Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Исследовательские задания как средство формирования познавательного интереса и развития математического мышления учащихся на уроках алгебры в основной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В своем исследовании мы опираемся на сформулированное C. J1. Рубинштейном положение о том, что «основным способом существования психического является его существование в качестве процесса или деятельности» (, с.25). При этом любой мыслительный процесс, благодаря которому человек включается в познавательную деятельность, начинается и осуществляется в силу определенных причин — побуждений, мотивов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. Понятие мышления в психолого-педагогической литературе
    • 2. Различные подходы к определению специфики математического мышления
    • 3. Особенности познавательного интереса к математике
    • 4. Психолого-дидактические основы взаимосвязи процессов развития математического мышления и формирования познавательного интереса учащихся
  • ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 7−9 КЛАССОВ
    • 1. Развивающий потенциал исследовательских заданий по алгебре
    • 2. Методика включения исследовательских заданий по алгебре в учебный процесс
    • 3. Виды исследовательских заданий и приемы их составления
    • 4. Результаты педагогического эксперимента

Исследовательские задания как средство формирования познавательного интереса и развития математического мышления учащихся на уроках алгебры в основной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном обществе происходят значительные преобразования в различных его сферах: политической, экономической, социальной, духовной. Не является исключением и образование. Одним из основополагающих принципов новой концепции школьного математического образования является его гуманитарная ориентация, то есть постановка акцента в преподавании математики на личность, на человека, выражающаяся тезисом «не ученик для математики, а математика для ученика» (Г.В. Дорофеев, [60], с. 16). Зачем же нужна ученику математика?

Еще более трехсот лет назад английский философ Д. Локк писал, что математику следует изучать «не столько для того, чтобы сделаться математиками, сколько для того, чтобы стать разумными людьми» ([114], с.235). Действительно, обучение математике обладает уникальными возможностями в плане интеллектуального развития учащихся, в формировании компонентов и качеств мышления, необходимых не только для продолжения образования и освоения новых областей знаний, но и обеспечивающих успешность профессиональной деятельности и полноценность повседневной жизни в современном обществе. В первую очередь, это развитие абстрактного и логического мышления, воспитание алгоритмической культуры, и в то же время — приобретение опыта творческой деятельности. Овладение учащимися в процессе обучения математике математическим методом мышления, включающим в себя все способы научного познания — дедукцию и индукцию, обобщение, сравнение, аналогию и т. п., способствует выработке у них математического стиля мышления, характеризуемого, прежде всего, доказательностью, критичностью, независимостью логической схемы рассуждения от его содержания, структурированностью рассуждений. Эти качества, по мнению, А .Я. Хинчина, способны облагородить мыслительный стиль и в других областях знания и практической деятельности, сделать его более продуктивным орудием мысли ([203]), поэтому необходимы каждому человеку независимо от сферы его дальнейшей деятельности. «Иначе говоря, обучение математике в школе должно быть ориентировано не столько на собственно математическое образование в узком смысле слова, сколько на образование с помощью математики" — для этого необходима «переориентация методической системы обучения на приоритет развивающей функции обучения по отношению к его информационной функции.» ([60], с. 14, 13).

Современной психологией и дидактикой накоплен большой теоретический и практический опыт по исследованию и решению проблемы интеллектуального развития учащихся при обучении математике. Основу его составляют психологические закономерности умственного развития школьников в процессе обучения, раскрытые в трудах А. В. Брушлинского, J1.C. Выготского, В. В. Давыдова, Е.Н. Кабановой-Меллер, З. И. Калмыковой, И .Я. Лернера, A.M. Матюшкина, Н. А. Менчинской, C.JI. Рубинштейна, И. С. Якиманской и др.

Исходя из этих закономерностей, разработаны различные психолого-педагогические направления развития математического мышления учащихся (Р. Атаханов, JI.B. Виноградова, В. А. Крутецкий, Л. К. Максимов, Н. В. Метельский, А. А. Столяр, Л. М. Фридман, С. И. Шапиро и др.). Воспитание у учащихся математического мышления, выявление и исследование его компонентов рассмотрены математиками-методистами Ю. М. Колягиным, В. И. Крупичем, Г. Л. Луканкиным, О. С. Медведевой, В. И. Мишиным, М. В. Потоцким, И. М. Смирновой, Н. А. Терешиным, С. И. Шварцбурдом и др.

Большой вклад в исследование вопросов формирования и развития математического мышления внесли математики Г. Вейль, А. Пуанкаре, Г. Штейнгауз, Б. В. Гнеденко, А. Н. Колмогоров, А. И. Маркушевич, А. Я. Хинчин.

В диссертационных исследованиях Н. К. Амонова [8], О. А. Креславской [101], О. С. Медведевой [128], С. Д. Мухаметрахимовой [143], Д. Д. Рыбдыловой [174], И. Н. Семеновой [176], Е. В. Сухоруковой [184] обоснованы приемы развития различных компонентов математического мышления: логического, абстрактного, алгоритмического, эвристического (в частности, комбинаторного) мышленияанализа, планирования и рефлексии на математическом материале. При этом развитие математического мышления связывается с решением задач как основным методом обучения и методом приобретения знаний.

Мы полагаем, что наиболее адекватным сущности математической деятельности, а значит и формированию компонентов и качеств математического мышления, является выполнение школьниками исследовательских заданий, т. е. заданий, при решении которых ученик должен пройти основные этапы процесса математического исследования, включающего в себя формулировку рассматриваемой проблемы, построение математической модели задачи, изучение и анализ данных, построение плана исследования, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение, логическое оформление решения, анализ и обобщение результатов, их интерпретацию и применение.

Проблема исследовательской деятельности школьников имеет богатую историю. Идея исследовательского метода появилась в педагогике в последней трети XIX века и была сформулирована биологом А. Я. Гердом, историком М. М. Стасюлевичем в России и химиком Р. Э. Армстронгом, естествоиспытателем Т. Гексли в Великобритании. Основное внимание уделялось учебным исследованиям в естественнонаучной и гуманитарной областях (Б.В. Всесвятский [31], В. Е. Райков [170] и др.) — эти направления исследовательской деятельности школьников продолжают оставаться приоритетными и на сегодняшний день (В.И. Андреев [9], А. В. Леонтович [108], И. Д. Чечель [209], а также см. сборники [80], [169]).

Включение элементов исследования в учебную деятельность используется в гимназиях и лицеях как в рамках отдельных конкретных предметов, так и в качестве общешкольной дидактической концепции (опыт подобной творческой работы некоторых школ освещен в [209], с. 100−115). Широкое распространение в отечественной и зарубежной практике получил такой вид исследовательской работы, как метод проектов (Б.Л. Вульфсон [32]- В. В. Гузеев [50]- [80]- Е. С. Полат [162]- [169]- З. И. Хусаинова [204]- И. Д. Чечель [209] и др.). По словам А. В. Леонтовича, суть учебно-исследовательской деятельности учащихся как перспективной образовательной технологии, развивающейся в настоящее время в образовательных учреждениях Москвы, состоит «в том, что в рамках различных форм образовательной работы (курс „технология“, группы дополнительного образования, лагеря труда и отдыха, экспедиции) учащиеся выполняют исследовательские проекты в различных областях естественных и гуманитарных наук» ([108], с. 152). Планируемое нами выполнение учебного исследования на уроках алгебры в основной школе, в которое могли бы быть вовлечены все учащиеся класса и которое не потребовало бы дополнительных затрат учебного времени, не укладывается в обозначенные рамки.

Общие аспекты формирования различных приемов математической исследовательской работы учащихся затронуты в трудах ученых-математиков А. Н. Колмогорова, А. И. Маркушевича, Б. В. Гнеденко, В. Г. Болтянского, Л. Д. Кудрявцева, Д. Пойа и др. Однако в работах математиков-методистов учебное исследование чаще всего рассматривается либо как элемент углубленного изучения математики, либо как форма факультативной работы (Б.А. Викол [27], С. А. Генкин, И. В. Итенберг, Д. В. Фомин [42], Н. К. Костюкова [100], Г. В. Токмазов [191], И. М. Челябов [207]). Что же касается основных уроков в общеобразовательной школе, то большее внимание уделяется исследовательской работе учащихся на геометрическом материале (В.А. Гусев [51], З. П. Каплан [83], Е. В. Ларькина [107], Л. М. Лоповок [115], А .Я. Цукарь [206]). Между тем, один из принципов новой концепции школьного математического образования состоит в том, чтобы при обучении математике «предпочитать эвристическое исследование доктринальному изложению» ([96], с. 15). Появление задач-исследований в учебниках по математике под редакцией Г. В. Дорофеева ([120] - [122]), исследовательские работы в учебниках по алгебре авторов К. С. Муравина, Г. К. Муравина и Г. В.

Дорофеева ([5], [6]) свидетельствуют о возможности включения учебного исследования в процесс обучения математике. Однако недостаточное использование в повседневной школьной практике развивающего потенциала исследовательских заданий по алгебре определяет, на наш взгляд, целесообразность проведения дальнейшей работы в этом направлении.

В своем исследовании мы опираемся на сформулированное C. J1. Рубинштейном положение о том, что «основным способом существования психического является его существование в качестве процесса или деятельности» ([173], с.25). При этом любой мыслительный процесс, благодаря которому человек включается в познавательную деятельность, начинается и осуществляется в силу определенных причин — побуждений, мотивов и т. д. Тем самым процессуальный аспект мышления оказывается тесно связанным с его личностным аспектом, и прежде всего — с мотивационным. Негативное отношение школьника к математике препятствует развитию его математического мышления. Среди положительных мотивов учения ведущая роль принадлежит любознательности и интересу, поэтому проблему развития математического мышления учащихся мы рассматриваем во взаимосвязи с педагогической проблемой формирования познавательного интереса к математике.

Изучению познавательных интересов учащихся, поиску эффективных путей их формирования посвящены работы многих психологов и педагоговв их числе — Л. И. Божович, А. К. Дусавицкий, В. А. Крутецкий, А. К. Маркова, Н. В. Метельский, Н. Г. Морозова, С. Л. Соловейчик, Г. И. Щукина, Л. М. Фридман.

М.Д. Боярский [24], Л. П. Кибардина [86], П. С. Коркина [99], А. В. Кухарь [106], В. Ф. Моргун [137], О. В. Тараканова [186] в своих диссертационных исследованиях осветили различные аспекты проблемы формирования познавательного интереса к математике. Однако отмечаемое многими педагогами падение интереса к учению, с одной стороны, а с другой — наличие учащихся, жаждущих удовлетворить свой интерес к математике, свидетельствует о том, что проблема эта по-прежнему актуальна. Более того, давняя идея «учения с увлечением» приобретает сегодня новый смысл, потому что школа, перестав быть единственным «окном», через которое ученик открывает мир, «должна повысить свою конкурентоспособность по сравнению с другими, внешне привлекательными, но зачастую пустыми и даже вредными компонентами окружающей образовательной среды» ([47], с. 19).

Все вышесказанное определяет актуальность нашего исследования.

Проблему исследования составляет необходимость разрешения противоречия между потребностью современной школы в дидактических средствах, активизирующих развитие математического мышления учащихся и повышающих познавательный интерес к математике, и недостаточной обеспеченностью этими средствами процесса обучения алгебре в общеобразовательной школе.

Объектом исследования являются процессы развития математического мышления и формирования познавательного интереса школьников.

Предмет исследования — использование исследовательских заданий по алгебре для развития математического мышления и формирования познавательного интереса учащихся основной школы.

Цель исследования заключается в выявлении и научном обосновании возможностей использования исследовательских заданий по алгебре для развития математического мышления учащихся 7−9 классов на основе формирования у них познавательного интереса к математике.

Поиск решения проблемы основывается на гипотезе о том, что развитие математического мышления учащихся основной школы и формирование у них познавательного интереса к математике — взаимосвязанные процессы, и эффективным средством, активизирующим эти процессы, является целенаправленное и систематическое использование на уроках алгебры исследовательских заданий.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Конкретизировать содержание проблемы формирования математического мышления и познавательного интереса учащихся в рамках современной концепции обучения математике.

2. Изучить психолого-педагогические и дидактические условия развития математического мышления и познавательного интереса школьников.

3. Выявить возможности использования исследовательских заданий по алгебре для развития математического мышления и формирования познавательного интереса учащихся.

4. Разработать методику включения исследовательских заданий в учебный процесс, реализующую развивающий потенциал этих заданий.

5. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики.

Для исследования проблемы и решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:

— изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической и математической литературы по теме исследования;

— беседы с учителями, анкетирование учителей и учащихся, анализ ученических работ;

— наблюдение за процессом преподавания математики в средней школе;

— анализ и обобщение опыта работы учителей и собственного опыта преподавания алгебры и геометрии в средней школе;

— проведение педагогического эксперимента с целью проверки эффективности разработанной методики.

Методологические основы исследования составляют теория психического как процессаосновы теории учебной деятельности и теории общего развития в обучениитеория проблемного обученияпарадигма личностно ориентированного образованияконцепция гуманитарного непрерывного математического образования, а также работы ученыхматематиков, раскрывающие значение математического образования для интеллектуального развития личности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в диссертации проведен анализ различных подходов к определению специфики математического мышления, исследованы психолого-дидактические основы взаимосвязи процессов развития математического мышления и познавательного интереса школьников, определен развивающий потенциал исследовательских заданий и на основе этого разработаны общие положения методики развития математического мышления учащихся и формирования у них познавательного интереса к математике посредством включения в процесс изучения алгебры исследовательских заданий.

Научная новизна состоит в том, что:

1. Раскрыта специфика взаимосвязи процессов развития математического мышления учащихся и формирования познавательного интереса к математике: познавательный интерес стимулирует развитие математического мышления, являясь одним из его мотивов, а развитие математического мышления создает интеллектуальную базу для формирования познавательного интереса к математике и является необходимым условием его превращения в теоретический интерес.

2. Определено влияние этапов решения исследовательского задания по алгебре на развитие компонентов математического мышления и формирование познавательного интереса к различным аспектам математической деятельности.

3. Выделены учебно-исследовательские умения, необходимые для успешного выполнения исследовательских заданий по алгебре и являющиеся показателями развития операционной структуры математического мышления.

4. Разработана различные варианты организации учебных исследований на уроках алгебры, различающиеся формой работы, местом в учебном процессе, степенью самостоятельности учащихся при их выполнении, а также структурой исследовательских заданий, содержанием в них исследовательских компонентов.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что разработанная методика включения исследовательских заданий в процесс обучения алгебре, ориентированная на развитие математического мышления учащихся и формирование у них познавательного интереса к математике, и приемы составления исследовательских заданий могут быть использованы в практической деятельности учителей общеобразовательных школ, а также служить основой для создания методических материалов, реализующих развивающую функцию обучения математике.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе преподавания алгебры в средних общеобразовательных школах № 1937 и № 1738 ЮВАО г. Москвы, проведения лекционных занятий на математическом факультете МПГУ в курсах «Психолого-педагогические основы обучения математике» (2000, 2001 гг.) и «Педагогика» (2001 г.), в форме отчетов по научно-исследовательской работе на заседаниях кафедры алгебры, геометрии и методики их преподавания МГПУ, выступлений на заседаниях методического объединения учителей математики школ № 1937 и № 1738. Основные положения и результаты исследования докладывались на ежегодных конференциях «Дни науки в МГПУ» (2000 — 2002 гг.), на научно-методической конференции «Стимулирование познавательной деятельности студентов и школьников» (г. Москва, 2002 г.).

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап исследования (1997;1999 гг.) состоял в изучении теоретических основ проблемы, а также оценке ее состояния на основе анализа литературы, учебных пособий, опыта учителей. На этом этапе происходило изучение психолого-дидактических основ проблемы развития математического мышления учащихся и формирования их познавательных интересовразработка общего плана исследования, его методологического аппарата, определение сущности проблемы исследованияизучение опыта проведения учебных исследований на уроках математикиразработка плана и содержания педагогического эксперимента.

Второй этап исследования (1999;2001 гг.) включал в себя уточнение конкретных задач исследованиясоздание банка исследовательских заданийразработку методических условий использования исследовательских заданий на уроках алгебры с целью развития математического мышления и познавательного интереса учащихсяпроведение поискового эксперимента и основной части формирующего экспериментаразработку критериев проверки эффективности используемой методической системыподготовку публикаций и основную апробацию результатов исследования.

На третьем этапе исследования (2001;2002 гг.) был продолжен формирующий экспериментпроведено определение влияния разработанной методики на развитие различных компонентов и качеств математического мышления и формирование познавательного интереса к математикеразработаны практические рекомендации по созданию и использованию исследовательских заданий на уроках алгебры в средней школе.

На защиту выносятся:

1. Теоретическое обоснование взаимосвязи процессов развития математического мышления и формирования познавательного интереса учащихся к математике.

2. Теоретическое и экспериментальное обоснование целесообразности и возможности реализации этих процессов посредством включения в обучение алгебре в 7−9 классах исследовательских заданий.

3. Методические рекомендации к составлению исследовательских заданий по алгебре и включению их в учебный процесс.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Выводы из второй главы.

Вторая глава посвящена изучению развивающих возможностей исследовательских заданий и использованию таких заданий на уроках алгебры в 7−9 классах основной школы с целью формирования познавательного интереса и развития математического мышления учащихся.

1. Суть исследовательских заданий по алгебре состоит в изучении алгебраических объектов (выражений, уравнений, неравенств или их систем, а также функций и их графиков) с целью выяснения их свойствпри решении таких заданий учащиеся проходят основные этапы математического исследования (построение математической модели, изучение данных, выдвижение гипотезы, ее доказательство, обобщение и применение результатов). Результатом выполнения исследовательского задания является не только получение новых сведений об изучаемом объекте, но и знакомство и освоение ранее неизвестных учащимся приемов и методов решения алгебраических задач.

2. В результате анализа особенностей мыслительной деятельности учащихся при решении ими исследовательских заданий нами были выявлены качества и компоненты математического мышления, актуализирующиеся на каждом этапе учебного исследования, что позволило определить развивающий потенциал исследовательских заданий. Также было определено влияние отдельных этапов выполнения исследовательского задания на формирование познавательного интереса к различным аспектам математической деятельности.

3. Основываясь на психолого-дидактических принципах развития математического мышления и формирования познавательного интереса к математике, выделенных в первой главе, мы разработали методику включения исследовательских заданий в процесс обучения алгебре. Основные положения этой методики заключаются в следующем:

1) Деятельность учащихся на уроках алгебры организуется в соответствии со структурой математического исследования.

2) Формирование исследовательских умений, необходимых для успешного выполнения исследовательских заданий, происходит по следующему плану: ознакомление с исследовательским умением посредством решения заданий, содержащих прямое указание на выполнение операций, входящих в состав этого уменияприменение необходимого исследовательского умения при выполнении соответствующего этапа исследования по указанию учителясамостоятельный выбор и использование умения, адекватного выполняемому этапу решения исследовательского задания.

3) В процессе обучения алгебре в 7 — 9 классах происходит постепенная смена способов управления исследовательской деятельностью учащихся (прямые указания наводящие вопросы —" консультирование самостоятельного исследования) и увеличение степени самостоятельности учащихся при проведении исследования: исследование, проводимое совместно с учителем —" исследование по плану с подробными инструкциями —" исследование частных проблем —> исследование по краткому плану —> самостоятельное исследование.

4) Учет интересов учащихся с разными способностями и возможностями обуславливает необходимость разработки исследовательских заданий разного уровня трудности.

5) Включение исследовательских заданий в процесс обучения алгебре происходит с учетом стимулов возникновения и развития познавательного интереса к математике. При этом способы организации познавательной деятельности учащихся, играющие основную роль в воспитании познавательного интереса, усиливаются стимулами, связанными с содержанием изучаемого материала и с отношениями между участниками учебного процесса.

4. В процессе реализации этих положений нами были выделены три вида исследовательских заданий по алгебре, отличающихся друг от друга присутствием в решении исследовательских компонентов, продолжительностью выполнения и числом учащихся, вовлеченных в решение задания, названных нами условно «урок-исследование», «мини-исследование» и «исследовательский комплекс». Основное назначение этой классификация — выбор оптимального для конкретной ситуации варианта включения исследовательских заданий в процесс обучения алгебре, а также демонстрация различных приемов составления исследовательских заданий.

5. Экспериментально проверено, что разработанная методика способствует развитию компонентов математического мышления учащихся, воспитанию качеств математического стиля мышления и формированию познавательного интереса к различным аспектам математической деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе теоретико-экспериментального исследования были решены все поставленные задачи и получены следующие основные результаты.

1. На основе анализа различных подходов к выявлению специфики математического мышления и их соотнесения с задачами школьного математического образования конкретизировано содержание проблемы развития математического мышления учащихся. Обоснована взаимосвязь этой проблемы с формированием познавательного интереса школьников к математике.

2. Выявлены психолого-дидактические принципы, лежащие в основе формирования познавательного интереса и развития математического мышления учащихсяведущими мы считаем принципы деятельности, проблемности и гармонического развития компонентов мышления.

3. Изучена учебная деятельность, моделирующая процесс математического исследования, и в соответствии с ее структурой сформулировано определение исследовательского задания по алгебре: это учебное задание, выполнение которого предполагает прохождение учеником основных этапов математического исследования (формулировка проблемы, построение математической модели, изучение данных, выдвижение гипотезы, ее доказательство, обобщение и применение результатов), а математическое содержание соответствует курсу алгебры основной школы.

4. Проведен анализ особенностей мыслительной деятельности учащихся при решении ими исследовательских заданий. Выявлены качества и компоненты математического мышления, актуализирующиеся на различных этапах учебного исследования, и учебно-исследовательские умения, необходимые для успешного выполнения исследовательских заданий.

5. На основе выделенных в результате теоретического исследования психолого-дидактических принципов развития математического мышления и формирования познавательного интереса учащихся к математике разработана методика включения исследовательских заданий по алгебре в учебный процесс. Разработаны различные варианты организации учебных исследований на уроках алгебры и проанализированы возможности и целесообразность их использования на различных этапах обучения.

6. Выделены виды заданий, названные условно «урок-исследование», «мини-исследование» и «исследовательский комплекс», отличающиеся уровнем самостоятельности учащихся при их выполнении, присутствием в структуре этих заданий исследовательских компонентов, развивающими функциями и местом в учебном процессе. Предлагаемая методика использования этих заданий на уроках алгебры и приемы усиления исследовательской нагрузки учебных заданий могут быть применены в практической деятельности учителей общеобразовательных школ, а также могут служить основой для создания методических материалов, реализующих развивающую функцию обучения математике.

7. Экспериментально проверено, что разработанная методика включения исследовательских заданий в процесс обучения алгебре оказывает эффективное воздействие на развитие математического мышления учащихся и формирование познавательного интереса к математике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Исследование психологии процесса изобретения в области математики. -М.: Советское радио, 1970. —152 с.
  2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  3. Алгебра: Учеб. для 8 кл. сред, шк./ Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова- Под ред. С. А. Теляковского. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1994. — 239 с.
  4. Алгебра: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова- Под ред. С. А. Теляковского. -8-е изд. М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2001. — 271 с.
  5. Алгебра. 7 кл.: Учеб. для. общеобразоват. учеб. заведений / К. С. Муравин, Г. К. Муравин, Г. В. Дорофеев. М.: Дрофа, 1996. — 224 с.
  6. Алгебра. 8 кл.: Учеб. для. общеобразоват. учеб. заведений / К. С. Муравин, Г. К. Муравин, Г. В. Дорофеев. М.: Дрофа, 1997. — 208 с.
  7. Алгебра. 9 кл.: Учеб. для. общеобразоват. учеб. заведений / К. С. Муравин, Г. К. Муравин, Г. В. Дорофеев. М.: Дрофа, 2000. — 240 с.
  8. Н.К. Психологические особенности развития математического мышления у учащихся 5−9 классов: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М.- 1992.- 17 с.
  9. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности (в обучении естественным предметам): Автореф. дисс. докт. пед. наук. М.- 1983. — 29 с.
  10. В.И. Математика и математическое образование в современном мире // Математическое образование. — 1997. — № 2. — с. 109−112.
  11. И.В. О задачах по арифметике // Математика в школе. 1995. -№ 5. — с.2−7.
  12. В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике (очерк истории: XVIII начало XX в.). — 2-е изд. — М.: Мысль, 1965. -312 с.
  13. Р. Уровни развития математического мышления: опыт экспериментального психологического исследования / Под научной редакцией академика В. В. Давыдова. Душанбе: Гос. ун., 1993. -175 с.
  14. Бал к М.Б., Балк Г. Д. О привитии школьникам навыков эвристического мышления // Математика в школе. 1985. — № 2. — с.55−60.
  15. Ф.А. Нестандартные задачи по алгебре. Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1976. 95 с.
  16. Е.А., Киселева Н. А., Перминов В. Я. Некоторые особенности развития математического знания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. — 112 с.
  17. П.П. Развитие мышления школьника // Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х тт. Под ред. А. В. Перовского. Т. 2. — М.: Педагогика, 1979. — с.5−117.
  18. И.Е. Стиль научного мышления и математика // Стиль мышления как выражение единства научного знания. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1981. — с. 90−111.
  19. Г. А., Куканов М. А., Приказчикова К. С. Творческие задания по математике и физике. — Саранск- 1997. — 26 с.
  20. Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения // Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте. Известия АПН РСФСР, вып. 73. -М., 1955, — с.3−14.
  21. В.Г. Математическая культура и эстетика // Математика в школе. 1982. -№ 2. — с.40−43.
  22. И.Г., Груденов Я. И. Как учить поиску решения задач // Математика в школе. 1988. — № 1. — с.8−14.
  23. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. — 1997. — № 4. с. 11 -17.
  24. М.Д. Реализация педагогического потенциала общего математического образования в развитии познавательных интересов личности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург- 1999. — 21 с.
  25. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. — М.: Знание, 1983.-96 с.
  26. Г. Математическое мышление: Пер. с англ. и нем. / Под ред. Б. В. Бирюкова и А. Н. Паршина. М.: Наука, 1989. — 400 с.
  27. .А. Формирование элементов исследовательской деятельности при углубленном изучении математики: Дисс. канд. пед. наук. — М.- 1977. 240 с.
  28. И.Н., Колягин Ю. М. и др. Сборник поисковых задач по математике для 7−9 классов средней школы. Экспериментальное учебное пособие. М.: НИИ школ МП РСФСР, 1976. — 146 с.
  29. Виноградова J1.B. Развитие мышления учащихся при обучении математике. Петрозаводск: Карелия, 1989. -175 с.
  30. А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина В. В. Давыдова. — М.: Русская энциклопедия, 1998. -360 с.
  31. .В. Исследовательский метод в работе по новым программам // Программы ГУСа и общественно-политическое воспитание. Под ред. Е. Рудневой. М.: Работник просвещения, 1925. — с.193−211.
  32. .Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М.: Изд-во УРАО, 1999. -208 с.
  33. Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. -480 с.
  34. JI.С. Психология развития как феномен культуры. — М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -512 с.
  35. Галицкий M. JL, Гольдман A.M., Звавич Л. И. Курс алгебры 8-го класса в задачах (для классов с углубл. изуч-ем матем., специализир. кл. естественно-технического профиля). — Львов: Квантор, 1991. — 89 с.
  36. М.Л., Гольдман A.M., Звавич Л. И. Сборник задач по алгебре для 8−9 классов: Учебное пособие для учащихся шк. и кл. с углубл. изучением математики. 6-е изд.- М.: Просвещение, 2000. — 271 с.
  37. П.Я., Данилова В. Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии. — 1980. -№ 1. с.31−38.
  38. Х.Ж. Теоретические основы развивающего обучения математике в средней школе: Автореф. дисс. докт. пед. наук. — СПб.- 1997. — 34 с.
  39. К. Педагогика математики // Преподавание математики. — Перевод с фр. А. И. Фетисова. М.: Учпедгиз, 1960. — с. 116−154.
  40. К.А. О человеке // Сочинения в 2-х томах. Т.2 — М.: Мысль, 1974.-687с.
  41. Э.Г. и др. Квадратные уравнения: Учебное пособие по математике для 8-го класса. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. — 248 с.
  42. С.А., Итенберг И. В., Фомин Д. В. Ленинградские математические кружки. Киров: АСА, 1994. — 272 с.
  43. ИГ. Научное исследование. М.: Политиздат, 1972. — 279 с.
  44. .В. Математика в современном мире: Кн. для внеклассного чтения 8−10 классов. -М.: Просвещение, 1980. 128 с.
  45. .В. О математическом творчестве // Математика в школе. — 1967.-№ 6.-с. 16−22.
  46. .В. Развитие мышления и речи при изучении математики // Математика в школе. — 1991. — № 4. с.3−9.
  47. Городская научно-практическая конференция «Столичное образование на рубеже XXI века». Доклад председателя Московского комитета образования Л. П. Кезиной. М.: ГОМЦ «Школьная книга», 1999. — 32 с.
  48. С.Г. Развитие у учащихся интереса к поиску и исследованию математических закономерностей // Математика в школе. 1972. — № 3. -с. 19−22.
  49. В.Б. О связи стилей математического и физического мышления с природой задач математики и физики // Вопросы философии. — 1998. -№ 11. с.142−148.
  50. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. — М.: Сентябрь, 1996.-112 с.
  51. В.А. Как помочь ученику полюбить математику? — Ч. 1. — М.: Авангард, 1994. 168 с.
  52. В.В. Виды обобщения в обучении. -М.: Педагогика, 1972.-424с.
  53. В.В. О понятии развивающего обучения. Сборник статей. — Томск: ПЕЛЕНГ, 1995. 144 с.
  54. В.В. Теория развивающего обучения. М.-.ИНТОР, 1996. — 544с.
  55. В.А. О тематике учебных исследований школьников // Математика в школе. — 2000. — № 9. с.7−10.
  56. Г. В. Гуманитарно ориентированное обучение математике: концептуальный аспект // «Школа 2000.». Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы. Вып.З. — М.: УМЦ «Школа 2000.», 2000.-с. 18−31.
  57. Г. В. Задачи с параметрами // Наука и жизнь. 1969. — № 6. — с.105−107.
  58. Г. В. Значимость в школьном курсе темы «Многочлены с одной переменной» // Математика в школе. 1995. — № 4. — с.42−45.
  59. Г. В. Квадратный трехчлен в задачах. — Львов: Квантор, 1991. -89 с.
  60. Г. В. Математика для каждого. М.: Аякс, 1999. — 292 с.
  61. Г. В. Непрерывный курс математики в школе и проблема преемственности // Математика в школе. 1998. — № 5. — с.70−76.
  62. Г. В. О составлении циклов взаимосвязанных задач // Математика в школе. — 1983. — № 6. с.34−39.
  63. Г. В. Перспективы школьного математического образования в России: концепция гуманитарного непрерывного курса математики // Образование: Традиции и инновации в условиях социальных перемен. -М.: ИОСО РАО. 1997. — с.234−249.
  64. Г. В., Кузнецова Л. В., Суворова С. Б., Фирсов В. В. Дифференциация в обучении математике // Математика в школе. 1990. -№ 4. — с. 15−21.
  65. Г. В., Петерсон Л. Г. Математика, 5 кл. В 2-х ч. М.: Баласс, С-инфо. Ч. 1. 1996. — 176 е.- 4.2. 1997. — 240 с.
  66. Г. В., Петерсон Л. Г. Математика, 6 кл. В 2-х ч. М.: Баласс, С-инфо.-4.1.1998.- 112 е.- 4.2. 1999.-128 с.
  67. Г. В., Петерсон Л. Г. Программа по математике для 5−6 классов // «Школа 2000.» Концепции. Программы. Технологии. Вып.2 / Под научной редакцией А. А. Леонтьева. М.: Баллас, 1998. — с.57−69.
  68. Г. В., Тараканова О. В. Постановка текстовых задач как один из способов повышения интереса учащихся к математике // Математика в школе. 1988. — № 5. — с.25−28.
  69. К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. М.: Прогресс. — 1965. — с.86−234.
  70. А.К. Воспитывая интерес. М.: Знание, 1984. — 80 с.
  71. А.К. Формула интереса. М.: Педагогика, 1989. — 176 с.
  72. . Абстракция в математике и эволюция алгебры // Преподавание математики. Перевод с фр. А. И. Фетисова. — М.: Учпедгиз, 1960. — с.41−53.
  73. Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н. М. Никольской. М.: Совершенство, 1997. — 208 с.
  74. Зак А. З. Как определить уровень развития мышления школьника. — М.: Знание, 1982.-96 с.
  75. В.М. Алгебра 8. Экспериментальное учебное пособие для учащихся школ развивающего обучения (система Д. Б. Эльконина — В.В. Давыдова). Часть 1. — М: ЦПРО «Развитие личности», 1999. — 99с.
  76. Н.И. Алгебра — 8. Для углубленного изучения математики. -Псков- 1996.-368 с.
  77. Н.И. Алгебра 9. Для углубленного изучения математики. -Псков: ПОИУУ, 1996. — 241 с.
  78. Т.А. Методология научного поиска основа технологии развивающего обучения // Математика в школе. — 1995. — № 5. — с.25−28.
  79. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. — 464 с.
  80. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения. — М.: Сентябрь, 1999.- 192 с.
  81. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  82. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981.-200 с.
  83. З.П. Учебное исследование как метод обучения математике в средней школе: Дисс. канд. пед. наук. Минск- 1985. — 170 с.
  84. З.П. Формы работы с учащимися при организации учебного исследования (из опыта работы) // В сб. «Формы обучения математике в средней школе». Минск- 1985. — с. 18−25.
  85. И .Я., Петухова Т. А. Пять подструктур математического мышления: как их выявить и использовать в преподавании // Математика в школе. 1998. -№ 5. — с.45−48.
  86. Л.П. Формирование познавательного интереса учащихся на основе системного подхода к обучению в 4−8 классах (на материале математики): Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ташкент- 1987. — 17 с.
  87. Л.П. Формирование познавательного интереса школьников содержанием учебного материала: Метод, рекомендации. — Фрунзе: Ментеп, 1990.-36 с.
  88. .М. Упражнения на исследование в курсе алгебры восьмилетней школы: Дисс. канд. пед. наук. — Ворошиловград- 1973. — 185 с.
  89. А.Н. Математика // Математический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1988. — с.7−38.
  90. А.Н. Математика — наука и профессия / Сост. Г. А. Гальперин. М.: Наука, 1988. — 288 с.
  91. Ю.М. Математика и развитие логического мышления // Активизация обучения математике в сельской школе. — М.: Просвещение, 1975. с.24−28.
  92. Ю.М., Копылов B.C., Терехов В. А. О диагностике некоторых свойств мышления школьника // Оптимизация процесса обучения математике. М.- 1978. — с.83−91.
  93. Ю.М., Копылов B.C., Шепетов А. С. Опыт применения задач как средства диагностики развития математического мышления школьников // Изучение возможностей школьников в усвоении математики. Сб. научных трудов. М.: НИИ Школ, 1977. — с.66−75.
  94. Н.И. Логический словарь-справочник. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Наука, 1976.-720 с.
  95. А .Я. Задачи по алгебре: Пособие для учащихся 7−9 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 1996. 176 с.
  96. Концепция структуры и содержания общего среднего образования. Концепция математического образования (в 12-летней школе) // Математика в школе. 2000. — № 2. — с.6−18.
  97. П.В. Диалектика как логика и теория познания. М.: Наука, 1973. -324 с.
  98. .А. Увлечь школьников математикой: (Материал для клас. и внеклас. занятий). — М.: Просвещение, 1981. — 112 с.
  99. П.С. Проблемность в обучении математике как стимул развития у учащихся познавательного интереса: Дисс. канд. пед. наук. -Шадринск- 1994.-219 с.
  100. Н.К. Научно-исследовательская работа учащихся // Математика в школе. 1999. — № 5. — с.47−50.
  101. О. А. Система задач как средство развития математического мышления учащихся 8−9 классов с углубленным изучением математики (на примере изучения функций): Дисс. канд. пед. наук.-СПб.- 1998.- 152 с.
  102. В.А. Основы педагогической психологии. — М.: Просвещение, 1972. — 255 с.
  103. В.А. Психология математических способностей. — М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. -416 с.
  104. Л.Д. Современная математика и ее преподавание. 2-е изд., доп.-М.: Наука, 1985.-176 с.
  105. Р., Роббинс Г. Что такое математика? Элементарный очерк идей и методов. Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: просвещение, 1967. — 559 с.
  106. А.В. Формирование познавательного интереса у учащихся к математике в процессе ее изучения в 4−7 классах: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Киев- 1984. 24 с.
  107. Е.В. Методика формирования элементов исследовательской деятельности учащихся основной школы на уроках геометрии: Дисс. канд. пед. наук. М.- 1996. — 256 с.
  108. А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование. -1999. -№ 10.-с. 152−158.
  109. А.А. Технология развивающего обучения: некоторые соображения // «Школа 2000.» Концепции. Программы. Технологии. Вып.2 / Под научной редакцией А. А. Леонтьева. М.: Баллас, 1998. — c. l 120.
  110. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  111. А.Н. К вопросу о развитии арифметического мышления ребенка // «Школа 2100». Приоритетные направления развития Образовательной программы / Под научной редакцией А. А. Леонтьева. Вып.4 М.: Баласс, 2000. — с. 109−120.
  112. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  113. И .Я. Проблемное обучение. — М.: Знание, 1974. — 64 с.
  114. Д. Педагогические сочинения. — Учпедгиз, 1939. 320 с.
  115. Л.М. Задачи исследовательского характера в 6 классе // Вопросы обучения и воспитания. Ч. 2. Томск- 1975. — с.86−94.
  116. Л.М. Тысяча проблемных задач по математике: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1995. 239 с.
  117. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
  118. М.В., Александров Б. И. Задачи на составление уравнений. -3-е изд. -М.: Наука, 1990. 96 с.
  119. А.И. Об очередных задачах преподавания математики в школе // Математика в школе. — 1962. № 2. — с.3−14.
  120. Математика. Арифметика. Алгебра. Анализ данных. 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова и др.- Под ред. Г. В. Дорофеева. 3-е изд. — М.: Дрофа, 1999. — 288 с.
  121. Математика. Алгебра. Функции. Анализ данных. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова и др.- Под ред. Г. В. Дорофеева. М.: Дрофа, 1999. — 304 с.
  122. Математика. Алгебра. Функции. Анализ данных. 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова и др.- Под ред. Г. В. Дорофеева. М.: Дрофа, 2000. — 352 с.
  123. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С. Б. Суворова и др.- Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. 4-е изд. — М.: Просвещение, 2001. — 368 с.
  124. Математика. 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, И. Ф. Шарыгин и др.- Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. 4-е изд. — М.: Дрофа, 1999. — 416 с.
  125. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. — 168 с.
  126. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. -368 с.
  127. О.С. Методические аспекты развития теоретического мышления учащихся в процессе решения математических задач. — М.- 2000.- 126 с.
  128. О.С. Решение задач комбинаторного характера как средство развития мышления учащихся 5−6 классов : Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М.- 1990.- 15 с.
  129. Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Под ред. Е. Д. Божович. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 448 с.
  130. Н.В. Об изучении познавательных интересов школьников // Математика в школе. 1979. — № 5. — с.48−50.
  131. Н.В. Психолого-педагогические основы дидактики математики. Минск: Вышэйшая школа, 1977. — 160 с.
  132. Н.В. Пути совершенствования обучения математике: Проблемы современной методики математики. Минск: Университетское, 1989.- 160 с.
  133. Методика изучения системы интересов учащихся. — М.- 1991. — 32 с.
  134. Т.Н. Гуманитаризация школьного математического образования (методология, теория и практика) / Под ред. Г. В. Дорофеева. -М.: ИОСО РАО, 2000. 398 с.
  135. Т.Н. Развивающие задачи на уроках математики в V-VIII классах: Пособие для учителя. Львов: Квантор, 1991. — 94 с.
  136. В.Ф. Психологические условия воспитания познавательного интереса учащихся к учебному предмету: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М.- 1979.-22 с.
  137. А.Г. Алгебра. Учеб. для 7 кл. общеобразоват. шк. — М.: Мнемозина, 1997. 160 с.
  138. А.Г. Алгебра. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений.- 3-е изд, доработ. М.: Мнемозина, 2001. — 223 с.
  139. А.Г. Алгебра. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений.- 3-е изд, испр. -М.: Мнемозина, 2001. 192 с.
  140. А.Г. Новая концепция школьного курса алгебры // Математика в школе. 1996. — № 6. — с.28−33.
  141. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979.-48 с.
  142. С.Д. Учебное моделирование как психологический фактор формирования математического мышления учащихся: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Казань- 2000. — 18 с.
  143. Ф.Ф. Математическая шкатулка. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1964.- 167 с.
  144. С.И. О тематике арифметических задач // Математика в школе. 1995. -№ 5. — с.7−8.
  145. Образовательная программа «Школа 2100» // «Школа 2100». Приоритетные направления развития образовательной программы / Под научной редакцией А. А. Леонтьева. Вып. 4. — М.: Баласс. 2000. — с.7−67.
  146. В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. -208 с.
  147. О.В. Использование исследовательских заданий на уроках алгебры в средней школе // Стимулирование познавательной деятельности студентов и школьников: Материалы Межвузовской научно-практической конференции.-М.: МГПУ, 2002. с. 110−112.
  148. О.В. О формировании у школьников математического мышления // Дни науки в МГПУ. Материалы секции «Актуальные проблемы научных исследований аспирантов и соискателей МГПУ». — М., 2001. с.98−100.
  149. О.В. Роль исследовательских заданий в формировании познавательного интереса // Дни науки в МГПУ. Материалы секции «Методология, интеграционные механизмы научного исследования». — М., 2000. с.64−66.
  150. Педагогическая энциклопедия. Т.2. — М.: Советская энциклопедия, 1965.-911 с.
  151. Я.И. Занимательная алгебра- Занимательная геометрия. — М.: ООО «Издательство ACT», 1999. 480 с.
  152. Пестерева B. J1. Формирование исследовательских умений учащихся при изучении функций в курсе алгебры восьмилетней школы: Дисс. канд. пед. наук. Л.- 1987. — 177 с.
  153. . Структуры математические и операторные структуры мышления // Преподавание математики. Перевод с фр. А. И. Фетисова. -М.: Учпедгиз, 1960. — с.10−30.
  154. Платон. Государство // Сочинения в 3-х томах. Т. З, 4.1. — М.: Мысль, 1971.-687 с.
  155. Д. Как решать задачу. Пер. с англ. В. Г. Звонаревой и Д. Н. Белла.- 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1961.-206 с.
  156. Д. Математика и правдоподобные рассуждения. Пер. с англ. И. А. Вайнштейна, под ред. С. А. Яновской. 2-е изд. — М.: Наука, 1975. — 464 с.
  157. Д. Математическое открытие. Решение задач: основные понятия, изучение, преподавание. Пер. с англ. B.C. Бермана, под ред. И. М. Яглома.- 2-е изд. М.: Наука, 1976. — 448 с.
  158. Е.С. Метод проектов в современной школе // Методология учебного проекта: Материалы городского методического семинара. М.- 2000. — с.50 — 54.
  159. М.М. Является ли математика наукой? // Математическое образование. 1997. — № 2. — с.83−88.
  160. М.В. О педагогических основах обучения математике. — М.- 1963.-200 с.
  161. М.В. Преподавание высшей математики в педагогическом вузе (из опыта работы). — М.: Просвещение, 1975. 208 с.
  162. Психологический словарь. Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -2-е изд. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 438 с.
  163. А. О науке. Пер. с фр., под ред. JI.C. Понтрягина. 2-е изд. -М.: Наука, 1990.-736 с.
  164. М.В. Реализация взаимосвязей развивающей и обучающей функций образования в процессе практических занятий по алгебре в педагогическом вузе: Дисс. канд. пед. наук. М.- 1999. — 149 с.
  165. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. 272 с.
  166. В.Е. Исследовательский метод в преподавании естествознания и его современное положение // Исследовательский метод в педагогической работе. 3-е изд. — M.-JL: ГИЗ, 1927. — с.5−25.
  167. Н.Х. Вечные вопросы о школьном курсе математики. Чему учить? Как преподавать? // Математика в школе. 1999. — № 6. — с.34−36.
  168. Российская педагогическая энциклопедия. Гл. ред. В. В. Давыдов. — В 2-х тт. Т.2. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. — 672 с.
  169. Рубинштейн C. J1. О мышлении и путях его исследования. М.: АН СССР, 1958.-148 с.
  170. Д.Д. Задачи на составление уравнений и неравенств как средство развития математического мышления учащихся 7−8 классов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.- 1998. — 16 с.
  171. Сборник задач по математике для поступающих во втузы: Учеб. пособие / В. К. Егерев, Б. А. Кордемский, В. В. Зайцев и др.- под ред. М. И. Сканави. 6-е изд., стер. — М.: Высшая школа, 1992. — 528 с.
  172. И.Н. Роль и место сюжетных задач в развитии математического мышления и повышении качества знаний учащихся (на материале алгебры и начал математического анализа): Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М.- 1990. 16 с.
  173. А.С. Математические модели экономики в школьном курсе математики: Дисс. докт. пед. наук. — Тула- 2000. — 328 с.
  174. А.С. Парабола безопасности // Математика в школе. — 1998. — № 1. с.83−89.
  175. А.С. Экономика на уроках математики. М.: Школа-Пресс, 1999.-160 с.
  176. М.Н. Проблемы современной дидактики. — М.: Педагогика, 1980.-96 с.
  177. И.М. Об измерении интереса на уроках математики // Математика в школе. 1998. — № 5. — с.56−58.
  178. СЛ. От интересов к способностям. М.: Знание, 1968. -94с.
  179. А.А. Педагогика математики. Курс лекций. 2-е изд. — Минск: Вышэйшая школа, 1974.-384 с.- 3-е изд., 1986.-414 с.
  180. Е.В. Прикладные задачи как средство формирования математического мышления учащихся : Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М.- 1997.- 17 с.
  181. JT.K. Развитие активного, самостоятельного, творческого мышления у учащихся в процессе проблемно-индивидуального обучения (на материале обучения математике учащихся 4−8 классов): Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М.- 1977. 16 с.
  182. О.В. Развитие интереса к математике с помощью задач как условие повышения эффективности обучения алгебре в 6−8 классах средней школы: Дисс. канд. пед. наук. М., 1988. — 192 с.
  183. С.Ю. По пути развития школьника. — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. -176 с.
  184. О.Ф. Логика математического мышления. — Л.: ЛГУ, 1987. — 192 с.
  185. Н.А., Терешина Т. Н. Сборник задач и примеров по алгебре. 79 класс. — Киров: Аквариум, 1998. 288 с.
  186. O.K. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 272 с.
  187. Г. В. Формирование исследовательских умений учащихся в процессе решения задач по алгебре в старших классах средней школы: Автореф.дисс. канд. пед. наук. — М.- 1992.-16с.
  188. Ч. Задачи с изюминкой. Пер. с англ. Ю. Н. Сударева. Под ред. и с предисл. В. М. Алексеева. М.: Мир, 1975. — 302 с.
  189. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / Под ред. П. Я Гальперина и Н. Ф. Талызиной. — М.: Изд-во МГУ, 1968.- 136 с.
  190. Формирование математического мышления учащихся. — Ташкент: ТГПИ им. Низами, 1980. 160 с.
  191. Ф.И. Роль игры в формировании отношения к учению и учебных интересов школьников // Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте. Известия АПН РСФСР, вып. 73. — М., 1955. — с.55−79.
  192. Г. Математика в науке и вокруг нас. Пер. с нем. Ю. А. Данилова. М.: Мир, 1977. — 261 с.
  193. Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: Учителю математики о пед. психологии. — М.: Просвещение, 1983. 160 с.
  194. JI.M. Психопедагогика общего образования. М.: Институт практической психологии, 1997. — 288 с.
  195. Л.М. Теоретические основы методики обучения математике. М.: Флинта, 1998. — 224 с.
  196. Л.М. Учись учиться математике: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
  197. Л.М. Формирование познавательных интересов у школьников. М.- 1979.-22 с.
  198. К. Математика и демократия // Математика в школе. — 2000. -№ 5. с.73−74.
  199. А .Я. Педагогические статьи. М.: АПН РСФСР, 1963. — 204 с.
  200. З.И. Проектирование творческой деятельности учащихся как технология гуманитарно ориентированного обучения математике: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М.- 2001. 18 с.
  201. А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. М.: Международная педагогическая академия, 1998. — 266 с.
  202. А.Я. Дидактические материалы по геометрии с элементами исследования для 7 класса. М.: Просвещение, 1998. — 79 с.
  203. И.М. Разработка системы организации исследовательской работы учащихся в процессе изучения факультатива по математике в 7−11 классах: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Махачкала- 1999. — 20 с.
  204. П. Е. Тесты IQ. 1 -е изд. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 144 с.
  205. И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. — М.: Сентябрь, 1998. — 144 с.
  206. С.И. От алгоритмов к суждениям (эксперименты по обучению элементам математического мышления). — М.: Советское радио, 1973.-288 с.
  207. С.И. О развитии интересов, склонностей и способностей учащихся к математике // Математика в школе. 1964. — № 6. — с.32−37.
  208. С.А., Юрченко Е. В. Уравнения с параметром. М.: Слог, 1993.- 107 с.
  209. Г. Задачи и размышления. Пер. с польск. Сост. и перев. Ю. А. Данилов. Под ред. Я. А. Смородинского. М.: Мир, 1972. — 400 с.
  210. М.Ю. Занимательные задания в обучении математике. — 2-е изд.- М.: Просвещение, 1995. 222 с.
  211. Г. И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся // Формирование познавательных интересов школьников. Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. — Т.382. — Л.- 1968.- с.75−85.
  212. Г. И. Некоторые нерешенные дидактические вопросы проблемы познавательных интересов // Формирование познавательных интересов школьников. Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. — Т. 382.-Л.- 1968. — с.3−17.
  213. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
  214. Г. И. Психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов. Л.: 1967. — 20 с.
  215. Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. М.: Политиздат, 1977. — 483 с.
  216. И.С. Знания и мышление школьника. М.: Знание, 1985. -80 с.
  217. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  218. Berry, J. Exploring Pure Mathematics. The MEW Group. Hodder & Stoughtom, 1992.-85 p.
  219. Curriculum and evaluation Standards for school mathematics. — National Council of teachers of mathematics. Florida State University, 1989. — 258 p.
  220. Speed, B. Higher Mathematics. Study guides. JCSI stage for. Longman. — 1997.-256 p.
Заполнить форму текущей работой