Методические основы обучения учащихся VIII — IX классов новым технологиям средствами моделирования
Проведенная серия педагогических экспериментов позволила определить эффективность проведения с учащимися занятий по формированию у них знаний и умений по новым технологиям. Результаты экспериментов указали на необходимость специально организованного обучения на основе новой техники и технологии, необходимости овладения учащимися 8 классов технологическими знаниями (о назначении и области… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ УП1−1Х КЛАССОВ НОВЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
- 1. 1. НТП и внедрение новых технологий и технологического оборудования в современное производство
- 1. 2. Содержание и средства обучения учащихся основам новых технологий и технологического оборудования современного производства
- 1. 3. Требования и условия обучения учащихся новым технологиям
- Глава 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НОВЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ СРЕДСТВАМИ МОДЕЛИРОВАНИЯ
- 2. 1. Содержание, формы и средства обучения учащихся, использование моделей на факультативных занятиях (Педагогический эксперимент)
- 2. 2. Формирование технико-технологических знаний и умений на основе изучения новых технологий и технологического оборудования
- 2. 3. Обучение учащихся применению моделей автоматизированного производства на факультативных занятиях (Педагогический эксперимент)
- 2. 4. Анализ результатов исследования
Методические основы обучения учащихся VIII — IX классов новым технологиям средствами моделирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Современный технологический этап развития общества предъявляет высокие требования к технологической грамотности выпускников школ. Возникает необходимость включения в содержание трудовой подготовки школьников научных основ современной техники и технологий, что позволит им в будущем активно участвовать в сфере материального производства, обрести готовность к быстрой смене технологий, способность воспринимать новое, проектировать, моделировать и выполнять творческую работу. Наиболее перспективным направлением в трудовой подготовке школьников является обучение их новым технологиям на основе теоретических знаний, олицетворяющим процесс и результат овладения учащимися способами преобразовательной деятельности человека, расширение их политехнического кругозора.
Знания в области технологий для молодого человека, вступающего в жизнь на пороге XXI века, столь же важны, как и знания гуманитарных и естественных наук. Овладение этими знаниями становится наиболее важным для учащихся У-IX классов, поскольку подростки проявляют самостоятельный интерес к технике, к ознакомлению с работой механизмов и обращению с инструментами, способность успешно воспринимать новый учебный материал. Из этого следует, что в центре внимания школы связь обучения с практической деятельностью учащихся, их технологическая подготовка на базе сформированных у них политехнических знаний об основных наиболее распространенных и перспективных технологиях и способах преобразующей деятельности человека, что в целом актуализирует проблему исследования. Одновременно акцент в обучении учащихся новым технологиям, в их технологической подготовке делается на процесс познания ими технологической картины мира, на развитие технологического мышления, повышения технологической культуры, как попытка помочь им понять сконструированный мир и развить их способности к проектированию и конструированию, умению управлять новой техникой.
Обучение учащихся новым технологиям может осуществляться не только в рамках образовательной области «Технология», но и на факультативных занятиях, что позволяет им ознакомиться с современными технологическими процессами.
Проблема технологической подготовки подрастающих поколений к труду стала наиболее актуальной в последние десятилетия нынешнего века.
Вопросам содержания и организации технологической подготовки учащихся и отдельным аспектам посвящены труды ряда ученых-педагогов: П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, Ю. К. Васильева, В. Г. Зубова, К. А. Ивановича, А. Г. Калашникова, В. А. Полякова, М. Н. Скаткина, С. М. Шабалова, Д. А. Эпштейна и др.
Психологические аспекты проблемы формирования у школьников технико-технологических знаний и умений затронуты в работах П. И. Иванова, И. П. Калошиной, Т. В. Кудрявцева, Е. А. Милеряна, К. К. Платонова, В. В. Чебышевой, А. Ф. Эсаулова, С. И. Якиманской.
Вооружение учащихся политехническими знаниями и умениями в процессе трудового обучения и на факультативных занятиях, осуществление их творческой направленности, реализация связи труда с основами наук раскрыты в исследованиях П. Р. Атутова, П. Н. Андрианова, Н. И. Бабкина, А. К. Бешенкова, К. Н. Катханова, В. А. Полякова и др.
Различные аспекты содержания, форм и методов изучения техники и технологии рассматривались в работах С. Я. Батышева, В. Д. Горского, В. А. Кальней, С. У. Калюги, J1. А. Козырева, J1. А. Моховой, И. Д. Чечель, В. Д. Симоненко и др.
Исследование современных теорий и практики обучения современным технологиям позволило вскрыть противоречия, требующие научного и практического решения. К ним относится, прежде всего противоречие, которое образовалось между необходимостью обеспечить технологическую подготовку учащихся на современном уровне и недостаточной разработанностью средства ее реализации. Решению этой проблемы посвящено наше исследование на тему: «Методические основы обучения учащихся VIII-IX классов новым технологиям средствами моделирования» .
Цель исследования заключается в разработке методических требований и условий обучения учащимися VIII-IX классов новым технологиям средствами моделирования.
Объектом исследования является трудовая подготовка учащихся основной школы.
Предметом исследования является процесс обучения учащихся VIII-IX классов новым технологиям средствами моделирования.
Определяя гипотезу исследования, мы предположили, что обучение учащихся VIII-IX классов новым технологиям средствами моделирования будет эффективным, если:
— будут выявлены методические требования и условия обучения учащихся новым технологиям, которые позволят сформировать технико-технологические знания учащихся;
— будет разработан курс по обучению учащихся новым технологиям и новым методам обработки материалов;
— в процессе обучения учащихся новым технологиям будут использованы дидактические средства (модели, устройства), соответствующие уровню развития современной техники и технологии.
В соответствии с принятой гипотезой для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
1. Обосновать педагогическую целесообразность включения в содержание технологической подготовки учащихся VIII-IX классов дидактических средств (моделей, устройств) для обучения их новым технологиям.
2. Выявить методические требования и условия обучения учащихся VIIIIX классов новым технологиям.
3. Разработать содержание курса по обучению учащихся новым технологиям и новым методам обработки материалов.
4. Разработать методические рекомендации по освоению учащимися новой техники и технологий в процессе их трудовой подготовки на факультативных занятиях.
Методологическую основу исследования составляют положения материалистической диалектики о развитии личности в процессе деятельности, системный подход, научные данные о состоянии теории и практики трудовой подготовки подрастающих поколений.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: изучение и анализ педагогической, научно методической и технической литературы по теме исследованияанализ тенденций научно-технического прогрессаанализ программ, учебных пособийбеседы с учителями и специалистами, анкетирование, наблюдение, практические задания. Экспериментально-опытная работа в общеобразовательных школах осуществлялась с целью проверки эффективности разработанных рекомендаций и положений по обучению учащихся новым технологиям, статистическая обработка результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что: — теоретически обоснована необходимость и возможность обучения учащихся VIII-IX классов новым технологиям средствами моделирования;
— выявлены педагогические, психологические и организационно-методические требования и условия обучения учащихся новым технологиям и методам обработки материалов;
— разработаны модели воспроизводства технико-технологических объектов и процессов, расширяющих возможности трудовой подготовки учащихся;
— разработаны содержание, формы и методы обучения новым технологиям, обеспечивающие формирование технико-технологических знаний и умений учащихся;
— определены методические основы проведения занятий по обучению учащихся VIII-IX классов новым технологиям.
Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении требований и условий обучения учащихся новым технологиям обработки материалов, в формировании у них технико-технологических знаний и умений, в разработке дидактических средств (моделей, устройств), соответствующих уровню развития современной техники и технологии, обеспечивающих овладение учащимися знаниями электрофизических и электрохимических законов, что позволяет им освоить элементы новых технологий и обрести опыт самостоятельного выполнения технологических действий в условиях современного производства.
Практическая значимость исследования состоит в разработке учебно-методического комплекта, включающего дидактический материал, методические рекомендации по освоению учащимися VIII-IX классов средней школы новых технологий, экспериментально-проверенную методику формирования технико-технологических знаний и умений учащихся в процессе их технологической подготовки. Разработана программа учебного курса «Основы новых технологий современного производства» (для факультативных занятий в школе, за счет школьного и регионального компонентов), целью которого является формирование у учащихся технологических знаний и умений, основ управления техническими средствами, расширение политехнического кругозора, развитие технологического мышления, повышения их технологической культуры.
На защиту выносятся следующие положения:
— обоснование педагогической целесообразности включения в содержание технологической подготовки учащихся VIII-IX классов элементов новых технологий обработки материалов;
— требования и условия обучения учащихся новым технологиям и новым способам обработки материалов;
— методика освоения новых технологий, обеспечивающая формирование у учащихся современных технологических знаний в процессе их трудовой подготовки.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были представлены и рекомендованы для учебных заведений обсуждались и были одобрены на научных конференциях аспирантов и молодых ученых ИОСО РАО. (94−98 г. г.), на заседаниях отдела трудовой подготовки школьников ИОСО РАО.
Внедрение результатов исследования. Практический курс «Основы новых технологий современного производства» и методические рекомендации по изучению новых методов и средств обработки материалов внедрены в практику работы средних школ № № 11,18,20, г. Уральска, а также школы № № 146,1061 г. Москвы.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Выводы по второй главе.
Проведенная серия педагогических экспериментов с целью определить начальный уровень знаний учащихся VII-VIII классов в области применения новых технологий (электроэрозионной, электроннолучевой, лазерной, электроннолучевой, плазменной, электрохимической) и новой техники (станков с ЧПУ, роботов-манипуляторов, поточных линий) — определить содержание обучения учащихся VIII-IX классов по новой технике и элементам новых технологий и формирование у школьников технико-технологических знаний и умений позволила получить следующие результаты.
Констатирующий эксперимент показал, что большинство учащихся VIII-IX классов имеют слабое представление о различных видах энергии, методах обработки материалов. Учащиеся не смогли назвать основные структурные элементы технологических машин, слабо представляют себе функциональное назначение их основных узлов и механизмов, не осведомлены о ведущих принципах их действия элементарные знания учащихся о технологических машинах носят отрывочный узкий характер и не связаны с понятиям о соответствующих технологических процессах.
Обучающий эксперимент подтвердил необходимость формирования у учащихся VIII-IX классов технико-технологических знаний и умений по новой технике и технологии и возможность дальнейшего их применения, а именно, необходимость овладения знаниями (о назначении и области применения новой техники, новых видах технологий и способах новейшей обработки материалов, последовательности их обработки), которое достигается на основе использования различных методов и методических средств (объяснительно-репродуктивных, информационно-рецептивных, инструктивно-репродуктивных, методов проблемного обучения). Указанные методы позволяют осуществлять последовательное обучение учащихся новым технологиям и овладевать современными способами обработки материалов. Эффективность обучения учащихся достигается в условиях наглядности созданием дидактических моделейдемонстрацией кинофрагментов, использованием компьютера, как объекта изученияизучением робота-манипулятора, проведением экскурсий учащихся на производство, а также включением учащихся в технико-технологическую деятельность, в ходе которой осуществлялась реализация принципа переноса технико-технологических знаний и умений от традиционных способов обработки материалов на новые технологии и автоматизированное оборудование. Отбор и систематизация методических средств обучения позволили вызвать у учащихся потребность в усвоении новых технологий, повысить их интерес к новой технике, к овладению основами компьютерной грамотности, активизировать их творческие и преобразовательные способности, развить у них преобразующее мышление.
Исследование подтвердило целесообразность использования дидактических моделей в ходе проведения факультативных занятий по технологической подготовке школьников. Учащиеся экспериментальных групп, в которых применялись указанные дидактические модели (объектно-целостная, объектно-технологическая, описательно-технологическая), по сравнению с контрольными группами проявили способность к анализу проблемных производственных ситуаций, возникающих при работе на технологических машинах и при решении технологических задач.
Разработанная и представленная в данной главе программа курса «Основы новой техники и технологий современного производства» нацеленная на формирование у учащихся технологических знаний и умений, позволит им подготовиться к предстоящей деятельности на высокотехнологичном производстве, расширит их политехнический кругозор, обеспечит им знание компьютера и будет способствовать повышению уровня их технологической грамотности и технологической культуры.
Разработанные нами и представленные фрагменты факультативных занятий расширяют возможности трудовой подготовки школьников, и смогут стать в определенной мере качественно новым дополнением в методическом обеспечении учебного процесса в рамках общеобразовательной области «Технология» .
Заключение
.
Наступившая технологическая революция, повышенные требования к технологической подготовке подрастающих поколений ориентируют педагога на обучение учащихся новой технике и технологиям, расширения возможностей технологической подготовки учащихся за счет факультативных занятий, в ходе которых появляется возможность эффективно использовать соответствующие средства и методы обучения, в том числе, метод моделирования.
Проведенное исследование подтвердило педагогическую целесообразность включения в содержание расширенной трудовой и технологической подготовки учащихся 89 классов элементов новой техники и технологий. В частности, определены преимущества новой техники и технологий по сравнению с традиционными технологиями обработки материалов. Характерными особенностями новых технологий, согласно исследованию, являются их наукоемкость, комплексность, малооперационность при повышенном экономическом эффекте, высокая интенсивность протекания технологических процессов, обогащающих интеллектуальное содержание труда современного рабочего и ориентирующих образовательные учреждения на подготовку специалистов высокой квалификации.
Целесообразность изменения содержания подготовки учащихся к предстоящей трудовой деятельности в условиях высоких технологий связана также с трудовой деятельностью современного рабочего-станочника, которая насыщена интеллектуальным содержанием и осуществляется по принципу расчетно-аналитических действий. Все больший удельный вес в его функциональной деятельности обретают расчетно-аналитические, наладочные и контрольные функции, что указывает на необходимость введения в организацию технологической подготовки школьников представлений о новых технологиях, самостоятельного выполнения ими сложных технологических действий и операций, умений решать технико-технологические задачи, практических умений современной обработки материалов, нацеленных на повышение уровня технологической грамотности.
Обучение учащихся 8−9 классов новой технике и новым способам обработки материалов (электроэрозионной, лучевой, плазменной, электрохимической и др.), предусматривающее овладение учащимися знаний о принципах работы новой техники, особенностях в устройстве и функционировании технологических машин, технологических процессах новых видах технологий и умениями в области современных способов обработки материалов, осуществляется с учетом определенных дидактических условий (социально-педагогических, психолого-педагогических, организационно-методических) и использованием разнообразных средств (технологических задач, проблемных производственных ситуаций, дидактических моделей).
При отборе и систематизации учебного материала для обучения учащихся 8−9 классов новым технологиям посредством моделирования, следует руководствоваться направленностью учебного материала на развитие творческих способностей школьников, формирование их потребности в овладении технологическими знаниями и умениями, развитие их интереса к новой технике и овладение ими основ компьютерной грамотности.
Проведенная серия педагогических экспериментов позволила определить эффективность проведения с учащимися занятий по формированию у них знаний и умений по новым технологиям. Результаты экспериментов указали на необходимость специально организованного обучения на основе новой техники и технологии, необходимости овладения учащимися 8 классов технологическими знаниями (о назначении и области применения новой техники, новых видах технологий и способах новейшей обработки материалов, последовательности их обработки), что достигается на основе использования различных форм и методов обучения: объяснительно-репродуктивных (рассказ, беседа, объяснение), информационно-рецептивных (демонстрация, показ, чтение информационных текстов), инструктивно-репродуктивных (упражнения, репродуктивная беседа),-анализа проблемных производственных ситуаций, решения технологических задач, использование компьютера, как объекта и как средства обучения, изучение робота-манипулятора, проведение лабораторных работ и опытов по овладению новыми технологиями, проведение экскурсий на высокотехнологическое производство, а также непосредственное включение учащихся в технико-технологическую деятельность.
Эффективность обучения учащихся новым технологиям достигается посредством моделирования (дидактических моделей).
Дидактические модели (объектно-целостная, объектно-технологическая, описательно-технологическая) используемые в ходе проведения факультативных занятий, позволяют школьникам анализировать проблемные производственные ситуации, научиться работать на технологических машинах, решать технологические задачи, овладевать компьютерной грамотностью.
Разработанная программа факультативного курса «Основы новой техники и технологии современного производства» обеспечивает гибкую динамичную систему обучения новым технологиям, позволяет сформировать у учащихся технологические знания и умения, подготовиться им к предстоящей деятельности на высокотехнологическом производстве, расширит их политехнический кругозор, и будет способствовать повышению уровня их технологической грамотности, развитию преобразующего мышления и формированию технологической культуры.
Разработанные в ходе исследования и представленные фрагменты факультативных занятий расширяют возможности трудовой подготовки школьников, и смогут стать, в определенной мере, качественно новым дополнением в методическом обеспечении учебного процесса в рамках общеобразовательной области «Технология» .
Список литературы
- Автоматизация производства на основе электронной вычислительной технике: Учеб. пособие для СПТУ /Н. В. Максимов, В. О. Хорошилов, С. Г. Королев. М.: Высш. шк., 1987. -SO е.: ил.
- Андрианов П.П., Путшшн В, Д. Развитие технического творчества старшеклассников в трудовом обучении (на примере практикума по радиоэлектронике) ТШИ ТО и ПО АПН СССР. М., 1970 -92 с.
- Амосов Ъ. А Методика применения моделирующих средств в процессе изучения технологическога оборудования- с программным управлением на уроках труда в У-IX классах Автореф. к.п.н. 130 002 М.: 1991.-АПЦ СССР НИИ ТО и ПО
- Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М., Высшая школа, 1976.
- Архангельский С.И., Вакимян Ю. О. Теоретические проблемы эффективного применения ТСО, М.: Педагогика, 198
- Артемьев Е. И., Кравец Л. Г. Новая техника, Управление -М., 1974, с35.
- Атутов П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. М., Педагогика, 1976.
- Атутов П.Р. Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы. М. Педагогика, 1986.
- Атутов П.Р. Политехническое образование и подготовка школьников к труду в условиях НТР. Журнал «Школа и производство» № 1., стр.12−16.
- Ахияров К.Ш. Политехническая подготовка учащихся сельских школ в условиях реализации межпредметных связей основ наук и трудового обучения, в Сб. Политехническое образование и труд. :М., 1985.
- И. Бабанский Ю. К. Обновление содержания образования в условиях революционной перестройки советского общества, дальнейшего развития науки и техники. Советская педагогика. 1987. Nile. 8594.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного пресса: (Метод, основы). М.: Просвещение, 1982.- 192 с.
- Бабанский .Ю. К. Принципы обучения в современной общеобразовательной школе. М., Народное образование, 2, 1979, стр. 105.
- Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М., 1981.
- Батышев С.Я. Сборник Политехническое образование и труд. М., 1985, АПН СССР.
- Белозерцев В.И. Техника как общественное влияние Сб. науч. тр. /Ульяновск, полит, инст. / 1971, Т7, Вып. З, с. 37.
- Беляева А.П. Методика исследования содержания образования в среднем проф. тех. училищах. М.: Высшая школа, 1974, — 128с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика^ 1989.-192 е.: ил.
- Булкин А. Экономические проблемы развития техники машиностроения. /Вопросы экономики/ М: 1974, В3, с. 57.
- Бурлацкий Ф.М. Новое мышление: Диалог и суждения о технологической революции и наших реформах. М.: Политиздат. 1988.
- Васильев A.M. и др. Физика и техника. Достижения физики на родному хозяйству. М., «Знание», 1977.
- Васильев Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. -М.: Педагогика, 1983. 96 с.
- Величкин В.Е. Эргономический аспект политехнической подготовки школьников, в Сб.: Углубление изучения з средней школе научных основ производства и путей его интенсификации. НИИ ТО и ПО АПН СССР.-М., 1988.
- Винокуров В.А. Технология и наука. (Вопросы философии) 1985 N. 1.55−63 с.
- Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий», М., 1965.
- Гальперин П.Я. Организация умственной деятельности и эффективности учения Сб.: Возрастная и педагогическая психология.(Материалы Всесоюзного семинара-совещания Пермь, 1974.
- Глинский Б.А. Моделирование как метод научного исследования. -М., 1965.
- Голуб Б.П. Совершенствование технико-технологической подготовки учащихся в индустриально-педагогических техникумах строительного профиля, М., 1980.
- Горбачев М.С. Молодежь творческая сила революционного обновления. М., 1987. — с. 19.
- Горский Б.Д., Чечель И. Д. Проблемы подготовки школьников к труду в современном автоматизированном производстве //Педагогические основы соединения обучения с производительным трудом в средней школе. Томск, 1984. — С. 95−102.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Некоторые положения выборочного метода в связи с организацией изучения знаний учащихся //Метод, рекомендации. М.: Педагогика, 1973. 46 с.
- Грачев Н.Н. Психология инженерного труда : Учеб.пособие. М., Высш. Шк., 1998.-333с.
- Давидович В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов н Д 1979, с. 106.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.:Педагогика, 1972.
- Данилин Г. Эра новых технологий «Наука и жизнь» Журнал № 1, 1985 г.
- Дарханов В.И. Изучение элементов робототехники на уроках труда в УП-УШ классах: Автореф. к.п.н. 130 002 М., 1986 г.
- Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 1. /Под ред. П. Р. Атутова. М: ИОСО РАО, 1998. — 176с.
- Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 2. /Под. Ред. П. Р. Атутова. М: ИОСО РАО, 1998. — 176 с.
- Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения: Актуальные проблемы теории и практики обучения. Красноярск., 1984., 185 с.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие М.: Педагогика, 1988., 159 с.
- Евдокимов В.И. Наглядность и эффективность обучения. Учебное пособие для студентов пединститута. Харьков., 1985., 85
- Евдокимов В.И. и др. Использование средств наглядности при проблемном обучении. (Методич. рекомендации учителям школ)-Харьков., 1975.
- Евдокимов В.И. Повышение эффективности обучения средствами наглядности: Для студентов изучающих спец. курс по педагогике. Учебное-пособие.-Харьков.: ХГПИ., 1989.70 с.
- Евграфов В.Ф. Автореф. Иследования методов обучения уч-ся У-УП кл. техническому труду по повышенным разделам программы (литье, сварка, гальванопластика) НИИ Содержания и методов обучения. М., 1970.
- Журба А.В. Формирование технологических знаний и умений при подготовке 7−8 классов производительному труду.
- Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. — 168 с.
- Загвязинский В.И. Противоречие процесса обучения. Свердловск: Верхн. Ур. Изд-во, 1971. — 75 с.
- Изучение научных основ современного производства в прессе трудовой, профессиональной подготовки учащихся. Методич. рекоменд.) Под ред. П. Р. Атутова. М.: Изд. АПН СССР, 1988. — 45с.
- Изучение элементов робототехники в процессе реализации политехнического принципа на уроках трудового обучения в неполной средней школе: Метод. рекомендации /АПН СССР, НИИ труд, обучения и проф.ориентации. М., 1985. — 12 с.
- Изучение основ современной техники и технологии на основе моделей автоматизированного производства: Метод. рекомендации //АПН СССР, НИИ труд. обучения и проф.ориентации. М., 1990.
- Изучение новой техники в Y-Y11 классах. (Методическое пособие) М.: НИИ ТО и ПО АПН СССР, 1989.- 14 с. 60 .Изучение элементов эргономики в трудовом и профессиональном обучении: Методические рекомендации, Изд. АПН СССР, 1988.
- Иконникова Г. И. О понятии социальной технологии. Философия науки. 5, 1984.,
- Ишлинский И. Научные основы прогресса технологий, с.361.63 .Ильясов И. И. Структура процесса учения. М., Изд-во МГУ. 1986
- Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.:НЙИ Общей и пед. психологии АПН., 1981. — 96 с.
- Каверина А.А. Развитие познавательной деятельности учащихся при изучении научных основ химических производств. М.: 1978.
- Каган В.М. Ознакомление учащихся с новой техникой в средней школе . Автореф. к.п.н. М., 1969.
- Каган В.М. Учителю о новой технике в машиностроении. изд.: «Просвещение». -М&bdquo- 1977 127 е.: ил.
- Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М., 1974.
- Калдыбаев А. Политехнический принцип в изучении технологических машин на занятиях по трудовому обучению старшеклассников: Автореф. Дисс.канд. пед. Наук. М., 1986. — 16 с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М. 1981.
- Кальней В. А. Политехническая направленность содержания технологической подготовки учащихся //Политехнические основы технологической подготовки школьников./ Под ред. П. Р. Атутова, -М.: НИИТО и ПО АПН СССР, 1986. с.9−16.
- Калюга С.У. Об уровнях политехнических знаний.(Новые исследования в педагогических науках. -М.: Педагогика, 1987.N.I.- с.46−50.
- Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. Под ред. Скаткина М. Н. и Краевского В. В., Изд. «Педагогика» М., 1978.
- Котляров В.П., Акимов И. Ф. Использование лазерной технологии в современном производстве. Л. 1988 Общество «Знание» РСФСР.
- Кочергин А.Н. Моделирование мышления. М.,(Политиздат, 1969.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ).М., «Педагогика», 1977,-264с. с ил.
- Краснянская К.А., Грабарь М. И. Применение математической статистки в педагогических исследованиях: Непараметрические методы.
- НИИ Содержания и методов обучения. АНН СССР. М.: Педагогика, 1977.-136 с.
- Куликова Т.А. Автореф. Комплексное использование средств обучения для ознакомления школьников с основами современного производства, к.п.н. 130 002 НИИ Средств обучения учебной книги М. 1992, с. 17.
- Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Изд. «Валгус» 1980. с 334.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-у изд., перераб. М.: Высш. шк., 1991. — 224 е.: ил.
- Лернер И .Я. Проблемное обучение. М.,"3нание", 1974.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186с.
- Литвинов В.А. Пути интенсивного процесса формирования у учащихся У-УП кл. технико-технологических знаний и умений, к.п.н. 130 002 МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1988, с. 16.
- Лысков Ф.Д. Исследование эффективности применения технических средств для формирования трудовых умений и навыков. М.: 1975.
- Лобачева Е.Н. Научно-технический прогресс: закономерности и противоречия. М.: Закон и право, ЮНИТИД993.- 119с.:ил.
- Ляудис В.Я. Теория и практика обучения научно-техническому творчеству. М., 1992.
- Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч. 2 изд. Т4 стр. 335. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.т.23 стр. 392.
- Машкауцан С.И. Некоторые экономические вопросы обеспечения соответственно подготовки рабочей силы развития орудия труда при социализме Автореф. дис. Пермь. 1967 Стр. 3.
- Максимей И.В. Имитационное моделирование по ЭВМ. М., «Радио и связь», 1988. — 231.с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: «Педагогика"Д977. — 210 с.
- Махмутов М.И. Требования к уроку: Методические рекомендации. -Казань, 1982.
- Маиошкин A.M. Проблемные ситуации в учебном процессе средних ПТУ М.: Педагогика/ 1972 — 208 с.
- Методология педагогических исследований. Сб. научн. трудов. Под ред. А. Г. Пискунова, Г. В. Воробьева, М., 1980., НИИ Общей педагогики, АПН СССР.
- Методологические и теоретические вопросы трудового обучения, воспитания и профориентации школьников, Под ред. Семыкина, Полякова В. А. М: Из-во НИИ ТОПО АПН СССР. 1980, с. 75.
- Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. -М.: „Педагогика“. 1973. 299 с.
- Монахов В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения (Вопросы обучения и воспитания N 7 1990.)
- Монсзон Э.И. Основы педагогических знаний. М.: „Педагогика“, 1986, — 200 с.
- Мустафаев К.А. Автореф. Дидактические условия изучения учащимися перспективных методов обработки металлов. М., 1991. с.
- ЮО.Неуймин Я. Г. Модели в науке и технике.: JI., 1984.
- Новожилов Э.Д. Научно-педагогические основы оборудования школьных мастерских М.: „Педагогика“, 1986. — 144 с.
- Новик И.Б. Философские вопросы моделирования психики М.: „Наука“, 1969.103 .Новиков А. И. Процесс и методы формирования трудовых умений. М.: Высшая школа, 1986. -136 с.
- Охрана труда и техника безопасности в общеобразовательной школе.: Библиотека директора школы. Состав. В. В. Горелова. М.: 1985., — 256 с.
- Ю8.0сновы методики трудового обучения. (В. М. Казакевич, В. А. Поляков, А. Е. Ставровский.) Под ред. В. А. Полякова. М.: Просвещение, 1971. — 216 с.
- Осуществление политехнической и практической направленности трудового обучения старшеклассников: Метод. рекоменд. (Е.А.Рыкова, М. А. Ушакова: АПН СССР, НИИ ТО и ПО. М., 1985. -19 с.
- ПО.Патон Б. Е. Растущая отдача науки „Коммунист“ 14,1986.111 .Патон Б. Е. „Правда“ 22 марта стр. 3,1980.
- Поляков В.А., Ставровский А. Е. Общая методика трудового обучения в старших классах. М.: „Просвещение“, 1976. — 111с.
- ПЗ.Попков В. А., Целищев Д. П. Эстетическое содержание труда. М., 1984.
- Попов Е.П., Ющенко А. С., Роботы и человек. М., „Наука“, 1984.
- Психолого-педагогические основы формирования личности учащегося профтехучилища. АПН СССР., М., „Высшая школа“ 1991.
- Предметная область „Технология“: (Основные положения): Врем, гос. образ, стандарт. Проект (В.И.Казакевич, В. А. Кальней и др.) М-во образования Рос. Федерации. М.: Ин-т Профессионального самоопределения молодежи РАО., 1993.- 31.
- Примерные программы основного общего образования по образовательной области „Технология“ „Школа и производство“ № 6, 1998, с. 6−38
- Проблемы политехнического обучения. Сб. статей. Под ред. Ставского П. И., Свердловск, 1971.
- Проблемы развития современных педагогических систем //Межвузовский сборник научных трудов Министерства просвещения РСФСР, Московский областной педагогический институт им. Н.К.Крупской-М, 1980, 131 с.
- Программы средней общеобразовательной школы ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ И ЧЕРЧЕНИЕ YIII-1X классы. М.: АПН СССР, 1990.
- Простая модель робота-манипулятора //Школа и производство. 1986.-N6.-C.25.
- Психолого-педагогические основы формирования личности учащегося профтехучилища АПН СССР.
- Проблемы программированного обучения. Владимир., 1987. Проблемы образования в странах социализма. (Под ред. В. М. Пивоварова) М.: „Педагогика“, 1989. — 232 с.
- Пунский В.О. Азбука учебного труда: Хн. для учителя: Обобщение передового пед. опыта. -М.: Просвещение, 1988.- 144 с.
- Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М, Политиздат.
- Руденко В.Н. Демонстрационный эксперимент по электротехнике (Методическое пособие) Изд-во: Всесоюзный научно-методический центр профессионально-технического обучения молодежи.- М., 1991.
- Савина С.В. Изучение новых технологий в курсах химии и биологии как средство усиления их политехнической направленности. Автореф. К.п.н. 130 001 М., 1990, 18х.
- Саксаганский Т.Д. Школьнику об организации производства. М., 1988.
- Самарин В.В. Техника и общество (Социально-философские проблемы развития техники): М., „Мысль“ 1988.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., „Педагогика“, 1982.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: „Педагогика“, 1986, — 172 с.
- Семенюк Э.П. Технологический этап научно-технической революции и информатика РАН. Научно-техническая информация N 1. стр 3−5, 1995.
- Сидоров В.А. Прорыв в будущее: Научно-технический прресс и молодежь. (Молодежь: проблемы и перспективы) М.: Мол. Гвардия», 1987. — 270 с.
- Современные проблемы диалектического материализма //Вопросы философии. 1985, № 9, с.37−38.
- Социально-философские и методические проблемы НТР. //Вопросы философии. 1985, № 9 с.5
- Соколов Б. А., Сердюков Н. М. Методика практикума по металлообработке . М. «Просвещение», 1976,159 с. с ил.
- Стрюковский В.Н. История и логика развития научно-технической деятельности. М., 1985.
- Суслова Л.П. Автореф. Формирование у учащихся знаний и умений по элементам технических конструкций в системе практических работ на уроках трудового обучения в У УП кл., — М., 1991.
- Талызина Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. М.: Знание, 1983. — 96 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процесса усвоения знаний. М.: Педагогика, 1975. — 238 с.
- Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного лроцесса подготовки специалистов: Учебно-метод. пособие-М.: Высш. Шк., 1989- 144 с.
- Теоретические основы содержания общего образования под. ред. Краевского В. В., Лернера И.Я.
- Теория содержания общего среднего образования и пути ее построения (Сб. науч. трудов) под ред. Краевского и др.
- Технология важнейших отраслей промышленности: Учеб. для экономии, спец. вузов. А. М. Гинберг, Б. А. Хохлов, И. Л. Дрянкина и др.* Под ред. А. М. Гинберга, Б. А. Хохлова. М.: Высш. ШК., 1985.-496 е., ил.
- Требования к знаниям и умениям школьников. Под ред. А. К. Кузнецова, М.: Педагогика, 19 876 с. 176. с ил.
- Требования к отдельным видам учебного оборудования. М., 1970.
- Требования к отдельным видам учебно-наглядных пособий. М., 1969. АПН СССР НИИ школьного образования и ТСО.
- Турченко В.Н. Методологические проблемы повышения эффективности педагогических исследовании \Вопросы повышения эффективности теоретических исследований в педагогической науке. М., 1976. 117−118 с.
- Тюнников Ю.С. Производственно-технические ситуации в учебном процессе средних ПТУ. М.: Высш.шк. 1987 — 55 с.
- Углубление изучения в средней школе научных основ производства и путей его интенсификации. М. 1998. АПН СССР.
- Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: 1986.
- Условия и методы эффективного применения ТСО в школе и вузе. -Киров, 1981, — 103 с.
- Ушакова М.А. Роль политехнически направленной познавательной деятельности в углублении изучения научных основ производства, в сборн. Углубление изучения в средней школе научных основ производства и путей интенсификации М., АПН СССР. 1988.
- Философский словарь Под ред. Фролова И. Т. М., 1991.
- Фомин Б.В. Школьнику о комплексной механизации и автоматизации производственных процессов. М., 1988.
- Формы и методы общеобразовательной подготовки и коммунистического воспитания средних профтехучилищ Под ред. М. И. Махмутова. М: «Педагогика». 1986.- 216 с.
- Фролов В.В. Радиолюбительская технология. М., ДОСААФ, 1975. 134 с. с ил.
- Фролов К.А. Моделирование в науке и технике. М., 1973.
- Условия и методы эффективного применения ТСО в школе и вузе. -Киров, 1981, с.ЮЗ.
- Усова А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. -М.: «Знание». 1987,-78 с.
- Ускорение. М. : Правда, 1986. — с. 22.
- Ушакова М.А. Роль политехнически направленной познавательной деятельности в углублении изучения научных основ производства Сб.
- Углубление изучения в средней школе научных основ производства и путей-его интенсификации М. 1988. АПН СССР. с 14−22.
- Чередов Й.М. Система -форм -организации обучения в советской общеобразовательной школе М., «Педагогика» 1987.
- Чечель. И.Д. Формирование технологических знаний jh умений у старшеклассников при освоении профессий электросборочногопроизводства в процессе трудового обучения: Автореф. Дисс.канд.
- Пед. Наук. -М., 1985, — 19 с.
- Чошанов М.А. Формирование у учащихся Средних ПТУ обобщенных методов решения задач Методич. РекомА АПН СССР, М., 1985, 47с. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.: «Педагогика», 1982.-208 с.
- Шибанов А.А. О трудовом обучении, политехническом образовании в свете наук о человеке стр. 7−8, в Сб. Политехническое -образование и труд АПН СССР., М., 1985.
- Цыпин Б.Л. Рабочая сила и ее особенности в период развитого социалистического общества. М., Наука. 1978.
- Эпштейн Д.А. О содержании трудового политехнического обучения в средней школе. \Сов. Педагогика. -1965. № 8. С. 10−16.
- Юдин В.В. Технико-технологические задачи как средство активизации познавательной деятельности учащихся средних ПТУ: Автореф. Дис. канд.пед.наук. -М, 1983. 14с.
- The Illinois plan for Industrial Technology Education Ani mlementation auide Springsield 1987 Ps.