Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государственное регулирование развития туризма в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основным субъектом реализации региональной туристкой политики должен стать реорганизованный Комитет по туризму, в состав которого предлагается ввести Отдел по разработке региональных программ, Информационно-аналитический отдел, Отдел маркетинга в туризме, Международный отдел, Консультативно-правовой отдел, Отдел развития социального и самодеятельного туризма, Отдел финансов и инвестиций… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования системы государственного регулирования развития туризма
    • 1. 1. Определение сущности, содержания основных понятий и специфики туризма
    • 1. 2. Обоснование необходимости государственного регулирования туризма
    • 1. 3. Цели, инструменты и методы государственной политики развития туризма
    • 1. 4. ". Анализ зарубежного опыта государственного регулирования развития туризма
  • Глава 2. Основные направления развития системы государственного регулирования туризма в России
    • 2. 1. Анализ становления системы регулирования развития туристской деятельности в России
    • 2. 2. Особенности государственного регулирования туризма на региональном уровне (российский опыт)
    • 2. 3. Формирование государственной политики развития туризма на основе стратегического планирования
  • Глава 3. Пути совершенствования государственной политики развития туризма
    • 3. 1. Рекомендации по формированию единой комплексной общегосударственной политики регулирования развития туризма
    • 3. 2. Разработка и реализация концепции государственного регулирования развития туризма в регионе
    • 3. 3. Государственная поддержка создания Свободной сервисно-рекреационной туристской зоны в регионе

Государственное регулирование развития туризма в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Формирование рыночной экономики в России усилило интерес к формам и методам туристического обслуживания населения, используемым в практике мировых экономических процессов. Возрастание негативных последствий конкуренции и коммерциализации туристской деятельности привели к необходимости государственного регулирования туристского бизнеса. В течение нескольких поколений значительная часть населения России пользовалась туристскими услугами, в результате чего потребность в них стала массовой, т. е. вошла в норму жизни, стала частью национальной культуры.

Нередко туризм оказывался в разных странах тем рычагом, использование которого позволяло оздоровить всю национальную экономику страны. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест, обеспечении занятости населения и активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т. е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), он использует примерно 7% мирового капитала, с ним связано каждое 16-е рабочее место, на него приходится 11% мировых потребительских расходов и он дает 5% всех налоговых поступлений. Эти цифры характеризуют прямой экономический эффект функционирования индустрии туризма. Развитый туризм называют одним из главных экономических феноменов XX века.

В последние годы и в нашей стране стали уделять больше внимания развитию туризма. Перспективы развития туристского комплекса России во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов.

Эффективному развитию туризма в России во многом мешает отсутствие четкого государственного регулирования развития туризма, неразвитость инфраструктуры, а также недостаточность изучения туризма с научной точки зрения. Анализ отечественной литературы и практики показал неразработанность понятийного аппарата, отсутствие системного подхода и научной методологии обоснования характера и степени государственного регулирования туризма.

Таким образом, отсутствие методологической базы и недостаточность методических разработок проблемы государственного регулирования развития туризма и возможность практического применения результатов исследования в принятии законов о туризме на федеральном и на региональном уровнях, в составлении Программ развития туризма и в формировании структуры Комитета регулирования туризма, придают исследованию актуальность.

В работе использованы исследования отечественных и зарубежных ученых по проблеме развития и регулирования туризма в условиях рынка: В. И. Азара, И. Т. Балабанова, Е. И. Богданова, К. Г. Борисова, Д. Боуэна, Н. И. Волошина, В. Г. Гуляева, М. В. Ефремовой, И. В. Зорина, Е. Н. Ильиной, Д. К. Исмаева, Н. И. Кабушкина, Г. А. Карповой, В. А. Квартальнова, Ф. Котлера, Т. В. Козырева, К. Купер, М. М. Маринина, Т. В. Муравьевой, А. Г. Папиряна, Р. Ю. Поповой, JI.A. Родигина, В. Ф. Савельева, В. Б. Сапруновой, B.C. Сенина, Д. Флетчера, А. Д. Чудновского и других.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является развитие теоретических, методологических и методических подходов к организации системы государственного регулирования развития туризма на федеральном и региональном уровнях и обоснование практических рекомендаций по ее совершенствованию.

Достижение этой цели потребовало решения следующих основных задач: — изучить аппарат понятий и категорий туризмасформулировать экономические функции туризма, выявить роль и место туризма в системе отраслей народного хозяйства, определить его социально-экономическое воздействие на общество и окружающую средуразработать модель государственного регулирования туризма;

— исследовать нормативно-правую базу государственного регулирования туризма в Российской Федерации и оценить степень ее соответствия экономической природе и современному уровню развития туризма в России;

— обобщить современные методы государственного регулирования туризма в зарубежных странах и оценить возможность использования данного опыта в России;

— разработать основы формирования единой государственной политики и региональной концепции регулирования развития туризма;

— изучить возможности эффективного использования новых организационных форм государственного регулирования туризма на основе привлечения иностранного капитала.

Предметом исследования являются методология, методический инструментарий, факторы, закономерности и тенденции развития государственного регулирования туризма в России.

Объектом исследования выступает деятельность государственных органов и общественных организаций по туризму на федеральном и региональном уровнях.

Методологической и теоретической базой исследования послужили фундаментальные положения системного подхода, диалектического метода познания экономических процессов и явлений, логического анализа, общей теории экономики и менеджмента, теории стратегического управления, а также работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в исследуемой области. В процессе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы: методы системного и сравнительного анализа, а также социологические методы (наблюдение, анкетирование населения, экспертные опросы руководителей турфирм). ^.

Информационной базой исследования послужили данные Госкомстата РФ, статистических и таможенных органов Республики Татарстан (РТ), Чувашской республики, Госкомитета РТ по физической культуре, спорту и туризму, материалы международных организаций (ООН, Всемирной туристской организации), а также материалы социологических исследований.

Научная новизна диссертационной работы заключается в постановке, теоретическом обосновании и решении ряда вопросов совершенствования системной методологии, концепции и методического инструментария государственного регулирования в сфере туризма.

К числу наиболее существенных результатов, составляющих научную новизну исследования, можно отнести следующие:

— уточнено содержание понятий «туризм», «турпродукт», «туристский товар» с точки зрения потребителя и производителя;

— дополнена традиционная классификация экономических функций туризма, за счет включения в нее функций сглаживания региональных диспропорций и нивелирования отклонений платежного баланса;

— обоснована необходимость государственного регулирования развития туризма связанная с влиянием туризма * на социально-экономическую устойчивость и экологическую безопасность государстваразработана схема процесса государственного регулирования современной рыночной модели развития туризма на федеральном и региональном уровнях, основанная на единой комплексной политике государственного регулирования развития туризма и Концепции регулирования туризма в регионе с выделением и систематизированием методов и инструментов реализации этой политики;

— предложена и обоснована схема формирования государственной политики развития туризма с использованием стратегического планирования;

— разработан проект создания Свободной сервисно-рекреационной туристской зоны, обеспечивающий активизацию развития туризма на региональном уровне.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что разработанные теоретические и методологические положения внедрены в практическую деятельность Государственного комитета РТ по физической культуре, спорту и туризму и комитета по туризму при администрации города Казани при формировании региональной концепции и подготовки программ развития туризма, разработке законов о туризме, проектировании организационной структуры соответствующих органов и т. д.

Предложения и рекомендации автора были использованы при разработке проекта Программы развития туризма в Республике Татарстан и Программы развития туризма в г. Казани, что подтверждено документально.

Основные положения и рекомендации исследования используются в учебных программах Татарского Института содействия бизнесу (ТИСБИ) г. Казани:

— для разработки пакета учебных программ и методических рекомендаций по курсам: «Менеджмент туризма», «Менеджмент туризма и гостеприимства», «Экскурсовод" — «Инструктор спортивного туризма»;

— для создания Концепции развития системы подготовки и переподготовки кадров для туристской индустрии.

Полученные выводы представляют собой основу для дальнейших исследований государственного регулирования развития туризма.

Апробация результатов исследования. Основные положения и промежуточные результаты диссертационного исследования обсуждались на пяти научных конференциях и семинарах, в частности, на международных научно-практических конференциях «Перспективы развития и сохранения человеческого потенциала в Республике Татарстан» (г. Казань, 1999 г.), «Канада глазами российского экономиста» (г. Казань, 1999 г.), на региональной научно-практической конференции «Государственное регулирование современной туристской индустрии» (г. Казань, 2000 г.).

По теме диссертации опубликовано семь научных работ общим объемом 3,3 п.л.

Структура и объем диссертации

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 113 наименований, 3 приложений. Работа изложена на 160 машинописных листах и содержит 10 рисунков, 7 таблиц.

Заключение

.

С исторической точки зрения большая часть туристской деятельности даже в международном масштабе является относительно молодой сферой, которую только с недавнего. времени стали считать достойной серьезного внимания и научного исследования. Поэтому в настоящее время, несмотря на интенсивный рост туризма как деятельности и индустрии и признание значимости его воздействия на экономику, ощущается острый недостаток фундаментальных теоретических разработок в этой области.

В ходе исследования нами был изучен аппарат понятий и категорий туризма, сформулированы экономические функции туризма, выявлены роль и место туризма в системе отраслей народного хозяйства, определено его воздействие на общество и окружающую среду, разработана модель государственного регулирования туризма, исследована нормативно-правая база государственного регулирования туризма в РФ и регионах на предмет ее соответствия экономической природе и современному уровню развития туризма в России, обобщены современные зарубежные подходы к регулированию туризма, разработаны основы формирования государственной политики, региональной концепции и программ развития туризма, изучена возможности эффективного использования новых организационных форм государственного регулирования туризма на основе привлечения иностранного капитала.

В результате проведенной работы нами были получены следующие основные теоретические выводы.

Специфика сферы туризма как отрасли национальной экономики заключается в том, что в отличие от других отраслей народного хозяйства туризм предлагает как продукт право на потребление определенного рода услуг, в то время как сами услуги создаются в других отраслях экономики. На микроуровне качественная специфика туризма, определяющая особенности предпринимательской деятельности в этой сфере, проявляется через уникальный характер взаимодействия субъекта и объекта туристической деятельности на основе реализации туристических технологий, причем объектом туризма является не товар (как в традиционных отраслях), а потребитель товара.

Экономическими функциями туризма являются: производственная, обеспечения занятости населения, создания дохода, сглаживания региональных диспропорций, нивелирования отклонений платежного баланса. Учитывая масштабность и важность выполняемых туризмом функций, туризм следует признать фактором макроэкономической стабильности страны что требует внимательного отношения к нему со стороны государства для обеспечения пропорциональности развития территориальных и отраслевых народнохозяйственных комплексов, обоснования политики занятости, обеспечения роста бюджетных доходов и управления состоянием платежного баланса. В долгосрочном плане дополнительные эффекты от развития туризма не только не уменьшаются, а напротив увеличиваются, поэтому туризм может стать источником, а на отдельных территориях даже необходимым условием устойчивого экономического роста.

Многочисленные связи туризма с другими отраслями экономики порождают значительные внешние экономические, экологические и социально-культурные эффекты, распространение которых зачастую находится вне сферы контроля субъектов туристской деятельности. Государственное регулирование туризма должно быть направлено на минимизацию негативных и увеличение положительных последствий внешних воздействий.

Регулирование развития туризма представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя:

•координация и содействие развитию туризма в глобальном масштабе осуществляется через Всемирную туристскую организацию при участии международных финансовых организаций,.

•согласованность туристской политики на межгосударственном уровне достигается через региональные туристские организации и специальные органы межгосударственных объединений (например, ЕС);

•на национальном и региональном уровнях регулирование также осуществляется через специально созданные органы и общественные ассоциации туристских организации.

Таким образом, субъектами регулирования туризма являются специально уполномоченные государственные органы, а также общественные туристские организации, процесс формирования государственной политики развития туризма должен строится на основе их активного взаимодействия.

Государственное регулирование развития туризма — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития этой сферы. Этосложный процесс, включающий в себя процедуру разработки государственной политики развития туризма, обоснования ее основных направлений, выбора инструментов и методов ее проведения. При отсутствии специально разработанной политики по развитию туризма и интеграции отдельных ее положений в другие государственные политики утрачивается целевая направленность регулирования туристской деятельности. Содержание государственного регулирования туризма определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также теми инструментами, которыми располагает государство для проведения этой политики.

В 90-е годы туризм в России развивается стихийно. Активность турфирм неравномерна распределена по территории страны. На долю 6 регионов лидеров в 1999 году приходилось более 57% всех отечественных турфирм. Социально-экономический кризис в стране, а также отсутствие адекватной нормативно-правовой базы и организационная неразбериха в управлении туризмом привели к снижению объемов туристской активности и преобладанию выездного туризма над въездным и внутренним.

Анализ правового регулирования туризма и практики его применения позволяет говорить о том, что лицензирование и сертификация на сегодняшний конъюнктуру обеспечения нормальных условий функционирования день выполняют фискальные функции, а не свою прямую функцию — защиты прав и интересов туристов. Действующее законодательство излишне либерально в отношении иностранных турфирм и не обеспечивает реальную защиту зарождающегося туристского сектора России от иностранной конкуренции. В сфере нормативно-правового регулирования наиболее важной задачей является принятие Федерального Закона о туризме.

Концепция «устойчивого туризма» требует учета долгосрочных интересов и последствий и ограничивает масштабы туризма таким образом, чтобы они превосходили возможности принимающей территории, сохраняя ее ресурсы для будущих поколений. Главным результатом такого ответственного подхода явился методологический сдвиг от краткосрочного к долгосрочному пониманию и планированию туристской деятельности.

Проблемы развития туризма и создания современного туристского комплекса могут быть позитивно решены, если будут рассматриваться в широком контексте государственной политики реформ и будут включены в среднеи долгосрочные программы социально-экономического развития России.

Планирование развития туризма ведется на международном, национальном и региональном уровнях. На наш взгляд, региональные планы целесообразно разрабатывать не только на уровне отдельных субъектов РФ, но и на уровне федеральных округов.

Государственное планирования развития туризма должно строится на базе методологии стратегического планирования, которая включает в себя следующие этапы:

1. Постановка целей государственной туристской политики на основе анализа и прогноза факторов внешней среды, ретроспективного анализа опыта развития туризма в стране/регионе, анализа и прогноза туристского потенциала страны/региона с учетом целей общества, социальной и экономической политики государства;

2. Обоснование принципов государственной туристской политики;

3. Формирование системы целевых показателей и критериев оценки эффективности;

4. Обоснование выбора приоритетных направлений туристской политики;

5. Оценка ресурсных возможностей;

6. Блок мероприятий создание благоприятных условий для развития туризма;

7. Разработка целевых программ по отдельным направлениям и территориям;

8. Разработка и реализация планов конкретных мероприятий по выполнению целевых программ;

9. Текущий и стратегический контроль, мониторинг изменений внутренней и внешней среды.

Целью российской государственной политики регулирования развития туризма должно стать создание конкурентоспособного туристского комплекса, удовлетворяющего потребности российских и зарубежных граждан в туристских услугах и вносящего вклад в развитие экономики страны за счет увеличения количества рабочих мест, притока иностранной валюты, сохранения культурного и природного наследия.

Приоритетными направлениями государственной политики регулирования развития туризма, на наш взгляд, должны стать: защита прав путешествующих, противостояние криминализации этой сферыподдержка развития адресно-социального туризмаподдержка развития въездного и внутреннего туризмасохранение природных и культурных ресурсов страны и регионовподготовка и переподготовка кадров для туристской сферы в соответствии с международными стандартами.

Основным экономическим рычагом регулирования развития туризма должна стать туристская рента, которая будет использоваться для целевого финансирования реставрации исторических памятников, а также строительства и реконструкции объектов туристской инфраструктуры.

Мерой государственной политики, направленной на повышение степени адресности ассигнований на поддержку сферы туризма, должно стать изменение соотношения федеральных и местных налогов. Это создаст реальную базу для переноса основной тяжести программ по развитию туризма на регионы.

Вопросам развития туризма на региональном уровне уделяется недостаточное внимание, региональные законы о туризме приняты еще далеко не во всех субъектах РФ. Среди регионов страны начинает складываться специализация на внутреннем либо въездном туризме. На большинстве территорий развитие туризма строится на основе популяризации лечебно-оздоровительного, рекреационного, спортивного направлений туризма и связываемых с ними делового познавательного туризма.

Основным субъектом реализации региональной туристкой политики должен стать реорганизованный Комитет по туризму, в состав которого предлагается ввести Отдел по разработке региональных программ, Информационно-аналитический отдел, Отдел маркетинга в туризме, Международный отдел, Консультативно-правовой отдел, Отдел развития социального и самодеятельного туризма, Отдел финансов и инвестиций и Организационно-правовой отдел. После реорганизации в составе Комитета выделяется специальный отдел, предназначенный для решения стратегических вопросов развития туризма на территории РТ, приоритетным направлением деятельности становится активное взаимодействие с турфирмами, расширяется спектр коммерческих услуг Комитета, что позволит компенсировать увеличение штата сотрудников.

Реализация Концепции должна осуществляться на основе комплекса региональных и муниципальных целевых программ развития туризма, разрабатываемых при необходимости до уровня отдельного поселка. Основная цель, которая должна быть достигнута на муниципальном уровне, — это формирование адекватной инфраструктуры, достаточной для саморазвития отрасли с передачей функций управления от администрации субъектам этой инфраструктуры путем приватизации нерентабельных объектов, находящихся в муниципальной собственности.

В качестве конкретного организационного механизма, который может активизировать развитие туризма на региональном уровне нами предлагается проект создания Свободной сервисно-рекреационной туристской зоны. Основной целью создания такой зоны является стимулирование развития различных видов туризма за счет привлечения иностранных и отечественных инвесторов. ССРТЗ необходимо наделить финансовыми, внешнеторговыми, административными льготамильготами, связанные с налоговым стимулированием отдельных видов деятельности. Вся система предоставляемых льгот для туриндустрии и туристской инфраструктуры должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной зоны, а не механизмом компенсации отсутствующих здесь факторов развития.

Государственное централизованное регулирование процессом создания, и особенно функционирования ССРТЗ, должно носить ограниченный нормативный характер. Мы считаем, что для управления ССРТЗ необходимо создать Холдинговую корпорацию экономического развития туризма в ССРТЗ. Учредителями ХКЭРТ ССРТЗ должны быть: администрация региона, Правительство РФ, крупные коммерческие банки и другие структуры. Одновременно при руководстве ССРТЗ должен быть создан Фонд социально-экономического развития ССРТЗ, в своей деятельности тесно увязанный с ХКЭРТ ССРТЗ.

В процессе работы были выявлены значительные теоретические пробелы, которые были лишь отчасти заполнены настоящим исследованием. По нашему мнению, наиболее перспективными с точки зрения теории и практики направлениями последующих исследований могут стать:

•вопросы взаимодействия и разделения функций между различными субъектами регулирования развития туризма: центральным правительством, региональными администрациями и общественными туристскими ассоциациями;

•исследование специфики управления туризмом на муниципальном уровне;

•поиск новых организационных форм взаимодействия государственных органов и турбизнеса при реализации конкретных проектов;

•вопросы оценки эффективности государственной туристской политики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 14 1996 года //Собрание законодательства РФ.- 1996.- № 49.- Ст. 5491.
  2. Постановление правительства Российской Федерации № 1222 «О лицензировании международной туристической деятельности» от 12 декабря1995 года//Собрание законодательства Российской Федерации.-1995.- № 51.-Ст.5069.
  3. Указ Президента Российской Федерации «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации» от 22 декабря 1995 года.
  4. Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации"/Утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 февраля1996 года//Собрание законодательства РФ.-1996.-№ 11.
  5. Постановление Госстандарта РФ «Об утверждении правил по сертификации в Российской Федерации» от 16.02.1994.
  6. А., Кистанов В. Региональные программы: перспективные вопросы//Экономист.-1997.-№ 3. С. 15.
  7. В.И. Введение в экономику иностранного туризма (Вопросы методологии).-М., 1975.- 287с.
  8. В.И., Туманов С. Ю. Экономика туристского рынка.-М., 1998.
  9. И.М., Емцова Р. Г., Холопов А. В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общей редакцией д.э.н., профессора А. В. Сидоровича М.: Издательство «Дело и сервис», 1998. — 320 с.
  10. Ю.Алешина И. В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров. М.: ООО «ГНОМ-ПРЕСС», 1997. — 256 с.
  11. П.Александрова А. Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма (Туристский спрос): Учебное пособие.-М.: Издательство МГУ, 1996.-105 с.
  12. Актуальные проблемы туризма на рубеже веков: Региональные проблемы и модели развития туризма в малых и средних городов Центральной России: Сб. докл. и тез. сообщ. науч.-практ. конф., 26−27 окт. 1999 г., г. Владимир. -М.: РМАТ, 1999.-197 с.
  13. И. Стратегическое управление.-М.: /Экономика, 1986. С. 16.
  14. И.Д. Туризм и реформирование экономики//Труды академии туризма: Вып.1: СПб., 1995.
  15. Н.С. Международное сотрудничество государств в области туризма.-М., 1986. 125 с.
  16. Д.В. Делопроизводство на компьютеру.-М.: «ПРИОР», 1996.-224 с.
  17. Вестник РАТА: Вып. 1−10, М., 1997 г.
  18. Владение отдыхом: новая сила в туризме, — М., 1996.
  19. Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1998. — 120 с.
  20. Выезжающему за границу: Справочник.-М.: Вече, 1997. 117 с.
  21. И.Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: Учебное пособие.-М.: Финансы и статистика, 2000.-176 с.
  22. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т./Гл.ред. A.M. Прохоров. -Сов. Энциклопедия, 1991. Т. 1 -С.498.2323.Борисова Е. В туризме не надо разрушать, чтобы построить //Туристический бизнес.- 1999. № 9. — С. 10−12.
  23. Н.В. Менеджмент и маркетинг иностранного туризма: обслуживание зарубежных туристов в России: Учебное пособие. М.: Советский спорт, 1999. — 112 с.
  24. К.Г. Международный туризм и право: Учебное посоьие.-М.Издательство «НИМП», 1999.-352 с.
  25. Бюллетень туристской информации. М., 1993. — № 4.
  26. Гаагская декларация по туризму: 10−14 апреля 1989 год: Материалы международной конференции по туризму. Гаага, 1989.
  27. Н.И., Забаев Ю. В., Сеселкин А. И. Информационные технологии в туризме: Справочно-методическое пособие для студентов IV курса. М.: РМАТ, 1996.-157 с.
  28. А. Особенности осуществления бухгалтерского учета в международном туризме//Экономика и жизнь.- 1996. № 14. — С. 24−27.
  29. Глобальные прогнозы развития туризма до 2000 года и в последующий период: Мир в целом. Мадрид: ВТО, 1994. — С.210.
  30. Гостиничный и туристический бизнес/Под ред. профессора А. Д. Чудновского.-М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем"-изд-во «Эксмос», 1998.-С. 143.
  31. Государственная система стандартизации.- М.: Финансы и статистика, 1998.- С. 56.
  32. Государственное регулирование современной туристической индустрии. Тезисы докладов региональной научно-практической конференции (20−21 января 2000 г.) / под ред. Академика РАГН Прусс Н. М., к.фил.н. Ильиной (Саченковой) Н.И. — Казань, ТИСБИ, 2000. 72 с.
  33. А.Г. Сертификация туристских услуг на защите прав участников туризма.//Туристские фирмы: Выпуск 12, 1997.
  34. В.Г. Организация туристической деятельности. -М.: Нолидж, 1996.312 с.
  35. В.Г. Туристские перевозки. -М.: Финансы и статистика, 1998.
  36. В.Г. Налогообложение в туризме. -М.: Издательство ПРИОР, 1998.224 с.
  37. Д., Линда Т. Учебник по рекламе/ Пер. с польск. Н. В. Бабиной Мн.: ИООО «Современное Слово», 1997. — 320 с.
  38. В.В., Самойлова Г. Б. Свободнные экономические зоны в зарубежных странах и России. Учебное пособие/ Под ред. проф. В. А. Ивченко. Калининград: Янтарный скад, 1999. — 162 с.
  39. Е.Н. Туризм путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес: Учебник для туристских колледжей и вузов.- М., 1998. — С.345.
  40. Инвестиционный рейтинг Российских регионов. 1998−1999 годы//Эксперт. -1999г. -№ 39. -С.20−27.
  41. Д.К. Основы стратегии и планирования маркетинга в иностранном туризме.- М.: «Высшая школа по туризму и гостиничному хозяйству «Луч», 1994.-С. 126.
  42. Д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. М.: НОУ «Луч», 1996. С. 85.
  43. Д.К. Маркетинг иностранного туризма в РФ. Теория и практика деятельности туристических фирм: Учебное пособие. М.: НОУ «Луч», 1998.-224 с.
  44. Исследование туристкой поездки как международного фактора//Документы Лиги наций. Экономический комитет.-Женева, 1937.
  45. Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие.-Мн.: БГЭУ, 1999.-644 с.
  46. Кац И.Я., Дружинин А. И., Пинков А. П., Ревенков А. Н., Шарапов Э. Н. «Невидимая рука» и государственное регулирование экономики: диалектикавзаимодействия. Монография. -М.: ООО «Юрайт», 1999. 158 с.
  47. Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии, 2000.
  48. В.А. Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления: Монография. М.: Финансы и статистика, 1999. — 496 с.
  49. В.А. Туризм: теория и практика: Избранные труды. В 5-ти томах. Т 4. Иностранный туризм. М.: Финансы и статистика, 1998. — 80 с.
  50. Т.В., Родигин Л. А. Компьютерная мини-бухгалтерия в туристической фирме: Учеб. пособие.-М.: Финансы и статистика, 1999.- С. 144.
  51. В.М. Туристская рента: Методические рекомендации. М.: Финансы и статистика, 1998. — С.80.
  52. Н.В. Введение в специализацию : 4.2. Международный туризм в сфере услуг мирового товарооборота: Учебно-методическое пособие. М.: Советский спорт, 1999. — 85 с.
  53. Ф., Боуен Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимства и туризм: Учебник для вузов/пер. с англ. Под ред. Р. Б. Ноздревой. М.: ЮНИТИ, 1998.-787 с.
  54. А.А. История международного и отечественного туризма. М.: НОУ «ЛУЧ», 1999 г.(спецвыпуск журнала «Самообразование»). — С. 102.
  55. Г. Д., Попелова С. В., Сенин B.C. Статистика туризма: Учебное пособие.-М.: МЭСИ, 1996. С. 250.
  56. К., Флетчер Д., Гильберт Д., Ванхилл С., Богданов Е. Экономика туризма: теория и практика. Том 1. СПб.: «Омега», 1998. — 200 с.
  57. В.И. Управление по вопросам путешествий и туризма США// Российский туристский бюллетень.-1995.-№ 3(5). С. 148.
  58. М.М., Сенин B.C., Хорошилов А. В. Туристские формальности: Учеб. пособие.- М., 1995.
  59. М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме.- М., 1997.-С. 95.
  60. М.М. Проблемы развития туризма в Российской Федерации//Российский туристский бюллетень. -1998. № 1(15). — С. 32.
  61. Менеджмент туризма: Учебник для студентов, обучающихся по направлению 521 500 «Менеджмент». -2-е изд., перераб. и доп.- М.:РМАТ, 1998. С. 248.
  62. В.Ф. Совершенствование ценообразования на услуги в маркетинговой деятельности операторов выездного туризма// Туристские фирмы. Выпуск 12, 1997.
  63. Т.В. Методические рекомендации по составлению бизнес-плана для туристических фирм.-М., 1998.-28 с.
  64. Национальное и региональное планирование туризма.- ВТО, Мадрид, 1994.
  65. A.M. Бухгалтерский учет и налогообложение в туристическихфирмах. М.: ФБК-пресс, 1997. — С. 140.
  66. В.П. Государственное регулирование национальной экономики (в вопросах и ответах): Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 124 с.
  67. Основы туристской деятельности. -М., 1992. 58 с.
  68. Основы менеджмента туризма/Под ред. проф. Квартального В. А. М.: Российская международная академия туризма, 1996. — 96 с.
  69. А.Г. Международные экономические отношения: Экономика туризма.-М.: Финансы и статистика, 1998.- 208 с.
  70. Парламентские слушания на тему: «О совершенствовании государственного регулирования в сфере туризма и гостиничного хозяйства (доходы и налоги) в Российской Федерации», от 19 апреля 1999 года.
  71. Р.Ю. Государственное регулирование становления и развития туризма в России на переходном этапе. М.:МГУ, 1997. 120 с.
  72. В.М. Сборник типовых договоров. М.: Инфра-М, 1993.-315 с.
  73. Е.П., Честникова В. А. Международный туристический бизнес.-М.: Экспертное письмо, 1997.-176 с.
  74. В., Днепровой А. Прибытие иностранных граждан в Россию в 1998 году//Туринфо. 15 марта 1999. — С.23−24.
  75. Региональное развитие в капиталистических странах в условиях научно-технического прогресса: Научно-аналитический обзор.-М., 1989.
  76. Рекомендации по статистике туризма. Нью-Йорк: ООН, 1994.
  77. Российский туристский бюллетень. Туризм: информация, статистика, анализ (ТИСА). М., 1996.
  78. В. Туриндустрия получила новые профессиональные стандарты//Туристический бизнес. 1999. — № 9. — С. 18.
  79. В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М., 1997. — 156 с.
  80. В.Б. Туризм: эволюция, структура. Маркетинг. М.: «Ось-89», 1998. — 160 с.
  81. Сбор и обработка статистических данных по туризму: Техническое пособие № 1−4. Мадрид: ВТО, 1995.
  82. И. Реклама: теория и практика.- М., 1989. 240 с.
  83. B.C. Введение в туризм.М., 1995. 380 с.
  84. B.C. Организация международного туризма: Учебник.-М.: Финансы и статистика, 1999.-400 с.
  85. П. История ГКФТ России в цифрах и фактах//Российская туристская газета. 1999. — 28 июня — 4 июля. — С.7.
  86. Составление и оформление служебных документов. Практическое пособие для коммерческих фирм/По ред. проф. Т. В. Кузнецовой .-М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1998.-192 с.
  87. Г. М., Седова С. В. Проблемы инвестирования//Аудит и финансовый анализ. 1999. — № 3. — С. 57−70.
  88. А. А. О некоторых вариантах организации договорных отношений между туристской фирмой и туристом// Туристские фирмы: Выпуск 12, 1997.
  89. Е.В., Соснова М. А. Гостиничное хозяйство России в 1996 году//Российский туристский бюллетень.-М. 1997. — № 4 (14). — С. 35−38.
  90. Толковый словарь туристских терминов.-Москва-Афины, 1994.- 270 с.
  91. Туризм. Транспорт (комментарий адвокатской практики по делам о защите прав потребителей). М.: ИИФ «Спрос» КонфОП, 1997. — 350 с.
  92. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебник/ Под ред. проф., д. э. Н. Чудновского А. Д. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2000. — 400 с.
  93. В.Д., Борисов К. Г. Международные туристские организации. Справочник.-М.: Международные отношения, 1985. 160 с.
  94. И.О. Программа ЕС/ТАСИС: Профессиональные стандарты для индустрии туризма//Российский туристский бюллетень. 1998. — № 3 (17). -С. 100−105.
  95. Экономические проблемы развития реакционных регионов / Амирханов М. М. и др. М.: Экономика, 1997.- 142 с.
  96. Ю. Иностранные инвестиции в России: региональный аспект//Мировая экономика и международные отношения. 1999. — № 1. -С.102−109.102. 97. Строгов М. Германия. Париж-Люксембург-Москва. — «Ле пети фюте», 1996. — 290 с.
  97. Ю4.Строгов М. Великобритания. Париж-Люксембург-Москва. -«Ле петифюте», 1997.-256 с.
  98. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и отбору их для финансирования: Официальное издание. М., 1994.
  99. Сборник нормативных документов по сертификации туристско-экскурсионных и гостиничных услуг//Всесоюзный научно-исследовательский институт сертификации (ВНИИС) Госстандарта России: -М., 1996.-68 с.
  100. Kabakov W.S., Schatrova Е. W. Strategisches Potential der klinen Unternehmug in Rubland. Marketing in Russland. Aktuelle Analysen ausgewahlter Problemaspekte Hamburg. 1999. — P.29
  101. Pesozkaja E., Hakunov V. Probleme des kleinen und mittleren Gewerbes in Rubland. Marketing in Russland. Aktuelle Analysen ausgewahlter Problemaspekte. Hamburg .- 1999. P 36.
  102. Shubaeva V.G. The condition, tendencies, problems of formation and development of the tourist market in Russia. Marketing in Russland. Aktuelle Analysen ausgewahlter Problemaspekte. Hamburg. 1999. — P.46.
  103. Solowjova J. Sankt-Petersburg Tourismusmarkt Besonderheit, Marketing, Entwicklungsperspektive. Marketing in Russland. Aktuelle Analysen ausgewahlter Problemaspekte. Hamburg. — 1999. — P.64.
  104. Tomilov V.V., Semerkova L.N. A Marketing conception of Laubor Market Managment in Russia. Marketing in Russland. Aktuelle Analysen ausgewahlter Problemaspekte. Hamburg. 1999. — P.83.
  105. Guy Michaud, Alain Kimmel Le nouveau guide France.-P.: «Hachette», 1999.-352 p.
  106. Strogoff M. France. P. City Guides. «Le petit fute «, 1997. — 512 p.
Заполнить форму текущей работой