Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Специфика функциональной асимметрии мозга у военнослужащих с риском алкогольной зависимости

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую основу исследования составили: концепция A.A. Ухтомского (1951) о «функциональном органе» как прижизненно складывающейся система функций и реализующих их морфологических субстратов, медиаторе решения конкретных задач в жизнедеятельности индивидаучение о функциональных системах (Анохин П.К., 1975), согласно которому невозможно рассматривать каждый поведенческий акт в отдельности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕС КИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА У ЛИЦ С РИСКОМ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
    • 1. 1. Психофизиологические механизмы зависимости
      • 1. 1. 1. Социальные причины алкогольной зависимости
      • 1. 1. 2. Психологические факторы, способствующие 19 формированию алкогольной зависимости,
      • 1. 1. 3. Физиологические механизмы зависимости
    • 1. 2. Функциональная асимметрия мозга и методы ее оценки
      • 1. 2. 1. Понятие функциональной асимметрии и функции левого и 29 правого полушарий
      • 1. 2. 2. Психологические и психофизиологические особенности 38 людей с разной выраженностью латеральных признаков и методы оценки функциональной асимметрии мозга
    • 1. 3. Связь функциональной асимметрии мозга с алкогольной 44 зависимостью
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Общая характеристика исследуемой выборки
    • 2. 3. Методики исследования
    • 2. 4. Методы статистической обработки результатов
  • ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 3. 1. Выявление группы риска в отношении алкогольной 65 зависимости
    • 3. 2. Особенности профиля функциональной сенсомоторной 71 асимметрии у испытуемых с разной степенью риска алкогольной зависимости
    • 3. 3. Особенности функциональной асимметрии мозга у 72 испытуемых разных групп

Специфика функциональной асимметрии мозга у военнослужащих с риском алкогольной зависимости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из важнейших проблем современного общества является широкая распространенность зависимого поведения (Кошкина Е.А., 2001; Смагин С. Ф., 2000). Суть его состоит в стремлении уйти от реальности путем искусственного изменения психического состояния. Этот путь стереотипизируется и^ для каждого человека в существенной мере ограничивает сферу взаимодействия с окружающей средой, хотя для разных людей* это может быть большой, спектр способов изменения своего состояния (Залевский Г. В., 2003; Короленко Ц. П. и др., 2007). Одним из самых распространенных видов зависимости является зависимость от алкоголя (Братусь Б.С., Сидоров П. Ил, 1984; Генкина" О.Н., Курелла Б., 1988; Завьялов В. Ю., 2003). Большую опасность представляет распространенность этого типа зависимости у молодежи (Личко А.Е., 1977; Гузиков Б. М. и"др., 1993; Кулаков С. А., 1998).

Армия, являясь частью общества, вбирает в себя все его проблемы (Васильев А.И. и др., 1999). Именно поэтому при подготовке курсантов военного училища одной из первых встает проблема оценки группы риска в отношении алкогольной зависимости. Это проблема1 важна в нескольких ее аспектах: с одной стороны, необходимо выявить лиц, которые, став офицерами, могут проявить зависимость. С другой стороны, каждый будущий офицер должен сам уметь выявлять среди новобранцев тех, кто может относиться к группе риска в отношении алкогольной зависимости, и в дальнейшем уметь работать с ними и, в лучшем случае, предотвратить реализацию возможности в реальность. И, наконец, современные требования к образовательной среде обязательным компонент включают ее безопасность (Баева И.А., 2002), которая в существенной мере может быть нарушена при возрастании среди курсантов числа лиц с алкогольной зависимостью.

Современные концепции зависимости вычленяют три причинные группы факторов, способствующих его формированию: социальную, психологическую и психофизиологическую (Короленко 1991, 1993,2007).

Типичное исследование алкогольной зависимости обращено к открытому сообществу (Вассерман Л.И. и др, 1993): И потому становится"крайне важным оценить, каким образом реализуется зависимость в закрытом мужском сообществе со строгим режимоми регламентацией поведенияЭта группа имеет ту особенность, что на. некоторое времястирает социальные различия, хотяони могли быть, крайне отличнымидо поступленияюношей ввоенное училищеНа первыйпланвыступают в этом случае психологические и психофизиологические Причины, Л которые более четковычленяются из социальных, чем при подобном исследовании во всей популяции.

B-настоящее время появилось множество противоречивых данных ороли функциональной? асимметрии' в формировании зависимого от алкоголя поведения. Показано, что среди народов, проживающих в заполярном регионе, резко увеличено число людей с левыми латеральными признаками (Аршавский В.В., 2007), но-там жешироко распространеналкоголизм: (Леутин В.П. идр-, 1999;: Хаснули№ В-И. и, др, 1983; Новикова Н. И.,, 1995): Согласно некоторым исследованиям, большая вероятность алкоголизма проявляется у левшей (Чуприков А.П., Марценковский H.A., 1995,. Москвин В. А., 2002),. согласно. другим — только? имеющим ведущий левый глаз (Егоров A. KD:-, Тихомирова Т. В., 2004), и есть, исследования, опровергающие такую связь (Kwon е. а L. М., 1997).

Самую сложную1 картину дают исследования* активности? мозга, интерпретация которых крайне затрудненаиз-за того, что этот результат складывается из активности -¦ подкорковых^ структур, корковых структур и реципрокных влияний другого полушария (Абакумова A.A.,. 2000). Есть точка зрения,. что многие проблемы, возникающие при описании связи левшества или любых проявлений латеральных признаковс. алкоголизмом или другими социально отрицательным факторами, объясняется использованием разных методик определения левшества, небольшими выборками испытуемых (Perelle I.B., Ehrman L., 2005) и часто методическими неточностями (Дубровинская Н.В.,. Фарбер Д. А, 1996). В то же время именно следование или его отсутствие методическим правилам в значительной мере предопределяет будущий результат исследования (Асмолов А.Г., 1984; Алехин А. Н., 2010).

Безусловно, наличие простого прогностического параметра, позволяющего предсказывать вероятность развития такой опасной зависимости как алкогольная, представляло бы большую практическую ценность. Однако" имеющиеся^ результаты исследований не позволяют сделать однозначный' вывод о том, что таким прогностическим параметром является только определенное сочетание латеральных сенсорных и моторных признаков.

Однако продемонстрировано, что при алкогольном делирии происходит подавление активности правого полушария (Двирский А.Е. и др., 1990), которое в норме отвечает за процессы адаптации (Леутин"В.П., Николаева Е. И., 2005). Это позволяет предположить, что* эмоциональные проблемы, ставящие перед человеком кажущиеся неразрешимыми, или сложными задачи, могут провоцировать и правополушарную активность, и алкоголизм. В. П. Леутин (1998)'. показал, что длительно нерешаемые проблемы ведут к феномену «незавершенной адаптации», что обусловливает постоянную активацию правого полушария. Но в этом случае не должно быть связи профиля функциональной асимметрии алкоголизма. В настоящий" момент нет однозначного ответа на вопрос о связи<

Цель исследования: изучить специфику функциональной асимметрии мозга у военнослужащих с риском алкогольной зависимости.

Объект исследования — 170 курсантов военного училища.

Предмет исследования — специфика функциональной-асимметрии мозга у военнослужащих с риском алкогольной зависимости.

Гипотеза исследования:

• Профиль функциональной сенсомоторной асимметрии не связан с риском алкогольной зависимости.

• Риск алкогольной зависимости связан с социальным окружением и изменением структуры копинг-стратегий.

• Вербально-мануальная интерференция выше у испытуемых группы риска в отношении алкогольной зависимости.

• Риск алкогольной зависимости сопровождается изменением восприятия эмоциогенной информации, направленной в правое полушарие.

Цель, объект, предмет и гипотезы исследования определили задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические подходы к изучению специфики функциональной асимметрии мозга у военнослужащих с риском алкогольной зависимости.

2. -Разработать анкету, направленную на выявление группы риска в отношении алкогольной зависимости у курсантов.

3. Определить особенности копинг-стратегий военнослужащих с разным риском алкогольной.зависимости.

4. Оценить профиль функциональной асимметрии у военнослужащих с разным риском алкогольной зависимости.

5. Выявить специфику взаимоотношений полушарий мозга у военнослужащих с разным риском алкогольной зависимости.

6. Описать особенности запоминания эмоциогенной информации, направленной раздельно в левое и правое полушария мозга.

Методологическую основу исследования составили: концепция A.A. Ухтомского (1951) о «функциональном органе» как прижизненно складывающейся система функций и реализующих их морфологических субстратов, медиаторе решения конкретных задач в жизнедеятельности индивидаучение о функциональных системах (Анохин П.К., 1975), согласно которому невозможно рассматривать каждый поведенческий акт в отдельности, без учета других реакцийкультурно-историческая концепция развития психики Л. С. Выготского (1982, 1999) и А. Р. Лурии (1973, 1977), рассматривающая поведение человека в зависимости от социальной ситуации развитиятеория деятельности А. Н. Леонтьева (1975, 1983) — представления о системном характере межполушарных взаимодействий (Спрингер С., Дейч Г., 1983; Брагина Н: Н., Доброхотова Т. А., 1988; Леутин В. П., Николаева Е. И., 1988, 2008; Бианки В. Л., 1989; Марютина Т. М., 1993, 1999; Хомская Е. Д., 2006, Кнпига Б., 1973; Оаггаг^а' М'. е.а., 1979; Аппей М., 2008; и др.,) — представление об аддикции как целостной характеристики личности, формирующейся на основе действия системы подкрепления (Судаков К.В. и др, 1988; Короленко Ц. П., 1991, 2005; Смагин С. Ф., 2000, 2002; Шипицина, 2002; Менделевич, 2005).

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2007 по 2010 гг. и включало ряд этапов. Первый этап (2007;2008 гг.) был направлен на изучение и анализ литературных источников по изучаемой проблемеформулировку основной идеи и проблемы исследования, определение его гипотезы, задач, методовподбор диагностических методик. На втором этапе (2008;20 Югг) проводилось исследование, в котором, принимали участие 170 курсантов военного института.

Для решения* поставленных задач и проверки исходных предположений использовались следующие методики:

Первая группа методик была направлена на выявление группы риска в отношении алкогольной зависимости и мотивации употребления алкоголя, вторая — на оценку профиля функциональной сенсомоторной асимметрии, третья — на оценку особенностей функциональной асимметрии мозга у курсантов.

Методики, направленные на выявление группы риска в отношении алкогольной зависимости и мотивации употребления алкоголя:

• Анкета, направленная на самооценку частоты употребления алкоголя испытуемым и его близкими.

• Методика измерения уровня тревожности (Шкала Тейлор Дж. в адаптации Немчина Т.А.), (Дерманова И.Б., 2002).

• Методика определения мотивации потребления алкоголя (Завьялов В.Ю., 1986).

• Методика, описывающая копинг-поведение в стрессовых ситуациях (разработана Норманн С., Эндлер Д. Ф., Джеймс Д. А., Паркер М. И., адаптированный вариант Крюковой Т. А. 2001).

Методики, направленные на оценку профиля функциональной сенсомоторной асимметрии.

• Оценка профиля функциональной сенсомоторной асимметрии с помощью совокупности проб (Леутин В.П., Николаева Е. И., 2005).

Методики, направленные на оценку функциональной асимметрии мозга.

• Вербально-мануальная интерференция по методике (Янсон В.Н., Кенга З. Ф., 1983).

• Моноауральное прослушивание гудков разной длительности при наличии и отсутствии неизбегаемого негативного подкрепления (Леутин В.П., Николаева Е. И., 1988).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена теоретическим анализом научных источников по проблеме исследованиярепрезентативностью выборкииспользованием методов диагностики, адекватных предмету исследованияусловиями процедуры обследования испытуемыхнепротиворечивостью результатов, полученных на различных этапах исследования, применением необходимых методов статистической обработки данных.

Научные положения, выносимые на защиту:

• Риск алкогольной зависимости не связан с типом профиля функциональной сенсомоторной асимметрии.

• Риск алкогольной зависимости повышается при большом числе негативных эмоциональных событий, произошедших с человеком в течение последних 12 месяцев, наличии в. ближайшем окружениюлюдещ имеющих признаки^алкогольной зависимости и снижении уровня копинг-стратегии, решение задач.

• • У испытуемых группы рискам в отношении' алкогольной зависимости1 интерференциявербальной информации на двигательную связана! с большими тормознымивлияниями со стороны левого полушария на функции правого. '.

• Риск, алкогольной, зависимости сопровождается изменением реагирования на эмоциогенную информацию, предъявленную в правое полушарие, что обусловлено чрезмерной длительной активацией правого полушария мозга.

Научная.' новизна исследованияПредложенаи- апробирована анкета, направленная на оценку риска в отношении* алкогольной"зависимости. Доказано, что нет связимежду риском алкогольной зависимостии типом профиля функциональной сенсомоторнойасимметрииУстановлено, что наиболее вероятными мотивами принятия алкоголя испытуемыми без риска алкогольной зависимости являются социально-психологические, тогда как для испытуемых с высоким риском алкогольнойзависимости характерны и социально-психологические, и личностные, ипатологические.- Показано, чтоуменьшение выраженности копинг-стратегии, направленной' нарешение задач, и увеличение выраженности стратегий, направленных на уход от. решения задач, свидетельствует о формировании зависимости. Выявлено, что вербально-мануальная: интерференция значимо выше у испытуемых группы риска в отношении алкогольной зависимости при выполнении теппинга левой рукой.

Риск алкогольной зависимости связан с изменением реагирования на эмоциогенную информацию, направленную в правое полушарие.

Теоретическая значимость исследования. Расширены научные представления о психофизиологических и психологических механизмах формирования алкогольной зависимости. Выявлены способы совладающего поведения людей с разным риском формирования алкогольной зависимости. Уточнены особенности профиля функциональной сенсомоторной’асимметрии у курсантов с разным риском алкогольной зависимости. Углублено представление о специфике восприятия! эмоциогеннош и нейтральной информации людьми с разной степенью риска алкогольной, зависимости, имеющими разные типы профиля функциональной сенсомоторной, асимметрии. Уточнены особенности межполушарных отношений у людей с разным риском алкогольной зависимости.

Практическое значение исследования. В комплексном диагностическом подходе апробирован блок методик, который позволяет в рамках профилактического осмотра выявлять группу риска среди курсантов или новобранцев в отношении алкогольной зависимости. Полученные данные могут лечь в основу профилактической программы по работе с новобранцами и курсантами группы риска в отношении алкогольной зависимости.

Область применения результатов исследования. Данные могут быть использованы в военкоматах при наборе новобранцевв военных институтах при оценке первокурсников для выявления группы риска в отношении алкогольной зависимости. Теоретические представления, лежащие в основе работы, могут быть использованы при составлении лекционных курсов «Психология девиантного поведения», «Психология здоровья и здорового образа жизни» для студентов, изучающих психологию и педагогику.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось на методических совещаниях в Военном институте, на заседаниях кафедры специальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета, кафедры психологии и психофизиологии ребенка Российского государственного педагогического университета, а также на следующих конференциях: Межвузовской (с международным участием) научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Проблемы и перспективы общетеоретической, прикладной и специальной психологии» (Новосибирск, 2010) и Международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические технологии в условиях инновационных процессов в медицине и образовании» (Кемер, Турция, 2010).

Публикации. Основные положения и результаты работы отражены в 9 публикациях, в том числе 4 — в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Основной текст диссертации занимает 109 страниц, общий объем диссертации составляет 118 страниц.

Список литературы

включает 206 наименования, из них 166 работ отечественных авторов и 40 работ иностранных авторов. Основной текст диссертации содержит 10 таблиц, 2 рисунка.

Выводы.

1. Курсанты группы риска в отношении алкогольной аддикции переживают больше эмоциональных событий в течение предшествовавших 12 месяцев, они более тревожны, имеют более высокий уровень мотивации употребления алкоголя, их близкие чаще и больше употребляют алкогольных напитков по сравнению с этими показателями в контроле и в группе с низким риском формирования алкогольной зависимости.

2. Уменьшение выраженности копинг-стратегии, связанной с решением задач и увеличение уровня стратегий, связанных с уходом от решения, задач, является фактором риска формировании алкогольной зависимости.

3. Наиболее вероятными мотивами принятия алкоголя испытуемыми, не потребляющими или редко потребляющими алкоголь, являются социально-психологические, среди которых в большей мере выражены традиционные, социально-обусловленные, культурально-распространен-ные мотивы и псевдокультурный тип мотивов, свидетельствующий о стремлении человека приспособить свой личный опыт к «алкогольным ценностям» социальной микросреды, в которой он функционирует. Испытуемые контрольной группы в наибольшей мере были устойчивы к давлению референтной группы в отношении принятия алкоголя. У испытуемых группы риска в отношении алкогольной зависимости выявлены все вида мотивов принятия алкоголя, в том числе патологические мотивы, связанные стремлением с помощью алкоголя снять абстинентные явления и мотивы, отражающие фиксацию в сознании истинного влечениям алкоголю.

4. Риск формирования алкогольной зависимости не связан с выраженностью одного профиля функциональной сенсомоторной асимметрии. Распределение курсантов группы риска по типам профиля функциональной сенсомоторной асимметрии не отличается от такового среди курсантов других групп.

5. Скорость теппинга, выполняемого отдельно левой и правой рукой, зависит от профиля функциональной сенсомоторной асимметрии, но не зависит от принадлежности или непринадлежности к группе риска в отношении алкогольной зависимости. Теппинг лучше выполняется ведущей рукой.

6. Вербально-мануальная интерференция значимо выше у испытуемых группы риска в отношении алкогольной зависимости при выполнении теппинга левой рукой (вне зависимости от того, какая рука является ведущей).

7. Испытуемые контрольной группы и группы с низким уровнем риска алкогольной зависимости вне зависимости от типа профиля лучше воспроизводят длительность стимулов, сопровождаемых легким ударом тока по сравнению с нейтральными. Точнее всего они воспроизводят стимулы, поданные в ведущее ухо при воспроизведении ведущей рукой.

8. Отличие группы риска в отношении алкогольной зависимости от двух других групп испытуемых состоит в том, что вне зависимости от типа профиля у них точность воспроизведения эмоциогенных стимулов, поданных в левое ухо (правое полушарие), не меняется по сравнению с нейтральными словами.

Заключение

.

Необходимость обращения к проблеме риска алкогольной зависимости у курсантов обусловлена несколькими причинами. С одной стороны, такого рода зависимость весьма широко распространена в обществе, а потому курсанты, приходящие в Военный институт, приносят с собойвсе проблемы, свойственные обществу. другой стороны, условия закрытого сообщества могут, как способствовать, так и препятствовать формированию алкогольной зависимости I и важно знать, каким способом можно выявить группу риска в отношении* алкогольной зависимости, чтобы как можно раньше приступить к рению возможных проблем.

Наконец, перед нами и сложнейшая научная проблема, состоящая в описании механизмов формирования алкогольной зависимости.

Имеющиеся научные данные свидетельствуют о необходимости трех причин для возникновения такого рода поведения: социальных, психологических и психофизиологических. С одной стороны, очевидно, что социальные проблемы способствуют формированию аддикций, с другой стороны, очевидно, что и в" самых благополучных странах мира существует алкогольная зависимость. Следовательно, необходимое определенное сочетание причин разного уровня.

Наши исследования показали, что ближайшее окружение в значительной мере влияет собственным поведением на курсантов. Они еще молоды и находятся в ограниченных условиях, поэтому у курсантов группы риска в отношении алкогольной зависимости поведение пока еще отличается от поведения их родителей, хотя между ними существует высокая корреляционная связь.

Однако группу риска отличает еще и большое число пережитых эмоциональных событий в течение предыдущих 12 месяцев по сравнению с курсантами других групп. Все это, очевидно способствует активации правого полушария, что в свою очередь, ведет как к повышению уровня тревожности, так и изменению структуры копинга, в которой снижается уровень копинга, направленного на решение проблем.

Активация правого полушария проявляется в снижении его возможностей противостоять интерференционным влияниям со стороны левого полушария, и прежде всего, связанных с эмоциональными влияниями.

Наши данные не обнаружили связи типа профиля функциональной сенсомоторной асимметрии с риском алкогольной зависимости. Они частично совпадают с имеющимися данными и могут интерпретироваться следующим образом. В любой популяции в большей мере от алкогольной зависимости страдает, наиболее обширна группа, поэтому в Европейской популяции это люди с правым профилем (потому что он более распространен в ней), тогда как на приполярном Севере — люди с левым профилем, поскольку он присущ большему числу людей.

В то же время остается много нерешенных вопросов, связанных с непосредственным механизмом формирования алкогольной зависимости.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. А. Вызванные потенциалы коры головного мозга и подкорковых структур у больных алкоголизмом и героиновой наркоманией: Автореф. дис. канд. биол. наук. — М., 2000.
  2. Ю.И. Введение в системную психофизиологию // Психология XXI века. М.: Пер Се, 2003. — С.13−48. •
  3. А.Н. К критике оснований психологической- диагностики // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта". 2010. — № 9 (67) — 2010. — С.23−36.
  4. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. — 282'с.
  5. .Г. Билатеральное регулирование как механизм поведения // Вопросы психологии. 1963. — № 5. — С. 83−98.
  6. П. К. Системогевез как общая закономерность эволюционного процесса // Бюллетень экспериментальной биологии. 1948. — Т.26, В.2, № 8.-С. 81−99.
  7. П. К. Теория функциональной системы как предпосылка к построению физиологической кибернетики // Биологические аспекты кибернетики. М.: Медицина, 1962. — С. 74−92.
  8. И.П. Биологические механизмы зависимости от психоактивных веществ // Вопросы наркологии. М.: Медицина- 1995. — N 2. — С.27−32.
  9. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: и переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций •психологическая защита // Психологический журнал. 1994. — Т. 15, № I. С. 3−18.
  10. Ю.Арзуманов Ю. Л., Шостакович Г. С. Межполушарная асимметрия вызванных потенциалов у больных хроническим алкоголизмом // Взаимоотношения полушарий мозга. Тбилиси: Мецниерба, 1982, — С. 152−161.
  11. П.Аршавский В. В. Популяционная структура полиморфизма функциональной межполушарной асимметрии // Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. М.: Научный мир, 2009. -836 с.
  12. М. С. Межполушарные отношения при стойких изменениях эмоционального состояния // Физиология человека.- 1985. Т. 11, № 3. -С. 443−448.
  13. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. — М.: МГУ, 1984.-321с.
  14. Н.Афтанас Л. И. Эмоциональное пространство человека: психофизиологический анализ. Новосибирск: Изд. СО РАМН. 2000.-120с.
  15. E.H., Иванников В. А. О природе побуждения // Вопросы психологии. 1983. — № 4. — С.23−31.
  16. И.В., Зейгарник Б. В., Николаева В. В., Шефтелевич О. С. Отношение к болезни как условие формирования осознаваемых и неосознаваемых форм деятельности.- В кн. Бессознательное.- Тбилиси: Мениереба, 1979.- Т. 2. С. 431−436.
  17. Л.Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий.- Л.: Наука, 1976. 214 с.
  18. A.C. Высшие интегративные системы мозга. — Л.: Наука, 1981. — 253 е.,
  19. A.C. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2005. 317 с.
  20. М.М. К вопросу о функциональной межполушарной асимметрии и латерализации моторных функций // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. М.: НИИ мозга РАМН, 2003.-С. 27−28.
  21. М. М. Леворукий ребенок в школе и дома. — 2-е изд., перераб. -Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 300 с.
  22. М. М., Фарбер Д. А. Психофизиология: энциклопедический словарь / под ред. А. В. Петровского. М.: Пер Сэ, 2006. — 128: с.
  23. Б’ердичевская Е. М. Профиль межполушарная асимметрии и. двигательные качества // Теория, и практика физической культуры. -1999,-№ 9.-С. 43−46.
  24. Е.М. Функциональная* межполушарная асимметрия и спорт // Функциональная межполушарная асимметрии. Хрестоматия. -М.: Научный мир, 2004.- С. 636−671.t
  25. H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности.- М.: Медицина, 1966.- 349с.
  26. Э.Е. Донозологические формы злоупотребления алкоголем, М.: Медицина, 1986. 272с.
  27. В.Л. Асимметрия мозга животных. Л., 1985. — 195 с.
  28. В.Л. Механизмы парного мозга. Л., 1989. — 264 с.
  29. М.Г., Лебедев В. М., Медников Р. Н. Начальное обучение и некоторые вопросы технической подготовки юных футболистов: (Метод, письмо) / Респ. науч.-метод. б-ка по физ. культуре. Минск, 1975.- 19 с.
  30. Т.Н. Участие структур лимбико-диэнцефальноого комплекса в формировании межполушарной асимметрии ЭЭГ человека // Функциональная межполушарная асимметрии. Хрестоматия. М.: Научный мир, 2004.- С. 558−577.
  31. H.H., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. -М.: Наука, 1988.-237с.
  32. . С. Аномалии личности.- М.: Мысль, 1988.- 301с.
  33. .С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М.: Медицина, 1984.- 144 с.
  34. А. И., Сальников А. П., Степашин С. В. Наркомания в армии: социологический анализ. СПб.: Питер, 1999. 111с.
  35. , Л.И., Ерышев О. Ф., Клубова Е. Б. Отношение к болезни, алкогольная анозогнозия и механизмы психологической защиты у больных алкоголизмом // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1993. -№.2.-С. 13−21.
  36. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.:МГУ, 1990.- 223с.
  37. С. Н. Формирование индивидуального профиля функциональной асимметрии подростков в условиях обучения в гимназии: дис.. канд. биол. наук. Кемерово, 2006. — 143с.
  38. Н. В. Половые различия функциональной организации процессов полушарной обработки речевой информации. Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 2000.-238 с.
  39. Н. В., Разумникова О. М: Половой диморфизм функциональной организации мозга при обработке речевой информации // Функциональная межполушарная асимметрия. М.: Научный мир, 2004. -С. 386−410.
  40. Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1999: -345с.
  41. М. Расщепленный человеческий мозг // Восприятие. Механизмы и модели.- М: Мир, 1974.- С. 47−57.
  42. О.Н., Курелла Б. Некоторые нейрофизиологические аспекты действия алкоголя-на ЦНС // Вопросы наркологии.- 1988. № 4. — С. 3847.
  43. К.В. Новая концепция левшества // Доклады РАН. 1997. — Т. 356.-№ 6.-С. 1−5.
  44. Я.П. Мотивационная структура личности «потенциального нарко итоксикомана» // Наркомании и токсикомании у несовершеннолетних и молодежи: Ст. Научно-методических материалов. Новосибирск: Лада, 1995. С. 29−30.
  45. Л.А. Опыт изучения психомоторной организации человека: Автореф. канд.дис. -Л., 1973. -16 с.
  46. A.A., Еремин С. Н., Плюснин Ю. М. Академическая наука в кризисном обществе (на материалах мониторинга Новосибирского Академгородка). Новосибирск: изд. Ин-та философии и права СО РАН, ЦСА, 1997. — 176 с.
  47. С.А. Психология и психотерапия алкогольной зависимости: -Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1998. 64 с.
  48. .М., Вдовиченко A.A., Иванов Н. Я. Выявление контингента подростков с риском злоупотребления наркотическими и другими веществами //Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1993. — № 1.- С.73−75.
  49. В.В., Корсун A.M. Поиск впечатлений как фактор приобщения к наркотикам//Вопр. наркол.- 1990.- N 2.- С. 40−44.
  50. Е.В., Дроздов Э. С., Клейн В. Н. Особенности латерального фенотипа при • алкоголизме // Леворукость, антропоизомерия и латеральная адаптация. М.- Ворошиловград, 1985. — С. 102−103.
  51. А.Е., Кучер Ю. А., Моторный С. М., Власов Г. В. Особенности функциональной асимметрии, головного мозга при различных типах течения алкоголизма и алкогольном делирии // Вопросы наркологии. 1990. -№ 3.- С. 45−46.
  52. В.Л., Черниговская Т. В. Решение силлогизмов в- условияхпреходящего угнетения правого или левого полушарий- мозга //
  53. Физиология человека 1990.- Т. 16, № 5 — С. 21−28.
  54. И.Б. (ред) Личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т.А.Немчина) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб., 2002. — С. 126−128.
  55. JT. А. Особенности частотно-пространственной организации ЭЭГ при решении творческих задач у испытуемых с разным профилем латеральной организации // Психология человека в современном мире. -М.: Ин-т психологии РАН, 2009. Т. 4. — С. 343−349.
  56. Т. А., Брагина Н. Н. Левши. М.: Книга, 1994. — 232 с.
  57. Н.В., Фарбер Д. А. Методический подход к изучению индивидуальных особенностей мозговой организации когнитивной деятельности /Интеллект, и творч. одаренность.- Ростов-н/Д, 1996.-G.46.
  58. А.Ю. К вопросу о новых теоретических аспектах аддиктологии // В кн.: Наркология и аддиктология. Сб. науч. тр./ Под. ред. проф. В. Д/ Менделевича. Казань: Школа, 2004. С. 80−88.
  59. А. Ю., Тихомирова Т. В. Профили функциональной асимметрии мозга у больных алкоголизмом и наркоманией // Журнал эволюционной биохимии и физиологии.- 2004. Т. 40- № 5. — С. 450−454.
  60. Ефимова И. В*. Амбидекстры. Нейропсихология индивидуальных различий. СПб: Каро, 2007. — 160 с.
  61. И.В., Хомская Е. Д. Межполушарная асимметрия функций и вегетативная регуляция при интеллектуальной- деятельности // Физиология человека. 1990. — Т. 16, № 5.- С. 147−154.
  62. Л. А. Особенности межполушарной асимметрии энцефалограммы правшей и левшей как отражение взаимодействия коры и регуляторных систем мозга // Функциональная межполушарная асимметрия. М., 2004. — С. 287−293.
  63. JI.A. Правши-левши. Межполушарная асимметрия биопотенциалов мозга человека. Краснодар: Эконивест, 2009. — 240с.
  64. В.Ю. Мотивация потребления алкоголя у больных алкоголизмом и у здоровых // Психологический журнал. 1986. — № 5.-С.102−111
  65. В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. Новосибирск: Наука, 1988.- 198 с.
  66. В.И. Психофизиология функциональных состояний и познавательной деятельности здорового и больного человека. СПб: Изд-во Н.-Л, 2010.- 368с.
  67. Е. П. О функциональной асимметрии ног // Теория и практика физической культуры. 1965. -№ 1. — С. 22−25.
  68. Е.П. Мотивация и мотивы СПб: Издательство «Питер», 2000. -512 с.
  69. В.М., Брагина H.H., Доброхотова Т. А. К вопросу о функциональных связях правого и левого полушария мозга с различными отделами срединных структур у правшей // Функциональная асимметрия и адаптация человека. М.: Наука, 1976. — С.25.
  70. Д. Половые различия в организации мозга // В мире науки. -1992.-№ 11−12. С.73−80.
  71. Т.В., Голова И. Д. Исследование функциональной асимметрии у больных хроническим алкоголизмом // Проблемы нейрокибернетики. -Ростов-н/Д: Изд-во РГУ, 1989. С. 218.
  72. И.В. Восприятие искаженных акустических сигналов и обеспечение помехоустойчивости в слуховой системе. Автореф. на соискание уч. степени доктора психол. Наук. СПб, 2002. — 52с.
  73. Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1991. — № 1. — С. 8−15.
  74. Ц.П. Респектабельная форма аддиктивного поведения // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1993.- N 1.- С. 17−29.г 79. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психология ипсихиатрия. Новосибирск, 1999. — 418 с.
  75. Ц.П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. Деструктивное поведение в современном мире. -Новосибирск: Наука, Сиб. Отделение. 1990.- 224с.
  76. Ц.П., Завьялов В. Ю. Личность и алкоголь. Новисибирск, Наука, 1987.-170 с.
  77. Короленко Ц.П.,. Дмитриева Н. В., Загоруйко E.H. Идентичность. Развитие. Перенасыщенность. Бегство. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2007.-472 с.
  78. Э.А. Психофизиология сознания и бессознательного.1. СПб. Литер, 2004.- 167с.
  79. Е.А. Эпидемиология алкоголизма в России на современном этапе // Психиатрия и психофармакотерапия. 2001.- Т. 3, №.3. -С.89−91
  80. ТЛ. О методологии исследования и адаптации опросника диагностики совладающего (копинг) поведения Т. Л. Крюкова Психология и практика: Сб. науч. тр. Отв. ред. В. А. Соловьева. -Кострома: Изд-во КГУ им. H.A. Некрасова, 2001. 70−82.
  81. С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М.: Фолиум, 1998. — 331с.
  82. С.И. Психофизиологические предпосылки проявления аддикций. Тольятти: ТГУ, 2007. — 152 с.
  83. В. А., Верещагина Н. В., Причины затруднений в усвоении письменной речи детьми 6−7 лет // Психология 21 века. СПб, 2004. — С. 60- 62.
  84. И.Е., Семке В. Я. Социальные проблемы современной психиатрии // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 1997.- № 4. -С. 100−102.
  85. Г. А., Соболева Л. Г., Сорокалетова Л. Г. Формирование функциональной, межполушарной асимметрии мозга в динамике обучения// Функциональная межполушарная асимметрии. Хрестоматия. -М.: Научный мир, 2004.- С. 125−162.
  86. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. — 1975.
  87. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 томах. -М.- 1983.-343с.
  88. В.П. Адаптационная доминанта и функциональная асимметрия мозга//Вестник РАМН. М., 1998. — С. 10−14.
  89. В.П., Дубровина Н. И. Инверсия «эффекта правого уха» при запоминании сигнальной информации в процессе адаптации // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 1983.- № 1. — С. 153 156.
  90. В.П., Николаева Е. И. Запоминание эмоциогенной и нейтральной вербальной информации при моноауральном предъявлении в процессе адаптации // Физиология человека.- 1984.- Т. 10, N 4.- С. 569−572.
  91. В.П., Николаева Е. И. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга.- Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1988. 193 с.
  92. В.П., Николаева Е. И. Мифы и действительность функциональной асимметрии мозга. СПб.: Речь, 2005. — 325 с.
  93. В.П., Чухрова М. Г., Кривощеков С. Г. Связь употребления алкоголя с особенностями функциональной асимметрии мозга тувинцев // Физиология человека. 1999. — Т. 25, № 2. — С. 67−70.
  94. А.Е. Подростки с повышенным риском алкоголизации: к проблеме психопрофилактики алкоголизма // Лечение и реабилитация больных алкоголизмом /Под ред. И. В. Бокий, Р. А. Зачепицкого. Л.: Наука, 1977.215 с.
  95. А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973. — 434с.
  96. А.Р. К проблеме психологически ориентированной физиологии // Проблемы нейропсихологии. -М.: Наука, 1977. -С.23−34.
  97. А.Р., Симерницкая Э. Г. О функциональном взаимодействии полушарий головного мозга в организации вербально-мнестических функций // Физиология человека. 1975. — Т.1, № 3. — С.411−417.
  98. Т.М. Роль генотипа в изменчивости вызванных потенциалов человека на разных этапах онтогенеза//Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 1993. — № 4, — С. 425- 429.
  99. Т.М. Роль наследственности в формировании мануальной асимметрии // Вопросы психологии. 1999. — № 3. — С. 75- 76.
  100. Т.М. Промежуточные фенотипы интеллекта в контексте генетической психофизиологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. — Т. 4, № 2.- С. 22−47.
  101. Т. М., Ермолаев О. Ю., Введение в психофизиологию. -2-е изд., испр. и доп.- М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001.-400 с.
  102. А. Мотивация и личность.- СПб.: Евразия, 1999. С.77−105.
  103. Д.С. Латерализация тактильного восприятия у право и леворуких людей // Физиология человека. — 1998.- Т. 24, № 1. — С. 131 133.
  104. В.Д. Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения. М.: МЕДпресс-информ, 2003. 312с.
  105. МКБ-10. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике / Под ред. Ю. JI. Нуллера, С. Ю. Циркина. СПб.: Адис, 1994. -254с.
  106. К.В., Моховиков А. П., Годлевский А. Г. Психологическая характеристика мотивации потребления алкоголя у подростков // Журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова. 1990. Т. 90, В. 2. — С. 2227.
  107. В.М., Рижинашвили P.C., Самадашвили У. В., Турашвили Р. Т. Функциональная асимметрия мозга. — Тбилиси.: Мецниереба, 1977. -120 с.
  108. М. П., Удалова Г. П., Захарова А. В. Межполушарная асимметрия при изменении функционального состояния человека // Физиология человека.- 1986. Т. 12, № 2. — С. 179—186.
  109. В.В. Зависимость: семейная болезнь. М., 2002. 335 с.
  110. В. А. Межполушарные отношения и проблема индивидуальных различий. М.: Изд-во МГУ, Оренбург: Изд-во ИПКОГУ, 2002.-288с.
  111. Нартова-Бочавер, С. К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. — 1997. — Т. 18, № 5. — С. 20−30.
  112. А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие.- СПб: Речь, 2004.-392 с
  113. Т.А., Цыцарев C.B. Личность и алкоголизм. Л.: Наука, 1989. 192 с.
  114. В.В., Литвинцев C.B., Снедков Е. В. Особенности формирования аддиктивных расстройств в условиях боевой обстановки// Обозрение психиатрии и медпсихологии. 1995.- № 1.- С. 5−13.
  115. Е. И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. СПб.: Детство-Пресс, 2005. — 127 с.
  116. Е.И., Борисенкова Е. Ю. Сравнение разных способов оценки профиля функциональной сенсомоторной асимметрии у дошкольников // Асимметрия. 2008. — Т.2, № 1. — С.32−39.
  117. Николаева Е. И: Психофизиологические, психологические и социальные-механизмы формирования аддикции. СПб.: РГПУ, 2008. -128 с.
  118. Николаева Е. И! Психофизиология. М.: Пер СЕ. 2003. — 420с.
  119. Н.И. Алкоголизм у коренных народов Севера России // Среда и культура в условиях общественных трансформаций. Сб. Статей / Ред. Г. Бордюгова, П. Гобла, В. М.: АИРО-ХХ, 1995. — С. 83.
  120. . Мотивация // Экспериментальная психология/ Под ред. П. Фресса и Ж.Пиаже. Вып. 5. -М, 1975.- С. 35−76.
  121. В.И., Цацура А. И. Взаимосвязь функциональной асимметрии полушарий мозга и свойств нервной системы с психоэмоциональным состоянием // Альманах «Новые исследования». 2004.- № 1−2.- С. 293−294.
  122. Т. М. Развитие копинг-ресурсов у подростков с риском алкоголизации. Автореф. канд. псих наук, 2006. -22с.
  123. H.A. Индивидуальный профиль асимметрии у детей 6 лет. // Альманах «Новые исследования». 2004. — № 1−2. — С. 305−306.
  124. О.Н. Церебральная гемодинамика у правшей и левшей. // Альманах «Новые исследования». 2004. — № 1−2. — С. 309−310.
  125. Ф., Долджин К.Психология подросткового и юношеского возраста. 12-е изд. СПб: Питер, 2010. — 816с.
  126. О.М. Мышление и функциональная асимметрия мозга. Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 2004.- 272 с.
  127. Т. Н. Влияние алкоголя на межполушарные функциональные отношения у человека // Взаимоотношения полушарий мозга. -Тбилиси: Мецниерба, 1982. -194 с.
  128. Е.С., Гребенников JI.P. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. Мытищи: Издательство «Талант», 1996. — 144 с.
  129. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. Изд 4-е. СПб: Питер, 2000.- 356с.
  130. М.Н. Функциональная асимметрия мозга: эмоции и активация // Функциональная межполушарная асимметрии. Хрестоматия. М.: Научный мир, 2004.- С. 323−348.
  131. A.B. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М.: Наука, 1991. — 95 с.
  132. Е.А., Дозорцева A.B. Функциональная асимметрия полушарий мозга // Функциональная межполушарная асимметрии. Хрестоматия. М.: Научный мир, 2004. — С. 218−257.
  133. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2002. 350 е.,
  134. Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. -М.: Изд-во Моск. унив., 1985. — 190.с.
  135. H.A., Ялтонский В. М. Работа с мотивацией. Глава 3. // Руководство по реабилитации больных с зависимостью от психоактивных веществ. М., «Литера -2000», 2002. — С. 93 — 124.
  136. С. Ф. Аддикция, аддиктивное поведение. СПб.: МИПУ, 2000.-344с.
  137. Д.А., Чебурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество. -М.: ОСЫПалек, 1998. -321с
  138. С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг / пер. с англ. М.: Мир, 1983.-256 с.
  139. Т.А., Путина Н. П., Орехова Е. В., Посикера И. Н., Цетлин М. М. Функциональная асимметрия мозга и индивидуальные различия в предпочтении руки в раннем онтогенезе // Физиология человека, 2004. Т. 30. № 1. С. 20−30.
  140. К.В., Котов A.B., Келешева Л. Ф. Физиологические основы алкогольных мотиваций // Доклады АН СССР.- 1988. Т. 246, N 1. — С. 243−246.
  141. А. У. Особенности нарушений высших психических функций при алкогольной зависимости и их прогностическое значение // Вопросы наркологии. 2001.-'№ 4. — С. 60−68.
  142. A.A. Физиология двигательного аппарата // Собрание соч. Т. 3. Л., Л951> 433с.
  143. В.Ф. Эволюция центрально-периферической организации функциональной межполушарной асимметрии // Функциональная межполушарная асимметрии. Хрест. М.: Научный мир, 2004.- С. 46−79.
  144. Э. Бегство от свободы. М.: МПСИ: Прогресс, 2006. 232с.
  145. В.И., Шестаков СИ., Степанов Ю. М. Функциональная асимметрия организма и приспособленность человека к жизни и работе в Заполярье // Региональные особенности здоровья жителей, Заполярья. -Новосибирск, 1983.-С.62−67.
  146. ., Олсон М. Теория научения. СПб: Питер, 2004.- 474с.
  147. Е.Д. Об асимметрии блоков // Хрестоматия по нейропсихологии. М.: Российское психологическое общество, 1999. — С.124−128.
  148. Е.Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий. М., 1997. — 186 с.
  149. А. В. Клинико-социальный анализ формирования и профилактика зависимости от психоактивных веществ у несовершеннолетних. Автореф. дисс.. докт. мед. наук. М., 2003. 48 с.
  150. Н.Д., Невская A.A., Глезер В. Д., Гаузельман В. Е. Роль взаимодействия полушарий в опознании зрительных образов // Сенсорные системы. 2000. — Т14, N2. — С. 167−172.
  151. А.П., Марценковский И. А. Алкоголизм и латеральная уязвимость мозга. К.: Акмис, 1995. — 168 с.
  152. А.П., Волков Е. А. Мир леворуких. Киев, 2005. 88с
  153. Н.И. Время реакции и интеллект: почему они связаны // Вопросы психологии. 1995. № 4. — С. 65−114.
  154. JI. М., Иванов Е. С. Нарушения поведения учеников вспомогательной школы. Уэльс, Великобритания: Колег Элидир, 1992. -120 с.
  155. В.Н., Кенга З. Ф. Связь латерализации механизмов речевой деятельности с индивидуальными различиями психофизиологических реакций // Известия АН Латв. ССР.- 1983.- № 7.- С. 112−120:
  156. М.Г., Леутин В. П. Некоторые общие нейрофизиологические механизмы алкогольного и пищевого аддиктивного поведения // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2007. — № 4. — С. 15−19.
  157. Е.А. Психофизиологическая и морфофункциональная характеристика подростков 14−15 лет алтайской и русской национальности// Дис. на соиск. степени.. к.б.н.-Новосибирск, 2000−135с.
  158. Annett M. Tests of the right shift genetic model for two new samples of family handedness and for the data of McKeever (2000) // Laterality. -2008. V. 13, № 2. P. 105−123.
  159. Beer A., Bennett F.M., Bell D.S. The motivation of addition //Acta Neurochir (Wien). 1997.- V.132, N 4. — P. 185−191.
  160. Bishop D. V. M. Individual Differences in Handedness and Specific Speech and Language Impairment: Evidence against a Genetic Link Behavior Genetics // Behavior Genetics. 2001. — V. 31. — № 4. — P. 339−351.
  161. Blau A. The master hand: a study of the origin and meaning of right and left sidedness and its relation to personality and language. New York: The American Orthopsychiatric Association, Res. Monograph, 1946. -542p.
  162. Bourassa, D. C., McManus, I. C., Bryden, M. P. Handedness and eye-dominance: A meta-analysis of their relationship // Laterality. 1996.- V. l, N1, — P. 5−34.
  163. Brown R. I. F. Some contributions of the study of gambling to the study of other addictions // W. R. Eadingtone, J. A. Cornelius. Gambling Behavior and Problem Gambling. Reno: University of Nevada Press, 1993.- P. 241 272.
  164. Burt C. The backward child, New York: Appleton-Century, (Original work published 1937 as The backward child). London: University of London Press), (1937) 1957. -221p.
  165. Carlson N.R. Physiology of Behavior. Boston, London, Toronto, Sydney, Tokio, Singapure: Allyn and Bacon, 1994. — 704p
  166. Chiarello C., Maxfield L. Varieties of interheraispheric inhibition, or how to keep a good hemisphere down // Brain Cognition. 1996. — V.30. -P.81−108.
  167. Comings D.E., Muhleman D., Dietz G.W. Human tryptophan oxygenase localized to 4q3.1: Possible implications for human behavioral disorders // Genomics. 1991.-V. 9.-P. 301−308.
  168. M. S., Volpe В. Т., Smylie C. S., Wilson D. H., LeDoux J. E. Plasticity in Speech Organization Following Commissurotomy // Brain. -1979.-V. 102.-P. 805−816.
  169. Gernsbacher M.A., Kaschak M.P. Neuroimagining studies of language production and comprehension // Annual Review of Psychology. 2003.-V.54. -P.91−114.
  170. Geschwind N., Galaburda A.M. Cerebral lateralization: Biological mechanisms, associations, and pathology: I. A hypothesis and a program for research // Archives of Neurology.- 1985.- V. 42. -P.564−578.
  171. Hertz R. Death and the right hand. Aberdeen, Scotland: Cohen and West, I960.- 128p.
  172. Hubner C.B., Koob G.F. The ventral pallidum plays a role in mediating cocaine and heroin self-administration in the rat // Brain Research. 1990. -V. 508. — P. 20−29.
  173. Hustler J., Loftus W., Gazzanigna M. Individual variation of cortical surface area asymmetries // Cerebral Cortex.- 1998. V.8. — P. 11−17.
  174. Johnstone B.M., Garrity T.F., Straus R. The relationship between alcohol and life stress. In. W. Miller e.a. (Eds) Clinical disorders and stressful life events. Madison, CT: International Universities Press, 1997. — P. 247−279.
  175. Y., Ding J., Gold В. Т., Powell D. K. Hemispheric Asymmetries in Tracking Occluded Moving Targets with the Mind’s Eye: Simultaneous Event
  176. Related fMRI and Eye-Movement Recording // Brain Imaging and Behavior. -2008.-V. 2.-P. 300−308.
  177. Kalayciog~lu C. Aspects of foot preference: Differential relationships of skilled and unskilled foot movements with motor asymmetry // Laterality. -2008. V. 13. — № 2. — P. 124−142.
  178. Kimura D. The asymmetry of human brain // Scientific American. 1973. -V. 228.-№ 3,-P. 70−78.
  179. Kuikka J. T., Repo E., Bergstrom K. A., Tupala J., Tiihonen J. Specific binding and laterality of human extrastriatal dopamine D2/D3 receptors in late onset type 1 alcoholic patients // Neuroscience Letters. 2000.- V. 292, N 1. -P. 57−59.
  180. Kwon L. M., Rourke S. B., Grant I. Intermanual differences on motor and psychomotor tests in alcoholics: no evidence for selective right-hemisphere dysfunction // Perception and Motor Skills.- 1997. V.84, V.2. — P. 403−414.
  181. Lazarus, R. S. Progress on a Cognitive-Motivational-Relational Theory of Emotion // American Psychologist. New York: Guilford, 1991. — V.46, N.8.-P. 819−834.
  182. London W. P. Cerebral laterality and the study of alcoholism // Alcohol.-1987.-V. 4, N 3.- P. 207−208.
  183. Mathew R. J., Wilson W. H. Regional cerebral blood flow changes associated with ethanol intoxication // Stroke. Journal Of Cerebral Circulation. 1986. V. 17, N 6.- P. 1156−1159.
  184. McNamara P., Blum D., 0"Quin K., Schachter S. Markers of cerebral lateralization, and alcoholism // Perceptual and Motor Skills. 1994.- V. 79, N 3.Pt. 2.-P. 1435−1440*.
  185. Miller P. Et al. Alcohol, tobacco, illict drugs, and sex- an analysis of risky behaviors among goung adults // International Journal of Addiction. -1995.- V. 30, N3. P. 239−258.
  186. Miller W.R. Why do people change addiction behavior //Addiction. -1998-V. 93, N2.-P. 163−172.
  187. Nasrallah H. A., Keelor K., McCalley-Whitters M. Laterality shift in alcoholic males // Biological Psychiatry. 1983. — V. 18.- P. 1065−1067.
  188. Olex-Zarychta D., Raczek J. The relationship of movement time to hand-foot laterality patterns // Laterality.- 2008.- V.13, N5.- P. 439−455.
  189. Reiterer S., Erb M., Grodd W., Wildgruber D. Cerebral Processing of Timbre and Loudness: fMRI Evidence for a Contribution of Broca’s Area to Basic Auditory Discrimination // Brain Imaging and Behavior. 2008. — V. 2 — P. 1−10.
  190. Rudell K., Diefenbach M.A. Current issues and new direction in psychology. Why health psychologists should care about culture // Psychology and Health. 2008. — V.23,N4. — P.387−390.
  191. Perelle I. B., Ehrman L. On the Other Hand // Behavior Genetics. -2005. V. 35, N. 3.- P.343−350.
  192. Sperling W., Frank H., Martus P., Mader R., Barocka A., Walter H., i1. sch O. M. The concept of abnormal hemispheric organization in addiction research // Alcohol and Alcoholism.- 2000. V. 35, N 4. — P. 394−399.
  193. Sperry R.W. Some effects of disconnecting the cerebral hemispheres// Bioscience Reports. 1982. — V.2,N5. — P.265−276.
  194. Steptoe A., Wardle J., Bagen N., Sallis J.F., Sanabria-Ferrand P-A., Sanchez M. Drinking and driving in university students: an International study of 23 countries // Psychology and Health.- 2004.- V.19, N4. P.527−540.
Заполнить форму текущей работой