Кулаков П. А. Учащаяся молодежь и религия // Социологические исследования. — 1995. — № 11. — С. 91−99.

3 Каариайнен К. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности) // Вопросы философии. — 1997.-№ 6.-С. 35−52. молодежи М. П. Мчедлова (2005)1. Также вторичному анализу подверглись результаты социологических исследований, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ): «В России можно только верить?» (2006)2, «Религия в нашей жизни» (2007)3, Фондом «Общественное Мнение» (ФОМ): «Духовность — вчера и сегодня» (2007)4, «Религиозная идентичность и воцерковленность» (2008)5.

Гипотеза диссертационного исследования состоит из следующих предположений: 1. Все субъекты образовательного процесса ориентированы на преподавание в светской школе знания, не адекватного конфессиональному образованию. 2. Основные проблемы реализации конфессионально-ориентированного образования лежат в плоскости специфики социокультурной ситуации современной России. 3. Эффективность взаимодействия государства, религиозных организаций и общества в вопросах образования будет зависеть от целесообразной стратегии сотрудничества субъектов интеграции и от состояния механизма этого взаимодействия.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— дана авторская интерпретация методологических подходов необходимости согласования социальных интересов в условиях интеграции светского и религиозного образования;

— выявлены особенности реализации интеграционных процессов в образовательной сфере;

— определены социокультурные основания интеграции светского и религиозного образования;

1 Мчедлов М. П. О религиозности российской молодежи // Социологические исследования. — 1998. — № 6. -С. 107−110.

2 В России можно только верить? / База данных ВЦИОМ (20.12.2006) // http://wciom.ru/arkhiv/tcmaticheskii-arkhiv/item/single/3769.html.

3 Религия в нашей жизни / База данных ВЦИОМ (11.10.2007) // http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/8954.html.

4 Духовность — вчера и сегодня / База данных ФОМ (11.01.2007) // http://bd.fom.ru/report/map/projects/ dominant/dominant2007/dom0701/domt0701l/d0700120.

5 Религиозная идентичность и воцерковленность / База данных ФОМ (24.04.2008) http://bd.fom.ru/report/map/ dominant/dom0816/d081623.

— дано авторское видение конфессионально-ориентированного образования как оптимальной формы интеграции светского и религиозного знания в общеобразовательной школе;

— проанализировано реальное состояние социокультурного пространства средней школы в условиях сотрудничества светского и религиозного образования;

— определена область общего и особенного в региональной практике взаимодействия светского и религиозного образования;

— сформулированы мировоззренческие, социально-идентификационные, нормативно-правовые, организационно-педагогические направления оптимизации интеграции светского и религиозного образования с учетом социокультурной специфики региона.

Научно-практическая значимость. Материалы диссертационного исследования могут быть востребованы в деятельности специалистов региональных органов управления образованием по оптимизации интеграции светского и религиозного образования в форме конфессионально-ориентированного образования в светской школе в региональной системе образования. Положения диссертации могут быть использованы при чтении учебных курсов по социологии, социологии культуры и социологии образования в высших и средних специальных учебных заведениях.

Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, докладывались на заседаниях кафедры социологии, методологических семинарах аспирантов БГТУ им. В. Г. Шухова (2002;2008) — международных, российских, региональных научно-практических конференциях: «Государственное управление и местное самоуправление в реформируемом обществе» (Белгород, БелГУ, 2004) — «Светско-религиозное взаимодействие в изменяющейся России» (Белгород, БелГУ, 2004) — «Власть, общество, личность» (Пенза, ПГСХА, 2006) — «Социальные структуры и процессы» (Белгород, БГТУ, 2007), «Диагностика и прогнозирование социальных процессов» (Белгород, БГТУ, 2008).

Проблемы, рассматриваемые в настоящем исследовании, обсуждались на круглых столах «Религиозность современной молодежи: результаты эмпирического исследования» (Белгород, 15 ноября 2005 г.), «Религиозные организации в информационном пространстве современной России» (Белгород, 21 апреля 2006 г.), проводившихся Белгородским региональным отделением Российского объединения исследователей религии. По теме диссертационного исследования опубликовано 12 работ общим объемом 5,9 печатных листа.

Результаты исследования были использованы при разработке, корректировании и реализации воспитательной программы «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся» МОУ «Новенская общеобразовательная средняя школа» Ивнянского района Белгородской области в 20 012 006 гг.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Экономические и социально-политические условия, идеологические предпосылки, возникшие в современной России, оказали сильное влияние на состояние взаимоотношений государства и религиозных организаций, и в том числе в сфере образования.

Развитие интеграции светского и религиозного образования рассматривается нами как условие оптимизации образовательной системы, приобретающей новое качество^ и новые потенциальные возможности. Систематизация содержательных компонентов социальной интеграции дает возможность анализировать взаимодействие по двум направлениям: в статическом ракурсе интеграция как состояние и в динамическом ракурсе — как процесс.

Взаимодействие конфессий и государства в вопросах образования может реализовываться в границах и принципах интеграции, которая в силу своих специфических характеристик ведет к обновлению системы за счет ее укрупнения, объединения с новыми составными частями. Характерной чертой интеграционного взаимодействия является то, что оно не предусматривает содержательного тождества составных частей развивающейся целостности, поглощения или подчинения системой нового. Каждая из сторон имеет свои цели и приоритеты. Одновременно есть область пересечения ценностей и интересов, на основе которой складываются новые деятельностные отношения.

Очевидно, что при существовании двух моделей образования: светской и религиозной, направленных на разные цели и использующих различные подходы, интегрирование светского и религиозного знания должно реализовываться на базе разумного компромисса. Базой для этого может служить конфессионально-ориентированное образование.

Можно сформулировать следующие социокультурные основания интеграции светского и религиозного образования: мировоззренческие, нормативно-правовые, организационно-педагогические, социальноидентификационные. Нормативно-правовая и организационно-педагогическая социокультурные основания интеграции светского и религиозного образования одновременно могут являться институциональными механизмами, находящимися в компетенции государства и поддающимися прямому регулированию, в отличие от мировоззренческих и социально-идентификационных социокультурных оснований интеграции, которые выходят за рамки государственной компетенции и подразумевают косвенную регуляцию.

Основными проблемами интеграции светского и религиозного образования являются: сохраняющиеся установки атеистического воспитания и образования, секуляризованное сознание учащихся и их социального окружениянедостатки и противоречия в отечественном законодательстве о свободе совести и свободе вероисповеданий, отсутствие последовательной и координированной с субъектами РФ деятельности федеральных органов управления образованием по научно-педагогическому и нормативно-правовому обеспечению, организационному и методическому сопровождению процесса интеграции знаний о религии в учебно-воспитательную деятельность образовательных учрежденийнедостаточная базовая подготовка педагогических работников в области содержания и методов изучения религии в светской школе, дефицит необходимого для такой подготовки и ведения учебно-воспитательного процесса научного, информационного и учебно-методического обеспечения, недостаточная помощь церкви в организации преподавания «Православной культуры" — слабое позиционирование учащимися религии, игнорирование учета поликонфессиональной представленности учащихся в современной российской школе, религиозная нетерпимость среди учащихся и их родителей.

Регулирование процесса интеграции светского и религиозного образования имеет своей целью совершенствование и оптимизацию данного процесса. Границы регулирования интеграции светского и религиозного образования определяются местом интеграции в системе взаимодействия государства, религиозных организаций и общества и ресурсами управления, на более высоком уровне регулирующего воздействия — резервами управления и ресурсами общества. Средствами регулирования интеграции светского и религиозного образования являются как прямые регуляторы воздействия (правовой, организационный, административный), так и косвенные регуляторы влияния (информационный, демократизация, воспитательный, активность граждан).

В ходе интеграционного процесса возникают проблемы различного характера, детерминированные мировоззренческими, нормативно-правовыми, организационно-педагогическими, социально-идентификационными социокультурными основаниями интеграции светского и религиозного образования. Совершенствование этих условий приводит к тому, что социокультурные основания становятся позитивными детерминантами процесса интеграции светского и религиозного образования.

Оптимизация процесса интеграции светского и религиозного образования предполагает совершенствование деятельности органов управления региональной системой образования, руководителей отдельных образовательных учреждений в трех направлениях.

Во-первых, дальнейшая разработка парадигмальных основ интеграции светского и религиозного образования (расширение социальной базы интеграции государства и церкви в вопросах светского образования и использование нормативных, воспитательных и информационных средств активизации гражданского общества в поисках оптимальной стратегии и тактики реализации нового направления в образовательной сфере, определение сферы совместной компетенции государства и религиозных организаций при соблюдении принципа светскости государственного образования, организационно-правовой независимости органов управления образованием от религиозных организаций, разработка содержания образования, экспертиза образовательных программ, учебных пособий).

Во-вторых, повышение эффективности интеграции светского и религиозного образования за счет интенсификации организационно-управленческой составляющей этого процесса (разработка региональной комплексной программы интеграции светского и религиозного образования, создание регионального научно-методического центра, занимающегося изучением вопросов интеграции светского и религиозного образования, анализ и обобщение регионального опыта, обеспечение подготовки преподавателей религиозных дисциплин).

В-третьих, активизация информационного обеспечения процесса интеграции светского и религиозного образования (широкое использование региональных средств массовой информации в формировании позитивного общественного мнения в отношении интеграции религиозного компонента в образовательную деятельность светской школы, создание регионального научно-методического периодического издания).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые документы
  2. Договор о сотрудничестве Министерства образования РФ и Московской Патриархии Русской Православной Церкви, (г. Москва 2 августа 1999 г.) Текст. // Электрон, изд. Режим доступа к изд.: http://oroik.netda.ru /docs/dogmo-rpc.htm.
  3. Закон Белгородской области «О миссионерской деятельности на терриктории Белгородской области» 19.03.2001 г. № 132 // Сборник нормативных документов о. церковно-государственных отношениях. Белгород, 2002. -С. 149.
  4. Закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» Электронный ресурс. // Электрон, изд. Режим доступа к изд.: http://www.bel.ru/file/Zakon.doc.
  5. Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» Электронный ресурс. // Электрон, изд. Режим доступа к изд.: http://www.informika.ru.
  6. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации Текст.: офиц. текст. / Полный сборник кодексов Российской Федерации. М.: Изд-во «Омега-Эл», 2000. — С. 19−30 — ISBN 5−93 212−001−0.
  7. Российская Федерация. Законы. Об образовании Текст.: федер. закон: [принят Гос. Думой 29.12.2004 г.: одобр. Советом Федерации 23.01.2005 г.] // Электрон, изд. Режим доступа к изд.: http://www.hro.org/docs/rlex/ edu/indexl .php.
  8. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» № 125-ФЗ принят Гос. Думой 19 сентября 1997 г.: одобр. Советом Федерации 24 сентября 1997 г. // Российская газета. 1997. — № 190.1. Монографии
  9. , Р.Н. Социология религии / Р. Н. Белла // Американская социология: перспективы, проблемы, методы: пер. с англ. // Под ред. Г. В. Осипова. -М.: Прогресс, 1972. С. 265−281.
  10. , JI. Общая теория систем: Критический обзор / JI. Берта-ланфи // Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969. -С. 29−45.
  11. , А.А. Тектология (Всеобщая организационная наука) /
  12. A.А. Богданов. М.: Экономика, 1989. — 435 с.
  13. , М. Избранное. Образ общества / М. Вебер: пер. с нем. М.: Юрист, 1994.-С. 7−308.
  14. , М. Избранные произведения / М. Вебер: пер. с нем.- М.: Прогресс, 1990.-808 с.
  15. , В.И. Социология религии: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / В. И. Гараджа. М.: Аспект Пресс, 1996. — 239с. — ISBN 5−02−8 184−1.
  16. , Э. Социология / Э. Гидденс: пер. с англ. М.: Эдиториал УРСС, 1999.-С. 422−450.
  17. , В.И. Методологические вопросы исследования религии /
  18. B.И. Добреньков. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 189 с.
  19. , К.Г. Религия и культура / К. Г. Доусон: пер. с англ., вступ. статья и коммент. К .Я. Кожурина. СПб.: Алетейя, 2001. — 281 с.
  20. , Э. Метод социологии / Э. Дюркгейм // Западноевропейская социология XIX-начала XX веков. М., 1996. — С. 256 — 309.
  21. , Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм: пер. с франц. М.: Наука, 1990. — 575 с.
  22. , Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами / Л. Я. Дятченко. Москва — Белгород: Центр социальных технологий, 1993.-343 с.
  23. , Г. К социологии религии / Г. Зиммель // Избранное. — В 2 т. — Т.1. Философия культуры: пер. с нем. -М.: Юрист, 1996. С. 618−635.
  24. , Е.В. Диалог конфессиональной и светской духовности в культуре России / Е. В. Зорина. М.: Компания Спутник+, 2002. — 22 с.
  25. , И.А. Межкультурные коммуникации в современном мире: Учебное пособие / И. А. Ильяева. Белгород: Изд-во БелГТАСМ, 2001. -159 с.
  26. , Л.Г. Социология культуры Текст.: Учеб. пособие для вузов / Л.Г. Ионин- Гос ун-т Высшая школа экономики — 4 изд., перераб. и доп-М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.- 427, [5] с. — ISBN 5−7598−0252−6.
  27. История образования и Русская Православная Церковь: Хрестоматия: В 2 частях / Авт.-сост. М. Н. Костикова. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. — 164 с.
  28. , М.Н. Обучение религии в российской системе образования XIX века: Монография / М. Н. Костикова. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2001. — 252 с. — ISBN 5−7444−1300−6.
  29. , В.В. Социология межкультурных различий / В. В. Кочетков. -М.: Социум, 2000.
  30. , С.Д. Религиозная и светская культуры как типы систем социального знания / С. Д. Лебедев. Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. — 48 с.
  31. , С.Д. Две культуры: религия в Российском светском образовании на рубеже XX—XXI вв.еков: Монография / С. Д. Лебедев. Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. — 252 с. — ISBN 5−9571−0199−0.
  32. , Ю.А. Социальная природа религии: Монография / Ю. А. Левада. М.: Наука, 1965. — 263 с.
  33. , П. де. Социология религиозного феномена / П. де. Лобье: пер. с франц. М.: Изд-во РГГУ, 2000. — 47 с.
  34. , Р.А. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации / Р. А. Лопаткин. М.: Б.и., 2001. — 28 с.
  35. , Н. Понятие общества / Н. Луман // Проблемы теоретической социологии / Под. ред. А. О. Бороноева. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1994. -С. 25−42.
  36. , И.В. Религия и образование в светской школе: Монография / И. В. Метлик. М.: Планета-2000, 2004. — 384 с. — ISBN 5−8247−0035−4.
  37. , JI.H. Религия и культура (философские очерки) / Л. Н. Митрохин. М.: ИФРАН, 2000. — 318 с.
  38. , В.Я. Социология образования / В. Я. Нечаев. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 200 с. — ISBN 5−211−1 473−1.
  39. , Н.М. История русской церкви / Н. М. Никольский. 3-е изд. — М.: Политиздат, 1985. — 448 с.
  40. , М.И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом: Монография / М. И. Одинцов. М.: ЦИНО, 2002. — 312 с.
  41. Основы современного социального управления: теория и методология // Под ред. В. Н. Иванова М.: Экономика, 2000. — 271 с.
  42. , А.С. Православная цивилизация в глобальном мире / А. С. Панарин. М.: Изд-во «Эксмо», 2003. — 544 с.
  43. , Т. О социальных системах / Т. Парсонс // Под ред. В.Ф. Чес-ноковой, С. А. Белановского. М.: Академический Проект, 2002. — 832 с.
  44. , Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения / Т. Парсонс // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ, фр., нем., ит. / Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. М.: Книжный дом «Университет», 2002. — Ч. 2 — 432 с. — С. 33.
  45. , Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. М.: Аспект Пресс, 1997.-270 с.
  46. , И.В. Правовые основы светскости государства и образования / И. В. Понкин. -М.: Про-Пресс, 2003.-416 с. ISBN 5−89 510−024−4.
  47. Радклифф-Браун, А. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции / А. Радклифф-Браун. М.: Изд. фирма «Вост. лит-ра» РАН, 2001. -307 с.
  48. Религиозная культура и образование: Диалог ученых: теология, философия, история, социология. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 1996 -147 с.
  49. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов / Коллектив авт.: М. Г. Писманик, Р. Г. Балтанов, А. В. Вертинский и др.- Под ред. М.Г. Писма-ника. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 592 с.
  50. , С.И. Религиоведение: социология и психология религии / С. И. Самыгин. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 672 с.
  51. Свобода. Неравенство. Братство: Социологический портрет современной России / Авт.-сост. Е.П. Добрынина- Под общ. ред. М. К. Горшкова. — М.: ИИК «Российская газета», 2007. 448 с.
  52. , Ю.Ю. Секуляризация в социальной истории России: Монография / Ю. Ю. Синелина // Под общ. ред. В. П. Култыгина. М.: Academia, 2004.-216 с.
  53. , Н. Социология / Н. Смелзер: Пер. с англ. М.: Феникс, 1994. — С. 460−492.
  54. Социология молодежи: Учебник / Н. М. Боенко, Я. И. Гилинской, С. И. Голод и др.- Отв. ред. В. Т. Лисовский. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. — 457 с.
  55. Социология религии: классические подходы: Хрестоматия // Научн. ред. и сост. М. П. Тапочки и Ю. А. Кимелева. -М.: Изд-во ИНИОН РАН, 1994. -271 с.
  56. , Г. Опыты научные, политические и философские / Г. Спенсер. -М.: ООО Изд-во «Соврем. Литератор», 1999. 1407 с.
  57. , Г. Синтетическая философия (в сокращенном изложении Г. Коллинза) / Г. Спенсер. М.: Ника-Центр, 1997. — 512 с.
  58. , Д.М. Введение в религиоведение / Д. М. Угринович: 2-е изд., доп. -М.: Мысль, 1985. 268 с.
  59. , В.Н. Конфигурационный подход в методологии социального познания и практики: монография / В. Н. Фомин. Белгород: Изд-во БГТУ, 2008.- 174 с.
  60. , JT.A. Религиозная культура в содержании образования: Учебное издание / JI.A. Харисова. М.: Просвещение, 2002. — 336 с. — ISBN 5−09−11 377.
  61. , Р.Я. Корпоративный ресурс управления в условиях социального партнерства: на примере вузовских организаций / Р. Я. Цибриенко. -Белгород: Изд-во БГТУ им. В. Г. Шухова, 2004. 155 с.
  62. , Ф.Э. Социология образования: прикладной аспект / Ф.Э. Ше-реги, В. Г. Харчева, В. В. Сериков. М.: Изд-во группы «Юрист», 1997. -300 с.-ISBN 5−7975−0019−1.
  63. , М. Священное и мирское / М. Элиаде. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 144 с.
  64. , И.Н. Религиоведение: учебное пособие и словарь-минимум по религиоведению / И. Н. Яблоков. М.: Гардарика, 1998. — 514 с.
  65. , В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов. Самара: Самарский университет, 1995. — 331 с. 1.I. Научные статьи
  66. , Г. В. Образование светское и православное, возможности сопряжения / Г. В. Акопов, И. А. Подоровская, В. М. Привалова // Четвертые Ио-анновские чтения. Самара, 2000. — С. 62−66.
  67. , JI.A. Процесс дехристианизации в России и возникновение квазирелигиозности в XX веке / JI.A. Андреева // Общественные науки и современность. 2003. — № 1. — С. 90−99.
  68. , JI. Теология и религиоведение в современной России / Л. Андреева, Е. Элбакян // Электрон, изд. Режим доступа к изд.: http://religion.ng.ru/facts/2003−02−05/lburden.html.
  69. , Е.И. Религиоведение и теология: свое и чужое / Е. И. Аринин // Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России. Материалы конференций. Москва, 2000−2001. / Под. ред. И. Н. Потылицыной. М.: Изд-во «Рудомино», 2002. — С. 76−80.
  70. , В.П. Динамика религиозности в информационном обществе / В. П. Баранников // Социологические исследования. 1999. — декабрь (№ 12).-С. 102−107.
  71. , В. Проблемы интеграции религиозного и светского образования / В. Башкиров // Наука и образование на пороге III тысячелетия. -Минск, 2001.-С. 663−671.
  72. Бестужев-Лада, И. В. Диалог между религиями: Возможен ли? Нужен ли? / И.В. Бестужев-Лада // Вопросы философии. 2002. — № 4. — С. 60−66.
  73. , О.В. Студенческая молодежь о взаимодействии светского и религиозного образования / О. В. Боброва // Электрон, изд. Режим доступа к изд.: http://www.socionavtika.narod.ru /Staty/Sociopraxis/bobroval.htm.
  74. , А. О нормативно-правовом основании религиозно-познавательного курса / А. Бородина // Электрон, изд. Режим доступа к изд.: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/society/normativ.htm.
  75. , С.А. Правовые основания, сущностное содержание и гарантии свободы совести / С. А. Бурьянов // Государство и право. 2001. — № 2 — С. 21−26.
  76. , С.А. Светское образование на алтаре сакрализации власти / С. А. Бурьянов // Электрон, изд. Режим доступа к изд.: http://portal-credo.ru /site/print.php?act=fresh&id=66.
  77. , А.Ю. Традиции воспитания в России в контексте светского и религиозного подходов / А. Ю. Бутов // Философские исследования. — М., 1999. -№ 1.-С. 15−34.
  78. Бытие культуры: сакральное и светское: Сб. ст. / Отв. ред. А. В. Медведев. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1994. 254 с. — ISBN 5−7525- 0397−3.
  79. , Т.И. Молодежь*и религия / Т. И. Варзанова // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 1 (13−14). — М.: РАГС, 1998. -С. 10−19., •
  80. , Ю.Л. Заметки о религиозной ориентации учителей / Ю. Л. Василевский // Социологические исследования. 1997. — сентябрь (№ 9). -С. 78−89.
  81. Вениамин (Новик, игумен). Духовный смысл толерантности / Вениа’мин Новик // Религия и право. 2003. -апрель (№ 4). — С. 10−12.
  82. , A.M. Что вызывает опасения в проникновении религии в школу и что из этого следует / A.M. Верховский // Электрон, изд. Режим доступа к изд.: http. V/religion.sova-center.ru/ publications/4D646C9/5 060 719.
  83. , A.M. Политическое православие: русские православные националисты и фундаменталисты, 1995−2001. гг. / A.M. Верховский. — М.: Центр «Сова», 2003.-316 с.
  84. , М.В. Современное религиоведение в России: особенности и перспективы развития / М. В. Воробьева // Электрон, изд. Режим доступа к изд.: http://www.portal-credo.ru/ site/print.php?act=fresh&id=49.
  85. , М.В. На пути к диалогу: религиозный выбор России / М. В. Воробьева // Религия и право. 2003. — № 2. — С. 7−8.
  86. , JI.M. Религия в современном массовом сознании / Л. М. Воронцова // Социологические исследования. 1995. — № 11. — С. 81—91.
  87. , В.И. О преподавании религии / Философия, культура и образование (материалы круглого стола) / В. И. Гараджа // Вопросы философии. -1999. -№ 3.~ С. 28−31.
  88. , О.А. К вопросу о взаимоотношениях российского государства и Русской Православной Церкви в сфере образования / О. А. Гревцова // Электрон, изд. Режим доступа к изд.: http://www. state- religion.ru /cgi/run.cgi?action= show&obj=l 826.
  89. , А.Ю. Религия, общество, государство в современной России (некоторые аспекты проблемы) / А. Ю. Григоренко // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. М., 1999. — С. 27−30.
  90. , П.Л. О методологии религиоведения / П. Л. Гроховский // Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России. Материалы конференции. Москва, 2000−2001. / Под. ред. И. Н. Потылицына. М.: Изд-во «Рудомино», 2002. — С. 446.
  91. , С.В. Христианская теология и духовная культура современного общества / С. В. Девятова // Социально-гуманитарные знания. 2002. -№ 4.-С. 53−67.
  92. , М.Е. О социальных функциях церкви (на материалах Русской Православной Церкви) / М. Е. Добрускин // Социологические исследования. 2002. — № 4. — С. 75−86.
  93. Евгений, епископ Верейский. Образование и культура. К вопросу об историческом опыте / Евгений Верейский // Радонеж. 1999. — № 2−3 (87). -С. 22.
  94. , JI.C. Религия и свободомыслие в средних школах Краснодарского края / JI.C. Ембулаева // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 2 (12). — М.: РАГС, 1997. — С. 58−66.
  95. , Д.В. Социальные проблемы интегрированного образования инвалидов / Д. В. Зайцев. — // Образование в XXI веке: традиции гуманизма. Сб. науч. тр. / Под ред. Мамыкановой Б. К. СНГ, Астана: Изд-во Казахского РТУ, 2007.-С. 151−159.
  96. Законодательство о свободе совести и правоприменительная практика в сфере его действия: Материалы семинаров / Под ред. А. В. Пчелинцева и Т. В. Томаевой. — М.: Институт религии и права, 2001. 192 с.
  97. , М.В. Культурные и образовательные возможности богословского знания в светской образовательной системе России / М. В. Захарченко // Электрон, изд. Режим доступа к изд.: http:// www.upm.orthodoxy.ru / library/Z/ Zaxkult&obraz.htm.
  98. , А.И. Два типа просвещения и их влияние на русское национальное самосознание / А. И. Зимин // Вестник Ун-та Рос. акад. образования. М., 1998. — № 2. — С. 60−77.
  99. , Ю.П. Динамика религиозности в России в XX в. и ее социологическое изучение / Ю. П. Зуев // Гараджа В. И. Социология религии. М.: Аспект Пресс, 1996.-С. 219−228.
  100. Иоанн (Экономцев), игумен. Православное образование в России: традиция и развитие, уроки и перспективы Электронный ресурс. // Электрон, изд. Режим доступа к изд.: http://www.rel.org.ru/Ioan99.html.
  101. Иоанн (Экономцев), игумен. О религиозном образовании в России / Иоанн (Экономцев) // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. -М., 1999.-С. 112−113.
  102. , К. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности) / К. Каариайнен // Вопросы философии. 1997 — № 6. — С. 35−52.п
  103. , К. Люди на тающей льдине (ценностные ориентации религиозной элиты России) / К. Каариайнен // Вопросы философии. 1998. — № 1. — С. 27−39.
  104. , К. Правовой и фактический статус традиционных конфессий в Российской Федерации / К. Каневский // Религия и право — 2002 — № 1 — С. 30−32.
  105. , К. Взаимоотношения светской школы и религиозных объединений: правовой аспект / К. Каневский // Религия и право. 2005. — № 2. -С. 28−31.
  106. , К.В. Православное религиозное образование в России во 2 пол. XIX-нач. XX в. / К. В. Козлов // Славянский мир и православие глазами молодых / Материалы междунар. научно-практ. конференции (9−10 октября) -Белгород, 2002. С. 27−35.
  107. , Ф.Н. Образование и гражданское общество (материалы круглого стола 15 ноября 2002 г.) / Ф. Н. Козырев. Вып. 1. / Под ред. Ю. Н. Солонина. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. — С. 71−77.
  108. , И.Д. Подходы к изучению социокультурных процессов / И. Д. Колесин // Социологические исследования. 1999. — № 1. — С. 130−136.
  109. , А. К новым рубежам / А. Колодин // Высшее образование в России. 2000. — № 4. — С. 66−73.
  110. , А. На пути к диалогу / А. Колодин // Высшее образование в России. 2000. — № 1. — С. 47−54.
  111. , Г. А. Современное российское общество: феноменология нестабильности / Г. А. Котельников // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М.: Прогресс — Традиция, 2003. -584 с.
  112. , Г. А. Концептуальные модели взаимодействия светской и религиозной культур / Г. А. Котельников, С. Д. Лебедев // Социологические исследования. 2004. — № 5. — С. 121−129.
  113. В.В. Социокультурные основы российских образовательных традиций / В. В. Кочетков // Российские образовательные традиции. Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000.
  114. , А.А. Религиозная свобода в плюралистическом обществе: проблемы и перспективы / А. А. Красиков // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М.: РАГС, 1999. — № 3 (20). — С. 45−52.
  115. , Т.А. Проблема «Школа и религия» в системе государственно-церковных отношений / Т. А. Кудрина, А. В. Колодин // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М.: РАГС, 1999. — № 3 (20). — С. 3−13.
  116. , П.А. Учащаяся молодежь и религия / П. А. Кулаков // Социологические исследования. 1995. — № 11. — С. 91−99.
  117. , А.И. Диалог теологии и религиоведения сегодня / А. И. Кырлежев // Электрон, изд. Режим доступа: http://religare.ru/article9339.htm.
  118. , А.И. Власть Церкви: Публицистические статьи: 1994−2000 / А. И. Кырлежев. М.: Медиасоюз, 2003. — 192 с.
  119. , С.Д. Взаимодействие светской и религиозных культур в современной России (материалы экспертного опроса) / С. Д. Лебедев // Религия и право. 2003. — № 2. — С. 32−45.
  120. , С.Д. Методологические аспекты взаимодействия религиозной и светской культурных систем / С. Д. Лебедев // Синергетика, философия, культура. М.: РАГС, 2001. — С. 313−320.
  121. , С.Д. О взаимодействии светского и религиозного в российском образовании / С. Д. Лебедев // Религия и право. — 2004. — № 2. -С. 26−29.
  122. , С.Д. Религия как проблема светского образования / С. Д. Лебедев // Актуальные проблемы синергетики: Сб. науч. ст. Вып. 1. / Науч. ред. и сост. Н. С. Данакин, М. И. Дурыхин. — Белгород: Изд-во «Планета-Полиграф», 2007. — С. 145−157.
  123. , Д. Религиозное образование в российской средней школе: новые подходы и методики / Д. Левина // Проблемы религиозного образования в России: традиции и новый опыт: сб. ст / Рус. христиан, гуманитар, ин-т — СПб., 1997.-С. 33−47.
  124. , Н.А. Светское и религиозное образование как система: постановка проблемы / Н. А. Лобанов // IV Царскосельские чтения: Научно-теоретическая межвуз. конф. с междунар. участием, 25−26 апр. СПб., 2000. — Т. 1.- С. 36−39.
  125. , Р.А. Конфессиональное пространство России: глазами социолога / Р. А. Лопаткин // Религия и право. 2001. — № 4. — С. 10−12.
  126. , С.В. О религиозной ситуации в современной России / С. В. Медведко, Е. С. Элбакян // Религиоведение. 2002. — № 2. — С. 104−110.
  127. , С.Д. О религиозном аспекте государственной идеологии России / С. Д. Мезенцев // Религия и право. 2002. — № 3. — С. 6−9.
  128. , Л.Н. Религиозная ситуация в современной России / Л. Н. Митрохин // Социологические исследования. 1995. — № 11. — С. 79−81.
  129. , М.П. Как идет религиозное возрождение России? / М. П. Мчедлов // Наука и религия. 1997. — № 1. — С. 33−35.
  130. , М.П. О религиозности российской молодежи / М. П. Мчедлов // Социологические исследования. 1998. — № 6. — С. 107−110.
  131. , М.П. Об особенностях мировоззрения верующих в постсоветской России / М. П. Мчедлов // Религия и право. 2002. — № 1. — С. 15−17.
  132. , М.П. О социальном портрете современного верующего / М. П. Мчедлов // Социологические исследования. 2002. — № 7. — С. 70−77.
  133. , М.П. Религия в зеркале общественного мнения / М. П. Мчедлов // Социологические исследования. 1994. — № 5. — С. 26−34.
  134. , М.П. Социально-политические позиции верующих в России / М. П. Мчедлов // Социологические исследования. 1999. — № 3. — С. 104.
  135. , В.Г. Тенденция «квазирелигиозности» в среде красноярского студенчества / В. Г. Немировский // Социологические исследования. -2003.-№ 10.-С. 96−101.
  136. ПО.Никандров, Н. Д. Воспитание и религия (размышления педагога) / Н. Д. Никандров // Советская педагогика. 1991. — № 12. — С.51−56.
  137. , М.И. Россия строит светское государство / М. И. Одинцов // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень РАГС. М.: РАГС, 1997. — № 3. — С. 134−172.
  138. Основы социальной концепции, Русской Православной Церкви («круглый стол») // Социологические исследования. 2001. — № 8. — С. 96−103.
  139. Пейкова, 3. Отношение российского населения к православию в конце XX века (по материалам социологических исследований) / 3. Пейкова // Миссионерское обозрение. 2001. — № 3 (65). — С. 7−11.
  140. , З.И. Апостасия как фактор дестабилизации общества / 3. Пей-кова // Социологические исследования. 2001. — № 4. — С. 64−70.
  141. , Б. (прот.). Православная культура России: актуальность преподавания предмета в современной школе / Б. Пивоваров // Миссионерское обозрение. 2003. — № 4 (90). — С. 10−14.
  142. , Д.В. Религиозная сущность культуры / Д. В. Пивоваров // Бытие культуры: сакральное и светское: сб. статей /Уральский университет. -Екатеринбург, 1994. С. 4−18. — ISBN 5−7525−0397−3.
  143. , М.Г. Необходимость диалога / М. Г. Писманик // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М.: РАГС, 1998. — № 1−2 (13−14).-С. 152−154.
  144. , М.Г. Религиоведение и светская школа / М. Г. Писманик // Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России. Материалы конференций. Москва, 2000−2001 / Под ред. И. Н. Потылицыной. М.: Изд-во «Рудомино», 2002. — С. 47−55.
  145. , Р. Государство и религиозные организации в сфере образования: зарубежный опыт / Р. Подопригора // Религия и право. 2003. — № 2. -С. 12−15.
  146. , И.В. Светскость не тождественна антирелигиозности / И. В. Понкин // Религия и право.- 2002.- № 3.- С. 40−41.
  147. , А.В. Религиозное образование и светская школа: диалог вне правового поля / А. В. Пчелинцев // Религия и право. — 2002. — № 3. — С. 2.
  148. Религия и образование: Сб. обзоров и реф. / Отв. ред. JI.B. Скворцов- сост. И. В. Девина М., 2002. — 208 с.
  149. Религия и школа в современной России: документы, материалы, выступления / Сост. и ред.: M.JI. Белогубова, И. В. Метлик, А. В. Ситников. М.: Планета 2000, 2003. — 304 с.
  150. Религия, образование, культура: необходимость диалога. Форум интеллигенции. М.: Независимое изд-во «Пик», 2001. — 224 с.
  151. , В.П. Православие в культурных сценариях XXI столетия / В.П. Римский//Миссионерское обозрение.-2001.-№ 12(74).-С. 14−18.
  152. , Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения / Ю. Ю. Синелина // Социологические исследования. 2001. — № 7. — С. 89−96.
  153. , А.В. Православное образование и современная наука / А. В. Ситников // Религия и школа в современной России: документы, материалы, выступления / Сост. и ред.: М. Н. Белогубова, И. В. Метлик, А. В. Ситников. -М.: Планета 2000, 2003. С. 134−140.
  154. , Н.А. Университет не должен стать бурсой / Н.А. Трофим-чук // Религия и право. 2000. — № 2. — С. 12−13.
  155. , Е.С. Методологические и религиоведческие аспекты понимания специфики религиозного образования / Е. С. Уемлянина // X Ломоносовские чтения. Архангельск, 1998. — С. 38−39.
  156. , Е.С. Специфика содержания понятий духовного, религиозного и религиоведческого образования / Е. С. Уемлянина // Свеча-99. -Архангельск, 1999. Вып. 2. — С. 326−330.
  157. , С.Б. Белгородчина: земская симфония губернатора и архиепископа / С. Б. Филатов // Электрон, изд. Режим доступа к изд.: http ://www. starlightsite. со .uk/keston/ russia/articles/ april2005/02%20 Belgo-rod.html.
  158. , С.Б. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность / С. Б. Филатов // Социологические исследования. -2005.-№ 4.-С. 35−45.
  159. , В.Н. Конфигурационный подход в адаптационных технологиях: многосторонность и синергизм социальной адаптации / В. Н. Фомин // Диагностика и прогнозирование социальных процессов. Вып. 1. — Белгород: Изд-во БелГТАСМ, 1999. — С. 38 — 43.
  160. , Д.Е. Религиозная стабилизация. Отношение к религии в современной России / Д. Е. Фурман // Свободная мысль. XXI. Теоретический и политический журнал. — 2003. — № 7. — С. 19−31.
  161. , Р.Я. Качество образовательных услуг в техническом ВУЗе / Р. Я. Цибриенко // Формирование личности специалиста в техническом ВУЗе / Ежегодный бюллетень психолого-социологической службы. Вып. 1. — Белгород: Изд-во БелГТАСМ, 2006. — С. 57−62.
  162. , В.Ф. Число православных в России увеличивается / В. Ф. Чеснокова // Электрон, изд. Режим доступа к изд.: http://club.fom.ru/ article. php?id=l 0.
  163. , В.Ф. Воцерковленность: феномен и способы его изучения / В. Ф. Чеснокова // Десять лет социологических наблюдений. М.: Фонд «Общественное мнение», 2000. — С. 112−145.
  164. , М.О. Концептуальные проблемы формирования государственной вероисповедной политики / М. О. Шахов // Религия и право. — 2001. -№ 1.-С. 4−6.
  165. , Г. С. Сравнительные характеристики верующих и неверующих нижегородцев / Г. С. Широкалова // Социологические исследования. -2001.-№ 7.-С. 80−88.
  166. , В.В. Социально-культурная деятельность Русской Православной Церкви в современном обществе (1988−1997 гг.): Дис. канд. филос. наук.-М.:РАГС, 1997.
  167. , Д.Ю. Социокультурные ценности современной российской молодежи: Дис.. канд. социол. наук. Ставрополь, 2001. — 152 с.
  168. , Н.В. Взаимоотношения государства и религиозных объединений в секуляризованном обществе (философско-правовой анализ): Дис.. д-р филос. наук. М., 2004. — 483 с.
  169. , Ю.Б. Проблемы влияния православия на духовно-нравственные процессы в Российском обществе: Дис.. канд. социол. наук. -Уфа, 2000.-161 с.
  170. , Ф.Н. Неконфессиональное религиозное образование в зарубежной школе: Автореф. дис.. д-р пед. наук. С.-Пб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2006. — 42 с.
  171. , М.Н. Вероисповедная политика министерства народного просвещения Российской империи в XIX веке: Автореф. дис.. д-р пед. наук. Курск: Изд-во Курский государственный педагогический университет, 2002. — 36 с.
  172. , О.В. История изучения православной культуры в условиях новой государственной политики: 1991 2003 гг. (на материалах Курской области): Дисс. канд. ист. наук. — Курск: Курский государственный университет, 2003.-244 с.
  173. , И.В. Интеграция социально-гуманитарного знания как условие развития системы высшего образования: Дисс. канд. социол. наук. — Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет, 2003. 129 с.
  174. , Л.А. Интеграция как фактор управления развитием муниципальной образовательной системы: Дисс. канд. пед. наук. Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2003. — 176 с.
  175. , И.В. Формирование мировоззрения старшеклассников в процессе освоения религиоведческих знаний: Дис.. канд. пед. наук. М.: Институт развития личности, 1998. — 196 с.
  176. , А.Г. Взаимодействие институтов светского и религиозного образования в современной России: опыт социологического анализа: Авто-реф. дис.. канд. социол. наук. Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 2007. — 28 с.
  177. , Н.Н. Управление инновационными процессами в региональной системе образования: Дис.. канд. социол. наук. Белгород, 2006. -202 с.
  178. , Т.Б. Аксиологические проблемы образования и воспитания в контексте теории социокультурной динамики: Дис.. д-р филос. наук. -Ставрополь, 2001. 351 с.
  179. , Н.С. Позиционирование региональных средств массовой информации в религиозной ситуации: Дис.. канд. социол. наук. — Белгород, 2006.-201 с.
  180. , Г. Ф. Управление интеграционными процессами в региональной системе образования: Дис.. д-р социол. наук. Белгород, 2004. -464 с.
  181. , В.Н. Конфигурационный подход в методологии социального управления: Автореф. дис.. канд. социол. наук. Белгород: Изд-во Бел-ГТАСМ, 2000.-28 с.
  182. Berger, P.L. The desecularization of the world: a global overview // The de-secularization of the world: Resurgent religion and world politics / Ed. By P.L. Berger. Michigan: William B. Eerdmans Publishing Company, 1999. P. 129.
  183. Berger, P.L. The social- reality of religion. L.: Faber and Faber, 1969. -YIII, 231 p.
  184. Giddens, A. Central problems in social theory: Action, structure and contradiction in social analysis. London: Macmillan Press, 1979.
  185. Parsons, T. Societies: Evolutionary and comparative perspectives. New Jersey, 1966.
Заполнить форму текущей работой