Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка магистрантов гуманитарных факультетов университета к научно-исследовательской деятельности в курсе иностранного языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако, уровень обучения и воспитания, формирования навыков научно-исследовательской деятельности в отечественной высшей школе, несмотря на ее значительные достижения в подготовке высококвалифицированных научных кадров, еще не в полной мере отвечает задачам социально-экономического развития страны, быстрого освоения достижений науки и техники. В частности, в педагогической науке еще не достаточно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы отбора содержания университетского магистерского образования по иностранному языку
    • 1. 1. Сущность и специфика современного многоуровневого университетского образования
    • 1. 2. Научно-исследовательская деятельность — системообразующий компонент подготовки магистрантов гуманитарного профиля университета
    • 1. 3. Функции курса иностранного языка в подготовке магистрантов к научно-исследовательской деятельности
  • Глава 2. Моделирование организации и содержания образования по иностранному языку в контексте подготовки магистрантов к научно-исследовательской деятельности
    • 2. 1. Диагностика эффективности подготовки магистрантов университета к научно-исследовательской деятельности в курсе иностранного языка
    • 2. 2. Организационно-содержательная модель подготовки магистрантов к научно-исследовательской деятельности средствами иностранного языка
    • 2. 3. Результаты функционирования организационно-содержательной модели подготовки магистрантов к научно-исследовательской деятельности в курсе иностранного языка

Подготовка магистрантов гуманитарных факультетов университета к научно-исследовательской деятельности в курсе иностранного языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях социально-экономических перемен и процесса модернизации образования существенно меняется статус выпускника университета. Соответственно, возрастают требования к общей культуре, профессиональной компетенции, мобильности подготовки специалистов всех профилей. Современным образованием должны создавать соответствующие условия, содержание и технологии обучения, направленные на развитие соответствующих компетенций и качеств личности будущих специалистов. Исследовательская деятельность выступает гибким механизмом решения названных проблем.

Однако, уровень обучения и воспитания, формирования навыков научно-исследовательской деятельности в отечественной высшей школе, несмотря на ее значительные достижения в подготовке высококвалифицированных научных кадров, еще не в полной мере отвечает задачам социально-экономического развития страны, быстрого освоения достижений науки и техники. В частности, в педагогической науке еще не достаточно глубоко и всесторонне рассматривался учебный процесс в магистратуре университета, как средство формирования готовности магистрантов к научно-исследовательской деятельности в единстве с развитием личности в целом. Здесь должны быть более эффективно представлены «интересы науки», следовательно, именно на ступени магистратуры нужно проводить выявление и отбор людей, желающих и умеющих работать в науке и способных в ней что-то делать. Отсюда возникает объективная необходимость совершенствования дидактических основ процесса обучения в магистратуре высших учебных заведений.

С момента своего зарождения и до настоящего времени университеты выступают как крупные научные и учебные центры, определенные хранители научных и культурных ценностей общества. Особенностью современной образовательной ситуации является ощутимый поворот от образования узкоспециализированного к образованию университетскому, т. е. к образованию широкому и фундаментальному, позволяющему человеку легко адаптироваться к быстро меняющимся технологиям. Такие университеты должны оптимально сочетать образование по естественным, точным, гуманитарным и общественным наукам, иметь структурные подразделения довузовской подготовки, уникальные научные библиотеки, широкий доступ к мировым информационным ресурсам, прочные международные связи, необходимую сеть научных учреждений, полноценную аспирантуру и докторантуру, институты переподготовки и повышения квалификации преподавательских кадров.

Важнейшим элементом университетского образования является органичное переплетение учебного и научно-исследовательского процесса. Именно университеты являются наиболее притягательными центрами высшего профессионального образования, обеспечивающие его непрерывность, фундаментальность и многоуровневость.

Использование зарубежных моделей организации общеобразовательной и профессиональной подготовки исследователей имеет большие резервные возможности для применения в условиях нашей страны. Интеграция России в мировое образовательное пространство требует глубокого научного анализа достижений ведущих стран в области подготовки магистрантов и, прежде всего, их участия в научном творчестве. Организации научной деятельности студентов за рубежом способствуют новые подходы к обучению в системе возрастающих требований, а именно: целенаправленное поощрение инновационных инициатив, усиление принципа междисциплинарности в противовес высокой степени специализации, взаимосвязь базовых и специальных дисциплин, координация программ научных намерений.

Анализ и возможности использования зарубежного опыта в нашей стране раскрываются в работах Б. Л. Вульфсона, А. И. Галагана, А. Н. Джуринского, Г. Д. Дмитриева, З. А. Мальковой, Е. А. Мегаловой, Н. Д. Никандрова, Ф. Л. Ратнер, М. С. Сунцовой, Е. Ю. Хахубия, Г. В. Шевцовой и др.

Подготовка к исследовательской деятельности студентов вузов представлена в различных аспектах.

Во-первых, методологические основы научно-исследовательской деятельности нашли отражения в работах Ю. Н. Азарова, В. И. Загвязинского, Н. В. Кузьминой, В. В. Краевского, Ю. Н. Кулюткина, В. И. Мареева, Е. К. Осиповой, C.JI. Рубинштейна, М. Н. Скаткина, В. А. Сластенина и др.

Во-вторых, психолого-педагогические основы исследовательской деятельности студентов раскрыты в трудах С. И. Архангельского, В. И. Андреева, Ю. К. Бабанского, В. В. Давыдова, В. А .Крутецкого, B.C. Кузнецова, Н. Д. Никандрова, Я. А. Пономарева и др.;

В-третьих, изучением практики научно и учебно-исследовательской работы студентов занимались JI.A. Горбунова, А. И. Киприанов, А. И. Мамот,.

A.А. Лебедев, Е. А. Непомнящий, Г. И. Николаев, П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин и др.;

В-четвертых, следует назвать диссертационные исследования Н. С. Амелиной, Н. П. Меньшиковой, Г. П. Храмовой, Н. М. Яковлевой, связанные с организацией учебно-исследовательской работы студентов в процессе изучения дисциплин педагогического цикла, а также работы, выполненные на материале методических дисциплин — Г. М. Гольцовой (методика преподавания биологии), В. К. Крахоткиной (методика преподавания физики),.

B.В. Николаевой и В. Г. Заворуевой (методика преподавания математики).

Массовый характер научной деятельности, все более увеличивающееся число производителей и потребителей научной информации заставляет предъявлять повышенные требования не только к содержанию, но и к формеязыку и стилю — научных публикаций. Очевидно, что для быстрого и грамотного внедрения достижений науки в практику необходимо, чтобы научная информация с наименьшими умственными и временными усилиями воспринималась ее потребителями и адекватно ими понималась.

Несоответствие языка и стиля научных публикаций, в частности, магистерских диссертаций, требованиям правильности, точности, краткости, логичности, выразительности, как важнейшим коммуникативным качествам речи, свидетельствует о слабом развитии у некоторых научных работниковсоискателей ученых степеней и званий — речевых умений активного характера, навыков кодирования информации.

Это положение прежде всего относится к молодым научным работникам. А если добавить к этому, что общение происходит в условиях иноязычного научного пространства, то проблема совершенствования стиля научных произведений окажется еще более сложной (Н.О. Епихина, М. В. Мазо, И. А. Мегалова, О. И. Сафроненко, Г. Н. Сергеева и др.).

Дисциплина «Иностранный язык» становится одной из наиболее востребованных в университетском образовании. В условиях процесса глобализации и интернационализации мирового рынка труда владение выпускниками университетов иностранным языком повышает статус отечественных специалистов, усиливает профессиональную конкурентоспособность, обеспечивает удовлетворение научных и деловых контактов. Проблеме языковой компетентности выпускников высшей школы посвящены работы Ю. В. Еремина, И. А. Зимней, Е. В. Ковалевской, Г. А. Китайгородской, В. В. Мачнева, Е. Г. Обухова и др.

Анализ работ свидетельствует о достаточной разработанности данной проблемы в общепедагогическом и методическом плане. Однако содержание образовательных программ и способы обучения иностранным языкам пока не в полной мере могут удовлетворить потребности общества и личности. Преподаватели вузов в своей работе в меньшей мере ориентируются на профессионально-личностную подготовку магистрантов, отдавая предпочтение умениям читать и понимать специальную литературу, говорить на повседневные темы, переводить с иностранного языка профессиональные тексты. Мир без границ открывает доступ к глобальному знанию в том случае, если овладение иностранным языком будет осуществляться на основе новых педагогических и компьютерных технологий.

Таким образом, в науке к настоящему времени созданы предпосылки, необходимые для решения обозначенной проблемы. Анализ научных исследований и педагогическое осмысление проблемы указывают на наличие ряда противоречий:

— между требованиями, предъявляемыми обществом к выпускнику высшей школы как профессионально-культурной личности, обладающей языковой компетентностью и отсутствием теоретического осмысления преподавателями высшей школы процесса обогащения языковой компетенции выпускников магистратуры;

— между возрастающими требованиями к уровню представления магистерских диссертаций и низким владением исследовательской культурой выпускников университета;

— между возрастающими, расширяющимися возможностями информационного, культурного, научного обмена и недостаточным уровнем развития языковой компетентности выпускников университета.

Обозначенные противоречия свидетельствуют об актуальности настоящей проблемы и определяют выбор темы диссертационного исследования «Подготовка магистрантов гуманитарных факультетов университета к научно-исследовательской деятельности в курсе иностранного языка».

Проблему настоящего исследования составляет выявление эффективных организационно-содержательных подходов подготовки магистрантов к научно-исследовательской деятельности в курсе «Иностранный язык» .

Цель — разработка научных основ организации и содержания магистерского образования по иностранному языку, обеспечивающего подготовку магистрантов к научно-исследовательской деятельности.

Объект исследования — система исследовательской подготовки магистрантов в контексте многоуровневого университетского образования.

Предмет — подготовка магистрантов к научно-исследовательской деятельности в процессе изучения иностранного языка.

Гипотеза — подготовка магистрантов гуманитарных факультетов университета в курсе иностранного языка будет эффективной, если: создано учебно-методической обеспечение лингвообразовательного процесса при использовании личностно-ориентированных педагогических технологийсоблюдена преемственность языковой подготовки по уровням обучения в университетеразработана система диагностики подготовки магистрантов к научно-исследовательской деятельностиучитываются современные подходы в отборе содержания и форм обучения иностранному языку, ориентированные на научно-исследовательскую деятельность магистрантовразработана и внедрена в образовательную практику организационно-содержательная модель иноязычной подготовки магистрантов гуманитарного профиля университета. Задачи исследования:

1) раскрыть сущность и специфику исследовательской подготовки магистрантов в условиях многоуровневого университетского образования;

2) уточнить понятия «научно-исследовательская деятельность» и «учебно-исследовательская деятельность» в рамках образовательного процесса в магистратуре;

3) определить место иностранного языка в контексте подготовки магистров к научно-исследовательской деятельности;

4) разработать теоретические основы отбора и структурирования содержания и форм магистерского образования по иностранному языку, обеспечивающих подготовку магистрантов к научно-исследовательской деятельности;

5) экспериментально апробировать организационно-содержательную модель иноязычной подготовки магистрантов в процессе реализации магистерского университетского образования гуманитарного профиля.

Теоретико-методологическую базу исследования составили:

— работы по истории университетского образования и перспективах его развития (Б.С. Гершунский, Л. Гребенюк, JI.B. Занина, А. Ф. Зотов, В. А. Сластенин и др.);

— культурологическая концепция образования (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Е. В. Бондаревская, А. Ф. Зотов и др.);

— концептуальные идеи личностно-ориентированного образования, направленные на развитие индивидуальности, творчества и нравственности субъекта воспитания и учения (Е.В. Бондаревская, Т. И. Власова, С. В. Кульневич, В. В. Сериков и др.);

— теория компетентностного образования (И.О. Епихина, И. А. Зимняя, В. В. Сериков, И. А. Мегалова, А. В. Хуторской и др.), разрабатывающая теоретические и практические аспекты «коммуникативной компетенции» и «языковая компетенция» (J1.M. Землянова, В. Г. Тузлукова, И. Н. Розина, О. И. Матьяш, И. А. Мегалова и др);

— работы в области исследовательской деятельности в современном вузе (В.И. Загвязинский, В. В. Краевский, B.C. Кузнецов, В. И. Мареев, В. А. Сластенин и др.);

— концепции современного языкового образования (Ю.В. Еремин, М. В. Китайгородская, Е. В. Ковалевская, Е. Г. Обухова, Г. С. Сергеева и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, ретроспективно-перспективный, моделирование, обобщение) — диагностические (включенное наблюдение, тестирование, самооценка и экспертная оценка) — праксиметрические (анализ продуктов деятельности) — экспериментальные (констатирующий, развивающий и контрольный этапы педагогического эксперимента) — методы статистической обработки данных и табулярно-графического изображения результатов.

Научная и теоретическая новизна исследования состоит в том, что в нем обоснована и сконструирована организационно-содержательная модель подготовки магистрантов к научно-исследовательской деятельности в процессе изучения иностранного языка на основе установления преемственности ступеней многоуровневого университетского образованияраскрыта роль преемственности в процессе изучения иностранного языка в подготовке магистрантовразработана система диагностики подготовки магистрантов в научно-исследовательской деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана, апробирована и внедрена в учебный процесс магистратуры организационно-содержательная модель изучения иностранного языка как средства подготовки к научно-исследовательской деятельности магистрантовподобраны преемственные группы коммуникативно-развивающих заданий для всех типов работ в курсе иностранного языка для магистрантовразработаны общедидактические подходы к отбору содержания и форм работы, которые могут быть реализованы в других предметных областях магистерского образования.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены исходными положениями методологии исследованияформированием комплекса методов исследованияиспользованием методов математической статистики и статистической значимостью экспериментальных данных.

На защиту выносятся:

1.Ведущие принципы подготовки магистрантов к научно исследовательской деятельности. В системе магистерского образования необходимо опираться на принцип преемственности подготовки выпускника университета на всех уровнях обучения, вариативности учебных программ, научно-исследовательской ориентации образовательного процесса и индивидуальной направленности подготовки выпускника.

2. Понятие «исследовательская деятельность» является родовым для понятий «учебно-исследовательская деятельность» и «научно-исследовательская деятельность». Учебно-исследовательская деятельность магистрантов — это деятельность, реализуемая преимущественно в учебном процессе и выполнении учебной задачи и подготавливающая магистранта к этапу научно-исследовательской работы. Научно-исследовательская деятельность в образовательном процессе магистратуры предполагает самостоятельный поиск изучения проблем и оригинальных способов их решения и находит отражение в магистерской диссертации, содержащей совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты.

3. Назначение курса «Иностранный язык» в магистратуре имеет полифункциональную направленность и выполняет коммуникативную, культурологическую, компетентностную, исследовательскую функции, а также функцию индивидуально-личностного развития.

4.0рганизационно-содержательная модель подготовки магистрантов гуманитарных факультетов университета к научно-исследовательской деятельности в курсе иностранного языка включает организационный аспект, заключающийся в осуществлении субъектной позиции исследовательской подготовки магистрантов: магистрант — учащийся, магистрант — исследователь, магистрант — организатор коммуникации. Содержательный аспект модели базируется на цикле развивающих занятий в курсе иностранного языка «Подготовка к научно-исследовательской деятельности», включающий три крупных содержательных блока: «Письменная научная коммуникация», «Устная научная коммуникация» и «Компьютерно-опосредованная научная коммуникация» .

5. В процессе подготовки к исследовательской деятельности магистрантов в рамках дисциплины «Иностранный язык» осуществлялась деятельность по получению нового знания, его организации, функционированию, хранению и распространению, которая не ограничивается лингвистическим аспектом. Содержание образования выступает как способ развития и саморазвития личностных качеств исследователя — активности, самостоятельности, ответственности и др., и выступает как одно, из условий подготовки квалифицированного выпускника университета, способного индивидуально и коллективно решать профессиональные, научные и социальные проблемы.

Опытно-экспериментальная база. В ходе работы использованы труды отечественных и зарубежных ученых. Нами изучен опыт организации исследовательской деятельности студентов в высших учебных заведениях г. Ростова-на-Дону. Основной опытно-экспериментальной базой явился исторический факультет Ростовского государственного университета. В исследовании приняли участие 54 магистрантов и 28 преподавателей Ростовского государственного университета и Ростовского государственного педагогического университета.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап — поисково-теоретический (1998;2000гг) — анализ литературных источников по проблеме исследованиявыделение особенностей функционирования преемственности в организации учебной деятельности магистрантов в процессе изучения иностранного языка и выявление функций английского языка в подготовке к научному исследованиюопределение объекта и предмета, уточнение гипотезы исследованияотбор методов исследованияпроведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов.

Второй этап — теоретико-экспериментальный (2001;2003гг) конструирование и внедрение экспериментальной организационно-содержательной модели деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка как средства подготовки к научно-исследовательской деятельности на основе установления преемственных связейкомпьютерно-статистическая обработка результатов формирующего эксперимента.

Третий этап — описательно-итоговый (2004;2005гг) — анализ и систематизация полученных в ходе теоретического исследования и эксперимента данныхлитературное оформление диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования были представлены на XIII Международной конференции «Контрастивная лингвистикатипология языковметодика изучения иностранным языкам» — на II Международной конференции «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие стратегического развития России» (г. Ростов-на-Дону, 2004), научно-методической конференции «Современные образовательные технологии и проблемы становления личности специалиста» (г. Ростов-на-Дону, 2000). Разработаны и внедрены в учебный процесс РГУ методические рекомендации и учебное пособие по практике письменной и устной речи английского языка для магистрантов (2003). Результаты исследования представлены и обсуждены на кафедре английского языка гуманитарных факультетов РГУ и кафедре педагогики РГПУ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа, заключения и приложения.

4. Результаты исследования. Выводы автора.

5. Комментарий референта. В комментарий входит критическая характеристика первоисточника, актуальность освещенных в нем вопросов, их интеллектуальная и эмоциональная оценки, указания на когда рассчитан реферируемый материал и кого он может заинтересовать.

6. Реферат должен быть написан лаконичным языком, а потому целесообразно использовать следующие лексические обороты:

Заключение

.

Целью настоящего диссертационного исследования выступала разработка научных основ организации и содержания магистерского образования по иностранному языку, обеспечивающего подготовку магистрантов к научно-исследовательской деятельности.

В ходе решения исследовательских задач нами установлено, что история университетского образования насчитывает несколько столетий, в течение которых оно убедительно продемонстрировало свою жизнеспособность, способность к изменениям, содействию преобразованиям и прогрессу в обществе. С момента своего зарождения и до настоящего времени университеты выступают как крупные научные и учебные центры, определенные хранители научных и культурных ценностей общества.

Университет — высшее учебно-научное заведение, объединяющее в своем составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы научного знания. Инновационные процессы в университетском образовании связаны с созданием многоуровневой системы обучения, гуманитаризацией содержания образования, включением в процесс обучения технологий личностно-ориентированного образования.

Многоуровневая структура университетского образования предполагает принципиальное изменение технологии обучения, в частности, повышение фундаментальности образования на этапе бакалавриата и роли самостоятельной и исследовательской работы студентов в процессе обучения в магистратуре. По новым образовательным стандартам самостоятельная работа занимает в среднем половину времени, отводимого на учебную дисциплину. Очевидно, что при этом повышается значение организации консультаций и контроля этого вида деятельности со стороны преподавателя.

Магистерская подготовка позволяет получить выпускников, уже обладающих некоторым «заделом» для поступления в аспирантуру в виде публикаций и опыта участия в конференциях и семинарах. Обучение в магистратуре направлено на подготовку исследователя, способного не только квалифицированно решать научные задачи в конкретном профессионально-образовательном направлении, но и способного к саморефлексии, творчеству и самопознанию.

В многочисленных исследованиях, посвященных университетам мира, традиционно подчеркиваются определенные черты: органичное переплетение учебного и научно-исследовательского процесса. Понятие «исследовательская деятельность» является родовым для понятий «учебно-исследовательская деятельность» и «научно-исследовательская деятельность» .

Учебно-исследовательская деятельность магистрантов — это деятельность, реализуемая преимущественно в учебном процессе и выполнении учебной задачи и подготавливающая магистранта к этапу научно-исследовательская работы. Научно-исследовательская деятельность в образовательном процессе магистратуры предполагает самостоятельный поиск изучения проблем и оригинальных способов их решения и находит отражение в магистерской диссертации, содержащей совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты.

Современное образование в университете призвано ориентировать научно-исследовательскую деятельность магистрантов на становление нового типа личности — человека-исследователя, креативную личность, способную преобразовать окружающий мир и самого себя в нем. Ведущим показателем качества подготовки магистранта выступает его субъектность в учебной деятельности, исследовательской деятельности и в процессе коммуникации, выраженная в активности, самостоятельности и ответственности за выбранную личностную позицию или принятое решение.

Мы установили, что при отборе форм и содержания обучения в системе магистерского образования необходимо опираться на принцип преемственности подготовки выпускника университета на всех трех уровнях обучения, вариативности учебных программ, научно-исследовательской ориентации образовательного процесса и индивидуальной направленности подготовки выпускника.

В соответствии с современными тенденциями организации исследовательской деятельности магистрантов, когда она приобретает статус-системообразующего компонента в содержании учебных занятий в магистратуре, выполняются при этом другие функции университетского образования: интегративная, культурологическая, прогностическая, функция социализации и т. д.

К факторам, предопределяющими успешность развития магистрантов в научно-исследовательской деятельности в высшей школе, мы отнесли: воспитание готовности к учебной и научной деятельности, создание развивающей среды, научно-методологическая подготовка студентов, особая регламентация учебного процесса, в том числе, совместимость в международных исследовательских проектах.

Анализ исследований по проблеме позволил установить, что значимость научно-исследовательской деятельности далеко выходит за пределы конкретных дисциплин. Учебно-исследовательская деятельность, осуществляемая в рамках отдельного учебного курса, становится этапом, предшествующим и способствующим организации собственно научно-исследовательской деятельности. Данный подход, как нам представляется, позволяет, с одной стороны, совершенствовать процесс обучения в плане подготовки компетентных, конкурентоспособных специалистов для сферы науки и производства, с другой — модернизировать структуру организации научно-исследовательской деятельности магистрантов в структуре многоуровневого университетского образования.

В этом контексте назначение курса «Иностранный язык» в магистратуре имеет полифукциональную направленность и выполняет коммуникативную, культурологическую, компетентностную, исследовательскую функции, а также функцию индивидуально-личностного развития.

В соответствии с обозначенными подходами нами была разработана и апробирована в учебном процессе организационно-содержательная модель подготовки магистрантов гуманитарных факультетов университета к научно-исследовательской деятельности в курсе иностранного языка. Данная модель включает организационный аспект, заключающийся в осуществлении субъектной позиций исследовательской подготовки магистрантов: магистрантучащийся, магистрант — исследователь, магистрант — организатор коммуникации. Содержательный аспект модели базируется на цикле развивающих занятий в курсе иностранного языка «Подготовка к научно-исследовательской деятельности», включающий три крупных содержательных блока: «Письменная научная коммуникация», «Устная научная коммуникация» и «Компьютерно-опосредованная научная коммуникация» .

Проведенная опытно-экспериментальная работа позволили установить, что в процессе подготовки к исследовательской деятельности магистрантов в рамках дисциплины «Иностранный язык» осуществлялась деятельность по получению нового знания, его организации, функционированию, хранению и распространению, которая не ограничивается лингвистическим аспектом. Содержание образования выступает как способ развития и саморазвития личностных качеств исследователя — активности, самостоятельности, ответственности и др., и выступает как одно из условий подготовки квалифицированного выпускника университета, способного индивидуально и коллективно решать профессиональные, научные и социальные проблемы.

Данное исследование лишь обозначило проблему магистерской исследовательской подготовки в условиях университета, которая требует дальнейшего изучения. Очевидно, что совершенствование подходов в изучении иностранного языка как средства научного общения может быть рассмотрено на этапе постдипломного образования или в системе повышения кадров высшей квалификации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абасов 3. Инновационность в образовании и подготовка учителей // «Alma Mater» («Вестник высшей школы»). — 2001. — № 4. — С. 9- 12
  2. В. Преподаватель и студент: практика общения // Высшее образование в России. 1998. — №. 2. — С. 51−57.
  3. А.С., Числова А. С. Методические указания и контрольные работы для студентов-заочников III курса исторического факультета. Вып.6.- Ростов-на-Дону, 2002.- 20с.
  4. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1988.
  5. А.Н. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. М., 2002.
  6. , Н.Г.- Ивановский, Р.И. Подготовка научного работника в условиях многоуровневого образования // Высшее образование в России. -М., 1992.-№ 4.-С. 16−27
  7. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  8. Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике. М., 1999.
  9. , А.- Михелькевич, В. Многоступенчатые структуры интегрированных систем образования // Высш. образование в России. М., 1996.-№ 3.-С. 37−50
  10. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. -М.: Политиздат, 1990.- 413с.
  11. Е.В. Концепция общепедагогической подготовки учителя в условиях многоуровневого образования в педагогическом вузе. Ростов н/Д, 1992.
  12. Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий. Ростов-на-Дону, 2000.- 44 с.
  13. А.Б. Англо-русский словарь по программированию и информатике (с толкованиями) М., 1990. — 335с.
  14. Н.В. Психологические особенности обучения письму детей младшего школьного возраста, //Вопросы психологии.- 1998.-№ 6.
  15. .С. Менталитет и образование в системе ценностей и приоритетов XXI века. М., 1996.
  16. .С. Стратегические приоритеты образования в России // Педагогика. 1996. — № 5. — С.46.
  17. С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. — М., 1995.
  18. Глоссарий.ру: экономические и финансовые словари.-http://encycl.yandex.ru
  19. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Направление 520 800- История. Степень- магистр истории.-М., 2000.
  20. , В.Н.- Лопаткин, В.М.- Одинцов, П. К. Многоуровневая подготовка в педагогическом университете // Педагогика. М., 1994. — N 1. — С. 47−50
  21. Гохберг JL, Кузнецова И. Вузовская наука: перспективы развития // Высшее образование в России. 2004. — N 4. — С. 107−120
  22. JL. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» / Вопросы экономики, 2003, № 3.
  23. JI. Россия в Болонском процессе: середина большого пути // Высшее образование в России. 2004. — N 4. — С. 3−17
  24. Т.Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов/ Под ред. А. П. Садохина.- М., 2003.-325с.
  25. Д.Б. Прецедентное имя и проблемы прецедентное&trade-.- М., 1999.
  26. Гуманитарные исследования в Интернете. / Под ред. А. Е. Войскунского. -М.: «Можайск-Терра», 2000. 432с.
  27. А .Я. Теория интеграции образования.- Ростов-на-Дону, 2000.-440с.
  28. А. Руководство к образованию немецких учителей // Педагогическое наследие. — М., 1989.
  29. О. Социокультурные проблемы становления и развития высшего образования // Alma mater. 1996. — № 1. — С.21.
  30. Н.О. Обогащение языковой компетенции студента в образовательном процессе вуза. Автореф. дисс.к.п.н. Красноярск 2001
  31. Ю.В. Теориетические основы профессионально-коммуникативной подготовки будущего учителя в условиях педагогического университета (предметная область иностранный язык). Автореф. дисс. д-ра п.н. Санкт-Петербург, 2001.
  32. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. -Л.: ЛГУ, 1974.
  33. В.И. Учитель как исследователь. — М., 1980.
  34. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском образовании» // Сб. законодательств РФ. 1996. — № 35. -С .8398−8425.
  35. JI.B. Особенности многоуровневого педагогического образования. Организация многоуровневой подготовки специалистов. Ростов н/Д: РГПУ, 1994. — Вып.1. — С.29−33.
  36. Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М., 1998. -480с.
  37. И.В., Ляхович Е. С. Джон Ньюмен и его модель идеального университета // Alma mater. 1993. — № 1. — С.39.
  38. И.В., Ляхович Е. С. Миссия университета в европейской культуре. -М., 1994.-360 с.
  39. В.К., Зимарев А. Н., Степанов A.M. и др. Англо-русский словарь по вычислительной технике / Под ред. Е. К. Масловского. М., 1990. — 800с.
  40. Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций.-М., 1999.
  41. И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. — М., 2004.
  42. И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. М.- Просвещение, 1991 .-С.ЗЗ.
  43. Злотникова И. Я Интерент-технологии в обучении взрослых.-http://vspu.ac.ru/~zlot/initialpage.htm
  44. И. Я. Формирование информационной компетенции будущего учителя-предметника в педагогическом вузе // Педагогическая информатика. 2004. — N 1. — С. 40−45
  45. А.Ф. Университет как домен культуры (Современная ситуация в России, роль образования и признания университета) // Вест. Моск. ун-та. -1996. № 2. — С.68−71.
  46. Г. Проблема различия обучения и образования // Alma Mater («Вестник высшей школы»). -2001. — № 5. — С. 22−26
  47. Е.И. О признаках слова, необходимых для его узнавания при слушании. В сб.: Новые исследования в педагогических науках. Вып. 12. М., 1999 .
  48. Е. С. Использование игры в формировании коммуникативной компетенции студентов языковых педвузов (1 курс, немецкий язык) Автореф. дисс.к.п.н.- М, 2000.- 18с.
  49. Я.А. Великая дидактика // Педагогическое наследие. — М. 1989.
  50. Г. Культурные модели университета // Alma mater. 1996. — № 3. -С.28−32.
  51. , Н.Э., Невзоров, Б.П. Проблемы разработки организационной структуры многоуровневой системы высшего образования // Высшая школа России. М., 1993. — С. 107−116
  52. , Е. Н. Концепция многоуровневой образовательной системы в рамках классического университета//Известия Российской академии
  53. В.Г. Образование и цивилизация: Доклад на пленарном заседании 2-го междунар. конгресса ЮНЕСКО // Информатика и образование. 1996. — № 5. — С.21−28.
  54. В.Г. Основные направления региональной политики в области высшего образования // Университеты России: Проблемы регионализации. Ростов н/Д: РГПУ, 1994.
  55. Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: Изд-во московского университета. 1986 г. 176 с.образования.-2001 .-№ 3.- С. 39−43.
  56. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 14−21.
  57. Т.Е. Развитие научно-исследовательской деятельности учителя. Автореф.дисс. д-ра п.н.-0ренбург, 2001
  58. Е.В. Генезис и соверменное состояние проблемного обучения (общепедагогический анализ применительно к методике преподавания иностранных языков). Автореф.дисс. д-ра п.н.Москва, 2000
  59. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара, 1994. — 164 с.
  60. В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность: Человек. Сознание. Коммуникация.- М., 1998-
  61. А.Ф. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практ. пособие для студентов-магистрантов. М.: «Ось-89», 1997. — 304 с.
  62. Е.В. Генезис и современное состояние проблемного обучения (общепедагогический анализ применительно к методике преподавания иностранных языков). Автореф. дисс. д-pa.n.H.- Москва, 2000- 32с.
  63. В.А. Теория и практика многоуровневого университетского педагогического образования : Автореф. дис. д-ра пед. наук .- М., 1996. -32с.
  64. B.C. Исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества в вузе. Автореф.дисс. к.п.н.-Москва, 1996.
  65. И.Н. Интернет в учебной и научной работе. Практическое пособие. Издательско-торговая корпорация «Дагков и Ко». Москва, 2002. — 191 с.
  66. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. Практикум. 4-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2000. — 315 с.
  67. В.А. Образование как образ жизни // Alma mater. 1997. — № 10. -С.14−18.
  68. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. -212 с.
  69. Д. Современные модели подготовки кадров высшей квалификации в свете исторического опыта европейского университетского образования XYI-XYIII вв. // Alma mater: Вестник высшей школы. 2003. — № 7. — С. 38−43
  70. Личностно-ориентированный образовательный процесс / Под ред. Бондаревской Е. В. Ростов н/Д, 1995. — 286 с.
  71. А. Образование: проблемы глобализации и региональность // Alma mater. М., 1997. — N. 11. — С. 4−9.
  72. Д. Об управлении разумом // Педагогическое наследие. — М., 1989.
  73. М.В. Педагогическая технология формирования коммуникативной компетенции у студентов (на материале изучения иностранных языков). Автореф.дисс. к.п.н.-Саратов, 2000.-18с.
  74. Л.В. Преподаватель: модель, деятельность, аттестация. М., 1992. — 220 с.
  75. А.И. Педагогика высшей школы в структуре многоуровневого педагогического образования // Организация многоуровневой подготовки специалистов. Ростов н/Д: РГПУ, 1994. — Вып.1. — С. 11−13.
  76. И. Ключевые проблемы образования в контексте интеллектуального потенциала будущего: сравнительно-педагогический аспект // «Alma Mater» («Вестник высшей школы»). 2001. — № 7. — С. 42
  77. В.И. Исследовательская деятельность в педагогическом вузе: теория и практика. Ростов-на-Дону, 1999.-202с.
  78. Н.Н. Становление профессионально-педагогической культуры преподавателя педагогического университета. Дисс. канд. пед.наук.-Ростов-на-Дону, 1999.- 180с.
  79. О.И., Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование? www.russcom.ru
  80. В.В. Интенсификация процесса обучения студентов университета иностранному языку. Автореф. дисс. к.п.н.- Оренбург, 2001.-18с.
  81. И.А. Новейшие информационные и коммуникативные технологии формирования иноязычной компетенции в российских и зарубежных вузах (сравнительный анализ) Автореф.дисс. к.п.н.-Саратов, 2000.
  82. Н.П. Развитие исследовательского творчества студентов в образовательной системе педагогического колледжа.-Автореф.дисс.к.п.н.Ставрополь, 1997.- 21 с.
  83. , B.C. Гуманитарное образование в структуре многоуровневой системы высшего образования в России // Гуманитарная подготовка студентов негуманитарных вузов и специалистов гуманитарного профиля. -М., 1993. С. 17−23
  84. А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе, — 2001.- № 5.
  85. .С., Мануйлов В. Ф. Инженерное образование на пороге XXI века. М.: Изд. Дом Русанова, 1996. — 224 с.
  86. Многоуровневая структура образования: научно-методические основы и практика: Учеб. пособие / Попов Ю. В., Подлеснов В. Н., Кучеров В. Г. и др. — Волгогр. гос. техн. ун-т. Волгоград, 1997. — 108 с.
  87. Научные работы: методика подготовки и оформления / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов, 2-е изд, перераб. и доп. Минск: Амалфея, 2000. — 544 с.
  88. Т. С. Об изучении информатики на филологических факультетах // Педагогическая информатика. 2004. — N 1. — С. 45−50
  89. Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Бондаревской Е. В. Ростов н/Д, 1995. — 216 с.
  90. Е.Г. Развитие речевой культуры студентов педагогического вуза средствами языка (на материале изучения французского языка). Автореф. дисс. к.п.н. .-Комсомольск-на-Амуре, 2003 С. 18
  91. О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации: Постановление Комитета по высш. шк // Высшее образование в России. М., 1992. — N 2. — С. 99
  92. О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» // Высшее образование в России. 1996. НИЧ.-С. 3−36.
  93. , В. Многоуровневая подготовка специалистов // Высшее образование в России. М., 1995. — N 2. — С. 121−123
  94. , А.И. Многоуровневое педагогическое образование // Педагогика. -М., 1993.-N1.-С. 53−57
  95. И.Г. Метод // Педагогическое наследие. — М., 1989.
  96. В. Решение было верным // Высшее образование в России. 2004. -№ 4.-С. 55−56
  97. Положение о подготовке специалиста с высшим образованием в Белорусском государственном университете (утверждено приказом ректора Белгосуниверситета). Минск, 2000.- С. 2.
  98. Е. Г. Культурологические функции изучения иностранных языков в отечественной гимназии (вторая половина XIX начало XX вв.). Автореф. дисс.к.п.н. Москва 1999.
  99. Проблемы зарубежной высшей школы. Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. Россия, Москва, Научно-исследовательский институт высшего образования (НИИВО)/Гл. ред. Сидоров А. Н. 2001 Вып. 2, 5 — 100 с.
  100. , А.С.- Фейгина, М.В. О двухступенчатой системе образования по специальности «история» // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: история и философия. Москва, 1993. — N 1. — С. 131−133
  101. А.С. Тренинг коммуникативных умений.- М., 1993.
  102. Ю7.Райхштейн А. Д. Национально-культурный аспект интеркоммуникации //
  103. Иностранные языки в школе.- 1986.- № 5.
  104. Ф.Л. Дидактические концепции и современные тенденции развития творческих способностей студентов в научной деятельности за рубежом. Автореф. дисс. .д-ра.пед.наук- Казань, 1997.- 26с.
  105. Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие. 4-е изд., испр. — М.: Высш. шк.: ИНФРА -М, 1998.-192
  106. Д.Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык.-М.: Айрис-Пресс, 2002
  107. И. Н. Педагогическая коммуникация в электронной образовательной среде: исследовательские и образовательные подходы // Педагогическая информатика. 2004. — N 1. — С. 77−88
  108. C.JI. Проблемы общей психологии. — М., 1973.
  109. В.А., Белокуров В. В. и др. Университетское образование: приглашение к размышлению. М.: МГУ, 1995. — 350 с.
  110. В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования //Иностранные языки в школе.- 2001.- № 3.
  111. О.И. Формирование готовности студентов университета к исследовательской деятельности (на материале обучения иностранному языку). Автореф. дис.. к.п.н Ростов-на-Дону, 1987.
  112. Е. «Студент-исследователь» // Высшее образование в России. -2004.-№ 4.-С. 145−149
  113. , В. Магистратура в российских вузах // Высш. образование в России. М., 1995. — № 2. — С. 103−111
  114. Г. Н. Содержание и методика проведения практикума по стилистике научной речи для аспирантов технического вуза. Автореф.дисс. к.п.н.-Москва, 1993.
  115. В.В. Ориентация на личность как парадигма современного образования // Просвещение. Элиста, 1998.- № 1. — С. 1−5.
  116. Т.П. Основы культуры научной речи: Метод. Материалы по спецкурсу. М.: МИИТД999.
  117. В.А. Университетское педагогическое образование: проблемы и решения // Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология. Белгород, 1996. — С.3−8.
  118. В.А. Учитель и время // Советская педагогика. — 1990. — № 9.
  119. В. Гуманитарный факультет: миссия и организационное развитие // Высшее образование в России. 2004. — N 4. — С. 56−79
  120. Суворова И. В Феномен письменной научной речи в России и США: сравнительно-культурологический аспект: Автореф. дис. канд. культуролог, наук: 24.00.01/.-М., 2003.-23с.
  121. М.С. Современные тенденции развития профессиоанльно-педагогической подготовки преподавателей вузов в США, Германии и (организационно-педагогические и дидактические аспекты). Автореф. дисс.к.п.н.-Казань, 1999.
  122. М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов (Программно-методическое пособие). М., 2000.
  123. Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке. -М.: Логос, 1994. 64 с.
  124. Тер-Минасова С. Г. Доклад на Всероссийской научно-практической конференции «Лингвистика и межкультурная коммуникация: теория и практика» // Вестник Моск. ун-та.- Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация.- 2002.- № 4.
  125. В. Е. Университетское образование: взгляд в будущее // Университетское управление: практика и анализ. 1998. -№ 3(6). С. 3−4.
  126. Университеты и университетское образование: история, проблемы, перспективы: Тез. докл. Регион, науч.-метод. конф. / Чуваш, гос. ун-т им. И. Н. Ульянова — Редкол.: Кураков Л. П. и др. Чебоксары, 1997. — 191 с.
  127. Учебное пособие по практике письменной речи английского языка для магистрантов и аспирантов (очной и заочной формы обучения)/ Сост Числова А. С., Акопян А.С.- Ростов-на-Дону, 2003.- 44с.
  128. Федеральный закон «Об образовании», принятый в 1992 году в России,
  129. Федеральному закону «О высшем профессиональном и послевузовском образовании», принятому в 1996
  130. Федеральный Закон «Об университетах» .М., 9 октября 2003 г.
  131. Форматы письма в английском языке: Учеб. пособие по англ. языку (для студентов очной и зачной формы обучения) / Сост Числова А. С., Акопян А.С.- Ростов-на-Дону, 2003.- 24с.
  132. Е.Ю. Образование взрослых в США: современное сосотяние и перспективы развития. Автореф.дисс. к.п.н.-Москва, 1999.
  133. А. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование.- 2003.-№ 5.- С. 55−61.
  134. В. Кредитные единицы входят в российскую высшую школу // Высшее образование в России. 2004. — N 4. — С. 26−37
  135. Шадриков В.Д.Структурно-содержательные реформы и качество образования //Высшее образование в России. 1996. — № 1. — С.65.
  136. В.Д. Управление высшим образованием (ценностно-целевой аспект) http://liber.rsuh.ru/Conf/Upravleniehight/shadrikov.htm
  137. Г. В. Сравнительная характеристика стандартов высшего языкового образования в России и США (на примере неязыковых вузов). Автореф.. к.п.н. Ростов-на-Дону, 2004.- 24с.
  138. В. Е. Анализ состояния и пути развития высшего образования в России/Международная академия наук высшей школы.- М., 1996.-44с.
  139. JI.H. Межкультурная коммуникация как основа обучения второму иностранному языку // Иностранные языки в школе.- 2001.- № 6.
  140. К. Идея университета // Ведомости. Тюмень, 1995. — Вып. 2.
  141. Beneke J. Interkulturelles Training Schlussel zum Verstehen: Kulturelle Unterschiede in der Kommunikation // Deutschland: Zeitschrift fur Politik, Kultur, Wirtschaft und Wissenschaft.- 2000.- Nr. 3.
  142. The University of Hertfordshire. Postgraduate prospectus 1997/1998.155. http://www.znaniye.ru/msOOO 1 .html156. http://www.tltsu.ru.157. http://student.by.com/uni009.htm158. http://jf.nsu.ru159. http://www.mstu.edu.ru
  143. Анкета для преподавателей-экспертов1. Уважаемые коллеги!
  144. Просим Вас ответить на несколько вопросов, связанных с практикой магистерской подготовки в РГУ. Ваши ответы будут способствовать совершенствованию образовательного процесса в магистратуре.
  145. Допишите, пожалуйста, предложения, вписав свои варианты его окончания.
  146. Уровень подготовки к научно-исследовательской деятельности студентов, поступивших в магистратуру, я оцениваю как
  147. Мне кажется, что студенты поступают в магистратуру, чтобы
  148. В процессе обучения в магистратуре студенты испытывают следующие сложности:
  149. Предметные знания студентов, поступающих в магистратуру я оцениваю как
  150. Что же касается изучения иностранного языка в магистратуре, то
  151. При изучении иностранного языка в магистратуре следует учитывать:
  152. Исследовательские умения студентов, поступивших в магистратуру, я оцениваю как
  153. По моему мнению, для более качественной подготовки магистров необходимо:1. Анкета № 1для магистрантов 1 года обучения) (Ф.И.О.)
  154. Предложите тематику наиболее волнующих Вас тем проведения занятий в магистратуре, которые помогли бы Вам почерпнуть информацию для своей научно-исследовательской работы и познать «новое»:1. Темы занятий1.
Заполнить форму текущей работой