Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-педагогические условия совершенствования системы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Между тем, налицо противоречие, которое состоит в том, что, с одной стороны, в педагогической теории и образовательной практике востребованы исследования именно комплексного характера, рассматривающие учебный процесс как целостный системный объект, который в принципе не может быть описан методами и средствами лишь одной из базовых для педагогики наук. С другой стороны, нет завершенных… Читать ещё >

Содержание

  • I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
    • 1. 1. Анализ подходов к исследованию процесса повышения квалификации работников образования
    • 1. 2. Подготовка современного учителя, как основа обеспечения высокой эффективности учебного процесса
    • 1. 3. Педагогические условия совершенствования системы повышения квалификации учителей
    • 1. 4. Основные направления работы современного учителя по совершенствованию учебного процесса в школе
  • II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
    • II. 1. Повышение уровня психолого-педагогической подготовки учителей общеобразовательных школ
    • 11. 2. Внедрение инновационных технологий обучения в практику работы общеобразовательных школ
    • 11. 3. Результаты экспериментальной работы направленной на совершенствование системы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ

Организационно-педагогические условия совершенствования системы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Объективная необходимость совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе на основе анализа и учета современных тенденций развития образования и достижений педагогической науки и практики требует от учителей корректировки профессиональной подготовки, полученной в вузе, изучения и осмысления результатов передового опыта и завершенных психолого-педагогических исследований, реализации их в собственной педагогической деятельности. Это, в свою очередь, ставит перед педагогической наукой проблему разработки эффективной системы повышения уровня педагогического мастерства учителей. Нужно отметить, что различные аспекты этой проблемы уже рассматривались и решались. Это: изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта (А.М.Гельмонт, Ю. К. Бабанский, А. Д. Деминцев, И. П. Радченко и др.) — укрепление содружества ученых и учителей-практиков (А.Г.Хрипкова, В. Н. Столетов, М. П. Тучнин, А. Ф. Ахматова, К. Н. Волков и др.) — внедрение в практику достижений педагогической науки (Т.В.Новикова, М. И. Махмутов, В. В. Краевский, В. И. Чепелев, В. Е. Гмурман и др-) — рационализация системы повышения квалификации педагогических кадров (М.Н.Скаткин, А. И. Зевина, А. С. Батышев, В. М. Коротов, А. Т. Куракин и др.).

Однако, несмотря на то, что в работах названных авторов выдвинут и обоснован ряд плодотворных идей по рассматриваемой проблеме (принцип единства педагогической теории и практики как важнейшее условие повышения педагогического мастерства, требования перспективности в работе по повышению педагогического мастерства, определения близких и дальних целей, последовательность их осуществления, отбора специальных организационных форм, методов, способов и средств для повышения педагогического мастерства учителей на основе учета достижений науки и потребностей школы и др.), приходится констатировать, что для всех этих работ характерно стремление выделить (обособить) какой-то один аспект проблемы и изучать лишь конкретные проявления специфичных процессов, его характеризующих.

В то же время, повышение педагогического мастерства учителей, на наш взгляд, целесообразно анализировать и исследовать как целостный процесс, в котором учитывается и осуществляется необходимое соотношение теории и практики, и главной чертой которого является преднамеренность и целеустремленность. Этот процесс, будучи специально организованным, должен способствовать совокупной реализации целого ряда важных для педагогической практики факторов. К ним можно отнести, например, создание условий для: четкого осознания учителями научных основ педагогической деятельностиформирования у учителей потребности в освоении нового научного знания и результатов передового опыта, развития у них творческой инициативыовладения учителями методами грамотного сочетания в своей деятельности знаний теоретических идей и сущности научных разработок и возможностей педагогической практикиоказания помощи учителям по приведению в соответствие научно-методических рекомендаций и инструктивно-нормативных документов со спецификой собственной педагогической деятельности.

Следует заметить, что общетеоретические и организационно-методические аспекты проблемы повышения педагогического мастерства учителей с позиции совокупной реализации перечисленных нами факторов до сих пор остаются мало разработанными. Это дает основание считать избранную нами тему исследования достаточно актуальной.

Между тем, налицо противоречие, которое состоит в том, что, с одной стороны, в педагогической теории и образовательной практике востребованы исследования именно комплексного характера, рассматривающие учебный процесс как целостный системный объект, который в принципе не может быть описан методами и средствами лишь одной из базовых для педагогики наук. С другой стороны, нет завершенных исследований, которые успешно реализовали бы идею межнаучного взаимодействия путем интеграции возможностей и оптимального сочетания достижений теории обучения, психологии обучения, информационно-кибернетического и системного подходов к дидактическим исследованиям системы повышения квалификации учителей.

Проблема нашего исследования сформулирована так: «каковы дидактические условия, обеспечивающие построение и реализацию эффективной системы повышения квалификации учителей?». Решение этой проблемы является целью работы.

В качестве объекта исследования, в нашем случае, выступает система повышения квалификации учителей, а его предмета — организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность системы повышения квалификации учителей.

Следующее предположение является гипотезой исследования.

Эффективность системы повышения квалификации учителей возрастет, если создать условия, реализующие возможность обеспечить осознание учителями научных основ различных аспектов педагогической деятельности, развить у них потребность в освоении нового научного знания и творческую инициативу, сформировать у них знания о методах целесообразного сочетания теоретических идей, научно-методических рекомендаций, требований инструктивнонормативных документов с возможностями реальной педагогической действительности.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования потребовали решения следующих задач:

1. Выявить и обосновать педагогические условия по повышению квалификации учителей и подходы к совершенствованию содержания и методов на основе изучения и анализа состояния теории и практики построения эффективного учебного процесса.

2. Реализовать выявленные организационно-педагогические условия, направления и подходы при разработке содержания и методик системы повышения квалификации учителей.

3. Экспериментально проверить эффективность разработанной системы повышения квалификации учителей.

4. Разработать научно-практические рекомендации повышения квалификации учителей.

Методологическую основу нашего исследования составили диалектический метод познания действительности, позволяющий анализировать природу образованиязакон отрицания отрицаниясистемно-структурный подход к педагогическим процессам и явлениямучение о развитии, определяющее движение от старого качественного состояния к новомуположения о единстве теории и практики и ведущей роли деятельности в формировании знаний.

В ходе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:

— методы теоретических построений (определение проблемы, выдвижение гипотезы, сопоставление альтернатив, анализ объекта и предмета исследования, моделирование и т. д.);

— методы эмпирического исследования (наблюдения за ходом учебного процесса, контроль качества усвоения, экспериментальное обучение и т. д.);

— методы математической статистики при обработке результатов эксперимента.

Ход и результаты эксперимента изложены в диссертации в следующей логике.

Теоретической основой является:

— концепция непрерывного образования (П.Р. Атутов, Л. Б. Буева, А. А. Вербицкий, М. А. Данилов, А. Дистервег, Т. А. Ильина, Я.А. Коменский);

— гуманизация профессионального образования (П.Р. Атутов, С.Я. Ба-тыщев, Б. С. Гершунский, И. Б. Котова, A.M. Новиков, Шиянов Е. Н. и др.);

— основные положения теории общего развития (JI.B. Занков), содержательных обобщений (Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов);

— основные положения системно-структурной дидактики и теории педагогического проектирования (В.П. Беспапько, E.JI. Белкин, И. И. Ильясов, Ф.П. Хакунова).

— поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, З.Ф. Талызина);

— изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта (A.M. Гельмонт, Ю. К. Бабанский, А. Д. Деминцев, И. П. Радченко и др-);

— укрепление содружества ученых и учителей-практиков А.Г. Хрипко-ва, В. Н. Столетов, М. П. Тучнин, А. Ф. Ахматова, К. Н. Волков и др.);

— внедрение в практику достижений педагогической науки (Т.В. Новиков, М. И. Махмутов, В. В. Краевский, В. И. Чепелев, В. Е. Гмурман и др.);

— рационализация системы повышения квалификации педагогических кадров (М.Н. Скаткин, А. И. Зевина, А. С. Батышев, В. М. Короткое, А. Т. Куракин и др.).

Экспериментальной базой исследования явились школы № 2, 3, 9, 22 г. Майкопа, школа № 2 а. Кошехабль Республики Адыгея, педагогические коллективы школы-лицея № 19 г. Майкопа и республиканской гимназии при колледже искусств г. Майкопа, профессионально-технический лицей № 3 г. Майкопа.

Основные этапы исследования проводились с 1997 по2003 годы:

На первом этапе (1997;2000гг.) экспериментальной работы рассматривались и апробировались различные подходы к организации методической s работы в школе, с целью усиления ее возможностей в повышении педагогического мастерства учителей, создавалось, апробировалось и корректировалось содержание курсов психолого-педагогической и методической подготовок.

На втором этапе (2000;2003гг.) осуществлялась планомерная психолого-педагогическая переподготовка учителей, изучались и внедрялись в практику различные психолого-педагогические новации, оценивалась эффективность усилий учителей по совершенствованию учебного процесса.

Анкетный опрос обучаемых учителей позволял увидеть их удовлетворенность содержанием и методиками обучения, выявить затруднения, встречаемые ими в учебном процессе, оценить доступность учебного материала и методик обучения и т. п.

Для определения критериев, характеризующих эти параметры, были использованы рекомендации Е. Л. Белкина.

Результаты срезов фиксировались в таблицах. По ним строились графики изменения выделенных нами параметров.

Эффективность учебного процесса в школах на втором этапе эксперимента оценивалась (ввиду включения в состав комиссий учителей, незнакомых с методиками тестирования) по следующим параметрам, характеризующим качество знаний учащихся: правильность ответа, его полнота, практическая направленность, логичность, грамотность речи. Степень выраженности этих критериев оценивалась в условных баллах.

Полученные данные подвергались математической обработке.

Научная новизна исследования заключается в выявлении педагогических условий организации системы повышения квалификации учителей, обеспечивающей наряду с целенаправленным расширением и углублением их базовой профессиональной подготовки, овладение современными методиками совершенствования учебного процесса, изучения, обобщения и внедрения в собственную педагогическую деятельность результатов передового педагогического опыта и достижений психолого-педагогической науки. Выявлены и определены эффективные направления и подходы в разработке содержания и методик системы повышения квалификацииразработаны научно-практические рекомендации повышения квалификации учителей.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что выявленные и апробированные содержания и методики, использующие современные подходы к построению эффективной системы повышения квалификации учителей, расширяют знания о системе дидактических условий и методов реализации закономерностей учебного процессарезультаты исследования расширяют возможности научного объяснения круга вопросов, связанных с проблемой создания педагогических условий совершенствования системы повышения квалификации учителей, а также позволяет выделить цели дальнейших теоретических и экспериментальных работ по этой проблеме.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что разработаны и внедрены программы следующих учебных курсов для системы повышения квалификации учителей:

1. Дидактические основы организации и проведения эффективного учебного процесса.

2. Психологические основы организации и проведения эффективного учебного процесса.

3. Основы изучения, обобщения и внедрения в практику результатов передового педагогического опыта и завершенных психолого-педагогических исследований.

Разработаны следующие методики:

1. Методика изучения, обобщения и внедрения в практику передового педагогического опыта.

2. Методика изучения и внедрения в практику результатов завершенных психолого-педагогических исследований.

Кроме того, реализация предложенной системы повышения квалификации учителей положительно сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса в школе.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической и теоретической обоснованностью исходных позиций, выбором методов исследования, адекватных его предмету и задачам, многолетней неоднократно повторенной опытно-экспериментальной работой, систематической проверкой результатов исследования на различных этапах экспериментальной работы.

Положения, выносимые на защиту:

— выявленные теоретические предпосылки совершенствования системы повышения квалификации учителей, обеспечивают условия для эффективного овладения учителями системой психолого-педагогических знаний, практических умений и навыков для осуществления эффективного учебного процесса;

— соблюдение предлагаемых организационно-педагогических условий совершенствования системы повышения квалификации учителей способствует активному взаимодействию участников учебного процесса: адекватному увязыванию информационных структур управления, методов и организационных форм обучения между собой и с целями этапов процесса обученияне только формированию у обучаемых знаний, но и развитию у них определенных систем умственных действийреализации диагностичного задания целей обучения и эффективной системы констатирующего и корректирующего видов контроля;

— разработанные методики изучения, обобщения и внедрения в практику педагогических новаций, методики построения и реализации содержания системы повышения квалификации учителей и системы работы методических звеньев школы позволяют эффективно осуществлять повышение уровня квалификации учителей.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Разработанные в диссертации рекомендации были апробированы в общеобразовательной школе № 2 Кошехабльского района Республики Адыгея, профессионально-техническом лицее № 3 г. Майкопа, школах № 3, 9, 22,.

2 г. Майкопа, Республиканской гимназии колледжа искусств, в школе-лицеи № 19.

Основные положения диссертационного исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры педагогики дошкольного и начального образования Адыгейского государственного университета, Адыгейского республиканского института повышения квалификации (АРИПК), на многочисленных семинарах, организованных Министерством образования Республики, посвященным учебной работе системы повышения квалификации учителейдокладывались на ежегодных научно-практических конференциях (IX Всероссийская научно-практическая конференция, Краснодар, 2003 г.) — Всероссийская научная конференция, Карачаевск, 2003 г.- на региональных научно-практических конференциях (Майкоп, 2003 г.) — Всероссийские научно-практические конференции (Майкоп, 2003;2004 гг.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающей 155 работ отечественных и зарубежных авторов. Диссертация содержит 15 таблиц, 13 графиков и программы курсов: «Дидактические основы организации и проведения эффективного учебного процесса», «Психологические основы организации и проведения эффективного учебного процесса» и «Основы изучения, обобщения и внедрения в практику результатов передового педагогического опыта и завершенных психолого-педагогических исследований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ состояния теории и практики совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе позволил выявить наличие определенного разрыва между уровнем современных научных представлений о возможностях построения эффективного учебного процесса, требований практики к учителям и уровнем их психолого-педагогических знаний и их практической деятельностью. В то же время этот анализ помог выделить целесообразные направления в системе повышения квалификации учителей, подходы и методы ее совершенствования.

В ходе исследования удалось:

— выявить требования современных подходов к отбору и построению содержания психолого-педагогической переподготовки учителей (необходимость учета нужного соотношения научного и учебного начал в содержании программ переподготовки, моделирования содержания учебной информации, обязательность учета при отборе и построении содержания программ переподготовки потенциальных методических возможностей достижения ее целей и задач) и показать методики реализации этих требований;

— показать методы диагностической постановки целей обучения с помощью двух параметров качества знаний, соотнесенных соответственно с характеристиками деятельности, которую обучаемый сможет выполнять во внешнем плане на базе усвоенной информации, и возможностями обучаемого генерировать усвоенную информацию тем или иным способом (на том или ином языке описания объектов реальной действительности);

— обосновать подходы к выбору (в соответствии с поставленной целью обучения) методов, средств, организационных форм обучения и построению системы контроля за ходом и результатами учебного процесса;

— создать эффективно действующую систему повышения квалификации учителей;

— разработать и апробировать программы курсов:

Дидактические основы организации и проведения эффективного учебного процесса", «Психологические основы организации и проведения эффективного учебного процесса», «Основы изучения, обобщения и внедрения в практику результатов передового педагогического опыта и завершенных психолого-педагогических исследований»;

— разработать и внедрить в практику методические рекомендации для учителей по анализу посещаемых занятий, организации опытно-экспериментальной работы и обобщению ее результатов;

— подтвердить выдвинутую гипотезу и создать систему повышения квалификации учителей, которая помогает им осознавать и грамотно реали-зовывать научную основу педагогической деятельности, строить учебный процесс в школе, обеспечивающий высокий уровень знаний учащихся.

Следует, безусловно, отметить, что результаты нашего исследования не снимают с повестки дня ряда проблем, которые нужно еще решать. Это, например, проблемы, связанные с постановкой работы методических звеньев школы, которые должны оказывать действенную помощь учителям в повышении уровня их педагогического мастерства. Нами здесь лишь выделены функции методических звеньев в системе этой работы.

Кроме того, требуют исследования и возможности совершенствования работы в этом направлении институтов повышения квалификации учителей, и возможности совершенствования внутришкольных форм повышения уровня педагогического мастерства учителей.

Тем не менее, полученные нами результаты создают, на наш взгляд, некоторую необходимую для этого научно-методическую базу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Активные методы обучения и деловые игры. Тез. докладов на III межвед. школе-семинаре, 21−25 сент. 1981 г. Новосибирск: Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва, 1981.-107 с.
  2. Г. Н., Воробьев Г. В. Поиски объективных методов исследования проблем обучения и воспитания в педагогике средней и высшей школы (по материалам IV сессии методологического семинара АПН СССР).-Уфа, 1976.- 108 с.
  3. М.Н. Логика и педагогика. М.: Знание, 1965. — 32 с.
  4. Н.М. Моделирование мышления и психики. Киев: Наукова думка, 1965.-304 с.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: наука, 1977.-307 с.
  6. В.А. Психология восприятия. Автореф. дисс. докт. пед. наук, М., 1971.-34 с.
  7. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. -383с.
  8. С.И. О некоторых новых формах учебного процесса. В сб. «Применение технологических средств и программированного обучения в средней специальной и высшей школе. М.: Советское радио, 1965,-С. 12−27.
  9. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. шк., 1980. -368с.
  10. С.И., Мизинцев В. П. Модель учебной информации В кн.: Информационный подход к анализу учебного материала. Киев: КВИРТУ, 1970. — 43с.
  11. П.Р. Вопросы совершенствования логики дидактических исследований. // Сов. педагогика, 1978. -№ 8. -С. 44−52.
  12. А.Ф. Обобщение и внедрение передового опыта трудового воспитания сельских школьников, Горький, 1976−31 с.
  13. Ю.К. Об актуальных вопросах методологии дидактики. // Сов. педагогика. 1978. — № 9. — С. 45−55.
  14. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М., 1977.- 254 с.
  15. Ю.К. Передовой опыт учителей и педагогическая наука. Журнал «Советская педагогика», № 11,1977 С. 13−14
  16. А.С. Школы коллективного передового педагогического опыта. Журнал «Советская педагогика «, № 2, 1978 -С. 18−20
  17. ЕЛ. Вопросы кибернетического подхода к моделированию обучения. Сб. «Вопросы научной организации учебного процесса в высшей школе». Воронеж, 1974. 23 с.
  18. E.JI. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения. Ярославль: Верхнее-Волжское книжное издательство, 1982. 144 с.
  19. E.JI., Карпов В. В., Харнаш П. И. Дидактические проблемы управления познавательной деятельностью. Ярославль: Издательсьво Ярославского пединститута, 1974. 244с.
  20. E.JI., Ефимов В. Н., Новиков Т. В. Методические указания по изучению основ организации учебного процесса. М.: Изд. МТИПП, 1981. — 144с.
  21. E.JI., Карпов В. В., Харнаш П. И. Управление познавательной деятельностью (Учебное пособие для учителей и аспирантов педвузов). -Ярославль: ЯПИ, 1978.-123с.
  22. Ю.А., Рапопорт И. А. О методах определения действенности и надежности тестов в зарубежной педагогике.//Сов. педагогика. 1969.-№ 8. — С.120−130.
  23. .А., Бенедиктов С. Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе. Минск: Высшая школа, 1983. — 224 с.
  24. А.И. Теория и практика программированного обучения. // Вестник высшей школы, 1965. № 11.-С. 12−15.
  25. В.П. Дидактические основы программированного управления процессом обучения. М.: Высшая школа, 1970. С. 300.
  26. В.П. Дидактическая сущность УМК. О совершенствовании методических концепций учебно-воспитательной работы.- М., 1982, 116с.
  27. В.П. Лекции по педагогике для слушателей ФПК и аспирантов.-М., 1974.-30 с.
  28. В.П. Основы теории педагогических систем. — Воронеж.: ВГУ, 1977.-304 с.
  29. .П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии. — Вильнюс, 1971. — 347 с.
  30. Т.С. О многомерном подходе к анализу педагогических явлений // Советская педагогика, 1970. № 6. — С. 12−16.
  31. А.А., Жук Т.В. Системный метод в современной педагогике и дидактике. В кн.: «Системный подход и современная наука». Вып.З. — Новосибирск, 1975. С.154−160.
  32. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд.-во АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
  33. Н.И., Гончаров Н. К., Есипов Б. Н. и др. Педагогика. М.: Просвещение, 1968. — 526 с.
  34. В.В. Методы науки. М.: Наука, 1974. — 215 с.
  35. Н.М. Дидактические условия повышения эффективности самостоятельной работы учащихся на уроке. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Киев, 1968.-17 с.
  36. А.А. и др. Игровые формы контекстного обучения. — М.: Знание, 1983.-95 с.
  37. А.А. Совершенствование педагогического процесса в вузе. //Сов.педагогика. 1986. — № 6, — С.75−78.
  38. Ю.И. Формирование у учащихся умения строить доказательства. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Рига, 1998. 24 с.
  39. К.Н. Некоторые вопросы связи педагогической науки и педагогической практики. Журнал «Советская педагогика», № 9, 1970 — С. 17−18
  40. Внедрение достижений педагогики в практику школы. Под редакцией В. Е. Гмурмана, Изд-во «Педагогика», М., 1981 143 с.
  41. С.И. Об использовании метода тестов при учете успеваемости школьников. // Сов. педагогика. 1963. — № 10. — С.28−37.
  42. JI.C. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965.-519 с.
  43. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. — Сб.: исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966, С. 236−277.
  44. A.M. Система и методика изучения и распространения педагогического опыта. М., 1956. 134 с.
  45. A.M. Научное исследование. М.: Политиздат, 1972. -279с.
  46. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии.-М.: 1976.-495 с.
  47. В.А. и др. Моделирование как метод научного исследования. -М.: МГУ, 1965.-248 с.
  48. В.М. Мышление и кибернетика. М.: Знание, 1966. — 32 с.
  49. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. -123 с.
  50. Н.Г. О сущности самостоятельной работы. // Народное образование. 1963. — № 5. — С. 29−31.
  51. Е.Н. Психологические основы стимулирования деятельности учащихся. // Среднее специальное образование. -1992, -№ 3, С. 14−16.
  52. М.А. Процесс обучения в советской школе. // Сов. педагогика. — 1968.-№ 8.-С. 5−9.
  53. Дидактика средней школы (под редакцией М. А. Данилова и М.Н. Скаткина). М.: Просвещение, 1975.-302 с.
  54. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956.-374с.
  55. В.А. Соотношение системного и деятельностного подходов в научном познании. В сб.: Вопросы методологии науки. — Томск.: ТГУ, 1974, Вып. 4, — С.3−14.
  56. В.Н. Дидактические основы построения системы контроля на аудиторных занятиях в ВУЗе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1984. -17 с.
  57. В.И. Педагогическая концепция перестройки учебно-воспитательного процесса в университете. Актуальные проблемы высшего образования. Тюмень. 1988. С. 6.
  58. В.И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, 1987.-160 с.
  59. JI.B. Дидактика и жизнь. — М.: Просвещение, 1968. 175 с.
  60. А.Н. Система повышения квалификации педагогических кадров народного образования Москвы. М., 1975 173 с.
  61. И. Познание и информация М.: Прогресс, 1966, — 254 с.
  62. Л.Я. Конкретизация принципа научности в дидактике. Новые исследования в педагогических науках. 1975. — № 13. — С. 9−10.
  63. А.Ф. Идеализированная модель как основа научной теории. В кн.- «Вопросы повышения эффективности теоретических исследований в педагогической науке». — М., 1976. — 223 с.
  64. Т.А. О применении системного подхода к вопросам организации обучения в зарубежной педагогике. // Сов. педагогика. 1973. — № 3. -127 с.
  65. Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1969. — 574 с.
  66. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. Вып. 1. М., 1971. — 72 е.- вып.2, — М., 1971, 88с.- вып. З — М., 1972. — 78с.
  67. Л.Б. Математические методы в педагогике и педагогической психологии. М.: Знание, 1968. -246 с.
  68. Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. М.: Просвещение, 1964. -217 с.
  69. Л.Б. Проблемы современной педагогической психологии. — М.: Знание, 1970, вып. 1−3.-55 с.
  70. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1963. -228 с.
  71. Кибернетика и проблемы обучения. М.: Прогресс, 1970. -338 с.
  72. Т.Г., Хаев Б. Е. Основные направления и аспекты разработки психолого-педагогических рекомендаций по созданию конкретных методик обучения в высшей школе. В сб. науч. трудов. Волгоград.: ВПИ, 1987.-С. 67−72.
  73. Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., Учпедгиз, 1955.-651 с.
  74. П.В. Гносеологические и логические основы науки. — М.: Мысль, 1974.-568с.
  75. Ф.Ф., Гмурман В. Е. Актуальные малоразработанные вопросы педагогики. // Сов. педагогика. 1973. — № 1, — С. 51−62.
  76. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. — 1970. № 9. — С. 103−116.
  77. И.П. О психологии понимания. // Вестн. высш. школы. 1986.-№ 10.-С. 32−36.
  78. Н.Б. Исследования возможностей усиления обучающих функций текущего контроля знаний учащихся в средней школе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1976. — 19 с.
  79. В.В. Место и функции эксперимента в педагогических исследованиях. В сб., Вопросы методов педагогических исследований. — М.: НИОП АПН СССР, 1973.-С. 185−191.
  80. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. — М.: Педагогика, 1977.-264 с.
  81. В.В. Рецензия на книгу Дж. С. Брунера «На пути к теории обучения». В сб.: Педагогика и школа за рубежом. — М.: Просвещение, 1968. Вып. 5.-С. 62−71.
  82. В.А. Основы педагогической психологии. — М.: Просвещение, 1972.-255 с.
  83. М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе (проблемы и методы построения и реализации его системы). Майкоп, 1997, 194 с.
  84. А.Н. Деятельность и личность. // Вопросы философии. — 1974. -№ 5.-С. 65−78.
  85. А.Н. Проблема деятельности в психологии. // Вопросы философии. 1966. — № 6. -С. 8−12.
  86. И.Я. Качество знаний и их источники. — В сб. «Новые исследования в педагогических науках» // Педагогика. 1977. — № 2. -С. 16−21.
  87. И.Я. Стратегия формирования интеллектуального потенциала учащихся. // Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения в советской школе. М.: АПНСССР, 1987. -С. 38−45.
  88. И.Я., Скаткин М. Н. Методы обучения. В кн.: Дидактика средней школы. — М.: Просчвещение, 1975. — С. 146−184.
  89. И.Я., Журавлев И. К. Психолого-дидактический анализ.- М., Наука, 116с.
  90. И. Процесс и структура человеческого учения. М.: Прогресс, 1970.-685 с.
  91. З.Г. Эффективность пооперационной обратной связи на уроке в средней школе. Автореф. дисс. канд. пед. наук, — Краснодар, 1968. -23 с.
  92. Е.К. Некоторые вопросы математического моделирования процесса обучения. В кн. «Бионика и биокибернетика». — Рига, 1968. — 246 с.
  93. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 208 с.
  94. М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
  95. М.И., Михайлова З. Е. От идеи до внедрения, Казань, 1977. -114 с.
  96. М. Основания общей теории систем. Сб. «Общая теория систем». М.: Изд-во Мир, 1966. -С. 114−137.
  97. В.П. Моделирование и количественные характеристики дидактических объектов. Автореф. дисс. канд. пед. наук М., 1970. — 28 с.
  98. В.П. Пути исследования проблемы количественной оценки эффективности учебного процесса. // Советская педагогика, 1979, № 8. -С. 75−82.
  99. JI., Галантер Ю., Прибрам К. План и структура поведения. М.: Прогресс, 1964. 375 с.
  100. ЮО.Миронов В. Б. Образование в США: некоторые тенденции развития. // Сов. педагогика. 1985. — № 9. — С. 120−125.
  101. В.И. Исследование возможностей использования объективных методов организации и корректирования самостоятельной работы студентов высшей школы. Автореф. дисс. канд. пед. наук М., 1971. -29 с.
  102. А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. М.: Высшая школа, 1971. — 296 с.
  103. К.Е. Математическое моделирование в научном познании. -М.: Мысль, 1969.-212 с.
  104. Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения. Казань: Изд-во КГУ, 1979. -С 158.
  105. Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: КГУ, 1975. — 302 с.
  106. Н.Д. Тенденция развития. // Вестн. высш. шк. 1986. -№ 9.-с. 28−32.
  107. И.В. О моделировании сложных систем. М.: Мысль, 1965. — 335 с.
  108. Новые методы и средства обучения. Проблемы организации и эффективности учебного процесса. Сб. научн. тр. Под общей ред. Н. Н. Евтихиева. М.: МИРЭА, 1985. — 250 с.
  109. Объективные характеристики, критерии оценки и измерения педагогических явлений и процессов. Тезисы докладов к семинару по методологии педагогики и методике педагогических исследований (VI сессия). -М.: 1973.-420 с.
  110. В.И. Проверка и оценка знаний учащихся на основе тестов с выбором ответа. Автореф. дисс. канд. пед. наук — М., 1970. 27 с.
  111. И.Т. Оптимальное усвоение учащимися знаний и сравнительная эффективность отдельных методов обучения в школе. М.: МГТИ, 1969.-С. 7−9.
  112. Основы дидактики. Под ред. Есипова В. П. М.: Просвещение, 1967. -467 с.
  113. ПЗ.Паначин Ф. Г. Управление просвещением в СССР. Организационно-педагогические аспекты руководства и управления системой народного образования. М.: Просвещение, 1977.-208 с.
  114. М.Паск Г. Адаптивное обучение при помощи приспосабливающихся машин. Сб. «Адаптивные системы обучения», Киев: Изд-во КВИРТУ, 1965.-С 19−26.
  115. Педагогика и психология игры. Межвуз. сб. Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ин-т, 1985. — 128 с.
  116. Е.Н. Проверка знаний учащихся в средней школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 511 с.
  117. Перспективы развития системы народного образования. Под ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. 224 с.
  118. И.Г. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963−1965гг., в 3-х томах.
  119. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.-569 с.
  120. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. — М.: Педагогика, 1972, -184 с.
  121. И.Г. Графо-анапитический метод планирования учебного материала . В сб.: Принципы, правила и приемы составления обучающих программ. — М., V Всерос. конф. по прим. техн. средств и программ, обуч., 1969. -С. 56−61.
  122. Н.С. Вопросы управления познавательной деятельностью учащихся при самостоятельной работе на уроках. Автореф. дисс. канд. пед. наук М., 1972. — 27 с.
  123. А.И. Психологические основы управления умственной деятельностью младших школьников в процессе обучения. Автореф. дисс. докт .пед. наук. -JI., 1972.-37 с.
  124. А.И. О логических критериях научности. // Вопросы философии. 1972. — № 2. — С. 56−66.
  125. У.Р. Познание и мышление. И., «Мир», 1968. — 400 с.
  126. СЛ. О мышлении и путях его исследования. — М.: Изд-во АН СССР, 1958.-147 с.
  127. СЛ. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -704 с.
  128. М.В. Психологические аспекты построения учебного материала .- Киев: Высш.шк., 1981. 52 с.
  129. Ю.А. Очерки психологии ума. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.-504 с.
  130. Ю.В. Вероятность и развитие системно-структурных исследований. Сб.: Системные исследования. — М.: Наука, 1969. — С. 122−139.
  131. Сборник методических материалов по применению активного обучения при изучении дисциплин. Минск: Белорус, гос. ун-т им. В. И. Ленина, Белорус, политехи, ин-т, 1987. — 106 с.
  132. Семинар по методологии педагогики и методике педагогических исследований. IV сессия. М., 1973. — 420 с.
  133. М.Н., Богданова О. С. Изучение педагогического опыта . В кн.: Методы педагогических исследований. Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М., 1979.-С. 19−23
  134. . Наука об учении и искусство обучения. — В сб.: Программированное обучение за рубежом. — М.: Высшая школа, 1968. -С. 32−46.
  135. Р. Структура выбора решений для обучающих машин. Киев: Изд-во КВИРТУ, 1966. 113 с.
  136. A.M. Логическая структура учебного материала. М.: Педагогика, 1974.-191 с.
  137. Л.М. Обучение с помощью машин. М.: Мир, 1965. — 351 с.
  138. Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. -М.: Знание, 1983.-96 с.
  139. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. Психологич. основы. 2-е изд. доп. — М.: МГУ, 1984. — 344 с.
  140. И.И. Методы научной организации и управления в учебном процессе. М.: Знание, 1967. — 42 с.
  141. И.И. Программирование и технические средства в учебном процессе. М.: Советское радио, 1970. — 200 с.
  142. Н., Дэвис Дж. и др. Перспективы программированного обучения. М.: Мир, 1966.-247 с.
  143. Л.Т. Непрерывное образование как система. // Советская да-гогика, 1978, № 7. С. 8−12.
  144. К.Д. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1953−1954гг., в 2-х томах, т.1, С. 584- т. 2 С. 438.
  145. В.Г. Некоторые вопросы педагогических применений логики. // Сов. педагогика. 1962, — № 1.- с. 45−56.
  146. JI.M. Использование моделирования и измерения в психолого-педагогических исследованиях. В кн.: «Методы педагогических исследований в высшей школе». Уфа, 1976. — 184 с.
  147. Ф.П. Теоретические предпосылки построения эффективного учебного процесса. Монография. Москва, 2003.
  148. В.И. О внедрении достижений педагогической науки в практику. Журнал «Советская педагогика»,№ 5, 1973. -С. 15−16
  149. И.А. Теоретические основы научной организации учебного процесса. Белгород, 1972. — 273 с.
  150. Р.Г. Формирование приемов мышления учащихся средней школы. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1971. — 23 с.
  151. С.А. К проблеме взаимоотношений научного познания и обучения. // Советская педагогика. 1966. — № 2.- С. 43−52.
  152. В.В. Организационно-педагогические условия формирования системы аттестации педагогических кадров в современной России (на материале г. Москвы). Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1998.
  153. Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе. М.: Педагогика, 1973. — 268 с.
  154. П.А. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 303 с.
  155. В.А. Понятие модели в современной науке. — В кн.: Некоторые вопросы диалектического материализма. JL, 1962. -С. 8−18.
Заполнить форму текущей работой