Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Акмеологические факторы развития профессионального самоотношения женщины-руководителя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дубровина И. В., Знаков В. В., Журавлев A. JL, Семенной И. Н., Конюхов Н. И., Кузьмина Н. В., Фельдштейн Д.И.) — самоотношения и профессионального самоотношения личности (Абульханова-Славская К.А., Конопкин О. А., Колчина О. Л., Протасова Н. И., Кайгородов Б. В. Русанова О.А. и др.), а также представление о модуальном подходе к проблеме профессионального становления и развития человека (Забродин… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ САМООТНОШЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
    • 1. 1. Самоотношение как психологический феномен
    • 1. 2. Акмеологический подход к развитию профессиональной деятельности женщин-руководителей
    • 1. 3. Профессиональное самоотношение женщины-руководителя
  • Глава 2. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОЙ ПРОЦЕДУРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ"
  • Глава 3. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООТНОШЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ-РУКОВОДИТЕЛЯ
    • 3. 1. Выраженность мотивационных тенденций у женщин-руководителей
    • 3. 2. Особенности эмоциональной сферы женщин-руководителей
    • 3. 3. Профессионально-значимые характеристики женщин-руководителей
    • 3. 4. Рефлексивный метод развития профессионального самоотношения женщины-руководителя
    • 3. 5. Апробация программы спецкурса, развивающей профессиональное самоотношение женщины-руководителя и интерпретация результатов экспериментальной работы

Акмеологические факторы развития профессионального самоотношения женщины-руководителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Высокая динамика изменений, происходящих в нашем обществе, заставляет по-новому взглянуть на роль женщины в политической, профессиональной и личной жизни. Характер задач, стоящих перед современной российской женщиной — руководителем, сложная, динамично меняющая обстановка, в которой ей приходится действовать, предъявляют новые требования к ее профессионализму. Поэтому в современных условиях резко возрастает значимость таких элементов психологического развития, как профессиональное самоотношение и факторы его формирования. Развитие данных элементов позволяет решать актуальные задачи по развитию карьеры управленца.

Проблема самоотношения исследовалась в психологии отечественными АЛ. Деркач, C. JL Рубинштейн, Н. В. Кузьмина, П. А. Корчемный, В. И. Купцов, В. Н. Маркин, О. В. Москаленко, С. Р. Пантелеев, Е. В. Селезнева, В. А. Сласгенин, В.В. Столин) и зарубежными (А.Маслоу, Г. Олпорт, КРоджерс, Т. Шибутани, Р. Бернс, У. Джеймс) авторами в контексте изучения личности, детерминант успешности профессиональной деятельности, психологии саморазвития и самоактуализации, самоконтроля.

Вместе с тем, проблемы касающиеся значения профессионального самоотношения для профессионального и личностного роста женщины-руководителя остаются малоизученными.

Особый интерес представляют исследования, проводимые в рамках акмеологического подхода (А.А. Деркач, В. Д. Зазыкин, Е. А. Климов, О. В. Москаленко, А.П. Ситников). Профессиональное самоотношение выступает одним из главных психологических условий актуализации потенциальных возможностей личности, что позволяет мобилизовать ресурсы для продуктивного решения профессиональных задач в стандартных и экстремальных условиях. Поэтому для женщины-руководителя умение регулировать, контролировать и моделировать собственную жизнедеятельность и профессиональное поведение оказывает большое влияние на формирование доверия не только как субъекту деятельности, но и к государственным структурам в целом.

Актуальность исследования профессионального самоотношения женщины-руководителя определяется как социальным заказом, так и неразработанностью данной проблематики в отечественной психологии.

Особую актуальность приобретает проблема профессионального самоотношения, когда речь идет о женщинах-руководителях. Исследование самоотношения женщин — руководителей, динамики его развития в процессе их профессиональной подготовки, позволяющие выявить новые резервы эффективности данного процесса, до сих пор не являлись предметом исследования ученых, хотя актуальность их изучения не вызывает никаких сомнений. Многие исследователи рассматривали самоотношение в профессиональной жизни, что характеризуется, с одной стороны, разнообразием теоретических и прикладных работ, посвященных изучению профессиональной деятельности руководителя, и, с другой стороны, ограниченным вниманием к проблеме развития профессионального самоотношения, что приводит к противоречиям: • между признанием профессионального самоотношения в качестве устойчивого свойства (характеристики личности) и отсутствием теоретических концепций и эмпирических исследований механизмов его развития в рамках отечественной психологии.

• между социокультурным контекстом зарубежных исследований самоотношения в управленческой деятельности, и реалиями отечественной практики.

•между необходимостью эмпирического изучения профессионального самоотношения для построения, подтверждения или опровержения теоретических концепций и отсутствием адекватного средства изучаемого явления.

•между развитием психологической технологией работы, направленных на выявление факторов развития для эффективности профессиональной деятельности.

Цель исследования — изучение психологических факторов как развитие профессионального самоотношения женщины — руководителя.

Объект исследования — женщины — руководители.

Предмет исследования — профессиональное самоотношение женщины-руководителя.

Сформулированная цель, предмет и объект исследования определили постановку задач.

Теоретические задачи:

1. Провести теоретический анализ научной литературы для выяснения сущности и значения самоотношения личностного и профессионального развития женщины-руководителя.

2. Изучить особенности структуры компонентов профессионального самоотношения женщины-руководителя в процессе их деятельности.

3. На основе анализа литературы выделить акмеологические факторы, влияющие на профессиональное самоотношение женщины-руководителя.

Методические задачи:

1. Определить последовательность этапов эмпирической части исследования;

2. Подготовить методический аппарат, пригодный для исследования профессионального самоотношения женщины-руководителя.

3. Разработать программу акмеологических факторов развития профессионального самоотношения женщины-руководителя.

Эмпирические задачи:

1. Изучить выраженность отдельных компонентов профессионального самоотношения женщины-руководителя.

2. Выявить акмеологические факторы развития профессионального самоотношения женщины-руководителя.

3. Апробировать программу по развитию профессионального самоотношения женщин-руководителей.

Гипотезы исследования:

1. На развитие профессионального самоотношения женщин-руководителей существенное влияние оказывает группа акмеологических факторов.

2. Характер и специфика влияния профессионального самоотношения определяется возрастными особенностями.

3. Характер и специфика влияния профессионального самоотношения определяется опытом (стажем) работы.

4. Характер и специфика влияния профессионального самоотношения определяется психологическим благополучием.

5. Характер и специфика влияния профессионального самоотношения определяется удовлетворенностью собой.

6. Для развития профессионального самоотношения женщин-руководителей необходимо внедрение курсов повышения квалификации программы по развитию.

7. Развитию профессионального самоотношения способствует проведение специальных занятий с женщинами-руководителями в форме тренинга. Теоретико-методологическую основу исследования составили принцип системного подхода в психологии (Ананьев Б.Г., Бодалев А. А., Деркач А. А., Ломов Б. Ф., Платонов К.К.), принцип единства личности и деятельности (Климов Е.А., Леонтьев А. Н., Рубинштейн С.Л.), принцип опосредованности внешнего воздействия внутренними условиями (Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л.).

Современные отечественные акмеологические теории, рассматривающие комплексную науку о человеке, находящемся в наиболее продуктивном периоде жизни (Абульханова-Славская К.А., Бодалев А. А., Деркач А. А.,.

Дубровина И.В., Знаков В. В., Журавлев A. JL, Семенной И. Н., Конюхов Н. И., Кузьмина Н. В., Фельдштейн Д.И.) — самоотношения и профессионального самоотношения личности (Абульханова-Славская К.А., Конопкин О. А., Колчина О. Л., Протасова Н. И., Кайгородов Б. В. Русанова О.А. и др.), а также представление о модуальном подходе к проблеме профессионального становления и развития человека (Забродин Ю.М., Носов Н.А.) и концепция личностно-ориентированного обучения (Вербицкий А.А., Зимняя И. А., Колесникова И. А., Савина Ф. К. и др.).

Методы исследования. В соответствие с поставленными задачами был применен комплексный метод исследования:

1. Теоретические методы: теоретический анализ научных статей, монографий, психологических исследований, демонстрирующих состояние изученности и разработанности проблемы, психологический анализ деятельности женщин-руководителей, пролонгированное наблюдение, направленное на выявление акмеологических факторов развития профессионального самоотношения.

2. Комплекс специально подобранных методик, позволяющих исследовать выраженность акмеологических факторов на компоненты профессионального самоотношения. Для изучения, которых использовались следующие методы эмпирических данных:

— методику цветовых метафор Соломина И. Л.;

— Тест опросник самоотношения Столина В. В. и Пантелеева С. Р.;

— Калифорнийский личностный опросник (CPI);

— наблюдение, беседа, анкетирование, опрос;

— разработанная нами анкета: «Самооценка и экспертная оценка уровня развития личностно-профессиональных качеств женщины-руководителя»;

3. Методы математической статистики: одно факторный и многофакторный дисперсионные анализы, параметрические критерий Фишера,.

Левена, Шеффе, непараметрические критерии Колмогорова-Смирнова, Краскала-Уоллеса, коэффициент ранговой корреляции Спирмена (Statistika 6.0).

Эмпирическую базу исследования составили результаты комплексного изучения индивидуально-личностных особенностей женщин-руководителей города Астрахани различных сфер деятельности и уровней иерархии, служащие муниципальных и государственных учреждений в возрасте от 25 до 65 лет (160 женщин-руководителей).

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:

— выявлены компоненты профессионального самоотношения женщины-руководителя (когнитивный, мотивационный, эмоциональный);

— выявлены психологические факторы развития самоотношения женщин-руководителей в условиях профессиональной деятельности: психологическая зрелостьстаж работы (опыт) — психологическое благополучиеудовлетворенность собой;

— эмпирически подтверждено, что развитие профессионального самоотношения зависит от:

1. использование специфического ансамбля психологических защит;

2. развитие профессионально обусловленных личностных черт;

3. изменения эмоциональной сферы в процессе деятельности, заключающиеся принятии себя;

— эмпирически выявленный набор психологических факторов позволяет составить прогноз профессионально-личностного развития женщины-руководителя.

Теоретическая значимость исследования:

— проведен теоретико-методологичсекий анализ проблем профессионального самоотношения;

— конкретизированы научные представления о содержании, структуре, критериях оценки уровня развития профессионального самоотношения женщины-руководителя;

— конкретизировано представление о профессиональном самоотношении в его акмеологическом развитии и процессе выстраивания успешной карьеры;

— показано, что профессиональное самоотношение имеет свою профессиональную, индивидуальную спецификуразработана адресная программа диагностики уровня развития профессионального самоотношения женщины-руководителяопределены условия, факторы эффективного развития профессионального самоотношения женщины-руководителя.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертации, полученные эмпирические данные могут послужить основой для создания комплекса программ организации акмеологической поддержки, профессионального и личностного роста женщин-руководителей в контексте профессионализации.

Выделенные на теоретико-эмпирическом уровне показатели развития профессионального самоотношения могут быть использованы в системы диагностики профессиональной адекватности данной категории работников.

Выявленные эмпирические показатели развития профессионального самоотношения женщин-руководителей могут быть использования в системе формирования диагностической базы резерва лиц, составляющих потенциальной профессионального банк государственной службы.

Эмпирически полученные результаты могут стать основой для формирования программ акмеологической поддержки, профессионального развития женщин-руководителей.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений, разработкой комплекса диагностических методик, адекватных поставленной цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, корректной организацией опытно-экспериментальных работы, практическим подтверждением основных положений исследования и тщательной обработки полученных в ходе эксперимента данных.

Положения, выносимые на защиту.

1. Профессиональное самоотношение женщины-руководителя как интегральная акмеологическая характеристика имеет специфическое содержание, определенную структуру и механизмы формирования. Высокий уровень развития показателей профессионального самоотношения оказывает позитивное влияние на рост карьерной успешности.

2. Особенности протекания профессиональной деятельности, индивидуальные характеристики в своей совокупности определяют степень выраженности компонентов профессионального самоотношения. В силу чего его развитие носит гетерохронный характер на уровне индивидуального субъекта профессиональной деятельности.

3. Специфическое влияние факторов развития профессионального самоотношения на рост карьерной успешности женщин-руководителей происходит за счет выстраивания адекватной стратегии профессионального поведения. Адекватная стратегия профессионального поведения является результирующим вектором развития мотивационного, эмоционального и когнитивного компонентов профессионального самоотношения.

4. Эффективными программами развития профессионального самоотношения в ходе реализации акмеологической поддержки оказываются программы, позволяющая оценить и повысить возможность эффективной самореализации женщины в управленческой деятельности.

Апробация работы.

Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Международных (Москва, 2007; Астрахань, 2006, 2007; Рязань, 2007) и Всероссийских (Астрахань, 2003, 2007) научно-теоретических и научно-практических конференциях, на заседаниях кафедры психологии развития, акмеологии, научно-методических семинарах аспирантов и ежегодных итоговых научных конференциях Астраханского государственного университета (Астрахань, 2000;2003 гг.).

Выводы по третьей главе:

1. Женщины-руководители обладают уравновешенным профилем развития мотивов «материального благополучия» и «удовлетворенности собой», что является необходимым атрибутом позитивного развития и формирования профессионального самоотношения;

2. В качестве защитного механизма преодоления затруднений в руководящей деятельности в связи с ее специфичностью (осуществление посреднических функций между властью и населением, необходимость самопрезентации, постоянной демонстрации позитивного образа административной власти, временной и информационный дефицит для принятия ответственных решений) преобладает яркая выраженность мотива «какой бы я хотела быть»;

3. Выявлено преобладание значимости для женщин-руководителей профессиональной деятельности (направленность на дело) над реализацией «Я» в профессии (направленность на себя) и социального взаимодействия (направленность на общение);

4. Для женщин-руководителей характерно наличие высокого уровня субъективного контроля над всеми системами регуляции жизнедеятельности, в особенности выявлено яркое проявление интернальности в таких социальных сферах как область семейного отношения;

5. Женщины-руководители обладают выраженной адекватной самооценкой и стремлением к саморуководству;

6. Набор черт, выявленный в ходе экспериментального исследования, характеризует государственного служащего как уверенную в себе личность, удовлетворенную своим «реальным-Я», проявляющую эмоциональную устойчивость в стрессовых и конфликтных ситуациях, зависимую от внешних условий и оценок, что является значимым для реализации профессиональной деятельности госслужащих.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. На основе анализа научной литературы определены теоретические основы развития профессионального самоотношения.

2. Выявлена структура профессионального самоотношения, которая включает мотивационный, эмоциональный и когнитивный компоненты.

При этом у женщин-руководителей мотивационный компонент характеризируется приоритетом материального благополучия, любви, свободы, отношения к будущему, ожидание, надежды, намерения и планы. Таким образом, подробный и позитивный образ будущего, с одной стороны, может служить мощным фактором успешной служебной карьеры, с другой стороны может быть результатом этого успеха.

3. Показано, что на развитие профессионального самоотношения оказывают влияние акмеологические факторы, такие как психологическая зрелостьстаж работы (опыт) — психологическое благополучиеудовлетворенность собой.

Эмпирически доказано, большая целостность восприятия себя. Приспособление к самой себе оказывает влияние к окружающим условиям и дает возможность женщине-руководителю развитие профессионального самоотношения под влиянием акмеологических факторов.

4. Полученные в исследовании данные позволили разработать программу по развитию профессионального самоотношения женщины-руководителя. Апробация комплексной программы развития профессионального самоотношения женщины-руководителя показала, что последовательно реализована диагностика, с целью формирования психологического запроса, на основе которого моделируется содержание блока, позволяет осуществлять проектирование и прогностику. Это обеспечивает максимальную субъективную включенность женщины-руководителя в процесс саморазвития. Эффективность программы обеспечивается проработанностью контрольного блока, включающий комплекс заданий на самоконтроль, саморефлексию, отслеживание изменений в профессиональном самоотношении. Это дает возможность осуществление глубокого рефлексивного анализа происходящих изменений со стороны субъектов акмеологической поддержки.

5. Перспективой исследования является создание комплекса программ акмеологической помощи, поддержки, профессионального и личностного роста женщин-руководителей в контексте профессионализации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова — Славская, К. А. Время личности и время жизни Текст. / К. А. Абульханова — Славская, Т. Н. Березина. — СПб.: Алетейя, 2001. -304 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-335 с.
  3. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. — М.: Наука, 1973.-288 с.
  4. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К. А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. -299 с.
  5. С.В., Тимофеева О. В. Характеристика возрастных кризисов учителя// Акмеология № 2. 2005 апрель-июнь Москва.
  6. А. Практика и теория индивидуальной психологии/ А.Адлер. — М.: Книга, 1993.-407 с.
  7. Ю.Е., Лекторская Е. В. Ролевой конфликт работающей женщины//Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 80−88.
  8. , В. М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания Текст. / В. М. Аллахвердов. СПб.: Речь, 2003. — 368 с.
  9. Ю.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. 341 с.
  10. , А. С. Философские основания понимания личности Текст. / А. С. Арсеньев. — М.: Академия, 2001. 529 с.
  11. , А. Г. По ту сторону сознания : методологические проблемы неклассической психологии Текст. / А. Г. Асмолов. — М.: Смысл, 2002.-480 с.
  12. Л.В., Чирикова А. Е. Женщины в бизнесе //Социальное исследование. 1996. № 3. С. 75−81.
  13. М.Багаева И. Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущего учителя: Дис. доктора, психол. наук, -Усть-Каменогорск, Усть-Каменогорский государственныйпедагогический институт, 1991. -432с.
  14. А.В. Тестирование: основной инструментарий практического психолога. -М.: Дело, 1999. -240с.
  15. , Н. А. Самопознание Текст. / Н. А. Бердяев. М.: Мысль, 1991.-318с.
  16. Э. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  17. , Д. А. Телесность как пространственная структура Текст. / Д. А. Бескова, А. Ш. Тхостов // Психология телесности между душой и телом: сборник статей / ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М., 2005. — С. 236−252.
  18. , В. М. Избранные труды по психологии Текст.: в 2 т. / В. М. Бехтерев. СПб.: Изд-во «Алетейя», 1999.
  19. , Л. Экзистенциально-аналитическая школа мысли Текст. // Л. Бинсвангер // Экзистенциальная психология. Экзистенция: коллективная монография. М., 2001. — С. 308−332.
  20. А. А., Рудкевич Л. А. Как становятся великим или выдающимся. -М.: Квант, 1997. -105с.
  21. , А. А. Вершина в развитии взрослого человека Текст. / А. А. Бодалев, Л. А. Рудкевич. М.: Флинта, 1998. — 167 с.
  22. , А. А. О психологическом понимании Я человека Текст. / А. А. Бодалев // Мир психологии. 2002. — № 2. — С. 12−17.
  23. , А. А. Познание Человека человеком (возрастной, тендерный, этнический и профессиональный аспекты) Текст. / А. А. Бодалев, Н. А. Васина. СПб.: Речь, 2005. — 324 с.
  24. А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога — практика // Журнал практического психолога. 1998. № 7. С. 54−58.
  25. А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М., 2000.
  26. , В. А. Программа STATISTIC, А для студентов и менеджеров Текст. / В. А. Боровиков. М.: Компьютер пресс, 2001. — 301 с.
  27. Л.В., Молчанова О. Н. Самооценка в первой зрелости / Л.В. Бороздина// Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология 1990 г. № 2. — 24−39.
  28. , Б. С. Аномалии личности Текст. / Б. С. Братусь. М.: Мысль, 1988.-304 с.
  29. , С. Л. Экзистенциальная психология глубинного общения: уровни Джеймса Бьюджентала Текст. / С. Л. Братченко. М.: Смысл, 2001.-197 с.
  30. , Г. А. Смысл жизни и возраст Текст. / Г. А. Вайзер // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни: сборник статей / под ред. В. Э. Чудновского, А. А. Бодалева, Н. Л. Карповой. М., 1997.- С. 91−110.
  31. , Дж. Как работает психотерапия : процесс и техника Текст. / Дж. Вайс — пер. с англ. А. Б. Образцова. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998.-240 с.
  32. Ю.А. Особенности смысловой сферы личности у лиц с нарушением социальной регуляции поведения: автореферат дисс. Канд. псих. Наук. М., 1995.
  33. , И. В. Метафора как инструмент практического психолога Текст. / И. В. Вачков // Вестник практической психологии образования. 2004. — № 1. — С. 64−67.
  34. , Е. Б. Проблема социализации и ее эффектов в развитии личности и ее смысловых установок Текст. / Е. Б. Весна // Мир психологии. 2001. — № 2 (26) — С. 154−165.
  35. , Е. Б. Социализация и индивидуализация. Закономерности и механизмы Текст. / Е. Б. Весна. М—Петропавловск-Камчатский: Изд-во КГПУ, 1997. — 200 с.
  36. А.В., Пантелеев С. Р. Проявление личностных особенностей в самоописании мужчин и женщин /А.В. Визгина //Вопросы психологии. 2001.-№ 3.-С. 91−100.
  37. , Е. Г. Особенности смысловой сферы зрелой личности с разным уровнем самореализации Текст.: дис.. канд. психол. наук / Власенкова Елена Геннадьевна. Южно-Сахалинск, 2005. — 148 с.
  38. , JI. И. Психологический опыт личности Текст. / JI. И. Воробьева, Т. В. Снегирева // Вопросы психологии. — 1990. — № 2. С. 5−14.
  39. , М. И. Личностное самоопределение как психологическая проблема Текст. / М. И. Гинзбург // Вопросы психологии. 1988. — № 2.-С. 19−26.
  40. , Р. М. Творчество и конфликт в зеркале психологии Текст. / Р. М. Грановская. СПб.: Речь, 1997. — 416 с.
  41. В.И. Личностный подход в системе принципов педагогического образования /В.И. Данильчук, В.В. Сериков//Подготовка учителя в педагогическом колледже. Проблемы технологии. Волгоград, 1996. — 366 с.
  42. А., Зазыкин А. Акмеология /Учебное пособие / А. Деркач В. Зазыкин СПб., Питер, 2003 256 с.
  43. Деркач А. А, Михайлов Г. С. Методология и стратегия акмеологического исследования. Монография. М.: РАГС, 1998. — 148 с.
  44. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн 1−5. -М.: РАГС, 2000~2001гг.
  45. А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М.: РАГС, 1999. — 392 с.
  46. А.А. Психолого-акмеологические основы развития культуры госслужащих /А.А. Деркач, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов. М.: РАГС, 1998.-250 с.
  47. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология наука о путях достижения вершин профессионализма. М.: РАГС, 1993. — 23 с.
  48. , С. Д. Влияния и связи Текст. / С. Д. Джагдиш. М.: Издательский дом «Грааль», 2001. — 304 с.
  49. У. Психология. -М., 1991.
  50. , В. В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия Текст. / В. В. Знаков // Психологический журнал. 2000. — № 2. -С. 7−15.
  51. Кабат-Зинн, Дж. Куда бы ты ни шел ты уже там: медитация полноты осознания в повседневной жизни Текст. / Дж. Кабат-Зинн — пер. с англ. М. Белобородовой. — М.: Независимая фирма «Класс»: Изд-во Трансперсонального ин-та, 2001. — 208 с.
  52. .В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте: Монография. — Астрахань: изд-во АГПУ, 1999. 160 с.
  53. Е.А. Психология профессионала. — М., 1996.
  54. Е.А. Развивающий человек в мире профессий. Обнинск.: изд-во «Принтер», 1993.
  55. О. В. Психолого-акмеологические факторы формирования жизненных ценностей руководителя. 1998.
  56. , JI. Н. Цель и смысл жизни человека Текст. / JI. Н. Коган. — М.: Мысль, 1984.-252 с.
  57. , В. В. Работа с кризисной личностью Текст.: методическое пособие / В. В. Козлов. М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2003. — 302 с.
  58. O.JI. Психологические условия развития самоотношения в процессе профессиональной подготовки будущих воспитателей.: дисс. канд. психол. наук /О.Л. Колчина Астрахань, 2005. 185 с.
  59. A.M. Особенности межличностного взаимодействия педагогов с различными типами самоотношения. /A.M. Колышко// Серия 1. -2001. № 1 (6)-С. 172−178.
  60. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984.
  61. Кон И. С. Введение в сексологию /И.С. Кон: — Изд. 2-ое доп. М. -Медицина., 1989. 320 с.
  62. , Г. Психология развития Текст. / Г. Крайг, Д. Бокум. -СПб.: Питер, 2004. 940 с.
  63. А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, мы, он, ты, я. Психология значимых отношений. М.: Мысль. 1989. 207 с.
  64. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  65. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  66. Д.А. Совместная деятельность, общение, взаимодействие// Вестник высшей школы. — 1989. № 11. — С. 39−45.
  67. , В. В. Работа с телом в экзистенциальной терапии : онтоцентрический подход Текст. / В. В. Летуновский // Психология телесности между душой и телом: сборник статей / ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М., 2005. — С. 641−664.
  68. О.Г. Психологический пол личности в современных социальных условиях.: дисс. канд. психол. наук /О.Г. Лопухова-Казань, 2000. 162 с.
  69. Маркова А. К Психология профессионализма. М., 1996.
  70. Е.К. Акмеологические инварианты профессионализма женщины как субъекта предпринимательской деятельности: дисс. канд. псих, наук / Е. К. Маркова. — Москва, 2007. 165 с.
  71. В.В. Социальная психология предпринимательства. — Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1996. 468 с.
  72. А. Женщина третьего тысячелетия. /Пер. с итальянского Славянской ассоциацией Онтопсихологии. Изд. 2-ое. М.: ННБФ «Отнопсихология», 2002. С. 256: илл. 17.
  73. Менеджмент: как управлять своей командой//Частная школа, 1994, № 1.С. 80−94.
  74. , Я. Психодрама Текст. / Я. Морено. М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 528 с.
  75. О.В. Развитие профессионального самосознания руководителей образовательных учреждений. Автореф. дис. доктора, психол. наук. М., 2000. — 40 с.
  76. О.В. Условия формирования эффективного профессионального самосознания личности руководителя образовательных учреждений. Астрахань: ООО «ЦНТЭП», 1998. -67с.
  77. , А. Г. Смысл жизни и личность Текст. / А. Г. Москаленко, В. Ф. Сержантов. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. — 205 с. (Общество и личность).
  78. А.В. Социализация и воспитание. М., 1997.
  79. , А. В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих Текст. / А. В. Мудрик. -М.: Просвещение, 1990. — 191 с.
  80. Мэй, Р. Вклад экзистенциальной психотерапии Текст. / Р. Мэй // Экзистенциальная психология: коллективная монография / под. ред. Р. Мэя. М., 2001. — С. 141−200.
  81. В.Н. Проблема отношения человека и ее место в психологии //Вопросы психологии. 1967. № 5.
  82. В.Н. Психология отношений: Под ред. А. А. Бодалёва. М.: Изд во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 356 с.
  83. Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 3-е изд. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. 1892 с.
  84. С.И. Словарь русского языка /Под ред. Н. Ю. Шведова. МИ., 1991.
  85. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее я человека.// Вопросы психологии. 1995. № 2.94,Осницкий А. К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностика. М. — Нальчик, Издательский центр «Эль Фа», 1996.
  86. С.Р. Самоотношение как эмоционально — оценочная система: Спецкурс. М.: Изд-во МГУ, 1991. 108 с.
  87. Первин Лоуренс А., Джон Оливер П. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М. С. Жамкочьян. М.: Аспект Пресс, 2000. 606 с.
  88. В.А. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии. 1981. № 2.
  89. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности: Учеб. пособие для вузов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. 512 с.
  90. С.А. Любовь и другие человеческие отношения /С.В. Петрушин. Казань, 2004. 122 с.
  91. С.В., Андреева Н. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости /С.В. Пиняева, Н. В. Андреева //Вопросы психологии. 1998. — № 2. — с.3−10.
  92. Познай себя: 30 популярных тестов / Сост. М. И. Белый. М.: Экономика, 1992. 92 с.
  93. , Н. И. Развитие самопонимания юношей и девушек в процессе профессиональной подготовки будущих учителей Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / Протасова Наталья Ивановна. -М., 1999.-24 с.
  94. Психологический словарь /Под редакцией В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., Педагогика-пресс, 1996. — 183 с.
  95. Психология индивидуальных различий / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000. 776 с.
  96. Психология. Словарь /Под ред. А. В. Петровского. М.: Политиздат, 1990
  97. Д.Я. Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издательский дом «Бахрах М», 2000. 672 с.
  98. Д.Я. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара: Издательский дом «Бахрах М», 2000. 656 с.
  99. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423 с
  100. C.JI. Человек и мир. М., 1997.
  101. И.А. Курсовая работа «Проблемы деятельности женщины-руководителя», Самара, 1997 г.
  102. O.K., Фомина Т. А., Мужчина и женщина: менеджмент в сфере бизнеса //Социологические исследования. 2000. № 11, С. 62.
  103. , Е. Е. Психология развития человека Текст.: учебное пособие / Е. Е. Сапогова. -М.: Аспект Пресс, 2001. 460 с.
  104. Р.Х. Психологические факторы формирования самоотношения личности: дисс. Канд. псих, наук / Р.Х.Сапожникова- Новосибирск, 1998 г. 167 с.
  105. Н.К. Взаимосвязь обучения и труда старшеклассников как средство формирования положительной мотивации изучения предметов естественно-математического цикла: Дисс. канд. пед. наук. -Волгоград, 1982.
  106. Сибгатуллина O. J1. Социально-психологическая коррекция самоотношения личности: дис. Канд. псих, наук/ O.JI. Сибгатуллина- Ярославль, 2001 — 227 с.
  107. , Е. В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. — СПб.: ООО «Речь», 2003. — 350 с.
  108. В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Автореф. дис. .д-ра псих. наук. М., 1994.
  109. Современный философский словарь /Под ред. В. Е. Кемеровой. — М., 1996.
  110. , Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности Текст. / Е. Т. Соколова. -М.: Ид-во Моск. ун-та, 1989. 215 с.
  111. И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. СПб.: Речь, 2006.-280 е.: ил.
  112. М.И. Профессиональные способности педагога: акмеология воспитания и обучения / М. И. Стайкин. — М.: Московский психолого-социальный институт. Флинта, 1998. 368 с.
  113. С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организации/С.Ю. Степанов. — М.: Наука, 2000. 174 с.
  114. В.В. Исследование эмоционально ценностного отношения к себе с помощью методики управленческой проекции // Психологический журнал. 1981. № 3. С. 104−116.
  115. В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Автореф. Дисс. Док. Псих. Наук. М., 1985. С. 22.
  116. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  117. Н.В., Графинина Н. А. Новый вариант Калифорнийского психологического опросника. В сб.: Методики анализа контроля трудовой деятельности и функционального состояния. М., 1993.
  118. Типы руководителей стили управления. Новосибирск. Наука 1998.
  119. Е.В. Особенности профессионального становления женщины руководителя // психологические и акмологические проблемы управленческой деятельности /под ред. Ю. В. Синягина, И. В. Калинина. Ульяновск, 1997.
  120. Г. Социально-психологические типы деловой активности женщин. М.: Ин-т психологии РАН, 1999.
  121. Г. В., Хащенко В. А. Социально-психологический анализ различных категорий работающих женщин //Социальная психология экономического поведения. — М.: Наука, 1999. С. 183−199.
  122. , Д. И. Психология развивающейся личности Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Изд-во «Институт практической психологии» — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 512 с.
  123. Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Изд-во Института психотерапии. 2002. 490 с.
  124. Философский энциклопедический словарь /Под ред. С. С. Аверинцева. 2-ое изд. -М.: Сов. энциклопедия, 1989.
  125. А.Р. Формы становления личности в процессе её профессионализации // Вопросы психологии. № 2. 1997.
  126. В. Человек в поисках смысла: Сб. /Под общ. Ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990.
  127. , Э. Бегство от свободы. Человек для себя Текст. / Э. Фромм. -М.: ACT, 1990.-576 с.
  128. К. Женская психология /К. Хорни. СПб, 1993. — 224 с.
  129. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993.
  130. А.В. Тендерные особенности поведения личности в управленческой деятельности: Кандидатская диссертация. М., 2000. С. 69−70.
  131. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. 256 с.
  132. Н.И. Психологические исследования самосознания // Вопросы психологии. № 4. 1984.
  133. Э.С., Портнов Ф. Н. Характеристики общения в эталоне медицинского работника //Психологический журнал. 1987. Т. 8. № 5. С. 12.
  134. Т.П. Изменение самоотношения личности у женщин в результате многомерного психологического воздействия: дис. канд. псих, наук / Т.П. Шарай- Москва, 2006. 180 с.
  135. Т. Социальная психология. М., 1969.
  136. Э. Детство и общество. СПб., 1996.
  137. A.M. Эмоциональные компоненты самоотчетов и межличностных суждений // Вопросы психологии. 1983. № 2.
  138. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1989. С. 127.
  139. , И. Д. Мамочка и смысл жизни Текст.: психотерапевтические истории / И. Д. Ялом. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.-288 с.
  140. , И. Д. Экзистенциальная психотерапия Текст. / И. Д. Ялом. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. — 576 с.
  141. Bandura A. Social learning theory. New — York, 1974. pp. 1−46- тот же Self — efficacy: Toward a unifying theory of behavior change. Psychological review. 1977. № 84. pp. 191−215-
  142. Bandura A. Self regulation of motivation and action through goal systems. Goal concepts in personality and socion psychology. Hills date, N.Y., Evibaum, 1988. pp. 24−51
  143. Beck A. Cognitive therapy and emotional disorders. New York, 1976. pp. 34−56.
  144. Bisaria S. Identification and elimination of sex stereotypes in and from education programmes and school textbooks /S. Bisaria//UNESCO, 1985, October.
  145. Coopersmith S. the Antecendens of self — Estem. San-Francisco, 1967. p. 48.
  146. Duval S., Wicklund A. Theory objective Self Awareness. N.Y., 1972 Pp. 31−46
  147. Kanter R.M. Women in Organizations: Sex Roles, Group Dinamics and Change Strategies //Beyond Sex Roles /Ed.by A Surgent. St. Paul. 1977.
  148. Kaplan H. Antecendents of negative self attitudes Membership groups devaluation and defensivness. Social Psychiatry 1976. v. 2. pp. 41−56.
  149. Nieva V.F., Gutec B.A. Women and Work. A Psychological Perspective. N.Y., 1982.
  150. Rogers C. R, Dymond r.f. Psychotherapy and personality change. Chicago, 1954-p. 44−78.
  151. Rogers C.R. On becaming a person. Boston, 1964. 485 p
  152. Rosemberg M. Society and adolescent self image. Princetom, 1965. p. 39−75.
  153. Rosenberg M., Kaplan H. Social psychology of self — concept. Arlington Heights. 1982-pp. 3−19.
  154. Wells L., Marwell J. Self esteem. Its conceptualization and measurement. Sage publications/, 1976. — 238 p.
  155. Yuke G. Leadership in Organization. N.Y. 1989.
Заполнить форму текущей работой