Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оценка психосоматического здоровья студентов на основе математико-статистического моделирования по данным мониторинга

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Самостоятельной проблемой является ранняя диагностика клинических и субклинических форм пограничной нервно-психической патологии, а также прогнозирование риска ее развития, что позволило бы более эффективно решать задачи профилактики, лечения, реабилитации. Необходимым условием успеха этих мероприятий является доступность и методов диагностики адекватность ключевым характеристикам состояния… Читать ещё >

Содержание

  • Сокращения
  • Введение (актуальность, цель и задачи исследования, научная новизна)
  • Глава I. Состояние проблемы

Исследования психического здоровья школьников Исследования психического здоровья студентов Методы исследования психического и отдельных аспектов соматического здоровья Методика расчета выборочного наблюдения Методика организации социологического исследования Характеристика методов оценки психического здоровья молодежи.

Методы оценки соматического здоровья студентов Обоснование методов статистико — математического и гра-фико-аналитического анализа применяемого для оценки психического и соматического здоррвья

Результаты исследования

Общая характеристика психического здоровья населения Новгородской области.

Общая характеристика здоровья молодежи Новгородской области.

Общая характеристика соматического здоровья молодежи. Общая характеристика психического здоровья молодежи. Оценка уровня личностной тревожности студентов Оценка уровня психического здоровья молодежи Общая характеристика социального здоровья молодежи Новгородской области.

1.1. 1.2.

Глава II.

2.1. 2.2.

Глава III.

Глава IV.

4.2.1.

4.2.2.

Оценка связи между показателями соматического здоровья 4.4. и уровнем тревожности среди студентов.

Прогнозирование состояния психического здоровья населе

Глава V. ния и молодежи Новгородской области.

Прогнозирование состояния психического здоровья населе

5.1. 97 ния.

Характеристика усредненного профиля личностных особен

5.2. 103 ностей студентов.

5.3. Психокоррекционная работа 104 Обсуждение. 111

Выводы, рекомендации 117

Список литературы 119

Список работ, опубликованных по теме диссертации 144

Приложения

Сокращения.

НовГУ — Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

ИМО — институт медицинского образования М — мужчины Ж — женщины Факультеты:

БФ- биологический факультет

ИТФ- инженерно- технологический факультет

ИФ- исторический факультет

ППФ- психолого-педагогический факультет

ФАИС- факультет архитектуры, искусств и строительства

ФИТ- факультет искусства и технологий

ФИЯ- факультет иностранных языков

ФМИ- факультет прикладной математики и информатики

ФМСХ- факультет механизации сельского хозяйства

ФППРР- факультет педагогики и психологии развития ребенка

ФСФ- философский факультет

ФТСХП- факультет технологий сельско -хозяйственного производства

ФТФ- факультет физико -технический

ФУПР- факультет управления и менеджмента

ФУ ФИ- факультет управление финансами

ФФ- филологический факультет

ФХЭ- химико-экологический факультет

ЭФ- экономический факультет

ЮРФ- юридический факультет

Оценка психосоматического здоровья студентов на основе математико-статистического моделирования по данным мониторинга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. В современном российском обществе, переживающем период динамичных рыночных реформ, сопровождающихся глубоким социально-экономическим кризисом, обостряется проблема психического и физического здоровья населения. Особую обеспокоенность вызывает проблема здоровья молодежи, где отмечается значительная распространенность психосоматических (в первую очередь пограничных) нарушений и преморбидных психических отклонений. По данным различных авторов, от 40 до 90% учащихся страдают пограничными психическими расстройствами, сопровождающимися школьной дезадаптацией, нарушениями в поведенческой, эмоциональной и когнитивных сферах (Губарев С.М. с соавт., 2000).

За последние годы накоплено большое число данных, свидетельствующих об участии психоэмоциональных факторов в возникновении и развитии многих соматических заболеваний. Существенной составляющей проблемы недостаточной социальной адаптации, являются поведенческие девиации от повышенной конфликтности и антидисциплинарности до аддик-тивности и деликвентности (Захаров Д.И., 1986; Громбах С. М., 1988; Чуба-ровский В.В., 1988; Гурьева В. А., Семке В. Я., Гиндикин В. Я., 1994; Илешева Р. Г., 1990; Кондрашенко В. Т., 1988; Личко А. Е., 1983, 85- Личко А. Е., Битен-ский А.С., 1991; Попов Ю. В., 1991; Сердюковская Г. Н., Кантонистова Н. С., Крылов Д. Н. и др., 1995; Ковалев В. В., 1995; Берман Р. Е., Воган В. К., 1994; Мс Clellan J., Trupin Е., 1989 et allLinks P. S., Boyle M.H., Offord D.R., 1989; Marcelli D., Braconnier A., 1988; Puskar K. R., Wargoe K., 1992 et all).

Особенно неблагоприятными для сохранения здоровья являются такие психические состояния как тревога, неуверенность, раздражительность, агрессивность, депрессия и другие, которые вызывают психоэмоциональное напряжение. Хронический эмоциональный дискомфорт в виде переживания, чувства недовольства собой, эмоциональной напряженности, беспокойства, тревожного ожидания может приобрести форму некоего постоянного фактора, релевантного ряду психосоматических заболеваний.

Вместе с тем, многие важные аспекты проблем психического здоровья и социальной адаптации студентов получили явно недостаточное научное осмысление, а в литературе практически отсутствуют данные о массовых исследованиях этой проблемы в конкретных регионах России.

Студенчество, являясь специфической группой населения, активно реагирует на процессы происходящие в обществе. Снижение качества жизни, постоянная психологическая напряженность требуют от студентов мобилизации сил для адаптации к изменившимся условиям проживания и обучения, формирования новых межличностных отношений, высокой умственной нагрузке, что возможно только при оптимальном уровне здоровья.

Однако оценка психического здоровья и социальной адаптации в контексте физического состояния не изучалась. Лишь в отдельных исследованиях состояние психического здоровья и социальной адаптации студентов рассматривается всесторонне как континуум их уровней (групп), вбирающий в себя наряду с более и менее тяжелыми нарушениями, также легкие отклонения и норму, а не только как величина, обратно пропорциональная уровню выраженной психической либо социоадаптивной патологии (Гурьева В.А., Семке В. Я., Гиндикин В. Я., 1994; Крылов Д. Н., 1993; Кулакова Т. П., 1990; Хамаганова Т. Г., Краснушкина H.A., Кантонистова Н. С., 1993; Шубочкина Е. И., Молчанова С. С., Самотолкина Н. Г., 1993).

Самостоятельной проблемой является ранняя диагностика клинических и субклинических форм пограничной нервно-психической патологии, а также прогнозирование риска ее развития, что позволило бы более эффективно решать задачи профилактики, лечения, реабилитации. Необходимым условием успеха этих мероприятий является доступность и методов диагностики адекватность ключевым характеристикам состояния и детерминированности психического здоровья и социальной адаптации, а выделение и анализ таких характеристик должны опираться на статистически достоверную и адекватную высокоинформированную научную основу. Однако, как уже отмечалось, существует лишь ограниченное количество работ, в которых получена информация на популяционном уровне, характеризующая состояние и детерминированность психического здоровья и социальной адаптации студентов (Афанасьев B.C., 1992; Лебедев М. А., 1983; Логунцова О. Н., 1995; Усов М. Г., 1996; Чубаровский В. В., 1988; Шамота А. З., 1995). Эта проблема осложняется отсутствием четко научно обоснованных и легко применимых на практике методик оценки ее состояния. Многие психологические концепции ныне подвергаются сомнению на основании того, что они не были подтверждены статистически. Необходимо учитывать, что применение методов статистической обработки базы данных, дает более надежные и осмысленные результаты психологических исследований (Суходольский Г. В., 1972, Урбах В. Ю., 1975, Гласс Дж., Стенли Дж., 1976, Захаров В. П., 1985, Сидоренко Е. В., 2001). Поиск наиболее эффективных и оптимальных форм применения методов математической статистики способствует разработке методологического подхода к этой проблеме.

В данном исследовании предполагается осуществление мониторинга состояния психического и соматического здоровья, выявление и прогнозирование тенденций популяционной динамики, а также основных «мишеней» оздоровительных и реабилитационных мероприятий с применением наиболее адекватных и эффективных методов современного компьютерного статистического анализа, что обеспечило актуальность и новизну настоящих исследований.

Цель исследования — обоснование методов массового мониторинга и отбор наиболее информативных критериев оценки и прогнозирования психосоматического здоровья молодежи.

Задачи исследования:

1. Проведение оценки состояния психосоматического здоровья населения и молодежной популяции Новгородской области с использованием информативных методов исследования современного статистического анализа данных.

2. Сбор и нормирование характеристик молодежной популяции в интересах долговременного анализа и прогноза с помощью современных методов ма-тематико-статистического анализа.

3. Определение ведущих социальных, психологических и соматических тенденций в состоянии здоровья популяции студентов Новгородской области.

4. Разработка и обоснование математико-статистических методов анализа, а также диагностических моделей групп риска и прогностических моделей психического здоровья популяций молодежи Новгородской области.

Научная новизна. В работе впервые представлена характеристика психического здоровья населения Новгородской области, как наиболее типичной территории Северо-Запада РФ и выявлены основные закономерности в динамике психического здоровья молодежи в течение последних 12 лет. Установлены взаимосвязи между состоянием психического и соматического здоровья. Разработаны и обоснованы диагностические модели групп риска и прогностические модели психического здоровья популяции молодежи Северо — Запада России.

Осуществлен математический анализ данных и разработана методология определения индивидуальной (точечной) и групповой (золотого стандарта) нормы.

Выводы.

1. При лонгитюдном исследовании психического статуса населения Новгородской области установлено, что за период 1988;2000 годы уровень заболеваемости населения позволяет зафиксировать превалирующий рост больных с психическими расстройствами непсихотического характера носящего геометрический характер с высоким коэффициентом темпов прироста.

2. Выявлено, что наиболее информативными показателями психического здоровья населения и молодежи являются уровни тревожности.

3. Обосновано, что достаточно информативными маркерами соматического здоровья является индексный метод оценки уровней здоровья, указывающий на наличие деселерации, среднего уровня здоровья и высокого уровня хронизации.

4. Принцип нормирования и стандартизации шкал при оценке психического здоровья молодежи возможен только после их пилотной апробации на рандомизированных группах с разработкой субпопуляционных точечных норм и «золотого» стандарта.

5. Из статистико-математических методов наиболее информативны методы дисперсионного (с применением критериев Фридмана и конкордации Кендалла), корреляционно-регрессионного, кластерного анализов, корреляционных матриц с визуализацией данных в виде диаграмм размаха рассеяния баллов.

6. Полученные данные оценки психического статуса студентов указывают на наличие выраженного уровня дезадаптации с тенденцией снижения по мере увеличения сроков учебы.

7. Отбор в группы психокоррекции (проблемы социальной дезадаптации, склонность к тревогам, конфликтность, недостаточная оценка собственных возможностей) наиболее адекватен при применении диаграмм рассеяния с учетом величин коридора Гаусса.

Практические рекомендации:

Для оценки уровня психосоматического здоровья студентов необходимо создание динамического регистра на базе результатов экспресс — диагностики соматического здоровья по методике Г. Л. Апанасенко и оценки уровня тревожности сканируемой по шкале самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина и определения личностных особенностей по опроснику Мини — мульт (сокращенный вариант ММР1).

Результаты тестирования студентов должны анализироваться при помощи методов дескриптивной статистики, рангового дисперсионного анализа Фридмана, кластерного анализа с предварительным определением плотности распределения Гаусса.

Подбор групп среди студентов для проведения психокоррекции по итогам тестирования должен осуществляться на основании анализа распределения данных генеральной совокупности с учетом регрессионного анализа остатков и выбросов, находящихся вне коридора Гаусса.

Анализ результатов статистического анализа данных психического здоровья студентов должен осуществляться с учетом тендерных различий и рандомизации.

Необходимо создание культуры самосохранения как средство сохранения здоровья современного студента путем разработки общефедеральных и региональных специализированных программ.

Необходимо разработка системы обучения психологов методам статистического анализа психологических исследований на основе специальных компьютерных программ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. С. Тесты в социологическом исследовании.—М.: Наука, 1982,—200 с.
  2. H.A., Ветчинкина К. Т. Учебный процесс и здоровье студентов // Современная высшая школа (Международный журнал, — Варшава).-1986. -№ 1 (53).-С.103−110.
  3. H.A., Радыш И. В., Краюшкин С. И. Ходорович A.M., Селютина Т. В. Особенности биологических ритмов женского организма // Тезисы докладов I Международной конференции «Циклические процессы в природе и обществе». Ставрополь. 1993. -С. 223 -225.
  4. H.A., Ступаков Г. Л., Ушаков И. Б., Полунин И. Н., Зуев В. Г. Экология, здоровье, качество жизни, — Москва Астрахань: Изд-во АГМА, 1996.249 с.
  5. С. А., Бемсаева З. И., Староверов О. В. Классификация многомерных наблюдений. М.: Статистика, 1974. — 240 с.
  6. С. А., Бухштабер В. М. Енюков И. С. и др. Прикладная статистика. Классификация и снижение размерности. М.: Финансы и статистика, 1989.
  7. С. А., Енюков И. О., Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика. Исследование зависимостей. М.: Финансы и статистика, 1985. -488с.
  8. С.А., Енюков И. С., Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика. Основы моделирования и первичная обработка данных. М.: Финансы и статистика, 1983.-472 с.
  9. Ю.Айвазян С. А., Мхитарян B.C. Прикладная статистика и основы эконометрики: Учебник. М.: ЮНИТИ, 1998.
  10. П.Акимова М. К- Козлова В. Т. Анализ результатов диагностических методик, Ж
Заполнить форму текущей работой