Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методологическая функция категории «социальное время» в исследовании сущности революционного процесса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В документах КПСС исследование диалектики общественного развития, в особенности диалектики современной эпохи, выдвигается как одна из основных теоретических задач, имеющих огромное практическое значение. «Марксистско-ленинская партия, — отмечалось на ХХУТ съезде КПСС, — не может выполнять свою роль, если она не уделяет должного внимания осмыслению всего происходящего, обобщению новых явлений… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел I. ПРИНЦИП МАРКСИЖКО-ЛЕНИНСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ОСНОВНЫХ ТИПОВ ВРЕМЕНИ
  • Раздел П. СОЦИАЛЬНО-ШТОРШЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ»
  • Раздел Ш. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ КАК ФОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕВОЛЩИОННОГО ПРОЦЕССА
  • Раздел 1. У .ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ И РЕВОЛЩИОННОГО ПРОЦЕССА
  • Раздел У. ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ОДНОВРЕМЕННОСТЬ» КАК ВЫРАЖЕНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ КАТЕГОРИИ «СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ»

Методологическая функция категории «социальное время» в исследовании сущности революционного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В документах КПСС исследование диалектики общественного развития, в особенности диалектики современной эпохи, выдвигается как одна из основных теоретических задач, имеющих огромное практическое значение. «Марксистско-ленинская партия, — отмечалось на ХХУТ съезде КПСС, — не может выполнять свою роль, если она не уделяет должного внимания осмыслению всего происходящего, обобщению новых явлений жизни, творческому развитию марксистско-ленинской теории» *. Это полностью относится к марксистско-ленинской теории социалистической революции, практики современного мирового революционного процесса, результатам совместной борьбы «за мирное будущее и прогресс человечества», в которой «мы идем рука об руку с миллионами братьев по классу, с многочисленными отрядао ми мирового коммунистического и рабочего движения» .

Переход от капитализма к социализму, борьба двух противоположных общественных систем, социалистические и национально-освободительные революции, крушение империализма — актуализировали исследования методологических цроблем революционного процесса, дальнейшую разработку необходимого для этого категориально-понятийного аппарата, соцряженную с углублением знаний о методологическом значении категорий исторического материализма, познанием законов развития и функционирования общества.

Общественное развитие понимается как естественно-историческое, объективное движение, осуществляющееся по своим законам. На.

1. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1981, с. 77.

2. Речь Генерального секретаря ЦК КПСС товарища К. У. Черненко. -Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС, 13 февраля 1984 г.- М.: Политиздат, 1984, с. 20. иболее существенные события этого процесса развития происходят в революционные эпохи.

К.Маркс называл социальные революции «локомотивами истории», приводящими в движение общественные силы, а значит изменяющими привычные, сложившиеся, традиционные общественные отношения. На этом же акцентирует внимание В. И. Ленин, указывая, что один день революции равняется двадцати годам спокойной, спящей жизни*.

Всю мировую историю можно представить как процесс возникновения, развития и гибели общественно-экономических формаций. Процесс гибели старой и возникновения новой общественно-экономической формации — это период революции, который отражается, в частности, в содержании таких категорий, как «революционный процесс», «социальная революция», «революционная эпоха», «революционный скачок» и др., важнейшим аспектом понимания процессуальное&tradeкоторых являются понятия «социальное время», «революционное время», «социальная одновременность», выполняющие методологическую функцию в исследовании сущности современного мирового революционного процесса.

Применение категории «социальное время» к анализу революционного процесса позволяет глубже понять диалектику революционных эпох, «узнавать», определять их начало и длительность, как и начало конкретных революций, предвидеть основные тенденции их развития.

В круг актуальных проблем исследования категории «социальное время» наряду с уже традиционными (поиск объективного основания этой категории, ее отношение к социальному пространству и социальному движению, типологии и структуры как социального време-I. См.: Ленин В. И. Карл Маркс. — Полн.собр.соч., т.26, с. 78. ни, так и времени вообще, определение их научного критерия и единиц измерения) в настоящее время входят также проблемы выработки понятийного аппарата для выяснения содержания социального времени и методологической функции этой категории в социальном познании. Проблема времени является предметом острой идейной борьбы марксизма-ленинизма против современной буржуазной идеологии.

В целях стимулирования междисциплинарных исследований времени Международное общество по изучению времени цровело ряд конференций, по результатам которых были опубликованы материалы, свидетельствующие о наличии различных подходов к анализу проблем времени, об острой идейно-теоретической борьбе по данному вопросу. Необходимость учитывать особенности этой борьбы в период строительства развитого социализма и требует классовой закалки трудящихся, бескомпромиссной борьбы против буржуазной идеологии^-. Все это определяет актуальность и важность исследования поставленной проблемы.

Степень научной разработки проблемы. В последние годы в философской и социально-политической литературе разрабатывались различные аспекты революционного процесса, исследовались воцросы методологии познания революционных движений^.

1. См.: Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Постановление Пленума ЦК КПСС. — Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. — М.: Политиздат, 1983, с. 68.

2. Брутенц К. Н. Современные национально-освободительные революции (Некоторые воцросы теории). — М.: Политиздат, 1974; Водолазов Г. Г. Диалектика и революция (Методологические проблемы социальной революции). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975; Зародов К. И. Ленинизм и современные проблемы перехода от капита.

Различные аспекты цроблем времени, и особенно социального времени, исследуются в специальных трудах или в связи с другими темами, а также при анализе других категорий диалектики-1-. лизма к социализму. — М.: Мысль, 1981; Ковалев A.M. Содержание и закономерности мирового революционного цроцесса. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974; Красин Ю. А. Революционный цроцесс современности: Теоретические очерки. — М.: Политиздат, 1981; Ллимак Е. Г. Революционный процесс и революционное сознание. -М.: Политиздат, 1983; Проблемы мирового революционного цроцесса: Вып. I. — М.: Мысль, 1981; Проблемы мирового революционного процесса: Вып. П. — М.: Мысль, 1982; Революционный процесс: общее и особенное. — М.: Мысль, 1981; Селезнев A.M. Социальная революция (Методологические проблемы). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971, и многие другие.

I. Артемов В. А., Балыкова H.A., Калугина З. И. Время населения города: планирование и использование. — Новосибирск: Наука, 1982; Аскин Я. Ф. Проблема времени. Ее философ, истолкование.- М.: Мысль, 1966; Ахундов М. Д. Пространство и время в физическом познании. — М.: Мысль, 1982, его же: Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. — М.: Наука, 1982; Ели-зарьев Э. А. Время общества. (Филос. и соц.-экон.аспект). — Новосибирск: Наука, 1969; Зборский Г. Е. Пространство и время как формы социального бытия. — Свердловск: Сверил, юрид. ин-т, 1974; Лой А. Н. Социально-историческое содержание категорий «время» и «пространство». — Киев: Наукова думка, 1978; Мостепаненко A.M. Проблема универсальности основных свойств пространства и времени. — Л.: Наука, 1969; Яковлев В. П. Социальное время. — Ростов н/Д: Изд-во Ростовск. ун-та, 1980 и др.

Отмеченные достижения в анализе революционного процесса, как представляется, не исчерпывают в полной мере решение проблемы социально-временного анализа революционного процесса. Работ, в которых категория «социальное время» анализировалась бы через цризму методологической функции исследования сущности революционного процесса, по существу, нет. Недостаточно исследованы вопросы о месте категории «сошальное время» в типологии времени, о социально-временном аспекте революционного процесса, о социальной одновременности как сущностной характеристике социального времени и т. д.

И ель диссертационного исследования заключается в том, чтобы определить методологическую функцию категории «социальное время» в исследовании сущности революционного процесса и наметить пути дальнейшего социально-временного анализа исторического процесса.

Для реализации этой цели в диссертации решаются следующие основные задачи:

— предпринята попытка выделить принцип классификации основных типов времени и дать его содержательный анализ. В качестве такого принципа рассматривается диалектика категорий «содержание» и «форма», на основе которого дана классификация основных типов времени — физического, биологического, социального;

— в соответствии с указанным принципом проанализированы основные свойства социального времени как формы существования социального движения;

— особое внимание уделяется рассмотрению такого вида социального движения как революционная деятельность и временная форма ее проявления;

— анализируется специфика революционного времени как форма, обусловленная содержанием революционного цроцесса, через исследование обратного воздействия социального времени на ход революционного процесса, что дает возможность охарактеризовать его методологическую функцию через понятие «социальная одновременность» .

Методологической основой диссертационного исследования являются основополагающие идеи классиков марксизма-ленинизма о специфике категорий «время» и «пространство» как формах существования материи, положения о всеобщности категорий пространства и времени, значимости времени для жизнедеятельности человека и общества.

Фундаментальную роль играет положение диалектического и исторического материализма, согласно которому реальной основой становления и развития категорий диалектики являются предметно-црак-тическая, революционно-преобразующая деятельность классов, партий, других социальных групп и отдельного человека, а категории пространства и времени являются атрибутами материи и формами познавательной и революционно-преобразующей деятельности людей, что дает методологическое основание для анализа категории «социальное время» в контексте революционного процесса.

В своем исследовании автор опирался на документы КПСС и Советского правительства, труды руководителей партии и Советского государства, работы советских и зарубежных философов-марксистов, посвященные проблематике социального времени и мирового революционного процесса. В качестве фактического материала для осмысления поставленных общих задач использованы данные специальных областей знания (таких, как история КПСС, история международного коммунистического и рабочего движения, политическая экономия, социология и некоторых др.).

Выводы, полученные в результате проведенного исследования, могут быть сформулированы в виде основных положений, выносимых на защиту:

1. Необходимость анализа фактора времени в исследованиях объективной реальности обуславливает введение в научный обиход параметра времени исследуемой цредметной области. Операция выделения новой разновидности времени зачастую сводится к тому, что термин «время» соединяется с названием изучаемой предметной области. Таким образом объективно возникает проблема классификации основных типов времени.

Диалектико-материалистическая разработка проблемы классификации типов времени связана прежде всего с выделением объективного основания, фундаментального принципа ее построения. Диалектическая взаимосвязь категорий «содержание и форма» рассматривается автором в плане интегрального принципа классификации основных типов времени, что позволяет выделить три основных таких типа: физическое, биологическое и социальное, каждый из которых как определенная форма соответствует своему содержанию — тому или иному структурному уровню материи.

2. Способом существования социально организованной материи выступает общественная практика. Предметно-преобразующая деятельность всегда носит сознательный, целенаправленный характер, связанный с удовлетворением потребностей субъекта. Именно на этот атрибут общественной практики — необходимо присущую каждому ее акту социальную значимость — обращается внимание при определении сущности социального времени.

Человеческая деятельность существует лишь в общественно-значимой форме, в форме деятельности по удовлетворению той или иной потребности. В самом общем виде социальное время выражает последовательность изменений социальной значимости материальной и духовной деятельности.

3. Наиболее значимым видом социального движения выступает революционная деятельность. Формой ее проявления является революционное время, задающее социально-временной масштаб ровдакъ-щейся общественно-экономической формации. Социальное время оказывает и обратное влияние на определяющее его социальное движение. Специфика такого воздействия определяется направленностью изменений социального влияния, значимости того или иного вида общественно-исторической практики и ее последствий для объективного процесса социального развития, конкретным моментом которого выступает данная практическая деятельность. Социальная значимость любого преобразования (и его последствий), вызванного практической деятельностью, не является нейтральной, она всегда предстает со знаком «плюс11 или «минус», способствуя или препятствуя ходу истории. Направленность изменений социальной значимости конкретного вида практической деятельности обусловлена в классовом обществе прежде всего классовой позицией субъекта деятельности.

4. Для любой формы общественной практики неизбежно воспроизведение известных процессов, явлений, событий в новых конкретно-исторических условиях. На определенном этапе развития у субъекта с необходимостью возникает потребность в сознательном регулировании, управлении воспроизведением объектов, а значит и в его всестороннем осмыслении, выработке понятий, характеризующих специфические свойства воспроизводства. Теоретическим выражением одного из аспектов указанной потребности выступает цроблема социальной одновременности объектов, событий, явлений. Социальная одновременность — необходимый момент, атрибут общественного воспроизводства. События являются социально одновременными, если определяющие их конкретные виды деятельности, протекающие в различных условиях, качественно тождественны, направлены на удовлетворение одной и той же общественной потребности. Осознание феномена социальной одновременности позволяет облегчить не только цредвидение общих черт, закономерностей будущего события, однопорядкового с данным социальным событием, но и реальное созидание, воспроизведение основных черт этого события.

В рамках разработанной целостной концепции в диссертации получены результаты, относящиеся к элементам научной новизны:

— цредпринята попытка обоснования принципа классификации основных типов времени через диалектику категорий «содержание» и «форма», что способствовало рассмотрению соотношения основных типов времени;

— уточняется представление о сущности социального старения человека, прослеживается классовый характер данного явления;

— рассматриваются сущностные свойства социального времени и его значение для определения начала революции, механизмов ее функционирования в условиях современного революционного цроцесса через понятие «революционное время», «социальная одновременность» ;

— оцределено место категории «социальное время» в диалектико-материалистическом понимании истории посредством анализа революционного цроцесса;

— осуществлена экспликация категориального аппарата социального времени, в частности, места категорий «скачок», «революционное время», «цель — средства — результат», в системе его элементов.

— 12.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы:

— в целенаправленной деятельности партийных, государственных и общественных организаций в процессе формирования диалекти-ко-материалистического мировоззрения трудящихся;

— при исследовании марксистско-ленинской теории исторического процесса;

— при чтении лекций и проведении семинарских занятий по диалектическому и историческому материализму, научному коммунизму в вузе, в вечерних университетах щрксизма-лениниз-ма;

— для подготовки спецкурса и спецсеминаров по истории, теории и практике современного мирового революционного процесса;

— для критики современных буржуазных фальсификаторов революционного цроцесса.

Апробация работы. Основные выводы и положения диссертационного исследования обсувдались на методологических семинарах кафедры философии гуманитарных факультетов КГУ, излагались на республиканских научных конференциях: «Единство мировоззренческой и методологической функции марксистско-ленинской философии» (Киев, 1980) и «Усиление марксистско-ленинской нацравленности учебного процесса в высшей школе» (Киев, 1982). Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на кафедре философии гуманитарных: факультетов Киевского госуниверситета им. Т. Г. Шевченко. Результаты проведенных исследований нашли отражение в трех статьях, тезисах и методических разработках по курсу исторического материализма.

Цель и задачи исследования

определили структуру диссертации, которая состоит из введения, пяти разделов, заключения и списка основной использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный анализ методологической функции категории «социальное время» в исследовании сущности революционного процесса, осуществленный в диссертации, позволяет сделать следующие выводы.

Типология времени связана с выбором и обоснованием принципа, применяя который было бы возможно классифицировать основные типы времени, выделяемые различными науками (физическое, биологическое, геологическое, психологическое, социальное, историческое и т. д.). Принципом, адекватно отражающим современный уровень знаний и времени, по нашему мнению, является принцип диалектической взаимосвязи категорий «содержание» и «форма», проведенный через классификацию форм (временные типы) движения материи (содержание). Исходя из данного принципа, возможно научно классифицировать время, выделив при этом три основные его типа — физическое, биологическое и социальное время, соответствующие в качестве форм трем основным уровням движения материи как их всеобщему содержанию.

Категория «социальное время» в снятом виде содержит все ныне известные основные типы времени, выполняя методологическую функцию в познании как всех ныне известных типов времени, так и общих закономерностей социального движения, выступает не как внешняя и абсолютная форма, а как результат, условие, последовательность изменений социально значимых событий материальной и духовной деятельности класса или классов, как внутренняя форма разворачивания этой деятельности, высшим видом которой является революционно-преобразующая деятельность.

— 151.

Социально-временной анализ революционного процесса находит, по нашему мнению, адекватное отражение в категории «революционное время», конкретизирующей социальное время в этот период и характеризующейся скачком, црерывом постепенности в общественном развитии, ломкой устаревших общественных отношений, высокой социально значимой событийной насыщенностью, становлением, разворачиванием «веера» возможностей социального движения и т. д., что обуславливает необходимость правильного осознания тенденций развития революционного процесса, «узнавания», определения начала революции, формирования революционной сознательности класса или классов, в силу чего возрастает руководящая роль коммунистических и рабочих партий — авангарда революционных масс. От правильности осознания задач революционного времени, своевременного выдвижения адекватного ситуации лозунга, осознаваемого, революционными массами и практической реализации его в революционной деятельности во многом зависит ускорение революционного процесса.

Повышение эффективности процесса осознания задач революционного времени революционными массами и особенно их авангардом связана с понятием «социальная одновременность», понимаемом наш как тождество, единство всех элементов системы «цель — средстворезультат», основывающемся на цроцессе воспроизводства в новых условиях социального времени революционно-классовых традиций, что особенно важно для теории и практики современного мирового революционного процесса, критики современных буржуазных концепций по проблемам революции, социального движения, общественного прогресса, цроблемам войны и мира и др.

Социальная одновременность основных сил современного мирового революционного процесса (страны системы реального социализма, международного рабочего, коммунистического, национально-освободи.

— 152 тельного движения/ проверена практикой социальных революций. Одним из основных условий их победы являются: одновременное вызревание революционной ситуации в странах современного империализма и «одновременное восстание пролетариата одной из крупных держав против буржуазии» *, что становится закономерностью развития современного революционного процесса. Результаты диссертационного исследования, его теоретические выводы и обобщения могут быть использованы:

— В практике революционной борьбы основных сил современного революционного процесса, используя категориальный аппарат для теоретического анализа конкретной революции, определения основных тенденций, ее развития. и сознательного влияния на ее ход путем воспитания сознательности революционных масс.

— В учебно-воспитательном процессе: а) при чтении отдельных тем курсов диалектического и исторического материализма («Материя и формы ее существования», «Познание как отражение действительности», «Законы и категории материалистической диалектики», «Критика современной буржуазной философии»), исторического материализма («Общественно-экономическая формация», «Политическая организация общества», «Социальная революция», «Общественное сознание и его структура», «Роль народных масс и личности в истории», «Личность и общество», «Критика современной буржуазной социологии»), научного коммунизма, истории партии, политической экономииб) при разработке спецкурсов по проблемам формирования научного мировоззрения и коммунистического воспитания молодежи.

— В работе государственных и общественных организаций при определении тенденций социального развития.

— В работе Домов и кабинетов политического просвещения, уни-I. Ленин В. И. О брошюре Юниуса. — Полн. собр. соч., т. з0,с.9, верситетов марксизма-ленинизма по организации и при проведении партийно-комсомольской учебы трудящихся.

— В массовой идейно-политической и цропагандистской работе особенно среди учащейся и работающей молодежи.

Своей дальнейшей разработки требуют такие вопросы, как анализ соотношения категорий «социальное время», «социальное пространство», «социальное движение» — определение закономерности соотношения всех типов времениуглубление содержания марксистско-ленинской теории времени, особенно ее философско-политэкономи-ческого аспектадальнейший анализ механизмов функционирования революционного времени и социальной одновременности. Их разработка будет способствовать решению многих задач, имеющих как теоретическое, так и практическое значение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. I. Маркс К. К еврейскому вопросу. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I, с. 382−413.
  2. К. К критике гегелевской философии права. Введение. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I, с. 414−429.
  3. К. Критические заметки к статье «Пруссака» «Король прусский и социальная реформа». Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I, с. 430−448.
  4. К., Энгельс Ф. Святое семейство. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 3−230.
  5. К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. З, с. 1−3.
  6. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 11−544.
  7. К. Нищета философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 4, с. 65−185.
  8. К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 4, с. 419−459.
  9. К. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 7, с. 5−110.
  10. К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 8, с. 115−217.
  11. К. Введение /Из экономических рукописей 1857−1858 годов/ Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 12, с. 709−738,
  12. К. К критике политической экономии. Предисловие. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 13, с. 5−9.
  13. К. Заработная плата, цена и прибыль. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 16, с. 101−155.
  14. К. Капитал, т. I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23,-907 с.
  15. К. Письмо П. В. Аненкову /28 декабря 1846 г./ -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 27, с. 401−412.
  16. Маркс Лкщвигу Кутельману, II июля 1868 г. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 32, с. 460−462.
  17. Маркс Лщцвигу Кутельману, 12 апреля 1871 г. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 33, с. 172−175.
  18. К. Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.40, с. 147−233.
  19. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 42, с. 41−174.
  20. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. Первоначальный вариант «Капитала». Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 46, ч. 1−2.
  21. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 7−544.
  22. Ф. Карл Маркс. «К критике политической экономии». Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 13, с. 489−499.
  23. Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 5−338.
  24. Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 339−676.
  25. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Ссгч. 2-е изд., т. 21, с. 23−178.
  26. Ф. Лвдвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 269 317.
  27. В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? Полн. собр. соч., т. I, с. 125−346.
  28. В.И. Развитие капитализма в России. Полн. собр. соч., т. 3, с. 11−609.
  29. В.И. Наша црограмма. Полн. собр. соч., т. 4, с. 182−186.
  30. В.И. Что делать. Полн. собр. соч., т. 6, с. I192.3 31. Ленин В. И. Революционные дни. Полн. собр. соч., т. 9, с. 205−229.
  31. В.И. Две тактики социал-демократии в демократической революции. Полн. собр. соч., т. II, с. 1−131.
  32. В.И. Марксизм и ревизионизм. Полн. собр. соч., т. 17, с. 15−26.
  33. Ленин’В. И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч., т. 18,-с525 с.
  34. В. И. Карл Маркс /Краткий биографический очерк с изложением марксизма/. Полн. собр. соч., т. 26, с. 43−93,
  35. В.И. Под чужим флагом. Полн. собр. соч., т. 26, с. I3I-I54.
  36. В.И. Крах П Интернационала. Полн. собр. соч., т. 26, с. 209−265.
  37. В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма. -Полн. собр. соч., т. 27, с. 299−426.
  38. В.И. Философские тетради. Полн. собр. соч., т. 29, — 782 с.
  39. В.И. Задачи пролетариата в нашей революции. -Полн. собр. соч., т. 31, с. 149−186.
  40. В.И. Война и революция. Полн. собр. соч., т. 32, с. 77−102.
  41. В.И. Государство и революция. Полн. собр. соч., т. 33, с. I-I20.
  42. В.И. Марксизм о государстве. Полн. собр. соч., т. 33, с. 123−307.
  43. В.И. Уроки революции. Полн. собр. соч., т. 34, с. 53−69.
  44. В.И. 0 революционной фразе. Полн. собр. соч., т. 35, с. 343−353.
  45. В.И. Очередные задачи Советской власти. Полн. собр. соч., т. 36, с. 165−208.
  46. В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский. -Полн. собр. соч., т. 37, с. 235−338.
  47. В.И. Великий почин. Полн. собр. соч., т. 39, с. 1−29.
  48. В.И. 0 нашей революции./По поводу записок Н. Суханова/. Полн. собр. соч., т. 45, с. 378−382.x к x
  49. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1978. — 144 с.
  50. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва, 7 оке.1977 г. М.: Политиздат, 1977. — 62 с.- 157
  51. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. -256 с.
  52. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -223 с.
  53. Международное Совещание коммунистических и рабочих партий Европы. Берлин, 29−30 июня 1976 г. М.: Политиздат, 1977. -296 с.
  54. О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Постановление ЦК КПСС от 31 янв. 1977 г. М.: Политиздат, 1977. — 32 с.
  55. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апр. 1979 г. М.: Политиздат, 1979. — 15 с.
  56. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  57. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 26−27 декабря 1983 г. М.: Политиздат, 1984. — 30 с.
  58. Ю.В. Ленинизм неисчерпаемый источник революционной энергии и творчества масс : Докл. на торжеств, заседании в Москве, посвящ. 112-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина.22 апр. 1982 г. М.: Политиздат, 1982. — 24 с.
  59. К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии: Докл. на июньск. 1983 г. Пленуме ЦК КПСС. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. — М.: Политиздат, 1983, с. 27−66.я я я
  60. А.М. Категория времени в современной науке и категория человеческого времени. В кн.: Известия АН Эстонской ССР, т. 27. Общественные науки, 1978, № 3, с. 268−280.
  61. Е.М. Экономические основы воспроизводства нематериальных благ при социализме.- М.: Наука, 1983. 272 с.
  62. С.Л. Иран в прошлом и настоящем /Пути и формы революционного цроцесса/. М.: Наука, 1981. — 270 с.
  63. А.Э., Малышева Д. Б., Шестопал A.B. Концепции революции в развивающихся странах /Критические очерки/. М.: Наука, 1979. — ПО с.
  64. А.Д. О философском содержании теории относительности. В кн.: Эйнштейн и философские проблемы физики XX века. — М.: Наука, 1979, с. II3-I27.
  65. P.A. Пространство и время и цространство время. -В кн.: Проблемы истории и методологии научного познания. М., 1974, с. 267−281.
  66. P.A. К проблеме универсальности пространства и времени. Вопр. философии, 1974, № 2, с. 127−138.
  67. P.A. Могут ли цространство и время разделить судьбу теплорода и флогистона? В кн.: Физическая теория и реальность. — Воронеж, 1976, с. I0I-II0.
  68. В.А., Балыкова H.A., Калугина З. И. Время населения города: планирование и использование. Новосибирск: Наука, 1982. — 199 с.
  69. Я.Ф. Проблема времени. Ее филос. истолкование. -М.: Мысль, 1966, 200 с.
  70. Я.Ф. Бесконечность Вселенной во времени. В кн.: Бесконечность и Вселенная. — М.: Мысль, 1969, с. 158−167.
  71. Я.Ф. Направление времени и временная структура процессов. В кн.: Пространство, время, движение. — М.: Наука, 1971, с. 56−79.
  72. Я.Ф. Философский детерминизм и научное познание. -М.: Наука, 1977. 188 с.
  73. Аугустынек 3. Лейбницево определение времени. Вопр. философии, 1973, J6 5, с. I09-I2I.- 159
  74. .Г. Общество : системность, познание и управление.- М.: Политиздат, 1981. 432 с.
  75. М.Д. Генезис представлений о пространстве и времени. Философские науки, 1976, № 4, с. 62−70.
  76. М.Д. Пространство и время в физическом познании. -М.: Мысль, 1982. 253 с.
  77. М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М.: Наука, 1982. — 222 с.
  78. Э.А. Коммунизм. Культура. Человек. М.: Советская Россия, 1979. — 256 с.
  79. B.C. Физические пределы пространственно-временного описания. Вопр. философии, 1973, II, с. 87−94.
  80. B.C. Пространство и время без материи? Вопр. философии, 1977, № 9, с. 79−88.
  81. М.А. Шекспир и история. М.: Наука, 1979.-216 с.
  82. В.Е. В ритме времени : Кинематографический процесс сегодня. М.: Искусство, 1982. — 335 с.
  83. М.И. В обозе реакции : троцкизм 30−70-х годов. -М.: Политиздат, 1979. 271 с.
  84. Э.Я. Современное капиталистическое общество и утопическое сознание. Воцр. философии, 1972, № 10, с, 82−93.
  85. Г. С. Деятельностная сущность человека как философский принцип. В кн.: Проблема человека в современной философии. -М.: Наука, 1969, с. 73−144.
  86. Е.А., Любинская Л. Н. Время и социальная активность субъекта. Вестн. Моск. ун-та, сер. 7, философия, 1975, }? 6, с. 3−15.
  87. П.И. Понятие материи в системе категорий диалектического материализма. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1982. — 189 с.
  88. И.В., ¡-Один Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 277 с.
  89. А.С., Ойзерман Т. Н. Основы теории историко-философского цроцесса. М.: Наука, 1983. — 286 с.
  90. В.А. Диалектика как теория развития. Киев: Изд-во КГУ, 1966. — 248 с.
  91. Большевизм и реформизм/Редкол.: А. Ф. Костин и др. -2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1978. — 384 с.
  92. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М.: Изд-во иностр. лит., 1961. — 151 с.
  93. H.H., Доброхотова Т. А. Функциональная асимметрия мозга и индивидуальное пространство и время человека. -Вопр. философии, 1978, № 3, с. 137−149.
  94. Ф. История и общественные науки. В кн.: Проблемы методологии и философии истории. — М.: Прогресс, 1978, с. 115—146.
  95. I. Брутенц К. Н. Современные национально-освободительные революции. /Некоторые вопросы теории/. М.: Политиздат, 1974. -552 с.
  96. Е!уева Л. П. Общественнре воспроизводство человека в условиях зрелого социализма. Общественные науки, 1983, № 6,с. 21−36.
  97. М.А. Логические категории и понятия. Киев: Наукова думка, 1981. — 235 с.
  98. ЗЗунге М. Пространство и время в современной науке. -Вопр. философии, 1970, J® 7, с. 81−92.
  99. И.В., Яковлев В. П. Проблема социального времени в философии Канта. В кн.: Науковедение и история культуры, Ростов н/Д, 1973, с. I10−120.
  100. В дни Октября /Воспоминания участников Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде. Л.: Лениздат, 1982. -406 с.
  101. В.И. Избранные сочинения. М.: Изд-во АН СССР, i960, т. 5. — 422 с.
  102. ПО. Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Пространство и время в живой и недивой природе. М.: Наука, 1975. — 175 с.
  103. I. Водолазов Г. Г. Диалектика и революция Д4ет? дологические проблемы социальной революции/. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. — 230 с.
  104. М. Л. Казакова I.A. Современные буржуазные теории социальной революции. М.: Наука, 1980. — 165 с.
  105. ИЗ. Гегемония пролетариата в трех русских революциях /Под ред. профессоров Л. С. Гапоненко, К.В.1Усева. М.: Мысль, 1975.- 352 с.
  106. Ч. Происхождение видов. М.: Биомедгиз, 1937. — 762 с.
  107. Ч. Изменение домашних животных и культурных рас тений*-/? оч.- т. 4/. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1951. — 883 с.
  108. Две системы мирового хозяйства: антагонистическое единство. М.: Международные отношения, 1983. — 334 с.
  109. Н.П. Материалистическая диалектика и методы биологического исследования. К.: Наукова думка, 1973. — 192 с.
  110. Диалектика научнрго познания. Очерк диалектической логики. /Ред. коллегия: Е. К. Войшвилло, Д. П. Горский, И. С. Нарский.- М.: Наука, 1978. 479 с.
  111. В. Идеи времени и формы времени. Л.: Ленингр. отд. «Советский писатель», 1980г-598 с.
  112. В.И. Революционные традиции молодому поколению. Деятельность В. И. Ленина, большевиков по революционному воспитанию молодежи I903-I9I7 гг. — М.: Мысль, 1980. — 260 с.- 162
  113. B.C. Методологические проблемы теоретического и Исторического познания. М.: Мысль, 1978. — 318 с.
  114. А.Г., Жог В.И. О методологической роли философских категорий пространства и времени в современной физике. -В кн.: Философские вопросы современного естествознания. М. — 1977, с. 8−25.
  115. С.П., Козловский В. Е. Проблеми диалектики зрелого социализма /Социальное единство и противоречия развития/. -М.: Мысль, 1981. 327 с.
  116. П.С., Кобушкин П. К. Пространственно-временные представления общей теории относительности и некоторые проблемы космологии. Киев: Изд-во АН УССР, 1962. — 99 с.
  117. Л.Ф. Диалектика и революция. Дритический очерк/. Шнек: Наука и техника, 1969. — 242 с.
  118. A.A. Диалектическое отношение пространства времени к материальному движению. — Л.: Изд-во Ленивгр. ун-та, 1976. 128 с.
  119. Е.М. Большевистские конференции накануне Октября /август октябрь 1917 г./. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.-176 с.
  120. Э.А. Время общества. /Философск. и соц.-экономический аспект/. Новосибирск: Наука, 1969. — 192 с.
  121. Г. Л. Современная эпоха и"переоценка ценностей" в буржуазной идеологии. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 102 с.
  122. Н.М. Историческая реальность как предмет познания. Киев: Наукова думка, 1978. — 143 с.
  123. A.M. Проблемы философского обоснования необратимости времени. Философские науки, 1980, № 2, с. 35−44.
  124. Л. Теория социального отражения.М.: Прогресс, 1969. 454 с.
  125. Жог В.И., Канке В. А. К вопросу о статусе микро-, макро-и мегапространства и времени. Диалектический материализм и философские проблемы естеств. наук. М., 1979, № I. с. 42−50.
  126. Жог В.И., Канке В. А. Проблема реальности и статуса форм времени и пространства. Философские науки, 1981, JS 2, с. 34−42.
  127. Е.М. Очерки методологии истории. М.: Наука, 1980. — 247 с.
  128. К.И. Экономика и политика в революции: Некоторые современные проблемы в свете исторической практики. М.: Мысль, 1980. — 245 с.
  129. К.И. Ленинизм и современные проблемы перехода от капитализма к социализму. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Мысль, 1981. 470 с.
  130. К.И. Ленинизм и современные проблемы перехода ого капитализма к социализму. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Мысль, 1981. — 470 с.
  131. К.И. Три революции в России и наше время. -3-е изд., перераб. и доп. М.: Мысль, 1983. — 640 с.
  132. Г. Е. Пространство й время как формы социального бытия. Свердловск: Свердл. юрид. ин-т, 1974. — 222 с.
  133. М.Л. Революционно-преобразующая роль материалистической диалектики. Киев: Политиздат Украины, 1982. -117 с. /на укр. языке/.
  134. .П. Человеческая деятельность познание -искусство /В.П.Иванов- Ин-т философии АН УССР. — Киев: Наукова думка, 1977. — 251 с.
  135. Иванов’Г.М., Коршунов A.M., Петров Ю. В. Методологические проблемы исторического познания. М.: Высшая школа, 1981. — 296 с.
  136. Н.Ф. Крах эсеровской концепции социальной революции. '- Вестник МГУ, сер. 12. Теория научн. коммунизма, 1978, № 3, с. 80−86.
  137. Л.Ф. Исторический материализм. Проблемы методологии.-М.: Наука, 1983. 255 с.
  138. История русской совётской поэзии I9I7-I94I гг. Л.: Наука, 1983. — 416 с.
  139. В.А. Философское значение марксовой концепции двойственности рабочего времени. Философские науки, № 3, 1983, с. 14−19.
  140. И. Критика практического разума. Соч. в 6-ти томах, т. 4, ч. I. -М.: Мысль, 1965, с. 311−504.
  141. Э.Ф. Некоторые вопросы развития временной логики. Философские науки, 1970, te I, с. 90−100.
  142. P.C. Биология и мировоззрение. М.: Мысль, 1980.- 208 с.
  143. Категории диалектики их развитие и функции. /Редкол.:
  144. В.П. Иванов /отв. ред./ и др. Киев: Наукова думка, 1980. — 363с.
  145. .М. Эволюция понятия материи в естествознании и в философии, 1975, J6 8, с. 68−80.
  146. A.M. Социальная революция. М.: Высшая школа, 1969. — 127 с.
  147. A.M. Содержание и закономерности мировогореволюциоиного процесса. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. — 214 с.
  148. П.В. Логические основы науки. Киев: Наукова думка, 1968. — 192 с.
  149. Ю.Н. Чилийская революция : Проблемы и дискуссии. М.: Мысль, 1982. — 239 с.
  150. А.Д. Теоретическое обобщение В.И.Лениным опыта Октябрьской революции и строительства социализма в СССР. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. — 314 с.
  151. В.В. Методология и логика исторического исследования. Киев: Вища школа, 1977. — 382 с.
  152. Ю.А., Салин Ю. С., Соловьев В. А. Философские проблемы геологического времени. Вопр. философии, 1974, 2, с. 96−104.
  153. Ю.А., Лейбзон Б. М. Революционная теория и революционная практика. М.: Политиздат, 1979. — 255 с.
  154. Ю.А. Революционный процесс современности : Теоретические очерки. М.: Политиздат, 1981. — 270 с.
  155. Критика современных буржуазных и ревизионистских концепций по проблемам мирового революционного процесса / Под ред. А. П. Шептулина, В. А. Агафонова, Н. И. Дряхлова, Е. С. Троицкого. М.: Высшая школа, 1979. — 343 с.
  156. М.Ф., Борисов A.B., Ткаченко В. Г. Чилийская революция : опыт и значение. М.: Политиздат, 1977. — 206 с.
  157. В.Б. Анализ категории «материи». М.: Наука, 1983.'- 255 с. 171.~Ланда Р. Г. История алжирской революции 1954 1962 гг. -М.: Наука, 1983. — 286 с. ,
  158. Н.Г. О типологии революционных процессов. -Философские науки, 1983, J& 2, с. 38−43.
  159. Ленин и культурная революция. Хроника событий /1917 -1923 гг./. М.: Мысль, 1972. — 496 с.
  160. Ленинская теория социалистической революции и современность. 3-е изд.-М.: Политиздат, 1980. 528 с.
  161. Лой А.H. Социально-историческое содержание категории «время""и „пространство“. Киев: Наукова думка, 1978. — 133 с.
  162. Лой А.Н., Шинкарук Е. В. Время как категория социально-ист орическрго бытия. Вопросы философии, 1979, te 12, с.78−83.
  163. Л.Н. Время и информация. Философские науки, № 5, 1979, с. 55−61.
  164. Материалистическая диалектика в пяти томах, т. I. Объективная диалектика. М.: Мысль, 1981. — 374 с.
  165. М.А. О природе материи. М.: Наука, 1976. -216 с.
  166. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. -М.: Наука, 1981. 463 с.
  167. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. М.: Наука, 1983. 535 с.
  168. К.А. Ислам в мировой политике и международных отношениях. М.: Международные отношения, 1982. — 316 с.
  169. И.И. История Великого Октября. В 3-Х т. T.I. М.: Наука, 1967, — 960 с.
  170. А.Р. Проблема времени в уголовном судопроизводстве. -Правоведение, 1983, В 2, с. 92−95.
  171. Ю.Б. О различных смыслах отношения одновременности /к истории вопроса/. В кн.: Эйнштейновский сборник, 1968.-М.: Наука, 1968, с. 94−114.
  172. Молчанов D.E.'Четыре концепции времени в философии и физике. М.: Наука, 1977. — 192 с.
  173. A.M. Многообразие свойств пространства-времени й проблемы физического познания. В кн.: Физическая наука и философия. — М.: Наука, 1973, с. 306−312.
  174. A.M. Пространство-время и физическое познание. М.: Атомиздат, 1975. — 216 с.
  175. Общее и особенное в революционном процессе современности. М.:'Наука, 1982. — 167 с.
  176. Г. П. Досуг: действительность и иллюзии. Проблемы свободного времени в марксистской и буржуазной социологии. Свердловск: Средн.-Уральск, кн. изд-во, 1970. — 232 с.
  177. Р.И. Проблема смысла: современный логико-фило-софскйи анализ языка. М.: Мысль, 1983. — 286 с.
  178. Г. М. Пространственно-временные отношения в искусстве. В кн.: Актуальные вопросы искусствознания. — М.: Наука, 1983, с. 299−315.
  179. В.Я. Асимметрия прияинной связи и необратимость времени. Вестник Моск. ун-та, 1980, Г? 3, с. 18−27.
  180. С.И. Историческое время и время истории. В кн.: Проблемы познания и моделирования социальных явлений / Ред. коллл. Отв. ред. Г. М. Иванов. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 1979. — с. 27−33.
  181. Ю.А. Категории содержания и формы. Философские науки, 1976, № 6, с. 31−42.
  182. Е.Г. Революционный цроцесс и революционное сознание. М.: Политиздат, 1983. — 240 с.
  183. Г. А. Афганистан революционный. М.: Международные отношения, 1981. — 72 с.
  184. .Ф. Интересы Маркса в последние годы жизни и работа над „Хронологическими выписками“. В кн.: Маркс — историк. М.: 1968, с. 404−432.
  185. Проблемы мирового революционного процесса: Вып. I /Ред-кол. Ю. А. Красин /отв. ред./ и др. М.: Мысль, 1981. — 300'с.
  186. Проблемы мирового революционного цроцёсса: Вып. П /Редкол.: Ю. А. Красин /отв. ред./ и др. М.: Мысль, 1982. -301 с.
  187. A.A. Мистификация социальной революции в современной католической теологии. Философские науки, 1978, $ 5, с. 95−107.
  188. Развитие учения о времени в геологии. Киев: Наукова думка, 1982. — 413 с.
  189. А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982. — 303 с.
  190. B.C. Политическое сознание масс в революционной ситуации. Философские науки, 1979, Л I, с. 23−32.
  191. Революционное преобразование общества и современная идеологическая борьба. Ч. I. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982. — 334 с.
  192. Революционный процесс: общее и особенное. М.: Мысль, 1981. — 255 с.
  193. А.Б. Иран: падение шахского режима. /Предисл. и общ. ред. Р. А. Ульяновского. М.: Политиздат, 1983. — 160 с.
  194. М.М. Диалектика ленинского исследования империализма и революции. М.: Мысль, 1976, — 520 с.
  195. М.Н. Диалектика и социология. М.: Мысль, 1980. — 356 с.
  196. В.И. Деятельность как философская категория. Философские науки, 1978, № 2, с. 47−54.
  197. И.А. Зависимость временных отношений от форм взаимодействия материальных систем. Философские науки, 1973, ^ 4, с. 55−62.
  198. В.И. Пространство и время. Философский очерк.'- М.: Госполитиздат, 1958. 200 с.
  199. М.А. Социальная революция Методологические проблемы/. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. — 347 с.
  200. Н.К. Процессы и мера времени. Л.: Наука, 1974. — 191 с.
  201. Л.В. Субъект истории и социальное самосознание. М.: Политиздат, 1983. — 264 с.
  202. Н.С. Пространство и время как всеобщие формы бытия и познания. В кн.: Марксистско-ленинская диалектика.
  203. Социалистическое воспроизводство: динамизм и результативность. М.: Мысль, 1983. — 303 с.
  204. Л.Н. Материалистическая диалектика. М.: Мысль, 1980. — 264 с.
  205. H.H. Проблема времени в свете философского мировоззрения. Вопр. философии, 1978, В 2, с. III—121.
  206. H.H. О категориях'"цель», «средство»,'"результат". М.: Высшая школа, 1968. — 148 с.
  207. Н.В. Объективные и субъективные факторы социалистической революции. Ростов н/Д: Изд-во Ростовск. ун-та, 1973. — 224 с.
  208. P.A. Афганская революция на современном этапе. Воцр. истории КПСС, 1982, № 4, с. 84−95.
  209. Ю.А. Биологическое время. В кн.: Пространство, время, движение. — М.: Наука, 1971, с. 231−241.- 168
  210. П.Н. Диалектика современной эпохи. 3-е изд., доп. М.: Политиздат, 1978. — 656 с.
  211. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энвдгклопедия, 1983. — 840 с.
  212. И.Т. Перспективы человека. М.: Политиздат, 1979. — 336 с.
  213. К.А. Идеологическая экспансия США в Латинской Америке. Доктрины, формы и методы пропаганды США. М.: Международные отношения, 1978. — 263 с.
  214. A.A. Категория цели в современной науке и ее методологическое значение /цель и деятельность/. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 147 с.
  215. А.П. Диалектический метод познания. М.: Политиздат, 1983. — 320 с. 230.'Шинкарук В. И. Единство диалектики, логики и теории познания. Введение в диалектическую логику. Киев: Наукова думка, 1977. — 368 с.
  216. А.Г. Вопросы революции в России и некоторые проблемы теории общественной мысли. М.: Наука, 1983. — 239 с.
  217. В.Ф., Потоцкий В. А. Актуальные проблемы понятийного аппарата теории социальной революции. Философские науки, 1979, № 5, с. 23−34.
  218. K.M. Освободившиеся страны: защита социальной революции. М.: Наука, 1981. — 270 с.
  219. В.П. Диалектика революционного процесса. М.: Наука, 1978. — 144 с.
  220. А. Сущность теории относительности. Собр. соч. т. 2. -«М.: Наука, 1966, с. 5−82.
  221. A.M. Биологичёские часы. Новосибирск: Наука, 1967. — 149 с.237^ Яковлев В. П. Социальное время. Ростов н/Д: Изд-во Ростовск. ун-та, 1980. — 158 с.
  222. Якушевсклй И.Г.'Революция и современность. Философско-критический анализ Концепции советологов. Л.: Лениздат, 1977. — 304 с.
  223. B.C. К философской оценке современных физических представлений о необратимости времени. Философские науки, 1975, fe 3, с. 47−55.
  224. В.Н. Научное предвидение: Вопр. методологии /
  225. Под ред. Я. Ф. Аскина. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1980. — 181 с.
  226. А.И. Целеполагание и идеалы. Киев: Наукова думка, 1977. — 275 с. 35 35 35
  227. Е. Мифы потрясенного сознания. М.: Политиздат, 1979. — 176 с.
  228. А. Время и свобода воли. М.: Русская мысль, 1910. — 238 с.
  229. А. Длительность и одновременность /по поводу теории Эйнштейна/. Петроград: Academia, 1923. — 154 с.
  230. Г. Т. Гватемала! революция и контрреволюция. -М.: Прогресс, 1983. 251 с.
  231. А. Философские проблемы пространства и времени. -М.: Прогресс, 1969. 590 с.
  232. Л. Измерение времени. В кн.: Принцип относительности. — М.: Атомиздат, 1973, с. 12−21.
  233. С. Революция в Германии 1918/19 гг. М.: Прогресс, 1983. — 224 с.
  234. Э.Ф., Уилер Дзк.А. Физика пространства-времени. -М.: Мир, 1971. 319 с.
  235. Дж. Естественная философия времени. М.: Прогресс, 1964. — 431 с.
  236. Уоддис’Дк. «Новые» теории революции. М.: Прогресс, 1975. — 521 с.£ X2 53. Alexander V/ernecke Biologismus und ideologischer
  237. Klassenkampf. Dietz Verlag Berlin, 1976. 301 s.
  238. Die Grobe Sozialistische Oktober revolution und der revolutionare Weltproze?. Akademia-Verlag, Berlin, 1978, 432 s.
  239. Elek Т., Bodnar I. Angriffsversuche des Pideismus gegen die wisenschaftliche konzeption von Materie, Raum und Leit. Period. polytechn. Engug, 1961, Bd 5, Hg. 1, s. 79−95.
  240. Zeit-Bewegung-Entwicklung. Philosophische Aspekte des Zeitproblems in der Physik. Deutsch. Z. fur Philos., 1979, Jg.27.1. N 2, s. 191−192.
  241. Heidegger M. Sein und Zeit. Halle, Nimeyer, 1931. 438s.
  242. Marcuse H. Die Welt als Utopie. In: Neues Forum. Wien, 1968, 706 s.
Заполнить форму текущей работой