Сущность проектной и исследовательской деятельности учеников
Проектирование в педагогике существовало всегда Любой учитель, который ставит новую педагогическую цель и подбирает способы ее достиженин, по сути занимается проектированием. Сегодня проектирование в педагогике мы рассматриваем двояко — с одной стороны, это деятельность, но созданию новых педагогических объектов, субъектами которой являются педагоги и руководители образованием, а с другой… Читать ещё >
Сущность проектной и исследовательской деятельности учеников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Слово «проект» (от лат. project — «выброшенный вперед») стало известно в русском языке с начала XVIII в. и активно начало использоваться в конце XIX — начале XX в. в машиностроении и архитектуре. Если объяснить его значение максимально кратко и обще, то это — образ желаемого будущего с описанием способов его достижения. Это универсальная человеческая деятельность по планомерному созданию других (новых или обновленных) объектов.
Проектирование в педагогике существовало всегда Любой учитель, который ставит новую педагогическую цель и подбирает способы ее достиженин, по сути занимается проектированием. Сегодня проектирование в педагогике мы рассматриваем двояко — с одной стороны, это деятельность, но созданию новых педагогических объектов, субъектами которой являются педагоги и руководители образованием, а с другой — особым образом организованная деятельность учащихся по разрешению определенной проблемы. В первом смысле — как область специальных научных исследований педагогическое проектирование в России относится только к концу XX в., а во втором смысле — метод проектов как технология обучения, активно используется с начала XX в. во многих странах, в том числе и в России. В данной главе мы будем рассматривать проектную деятельность именно в этом смысле.
Проектная деятельность ученика — это специальным образом организованная самостоятельная работа учащегося по целостному решению значимой проблемы, в процессе которой он приобретает и развивает знания, умения и ценностные ориентации.
Что же такое исследовательская деятельность учащихся, как она соотносится с проектной и почему эти два вида деятельности мы рассматриваем вместе?
Сегодня педагоги трактуют исследовательскую деятельность учеников по-разному — от простой поисковой познавательной деятельности до докторской диссертации в миниатюре. Обе крайности неверны. Остановимся на понимании признанного специалиста в этой области (не только в плане теории, но и в плане организации этой работы в масштабах страны) А. В. Леонтовича.
Исследовательская деятельность учащихся — это решение учениками творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в определенной научной сфере[1].
Таким образом, исследовательская деятельность отвечает всем признакам проектной. Однако она всегда связана с какой-либо научной областью, а ее результаты представляются в строго определенной письменной форме. Проектная же деятельность может затрагивать самые разные сферы жизни, а ее результатом может быть материальный объект. То есть исследовательская деятельность является одним из видов проектной.
- [1] Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательскойи проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4.С. 12−17.