Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Неопрагматизм Ричарда Рорти как продолжение традиций классической американской философии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализируя влияние классиков американской философии на Рорти, нельзя не отметить, что многие важные моменты, определившие своеобразие его творческой и идейной позиции среди мыслителей конца XX века не только не обусловлены влиянием идей классиков, но нередко противоположны взглядам, отстаиваемыми ими. Это стало причиной неизбежных нападок со стороны ряда исследователей его творчества, обвиняющих… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Плюрализм как главный принцип американской философии и неопрагматизма Ричарда Рорти
    • 1. 1. «Дискурс торга» в иронической философии Рорти
    • 1. 2. Антиосновность гносеологического проекта Рорти и антифундаментализм американской философии
  • 2. Соотношение поэтического и формалистского в «благородной традиции» философии США и неопрагматизме Рорти
    • 2. 1. Взаимосвязь литературы и философии в традиции американской мысли
    • 2. 2. Импровизация как стратегия классического американскою тина философствования и иронической философии Рорти
  • 2. 3. «Литературная культура» как проект общественно1 о устройства
    • 2. 4. Прагматистские интуиции американских литераторов
    • 2. 5. Образ метафизика и ироника в американской культуре на примере романа Г. Мелвилла «Моби Дик»)
  • 3. «После философии-демократия». Взаимосвязь философии и политики в неопрагматизме Рорти и интеллектуальной истории США
    • 3. 1. Общественно — политическая ориентированность американской философии
    • 3. 2. Утопизм как важнейший феномен американской культуры
    • 3. 3. Утопическии проект Ричарда Рорти

Неопрагматизм Ричарда Рорти как продолжение традиций классической американской философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Темы «иронии», «коммуникации», «солидарности», «приватного и публичного», разрабатываемые в философии Рорти трудны для исследования, но плодотворны, так как много дают тем, кто желает иметь представление о состоянии современной философии. Все дело в том, что Рорти очень хорошо ознакомлен с американской и европейской философской мыслью, ее векторами развития, импульсами и движущими силами, как исследователя его интересует прошлое философии, ее история и люди, ее творившие, и в то же время его привлекает настоящее философского процесса, его интеллектуальная игра и экзотичность дискурса. Разрабатывая проект «философии без оснований», лишенной привилегированного положения в культуре, сам Рорти подает пример нового типа интеллектуала, для которого не свойственны кастовая и провинциальная замкнутость, который много путешествует по миру, интересуясь возможностью «глобального разговора» между культурами. В этом контексте особый исследовательский интерес вызывает уникальность авторской интеллектуальной конструкции — неопрагматизм Ричарда Рорти, а также его соотношение с традицией аналитической философии, европейского постмодерна, экзистенциализмом, герменевтикой, интеллектуальным наследием Хайдеггера и Ницше, с одной стороны, и традицией классической американской философии, — с другой. Основная проблема в связи с этим заключается в том, что сам Рорти зачастую воспринимается (в том числе и в американском философском сообществе) как континентальный мыслитель, оригинальный интерпретатор идей Гегеля, Ницше, Хайдеггера, Деррида, при этом упускается из вида влияние на него наследия американских авторов. Эта проблема может быть представлена более широко как проблема американской культурной самоидентификации. Дело в том, что американская цивилизация со своим уникальным историческим опытом и огромным вкладом в мировую науку, добившись мирового лидерства в военной, политической и экономической сферах, не открытая в философском отношении страна. Добившиеся мирового признания американские мыслители — это, прежде всего аналитические философы, позиционирующие свою работу как обладающую универсальным и профессиональным характером. Однако, очевидно, что между континентальной и американской философиями есть некоторая граница, которая позволяет нам выделить уникальность того или иного философского сообщества. Ситуация усугубляется определенными политическими и идеологическими факторами, будучи цивилизацией иммигрантов, в настоящее время в США сильны неотрайбалистские тенденции, групповая замкнутость, стремление к мультикультурализму. В этих условиях некоторые мыслители ищут основу для общественной солидарности в исключительности существующей языковой практики. Своеобразие национальной философии с этой точки зрения представляется одним из решающих факторов формирования идентичности. В связи с вышесказанным неопрагматизм Ричарда Рорти рассматривается в его связи с классической американской философией, прагматизмом, трансцендентализмом, персонализмом, как попытка указать на самостоятельность и значимость «американского проекта», что ставит под сомнение утверждение о, безусловно, «постмодернистском», космополитичном, надидеологичном характере его интеллектуальных конструкций, и указывает на их «почвенническое» происхождение. В этом смысле Рорти может быть с полным правом назван и как продолжатель традиций классической американской философии, и как репрезентант ее основных тенденций.

Актуальность исследования «Неопрагматизм Ричарда Рорти как продолжение традиций классической американской философии» определяется обращением современных исследователей к изучению до-аналитических направлений американской философии вообще и прагматизма в частности, что связано с общим кризисом доминирующей в США аналитической философии. Свидетельством этого являются многочисленные статьи и книги, среди которых можно отметить работы Дж. Кэмпбелла, Дж. Ганн, С. Кейвелла, Ш.

Муфф, К. Уэст, Д. Уилсон, и многие другие. Актуальность определяет основные направления исследования, которые состоят:

Во — первых, в выявлении наиболее характерных гносеологических установок в концепции Рорти (своеобразное видение процесса познания, особое понимание опыта, отличное от сложившегося в классическом эмпиризме и рационализме, специфика познающего субъекта и процедуры объективации знания), определении особенности подхода к социальнофилософским проблемам в неопрагматизме (проблемы социальной динамики, случайности и закономерности в историческом развитии, вопрос о роли личности в истории, проблема солидарности в обществе, проблемы политической свободы, равенства, справедливости, социальной и нравственно — правовой ответственности, идентичности членов сообщества, проблема личной автономии и ее защиты от посягательства извне), специфике решения этических и антропологических проблем в современном прагматизме, рассмотрении предложенной структуры взаимосвязи различных жанров культуры: науки, политики, религии и философии.

Во — вторых, в осмыслении значения аналитического и прагматистского направления философии для становления системы Ричарда Рорти.

В — третьих, в осмыслении значения континентальной философии (прежде всего Хайдеггера, Ницше, Гадамера, Гегеля, Деррида) для становления системы Ричарда Рорти.

В — четвертых, в актуализации рецепции прагматизма Джеймса и Дьюи в постаналитической (постфилософской) культуре конца XX века, в творчестве Рорти, что определяется общей интеллектуальной и политической проблематикой эпохи.

Поднимая вопрос об интеллектуальных истоках неопрагматизма необходимо отметить, что сам американский мыслитель неоднократно отмечает преемственность своих построений идеям классического прагматизма Джеймса и Дьюи, у которых он находит критику платонизма, картезианства, Канта и всей метафизической традиции в сочетании с оптимистической верой в успех либеральной политики. Также Рорти обращается и к американским писателям и поэтам: Эмерсону, Topo, и изобретателю идеи «осуществления американской мечты как апокалипсиса, эсхатологического события, которое наделит жизнь человека ее предельным смыслом» [119. с.241] Уолту Уитмену. Если в современной историко-философской мысли США имеется огромный интерес к изучению наследия этих авторов как предтеч прагматизма, примером чему может быть изданный под редакцией М. Дикстейна сборник с характерным названием «Возрождение прагматизма», в работе над которым приняли участие такие исследователи как Р. Рорти, X. Ионас, JI. Менанд, Р. Пуарэ, Д. Бромвич, С. Кейвелл, то в отечественной традиции эта линия практически не изучена.

Доминирующая в духовной жизни современной Америки аналитическая философия представляется Рорти утратившим свое былое значение феноменом и обвиняется в канонизации философского дискурса, замкнутости в жесткие дисциплинарные и профессиональные рамки, оторванности от истории, культуры и общественной жизни. Преодоление этой оторванности возможно благодаря возрождению основной традиции мышления в интеллектуальной истории США. Перейдя от аналитической философии к прагматизму, Рорти находит в нем отклик своим социально-политическим убеждениям и погружается в атмосферу постоянных активных творческих поисков, обнаруживая внутреннее сходство в подходе к осмыслению проблем окружающей действительности, в выборе актуальных тем и способе их философского осмысления с работами своих предшественников. Поиски философа получают новые творческие импульсы, углубляется его интерес к политике, континентальной философии и национальной культуре, к внутренней жизни личности и антропоцентрическому анализу окружающей действительности. О плодотворности этого процесса свидетельствует тот факт, что с 1979 года по настоящее время из-под пера Рорти выходят его наиболее значительные работы, такие как «Философия и Зеркало Природы» (1979),.

Последствия прагматизма" (1982), «Случайность, Ирония, Солидарность» (1989), «Обретая нашу страну. Политика левых в Америке» (1998).

Анализируя влияние классиков американской философии на Рорти, нельзя не отметить, что многие важные моменты, определившие своеобразие его творческой и идейной позиции среди мыслителей конца XX века не только не обусловлены влиянием идей классиков, но нередко противоположны взглядам, отстаиваемыми ими. Это стало причиной неизбежных нападок со стороны ряда исследователей его творчества, обвиняющих его увлечение классическим прагматизмом либо как данью моде (Джон Пассмор), либо как попыткой скрыть свои расистские идеалы (Уильям Труитт). Так, профессор университета Южной Флориды Уильям Труитт указывает на то, что в погоне за легитимностью, Рорти провозглашает свою неопрагматическую концепцию естественным порождением классического прагматизма, что Труитт расценивает как «болезненный случай исторической амнезии» [73. с. 154]. Если философское содержание и метод американского прагматизма (Пирса и Дьюи) вытекали из объективных и аналитических методов экспериментальных наук и были свободны от иронии и скептицизма, то неопрагматизм Рорти, разделывается с фундаментализмом любого рода, включая научный, в пользу солидарности, коренящейся в «расистской теории языка». Возможно, тем самым Рорти оказывается ближе к Хайдеггеру, Поль де Ману или Деррида, нежели к классикам американской философии. Все это, несомненно, должно стать предметом серьезнейшего исследования.

С идеей изменения общекультурной парадигмы связано стремление Рорти к отказу от идеалов рациональности. Объективность как представленное в визуальных метафорах соответствие идеи независимой от нее вещи уступает место парадигме интерсубъективности, делающей акцент на конвенциональную, договорную, генеалогическую природу знания. В связи с этим социально — философская проблематика, имевшая первостепенное значение для классической американской философии, укорененной в пуританском эсхатологизме, приобретает особое значение и в философии Рорти. Таким образом, исследование неопрагматической концепции Рорти в ее связи с классической американской гуманитарной мыслью и выяснение их актуальности в системе формирующихся философских приоритетов ставит проблему их рассмотрения в контексте взаимодействия политики и философии, демократии и языка, в котором она описана.

Научная новизна работы определяется многоуровневым характером проблемы:

1. В диссертации прослежена малоизученная в отечественной историко-философской науке связь неопрагматизма Ричарда Рорти с важнейшими направлениями эволюции классической американской философии.

2. Впервые рассмотрен вопрос о закономерностях философского развития Рорти (переход от критики гносеологии в «Философии и Зеркале Природы» к социально — философской «Случайность, Ирония, Солидарность» и политической «Обретая нашу страну. Политика левых в Америке» проблематике).

3. Природа социальной утопии в работах Рорти изучена как философский синтез осмысления традиций жанра идиллии в американской культуре.

На основании вышесказанного цель диссертационного исследования может быть определена как функциональное и смысловое определение неопрагматизма Рорти в его связи с основополагающими принципами классической американской философии. Перед исследователем стоит задача подчеркнуть такие особенности неопрагматизма Рорти, которые позволят нам определить его как репрезентанта классической «американской» ментальности.

Достижению поставленной цели призвано служить решение следующих задач:

1.Выявить наиболее характерные, специфические черты американской философии.

2.0пределить интеллектуальные, идеологические и эстетико-мировоззренческие основы сближения постмодернистского проекта Ричарда Рорти и традиции классической американской философии.

3.Проанализировать творчество Рорти в контексте теоретических поисков современных американских аналитических философов и вписать их поиски в общее направление культурного развития страны.

Предмет и задачи исследования обусловливают использование сравнительно — аналитического метода. Так как Рорти рассматривается в его отношении к американской классике с одной стороны, и к континентальной философии — с другой, использование сравнительно — аналитического метода позволяет провести познавательную операцию с целью классифицирования, упорядочивания, оценки изучаемого явления и выявления основных мотивов его творчества.

Выбор методологического подхода вызван также значительной удаленностью во времени при попытках сопряжения философских и мировоззренческих категорий в сознании Рорти и родоначальников американской философии. Это вызывает необходимость интерпретации философских образов и структур и выявления их соотнесенности с социальными и политическими взглядами авторов для осмысления особенностей их творческого метода и национальной специфики их произведений. На основании этого, в свою очередь, уже можно сделать вывод о внутренней близости Рорти представителям классической американской философии.

Процесс взаимодействия Рорти с творчеством и мировоззрением важнейших представителей американской философии рассматривается на фоне общей проблематики эпохи, обусловленной глобальной сменой интеллектуальной и эстетической парадигмы, вызванной постоянно усложняющимися отношениями человека с окружающим миром, необходимостью выработки разнообразных моделей культурной адаптации. В результате этого в философии со второй половины XX века происходит разрушение многовекового господства риторической традиции рационалистического восприятия и осмысления жизни, сложившейся еще в XVIII веке и начинается выработка новых подходов к осмыслению действительности во всем бесконечном многообразии ее формально-семантических проявлений. Этот процесс вызывает неизбежный кризис традиционной аналитической философской системы и соответственно необходимый процесс разработки новых эстетико-философских принципов, венцом которых оказывается возрождение «нестрогого», герменевтического и социологического типа философствования, втягивающего в себя классические жанровые образования и придающего им новую современную форму существования.

Теоретической базой разработки вопросов анализа философии Рорти и других авторов в контексте вышеперечисленных проблем в настоящем исследовании являются работы Ю. Хабермаса, Т. Куна, К. О. Апеля, создающие основу для выявления внутренней логики важнейших задач, организующих проблематику динамики философских процессов второй половины XX века.

Эпохальная задача сближения политики и философии, неизбежно диктовала необходимость переосмысления опыта аналитической традиции с ее интенцией на «строгость», «научность», «объективность», обращения к использованию богатого континентального и классического американского философского наследия. Образ философа как политика, активно участвующего в общественной жизни страны с подачи Рорти возводится в идеал современного субъекта философской деятельности, ощутимым противовесом аналитической «аполитичности» и отвлеченности мыслителя. В связи с этим проблемы политической философии и либерализма играют важную роль в творчестве Рорти, определяя сущностные стороны его работ, тесную взаимообусловленность формальных и содержательных элементов, актуализируя не только стилистические особенности его творчества, но и особую содержательную направленность на создание идеальной модели бытия в связи с критикой современной действительности, заключенной в переосмысленном философом жанре утопии. Исследование природы его творчества сквозь призму использования названного жанрового концепта позволяет осмыслить глубинные особенности философского метода Рорти и рассмотреть его обусловленность важнейшими чертами авторского мировоззрения. Общность же смыслоиорождающих жанровых структур в творчестве Рорти, Дьюи, Эмерсона, Уитмена демонстрирует их изначальную близость в важных моментах мировосприятия и внутреннюю ориентацию на один величайший образец политического устройства — либеральную демократию, «свободную кооперацию свободных людей», что и создает предпосылки для их личного сближения.

В данной работе автор попытается представить утопический проект «постмодернистского буржуазного либерализма» как продолжение типического для американской литературы и философии жанра идиллии, ведущего свои корни еще от отцов — основателей, для которых утопическая Америка являла собой проект бескастового и бесклассового общества, «история которого еще не написана, поскольку эта история еще должна быть разыграна» [130. с. 960].

В современной гуманитарной науке жанр утопии выделяется в качестве одного из важнейших формально-содержательных концептов, обусловивших ряд характерных особенностей проблематики и поэтики американской литературы и философии и в какой-то мере адекватных характерным свойствам национального менталитета. Теоретической базой разработки вопроса является исследование Э. Я. Баталова, во многом определившее принципы научного подхода к проблеме, работы Роберта Кейгана, Френсиса Фукуямы и ряда других неолиберальных футурологов, рисующих нам картину «либерального рая», работа Карла Мангейма, противопоставляющая утопию и идеологию как самостоятельные и противоположные способы организации мира политического", что позволит проследить трансформацию данного концепта, способствующего одновременно эпизации философского пространства и лиризации, эмоциональной насыщенности и философской углубленности воплощения авторского замысла. В этом контексте анализ творчества Рорти представляет особый интерес.

Теоретической базой разработки вопроса о взаимосвязи «романтической утопии», «иронического теоретизирования» и литературной, или «благородной традиции» США являются работы Стэнли Кейвела, Ришара Пуарэ и Луи Менанда, распространивших аналитический подход на область искусства и литературы. Гарольд Блум и его «разбожествление» романтического представления поэзии и трактовка «сильного поэта» как творца новых метафор помогут в исследовании «импровизации», представленной, в отличие от доктринализма, как доминирующей стратегии классического американского типа философии. Интересна также работа отечественного исследователя Бенедиктовой Т. Д. «Разговор по-американски»: дискурс торга в литературной традиции США", в котором автор на материале классической американской автобиографии и художественной прозы рассматривает литературную традицию США как длящийся разговор, «исторически устойчивый коммуникативный пакт между пишущими и читающими» [10. с. 16]. Определенные аналогии и «перекличка» литературной и философской традиций в данном случае выглядят вполне уместными. Основные положения, выносимые на защиту:

1. В диссертационном исследовании доказано, что неопрагматистская концепция Рорти имеет своими предпосылками работы американских романтиков Эмерсона, Topo, Олкотта, а также работы классиков прагматизма Джеймса и Дьюи в большей степени, нежели работы европейских постмодернистов и деконструктивистов.

2. В работе дано обоснование того, что антифундаментализм и методологический анархизм Рорти имеет своим основанием плюралистические теории американских философов — классиков, противопоставлявших европейским монистическим концепциям, моральный релятивизм, теологический финитизм, темпоральность и антропоцентризм.

3. В работе показано, что ироническая философия Рорти является выражением «дискурса торга» как особой формы существования американской социокультурной жизни, сложившейся в силовом поле рыночных практик, политической демократии и развитой системы массовых коммуникаций. Данный тип дискурса тиражировал себя посредством делового, политического, публицистического, литературного, философского слова, становясь одним из важнейших средств самосозидания американской нации как культурного целого.

4. Доказано, что постулируемое Рорти превосходство поэтического способа постижения действительности над научным, а также описание человеческой истории как романа или драмы, имело давнюю историю в интеллектуальной традиции США. Рортианский образ «Grand Narrative», беллетризация и романтизация философии является продолжением того типа философствования, который сложился в «золотой век» американской философии и получил название «gentle tradition», или «традиция изящной словесности».

5. В работе представлен концепт поэтизирующей импровизации, характерный для традиционной американской философии и иронической философии Рорти, который выступает средством противостояния доктринализму, формализму и универсализму моральных, политических и эпистемологический теорий. Поэтизирующая импровизация, объединяющая объективистский и эстетический подходы, тесно связана со стремлением к рациональному философскому проекту в условиях, когда приоритетную значимость стали придавать не репрезентативным, а практическим функциям философии.

6. В работе утверждается, что центральные понятия философии Рорти (такие как «плюрализм», «случайность», «солидарность», «толерантность») являются конститутивными для американской культуры в целом. На примерах из произведений американских поэтов и писателей показано их присутствие в американской литературе.

7. Утверждается, что историческое развитие ранней американской философии определялось острейшими идейными и социально-политическими конфликтами своего времени, что повлекло за собой конкретный публицистический и полемический характер философской мысли в Америке. Общественно — политическая проблематика заняла центральное место в философских дискуссиях, утопизм изначально пронизывал и социокультурную жизнь, и мироощущение американцев. В связи с вышесказанным утопический эксперимент Ричарда Рорти, его обращение к идеалу философа — политического пророка представляются как типичное для американской духовной жизни явление. Композиционная структура работы определена целью исследования, логикой изложения, отражающей последовательность решения поставленных задач, а также необходимыми уровнями осмысления исходного материала. В первой части дан анализ специфики американской философии и особого типа дискурса, сложившегося под влиянием уникальных культурно — исторических обстоятельств. Во второй части исследования «ироническая» форма философии Рорти представлена как продолжение «нестрогого типа мышления», демонстрируемого американскими философами — поэтами. Импровизация, как доминирующая стратегия американской философии противопоставляется доктринализму, характерному для метафизических систем Европы. На примере романа Г. Мел вилла «Моби Дик» рассматривается то, как в американской литературе были представлены феномены «плюрализма», «случайности», «солидарности как толерантности», конститутивные для философии Рорти. В третьей главе прослеживается связь проекта «постмодернистского буржуазного либерализма» Рорти с многообразными феноменами утопизма, характерными для американской культуры в целом. Обращение американского мыслителя к проблематике политической философии также оценивается как типичное для американской философии, изначально ориентированной на решение гражданских и общественно — политических задач.

Работа состоит из трех глав, введения и заключения.

Заключение

.

Любые хронологические вехи и институциональные координаты в истории философии, конечно, вещи довольно условные. Можно не согласиться с выбором рассмотренных в работе персоналий (Пирс, Джеймс, Дьюи, Эмерсон, Уитмен, Topo) как представителей классической американской философии. Вполне закономерен будет вопрос о том, почему в этот список не попали такие влиятельные представители «золотого века» американской философии как Джосайя Ройс, Джордж Сантаяна, или целая плеяда таких протестантских теологов как Джон Коттон, Томас Хукер, Роджер Уильяме. Тем не менее автор считает свой выбор оправданным, поскольку ни Сантаяна, ни Ройс не оставили после себя школы своих последователей, и остались в истории философии как авторы оригинальных интерпретаций европейских мыслителей, прежде всего Гегеля. Создатели прагматизма, напротив, заявили о себе как об исключительно оригинальных мыслителях, разработавших уникальную методологию, позволившую представить многие философские проблемы новым, ранее не известным образом. Прагматизм, по мнению автора, на высоком теоретическом уровне выразил характерный для американской нации стиль мышления, что дает ему полное право носить титул «самой американской» из философий. Различие «классического» и «неклассического» этапов также оправдано rio ряду параметров, важнейшим из которых является изменение когнитивной культуры. Классический «золотой век» американской философии был веком оптимизма, веры в возможность преодолений заблуждений предшественников и возвращения философии к здравому смыслу. Когнитивную культуру классиков определяли два фактора: процессуальность в соответствии с дарвиновским образом науки и уверенность, что преодоление понятия «опыт» в прагматических категориях сделает его основанием для всех философских построений. Лингвистический поворот, совершенный логическим атомизмом и неопозитивизмом, задал новую парадигму и ввел новую когнитивную культуру: от предметного разговора о мире философия перешла к разговору о языке. Приняв положение о социолингвистической нагруженности опыта, в том числе интуиции о существовании своего собственного сознания, означал отказ от эмпиризма и принятие антифундаментализма и исторического релятивизма. В этом свете рассмотрение преемственности в решении старых проблем новыми средствами представляется особенно интересным.

Исследование «Неопрагматизм Ричарда Рорти как продолжение традиций классической американской философии» дает нам возможность рассмотреть парадигмальное различие стиля мышления двух временных периодов исходя из масштабов и степени секуляризации философии. Прагматизм начала XX века развивался между двумя полюсами — теологией и наукой, принимая различные формы. В общем и целом религиозные формы американского прагматизма стали довлеющими, философия продолжала оставаться проповеднической, монологичной, ценностно и идеологически нагруженной. Прагматизм Пирса как попытка представить новый научный метод уступила место более эвристичным, социально ориентированным версиям прагматизма Джеймса и Дьюи.

Однако во второй половине XX века господствующее положение в американских университетах заняла аналитическая философия, а мировоззренческая функция была отдана религии, литературе и публицистике. Своей главной задачей аналитическая философия ставила завершение процесса секуляризации философии, необходимым условием новый стиль философского мышления объявил размежевание с литературно — исторической гуманитаристикой. Аналитическая философия перешла от монологическипроповеднического дискурса к диалогическому и дискуссионному, что сделало устаревшим не только представление о философии как наставнике в жизни, но и мелиористскую мечту Дьюи о моральном и социальном совершенствовании общества с помощью философии.

Но разрушение «догм эмпиризма» оказалось не столь простым.

Аналитическая философия так и не ниспровергла философию сознания с ее метафизическими категориями: «интуитивно постигаемое Я», «субъективность», «свобода воли», кроме того, возникли трудности коммуникации аналитической философии с тем, что можно обозначить терминами «уникальность» или «национальный менталитет». Между тем образ философии как специализированной отрасли знания никогда не устраивал общественность, ищущую понятный тип философии и выполняющий самоидентифицирующую и ориентирующую функции.

В этой ситуации вновь актуальной стала тема рецепции прагматистской традиции, появилось множество «публичных философий», обсуждающих вопросы культурной, моральной и социальной жизни. В противовес узкопроблемному крену появились теории, ставящие задачей философии в культуре установление эффективной коммуникации между различными типами дискурсов. Отсюда такое внимание к неопрагматизму Рорти, который, с одной стороны, является широким эвристичным учением, выходящим за узкоспециализированные рамки, а с другой — предлагает вариант подлинно национальной философии, обращенной к моральным и политическим проблемам современного общества.

Подытоживая сказанное о философии Рорти и его отношении к классической американской философии, еще раз обозначим их общие моменты — это плюрализм, динамизм, ориентация на практику (отсюда значительное развитие политической философии и философии права), утопизм, эсхатологичность, а также особый тип дискурса, который был условно обозначен нами как «дискурс торга». Обращение к концепту импровизации было рассмотрено нами как стремление к реализации богатства метафорических возможностей языка в противоположность доктринализму, сковывающему возможные оригинальные описания. В общем и целом хотелось бы отметить, что тот тип философии, который был обозначен нами как «классически американский», и который был развит в неопрагматизме Рорти, не является исключительно «американской» принадлежностью и не закреплен за данными авторами. Ее преимущества — гибкость, динамизм, дисциплинирующий эффект, высокая приспособленность к условиям современной цивилизации делают ее привлекательной в культурных условиях XX и XXI веков, не отменяя, конечно, ее внутренних проблем. Данный тип философии заслуживает внимания как вклад культуры США в общечеловеческую копилку мудрости. Отсюда и растущий к ней интерес.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Американские просветители. М., 1969. т.2−320 с.
  2. Ф. Р. История и тропология. Взлет и падение метафоры. М.: Прогресс — традиция, 2003. — 446 с.
  3. К. О. Трансформация философии. М.: Логос, 2001.-338 с.
  4. А. Практика или прагматизм? («Случайность» Ричарда Рорти). Электрон, дан. Режим доступа: http://www.traditio.ru
  5. Э. Я. Политическая утопия в 20 веке. Вопросы теории и истории. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора политических наук. М., 1996. 56 с.
  6. Э. Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США. М.: Наука, 1982.-336 с.
  7. Р. Дж. Возрождение прагматизма// «Вопросы философии», 2000, № 5.
  8. . Америка, СПб., «Владимир Даль», 2000. 204 с.
  9. Д. Американский философ: беседы с Куайном, Дэвидсоном, Патнэмом, Нозиком, Данто, Рорти, Кейвелом, Мак Интайром, Куном. М.: Гнозис., 1998.-200 с.
  10. . . Прагматизм с методом или без такового? Рорти versus Дьюи //"Логос", 1996, № 8, с. 190−205.
  11. Г. Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М. Прогресс, 1988.-700 с.
  12. К. С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. М.: Издательская корпорация «Логос», 1997. 544 с.
  13. Г. В. Ф. Философия права. М.: «Мысль», 1990. 524 2. с.
  14. Р. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1950. 712 с.
  15. У. Воля к вере. М.: Республика, 1997.-431 с.
  16. И. Неопрагматизм Ричарда Рорти. М.- Эдиториал УРСС, 2001.256 с.
  17. И. Неопрагматизм Ричарда Рорти и аналитическая философия // «Логос», 1999, № 6(16), с.94 118.
  18. И. Д. Социальная утопия и релятивизм // «Рубежи», 1997, № 1011.
  19. Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика- Пресс, 2000. 122 с.
  20. Дж. Реконструкция в философии. М.: «Логос», 2001.- 168 с.
  21. История современной зарубежной философии: компаративистский подход. Спб, 1997.-480 с.
  22. Р. О рае и силе: Америка и Европа в новом мировом порядке. М.: Дом интеллектуальной книги- «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.- 160 с.
  23. А. С. М. Хайдеггер глазами Рорти // Современная философия как феномен культуры: исследовательские традиции и новации. Материалы научной конференции. Серия «Symposium», выпуск 7. СПб.: Санкт Петербургское философское общество, 2001.
  24. В. Уроки ткачества в современную эпоху: гобелен прагматизма и ковровые бомбардировки // «Логос», 1999, № 3(13), с. 97- 107.
  25. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. 297 с.
  26. В. М. Философия социального критицизма в США. М.: «Наука», 1976.-205 с.
  27. К. Очерки социологии знания. М., 1998. 249 с.
  28. Т. П., Матяш Д. В. Либерализм: проекты философии просвещения и американского прагматизма // «Философия права», 2003, № 2 (8).
  29. Г. Моби Дик, или Белый кит// Собр. соч. в 3 т. М.: ТОО «Новина», 1996, т. 1. 307 с.
  30. Ю. Новые веяния в метафизике США. М., «Вопросы философии», 1989, N 6.
  31. Ю. Прагматическая философия человека // Буржуазная философская антропология 20 века. М., 1986, с. 104−119.
  32. Л., Опенкова М. Метафора оптическая // «Культурология. 20 век. Энциклопедия. СПб., 1998, т.2.
  33. И. Н. Эстетика американского романтизма. М.: Наука, 1983. -218с.
  34. Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Минск, 1999. 213 с.
  35. Л. Ричард Рорти // Современная западная философия. Словарь. М., 1991, с. 268- 269.
  36. В. Л. Основные течения американской мысли. М., 1962. 518 с.
  37. Дж. Сто лет философии. М.: Прогресс- Традиция, 1998. 249 с.
  38. Ч. С. Закрепление верования. «Вопросы философии», 1996, № 6.
  39. H. Е. Ранняя американская философия. Пуританизм: Учебное пособие для гуманитарных факультетов университетов. М.: Высшая школа, 1989.-246 с.
  40. Дж. Примиряя прагматизм и натурализм. Вестник Московского Университета. Серия 7. Философия. 2005, № 4.
  41. . Человеческое познание, его сфера и границы. Киев, Ника -Центр, 2001.-553 с.
  42. Р. Американская философия сегодня, в кн. «Аналитическая философия: становление и развитие» (антология). М.: «Дом интеллектуальной книги», «Прогресс традиция», 1998. — 528 с.
  43. Р. Историография философии: четыре жанра // 11еопрагматизм Ричарда Рорти. М.- Эдиториал УРСС, 2001. — 256 с.
  44. Р. Новый патриотизм. Электрон, дан. Режим доступа: http:// www.inosmi.ru
  45. Р. Обретая нашу страну: политика левых в Америке 20 века. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. 128 с.
  46. Р. Послесловие: прагматизм, плюрализм и постмодернизм // «Историко-философский ежегодник», 2000, с. 454−469.
  47. Р. Постмодернистский буржуазный либерализм // «Рубежи», 1997, № 10−11.
  48. Р. Релятивизм: найденное и сделанное // Фидософский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст. М., 1997, с. 11- 44.
  49. Р. Случайность, ирония, солидарность. М.: Русское феноменологическое общество, 1996. 282 с.
  50. Р. Троцкий и дикие орхидеи // «Неприкосновенный запас», 2001, № 3(17).
  51. Р. Философия и будущее // «Вопросы философии», 1994, № 6.
  52. Р. Философия и зеркало природы. Издательство НГУ, 1997. 320 с.
  53. Р. Хайдеггер, случайность и прагматизм // Неопрагматизм Ричарда Рорти. М.- Эдиториал УРСС, 2001. — 256 с.
  54. А. Е. Основной вопрос философии будущего Рорти // Россия -Запад Восток: компаративные проблемы современной философии. Сайт: «Философская антропология», 2004.
  55. М. Колыбель качается над бездной. (Р. Рорти читает В. Набокова) // Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст, М., 1997, с. 227- 248.
  56. Дж. Характер и мировоззрение американцев. М.: Идея Пресс, 2003.- 176 с.
  57. Сидоров Философия действия в США: от Эмерсона до Дьюи. JI.: Изд во Л. Ун-та, 1989.-148 с.
  58. С. С. Утопия и общественное сознание: философско-социологический анализ. Л.: Изд во Л. Ун-та, 1988. — 120 с.
  59. Современное политическое сознание в США // М.: Издательство «Наука», 1980.-446 с.
  60. Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тэйлор, Уолдрон. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. — 248 с.
  61. Э. Права человека у Канта и Рорти // Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст, М., 1997, с. 72- 86.
  62. А. Философия возможного // Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст, М., 1997, с. 212- 226.
  63. Е. Ф. Тенденции развития психолингвистики. М., 1987. 233 с.
  64. А. де. Демократия в Америке. М.: Прогресс, 1994. 560с.
  65. Г. Д. Высшие законы. М.: Республика, 2001.-412 с.
  66. Г. Д. Уолден или жизнь в лесу. М. Наука, 1980. 456 с.
  67. У. Г. Предшественники постмодернизма и его связь с классическим американским прагматизмом // «Вопросы философии», 2003, № 3.
  68. М. «Компания критиков. Социальная критика и политические пристрастия 20 века», М.: Идея Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999.-360 с.
  69. Философия без оснований. Беседа Рыклина с Рорти. «Логос», 1996, № 8.
  70. Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст // Отв. ред. Л. В. Рубцов.- М.: «Традиция», 1997. 288 с.
  71. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб. Наука, 2000.-377 с.
  72. К. Постмодернизм. М.: ФАИР ПРЕСС, 2006. — 272 с.
  73. Хейзинга Й. Homo Ludens. М.: Прогресс Традиция, 1997. — 414 с.
  74. Р. Александр Герцен: Импровизация против доктрины. М.: «Дом интеллектуальной книги», 2001. — 344 с.
  75. Р. Утопическое экспериментирование Ричарда Рорти // Р. Рорти. Случайность, ирония, солидарность. М., 1996, с. 259- 276.
  76. Р. Нравственная философия. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001. -384 с.
  77. Р. Эссе. М. Худ. лит ра, 1986. — 638 с.
  78. Н. Очерки по философии в США. 20 век. М., Эдиториал УРСС, 1999.-304 с.
  79. Н. Проблема метафизики в американской философии. М., «Наука», 1978.-296 с.
  80. Н. Философия Джона Дьюи и постмодернистский прагматизм Ричарда Рорти // Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст, М.: Прогресс Традиция, 1998, с. 156 — 188.
  81. Bercovitch S. The rites of assent. Transformation in the simbolic construction of America. N. Y.: Routledge, 1993.
  82. Berlin I. Four Essays on liberty. Oxford University Press, 1969.
  83. Bernstein R. Rorty’s Liberal Utopia // «Social research», 1990, vol. 57, № 1
  84. Bhaskar R. Philosophy and the idea of Freedom. Oxford, Cambridge, 1991.
  85. Bloom H. A map of misreading. N. Y., 1975.
  86. Carpenter F. American literature and the dream. N. Y., 1955.
  87. Cavell S. What is the use of calling Emerson a pragmatist? // The Revival of Pragmatism- new essays on social thought, law and culture. Duke University Press, 1998, p. 73 -80.
  88. Charles B. Guignon and David R. Hiley, Biting the bullet Rorty on private and public morality, in Reading Rorty: Critical Responses to philosophy and the mirror of nature, ed. Alan R. Malachowski. Basil Blackwell, Oxford, 1990.
  89. Commager H. S. The American mind. An interpretation of American thought and character since the 1980. New Haven, 1950.
  90. Davidson D. Injuries into Truth and Interpretation. Oxford, 1984.
  91. Dewey J. Democracy and education. N. Y. Free press, 1966.
  92. Dewey J. The Development of American pragmatism, in Philosophy and civilization. N. Y. Capricorn books, 1963.
  93. Dickstein M. Pragmatism then and now // The Revival of Pragmatism- new essays on social thought, law and culture. Duke University Press, 1998, p. 1 -21.
  94. Emerson R. The American scholar // Essays and Lectures. N. Y. Library of America, 1983.
  95. Emerson R. The poet // Essays and Lectures. N. Y. Library of America, 1983.
  96. Emerson R. The reason versus understanding. Cambridge, 1927.
  97. Fabian A. Card Sharps, Dream books and bucket shops. Gambling in 19-th century America. Ithaca- London: Cornell University press, 1990.
  98. Green M. Twain and Whitman The problem of American literature. N. Y. Norton and Co., Inc., 1965.
  99. Hart H. L. Between utility and rights // The idea of freedom / Ed. Ryan A. Oxford, Oxford Press, 1979.
  100. James W. Philosophical conceptions and practical results // The writings of William James, ed. John J. McDermott. N. Y.: Random House, 1967.
  101. James W. Pragmatism.: Cambridge Harvard University press, 1975.
  102. Joas H. The Inspiration of pragmatism. Some personal remarks // The Revival of Pragmatism- new essays on social thought, law and culture. Duke University Press, 1998, p. 190- 199.
  103. Kammen M. Mystic chords of memory. The transformation of tradition in American culture. N. Y.: Alfred A. Knopf, 1991.
  104. Kloppenberg J. Pragmatism: An old name for some new ways of thinking? // The Revival of Pragmatism- new essays on social thought, law and culture. Duke University Press, 1998, p. 83 128.
  105. Menand L. Pragmatists and Poets. A response to Richard Poirier // The Revival of Pragmatism- new essays on social thought, law and culture. Duke University Press, 1998, p. 362 369.
  106. Perry R. B. American philosophy in the first decade of the twentieth century Revue Internationale de philosophie, 1939, vol.1.
  107. Poirier R. Why Do Pragmatists Want to Be Like Poets? // The Revival of Pragmatism- new essays on social thought, law and culture. Duke University Press, 1998, p. 347−361.
  108. Pragmatism and American culture. G. Cennedy (ed.). Boston, 1950.
  109. Price H. Truth as convenient friction. The journal of philosophy, volume C, 2003, № 4.
  110. Putnam H. Reason, Truth and History. Oxford, 1981.
  111. Quine W. V. Ontological Relativity // «Journal of Philosophy», 1968, vol. 36.
  112. Rexroth K. Walt Whitman: critical assesments. Graham Clarke (ed.). Mountfield: helms information, vol. 3.
  113. Rorty R. Freud and moral reflection, in: Philosophical papers. Vol.2, Essays on Heidegger and Others. Cambridge: Cambridge University Press, 1991.
  114. Rorty R. Intellektuals in Politic. Dissent, 1981.
  115. Rorty R. Moral identity and private autonomy: The case of Foucault // Essays on Heidegger and others. Cambridge, 1991.
  116. Rorty R. Pragmatism as Romantic Polytheism // The Revival of Pragmatism- new essays on social thought, law and culture. Duke University Press, 1998, p. 21−35.
  117. Rorty R. Solidarity or objectivity Post analytic philosophy. Ed. By Raichman J. and West C. N. Y., 1985.
  118. Rorty R. The Consequences of pragmatism. Minnesota Press, 1982.
  119. Russel B. Autobiography of Bertrand Russel. Georg Allen & Unwin, ltd., 1967.
  120. Schneider H. W. History of American philosophy. N. Y., 1947.
  121. The journals of Bronson Alcott // Pochmann H. German culture in America 1600- 1900.
  122. West C. The American evasion of philosophy: A genealogy of pragmatism. Madison, 1989.
  123. Whitman W. Complete poetry and selected prose. New York, Library of America, 1982.
  124. Whitman W. Leaves of grass. S. Bradley and H. W. Blodgett (eds.). N. Y.: Norton and Co., 1973.
  125. Whorf B. L. Language, Thought and Reality. J. B. Carroll (ed.). Cambridge: MIT Press, 1956.
Заполнить форму текущей работой