Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Принципы коэволюции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование проблемы времени приводит к выводу о непригодности энтропийной стрелы времени для измерения периода жизни живых систем. Наиболее перспективной автору диссертации представляется идея М. И. Штеренберга, предложившего подойти к решению проблемы биологического времени, основываясь на информационном подходе. Информация имеет непосредственную связь с внутренним временем систем, и более… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.*
  • Глава 1. Эволюционно-синергетические процессы в природе
    • 1. 1. Глобальный эволюционизм
    • 1. 2. Всеобщий характер феномена коэволюции
    • 1. 3. Детерминация, векторы и фазы эволюции
  • Глава 2. Генезис, эволюция и самоорганизация живого
    • 2. 1. Структурные уровни самоорганизации материи
    • 2. 2. Эволюция живого
    • 2. 3. Самоорганизация живого
  • Глава 3. Коэволюционно-стохастические принципы становления и развития биосоциальных систем
    • 3. 1. Бифуркационный принцип коэволюции
    • 3. 2. Принцип необходимого и допустимого разнообразия в коэволюции биосоциальных систем
    • 3. 3. Термодинамика живого и разум
    • 3. 4. Теория социальной энтропии и принцип иерархических компенсаций
    • 3. 5. Коэволюционные подходы к социальному управлению
  • Глава 4. Проблема времени и принцип информационного ускорения
    • 4. 1. Энтропия, информация и внутреннее время биосистем
    • 4. 2. Информационное ускорение в социальных системах
  • Глава 5. Коэволюционные принципы системообразования
    • 5. 1. Диалектическая связь дифференциации и интеграции с позиций дендроидно-ретикулярного принципа
    • 5. 2. Повышение качества энергии и информации
    • 5. 3. Принцип динамического коэволюционного невырождения биосоциальных систем
  • Глава 6. Коэволюционные основания ноосферогенеза
    • 6. 1. Гетерометрия биологического и социального
    • 6. 2. Общество как динамическая саморазвивающаяся система
    • 6. 3. Гуманистические аспекты коэволюции
    • 6. 4. Аксиологические основания ноосферогенеза
  • Глава 7. Ноосферогенез и перспектива устойчивого развития
    • 7. 1. Трансцендентное пространство и время
    • 7. 2. Ноосфера В.И. Вернадского
    • 7. 3. Современный этап ноосферогенеза

Принципы коэволюции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Современная научная парадигма исходит из признания глобального эволюционизма и синергетических процессов в природе. Постнеклассическая стратегия познания формируется в результате осознания экзистенциальных проблем, с которыми столкнулся человек в конце XX и начале XXI века, обусловленных катастрофическими плодами техногенной цивилизации. Рыночная рациональность, наука, технический прогресс, весь набор культурных ценностей западного модернизма разрушают экологическое равновесие, общие формы жизни культур, основанных на биоцентрическом восприятии природы.

Современная мировая цивилизация есть результат стихийной, неуправляемой разумом (в его научном и духовном содержании) коэволюции человека и биосферы, общества и природы, человека и общества, различных национально-этнических образований и культур.

Исследование механизмов и принципов коэволюции различных природных систем (и вида Homo sapiens как одной из них) поможет человечеству пойти по пути сохранения себя через обретение мудрости превращения разума в средство для восхождения к гармоничному устройству мира.

Настоящее исследование посвящено анализу принципов коэволюции систем, принадлежащих к разным уровням саморазвития материи, а также систем включающих разные уровни и межуровневые интервалы. В работе исследуются коэволюционные процессы, раскрывающие суть проблемы ноосферогенеза, которая в значительной мере связана с громадным ускорением темпов социально-политических преобразований, экономических изменений, обостряющих глобальные экологические проблемы и ставящих на повестку дня вопрос о выживании человечества.

Человечество обладает богатым наследством философской мысли, позволяющим идти по пути возрождения мира, самосовершенствования через обретение человеком самого себя. Опираясь на кантовское утверждение: «мудрость без науки есть лишь тень совершенства, которого нам никогда не достичь"1, диссертация раскрывает принципы коэволюции на основе естественнонаучных достижений в описании эволюционных и коэволюционных процессов, составляющих суть глобального эволюционизма.

Концепцию sustainable development — устойчивого (оберегающего, самоподдерживающего, сбалансированного) развития Н. Н. Моисеев понимал как коэволюцию природы и общества. Экологический императив является императивом коэволюции человека и природы, рассматривается как объективно обусловленный нравственный антропо-социокультурный принцип, основывающийся на целокупности интеллектуально-духовных, нравственных и эмоционально-волевых личностных структурах, включающий жесткие логические ограничения совместного развития.

Чрезвычайную актуальность приобретает данное исследование в контексте проходящих процессов глобализации. Коэволюционный анализ динамики формирования человекоразмерной экосистемы позволяет глубже понять причины переживаемого человечеством системного цивилизационного кризиса.

Обостренное внимание к глобальным проблемам в настоящее время обусловливает повышение уровня активности в научной и гуманитарной сферах по поиску путей оберегающего развития цивилизации, что само по себе является примером конвергенции и коэволюции естественнонаучной и гуманитарной культур человечества.

1 Каит И «Критика чистого разума». — Сочинения в 6-ти т. Т. 3. — М: Мысль, 1964. — С 683 — 702.

Степень разработанности проблемы.

В XX веке возникла и оформилась синергетическая теория самоорганизации Универсума. С ее помощью объяснена способность открытых систем к самоусложнению в результате бифуркационного изменения от флуктуационных влияний в новое переструктурированное состояние, что является новым этапом их развития. Поэтому значительное влияние на современную философскую мысль оказали изыскания в области общей теории систем и особенно синергетики (В.И.Аршинов, Р. В. Баранцев, Е. Т. Бородин, В. В. Василькова, М. В. Волькенштейн, С. А. Гомаюнов, Ю. А. Данилов, К. Х. Делокаров, И. С. Добронравова, Г. Р. Иваницкий, Е. Н. Князева, Г. А. Котельников, Б. Б. Кадомцев, П. В. Кукуруза, С. П. Курдюмов, Н. Н. Моисеев, И. Е. Москалев,.

A.П.Назаретян, Г. Николис, Л. А. Петрушенко, И. Пригожин, Н. В. Подцубный, Е. Я. Режабек, Ю. М. Романовский, А. Н. Руденко, Г. И. Рузавин., А. А. Самарский, Г. Хакен, Д. С. Чернавский, Э. Шредингер, М. И. Штеренберг, А. С. Щербаков и др.).

При анализе современной научной картины мира широко используются идеи глобального эволюционного процесса, коэволюции природы и общества, эволюции сознания. Этим новейшим тенденциям в развитии научного и философского знания посвящены работы.

B.Е.Давидовича, В.И.Данилова-Данильяна, И. С. Добронравовой, П. А. Водопьянова, В. А. Витола, Ю. А. Жданова, Р. С. Карпинской,.

C.П.Курдюмова, В. Н. Князева, Е. Н. Князевой, А. Ф. Коломойцева,.

B.В.Крисаченко, А. А. Крушанова, Н. Н. Моисеева, А. П. Назаретяна,.

C.Н.Родина, Ю. В. Сачкова, А. Д. Урсула, Л. В. Фесенковой и др.

В исследовании принципов коэволюции автор опирался на разработки проблем научной картины мира, ее типов и функций в работах Е. Д. Бляхера, Л. И. Волынской, В. С. Вязовкина, В. Д. Горохова, П. С. Дышевого, Н. И. Жукова, А. И. Зеленкова, В. В. Казютинского,.

Л.М.Косаревой, В. И. Кузнецова, Л. Ф. Кузнецовой, В. Н. Михайловского, Г. Н. Хона, М. В. Мостепаненко, Б. Я. Пахомова, Е. В. Петушковой, Р. А. Смирновой, В. С. Степина, В. Г. Шмакова, Л. В. Яценко и др.

Большое значение для обоснования принципов коэволюции имеют результаты, полученные при анализе структуры научного познания. По данному вопросу автор обращался к работам И. С. Алексеева, Л. Б. Баженова, В. С. Готт, Б. С. Грязнова, А. Ф. Зотова, П. С. Дышлевского, Ю. А. Жданова, С. Б. Крымского, В. А. Лекторского, М. Я. Лойфмана, Е. А. Мамчур, М. В. Мостепаненко, М. В. Поповича, А. И. Ракитова, Г. И. Рузавина, В. Н. Садовского, В. С. Степина, В. С. Швырева, Б. Г. Юдина и др.

Человек как явление во Вселенной, закономерности его становления и развития рассматриваются в работах отечественных исследователей: Б. Г. Ананьева, И. Л. Андреева, Г. С. Арефьевой, Т. И. Артемьевой, В. Г. Афанасьева, С. С. Батенина, Ю. В. Балашова, Г. С. Батищева, Н. А. Бердяева, Л. П. Буевой, С. Н. Булгакова, К. П. Буслова, Ю. Г. Волкова, Б. Т. Григорьяна, Ю. Н. Давыдова, В. Е. Давидовича, М. В. Демина, Ю. А. Жданова, Г. А. Ключарева, А. Г. Ковалева, С. М. Ковалева, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, В. М. Межуева,.

A.Г.Мысливченко, А. П. Назаретяна, И. С. Нарского, Б. Ф. Поршнева,.

B.Н.Сагатовского, В. Ф. Сержантова, П. В. Симонова, В. С. Соловьева, В. Г. Табачковского, Н. Ф. Федорова, И. Т. Фролова, В. И. Шинкарука, Д. И. Широканова, а так же зарубежных мыслителей: К. Весселя, Я. Кучинского, В. Лефевра, Э. Фромма, Т. Шардена, К. Ясперса, Т. Ярошевского и др.

Однако современная научная картина мира страдает отсутствием ясности в тех ее частях, которые относятся к процессам коэволюции в человеке (взаимодействию и взаимовлиянию биологических социальных основ) и человека с природными и техническими системами.

В данном исследовании предпринят системный философско-синтетический подход к исследованию принципов коэволюции и их приложимости к пониманию феномена глобального эволюционизма, к разработке концепции ноосферы, которая объединяет методологический и культурологический аспекты, имеющая экзистенциальное основание и рассматривающая человека в научной картине мира с эволюционно-синергетических и коэволюционных позиций.

Методология исследования.

Методологической предпосылкой диссертации выступает представление о проходящих в настоящее время парадигмальных сдвигах в сфере научного и духовного постижения мира.

Теоретико-методологической основой настоящего исследования являются принципы социокультурной обусловленности научного познания, активности субъекта познания, материального единства мира, всеобщей взаимосвязи, системности.

Методологической базой исследования являются: диалектический метод, синергетические методы изучения систем, метод сравнительного анализа, метод экспертных оценок, формально-логические процедуры, метод теоретического моделирования, прогностический метод.

В качестве теоретической основы настоящей работы используются результаты в области методологии и философии науки, а также успехи в области человекознания и естественных наук отечественных и зарубежных ученых. Эвристической базой исследования стали работы: Р. Декарта, И. Канта, Г. Гегеля, Т. Шардена, В. И. Вернадского, В. Е. Давидовича, Ю. А. Жданова, Г. А. Котельникова, Н. Н. Моисеева и др.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является феномен коэволюции, представляющий собой соразвитие взаимодействующих систем, рядоположенных на одном уровне организации материи или включенных друг в друга в силу принадлежности к разным уровням ее организации.

Предметом исследования выступают принципы коэволюции, являющиеся основой глобальных эволюционных процессов, в том числе и формирования человекоразмерной экосистемы.

Цель и задачи исследования

.

Основная цель диссертационной работы состоит в исследовании феномена коэволюции, ее принципов, предполагающих универсальность коэволюционных взаимодействий между всеми природными, техническими, идеальными и социокультурными системами.

Это предполагает решение следующих задач:

• выработать парадигму собственного исследования, определив с этой целью круг понятий («глобальный эволюционизм», «универсальный эволюционизм», «коэволюция», «самоорганизация», «ноосфера», «интерсинергийность»), с помощью которых осуществить методологическое исследование коэволюционных принципов;

• на основании методологического исследования и разработанной парадигмы, показать значение биологического и социального развития в становлении феномена человека и экосистемы, включающей человеческое общество;

• раскрыть принципы коэволюционно-синергетических процессов в их взаимосвязи и взаимообусловленности как внутри структурных уровней самооорганизации материи, так и разноуровневых материальных образований, а также при становлении феноменов человека и ноосферы;

• показать несостоятельность западно-модернистских подходов, на текущем этапе цивилизационного развития, основанных на инструментальном отношении к природе, в реализации концепции sustainable development;

• обосновать значимость модернизации социальных институтов для сохранения вида Homo sapiens на основе понимания нерасчлененной совокупности интеллектуально-духовных, нравственных и эмоционально-волевых личностных структур человека;

• раскрыть аксиологические основания и направленность ноосферогенеза с позиций эволюционно-синергетической парадигмы;

• осуществить классификацию и иерархизацию рассмотренных принципов коэволюции, на основании представлений об интерсинергийных способах их взаимодействия, создать систему коэволюционных принципов, главным комплексом которой является группа ноосферных принципов.

Исследовательская гипотеза.

Эволюционно-синергетические трансформации материальных объектов природы от Метагалактики до общественных систем осуществляются в соответствии с фундаментальными принципами коэволюции. Интерсинергийные способы взаимодействия обуславливаются группами коэволюционно-стохастических бифуркационный, необходимого разнообразия, коэволюционного невырождения систем, информационного ускорения), системообразующих (дендроидно-ретикулярный, иерархических компенсаций) и ноосферных (гетерометрии, детерминации будущим, эволюции эволюционных механизмов, антропно-социокультурный, техно-гуманитарного баланса) принципов коэволюции.

Ноосферные принципы выступают в роли интеграционных и занимают иерархически высшее место среди других коэволюционных принципов. Преодоление экологического и гуманитарного цивилизационного кризиса возможно через реализацию человечеством в своей оберегающей деятельности ноосферных принципов коэволюции.

Научная новизна.

Научная новизна работы определяется разрешением поставленных задач, что выражается в следующих положениях:

• исследованы принципы коэволюции неживых и живых природных объектов, соразвития взаимодействующих элементов единой системы, а также биосоциальной коэволюции человека, человека и биосферы, человека и техносферы;

• показано, что развитие техносферы определяет направление биологической эволюции человека;

• рассмотрены процессы эволюции эволюционных механизмов в ноосферогенезе с позиций принципов информационного ускорения, гетерометрии, детерминации будущим, антропно-социокультурного принципа и техно-гуманитарного баланса при усилении интерсинергийных процессов включенностью в них разума человека;

• выявлено, что в основе процессов коэволюции в условиях Наблюдаемой вселенной лежат принципы, имеющие следующую иерархическую систему1: коэволюиионно-стохастические принципы:

1) бифуркационный;

2) необходимого разнообразия;

3) коэволюционного невырождения систем;

4) информационного ускорения;

1 Принципы перечислены в порядке повышения значимости системообразующие принципы:

5) дендроидно-ретикулярный.

6) иерархических компенсацийноосферные принципы:

7) гетерометрии биологического и социального;

8) детерминации будущим;

9) эволюции эволюционных механизмов;

10) антропно-социокультурный;

11) техно-гуманитарного баланса.

Тезисы, выносимые на защиту.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Бифуркационный принцип. Несмотря на то, что бифуркация является диалектической противоположностью коэволюции, бифуркационный принцип имеет фундаментальную значимость для коэволюционных взаимодействий систем принадлежащих к микро-, макрои мегауровням самоорганизации материи и Метагалактики в целом. Если эволюционная часть траектории развития системы характеризуется постоянностью накопления изменений, то бифуркационная часть траектории — это неожиданное и нелинейное изменение, происходящее в том случае, когда в системе возникают сильные напряжения. В жизнеспособных системах бифуркации приводят к более высоким формам порядка.

Из данного принципа вытекают очень важные в методологическом и философском плане выводы. Если допустить возможность повторения биологической или социальной эволюции, то она привела бы к совершенно иным результатам, так как эволюционный процесс, проходя через точки бифуркации, приобретает свойства уникальности, невоспроизводимости, а также, если невоспроизводимость материальных систем есть процесс от причины к следствию, то правомерно считать, что причина может лежать и в будущем.

2. Принцип необходимого разнообразия заключается в постоянном поддержании системами необходимого множества и разнообразия элементов и их отношений для их устойчивого и динамичного развития. Поэтому принцип необходимого разнообразия постулирует обладание системами свойством макроскопичности, как обязательного условия наличия устойчивых коэволюционных взаимодействий. Этот принцип приложим как к неживым, так и к живым, социальным и идеальным системам.

Данный принцип во многом опосредован наличием положительных нелинейных обратных связей, которые повышают меру сложности, неопределенности, стохастичности системы, но именно это порождает множество возможностей развития системы. Таким образом, наличие нелинейной обратной связи является необходимым условием эволюции открытых систем, в частности человека, его биологической и социальной основ и общества.

Разнообразие представлений, диалог мировоззрений, культур и форм деятельности — необходимая основа решения общепланетарных проблем.

3. Принцип коэволюционного невырождения систем реализуется в тех случаях, когда друг другу противостоят системы генетического разнообразия. Происходит процесс взаимно обусловленного, коэволюционного усложнения, как отдельных пар генов, так и мультигенных комплексов и генома в целом.

В рамках принципа динамического коэволюционного невырождения систем возможно исследование процессов ненаправленной сопряженной изменчивости не только на молекулярном уровне. Стохастические процессы генетической изменчивости стремятся" вывести экосистему из равновесия. В биосфере на различных трофических уровнях спонтанно возникают качественно новые организмы, наделенные большей логической мощностью в оценке окружающей среды. Но так как главным фактором экологического окружения для любого вида, в том числе и для человека, являются другие виды, принцип динамического коэволюционного невырождения систем приложим к характеристике социальных процессов, более того, он позволяет методологически правильно подходить к управлению ими.

4. Принцип информационного ускорения вытекает из энтропийно-информационных взаимодействий. Высокоорганизованные направленно развивающиеся системы, в том числе, вселенная, биосфера, человек, ноосфера, содержат в себе информационную модель будущего. Данный принцип основывается на представлении об изменении энтропии системы как результате информационного взаимодействия, взаимосвязи энтропии и информации, хаоса и порядка. Структурирование системы можно рассматривать как повышение ее информационной емкости.

В социальной эволюции проявляется информационное ускорение самоорганизующейся системы, относящееся к значимой информации. Это полностью относится к формированию ноосферы, «как всегда актуального сейчас» процесса. Каждая последующая ступень социальной эволюции характеризуется возрастающей интенсивностью информационных процессов.

Принцип информационного ускорения отражает реальность ускорения темпов эволюции. С появлением человека в биосфере Земли чрезвычайно повышается информационная емкость системы «биосфера», и, более того, создается социосфера — новый, более высокий структурный уровень существования материи.

5. Дендроидно-ретикулярный принцип коэволюции исключает возможность создания идентичных систем в пространственно-временном континууме. Схематично он напоминает бифуркационные ветвления вероятностей в границах одного аттрактора — древо ветвления. Разновременность ветвления вероятностей в границах любого структурного уровня, объективно создает следующие условия: образовавшаяся ветвь отсекает возможность «реализации» другой в том же направлении. В целом, древо ветвления представляет систему, прошедшую исторический путь развития, с присущими ей качествами: сложность, дифференцированность звеньев, их иерархия, согласованность функций и т. д.

Ретикулярная составляющая данного принципа отражает возможность образования систем при схождении в одной точке различных ветвей эволюции, из которой вновь образуется целый веер систем. Однажды сформировавшаяся система, занявшая некогда свободную эволюционную нишу, устраняет всякую возможность повторения эволюционной ситуации (определенного упорядоченного материального образования), даже в случае полного исчезновения данной системы. Повторение системного образа невозможно ни одновременно в разных областях пространства, ни позднее — ситуация неповторима.

Дендроидно-ретикулярный принцип коэволюции имеет глубинные связи с аттрактивными закономерностями развития, более того, можно говорить, что из него вытекает аттрактор, притягивающий вероятные пути развития и определяющий направление, цель сопряженного развития различных систем.

Этот принцип тесно связан с бифуркационным принципом коэволюции и справедлив как для систем микроуровня, так и для более сложных систем — от элементарных частиц до живых организмов, биогеоценозов, человека и общества.

6. Принцип иерархических компенсаций предполагает возможность перехода на следующий иерархический уровень развития через формирование новых информационных связей между элементами прежнего уровня и необходимость энергетической платы за каждую вновь устанавливаемую межэлементную связь.

Этот принцип распространяется на живую, неживую природу, язык, культуру, социальное управление и согласуется с дендроидно-ретикулярным принципом коэволюции, так как рост разнообразия на новом уровне обязательно ограничивает таковой на предыдущем.

Накопление информации внутри какой-либо системы всегда оплачивается возрастанием энтропии внешней среды. Вследствие этого в процессах перехода систем на новый иерархический уровень неизбежно возникает проблема ограниченности внешних ресурсов. Человек, используя предоставляемые природой ресурсы, заимствуем не только энергию их внутренних связей, но и ту структурную информацию, которая содержалась в этих связях до их разрушения. Развитие социума не может не производить нарушений в экосистеме, возникающий дисбаланс вызывает изменение технологий жизнеобеспечения и форм социальной организации.

7. Принцип гетерометрии биологического и социального отражает стягивание воедино биологической и социокультурной сущностей человека, находящихся во взаимосвязях с экофакторами среды обитания человека. Данный принцип способствует разрешению чрезвычайно сложной задачи о возможности коэволюции природы и общества. Разноприродность биологического и социального компонентов единой системы, функционирующих по различным законам, дает основание для предположения, что в основе коэволюционного процесса общества и природы лежат дополнительные механизмы, определяющие направление и скорость соразвития этих систем, принадлежащих к разным уровням организации.

Принцип гетерометрии отражает иерархию природных целостностей, жизнь и разум человека перестраивают характер эволюции природы, создавая «новую» природу с новыми законами и механизмами функционирования, что и предопределяет явление коэволюции гетеромерных систем.

8. Принцип детерминации будущим имманентно связан с информационными взаимодействиями в биологических и социальных системах и деятельностной концепцией культуры и отражает объективность коэволюционных связей между разновременными объектами и формирование цели развития в процессе синергетических трансформаций материальных систем.

Так в процессе мейотического деления клеток воедино сливаются два явления: прямое наследование родительских генов и их изменение. Происходит детерминация прошлых событий настоящими, протекает одновременный процесс детерминации прошлым и детерминации будущим в живых системах. С появлением у высших организмов психики опережение событий становится существенно более дальним и надежным.

Интеллектуально-духовная, познавательно-деятельностная сущность человека еще более актуализируют явление детерминации будущим и придают ему методологическое значение принципа коэволюции. Детерминация будущим выступает как человекоразмерность ноосферогенеза, в которой заключается его аксиологическая сущность.

9. Принцип эволюции эволюционных механизмов основывается на представлении ноосферы как сферы взаимодействия природы и общества, в которой главным (среди равных) фактором развития становится разумная человеческая деятельность, придающая характер интерсинергийности современному этапу становления ноосферы. Человеческий разум создает новые законы развития материи — законы интеллектики, которые «работают» под управлением человека. Человек создает новые материальные образования, вплетенные в общий поток коэволюционных связей глобального эволюционизма, которые никогда не создала бы природа без его определяющего участия.

Несмотря на то, что роль разума главенствующая и в ставшей ноосфере он должен обеспечивать успешность коэволюционного процесса, разум человека и природа являются равнозначными подсистемами, так как человек способен жить только в условиях биосферы с определенными параметрами. В связи с тем, что разумная деятельность становится главным фактором глобальных трансформаций, следует говорить о превращении биосферу в подсистему и объективности принципа эволюции эволюционных механизмов.

10. Антропно-социокультурный принцип коэволюции вытекает из самого факта существования человека в составе земной биосферы. Человек, человеческая мысль, сознание, духовный мир человека, его иррациональность и непредсказуемость — такая же принадлежность природы, как и все другие космические объекты.

Антропно-социокультурный принцип предполагает целокупность интеллектуальной, духовной и нравственной составляющих жизнедеятельности человека в природе и включает жесткие логические ограничения совместного развития. Человек должен соизмерять степень своего воздействия на природу с ее регенерационными возможностями. В этом заключается смысл основывания антропно-социокультурного принципа на экологическом императиве коэволюции человека и природы, как объективно обусловленном. Включенность человека в природные коэволюционные процессы определяет задачу сохранения всех существующих природных систем, как необходимого условия успешного существования человека в биосфере и придает гуманистический смысл концепции коэволюции.

П. Принцип техно-гуманитарного баланса предполагает существование специфических механизмов селектогенеза, адаптации человечества к растущему инструментальному могуществу. Технологическая мощь современной цивилизации, способная уничтожить среду жизни человека, уравновешивается гуманитарной зрелостью культуры, вырабатывающей адекватные механизмы сдерживания агрессии. На разных стадиях общественного развития соблюдается закономерная зависимость трех переменных факторов: технологического потенциала, качества выработанных культурой средств регуляции поведения и устойчивости социума. Причем внутренняя устойчивость социума имеет прямопропорциональную зависимость от качества регуляторных механизмов культуры, а внешняя устойчивость — от технологического потенциала общества. Растущий технологический потенциал делает социальную систему более чувствительной к состояниям массового и индивидуального сознания.

12. Принципы ноосферности имманентно связаны с вечным вопросом свободы воли. Возможность свободного выбора является составной частью наших понятий о нравственной ответственности и так же является сущностной основой человекоразмерности коэволюционных принципов ноосферности. Возникновение в процессе естественного развития Разума, обретение материей способности познавать самое себя, видеть себя «со стороны» привели к появлению и новых «алгоритмов эволюции», резко ускоривших все процессы развития на Земле. И не просто ускоривших, но и существенно раздвинувших рамки эволюции. Границы допустимой разумной деятельности определяются не только законами природы, не только объективными факторами, но и факторами субъективными, поскольку разум имеет своего носителя — человека.

13. Нынешний этап развития ноосферы представляет собой этап накопления знаний человека о самом себе, окружающем мире и путях успешного коэволюционирования общества и природы. Его можно определить как информационный этап ноосферогенеза, как способ перехода к экологически ориентированному обществу на основе гуманизации социосферы посредством разума в наиболее всестороннем содержании ноосферного гуманизма как «всегда актуального сейчас».

Коэволюция разума, технои биосферы выступает основанием ноосферных принципов: гетерометрии, детерминации будущим, эволюции эволюционных механизмов, антропно-социокультурного и техно-гуманитарного баланса. Ноосфера — сфера взаимодействия природы и общества, в которой главным фактором развития становится разумная человеческая деятельность.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Научная значимость диссертации заключается в раскрытии принципов коэволюции, их взаимосвязей и степени проявления на различных этапах эволюции Универсума, в различных структурных уровнях самоорганизации материи, а так же многоуровневых системных образований, включающих межуровневые интервалы. Диссертационная работа представляет собой доказательную базу коэволюционной динамики ноосферогенеза и встроенности последнего в глобальный эволюционизм Мироздания.

Материалы диссертации могут быть использованы в исследованиях, посвященных связи естественнонаучного знания и философии, в теоретических разработках, посвященных раскрытию естественнонаучной картины мира, при рассмотрении философских вопросов естествознания, в курсах «Концепции современного естествознания», в преподавании философии, философской антропологии, философии науки, естествознания в вузах, в частности, по темам: научное познаниеконцепция развитиячеловексоциальная синергетикаантропогенезэкзистенциализмкоэволюция и др.

Апробация работы.

Диссертация обсуждалась на заседании отдела социально-гуманитарных наук Северо-Кавказского научного центра высшей школы Ростовского государственного университета. Основные положения исследования излагались автором на 3-х международных и 2-х всероссийских научно-теоретических и научно-методических конференциях, а также на 7-ми научно-практических и научно-теоретических конференциях регионального уровня. По теме диссертации опубликовано 21 работа, в том числе 1 монография, 2 учебных пособия, 3 учебно-методических разработки, 3 статьи в материалах международных конференций, 5 статей в ведущих научных журналах. Все работы выполнены единолично. Общий объем опубликованных по теме исследования работ составляет 31 п.л.

Структура диссертации.

Представленная работа состоит из данного введения, семи глав, заключения и списка использованной литературы. Главы имеют внутреннее деление на параграфы.

В первой главе рассматриваются эволюционно-синергетические процессы в природе в рамках глобального эволюционизма, философские и теоретические основы концепции коэволюции всех природных систем, доказывается всеобщий характер феномена коэволюции. Вторая глава раскрывает генезис, эволюцию и самоорганизацию живого с позиций сигнально-информационных подходов и неравновесной динамики. Доказываются одновременные процессы детерминации прошлым и детерминация будущим в живых системах. В третьей главе рассматриваются коэволюционно-стохастические и системообразующие принципы становления и развития биосоциальных систем, обосновываются следующие принципы коэволюции: бифуркационный, необходимого разнообразия и иерархических компенсаций. В четвертой главе исследуется проблема времени и принцип информационного ускорения в биологических и социальных системах. Пятая глава посвящена раскрытию следующих коэволюционных принципов системообразования: дендроидно-ретикулярного и коэволюционного невырождения биосоциальных систем. Обосновываются феномен повышения энергии и информации в процессе системообразования. В шестой и седьмой главах обосновываются коэволюционные основания ноосферогенеза с позиций гетерометрии биологического и социального, рассмотрения общества как динамической самоорганизующейся системы, принципа техно-гуманитарного баланса, гуманистических и аксиологических аспектов коэволюции. Формирование ноосферы представляется как естественный коэволюционный процесс в эволюции наблюдаемой Вселенной, протекающий в настоящее время. На фоне общих идей В. И. Вернадского, на основе раскрытых в диссертационном исследовании принципов коэволюции дается характеристика особенностей современного этапа ноосферогенеза. В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие и обогащающие исследовательскую гипотезу. Общий объем работы составляет 303 стр.

Заключение

.

Поиск человеком своего места в мироздании происходит через непосредственное «открытие мира», которым человек открывает себя как «бытие-в-мире». Классический рефлексивный анализ, лежащий в основе объективного и рационального познания мира дополняется анализом экзе-стенциальных структур повседневного опыта человека в его конкретности, уникальности и изменчивости, в реальной полноте непосредственных контактов человека с миром, на уровне нерасчлененной совокупности его интеллектуально-духовных, нравственных и эмоционально-волевых личностных структур.

Актуальность наблюдаемого поворота в способах познания мира и человека в нем, как неразрывного звена общей системы, обуславливается возрастанием антропного влияния на судьбу биосферы, нарушением природного равновесия. Человек выделяется из всего состава универсума своей способностью разрывать непрерывность казуальных серий мира, транс-цендировать, реализовывать свободу — посредством собственного проекта своего способа быть в мире — самоопределяться, беря ответственность на себя за исходы сопряженных путей развития.

Социокультурная сущность человека определяет высочайшую агрессивность его по отношению к среде своего обитания. Общество, как система, накапливающая информацию, создает неравновесные состояния в окружающей среде — сначала в биосфере, а затем и в космосе. Человек, как мыслящая материя, должен определить свою роль в мироздании, чтобы обеспечить успешность коэволюции себя, биосферы и универсума.

Концепция коэволюции имеет своей главной идеей признание объективных процессов совместной эволюции, пронизывающих всю иерархию материальных систем, от субэлементарных частиц до человека, человеческого общества, включая всевозможные системы созданные человеческим разумом. Таким образом, феномен коэволюции обладает характером всеобщности.

Человеку присущи характеристики макроскопичности и уникального системного сочетания социальных и физических компонентов, что определяет их коэволюционное взаимодействие. В свою очередь, биосферо-генез характеризуется коэволюционной зависимостью отношений человеческого общества и природной экосистемы. Кроме того, сопряженные процессы развития, управляемые разумом представляются реально возможными при формировании ноосферы на экологическом этапе (который еще не наступил) ее становления. Нарушение природного равновесия, наблюдаемое в насюящий цивилизационный период, вызывает повышение интенсивности исследовательской деятельности в области создания информационного фонда ноосферогенеза, стимулирует совершенствование технологий жизнеобеспечения и форм социальной организации.

Анализ механизмов и принципов коэволюции природных и техногенных систем позволяет с известной долей уверенности утверждать, что развитие человеческой техносферы во многом определяет биологическую эволюцию человека в настоящее время. Утвердившееся мнение о прекращении естественного отбора применительно к человеку следует подкорректировать идеей его трансформации, основанной на взаимодействии физической составляющей человека с искусственно создаваемой средойтехносферой. Формирование адаптивного типа человека городской среды подтверждает справедливость идеи коэволюции биологического и социального как эвристической основы для обоснования объективности процесса эволюции эволюционных механизмов.

В настоящей диссертационной работе раскрыты, обоснованы и исследованы фундаментальные принципы эволюционно-синергетических трансформаций различных структур, имеющих различную природу и определяющих содержание глобального эволюционизма.

Одиннадцать принципов коэволюции выстроены в иерархическую систему. Первая группа объединяет коэволюционно-стохастические принципы становления и развития биосоциальных систем, которые имеют значение базовых принципов коэволюционных процессов, проходящих на всех уровнях структурной организации материи, а также при становлении систем высокой сложности, интегрирующих в себе несколько структурных уровней.

Взаимодействия между однопорядковыми и разнопорядковыми системными образованиями обуславливают явление интерсинергийности, которое позволяет понять факторы ускорения коэволюционной динамики.

Бифуркационный принцип коэволюции основан на применении идей современной термодинамики к исследованию коэволюционных механизмов, в том числе, взаимодействия биологического и социального уровней строения материи. Он имманентно содержит в себе новый подход к пониманию роли необходимости и случайности в историческом процессе. Соотношение их определяется механизмами бифуркационных переходов. Действие бифуркационного принципа делает некорректным вопрос о том, что важнее в историческом процессе — необходимость или случайность? Они равно важны в различных условиях: необходимость — на этапе эволюционного развития случайность — в точке бифуркации.

В точке бифуркации идет выбор системой пути развития. С позиций стохастической математики этот выбор непредсказуем, но после прохождения точки ветвления вероятностей, движение идет по прогнозируемым каналам.

Поэтому бифуркационный принцип коэволюции представляется фундаментом стохастической коэволюции. Данный принцип объединяет в рамках глобального эволюционизма процессы сопряженной эволюции различных систем, относящихся к разным структурным уровням, с процессами их самоорганизации, которые предстают как единство необходимости и случайности. Он имеет безусловную приложимость к ноосферогенезу, позволяет посмотреть на динамику последнего с синергетических позиций.

Согласно принципу необходимого разнообразия, для устойчивого развития любой системы необходимо поддерживать достаточное множество ее элементов или подсистем. Поэтому принцип необходимого разнообразия постулирует наличие у систем свойства макроскопичности как обязательного условия устойчивых коэволюционных взаимодействий.

Принцип необходимого разнообразия во многом опосредован наличием положительных обратных связей, которые могут рассматриваться как конструктивный ключевой механизм, обеспечивающий самоусложняющееся развитие системы.

Данный принцип приложим также и для социальных систем и ноо-сферогенеза. Разнообразие представлений отдельных людей, их «духовных миров», культур, форм организации производственной деятельности — все это залог здоровья популяции.

Развитие нервной системы и мозга — это так же динамический процесс, подчиняющийся тем же законам и действию тех же принципов самоорганизации (то есть развитию без целеполагания), что и вся остальная природа. В результате самоорганизации, то есть эволюции без целеполагания, в природе возникают мышление и разум, — потенциальные возможности целеполагания.

Принцип иерархических компенсаций позволил объяснить возможность перехода на следующий иерархический уровень развития через формирование новых информационных связей между элементами прежнею уровня и необходимость энергетической платы за каждую вновь устанавливаемую межэлементную связь.

Принцип иерархических компенсаций распространяется на живую, неживую природу, язык, культуру, социальное управление. Вся расходуемая на наши нужды энергия получается нами за счет или разрыва, или образования внутренних связей каких-то систем. Используя предоставляемые природой ресурсы, мы заимствуем не только энергию их внутренних связей, но и ту структурную информацию, которая содержалась в этих связях до их разрушения. Таким способом осуществляется взаимосвязь второго начала термодинамики с негэнтропийной сущностью информации: накопление информации (отрицательной энтропии) внутри какой-либо системы всегда оплачивается возрастанием энтропии внешней среды. Вследствие этого в процессах перехода систем на новый иерархический уровень неизбежно возникает проблема ограниченности внешних ресурсов.

Чтобы выжить, социальный организм усиливает свою антиэнтропийную активность, которая может осуществляться организмом только за счет разрушения природной среды и (или) других социальных объектов, т. е. за счет деградации других систем. Интеллект человеческой популяции вырабатывает механизмы защиты природы и общества от агрессии, как имманентно присущего человеку качестве. Здесь обнаруживает себя тенденция взаимопревращения энтропийных и негэнтропийных механизмов.

Любая социальная система, испытывая влияние среды, в определенном диапазоне сохраняет свою целостность и устойчивость и способна к самостоятельной перестройке своей организации, как под воздействием внешней среды, так и процессов, происходящих в самой системе.

Приведенные примеры и рассуждения автора находят свое приложение к миру человека и социума и в том плане, что могут способствовать поискам путей коэволюции человека и природы, индивидуума и личности. В соответствии с общими закономерностями самоорганизации необходимо ориентироваться на собственные, естественные тенденции развития природы и научиться попадать в резонанс с ними, а не бездумно вмешиваться в природу, совершая насилие над ней.

Исследование проблемы времени приводит к выводу о непригодности энтропийной стрелы времени для измерения периода жизни живых систем. Наиболее перспективной автору диссертации представляется идея М. И. Штеренберга, предложившего подойти к решению проблемы биологического времени, основываясь на информационном подходе. Информация имеет непосредственную связь с внутренним временем систем, и более того, она может использоваться в качестве единицы времени. Кроме того, информационные процессы являются важнейшим свойством, собственно и являющимся необходимым отличительным признаком жизни. Они характеризуют ее способность к опережающему реагированию. Действия организма подчиняются цели (причине), расположенной в будущем. Таким образом, момент получения информации является центром временной симметрии между физической и биологической причинностями.

Аттрактивные закономерности протекания сопряженных процессов так же подтверждают логичность приведенных суждений о причинно-следственных связях в процессе опережающего реагирования. Так, ветвление вероятностей в настоящем, т. е. возможность некоторых множеств вероятных событий, задает аттрактор, отстоящий по времени от текущего момента. Но поскольку он будет притягивать к себе все возможные в его окрестностях события, то, тем самым, детерминирует их, превращая в различные по форме, но единые по содержанию, по сущности события. Отсюда вытекает очень важный в методологическом и философском плане вывод: если необратимость есть процесс от причины (в прошлом) к следствию (в настоящем), то в этом случае причина лежит в будущем, которое является следствием настоящего.

Появление живой материи во Вселенной порождает такое явление как обратная стрела времени, в живых системах происходит сочетание разнонаправленного времени.

Принцип информационного ускорения, применимый к ноосфероге-незу, автор основывает на факте связи социальной информации с познающим субъектом, со свойством отражения. Данный принцип в контексте диссертационной работы, отражает реальность ускорения темпов эволюции, которая связывается с повышением сложности организации системы, повышением информационной емкости системы.

В социальной эволюции проявляется информационное ускорение самоорганизующейся системы, относящееся к значимой информации. Это полностью относится к формированию ноосферы, «как всегда актуального сейчас» процесса.

Весьма важным аспектом, позволяющим понять ноосферные процессы, являются энтропийно-информационные взаимодействия разноуровневых материальных форм между собой и с идеальными системами, созданными гением человека.

Дендроидно-ретикулярный принцип коэволюции исключает возможность создания идентичных систем в пространственно-временном континууме. Разновременность ветвления вероятностей в границах любого структурного уровня объективно создает следующие условия: образовавшаяся ветвь отсекает возможность «реализации» другой в том же направлении. Причем схождение в одной точке нескольких эволюционных ветвей в последующем превращается в веер системных образований.

Однажды сформировавщаяся система, занявшая некогда свободную эволюционную нишу, устраняет всякую возможность повторения эволюционной ситуации (определенного упорядоченного материального образования), даже в случае полного исчезновения данной системы. Повторение системного образа невозможно ни одновременно в разных областях пространства, ни позднеее — ситуация неповторима.

Сутью иерархизации является установление взаимосвязей между элементами, имеющими различную степень упорядоченности, т. е. обладающими различным качеством энергии и информации. Этот процесс сопровождается уменьшением доли вещественности, материальности в ее носителе.

С энергетической точки зрения иерархия означает, что самый важный элемент обладает большей энергией (информацией), а элементы, которыми он управляет, имеют меньшую энергию (информацию) каждый в отдельности, но в совокупности они уравновешивают его, делая систему в целом устойчивой.

Справедливость принципа динамического коэволюционного невырождения рассматривается для противостоящих систем генетического разнообразия. Он отражает процесс взаимно обусловленного, коэволюционного усложнения, как отдельных пар генов, так и мультигенных комплексов и генома в целом.

Адаптивность функционирования системы выражается в том, что значения его параметров не выходят за определенные границы, т. е. в системе поддерживается гомеостаз.

В палеонтологической летописи биосферы имеется немало следов глобальных и локальных экологических катастроф. Но каждый раз природа упевала отреагировать установлением стационарного режима функционирования.

В работе акцентируется внимание на разноприродности (гетеро-мерности) биологических и социальных форм, которые имманентно влю-чают в себя системы «человек» и «биосфера» с включенным в нее человечеством как своей подсистемой.

В результате коэволюционных взаимодействий человека и природы «биоценозы антропоцентрировались и антропоморфизировались, их элементный состав, поведение и рефлексы животных адаптировались к усиливающимся признакам человеческого присутствия"1.

В пользу объективно действующего принципа динамического коэво.

1 Назаретян, А П Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории Синергетика, психочо-гия и футурологияМ НЬРСЭ, 2001 -С 170 люционного невырождения биосоциальных систем свидетельствует факт ассимиляции культурой антропогенных катастроф и выработки эффективных моделей управления природными процессами.

Принцип гетерометрии способствует разрешению чрезвычайно сложной задачи возможности коэволюции природы и общества. Причиной трудностей в этой ситуации является разная природа биологического и социального компонентов единой системы, функционирующих по различным законам.

По мнению автора настоящего диссертационного исследования, неправомерно уравнивать в закономерностях и темпах развития различные материальные образования. Живые системы относятся к одному темпоми-ру и развиваются по биологическим законам, а технические — к другому темпомиру и развиваются под влиянием творческой деятельности человека.

Возникновение новых наук: геномики, биоинформатики характеризует новый этап в познании человека как биологического вида. Рассуждения о природе человека, гетерометрии биологического и социального в нем, необходимо приводят к пониманию, что объективные научные знания недостаточны для объяснения природы человека.

Автор диссертационного исследования приходит к выводу о том, что природу человека необходимо трактовать не только с позиций биологии, а так же с учетом религии, теологии, искусства, художественной литературы, философии, с позиций ценностной нагруженности.

Человек является сложной системой, микрокосмом, состоящим из двух подсистем — человек-индивид (биологический вид) и человек-личность (социальная система), которые находятся в теснейшей связи и эволюционируют совместно. Двуединство Человека проявляется в его поведении, порождает конфликт между двумя его сущностями. Эволюция биологическая и эволюция социальная коррелируемые процессы.

Таким образом, человек выступает той формой организации материи, законы которой еще далеко не познаны. Но можно с достаточной долей уверенности предположить, что эти законы носят, в первую очередь, информационный характер, с «информационным взаимодействием» как определяющим типом функционирования и «информационным ускорением», как принципом коэволюционных процессов в ноосферогенезе.

Антропно-социокультурный принцп имеет интегральный характер и основывается на идее детерминации будущим, коэволюции биологического и социального с участием разума как основного регулятора совместного развития.

В работе развивается идея о формировании в общественных структурах своих законов развития, не присущих остальной природе, при сохранении глубинной сути эволюции.

Определяющим фактором развития формирующегося общества становятся процессы получения и использования информации. Чем выше уровень сложности материальной структуры, тем значительнее роль информационных взаимодействий в ее развитии. Поэтому основой авторских рассуждений является то, что любая общественная система, как и общество в целом, так же является саморазвивающейся динамической системой, ибо она — естественная составляющая природы, и в основе ее саморазвития лежат универсальные принципы коэволюции.

Общество представляет собой динамическую систему. Исторический опыт показывает, что можно предсказать приближение кризиса, момента бифуркационного перехода в новое состояние, новый режим эволюции, но предсказать посткризисное положение общественной системы практически невозможно.

Принцип техно-гуманитарного баланса заключается в понимании тезиса: «Развитие производственных и боевых технологий приводит к очередному цивилизационному кризису, преодоление которого возможно при условии своевременной выработки человечеством адекватно совершенных механизмов сдерживания агрессии».

Цивилизационные кризисы, обусловленные ростом технологического могущества человека, приводящего к экологическим и гуманитарным глобальным проблемам, являются неизбежными и даже необходимыми этапами эволюции — точками бифуркации. Возможность предотвращения саморазрушения социальной системы основана на высоком уровне внутреннего разнообразия, выработке комплекса необратимых социальных и психологических изменений, адаптации человечества к растущему инструментальному могуществу.

На разных стадиях общественного развития соблюдается закономерная зависимость трех переменных факторов: технологического потенциала, качества выработанных культурой средств регуляции поведения и устойчивости социума. Внутренняя устойчивость социума тем выше, чем выше качество регуляторных механизмов культуры.

В развитии любого общества просматриваются периоды спокойного развития и резких перестроек.

Антропно-социокультурный принцип коэволюции вытекает из самого факта существования человека в составе биосферы. Человек, человеческая мысль, сознание, духовный мир человека, его иррациональность и непредсказуемость — такая же принадлежность природы, как и все другие космические объекты. Данный принцип предполагает целокупность интеллектуальной, духовной и нравственной составляющих жизнедеятельности человека в природе и включает жесткие логические ограничения совместного развития. В этом заключается смысл его основания на экологическом императиве коэволюции человека и природы, как объективно обусловленном. Гуманистический смысл концепции коэволюции придает включенность человека в природные коэволюционные процессы.

Нынешний экологический и гуманитарный цивилизационный кри-сис указывает на то, что человечеству для обеспечения своего будущего необходима смена нравственного принципа столь же глубокого, как на заре становления общества. Этот принцип можно назвать «принципом Ноо-сферности», который в работе представлен в интерсинергийной совокупности ноосферных принципов (гетерометрии, детерминации будущим, эволюции эволюционных механизмов, антропно-социокультурного и техно-гуманитарного баланса) и представляет собой высший уровень интеграции коэволюционных процессов, лежащих в основе ноосферогенеза.

Принципы ноосферности реализуется через коэволюцию биологического и социального, коэволюцию природы и общества и основывается на механизмах детерминированности, наблюдается эволюция эволюционных механизмов. Здесь мы имеем дело с коэволюцией общественных и общественно-природных процессов, именно поэтому антропно-социокультурный принцип занимает иерархически высшее место среди других коэволюционных принципов. Дефиницию которому невозможно дать только с естественнонаучных или философских позиций. Он синтезирует в себе трансдисциплинарное мировосприятие, конвергенцию и интеграцию гуманитарной и естественнонаучной культур, включает своей составляющей экологический и нравственный императивы.

Принципы ноосферности предполагают коэволюционирующие звенья — общественный разум, общественная деятельность и природа. Несмотря на то, что роль разума является главенствующей, обеспечивающей успешность коэволюционного процесса, разум и природа являются коэво-люционными партнерами, так как человек, носитель разума, являясь природным существом способен жить именно в составе биосферы с теми параметрами, которые не выходят за границы аттрактора, в котором сформировался биологический вид Homo sapiens.

Раскрытие принципа эволюционных механизмов возможно на признании разумной деятельности человека как главного (среди равных) фактора совместного развития. Человек развивает материю, создавая разумом новые объекты не Земле и во Вселенной.

Принципы ноосферности имманентно связаны с вечным вопросом свободы воли. Возможность свободного выбора является составной частью наших понятий о нравственной ответственности и так же является сущностной основой человекоразмерности коэволюционного принципа ноосферности.

Гуманизация коэволюционных процессов предполагает повышение роли человека не только в социокультурной, но и естественной истории. Становление ноосферного гуманизма основывается на интеграции рационального и духовного, становлении науки, раскрывающей ноосферное содержание. Отсюда следует, что величина отрезка существования вида Homo sapiens во многом зависит от духовной эволюции, скорости и направления модернизации социальных институтов. Если они будут обеспечивать лучшую устойчивость системы Homo sapiens и всей биосферы, то отрезок жизни человечества увеличится, если нетуменьшится.

Человек — носитель разума, главный эволюционирующий фактор и равноправный субъект коэволюционного, ноосферного процесса. Ценностно-смысловыми основаниями ноосферогенеза являются цели человеческого существования. Любые достижения человеческой мысли в различных сферах человеческого сознания, будь то мифология, религия, наука или искусство, в совокупности составляют необходимую элементную основу смыслов человеческого существования.

Идея о врожденной способности человека различать добро и зло и о необходимости для него творить добро, чтобы и быть человеком, исходит из христианского понимания личности как самоценности автономного субъекта, способного по своей свободной воле приблизиться к божественному, или, как говорят православные, обожиться.

Философская рефлексия исходит из того, что смысл жизни не дан человеку изначально, а создается самим субъектом. Смысл жизни человека связан с реализацией свободы воли, а потому связан с идеалом, основывается на чувстве долга и совести. В отличие от религиозных концепций смысла жизни, основанных на служении Абсолюту, в философской традиции человек своими делами и мыслями придает своей жизни свой смысл.

В поисках ключа к пониманию мира в познании природы человека необходим синтетический, целостный подход к проблеме человеческой сущности, интегрирующий различные науки и мировоззрения, опыт востока и опыт запада, делающий упор на развитие интеллекта, сознания, его духовной составляющей. Развитие мира — необратимый процесс, эволюция связывается с развитием сознания и преобразованием не столько природы человеком, сколько преобразованием природы человека.

Эпоха Ноосферы характеризуется, прежде всего, тем, что человечество управляет процессами самоорганизации биосферы.

Принципы эгоизма, антропоцентризма и индивидуализма современной доминирующей культуры воспитали идею могущества над природой, следствием чего человечество имеет все признаки предкризисного состояния.

Ноосфера мыслится, как высшая ступень интеграции форм существования материи, когда будет основываться на научном понимании естественных и социальных процессов и согласовываться с общими законами развития природы любая преобразующая деятельность человекадругими словами — это высший этап эволюции системы общество-природа, этап, которого еще нет, но который начал уже формироваться и должен обязательно быть, если человечество хочет избежать надвигающихся потрясений и жить достойно в будущем.

В ноосфере В. И. Вернадского человечество обрело достоверность, поддерживаемую практикой планетарного образа жизни с его экологическими и космическими заботами. К заботам этим относятся и информационные технологии социального отражения, непосредственно нормирующие внутреннее функционирование общественного разума.

Таким образом, сферу разума можно рассматривать как состояние цивилизации, которое появится в результате выживания и перехода к устойчивому развитию человечества, устранения глобальных опасностей и катастроф.

В настоящее время формируется новая наука — глобалистика, «которая изучает наиболее общие закономерности развития человечества и модели управляемого, научно и духовно организованного мира в единстве и взаимодействии трех основных главных сфер человеческой деятельности — экологической, социальной и экономической — в реальных условиях Земли с ее конечными физическими размерами и ограниченными природными ресурсами, в наступившую эпоху антропогенно перегруженной планеты.

В работе обоснован отказ от представления ноосферы как преобразованной биосферной оболочки. Одним из факторов становления ноосферной цивилизации является сохранение биосферного разнообразия, рациональное природопользование, поддержание устойчивости биосферных компонентов. Ноосферу следует рассматривать как некое будущее состояние, цивилизации, развитие которого будет определяться разумной человеческой деятельностью.

В настоящее время влияние человеческой активности достигло таких размеров, что «биосфера становится подсистемой планетарной цивилизации"1. Мы переживаем решающий этап становления глобального феномена — ноосферы, причем этот процесс обозначается как удаление от естества.

1 Назаретян, А II Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории Синергетика, психология и футурология — М ПЕР СЭ, 2001.-С 169.

Вся система науки (как и образования) при переходе на модель устойчивого развития обретает две новых глобальных функции. Первая функция — неогуманистическая (или учитывая ее ноосферную направленность, называют ноогуманистической). Гуманизация коэволюционных процессов предполагает повышение роли человека не только в социокультурной, но и естественной истории.

Вторая функция науки (так и образования), которую называют экологической, связана с первой — неогуманистической. Если в первой функции делается акцент на выживание человечества, заботу о будущих его поколениях, то в экологической функции науки (и образования) — на сохранение биосферы, природы вообще (Космоса и Земли), обеспечении благоприятных экологических условий и необходимых для непрекращающегося развития ресурсах.

Происходит интеграция на основе гуманитарных, технических, естественных наук — глобальная интеграция обеспечивающая устойчивое развитие, на основе синтеза экологического и аксиологического знанияустойчивое развитие носит интегративный характер. Таким образом, раскрывается ноосферная перспектива развития науки при переходе к устойчивому развитию.

В этой связи возрастает актуальность признания законов интеллек-тики — новых законов развития, изобретаемых разумом, и которые действуют только под управлением человека. Принципы коэволюции лежащие в основе развития социальных, идеальных и технических и иных систем, определяемые разумом человека согласуются с законами интеллектики.

Предпринимаются попытки разработки глобального механизма управления охраной окружающей среды и использования ее ресурсов. Ни одна страна в одиночку не в состоянии добиться этого, человечеству потребуется глобальная экологическая сбалансированность. Одним из условий достижения такого равновесия станет создание принципиально новых механизмов управления экологическими процессами, регулирующими природопользование в планетарном масштабе.

Человечество пока не имеет общепризнанных концепций, а тем более теорий своего будущего, нет обоснованных наукой долговременных целей, по которым можно было бы ориентировать развитие в безопасном направлении. Сказывается дефицит социально-философских, мировоззренческих идей и теорий, представляющих синтез социально-гуманитарного и научного знания, оплодотворенных высокой духовностью, которые бы объединили человечество в борьбе за выживание, вселяли веру в будущее.

Представленное диссертационное исследование представляет собой попытку создания оптимистической авторской концепции современного миропонимания, центральное место в которой занимает человек с его разумом, стремлениями и исканиями. В силу многосложности цели исследования, в процессе решения его задач обнажилось множество научных и философских проблем, разрешение которых под силу поколениям ученых-мыслителей. Но тем привлекательнее и дороже для автора его детище, наделенное эвристически окрашенными качествами, создающее картину бесконечности познания и беспредельности непознанного человечеством.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: ВЛА-ДОС, 1994.-334 с.
  2. А.К. Ноосферная фолософия. Саратов, 2004.
  3. В.В., Стенчиков Г. Л. О глобальных последствиях ядерной войны. Вычислительная математика и математическая физика. -1984.- № 1.- С. 140- 143.
  4. В.В. Физика и экология. М., 1978. — 47 с.
  5. В.П. Природа и общество: этапы взаимодействия // Экология и жизнь. 2002. — № 2 (25). — С. 4 — 8.
  6. A.A., Случевский В. В. Век XX: экология и идеология. Л.: Лениздат, 1988. — 109 с. — (Мифы и реальность: на фронтах идеологической борьбы).
  7. .Г. О проблемах современного человекознания / АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1977. — 380 с.
  8. И.Л. Осторожно с «часами» истории! (Методологические проблемы цивилизационного процесса) // Вопросы философии. -1998.-№ 9.-С. 38−53.
  9. И.Л. Происхождение человека и общества. 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Мысль, 1988.- 415 с.
  10. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / Акад. мед. Наук СССР. М.: Медицина, 1975. — 447 с.
  11. Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 1. Философия древности и средневековья М.: Мысль, 1969. Часть 2. С. — 577 — 936.
  12. Антология мировой философии. В 4-х т. Том 2. Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения. М.: Мысль, 1970.-776 с.
  13. Антология мировой философии. В 4-х т. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. первых двух третей XIX в. — М.: Мысль, 1971.760 с.
  14. Антология мировой философии. В 4-х т. Том 4. Философская и социологическая мысль народов СССР XIX в. М.: Мысль, 1972. -708 с.
  15. В.И. Теория катастроф. 2-е изд., доп. — М.: Изд-во МГУ, 1983. -80 с.
  16. И.А. Некоторые методологические и теоретические аспекты анализа закономерностей индивидуального развития организмов // Вопросы философии. 1986. — № 11. — С. 95 — 104.
  17. В.И., Казаков Н. Д. Синергетика как модель междисциплинарного синтеза // Математика, естествознание и культура. М.: АН СССР- ИНИОН, 1983.-С. 59.
  18. В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. -М.: ИФ РАН, 1999.-200 с.
  19. Э.Ф. Виртуальный подход в истории. М., 2003.
  20. В.Г. Социальная информация и управление обществом. -М.: Политиздат, 1975.-408 с.
  21. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. -368 с.
  22. В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М.: Политиздат, 1981.-432 с.
  23. В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. -М.: Политиздат, 1986.-333 с.
  24. Т.С., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г., Самарский A.A. Нестационарные структуры и диффузный хаос. М.: Наука, 1992. -544 с.
  25. М.Д. Проблема прерывности и непрерывности пространства и времени. М.: Наука, 1974. — 254 с.
  26. Ю.В. Антропный принцип в структуре современного естествознания. М., 1989.
  27. Р.В. Имманентные проблемы синергетики // Вопросы философии. 2002. — № 9. — С. 91 — 101.
  28. С.С. Человек в его истории. J1.: ЛГУ, 1976. — 295 с.
  29. С.С. Социальный прогресс и биологическая наследственность человека // Человек и природа. М.: Наука, 1980.
  30. Н.Г., Пивоваров Д. В. Образ элементарного объекта элементаристский подход. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. 142 с.
  31. А., Творческая эволюция. М.: Изд-во Терра — Книжн клуб, 2001
  32. H.A. Противоречия свободы // Бердяев H.A. Судьба России. -М., 1990.
  33. A.A. Тектология. Всеобщая организационная наука: В 2-х кн. М.: Экономика, 1989. — КнЛ. — 303 е.- Кн. 2. — 350 с.
  34. И.И. История философии в кратком изложении. Пер. с чешс. -М.: Мысль, 1994.-486 с.
  35. Д.М., Коротаев A.B. Политогенез, «гомологические ряды» и нелинейные модели социальной эволюции // Общественные науки и современность. 1999. — № 5.-С. 128- 139.
  36. Е.Т. Современный философский материализм и синергетика (природное производство) // Вестн. Моск. ун-та. 1999. — № 1. — С. 20−37.
  37. A.C. Принцип детерминизма и основные законы диалектики. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1990. — 149 с.
  38. В.П., В.В. Мантанов. Стратегия разума: экологическая этика и устойчивое развитие // Вопросы философии. 2002. — № 4. — С. 178−179.
  39. В.П., Пожарский С. Д. Глобализация и синергетический историзм. СПб., 2004.
  40. Н.П. Моделирование сложных систем. 2-е изд., перераб. -М.: Наука, 1978.-399 с.
  41. B.C. Научное мировоззрение: Социально-философский аспект. М.: Политиздат, 1987. — 206 с.
  42. Ф. Сочинения: Перевод. М.: Мысль, 1971. — Т. 1. — 590 е.- Т.2.- 1972.-582 с.
  43. В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). СПб.: Лань, 1999.-478 с.
  44. Великие мыслители о великих вопросах: Современная западная философия / Пер. с англ. К. Савельева. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. -400 с. — (Грандиозный мир).
  45. В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1988. — 163 с.
  46. В.И. Пространство и время в живой и неживой природе // Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1968. — С. 210 — 296.
  47. В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. — 258 с.
  48. В.И. Начало и вечность жизни. Сб. — М.: Сов. Россия, 1989.-702 с.
  49. В.И. Живое вещество и биосфера. М.: Наука, 1994. -669 с.
  50. В.И. Мысли о современном значении истории знаний (Изучение прошлого всегда приводит к введению нового) // Экология и жизнь. 2003. — № 4 (33). — С. 3 — 9.
  51. С. Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. — 128 с.
  52. В.Н. О сущности живой материи. М.: Мысль, 1971. -265 с. 53,54
Заполнить форму текущей работой