Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление подбором и расстановкой кадров государственной противопожарной службы с учетом региональных особенностей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Основные положения исследования, докладывались и обсуждались на заседании кафедры пожарной тактики Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России, а также на следующих научно-практических конференциях: межвузовском научно-практическом семинаре «Новые информационные технологии в управлении подразделениями Государственной противопожарной службы МЧС России», Санкт-Петербург… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Современное состояние исследований в области управления профессиональными кадрами ГПС
    • 1. 1. Системный анализ организации процессов управления в учебных подразделениях профессиональной подготовки пожарных
    • 1. 2. Существующие методы исследований межличностных отношений в учебных группах учебных подразделений ГПС Абхазии
    • 1. 3. Состояние исследований в области управления профессиональной подготовкой пожарных в ГПС Абхазии
    • 1. 4. Современные проблемы формирования кадрового потенциала ГПС Абхазии
  • Выводы к главе 1
  • 2. Математические модели подбора и расстановки кадров Государственной противопожарной службы Абхазии и оценка результатов моделирования
    • 2. 1. Математические основы построения системы управления процессом подбора и расстановки кадров в ГПС Абхазии
  • ГПС Абхазии
  • Выводы к главе

3. Автоматизированная система управления социально-психологическим состоянием профессиональных кадров ГПС Абхазии (на примере учебных групп профессиональной подготовки пожарных) и оценка эффективности практического применения этой системы

3.1. Требования к системе управления социально-психологическим состоянием учебных групп профессиональной подготовки пожарных Абха

3.2. Принципы построения автоматизированной системы управления социально-психологическим состоянием учебных групп профессиональной подготовки пожарных.

3.3. Оценка эффективности практического применения системы.

Выводы к главе 3.

Управление подбором и расстановкой кадров государственной противопожарной службы с учетом региональных особенностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Одной из актуальных задач в области управления в социальных системах является совершенствование управления подбором и расстановкой профессиональных кадров. Особенно это актуально для Государственной противопожарной службы (ГПС) МВД Абхазии, где необходимо учитывать особенности Кавказского региона, в том числе социально-психологический аспект состояния подразделений, национальный менталитет сотрудников и социально-политическое положение в республике и в регионе в целом.

Анализ зарубежной и отечественной литературы по вопросам работы с персоналом, организации управления в социальных системах свидетельствует о признании сегодня фактически всеми авторами того факта, что человек является главной производительной силой общества, что в современных условиях знания, умения, трудовые навыки, инициатива и предприимчивость работников самых различных учреждений и организаций становиться все более важным стратегическим ресурсов по сравнению с производственными и финансовыми ресурсами.

Таким образом, в преобразовательных процессах в различных сферах жизни общества именно «кадровому потенциалу» различных социальных организации принадлежит ведущая роль.

Введение

понятия «кадровый потенциал» позволяет более адекватно отражать процессы формирования и развития кадров как стратегии в управлении кадрами, ориентированной на человека как основной фактор в повышении эффективности деятельности социальной организации, в том числе и в Государственной противопожарной службы.

Учитывая вышесказанное, кадровый потенциал Государственной противопожарной службы определим как совокупность сотрудников (персонал, кадры), имеющих специальную подготовку, осуществляющих возложенные на них функции, и характеризующиеся определенной степенью способности и возможности достигать целей деятельности Государственной противопожарной службы. Будет также употребляться понятие «потенциал личности сотрудника», под которым в контексте будет пониматься совокупность знаний, умений, навыков, способностей и возможностей личности сотрудника.

Происходящие в России, Абхазии и других республиках СНГ политические и социально-экономические процессы оказывают непосредственное влияние на Государственную противопожарную службу этих республик.

Реализация поставленной задачи требует от личного состава ГПС кардинального улучшения оперативно-служебной деятельности, повышения ответственности каждого сотрудника за результативность работы, обеспечение законности и дисциплины, совершенствования профессионального мастерства, создания наступательного настроя и здоровой атмосферы в служебных коллективах. Становиться очевидным, что резервы повышения эффективности деятельности органов Государственной противопожарной службы во многом определяется потенциалом личности сотрудника, кадровым потенциалом подразделений.

Таким образом, в первую очередь перед руководителями подразделений ГПС возникают непростые задачи по формированию, развитию и эффективному использованию кадрового потенциала, то есть об умелом руководстве людьми, об умелой работе с кадрами, и в целом государственной кадровой политике.

Кадровая система ГПС Республики Абхазия представляет собой четырехуровневую иерархическую организационную систему с обратной связью. Поэтому математическое моделирование кадровой системы может осуществляться как с помощью детерминированных, простых в реализации и анализе моделей, так и стохастических моделей, дополняющих анализ процессов, происходящих в кадровой системе.

В связи с этим в кадровой системе ГПС Абхазии можно выделить множество подсистем, каждая из которых может рассматриваться как обособленный объект управления: планирование подготовки специалистов (определение потребности в специалистах, расчет контингента слушателей и курсантов, корректировка планов приема) — организация подбора и поступления на службу в подразделения ГПСуправление организацией и проведением профориентации, профотбора, проведением вступительных экзаменов и приема на факультет пожарной безопасности Сухумской средней школы МВДорганизация профессионального обучения (содержание, формы и методы подготовки специалистов, квалификационные характеристики) — планирование и управление материально-техническим, финансовым и другими видами обеспечения подготовки специалистовуправление деятельностью офицерского состава ГПС и учебно-преподавательского персонала учебных подразделений (структура, численность, качество) — управление расстановкой кадров ГПС МВД Абхазии. В ГПС оптимизация управления профессиональными кадрами, их подбор и расстановка, принятие решений начальником является одной из важных задач управления, так как она обеспечивает и непосредственно участвует в решении задач качественной подготовки специалистов, а так же распределение их по эшелонам кадровой системы.

Кроме того, объективная потребность в повышении состояния боевой и психологической готовности, сплоченности и устойчивости подразделений ГПС Абхазии, высокая практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность с учетом особенностей региона требует детального рассмотрения проблемы диагностики состояния подразделений пожарной охраны (в первую очередь учебных групп учебных подразделений), что обусловливает необходимость данного научного исследования.

Так как значительный объем учитываемой при анализе исходной информации, ее нечеткость в ряде случаев являются причинами грубых ошибок в управлении групповой деятельностью членов подразделений, то устранение подобных недостатков связано с необходимостью разработки и совершенствования методов формализации анализа социально-психологической структуры подразделения в условиях наличия нечетко определенной исходной информации. Решение этих задач должно базироваться на применении новых информационных технологий и математической обработки представленной информации.

Здесь следует отметить, что автоматизация решения социалыю-пси-хологических задач не является самоцелью или данью моде. Это необходимое условие исключения ошибок в управлении групповой деятельностью членов подразделений, вызванных, с одной стороны, сложностью и многократностью решаемых задач, недостатком информации и времени для анализа, а с другой — отсутствием должного опыта руководителей.

Применение средств автоматизации, воплощающих в данном случае методы и принципы новых информационных технологий, должно обеспечить высокую оперативность и значительно большую достоверность сбора социально-психологической информации с одной стороны, и обоснованность принимаемых решений — с другой. Возникающие при этом трудности, как показал анализ, определяются наличием ряда факторов, в частности, значительным уровнем априорной неопределенности при построении модели процесса управления социально-психологическими состояниями курсантов в учебных подразделениях ГПС Абхазии и действующих на него факторов внешней среды, а также необходимостью учета межличностных отношений внутри учебных групп, национальных и региональных особенностей.

Научные концепции автора, нашедшие выражение в настоящем исследовании, сформировались, в основном, на базе научных работ B.C. Артамонова, Б. А. Борзова, С. А. Багрецова, А. П. Блинова, В. Н. Буркова, В. В. Дружинина, JI.A. Колпакова, А. В. Лаврентьева, В. И. Медведева, А. И. Субетто, А. А. Таранцева, А. Б. Трофимова, В. А. Чигирева, A.M. Яшина.

Целью диссертационной работы является повышение эффективности процесса управления подбором и расстановкой профессиональных кадров в ГПС Абхазии с учетом особенностей Кавказского региона.

Объект исследования — процесс управления подбором и расстановкой профессиональных кадров в ГПС Абхазии.

Предмет исследования — организация автоматизации процесса управления подбором и расстановкой кадров в ГПС Абхазии с учетом особенностей Кавказского региона.

Научная задача, решаемая в диссертационной работе заключается в разработке математических моделей системы управления подбором и расстановкой кадров в ГПС Абхазиипроверке адекватности созданных моделей с реально функционирующей кадровой системой на основе анализа управляющих параметровразработке рекомендаций по созданию и функционированию автоматизированной системы управления (АСУ) подбором и расстановкой кадров в ГПС Абхазииа также автоматизированной системы управления социально-психологическим состоянием профессиональных кадров ГПС с учетом специфики национального менталитета народов Кавказа, а так же сложившейся социально-политической обстановки в республике.

Научная новизна. В диссертации впервые разработаны методические и технические предложения, позволяющие повысить эффективность процесса подбора и расстановки профессиональных кадров в ГПС Абхазии с учетом особенностей Кавказского региона.

Методы исследования основываются на общей теории систем, на теории системного анализа и синтеза сложных систем, методах математической и социальной статистики, а также теории искусственного интеллекта. При моделировании использовался следующий математический аппарат: теории множеств, теория матриц, алгебра логики, графов, пропорций перемещений, теория марковских случайных процессов, методы линейного программирования и дисперсионного анализа.

Выбор каждого метода аргументирован и обоснован в зависимости от решаемой задачи и поставленных целей, проверена их адекватность, что свидетельствует о достоверности полученных результатов.

Основными результатами диссертационной работы, выносимыми на защиту, являются:

1. Детерминированная модель кадровой системы ГПС Абхазии.

2. Стохастическая модель динамики кадровой системы ГПС Абхазии.

3. Автоматизированная система управления социально-психологическим состоянием профессиональных кадров ГПС Абхазии.

4. Рекомендации по организации АСУ подбором и расстановкой кадров ГПС Абхазии.

Научно-практическая значимость полученных результатов заключается в том, что предложенные в работе математические модели кадровой системы ГПС МВД Абхазии позволяют: анализировать динамику кадров организационных системрассчитывать различные варианты организационных системвыбирать рациональную политику управления составом кадров на основе человеко-машинных процедур.

Расчеты по математическим моделям подбора и расстановки кадров, представленные в работе показали, что они адекватно отображают реальные процессы, происходящие в кадровой системе ГПС республики.

По предложенным математическим моделям удалось оценить: среднее время пребывания офицеров на каждой ступени организационной системысреднее количество офицеров на каждом эшелоне, необходимое для обеспечения эффективной деятельности системы пожарной безопасности.

Абхазииобобщенный критерий эффективного функционирования кадровой системы, что позволило прогнозировать потребность в кадрах любого эшелона на любой срок (год, и так далее), то есть прогнозировать работу системы профессиональной подготовки ГПС Абхазии, осуществлять мониторинг переподготовки офицерского состава, рассчитывать количество офицеров необходимое для обучения на каждом этапе его профессиональной деятельности. Этот вывод важен как для функционирования кадровых систем управления МВД Абхазии, так и самой ГПС республики.

Полученные расчеты по математическим моделям полностью соответствуют проведенному анализу состояния кадровой системы ГПС Абхазии и существующей системе подбора и расстановки кадров (р = 0.95).

Основными рекомендациями по созданию АСУ подбором и расстановкой кадров в ГПС республики являются: создание глобальной базы данных, включающей четыре подсистемырасчеты по математическим моделям, адекватно отражающим функционирование системыформирование комплекса вычислительной техники позволяющей реализовать как глобальную базу данных, так и математические модели на современном уровне.

Практически важное значение, по сравнению с известными работами в этой области, имеет предложенная в диссертации автоматизированная система управления социально-психологическим состоянием профессиональных кадров ГПС Абхазии. В работе проведено исследование и теоретически обоснованы принципы структурно-функциональной организации данной АСУ в ходе анализа процессов принятия решений, определены концептуальные основы её функционирования, суть которых заключается в системном применении принципа кластеризации при определении основных методов решения задач и конструктивных особенностей системы. Предложенная АСУ позволяет повысить оперативность и точность прогноза социально-психологического состояния пожарных внутри подразделений системы ГПС Абхазии.

Результаты диссертационного исследования внедрены в Управлении ГПС МВД Абхазии, в Абхазском государственном университете, Сухумской средней школе МВД Абхазии и Санкт-Петербургском институте ГПС МЧС России.

Апробация работы. Основные положения исследования, докладывались и обсуждались на заседании кафедры пожарной тактики Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России, а также на следующих научно-практических конференциях: межвузовском научно-практическом семинаре «Новые информационные технологии в управлении подразделениями Государственной противопожарной службы МЧС России», Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский институт Государственной противопожарной службы МЧС России, 29 апреля 2003 г. международной научно-практической конференции «Проблемы обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях», Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский институт Государственной противопожарной службы МЧС России, 14−15 октября 2003 г. международной научно-практической конференции «Международный опыт подготовки специалистов пожарно-спасательного профиля», Санкт-Пе-тербург, Санкт-Петербургский институт Государственной противопожарной службы МЧС России, 20−21 января 2004 г.

Публикации по работе. По теме диссертации опубликовано 5 научных работ.

Выводы к 3 главе.

В главе обоснованы, разработаны, аналитически и экспериментально исследованы математические модели, методы и аппаратные средства, ориентированные на использование в интеллектуальных системах информационной поддержки принятия решений, на примере автоматизированной системы управления социально-психологическим состоянием учебных групп профессиональной подготовки пожарных МВД Абхазии, в условиях как четкой, так и нечеткой исходной информации. В частности: проведено исследование и теоретически обоснованы в ходе анализа психологических процессов принятия решений принципы структурно-функциональной организации АСУ СПСППопределены концептуальные основы функционирования АСУ СПСПП, суть которых заключается в системном применении принципа концептуальной кластеризации при определении основных методов решения задач и конструктивных особенностей системырасширен спектр возможностей методов по распознаванию объектов и оценке расстояний между образами, определяемых различными типологическими признаками. А именно: разработаны методы оценки расстояний между нечетко распределенными числовыми и качественными величинами, нечеткими строковыми образами, нечеткими логическими конструкциями. Показано, что данные задачи являются обобщением известных аналогичных задач для четких исходных данных на случай их нечеткой постановкиразработан метод многомерной размытой классификации, учитывающий нечеткость исходной информации, позволяющий осуществлять непрерывный контроль достоверности обучающей выборки, возможности классификации по данной ОВ отдельных шкал и коррекции ОВ исходя из анализа величины зоны некомпетенциивыполнен полный факторный эксперимент и получены зависимости, позволяющие оценить динамические характеристики баз знаний в условиях эволюционного развития системы и внешней среды.

В главе проведена оценка эффективности практического применения полученных научных результатов на примере эксплуатации основных пожарных автомобилей (на примере АЦ) экспериментальными и контрольными расчетами учебных групп факультета пожарной безопасности Сухумской средней школы МВД Абхазии. По предложенной методике установлено, что если считать условия деятельности, уровень начальной подготовки кандидатов в Сухумскую среднюю школу МВД Абхазии и допустимое время формирования учебных расчетов неизменными, то применение комплекса разработанных средств и методик их использования позволяет увеличить готовность рассматриваемых на примере основных пожарных автомобилей на 23−25%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Автоматизированная система управления (АСУ) подбором и расстановкой кадров в ГПС Абхазии на базе современной вычислительной техники является наиболее эффективным средством совершенствования как управленческой деятельности всей системой ГПС, так и управления процессом подготовки профессиональных кадров.

Существующие в настоящее время кадровые подсистемы АСУ решают, в основном, справочно-информационные функции.

В ГПС оптимизация управления профессиональными кадрами, их подбор и расстановка, принятие решений начальником является одной из важных задач управления, так как она обеспечивает и непосредственно участвует в решении задач качественной подготовки специалистов, а так же распределение их по эшелонам кадровой системы.

Математическое моделирование кадровой системы может осуществляться как с помощью детерминированных, простых в реализации и анализе моделей, так и стохастических моделей, дополняющих анализ процессов, происходящих в кадровой системе.

Кадровая система при определенных допущениях может быть описана с помощью: модели пропорций перемещений с управляющими параметрами qyкоэффициентами матрицы перемещений, а — вакантными местами, определяемыми r (t) — начальными поступлениями из внешней средымарковским процессом с управляющими параметрами (а*, X) — интенсивностью потоков офицерских кадров и скоростью их продвижения.

Обе математические модели кадровых систем позволяют: анализировать динамику кадров организационных системрассчитывать различные варианты организационных системвыбирать рациональную политику управления составом кадров на основе человеко-машинных процедур.

Расчеты по математическим моделям подбора и расстановки кадров, представленные в работе показали, что они адекватно отображают реальные процессы, происходящие в кадровой системе ГПС республики. По предложенным математическим моделям удалось оценить: среднее время Тпр пребывания офицеров на каждой ступени организационной системысреднее количество офицеров на каждом эшелоне, необходимое для обеспечения эффективной деятельности системы пожарной безопасности Абхазииобобщенный критерий эффективного функционирования кадровой системы, что позволило прогнозировать потребность в кадрах любого эшелона на любой срок (год, и так далее), то есть прогнозировать работу системы профессиональной подготовки ГПС Абхазии, осуществлять мониторинг переподготовки офицерского состава, рассчитывать количество офицеров необходимое для обучения на каждом этапе его профессиональной деятельности. Этот вывод важен как для функционирования кадровых систем управления МВД Абхазии, так и самой ГПС республики.

Предложена схема автоматизированной системы управления подбором и расстановкой кадров в ГПС Абхазии.

Расчеты по математическим моделям подбора и расстановки кадров, представленные к работе показали, что они адекватно отображают реальные процессы, происходящие в кадровой системе вуза МЧС (с вероятностью = 0.95, рассчитанные средние значения параметров кадровой системы совпадают с реальными).

Проведено исследование и теоретически обоснованы в ходе анализа психологических процессов принятия решений принципы структурно-функциональной организации автоматизированной системы управления социально-психологическим состоянием учебных групп профессиональной подготовки пожарных (АСУ СПСПП) Абхазии.

Определены концептуальные основы функционирования АСУ СПСПП, суть которых заключается в системном применении принципа концептуальной кластеризации при определении основных методов решения задач и конструктивных особенностей системы.

Расширен спектр возможностей методов по распознаванию объектов и оценке расстояний между образами, определяемых различными типологическими признаками. А именно: разработаны методы оценки расстояний между нечетко распределенными числовыми и качественными величинами, нечеткими строковыми образами, нечеткими логическими конструкциями. Показано, что данные задачи являются обобщением известных аналогичных задач для четких исходных данных на случай их нечеткой постановки.

Разработан метод многомерной размытой классификации, учитывающий нечеткость исходной информации, позволяющий осуществлять непрерывный контроль достоверности обучающей выборки (ОВ), возможности классификации по данной ОВ отдельных шкал и коррекции ОВ исходя из анализа величины зоны некомпетенции.

Выполнен полный факторный эксперимент и получены зависимости, позволяющие оценить динамические характеристики баз знаний в условиях эволюционного развития системы и внешней среды.

Проведена оценка эффективности практического применения полученных научных результатов на примере эксплуатации основных пожарных автомобилей (на примере автоцистерн) экспериментальными и контрольными расчетами учебных групп факультета пожарной безопасности Сухумской средней школы МВД Абхазии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Основы теории автоматизации профессионального отбора в высшие военные и специальные учебные заведения. Монография. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 1995. 215 с.
  2. B.C. Индивидуальная подготовленность обучаемых в образовательном учреждении: контроль и управление. Монография. СПб.: СПб Академия МВД России, 1997. 144 с.
  3. В.Ф., Тапаев В. П., Санников А. И. Информационное взаимодействие операторов при групповом решении задач / Теория и эксперимент в анализе труда операторов. М.: Наука, 1983. С. 77−95.
  4. А.И. Надежность и качество функционирования эргатиче-ских систем. JI.: Наука, 1982. 270 с.
  5. A.JI. Социально-психологические проблемы управления / Прикладные проблемы социальной психологии: Сборник статей. М.: Наука, 1983. С. 173−189.
  6. С. А. Методологические проблемы организации, проведения и обработки психолого-педагогического эксперимента. Пушкин: ПВУРЭ ПВО, 1990. 201 с.
  7. М. И. Эффективность процесса обучения в высшей школе /
  8. Под ред. А. В. Косова. JL: ВВМУ им. М. В. Фрунзе, 1985. 115 с.
  9. A. Л., Фролова Н. П. Управленческое взаимодействие в бригадах с разным типом совместной деятельности // Социально-психологические проблемы бригадной формы организации труда. М.: ИПУ АН СССР, 1987. 157 с.
  10. A. JT. Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность руководства коллективом // Психологический журнал. 1983. № i.e. 57−67.
  11. И. В. Социально-психологическая направленность личности как фактор, определяющий особенности поведения / Личность и группа: Сборник статей / Отв. ред. Б. О. Парыгин. Л.: 1971
  12. А.И. Проблемы групповой сплоченности. М.: МГУ, 1979. 128 с.
  13. B.C., Андреева Г. М., Жуков Ю. М. и др. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: 1981. 294 с.
  14. Е.С. Психологические условия и критерии эффективности работы коллектива. М.: Наука, 1982. 212 с.
  15. К. М. Самостоятельная деятельность студентов: некоторые основы самоорганизации. Воронеж: ВГПН, 1994. 20 с.
  16. Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практическое пособие. Киров: ЭННОМ, 1991.95 с.
  17. А.Ф., Федотова А. П. Социологическая служба. Л.: Лениздат, 1985. 143 с.
  18. А.С. Основы применения активных методов обучения: Методическое пособие. Петродворец: ВВМУРЭ, 1989. 32 с.
  19. А.В. и др. Психология и педагогика высшей военной школы: Учеб. Пособие. М.: Воениздат, 1989. 365 с.
  20. В. В. Выбор оптимального варианта комплектования малых групп с учетом совместимости и срабатываемости / Социальнопсихологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. М: ИП АН СССР, 1990. С. 46−58.
  21. Я. Элементарные понятия социологии. М.: Наука, 1969. 234 с.
  22. B.C., Кабанов А. А., Сметанин Ю. В. Теоретический анализ функций управления подразделениями ОМОН и внутренних войск МВД России. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000.
  23. Л. И. Поэтапное развитие группы как коллектива / Коллектив и личность. М.: Наука, 1975. 184 с.
  24. Л. И. Психология организаторской деятельности. М.: Наука, 1980.216 с.
  25. Shaw М.Е. Group dynamics: the psychology small group behavior. N. Y., 1971. 183 p.
  26. E. Л., Дубовская E. M. Психология малой группы. M.: МГУ, 1991.203 с.
  27. В. Е- Raven В. Н. Group structure // The hand book of social psychology. V. 4. Readiny, Mass., 1969.
  28. . Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: Б ГУ, 1996.212 с.
  29. В. И. Структура межличностных отношений. Киев: Наукова думка, 1975.136 с.
  30. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 255 с.
  31. Lewin К. Field theory in social science. N. Y. 1964.
  32. С.А. Вопросы компьютеризации учебно-воспитательного процесса: Тематический научно-технический сборник. СПб.: ПВУРЭ ПВО, 1992. 146 с.
  33. Т.А., Иванов В. В. Конструктивность и деструктивность групповой динамики, вызванной внешним воздействием. Красноярск: Полиграфмет, 1991. 48 с.
  34. Т.А., Иванов В. В. Социологические признаки успеха группового воспитания специалиста в вузе. Новомосковск: НФ МХТН, 1991. 80 с.
  35. В.М., Чигирев В.А Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в военных вузах. Л: МО СССР, 1988. 63 с.
  36. Т.А. Представление знаний в экспертной диагностической системе АВТАНТЕСТ // Изв. АН СССР. Техническая кибернетика, 1984, № 5.
  37. А.С., Слюсарев Ю. В. Основы психологии управления воинским подразделением. Петродворец: ВВМУРЭ им. А. С. Попова, 1990. 66 с.
  38. Глоточкин А. О, Ложкин Г. В., Спасенников В. В. Методика формирования малых групп с учетом межличностных и операционных аспектов взаимодействия операторов // Психологический журнал. 1986. № 1. Т. 7. С. 22−29.
  39. В.В., Лазарев B.C., Неверкович С. О. К проблеме совершенствования методов подготовки руководителей // Психологический журнал. 1969. С. 15−22.
  40. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ, 1976. 49 с.
  41. М.И., Осипенков Е. Ф., Мерзляк Л. Е. Психолого-педагогические основы деятельности командира / Под ред. И. Г. Павловского. М.: Воениздат, 1978. 295 с.
  42. JI.A. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект. Минск: 1985.
  43. Э.П. Естественно-научные основы военной психологии: Основные понятия, логические схемы и наглядные материалы: Учебно-методическое пособие. М.: ВПА, 1980. 91 с.
  44. В.М. Концепция согласованного оптимума в исследовании групповой деятельности операторов сложных систем. В кн.: Проблемы оптимизации подготовки к деятельности военных специалистов. Часть 4. Минск: МВИЗРУ, 1985. С. 102−106.
  45. В.М. Оценка сплоченности боевых расчетов. В кн.: Проблемы оптимизации подготовки к деятельности военных специалистов. Часть 7. Минск: МВИЗРУ, 1985. С. 102−106.
  46. А.Н. Организация процесса управления личным составом в подразделениях ГПС МВД России (на примере оперативных подразделений). Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. СПб.: СПбУ МВД России, 2001. 158 с.
  47. Ю.М. Методологические проблемы психологического анализа и синтеза человеческой деятельности // Вопросы кибернетики. Эффективность деятельности оператора. М. 1982. С. 3−28.
  48. Ю.М., Фришман Е.А, Шляхтин П. С. Особенности решения сенсорных задач человеком. М.: Наука, 1981. 198 с.
  49. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.444 с.
  50. .Ф. Об исследовании законов психики // Психологический журнал. 1982. № 1.
  51. А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы в исследования: Учебное пособие для вузов. М.: МГУ. 1984. 208 с.
  52. А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984. 207 с.
  53. А. И. Психология управления: Учебник для слушателей. М.: Академия МВД СССР. 1979. 521 с.
  54. Л.И. Критерии и характеристики общественной активности личности и контактной группы как коллектива / Социально-психологические аспекты общественной активности личности и коллектива школьников и студентов. Вып. 39. Ярославль: 1975. С. 105−110.
  55. Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии. М.: 1977. С. 67−78.
  56. А.С. Лабораторный эксперимент в социально-психологическом исследовании организованности коллектива М.: Психологический журнал. 1980. № 4. Т. 1. С. 84−94.
  57. B.C., Домбровский В. В. Социологические методы исследований в управленческой деятельности органов внутренних дел. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 1993.
  58. А.В., Давыдов В. П., Феденко Н. Ф. Основы военной психологии и педагогики. М.: Просвещение, 1988. 269 с.
  59. А.В., Демин В. Г. О закономерностях психологического процесса. М.: ВПА, 1967. 67 с.
  60. А.В., Чернышев А. С., Полонский М. С. Проблемы развития лабораторного эксперимента в социально-психологических исследованиях // Психологический журнал. 1988. № 2. С. 138−143.
  61. В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. М: МГУ, 1998.
  62. B.C., Багрецов С. А., Попов Б. А. Контроль знаний в АОС. СПб.: МО, МВД РФ, 1997. 387 с.
  63. А.С., Горбатенко Т. М. Методика определения структуры малой группы с помощью формализованного анализа межличностных выборов // Вопросы психологии. 1984. № 4.
  64. .М., Ложкин Г. В., Скрылъ С. В., Спасенников В. В. Имитационная модель для оценки комплексного влияния инженерно-психологических факторов на эффективность эргатической системы // Кибернетика и вычислительная техника, 1984. Вып. 61. С. 88−95.
  65. Л.Б., Никербокер К. Д. Экспертная система для управления производственными процессами в реальном масштабе времени. В кн.: Искусственный интеллект: применение в химии. М.: Мир, 1988. 178 с.
  66. Р.У. Проблемы управления профессиональной подготовкой пожарных с учетом особенностей Кавказского региона // Сборник трудов адъюнктов и соискателей. № 1, 2004 г. СПб.: СПбИ ГПС МЧС России. 2004.
  67. Н.П. Лекции по теории сложных систем. Советское радио, 1973.438 с.
  68. В.Н., Денисов А. А. О разработке и оценке иерархических структур. В кн.: Статистические методы в управлении / Ученые записки по статистике. М.: Наука, 1980. С. 18 33.
  69. Ю.И. Ситуационное управление большими системами. М.: Энергия, 1974. 135 с.
  70. И. Процесс и структура человеческого обучения / Пер. с чешского. М.: Прогресс, 1970. 686 с.
  71. Ю. Математико-статистические основы факторного анализа и возможности интерпретации результатов его применения. В кн. Математико-статистические методы исследования взаимосвязи в экономике. М.: Статистика, 1977. 75−109 с.
  72. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М.: Высшая школа, 1987. 188 с.
  73. В.Я. Социологические исследования. Методология, программы, методы. М.: Наука, 1976. — 218 с.
  74. Г. Б. Количественная оценка деятельности человека в системах человек-техника. М.: Машиностроение, 1983. 264 с.
  75. Р.У., Таранцев А. А. Математические модели подбора и расстановки кадров ГПС с учетом особенностей Кавказского региона // Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России № 5. СПб.: СПбИ ГПС МЧС России. 2004.
  76. Ю.П. и др. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. М.: Наука, 1976 г. 252 с.
  77. Е.С. Теория вероятностей. М.: Физматиз, 1958. 463 с.
  78. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Высшая школа, 1972. 368 с.
  79. B.C. Основы математической статистики. М.: Финансы и статистика, 1990. 208 с.
  80. Г. Математические методы статистики. М.: Мир, 1975. 648 с.
  81. B.C. Теория вероятности и математическая статистика. М.: Наука. 1979. 231 с.
  82. Н.Н. Общая теория статистики. М.: Финансы и статистика, 1984. 343 с.
  83. И.Н., Семендяев К. А. Справочник по математике для инженеров и учащихся ВУЗов. М.: Наука, 1986. 544 с.
  84. П.Н., Грищенко В. М. Теория и практика планирования учебно-воспитательного процесса. Д.: ВАС, 1990. 50 с.
  85. Э.И., Майминас Е. З. Решения: теория, информация, моделирование. М.: Радио и связь, 1981. 228 с.
  86. Ю.М. Математические основы кибернетики. М.: Энерго-атомиздат, 1987. 496 с.
  87. И.П. Теория измерений. М.: Мир, 1976. 248 с.
  88. Е.Э. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. Д.: Изд-во ЛГУ, 1984. 139 с.
  89. .Г. Проблема «человеческого фактора» в управлении / Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука. 1976. С. 41−63.
  90. Введение в эргономику / Под ред. В. П. Зинченко. М.: Сов. радио, 1974. 352 с.
  91. В.Ф. Системы гибридного интеллекта. М.: Машиностроение, 1990. 445 с.
  92. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: СПЦ, 1996. 365 с.
Заполнить форму текущей работой