Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методические основы обучения учащихся VIII — IX классов новым технологиям средствами моделирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенная серия педагогических экспериментов позволила определить эффективность проведения с учащимися занятий по формированию у них знаний и умений по новым технологиям. Результаты экспериментов указали на необходимость специально организованного обучения на основе новой техники и технологии, необходимости овладения учащимися 8 классов технологическими знаниями (о назначении и области… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ УП1−1Х КЛАССОВ НОВЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
    • 1. 1. НТП и внедрение новых технологий и технологического оборудования в современное производство
    • 1. 2. Содержание и средства обучения учащихся основам новых технологий и технологического оборудования современного производства
    • 1. 3. Требования и условия обучения учащихся новым технологиям
  • Глава 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НОВЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ СРЕДСТВАМИ МОДЕЛИРОВАНИЯ
    • 2. 1. Содержание, формы и средства обучения учащихся, использование моделей на факультативных занятиях (Педагогический эксперимент)
    • 2. 2. Формирование технико-технологических знаний и умений на основе изучения новых технологий и технологического оборудования
    • 2. 3. Обучение учащихся применению моделей автоматизированного производства на факультативных занятиях (Педагогический эксперимент)
    • 2. 4. Анализ результатов исследования

Методические основы обучения учащихся VIII — IX классов новым технологиям средствами моделирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный технологический этап развития общества предъявляет высокие требования к технологической грамотности выпускников школ. Возникает необходимость включения в содержание трудовой подготовки школьников научных основ современной техники и технологий, что позволит им в будущем активно участвовать в сфере материального производства, обрести готовность к быстрой смене технологий, способность воспринимать новое, проектировать, моделировать и выполнять творческую работу. Наиболее перспективным направлением в трудовой подготовке школьников является обучение их новым технологиям на основе теоретических знаний, олицетворяющим процесс и результат овладения учащимися способами преобразовательной деятельности человека, расширение их политехнического кругозора.

Знания в области технологий для молодого человека, вступающего в жизнь на пороге XXI века, столь же важны, как и знания гуманитарных и естественных наук. Овладение этими знаниями становится наиболее важным для учащихся У-IX классов, поскольку подростки проявляют самостоятельный интерес к технике, к ознакомлению с работой механизмов и обращению с инструментами, способность успешно воспринимать новый учебный материал. Из этого следует, что в центре внимания школы связь обучения с практической деятельностью учащихся, их технологическая подготовка на базе сформированных у них политехнических знаний об основных наиболее распространенных и перспективных технологиях и способах преобразующей деятельности человека, что в целом актуализирует проблему исследования. Одновременно акцент в обучении учащихся новым технологиям, в их технологической подготовке делается на процесс познания ими технологической картины мира, на развитие технологического мышления, повышения технологической культуры, как попытка помочь им понять сконструированный мир и развить их способности к проектированию и конструированию, умению управлять новой техникой.

Обучение учащихся новым технологиям может осуществляться не только в рамках образовательной области «Технология», но и на факультативных занятиях, что позволяет им ознакомиться с современными технологическими процессами.

Проблема технологической подготовки подрастающих поколений к труду стала наиболее актуальной в последние десятилетия нынешнего века.

Вопросам содержания и организации технологической подготовки учащихся и отдельным аспектам посвящены труды ряда ученых-педагогов: П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, Ю. К. Васильева, В. Г. Зубова, К. А. Ивановича, А. Г. Калашникова, В. А. Полякова, М. Н. Скаткина, С. М. Шабалова, Д. А. Эпштейна и др.

Психологические аспекты проблемы формирования у школьников технико-технологических знаний и умений затронуты в работах П. И. Иванова, И. П. Калошиной, Т. В. Кудрявцева, Е. А. Милеряна, К. К. Платонова, В. В. Чебышевой, А. Ф. Эсаулова, С. И. Якиманской.

Вооружение учащихся политехническими знаниями и умениями в процессе трудового обучения и на факультативных занятиях, осуществление их творческой направленности, реализация связи труда с основами наук раскрыты в исследованиях П. Р. Атутова, П. Н. Андрианова, Н. И. Бабкина, А. К. Бешенкова, К. Н. Катханова, В. А. Полякова и др.

Различные аспекты содержания, форм и методов изучения техники и технологии рассматривались в работах С. Я. Батышева, В. Д. Горского, В. А. Кальней, С. У. Калюги, J1. А. Козырева, J1. А. Моховой, И. Д. Чечель, В. Д. Симоненко и др.

Исследование современных теорий и практики обучения современным технологиям позволило вскрыть противоречия, требующие научного и практического решения. К ним относится, прежде всего противоречие, которое образовалось между необходимостью обеспечить технологическую подготовку учащихся на современном уровне и недостаточной разработанностью средства ее реализации. Решению этой проблемы посвящено наше исследование на тему: «Методические основы обучения учащихся VIII-IX классов новым технологиям средствами моделирования» .

Цель исследования заключается в разработке методических требований и условий обучения учащимися VIII-IX классов новым технологиям средствами моделирования.

Объектом исследования является трудовая подготовка учащихся основной школы.

Предметом исследования является процесс обучения учащихся VIII-IX классов новым технологиям средствами моделирования.

Определяя гипотезу исследования, мы предположили, что обучение учащихся VIII-IX классов новым технологиям средствами моделирования будет эффективным, если:

— будут выявлены методические требования и условия обучения учащихся новым технологиям, которые позволят сформировать технико-технологические знания учащихся;

— будет разработан курс по обучению учащихся новым технологиям и новым методам обработки материалов;

— в процессе обучения учащихся новым технологиям будут использованы дидактические средства (модели, устройства), соответствующие уровню развития современной техники и технологии.

В соответствии с принятой гипотезой для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

1. Обосновать педагогическую целесообразность включения в содержание технологической подготовки учащихся VIII-IX классов дидактических средств (моделей, устройств) для обучения их новым технологиям.

2. Выявить методические требования и условия обучения учащихся VIIIIX классов новым технологиям.

3. Разработать содержание курса по обучению учащихся новым технологиям и новым методам обработки материалов.

4. Разработать методические рекомендации по освоению учащимися новой техники и технологий в процессе их трудовой подготовки на факультативных занятиях.

Методологическую основу исследования составляют положения материалистической диалектики о развитии личности в процессе деятельности, системный подход, научные данные о состоянии теории и практики трудовой подготовки подрастающих поколений.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: изучение и анализ педагогической, научно методической и технической литературы по теме исследованияанализ тенденций научно-технического прогрессаанализ программ, учебных пособийбеседы с учителями и специалистами, анкетирование, наблюдение, практические задания. Экспериментально-опытная работа в общеобразовательных школах осуществлялась с целью проверки эффективности разработанных рекомендаций и положений по обучению учащихся новым технологиям, статистическая обработка результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что: — теоретически обоснована необходимость и возможность обучения учащихся VIII-IX классов новым технологиям средствами моделирования;

— выявлены педагогические, психологические и организационно-методические требования и условия обучения учащихся новым технологиям и методам обработки материалов;

— разработаны модели воспроизводства технико-технологических объектов и процессов, расширяющих возможности трудовой подготовки учащихся;

— разработаны содержание, формы и методы обучения новым технологиям, обеспечивающие формирование технико-технологических знаний и умений учащихся;

— определены методические основы проведения занятий по обучению учащихся VIII-IX классов новым технологиям.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении требований и условий обучения учащихся новым технологиям обработки материалов, в формировании у них технико-технологических знаний и умений, в разработке дидактических средств (моделей, устройств), соответствующих уровню развития современной техники и технологии, обеспечивающих овладение учащимися знаниями электрофизических и электрохимических законов, что позволяет им освоить элементы новых технологий и обрести опыт самостоятельного выполнения технологических действий в условиях современного производства.

Практическая значимость исследования состоит в разработке учебно-методического комплекта, включающего дидактический материал, методические рекомендации по освоению учащимися VIII-IX классов средней школы новых технологий, экспериментально-проверенную методику формирования технико-технологических знаний и умений учащихся в процессе их технологической подготовки. Разработана программа учебного курса «Основы новых технологий современного производства» (для факультативных занятий в школе, за счет школьного и регионального компонентов), целью которого является формирование у учащихся технологических знаний и умений, основ управления техническими средствами, расширение политехнического кругозора, развитие технологического мышления, повышения их технологической культуры.

На защиту выносятся следующие положения:

— обоснование педагогической целесообразности включения в содержание технологической подготовки учащихся VIII-IX классов элементов новых технологий обработки материалов;

— требования и условия обучения учащихся новым технологиям и новым способам обработки материалов;

— методика освоения новых технологий, обеспечивающая формирование у учащихся современных технологических знаний в процессе их трудовой подготовки.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были представлены и рекомендованы для учебных заведений обсуждались и были одобрены на научных конференциях аспирантов и молодых ученых ИОСО РАО. (94−98 г. г.), на заседаниях отдела трудовой подготовки школьников ИОСО РАО.

Внедрение результатов исследования. Практический курс «Основы новых технологий современного производства» и методические рекомендации по изучению новых методов и средств обработки материалов внедрены в практику работы средних школ № № 11,18,20, г. Уральска, а также школы № № 146,1061 г. Москвы.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Выводы по второй главе.

Проведенная серия педагогических экспериментов с целью определить начальный уровень знаний учащихся VII-VIII классов в области применения новых технологий (электроэрозионной, электроннолучевой, лазерной, электроннолучевой, плазменной, электрохимической) и новой техники (станков с ЧПУ, роботов-манипуляторов, поточных линий) — определить содержание обучения учащихся VIII-IX классов по новой технике и элементам новых технологий и формирование у школьников технико-технологических знаний и умений позволила получить следующие результаты.

Констатирующий эксперимент показал, что большинство учащихся VIII-IX классов имеют слабое представление о различных видах энергии, методах обработки материалов. Учащиеся не смогли назвать основные структурные элементы технологических машин, слабо представляют себе функциональное назначение их основных узлов и механизмов, не осведомлены о ведущих принципах их действия элементарные знания учащихся о технологических машинах носят отрывочный узкий характер и не связаны с понятиям о соответствующих технологических процессах.

Обучающий эксперимент подтвердил необходимость формирования у учащихся VIII-IX классов технико-технологических знаний и умений по новой технике и технологии и возможность дальнейшего их применения, а именно, необходимость овладения знаниями (о назначении и области применения новой техники, новых видах технологий и способах новейшей обработки материалов, последовательности их обработки), которое достигается на основе использования различных методов и методических средств (объяснительно-репродуктивных, информационно-рецептивных, инструктивно-репродуктивных, методов проблемного обучения). Указанные методы позволяют осуществлять последовательное обучение учащихся новым технологиям и овладевать современными способами обработки материалов. Эффективность обучения учащихся достигается в условиях наглядности созданием дидактических моделейдемонстрацией кинофрагментов, использованием компьютера, как объекта изученияизучением робота-манипулятора, проведением экскурсий учащихся на производство, а также включением учащихся в технико-технологическую деятельность, в ходе которой осуществлялась реализация принципа переноса технико-технологических знаний и умений от традиционных способов обработки материалов на новые технологии и автоматизированное оборудование. Отбор и систематизация методических средств обучения позволили вызвать у учащихся потребность в усвоении новых технологий, повысить их интерес к новой технике, к овладению основами компьютерной грамотности, активизировать их творческие и преобразовательные способности, развить у них преобразующее мышление.

Исследование подтвердило целесообразность использования дидактических моделей в ходе проведения факультативных занятий по технологической подготовке школьников. Учащиеся экспериментальных групп, в которых применялись указанные дидактические модели (объектно-целостная, объектно-технологическая, описательно-технологическая), по сравнению с контрольными группами проявили способность к анализу проблемных производственных ситуаций, возникающих при работе на технологических машинах и при решении технологических задач.

Разработанная и представленная в данной главе программа курса «Основы новой техники и технологий современного производства» нацеленная на формирование у учащихся технологических знаний и умений, позволит им подготовиться к предстоящей деятельности на высокотехнологичном производстве, расширит их политехнический кругозор, обеспечит им знание компьютера и будет способствовать повышению уровня их технологической грамотности и технологической культуры.

Разработанные нами и представленные фрагменты факультативных занятий расширяют возможности трудовой подготовки школьников, и смогут стать в определенной мере качественно новым дополнением в методическом обеспечении учебного процесса в рамках общеобразовательной области «Технология» .

Заключение

.

Наступившая технологическая революция, повышенные требования к технологической подготовке подрастающих поколений ориентируют педагога на обучение учащихся новой технике и технологиям, расширения возможностей технологической подготовки учащихся за счет факультативных занятий, в ходе которых появляется возможность эффективно использовать соответствующие средства и методы обучения, в том числе, метод моделирования.

Проведенное исследование подтвердило педагогическую целесообразность включения в содержание расширенной трудовой и технологической подготовки учащихся 89 классов элементов новой техники и технологий. В частности, определены преимущества новой техники и технологий по сравнению с традиционными технологиями обработки материалов. Характерными особенностями новых технологий, согласно исследованию, являются их наукоемкость, комплексность, малооперационность при повышенном экономическом эффекте, высокая интенсивность протекания технологических процессов, обогащающих интеллектуальное содержание труда современного рабочего и ориентирующих образовательные учреждения на подготовку специалистов высокой квалификации.

Целесообразность изменения содержания подготовки учащихся к предстоящей трудовой деятельности в условиях высоких технологий связана также с трудовой деятельностью современного рабочего-станочника, которая насыщена интеллектуальным содержанием и осуществляется по принципу расчетно-аналитических действий. Все больший удельный вес в его функциональной деятельности обретают расчетно-аналитические, наладочные и контрольные функции, что указывает на необходимость введения в организацию технологической подготовки школьников представлений о новых технологиях, самостоятельного выполнения ими сложных технологических действий и операций, умений решать технико-технологические задачи, практических умений современной обработки материалов, нацеленных на повышение уровня технологической грамотности.

Обучение учащихся 8−9 классов новой технике и новым способам обработки материалов (электроэрозионной, лучевой, плазменной, электрохимической и др.), предусматривающее овладение учащимися знаний о принципах работы новой техники, особенностях в устройстве и функционировании технологических машин, технологических процессах новых видах технологий и умениями в области современных способов обработки материалов, осуществляется с учетом определенных дидактических условий (социально-педагогических, психолого-педагогических, организационно-методических) и использованием разнообразных средств (технологических задач, проблемных производственных ситуаций, дидактических моделей).

При отборе и систематизации учебного материала для обучения учащихся 8−9 классов новым технологиям посредством моделирования, следует руководствоваться направленностью учебного материала на развитие творческих способностей школьников, формирование их потребности в овладении технологическими знаниями и умениями, развитие их интереса к новой технике и овладение ими основ компьютерной грамотности.

Проведенная серия педагогических экспериментов позволила определить эффективность проведения с учащимися занятий по формированию у них знаний и умений по новым технологиям. Результаты экспериментов указали на необходимость специально организованного обучения на основе новой техники и технологии, необходимости овладения учащимися 8 классов технологическими знаниями (о назначении и области применения новой техники, новых видах технологий и способах новейшей обработки материалов, последовательности их обработки), что достигается на основе использования различных форм и методов обучения: объяснительно-репродуктивных (рассказ, беседа, объяснение), информационно-рецептивных (демонстрация, показ, чтение информационных текстов), инструктивно-репродуктивных (упражнения, репродуктивная беседа),-анализа проблемных производственных ситуаций, решения технологических задач, использование компьютера, как объекта и как средства обучения, изучение робота-манипулятора, проведение лабораторных работ и опытов по овладению новыми технологиями, проведение экскурсий на высокотехнологическое производство, а также непосредственное включение учащихся в технико-технологическую деятельность.

Эффективность обучения учащихся новым технологиям достигается посредством моделирования (дидактических моделей).

Дидактические модели (объектно-целостная, объектно-технологическая, описательно-технологическая) используемые в ходе проведения факультативных занятий, позволяют школьникам анализировать проблемные производственные ситуации, научиться работать на технологических машинах, решать технологические задачи, овладевать компьютерной грамотностью.

Разработанная программа факультативного курса «Основы новой техники и технологии современного производства» обеспечивает гибкую динамичную систему обучения новым технологиям, позволяет сформировать у учащихся технологические знания и умения, подготовиться им к предстоящей деятельности на высокотехнологическом производстве, расширит их политехнический кругозор, и будет способствовать повышению уровня их технологической грамотности, развитию преобразующего мышления и формированию технологической культуры.

Разработанные в ходе исследования и представленные фрагменты факультативных занятий расширяют возможности трудовой подготовки школьников, и смогут стать, в определенной мере, качественно новым дополнением в методическом обеспечении учебного процесса в рамках общеобразовательной области «Технология» .

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автоматизация производства на основе электронной вычислительной технике: Учеб. пособие для СПТУ /Н. В. Максимов, В. О. Хорошилов, С. Г. Королев. М.: Высш. шк., 1987. -SO е.: ил.
  2. П.П., Путшшн В, Д. Развитие технического творчества старшеклассников в трудовом обучении (на примере практикума по радиоэлектронике) ТШИ ТО и ПО АПН СССР. М., 1970 -92 с.
  3. Амосов Ъ. А Методика применения моделирующих средств в процессе изучения технологическога оборудования- с программным управлением на уроках труда в У-IX классах Автореф. к.п.н. 130 002 М.: 1991.-АПЦ СССР НИИ ТО и ПО
  4. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М., Высшая школа, 1976.
  5. С.И., Вакимян Ю. О. Теоретические проблемы эффективного применения ТСО, М.: Педагогика, 198
  6. Е. И., Кравец Л. Г. Новая техника, Управление -М., 1974, с35.
  7. П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. М., Педагогика, 1976.
  8. П.Р. Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы. М. Педагогика, 1986.
  9. П.Р. Политехническое образование и подготовка школьников к труду в условиях НТР. Журнал «Школа и производство» № 1., стр.12−16.
  10. К.Ш. Политехническая подготовка учащихся сельских школ в условиях реализации межпредметных связей основ наук и трудового обучения, в Сб. Политехническое образование и труд. :М., 1985.
  11. И. Бабанский Ю. К. Обновление содержания образования в условиях революционной перестройки советского общества, дальнейшего развития науки и техники. Советская педагогика. 1987. Nile. 8594.
  12. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного пресса: (Метод, основы). М.: Просвещение, 1982.- 192 с.
  13. Бабанский .Ю. К. Принципы обучения в современной общеобразовательной школе. М., Народное образование, 2, 1979, стр. 105.
  14. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М., 1981.
  15. С.Я. Сборник Политехническое образование и труд. М., 1985, АПН СССР.
  16. В.И. Техника как общественное влияние Сб. науч. тр. /Ульяновск, полит, инст. / 1971, Т7, Вып. З, с. 37.
  17. А.П. Методика исследования содержания образования в среднем проф. тех. училищах. М.: Высшая школа, 1974, — 128с.
  18. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика^ 1989.-192 е.: ил.
  19. А. Экономические проблемы развития техники машиностроения. /Вопросы экономики/ М: 1974, В3, с. 57.
  20. Ф.М. Новое мышление: Диалог и суждения о технологической революции и наших реформах. М.: Политиздат. 1988.
  21. A.M. и др. Физика и техника. Достижения физики на родному хозяйству. М., «Знание», 1977.
  22. Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. -М.: Педагогика, 1983. 96 с.
  23. В.Е. Эргономический аспект политехнической подготовки школьников, в Сб.: Углубление изучения з средней школе научных основ производства и путей его интенсификации. НИИ ТО и ПО АПН СССР.-М., 1988.
  24. В.А. Технология и наука. (Вопросы философии) 1985 N. 1.55−63 с.
  25. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий», М., 1965.
  26. П.Я. Организация умственной деятельности и эффективности учения Сб.: Возрастная и педагогическая психология.(Материалы Всесоюзного семинара-совещания Пермь, 1974.
  27. .А. Моделирование как метод научного исследования. -М., 1965.
  28. .П. Совершенствование технико-технологической подготовки учащихся в индустриально-педагогических техникумах строительного профиля, М., 1980.
  29. М.С. Молодежь творческая сила революционного обновления. М., 1987. — с. 19.
  30. .Д., Чечель И. Д. Проблемы подготовки школьников к труду в современном автоматизированном производстве //Педагогические основы соединения обучения с производительным трудом в средней школе. Томск, 1984. — С. 95−102.
  31. М.И., Краснянская К. А. Некоторые положения выборочного метода в связи с организацией изучения знаний учащихся //Метод, рекомендации. М.: Педагогика, 1973. 46 с.
  32. Н.Н. Психология инженерного труда : Учеб.пособие. М., Высш. Шк., 1998.-333с.
  33. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов н Д 1979, с. 106.
  34. В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.:Педагогика, 1972.
  35. Г. Эра новых технологий «Наука и жизнь» Журнал № 1, 1985 г.
  36. В.И. Изучение элементов робототехники на уроках труда в УП-УШ классах: Автореф. к.п.н. 130 002 М., 1986 г.
  37. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 1. /Под ред. П. Р. Атутова. М: ИОСО РАО, 1998. — 176с.
  38. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 2. /Под. Ред. П. Р. Атутова. М: ИОСО РАО, 1998. — 176 с.
  39. В.К. Общие формы организации процесса обучения: Актуальные проблемы теории и практики обучения. Красноярск., 1984., 185 с.
  40. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие М.: Педагогика, 1988., 159 с.
  41. В.И. Наглядность и эффективность обучения. Учебное пособие для студентов пединститута. Харьков., 1985., 85
  42. В.И. и др. Использование средств наглядности при проблемном обучении. (Методич. рекомендации учителям школ)-Харьков., 1975.
  43. В.И. Повышение эффективности обучения средствами наглядности: Для студентов изучающих спец. курс по педагогике. Учебное-пособие.-Харьков.: ХГПИ., 1989.70 с.
  44. В.Ф. Автореф. Иследования методов обучения уч-ся У-УП кл. техническому труду по повышенным разделам программы (литье, сварка, гальванопластика) НИИ Содержания и методов обучения. М., 1970.
  45. А.В. Формирование технологических знаний и умений при подготовке 7−8 классов производительному труду.
  46. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. — 168 с.
  47. В.И. Противоречие процесса обучения. Свердловск: Верхн. Ур. Изд-во, 1971. — 75 с.
  48. Изучение научных основ современного производства в прессе трудовой, профессиональной подготовки учащихся. Методич. рекоменд.) Под ред. П. Р. Атутова. М.: Изд. АПН СССР, 1988. — 45с.
  49. Изучение элементов робототехники в процессе реализации политехнического принципа на уроках трудового обучения в неполной средней школе: Метод. рекомендации /АПН СССР, НИИ труд, обучения и проф.ориентации. М., 1985. — 12 с.
  50. Изучение основ современной техники и технологии на основе моделей автоматизированного производства: Метод. рекомендации //АПН СССР, НИИ труд. обучения и проф.ориентации. М., 1990.
  51. Изучение новой техники в Y-Y11 классах. (Методическое пособие) М.: НИИ ТО и ПО АПН СССР, 1989.- 14 с. 60 .Изучение элементов эргономики в трудовом и профессиональном обучении: Методические рекомендации, Изд. АПН СССР, 1988.
  52. Г. И. О понятии социальной технологии. Философия науки. 5, 1984.,
  53. И. Научные основы прогресса технологий, с.361.63 .Ильясов И. И. Структура процесса учения. М., Изд-во МГУ. 1986
  54. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.:НЙИ Общей и пед. психологии АПН., 1981. — 96 с.
  55. А.А. Развитие познавательной деятельности учащихся при изучении научных основ химических производств. М.: 1978.
  56. В.М. Ознакомление учащихся с новой техникой в средней школе . Автореф. к.п.н. М., 1969.
  57. В.М. Учителю о новой технике в машиностроении. изд.: «Просвещение». -М&bdquo- 1977 127 е.: ил.
  58. М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М., 1974.
  59. А. Политехнический принцип в изучении технологических машин на занятиях по трудовому обучению старшеклассников: Автореф. Дисс.канд. пед. Наук. М., 1986. — 16 с.
  60. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М. 1981.
  61. В. А. Политехническая направленность содержания технологической подготовки учащихся //Политехнические основы технологической подготовки школьников./ Под ред. П. Р. Атутова, -М.: НИИТО и ПО АПН СССР, 1986. с.9−16.
  62. С.У. Об уровнях политехнических знаний.(Новые исследования в педагогических науках. -М.: Педагогика, 1987.N.I.- с.46−50.
  63. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. Под ред. Скаткина М. Н. и Краевского В. В., Изд. «Педагогика» М., 1978.
  64. В.П., Акимов И. Ф. Использование лазерной технологии в современном производстве. Л. 1988 Общество «Знание» РСФСР.
  65. А.Н. Моделирование мышления. М.,(Политиздат, 1969.
  66. В.В. Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ).М., «Педагогика», 1977,-264с. с ил.
  67. К.А., Грабарь М. И. Применение математической статистки в педагогических исследованиях: Непараметрические методы.
  68. НИИ Содержания и методов обучения. АНН СССР. М.: Педагогика, 1977.-136 с.
  69. Т.А. Автореф. Комплексное использование средств обучения для ознакомления школьников с основами современного производства, к.п.н. 130 002 НИИ Средств обучения учебной книги М. 1992, с. 17.
  70. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Изд. «Валгус» 1980. с 334.
  71. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-у изд., перераб. М.: Высш. шк., 1991. — 224 е.: ил.
  72. И .Я. Проблемное обучение. М.,"3нание", 1974.
  73. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186с.
  74. В.А. Пути интенсивного процесса формирования у учащихся У-УП кл. технико-технологических знаний и умений, к.п.н. 130 002 МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1988, с. 16.
  75. Ф.Д. Исследование эффективности применения технических средств для формирования трудовых умений и навыков. М.: 1975.
  76. Е.Н. Научно-технический прогресс: закономерности и противоречия. М.: Закон и право, ЮНИТИД993.- 119с.:ил.
  77. В.Я. Теория и практика обучения научно-техническому творчеству. М., 1992.
  78. К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч. 2 изд. Т4 стр. 335. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.т.23 стр. 392.
  79. С.И. Некоторые экономические вопросы обеспечения соответственно подготовки рабочей силы развития орудия труда при социализме Автореф. дис. Пермь. 1967 Стр. 3.
  80. И.В. Имитационное моделирование по ЭВМ. М., «Радио и связь», 1988. — 231.с.
  81. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: «Педагогика"Д977. — 210 с.
  82. М.И. Требования к уроку: Методические рекомендации. -Казань, 1982.
  83. A.M. Проблемные ситуации в учебном процессе средних ПТУ М.: Педагогика/ 1972 — 208 с.
  84. Методология педагогических исследований. Сб. научн. трудов. Под ред. А. Г. Пискунова, Г. В. Воробьева, М., 1980., НИИ Общей педагогики, АПН СССР.
  85. Методологические и теоретические вопросы трудового обучения, воспитания и профориентации школьников, Под ред. Семыкина, Полякова В. А. М: Из-во НИИ ТОПО АПН СССР. 1980, с. 75.
  86. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. -М.: „Педагогика“. 1973. 299 с.
  87. В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения (Вопросы обучения и воспитания N 7 1990.)
  88. Э.И. Основы педагогических знаний. М.: „Педагогика“, 1986, — 200 с.
  89. К.А. Автореф. Дидактические условия изучения учащимися перспективных методов обработки металлов. М., 1991. с.
  90. ЮО.Неуймин Я. Г. Модели в науке и технике.: JI., 1984.
  91. Э.Д. Научно-педагогические основы оборудования школьных мастерских М.: „Педагогика“, 1986. — 144 с.
  92. И.Б. Философские вопросы моделирования психики М.: „Наука“, 1969.103 .Новиков А. И. Процесс и методы формирования трудовых умений. М.: Высшая школа, 1986. -136 с.
  93. Охрана труда и техника безопасности в общеобразовательной школе.: Библиотека директора школы. Состав. В. В. Горелова. М.: 1985., — 256 с.
  94. Ю8.0сновы методики трудового обучения. (В. М. Казакевич, В. А. Поляков, А. Е. Ставровский.) Под ред. В. А. Полякова. М.: Просвещение, 1971. — 216 с.
  95. Осуществление политехнической и практической направленности трудового обучения старшеклассников: Метод. рекоменд. (Е.А.Рыкова, М. А. Ушакова: АПН СССР, НИИ ТО и ПО. М., 1985. -19 с.
  96. ПО.Патон Б. Е. Растущая отдача науки „Коммунист“ 14,1986.111 .Патон Б. Е. „Правда“ 22 марта стр. 3,1980.
  97. В.А., Ставровский А. Е. Общая методика трудового обучения в старших классах. М.: „Просвещение“, 1976. — 111с.
  98. ПЗ.Попков В. А., Целищев Д. П. Эстетическое содержание труда. М., 1984.
  99. Е.П., Ющенко А. С., Роботы и человек. М., „Наука“, 1984.
  100. Психолого-педагогические основы формирования личности учащегося профтехучилища. АПН СССР., М., „Высшая школа“ 1991.
  101. Предметная область „Технология“: (Основные положения): Врем, гос. образ, стандарт. Проект (В.И.Казакевич, В. А. Кальней и др.) М-во образования Рос. Федерации. М.: Ин-т Профессионального самоопределения молодежи РАО., 1993.- 31.
  102. Примерные программы основного общего образования по образовательной области „Технология“ „Школа и производство“ № 6, 1998, с. 6−38
  103. Проблемы политехнического обучения. Сб. статей. Под ред. Ставского П. И., Свердловск, 1971.
  104. Проблемы развития современных педагогических систем //Межвузовский сборник научных трудов Министерства просвещения РСФСР, Московский областной педагогический институт им. Н.К.Крупской-М, 1980, 131 с.
  105. Программы средней общеобразовательной школы ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ И ЧЕРЧЕНИЕ YIII-1X классы. М.: АПН СССР, 1990.
  106. Простая модель робота-манипулятора //Школа и производство. 1986.-N6.-C.25.
  107. Психолого-педагогические основы формирования личности учащегося профтехучилища АПН СССР.
  108. Проблемы программированного обучения. Владимир., 1987. Проблемы образования в странах социализма. (Под ред. В. М. Пивоварова) М.: „Педагогика“, 1989. — 232 с.
  109. В.О. Азбука учебного труда: Хн. для учителя: Обобщение передового пед. опыта. -М.: Просвещение, 1988.- 144 с.
  110. А.И. Философия компьютерной революции. М, Политиздат.
  111. В.Н. Демонстрационный эксперимент по электротехнике (Методическое пособие) Изд-во: Всесоюзный научно-методический центр профессионально-технического обучения молодежи.- М., 1991.
  112. С.В. Изучение новых технологий в курсах химии и биологии как средство усиления их политехнической направленности. Автореф. К.п.н. 130 001 М., 1990, 18х.
  113. Т.Д. Школьнику об организации производства. М., 1988.
  114. В.В. Техника и общество (Социально-философские проблемы развития техники): М., „Мысль“ 1988.
  115. М.Н. Проблемы современной дидактики. М., „Педагогика“, 1982.
  116. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: „Педагогика“, 1986, — 172 с.
  117. Э.П. Технологический этап научно-технической революции и информатика РАН. Научно-техническая информация N 1. стр 3−5, 1995.
  118. В.А. Прорыв в будущее: Научно-технический прресс и молодежь. (Молодежь: проблемы и перспективы) М.: Мол. Гвардия», 1987. — 270 с.
  119. Современные проблемы диалектического материализма //Вопросы философии. 1985, № 9, с.37−38.
  120. Социально-философские и методические проблемы НТР. //Вопросы философии. 1985, № 9 с.5
  121. . А., Сердюков Н. М. Методика практикума по металлообработке . М. «Просвещение», 1976,159 с. с ил.
  122. В.Н. История и логика развития научно-технической деятельности. М., 1985.
  123. Л.П. Автореф. Формирование у учащихся знаний и умений по элементам технических конструкций в системе практических работ на уроках трудового обучения в У УП кл., — М., 1991.
  124. Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  125. Н.Ф. Управление процесса усвоения знаний. М.: Педагогика, 1975. — 238 с.
  126. Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного лроцесса подготовки специалистов: Учебно-метод. пособие-М.: Высш. Шк., 1989- 144 с.
  127. Теоретические основы содержания общего образования под. ред. Краевского В. В., Лернера И.Я.
  128. Теория содержания общего среднего образования и пути ее построения (Сб. науч. трудов) под ред. Краевского и др.
  129. Технология важнейших отраслей промышленности: Учеб. для экономии, спец. вузов. А. М. Гинберг, Б. А. Хохлов, И. Л. Дрянкина и др.* Под ред. А. М. Гинберга, Б. А. Хохлова. М.: Высш. ШК., 1985.-496 е., ил.
  130. Требования к знаниям и умениям школьников. Под ред. А. К. Кузнецова, М.: Педагогика, 19 876 с. 176. с ил.
  131. Требования к отдельным видам учебного оборудования. М., 1970.
  132. Требования к отдельным видам учебно-наглядных пособий. М., 1969. АПН СССР НИИ школьного образования и ТСО.
  133. В.Н. Методологические проблемы повышения эффективности педагогических исследовании \Вопросы повышения эффективности теоретических исследований в педагогической науке. М., 1976. 117−118 с.
  134. Ю.С. Производственно-технические ситуации в учебном процессе средних ПТУ. М.: Высш.шк. 1987 — 55 с.
  135. Углубление изучения в средней школе научных основ производства и путей его интенсификации. М. 1998. АПН СССР.
  136. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: 1986.
  137. Условия и методы эффективного применения ТСО в школе и вузе. -Киров, 1981, — 103 с.
  138. М.А. Роль политехнически направленной познавательной деятельности в углублении изучения научных основ производства, в сборн. Углубление изучения в средней школе научных основ производства и путей интенсификации М., АПН СССР. 1988.
  139. Философский словарь Под ред. Фролова И. Т. М., 1991.
  140. .В. Школьнику о комплексной механизации и автоматизации производственных процессов. М., 1988.
  141. Формы и методы общеобразовательной подготовки и коммунистического воспитания средних профтехучилищ Под ред. М. И. Махмутова. М: «Педагогика». 1986.- 216 с.
  142. В.В. Радиолюбительская технология. М., ДОСААФ, 1975. 134 с. с ил.
  143. К.А. Моделирование в науке и технике. М., 1973.
  144. Условия и методы эффективного применения ТСО в школе и вузе. -Киров, 1981, с.ЮЗ.
  145. А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. -М.: «Знание». 1987,-78 с.
  146. . М. : Правда, 1986. — с. 22.
  147. М.А. Роль политехнически направленной познавательной деятельности в углублении изучения научных основ производства Сб.
  148. Углубление изучения в средней школе научных основ производства и путей-его интенсификации М. 1988. АПН СССР. с 14−22.
  149. Й.М. Система -форм -организации обучения в советской общеобразовательной школе М., «Педагогика» 1987.
  150. . И.Д. Формирование технологических знаний jh умений у старшеклассников при освоении профессий электросборочногопроизводства в процессе трудового обучения: Автореф. Дисс.канд.
  151. Пед. Наук. -М., 1985, — 19 с.
  152. М.А. Формирование у учащихся Средних ПТУ обобщенных методов решения задач Методич. РекомА АПН СССР, М., 1985, 47с. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.: «Педагогика», 1982.-208 с.
  153. А.А. О трудовом обучении, политехническом образовании в свете наук о человеке стр. 7−8, в Сб. Политехническое -образование и труд АПН СССР., М., 1985.
  154. .Л. Рабочая сила и ее особенности в период развитого социалистического общества. М., Наука. 1978.
  155. Д.А. О содержании трудового политехнического обучения в средней школе. \Сов. Педагогика. -1965. № 8. С. 10−16.
  156. В.В. Технико-технологические задачи как средство активизации познавательной деятельности учащихся средних ПТУ: Автореф. Дис. канд.пед.наук. -М, 1983. 14с.
  157. The Illinois plan for Industrial Technology Education Ani mlementation auide Springsield 1987 Ps.
Заполнить форму текущей работой