Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование управления модернизацией предприятий промышленности: на примере Республики Северная Осетия-Алания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертации рассмотрена организация модернизации промышленности в Российской Федерации. Сложный ход преобразований промышленности в России, значительные отличия российских реформ от происходившего и происходящего в других трансформирующихся странах, указывают на необходимость тщательного анализа истоков и причин российской специфики, а также выявления механизмов ее воспроизводства. В настоящее… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1.
  • Теоретические основы управления модернизацией предприятий промышленности
    • 1. 1. Предпосылки и теоретические подходы к управлению модернизацией предприятий промышленности
    • 1. 2. Опыт зарубежных стран в управлении модернизацией промышленности
    • 1. 3. Организация регулирования процессов модернизации промышленности в Российской Федерации
  • Глава 2.
  • Анализ управления модернизациейпредприятий промышленного комплекса Республики Северная Осетия-Алания
    • 2. 1. Анализ состояния и проблемы развития предприятий промышленного комплекса республики
    • 2. 2. Механизм регулирования процессов модернизации предприятий республики
  • Глава 3.
  • Совершенствование управления модернизацией предприятий промышленности Республики Северная Осетия-Алания
    • 3. 1. Классификация видов и механизмов модернизации промышленных предприятий
    • 3. 2. Разработка концептуальных основ формирования и регулирования рынка модернизации промышленности в республике
    • 3. 3. Совершенствование управления модернизацией предприятий промышленности Республики Северная Осетия-Алания

Совершенствование управления модернизацией предприятий промышленности: на примере Республики Северная Осетия-Алания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Необходимость повышения конкурентоспособности предприятий промышленности России требует разработки и применения новых теоретических и управленческих подходов, методов государственного управления, формирования организационно-экономических механизмов, способствующих осуществлению позитивных перемен в промышленном производстве, адекватных требованиям глобализации и мировой конкуренции. Одним из таких подходов, как показывает опыт промышленности развитых стран, является всесторонняя модернизация производства, осуществляемая на основе использования последних достижений науки, техники, технологии и управления.

Модернизация относится к важному направлению осуществления структурных преобразований в промышленности. Исследование этой научно-практической проблемы обусловливает необходимость рассмотрения теоретико-методологических подходов, а также решения практических задач осуществления модернизации промышленности субъектов Российской Федерации, исходя из сложившихся реалий, как внутренней, так и международной экономической ситуации.

Важнейшими задачами модернизации промышленного производства являются, во-первых, сохранение научно-технического, кадрового и промышленного потенциалов, обеспечение устойчивого развития применительно к жестким требованиям глобализирующейся мировой экономикиво-вторых, своевременное обновление или перепрофилирование производственных мощностей в интересах повышения конкурентоспособности и экономической безопасности страны путем создания на их основе нового производственно-технологического базиса эффективной экономики.

Следует отметить, что в практике российских предприятий модернизация еще не получила должного внимания и часто применяется только в случае возникновения серьезных проблем, образования кризисного положения или угрозе банкротства. Такой подход к модернизации на основе проблемного положения предприятия, по мнению диссертанта, является с теоретической точки зрения односторонним, а с практической — неоправданным. Современная динамика экономики и промышленности требует осуществления постоянных и заблаговременных процессов модернизации всех элементов предприятия с целью опережения тенденций развития конкурентов и своевременной адаптации параметров предприятия к динамике внешней среды, достижению оптимальности и эффективности функционирования хозяйствующего субъекта в каждый период времени. При этом модернизация предприятия должна иметь многоаспектный и комплексный характер, предполагающий ее направленность не только на технико-производственную базу предприятия, но и на его продукцию, труд, организацию, систему управления и т. д. Вместе с тем, научно-практический потенциал модернизации, до сих пор не получил должного развития и применения. Теоретико-методологические основы модернизации и конкретные практические действия включают многообразный и во многом разобщенный категориально-инструментальный аппарат теории и практики менеджмента, который должен быть уточнен, систематизирован и развит применительно к реалиям российской действительности. Вышеизложенные проблемы определяют актуальность выбора темы настоящей диссертации.

Степень разработанности проблемы. В работе применялись подходы видных зарубежных экономистов: М. Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури, П. Друкера и других, отразивших в своих трудах различные аспекты теории и практики управления, в том числе совершенствования предприятий.

Отечественными учеными общие теоретико-методологические проблемы модернизации исследованы в работах А. Г. Аганбегяна, Л. И. Абалкина, О. Т. Богомолова П.Г.Бунича, Н. Я. Петракова и других.

Использование модернизации в условиях кризисных и несостоятельных предприятий рассматривались в работах С. Г. Беляева, В. И. Кошкина, В. М. Родионовой и других ученых.

Различные аспекты модернизации промышленности в сопряжении с проблемами трансформации, реструктуризации, инвестирования отражены в работах И. Н. Азрилияна, А. А. Алпатова, А. Р. Горбунова, В. И. Голика, Д. Л. Зубова, Е. Н. Козырева и других.

Следует выделить научно-технический и инновационный подход в теории модернизации, который получил развитие в трудах А. А. Анчишкина, В. А. Васина, Ю. С. Глазьева, Л. Э. Миндели, Ю. Яковца и других.

Рассмотрение проблем модернизации невозможно без применения положений экономической теории, общей теории менеджмента, стратегического управления, экономики предприятий, теории экономического анализа, весомый вклад в разработку которых внесли ученые-экономисты: В. С. Агеев, Г. И. Бакланов, И. Н. Герчикова, В. П. Грузинов, З. П. Румянцева, Н.А.Салома-тина, Э. А. Уткин, Р. А. Фатхутдинов и др.

В мировой теории и практике при рассмотрении проблематики модернизации получены определенные результаты: разработаны теоретические основы, обоснованы концептуальные подходы, метод модернизации широко используется государственными органами управления и в практике деятельности предприятий. Вместе с тем, основные положения теории модернизации нуждаются в дополнительной проработке: наблюдается неоднозначность понятий, не проработаны классификации, механизмы и методы осуществления, особенности в условиях промышленного комплекса региона Российской Федерации.

Объектом исследования является промышленный комплекс Республики Северная Осетия — Алания. Выбор объекта исследования обусловлен практической необходимостью совершенствования управления модернизацией предприятий промышленности республики, в связи с отсутствием соответствующих методических материалов по данному вопросу.

Предметом исследования являются экономические и управленческие отношения, возникающие в результате осуществления многофакторных процессов модернизации предприятий промышленного комплекса региона.

Цель диссертационной работы состоит в разработке направлений совершенствования управления модернизацией предприятий промышленности.

Поставленная в работе цель обусловила решение следующих задач: рассмотреть и обобщить состояние разработанности теоретических основ модернизации предприятий промышленностиуточнить предпосылки, функции и понятийный аппарат модернизации предприятий промышленностиизучить зарубежный и отечественный опыт в управлении модернизацией промышленностипровести анализ организации управления модернизацией предприятий промышленного комплекса Республики Северная Осетия-Алания и выявить основные проблемыобосновать принципы и методы оценки модернизации промышленного предприятияразработать классификацию видов модернизации промышленных предприятийразработать концептуальные основы формирования и регулирования рынка модернизации промышленности в регионес учетом специфики изучаемого объекта предложить направления совершенствования управления модернизацией предприятий промышленности республики.

Методология и методика исследования. Теоретической и методологической основой диссертационной работы послужили работы классиков экономической науки и теории управления, в том числе по проблемам модернизации промышленности. В диссертационной работе использованы материалы экономической и тематической литературы, периодических изданий, а также материалы, полученные в процессе исследований состояния промышленности РСО-Алания, выполненные автором.

Научные методы исследования процессов модернизации основываются применением системного подхода с учетом разнообразных методов исследования сложных социально-экономических явлений. В работе применены общенаучные методы и подходы: научной абстракции, анализ и синтез, а также специальные методы экономических исследований, экономической статистики, группировок, средних величин, сравнения, факторного и графического анализа.

В качестве эмпирической базы работы использованы официальные материала Госкомстата РФ, Госкомстата РСО-А, справочные и аналитические материалы Министерства промышленности и предпринимательства РСО-А, результаты исследований и расчеты автора диссертации.

Диссертационное исследование выполнено в соответствие паспорту специальностей ВАК 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством: промышленностьп. 15.6 — Государственное управление структурными преобразованиями в народном хозяйстве и п. 15.13. — Инструменты и методы менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов.

Положения, выносимые на защиту. В результате выполненных исследований на защиту выносятся следующие научные положения:

1. Анализ существующих теоретических подходов к модернизации предприятий, представленный в научной литературе, показывает необходимость уточнения понятийного инструментария и дальнейшего развития теории модернизации как важного направления комплексного совершенствования предприятий с учетом многофакторных и динамичных изменений, происходящих в промышленности под влиянием процессов глобализации и усиления конкурентной борьбы.

2. Организационно-экономический механизм управления модернизацией предприятий промышленности выступает важнейшим детерминирующим фактором и условием динамичного развития промышленности, обеспечения ее конкурентоспособности с учетом требований глобализирующейся экономической действительности.

3. Проведенный анализ показал, что промышленный комплекс Республики Северная Осетия-Алания нуждается в модернизации, а сложившаяся организация управления процессами модернизации предприятий республики требует дальнейшего совершенствования.

4. Приоритетными направлениями совершенствования управления модернизацией промышленного комплекса республики являются: разработка концептуальных основ формирования и регулирования рынка модернизации промышленности в республике и обоснование важнейших принципов функционирования государственного механизма модернизации промышленности, а также программы модернизации на уровне отдельного предприятия, порядка организации конкурсов модернизации предприятий промышленности, критериев, показатели и методики расчета показателей модернизации, позволяющие осуществлять ее планирование, диагностику и мониторинг.

Научная новизна работы заключается в обосновании содержания превентивного подхода к модернизации предприятий промышленности и уточнений ряда сущностных категорий модернизации с учетом глобализации и усиления конкурентной борьбы в экономике.

Конкретное приращение научного знания представлено следующими элементами:

— предложен подход к сущности модернизации предприятий промышленности на основе превентивности ее характера, многоаспектной специфики и комплексности осуществления (в виде совокупности целей, задач, функций, предпосылок, классов, особенностей, принципов и методов). Обосновано, что данный подход в наибольшей степени соответствует характеру современной рыночной экономики и позволяет заблаговременно адаптировать предприятие к изменяющимся условиям, повышать свою конкурентоспособность и обеспечивать устойчивость развития. Модернизация, осуществляемая в форме модернизационной кооперации взаимодействующих структур, приобретает регулятивные функции в развитии предприятий, и мультипликативное свойство обеспечения разнообразия инновационных коммуникаций и взаимодействий;

— уточнено содержание ряда научных понятий, раскрывающих сущность модернизации, в частности, «модернизация», «организационно-экономический механизм модернизации предприятий промышленности" — «рынок модернизации», «реактивная модернизация», «санирующая модернизация», «модернизируемый рост промышленного комплекса», «республиканская система модернизации», «республиканская политика модернизации промышленности», «потенциал модернизации», «система модернизации», «технологии модернизации» и др. Модернизация продуцирует специализированный комплекс инновационных коммуникаций в промышленности региона. Он включает: участников модернизацииинфраструктуру модернизационных взаимодействийорганизационно-институциональные формирования и взаимоотношениямеханизмы, интеграционные процессы и связимо-дернизационную культуру. Предложена классификация видов и механизмов модернизации промышленного предприятия, позволяющая осуществлять выбор соответствующего механизма в условиях динамики внешней среды;

— выделенысостав, структура, функции, принципы работы рынка модернизации, систематизированы его разновидности, выявлены отличительные особенности по отношению к другим рынкам и основные области взаимодействия государства и рыночных механизмов при регулировании процессов модернизации промышленностиопределены важнейшие принципы и направления функционирования и регулирования механизма модернизации промышленностиобоснован подход к совершенствованию организационно-экономического механизма управления модернизацией предприятий промышленности Республики Северная Осетия-Алания, рассматриваемого как условно обособленную совокупность субъектов и объектов промышленности, форм хозяйствования и методов регулирования, с помощью которых обеспечивается осуществление процессов модернизации, определены признаки, состав и структура механизма, предполагающего применение трех видов регулирующих методов: административных, экономических и мотиваци-онно-стимулирующих. Обоснована необходимость функциональной дифференциации структур модернизации, включающая генерирующие, исполнительские, инфраструктурныеобеспечивающие и регулятивные подсистемы;

— разработан состав и структура программы модернизации на уровне отдельного предприятия, определены критерии, показатели и дана методика расчета показателей модернизации, позволяющие осуществлять ее планирование диагностику и мониторинг.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении методологических представлений о сущности модернизации и методах её совершенствования в условиях глобализирующей экономики и усиления конкурентной борьбы.

Практическая значимость исследования заключается в доведении до практического использования научных положений и выводов по совершенствованию процесса управления модернизацией предприятий промышленности.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы органами управления РСО-А в программах и проектах для целей совершенствования государственного управления модернизацией промышленного комплекса республики. Положения диссертации могут быть также использования руководителями предприятий промышленности для разработки и осуществления процессов модернизации, как всего предприятия, так и его отдельных подсистем. Отдельные положения диссертационного исследования могут найти применение в учебных курсах вузов при обучении студентов дисциплинам «Государственное и муниципальное управление», «Экономика предприятия», «Производственный менеджмент» и т. д.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на научных конференциях в г. Владикавказе и методическом семинаре СКГМИ (ГТУ), а также на расширенном заседании кафедры организации производства и экономики промышленности СКГМИ (ГТУ).

Публикации. Основные положения диссертационной работы опубликованы в 7 научных работах общим объемом 2,5 п. л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Текст диссертации изложен на 159 страницах, включает 11 таблиц, 21 рисунок, 3 приложения. Список использованной литературы содержит 125 источника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Совершенствование управления модернизацией предприятий промышленности относится к числу процессов структурных изменений в экономике, основанных на применении новых методов управления.

Исследование этой научно-практической проблемы обусловливает необходимость рассмотрения теоретико-методологических подходов, а также решения практических задач осуществления модернизации промышленности субъектов страны, исходя из сложившихся реалий, как внутренней, так и международной экономической ситуации.

Отдельные процессы совершенствования предприятий — реформирование, преобразование, реорганизация, реструктуризация, слияние и разделение в целом достаточно хорошо представлены в научной литературе. Менее исследованы процессы модернизации промышленных предприятий, под которой понимается совокупность комплексных действий совершенствования предприятий комплекса и составляющих его организационно-экономических и управленческих систем, обеспечивающая достижение целей функционирования и устойчивое развитие комплекса в условиях изменчивой внешней среды.

В своей атрибутивной основе модернизация направлена на возможность успешного преодоления «технологических разрывов» и устаревания машин, которые возникают по мере развития технологии и организации производства.

Предпосылки модернизации могут быть связаны с решением двух главных задач обеспечения жизнедеятельности промышленного предприятия, во-первых, необходимость заблаговременного совершенствования предприятия применительно к прогнозируемым изменениям рыночной среды (потенциальные предпосылки) — во-вторых, преодоление негативного и кризисного состояния предприятия, в котором оно фактически оказалось (фактические предпосылки).

Потенциальные предпосылки могут включать:

1. Приоритетное развитие исследований в области фундаментальных наук, опережающие темпы технико-технологических инноваций, что служит основой интеллектуализации жизни современного человечества.

2. Непрерывное сокращение времени между появлением новых научных знаний и их использованием в инженерно-конструкторских разработках и создании новых видов продуктов.

3. Принципиально новый уровень развития науки и техники, создающих возможности для появления таких технических устройств, технологий, материалов и продуктов, которые обладают отсутствующими в природе качествами и свойствами.

4. Скачкообразное наращивание знаний. Вызывает не только постоянное пополнение объемов знаний, но и появление новых знаний, создающих преимущества перед прежними.

5. Формирование основ экономики, построенной на знаниях. Постепенное приобретение информацией более важной роли в росте материального производства, нежели традиционных сырья и энергии. Удвоение объема производства потребительских товаров сейчас требует увеличения потребляемой при этом информации в 4 раза, а при возрастании выпуска продукции в 10 раз — ее 100-кратного увеличения.

В целом предприятия промышленного комплекса просто обязаны совершенствоваться в связи с тем, что предприятия-конкуренты могут получить преимущество за счет повышения покупательского спроса на свою продукцию, введения новых технологий и видов продуктов, совершенствования квалификации персонала и т. п.

Главная задача управления модернизацией предприятий промышленности — повышение производительности труда и качества продукции на основе использования прогрессивной техники и технологии, техническое перевооружение подразделений и оборудования, укрепление всех звеньев экономического механизма, совершенствование системы стимулирования обновления техники и технологии.

Государственная политика модернизации предприятий промышленности — система целей, направлений, способов и форм вмешательства государства в создание и освоение технических и нетехнических новшеств и их передачи в различные сферы промышленности. Государство может реализовать свои цели в области модернизации тремя способами:

— финансировать за счет бюджета те исследования, разработки и направления, которые наиболее соответствуют целям государства;

— принимать законы и нормативные акты, непосредственно управлять структурами, находящимися в государственной собственности, вводить льготы и стимулы для частных компаний и негосударственных некоммерческих учреждений;

— формировать общественное мнение относительно состояния промышленности и важности поддержания ее высокой ее конкурентоспособности на основе модернизации.

Опыт зарубежных стран в управлении модернизацией промышленности показывает, что императив модернизации промышленности и осознание построения постиндустриального общества в целом пробивали себе дорогу с трудом, преодолевая частокол догм, предрассудков, идеологических штампов, наталкиваясь на консервативность теоретических подходов и инертность социальных систем, боязнь грандиозности объективно требуемых перемен. В настоящее время возобладала точка зрения о том, что экономика индустриального типа, исчерпала свой потенциал и креативные возможности, поэтому необходимо продолжать поиск путей к новым более эффективным формам организации экономики. Основным движителем перемен, происходящих в жизни человечества, является современная научно-техническая революция.

Зоны модернизации образуют группы государств, для которых характерны следующие признаки: технико-технологическая развитость, определенная социальная и культурная однородность, единство или близость подходов к внерегиональным проблемам, политическая и экономическая взаимозависимость. В качестве глобальных зон модернизации, где постиндустриализм достиг высших точек самореализации, выступают три региона — США, Западная Европа и Япония, опыт модернизации промышленности которых рассмотрен в диссертации.

В диссертации рассмотрена организация модернизации промышленности в Российской Федерации. Сложный ход преобразований промышленности в России, значительные отличия российских реформ от происходившего и происходящего в других трансформирующихся странах, указывают на необходимость тщательного анализа истоков и причин российской специфики, а также выявления механизмов ее воспроизводства. В настоящее время понимание необходимости модернизации промышленности постепенно растет. Становление российских предприятий в качестве устойчивых самостоятельных субъектов хозяйствования в рыночной среде обозначается все более явственно. В этом сложном процессе перестройки всей системы организации, технологии, хозяйствования предприятий ключевую роль играют меры, предпринимаемые управляющими органами предприятий по обновлению изделий, технологии, форм организации, по взаимодействию с внешней средой. Основой развития, нацеленной на перспективу, становятся факторы научно-технического развития.

В работе проведен анализ организации государственного регулирования процессами модернизации предприятий промышленного комплекса Республики Северная Осетия-Алания. Выявлено, что переход к рыночным отношениям сопровождался совокупностью процессов модернизации элементов промышленности, которая была вызвана множественностью внешних и внутренних причины, которые вызвали необходимость проведения соответствующих процессов модернизации промышленности, в числе которых можно выделить: институциональныесистемныеэкономическиесоциальныетехнологическиеорганизационныеконъюнктурныеинтеграционные.

По своей сути, в республике за прошедшие годы сложилась принципиально новая промышленность, что можно подтвердить рядом характеристик, отраженных в статистических данных и расчетными данными.

Анализ показывает ряд проблем в промышленности РСО-А: 1) высокая доля убыточных предприятий- 2) недостаток собственных финансовых средств- 3) предприятиям промышленности и особенно малому бизнесу необходима действенная система республиканской и государственной поддержки- 4) рыночная инфраструктура промышленности неразвита.

В диссертации исследован механизм регулирования процессов модернизации предприятий промышленности республики. Под механизмом регулирования процессов модернизации предприятий промышленности региона понимается совокупность институциональных основ и методов управления, посредством которых инициируются, разрабатываются и осуществляются проекты и процессы модернизации предприятий промышленности.

В работе рассмотрены элементы механизма модернизации предприятий промышленности РСО-А. В республике нет единого специализированного подразделения, осуществляемого политику модернизации предприятий промышленности. Как правило, задачи модернизации осуществляются следующими организациями и структурами: 1) органами республиканского управления- 2) общественными организациями- 3) предприятиями, оказывающими определенного рода услуги- 4) непосредственно самими предприятиями промышленности.

Специализированный инструментарий осуществления модернизации на предприятиях представлен в виде программ и проектов. Автором выделены две разновидности регулирования процессов модернизации предприятий промышленности Республики Северная Осетия-Алания: на уровне государства (республики) и на уровне предприятий.

Общая оценка состояния механизма модернизации предприятий промышленности в РСО-А, показывает, что промышленный потенциал республики нуждается в усилении конкурентных преимуществ, а механизм модернизации находится на этапе формирования и нуждается в дальнейшем совершенствовании.

В диссертации предложены направления совершенствования организационно-экономического механизма государственного управления модернизацией предприятий промышленности Республики Северная Осетия-Алания. Разработана классификация видов и механизмов модернизации промышленных предприятий, позволяющая органам управления осуществлять выбор соответствующего механизма в условиях динамики внешней среды;

Разработаны концептуальные основы формирования и регулирования рынка модернизации промышленности в республике, как одной из неотъемлемых форм детерминирующей эффективность экономических отношений и адаптационность совокупности методов государственного воздействия и саморегулирования. В этой связи в диссертации выделены состав, структура, функции, принципы работы рынка, систематизированы его разновидности, показаны отличительные особенности по отношению к другим рынкам, основные области взаимодействия государства и рыночных механизмов при регулировании процессов модернизации промышленности.

Определены важнейшие принципы функционирования механизма модернизации промышленности.

Под организационно-экономическим механизмом модернизации предприятий промышленности понимается условно обособленная совокупность субъектов и объектов промышленности, форм хозяйствования и методов регулирования, с помощью которых обеспечивается осуществление процессов модернизации.

В работе определены признаки, состав и структура механизма, обоснована необходимость применения трех видов регулирующих методов: административных, экономических и мотивационно-стимулирующих.

Разработан состав и структура программы модернизации на уровне отдельного предприятия, представлен порядок организации конкурсов модернизации предприятий промышленности, определены критерии, показатели и дана методика расчета показателей модернизации позволяющие осуществлять ее планирования, диагностику и мониторинг.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, в диссертационном исследовании были выполнены все поставленные во введении цели и задачи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С., Шаститко А. Промышленная и конкурентная политика: проблемы взаимодействия и уроки для России // Вопросы экономики. -2003.-№ 9.-С. 18−21.
  2. Авдулов А. Н, Кулькин A.M. Власть. Наука. Общество. Система государственной поддержки научно-технической деятельности: опыт США. — М.: РАН, 1994.
  3. Авдулов А. Н, Кулькин A.M. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки. —М.: РАН, 1992.
  4. А.Н. Наука и производство: век интеграции (США, Западная Европа, Япония). —М.: Наука, 1992.
  5. В.П. и др. Новые тенденции в американском управлении в 80-е годы. М., 1983.
  6. А.А. Реструктуризация убыточных предприятий. — М.: Высшая школа приватизации и предпринимательства, 1999.
  7. Г., Денисюк В. Государственная инновационная политика в США // Бизнесинформ. — 1998. — № 17−18.
  8. Антикризисное управление: Учебн. пособие для технических вузов /В.Г. Крыжановский, В. Н. Лапенков, В. И. Лютер и др.- под ред. Э. С. Минаева и В. П. Панагушина. М.: «Издательство ПРИОР», 1998.
  9. М. Фирма в японской экономике. Информация, стимулирование и заключение сделок в японской экономике. СПб: Лениздат, 1995.
  10. Ю.Бессонов В. А. Исследование трансформации ценовых пропорций в процессе российских экономических реформ. -ГУ ВШЭ, Дискуссионные материалы. Выпуск 3, 1998.
  11. Большой экономический словарь / Под ред. И. Н. Азрилияна.- М.: Институт новой экономики, 1999.
  12. А. Государственная политика Японии по отношению к малым и средним предприятиям // ЭКО: экономика и организация промышленного производства. — 1992. — № 6. — С. 135 137.
  13. B.C. Государственное регулирование территориального развития // Вопросы экономики. — 1994. — № 5. — С.40−42.
  14. В.В. Япония. Производственная инфраструктура. — М.: Наука, 1991.
  15. О.И., Скляренко В. К. Экономика предприятия: Курс лекций.- М.: ИНФРА-М, 2002.
  16. Главный фактор экономического роста / Б. Г. Владимиров,
  17. B.Д.Камаев, Е. П. Попов, Д.Е.Сорокин- Под ред. Б. Г. Владимирова. — М.: Экономика, 1988.
  18. П.Глазьев Ю. С. Теория долгосрочного технико-экономического развития. — М.: ВлаДар, 1993.
  19. В.В., Глущенко И. И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование планирование. Теория проектирования экспериментов. — г. Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 1997.
  20. А.Р. Дочерние компании, филиалы, холдинги. Организационные структуры. Налоговое планирование. Создание кредитных союзов.
  21. М.: Издательская фирма «Анкил». 1999.
  22. Государственная научно-техническая политика Японии: основные этапы и направления / РАН. ИНИОН, МГУ им. М. В. Ломоносова. Ин-т гос. упр. и социал. исслед.- Науч. ред. Лебедев С. А. — М.: ИНИОН. — 2000. —1. C. 217−233-
  23. Государственное регулирование рыночной экономики: федеральный, региональный и муниципальный уровни (вопросы теории и практики) /
  24. Под ред. Н. А. Волгина, В. И. Кушлина, А. Н. Фоломьева. — М.: Изд-во РАГС, 1997.
  25. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие. — Нижний Новгород, Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 1998.
  26. Государство и рынок: американская модель / Под ред. д.э.н., проф. М. А. Портного и д.э.н., проф. В. Б. Супяна. М.: Издательство «Анкил», 1999.
  27. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 1. Информация для предпринимателя. — СПб.: Макет, 1995.
  28. Дж. младший, О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика, 1991.
  29. ДЖ. Новое индустриальное общество. -М.: Прогресс, 1969.
  30. А. Промышленная специализация США в мировом разделении труда // США—Канада: экономика, политика, культура. — 2000. — № 2. — С. 86—98.
  31. Данилов-Данильян А. Ловушка регулятора // Эксперт. — № 3, 23−29 января 2006. — С. 26−29.
  32. В.Г. Проблема передачи наукоемких технологий. Вопросы экономики и конверсии. — ЦНИИ ЭК, Спецвыпуск № 1, 1994.
  33. С.В. США: Международная конкурентоспособность национальной промышленное! и 90-е гг. XX века. — М.: Международные отношения, 2001.
  34. С.В. Условия развития рынка инноваций / Под ред. В. А. Русановского. — Саратов: СГСЭУ, 2001.
  35. Ю.П. Изобретения объект и резерв конверсии. Вопросы экономики и конверсии. Вып. 4, 1991.
  36. A.M. Государственное регулирование экономики: Учеб.пособие. 3-е изд., перераб. и доп. — Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2004.
  37. С. Государственное регулирование экономики в переходный период // Экономист. — 1991. — № 5. — С.28−38.
  38. Н.И. Национальные инновационные системы. — М.: Наука, 2002.
  39. Инновационный процесс в странах развитого капитализма /Под ред. И. Е. Рудаковой. — М.: Изд-во МГУ, 1991.
  40. Исикава Каору. Японские методы управления качеством: // Пер. с англ. — М.: Экономика, 1998.
  41. К. Организационные структуры в процессе развития бизнес-идеи // Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. — 2006. — № 1. — С. 27−28.
  42. X. Экономика Японии: современное положение и перспективы развития // Экономист, 1992 г. — № 10. — С .85 87.
  43. Е.В. Венчурный капитал в финансировании малых инновационных компаний // Вестник СПбГУ. Серия № 5 «Экономика». — 1995. — С.122- 124.
  44. Г. и др. Стратегия разукрупнения. Предпринимательство в России № 1, 1998.
  45. Т. Стратегия и структура Японских предприятий/ Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1987
  46. А. Поддержка государством малого бизнеса в Японии // Человек и труд. 1994. — № 2. — С. 52−56.
  47. Краткий экономический словарь / Под ред. Ю. А. Велика. — М.: Политиздат, 1989.
  48. Г. В. Японский менеджмент и теория международной конкуренции. Изд. ИИЦ «Россияна», — М., 2000.
  49. Курс экономической теории: Учебное пособие / Под ред. проф. М. Н. Чепурина, проф. Е. А. Киселевой. — Киров, 1995.
  50. В.И., Никорук М. В., Пономаренко Б. Т., Фоломьев А. Н., Чалов В. И., Шишкин М. О. Экономика региона: технологии деловой активности.— М.: Универсум, 1999.
  51. В.И., Фоломьев А. Н., Хорзов С. Е. Экономическая трансформация: цели, направления, динамика. -М: Изд-во РАГС, 1999.
  52. В.И., Фоломьев А. Н., Щербакова Л. И. Механизм научно-технологического развития экономики. -М.: Издательство «Влад.МО», 1996.
  53. A.M. Нематериальные факторы стоимости компании // Справочник экономиста. — № 1, январь 2006. — С. 28−36.
  54. Ш., Петросян Д., Шульга В. Государственное регулирование рыночной экономики // Экономист. — 1999. — № 8.
  55. М.В., Махалина О. М. Производственный менеджмент: учебное пособие для ВУЗов М.: изд-во «ПРИОР», 1998.
  56. А.А. Японская промышленная система: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1988.
  57. В.И. Акционерные общества. Защита интересов акционера и наемного работника. Практическое пособие. М.: «Контур», 1998.
  58. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 26, ч. III.
  59. И. Задачи регулирования экономики и опыт планирования //Экономист. — 2003.— № 12.— С.6−7.
  60. Л.Ю. Экономическая теория: учебное пособие. Днепропетровск: «С 1ч», 1998. — С. 398- Соколинский В. М. Государство и экономика. -М.: Финансы и статистика, 1997.
  61. . Управление: пути преодоления кризиса // Вопросы экономики.— 1997.— № 6.— С. 45−46.
  62. Н.К., Аиискии Ю. А. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М.: Внешторгиздат, 1993.- Т.1, 2.
  63. Мониторинг научно-технического состояния регионов России / В серии «Научно-техническая и инновационная деятельность регионов России». Выпуск 2. 1994.
  64. В. Планирование развития в условиях рыночной экономики (мировой опыт и проблема выбора модели для России) // Вопросы экономики. 1994, № 4. с. 49 53.
  65. Наука в регионах России. Стат. сб. М.: ЦИСН, 2004.
  66. П.И. К вопросу о государственном регулировании цен в рыночной экономике//Ежегодник КГПУ.-2000.— С. 129−140.
  67. Ф. Друкер. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы.—М. 1992.
  68. Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. — М.:ПРИОР, 1999.
  69. К.И. Программно-целевые механизмы в региональной научно-технической политике / Развитие науки и технологий в условиях рыночной экономики России / НИИ регионологии при Мордов. Ун-те. Саранск, 1999. (Прил.№ 1 кжурн. «Регионология»).
  70. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Под ред. Т. Г. Морозовой и А. В. Пискулькина. — М.: ЮНИТИ.1999.
  71. Программа Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000 годах». Утверждена постановлением Правительства РФ от 31 марта 1997 года № 360 // Собрание Законодательств РФ № 19 12 мая 1997 года.
  72. Т.Ю. Рыночные отношения в современной экономике. Экономическое развитие современной цивилизации: Курс лекций. Ставрополь: Изд-во Ставр. Краевого ИУУ, 1993.
  73. Развитие науки, технологий и техники (итоги и задачи на будущее). Доклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации в 2003 году. // Концепции, 1 (13), 2004.
  74. Распоряжение Правительства РФ от 12 декабря 1998 года «О новации по государственным ценным бумагам».
  75. В.А. Экономические основы государства // Право и экономика.— 1998.— № 1.— С. 29−32.
  76. А. Планирование в системе государственного регулирования экономики // Экономист. — 2001. — № 8. — С. 20−22.
  77. Региональное научно-техническое развитие и сотрудничество. 1992 1995 годы: опыт и проблемы. Сборник статей под ред. А. Н. Тихонова, А. Г. Фонотова, В. П. Шорина. — М.: Миннауки РФ, 1995.
  78. Региональное научно-техническое развитие и сотрудничество. Опыт и проблемы. — Самара: ПО «СамВен», 1995.
  79. М.Х. Современный бизнес. — М.: Экономика. 1994.
  80. Г. В. Ценовая политика // Российский экономический журнал, — 1992. —№ 12. —С. 8−9.
  81. Ф.Ф., Коростышевская Е. М. Исследовательские университеты: новые тенденции и перспективы развития /Проблемы деятельности ученого и научных коллективов: Международный ежегодник. Выпуск ХУ / Под ред. С. А. Кугеля, СПб.: Изд-во «Нестор», 2000.
  82. Рыночная экономика: Учебник. В 3 т. Т. 2. Часть 1 / Основы бизнеса. М.: «Соминтек», 1992.
  83. В.Ф., Рябцев Г. И. Ценообразование коммерциализуемых технологий / Труды Международной конференции «Коммерциализация технологий: «Российский и мировой опыт». -Санкт-Петербург, 7−10 июля 1997 г. 1. СПб., 1997, с. 191−193.
  84. И.К. Государственная политика цен: содержание и задачи // Финансы. — 2002. — № 4. — С. 65−66.
  85. В. США: общественно-политический портрет на исходе XX века // МЭ и МО. — 1998. — № 9. — С. 53−54.
  86. Социально-экономическое положение Республики Северная Осетия-Алания в январе-декабре 2004 года. — Владикавказ: РОССТАТ. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Северная Осетия-Алания, 2005.
  87. Стратегическое планирование. Учебник под ред. Уткин Э. А. — М.:Экмос, 1998.
  88. В. Государственная поддержка предпринимательства в США (региональный аспект) // Проблемы теории и практики управления. — 1994.3.с. 111 -114.
  89. Теоретические проблемы региональной политики и региональное реформирование: Кн. 1. Теоретические основы региональной политики / JI.B. Маркин и др.— СПб.: Петрополис, 1994.
  90. Д. Расклад явно не японский / Экономика и жизнь. —№ 4, январь, 2006. — С. 4.
  91. Ю.А. Курс административного права и процесса. — М., 1998.
  92. Е. Государственное предпринимательство: организационно-правовые формы // Вопросы экономики. — 1998. — № 12. — С. 7678.96.Труд, 3 октября 2002 г.
  93. А.И. Роль государства в создании чемпионов экономического развития // Компас промышленной реструктуризации. № 3 (4), 2003.
  94. В. Вернемся к России // Эксперт. № 1−2, 2006. —С. 8−12.
  95. Р.А. Стратегический менеджмент. М.: ЗАО «Бизнес -школа «Интел-Синтез», 1998.
  96. Федеральная целевая программа реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998−2000 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 24 июня 1998 г. № 625).
  97. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева. — М.: Сов. Энциклопедия, 1983.
  98. Ю2.Фоломьев А. Н., Ревазов В. Г. Инновационное инвестирование. — СПб.: Наука, 2001.
  99. Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. — № 3.
  100. Ю4.Хазбиев А. Притяжение монополии // Эксперт. № 4. 30 января-5 февраля 2006.—С. 30−33.
  101. Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики: Учебник / Л. Г. Ходов. — М.: Экономист, 2004.
  102. В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. проф. В. Г. Стрекозова. — М.: ИПП «Отечество», 1993.-С. 119−120.
  103. Ю7.Шупыро В. Проблемы эффективной организации управления государственной собственностью // Инвест-курьер. Специальный выпуск издания МГИ РФ «Панорама приватизации». — 1997. — № 12. — С. 30−32.
  104. Экономика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. И. П. Николаевой. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
  105. Экономика предприятия /Л.Я.Аврашков, В. В. Адамчук, О. В. Антонова и др.- Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  106. Японская экономика в преддверии XXI века. —М.: Наука, 1991.
  107. М. Р. Теоретические основы к управлению модернизацией предприятий промышленности. Актуальные проблемы региональной экономики (материал научно-практической конференции СКГМИ (ГТУ) 2005). Изд. «Терек» СКГМИ (ГТУ). Владикавказ, 2005 — 0,2 п.л.
  108. М. Р. Механизм регулирования процессов модернизации предприятий промышленности Республики Северная Осетия -Алания. Рукопись депонирована в ИНИОН РАН 14.08.2006. № 59 938, 8 с.
  109. М. Р. Опыт зарубежных стран в государственном управлении модернизацией промышленности. Рукопись депонирована в ИНИОН РАН 14.08.2006. № 59 942,10 с.
  110. Blommestein, J. Hendricus and Steunenberg, Bernard. Government and Markets: Establishing a Democratic Con stitutional Order and a Market Economy in Former Socialist Countries. Dordrecht: Kluwer Academy Publishers, 1994.pp.3−10.
  111. Homschild K.: Innovationsorientierte kleine und mittlere Unternehmen: Ihre Bedeutung fur eine adaquate Forderpolitik. In «VerofFentlichungen des round Table Mit-telstand». Schriftreihe Bd.l. 1997.
  112. Information Technology Will Change Everything, Paul M. Horn, Research-Technology Magazine, Jan.-Feb. 1999, Industrial Research Institute, 1550 M Street, NW, Wash, DC 20 005. (202) 776−0759, www.irmc.org.
  113. Statistical Abstract of the United States 2004, U.S. Department of Commerce. — Wash, DC 20 233. http: Avww. stat/dc.
  114. Ward’s Automotive Yearbook, 1999, a division of Primedia Inc., South-field, MI 48 075, http:/www.wardsauto.comv.
Заполнить форму текущей работой