Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование профессионально важных качеств у студентов туристского вуза в условиях учебной фирмы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

За последние годы в теории и методике профессионального образования с учетом новых условий учебно-производственная практика становится предметом исследования. Проблема зарубежной учебно-производственной практики студентов туристского ВУЗа рассматривается в исследовании В. В. Васильева. В диссертации А. С. Изместьева раскрыты содержания и организация производственной практики в системе начального… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Интеграция учебной и производственной деятельности студен тов колледжа в процессе их профессиональной подготовки, как педагогиче екая проблема
    • 1. 1. Особенности профессиональной специализации в сфере туризма
    • 1. 2. Взаимосвязь теоретического и практического обу-^ чения в профессиональной подготовке специалистов
    • 1. 3. Педагогическая модель профессионального туристского образования в Республике Карелия
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Формирование профессионально важных качеств у студентов туристского вуза в условиях учебной фирмы
    • 2. 1. Дидактическая концепция в условиях учебной фирф мы в гостиничном комплексе
    • 2. 2. Оценка квалификационных требований, предъявляемых на рынке труда к выпускникам колледжа
    • 2. 3. Содержание деятельности студентов в учебной фирме
    • 2. 4. Итоги опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по главе 2

Формирование профессионально важных качеств у студентов туристского вуза в условиях учебной фирмы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

За последние годы функционирование индустрии туризма в Рыноч-^ ных условиях Российской Федерации накоплен определенный опыт организации гостиничного и туристского бизнеса. При этом в российском туризме наблюдается значительное несоответствие уровня и пакета услуг, предлагаемых потребителю, международным требованиям и стандартам. Этому в определенной степени способствует и низкая профессиональная Ф подготовка работников индустрии туризма. Поэтому Федеральная программа развития туризма в Российской Федерации, утвержденная Правительством РФ в 1996 г., обращает особое внимание на вопросы профессиональной подготовки специалистов туристского и гостиничного бизнеса.

Учебный процесс подготовки специалистов в данной сфере связан с ф определенными трудностями, к числу которых относится недостаточное количество научных обобщений, систематизированных учебников по вопросам организации управления туристским комплексом, разработки учетной политики туристской фирмы, использования систем автоматизации обработки данных в гостинично-туристском комплексе (ГТК), оценки эф-ф фективности организации ГТК и другие.

Цели образования в целом могут рассматриваться с нескольких точек зрения: социальной, культурологической, экономической и это лишь некоторые из них. Рассмотрим некоторые из этих подходов.

Анализируя функции профессионального образования, приведем развернутое определение общих целей профессионального образования, данное в книге А. Новикова:

1) Создание условий для овладения профессиональной деятельностью, получения квалификации или в необходимых случаях переквалификации для включения человека в общественно полезный труд в соответствии с его интересами и способностями.

2) Воспитание граждан — социально активных, творческих членов общества, овладевших системой общечеловеческих и национальных ценностей и идеалов, способных к преобразованию производства, производственных, экономических и общественных отношений, участию в управленииобладающих чувством гражданской ответственности за результаты своего труда, деятельности предприятия, фирмы, учреждения, где они работают, за охрану природы, за судьбы страны и мира.

3) Удовлетворение текущих и перспективных потребностей производства в экономической, социальной, культурной и других сферах в квалифицированных специалистах, соответствующих требованиям гуманитарного, социального и научно-технического прогресса, обладающих широким общеобразовательным и профессиональным кругозором, профессиональной мобильностью.

Наша идея интеграции учебной и производственной деятельности заключается в том, что прослушав лекции по теории, студенты переходят к практическим занятиям в условиях реальных технологических процессов в учебной турфирме. Студенты активно участвуют в обслуживании клиента и реализуют свои теоретические знания непосредственно на рабочем месте. Процесс обучения идёт на передовой линии научных достижений.

Процесс созидания новых научных знаний, реализация новых идей связаны с процессом обучения в новой структуре колледж — производство.

Именно такую модель мы предлагаем реализовать в профессиональной школе и уже делаем это у себя.

Главной целью создания такого интегрированного образовательного комплекса является подготовка специалистов современного международного уровня на основе интеграции учебной и производственной деятельности студентов в процессе их производственной подготовки, которые обеспечат трансфер технологических инноваций во все области профессиональной деятельностисоздание образовательной среды, где процесс обучения сопряжён с производством и студент является непосредственным участником процесса, а не сторонним наблюдателемсокращение затрат и временного цикла от научной идеи до внедрения в производство, а также подготовки кадров для отрасли туризма в регионепревращение колледжа в центр притяжения для предприятий индустрии туризма, духовного и культурного развития и сплочения всех здоровых сил, направленных на возрождение Карелии.

Актуальность исследования. Успешность профессиональной подготовки специалистов в сфере туристского бизнеса определяется содержанием образования, адекватности его требованиям рынка труда и профессий. Показателем эффективности такой подготовки является адаптация выпускников к профессиональной деятельности и ее качественное выполнение. Сокращение срока адаптации к профессиональной деятельности зависит от практической подготовленности выпускников. В высшей школе сложился опыт введения в процесс обучения учебных практик на различных этапах подготовки специалистов.

Однако, как показывает наше исследование, даже успешное освоение профессиональной деятельности во время практики не обеспечивает эффективной адаптации выпускников на туристских предприятиях. Традиционно система высшего профессионального образования всегда была интегрирована с производственной деятельностью. В системе подготовки специалистов предусматривалась производственная практика на государственных предприятиях. С изменением экономической ситуации в стране такая система прохождения практики была разрушена. Однако, для повышения эффективности профессиональной подготовки студентов необходимо более длительное по времени и комплексное по содержанию участие студентов в конкретной профессиональной деятельности.

Проблемы профессионального образования в настоящее время рассматриваются достаточно широко. Это, прежде всего, концептуальные работы по проблемам развития профессионального образования Е. Я. Бутко,

A.П. Беляевой, В. А. Ермоленко, Т. Ю. Ломакиной, М. И. Махмутова, Г. В. Мухамедзяновой, A.M. Новикова, В. А. Кальней, A.H. Лейбовича, В. А. Скакуна, B.C. Леднева, в которых выявлены состояние, тенденции и перспективы развития системы профессионального образования: непрерывность, гуманизация, интегративность, комплексность, ориентация на формирование творческих способностей специалистов, их общей эрудиции и др. Ряд исследований посвящен особенностям деятельности профессиональной школы в новых социально-экономических условиях (Г.В. Сер-кутьев, П. С. Хейфец и др).

Несмотря на ряд инноваций, в профессиональном образовании остаются нерешенными проблемы организации и содержания образовательного процесса. Наиболее полно об этом говорится в работах А. П. Беляевой, В. А. Ермоленко, Г. И. Ибрагимовой, А. Н. Лейбовича, B.C. Леднева,

B.А. Скакуна и др.

В соответствии с теорией нерерывного образования, разработанной в научных трудах В. С. Леднева, любой образовательный процесс включает три составляющие: теоретическое обучение, практическое обучение, учебное проектирование. В учреждениях профессионального образования в теоретическое обучение входят общеобразовательные, общетехнические и специальные дисциплины. Практическое обучение исторически и традиционно в системе профессионального образования получило название производственное обучение. Учебное проектирование в учреждениях профессионального образования, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, развития пока не получило.

Как уже отмечалось выше, в современном профессиональном обучении особую значимость имеет практическая подготовка будущих специалистов. С одной стороны, повышенные требования к общеобразовательному, общекультурному уровню специалиста, а, с другой стороны, высокий уровень специальной подготовки (знания, умения в рамках профессиональной деятельности) с особой остротой ставят проблему практической технологической подготовки специалистов в профессиональной школе.

Анализ психолого-педагогической литературы и методических иссле

1W дований свидетельствует о том, что в теории и истории профессионального образования проблема практического обучения всегда была одной из самых актуальных при подготовке специалистов различного профиля. Этой проблеме посвящены исследования Г. Я. Голанта, Т. А. Костиной, ф A.A. Кыверялга, Л. Г. Семушиной, П. И. Ставского, С. А. Шапоринского,

Ю.А. Якубы и др.

Вопросы взаимодействия общего политехнического и профессионального образования как важный фактор профессионального становления личности изучались П. Р. Атутовым, С. Я. Батышевым, В. А. Поляковым, ¿-ф Ю. С. Тюнниковым и др.

В ряде других исследований анализируется история теоретического и практического обучения в российской профессиональной школе (Т.А. Аб-дулмуталинова, A.B. Батаршев, А. К. Орешкина, Е. Г. Осовский и др.).

Однако приведенные выше исследования рассматривали проблему практического (производственного) обучения в условиях государственного планирования экономики, которая предусматривала обязательное наличие базовых предприятий и большая часть вопросов практического (производственного) обучения решалось с их помощью.

За последние годы в теории и методике профессионального образования с учетом новых условий учебно-производственная практика становится предметом исследования. Проблема зарубежной учебно-производственной практики студентов туристского ВУЗа рассматривается в исследовании В. В. Васильева. В диссертации А. С. Изместьева раскрыты содержания и организация производственной практики в системе начального профессионального образования. Л. А. Чудина исследовала содержание и методику обучения в учебной студенческой фирме, созданной в условиях образовательного учреждения. В исследовании Л.Г. Скоробо-гатовой раскрыто содержание и организация производственной практики студентов в условиях туристской фирмы. Г. С.ГТронькин рассмотрел создание учебно-деловых центров в условиях колледжа для практического обучения специалистов среднего звена.

В то же время, нам не удалось найти исследования, в которых бы рассматривалась проблема формирования профессионально важных качеств будущих специалистов в сфере туризма в условиях их деятельности в учебной фирме, созданной в качестве структурного подразделения реально действующего предприятия.

Потребность практики в решении вышеназванных проблем и определила тему нашего исследования «Формирование профессионально важных качеств у студентов туристского вуза в условиях учебной фирмы».

Выводы по главе 2.

Разработка концепции целостного формирования личности в условиях рыночной экономики, требует выявления новых методологических подходов, позволяющих синтезировать накопленные научные знания в единую систему, предусматривающую, во-первых, формирование её социальной зрелостиво-вторых, психологической зрелостив-третьих, сформированности способов ориентации личности в системе её жизнедеятельности. Приобретая такие качества, личность становится более интегрированной, гармоничной, целостной.

Главным в этой концепции должна быть подготовка личности к профессионально-трудовой деятельности, являющейся, в определённом смысле, её всесторонним развитием.

Процесс реформирования среднего профессионального образования предполагает повышение эффективности учебного процесса. Последнее во многом достигается за счёт использования активных форм и методов обучения, направленных на развитие творческой познавательной активности студентов.

Проведя опытно-экспериментальное исследование, можно сделать следующие выводы:

1. Значительно активизировать учебный процесс может создание учебных фирм.

2. Комплексная интеграция учебной и производственной деятельности в условиях учебной фирмы позволяет повысить эффективность учебного процесса.

3. Важным результатом обучения в учебной фирме явилось определение подходов, ориентированных на подготовку студентов к самостоятельному решению профессиональных и коммуникативных проблем.

4. Формируется потребность в ключевых (личностных) навыках и умениях, а именно:

• коммуникабельность,

• добросовестное и ответственное отношение к делу,

• умение искать и находить нужную информацию,

• умение организовать и планировать свой труд,

• работать творчески и инициативно,

• обладали способностями решать и улаживать конфликтные ситуации

Заключение

.

Исследования, представленные в данной диссертационной работе, по содержанию, методам и формам деятельности учебной фирмы в процессе профессиональной подготовки специалистов туристского бизнеса, проводимые в рамках эксперимента в Российской международной академии туризма, позволяют прийти к следующим заключениям:

1. Анализ адаптации выпускников туристских ВУЗов к профессиональной деятельности показал, что основными проблемами, затрудняющими оптимальное включение молодых специалистов в производственный процесс, являются:

— недостаточная связь вузовского образования с практической деятельностью студентов в учебной фирме;

— слабая практическая подготовленность к выполнению конкретных функций на реальном рабочем месте;

— недостаточная ориентация на эффективное решение производственных задач и различных ситуаций этики делового общениянезаинтересованность студентов в освоении теоретических дисциплин из-за слабого представления их востребованности в практической деятельности"

2, Разработана модель учебной фирмы, раскрывающая ее структуру, содержание работы, направленные на формирование подготовленности студента к его профессиональной деятельности в туристском бизнесе, включении студентов в более активную практическую работу. Содержание работы учебной фирмы представляет собой систему формирования профессиональных знаний, умений и навыков, овладения которыми способствует развитию интереса к конкретному виду профессиональной деятельности в туристской сфере. Структура учебной фирмы разработана с учетом основных направлений деятельности в туристском бизнесе.

3. Разработана методика профессиональной подготовки будущих менеджеров туризма в учебной фирме, включающая систему консультативных занятий со студентами, совокупность методов обучения, обеспечивающих формирование:

— профессиональных качеств, необходимых будущим менеджерам туризмапрофессиональную мобильность, т. е. способность быстро переключаться на новый вид профессиональной деятельности.

4. Экспериментальная проверка содержания, форм и методов обучения студентов в учебной фирме показала их эффективность: в формировании личностно — творческих качеств студентов, в развитии индивидуальности каждого студента, в совершенствовании профессионального мастерства будущих менеджеров туризма и их адаптации к работе по специальности в туристской отрасли.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях.

Учебники и учебные пособия

1.Максимова В. И. Создание учебной фирмы в условиях гостиничного комплекса. Методическое пособие. Петрозаводск, РМАТ, 2001 г. 36 с.

2.Максимова В. И. Структура и содержание деятельности в учебной фирме. // Проблемы социального партнёрства и развития туристского бизнеса в Карелии: Сб. статей — Петрозаводск: Изд. ПетрГУ. — 2000. — № 2. — С.25 — 29.

3. Максимова В. И. Методические рекомендации по организации практической деятельности студентов в учебной фирме. Петрозаводск, РМАТ, 2001 г., 24 с.

4.Максимова В. И. Проблема профессионального обучения в условиях учебной фирмы. // Сб. статей — Петрозаводск, РМАТ, 2002 г., С. 16−19

Показать весь текст

Список литературы

  1. Таким образом, оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ обеспечивает высокий уровень интеллектуальной деятельности и дифференцированный подход в руководстве познавательной деятельностью учащихся.
  2. Формирование знаний, умений, ключевых профессиональных навыков важнейший компонент образовательного процесса.
  3. В настоящее время в педагогической практике применяются следующие виды контроля за усвоением образовательных программ.
  4. Активизация самостоятельной работы студентов. М., 1977. у
  5. О.В. Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке менеджеров туризма: Дис.. канд. пед. наук. М., 1999.- 142 с.
  6. В.И. Интенсификация творческой деятельности студентов. -Казань: Изд-во Казанского университета, 1990. | /
  7. В.И. Применение малых групп и пар сменного состава в учебном процессе (на примере истории). Л., 1989. I
  8. Н.М. Технология формирования профессиональных методических умений в ходе самостоятельной работы студентов педагогических вузов с применением экспертной системы: Дис. .кан. пед. наук. М., 2000. — 184 с.
  9. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.,
  10. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980.- 368 с.
  11. М.М. Педагогические условия реализации регионального компонента в профессиональной подготовке студентов туристского вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Сходня, 2000. — 22 с.
  12. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1992.- 207 с. 1. М., 19 341 974.
  13. К.Б. Педагогические основы научной организации самостоятельной работы студентов младших курсов педагогических институтов. Дис.. кан. пед. наук. Одесса, 1982.
  14. .Г. Будить творческую мысль // Вестник высшей школы. -1976.-№ 11.- С.76−78.
  15. Г. Н. Методические основы адаптации студентов первого курса к усвоению профессиональных знаний и умений: Автореф. дис. канд. пед. наук. Сходня, 2001. — 23 с.
  16. . Л.П. Активность учения школьника. М., 1968. — 139 с.
  17. Д.Н. Формирование приемов умственной работы как пути развития мышления // Вопросы психологии. -1962. № 4. — С. 7482.
  18. Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний вл /школе. М., 1959. /
  19. Е.В. Формирование профессиональной самостоятельности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарныхtдисциплин: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Брянск, 1999. f
  20. Н.Ю. Формирование умений самостоятельного учения у студентов младших курсов педвузов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Челябинск, 1999.
  21. О.В. Формирование профессиональных умений у студентов технического вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 2001. у
  22. A.A. Активное обучение высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1990. — 207 с.
  23. М.Я. Физическая культура в научной организации труда студентов: Учебное пособие. М.: Прометей, 1993. — 93 с.
  24. Л.А. Внедрение необходимо и реально // Вестник высшей школы. 1976. — № 10. — С. 20−23.
  25. А.А. Педагогические вопросы усвоения студентами описательного курса в процессе самостоятельной работы над ним: Дисс. на соиск. учен, степени кан. пед. наук. Л., 1967. !. /
  26. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т.1. М., 1959.
  27. М.Г., Пидкасистый П. И. Самостоятельная работа студентов (Материалы лекций, прочитанных в Политехническом музее на факультете новых методов и средств обучения). Вып. 1., М., 1978.
  28. М.Г. Опыт вузов Москвы по совершенствованию самостоятельной работы студентов. М., 1978.
  29. М.Г. Проблемное обучение для будущих учителей // Вестник высшей школы. 1976.- № 4. — С. 30−34.
  30. С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения// Психологический журнал. -1994. Т.15.- № 3. — С. 131−135.
  31. Г. М. Самостоятельная работа студентов // Организация самостоятельной работы. Воронеж, 1969.
  32. В.Ф. Самостоятельная работа студентов педвузов в условиях компьютеризации: Дисс. на соиск. учен, степени кан. пед. наук.- М., 1990.- 194 с.
  33. Е.Я. О самостоятельной работе в высшей школе. Л., 1947. | ,
  34. Л.Л. Формирование опыта самостоятельной деятельности студентов высшей сельскохозяйственной школы. Автореф. кан. дисс. Киев, 2000. 24 с.
  35. В.А. Организация самостоятельной работы студентов. // Вестник высшей школы. 1946. — № 5.
  36. И. Организация индивидуально-самостоятельных занятий студентов как условие повышения их профессиональной подготовки: Дисс. на соиск. учен, степени кан. пед. наук. Душанбе, 1971. — 195 с.
  37. И.Т. Некоторые вопросы совершенствования самостоятельной работы студентов // Активность личности в обучении и профессиональном самоопределении. М., 1976.
  38. М.А. Направленность процесса обучения в советской школе. // Основы дидактики. Под ред. Б. П. Есипова. М., 1967.- С. 180−182.
  39. М.А. Процесс обучения в советской школе. М., 1960.- 214 217.
  40. Н.Г. О сущности самостоятельной работы // Народное образование. 1963.- № 5, — С. 29−34.
  41. Деловые игры в помощь менеджеру туризма. / Сост. В. А. Ульянов. -М.: РМАТ, 1999.-Вып. 1.
  42. Л.С. Система организации самостоятельной работы студентов на основании диагностики типа учебной деятельности: Дисс. на соиск. учен, степени кан. пед. наук. Л., 1989. ^
  43. Дидактика. Пер. с нем./ Под ред Г. Клейна. М.: АПН РСФСР, 1979.
  44. А. Избр. пед. соч. М., 1956. — С. 118.
  45. М.А. Мониторинг качества обучения в учреждениях профессионального образования региона в условиях рыночной экономики: Дис.. канд. пед. наук. -М., 2000. 172 с.
  46. A.M. Проблема развития творческих способностей студентов технических вузов. М., 1974.
  47. Н.П. Методика самостоятельной работы: (Учебно-методическое пособие). М., 1985. — 79 с.
  48. .П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения: Взгляды выдающихся представителей педагогической мысли по вопросу о самостоятельности учащихся в процессе обучения/ АПН РСФСР.-М., 1961.-206 с.
  49. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М., 1961. -39 с.
  50. В.И. Взаимосвязь педагогической наук и практики. М., 1984.-327 с.
  51. В.И. Педагогические проблемы профессионального самоопределения выпускников средней школы: Дисс. на соиск. учен, степ. докт. пед. наук. Д., 1983.
  52. П.А. Организация и методика самостоятельной работы студентов младших курсов. Кишинев, 1958.
  53. Л.И. Обоснование комплексной системы организации студентов-первокурсников ВТУЗа: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Одесса, 1979.
  54. И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997 — 480 с.
  55. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М., 1968.
  56. И.В. Образование и карьера в туризме: Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2000. — 224 с.
  57. И.В. Теоретические основы профессионального туристского образования: Монография. М.: Советский спорт, 2001. — 264 с.
  58. Г. И. Формирование содержания образования в профессиональном лицее туристского профиля: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1998.- 141 с.
  59. Л.Н. Дидактические основы формирования системностизнаний старших школьников. М., 1978.- 26 с.
  60. Н.Л. Взаимосвязь интересов и когнитивных стилей в профессиональном самоопределении старших школьников: Дисс. на соиск. учен, степени канд. псих. наук. Л., 1987.
  61. JI. Н. Методические основы организации учебного процесса в образовательных учреждениях туристского профиля: Дис.. канд. пед. наук.-М., 2000.- 133 с.
  62. E.H. Педагогические аспекты подготовки студентов к предпринимательской деятельности в процессе обучения туроперейтингу: Афтореф. дис.. канд. пед. Наук. М., 1998. — 24 с.
  63. Т.И. Активизация учения школьников. М., 1982.-209 с.
  64. Т.П. Интенсификация обучения в лицеях туристского профиля с использованием деловых игр на примере преподавания дисциплины «Введение в туризм»: Дис.. канд. пед. наук. М., 1999. -171 с.
  65. Т.П. Сборник заданий и деловых игр по курсу «Введение в туризм». М., 1998. — 41 с.
  66. Как правильно организовать свой труд в институте. Казань, 1960.-С.23.
  67. В.А. Способы организации самостоятельной работы учащихся на уроках труда / Челяб. гос. пед. ин-т. Челябинск: ЧГПИ, 1988.- 67 с.
  68. А. В. Дидактические основы профессиональной подготовки менеджеров туристско-спортивного оперейтинга: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1999. — 24 с.
  69. В.А. Педагогика и туризм: Учебник. М.: Советский спорт, 2000, — 360 с.
  70. В.А. Подготовка туристских кадров // Управление персоналом. 2000. — № 5. — С. 21−22.
  71. В.А. Становление системы образования для целей туризма. М.: РИБ «Турист», 1997. — 96 с.
  72. В.А. Теоретические основы становления и развития системы непрерывного профессионального образования в сфере туристской деятельности: Автореф. докт. дисс. М., 2000.
  73. И.В. Педагогические основы краеведческой подготовки студентов туристского вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Сходня, 1999.-24 с.
  74. И.И. Основы педагогики высшей школы: Пособие. Киев-Одесса, 1978.- 287 с.
  75. В.А. Самостоятельная работа студентов и ее информационно-методическое обеспечение: Учебное пособие для ФПК по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы». Киев, 1990.- 246 с.
  76. А.Г. Педагогические факторы формирования профессиональной направленности: Дисс. на соиск. учен, степени пед. наук.-Л., 1977./
  77. Ю.М. и др. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика. М., 1975.
  78. К.Н. О самостоятельной работе студентов в вузах// Советская педагогика. 1945. -№ 3. ^
  79. К.Н. Аудиторная самостоятельная работа студентов с учебным текстом // Высшее образование в России. -1995. № 1.- С. 101 105.
  80. А.И. Как заниматься самовоспитанием. 3-е изд., доп. и перераб. Минск: Вышейш. шк., 1991.- 287 с.
  81. Н.Ф. Актуальные проблемы научной организации обучения // Вестник высшей школы. 1977. — № 5.- С. 21.
  82. Т.В. Психология технического мышления. М., 1975. — С. 260.
  83. Т.В. Формирование профессиональной подготовки менеджеров туризма в системе дополнительного образования: Дис.. канд. пед. -М., 1999. 143 с.
  84. Н.В., Кухнарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. Тексты лекций. Гомель: ГГУ, 1976.
  85. Н.В. Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1980. ^
  86. Г. Н. Формирование у студентов вечернего отделения познавательной самостоятельности: Дисс. на соиск. учен, степени канд. пед. наук.- М., 1980.- 162 с.
  87. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М., 1971.
  88. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985. (у'*
  89. И.Н. Взаимосвязь допрофессиональной и профессиональной подговки туристских кадров в региональной системе дополнительного образования: Автореф. дис.. канд. пед наук. Москва, 1999. — 24 с.
  90. Н.Г. О системе самостоятельной работы студентов. В уч. записке Ленинградского пединститута им. А. И. Герцена.- Л., 1959. Т.155.
  91. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики/ Е. И. Лященко, К. В. Зобкова, Т. Ф. Кириченко и др.- Под ред. Е. И. Лященко. М.: Просвещение, 1988. .
  92. Ю.М. Воспитательный процесс в профессиональном туристском образовании. М.: Советский спорт, 2000. — 274 с.
  93. Ю.А. Стиль организации самостоятельной как фактор личностно-профессионального становления будущего учителя: Дисс. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. Орел, 1994.- 207 с.
  94. А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1968, № 1, с. 7−18.
  95. А.Н. Проблема деятельности и психологии // Вопросы психологии. 1972.- № 9.- С. 6−21.
  96. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 506.
  97. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
  98. И.Я., Скаткин М. Н. Методы обучения.- В кн.: Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М., 1975.
  99. P.A. Организация самостоятельной работы студентов младших курсов: Дисс. на соиск. учен, степени канд. пед. наук.-Новочеркасск, 1975.- 210 с.
  100. .Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека // Психол. журнал. -1985.- № 6. С.8−28.
  101. A.C. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. М., 1979.-159 с.
  102. О.Ю. Страноведческий аспект профессиональной подготовки студентов туристского вуза в процессе изучения иностранных языков: Дис.. канд. пед. наук. -М., 2000. 176 с.
  103. С.И. Дидактические условия формирования познавательной самостоятельности студентов педвузов : Дисс. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. Челябинск, 1987.- 229 с.
  104. H.A. Психологические проблемы совершенствования методов обучения // Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1980. С. 32−40.
  105. К.А. Формы управления познавательной деятельностью студентов во время аудиторных занятий по высшей математике (из опыта работы кафедры).- Труды МГПИ. Т.45. М., 1975.
  106. И.Л. Самообразование будущего учителя. Саранск, 1974.- 262 с.
  107. И.Л. Самостоятельная работа в системе непрерывного образования // Советская педагогика. 1989.- № 5.- С. 19−22.
  108. И.Л. Самостоятельный учебный труд студентов. -Саранск, 1983.- 148 с.
  109. Т.А. Организационно-педагогические факторы активизации самостоятельной работы студентов: Дисс. на соиск. учен, степени канд. пед. наук.-СПб, 1992. ^
  110. P.A. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань, 1975.
  111. P.A. Психолого-педагогические основы развития познавательной активности студентов // Проблемы развития познавательной активности студентов. Казань, 1980. С. 3−59.
  112. И.А. практикум по методике преподавания математики: Для физ. мат. фак. пед. ин-тов. — Минск: Высшая школа, 1984.
  113. A.M. Педагогические основы формирования трудовых умений. -М., 1989.-203 с.
  114. Новиков А. М Профессиональное образование в России. М.: ИЦН НПО РАО, 1997.-254 с. 121. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"// Российская газета. 3 дек. 1996. С. 4.
  115. И.Т. Руководство самостоятельной работой студенчества в педвузах // Педагогическое образование. 1934. — № 5.
  116. Е.К. Самостоятельная работа студентов как средство активизации интеллектуальной деятельности: Дисс. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. Душанбе, 1978.- 162 с.
  117. Основы вузовской педагогики: Учеб. пос. для студентов университетов / Под ред. Н. В. Кузьминой. Д.: ЛГУ, 1972. у
  118. Основы педагогики и психологии высшей школы: Учебное пособие для слушателей курсов и факультетов повышения квалификации преподавателей вузов / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986. — 302 с.
  119. A.B. Об улучшении руководства самостоятельной работы студентов // Советская педагогика. 1961.- № 10. «/
  120. В.А., Грабовский A.M. Основные вопросы организаций/ и контроля самостоятельной работы студентов. Одесса, 1966. ^
  121. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов й педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1995.-637 с.
  122. Педагогика / Под обшей ред. Г. И. Щукиной, Е. Я. Голанта, К. Д. Радиной. М., 1966. уу
  123. Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.- 544 с.
  124. Педагогический словарь. М.: Изд-во АПН, 1960. Т.2. J у/
  125. П.И., Портнов М. Л. Искусство преподавания: Первая кн. учителя / Пед. о-во России. М., 1999.- 210 1. с.
  126. П.И. Пути активизации самостоятельной работы студентов на спецсеминаре и в кружках педагогического клуба.- Пути активизации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам. М., 1976.
  127. П.И., Гарунов М. Г. Самостоятельная работа студентов и психолого-педагогические основы её классификации. М., 1978.
  128. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся. М. 1972.- 184 с.
  129. П.И. Сущность самостоятельной работы студентов и психолого-дидактические основы её классификации // Проблемы активизации самостоятельной работы студентов: Материалы Всесоюзного совещания. Пермь., 1979. С. 23−34.
  130. Н.И. Избр. пед. соч. М., 1953. -751 с.
  131. К. Вопросы психологии труда. М.: Изд-во Медгиз, 1974.
  132. Л.В. Дидактические приемы совершенствования самостоятельной контролируемой работы студентов технического вуза:
  133. Ф Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. СП б, 1999.
  134. Ю., Оробинский В. и др. Организация самостоятельной работы студентов в бакалавриате // Высшее образование в России. -1998. № 4.- С.87−89.
  135. Практикум по политологии: Учеб. пособие для вузов / Под ред. М.А.
  136. Василика. М.: Гардарика, 1999. 384 с.
  137. Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов. -Л., 1983.- 183 с.
  138. Профессиональные стандарты для туризма // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2000. — № 1. — С. 41- 42.
  139. Психолого-педагогический словарь: Для учителей и руководителей общеобр. учреждений / Сост. В. А. Мижериков. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.- 540 с.
  140. С.Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1976.- 415 с.
  141. И.И. О самостоятельной работе студента. Краснодар, 1939.
  142. С.М., Невзоров В. П. Учим учиться // Высшее образование в России. 1994. — № 3. С. 49−52.
  143. Н.В. Методика преподавания педагогики: Учеб. пособие для фак. повышения квалификации. М., 1987.- 207 с.
  144. Самостоятельная работа учащихся на уроках (Сборник статей) / Под ред. Б. П. Есипова. М., 1960.
  145. P.C. Исследовательские возможности осуществления индивидуального подхода при самостоятельной работе студентов: Дисс.1.на соиск. ученой степени канд. пед. наук. М., 1973. / /
  146. А.И. Новые технологии обучения // Мир путешествий. -2001.-№ 2−3.-С.8.
  147. Система профессионального образования в Российской Федерации: Национальный доклад. М.: Национальная обсерватория профессионального образования, 1998. — 102 с.
  148. П.Ф. Об организации самостоятельной работы студентов.-Томск, 1960. у
  149. Современная дидактика: теория практике / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. — M., 1994.
  150. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на- Дону:/ Феникс, 1996.- 511 с.
  151. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Выпуск 5. Ответ, редакторы: A.A. Крылов, Н. В. Кузьмина. Л., 1985.
  152. В.П. Организация процесса обучения в школе: Пос. для студентов пед. ин-тов, учителей, руководителей школ. 2 -е изд. М.: Просвещение, 1968.- 245 с.
  153. В.А. Избранные произведения: В 5-ти т. / Редкол. А. Г. Дзеверин и др. Киев: Рад. школа, 1979. — Т. 3. — 719 с.
  154. Я.А. Организация самостоятельной работы студентов. -Воронеж, 1954. J
  155. Я.А. Организация самостоятельной работы студентов. -Воронеж: Известия Воронежского пединститута. Т. ХХУШ, 1959.
  156. Тихомиров О. К, Бабанин JI.H. ЭВМ и новые проблемы психологии. -М., 1986.- С. 204.
  157. Н.Т. Самообразование и методы работы с книгой. -Минск, 1961.-С.5.
  158. И.С. Педагогические аспекты подготовки туристских кадров в условиях регулирования рыночных процессов: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1998. -164 с.
  159. Д.Я. Научные основы организации умственного труда 7 студента. М., 1973. J
  160. A.B., Бобров A.A. Формирование учебных умений и навыков уч-ся на уроках физики. М.: Просвещение, 1988. 1
  161. A.B. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий: Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. Л., 1970.
  162. A.B., Вологодская З. А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. М., 1981.- 158 с.
  163. A.B. Формирование учебных умений уч-ся// Советская педагогика. 1982. — № 1. — С. 45−48.
  164. И.М. Задачи в школе, вузе, в жизни // Вестник высшей школы. 1975. — № 4.- С. 12−16.
  165. Федеральная целевая программа развития туризма в России. Серия «Туризм: обзор материалов». — М., 1996. С. 9−10.
  166. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996.- С. 24.
  167. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 1997. ^J
  168. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В .Я. Ляудис. М., 1989.
  169. Е.В. Самостоятельная работа студентов в туристском вузе Учебно-методическое пособие. Дмитров, Дмитровский факультет РМАТ-ТУ, 2001.-29 с.
  170. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. -4-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 1999.- 519 с.
  171. М.Г. Развитие самостоятельной работы студентов в высшей технической школе. М., 1952.
  172. Л.А. Содержание, методы и формы деятельности учебной фирмы в процессе профессиональной подготовки специалистов туристского бизнеса: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1999. 176 с.
  173. Т.И. Активизация учения школьников. М., 1982.- 209 с.
  174. О.В. Формирование у старшеклассников профессиональной направленности в сфере туристской деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 2001. 18 с.
  175. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 354 с.
  176. В.И. Мотивы как фактор эффективности учебной деятельности студентов медвуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1981. |/
  177. Г. И. Активизация деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979.- 160 с.
  178. Г. Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы > обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2001. {/i
  179. И.С. Личностно-ориентированное обучение в j современной школе. М.: Сентябрь, 1996.
  180. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979.
  181. В.И. Формирование исследовательских умений у студентов, педвузов. Челябинск, 1977. |/
  182. Я ты — Мы: Психологические возможности улучшения общения / Пер. с пол. Е. В. Новиковой. — М.: Прогресс, 1986.- 254 с.
Заполнить форму текущей работой