Понимание и выражение значений в речи человека
Магнуссон Д. Назад к феноменам // Иностранная психология. 1994. № 3. Малкова Г. Ю. Шкала внутренней агрессии Готтшалка-Глезер в диагностике депрессивных расстройств // Психологические исследования дискурса. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 180−198. Островская Л. Д., Алмаев H.A. Опросник структуры характера и темперамента Р. Клонинджера: Апробация и эмпирическая валидизация сокращенной версии // Вестник… Читать ещё >
Содержание
- 8. 1. 6. Выводы
3. Следовательно, для изучения влияния психологических особенностей на оценку текста целесообразно: а) применять сбалансированные по содержанию тексты, различающиеся по одному — двум параметрам- б) применять для оценки личностных черт или состояний проверенные шкалы, обладающие удовлетворительными психометрическими характеристиками.
В целом можно сказать, что данное исследование позволило проверить гипотезы о субъективной оценке текстов, а также получить предварительные представления об уровнях индукции психологического значения текстом, которые могут послужить источником для множества гипотез.
8.2. Влияние личностных черт на оценку текстов5
Высказанные выше соображения были по возможности учтены нами при проведении сходного по задачам исследования6. При его проведении выдвигались две
5 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 04−06−273а.
6 Дипломная работа Е. В. Селяевой и курсовая работа О. В. Грибова, выполненные под руководством H.A. Алмаева в 2005 г. цели: 1) оценить роль места контент-аналитической категории в начале или в конце рассказа (важность данного параметра обсуждается в главе 9) — 2) изучить вклад личностных характеристик в оценку текста. Для решения первой задачи из выборки свободно порожденных рассказов (см. главу 8) были взяты два текста. Первый содержал компоненты тревоги в начале повествования, а в конце присутствовали утверждения общей позитивной эмоциональнальности, во втором рассказе, наоборот, сначала присутствовали выражения позитивной эмоциональности, затем тревоги. Рассказы принадлежали разным людям. В первом речь шла о том о том, как девочка-подросток и ее младший брат заблудились в лесу, а затем нашли дорогу. Во втором молодой человек рассказывал о своем полете на зарубежный курорт. Сначала в нем говорилось о радостных ожиданиях, затем о панике, испытанной в связи с попаданием самолета в воздушные ямы. Была проведена пробная серия экспериментов на выборке в 52 человека. При обработке результатов было обнаружено, что эти два текста очень сильно отличаются также по параметру активность-пассивность. В первом тексте от активности субъекта зависело все, во втором — ничего. В результате было решено повторить эксперимент, использовав более тщательно сбалансированные тексты.
К счастью, в данной выборке нашелся один рассказ, состоящий из двух эпизодов. Ситуации были в целом весьма близки, и две половины различались лишь своей структурой: в первом эпизоде сначала представлены положительные эмоции, затем тревога (концептуализированная как «избегание опасности» по Клонинджеру, см. главу 10), во втором, наоборот, сначала тревога, затем положительные эмоции. При этом как связь тревоги с объектами, так и характер положительных эмоций были в обоих эпизодах практически одинаковы.
Рассказы были сбалансированы по порядку предъявления. Одна половина испытуемых получала сначала первый рассказ, потом второй, другая, наоборот, сначала второй, затем первый.
8.2.1. Методика
Респонденты: во втором этапе исследования приняли участие студенты и их родственники. Общее количество испытуемых составило 66 человек в возрасте от 19 до 71 лет (20 мужчин, 46 женщин, ср. возраст 23,6 + 9,4). Образовательный статус: 3 человека со средним образованием, 4 человека со ср. специальным образованием, 52 человека с неполным высшим образованием, 7 человек с высшим образованием.
8.2.2. Процедура
Участникам исследования необходимо было оценить тексты по шести предложенным шкалам (тексты см. ниже). Процедура состояла в оценке текстов с помощью 7-балльных шкал, полюса которых представлены прилагательными-антонимами (шкалы лайкертовского типа от 1 до 7). В качестве своего рода каркаса для шкал СД выступили представления о структуре темперамента и характера Р. Клонинджера (Оопищег et а1. 1994, Алмаев, Островская, 2005), которые были дополнены более частными категориями, такими как «радостный — печальный», «счастливый — несчастный», «положительно окрашенный — отрицательно окрашенный». Итоговые шкалы представлены на рисунке 47.
Рис. 47. Шкалы оценки текстов
1 Тревожный ||||||| 1 7 3 4 5 6 7
2 Стремление I I I I I ! I к новому I I I I I I I 1 2 3 4 5 6 7
3 Радостный |-1−1-1--(-1 1? 3 Д 5 б 7
4 Счастливый |-1−1-1−1-1−1 1 2 3 4 5 6 7
5 А тгтиитттлтт | | | | | | | 1? 3 4 5 б 7
6 Положительно ! I I I I I I Окрашенный 1 2 3 4 5 6 7 '
Испытуемым давалась следующая инструкция:
Вам предлагаются два текста. Ваша задача внимательно их прочитать и оценить по всем шести ниже предложенным шкалам степень выраженности категорий от 1 до 7, где: 1 максимальная выраженность категории, которая находится на левом полюсе, а 7 -максимальная выраженность категории, которая находится на правом полюсе. Выбранную Вами цифру, обведите в кружок."
Текст 1
Однажды вечером, во время нашего отдыха, мы как всегда пошли в бар. К нам подсели за столик двое молодых людей. Одного из них звали Сергей, а второго Паша. Мы сидели, болтали, пили шампанское, было весело (ПЭ). А в том баре подрабатывал младший брат Сергея, имя которого Саша. Он все около нас крутился, прикалывался. Сергею все это надоело, и он отправил Сашку домой. А мы продолжали дальше веселиться (ПЭ). Примерно через 30 минут вернулся Саша, весь в крови, точнее говоря, все лицо. По его словам, он спускался по лестнице и упал. При виде его моей подруге стало плохо (тревога), она даже отключилась на пару секунд. Я ужасно испугалась (тревога) за нее и за этого мальчика. Потом подругу я вывела на улицу, ей стало лучше. А для Саши вызвали скорую помощь. Cepera попросил, чтобы мы поехали с ним в больницу.
Текст 2
Ребята, с которыми мы познакомились, были местными, а не отдыхающими в доме отдыха, и, естественно, их не пустили к нам. И тогда мы решили, что они залезут к нам через балкон. Мы жили на третьем этаже. И только когда мы пришли в номер, до нас дошло, что им надо лезть на третий этаж, и как назло начался дождь. Мы сидели и обсуждали с ней, что будет, если они упадут (тревога), тем более что подоконники были скользкие из-за дождя. И вдруг мы услышали какой-то стук и сразу поняли, что это они лезут. Я испугалась (тревога) и убежала в туалет, чтобы ничего не слышать. А подруга пошла посмотреть, что там происходит. Первым залез Cepera, он был весь мокрый, а Павел боялся (тревога) лезть, потому что было очень скользко. И Сергей сказал, что надо сделать канат, что бы его поднять. И мы начали связывать все простыни, все что было можно. Канат получился довольно прочным. Сначала на этом канате подняли сумку с продуктами, а потом Паша по нему залез. Мы веселились (ПЭ) и были рады (ПЭ), что все хорошо закончилось.
Для регистрации личностных особенностей использовались опросники ОФДСИ В. М. Русалова (1997) и сокращенная русская версия Опросника темперамента характера Р. Клонинджера (TCI 140)7.
В теоретической модели ОФДСИ выделяются по три аспекта для каждого формально-динамического свойства: три аспекта эргичности (психомоторная, интеллектуальная и коммуникативная), три аспекта пластичности (психомоторная, интеллектуальная и коммуникативная), три аспекта эмоциональной чувствительности (в психомоторной сфере, в интеллектуальной и коммуникативной сферах поведения).
Опросник содержит 150 пунктов, требующих ответа по 4-х балльной шкале, и позволяет получить значения по 12 свойствам (эргичность, пластичность, скорость и эмоциональный порог в трех сферах поведения: психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной), на основании которых могут быть вычислены индексы и темпераментальные типы. Каждое свойство оценивается по 12 утверждениям (пунктам) различной степени трудности (выраженности) и может иметь значения от 12 до 48 баллов. Таким образом, опросник ОФДСИ содержит следующие шкалы: эргичность психомоторная (ЭРМ), эргичность интеллектуальная (ЭРИ), эргичность коммуникативная (ЭРК) — пластичность психомоторная (ИМ), пластичность интеллектуальная (ПИ), пластичность коммуникативная (ПК) — скорость психомоторная (СМ), скорость интеллектуальная (СИ), скорость коммуникативная (СК) — эмоциональная чувствительность в психомоторной сфере (СМ), эмоциональная чувствительность в интеллектуальной сфере (ЭИ), эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере (ЭК). В опроснике имеется также контрольная шкала (6 пунктов), оценивающая уровень социальной желательности ответов. Данная шкала варьирует от 6 до 24 баллов.
8.2.3. Результаты и обсуждение
Прежде всего, следует отметить подтверждение гипотезы о влиянии последовательности тем в рассказах на оценку текста (см. таблицу 20). Таблица 20. Медианы и моды оценок текстов 1 и 2
Категория Медиана Мода Медиана Мода оценки Текст 1 Текст 1 Текст 2 Текст 2
Тревожный / 3 3 5 6 не тревожный
7 Подробно о ТС1, а также о его адаптации на русскоязычной выборке и получении сокращенной русской версии см. Алмаев, Островская (2005) и Островская, Алмаев (2005).
Стремление / безразличие к новому 4 4 3 2
Радостный / Печальный 6 6 3 1
Счастливый / несчастный 5 5 2 2
Активный / пассивный 3 3 2 1
Положит. / отрицат. окрашен. 5 5 2 2 У
Ввиду биполярности оценочных шкал интерпретация результатов требует определенной осторожности и тщательности при истолковании направления связи (см. рисунок 47). Как видно из таблицы 20, текст 2 («Балкон») в целом оценивается как менее тревожный и более положительно окрашенный, чем текст 1 («Бар»). Уровень статистической значимости различий по критерию Манна-Уитни по всем шкалам р<0,000, кроме шкалы 2 (р=0,003).
Гипотеза о наличии связи шкал опросника ОФДСИ с оценочными шкалами по первому тексту подтвердилась частично, (см. таблицу 21).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Главным выводом данной работы, является, на наш взгляд, то, что психология может строиться как наука «галилеевского» типа. Она может фиксировать общие для изучаемой области необходимые дескриптивные характеристики феноменов, затем на основе этих характеристик строить и эмпирически проверять модели конкретных психических явлений. Причем она может делать это в отношении феноменов внутреннего опыта, в отношении результатов интроспекции.
Основным препятствием на пути превращения интроспекции в валидный инструмент психологического познания был не преодоленный и до конца неискорененный сенсуализм — т. е. признание чувственных данных основой психики, которая не должна анализироваться далее и просто приниматься, как есть. Однако любые чувственные данные это уже результат определенуой активности организма и без предварительной регистрации этой активности, без того, чтобы зафиксировать те ожидания, с которыми организм устремляется навстречу среде, понять значение тех или иных чувственных данных невозможно. Сенсуализм, будет ли он относиться к внутренней или внешней чувственности, пытается скрыть интенциональную, активную природу субъектности, что, скорее всего, диктуется мотивами контроля и власти над другими субъектами. Впрочем, возможна и другая интерпретация: научиться отслеживать низкоуровневую, фоновую активность собственного сознания — весьма непростая и весьма специфическая задача. В известном смысле она противоположна тому, что мы обычно делаем, живя в мире и пытаясь максимально точно предсказать свои будущие восприятия этого мира, через построение его наиболее адекватной картины. При интенциональном анализе наше сознание, прежде всего, отслеживает свои собственные действия, о выполнении огромного числа которых мы и не подозревали, получая готовый образ мира и высказываясь о нем, делясь им с другими людьми. Анонимная активность сознания, разворачивающая перед нами предметность как реального, так и бесконечно количества виртуальных, возможных, выдуманных и прочих миров, может быть отслежена, сделана предметом теории и экспериментальной проверки.
Таков главный вывод из этой работы.
Конечно, наиболее убедительные результаты достигнуты в той области, которая ближе всего к теоретическому разуму — в области рассудочных предметностей языка, и достигнуты в первую очередь благодаря тому, что предшествующие поколения мыслителей создали в ней очень серьезный задел.
Следующий важный вывод заключается, пожалуй, в том, что феноменологическое и экспериментальное исследование могут и должны продуктивно взаимодействовать. Одно не только не исключает, но и предполагает другое! Это положение находится в противоречии с распространенным афоризмом известного патопсихолога Медарда Босса, друга М. Хайдеггера, гласящим, что естественнонаучная феноменология это все равно, что деревянное железо. В действительности же при погружении в наш мир трансцендентальность приобретает пространственные и временные характеристики нашего мира, так что реальный феномен состоит как из трансцендентальных — общих для любого опыта — компонент значения, так и из реальных, реализуемых в нашем мире. В мире, в котором все процессы происходят, скажем, в пять тысяч раз быстрее, чем в нашем, конкретные временные значения, требующиеся для исполнения актов сознания, будут иными, хотя их трансецендетальное значение не изменится, как не изменяется содержание математических операций от того, что компьютеры выполняют их в миллиарды раз быстрее человека. Однако акты сознания, исполняемые реальным человеческим существом, имеют именно такие диапазоны временных длительностей, которые они имеют, и психология как наука о реальных существах в реальном мире должна их знать. Если какая-то интенциональная модификация осуществится вдруг в пять тысяч раз быстрее, она не сможет выполнить своей функции в остальной интенциональной жизни психики.
Точные измерения времени и других параметров, таких, например, как параметры высоты звука и его интенсивности важны для исследований вызова эмоциональных состояний аудиальными фрагментами или/и динамическими сценами — направление, намеченное в третьем разделе данной работы.
Гуссерлианская феноменология сильна в том, что касается изучения субъективного опыта на, так сказать, «микроскопическом» уровне. Образно говоря, это хорошая лупа или микроскоп, которой может быть снабжаен каждый психолог.
Однако, как быть в том случае, когда объект столь сложен, что его трудно «уместить» в поле непосредственного созерцания?
Как быть со сложными образованиями, вроде тех, что обозначаются как «личность», «темперамент», «характер» и, далее, их проявлениями в других сложных образованиях, таких как автобиографические тексты и опросниковые тесты?
С этими проблемами мы столкнулись, когда попробовали применить психологическую теорию значения к проблематике индивидуальных различий.
Для феноменологической психологии эта проблематика нова и здесь сразу стала ощущаться нехватка, неразработанность целых групп теоретических средств и понятий притом, что в эмпирической психологии имеется большое число самых разнообразных обобщений, неясно как связанных между собой.
Здесь целесообразно сделать небольшое отступление и рассмотреть, как в принципе организовано знание в зависимости от его социальной востребованности.
Важнейшей функцией знания является его транслируемость. Знание колдуна, шамана и т. п. передается от человека к человеку вместе с легитимирующими мифами и специфическим опытом инициации. Это, так сказать, базовый уровень, прослеживаемый практически во всех обществах определенного уровня организации. Такая традиция, в отношении каких-то определенных знаний, может легко прерваться, хотя и возобновится вновь в своей общей форме. Т. е. то конкретно, что какой-то один знахарь рассказал своему преемнику, может пропасть из истории вообще навсегда, однако в обществах определенной организации появятся новые знахари и их ученики.
По мере развития общества наиболее важные, наиболее востребованные знания стали передаваться более открытым способом, их стало возможно записывать и передавать желающим без какой-то особой инициации, деградировавшей до шуточных обрядов студенчества. При такой форме трансляции знание также в существенной мере привязано к определенным группам людей, просто эти группы через книги сделались принципиально открытыми для всех желающих. Такое знание требует существенно более глубокого уровня рефлексии и верификации, однако исходные положения у каждой группы свои и различным группам трудно договориться между собой либо о принятии этих исходных посылок, либо о каких-то принципах их координации. При этом важно, что общественного давления на эти группы, достаточного для их побуждения к интеграции, не оказывается. С одной стороны, знания недостаточно общественно востребованы, точнее в обществе нет уверенности в способности носителей этого знания разрешить те или иные насущные вопросы, а с другой стороны, носители столь разрозненного и противоречивого, если рассматривать область в целом, знания не могут убедить общество в том, что они как раз те люди, которые могут решить существенные проблемы. Таков второй уровень организации знаний в зависимости от их социальной востребованности.
Однако для решения действительно масштабных задач требуется интеграция усилий большого количества работников, создание крупных исследовательских
305 коллективов, такая система коммуникации, которая позволяла бы делиться знаниями через годы и расстояния. Такие возможности появляются при еще более глубокой рефлексии исходных посыпок того или иного рода знаний, так что все разделяющие эти исходные посылки оказываются как бы одним огромным научным коллективом. Такого уровня рефлексии и такого уровня организации достигло только современное естествознание, а психология, очевидно, находится на втором уровне.
Концептов второго уровня много, но как они соотносятся между собой? Как их интегрировать?
Здесь я должен разочаровать тех проницательных читателей, которые, возможно, уже догадались «куда клонит автор» и подозревают, что сейчас начнется пропаганда «интенций», «внутреннего времени» и прочих теоретических средств из первого по третий разделов данной работы. Действительно, если автор говорит, что вся психическая жизнь состоит из интенций и модификаций внутреннего времени, что это универсальные характеристики психического, что из них можно строить любые модели реализации значений, да еще и дополняет их измерениями потенциальности осуществления интенций, то он явно предлагает некий универсальный объяснительный принцип.
Это не совсем так. Образно говоря, универсальность атомов и молекул не делает электронный микроскоп обязательным инструментом всех естественных наук. Так же и то, что хорошо для микроструктур когниции, скорее всего, малопродуктивно само по себе для описания сложных феноменов.
Здесь нужны, скорее, не столько новые концепты, сколько некие новые способы совместного метатеоретического рассмотрения уже существующих подходов, вскрытие их исходных посылок и соотнесение их вместе с их результатами в неком едином поле созерцания.
Надо заметить, что подобные мысли далеко не новы. Например, еще в начале 1980-х годов Г. П. Щедровицкий развивал идею модели-конфигуратора, которая интегрировала бы полученные в различных подходах знания через рефлексию исходных посылок, целей, онтологических представлений и методических приемов, стоявших за каждым из подходов (Щедровицкий, 1984).
Например, для случая, разобранного в последней главе этой диссертации, движением в сторону конфигурации знаний мог бы быть ответ на вопрос, как соотносятся теоретические модели Клонинджера и Русалова. Почему-то, что Русалов называет эмоциональностью", весьма близко совпадает с тем, что Клонинджер называет
Избеганием опасности"? Можно сказать, что дело в том, что эти авторы под разными
306 названиями и как бы с несколько различных углов зрения описывают один и тот же феномен тревоги. Однако представляется, что следует, с одной стороны, дать описание этого феномена в некоторых абстрактных терминах, зафиксировав, его универсальный эйдос (м.б. вовсе не «тревога», а именно «эмоциональность», есть наиболее адекватная теоретическая фиксация данного феномена?), с другой, обсудить исходные посылки каждого из подходов в их социальном и культурном контексте, показать, что это действительно один феномен, но рассматриваемый в различных перспективах.
Другой задачей будет, например, ответ на вопрос, как соотносятся содержания «я такой», получаемые в результате опросникового текста, и «я говорю о том-то и так-то [в автобиографическом тексте]»? Такова абстрактная формулировка задачи выяснения соотношения результатов опросниковго теста и контент-анализа автобиографического текста.
Такая формулировка может представляться слишком сложной, для конкретной реализации, включающей слишком много побочных переменных. Однако такая постановка вопроса способствует разработке понятия субъекта или «существа вообще» в более общем плане. Сама идея субъекта, особым образом интегрирующую в себе как представления о способах активности, так и о его качествах нуждается в дополнительной формальной и чисто теоретической разработке. В частности, как представления о качествах субъекта разворачиваются, эксплицируются в представлениях о способах его активности? Как те, в свою очередь, связываются с предметными устремлениями субъекта, фиксируемыми в темах его речевой продукции? Далее, у некоторых субъектов может наличествовать рефлексия, корректирующая при определенных обстоятельствах, либо суждения о качествах, либо речевую активность, могущую дать представление о не самых лучших, с точки зрения субъекта, его качествах.
Введением рефлексии субъекта абстрактная модель может усложняться, включая все новые и новые модификации, однако если она будет достаточно хорошо теоретически проработана, можно будет проследить ее целостность и единство.
Предложенные в данной диссертационной работе концепты могут служить в качестве теоретических средств, способствующих уточнению как моделей самих феноменов, так и теоретических моделей этих феноменов, предлагаемых различными авторами, облегчать их взаимное соотнесение и проверку.
Понимание и выражение значений в речи человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Алексеев А. Н. Контент-анализ: техника или методология? // Методологические и методические проблемы контент-анализа. М., JL, 1973. Вып. 1. С. 19—24.
2. Алексеев А. Н., Дудченко B.C. Контент-апализ как специфический способ прочтения текстов // Смысл восприятия речевого сообщения. М., 1976.
3. Алмаев H.A. Интенциональные структуры понимания суждений // Познание. Общество. Развитие / Под ред. Д. В. Ушакова. М., 1996. С. 6−22.
4. Алмаев H.A. Психологические основания выбора слов при построении речи Автореф. дис. канд. психол. наук, 1997.
5. Алмаев H.A. Интенциональные структуры естественного языка: экспериментальное исследование // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 5. С. 71−80.
6. Алмаев H.A. Динамическая визуализация как метод исследования языкового сознания // Языковое сознание: формирование и функционирование / Под ред. Н. В. Уфимцевой. М., 1998. С. 77−86.
7. Алмаев H.A. Психологическое значение высотно-темпоральных параметров речи и музыки // Сборник трудов 11 сессии Российского Акустического Общества 19−23 ноября 2001. М&bdquo- 25−128.
8. Алмаев H.A., Градовская H.H. Субъективное шкалирование и контент-анализ в оценке эмоционально-аффективной компонентны текста // Психологические исследования дискурса / Под ред. Н. Д. Павловой. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 18−39.
9. Алмаев H.A., Малкова Г. Ю., Селяева Е. В. Группировка и кластеризация семантических категорий и тем в литературном произведении // Психология высших когнитивных процессов / Под редю Т. Н. Ушаковой, Н. И. Чуприковой. М.: Изд-во ИП РАН, 2004.
10. Алмаев H.A., Островская Л. Д. Адаптация опросника темперамента и характера Р. Клонинджера на русскоязычной выборке // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 6. С. 77−86.
11. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.
12. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории систем. М., 1971.
13. Анохин П. К. Философские аспекты теории функционльных систем. М., 1978.
14. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика. М.: Наука, 1974.
15. Аристотель. Собрание сочинений (в 4-х томах). Т. 2. М.: Мысль, 1978.
16. Расселл Б. История Западной философии. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.
17. Бартлет Ф. Психика человека в труде и игре. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
18. Бездененжных Б. Н. Психофизиологические закономерности взаимодействия функциональных систем при реализации деятельности. Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 2004.
19. Белый Б. И. Тест Роршаха: практика и теория. СПб., 1992.
20. Белянин В. П. Депрессивный компонент в русской литературе // Rusistica Espanola. Мадрид, 1997.
21. Белянин В. П.
Введение
в психиатрическое литературоведение // Specimina Philologiae Slavicae. Bd. 107. Munchen: Otto Sagner, 1996.
22. Белянин В. П. Психолингвистические аспекты художественного текста. М.: Изд-во МГУ, 1988.
23. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М. Медиум. 1995.
24. Берне P.C., Кауфман С. Х. Кинетический рисунок семьи. М., 2000.
25. Бернштейн H.A. Очередные проблемы физиологии активности // Проблемы кибернетики. Вып. 6. М.: Наука, 1961. С. 101−160.
26. Бжалава И. Т. Психология установки и кибернетика. М.: Наука, 1966.
27. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Изд-во ИП РАН, 1997.
28. Брушлинский A.B. Проблема психологии субъекта. М., 1995.
29. Брушлинский A.B., Поликарпов В. А. Мышление и общение. Минск, 1990.
30. Бук Дж. Тест «дом, дерево, человек» (ДДЧ) // Проективная психология. М., 2000.
31. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 1999.
32. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.
33. Вассерман Л. К, Ерышев О. Ф., Клубова Е. Б и др. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля (ИЖС) // Пособие для врачей и психологов. СПб., 1998.
34. Вассерман Л. И., Ерышев О. Ф., Клубова Е. Б. Отношение к болезни, алкогольная анозогнозия и механизмы психологической защиты у больных алкоголизмом // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1993 (2). С. 13−21.
35. Веэ/сбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики. Языки славянской культуры. М., 2001.
36. Вейлъ Г. О философии математики. Л., 1934.
37. Венгер A.JI. Психологические рисуночные тесты. М.: Изд-во «Владос пресс», 2004.
38. Виноградова О. С. Нейронаука, а конце 2-го тысячелетия: смена парадигм // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 2000. Т. 50. № 5. С. 743−774.
39. Воронини А. Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. М.: Изд-во ИП РАН, 2004.
40. Выготский JI.C. Мышление и речь // Собр. соч. в 7 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 5.
41. Выготский JI.C. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч. в 7 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 6.
42. Вяземский П. А. Старая записная книжка // Полн. собр. соч. в 12 т. СПб., 1883. Т. 7.
43. Гак В. Г. К проблеме семантической синтагматики // (Проблемы структурной лингвистики. М.: Наука, 1972.
44. Галагудзе С. С, Лассман A.B., Случевский Ф. И. Контент-анализ речи как средство психодиагностики (шкала шизофрении Л. Готтшалька) // Диагностика психологических состояний в норме и патологии. Л., 1980.
45. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л., 1984.
46. Ганзен В. А., Юрченко В. Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека // Психические состояния / Под ред. A.A. Крылова. Л., 1981.
47. Ганнушкин П. Б. Избранные труды. М., 1964.
48. Ганнушкин П. Б. Особенности эмоционально-волевой сферы при психопатиях // Психология эмоций. Тексты. М., 1984.
49. Горюнова П. Б. Дескрипторы когнитивного ресурса и интеллектуальная продуктивность. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2002.
50. Градовская H.H. Измерение выраженности тревоги в речи методом контент-аналиа Готтшалка-Глезер // Психологические исследования дискурса / Под ред. Н. Д Павловой. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 166−179.
51. Грей Д. А. Нейропсихология темперамента//Иностранная психология. 1993. Т. 1. № 2. С. 24−37.
52. Гуссерль Э. Амстердамские доклады // Логос. 1992. № 3. С. 62−81. Гуссерль Э. Амстердамские доклады (ч. II) // Логос. 1994а. № 5. С. 7−24 Гуссерль Э. Собр. соч. в? т. Т. 1 Феноменология внутреннего сознания времени. М.: Гнозис, 1994b.
53. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М., 1999.
54. Дейквап Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. Денисов П.H. Принципы моделирования языка. М., 1965.
55. Дикая Л. Г., Семикин В. В. Регулирующая роль образа функционального состояния в экстремальных условиях деятельности // Психологический журнал. 1991. Т. 12. С. 55−65.
56. Дикая Л. Г., Щедрое В. И., Семикин В. В. Оценка индивидуального стиля саморегуляции состояния человека // Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека. М., 1994. С. 100−119.
57. Доблаев Л. П. Логико-психологический анализ текста. Саратов, 1969. Додонова H.A. Диагностическое значение лексико-семантических и морфологических особенностей речи больных неврозами. М., 1988.
58. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. Дубровский Д. И. Информация, сознание, мозг. М.: Высшая школа, 1979. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., 1958.
59. Жинкин Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания, № 6, с. 26−38.
60. Журавлев А. П. Фонетическое значение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000.
61. Кант И. Критика чистого разума // Собр. соч. в 6 т. Т. 3. М. Мысль, 1965. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть как строгая наука// Собр. соч. в 6 т. Т. 4. М., 1966.
62. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
63. Клубова Е. Б. Исследование структуры защитных механизмов личности у больных алкоголизмом // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1991 (3). С. 70−72.
64. Клубова Е. Б. Исследование структуры защитных механизмов личности у больных алкоголизмом // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1991 (3). С. 70−72.
65. Ковалев А. Г. Психология личности. М., 1965. С. 29.
66. Корабелъникова Е. А., Beim A.M., Голубев B.JI., Крейнес М. Г. Психолингвистическое исследование сновидений детей и подростков с невротическими расстройствами // Журнал неврологии и психиатрии. 1999. № 1.
67. Кречмер Э. Строение тела и характер. М., JL, 1924.
68. КроникА.А., Головаха Е. И. Психологическое время личности. Киев, 1984.
69. Куполов П. С. Учение о рефлексе и рефлекторной деятельности и перспективы его развития // Материалы к совещанию по философским вопросам высшей нервной деятельности и психологии. М., 1962.
70. Компбелл Д. Модели экспериметов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб.: Социально-психологический центр, 1996.
71. Ласко М. В., Резвицкая Ж. И. Определение эмоционального состояния методом контент-анализа речи // Речь и эмоции. JL, 1975.
72. Лебедев А. Н., Скопинцева H.A., Бычкова Л. П. Связь памяти с параметрами электроэнцефалограммы // Современная психология: Состояние и перспективы исследований / Под ред. A.B. Брушлинского. М.: Изд-во ИП РАН, 2002. С. 55−68.
73. Левин К. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001.
74. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М., 1964.
75. Левитов Н. Д. Проблема психических состояний // Вопросы психологии. 1955. № 2.
76. Левитов PI Д. Психология характера. М., 1969. С. 114.
77. Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении // Соч. в 4-х т. М., 1983. Т. 2.
78. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1984.
79. Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. Москва. Прогресс, 1969. Леонтьев A.A. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969.
80. Леонтьев A.A. Психологическая структура значения // Семантическая структура слова. М., 1981.
81. Леонтьев А. А., Иванова А. Е.,. Сорокин А., Уфимцева Н. В., Шахнарович А. М., Бгажноков Б. X., Скворцова А. В., Новодворская В. А., Дергачева Л. А., Тарасов Е. Ф. Основы теориии речевой деятельности. М. Наука, 1974.
82. Леонтьев Д. А. Тематический апперцептивный тест. М.: Смысл, 2000.
83. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., 1963.
84. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
85. Ломов Б. Ф., Сурков E.H. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980.
86. Лосев А. Ф. Миф — Число — Сущность. Мысль. М., 1994.
87. Лосев А. Ф. Языковая структура. М., 1983.
88. ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
89. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1979.
90. Лэйнг Р. Д. Расколотое Я. СПб.: Белый Кролик, 1995.
91. Люборски Л., Люборски Э. Объективные методы измерения переноса // Иностранная психология. 1996. № 7.
92. Магнуссон Д. Назад к феноменам // Иностранная психология. 1994. № 3. Малкова Г. Ю. Шкала внутренней агрессии Готтшалка-Глезер в диагностике депрессивных расстройств // Психологические исследования дискурса. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 180−198.
93. Малкова Г. Ю. Контент-анализ автобиографических рассказов в изучении личностных свойств. Дис. канд. психол. наук. М., 2005.
94. Мамардашвили М. К. Классический и не классический идеалы рациональности. Тбилиси: Мецниереба, 1980.
95. Манеров В. Х. Речь как средство психодиагностики // Практическая психология: Методологичесикие и методические научные исследования. СПб.: РГПУ, 1996. Маховер К. Проетивный рисунок человека. М., 1996.
96. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т.
Введение
в экспериментальную психодиагностику личности. М., Просвещение, 1985.
97. Методологические и методические проблемы контент-анализа / Под ред. А. Г. Здравомыслова. Новосибирск, 1973.
98. Миллер Г., Галантер, Прибрам К. Планы и структуры поведения. М., 1961.
99. Минский М. Фреймы для представления знаний. М., 1978.
100. Михайлов А. Н., Ротенберг B.C. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях//Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 106−111.
101. Молчанов В. И. Парадигмы сознания и структуры опыта // Логос. 1992. № 3. С. 7—36.
102. Монтегю Р. Прагматика и интенсиональная логика // Семантика модальных и интенсиональных логик. М., 1981.
103. Морозов В. П. Искусство резонансного пения: Основы резонансной теории и техники. М.: Изд-во ИП РАН, Изд-во МГК им. П. И. Чайковского, Центр «Искусство и наука», 2002.
104. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 1998.
105. Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. М., 1960. Т. 2.
106. Найсер, У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии. М&bdquo- 1981.
107. Носенко Э. Л. Особенности речи в эмоциональной напряженности. Днепропетровск, 1975.
108. ОлдхэмДж., Моррис JI.Б. Автопортрет Вашей личности. М., 1996. Орбели JI.A. Лекции по вопросам высшей нервной деятельности. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1945.
109. Островская Л. Д., Алмаев H.A. Опросник структуры характера и темперамента Р. Клонинджера: Апробация и эмпирическая валидизация сокращенной версии // Вестник московского Университета. Сер. 14. Психология. 2005. № 3 С. 76−85.
110. Павлов ИП. Полн. собр. соч. в 6 т., 8 книгах Т. III. Кн. 1. М.Л., 1951;1952. Панов В. И. 90 лет изучения проблемы «Психические состояния» в психологическом институте «на Моховой» // Психология психических состояний. Казань, 2004.
111. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во МГУ, 1988. Поляков В. Н. Моделирование перцепции в семантике глагола (на примере глаголов движения) // Психологические исследования дискурса / Под ред. Н. Д. Павловой. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 51−60.
112. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1976.
113. Потебня A.A. Мысль и язык. Государственное издательство Украины, Одесса,.
114. Прангишвжи A.C. Общепсихологическая теория установки // Психологическая наука в СССР. М., 1960. Т. 2. С. 133.
115. Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний. М., 1998.
116. Пуни А. Ц. Волевая подготовка в спорте. М., 1969.
117. ПуниА.Ц. Очерки. Психология спорта. М., 1959.
118. Рассел Б. История западной философии. М., 2002.
119. Рубинштейн C.JI. Человек и мир. М.: Наука, 1997. Русалов В. М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности. М., 1997.
120. Самйокина A.A. Проблема вещи в работах русских феноменологов XX века // Вестник Самарского Государственного Университета, Философия. № 3, 2003.
121. Сегалин Г. В. К патографии Льва Толстого (К вопросу об эпилептических припадках у Льва Толстого) // Клинический архив гениальности и одаренности. 1925. Т. 1. Вып. 1. С. 1−28.
122. Сегалин Г. В. Эвропатология личности и творчества Льва Толстого // Клинический архив гениальности и одаренности. 1929. Т. 5. Вып. 3—4. С. 5−147.
123. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.1993.
124. Смулевич А. Б., Дубницкая Э. Б, Тхостов А. Ш., Зеленина Е. В., Андрющенко A.B., Иванов C.B. Психопатология депрессий // Депрессии и коморбидные расстройства,/ Под ред. А. Б. Смулевича. М., 1997. С. 28−54.
125. Смулевич А. Б., Колющая Е. В., Алмаев H.A., Ильина H.A., Тухватулина Л. Ш. Постстрессовый синдром и эндогенные заболевания // Руководство по реабилитации лиц, подвергшихся стрессовым нагрузкам. М., 2002.
126. Смулевич А. Б., Колющая Е. В., Алмаев H.A., Ильина H.A., Тухватулина Л. Ш. Посттравматическое стрессовое расстройство при эндогенных заболеваниях // Психиатрия. 2003. № 3.
127. Смулевич А. Б., Филъц А. О., Гусейнов И. Г., Дроздов Д. В. К проблеме нозогений // Ипохондрия и соматоформные расстройства / Под ред. А. Б. Смулевича. М., 1992. С. 111 123.
128. Соловьев В. Д. К когнитивной классификации эмоций // Первая Российская конференция по когнитивной науке. 9−12 октября 2004. Казань, С. 225.
129. Спивак Д. Л. Лингвистика измененных состояний сознания. Л.: Наука, 1986.
130. СпивакД.Л. Язык при измененных состояниях сознания. Л.: Наука, 1989. Степанов Ю. С. В трехмерном пространстве языка. М., 1985.
131. Стернберг Р. Д. Триархическая теория интеллекта // Иностранная психология. 1996. № 6. С. 54−61.
132. Стиль человека: психологический анализ / Под ред. A.B. Либина. М.: Смысл, 1998.
133. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. СПб.: Питер, 2005.
134. Толстой Л. Н. Собрание сочинений в 12-ти томах. М, 1987. Т. 12.
135. Ушаков Д. В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М.: Изд-во ИП РАН, 2003.
136. Ушакова Т. Н., Павлова Н. Д., Зачесова НА. Речь человека в общении. М.: Наука, 1989.
137. Ушакова Т. Н. Природная организация речевого процесса и восприятие поэтического произведения (на примере лирических стихотворений А. Ахматовой) // Современные моделипсихологии речи и психолингвистики. М., ИП АН СССР, 1990. С. 104−112.
138. Ушакова Т. Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. М.: Наука, 1979.
139. Ушакова Т. Н. Психология речи и психолингвистика // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 6. С. 12−25.
140. Филмор Ч. Дело о падеже // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 10. М., 1981. Фрейд 3.
Введение
в психоанализ. Лекции. М.: СТД, 2003.
141. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Москва-Томск, 1997.
142. Холодная М. А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. М.: ПЕР СЭ, 2002.
143. Хоровитц М. Д., Иле Т. Д. Использование моделей речевых отношений для описания клинических случаев // Иностранная психология. 1996. № 7. С. 30−38.
144. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002. Шпет Г. Г. Явление и смысл. М., 1918. Шпет Г. Г. Внутренняя форма слова. М., 1925.
145. Штерн В. Дифференциальная психология. М.: Изд-во ИП РАН, 1998. Щедровицкий Г. П. Синтез знаний: проблемы и методы // На пути к теории научного знания. М., 1984.
146. Якобсон Р. Избранные работы. М.: Прогресс, 1985.
147. Adams R.J. Desperately seeking industrial relations theory // International Journal of Comparative Labor Law and Industrial Relations. 1988. 4: P. 1—10.
148. Allport G. Pattern and Growth in Personality. N.-Y.: Argyle, 1961. Almayev N.A. Dynamic Theory of Meaning: New Opporunities for Cognitive Modeling // Web-Journal of Formal Computational and Cognitive Linguistics (FCCL), 1999.
149. Almayev N.A. How Meaning might be Induced by Music // Proceedings of the 6th International Conference on Music Perception and Cognition (ICMPC6). 5−10 August 2000. Keele, 2000.
150. Almayev N.A. Subjective Meaning of Pitch and Time-Related Parameters in Music and Speech Intonations // 7th International Conference on Music Perception & Cognition (ICMPC7). July 17−21 2002. Sydney, 2002. P. 728−731.
151. Anderson C. W., McMaster G.E. Computer assisted modeling of affective tone in written documents // Computers and the Humanities. 1982. 16. P. 1−9.
152. Anderson C.W., McMaster G.E. Modeling emotional tone in stories using tension levels and categorical states // Computers and the Humanitie. 1986. 2. P. 3−9.
153. Aschenberg H. Phaenomenologische Philosophie und Sprache: Gruendzuge der Sprachtheorien von Husserl, Pos und Merleau-Ponty. Tuebingen, 1978.
154. Atkinson J.M., Heritage G.C. Structures of Social Action: Studies in Conversation Analyses. Cambridge, 1984.
155. Ault F., Murray E. Content-analysis studies of psychotherapy // Psychol, bulletin. 1955. Vol. 52. № 5. P. 377−395.
156. Bakan D. A generalization of Sidman’s results on group and individual functions // Psychological Bulletin. 1954. 51. P. 63−64.
157. Bejrot S. Personality disorders and relationshiptopersonslity dimensions measured by the Temperament and Character Inventory in patients with obsessive-compulsive disorder // Acta Psychiatrica Scandinavica. 1998. Vol. 98. Issue 3. P. 243−249.
158. Bell A.I. Male anxiety during sleep // International Journal of Psycho Analysis. 1975. Vol. 56 (4). P. 455−464.
159. Bellak L., Hurvich M., Gediman H.K. Ego Functions in Schizophrenics, Neurotics, and Normals. N.Y.: John Wiley & Sons, 1973.
160. Ben-Porath Y.S., Almagor M., Hoffman-Chemi A., Tellegen A. A cross-cultural study of personality with the Multidimensional Personality Questionnaire // Journal of Cross-Cultural Psychology. 1995. 26. P. 360−373.
161. Bereisen B. Content-analysis // Handbook of Social Psychology / Ed. by G. Lindrey. L.,.
162. Berelson B.R. Content analysis in communication research. Oleon: The free press, 1952.
163. Berger P., Luckmann T. Social Construction of Reality. NY. Anchor books. 1966.
164. Berze J., Gruehle H.W. Die Psychologie der Schzophrenie // Monographien aus dem Gesamtgebiet der Neurologie und Psychiatrie. Heft 55. Berlin: Springer, 1929.
165. Bestgen У.&bdquoCan emotional valence in stories be determined from words? // Cognition and Emotion. 1994. 8. P. 21−36.
166. Binswanger L. Grundformen und Erkentniss menschlichen Dasein. Zurich: Niehans, 1942.
167. Brow er L.J. Collected Works. Vol. 1. 1981.
168. Bucci W. et al. The language of depression // Bull. Meninger Clin. 1982. № 4.
169. Car ley K.M. Extracting culture through textual analysis // Poetics. 1994. 22. P. 291−312.
170. Carnap R. On Some Concepts of Pragmatics // Philosophical Studies. 1955. Vol. 6. № 6.
171. Cattel R., Anderson V. The measurement of personality and behavior disorders by the I.P.A.T. Music preference test // Journal of Applied Psychology. 1953. Vol. 37. P. 446−454.
172. Cattell R., Saunders D. Music preferences and personality diagnosis // Journal of Social Psychology. 1954. Vol. 39. P. 3−24.
173. Chafe W. The Roles of Introspection, Observation and Experimentation in Understanding the Mind // Первая Российская конференция по когнитивной науке. 9−12 октября 2004 г. Казань, 2004. С. 272.
174. Chomsky N. Aspects of the Theory of Syntx. MIT Press, 1969.
175. Church A.T. Relating the Tellegen and Five-Factor Models of personality structure // Journal of Personality and Social Psychology. 1994. Vol. 67. P. 898−909.
176. Cloninger C.R., Przybeck T.R., Svrakic DM., Wetzel R.D. The Temperament and Character Inventory (TCI): a guide to its development and use. St-Louis, 1994.
177. Cloninger C.R., Svrakic D. M, Przybeck T.R. A Psychobiological Model of Temperament and Character // Arch. Gen. Psychiat. 1993. 50. P. 975−990.
178. Costa P. Т., McCrae R.R. From catalogue to classification: Murray’s needs and the five factor model // Journal of Personality and Social Psychology. 1988. 55. P. 258−265.
179. CraikK. The Nature of Explanation. Cambridge: Cambridge University Press, 1943.
180. Cronbach L.J. Beyond the two disciplines of Scientific Psychology // American Psychologist. 1975. Vol. 30. P. 116−127.
181. Cunningham A. Language and Phenomenological Reductions of E. Ilusserl. Hague, 1976.
182. Curran C.A. Personality factors in counseling. N.Y., 1945. de Man P. Blindness and Insight: Essays in the Rhetoric of Contemporary Criticism. (2nd revised edition, with an introduction by Wlad Godzich). London: Routledge, 1989.
183. D’Haenen H., Morez V.E., de-Weert D., Cornet, CI. Primary versus secondary depression: A psychometric approach: Preliminary results // Acta Psychiatrica Belgica. 1985. Vol. 85 (3). P. 381−389.
184. Discourse and communication / Ed. by T. van Dijk. 1985.
185. DollardJ., Miller N.E. Personality and psychotherapy. N.Y., 1950.
186. Dollard J., Mowrer O.H. A Method of Measuring Tension in Written Document // Journ. abnorm. Soc. Psychol. 1947. Vol. 42. P. 3−32.
187. Duchastel J., Paquin L.-C., Beauchemin J. Automated syntactic text description enhancement: Thematic structure analysis // Computers and the Humanities. 1992. 26. P. 3112.
188. Dyer M.G. In-Depth Understanding: A Computer Model of Integrated Processing for Narrative Comprehension. Cambridge, MA: MIT Press, 1983.
189. Efron B., Tibshirani R. Statistical data in the computer age // Science. 1991. Vol. 253. P. 390−395.
190. Finkel D., McGue M. Sex differences and nonadditivity in heritability of the Multidimensional Personality Questionnaire // Journal of Personality and Social Psychology. 1997. 72. P. 929−938.
191. Firth J.R. Modes of meaning // Papers in Linguistics / Ed. by J.R. Firth. London: Oxford University Press, 1951. P. 190−215.
192. Fleck L Genesis and Development of a Scientific Fact / Ed. by T.J. Trenn, R.K. Merton. Chicago: The University of Chicago Press, 1979.
193. Folkman S., Lazarus R.S. If it changes it must be a process: Study of emotion and coping during three stages of a college examination // Journal of Personality and Social Psychology. 1985. Vol. 48. P. 150−170.
194. Folkman S., Lazarus R. Manual for the ways of coping questionnaire. Redwood City, CA: Mind Garden, 1988.
195. Fowles D. The three arousal model: Implication of Gray’s two-factor learning theory for heart rate, electrodermal activity and psychopathy // Psychophysiology. 1980. 17. P. 87−104.
196. Garrett M. Syntactic Process in sentence production // New approaches to language mechanisms / Ed. by R.J. Wales, E.C. Walker. N.Y., 1976.
197. Gaudet H. The people’s Choice. N.Y., 1948.
198. Gazdar G. On Syntactic categories // Phylosophical Transactions of the Royal Society of London. 1981. Series B. № 295. P. 267−283.
199. Gleser G.C., Gottschalk L. A., John W. The relationship of sex and intelligence to choice of words: A normative study of verbal behavior // Journal of Clinical Psychology. 1959. 15. P. 182−191.
200. Glisky M.L., Kihlstrom J.F. Hypnotizability and facets of openness // International Journal of Clinical & Experimental Hypnosis. 1993. Vol. 41. P. 112−123.
201. Glisky M.L., Tataryn D.J., Tobias B.A., Kihlstrom J.F., McConkey K.M. Absorption, openness to experience, and hypnotizability // Journal of Personality & Social Psychology. 1991. Vol. 60. P. 263−272.
202. Goldstein K. The organism. Boston: Beacon, 1939.
203. Gottschalk L.A. Manual of uses and application of Gottschalk-Gleser verbal behavior scales // Research Communications in Psychology, Psychiatry and Behavior. 1982. Vol. 7. № 3. P. 273−326.
204. Gottschalk L.A., Gleser G.C. The Measurement of Psychological States through the Content Analysis of Verbal Behavior. Berkelly: University of Californian Press, 1969.
205. Gottschalk L.A., Bechtel R.J. The measurement of anxiety through the computer analysis of verbal samples // Comprehensive Psychiatry. 1982. Vol. 23. P. 364−369.
206. Gottschalk L.A., Gleser G.C. The measurement of psychological states through the content analysis of speech. Berkeley: University of California Press, 1969.
207. Gottschalk L.A., Hambidge G. Verbal behavior analysis: a systematic approach to the problem of quantifying psychologic processes // Journal of Projective Technique. 1955. 19. P. 387−409.
208. Gottschalk L.A. Content analysis of speech in psychiatric research // Comprehensive Psychiatry. 1978. 19 (4). P. 387−392.
209. Gottschalk L.A. Recent advances in the content analysis of speech and the application of this measurement approach to psychosomatic research // Psychotherapy and Psychosomatics. 1977. 28(1−4). P. 73−82.
210. Gottschalk L.A. The unobtrusive measurement of psychological states and traits // Text Analysis for the Social Sciences: Methods for Drawing Inferences from Texts and Transcripts / Ed. by C.W. Roberts. Mahwah, NJ: Erlbaum, 1997. P. 117−130.
211. Gottschalk L.A. The development, validation, and applications of a computerized measurement of cognitive impairment from the content analysis of verbal behaviour // Journal of Clinical Psychology. 1994. 50. P. 349−361.
212. Gottschalk-Gleser Sprachinhaltsanalyse: Theorie und Technik // Studien zur Messung aengstlicher und agressiver Affekte / Hrsg. G. Schoefer. Weinheim, Basel: Beltz, 1980.
213. Gottschalk L.A. Gleser G.C., Hambigde G.Jr. Verbal analysis. Some content and form variables in speech relevant to personality adjustment // Archives of Neurology and Psychiatry. 1957. 77. P. 300−311.
214. GottschalkL.A., Mayerson P., Gottlieb A. The predicition and evaluation of outcome in an emergency breif psychotherapy clinic // Journal of Nervous and Mental Disease. 1967. 144. P. 77−96.
215. Gottschalk L.A. et al. Hyperactive children: A study of the content analysis of their speech // Psychotherapy and Psychosomatics. 1984. Vol. 41 (3). P. 125−135.
216. Grabowski J., Harras G., Herrmann Th. Bedeutung-Konzepte-Bedeutungskonzepte. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1996.
217. Greenwald A.G., PratkinsA.R., Lieppe M.R., Baumgardner M.H. Under What Conditions does Theory Obstruct Research Progress? // Psychological Review. 1993. P. 216−229.
218. Gruhle H. W. Die Psychopatologie der Schizophrenie // Handbuch der Geisteskrankheiten, Funfter teil, Die Schizophrenie / Hg. O. Bumke. Berlin: Springer, 1932.
219. Gutierrez F. et al. Psychometric properties of the Temperament and Character Inventory (TCI) questionnaire in a Spanish psychiatric population // Acta Psychiatrica Scandinavica. 2001. Vol. 103. Iss. 2. P. 143.
220. Handelman S.A. The Slayers of Moses: The Emergence of Rabbinic Interpretation in Modern Literary Theory. Albany: State University of New York Press, 1982.
221. Heidegger M. Sein und Zeit. Niemeyer, 1927.
222. Herrmann T., Graf R. Ein dualer Rechts links Effekt: Kognitiver Aufwand and Rotationswinkel bei intrinsischer Rechts-links-Lokalisation. Experimentalpsychologie heute // 100 Jahre Zeitschrift fuer Psychology (Supplement Band 11). 1992. P. 137−148.
223. Herrmann T. Allgemeine Sprachpsychologie. Grundlagen und Probleme. Munchen: Urban & Schwarzenberg, 1985.
224. Hogenraad R. The words that predict the outbreak of wars. Louvain-la-Neuve, 2003.
225. Hogenraad R., McKenzie D.P., Peladeau N. Force and influence in content analysis: The production of new social knowledge // Quality & Quantity. 2003. 37(1).
226. Hogenraad R., McKenzie D.P. Replicating text: The cumulation of knowledge in social science // Quality & Quantity. 1999. Vol. 33. P. 97−116.
227. Hogenraad R., Bestgen Y., Nysten, J.-L. Terrorist rhetoric: Texture and architecture // From Information to Knowledge. Conceptual and Content Analysis by Computer / Ed. by E. Nissan, K.M. Schmidt. Oxford: Intellect, 1995. P. 48−59.
228. Hogenraad R., McKenzie D.P., Martindale C. The enemy within: Autocorrelation bias in content analysis of narratives // Computers and the Humanitie. 1997. Vol. 30. P. 433−439.
229. Hogenraad R. Moving targets: The making and molding of a theme // Thematics: Interdisciplinary Studies / Ed. by M.M. Louwerse, W. van Peer. Philadelphia: John Benjamins, 2002. P. 353−376.
230. Holsti O.R. Content Analysis for the Social Sciences and the Humanities. Reading, MA: Addison Wesley, 1969.
231. Husserl E. Ideen zur eine reine Phaenomenologie und Phaenomenologische Philosophie //Husserliana. Bd. 3. Haag, 1950.
232. Husserl E. Erfahrung und Urteil. Untersuchungen zur Genealogie der Logik. Redigiert und heruasgegeben von Ludwig Landgrebe. Prag: Academia/Verlagsbuchhandlung, 1939.
233. Husserl E. Formale and transzendentale Logik: Versuch einer Kritik der logischen Vernunft // Jahrbuch fur Philosophie und phanomenologische Forschung. 10. Halle a.d.S., 1929. S. v-xiii.
234. Husserl E. Ideen zu einer reinen Phanomenologie und phanomenologischen Philosophie // Jahrbuch fur Philosophie und phanomenologische Forschung. 1. Halle a.d.S., 1913. S. 1−323.
235. Husserl E. Logische Untersuchungen. Erster Band: Prolegomena zur reinen Logik. Zweiter Band: Untersuchungen zur Phanomenologie und Theorie der Erkenntniss, I. Teil. Zweite, umgearbeitete Auflage. Halle a.d.S.: Max Niemeyer, 1913.
236. Husserl, E. Amsterdamer Vortrage // Husserliana. Bd. 9. Haag: Martinus Nijhoff, 1968. S. 302−349.
237. Husserl, Intentionality and Cognitive Science / Ed. by H. Dreyfus, H.Hall. London.1984.
238. Jakobson R. Two aspects of language and two types of aphasic disturbances // Fundamentals of Language / Ed. by R. Jakobson, M. Halle. Hague: Mouton, 1956. P. 53−82.
239. Johnsohn-Laird P.N. towards a cognitive science of language, inference and consciousness. Cambridge, UK: Cambridge University Press. 1983.
240. Joice P.R., Mulder R.T., Cloninger C.R. Temperament predicts clomipramine and desipramine response in major depression I I Journal of Affective Disorders. 1994. Vol. 30. P. 35-^6.
241. Kelley E.F., Stone P.J. Computer Recognition of English Word Senses. Amsterdam, North-Holland, 1975.
242. Kern I. Husserl und Kant. Haag, 1965.
243. Kinlsch W. The role of knowledge in discourse comprehension: A construction-integration model // Psychological Review. 2, 95. P. 163−182. ??
244. Klix F. On structure and functioning of semantic memory // Cognition and memory / Ed. by F. Klix, J. Hoffmann. Amsterdam, 1980.
245. Koch U. Moglichkeiten und Grenzen einer Messung von Affekten mit Hilfe der inhaltsanalytischen Methode nach Gottschalk und Gleser // Medizinische Psychologie. 1980. Vol. 6. P. 81−94.
246. Kockelmamns J. Edmund Husserl’s Phenomenological Psychology. A historico-critical study. Pittsburgh, 1967.
247. Kohut H. The Restoration of the Self. N.Y., 1977.
248. Kohut H. How Does Psychoanalysis Cure? Chicago: The University of Chicago Press,.
249. Kohut H. The Analysis of the Self. New York: International Universities Press, 1971.
250. Mahl G.F. The Lexical and Linguistic levels in the Expression of emotions. N.Y., 1963. P. 77−105.
251. Martindale C. Primitive mentality and the relationship between art and society // Scientific Aesthetics. 1976. 1. P. 5−18.
252. Martindale C. Romantic progression: The psychology of literary history. Washington, D.C.: Hemisphere, 1975.
253. Martindale C. Syntactic and semantic correlates of verbal tics in Gilies de la Tourette’s syndrome: A quantitative case study // Brain and Language. 1977. 4. P. 231−247.
254. Martindale C. The clockwork muse: The predictability of artistic change. N.Y.: Basic Books, 1990.
255. Martindale C., Dailey A. Creativity, primary process cognition, and personality // Personality and Individual Differences. 1996. 20. P. 409−414.
256. Martindale C., Fischer R. The effects of psilocybin on primary process content in language // Confinia Psychiatrica. 1977. 20. P. 195−202.
257. Murray H.A. et al. Explorations in Personality. N.Y.: Oxford University Press, 1938. Music Preference Test of Personality // Personality Tests and Reviews / Ed. by O.K. Buros. New Jersey: Gryphon Press, 1970. P. 764−766.
258. Muskens G. Mathematical analysis of content // Quality & Quantity. 1985. Vol. 19. P. 99−103.
259. Osgood C. Method and Theory in Experimental Psychology. Oxford: Oxford University Press, 1953.
260. Osgood C.E.Where do sentence come from? // Semantics / Ed. by D.A. Steinberg. Cambridge, 1971. P. 497−529.
261. Osgood Ch., Suci G., Tannenbaum P. The measurement of meaning. Urbana, 1957. Parallel distributed processing / Ed. by D.E. Rummelhart, R. McLelland. Cambridge: MIT Press, 1986.
262. Plutchik R., Kellerman H., Conte H.R. A structural theory of ego defenses and emotions // Emotions in personality and psychopathology / Ed. by E. Izard. N.Y.: Plenum Publishing Corporation, 1979. P. 229−257.
263. Porter E.N. The development and evaluation of measure of conseling interview procedures // Educ. psychol. Measmt. 1943. № 3.
264. Potter J., Wetherell M. Discourse and Social Psychology. London: Newbury Park, 1989. Raimy V.C. Clinical methods: psychotherapy // Annual Revue of Psychology. 1952. Vol. 3. P. 321−350.
265. Raven P.H., Berlin B" Breedlove D.E. The origins of taxonomy // Science. 1971. Vol. 174. P. 1210−1213.
266. Razran G.H. Stimulus generalization // Psychological Bulletin. 1949. Vol. 46. № 5. P. 337−336.
267. Roche S.M., McConkey K.M. Absorption: Nature, assessment, and correlates // Journal of Personality & Social Psychology. 1990. Vol. 59. P. 91−101.
268. Rosch E., Mervis C.B., Gray W.D., Johnsohn D.M., Boyes-Braem P. Basic Objects in Natural Categories // Cognitive Psychology. 1976. Vol. 8. P. 382−439.
269. Ruegg R.G. et al. Clomipramine Challenge Responses Covary with Tridimensional Personality Questionnaire Scores in Healthy Subjects // Biological Psychiatry. 1997. Vol. 42. № 12. P. 1123−1129.
270. Saris-Gallhofer I.N., Saris W.E., Morton E.L. A validation study of Holsti’s content analysis procedure // Quality & Quantity. 1978. 12. P. 131−145.
271. Schafer G., Balck F, Koch U. Possible applications of the Gottschalk-Gleser Content Analysis of Speech to Psychotherapy Research // The content analysis of verbal behavior: Further Studies / Hg. L.A. Gottschalk. New York: Spectrum, 1979. P. 855- 870.
272. Schutz A. Concept and Theory Formation in the Social Sciences // Schutz A. Collected Papers. Vol. I. The Problem of Social Reality / Ed. by M. Natanson. Hague: Martinus Nijhoff, 1962.
273. Schutz A., Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt, Luchterhand, 1975.
274. Searl J. Expression and meaning: studies in the theory of speech acts. Cambridge: University Press. Cambridge, 1979.
275. Searl Jh. What is Intentional State? // Husserl, Intentionality and Cognitive Science / Ed. by H. Dreyfus, H. Hall. London, 1982.
276. Sinclair J., Coulthard M. Toward an analysis of discourse. The English used by teachers and pupils. London, 1975.
277. Snyder W. U. An investigation of the nature of non directive therapy // J. Gen. Psychol. 1945. P. 33.
278. Spearman C. The Creative Mind. N.Y.: Appleton & CompanyCambridge: The University Press, 1931.
279. Spence D. P. Narrative Truth and Historical Truth. Meaning and Interpretation in Psychoanalysis. N.Y.: Norton, 1982.
280. Starkweather J.A. Content-free speach as a source of information about the speaker. J. Abnormal Soc. Psychol. Vol. 52. 1956. P. 394−402.
281. SternbergR.D. Inside intelligence // American scientist. 1986. Vol. 74. № 2. P. 137−143.
282. Stone P.J. Thematic text analysis: New agendas for analyzing text content // Text Analysis for the Social Science. Methods for Drawing Statistical Inferences from Texts and Transcripts / Ed. by C.W. Roberts. Mahwah, NJ: Erlbaum, 1997. P. 35−54.
283. Stone P.J., Bales R.F., Namenwirth J.Z., Ogilvie D.M. The General Inquirer: A computer system for content analysis and retrieval based on the sentence as a unit of information // Behavioral Science. 1962. Vol. 7. P. 484−498.
284. Suslow T, Battaechi M., Renna M. The Italian Version of the Affective Gottschalk-Gleser Content Analysis Scales: A Step Toward Concurrent Validation // European Journal of Psychological Assessment. 1996. Vol. 12. № 1.
285. Svrakic DM., Whitehead C., Przybeck T.R. Cloninger C.R. Differential Diagnosis of personality Disorders by Seven Factor Model of Temperament anc Character // Arch. Gen. Psychiat. 1993. Vol. 50. P. 991−999.
286. Tellegen, A. Practicing the two disciplines for relaxation and enlightenment: Comment on Quails and Sheehan // Journal of Experimental Psychology. 1981. Vol. 110. P. 217−226.
287. Tellegen A. Structure of mood and personality and their relevance to assessing anxiety, with an emphasis on self-report // (), Anxiety and the anxiety disorders / Ed. by A.H. Tuma, J. D. Maser. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1985. P. 681−706.
288. Tellegen A., Atkinson G. Openness to absorbing and self-altering experiences («absorption»), a trait related to hypnotic susceptibility // Journal of Abnormal Psychology. 1974. Vol. 83. P. 268−277.
289. Tellegen A., Lykken D.T., Bouchard, T.J., Wilcox K., Segal N.L., Rich S. Personality similarity in twins reared apart and together // Journal of Personality and Social Psychology. 1988. 54. P. 1031−1039.
290. Toulmin S. The construal of reality: Criticism in modern and postmodern science // Critical Inquiry. 1982. № 9. P. 93−111.
291. Vayda A.P. Concepts of process in social science explanations // Philosophy of the Social Sciences. 1991. Vol. 21. P. 318−331.
292. Viney L., Manton M. Defense mechanism preferences and the expression of anxiety // Social Behavior and Personality. 1974. Vol. 2 (1). P. 50−55.
293. Viney L., Manton M. Sampling verbal behaviour in Australia: The Gottschalk-Gleser Content Analysis Scales // Australian Journal of Psychology. 1973. Vol. 25(1). P. 45−55.
294. Weber R.P. Measurement models for content analysis // Quality & Quantity. 1983. 17. P. 127−149.
295. Werner H. Comparative psychology of mental development. N.Y.: International Universities Press, 1948.
296. Westen D. Social cognition and object relations // Psychological Bulletin. 1991. 109(3). P. 429−455.
297. Westen D. Social Cognition and Object Relations Scale (SCORS): Manual for coding TAT data. Ann Arbor, MI: University of Michigan, 1985.
298. Westen D., Barends A., Leigh J., Mendel M., Silbert D. Social Cognition and Object Relations Scale (SCORS): Manual for coding interview data. Ann Arbor, MI: University of Michigan, 1990.
299. Whissell C., Fournier M., Pelland R., Weir D., Makarec K. A dictionary of affect in language. Reliability, validity, and applications // Perceptual and Motor Skills. 1986. 62. P. 75 888.
300. Wierzbicka A. Lingua Mentalis. The semantics of Natural Language. Sydney, 1980.
301. Winnicott D.W. The Maturational Process and Fascilitating Environment. London: Hogarth Press and Institute of Psychoanalysis, 1965.
302. Winter D.G. The Power Motive. New York: Free Press, 1973.
303. Zuckerman M., Kuhlman D.M., Camac C. What lies beyond E and N? Factor analyses of scales believed to measure basic dimensions of personality // Journal of Personality and Social Psychology. 1988. 54. P. 96−107.
304. АЛМАЕВ Николай Альбертович5 200 950 133.
305. Понимание и выражение значений в речичеловека.
306. Специальность: 19.00.01 общая психология, история психологии, психология личностидиссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук.