Корпоративная система формирования цен на осваиваемую промышленную продукцию при диверсификации производства
Разработана методика расчета цен на осваиваемую в ходе диверсификации производства сложную продукцию применительно к энергомашиностроению. В методике используются три базовых экономических норматива: стоимость основных материалов на единицу массы, расценка приведенной детали и стоимость оснастки на приведенную деталь. Разработанная методика позволяет получать надежные оценки для изделий… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ^ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
- 1. 1. Современное состояние экономики и задачи диверсификации производства
- 1. 2. Ценовая стратегия и ценовая политика на предприятии, осуществляющем диверсификацию производства
- 1. 3. Анализ методов расчета цен и задачи совершенствования практики ценообразования на предприятиях
- Глава 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕН НА НОВУЮ ПРОДУКЦИЮ, СОЗДАВАЕМУЮ В ф
- ХОДЕ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
- 2. 1. Особенности процесса ценообразования в условиях диверсификации производства
- 2. 2. Разработка методики расчета цен на осваиваемую продукцию
- 2. 3. Определение оптимальной цены нового изделия на основе ценового анализа инвестиционного проекта
- 2. 4. Управление инвестиционной составляющей цены при диверсификации производства
- Л
- Глава 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ И
- ЕГО ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
- 3. 1. Поддержание конкурентной цены на осваиваемую продукцию путем применения стоимостного анализа
- 3. 2. Организационное и информационное обеспечение процесса ценообразования на предприятии
- 3. 3. Разработка базы данных для задач ценообразования
Корпоративная система формирования цен на осваиваемую промышленную продукцию при диверсификации производства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Современный этап развития отечественной экономики характеризуется усилением конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами. Развитие, рынка происходит на фоне общего спада промышленного производства, сохранения кризисного состояния большинства российских предприятий. Почти 40% промышленных предприятий остаются убыточными. Лишь во втором полугодии 1997 года наступили признаки пока еще ненадежной стабилизации в некоторых промышленных отраслях.
В современных условиях вся деятельность предприятий должна быть сориентирована на рынок. Однако приспособление предприятий к запросам рынка сталкивается с такими проблемами, как нехватка оборотных средств, значительная задолженность перед клиентами и бюджетом, устаревание выпускаемой продукции, нехватка информации о состоянии рынка, отсутствие стратегического управления, неэффективность организационных структур, несоответствие между ценами на продукцию и издержками ее производства. Помимо этого, в связи с острой нехваткой инвестиций усугубляются проблемы обновления основных фондов, внедрения автоматизации производства и новых технологий, поддержания конкурентоспособности продукции и охраны окружающей среды.
Решение отмеченных проблем невозможно без реструктуризации предприятий, которая неразрывно связана с принятием эффективных решений в области финансовой, инвестиционной, научно-технической и социальной политики. Особое место в финансовой и инвестиционной политике занимает ценовая политика предприятия.
Особую остроту для деятельности предприятий приобретают вопросы ценообразования в условиях, когда предприятие осуществляет стратегию диверсификации, т. е. освоения нетрадиционной для себя продукции и внедрения с этой продукцией в определенный сектор рынка. В этой ситуации предприятие должно применять наиболее совершенные методы управления текущими затратами, инвестициями и ценами. Если общие вопросы теории ценообразования хорошо разработаны в трудах отечественных и зарубежных авторов, то вопросы создания эффективного инструмента формирования цен в условиях диверсификации производства изучены недостаточно. Поэтому проблема ценообразования в данной постановке представляется актуальной для экономической теории и практики хозяйствования.
Цель и задачи исследования
Основной целью работы является разработка корпоративной системы формирования цен на осваиваемую в ходе диверсификации производства продукцию, включающей методы расчета цен и управления ценами, а также информационные средства для решения задач ценообразования в условиях диверсификации. При этом использование данных методов призвано обеспечить сохранение и повышение рентабельности продаж на стадиях освоения новой продукции.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие основные задачи;
1) Исследование вопросов приложения принципов стратегического управления к задачам ценообразования и выработки ценовой стратегии во взаимосвязи с общей стратегией деятельности предприятия.
2) Анализ существующих методов расчета цен и разработка эффективного метода расчета цены на новую продукцию, осваиваемую в ходе диверсификации производства.
3) Разработка методики ценового анализа инвестиционных проектов по освоению новой продукции с целью определения оптимальных цен.
4) Исследование роли инвестиционных затрат в формировании цен на новую продукцию и разработка метода определения и управления инвестиционной составляющей в цене .
5) Разработка метода доведения цены до конкурентоспособного уровня путем применения методики стоимостного анализа в ходе проведения опытно-конструкторских работ.
6) Разработка системы информационного обеспечения работ по расчету и обоснованию цен на продукцию предприятия.
Предметом исследования в соответствии с поставленными задачами является совокупность методов и средств обеспечения эффективной ценовой стратегии предприятия в условиях диверсификации производства. В качестве объекта исследования выбрана экономическая и организационная служба машиностроительного предприятия (в I частности предприятия энергомашиностроения).
Методы исследования. Для решения поставленных в работе задач использовались методы финансового и инвестиционного анализа, стоимостного и комплексного экономического анализа, технико-экономической оптимизации решений, методы математической статистики.
В качестве методологической основы использованы труды известных российских и зарубежных ученых в области экономической теории, стратегического менеджмента, теории ценообразования, финансового и экономического анализа, законодательные акты, директивные материалы государственных и хозяйственных органов по вопросам экономики, финансов, налогообложения и хозяйственного права. Информационной базой послужили данные органов статистики Госкомстата России, отчетные и плановые данные предприятий, обзорно-аналитические справки, опубликованные в СМИ.
Научная новизна проведенного исследования заключается в следующих, выносимых на защиту результатах.
1. Обоснованы содержание и направления ценовой стратегии промышленного предприятия при осуществлении диверсификации производства на основе принципов стратегического управления.
2. Разработана модель расчета цен на сложную промышленную продукцию, осваиваемую по программе диверсификации производства. В модели сочетается использование нормативно-затратного и рыночного подходов.
3. Разработан метод выбора оптимальной цены на осваиваемую продукцию с использованием ценового анализа инвестиционного проекта и моделирования доли рынка.
4. Предложен метод определения инвестиционной составляющей в цене осваиваемого изделия. Метод позволяет выявить зависимость цены от размера инвестиций и условий кредитования, а, следовательно, выбрать наиболее эффективный способ осуществления проекта.
5. Предложен способ применения стоимостного анализа для поддержания рентабельности продукции при заданном уровне цен путем рационального управления затратами.
Практическая значимость работы заключается в разработке корпоративной системы формирования цен на продукцию, которую создает и осваивает предприятие по программе диверсификации производства, отбирая наиболее рентабельные изделия и максимально используя имеющиеся материальные, технические, имущественные, кадровые и финансовые ресурсы. Результаты работы представляют интерес для предприятий, находящихся в сложном финансовом положении, чрезмерно специализированных на узком круге продукции и нуждающихся в реструктуризации особенно в области ассортиментной, инвестиционной и кредитно-финансовой политики.
Апробация работы и использование ее результатов. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на региональном семинаре «Применение функционально-стоимостного анализа в условиях рынка» в г. Белгороде в 1997 г. и на научной конференции молодых ученых МГТУ «Станкин» «Инновации в экономике — 98».
Практические методы и методики, разработанные автором, внедрены в системе ценообразования АО «Белэнергомаш». В практике данного предприятия применяются также разработанные при непосредственном участии автора программные средства и базы данных для проведения многовариантных расчетов цен на новую продукцию, которая не является профильной для предприятия и осваивается по программе диверсификации.
Хотя предложенные методы, подходы и методики были опробованы в условиях предприятия энергетического машиностроения, тем не менее результаты исследования достаточно универсальны. Однако наиболее эффективно их применение на машиностроительных предприятиях, производящих сложную многокомпонентную продукцию по заказам предприятий разных отраслей народного хозяйства, организаций и хозяйственных органов управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенные научные исследования позволяют сделать следующие выводы и рекомендации.
1. Анализ современного экономического состояния предприятий показал, что диверсификация производства становится распространенным способом выживания предприятий в условиях экономического спада и обострения конкуренции. При этом повышается роль стратегического подхода как в управлении предприятием в целом, так и в его ценообразовательной деятельности. В работе определены роль и место ценовой стратегии в составе общей корпоративной стратегии, а также сформулированы варианты рациональной ценовой стратегии с учетом внешних и внутренних факторов.
2. Важным инструментом выработки рациональной ценовой стратегии особенно при диверсификации производства является методическое и программное обеспечение процесса ценообразования. Сравнивая разные варианты и подходы, пришли к выводу, что применительно к капиталоемкой диверсифицируемой продукции позаказного изготовления, наиболее подходит осторожный вариант ценообразования, базирующийся на затратном подходе с максимальным учетом рыночной конъюнктуры.
3. Анализ существующих методик расчета цен на машиностроительную продукцию показал, что ни одна из них не может быть использована целиком без учета конкретных особенностей продукции и производства. В то же время выявлены методические приемы, которые полезны для разработки новой методики: укрупненная оценка конструктивно-технологической сложности изделий, функциональное расчленение объектов, дифференциация нормы рентабельности в зависимости от факторов рынка, построение базы данных по нормативам и т. д.
4. Разработана методика расчета цен на осваиваемую в ходе диверсификации производства сложную продукцию применительно к энергомашиностроению. В методике используются три базовых экономических норматива: стоимость основных материалов на единицу массы, расценка приведенной детали и стоимость оснастки на приведенную деталь. Разработанная методика позволяет получать надежные оценки для изделий, существенно отличающихся от ранее выпускавшихся предприятием, на ранних стадиях их разработки при заключении договоров с заказчиками. Эти возможности объясняются тем, что все исходные данные представляют собой достаточно универсальные конструктивно-технологические параметры, получаемые при минимальной схематичной проработке конструкции изделия.
5. Разработан метод определения оптимальной цены нового изделия на основе ценового анализа показателей эффективности инвестиционного проекта. Предложена модель прогнозирования объема продаж в функции цены для условий свободного равновесного рынка. В качестве критерия оптимальной цены выбран максимум чистого дисконтированного дохода. Метод реализован с помощью разработанного автором программного продукта в системе MS EXCEL и опробован на изделиях — водогрейных котлах малой мощности. В отличие от традиционного метода оптимизации цены с применением коэффициента эластичности результаты расчета согласно предложенному методу более точные, так как в этом случае полнее и правильнее учитываются инвестиции при освоении новой продукции.
6. При формировании цены на новую продукцию, осваиваемую в ходе диверсификации производства, необходимо правильно учитывать инвестиционную составляющую. Предложен метод расчета инвестиционной составляющей в цене, опирающийся на результаты ценового анализа инвестиционного проекта. Установлено, что влияние размера инвестиций на уровень цены значительно сильнее, чем принято считать по результатам приближенных оценок. Предложен метод укрупненного расчета инвестиций, в котором использован принцип планирования вложений с помощью удельных нормативов фондоемкости продукции. При этом раздельно оцениваются материализованные инвестиции, равные остаточной стоимости имеющихся основных фондов, и дополнительные денежные инвестиции в новые и реконструируемые фонды. Исследованы возможные направления снижения инвестиционной составляющей в цене при осуществлении программы диверсификации производства.
7. Обосновано применение стоимостного (функционально-стоимостного) анализа для изыскания резервов по снижению текущих и инвестиционных затрат и доведению тем самым цены на осваиваемую продукцию до конкурентного уровня. Предложен подход, с помощью которого прогнозируется цена объекта, разрабатываемого с применением методики стоимостного анализа.
8. Разработана система организационного и информационного' обеспечения процесса ценообразования на предприятии в условиях диверсификации производства. Определена последовательность и взаимосвязь работ по созданию новой продукции и работ по ценообразованию, а также структура информационного процесса и состав необходимых информационных массивов.
9. Разработана система автоматизированного учета и контроля затрат на материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты и оплату труда. Система позволяет постоянно накапливать информацию о расходах в производстве и ценах и выполнять калькулирование себестоимости и расчет цены по изделиям разной комплектации. Внедрение данной системы в АО «Белэнергомаш» показало ее высокую эффективность.
Список литературы
- Аванесов Ю.А., Клочко А. Н., Васькин Е. В. Основы коммерции на рынке товаров и услуг. М.: «Люкс-арт», 1995. — 176 с.
- Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий (объединений). Учебник. Под ред. В. А. Раевского. М.: Финансы и статистика, 1988. — 415 с.
- Анискин Ю.П., Моисеева Н. К., Проскуряков А. В. Новая техника: повышение эффективности создания и освоения. М.: Машиностроение, 1984. 192 с.
- Ансофф И. Стратегическое управление. Под ред. Л. И. Евенко. Пер. С англ. М.: Экономика, 1989.
- Баканов М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1993. 288 с.
- Беренс В., Хавранек П. М. Руководство по оценке эффективности инвестиций. М.: «Интерэксперт», «ИНФРА-М», 1995. — 528 с.
- Бизнес-план. Методические материалы. Под ред. Р. Г. Маниловского. М.: Финансы и статистика, 1994. 80 с.
- Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1978. -400 с.
- Быстров В.Ф. Основы маркетинга. СПб.:СПбГИЭА, 1996. 142 с.
- Венцель Е.С. Исследование операций: задачи, принципы, методология. М.: Наука, 1988. — 208 с.
- Воропаев В.И. Управление проектами в России (Основные понятия, история, достижения, перспективы). М.: Алане, 1995. 225 с.
- Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы. М.: Высш. шк., 1994,272 с.
- Гамрат-Курек Л.И., Магиденко А. С. Эффективность технической подготовки производства. М.: Экономика, 1979. 144 с.
- Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. М.: Финстатинформ, 1995. 192 с.
- Глазунов В.Н. Финансовый анализ и оценка риска реальных инвестиций. М.: Финстатинформ, 1997. 135 с.
- Голубков Е.П., Голубкова Е. Н., Секерин В. Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. М.: Экономика, 1993. 222 с.
- Грабовый П.Г., Петрова С. Н. и др. Риски в современном бизнесе,-М.: Алане, 1994.-200 с.
- Гусева- Н., Кириченко И. Затеплился луч надежды? «Оборудование: рынок, предложение, цены», 1998, № 1−2, с. 18−21.
- Дамари Р. Финансы и предпринимательство: Финансовые инструменты, используемые западными фирмами для роста и развития организаций. Ярославль, «Елень», 1993. — 223 с.
- Дегтяренко В.Н. Оценка эффективности инвестиционных проектов. М.: «Экспертное бюро-М», 1997. 144 с.
- Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. -М.: Аудит, 1994. 560 с.
- Еленева Ю.А. Инвестиции в машиностроении. М.: МГТУ «Станкин», 1996. 70 с.
- Елисеева И.И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики. М.: Финансы и статистика, 1996. 368 с.
- Завлин П.Н., Ипатов А. А., Кулагин А. С. Инновационная деятельность в условиях рынка. СПб, 1994. 192 с.
- Завьялов О.В. Формирование структур производственных систем. Л.: Внешторгиздат, 1990. 208 с.
- Инвестиционное проектирование: практическое руководство по. экономическому обоснованию инвестиционных проектов / Под ред. С. И. Шумилина. М.: Финстатинформ, 1995. 240 с.
- Инвестиционно-финансовый портфель.(Книга инвестиционного менеджера. Книга финансового менеджера. Книга финансового посредника). М.: Соминтэк, 1993. 749 с.
- Как рассчитать эффективность инвестиционного проекта. Расчет с комментариями. М.: Институт промышленного развития (Информэлектро), 1996. — 148 с.
- Карлоф Б. Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991, — 239 с.
- Карпунин М.Г., Кузьмин A.M., Шалденков С. В. Функционально-стоимостный анализ в инженерной деятельности. М.: Информэлектро, 1990. 77 с.
- Кац Г. Б., Ковалев А. П. Технико-экономический анализ и оптимизация конструкций машин. М.: Машиностроение, 1981. 214 с.
- Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс, 1982. — 325 с.
- Книга делового человека. Справочник. Под ред. Г. А. Краюхина и Э. С. Минаева. М.: Высшая школа, 1993. 350 с.
- Ковалев А.П. Диагностика банкротства М.: Финстатинформ, 1995. -96 с.
- Ковштев А.П. Как оценить имущество предприятия. М.: Финстатинформ, 1996. 80 с.
- Ковалев А.П. Обеспечение экономичности разрабатываемых изделий машиностроения. М.: Машиностроение, 1986. 152 с.
- Ковалев А.П. Оценка стоимости активной части основных фондов. М.: Финстатинформ, 1997. 175 с.
- Ковалев А.П. Стоимостный анализ и управление затратами. М.: МГТУ «Станкин», 1997.- 130 с.
- Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор> инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1995. 432 с.
- Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. 576 с.
- Коммерческая оценка инвестиционных проектов. Основные положения методики. СПб.: ИКФ АЛЬТ, 1993. 63 с.
- Корпоративное управление. Владельцы, директора и наемные работники акционерного общества. Под ред. М. Хасселя. М.: «Джон Уайли Энд Санз», 1996. — 80 с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Изд. Группа «Прогресс», 1993. 736 с.
- Ланге О. Оптимальные решения. М.: Прогресс, 1967. 288 с.
- Левшии Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. М.: Международные отношения, 1993. 264 с.
- Левшин Ф.М. Внешнеторговые цены. М.: Внешторгиздат, 1990. -136 с.
- Лимитовский М.А. Методы оценки коммерческих идей, предложений, проектов. М.: «Дело», 1995. 128 с.
- Липсиц И.В., Косов В. В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. М.: Издательство БЕК, 1996. — 304 с.
- Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. М.: Издательство БЕК, 1997. 368 с.
- Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. СПб.: ГМП «Формика», 1992.-384 с.
- Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х томах. Т. 1. М.: Республика, 1992. — 399 с.
- Мате Э., Тиксье Д. Материально-техническое обеспечение деятельности предприятия. / Под ред. B.C. Загашвили. М.: Изд. Группа «Прогресс», 1993. — 160 с.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: «Дело», 1993, — 702 с.
- Методические рекомендации по оценке эффективностиинвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Утверждены
- Госстроем России, Министерством экономики РФ, Министерствомфинансов РФ, Госкомпромом России № 7−12/47 от 31 марта 1994 г. М.: t1. Информэлктро, 1994 80 с.
- Моисеева Н.К., Анискин Ю. П. Конкурентоспособность, маркетинг, обновление. Т. 1. М.: Внешторгиздат, 1993. — 221 с.
- Мюллендорф Р., Карренбауэр М. Производственный учет. Снижение и контроль издержек. Обеспечение их рациональной структуры. М.: ФБК-Пресс, 1996. 160 с.
- Налоги. Уч. пособие. Под ред. Д. Г. Черника. М.: Финансы и статистика, 1994. — 400 с.
- Николаева С.А. Учетная политика предприятия. М.: ИНФРА-М, 1995.- 176 с.
- Ойхман Е.Г., Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и информационные технологии. М.: Финансы и статистика, 1997. — 336 с.
- Основы предпринимательского дела./ Анташов В. А., Зотова Е. С., Кузнецов М. В. и др. М.: «Тригон», 1992. — 432 с.
- Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. / Под ред. Ю. М. Осипова. М.: Гуманитарное знание, 1992. 432 с.
- Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Экономика, Дело, 1992. — 510 с.
- Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.
- Практическая оптимизация. / Ф. Гилл, У. Мюррей, М. Райт. М.: Мир, 1985. — 509 с.
- Прейскурант № 27−16−39. Оптовые цены на запасные части и нетиповые узлы металлургического оборудования и машин индивидуального изготовления. М.: Прейскурантиздат, 1972. 61 с.
- Путилина Л. А. Совершенствование анализа подготовки производства новой продукции в машиностроении. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1984. 135 с.
- Резниченко B.C., Ефремов В. А., Батьковский A.M., Хрусталев Е. Ю. Современная теория управления инвестиционными проектами. М.: Центральный Российский Дом Знаний, 1993. 114 с.
- Риски в современном бизнесе. М.: «АЛАНС», 1994. — 200 с.
- Родионова В.М., Федотова М. А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. М.: Перспектива, 1995. — 112 с.
- Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993. -320 с.
- Саати Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем. М.: Радио и связь, 1991. — 224 с.
- Семь нот менеджмента./ Под ред. В. Красновой и, А Привалова М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 1997.- 176 с.
- Смирнов А.Л. Организация финансирования инвестиционных проектов. М.: «Консалтбанкир», 1993. — 104 с.
- Смоляков Ю.И., Лукин В. П., Фирсанова О. В. Маркетинговое обоснование научно-технической политики производственных систем: концептуальные и методологические аспекты. М.: Машиностроение, 1996. 120 с.
- Соколицын С. А., Кузин Б. И. Организация и оперативное управление машиностроительным пролизводством. Л.: Машиностроение, 1988, — 528 с.
- Солдак Ю.М. Производственные ситемы: организация и перспективы развития. М.: Машиностроение, 1993. 128 с.
- Справочник по функционально-стоимостному анализу. Под ред. М. Г. Карпунина и Б. И. Майданчика. М.: Финансы и статистика, 1988. -431 с.
- Старик Д.Э. Как рассчитать эффективность инвестиций. М.: Финстатинформ, 1996. 92 с.
- Старик Д.Э. Расчеты экономической эффективности инвестиций. -М.: Изд-во МАИ, 1994. 76 с.
- Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент в условиях инфляции. -М.: Перспектива, 1994. 64 с.
- Стоянова Е.С. Финансы маркетинга. М.: Перспектива, 1994. — 88с.
- Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989. — 276 с.
- Тодосийчук А.В. Основы управления инновационной деятельностью в организации. М.: ВНИИПИ, 1997. 136 с.
- Управление инновациями. Факторы успеха новых фирм. / Пер. с англ. Под ред. Н. М. Фонштейн. М.: Дело, 1995. — 224 с.
- Управление по результатам. / Пер. с фин. Под ред Я. А. Лейманна. М.: «Прогресс», 1993. -320 с.
- Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. М.: ЭКМОС, 1997.-224 с.
- Федотова M.A. Сколько стоит бизнес? Методы оценки. М.: Перспектива, 1996. 103 с.
- Финансовый менеджмент. Под ред. Е. С. Стояновой. М.: Перспектива, 1993. 268 с.
- Финансы. Под ред. В. М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1993. -400 с.
- Хейес-Рот Ф., Уотерман Д., Ленат Д. Построение экспертных систем. М.: Мир, 1987. 441 с.
- Хелферт Э. Техника финансового анализа. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.-663 с.
- Хозяйственный риск и методы его измерения. / Бачкаи Т., Месена Д., Мико Д. и др. М.: Экономика, 1979. — 184 с.
- Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М.: Прогресс, 1990. — 253 с.
- ХолтР.Н., Барнес С. Б. Планирование инвестиций. М.: Дело, 1994. -120 с.
- Хонко Я. Планирование и контроль капиталовложений. М.: Экономика, 1987. 123 с.
- Ценообразование. Под ред. И. К. Селимжанова. М.: Финстатинформ, 1996. 159 с.
- Цены в Российской Федерации в 1993 году. Статистический сборник/ Госкомстат России. М., 1994. 233 с.
- Циничко Е.М. Руководителю о принятии решений. М.: ИНФРА-М, 1996.-272 с.
- Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. -М.: Дело, 1992.- 160 с.
- Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. СПБ.: «ДваТри», 1996. -610 с.
- Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции. М.: ИНФРА-М, 1997. 1024 с.
- Шеремет А.Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 1995.- 176 с.
- Экономика и статистика фирм. Учебник. / В. Е. Адамов, С. Д. Ильенкова, Т. П. Сиротина и др. Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Финансы и статистика, 1996. — 240 с.
- Экспертиза инвестиций. В помощь предпринимателю и банкиру. -М.: ДжИПЛА, 1992. 54 с.
- Jung Rudiger Н., Kleine Meinolf Management: Personen-Strukturen-Funktionen-Instrumente. Munchen, Wien: Carl Hanser Verlag, 1993. 430 S.