Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Воспитание гуманитарной культуры студента педагогического вуза как основа развития профессионализма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-экспериментальное исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (1995 — 1996 гг.) изучалась философская, психолого-педагогическая литература и диссертационные исследования по проблеме воспитания культуры, в том числе и гуманитарной, что позволило сформулировать исходные положения исследования. Были выделены проблема, цель и гипотеза исследования, разрабатывались задачи и план… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Анализ состояния проблемы гуманитарной культуры в педагогической теории
    • 1. 2. Структура и содержание понятия «гуманитарной культуры» педагога
    • 1. 3. Комплекс педагогических условий эффективного воспитания гуманитарной культуры
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА КАК ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
    • 2. 1. Общая характеристика организации опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Реализация комплекса педагогических условий воспитания гуманитарной культуры студентов
    • 2. 3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Воспитание гуманитарной культуры студента педагогического вуза как основа развития профессионализма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Во всех сферах современного общества происходит переоценка ценностей, изменяется содержание общественного бытия и сознания.

Саморазвитие, самообразование и самопроектирование личности — это те приоритеты, которые стали основой новой парадигмы в педагогике личностно ориентированного образования и воспитания. В новых социально-педагогических условиях требуется педагог-профессионал, который, во-первых, является активным субъектом педагогической деятельностиво-вторых, ориентирован на развитие интеллектуальных и творческих способностей человекав-третьих, умеет практически управлять образовательными и воспитательными процессами, строить развивающие воспитательные ситуации.

Уровень же подготовки школьных и вузовских преподавателей не всегда отвечает современным требованиям. Необходимо изменять сознание людей, повышать их общую и педагогическую культуру. Без решения этой проблемы невозможен нравственный и духовный прогресс общества. В этой связи целью деятельности высшей школы должны стать развитие личности будущего специалиста и воспитание гуманитарной культуры как' основы развития профессионализма.

Возникшее противоречие современных требований к профессиональной подготовке учителя и ее реальным уровнем обусловлено несоответствиями между:

• потребностями общества в повышении уровня профессионализма учителя и традиционными подходами в системе высшего педагогического образования;

• увеличивающимся информационным потоком и способностью будущего педагога быстро, эффективно перерабатывать и творчески применять его в профессиональной деятельности;

• значением гуманитарной культуры педагога в структуре его профессиональной компетентности и отсутствием системных знаний о ее воспитании.

На основании изучения работы высшей школы, анализа философской и психолого-педагогической литературы нами была сформулирована проблема исследования: определение и разработка комплекса педагогических условий воспитания студентов педагогического вуза гуманитарной культуры как основы развития профессионализма.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность в педагогике высшего образования послужили основанием для определения темы исследования — «Воспитание гуманитарной культуры студента педагогического вуза как основа развития профессионализма» .

Объект исследования — профессиональная подготовка будущего учителя в педагогическом вузе.

Предмет исследования — процесс воспитания гуманитарной культуры студентов педагогического вуза.

Цель исследования заключается в определении комплекса педагогических условий, обеспечивающих воспитание гуманитарной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе.

Гипотеза исследования — воспитание гуманитарной культуры студентов педагогического вуза будет успешным при выполнении следующего комплекса педагогических условий:

• принятие субъектами образовательного процесса в педагогическом вузе личностно ориентированных принципов образования;

• перевод гуманитарной культуры в категорию профессионально значимых качеств личности будущего педагога;

• наполнение содержания педагогического образования антропологическим материалом.

В соответствии с целью и гипотезой в работе ставились и решались следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы развития гуманитарной культуры в современной педагогической теории.

2. Определить и экспериментально проверить комплекс педагогических условий воспитания гуманитарной культуры.

3. Спроектировать модель процесса воспитания гуманитарной культуры и экспериментально проверить ее эффективность.

4. Разработать методические рекомендации для преподавателей и студентов вуза по проблеме совершенствования процесса воспитания гуманитарной культуры.

Методологической основой исследования являются основные положения диалектико-материалистической теории познания, диалектической теории о всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и целостности явлений, материалистическое положение о социальной природе психической деятельности человека, активности и ведущей роли личности в процессе ее развития и формирования, положения о творческой сущности человека и развитии его профессиональных способностей в процессе деятельности. В своем исследовании мы опирались на следующие современные психолого-педагогические теории:

• теорию личности (А.Н.Леонтьев, В. В. Давыдов, К.К.Платонов);

• теорию формирования личности учителя (Н.В.Кузьмина, В. А. Сластенин, А.И.Щербаков);

• теорию педагогического творчества (М.В. Аверьянов, В. И. Загвязинский, В.А.Кан-Калик, В. А. Сластенин, Н.М.Яковлева).

Решение поставленных задач, проверка результатов и теоретических выводов осуществлялась на основе комплекса теоретических и экспериментальных методов исследования.

• Теоретические: анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследованиянаучно-методический анализ содержания образовательных стандартовмоделирование структуры гуманитарной культуры личности и процесса воспитания гуманитарной культуры студента педагогического вузаанализ и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования.

• Экспериментальные: наблюдение за деятельностью студентовпосещение и анализ учебных занятий, анкетирование, интервьюирование, диагностические беседы, тестирование — и другиеэкспертная оценка разработанных материаловконтрольные срезы, определяющие динамику развития гуманитарной культурыстатистические методы обработки данных экспериментаграфическое представление результатов и другие (см. табл. 1).

База исследования. Эксперимент проводился на базе филологического и историко-социологического факультетов Магнитогорского педагогического института. В эксперименте принимало участие 203 человека.

Теоретико-экспериментальное исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (1995 — 1996 гг.) изучалась философская, психолого-педагогическая литература и диссертационные исследования по проблеме воспитания культуры, в том числе и гуманитарной, что позволило сформулировать исходные положения исследования. Были выделены проблема, цель и гипотеза исследования, разрабатывались задачи и план работы. Проводилось наблюдение за процессом воспитания студентов МГПИ. Был выполнен констатирующий эксперимент по определению уровня воспитанности гуманитарной культуры студентов на вышеуказанных факультетах.

На втором этапе (1996 — 1997 гг.) проводился формирующий эксперимент по воспитанию гуманитарной культуры студентов, в ходе которого был установлен комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективное воспитание? гуманитарной культуры студентов. На данном этапе разрабатывалась модель процесса воспитания гуманитарной культуры студентов педагогического вуза, проводилась проверка и уточнение полученных результатов.

На третьем этапе (1997 — 1998 гг.) осуществлялась проверка результатов и выводов исследования, полученных в ходе формирующего эксперимента, проводилось осмысление, обобщение и описание опытно-экспериментальной работы, осуществлялось диссертационное оформление, внедрение результатов исследования в практику.

Научная новизна исследования.

1.Выделена и решена проблемы воспитания гуманитарной культуры студента как основы развития профессионализма в системе учебно-воспитательного процесса педагогического вуза.

2.Определен комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное воспитание гуманитарной культуры будущего педагога.

Теоретическая значимость работы заключается в разработке структуры процесса воспитания гуманитарной культуры студентовв определении содержания, форм и методов, обеспечивающих эффективность данного процесса.

Практическая значимость исследования состоит в реализации комплекса педагогических условий и модели процесса воспитания гуманитарной культуры, в разработке и внедрении в педагогическом вузе теоретически обоснованных методических рекомендаций по воспитанию гуманитарной культуры студентов педагогического вуза и спецкурса «Самовоспитание гуманитарной культуры студентов» .

Научная обоснованность и достоверность выводов и результатов исследования обеспечиваются анализом психолого-педагогической литературы по обозначенной проблеме, комплексной методикой исследования, репрезентативностью полученных экспериментальных данных, их количественным и качественным анализом, обработкой результатов эксперимента методами математической статистики с использованием ЭВМ.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективное воспитание гуманитарной культуры студента, включающий в себя:

• принятие субъектами образовательного процесса в педагогическом вузе личностно ориентированных принципов образования;

• перевод гуманитарной культуры в категорию профессионально значимых качеств личности будущего педагога;

• наполнение содержания педагогического образования антропологическим материалом.

2. Модель процесса воспитания гуманитарной культуры студента, позволяющая представить, изучить, а затем и реали-зовывать его в ходе профессиональной подготовки.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством публикаций результатов исследования, выступлений на ежегодных научно-практических конференциях преподавателейотчетов на заседаниях кафедры педагогического мастерствав процессе опытно-экспериментальной работы на филологическом и историко-социологическом факультетах Магнитогорского государственного педагогического института.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной и цитируемой литературы, приложений.

Выводы по второй главе.

В результате выполненного экспериментального исследования проблемы воспитания гуманитарной культуры студента педагогического вуза были решены поставленные задачи и сделаны следующие выводы.

Результаты констатирующего эксперимента доказывают, что воспитанию гуманитарной культуры студента в ходе учебно-воспитательного процесса в вузе не уделяется достаточного внимания, поэтому уровень воспитанности гуманитарной культуры у студентов вуза недостаточно высок. Его повышение возможно при организации целенаправленного процесса воспитания гуманитарной культуры студента и создания условий для его эффективного функционирования и развития.

Исходя из определения процесса воспитания гуманитарной культуры, как процесса взаимодействия воспитателя (педагога) и воспитанника (студента), его можно представить как два параллельных процесса: воспитания и самовоспитания гуманитарной культуры в их диалектическом единстве.

В ходе экспериментальной работы нами была разработана и апробирована модель процесса воспитания гуманитарной культуры студентов.

Формирующий этап эксперимента показал, что процесс воспитания гуманитарной культуры студента протекает более успешно, если учебно-воспитательный процесс будет основываться на комплексе педагогических условий, способствующем эффективности данного процесса.

Выделенный нами комплекс педагогических условий: принятие субъектами образовательного процесса в педагогическом вузе личностно ориентированных принципов образованияперевод гуманитарной культуры в категорию профессионально значимых качеств личности будущего педагога;

• наполнение содержания педагогического образования антропологическим материалом.

В ходе реализации модели воспитания гуманитарной культуры студента мы использовали три типа базовых технологий конструирования учебной ситуации: технология заданного подхода, технология учебного диалога, технология имитационных игр.

Процесс воспитания гуманитарной культуры будущего учителя в рамках предложенной нами модели воспитания предусматривает три этапа:

• диагностирующе-проектировочныйориентирующе-формирующий;

• контрольно-корректирующий.

Совокупность педагогических условий данных является необходимой и достаточной для эффективного функционирования процесса воспитания гуманитарной культуры.

Студенты экспериментальной группы, где реализовывался весь комплекс педагогических условий, показали болеевысокий уровень.

• ценностного отношения к окружающей реальности;

• технологической готовности;

• творческой активности;

• интегративности;

• стремления к профессионально-личностному самосовершенствованию.

Таким образом, при реализации всего комплекса выделенных нами педагогических условий у студентов отмечается более высокий уровень воспитанности гуманитарной культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Воспитание гуманитарной культуры студента педагогического вуза является одной из актуальных проблем, стоящих перед современной педагогической наукой и практикой. Учитывая нарастающую потребность общества в специалистах, обладающих высоким культурным уровнем и потенциалом, данная проблема приобретает общественно значимый характер.

Цель исследования заключалась в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке комплекса педагогических условий, способствующего эффективному воспитанию гуманитарной культуры студента. Соответственно поставленной цели в работе был.

• приведен историографический анализ состояния проблемы гуманитарной культуры и ее воспитания;

• проведен анализ современного состояния изучения данной проблемы;

• проведен анализ подходов к определению явления культуры. Культуру мы, согласно предложенному Л. С. Когану определению, рассматриваем как «общественную систему сущностных сил человека в процессе его многообразной социальной деятельности.» .

Основываясь на результатах работы, мы считаем, что:

• гуманитарная культура является одним из видов культуры;

• гуманитарная культура включает в себя гуманитарное образование, то есть выступает как более общее понятие;

• гуманитарная культура является одним из видов общей культуры личности;

• на основе изученного материала мы считаем, что гуманитарная культура личности это интегративное качество, включающее в себя высокий уровень освоения гуманитарных наук, овладение методом научного мышления, систему общечеловеческих ценностных ориентации, проявляющееся в развитии активно-творческих сил и способностей человека.

Констатирующий этап эксперимента показал, что педагоги и студенты педагогического вуза достаточно высоко оценивают социальную и профессиональную значимость наличия высокого уровня воспитанности гуманитарной культуры у учителя, однако большинство из них отмечает недостаточный уровень систематической работы в вузе по ее развитию.

Гуманитарная культура педагога определяется нами как один из видов профессионально-педагогической культуры, которую мы понимаем как интегральное качество личности учителя, проектирующее его общую культуру в сферу профессии.

Гуманитарная культура педагога представляется нам как единая функционирующая система, включающая в себя следующий ряд структурных компонентов: гностический, аксиологический, личностно-творческий и коммуникативный.

Основными функциональными компонентами гуманитарной культуры, с нашей точки зрения, являются такие компоненты, как гуманистический, информационный, воспитательный, творческий, управленческо-регулятивный.

Система воспитания гуманитарной культуры носит уровне-вый характер. При изучении гуманитарной культуры педагога мы выделили три основных уровня воспитанности гуманитарной культуры: высокий, средний и низкий.

Основным критерием развития гуманитарной культуры личности студента является продвижение его от низкого уровня воспитанности гуманитарной культуры к среднему, а от него — к высокому.

Показателями, характеризующими выделенные нами уровни, являются:

• ценностное отношение к окружающей реальности;

• технологическая готовность;

• творческая активность;

• интегративность;

• стремление к профессионально-личностному самосовершенствованию.

В результате выполненного экспериментального исследования проблемы воспитания гуманитарной культуры студента педагогического вуза были решены поставленные задачи.

Результаты констатирующего эксперимента доказывают, что воспитанию гуманитарной культуры студента в ходе учебно-воспитательного процесса в вузе не уделяется достаточного внимания, поэтому уровень воспитанности гуманитарной культуры у студентов вуза недостаточно высок. Его повышение возможно при организации целенаправленного процесса воспитания гуманитарной культуры студента и создания условий для его эффективного функционирования и развития.

Исходя из определения процесса воспитания гуманитарной культуры, как процесса взаимодействия воспитателя (педагога) и воспитанника (студента), его можно представить как два параллельных процесса: воспитания и самовоспитания гуманитарной культуры в их диалектическом единстве.

В ходе экспериментальной работы нами была разработана и апробирована модель процесса воспитания гуманитарной культуры студентов.

Формирующий этап эксперимента показал, что процесс воспитания гуманитарной культуры студента протекает более успешно, если учебно-воспитательный процесс будет основываться на определенном нами комплексе педагогических условий.

В ходе работы нами был выделен следующий комплекс педагогических условий:

• принятие субъектами образовательного процесса в педагогическом вузе личностно ориентированных принципов образования;

• перевод гуманитарной культуры в категорию профессионально значимых качеств личности будущего педагога;

• наполнение содержания педагогического образования антропологическим материалом.

В ходе реализация модели процесса воспитания гуманитарной культуры студента мы использовали три типа базовых технологий конструирования учебной ситуации: технология задачного подхода, технология учебного диалога, технология имитационных игр.

Процесс воспитания гуманитарной культуры будущего учителя в рамках предложенной нами модели воспитания предусматривал три этапа:

• диагностико-проектировочный;

• ориентирующе-формирующий;

• контрольно-корректирующий.

Совокупность педагогических условий данных является необходимой и достаточной для эффективного функционирования процесса воспитания гуманитарной культуры.

Студенты экспериментальной группы, где реализовывался весь комплекс педагогических условий, показали более высокий уровень по выделенным нами и указанным выше показателям, доказав тем самым, что при реализации всего комплекса педагогических условий у студентов отмечается более высокий уровень воспитанности гуманитарной культуры.

Научная новизна исследования заключается в постановке и решении в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе проблемы воспитания гуманитарной культуры студента, впервые ставшей в теории и методике профессионального образования предметом специального педагогического исследования. Обоснована сущность гуманитарной культуры личностивыделены педагогические условия ее воспитаниясмоделирован процесс эффективного воспитания гуманитарной культуры студента педагогического вуза.

Выполненная диссертационная работа не исчерпывает исследование всей полноты рассматриваемой темы. Предметом дальнейших поисков могут выступать, на наш взгляд, развитие методики диагностирования показателей и уровней воспитанности гуманитарной культуры студентавозможности лекционных и практических занятий по педагогике в формировании данного вида культурыв разработке технологий воспитания и самовоспитания гуманитарной культуры студента педагогического вуза.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Введение в научное исследование по педагогике. — М.: Просвещение, 1988. — 316 с.
  2. Авиценна Ибн Сина Абу Али. Избранные сочинения. -М Ташкент: МИКО, ФАН, 1994. — 400 с.
  3. Активизация познавательной деятельности студентов. -Л.: ЛГПИ, 1973. 104 с.
  4. Ан С. А. Философские основания русской педагогической мысли конца 19 начала 20 вв.: Дис. .д-ра филос. наук. — Екатеринбург: УРГУ, 1994. — 263 с.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Наука, 1977, — 335 с.
  6. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: КГ У, 1988. — 238 с.
  7. Д.Л. Роза мира. Метафилософия истории. М.: Иной мир, 1992. — 557 с.
  8. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. М.: Мысль, 1990.
  9. Аристофан. Комедии: В 2-х т. М: Академия, 1934. Ю. Афанасьев В. Г. Человек, компьютер, творчество//Сов.педагогика. 1991. — № 4. — С. 50−56.
  10. П.Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности' педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  11. Э.Я. Культура, творчество, человек/Сост. Э. Я. Еаллер, Н. С. Злобин. М.: Мол. гвардия, 1970. — 272 с.
  12. В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности. Челябинск: ЧГПИ, 1995. — 141 с.
  13. В.Г. Полное собрание сочинений: В 13-ти т.- М.: АН СССР, 1953 1959.
  14. Н.А. О назначении человека. М.: Просвещение, 1993. — 382 с.
  15. Г. А. Диагностика естественного мышления// Педагогика. 1993. — № 1. — С. 18−22.
  16. В.П. О критериях качества подготовки спе-циалиста//Вестник высшей школы. 1988. — № 1. — С. 3 — 8.
  17. В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989. 190 с.
  18. В.П. Основы теории педагогических систем.- Воронеж: ВГУ, 1983. 175 с.
  19. B.C. Мышление как творчество//Введение в логику диалога. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  20. B.C. Школа диалога культур: основы программы. Кемерово: Алеф, 1992. — 93 с.
  21. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология. М.: РОУ, 1994. — 35 с.
  22. .П., Катаева Л. И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы/Шедагогика. 1993. — № 2. — С. 10−15.
  23. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Философский принцип системности и системный подход//Вопросы философии. 1978. — №> 8. — С. 39−53.
  24. И.В., Юдин Э. К. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  25. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1997.
  26. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: РГУ, 1983. — 173 с.
  27. Е.Е. Формирование межкультурных коммуникативных умений будущего учителя: Дис. .канд. пед. наук.- Челябинск: Чел ГУ, 1996. 199 с.
  28. Т.Г. Из опыта развития общей культуры учите-ля//Педагогика. 1993.- № 2. — С. 70−75.
  29. М.С., Кузнецов В. И. Введение в современную точную методологию науки: Структуры, системы, знания. М.: АО Аспект Пресс, 1994. — 304 с.
  30. В.В. Методы науки и научное творчество/Научное творчество. М.: Наука, 1969. — С. 233−250.
  31. Введение в научное исследование по педагогике/Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
  32. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк., 1992. — 207 с.
  33. А.А. О структуре и содержании диссертационных исследований //Педагогика. 1993. — № 3. — С. 32−3 5.
  34. Л.П. Моделирование повышает усвоение// Вестник высшей школы, 1973. № 6. — С. 15−21.
  35. И.Е. Общая культура учителя как фактор успешной педагогической деятельности: Дис. .канд. пед. наук. — Тюмень: ТГУ, 1995. 185 с.
  36. М.Я., Сафин Р. С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. М.: Высш. шк., 1989. — 158 с.
  37. И.И. Искусство. Истина. Реализм. М.: Искусство, 1975. — 175 с.
  38. Т.М., Малков В. И. Факторы одаренности. Методика исследования. Магнитогорск: МГПИ, 1996. — 46 с.
  39. А.К., Пирогов В. И. Идейно-политическое воспитание старшеклассников. М.: Педагогика, 1985. — 157 с.
  40. .Л. Модернизация содержания гуманитарного образования в школах Запада// Сов. педагогика. 1996. -№ 5. — С.72−80.
  41. П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. — 150 с.
  42. ИТ. Идеи к философии истории человечества. -М.: Наука, 1977. 703 с.
  43. А. И. Огарев Н.П. О воспитании и образовании. -М.: Педагогика, 1990. 363 с.
  44. .С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев: Вища школа, 1996. — 215с.
  45. .С., Никандров Н. Д. Методологические знания в педагогике. М.: Знание, 1986. — 336 с.
  46. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
  47. В.И. Основы теоретической педагогики, -С-Пб.: С.-ПГУ, 1992. 148 с.
  48. Н.Ф. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 260 с.
  49. М.И., Краснявская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. -- М.: Педагогика, 1977. 135 с.
  50. Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении//Педагогика. 1995. — № 1. — С. 45−51.
  51. B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1987. — 207 с.
  52. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростом-н- До ну: РГУ, 1979. 263 с.
  53. В.В. Труды А.Дистервега и современная педа-гогика//Педагогика.— 1992.- № 1. С. 85−89.
  54. Даль В. И, Толковый словарь живого великорусского языка.- Т.1−4. М.: Рус.яз. 1978. — 699 с.
  55. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности/Под ред. С. Д. Шадрикова. Саратов: СГУ, 1989. — 218 с.
  56. А. Избранные педагогические сочинения. -М.: Просвещение, 1956. 417 с.
  57. Н.А. Избранные педагогические сочинения. М.: АПН РСФСР, 1963. 510 с.
  58. Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30-ти т. JI.: Наука, 1972.бО.Дуранов М. Е., Гостев А. Г. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности. Челябинск: ЧелГУ, 1996. — 72 с.
  59. Еврипид. Пьесы. М.: Искусство, 1960. — 512 с.
  60. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961. — 239 с.
  61. Г. И. Формирование педагогической интеллектуальной культуры/Шедагогика. 1995. — № 2. — С. 55−60.
  62. С.Ф. К проблеме диагностики обучаемости //Вопросы психологии. 1971. — № 5. — С. 85−99.
  63. А.А., Ревзин И. И. Логическая модель как средство научного исследования//Вопросы философии. 1960. — № 1. — С.83−89.
  64. Н.С. Некоторые методологические вопросы культуры и культурной революции. М.: Просвещение, — 1969. — 217 с. 71 .Иконникова С. И. Диалог о культуре. JL: ЛГУ, 1987. 1 39 с.
  65. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  66. Е.П. Сущность и структура мотива//Психологи-ческий журнал. 1995. — № 2. — С.27−42.
  67. Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984. -486 с.
  68. Т.А. Структурно-системный подход к исследованию педагогических явлений//Результаты новых исследований в педагогике/Под ред. Н. М. Шахмаева. -М.: Знание, 1977, -С. 3−18.
  69. К. Педагогическая диагностика/Пер.с нем. -М.: Педагогика, 1991. 240 с.
  70. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателей высшей школы. Белгород: БГПИ, 1993. — 219 с.
  71. М.С. Системный подход и гуманитарное знание. -Л.: ЛГУ, 1991. 383 с.
  72. М.С. Философия культуры. С.-Петербург: Петрополис. 1996. — 416 с.
  73. В.А. Структурные уровни и определения некоторых категорий, связанных с развитием/Развитие концепции структурных уровней в биологии. М.: Наука, 1972. — С. 208 219.
  74. Ю.В., Талызина Н. Ф. Психодиагностика познавательного развития учащихся. М.: Знание, 1989. — 38 с.
  75. Ким М. П. Общество и природа.- М.: Просвещение, 1988. 248 с.
  76. Т.Е. Подготовка будущего учителя к профессионально-творческой самостоятельной деятельности: Дис. .канд. пед. наук. Челябинск: ЧГПИ, 1995. — 185 с.
  77. Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура. М.: Знание, 1981. — 63 с.
  78. Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1982.
  79. Конфуций. Изречения. М.: МГУ, 1994. — 128 с.
  80. В.В. Преподавание как творческая деятельность учителя. Дидактика средней школы. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  81. Краткий словарь по философии/Под ред. И. В. Блауберга, И. К. Пантина. М.: Политиздат, 1979. — 413 с.
  82. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высш. шк., 1990. — 140 с.
  83. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970. — 144 с.
  84. Н.В. Особенности коммуникативной деятельности педагога/Юбщение как предмет исследований. Л.: ЛГУ, 1973. — 109 с.
  85. А.А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе: Автореф. дис. .д-ра. пед. наук. М.: МГУ, 1988. — 47 с.
  86. В.Б. Педагогическая антропология: Истоки. Направления. Проблемы. Свердловск: УРГУ, 1988. — 191 с.
  87. А.А. Методы исследования в профессиональной подготовке. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  88. М.М. Технология обучения, ее роль в структуре педагогического знания//Разработка и внедрение гибких технологий обучения педагогическим дисциплинам. М.: МГУ, 1991. — С. 23−3 1.
  89. З.С. Формирование готовности к профессиональному творчеству: Дис. .канд. пед. наук. Минск, 1992. -178 с.
  90. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  91. .Т. Воспитание: необходимость и свобода// Педагогика. 1994. — № 2. — С. 35−40.
  92. .Ф. Проблемы общения в психологии// Проблемы общения в психологии. М.: Наука, 1981. — С.3−18.
  93. .Ф. Психологические процессы и обще-ние//Методологические проблемы социальной психологии. -М.: Наука, 1975. С. 140−158.
  94. Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллин: Александра, 1992. — 479 с.
  95. А.С. Собрание сочинений: В 7-ми т. М.: АПН СССР, 1959. — 784 с.
  96. ЮЗ.Маркарян Э. С. Очерки теории культуры. Ереван: АН Арм. ССР, 1973. — 146 с.
  97. А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. — 308 с.
  98. А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников//Вопросы психологии. 1980. № 5. -С. 48−59.
  99. А.К., Матис П. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — 190 с.
  100. И.В. Методологические основы подготовки будущего учителя информатики к использованию технологий компьютерного обучения: Автореф. .д-ра. пед. наук. С. Петербург: С-ПГУ, 1993. — 38 с.
  101. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  102. М.И. Воспитывать интеллектуально активную личность//Народное образование. 1967. — № 4−6. — С.37−44.
  103. Методика воспитательной работы/Под. ред. Л.И.Ру-винского. М.: Просвещение, 1989. — 335 с.
  104. Методика воспитательной работы/Под. ред. В.М.Коро-това. М.: Просвещение, 1990. — 173 с.
  105. Методологические проблемы развития педагогической науки/Под. ред. П. Р. Аутова. М.: Педагогика, 1985. — 236 с.
  106. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя/Под. ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобойской. -М.: Педагогика, 1 981. 120 с.
  107. Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. М.: Педагогика, 1981. — 144 с. 11 5. Монтель М. Об искусстве жить достойно: филос. очерки. М.: Знание, 1973. — 219 с.
  108. Мор Т. Утопия. М.: Наука, 1978. — 415 с.
  109. В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения//Вопросы психологии. 1976. — № 6. — С. 45−53.
  110. Мотивация познавательной деятельности учащихся/ Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1972. — 117 с.
  111. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
  112. В.Н. Всеобщая производительная математи-ка//Русский космизм: Антропология философской мысли, М.: Знания, 1993. С. 190−211.
  113. А.Я. Общенаучные понятия в педагоги-ке//Педагогика. 1992. — № 7−8. — С. 15−19.
  114. А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск: УралГАФК, 1996. -144с.
  115. Р. А. Диалектические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: КГУ, 1975. 302 с.
  116. Е.Н. Педагогические условия подготовки будущего учителя к осуществлению дифференцированного обучения в школе: Дис. .канд. пед. наук. Челябинск: ЧелГУ, 1995. — 175 с.
  117. Ф. Сочинения: В 2-х т. Мысль, 1990.
  118. И.Г. Дидактические условия формирования информационной культуры школьников: Дис. .канд. пед наук. Магнитогорск: МГПИ, 1996. — 177 с.
  119. С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1988. — 749 с.
  120. Организация процесса управления/Под. ред. Г. К. Попова. М.: Экономика, 1975. — 312 с.
  121. И.М. Что такое гуманитарная культура? -Саранск: Мордовского Гос. ун-та, 1992. 151 с.
  122. Ю.М. Как определить эффективность учебной работы//Вестник высш. школы. 1986. — № 6. — С. 12−15.
  123. Основы психодиагностики/Под ред. А. Г. Шмелева. -М.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 544 с.
  124. Педагогика/Под. ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. — 479 с. 133 .Педагогическая диагностика в школе/Под.ред. А.И.Ко-четова. Минск: Народная Авеста, 1987. — 120 с.
  125. Педагогическая энциклопедия: В 4-х т./Под ред. И. А. Каирова, Ф. Н. Петрова. М.: Сов. энциклопедия, 1965.
  126. Педагогический словарь: В 2-х т./Под ред, Г. М. Во-ловниковой, Л. И. Генсиоровской. М.: АПН СССР, 1960.-766с.
  127. А. В. Вопросы истории и теории психологии. М.: Педагогика, 1984. — 272 с.
  128. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  129. Платон. Собрание сочинений: В 4-х т. М.: Мысль, 1986.
  130. И.П. Педагогика. М.: Просвещение, Вла-дос. 1996. -432 с.
  131. Г1осталюк Н. Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: КГУ, 1991. — 260 с.
  132. А.В. Психологические состояния и их проявления в учебном процессе. Казань: КГУ, 1991. — 166 с.
  133. Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. М.: Худож. лит., 1973. — 291 с.
  134. Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1976. — 291 с.
  135. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1995. — 529 с.
  136. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./Под ред. В. В. Давыдова. М.: Большая российская энциклопедия, 1993.
  137. Э. Избранные произведения. М-.: Худ. лит., 1983. — 239 с.
  138. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АН СССР, 1958. — 147 с.
  139. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — 423 с.
  140. .Ж. Трактаты. М.: Знание, 1996. — 293 с.
  141. Н.В. Методика преподавания педагогики. М.: Просвещение, 1989. 231 с. 15 1. Савранскигй И. Л. Коммуникативно-эстетические функции культуры. М: Наука, 1979. — 23 1 с.
  142. Сартр Ж.-П. Избранное. М.: Прогресс, 1994, — 596 с.
  143. О.А. Условия формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей в педвузе: Дис. .канд. пед. наук. Челябинск: ЧелГУ, 1995. -181с.
  144. В.А. Гуманитарная культура специалиста// Магистр. 1991. -№ 1. — С.21−25.
  145. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  146. Словарь иностранных слов. М.: Рус.яз., 1989. — 621с.
  147. Ч. Две культуры. М.: Просвещение, 1973.
  148. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1980. — 159 с.
  149. Современный словарь иностранных слов. М.: Рус.яз., 1992.- 741 с.
  150. Э.В. Культура и личность. Л.: Наука, 1978. — 228 с.
  151. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека. М.: Республика, 1995. — 267 с.
  152. B.C. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1990.
  153. Софокл. Трагедии. М.: Гослитиздат, 1958.
  154. Сухово-Кобылин А. В. Философия духа или социология (учение всемира)//Русский космизм: Антропология философской мысли. М.: Знание, 1993. — С.49−64.
  155. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1979.
  156. В.Э. Изучение ценностных ориентации: студентов в сфере знаний//Сов. педагогика. 1976. — № 1. — С. 1215.
  157. Теория и практика личностно ориентированного образования. Круглый стол//Педагогика. 1996. — № 5. — С. 72−80.
  158. Л.Н. Собрание сочинений: В 22-х т. М.: Ху-дож.лит., 1978.
  159. Тверд Пломп. Концептуализация сравнительных педагогических исследований//Перспективы: Вопросы образования/ ЮНЕСКО^ 1993. № 3. — С. 29−41.
  160. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 173 с. 171 .Успенский Б. А. Избранные труды. Т.2.: Язык культуры.- М.: Гнозис, 1994. 648 с.
  161. К.Д. Собрание сочинений: В 11-ти т. М.-Л.: АПН СССР, 1948−1952.173 .Философский словарь/Под ред. И. Т. Фролова. М.: Просвещение, 1984. 496 с.
  162. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.
  163. Формирование учебной деятельности студентов/Под ред. В. Я. Ляудис. М.: МГУ, 1989. — 240 с.
  164. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М.: Прогресс, 1981 .-216 с.
  165. М. Работы и размышления разных лет/Пер. с нем. М.: Гнозис, 1993. — 464 с.
  166. И.Ф. Педагогика. М.: Выс. шк., 1990.- 496 с.
  167. К.А. Философия и воспитание. М.: Политиздат, 1989. — 207 с.
  168. А. Культура и этика/ Пер. с нем. М.: Прогресс, 1973. — 343 с.
  169. М.И. Изучение воспитанности школьников. -М.: Педагогика, 1982. 104 с.
  170. Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Автореф. дис. .д-ра. пед. наук. М.: МГПИ, 1991. — 33 с.
  171. В.А. Моделирование и философия. JL: Лен-издат, 1966. — 203 с.
  172. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л.:ЛГУ, 1967. — 266 с.
  173. Н.Е. Педагогическая технология. М.: Просвещение, 1991. — 207 с.
  174. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. М.: ACT, 1997. — 300 с.
  175. Эсхил. Трагедии. М.-Л.: Академия, 1937. — 412 с.
  176. В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. — 248 с.
  177. И.В. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: ЧГПИ, 1991.- 128с.
  178. Downey М., Kelly A. Theory and Practice of Education. Third Education. L. — Harper and Rom Publishrs, 1986. — 290 p.
  179. Harris A. Teaching Moraliti and Religijn. L. 1976.198 p.
  180. School Review. 1976. V. 83. — № 4. — 667 p.
  181. The High Journal. 1982−1983. Y. 66. № 2.
  182. Fontana D. Teaching and Personaliny. Oxford: Basil Blackwell, Ltd. — 1986. — 200 p.
Заполнить форму текущей работой