Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Трудовое воспитание школьников в условиях социокультурного пространства села

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Трудовое воспитание школьников в сельском социуме необходимо организовать с учетом прогрессивных традиций и обычаев народа, воспитательно-трудовых ресурсов земледельческих фермерских хозяйств и по следующим основным направлениям: а) создание благоприятных условий для приобщения юношей и девушек к самостоятельной трудовой деятельности, в ходе которой они с ранних лет овладевают определенными… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Историко-теоретические основы трудового воспитания школьников в условиях сельского социокультурного пространства
    • 1. 1. Этнические особенности трудового воспитания в чувашской народной педагогике
    • 1. 2. Отечественная педагогическая мысль о трудовом воспитании школьников в условиях села. 1.3. Социокультурное пространство села как условие целостного процесса трудового воспитания школьников
  • Глава II. Организация работы по трудовому воспитанию школьников в условиях социокультурного пространства села
    • 2. 1. Школа как организационный центр трудового воспитания детей и подростков в сельском социуме
    • 2. 2. Трудовое воспитание школьников в условиях сельского социокультурного пространства (обобщение опыта работы)
    • 2. 3. Опытно-экспериментальная работа по трудовому воспитанию школьников в условиях социокультурного пространства села
  • Стр.

Трудовое воспитание школьников в условиях социокультурного пространства села (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-экономические преобразования, происходящие в современном российском обществе, и связанные с ними проблемы становления рыночных отношений, наряду с позитивными переменами обусловливают безработицу, социальную напряженность, качественные изменения трудовой и профессиональной подготовки молодежи. Без учета этих объективных обстоятельств невозможно усилить ценностные основания воспитательно-образовательного процесса общеобразовательных учреждений, использовать воспитательный потенциал социальной среды сельского социума, накопленный народный опыт приобщения подрастающего поколения к ценностям национальной культуры. Из всех традиционных ценностей чрезвычайно важным, как показывают жизненная практика и исторический опыт, является ценность труда.

Стратегия развития села предусматривает наряду, с преодолением сложившегося десятилетиями отставания от города производства, сельской инфраструктуры, социально-экономической ситуации в целом, решение воспитательно-образовательных проблем на основе системного и программного подходов.

Задачи школы на современном этапе развития общества значительно усложнились. Школа призвана обеспечить полноценное трудовое воспитание, трудовую и профессиональную подготовку. Это очень сложно в условиях массового падения социального статуса трудовой деятельности, существенно изменившего авторитет профессий. Выполнение задач трудовой подготовки требует объективной оценки, пересмотра, ревизии многих устоявшихся в образовательной системе традиций и канонов. Среди наиболее актуальных, не допускающих отлагательства — пересмотр отношения к селу, что позволит направить весь учебно-воспитательный и социокультурный потенциал школы в сельской местности на развитие каждого ребенка, его самореализацию, с учетом личностной траектории. Все это требует решения ряда вопросов, связанных с организационно-педагогическим, научно-методическим, кадровым обеспечением учебнонаучно-методическим, кадровым обеспечением учебно-воспитательной работы в сельской школе.

Обращение к историческому опыту народов России в воспитании детей позволяет выделять труд как важнейшее средство приобщения ребенка к общечеловеческим (универсальным), этническим и индивидуальным ценностям.

Внедрение в учебно-воспитательный процесс народных ремесел в трудовом и эстетическом воспитании, в подготовке молодых людей к жизни нашли отражение в трудах зарубежных и отечественных педагогов-просветителей: Я. А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, JI.H. Толстого и др. Свободный труд свободного человека был одним из ведущих воспитательных средств педагогической системы основоположника русской педагогики К. Д. Ушинского. Он считал, что физический труд может стать величайшим подспорьем учению.

Важнейшие педагогические закономерности воспитания и развития личности в труде вскрыли классики отечественной педагогики — П. П. Блонский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. Н. Терский, В.А. Сухомлин-ский, С. Т. Шацкий и др., которые показали основные пути соединения обучения с производительным трудом как важнейшим фактором формирования личности школьника.

Огромный вклад в практику трудового обучения и воспитания внесли А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, П. Р. Атутов, В. А. Поляков, Н. И. Бабкин, Ю. В. Васильев, М. Н. Скаткин, Э. Г. Костяшкин и др., которые рассматривали труд в качестве фундамента всестороннего развития личности, обращали внимание на необходимость разнообразия труда, с тем чтобы он приобретал творческий, познавательный характер и включал в себя элементы рационализации, опытничества, конструирования.

Вопросы профессиональной ориентации нашли отражение в фундаментальных исследованиях П. А. Жрецова, Е. А. Климова, Н. Н. Кулагина,.

В.Г. Максимова, О. Г. Максимовой, В. А. Полякова, В. Д. Симоненко, С. Н. Чистякова и др. Психолого-педагогические особенности трудового воспитания разработаны отечественными психологами Б. Г. Ананьевым, Л. И. Божович, J1.C. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. Я. Давыдовым, А. Н. Леонтьевым и др.

С точки зрения системного подхода возможности трудового воспитания раскрыты в исследованиях Л. И. Новиковой, В. Н. Садовской, Ю. П. Сокольникова, Д. И. Фельдштейна и др.

Народнопедагогический потенциал трудовой подготовки школьников в условиях сельского социума анализируется в трудах К. Ш. Ахиярова, Г. Н. Волкова, Г. Н. Григорьева, Д. Е. Егорова, З. Г. Нигматова, Д. Е. Иванова, В. Н. Иванова, Г. А. Никитина, В. П. Ковалева, С. А. Рачинского, Э. И. Сокольниковой, А. Ф. Скворцовой, И. В. Павлова, Н. С. Толстова, Я. И. Ханбикова, И. Я. Яковлева и др.

Школа на селе является центром трудового, нравственного, эстетического, физического, экономического, экологического воспитания не только учащихся, но и всего населения. С другой стороны, особенности села в немалой степени влияют на постановку учебно-воспитательного процесса. Об этом свидетельствуют исследования Ф. Ф. Абазова, А. Ф. Амирова, К. Ш. Ахиярова и др.

Сельская школа всегда занимала особое место в системе образования не только в российском, но и в республиканском масштабе. Специфический контекст создает довольно замкнутая и взаимозависимая жизнь людей в сельской общине, в которой протекает деятельность школы. Это и культура крестьянства, и преобладание традиционных установок, норм взаимопомощи, форм организации жизни, и личностный и открытый характер общения людей. Потенциально сельская школа обладает большими возможностями в развитии идей народной культуры.

Состояние сельских школ с середины 90-х годов резко изменилось в худшую сторону, они лишились материально-хозяйственной помощи местных органов власти. Проводимые реформы, перестройка ничего положительного селу, в частности сельской школе, не принесли.

В последние десятилетия из-за непоследовательности проводимых реформ тимуровское и пионерское шефство затухло, обострилась и социокультурная обстановка: оказались брошенными из-за переезда детей в города пожилые люди, закрыты многие клубы, распродано сельскохозяйственное оборудование, снизилось качество социокультурного бытового обслуживания, ухудшилось состояние здоровья взрослых и детей — все это негативно сказывается на духовно-нравственной среде и дестабилизирует традиционно размеренную, спокойную, философски рассудительную жизнь на селе.

Результаты нашего исследования показывают, что резкое социальное расслоение сельских семей отрицательно сказывается на психике растущего человека, его ценностных ориентациях и нравственных принципах.

Ныне на селе появились как семьи предпринимателей, фермеров, так и семьи безработных. Особенно острые затруднения испытывают в связи с новыми «рыночными» проблемами многодетные родители. У молодежи появились трудности с получением высшего образования, с жильем, трудоустройством.

В период реформ село стало нуждаться в дополнительной материальной, образовательно-воспитательной, культурно-досуговой, развлекательно-познавательной помощи. Безработица на селе размывает хорошие традиции — ниме, алылмаш, взаимопомощь, взаимовыручку. Большинство безработных — молодежь в возрасте до 30 лет. Это объясняется ограниченностью количества рабочих мест, неразвитостью сферы бытовых услуг на селе, низкой территориальной и социально-профессиональной мобильностью сельского населения.

Выпускники школ вынуждены уехать из села, а выпускники вузов и техникумов не возвращаются в родное село.

Для нашего исследования существенное значение имеет весьма оригинальная и принципиальная мысль известного философа В. А. Разумного, который пишет: «Сегодня же ведущий тип деятельности — труд как создание материальных, предметных ценностей оказался за порогом наших образовательных учреждений, если не считать немногие средние профессионально-технические училища. Бедственность подобного положения — не только в том, что депрофессионализируется подрастающее поколение страны, вымываемое диким рынком в сферы занятости, не требующие даже примитивной начальной общеобразовательной подготовки. Важнее иной аспект данной ситуации. Всегда, во всех конкретных исторических условиях развития человека константным стержнем достигнутой человеком культуры является труд, предметно-творческая деятельность. Та самая основная человеческая деятельность, в ходе которой человек, воздействуя на природу, применяет свою собственную природу» (173, 226). Между тем надо особо отметить, что из целенаправленного воспитательно-образовательного процесса выпадает эмоционально-ценностное отношение к жизни, к труду.

В силу изменившихся условий определенный интерес представляет состояние социально-трудовой сферы современного села.

Обильная полемическая информация, интересная для настоящего исследования, шла в последние годы через республиканские газеты и журналы. Автором внимательно изучена периодическая печать, литература. Богатый материал по истории и культуре родного края, духовной и художественной культуре печатала педагогическая общественность республики в журнале «Халах шкулё» (Народная школа) в рубрике «История и культура чувашского народа» и в других СМИ. Так, газета «Советская Чувашия» от 19.02.04 напечатала информацию, что в районном центре занятости проанализировали и выяснили: ежегодно поезда увозят из Чувашии по разным направлениям 1800−2000 человек трудоспособного возраста. Уезжают самые предприимчивые, трудолюбивые. Кто на постоянную работу, кто — на временную. А село стареет. Средний возраст тружеников коллективных хозяйств — 49 лет, предпенсионный.

В декабре 2003 года Кабинет Министров ЧР утвердил специальную Программу содействия занятости населения республики на 2004;2006 годы. Одно из важнейших ее направлений — содействие трудоустройству сельских жителей. Изменилась политика финансирования. В текущем году затраты федерального бюджета в расчете на одного сельского субъекта специальных программ увеличены. В январе 2004 года Президент Чувашской Республики подписал указ «О дополнительных мерах по содействию занятости населения и повышению эффективности труда в сельской местности».

В Чувашской Республике на сегодня 490 сельских школ (76,2%), в них обучается 42,7% детей. (Для сравнения: в России 69,8% школ находится в сельской местности и учащихся в них 30,6%) (225,1). При этом сельская школа, помимо образовательных функций, несет на себе роль культурного центра на селе. Там, где нет хотя бы малочисленной школы, постепенно исчезает и само село. Поэтому вопросы модернизации, реструктуризации и развития сельских школ в Чувашской Республике — предмет особого научного внимания. Выступая перед педагогами республики, Президент Чувашской Республики Н. В. Федоров особо отметил: «Началом этих преобразований в республике стала президентская программа „Новая школа“, принятая в 1996 году. Уже тогда перед работниками образования была поставлена задача: сделать образование вообще и образование крестьянского человека конкурентоспособными к рыночной действительности» (225, 3).

В ходе исследования нами изучены основы трудового воспитания в сельской семье. Семья при этом рассматривалась как начальная педагогическая открытая система традиционного трудового воспитания.

Многие села на сегодняшний день отличаются крайней запущенностью социальной сферы, сложными материальными и бытовыми условиями жизни, ухудшением здоровья населения, ростом негативных социальных явлений (алкоголизм, правонарушения на бытовой основе и т. п.).

Трудовое воспитание сельского школьника зависит и от социальной среды, поэтому для нашего исследования имел особую важность анализ основных социальных институтов воспитания и трудовых ориентаций молодежи села, изучение проблем и поиск путей выхода из этого кризиса.

Немало родителей, которые желают дать правильное по отношению к труду воспитание своим детям сталкиваются с большими трудностями, а зачастую терпят крах только потому, что не обладают достаточными педагогическими знаниями, практическими навыками умелой организации семейного трудового воспитания своих детей. Психологическая и педагогическая безграмотность родителей отрицательно влияет на эту обстановку.

Реформирование социально-экономической жизни государства затронуло многие стороны когда-то единого социокультурного и воспитательно-образовательного пространства. В этих условиях происходит нивелировка нравственных ценностей, культурно-образовательных и жизненных установок городской и сельской молодежи. В связи с этим необходимо осуществить поиск эффективных способов взаимодействия социальных институтов для гуманизации общественно-экономических отношений, активизации социокультурного потенциала образовательно-воспитательных учреждений села, формирования позитивных нравственных и жизненных установок личности. Значительные возможности в разрешении этих задач имеет открытое социокультурное пространство, интегрирующее все воспитательно-образовательные потенциалы села. В этой связи требуется переосмысление синтезирующих функций всех социальных институтов.

Вместе с тем изучение теории и практики трудового воспитания сельских школьников свидетельствует о том, что в деятельности школы недостаточно учитываются особенности социокультурного пространства села, культурно-исторические народные традиции, воспитательно-образовательные ценности формирования личности растущего человека.

В современной сельской социально-педагогической ситуации развитие системы трудового воспитания характеризуется следующим противоречием:

— между потребностью учета учителями и родителями сельских социокультурных и исторических особенностей народной системы трудового воспитания и отсутствием целостной концепции интеграции и взаимодействия всех социальных воспитательно-образовательных институтов приобщения школьников к трудовой деятельности.

В связи с этим актуализируется проблема обеспечения эффективности процесса трудового воспитания школьников в условиях социокультурного пространства села.

Таким образом, актуальность проблемы, научная и практическая значимость, недостаточная ее изученность в теории и разработанность в практике определили выбор темы диссертационного исследования — «Трудовое воспитание школьников в условиях социокультурного пространства села».

Объект исследования — трудовое воспитание сельских школьников.

Предмет исследования — процесс трудового воспитания школьников в сельском социокультурном пространстве.

Цель исследования — выявить педагогические условия организации трудового воспитания школьников в условиях сельского социокультурного пространства.

Гипотеза исследования. Трудовое воспитание в сельской школе будет осуществлено эффективно, если: школа является координирующим центром социально-педагогического пространства села;

— создается гибкая система взаимодействия субъектов образовательно-воспитательного процесса в сельском социокультурном пространстве, ориентированная на учет и использование народнопедагогического потенциала, национально-этнических особенностей в трудовом воспитании школьников с учетом потребностей села;

— обеспечивается открытость социальных институтов села и осуществляется педагогизация социальной среды;

— реально функционирует система взаимодействия, интеграции школы, семьи, трудовых (фермерских) хозяйств, учредителей и администрации села в трудовом воспитании школьников;

— достигается этнопедагогическая направленность программ трудового обучения и воспитания детей в школеосуществляется психолого-педагогическое сопровождение образовательно-воспитательной деятельности сельской школы, реализуются практико-ориентированные формы и методы трудового воспитания школьников.

Исходя из целей, были поставлены следующие задачи;

1. Изучение исторического опыта трудового воспитания и раскрытие этнопедагогических особенностей в чувашской народной педагогике.

2. Раскрытие теоретических основ совершенствования трудового воспитания школьников в сельском социуме.

3. Изучение социокультурной ситуации на селе как фактора традиционной системы трудового воспитания во взаимосвязи со школой, с семьей, с фермерскими трудовыми хозяйствами и выявление особенностей трудового воспитания ребенка в современной сельской семье;

4. Выявление возможностей интеграции (активизации) воспитательных сил в социокультурном пространстве села.

Научная новизна исследования:

— раскрыты особенности народной системы трудового воспитания в чувашской педагогикепоказано неиссякаемое значение народных трудовых традиций и извечного трудолюбия чувашского народа;

— конкретизировано понятие «трудовое воспитание в социокультурном пространстве села», «семейное трудовое воспитание в сельских условиях»;

— разработана гибкая и целостная система совместной деятельности и участия всех социальных институтов (школы, семьи, трудовых фермерских хозяйств, культурно-образовательных учреждений и т. д.) в организации трудового воспитания детей и подростков в социокультурном пространстве села;

— выявлены и экспериментально апробированы педагогические условия интеграции и активизации этнопедагогического потенциала трудового воспитания в современном социокультурном пространстве села.

Теоретическая значимость:

— уточнены концептуальные положения о функционировании и развитии сельского социокультурного пространства в организации трудового воспитания школьников;

— определены механизмы взаимодействия всех компонентов социокультурного пространства села и раскрыта технология результативной организации трудового воспитания в сельском социуме.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная система трудового воспитания в сельском социуме внедрена в практику деятельности школ и общественных и трудовых организаций в социокультурном пространстве Чувашской Республики (в частности, Ур-марского и Красноармейского районов) и может быть в будущем использована еще шире.

Определены основные направления и формы трудового воспитания в сельском социокультурном пространстве с учетом этнопедагогических особенностей. Разработаны методические рекомендации по трудовому воспитанию для сельских школ и социальных институтов.

Выводы и предложения нашего исследования могут быть использованы при реализации республиканской целевой программы развития сельских школ «Новая школа», принятой в 1996 г.

Общую методологию проведения исследования составили философские и этнофилософские положения о социально активной сущности человека, его деятелыюстной природе, положения теории познания как объективного отражения окружающего мира в сознании человека и определяющей роли труда и трудовой деятельности при этом, о принципах единства теории и практики.

Теоретической основой исследования явились концептуальные положения о трудовом воспитании (П.Р. Атутов, А. Н. Бондаренко, А. С. Макаренко, О. Г. Максимова, С. Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский) — исторические, этнографические и этнопедагогические теории трудового воспитания (Г.Н. Волков, А. Е. Земляков, Д. Е. Иванов, Т. Н. Петрова, Г. А. Никитин, Н.С. Тол-стов, Г. И. Тафаев, А. П. Салмин и др.), концепция создания воспитательных пространств (JI.K. Балясная, А. А. Водалеев, Р. В. Вендеровский, Г. Н. Григорьев, Л. И. Новикова, Е. А. Ямбург и др.) — положения о сущности системного и целостного учебно-воспитательного процесса в городских и сельских условиях (В.П. Ковалев, В. М. Коротов, Б. Т. Лихачев, П.И. Пид-касистый, Ю. П. Сокольников, А. В. Мудрик, В. Н. Иванов, И. В. Павлов, В. М. Никитин, Г. И. Юлмасова и др.).

Методы исследования имели комплексный характер: приемы описательного метода сочетаются с приемами включенного педагогического наблюдения с элементами естественного педагогического эксперимента.

В работе использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования, хорошо известных в науках, изучающих человека и среду его бытия — экспериментально-эмпирические методы (опрос, наблюдение, анкетирование, тестирование).

При выявлении этнических особенностей трудового воспитания в народной педагогике основным методом для сбора и фиксации материала явилась тематическая беседа. При тематической детализации вопросов использовались специально разработанные опросники. В то же время весьма эффективным оказалось включенное наблюдение, способствовавшее расширению сведений, получаемых от тематических бесед.

В исследовании специально проводился анализ фактических материалов следующего характера: материалы полевых этнопедагогических экспедиций (для выявления изменений, происходящих в социально-культурной и хозяйственной жизни села, деревни).

Достоверность и обоснованность научных положений, результатов и выводов исследования обеспечивается, в первую очередь, наличием прочного методологического фундамента, использованием полидисциплинарной системы методов исследования, а также соблюдением требований ис-торико-диалектического, сравнительно-типологического анализа исследуемых проблем;

— наличием многообразного фактического материала исследования, почерпнутого как из научно-литературных, архивно-музейных источников, так и из реальной функционирующей в настоящее время сельской воспитательной практики, непосредственно наблюдаемой диссертантом в естественной среде и условиях бытования;

— всесторонним анализом специфических социокультурных феноменов сельского воспитательно-образовательного пространства, особенностей трудового воспитания чувашского народа.

Апробация и внедрение работы. Основные положения и результаты исследования, рекомендации апробированы и внедряются в жизнь автором исследования в ходе лекционно-практической работы в Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева, в филиале в г. Чебоксары Московского государственного социального университета и в других образовательных учреждениях республики (педагогических колледжах, в общеобразовательных школах, гимназиях и лицеях).

Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева (1998, 1999, 2001;2003 гг.).

Отдельные аспекты исследуемой проблемы обсуждались на республиканских и межрегиональных научно-практических конференциях (19 992 003 гг.), на межвузовских научно-практических конференциях в гг. Москве, Чебоксарах, Казани, Нижнем Новгороде, Сыктывкаре, Ульяновске, Канате, Ядрине и др.

Наряду с этим фрагменты исследования и рекомендаций апробировались на научных, научно-практических семинарах, коллоквиумах и встречах-беседах, симпозиумах и «круглых столах» с работниками системы образования и культуры, использовались в лекциях и выступлениях перед учащимися педагогических и этнопедагогических классов республики, для родителей и жителей селений Урмарского, Красноармейского, Чебоксарского, Ядринского районов Чувашской Республики.

Базой исследования являлось социокультурное воспитательное пространство с. Траки Красноармейского района и дер. Кульгеши Урмарского района ЧР.

В процессе исследования использован личный опыт работы диссертанта в качестве научного консультанта по организации воспитательной работы и учителя технологии Кульгешской общеобразовательной школы им. Н. А. Афанасьева Урмарского района.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Процесс трудового становления сельской молодежи — это целостная система сознательных, избирательных, основанных на эмоционально-нравственном и трудовом опыте связей личности ученика, возникающих в ходе общения с окружающим ее сообществом и трудовой деятельностью.

2. Важную роль в решении задач трудового воспитания школьников в условиях социокультурного пространства, понимаемого нами как естественная реальная среда жизнедеятельности школьников, педагогов, родителей, жителей села, сельской администрации и трудовых объединений, играет организационно-методическая функция сельской школы. Эффективность процесса трудового воспитания школьников обеспечивает народно-педагогический потенциал: трудовые (индивидуальные и коллективные) традиции, сельские обычаи и обряды, этнопедагогическая направленность деятельности руководителей сельской администрации, фермерских хозяйств, работа в конкретном селе мастеров-умельцев ручного ремесленного труда.

3. Основными направлениями трудового воспитания учащихся в сельском социуме, опирающегося на прогрессивные традиции и обычаи народа, воспитательно-трудовые ресурсы земледельческих фермерских хозяйств и т. п., являются: а) создание благоприятных условий для приобщения юношей и девушек к самостоятельной трудовой деятельности, в ходе которой они с ранних лет овладевают определенными трудовыми навыками в различных строительных, полевых и др. работахб) формирование навыков коллективного труда, воспитание трудолюбия, ответственного отношения к труду и собственного взгляда на труд как на важное средство удовлетворения своих интересов и потребностей, саморазвития и самосовершенствованияв) целенаправленная организация общения и совместного труда со взрослыми как условие повышения эффективности трудового воспитания, развитие интересов к производственному труду и выработка у сельских школьников позиций хозяев своей земли и организаторов своего дела и др.

4. Совершенствование системы трудового воспитания сельских школьников может обеспечить создание следующих педагогических условий: а) использование воспитательных возможностей семьи (ценности, традиции, интересы, круг общениявозможности семьи, в том числе материальные и хозяйственно-бытовыеколичество членов семьи, особенно детейтрудовая и профессиональная занятость и статус родителей — их образование и уровень культуры и т. д.) — б) школьная воспитательная система открытого типа — «школа для детей и родителей" — взаимопомощь в трудовых ситуацияхбережное отношение к получаемым продуктам труда, желание выполнять какую-либо работу и т. д.- в) система интересных мероприятий с привлечением всех субъектов образовательного комплекса: учащихся всех возрастов, педагогов, родителей, трехпоколенных семей, мастеров-ремесленников села и т. д.- г) активизация и включение в процесс трудового воспитания школьников всех компонентов образовательного комплекса социокультурного пространства села (мира живой природы, народного искусства, земледельческого быта, общения и т. д.).

Организация исследования проводилась в несколько этапов:

1. 1998;2000 гг. — этап диагностического исследования: предварительное ознакомление с актуальными проблемами трудового воспитания школьников в условиях социокультурного пространства села. Анализ реального уровня педагогической деятельности сельских школ по проблемам трудового воспитания учащихся. Определение основных направлений научного поиска.

2. 2000;2002 г. — историографический обзор научной литературы, обобщение опыта трудового воспитания школьников в селе и оценка состояния функциональной возможности социокультурного пространства села в контексте исследуемой проблемы. Определение методологии, методов, научно-понятийного аппарата, задач и источниковедческой базы исследованиясбор научной информации и сведений, создание социальной карты населения, исследование педагогических условий для проведения эксперимента.

3. 2002;2004 г. — разработка системы управления сельским социокультурным пространством и формирование дополнительных параллельных структур трудового воспитания в сельских условияхтеоретическая и методическая интерпретация и обобщение материалов исследования, апробация их в публикациях. Описание и внедрение в учебно-воспитательный процесс сельских школ Урмарского и Красноармейского районов Чувашской Республики методических рекомендаций и программы трудового воспитания. Литературное оформление диссертации.

Структура диссертации. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по II главе.

Таким образом, наше исследование в обозначенных экспериментальных площадках показало, что в трудовом воспитании школьников в условиях социокультурного пространства села важную роль играют следующие факторы:

1) живой пример родителей (отца-матери, дедушек-бабушек, старших братьев и сестер, соседей и т. д.);

2) совместный труд со сверстниками, со взрослыми, коллективный труд (учителя — родители — учащиеся);

3) увлеченность и заинтересованность взрослых в приобщении детей к труду (психологический момент);

4) взаимодоверие, взаимопомощь, взаимовыручка в сельскохозяйственном, полевом, земледельческом труде.

Узловыми проблемами трудового воспитания в сельском социуме, опирающегося на прогрессивные традиции и обычаи народа, являются:

1) уважение старших — родителей, братьев, сестер, других родственников, а также соседей, воспитывающих своих детей на примере любви к труду;

2) выработка практики приобщения юношей и девушек к сознательной самостоятельной трудовой деятельности, в ходе которой они с молодых лет овладевают определенными трудовыми навыками: умением моделировать и шить одеждутехнологией сельского производстванавыками участия в различных строительных и ремонтных работах и т. д.;

3) формирование у детей трудолюбия, ответственности и определенного взгляда на труд как на предпосылку нравственного формирования личности, что является основой педагогических традиций;

4) правильная и педагогически целесообразная организация общения и совместного труда со взрослыми как повышение эффективности трудового воспитания.

Таким образом, статистические результаты проведенного экспериментального исследования наглядно показывают эффективность нашей педагогической работы. Данные эксперимента свидетельствуют о том, что формирующий эксперимент удался, он оказал существенное влияние на отношение учащихся к труду в целом. Трудолюбие у подростков экспериментальных классов заметно выросло, дети стали более целеустремленными, активными и веселыми в труде. У родителей, учителей и сельчан появился интерес к воспитанию трудом и средствами народных трудовых традиций. Они поняли, что именно путем трудового воспитания можно достичь развития и других полезных для жизни человека качеств. После наших мероприятий те же учащиеся идут на общественные работы более охотно. Они поняли, что труд можно любить и он не всегда тягостен. Настроение у детей поднимается, осознается важность собственных трудовых усилий не только для себя, для школы, но и для села в целом.

Важным для нас результатом является тот факт, что многие формы воспитательной работы, предложенные нами школам, продолжают применяться непосредственно после окончания опытно-экспериментальной работы, что свидетельствует о последующем внедрении результатов нашего исследования в повседневную жизнедеятельность социокультурного пространства села.

Заключение

.

В заключении диссертации нами обобщены результаты исследования и сделаны следующие выводы:

1.Трудовое воспитание школьников в сельском социокультурном пространстве — это целенаправленный процесс формирования у школьников готовности трудиться на благо своей родины, своего села, семьи, вооружение их знаниями о профессиях и овладение ими целым рядом трудовых умений и навыков, имеющих личностную значимость в современных социально-экономических условиях производства и трудоустройства.

2. Школа, интегрированная в среду, становится хранителем и передатчиком новым поколениям исторического, духовно-нравственного и культурно-трудового наследия предшествующих поколений. Решение педагогических задач по трудовому воспитанию школьников в условиях социокультурного пространства села обеспечивает народнопедагогический потенциал: трудовые (индивидуальные и коллективные) традиции, сельские обычаи и обряды, этнопедагогическая направленность деятельности руководителей сельской администрации, фермерских хозяйств, работа и обучение мастеров-умельцев ручного ремесленного труда, функционирующая в конкретном селе система подготовки работников для различных отраслей народного хозяйства и др. При этом следует учесть специфические особенности сельского социокультурного пространства, которые имеют существенное значение при организации трудового процесса. Оно отличается природно-географической, хозяйственной, социально-духовной особенностями, родственной близостью жителей села и т. п.

Целенаправленное включение школьников в разнообразную трудовую деятельность и общение со взрослыми — представителями различных трудовых коллективов, в том числе и неформальное, в воспитательном социокультурном пространстве села способствует становлению творчески мыслящей личности, способной правильно строить свои отношения в социуме со сверстниками и взрослыми, ориентированной на сознательный выбор профессии, удовлетворяющей ее интересы и потребности конкретного региона в кадрах, и выработку жизненных планов. Поэтому школа мыслится нами как совокупность различных воспитательных пространств: учебного, игрового, художественно-творческого и деятельностно-трудового, в основе которой лежит труд в его разнообразии и широкоплановости, где школьник приобретает трудовой жизненный опыт, опыт общения в процессе трудовой деятельности с другими.

Сельская воспитательная среда — пространство, наполненное конкретными людьми — тружениками, различными материальными и трудовыми объектами, создающими благоприятные условия для пробы учениками собственных сил и трудовых умений, вещами и символами, имеющими социально-культурный смысл.

3. Трудовое воспитание школьников в сельском социуме необходимо организовать с учетом прогрессивных традиций и обычаев народа, воспитательно-трудовых ресурсов земледельческих фермерских хозяйств и по следующим основным направлениям: а) создание благоприятных условий для приобщения юношей и девушек к самостоятельной трудовой деятельности, в ходе которой они с ранних лет овладевают определенными трудовыми навыками в различных строительных, полевых и других работахб) формирование навыков коллективного труда и трудолюбия, ответственного отношения к труду и собственного взгляда на труд как на важное средство удовлетворения своих интересов и потребностей, саморазвития и самосовершенствованияв) целенаправленная организация общения и совместного труда со взрослыми как условие повышения эффективности трудового воспитания, развитие интересов к производственному труду и выработка у сельских школьников позиций хозяев своей земли и организаторов своего дела и др.

4. Основными педагогическими условиями эффективности трудового воспитания учащихся в социокультурном пространстве села являются: а) использование воспитательных возможностей семьи (ценности, традиции, интересы, круг общениявозможности семьи, в том числе материальные и хозяйственно-бытовыеколичество членов семьи, особенно детейтрудовая и профессиональная занятость и статус родителей — их образование, уровень культуры и т. д.) — б) школьная воспитательная система открытого типа — «школа для детей и родителей" — взаимопомощь в трудовых ситуацияхбережное отношение к получаемым продуктам труда, желание выполнять какую-либо работу и т. д.- в) система интересных мероприятий с привлечением всех субъектов образовательного комплекса: учащихся всех возрастов, педагогов, родителей, трехпоколенных семейг) активизация и включение в процесс воспитания всех компонентов образовательного комплекса социокультурного пространства села (мира живой природы, народного искусства, земледельческого быта, общения и т. д.).

5. К традиционным формам воспитания, сложившимся на принципах «педагогики труда», относятся: а) в рамках школьного образовательного пространства — уроки самообслуживающего труда, уроки технологиикружковая работафакультативыучебно-производственная бригадаобщественно-полезная работа (шефство над пожилым населением родного села, организованная помощь фермерским хозяйствам и т. д.) — б) в рамках социума — лагеря труда и отдыхаобщественно значимые общенародные национальные трудовые праздники — акатуй, вайа, ниме и т. д.- совместная деятельность в строительстве домов и других объектов в селе и неформальное общение с известными умельцами-мастерами своего села, района и республикиинициативная помощь в озеленении территорий села, уборке снега и т. д.- спортивно-трудовые лагеряв) в рамках семьи — постоянные трудовые поручения родителейсемейные «трудовые советы», совместная работа с родителями (вместе и рядом), коллективные хозяйственные и огородные дела в семье и т. д.

Наше исследование показало, что при организации трудового воспитания в семье необходимо учитывать:

— во-первых, уклад современной сельской семьи. Это — открытое миру сообщество, живущее по принципам: взаимоуважения, взаимоответственностиуважения сельских обычаев, этнических трудовых традицийсотрудничество в семье («вместе и рядом») — добровольное распределение социальных и трудовых ролей. При этом обязательно родительское представление о ребенке как о живом, саморазвивающемся и развивающемся под действием наследственных и социальных факторов. Очень важен учет врожденных, генетических механизмов родительского «трудового» поведения;

— во-вторых, стихийность, спонтанный ситуативный характер семейных трудовых воспитательных воздействий, которые происходят в случайно складывающихся обстоятельствах и жизненных ситуациях;

— в третьих, естественно латентный характер целей. Трудовое воспитание в семейном социуме происходит в процессе жизнедеятельности его членов, цели и смыслы процесса трудового воспитания не всегда осознаются его субъектами (членами) — коллективное взаимодействие в организации трудовых дел, при котором дети активно общаются друг с другом, и условием успеха каждого являются успехи остальных;

— в четвертых, натурализм и естественность педагогических средств. В качестве трудовых дидактических средств семья использует так называемый «натуральный вещественный мир», естественное бытовое общение, реальную трудовую деятельность, другие натуральные элементы и явления жизни.

Известно, что в сельском трудовом пространстве жизнедеятельность сыновей и дочерей проходит по образцу отца и матери. Внуки помогают по хозяйству деду и бабушке, к примеру, в заготовке сена и дров на зиму. Как показывает практика, впитывание традициий предков происходит в естественной, комфортной обстановке любви и добра, добровольности, сознательности и самодеятельности.

— в пятых, автоматизм функционирования семейной трудовой педагогики. Это постоянная включенность ребенка во все характерные типы отношений в семье. Трудовое воспитание в семье начинается естественным образом с самого раннего возраста и заканчивается по мере проявления им самостоятельности в труде.

— в шестых, полоролевое разделение при распределении трудовых поручений. С момента рождения начинается дифференциация общения окружающих с ребенком в зависимости от его пола, общения, которое и определяет, по существу, суть трудового воспитания;

— в седьмых, многоплановость воспитывающих воздействий. Все виды жизнедеятельности (игровая в младшем возрасте, учебная — в школьном подростковом возрасте и т. д.) имеют трудовые воспитательные функции.

Наше исследование показало, что в ходе совместного коллективного разрешения проблем трудового воспитания и участия в них самих учащихся, педагогов школы и представителей других социокультурных организаций, родителей, сельчан, местной администрации, руководителей фермерских хозяйств создается единая целостная система.

Статистические результаты проведенного экспериментального исследования показывают эффективность нашей педагогической работы. За время проведения опытно-экспериментальной работы повысились уровень сформированное&tradeу учащихся готовности к сознательному выбору профессии, определилась сельскохозяйственная направленность их профессиональных интересов, заметно облегчилось трудоустройство выпускников сельских школ на производственных предприятиях республики.

Комплексная схема 3 трудового воспитания школьников в условиях социокультурного пространства села.

Цель: трудовое воспитание школьников в условиях социокультурного пространства села.

Формирование навыков коллективного труда и трудолюбия, ответственного отношения к труду.

Развитие интересов к производственному труду и выработка у сельских школьников позиций хозяев земли и организаторов своего дела.

Принципы организации трудового воспитания в сельском социуме: коллегиальности открытости целостности и системности коллективности и индивидуальности.

Социально-педагогическая помощь сельской ссмье в трудовом воспитании детей.

Активизация воспитательно-образовательного и народного потенциала в сельском социуме.

Координация деятельности всех компонентов социокультурного пространства села в трудовом воспитании.

Методическое обеспечение по педагогизации социокультурного пространства.

ФОРМЫ РАБОТЫ.

В школе: >уроки технологии->ручной труд в школьных мастерских- >кружки по интересам- > встречи с мастерами-умельцамиобщение- >творческая деятельность;

В сельском социуме: >турпоходы, экскурсииразновозрастные отряды- >тимуровская работа (трудовые операции) — >трудовой десант- > народные традиции- >массовые народные трудовые праздники- >лагеря труда и отдыха- >трудовые подростковые бригадыорганизационная помощь фермерским хозяйствам;

D семье: >ролевые трудовые игры- >трудовые поручения- >работа по хозяйствуссмейные трудовые традициисотрудничество («вместе и рядом») — >ларма (посиделки).

Овладение целым рядом трудовых умений и навыков, имеющих личностную значимость в новых рыночных условиях.

Вооружение школьников знаниями о профессиях и ориентирование на сознательный выбор профессии, обеспечивающей востребованность в новых условиях трудоустройства.

Принципы трудового воспитания школьников: естественности природосообразности культуросообразности сознательности и активности посильности.

ФУНКЦИИ ШКОЛЫ КАК ЦЕНТРА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ.

Организационно-методические: организационно-координирующая социалыю-интегративная диап юстирующая социально-эволюционная.

Прогностическая.

S3.

Образовательно-воспитательные: информационно-коммуникативная воспитательно-развивающая профориен-тационная.

МЕТОДЫ РАБОТЫ.

СРЕДСТВА совместная работа с родителями и ремесленниками села взаимопомощь в трудовых ситуациях практический показ ремесленного дела приучение воспитательно-трудовые ситуации трудовое воспитательное воздействие выставки детского творчества соревнования, состязания личный пример ландшафт — природная среда (мир живой природы, поле, луга, озера, реки, леса) земледельческий быт предметы домашнего обихода натуральный вещественный мир" личное подсобное хозяйство школы и семьи профессиональная занятость и статус родителей семейные ценности трудовые народные и семейные традиции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф.Ф. Теория и практика трудовой подготовки сельских школьников в обновляющихся экономических условиях: Авто-реф.дис.д-ра пед.наук. Уфа, 2001. -40с.
  2. Ю.П. Родительская педагогика. М.: Просвещение, 1989. -187с.
  3. И.П. Проблемы сельской школы // Вечерняя средняя школа. 1995.-№ 2.-с. 9−10.
  4. В.А. Сельская община в России (XVIII начало XIX в.). — М.: Наука, 1976. — С. 323.
  5. Н.И. Народные традиции чувашей в трудовом воспитании подрастающего поколения // Народная педагогика и современные процессы воспитания. Ч. 1.-Чебоксары, 1991.-е. 106−108.
  6. А.З. Сельский социокультурный комплекс как фактор развития образования. Автореф. дис.. канд.пед.наук. М.: 1996. -с. 24.
  7. Т.Р. Школьные традиции как фактор личностно-значимого развития подростков сельских образовательных учреждений. Автореф.дис.. канд.пед.наук. Белгород, 1997. — с. 18.
  8. А.И. Социальная педагогика и культурология: содружество наук. М.: Изд-во АСОПиР РФ, 1996. — с. 28.
  9. .А. Народные традиции и их использование в трудовом воспитании старшеклассников: Автореф. дис.. канд.пед.наук. — М., 1974. -23с.
  10. С.А. Народы и культура: развитие и взаимодействие. -М.: Наука, 1989.-247с.
  11. У.Ш. Педагогические условия использования идей и опыта народной педагогики в трудовом воспитании школьников: Автореф. дис.. канд.пед.наук. Уфа, 1993 .-21с.
  12. П.Р. Политехническое образование в современных условиях в современных школах. — М.: Просвещение, 1985. — 123с.
  13. П.Р. Учение и труд в школе. М.: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1962.- 192 с.
  14. П.Р. Система трудового воспитания школьников. — М. 1981.- 128с.
  15. Т.К. А.С. Макаренко и трудовое обучение. JL: Знание, 1988.- 13 с.
  16. К.Ш. Народные традиции в трудовой подготовке молодежи.-Уфа, 2001.-123с.
  17. К.Ш., Амиров А. Ф., Мухамедьянов С. А. Народные традиции трудового воспитания. Уфа, 1996. — 265 с.
  18. К.Ш. и др. Организация и деятельность ученических производственных бригад. М.: Просвещение, 1978. — 123с.
  19. К.Ш. Трудовая политехническая подготовка учащихся сельских школ. — Уфа: Башк. кн. изд-во, 1974. 240с.
  20. К.Ш., Амиров А. Ф. Школа, труд, рынок. Уфа, 1994. -84с.
  21. Н.И. Словарь чувашского языка. В 17 томах. — Казань-Чебоксары. 1928. — 1950.
  22. Н.А., Боровиков Л. И., Гурьянов М. П. Трудовое воспитание сельских школьников в условиях перехода к рыночным отношениям. М., 1991. — 43 с.
  23. Р.И. Влияние народных традиций на социализацию детей в семье // Диалекитка общечеловеческого и национальноособенного в воспитательно-образовательных системах. — Чебоксары.- 1995.-е. 277−280.
  24. .С. Совершенствование трудовой технологической подготовки школьников Монголии: Автореф. дис.. канд.пед.наук. -Брянск, 1997.-27с.
  25. С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. -М.: Педагогика, 1981. 192 с.
  26. B.C. Педагогика. Екатеринбург, 1996. — 342с.
  27. Н.А. Иакинф. Сборник сочинений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Ч. 1. — СПб., 1851.- 150с.
  28. П.П. Трудовая школа. Изд. 2-е М. 1919.-78с.
  29. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х т. М.: Педагогика. — 1979. — 304с.
  30. М.И. Воспитание школьников на трудовых традициях советского народа: (из опыта работы). М.: Просвещение, 1980. — 79 с.
  31. В.П. Проблемы народного образования в развивающихся странах Азии. -М.: НИИ ОП АПН СССР, 1981. -46 с.
  32. Н.М. Воспитание трудовой направленности учащихся старших классов гимназии: Автореф. дис. канд.пед.наук. — Волгоград., 1994.- 19с.
  33. Бригадная форма организации труда в школе // Советская педагогика. 1984. — № 3. с.42−48.
  34. В.Г. Педагогика социальной работы.—М.:Аргус, 1994.207 с.
  35. И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993. -66с.
  36. Н.Ю. Социальные аспекты теории труда. М., 1980. — 192с.
  37. Ю.В. Деревня на распутье. К возрождению села: формирование условий жизнедеятельности и культуры быта. — М.: «Молодая гвардия», 1992. 146с.
  38. Ю.К. Экономическое воспитание и образование учащихся. — М.: Педагогика, 1973. — 96с.
  39. Введение в научное исследование по педагогике. / Под ред. Журавлева П. А. М.: Просвещение, 1988. — 237с.
  40. Г. Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары: Чуваш-госиздат, 1958.-258с.
  41. Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство. — 1966. 342 с.
  42. Г. Н. Трудовые традиции чувашского народа. — Чебоксары, 1970.-93 с.
  43. Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989. — 324 с.
  44. Г. Н. Этнопедагогизация процесса современного воспитания // Известия национальной академии наук и искусств Чувашской Республики. 1997. № 3. — с. 20−32.
  45. Г. Н. Этнопедагогика чувашей. М.: Пресс-сервис, 1997. -441с.
  46. Г. Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения. В 2 т. — М: Издательский дом Магистр-Пресс, 2002, — 914 с.
  47. Г. Н. Приобщение школьников к творчеству (Из опыта работы). М.: Просвещение, 1982. — 455 с.
  48. Г. Н. Воспитание любви к сельскохозяйственному труду у школьников. — Чувашкнигоиздат, 1956. —39с.- 50. Воловик В. И. Преемственность поколений и традиций общества // Преемственность поколений как социологическая проблема. — М.: Мысль, 1973. 235с.
  49. Воспитание и обучение в образовательном учреждении: Сб. науч. тр./ Отв. Ред. И. В. Павлов. — Москва — Чебоксары, 2001.- 188с.
  50. Воспитательная система сельской школы. Проблемы, поиски, находки, опыт. // Сб. материалов научно-практической конференции. // Сост. А. А. Чернушевич. — Брянск, 1993. 154с.
  51. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики: Учебное пособие. — М.: Издательство У РАО, 1999. 616с.
  52. Гайнетдинов M. JL, Хузиахметов А. Н. Трудовое воспитание сельских школьников. Казань, 1992. — 112 с.
  53. Э.Х., Ханбиков Я. И. Татарские народные игры и праздники. -Казань, 1985.- 104с.
  54. М.И. Общественно полезный труд сельских школьников. — Уфа: Башк. кн. изд., 1990. 95с.
  55. Н. Изучение, обобщение и совершенствование опыта трудового воспитания и проф. ориентаций сельских школьников. — М., 1987.-80с.
  56. .С. Философия образования до XX века. — М: Совершенство, 1988.-608с.
  57. Ю.З., Верещак Е. П. Психология трудового воспитания школьников. Киев: Рад. шк., 1987. — 225с.
  58. А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М: Просвещение. 1985. — 22с.
  59. М.Н. Психология отношения школьника к труду: Авто-реф. дис.канд.пед.наук.-JL, 1963. — 21с.
  60. Г. Н. Трудовое воспитание старших школьников в условиях разнопрофильного лицея: Автореф дис.канд.пед.наук. — Чебоксары, 1997. 23 с.
  61. Григорьев Г. Н. Система трудовой подготовки учащихся в образовательном пространстве Чувашской республики. — Чебоксары, 1999. -61с.64
Заполнить форму текущей работой