Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Обогащение педагогической культуры будущего учителя на основе освоения иноязычной культуры: На примере культуры Англии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическая основа исследования и его теоретические источники: теории культуры (Р. Бенедикт, И. Гердер, М. Н. Дудина, Г. Драч, Л. Ио-нин, И. Кант, А. Кребер, К. Клакхон, Э. Орлова, Э. Сепир, Э. Тайлор и др.) — теория формирования личности учителя (Ю.К. Бабанский, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, K.M. Левитан, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.) — теория педагогического творчества учителя… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Сущность и содержание педагогической культуры
    • 1. 1. Феномен культуры
    • 1. 2. Педагогическая культура как часть общей культуры учителя
  • Выводы
  • Глава 2. Процесс освоения иноязычной культуры
    • 2. 1. Теоретические основы процесса освоения иноязычной культуры
    • 2. 2. Освоение иноязычной культуры как средство обогащения педагогической культуры будущего учителя
  • Выводы
  • Глава 3. Обогащающие возможности культуры Англии
    • 3. 1. Психологический портрет англичан
    • 3. 2. Специфические особенности английской культуры
  • Выводы
  • Глава 4. Условия и средства обогащения педагогической культуры будущего учителя в процессе освоения английской культуры
    • 4. 1. Педагогические условия и средства осуществления процесса обогащения педагогической культуры будущего учителя в процессе освоения культуры Англии

Обогащение педагогической культуры будущего учителя на основе освоения иноязычной культуры: На примере культуры Англии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап развития российского и мирового сообщества характеризуется серьезными культуроцивилизационными изменениями. Основными среди них являются: расширение связей между государствами, усиление процессов глобализации, интернационализации, межкультурного диалога, научно-техническая революция в сфере информационных технологий и коммуникативных средств общения. От моноцентризма и замкнутости человечество движется к культурному плюрализму, диалогу и поиску гармоничного баланса между культурами.

На рубеже XX и XXI веков наблюдается взаимопроникновение культур стран Запада и Востока, Европы и Азии, их ценностных и духовных аспектов. Это означает, что человек в своем мышлении и деятельности должен соединить различные, не сводимые друг к другу культуры, формы деятельности, ценностные и смысловые ориентиры.

На современном этапе мировое образование должно развиваться в контексте диалога культур, основной его целью является не просто подготовка высокопрофессионального специалиста в той или иной области, но и «человека культуры», способного и готового к общению и сотрудничеству с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий и культур, мирному плодотворному сосуществованию в обществе культурного и национального плюрализма, основанном на гуманистических демократических ценностях. Как писал М. М. Бахтин, только через диалог с другой культурой можно достигнуть определенного уровня самопознания, так как при диалогической встрече двух культур, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, одновременно обогащая другую.

В подготовке будущих специалистов профессионально-педагогическая культура занимает особое место, так как в ней, как и в общей культуре, аккумулируются социокультурный, интеллектуальный, нравственный потенциал студентов и педагогов.

Исследования проблемы готовности выпускников педагогических вузов к педагогической деятельности, проводимые многими вузами страны, свидетельствуют о серьезном несоответствии реального уровня культуры будущих учителей и потребностей современной школы, что актуализирует необходимость поиска путей развития культуры педагога в условиях вузовской подготовки.

Различные аспекты ориентации студентов на ценности культуры рассматривались в работах В. В. Бужинского, O.A. Журавлевой, A.M. Юзликаевой, в них исследовалось нравственное воспитание студентов в процессе изучения иностранного языка, представленного авторами как средство гуманизации личности студентов.

Социально-педагогический аспект обучения иностранному языку рассмотрен в работах A.B. Кирьяковой, Н. С. Розова и др. Сущность данной проблемы в общем виде состоит в том, чтобы широкий спектр объективных ценностей иноязычной культуры (ИК) сделать предметом сознания, переживания как особых потребностей личности будущего учителя, сделать так, чтобы объективные ценности стали субъективно значимыми, устойчивыми жизненными ориентирами личности, ее ценностными ориентациями.

Научно-психологическую основу проблемы ориентации студентов на культуру страны изучаемого языка составляет теория культурно-исторического наследия, видными представителями которого являются: JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, Д. Б. Эльконин и др. Познавательные стратегии, используемые при освоении иностранного языка, стали предметом исследования преимущественно зарубежных исследователей (Оксфорд Р., О’Мэли Дж., Тарон Э., Чамот А., Эллис Р. и др). В работах B.C. Библера, Е. М. Верещагина, В. Г. Костомарова, Н. Б. Крыловой, Р. П. Мильруд, В. В. Сафоновой акцент делается на усиление культурологического компонента в обучении иностранному языку, что позволяет реализовать принцип коммуникативной направленности, организовать заинтересованное общение и взаимодействие студентов на языке и таким образом открыть доступ к культуре другого народа, обеспечить диалог культур. Процесс освоения ИК рассматривается в работах М. Беннета, Г. Д. Дмитриева, Е. И. Пассова, Т.Г. Тер-Минасовой и др. Приоритетной задачей авторы считают освоение разных уровней ИК и, прежде всего, их содержательного компонента.

К сожалению, процесс освоения ИК как средство обогащения ПК складывался эмпирически, сам по себе, теоретически не был осмыслен и воспринимался в системе репродуктивных потребностей.

Таким образом, необходимость данного исследования определяется следующими противоречиями: между необходимостью придать мотивационный характер процессу освоения ИК и массово-репродуктивным характером обучения иностранному языкумежду возможностью обогащения ПК будущих учителей в процессе освоения ИК и недостаточной разработанностью соответствующих подходов и средств, реализующихся при определенных условиях.

Существующие противоречия обозначили проблему настоящего диссертационного исследования: теоретическое обоснование и практическая реализация изучения иностранного языка в контексте диалога культур как средства обогащения ПК будущего учителя.

Указанные выше причины побудили нас обратиться к названной проблеме в рамках темы: «Обогащение педагогической культуры будущего учителя на основе освоения иноязычной культуры (на примере культуры Англии)».

Объект исследования — процесс формирования ПК студентов педагогических специальностей.

Предмет исследования — теоретические основы и методические процедуры освоения ИК, обеспечивающие обогащение ПК будущего учителя.

Цель исследования — теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка условий и средств обогащения ПК будущего учителя в процессе освоения ИК (на примере культуры Англии).

В соответствии с поставленной целью была выдвинута рабочая гипотеза: обогащение ПК будущего учителя в процессе освоения ИК будет возможно, если:

— реализованы содержательный (познавательный, ценностно-воспитательный, развивающий потенциал ИК) и процессуальный (выбор, осмысление, присвоение особенностей ИК и проекция специфики ИК будущим учителем на свою культуру) компоненты освоения ИК как средства обогащения ПК;

— реализованы структурные элементы процесса освоения ИК за счет: выбора и осмысления особенностей ИК, основанных на признании плюрализма мнений, равноправности культур и т. д.- избирательного присвоения положительно оцениваемых особенностей ИК с учетом развития потенциальных возможностей личности, интериоризации и т. д.- проявления иноязычной специфики через взаимосвязь самопознания и самооценки, самореализацию, многообразие видов педагогической деятельности и т. д.;

— организована практическая педагогическая деятельность студентов педагогических специальностей, связанная с применением особенностей ИК и заключающаяся в переходе от рационального осмысления специфики ИК через деятельностную экстериоризацию на рефлексивной основе — к эмоционально-деятельностному закреплению обогащающего содержания ИК и сопоставление его с богатством родной культуры.

В процессе освоения ИК (на примере культуры Англии) произойдет обогащение составляющих ПК, а именно: аксиологических, гностических, проектировочных, организаторских, конструктивных умений и таких черт характера, как: умение контролировать эмоции, умение соблюдать «принцип недосказанности» в разговоре с людьми, способность к рациональным, прагматичным действиям и т. д.

Задачи исследования:

1. Уточнить сущность и состав ПК будущего учителя.

2. На основании научного анализа философской, психолого-педагогической, культурологической, методической литературы конкретизировать сущность, содержание освоения ИК и ее значимость в процессе обогащения ПК будущего учителя.

3. Выявить специфические особенности английской культуры как потенциала для обогащения ПК будущего учителя.

4. Разработать, теоретически обосновать и проверить на практике модель освоения ИК как средства обогащения ПК будущего учителя (на примере культуры Англии).

5. Выявить педагогические условия эффективного обогащения ПК в процессе освоения РЖ.

6. Разработать критерии оценки уровня обогащения ПК студентов педагогических специальностей.

Методологическая основа исследования и его теоретические источники: теории культуры (Р. Бенедикт, И. Гердер, М. Н. Дудина, Г. Драч, Л. Ио-нин, И. Кант, А. Кребер, К. Клакхон, Э. Орлова, Э. Сепир, Э. Тайлор и др.) — теория формирования личности учителя (Ю.К. Бабанский, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, K.M. Левитан, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.) — теория педагогического творчества учителя (В.И. Загвязинский, Н. В. Кузьмина, В.А. Кан-Калик, С. А. Гильманов, М. М. Поташник и др.) — теория личностно-ориентированного обучения (Ш.А. Амонашвили, H.A. Алексеев, А. Маслоу, A.B. Петровский, К. Роджерс, Ю. В. Сенько, И. Я. Якиманская и др.) — теория межкулътурной коммуникации (М. Беннет, B.C. Библер, В. П. Кузовлев, С.Г. Тер-Минасова, М. Хупс и др.) — технология коммуникативного обучения ИК (И.Л. Бим, Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров, Р. П. Мильруд, Е. И. Пассов, В. В. Сафонова и др.).

Цель, задачи и специфика предмета исследования определили выбор комплекса методов. Среди них: теоретические методы — историко-логический, сравнительно-сопоставительный, аналитический, структурно-функционального моделирования, системного анализа и др.- эмпирические методы — изучение и обобщение педагогического опыта, анализ результатов педагогической деятельностипедагогическое наблюдение, тест, индивидуальные и групповые беседыопытно-экспериментальная работастатистические методы — математическая обработка экспериментальных данных, количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе исследования.

Организация и основные этапы исследования. Базой исследования явился Тобольский государственный педагогический институт им. Д. И. Менделеева, филологический факультет (дополнительная специальность — английский язык). В опытно-экспериментальной работе принимали участие 62 студента II и III курсов, 8 преподавателей кафедры и 34 студента IV и V курсов.

Исследование проводилось с 1999 по 2003 гг. Основные этапы диссертационного исследования:

1999 — 2000 гг. — постановочный этап — анализ научной литературы по проблеме, базовых понятий исследования, психолого-педагогическое обоснование основных положений, изучение педагогического опыта, проведен анализ различных подходов к рассмотрению сущности феномена «культура», особенностей ПК и ИКвыяснение степени разработанности проблемы в науке и практикеопределение предпосылок обогащения ПК будущего учителя в процессе освоения ИК (на примере культуры Англии);

2000 — 2002 гг. — поисково-теоретический этап — формирование основных теоретических положений, разработка исходной теоретической модели освоения ИК как средства обогащения ПК будущего учителяпроведение опытно-экспериментальной работысоздание первого варианта программы и методических рекомендаций по обогащению ПК будущего учителя.

2002 — 2003 гг. — преобразующий этап — проверка эффективности подготовленной программы, надежности разработанной методикиразработка вариантов практического применения полученных теоретических и экспериментальных результатовсистематизация и внедрение результатов исследования в практику (проведение спецкурса) — формирование выводов и литературное оформление диссертационного исследования.

Научная новизна работы состоит в следующем:

1. Разработана модель освоения РЖ как средства обогащения ПК, отражающая содержательный компонент (познавательный аспект: познание культуры через изучение языка как ее неотъемлемой составляющейценностно-воспитательный аспект: воспитание бережного отношения к родной культуре и патриотизма, терпимого отношения к негативным проявлениям ИК, чувства интернационализма и иммунитета к ксенофобии, национализму, расизму и т. д.- развивающий аспект: развитие способностей личности (в т.ч. коммуникативных) в процессе обучения письму, чтению, переводу аутентичных текстов, говорению на иностранном языке, аудированию иноязычной речи) — процессуальный компонент (выбор, осознание, принятие и проявление особенностей ИК) и диагностику уровня обогащения ПК;

2. Доказано, что обогащающий потенциал РЖ заключен во всех структурных элементах культуры Англии, а именно: ценности (скромность, тактичность, сдержанность, рациональность, прагматичность и т. д.) — традиции (дипломатичная вежливость, прагматичное трудолюбие, садоводство как гармоничное сочетание прагматизма и творческого начала, юмор и т. д.) — умения (умение уважать не только собеседника, но и окружающихумение слушать и слышать собеседникарациональное распределение своих сил (умственных и физических) — умение правильно начать дело и довести его до логического конца и т. д.) — отношения («не быть личным» в разговоре с людьмитабу на категорические утверждения и отрицаниясоблюдение «принципа недосказанности» в разговоре и т. д.).

3. Конкретизирован процессуальный компонент освоения РЖ, включающий в себя: отбор и осмысление специфики ИК, осуществляющиеся посредством селекции особенностей РЖ (не нашедших отражение в родной культуресхожих по смыслу, но разных по принципу использования в деятельностипозволяющих углубить понимание сущности и значимости слабовыражен-ных ценностей родной культуры) — выборочное принятие положительно оцениваемых особенностей ИК, реализующееся с учетом следующих факторов (стремление самоизмениться, самоидентифицироватьсявера в способность преобразовать действительность, основанную на новой интерпретации ценностных ориентаций родной культуры- «вхождение» в рольсамовнушение факта овладения особенностями ИК, позволяющее реализовать переход инородного в статус приобретенного) — проявление иноязычной специфики в педагогической деятельности через: гармоничное сочетание противоположных по смыслу ценностей родной и ИКопределение границы между обогащающим эффектом и негативными проявлениями ИКпреодоление внутреннего иммунитета к новым преобразованиямгармонизацию сосуществования качественно нового образования с ценностями родной культурыперестроение иерархии ценностных ориентаций родной культуры с учетом новых образований.

4. Выявлены негативные проявления (НП) английской культуры (снобизм, ксенофобия, догматический консерватизм, чрезмерный индивидуализм и т. д.), которые необходимо учитывать в процессе избирательного присвоения ее специфических особенностей.

5. Определены педагогические условия, способствующие эффективному обогащению ПК будущего учителя: общее положительное отношение к изучению иностранного языкаосознание необходимости овладения особенностями ИК, обогащающих ПКстремление руководствоваться положительно оцениваемыми особенностями ИК в своем поведениипотребность в самосовершенствовании, самореализации в процессе освоения ИК.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Конкретизированы содержание, процесс и условия обогащения ПК будущего учителя за счет выявления и освоения ценностей ИК.

2. Выявлены возможности воспитания у студентов толерантного отношения к ИК, реализующиеся при следующих условиях: признание культурных различий и факта наличия как позитивных, так и НП в иерархии любой национальной культурыосмысление причин существования НП в иерархии ИКвыявление понимания представителями ИК наличия НП в собственной иерархии ценностейубеждение, что не следует судить о ценностях, обычаях других культур, отталкиваясь только от собственных ценностей.

3. Определены качественные характеристики и разработан критериально-диагностический аппарат определения уровня обогащения ПК на основе освоения ИК.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Разработана методика включения студентов в процесс освоения ИК (на примере культуры Англии), методические рекомендации по включению содержания данного процесса в лекционные курсы (страноведение, стилистика английского языка, история английского языка) и учебную практику.

2. Разработан метрологический инструментарий педагогического мониторинга обогащения ПК (критерии, показатели, уровни обогащения ПК, диагностические способы отслеживания результатов).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются адекватностью логики и методов исследования его цели, задачам и предметупривлечением обширного фактического материала и его разносторонним анализомиспользованием статистических методов обработки экспериментальных данных.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования, основные теоретические положения изложены в выступлениях на Всероссийской научной конференции «Толерантность и экстремизм в современной России» (Тюмень, 2002), региональной научно-практической конференции «Проблемы управления качеством подготовки специалистов для образовательных учреждений Тюменской области» (Тобольск, 2002), региональной научно-практической конференции «Проблемы педагогической инноватики. Компетентностный подход» (Тобольск, 2003), заседаниях кафедры педагогики Тобольского государственного педагогического института им. Д. И. Менделеева и Тобольского педагогического колледжа.

Результаты исследования нашли практическое применение при разработке специального курса, адресованного будущим учителям и направленного на обогащение их ПК в процессе освоения английской культуры.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В процессе освоения ИК (осмысление иерархии ценностных ориентации ИКосознание необходимости принятия особенностей ИКумение использовать обогащающие особенности ИК в деятельности) происходит обогащение ПК будущего учителя как субъекта родной культуры.

2. Обогащающий потенциал культуры Англии выражен в традициях (дипломатичная вежливость, прагматичное трудолюбие, садоводство как гармоничное сочетание прагматизма и творческого начала, юмор и т. д.), посредством которых сохраняются и передаются ценности (скромность, тактичность, сдержанность, рациональность, прагматичность и т. д.), реализующиеся в умениях (умение создать в творческой деятельности прагматичную основу, уважение не только собеседников, но и окружающихумение слушать и слышать собеседникарациональное распределение своих сил (умственных и физических) — умение правильно начать дело и довести его до логического конца и т. д.) и отношениях («не быть личным» в разговоре с людьмитабу на категорические утверждения и отрицаниясоблюдение «принципа недосказанности» в разговоре и т. д.).

3. Эффективность процесса обогащения ПК студентов педагогических специальностей достигается при соблюдении следующих условий: формирование мотивационной основы изучения иностранного языкапонимание значимости принятия особенностей ИКосознание необходимости использования особенностей ИК в педагогической деятельностипотребность в самосовершенствовании, самореализации в процессе осознания, избирательного присвоения специфики ИК.

4. Критериями оценки обогащения ПК являются: уровень овладения знаниями о потенциале ИК, проявляющийся в следующих умениях: нахождение аналога специфики ИК в родной и ПК, выбор специфики ИК схожих по смыслу и разных по способу применения на практике, отбор особенностей ИК, являющихся дополнительным обогащающим потенциалом для развития слабо-выраженных ценностей родной и ПКприсвоение положительно оцениваемых особенностей ИК осуществляется через: осознание необходимости, важности принятия особенностей ИК, стремление самоидентифицироваться, самоизмениться и т. д., надевание «чужой» маски, веру в способность обогатить свою культуру, снятие психологического барьера к проявлению новых преобразований, преодоление внутреннего иммунитета к новообразованиям, самовнушение факта овладения иноязычной спецификойприменение обогащающих особенностей ИК, осознание и оценка своих действий в соответствии с осмысленными особенностями ИК, проявляющиеся через: импликацию противоположных по смыслу отличительных особенностей родной и ИК, педагогической и ИК, определение границ между положительными и негативными проявлениями ИК, гармонию сосуществования специфики родной и ИК, педагогической и ИК, перестроение ценностных ориентаций родной и ПК с учетом качественно новых образований, адекватная самооценка на основе осуществления рефлексивной деятельности.

Объем и структура диссертации: работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложения. Библиографический указатель включает 121 наименование на русском языке и 44 — на английском языке. Приложение содержит разработанный нами специальный курс по обогащению ПК в процессе освоения английской культурыкомплекс проблемных ситуаций, тематических дискуссий, ролевых игр, упражнений и т. д. Структура работы строится в соответствии с ее задачами.

123 Выводы.

В настоящей главе излагаются результаты решения основных задач исследования:

— выявлены, определены, обоснованы условия, способствующие успешности обогащения ПК будущего учителя, а именно: общее положительное отношение к изучению иностранного языкаосознание необходимости овладения особенностями АК, обогащающих ПКстремление руководствоваться положительно оцениваемыми особенностями АК в своем поведениипотребность в самосовершенствовании, самореализации в процессе освоения АК;

— проверена на практике модель обогащения ПК будущего учителя в процессе освоения АК, состоящая их 4 взаимосвязанных блоков: целевого, содержательного (рассматриваемого в познавательном, ценностно-воспитательном и развивающем аспектах), процессуального (выбор и осмысление особенностей АК, избирательное присвоение специфики АК, применение положительно оцениваемых особенностей АК учителем в деятельности) и критериально-оценочного (включающего в себя: способы диагностики и критерии оценки уровня обогащения ПК). разработаны и экспериментально проверены критерии оценки ОПК: уровень овладения знаниями о потенциале АК, присвоение положительно оцениваемых особенностей культуры Англииприменение обогащающих особенностей АК, осознание и оценка своих действий в соответствии с осмысленными особенностями АКэффективность разработанной методики, основанной на модели освоения АК как средства обогащения ПК будущего учителя показали данные итогового «среза»: лишь 10,3% студентов ЭГ имеют низкий уровень ОПК в процессе освоения АК и 56,7% имеют средний уровень ОПК против 25,7% и 59,6% соответственно студентов КГ. Студентов с высоким уровнем ОПК в ЭГ на 19,3% больше, чем в КГ.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутую нами гипотезу и позволили убедиться в эффективности разработанной модели освоения АК как средства обогащения ПК будущего учителя.

Заключение

.

1. Процессуальный компонент освоения ИК как средства обогащения ПК включает в себя: выбор и осмысление специфики ИК, осуществляющиеся посредством селекции особенностей ИК (не нашедших отражение в родной культуресхожих по смыслу, но разных по принципу использования в деятельностипозволяющих углубить понимание сущности и значимости слабовыра-женных ценностей родной культуры) — избирательное принятие положительно оцениваемых особенностей ИК, реализующееся с учетом следующих факторов (стремление самоизмениться, самоидентифицироватьсявера в способность преобразовать действительность, основанную на новой интерпретации ценностных ориентаций родной культурынадевание «чужой» маскисамовнушение факта овладения особенностями ИК, позволяющее реализовать переход инородного в статус приобретенного) — проявление иноязычной специфики в педагогической деятельности через: гармоничное сочетание противоположных по смыслу ценностей родной и ИКопределение границы между обогащающим эффектом и негативными проявлениями ИКпреодоление внутреннего иммунитета к соединенным образованиямгармонизацию сосуществования качественно нового образования с ценностями родной культурыперестроение иерархии ценностных ориентаций родной культуры с учетом новых образований.

2. На основе разработанного процессуального компонента освоения ИК, реализованного в модели освоения ИК как средства обогащения ПК, удалось обогатить ПК будущего учителя в процессе овладения английской культурой, потенциал которой заключен во всех структурных элементах культуры.

3. Присвоение специфических особенностей английской культуры должно происходить с учетом негативных проявлений (снобизм, ксенофобия, догматический консерватизм, чрезмерный индивидуализм и т. д.) во избежание утраты исконно российских ценностей (духовность, творчество, щедрость души, соборность и т. д.).

4. Для более эффективного обогащения ПК будущего учителя в процессе освоения ИК необходимо создавать комплекс педагогических условий, а именно: общее положительное отношение к изучению иностранного языкаосознание необходимости овладения особенностями ИК, способных обогатить ПКстремление руководствоваться специфическими особенностями ИК в своем поведениипотребность в самосовершенствовании, самореализации в процессе освоения ИК.

5. Обоснованность выявленных критериев (уровень овладения знаниями о потенциале ИКприсвоение положительно оцениваемых особенностей ИКприменение особенностей ИК будущим учителем в педагогической деятельности, осознание и оценка своих действий в соответствии с осмысленными особенностями ИК), позволяющих оценить уровень обогащения ПК, была доказана в ходе проведенной опытно-экспериментальной работы.

6. Проведенная опытно-экспериментальная работа доказала высокую эффективность предложенных условий и средств, что нашло подтверждение при оценивании результатов в экспериментальной и контрольной группах. Это дало основание утверждать, что сформированные в гипотезе условия не только обоснованы теоретически, но и нашли практическое подтверждение.

Исследование выдвинуло ряд вопросов, решение которых требует дальнейшего изучения и проверки. К ним относятся: перспектива дальнейших исследований в детальном изучении психологических особенностей студентов на каждом этапе обогащения ПКпотенциалом для обогащения родной и ПК может выступать культура многих наций (европейские страны, страны исламского мира и др.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М., 1980.-173 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения //Проблема общения в психологии. -М., 1981. -235 с.
  4. H.A. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. -Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1997. 216 с.
  5. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция педагогической оценки учения школьников. М., 1984. — 304 с.
  6. Ш. А. Как живете, дети?: Пособие для учителя. М.: Педагогика, 1986.- 176 с.
  7. Ш. А. Личностная гуманная основа педагогического процесса: Минск: Университетское, 1990. — 559 с.
  8. Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  9. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х томах. М., 1980, Т.2.-187 с.
  10. О.О. Средства формирования педагогической культуры как основы готовности студентов к профессиональной деятельности (на примере института искусств): Дис. канд. пед. наук. Саратов, 2002. — 153 с.
  11. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977. — 254 с.
  12. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981.-96 с.
  13. Г. С. Философско-аксиологические идеи в концепции человека C.JI. Рубинштейна //Философские науки, 1989, № 7, с. 35.
  14. М.М. Эстетика словесного творчества. -М.-1979. -364 с.
  15. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Издательство Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.
  16. JI.A. Проблема понимания в педагогической деятельности. Екатеринбург, 1995.
  17. B.JI. Педагогическая культура: философско социалогический анализ. Уфа, 1997.
  18. H.A. О работе и свободе человека// Мир философии. М., 1991. -Ч.2.-С.310
  19. Бим И.JI. Подход к системе упражнений с позиции иерархии целей и задач // Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия / сост. A.A. Леонтьев. М., 1991.
  20. Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1994. — № 1. — С.7
  21. A.A. Личность и общение. // Избр. труды. — М., 1983. 127 с.
  22. A.A. Проблема способностей в психологии. // Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. — С.24−37.
  23. Большая Советская Энциклопедия, Т. 16, 1974. — 399 с.
  24. Е.В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность Педагогика № 3, 1999 (стр. 37 43).
  25. О.С. Педагогический артистизм: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 240 с.
  26. .В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности: Автореф. дис. кан. пед. наук. Тюмень, 1998. — 24 с.
  27. И.Е. Введение в педагогическую культурологию, Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 1999. 104 с.
  28. М.Л. Историко — педагогические аспекты развития теории и практики многокультурного образования в США: Автореф. дис.. кан. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2001. — 23 с.
  29. Л.С. Психологическая педагогика. -М., 1991. 170 с.
  30. М.А., Галагузова Ю. Н. и др. Социальная педагогика: Курс лекций / под общей ред. М. А. Галагузовой — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 416 с.
  31. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М., 1965. — 232 с.
  32. Гегель Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1977. Т. З С. 343.
  33. И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.
  34. .С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. — 432 с.
  35. С.А. Диагностика качеств творческой индивидуальности педагога. Учебное пособие, Тюмень, издательство ТГУ, 1998. 88 с.
  36. В.В. Межсубъектные отношения в педагогическом процессе: Автореф. Дис.. докт.пед.наук. СПб.,-1992. 37 с.
  37. Т.Г., Попков В. Л., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под. Ред. А. П. Садохина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 352 с.
  38. В.В. О понятии развивающего обучения. / Педагогика, 1995, № 1. -с. 29−36.
  39. Г. Г. Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к межкультурной коммуникации: Автореф. дис.. кан. пед. наук. — Сибай, 2002. 27 с.
  40. А.Н. Педагогика: История педагогических идей: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 352 с.
  41. А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 200 с.
  42. Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999.-208 с.
  43. М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике. Екатеринбург: Наука, УрО, 1998. — 312 с.
  44. В.И. Педагогическое творчество учителя М.: Педагогика, 1987.
  45. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого — педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.
  46. В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 192 с.
  47. Е.Ю. Педагогическая и культурно образовательная ситуация Педагогика № 3, 1999 (стр. 69 — 73).
  48. И.И. Структура процесса учения. — Издательство Московского университета, 1986. 201 с.
  49. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 208 с.
  50. Кан-Калик В. А. Никандров Н.Д. Педагогическое творчество, М., 1990.
  51. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
  52. К. Королевская семья Англии. Кн. 1/пер. с англ. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999.-448 с.
  53. В.Г., Миронов В. Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 520 е.: ил.
  54. М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995 — 176 с.
  55. Коростылева J1.A. Кравченко Н. Е. Пути профессиональной и личностной самореализации человека. Уч. Пособ. СПб., 1997
  56. В.В. Психология межкультурных различий. — М.: ПЕР СЭ, 2002. -416с.
  57. Н.Б. Культурология образования М.: Народное образование, 2000. -272 с.
  58. Н.В. Формирование педагогических способностей. JI, 1961.
  59. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности, Л.: Издательство ЛГПУ, 1970. 115 с.
  60. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
  61. Культура современного урока / под ред. Щурковой Н. Е. — Тюмень, ТОГИРРО, 1997.-76 с.
  62. Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов (под редакцией профессора Марковой А. Н. 2-е издание, перераб., 1998).
  63. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. — 608 с.
  64. Н.В. На пути к профессиональному мастерству. М., 1990.
  65. K.M. Личность педагога: становление и развитие, 1991.
  66. K.M. Основы педагогической деонтологии. М., 1994.
  67. K.M. Педагогическая деонтология. Екатеринбург, Издательство «Деловая книга», 1999. — 272 с.
  68. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. -М., 1992.
  69. Л.Н. Гуманизация обучения как средство развития профессионально-педагогической культуры будущих учителей (общепедагогический аспект): Дис. канд. пед. наук. — Саратов, 2000. 146 с.
  70. Е.В. Культурология. Теория культуры. Учебное пособие / Е. В. Мареева. 2-е изд., исправ. и доп. — М.: Экзамен, 2002. — 192 с.
  71. Э.С. Узловые проблемы теории культурных традиций. // Советская этнография. 1981. — № 2−3.
  72. В.Ф. Личность и игра // Проблемы освоения театральной педагогики в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя. — Полтава, 1991 г.
  73. А. Мотивация и личность: Философские портреты/ТВестник МГУ -сер. 7, философия.№ 3. 1991. с.66−77.
  74. А. Социодинамика культуры. М., 1973.
  75. Н. Д. Проблемы ценностей в современном обществе : Актовая лекция, прочит. Н. Д. Никандровым 18 нояб. 1997 г. / Николай Дмитриевич Никандров. СПб.: СПбГУП, 1998. — 17 с.
  76. Н.Д. Ценности как основа целей воспитания / Н. Д. Никандров // Педагогика. 1998, № 3. — С. 3−10.
  77. А.Е. Формирование диалектического мышления будущих педагогов: Автореф. дис. кан. пед. наук. Саратов, 2001. — 19 с.
  78. В.В., Шустилова И. И. Британия вкратце (англ. Britain in Brief), Новая школа, М., 1997.
  79. Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Липецк, 1998.
  80. Г. Человек в современном мире /Пер. с англ. / Под общ ред. В.А. Кувакина/. М.: Прогресс, 1985
  81. Педагогика: Учеб. / Под ред. П. И. Пидкасистого- М.: Роспедагентство, 1996.- 604 с.
  82. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544 с.
  83. Педагогическое речеведение: словарь-справочник/ под редакцией Ладыженской Т. А. и Михальской А. К., Наука, 1998.
  84. Педагогика народов мира: История и современность. М. Педагогическое общество России, 2001. — 576 с.
  85. О.Л. Развитие профессионально-педагогической культуры студентов факультета социальной педагогики: Автореф. дис.. кан. пед. наук. — Магнитогорск, 2001. 19 с.
  86. Профессиональная культура учителя: (Прогр. изучения) — Сост. В. А. Сла-стенин, Н. И. Филиппенко.- М.: Б.и., 1993.- 22 с.
  87. М. Твой образ, учитель, Воспитание школьников. -№ 2, 1998.
  88. С.Л. Проблемы общей психологии. М.1976. 416 с.
  89. С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1989.-328 с.
  90. А.П., Грушевицкая Т. Г. Этнология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 304 с.
  91. Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Учебное пособие. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 224 с.
  92. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 240 с.
  93. З.В. Социология и психология национальных отношений: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 203 с.
  94. В.В. Английский язык: Пособие по культуроведению для XI шк. с углубленным изучением англ. яз. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2001. — 207 с.
  95. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 162 с.
  96. В.А., Шиянов Е. Н. Гуманистическая концепция педагогического образования. //Современная высшая школа, 1991, № 4. с. 83 — 91.
  97. В.А. Этнопедагогическая культура учителя: Содерж. пед. образования./ В. А. Сластенин, В. А. Николаев // Magister.- 2000.- N 3.- С. 20−34.
  98. К.С. Собрание сочинений в 3-х томах. — М., 1954. Т. 1.
  99. Т.К. Педагогические условия развития проективных умений студентов вуза (на примере изучения иностранного языка): Автореф. дис.. кан. пед. наук. Оренбург, 2002. — 19 с.
  100. В.А., Сухарев М. В. Европейцы и американцы глазами психолога.- Мн.: «Белорусь», 2000. — 366 с.
  101. В.А. Хрестоматия по этике. М.: Педагогика, 1990. — 304 с.
  102. A.B. Педагогические аспекты формирования механизмов иноязычной речевой деятельности на основе устной речи: Автореф. дис.. кан. пед. наук. Саратов, 2000. — 24 с.
  103. Тер Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. — М.: Изд-во «Слово», 2000.
  104. В.А. Толерантность и согласие: материалы международной конференции «Толерантность, взаимопонимание и согласие». Якутск, июнь 1997 /отв. ред. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1997.
  105. A.B., Бобров A.A. Формирование у учащихся учебных умений. М.: Знание, 1987.-80 с.
  106. A.B. Педагогические условия развития аксиологической культуры личности будущего учителя: Дис. канд. пед. наук. — Оренбург, 2001.- 148 с.
  107. И.И. Профессиональная этика учителя, Киев, «Радянська школа», 1988.
  108. И. И. Чернокозова В.Н. Этика учителя, Киев, «Радянська школа», 1973.
  109. С.И. Формирование педагогической направленности студентов вузов культуры: Автореф. дис.. кан. пед. наук. Тюмень, 1997. — 21 с.
  110. В.Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993.
  111. В.Д. Деятельность и способности. М., 1995.
  112. Р.Х. Творческий рост педагога. М., 1985.
  113. Я.Э. Технологическое обеспечение формирования мотивации самообразовательной деятельности студентов: Автореф. дис.. кан. пед. наук. — Волгоград, 2002. 24 с.
  114. О.В. Формирование профессионального статуса будущего учителя в период его обучения в вузе: Автореф. дис.. кан. пед. наук. — Магнитогорск, 2002. — 19 с.
  115. П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993.
  116. Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М., 1997.
  117. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1977. Т.З. С. 343.
  118. И.С. Личностно — ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996 — 96 с.
  119. И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения//Вопросы психологии. -1995.- № 2. с. 31- 42.
  120. Alexander, Harriet S. American and British poetry: A guide to the Criticism, 1925−1978 / Harriet S Alexander и Сотр. by Harriet Semmes Alexander. 3. print. — Athens etc.: Swallow Press, 1986. — 486 p.
  121. Allen, G.C. British industries and their organization / G. C Allen и By G.C.Allen. New impr. — London- New York- Toronto: Longmans, Green, 1957. — 289p.: tab.
  122. Allitt, Patrick. Catholic converts: British a. American intellectuals turn to Rome / Patrick Allitt и Patrick Allitt. Ithaca- London: Cornell Univ. Press, 1997. -343 p.
  123. Barnes S.V. England’s civic universities and the triumph of the Oxbridge ideal // History of education quarterly.- 1996.- Vol. 36, N 3.- P. 271−305. 36.
  124. Bell, J J The history of England/ By J. J. Bell.- Санкт-Петербург: Питер, 1995.-219 p.: ill.
  125. Best of young British novelists / Ed. rBill Buford и Executive ed.:Pete de Bola. -New York: Granta Publ.-Harmondsworth (Midd'x): Penguin BooksDist., 1983. 319p.: portr.
  126. British life and institutions: The press-Politics-The family-Local government / Catherine Addis (B.l-2) и Matthew Hancock (B.2). London: BBC English, 1992.- 1 мфк. — 61 p.: ill.
  127. British Foreign policy in the Second World War / Llewellyn Woodward и Sir Llewellyn Woodward. In vol. — London: H.M.Stat.off., 1971 — 620p.
  128. British studies in the new millenium: The challenge of the grassroots. Tartu: Univ. of Tartu, 2001. — 209 p.: ill.
  129. Brooks, Wyck Van. New England: Indian summer, 1865−1915 / Wyck Van Brooks и By Van Wyck Brooks. 18.print. — New York: Dutton, 1940. — 557p.
  130. Cannon, John. The Oxford illustrated history of the British monarchy / John Cannon, Ralph Griffiths и John Cannon a. Ralph Griffiths. Repr. — Oxford- New York: Oxford Univ. Press, 1996. — 727p.
  131. Castleden, Rodney. Harrap’s book of British dates: A comprehensive chronological dictionary of British dates from prehistoric times to the present day / Rodney Castleden и Rodney Castleden. London: Harrap, 1991. — 446 p.
  132. Christie, Ian R. British history since 1760: A select bibliography / Ian R Christie и By Ian R.Christie. London: Hist.Assoc., 1970. — 56p.
  133. Ensor, R.C.K. England, 1870−1914 / R.C.K Ensor. Repr. — Oxford: Clarendon Press, 1936. — 634p.: 7.l.map. (The Oxford hist. of England).
  134. Hardy, Barbara. The Moral Art of Dickens/ New York: Oxford Univ. Press, 1970.
  135. Hargreaves, Andy Changing teachers, changing times: Teachers' work and culture in the postmodern age/ Hargreaves A London: Cassell, 1994.- XVI, 272 p.: ill. (Teacher development). — Ind.: p.265−272.
  136. Hechter, Michael. Internal colonialism: The Celtic fringe in British national development, 1536−1966 / Michael Hechter h Michael Hechter. Berkeley-Los Angeles: Univ. of California Press, 1975. — XVIII, 361p.: ill., fig., map., tab.
  137. Jerrold, Douglas. England: Past, present, a. future / Douglas Jerrold h Douglas Jerrold. London: Dent, 1950. — 34lp.
  138. Johnson, Edgar. Charles Dickens: His Tragedy and Triumph. 2 vols. New York: Simons and Schuster, 1952. Rev. And Abridged, 1 vol., New York: Viking, 1977.
  139. Kaplan, David. Culture theory / David Kaplan, Robert A Manners, David Kaplan h Robert A. Manners. 2.print. — Prospect Heights (IL): Waveland Press, 1986.-212p.
  140. Kendle, John. The British Empire-Commonwealth, 1897−1931 / John Kendle h John Kendle. Melbourne: Warne, 1972. — 60p.: map. (Warne modern hist. monographs).
  141. McDonnell, Helen et al. England in literature / Helen et al McDonnell, Helen McDonnell, John Pfordresher h Gladys V.Viedemanis. 7.ed. — Glenview (IL): Scott: Foresman, 1985. — 862p.: ill., phot. (America Reads).
  142. Maslow A. Toward a psychology of being. New York: Van Nostrand. 1968.
  143. Mauger, Peter. The British people, 1902−1968 / Peter Mauger, Leslie Smith h By Peter Mauger a. Leslie Smith. London etc.: Heinemann Educational Books, 1972. — 246p.: ill., map., portr. (The British people ser.).
  144. Morris, Marilyn. The British monarchy and the French Revolution / Marilyn Morris h Marilyn Morris. New Haven-London: Yale Univ. Press, 1998. -229p.: ill., fig.
  145. Morrison K. Building progression into modular higher degrees in education // British journal of in-service education. 1993. — Vol. 19, N 3. — P. 5−11. 19.
  146. New Britain: The heritage of the past a. challence of the future: Proceedings of the 2nd Intern. Tartu Conference on British studies held at the Univ. of Tartu, Au / Ed. Pilvi Rajamae. Tartu: E.h., 1999. — 185 p.: tab., fig.
  147. Oakland, John. British civilization: An introduction / John Oakland h John Oackland. 3.ed., repr. — London-New York: Routledge, 1996. — 346p.: ill., fig., pi., tab. (British studies. British culture).
  148. Puckrein, Gary A. Little England: Plantation society a. Anglo-Barbadian politics, 1627−1700 / Gary A Puckrein h Gary A. Puckrein. New York- London: New York Univ. Press, 1984. — 235p.: ill., front., facs., map.
  149. Ross, Marc Howard. The culture of conflict: Interpretations a. interests in comparative perspective / Marc Howard Ross h Marc Howard Ross. New Ha-ven-London: Yale Univ. Press, 1993. — 240p.: fig., tab.
  150. Shakespeare William. Henry IV. New York: Penguin Popular Classics. 1994.
  151. Souden, David. This Land of England / David Souden, David Starkey, By David Souden a. David Starkey h Phot, by Peter Anderson et al. London: Muller, Blond a. White, 1985. — 208 p.: ill., front., phot.
  152. Stewart, Garrett. Dickens and the Trials of Imagration. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1974.
  153. B. & R. Country Houses of England. Taschen, 1999. 192 p.
  154. Street, Sarah. British national cinema / Sarah Street h Sarah Street. London- New York: Routledge, 1997. — 232p.: ill., phot. (Nat. cinema ser.).
  155. The Oxford history of the British Empire: Ed. P.J. Marshall, Ass. ed.: Alaine Low — anglais. Oxford- New York: Oxford Univ. Press. 1989. -186 p.
  156. Thompson, John B. Ideology and modern culture: Critical social theory in the era of mass communication / John B. Thompson h John B. Thompson. Stanford (CA): Stanford Univ. Press, 1990. — 362p.: ill., fig., tab. (Sociology- SP 282).
  157. Vahimagi, Tise. British television: an illustrated guide / Tise Vahimagi h Comp, for the British Film Inst, by Tise Vahimagi. 2. ed. — Oxford etc.: Oxford Univ. Press, 1996. — 387 p.: ill., phot.
Заполнить форму текущей работой