Моделирование деятельности предприятия как задача оптимального управления: Теоретический и прикладной аспекты
Знание рыночной конъюнктуры не отменяет активной маркетинговой деятельности предприятия по реализации выпущенной продукции. Конечно, математическая формализация такой сложной и многогранной деятельности в полном объеме вряд ли возможна. Тем не менее, для отдельных элементов маркетинга математическое моделирование вполне допустимо и, несомненно, полезно. Речь идет в первую очередь о рекламной… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Объект исследования и основные подходы к моделированию его деятельности
- 1. 1. Подходы к анализу деятельности предприятия по реализации продукции
- 1. 2. Основные тенденции в производстве и потреблении красителей
- 1. 3. Тенденции развития АО «Колорос»
- 1. 4. Корреляционно-регрессионный анализ
- 1. 5. Задачи оптимального управления
- Глава 2. Корреляционно-регрессионный анализ среды и деятельности предприятия
- 2. 1. Исследование динамики развития отраслей — потребителей красителей
- 2. 2. Исследование влияния выпуска отраслей на производство красителей
- 2. 3. Структура потребления и производства красителей
- 2. 4. Анализ эффективности рекламной деятельности
- Глава 3. Теоретическая модель деятельности предприятия по реализации продукции как задача оптимального управления
- 3. 1. Простейшая модель: предпосылки, решение, основные
- выводы
- 3. 2. Моделирование деятельности предприятия на многосегментном рынке
- 3. 3. Моделирование деятельности предприятия в условиях конкуренции
- 3. 4. Сопоставление теоретических результатов с практической деятельностью предприятия
- Литература
- Приложения
Моделирование деятельности предприятия как задача оптимального управления: Теоретический и прикладной аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
С самой общей точки зрения стратегия предприятия по реализации производимой им продукции исходит из того, что реальные объемы продаж данного продукта зависят, во-первых, от текущего спроса на этот товар со стороны потребителей в той или иной части рынка и, во-вторых, от деятельности самого предприятия по продвижению произведенного товара к потребителю.
Сформулированное положение естественным образом вписывается в общую концепцию маркетинга как вида человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена [57].
Цели и задачи маркетинга, а также средства их реализации сложны, многогранны, имеют свою историю развития, свои социальные и этнические особенности [15,16,30,70,104]. Основные принципы маркетинга сформулированы американскими экономистами. Значительный вклад в разработку основных положений маркетинга внесли Ф. Котлер, X. Швальбе, X. Войе, У. Якобсон, JI. Мобли, К. Маккеон, У. Ф. Арене, Б. Карлоф, Д. Р. Эванс и др [16,51,52,57,72,96,101,104,108]. Однако до сих пор предмет и определение маркетинга являются дискуссионными [56,57,62,63,76,77], уточняются многие понятия маркетинга [22,30,31,43,76,82], разрабатываются новые методы анализа рынка [29,56,63,103], новые концепции управления предприятием в изменяющихся условиях внешней среды [37,63,97,102].
Тем не менее, многие направления теоретических разработок маркетинговой деятельности выглядят существенно исчерпанными, так как в большей степени заключаются в переорганизации или в развертывании уже известных положений.
Настоящая диссертационная работа представляет собой попытку исследования некоторых важнейших сторон маркетинга с точки зрения математического моделирования. При этом в качестве основной модели деятельности предприятия по реализации продукции выбрана задача оптимального управления [28,46,47,80,107].
Задачи оптимального управления как раздел вариационного исчисления в математике в своей классической постановке достаточно глубоко и подробно изучены [12,23,24,28,48,80]. Формулировке принципов их решения, а также исследованию свойств управляющих параметров посвящены работы JI.C. Понтрягина, В. Г. Болтянского, Р. Беллмана, JT.C. Эльсгольца и др. В настоящее время разработка задач оптимального управления ведется в направлении усложнения математических объектов, к которым они применяются [42,89], а также в направлении использования данного математического раздела в новых областях. Следует отметить работы К. А. Багриновского, В. П. Максимова, Д. Л. Андрианова, Ижевского и Пермского научных семинаров по моделированию управления региональной экономикой и отдельными народнохозяйственными комплексами [10,68].
Задачи оптимального управления как модели на микроэкономическом уровне практически не рассматривались.
Представленное диссертационное исследование состоит из трех глав.
В первой главе рассмотрены основные теоретические положения организации деятельности предприятия по реализации продукции. Здесь же проведена подробная характеристика объекта исследования — химического предприятия по производству синтетических красителей ОАО «Колорос». Проанализированы основные тенденции развития отрасли и самого предприятия.
Вторая глава посвящена статистическому исследованию макросферы спроса на производимую данным предприятием продукцию. В качестве основного инструмента исследования выбран классический корреляционно-регрессионный анализ.
Здесь же осуществляется прогноз объемов производства отраслейпотребителей синтетических красителей — с целью оценки емкости рынка синтетических красителей на уровне отдельных регионов и на уровне России в целом.
Знание рыночной конъюнктуры не отменяет активной маркетинговой деятельности предприятия по реализации выпущенной продукции. Конечно, математическая формализация такой сложной и многогранной деятельности в полном объеме вряд ли возможна. Тем не менее, для отдельных элементов маркетинга математическое моделирование вполне допустимо и, несомненно, полезно. Речь идет в первую очередь о рекламной деятельности предприятия, точнее, о расходах на рекламную деятельность. Поэтому в заключении второй главы проведен корреляционно-регрессионный анализ влияния уровня рекламной деятельности на величину объема продаж продукции данным предприятием.
В третьей главе приводится собственно математическая модель деятельности предприятия по реализации продукции в виде задачи оптимального управления. Рассматриваются в порядке усложнения три варианта модели — модель деятельности на односегментном рынке, модель деятельности предприятия на многосегментном рынке, модель деятельности предприятия на многосегментном рынке с учетом конкуренции со стороны других предприятий. Во всех случаях приводится подробное решение задач, исследуются их свойства, рассматриваются их отдельные модификации.
В заключении главы результаты, полученные по теоретическому исследованию моделей, сопоставляются с практической деятельностью предприятия, а также обозначаются основные подходы к прикладному использованию построенных моделей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. Анализ литературных источников по маркетинговым исследованиям и экономико-математическому моделированию показал недостаточную разработанность математического аппарата моделирования некоторых важнейших аспектов деятельности предприятия по реализации произведенной продукции.
2. В качестве исходной базы математического моделирования был проведен статистический анализ емкости российского рынка синтетических красителей на отраслевом уровне. Разработана соответствующая методика прогнозирования отраслевого спроса на красители.
3. Проведен корреляционно-регрессионный анализ влияния рекламной деятельности предприятия на изменение объемов продаж продукции. На примере АО «Колорос» установлен запаздывающий лаг такого влияния, оцениваемый в три квартала.
4. В качестве основной модели деятельности предприятия по реализации произведенной продукции была выбрана известная задача оптимального управления, в которой максимизируется суммарный объем продаж за некоторый фиксированный период времени, а управляющим параметром является уровень расходов на рекламную деятельность. Было проведено всестороннее теоретическое исследование свойств сформулированной задачи, а также важнейших ее модификаций. В частности, произведено решение задачи управления по замкнутому контуру, а также исследован эффект присутствия запаздывания в воздействии рекламной деятельности на увеличение объемов продаж.
5. Была установлено существование некоторого минимально допустимого уровня расходов, по достижении которого проявляется эффективность рекламной деятельности.
6. Доказывается, что учет запаздывания в воздействии рекламной деятельности не изменяет глобальных свойств решения задачи.
7. Была построена и теоретически исследована модель деятельности предприятия на многосегментном рынке. Доказывается, что деятельность предприятия через свои представительства на отдельных сегментах рынка или диверсификация предприятием своей товарной продукции оказываются более эффективными.
8. Построена и исследована модель деятельности предприятия в условиях конкуренции.
Таким образом, результаты, полученные в диссертации, позволяют уже на «модельном» уровне выявить некоторые стратегические закономерности, которые должно учитывать предприятие в своей деятельности по реализации произведенной продукции, а сопутствующий комплекс эконометрических моделей призван оценить пути практического использования теоретических положений в реальной действительности.
Список литературы
- Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
- Айвазян С.А., Мхитарян B.C. Прикладная статистика и основы эконометрики. -М.: ЮНИТИ, 1998.
- Акулич И.Л. Математическое программирование в примерах и задачах. М.: Высшая школа, 1993.
- Алексеев В.М., Тихомиров В. М., Фомин С. В. Оптимальное управление. -М.: Наука, 1979.
- Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 1998.
- Андерсон Т. Статистический анализ временных рядов / Пер. с англ. М.: Мир, 1976.
- Андреева Е.Л., Колмановский В. Б., Шайхет Л. Е. Управление системами с последствием. М.: Наука, 1992.
- Багриновский К.А. Модели и методы экономической кибернетики. М.: Экономика, 1973.
- Багриновский К.А., Бусыгин В. П. Математика плановых решений. М.: Наука, 1980.
- Баркон Д.И. Практический маркетинг. Вып. 1−3. Л.: Аквилон, 1991.
- Беллман Р., Дрейфус С. Прикладные задачи динамического программирования. -М.: Наука, 1964.
- Н.Бергстром А. Построение и применение математических моделей. М.: Прогресс, 1970.
- Благоев В. Маркетинг в определениях и примерах/ Пер. с болг. СПб.: Два -Три, 1993 г.
- Бове К.JI., Арене У. Ф. Современная реклама/ Пер. с англ. Тольятти.: Издательский дом Довгань, 1995.
- Болтянский В.Г. Математические методы оптимального управления. М.: Наука, 1966.
- Бородич С.А. Эконометрика. Мн.: Новое знание, 2001.
- Вагнер Г. Основы исследования операций / В трех томах. М.: Мир, 1972.
- Васильев Ф.П. Методы решения экстремальных задач. М.: Наука, 1981.
- Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. -М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
- Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы: учебник. М.: Высшая школа, 1994.
- Габасов Р.Г., Кириллова Ф. М. Качественная теория оптимальных процессов. М.: Наука, 1971.
- Габасов Р.Н., Кириллова Ф. М. Принцип максимума в теории оптимального управления. Минск: Наука и техника, 1974.
- Гирсанов И.В. Лекции по математической теории экстремальных задач. -М.: Изд-во МГУ, 1970.
- Гликман Н. Эконометрический анализ региональных систем. М.: Прогресс, 1980.
- Глухов В.В., Медников М. Д., Коробко С. Б. Математические методы и модели для менеджмента. СПб.: Изд-во «Лань», 2000.
- Гноенский Л.С., Каменский Г. А., Эльсгольц Л. Э. Математические основы теории управляемых систем. М.: Наука, 1969.
- Головихин С.А. Прогнозирование потребительского спроса в регионах: состояние и проблемы // Воспроизводственный потенциал региона: Материалы международной научно-практической конференции. Сб. статей. Вып. 1. Уфа, 2001. С. 64−66.
- Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структура. М.: Дело, 1995.
- Голубков Е.П., Голубкова Е. Н., Секерин В. Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. -М.: Экономика, 1993.
- Грузинов В.П. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 1996.
- Гутман Г. В., Мироедов А. А., Федин С. В. Управление региональной экономикой. М.: Финансы и статистика, 2001.
- Демиденко В.З. Линейная и нелинейная регрессии. М.: Финансы и статистика, 1981.
- Дихтиль Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учебное пособие / И. С. Мико М.: Высшая школа, ИНФРА, 1996.
- Додж М. Эффективная работа с Microsoft Excel 97. СПб.: Питер, 1998.
- Долбунов А.А. Маркетинговая концепция управления предприятием // Маркетинг в России и за рубежом, № 2 (5), 1998. С. 25−36.
- Долженков В.А., Колесников Ю.В. Microsoft Excel 2000 СПб.: БХВ -Санкт-Петербург, 1999.
- Доугерти К. Введение в эконометрику/ Пер. с англ. М.: Инфра — М, 1997.XIV.
- Дрейпер Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ. М.: Финансы и статистика, 1986.
- Дубовицкий А .Я., Милютин А. А. Теория принципа максимума // Методы теории экстремальных задач в экономике. М.: Наука, 1981. — С. 6−47.
- Дыхта В.А., Самсонюк О. Н. Оптимальное импульсное управление с приложениями. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2000.
- Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. М.: Экономика, 1984.
- Елисеева И.И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики. М.: Финансы и статистика, 1996.
- Замков О.О., Толстопятенко А. В., Черемных Ю. Н. Математические методы в экономике. М.: МГУ, Издательство «ДИС», 1998.
- Зубов В.И. Лекции по теории управления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975.
- Интрилигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория. Издательство «Прогресс», 1975.
- Иоффе А.Д., Тихомиров В. М. Теория экстремальных задач. М.: Наука, 1974.
- Исследование операций в экономике /Под ред. Н. Ш. Кремера. М.: ЮНИТИ, 2000.
- Карасев А.И., Кремер Н. Ш., Савельева Т. И. Математические методы и модели в планировании. — М.: Экономика, 1987.
- Карлоф Б. Деловая стратегия / Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1996.
- Карр Ч., Хоув Ч. Количественные методы принятия решений в управлении и экономике. -М.: Мир, 1966.
- Кендалл А., Стьюарт А. Многомерный статистический анализ и временные ряды. М.: Наука, 1976.
- Кобринский Н.Е., Кузьмин В. И. точность экономико-математических моделей. -М.: Финансы и статистика, 1981.
- Колемаев В.А. Математическая экономика. -М.: ЮНИТИ, 1998.
- Кононенко Н.В. Выбор конкретных методов маркетинговых исследований: соотношение качественных и количественных подходов // Маркетинг в России и за рубежом, № 2(5), 1998. С. 75−81.
- Котлер Ф. Основы маркетинга/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.
- Крушевский А.В. Справочник по экономико-математическим моделям и методам. Киев: Техника, 1982.
- Кузнецов Ю.Н., Кузубов В. И., Волоценко А. Б. Математическое программирование. М.: Высшая школа, 1990.
- Лавренов С.М. Excel: Сборник примеров и задач. М.: Финансы и статистика, 2000.
- Лавров С.Н., Злобин С. Ю. Основы маркетинга промышленных объектов. -М.: Внешторгиздат, 1989.
- Ламбен Ж. Ж. Стратегический маркетинг Европейская перспектива/ Пер. с фр. СПб: Наука, 1996.
- Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. СПб: Наука, 1996.
- Ланкастер К. Математическая экономика. М.: Мир, 1972.
- Лизоркин П.И. Курс дифференциальных и интегральных уравнений с дополнительными главами анализа. -М.: Наука, 1981.
- Линник Ю.В. Метод наименьших квадратов и основы математико-статистической теории обработки наблюдений. М.: Физматгиз, 1962.
- Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь. М.: Наука, 1987.
- Максимов В.П. Об одном классе задач управления экономическими системами // Экономическая кибернетика: математические и инструментальные методы анализа, прогнозирования и управления: Сбор, ст. Перм. ун-т, — Пермь, 2002. — С. 121−133.
- Маленво Э. Статистические методы эконометрики. М.: «Статистика», 1976.
- Маркетинг: Учебник для вузов (Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржы, ЮНИТИ, 1996.
- Математические методы анализа экономики / Под ред. А. Я. Боярского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.
- Мекон М., Альберт X., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело, 1992.
- Население России 2000. /Под ред. А. Г. Вишневского. М.: Книжный дом «Университет», 2001.
- Неймарк Ю.И., Островский А. В. Дифференциальные экономические модели типа Самуэльсона // Вестник ННГУ. Математическое моделирование и оптимальное управление. Н. Новгород, Изд-во Нижегородского ун-та, 1999. Вып. 1(20). — С.123−129.
- Немчин А. М. Основы маркетинга: Учебное пособие СПб.: ЛИЗИ, 1991 г.
- Ноздрева Р. Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке. М.: Финансы и статистика, 1990.
- Осипов Ю.Н. Основы теории хозяйственного механизма. М.: Московский университет, 1994.
- Петровский И.Г. Лекции по теории обыкновенных дифференциальных уравнений. М.: Наука, 1970.
- Понтрягин JI.C. Знакомство с высшей математикой: Дифференциальные уравнения и их приложения. М.: Наука, 1988.
- Понтрягин J1.C., Болтянский В. Г., Гамкрелидзе Р. В., Мищенко Е. Ф. Математическая теория оптимальных процессов. М.: Наука, 1969.
- Попов А.А. Excel: практическое руководство. М.: ДЕСС КОМ, 2000.
- Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Под ред. Т. Г. Морозовой, А. В. Пикулькина. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
- Российский статистический ежегодник: Стат. сб. /Госкомстат России. М., 2000.
- Российский статистический ежегодник: Стат.сб./ Госкомстат России. М., 1997.
- Самуэльсон П. Экономика. Т. 1,2. М.: НПО «Алгон», 1994.
- Себер Дж. Линейный регрессионный анализ. -М.: Мир, 1980.
- Справочник по маркетингу / Под ред. проф. Уткина Э. А. М.: ЭКМОС, 1998.
- Статистическое моделирование и прогнозирование / Под ред. А. Г. Гринберга. -М.: Финансы и статистика, 1990.
- Сумин В.И. Функциональные вольтерровы уравнения в теории оптимального управления распределенными системами. Часть I. Монография. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1992.
- Табурчак П.П., Безукладова Е. Ю., Овчинникова Л. А. Основы производственного маркетинга химической продукции СПб.: Химия, 1995.
- Таха X. Введение в исследование операций. -М.: Мир, 1985.
- Тейл Г. Прикладное экономическое прогнозирование. М.: Прогресс, 1970.
- Теория статистики / Под ред. Р. А. Шмойловой. М.: Финансы и статистика, 2001.
- Федосеев В.В. Экономико-математические методы и модели в маркетинге. -М.: Финстатинформ, 1996.
- Феллер В. Введение в теорию вероятностей и ее приложения / Пер. с англ. Т. 1,2.-М.: Мир, 1984.
- Хопкинс Т. Искусство торговать. М.: Литера, 1996.
- Хруцкий В.Е., Корнева И. В., Автухова В. Э. Современный маркетинг. М.: Финансы и статистика, 1991.
- Цветков Г. А., Зайцев В. А. Маркетинговая активность как фактор конкурентоспособности фирмы // Проблемы экономики, финансов и управления производством. Сб. науч. трудов вузов России. Вып. 7. -Иваново: ИГХТУ, 2001. С. 184−187.
- Ценообразование в системе маркетинга. М.: Информ. — издат. дом «Филин», 1997.
- Четыркин Е. М. Статистические методы прогнозирования. М.: Статистика, 1975.
- Швальбе X. Практика маркетинга. Для малых и средних предприятий. -М.:Прогресс, 1995.
- Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. М.: Финансы и статистика, 1996.
- Шумихин В.В. К вопросу формирования сбытовых систем в промышленности // Проблемы экономики, финансов и управления производством. Сб. науч. трудов вузов России. Вып. 4. -Иваново: ИГХТУ, 2000.-С. 342−348.
- Эванс Д.Р., Берман Б Маркетинг/ Сокр. пер. с англ., авт. предисл. и науч. ред А. А. Горячев М.: Экономика, 1990.
- Эконометрика / Под ред. И. И. Елисеевой М.: Финансы и статистика, 2002.
- Экономико-математические методы и прикладные модели / Под ред. В. В. Федосеева. М.: ЮНИТИ, 2002.
- Connors М.М., Teichroew D. Optimal Control of Dinamic Operations Research Models, Scranton, Pa., International Textbook Co., 1967.
- Kniffin F. The Modern Concept of Marketing Management: Implications and Problems, Bloomington 1958.
- Динамика базисных индексов физического объема продукции по отраслям-потребителямсинтетических красителей
- Наименование отрасли 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
- Лесная и целлюлозно-бумажная 0,91 0,7771 0,6318 0,441 0,4379 0,3635 0,3678 0,3671 0,4302 0,4711 0,5182
- Вся промышленность 0,92 0,7544 0,651 0,515 0,498 0,4781 0,4781 0,4532 0,4899 0,534 0,5885
- Динамика производства отечественных красителей в ассортименте (тыс. т.)
- Наименование 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
- Синтетические красители, всего 45,8 31,2 16,6 13,5 8,7 7,6 8,5 7,52 10,03 14,49 16,11
- В т.ч. Сернистые 10,0 7,0 2,2 3,4 1,6 2,7 3,1 1,97 2,09 3,52 3,87
- Прямые 4,9 2,8 3,1 1,5 1,1 0,7 0,9 0,88 1,49 2,61 3,0
- Компоненты образующие красители на волокне 1,4 0,4 0,07 0,03 0,001 0,001 0,002 — -
- Кислотные 3,9 3,0 1,7 0,9 0,6 0,3 0,4 0,47 0,55 0,71 0,81
- Протравные 2,4 1,7 0,6 0,6 0,5 0,3 0,3 0,26 0,39 0,52 0,67
- Основные 0,5 0,4 0,1 0,01 0,009 0,005 — - -
- Растворимые в орг. веществах 0,7 0,3 0,1 0,08 0,07 0,05 0,03 0,02 0,03 0,04 0,04
- Нигрозины и индулины 2,3 1,5 0,9 — - - - - -
- Дисперсные, катионные 4,2 3,6 2,5 2,3 1,4 1,1 1,0 1,01 0,83 0,94 1,01
- Активные 2,3 2,0 1,4 0,9 0,6 0,2 0,4 0,22 0,29 0,34 0,46
- Оптические отбеливатели 1,8 1,2 1,1 1,4 0,8 0,3 0,5 0,38 1,33 1,85 2,2
- Пигменты и лаки 9,5 5,2 1,9 1,5 1,5 1,4 1,7 2,17 2,86 3,59 3,7
- Для кожи и меха 1,6 1,7 1,0 0,9 0,6 0,4 0,2 0,06 0,3 0,32 0,34
- Прочие — - - - - - 0,08 0,14 0,05 0,06
- Структура производства красителей
- Наименование 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
- Синтетические красители, всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
- Сернистые Прямые 21,83 22,44 13,25 25,19 18,39 35,53 36,47 26,20 20,8 24,29 24,0210,70 8,97 18,67 11,11 12,64 9,21 10,59 11,70 14,9 18,01 18,62
- Кислотные 8,52 9,62 10,24 6,67 6,90 3,95 4,71 6,25 5,48 4,90 5,03
- Протравные 5,24 5,45 3,61 4,44 5,75 3,95 3,53 3,46 3,89 3,59 4,16
- Растворимые в орг. веществах 1,53 0,96 0,60 0,59 0,80 0,66 0,35 0,27 0,30 0,28 0,25
- Дисперсные, катионные 9,17 11,54 15,06 17,04 16,09 14,47 11,76 13,43 8,28 6,49 6,27
- Активные 5,02 6,41 8,43 6,67 6,90 2,63 4,71 2,93 2,89 2,35 2,86
- Оптические отбеливатели 3,93 3,85 6,63 10,37 9,20 3,95 5,88 5,05 13,3 12,77 13,66
- Пигменты и лаки 20,74 16,67 11,45 11,11 17,24 18,42 20,00 28,86 28,5 24,78 22,97
- Прочие 13,32 14,10 12,05 6,81 6,09 7,24 2,00 1,86 1,69 2,55 2,17
- Расходы АО «Колорос» на рекламу 1999−2002 г. г. (тыс. долл.)
- Наименование 20 02 2001 2000 19 991 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 3 кв.
- Выставки на территории РФ 20 5 20 5 15 5 15 5 15 0 15 0 15 0 15
- Зарубежные выставки 0 15 0 10 7 0 0 10 0 8 0 0 0 0 0 0
- Реклама в прессе 4 5 4 5 5 7 5 8 4 3 4 4 2 2 2 2
- Организация презентаций 5 10 5 5 8 5 7 8 5 0 6 4 3 0 4 0
- Наружная реклама 2 1 2 10 5 5 7 6 2 0 3 2 0 0 2 0
- Полиграфия 4 3 4 4 3,5 3,5 3,5 3,5 3 3 3 3 1 2 1 1
- Итого 150 и 1 87 55