Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-педагогические условия формирования внутривузовской системы качества образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По мере ускорения темпов социально-экономического развития России увеличивается число учреждений оказывающих образовательные услуги, расширяется разнообразие источников финансирования образования, инновационных подходов и разнообразия методик обучения с использованием информационных и коммуникационных технологий. Доминирующее значение в ориентации образовательных учреждений на рынок труда… Читать ещё >

Содержание

  • С
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Внутривузовский механизм гарантии качества образования как проблема научного исследования
  • 1. Теоретико-методические основы управления качеством образовательного процесса в образовательном учреждении
    • 1. 1. Исследование общих вопросов качества образования как педагогической категории, определяющей конкурентоспособность вуза
    • 1. 2. Анализ нормативно-правового регулирования механизмов управления качеством образовательного процесса
    • 1. 3. Исследование теоретических концепций и методологических подходов на основании которых осуществляется построение систем менеджме нта качества образования
  • 2. Разработка и экспериментальное обоснование внутривузовской системы управления качеством образовательного процесса
    • 2. 1. Разработка состава элементов и совокупности педагогических действий, обеспечивающих процедуры контроля основных направлений деятельности вуза
    • 2. 2. Разработка обобщенной модели организационно-педагогических процедур управления качеством деятельности образовательного учреждения
    • 2. 3. Экспериментальное обоснование комплексного построения системы менеджмента качества образования
      • 2. 3. 1. Разработка типовых процедур управления процессом учебно-методической деятельности
      • 2. 3. 2. Определение порядка проведения научно-исследовательских работ
      • 2. 3. 3. Систематизация схемы управления проектированием основных процессов образовательного учреждения

Организационно-педагогические условия формирования внутривузовской системы качества образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Внутри вузовский механизм гарантии качества.

U > образования как проблема научного исследования.

По мере ускорения темпов социально-экономического развития России увеличивается число учреждений оказывающих образовательные услуги, расширяется разнообразие источников финансирования образования, инновационных подходов и разнообразия методик обучения с использованием информационных и коммуникационных технологий. Доминирующее значение в ориентации образовательных учреждений на рынок труда определяет потребность дальнейшей интеграции науки и образования, разработки новых специальностей, инновационной педагогической деятельности обеспечивающих качество профессионального образования. В связи с этим следует отметить, что одной из тенденций развития отечественной высшей школы является анализ и постановка в научно-практическом аспекте проблем оценки качества высшего образования. Единообразие процессов подготовки кадров способствовало введению образовательных стандартов, процедур лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений. Вместе с тем унификация процессов обучения, методов анализа и оценки качества образования не в полной мере обеспечивают механизмы управления качеством и нуждаются в постоянном совершенствовании в соответствии с потребностями регионов и международной практики подготовки кадров, в связи с чем, в соответствии с регламентом процедур комплексной оценки деятельности высшего учебного заведения, Минобразованем России введен показатель «Внутривузовский механизм гарантии качества образования». Позиция государства в отношении внутривузовской системы качества остается вполне определенной. Ее создание и функционирование необходимо проводить силами самого образовательного учреждения, без опоры на какие-либо типовые положения. В этой связи современные основы системы качества деятельности образовательного учреждения нуждаются в адаптации к условиям образовательного процесса конкретного вуза, а имеющиеся аналоги в пересмотре, в том числе в аспекте соответствия построения внутривузовской системы качества действующим стандартам и ГОСТам Р ИСО серии 9000 (ИСО 9000−2001) — Система менеджмента качестваосновные положения, словарь, требования). На первый план в разработке систем качества выдвигается политика руководства вуза, комплексность оценки основных направлений его деятельности, определение нормативной правовой базы процессов подготовки специалистов в связи с усилением конкуренции на рынке труда и образовательных услуг. Проблемная ситуация в формировании внутривузовской системы качества образовательного процесса заключается в том, что до настоящего времени не раскрыты процессуальные механизмы ее функционирования в рамках всего образовательного учрежденияв неразработанности установок и технологий подготовки организационно-распорядительной документации, а также синтеза процедур контроля качества знаний обучаемых, используемых в составе внутренних проверок. Нуждается в дальнейшем совершенствовании система оценки качества выпускаемых специалистов по показателям трудоустройства и отзывам организацийпотребителей о деятельности выпускников. Отдельные образовательные учреждения разрабатывают системы управления качеством с выделением различных приоритетов контролируемых элементов менеджмента качества. В одних случаях это процессы планирования, проектирования содержания образования на основе происходящих изменений на рынке труда, разработке процедур комплексного мониторинга в целях определения достаточности получаемых студентами профессиональных знаний, умений, навыков. В других вариантах основой упор делается на анализе показателей текущей успеваемости, итогов сессий, отчетов ГАК, показателей производственной практики студентовв отдельных случаях придается значение результатам социологических опросов выпускников, преподавательского состава, работодателей о профессиональных успехах и трудностях подготавливаемых специалистов.

Внутривузовская система управления качеством образования, в контексте нашей работы, рассматривается нами как совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, представленных версиями организационно-распорядительных документов и синтезом процедур контроля качества профессиональной подготовки выпускников и основных направлений деятельности вуза. Цель внутривузовской системы качества образования заключается в обеспечении процессов подготовки специалистов на уровне перспективных требований к их готовности решать актуальные задачи профессиональной, научной и социальной деятельности. Качество образования, как педагогическая, социальная категория имеет определенные меры ее оценки, устанавливаемые механизмами лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений.

Необходимость разработки организационно-педагогических условий внутривузовской системы качества, обеспечивающей систематическое обновление содержания вузовского компонента образовательных программ по специальностям и создания условий для активизации научно-исследовательской и научно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава определила цель исследования.

Объект исследования — управление процессом профессиональной подготовки студентов высшего учебного заведения.

Предмет исследования — организационно-педагогические условия формирования внутривузовской системы качества образовательного процесса.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

— Выявить и сследовать организационно-педагогические условия формирования внутривузовской системы качества образования.

— Разработать принципы иерархического структурирования документационного обеспечения по функционированию внутривузовской системы совершенствования качества образовательного процесса.

— Обосновать и апробировать модель управления качеством образовательного процесса.

Гипотеза исследования состоит в том, что внутривузовская система управления качеством образования будет сформированной если:

— качество образования будет обеспечено эффективностью выполнения целеполагающих установок политики вуза в области качества, а также государственного образовательного стандарта и программ подготовки специалистов с учетом постоянной адаптации к меняющимся региональным и общегосударственным требованиям;

— механизм управления качеством, основанный на современных элементах менеджмента, будет представлен версиями организационно-распорядительных документов и синтезом процедур контроля качества знаний, умений и навыков профессиональной деятельности обучаемых, а также основных направлений деятельности вуза, разработанных в соответствии с действующими требованиями процедур сертификации систем качества х;

— внутривузовская система качества образования будет функционировать с учетом корректирующих и предупреждающих действий в отношении подготовки специалистов, процесса образовательной деятельности и элементов системы менеджмента качества.

— в качестве приоритетной в систему качества образования будет введена схема материального стимулирования преподавателей и сотрудников за ГОСТ Р ИСО 9000−2001 — Система менеджмента качества (основные положения и словарь) — ГОСТ Р ИСО 9001−2001 — Система менеджмента качества- (требования). Система ГОСТов, устанавливающих порядок разработки и оформления результатов НИР (ГОСТ 15.101−98- порядок проведения научно-исследовательских работГОСТ 7.32−2001; единая система конструкторской документации и др.). качественные показатели учебной, научно-исследовательской и научно-методической работы.

Общая методология исследования базируется на положениях о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений и процессов окружающего мираединства и взаимосвязи показателей качества образования и качества профессиональной деятельности, определяемых в свою очередь качеством педагогических технологий и содержания образования, качеством управленческих процедур и личностно-ориентированной позиции обучаемых. Методологическим ориентиром исследования выступает системный подход. Теоретической основой исследования являются общетеоретические положения по вопросам профессионального образования (С.Я. БатышевВ.А. Сластенин,.

B.C. ЛедневЮ.К. Бабанский-), по принципам функционирования образовательных учреждений в условиях предпринимательской деятельности с учетом эволюции областей педагогических знаний (A.M. НовиковА.И. СесёлкинН.И. Загузов-), по вопросам мониторинга качества образования (М.А. Домбровская, 2000; Т. В. Санникова, 2000; С. Г. Павлова, 2002; В. А. Кальней;

C.Е., Шишов 2002;), по вопросам формирования содержания профессионального туристского образования (В.А. Квартальное, 2000; И. В. Зорин, 2001;), по проблемам поиска педагогических условий для формирования конкурентоспособности специалистов и проектирования учебно-методических комплексов и организации образовательного процесса в вузе (JI.H. Ивлева, 2000; С. С. Борисов, 2002; В. М. Кожеваткин, 2003). Особое внимание было уделено постановке вопросов о квалиметрии высшего образования и базовым категориям качества — идеологии и политике в области качества (И.А. Селезнева, 1992; А. И. Суббето, 1992;), а также схемам сертификации качества педагогических тестовых материалов (приказ Минобразования России от 17.04.2000, № 1122) и менеджмента качества в процессах оформления статуса образовательного учреждения — «Стандарт предприятия», определяемого экспертизой Госстандарта России, на основании которого выдается «Сертификат соответствия системы менеджмента качества».

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе, установочном (1997;1999 г. г.) определялась проблема и тема исследования, изучалось состояние проблемы качества в теории и практике высшего образования, философская, педагогическая литература по теме исследованияанализировались процессы организации и методического сопровождения процессов обучения в системе высшего профессионального образования. На основе получаемых данных формировался банк данных, определялась проблема, объект и предмет исследованияразрабатывались методы исследованияпроводился анализ опыта разработки так наз. «вузовских стандартов предприятия» в области качествапроводилась апробация элементов внутривузовской системы качества.

На втором этапе, поисковом (2000;2001 г. г.) разрабатывались теоретико-методические и концептуальный подходы в исследовании организационно-педагогических условий формирования внутривузовской системы качествауточнялась гипотеза и факторы, определяющие эффект системы качества как в ходе педагогических наблюдений, так и в форме экспериментальной апробаций ряда версий организационно-распорядительной документации и процедур контроля качества знаний обучаемых. Изучался состав и структура внутривузовской системы качествамоделировались процессы целостной системы менеджмента качества образования, апробировалось методическое обеспечение.

На третьем этапе, заключительном (2002;2003 г.) была проведена обработка результатов исследования, их обобщение, систематизация. Организационно-педагогические условия формирования комплексной системы менеджмента качества образования были представлены на рассмотрение Научного центра Российской международной академии туризмаальтернативная система менеджмента качества образования была одобрена.

Ученым советом Красноярского государственного технического университета с последующей передачей документации в Госстандарт России для оформления статуса сертифицированного образовательного учреждения. Проведена работа по завершению и оформлению диссертации и внедрению организационно-педагогических условий в вузовскую систему качества на уровне подразделений Российской международной академии туризма и Красноярского государственного технического университета.

Основные положения, выносимые на защиту:

— совокупность организационно-педагогических условий, обеспечивающих единство принципов и методов планирования и управления процессами профессиональной подготовки студентов, научно-исследовательской и научно-методической деятельностью профессорско-преподавательского состава;

— организационно-педагогические условия формирования внутривузовской системы качества, которыми являются: политика руководства в области качества образования, обобщенная модель управления качеством, разработанная с учетом Постановлений Правительства и законодательной базы Российской Федерации, а также установок совещаний проректоров по учебной работе высших учебных заведений России (Москва, 29−30 января 2002 года);

— основной состав организационно-распорядительных документов системы менеджмента качества образования: схема управления процессами формирования качественного состава абитуриентовсхемы корректирующих действий в устранении несоответствий в процессах обучения;

— принципы, методы и организация проектирования процессов разработки содержания образованияобщие требования к оформлению текстовых материалов и иллюстраций дипломных проектови учебно-исследовательской работы студентовотчеты по всем видам практики, отчеты НИР и УИРСсхема управления документацией и процедура временной приостановки получения клиентом образовательных услугсхема управления инфраструктурой образовательного учреждения;

— процедуры сбора, обработки и анализа результатов контрольных проверок;

— нормативно-правовое, ресурсное обеспечение механизма управления качеством образования;

Конструирование внутривузовской системы управления качеством образования начинается с разработки политики вуза в области качества образования и формирования целеполагающих установок, определяемых требованиями системы госаккредитации, государственных образовательных стандартов, а также перспективных направлений, развития структурных подразделений вуза. Системность процесса управления качеством образования представлена единством взаимодействия ее основных технологических элементов: информационного, процедурно-документированного, аналитико-оценочного и социального;

Научная новизна и теоретическое значение исследования. Разработан и экспериментально подтвержден технологический подход в определении организационно-педагогических условий формирования внутривузовской системы качества образования, определяющей перспективы и цели развития вуза в свете политики руководства в области качества. В исследовании:

— установлены приоритеты элементов системы менеджмента качества образования, представленные целями развития вуза в свете политики качества, совокупностью организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность управления профессиональной подготовкой студентов вуза;

— схемой маркетинга потребностей рынка труда и долговременных связей с работодателями, схемами процессов открытия новых специальностей и учебных специализаций;

— обобщены итоги системы менеджмента качества учебной, научно-исследовательской и научно-методической работы и механизма стимулирования преподавателей и сотрудников в Российской международной академии туризма с установлением системы менеджмента качества трудовой деятельности, стимулирования путем введения многоступенчатой тарификации оплаты труда. Практическая значимость исследования. Теоретические положения и выводы исследования создают реальные возможности для формирования внутривузовской системы менеджмента качества образования с учетом региональных потребностей в специалистах и нормативов действующих стандартов организационно-распорядительных документов, дающих целостное представление о качестве образования в вузе и предоставляющих возможность сертификации систем качества на соответствие требованиям ГОСТов системы качества*. Сертификат качества подтверждает соответствие системы качества образования требованиям соответствующих нормативных документов (в том числе процедурам комплексной аттестации и аккредитации) и создает уверенность у потребителей продукции, работодателей и других заинтересованных сторон в реальных возможностях образовательного учреждения подготавливать специалистов, соответствующих современным требованиям производственной деятельности. Разработанные организационно-педагогические условия формирования системы качества образования применяются в управлении процессами профессиональной подготовки студентов Российской международной академии туризма и Красноярского государственного технического университета. Систематизация приоритетов элементов менеджмента качества образования позволила, в частности, создать в период последнего десятилетия образовательную индустрию туристского профиля (В.А. Квартальное, 1999; 2000; 2002; И. В. Зорин, 2000;2002; А. И. Сеселкин, 1998, 2002; В. Д. Чепик, 2001; 2002 и др.).

Достоверность и надежность полученных результатов и выводов обеспечены применением адекватных методов исследования предмету и задачам исследованияметодологической обоснованностью исходных положений исследованияиспользованием методов экспертной оценки в определении приоритетов оценки элементов менеджмента качества образований (подтверждено экспертизой технического центра систем качества Госстандарта России).

Апробация и внедрение результатов. Результаты исследования отражены в методических пособиях и публикациях, в программах и методических рекомендациях общий объем которых составляет 15 печатных листов. Материалы докладывались на Советах КГТУ (1998; 1999; 2000; 2001 г. г.), на конференциях в г. Красноярске (2001;), на семинарах в г. Москве (2000; 2001 г. г). Итоги исследования были использованы в процедурах проведения сертификации системы менеджмента качества Красноярского государственного технического университета на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001−2001 г. и получившему статус сертифицированного образовательного учреждения.

выводы.

1 Исследование целевых установок и факторов системы менеджмента качества образования позволило установить организационно-педагогические условия ее формирования, основной состав ее элементов и совокупность педагогических действий, обеспечивающих единство принципов и методов планирования и идентификации качества учебной, научно-исследовательской, научно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава и обеспечивающих комплексность анализа всех направлений деятельности образовательного учреждения (97% опрошенных экспертов) — регламентированы способы определения качества усвоения знаний, навыков и умений студентов: качество набора абитуриентов, разработана схема прослеживаемости движения контингента студентовсхемы корректирующих действий в устранении несоответствий в процессах обученияпроведена унификация схем управления проектированием процессов обучения, в том числе порядок подготовки новых направлений и специальностей подготовки кадров. 2 Определена и апробирована модель процессов управления качеством образовательного процесса, ориентированного на прогнозируемый эффект учебно-познавательной и практической деятельности студентов. Разработаны принципы иерархического структурирования документационного обеспечения с выделением установочного (директивного) и технологического компонента, допускающего инварианты оценки результатов деятельности подразделений вуза, а также комплексности анализа деятельности его подразделений. Основу модели представляет пятиуровневая схема управления качеством: первый уровень представлен политикой руководства вуза в области качествавторойдокументированием процедур управления на уровне вузатретий и четвертыйсхемами управления качеством образования на уровне учебных, научных, вспомогательных подразделений и пятый — схемами реализации Постановлений Правительства и Законодательной базы РФ.

3 Результаты опытно-экспериментальной работы позволили определить факторы, обеспечивающие качество профессиональной подготовки и формирования общественно-культурных черт и свойств выпускников вуза. Сюда относятся: стратегия развития и цели качества образованиявысокий кадровый потенциал и научные школы вузакачественный состав абитуриентовобразовательная и учебно-методическая среда и технологии обученияматериальная база обеспечивающая современный уровень обучения и научных исследованийсистема управления деятельностью вуза и долговременные связи с работодателями. Прирост качества по годам (исходные данные — 1999 г.) по показателям успеваемости составил более 2%- по трудоустройству выпускников — 15%. «.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Предпринимаемые в настоящем меры в отношении повышения качества образования связаны с компанией повышения качества, проводимой в производственных отраслях промышленности, в сфере социальных услуг во всех странах мира. Проверяется качество набора абитуриентов, качество образовательных услуг, качество подготовленности специалиста. Необходима гарантия качества образования всем заинтересованным сторонам, для чего необходима постоянная самооценка с целью совершенствования всей образовательной индустрии. Существенной частью обеспечения качества является четкость и «прозрачность» самооценки, самокритичности, которые требуют соответствующей подготовки преподавателей, сотрудников и самих студентов.

Все большая ориентация образовательных учреждений при подготовке специалистов на рынок труда определяет необходимость разработки новых специальностей, эффективность которых на рынке труда и определяет общий итог борьбы за качество профессионального образования. Единообразие процессов подготовки кадров, которое было создано на территории бышего СССР и которое сегодня обеспечивает единство образовательного пространства в регионах РФ, определило необходимость введения образовательных стандартов, процедур лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений. Вместе с тем унификация процессов обучения, методов анализа и оценки качества образования не в полной мере обеспечивают механизмы управления качеством и нуждаются в постоянном совершенствовании в соответствии с потребностями регионов и международной практики подготовки кадров, в связи с чем, в соответствии с регламентом процедур комплексной оценки деятельности высшего учебного заведения, Минобразованем России введен показатель «Внутривузовский механизм гарантии качества образования». Позиция государства в отношении внутривузовской системы качества остается вполне определенной. Ее создание и функционирование необходимо проводить силами самого образовательного учреждения, без опоры на какие-либо типовые положения. В этой связи современные основы системы качества деятельности образовательного учреждения нуждаются в адаптации к условиям образовательного процесса конкретного вуза, а имеющиеся аналоги в пересмотре, в том числе в аспекте соответствия построения внутривузовской системы качества действующим стандартам и ГОСТам Р ИСО серии 9000 ИСО 9000−2001; система менеджмента качества, основные положения, словарь, требования. На первый план в разработке систем качества выдвигается политика руководства вуза, комплексность оценки основных направлений его деятельности, определения нормативной правовой базы процессов подготовки специалистов вызванных усилением конкуренции на рынке труда и образовательных услуг. Проблемная ситуация в формировании внутривузовской системы качества образовательного процесса заключается в том, что до настоящего времени не раскрыты процессуальные механизмы ее функционирования в рамках всего образовательного учрежденияв неразработанности установок и технологий подготовки организационно-распорядительной документации, а также синтеза процедур контроля качества знаний обучаемых, используемых в составе внутренних проверок. Нуждается в дальнейшем совершенствовании система оценки качества выпускаемых специалистов по показателям трудоустройства и отзывам организаций — потребителей о деятельности выпускников. Отдельные образовательные учреждения разрабатывают системы управления качеством с выделением различных приоритетов контролируемых элементов менеджмента качества. В одних случаях это процессы планирования, проектирования содержания образования на основе происходящих изменений на рынке труда, разработке процедур комплексного мониторинга в целях определения достаточности получаемых студентами профессиональных знаний, умений, навыков. В других вариантах основой упор делается на анализе показателей текущей успеваемости, итогов сессий, отчетов ГАК, показателей производственной практики студентовв отдельных случаях придается значение результатам социологических опросов выпускников, преподавательского состава, работодателей о профессиональных успехах и трудностях подготавливаемых специалистов.

Особенностью ряда образовательных систем является многопрофильность направлений производственной деятельности подготавливаемых специалистов, что во многом осложняет разработку унифицированных способов контроля качества их подготовки. В связи с этим, внутривузовская система управления качеством образования, в контексте нашей работы, рассматривается нами как «.совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, представленных версиями организационно-распорядительных документов и синтезом процедур контроля качества профессиональной подготовки выпускников и основных направлений деятельности вуза». Цель внутривузовской системы качества образования заключается в обеспечении процессов подготовки специалистов на уровне перспективных требований к их готовности решать актуальные задачи профессиональной, научной и социальной деятельности.

Доказано, что нормативно-правовое регулирование механизмов управления качеством образовательного процесса в современных условиях обеспечивается не только системой государственных органов через механизмы лицензирования, аттестации и аккредитации, но и во многом со стороны местных органов управления образованием, а также на основании изучения потребностей и интересов в образовании как населения, так и работодателей (97% опрошенных экспертов).

Система образования, как социальная, педагогическая категория, широко интерпретируется в аспекте ее доступности для широких слоев населения, фундаментализации и гибкости ее содержания, создания новых специальностей и специализаций, создания систем переподготовки, повышения квалификации и послевузовского образования. Однако по мере появления новых специальностей и образовательных стандартов становится очевидным неэффективность нововведений без объективного контроля за качеством их реализации, требований производства к качеству подготовки выпускников вузов. Поэтому гарантия качества образования, комплексная оценка качества подготовки выпускников рассматривается в ряде исследований как главное звено управления качеством образования. Оценивается знание, творческие функции специалиста, системность мышления и навыки узкой специализации в избранной профессиональной деятельностиоценивается гражданственность, связанная с умением участвовать в политической, культурной, социальной сферах. Вместе с тем, оценка деятельности выпускника вуза, который сочетает в себе качества специалиста, гражданина, интеллектуала, затруднительна с точки зрения квалиметрии, а возможные качественные' характеристики образования, с некоторой мерой условности могут быть также оценены по опосредованному эффекту деятельности структурных подразделений вуза, по системе субъективных оценок студентов, преподавателей, по системе действующего регламента распорядительной документации.

Одной из основных задач реформирования системы образования в России является обеспечение высокой конкурентоспособности подготавливаемых специалистов, вследствие чего менеджмент качества образования и поиск способов повышения конкурентоспособности вуза тесно связанны с самооценкой деятельности его подразделений, обеспечивает рациональное использование имеющихся ресурсов.

Значительное число работ, посвященных мониторингу качества подготовки специалистов, свидетельствует о формировании политики качества в сфере высшего образования. При этом каждое образовательное учреждение вправе строить свою собственную модель внутривузовской системы качества образования, поскольку идеология качества должна обеспечивать сбалансированное соответствие высшего образования потребностям личности, общества и государства, а также нормативам качества образованности выпускников вузов, содержания образования и инфраструктуры обслуживания процессов профессиональной подготовки студентов. Процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации вузов являются лишь нормативной основой для установления уровня качества их деятельности, которая гарантирует предоставление образовательных услуг в соответствии с государственными требованиями. Позиция Минобразования России в вопросах качества образования обуславливает лишь первоначальные подходы к формированию внутривузовской системы качества образования. Наш анализ практики разработки внутривузовских систем качества образования в ряде образовательных учреждений показывает, что смысл ее функционирования заключается в создании условий не только для поддержания достигнутого уровня качества, но и для постоянного поиска резервов, обеспечивающих превышение достигнутого уровня. В этой связи типовая модель внутривузовской системы качества в некоторых учебных заведениях образована совокупностью модели выпускаемого специалиста и функциями менеджмента качества, где в качестве важнейших составляющих рассматривается кадровый состав вуза, условия учебного процесса, воспитательная работа, система мер по управлению качеством! Однако системное построение менеджмента качества наряду с различными формами контроля должно предусматривать целостность процедур мониторинга качества, документации и сертификации состояния всех направлений деятельности вуза. Система сертификации качества образования с ее центральным звеном — менеджментом качества образования, предусматривает процедуры подготовки, проведения сертификации на соответствие требования действующим ГОСТам РИСО 9001−2001 и др., а также составление руководств по качеству образования. Поскольку под качеством образования понимается совокупность свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих обучаемых, общества, заказчиков на образование концепция внутривузовской системы качества предусматривает гибкую систему разработки и внедрения образовательных программ по новым специальностям и специализациям, ликвидацию устаревших программ обучения, которые уже не имеют спроса на рынке труда. Таким образом, формирование внутривузовской системы качества образования нами рассматривается как системный, комплексный процесс разработки стандарта деятельности его структурных подразделений, поддающейся проверке процесс обучения и содержания образования с учетом уровня требований, предъявляемых условиями рыночной экономики. Сердцевиной этих требований являются требования к компетенции будущих специалистов по каждой профессии, которая определяется запросами потенциальных работодателей, кроме того профессионально-квалификационные характеристики специалистов должны быть сопоставимы с требованиями международных стандартов профессиональной деятельности.

Международные стандарты ИСО серии 9000 распространяются только на управление организацией. Стандарт устанавливает, какие процессы подлежат контролю, но не указывает методы управления ими, оставляя выбор для образовательного учреждения. Система менеджмента' качества (СМК) разрабатывается под конкретную организационную структуру. Степень документированное&tradeсистемы менеджмента качества одной организации может отличаться от другой в зависимости от размера организации и вида деятельностисложности взаимодействия процессов и компетенции персонала.

Персонал должен быть компетентным, уметь управлять процессами, участвовать в разработке и внедрении процесса, должен понимать свою значимость в профильной работе.

На начальной стадии внедрения системы менеджмента качества необходимо максимально использовать имеющуюся в организации документацию. Новые документы необходимо разрабатывать только тогда, когда потребность в них будет доказана проводимыми исследованиями.

При разработке новых документов необходимо учитывать все положения уже утвержденных документов, а организация сама вправе выбирать формы предоставления документации, наиболее соответствующих особенностям ее деятельностисистема документирования менеджмента качества имеет свои особенности. Любой разработанный документ должен отвечать на вопросы: кто, когда, где, за что отвечает? Необходимо, чтобы документы были составлены в письменном виде и не распространялись в устной формеимелись в наличие достаточные ресурсы для выполнения работ, на которые распространяются документысотрудники обладали достаточной компетентностью и квалификацией для внедрения документов. Знали особенности сбора информации. Основой банка данных является мониторинг качества образования.

Особое внимание следует уделять работе с документацией по итогам сессий и документохранения.

• Методика управления документами зависит от специфики организации. Необходи. мость обеспечить доступность всех документов для персонала организации с указанием их местонахождения. Методы управления документацией могут различаться в зависимости от типа рассматриваемых документов. Например, вся экзаменационная документация требует жесткой системы контроля, в которой перечень допущенных к ней лиц должен соответствовать утвержденному перечню рассылки.

В системе управления документами должны сохраняться отчеты, позволяющие в любой момент времени определить статус любого документа, историю его образования, перечень рассылки и место нахождения.

Иногда, для временного пользования можно использовать копию учтенных документов для обеспечения копиями всех заинтересованных сторон, перечни рассылки или разрешения на доступ для чтения к электронным документам должны регулярно проверяться и пересматриваться.

Оформление документации системы менеджмента качества должно соответствовать все требованиям международных стандартов ИСО серии 9000 и требованиям государственных стандартов на оформление документов.

Исследование условий формирования системы управления качеством образования в Российской международной академии туризма и в Красноярском государственном техническом университете позволило установить основной состав ее элементов и совокупность педагогических действий, обеспечивающих единство принципов и методов планирования и идентификации качества учебной, научно-исследовательской и научно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава. Регламентированы способы определения качества усвоения знаний, навыков и умений студентовкачество набора абитуриентов, разработана схема прослеживаемости движения контингента студентовсхемы корректирующих действий в устранении несоответствий в процессах обученияпроведена унификация схем управления проектированием процессов обучения, в том числе порядок подготовки новых направлений и специальностей подготовки кадровопределены требования к стандарту текстовых материалов и иллюстраций курсовых и дипломных проектов студентов, отчетов по всем видам практики, отчетов по, НИРС и УИРСпорядок распределения ресурсов инфраструктуры и технологического оборудования. Таким образом, определена комплексная модель процессов управления качеством образовательного процесса, ориентированного на прогнозируемый эффект учебно-познавательной и практической деятельности студентов и обеспечиваемый путем внутренних проверок и корректирующих действий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.С. Формирование дополнительного профессионального образования менеджера на основе социально-экономических показателей сферы туризма. Автореф. дис. канд. пед. наук / А. С. Абдусаматов г. Сходня, Московская обл., 2003. — 23 с.
  2. B.C. Композиции тестовых заданий. Учебное пособие. -М.: Ассоциация инженеров-педагогов, 1996. 185 с.
  3. А., Психологическое тестирование, пер. с англ., — М.: Педагогика, 1982. 205 с.
  4. А.Ю. Содержание и методические компоненты личностнориентированного профиля: Автореф. дис. канд. пед. наук / А. Ю. Анохин, г. Сходня, Московская обл., 2002. 26 с.
  5. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  6. Ю.К. Избранные педагогические труды., — М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  7. Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  8. А.А. Организационно-педагогические аспекты подготовки спортивных менеджеров: Автореф. дис. канд. пед. наук / А. А. Баженов. -Малаховка. 2003.-28 с.
  9. Л.А., Гребенкина. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 247 с.
  10. С.Я. Блочно-модульное обучение. -М.: Высшая школа. 1997.-214 с.
  11. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. 249 с.
  12. Л.Ю., Тупикин Е. И. Комплект контролирующих заданий по базовым компонентам курсов математики, физики, химии, биологии, русского языка (входной, тематический, итоговый контроль) -М., ИРПО, 2001.- 6 брошюр, 200 с.
  13. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.
  14. М.: Просвещение, 1995. 336 с.
  15. В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989.- 141 с.
  16. С.С. Проектирование учебно-методического комплекса в системе профессионального образования менеджеров туризма (на примере дисциплины «Введение в туризм): Автореф. дис. канд. пед. наук / С. С. Борисов. М. 2002. — 23 с.
  17. С.С. Учебно-методический комплекс по курсу „Ведение в туризм“. -М.: РМАТ., 2002. 199 с.
  18. М.Я. Методологические основы и концептуальные предпосылки процесса формирования физической культуры личности / М. Я. Виленский, В .А. Петьков. -М.: РАЕН, 2002. 56 с.
  19. Т.И. и др. Особенности проектирования содержания, форм и методов подготовки специалистов для сферы туризма // Сб. материалов научно-практической конференции. СПб., 2001. -С. 190−205.
  20. Т.И. и др. Интегрально-модульная технология профессионально-личностного развития специалиста сферы туризма // Сб. материалов научно-практической конференции. СПб., 2001 С. 206−217.
  21. А.П., Милованов Ю. В., Лапсарь М. И. Оформление текстовых и графических материалов. -М., ИРПО, 1999. 348 с.
  22. Т.М. Социальное партнерство как средство управления профессиональным образованием и рынком услуг в сфере туризма: Автореф. дис. канд. пед. наук / Т. М. Глушанок. М., 2000. — 15 с.
  23. В.А. Становление и социальное самоопределение личности в системе дополнительного образования // Ж. „Дополнительное образование“. 2001. № 9. — М., — С.3−8
  24. В.В. О понятии развивающего обучения // Ж. Педагогика. 1995. № 1. -М.,—С.29−39.
  25. А.А. Методы интеллектуализации САПР. М.: Наука, 1997,-287 с.
  26. С.Н. Структура и технология формирования информационно-обучающего пространства в системе непрерывного образования: Автореф. дис. докт. пед. наук / С. Н. Додока. М.2003. — 42 с.
  27. М.А. Мониторинг качества обучения в учреждениях профессионального образования региона в условиях рыночной экономики: Автореф. дис. канд. пед. наук / М. А. Домбровская. М., 2000. — 23 с.
  28. Дж. и др. Европейские экспериментальные проекты по оценкам качества в высшем образовании: рекомендации учебным заведениям -участникам (ЮНЕСКО- СЕПЕС), -М., Логос, 1996. С.136−157.
  29. О.А. и др. Операционная система и текстовый редактор (тематический контроль по информатике) М., Интеллект-центр, 2000. 64 с.
  30. Е.А. Творческая лаборатория мастерская как средство профессиональной подготовки экскурсоводов со знанием английского языка в туристском вузе: Автореф. дис. канд. пед. наук / Е. А. Житникова. — М., 2003 -28 с.
  31. В.И., Квартальное В. А. Менеджмент спорта и туризма. -М.: Сов. Спорт. 2000. 416 с.
  32. Н.И. Подготовка к защите диссертации по педагогике: Научно-методическое пособие. / Второе изд. Переработанное и доп. ВАК РФ. -М.: 1998.-201 с.
  33. Н.И. Эволюция научных специальностей по педагогике. -М.: Красноярск, 1996. 62 с.
  34. Закон Российской Федерации „О высшем и послевузовском профессиональном образовании“: М.: Правительство РФ, 1996. — 84 с.
  35. Закон Российской Федерации „Об образовании“, М.: Правительство РФ, 1996.,-90 с.
  36. И.В. Образование и карьера в туризме. М.: Советский спорт, 2000. — 223 с.
  37. И.В. Теоретические основы формирования содержания профессионального туристского образования: Автореф. дис. докт. пед. наук / И. В. Зорин. М., 2001. — 34 с.
  38. И.В., Квартальное В. А. Туристика. -М.: Советский спорт. 2001 г.-288 с.
  39. С.С., Волкова И. Е. Понятийно-терминологический аппарат как один из международных компонентов Российских ГОС. -М.: Исследовательский центр, 1997 42 с.
  40. Л.Н. Методические основы организации учебного процесса в образовательных учреждениях туристского профиля: Автореф. дис. канд. пед. наук / Л. Н. Ивлева г. Сходня, Московская область. 2000 — 21 с.
  41. Е.Н. Педагогические системы подготовки студентов к предпринимательской деятельности в процессе обучения туроперейтингу: Автореф. дис. канд. пед. наук. / Е. Н. Ильина -М., 1998. -24 с.
  42. ИСО 9000. Международные стандарты. Т. 1. Управление качеством продукции. Стандарты серии 9000. М.: Госстандарт России, 1996 — С. 46−79
  43. В. А., Пол невский С. А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. М.: Высшая школа 1991. -222 с.
  44. В.А. и др. Основы методики трудового и профессионального обучения. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  45. В.А., Шишов С. Е. Методологические проблемы подготовки научно-педагогических кадров для сферы культурного туризма // Сб. матер. „Культурный туризма для мира и развития“. — М.: РМАТ, 2000. — С.140−143.
  46. В.А., Шишов С. Е. Мониторинг качества образования в школе. Второе издание. М.: Пед. общество России, 1999 — 320 с.
  47. В.В., Катханов М. Н. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе / труды исследовательского центра проблем качества подготовки специалиста. СПб- 1992.-141 с.
  48. В.А. Народная дипломатия и туризм в 2 кн.: Монография М.: Советский спорт, 2000. -352 с.
  49. В.А. Педагогика и туризм: Учебник.- М.: Советский спорт, 2000. 336 с.
  50. В.А. Стратегический менеджмент в туризме -современный опыт управления: — М.: Финансы и статистика, 1999. 492 с.
  51. В.А. Туризм это политика -М.: Советский спорт, 2000. — 224 с.
  52. В.А. Туризм: теория и практика: Избранные труды в 5 т. — М.: Финансы и статистика, 1998, т.1−192 е., т.2 256 е., т. З — 384., т.4- 312 е., т.5−246 с.
  53. В.А. Биосфера и туризм. Т. З. Социальное пространство спорта и туризма. -М.: Наука, 2002 413 с.
  54. В.А. Теоретические основы становления и развития системы непрерывного профессионального образования в сфере туристской деятельности. Автореф. Дисс. доктора пед. наук / В. А. Квартальнов, М.- 2000. -35 с.
  55. В.А., Романов А.А „Международный туризм: политика развития“ М.: Советский спорт, 1998, -142 с.
  56. В.М. Педагогические условия формирования конкурентоспособности менеджеров туризма: Автореф. дис. канд. пед. наук / В, М. Кожеваткин г. Сходня, 2003. — 25 с.
  57. .К. Образовательные стандарты и программы: инвариантные аспекты. Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов при Московском государственном институте стали и сплавов. -М.- 1999. 145 с.
  58. Ю.С. Теоретические основы программно-методического обеспечения учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля: Автореф. дис. канд. пед. наук. / Ю. С. Константинов. -М, 1999. 24 с.
  59. Е.Р. Профессиональная подготовка студентов туристского вуза в условиях экскурсионного бюро: Автореф. дис. канд. пед. наук / Е. Р. Красюк. М., 2002. — 24 с.
  60. Ю.М. Воспитательный процесс в туристском профессиональном образовании. М.: Советский спорт. 2000. — 271 с.
  61. Ю.М. Теория и методика воспитательной деятельности в туризме: Автореф. дис. докт. пед. наук / Ю. М. Лагусев. М., 2002 — 45 с.
  62. B.C. Непрерывное образование. Структура и содержание. -М., Ак. пед. Наук СССР, 1998. 424 с.
  63. А.Н. и др. Основы технологии проектирования полимерной (типовой) учебно-программной документации для подготовки рабочих и служащих в учреждениях НПО (методические рекомендации) -М., ИРПО, 19 666. 43 с.
  64. Т.Ю. Диверсификация профессионального образования. -М.: Наука, 2000- -144 с.
  65. А.Н., Петухов М. А. Механизм реализации требований государственных стандартов начального профессионального образования: Учебно-методическое пособие на примере профессий строительного профиля. -Ульяновск, 1998.-14 с.
  66. В.А. Организационно-правовое и методическое обеспечение развития НПО.-М.: Изд. Центр АПО, 2000.--102 с.
  67. В.А., Агаркова Н. Г. Сборник переводных материалов Сертификация квалификаций в европейском союзе: сравнительный анализ. -М. ИРПО, 1999.-95 с.
  68. А.К. Психология профессионализма. -М.: Знание, 1996.307 с.
  69. Н.Н., Гайворонский Н. М. Технология моделирования содержания образования: Учебно-практическое пособие. М.: Издат. центр АПО, 2001.- 187 с.
  70. Н.Н., Демашева М. Е. Технология управления развитием педагогической деятельности М.: Изд. Центр АПО, 2002. -242 с.
  71. И.А. Формирование профессионально-речевой культуры студентов туристского вуза на основе межпредметных связей. Автореф. дис. канд. пед. наук / И. А. Мозолева. -М., 2003 27 с.
  72. И.А. Содержание и методика обучения студентов проектированию экскурсионных маршрутов: Автореф. дис. канд. пед. наук / И. А. Мошкова. М., 2002- 24 с.
  73. A.M. Российское образование в новой эпохе / A.M. Новиков. М.: Эгвес, 2000. — 270 с.
  74. Л.П. Формирование информационной культуры менеджера туризма в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук / Л. П. Овчинникова. М., 1999. — 22 с.
  75. Н.И. Проблемы непрерывного профессионального образования: гуманизация, инновации, управление / Н. М. Огарков, А. Д. Савельев. М., Моек акад. экономики и права, 1999. — 120 с.
  76. Остапец-Свешников А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М.: Педагогика, 1987. — 226 с.
  77. С.Г. Мониторинг качества обучения студентов в туристском вузе. Автореф. дис. канд. пед. наук / С. Г. Павлова -М. 2002. 16 с.
  78. Положение о координации совета Минобразования России по вопросам сертификации качества педагогических тестовых материалов: Приказ Минобразования России от 17.04.2000, № 1122.
  79. Профессиональная педагогика: издание втрое, переработанное и дополненное. ИРПО, -М.: 1999. 867 с.
  80. О.Н. Организационно-управленческие факторы спортивно-физкультурных комплексов в условиях рыночной среды: Автореф. дис. канд. пед. наук / О. Н. Пряхин. СПб. — 1997. — 24 с.
  81. Т.В. Мониторинг качества образования в учреждениях общего и начального профессионального образования: Автореф. дис. канд. пед. наук / Т. В. Санникова М., 2000 — 17 с.
  82. И.А., Оценка качества высшего образования. // Сб. материалов „Квалификация человека и высшего образования“, методология и практика». Исследоват. Центр по проблемам управления качеством подготовки специалиста. -М.: 1992. С. 13−27.
  83. Н.А. Общая структура требований к современному человеку с высшим образованием: квалиметрия человека и образования. / Матер. 3-го сипозиума. часть 3. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. -М.: 1994. С. 3−26.
  84. Н.И., Суббето А. И. Новое качество высшего образования в современной России / Труды исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов. -СПб, 1995. 199 с.
  85. Н.П., Беспалько В. П., Соколов В. М. Фонды комплексных квалификационных заданий по специальностям высшего образования. -М.: Минобразование России, 1998, 89 с.
  86. А.И., Чепик В. Д. Методика определения социально-экономического эффекта деятельности кадровых ресурсов в сфере туризма и рекреации // Сб. материалов Актуальные проблемы туризма 1998. — М.: РМАТ, 1998. -С.16−34.
  87. М.П. Педагогические технологии профессиональной подготовки. -СПб., 1995. 80 с.
  88. Т.В. Управление процессами учебно-методической деятельности // Стандарт предприятия Красноярск: изд-во КГТУ, 2002. — 28 с.
  89. Т.В. Организационно-педагогические условия системы менеджмента качества образования «Актуальные проблемы туризма — 20 022 003 г.» (ежегодный сб. научных трудов). Вып.6. М.:РМАТ 2002−14 с. (в соавторстве).
  90. Т.В. Общие требования к оформлению текстовых и графических студенческих работ. // Стандарт предприятия Красноярск: изд-во КГТУ, 2002. — 52 с.
  91. Т.В. Порядок проведения научно-исследовательских работ. // Стандарт предприятия. Красноярск: изд-во КГТУ, 2003. — 29 с.
  92. Т.В. Управление процессом отбора абитуриентов. // Стандарт предприятия Красноярск: изд-во КГТУ, 2002. — 27 с. (в соавторстве).
  93. Т.В. Корректирующие и предупреждающие действия. // Стандарт предприятия. Красноярск: изд-во КГТУ, 2002. — 14 с. (в соавторстве).
  94. Т.В. Управление проектированием процесса. -// Стандарт предприятия. Красноярск: изд-во КГТУ, 2002. — 20 с. (в соавторстве).
  95. Т.В. Система менеджмента качества. Анализ и устранение несоответствий. // Стандарт предприятия. Красноярск: изд-во КГТУ, 2002. — 12 с.
  96. В.А. Методологическая культура учителя / Ж. Советская педагогика. М.: 1990. — № 7. — С.82−88
  97. В.А. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной подготовки учителя М.: Магистр-Пресс, 1997. — 266 с.
  98. В.П., Смирнов И. П. Стандарты профессионального образования: типы, структура, оценка качества (сравнительный анализ зарубежного опыта)-М.: Наука, 2001. 146 с.
  99. Д.В. Туристское мастерство как средство профессиональной ориентации учащихся в учреждениях дополнительного образования. / Автореф. дис. канд. пед. наук / Д.В. Смирнов-М., 1999. 27 с.
  100. В.В., Шмелев А. Г. Дифференциальная психометрика М.- МГУ, 1984.- 142 с.
  101. В.М. Основы проектирования образовательных стандартов / методология, теория, практический опыт). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. — 86 с.
  102. Стандартизация и сертификация в сфере услуг: Учебное пособие для высш. уч. заведений М.: Мастерство, 2002. — 208 с.
  103. Юб.Суббето А. И. Проблемы фундаментализации источников содержания высшего образования -М.: КПТУ, Исследоват. центр проблем качества специалистов, 1992, 332 с.
  104. А.И. Квалиметрия человека и высшего образования // Сб. матер. «Квалиметрия человека и высшего образования, методология и практика». Исследоват. центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов. М.- 1992. — С. 12−26.
  105. Н.В. Содержание и методика этнологического образования в структуре туристской профессиональной подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук /Н.В. Табунова г. Сходня, Московской обл., 2000 18 с.
  106. JI.H. Метод конкретных ситуаций в преподавании специальных туристских дисциплин: Автореф. дис. канд. пед. наук / Л. И. Титова. М., 2002. — 23 с.
  107. Ю.Титова О. В. Определение показателей качества профобразования при разработке стандартов. -М., ИРПО, 1996. 23 с.
  108. Ш. Урумова Ф. М. Формирование и использование кадрового потенциала приоритетных направлений науки и техники: Автореф. дис. канд экономич. наук./ Ф. М. Урумова. М., 1991. — 24 с.
  109. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. -М.: Интеллек-центр, 2001. 184 с.
  110. ПЗ.Фатыхов Д. Ф. Охрана труда в торговле, общественном питании, пищевых производствах, малом бизнесе и быту. -М., ИРПО, 1999. 125 с.
  111. Л. Д., Рыкова Е. А. Оценка качества начального профессионального образования: Методические рекомендации) -М.: Изд. Центр АЛО, 2000. 82 с.
  112. Г. А. Сертификация профессионального образования и подготовка кадров в странах Европейского сообщества: Аналитический обзор -М.: Изд. центр АЛО, 1997. 30 с.
  113. Пб.Ханжина Е. В. Основы социальной работы. -М.: РАЕН, 2001.135 с.
  114. К.В., Лаврова Г. Н. Положение по написанию рефератов, курсовых и дипломных работ: Методические рекомендации. — Владимир. РМАТ, 2003. — 33 с.
  115. М.Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей: Учебное пособие. — М.: Исследовательский центр проблем качества 1995. 64 с.
  116. В.А. Методические основы управления процессов обучения в учреждениях дополнительного образования туристско-краеведческого профиля: Автореф. дис. канд. пед. наук / В. А. Ченцов. М., 2000. — 21 с.
  117. Ш. Чепик В. Д. Сильченко Т.В. Организационно-педагогические условия системы менеджмента качества образования. / Сб. «Актуальные проблемы туризма». 2002−2003 г. г. — ежегодный Сб. научн. трудов. Вып. 6. -М.: РМАТ, 2002. -С.24−32.
  118. В.Д. Физическая культура в социальных процессах М.: ТЕИС, 1995.-167 с.
  119. В.Д. Психология деятельности и способностей человека -М.: Логос, 1996. -320 с.
  120. Ю.В. Психолого-педагогические основы формирования ^ качеств творческой личности в условиях непрерывного образования. М.:1. МГНЦ, 1998. 185 с.
  121. С.Е. Методология и технология разработки государственных стандартов общего среднего образования: Атореф. дис. докт. пед. наук: / С. Е. Шишов. -М., 1997. 45 с.
  122. Ю.А. Методика тестирования качества производственного обучения -М.: Изд. центр АПО, 1999. 57 с.
Заполнить форму текущей работой