Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение качества систем управления как условие конкурентоспособности предпринимательских структур

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе анализа международного и отечественного опыта в области управления качеством, обоснована целесообразность формирования и внедрения интегрированной системы менеджмента качества в систему управления предпринимательскими структурами, базирующейся на нормах семейства стандартов ИСО 9000. Доказано, что использование стандартов ИСО серии 9000 в качестве методического материала при построении… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические аспекты качества систем управления как условия конкурентоспособности предпринимательских структур
    • 1. 1. Понятие и сущность качества управления
    • 1. 2. Элементы и факторы качества систем управления предпринимательских структур в России и за рубежом
    • 1. 3. Особенности оценки качества систем управления как условия конкурентоспособности предпринимательских структур
  • 2. Анализ качества систем управления как условия конкурентоспособности предпринимательских структур
    • 2. 1. Оценка качества систем управления
    • 2. 2. Анализ качества продукции предприятий
    • 2. 3. Анализ конкурентных позиций предпринимательских структур
  • 3. Направления повышения качества систем управления как условия обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур
    • 3. 1. Возможности повышения качества систем управления
    • 3. 2. Пути совершенствования качества продукции
    • 3. 3. Обоснование эффективности и целесообразности предлагаемых мероприятий

Повышение качества систем управления как условие конкурентоспособности предпринимательских структур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Главным показателем, определяющим место любой страны в мировом сообществе, является конкурентоспособность. По оценке экспертов Всемирного экономического форума Россия в 2010 году занимала 63 позицию в рейтинге (Global Competitiveness Index, GCI) по конкурентоспособности. Изменение сложившейся ситуации в российской экономике должно быть непосредственно связано с повышением качества систем управления, продукции и услуг, их соотнесением с лучшей мировой практикой, нашедшей отражение в международных стандартах, в том числе серии ИСО 9000, базирующейся на принципах всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM).

Системный подход к управлению предприятиями представлен в получившем широкое распространение, в том числе на российских предприятиях, международном стандарте (МС) ИСО 9000. На конец 2009 года в 178 странах мирового сообщества зарегистрировано свыше 1 064 000 сертификатов на системы менеджмента качества (СМК), соответствующие требованиям этого стандарта, в том числе в России более 13 500 (оценка)1. Данные Программы развития Организации Объединенных Наций в России (ПРООН) по повышению конкурентоспособности предприятий, свидетельствуют, что внедрение СМК позволило предприятиям повысить объем выпускаемой продукции, удовлетворенность потребителей, число клиентов, доходы от реализации продукцииснизить количество рекламаций, издержки производства за счет более правильной организации труда и производства. Таким образом, закономерно утверждать, что эффективная система менеджмента, базирующаяся на принципах и требованиях МС ИСО 9001, повышает эффективность деятельности предприятий и национальной экономики в целом.

1 Белобрагин В. Я. Сага о сертификатах (комментарий к отчету The ISO Survey of Certifications — 2009) // Стандарты и качество, 2011, № 3, С.94−100.

Критический анализ развития СМК российских предприятий показывает, что эффективность зарегистрированных СМК достаточно низка. По мнению ведущих специалистов по управлению качеством (В.Г. Версан, И.И. Чайка) не более 20% организаций, сертифицировавших свои СМК, достигли запланированных целей повышения качества и конкурентоспособности.

Качество систем управления является важным условием эффективности работы предпринимательских структур и продолжительности их присутствия на рынке. Вопросы повышения качества систем управления являются на сегодняшний день актуальными для большинства российских предприятий, что связано, в большей степени, с отсутствием понимания необходимости научного подхода к процессам управления, а также детерминированной зависимости между уровнем конкурентоспособности предприятия и качеством принимаемых решений. Данная проблема имеет значительные масштабы и всецело влияет на функционирование не только отдельных предпринимательских структур, но и экономики России в целом.

Таким образом, проблема повышения качества систем управления как условие конкурентоспособности предпринимательских структур требует детальных и обоснованных исследований.

Степень разработанности проблемы.

Проблемы теории и практики менеджмента качества нашли свое отражение в работах Ю. П. Адлера, В. Я. Белобрагина, Б. В. Бойцова, В. Г. Версана, Г. П. Воронина, A.B. Гличева, A.B. Гугелева, Л. Г. Дубицкого, В. А. Лапидуса, В. В. Левшиной, C.B. Мищенко, В. В. Окрепилова, C.B. Пономарева, В. В. Репина, Т. А. Салимовой, И. И. Чайки, О. С. Щукина.

Вопросы теории и практики менеджмента качества стали предметом глубокого изучения зарубежными учеными американской, европейской и японской школ менеджмента. Широко известны труды Д. Далгаард, Д. Джурана, Э. Деминга, В. Зайчека, К. Исикавы, Т. Конти, А. Крепп, Ф.

Кросби, Дж. Левеску, Б. Поксинска, Г. Тагути, Г. Уокер, М. Фадке, А. Фейгенбаума.

Проблемам развития теоретических основ эффективного управления предприятиями и их конкурентоспособности с учетом новых требований времени и условий внешней среды посвящены работы российских ученых-экономистов: Р. И. Акмаевой, В. Б. Бабушкиной, Н. П. Бондаря, О. С Виханского, Б. И. Герасимова, В. В. Голубева, Н. Г. Ольдерогге, М. А. Картавого, Г. Б. Клейнера, Д. С. Львова, И. И. Мазура, А. Н. Нестеренко, В. Ю. Огвоздина, М. Н. Рудакова, A.A. Свириной, P.A. Фатхутдинова, В. В. Черкасова.

Вместе с тем, несмотря на многообразие изученной литературы, влияние качества систем управления на уровень конкурентоспособности предпринимательских структур в современной науке практически не раскрыто.

Ряд авторов придают большое значение качеству систем управления как основному фактору качества производимой продукции, но такой аспект, как конкурентоспособность, как правило, не затрагивается. Данная тенденция сдерживает повышение качества системы менеджмента предприятия в целом в условиях модернизации производства, повышения требований к качеству и конкурентоспособности.

Актуальность и объективная необходимость системного исследования и комплексного решения теоретических, методологических и прикладных проблем развития качества систем управления предпринимательскими структурами определили выбор темы диссертационного исследования, его цель, задачи (подцели), имеющие важное теоретическое и практическое значение.

Соответствие диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК. Диссертационное исследование соответствует п. 8.10. Методология, теория обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур. Формы современной конкуренции и их влияние на содержание предпринимательской деятельности. Специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством (Экономика предпринимательства)» Паспорта научных специальностей ВАК РФ.

Объектом исследования является система управления предпринимательскими структурами и комплекс процедур повышения качества систем управления.

Предметом исследования явились теоретические, методологические и практические аспекты повышения качества систем управления как условия конкурентоспособности предпринимательских структур.

В соответствии с изложенным, целью настоящей диссертационной работы является разработка рекомендаций по повышению качества систем управления как важнейшего условия обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур.

Поставленная цель исследования достигается посредством решения следующих основных задач:

1. Сформулировать основные критерии и параметры понятия «качества систем управления» как определяющего фактора конкурентоспособности предпринимательской структуры;

2. Обосновать необходимость формирования механизма повышения качества систем управления российских предпринимательских структур в соответствии с нормами серии стандартов ИСО 9000, которые базируются на принципах всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM).

3. Разработать алгоритм оценки качества системы управления предпринимательскими структурами с учетом норм серии стандартов ИСО 9000, как одного из стратегических инструментов повышения их конкурентоспособности;

4. Выявить и обосновать факторы и условия, определяющие конкурентоспособность предпринимательских структур в зависимости от параметров качества систем управления;

5. Разработать организационно-экономический механизм повышения качества систем управления предпринимательскими структурами в условиях динамичной конкурентной среды. Теоретической основой исследования стали научные разработки и труды различных российских и зарубежных авторов, посвященные разработке и созданию систем управления качеством предпринимательских структур, которые имеют непосредственную связь с рассматриваемой проблемой. Также при разработке исследуемой темы использовались труды авторов, посвященные оценке и развитию конкурентных позиций предприятий на рынке.

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы, процессный и междисциплинарный подход, методы экспертной оценки, статистические методы исследования, основанные на использовании общих методологических принципов стратегического менеджмента, маркетинга и экономики организации.

Тематика работы затрагивает широкий диапазон проблем, с которыми сталкиваются предпринимательские структуры в процессе своей деятельности, что привело к необходимости применения различных методов и приемов исследования: в рамках системного подхода к исследованию обозначенной тематики использованы методы экспертных оценок, методы сравнений, а также статистические методы.

Основным методом диссертационного исследования является качественный анализ в сочетании с конкретным экономико-статистическим и экспертным исследованием.

Информационно-эмпирическую базу обеспечения достоверности выводов и рекомендаций составили сведения, содержащиеся в трудах российских и зарубежных ученых по проблемам совершенствования качества систем управления предпринимательскими структурами, материалах периодической печати, Федеральной службы государственной статистики.

РФ, Ассоциации менеджеров, статистическая отчетность ООО «Интерлаб», ООО «Сайтегра» и др.

Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в разработке направлений повышения качества систем управления как условия конкурентоспособности предпринимательских структур.

В соответствии с поставленными в диссертационной работе задачами получены следующие основные научные результаты:

1. Уточнено понятие «качество систем управления», применительно к современным экономическим условиям функционирования предпринимательских структур. Обосновано, что качество систем управления — это определяющий параметр конкурентоспособности, обеспечивающий повышение эффективности и устойчивости функционирования предпринимательских структур. Доказано, что качество систем управления характеризует эффективность менеджмента, его результативность, которая зависит от уровня способностей, квалификации персонала и руководителей.

2. На основе анализа международного и отечественного опыта в сфере управления качеством, обоснована целесообразность формирования и внедрения интегрированной системы менеджмента качества в систему управления предпринимательскими структурами, базирующуюся на нормах серии стандартов ИСО 9000. Доказано, что использование стандартов ИСО 9000 в качестве методического материала при построении системы качества управления в предпринимательских структурах позволяет повысить конкурентоспособность организации и эффективность ее деятельности. Показано, что эффективная система управления предпринимательскими структурами должна быть спроектирована и функционировать так, чтобы удовлетворять запросы и ожидания как самой предпринимательской структуры (в обеспечении условий эффективного использования ресурсов) путем контроля над техническими, административными и человеческими ресурсами, так и внешних потребителей (в продукции необходимого уровня).

3.Разработан алгоритм оценки качества систем управления предпринимательскими структурами, определяющий логическую последовательность операций при оценке качества управления, а именно: определение целей оценки, выбор номенклатуры единичных и базовых показателей качества управления, определение значений единичных и базовых показателей качества управления, относительных единичных показателей, определение рангов показателей качества управления, оценка качества и принятие решения. Определено, что оценка качества систем управления — это совокупность операций, связанных с определением числового значения уровня качества управления в предпринимательских структурах. Обосновано, что оценку качества необходимо рассматривать как особый тип функции управления, направленной на формирование ценностных суждений об объекте оценки.

4. Разработана и апробирована методика оценки конкурентоспособности предпринимательских структур, строящаяся на выделении ключевых административных процессов связанных с реализацией программы повышения качества управления предпринимательскими структурами, описывающая требования к управляющей подсистеме по повышению качества управления, а также задач и критериев оценки результативности данных процессов.

5. Предложен эффективный организационно-экономический механизм повышения качества систем управления предпринимательскими структурами, который следует рассматривать как совокупность организационных и экономических методов, обеспечивающих согласованное, взаимосвязанное и взаимодействующее функционирование всех элементов системы управления качеством для достижения конкурентоспособности. Данный механизм обеспечивает выработку и реализацию эффективных целенаправленных управляющих воздействий на условия и элементы, от которых зависит качество управления в предпринимательских структурах.

Выявлено, что важнейшим звеном данного механизма является комплекс стратегических направлений управленческих воздействий, включающий в себя: определение цели внедрения программ обучения основам качества систем управления, создание и внедрение в процесс управления регламентов качества систем, необходимость разработки системы делегирования полномочий и контроля мероприятий по сертификации систем качества предпринимательских структур, а также мероприятий по адаптации системы качества управления к возможным изменениям рынка, регулярного проведения аудита систем управления с целью выявления возможных ошибок и своевременного их устранения.

Теоретическая значимость исследования. Диссертация может послужить основой для дальнейших научных теоретических и прикладных разработок в области совершенствования качества систем управления и принятия решений в системе стратегического менеджмента.

Практическая значимость проведенного исследования. Полученные результаты исследования и сформулированные рекомендации по совершенствованию качества систем управления предпринимательскими структурами могут быть использованы в практической деятельности предприятий. Основные положения и выводы, обоснованные в ходе проведенного исследования, могут быть использованы в высших учебных заведениях России при преподавании курсов по основам бизнеса, предпринимательству, экономике организаций, стратегическому менеджменту и другим дисциплинам, ориентированным на подготовку специалистов в области менеджмента и экономики предприятий.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, апробированы и внедрены в практику деятельности малых производственных предприятий ООО «Интерлаб», ООО «Сайтегра» и др.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 статей общим объёмом 3 п.л., в которых отражены основные результаты исследования, в том числе 3 работы общим объёмом 1.4. п.л. в изданиях, рекомендуемых ВАК РФ.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе проведенного исследования были поставлены и решены следующие задачи.

1. Уточнено понятие «качество систем управления», адаптированного под современное посткризисное восстановление экономики России.

Качество систем управления — это определяющий параметр процессов управления и элементов управления, обеспечивающий повышение эффективности и устойчивости функционирования предпринимательских структур. Таким образом, данное определение адаптировано к условиям развития российской экономики, а именно посткризисного восстановления экономического роста и наращивания устойчивости страновой социально-экономической системы. Качество систем управления характеризует организационное и методическое совершенство, результативностьнаучную обоснованность управления, зависит от способностей, квалификации персонала и руководителей, используемых ими средств и способов управления.

По результатам проведённого исследования было доказано, что качество имеет наиболее высокую значимость среди составляющих систем управления. Результаты эмпирического исследования показали приемлемую степень заинтересованности руководителей российских компаний в поддержании высоких стандартов качества систем управления. Доказанная взаимосвязь помогает выявить специфику исследования качества как параметра, обеспечивающего эффективность и устойчивость систем управления предпринимательскими структурами, и как условие повышения их конкурентоспособности.

Также были выделены основные проблемы качества систем управления предпринимательскими структурами в России: — недооценка роли обучения персонала;

— формальное отношение предпринимательских структур к качеству управления;

— пассивность руководителей компаний в вопросах повышения качества систем управления;

— низкий уровень теоретико-методического обеспечения в области повышения качества систем управления;

— отсутствие ориентации систем управления на потребителей.

2. На основе анализа международного и отечественного опыта в области управления качеством, обоснована целесообразность формирования и внедрения интегрированной системы менеджмента качества в систему управления предпринимательскими структурами, базирующейся на нормах семейства стандартов ИСО 9000. Доказано, что использование стандартов ИСО серии 9000 в качестве методического материала при построении системы качества управления в предпринимательских структурахпозволяет повысить конкурентоспособность организации и эффективность ее деятельности. Показано, что эффективная система управления предпринимательскими структурами должна быть спроектирована и функционировать так, чтобы удовлетворять запросы и ожидания как самой предпринимательской структуры (в обеспечении условий эффективного использования ресурсов) путем контроля над техническими, административными и человеческими ресурсами, так и внешних потребителей (в продукции необходимого уровня).

3. Разработан алгоритм оценки качества управления предпринимательскими структурами, определяющий логическую последовательность операций при оценке качества управления, а именно: определение целей оценки, выбор номенклатуры единичных и базовых показателей качества управления, определение значений единичных и базовых показателей качества управления, относительных единичных показателей, определение рангов показателей качества управления, оценка качества и принятие решения. Определено, что оценка качества управленияэто совокупность операций, связанных с определением числового значения уровня качества управления в предпринимательских структурах. Обосновано, что оценку качества необходимо рассматривать как особый тип функции управления, направленной на формирование ценностных суждений об объекте оценки.

Цель оценки качества управления заключается в выявлении того, насколько характеристики выбранной модели системы менеджмента отвечают требованиям эффективности и конкурентоспособности. В основу оценки качества управления положены следующие принципы:

— обязательность оценки качества управления с целью контроля за эффективностью развития компании;

— проведение оценки качества управления на основе совокупности обобщенных показателей, имеющих иерархическую структуру;

— методический подход к оценке качества управления, учитывающий изменения условий деятельности предприятия;

— практичность подхода к оценке качества управления.

В диссертации предлагается следующая схема оценки качества управления как условия конкурентоспособности предпринимательских структур:

— анализ организации управления компанией;

— анализ качества управления;

— анализ конкурентной позиции предпринимательской структуры;

— анализ конкурентоспособности и качества продукции. Проведенная ч оценка качества систем управления предпринимательских структур ООО «Интерлаб», ООО «Сайтегра», ООО.

ТКФ Медтроник" показала следующие проблемы, характерные для большинства малых предприятий.

Во-первых, несмотря на то, что от качества управленческих решений зависит эффективность работы организации, осознанного понимания у руководства предприятий необходимости повышения качества управления нет. Отсутствует научный подход к управлению на предприятиях.

Во-вторых, как правило, управленческие решения на предприятиях принимаются спонтанно, хаотично. Отсутствуют регламенты деятельности. Нет системы контроля процедур, связанных с принятием управленческих решений.

В-третьих, слабо делегируются полномочия руководителям среднего звена, что связано с недоверием со стороны Генерального директора, имеющего абсолютные полномочия в принятии управленческих решений.

В-четвертых, отсутствует понимание необходимости сертифицировать систему управления качеством на предприятии, что воспринимается как формальность и излишние издержки.

В-пятых, организационные структуры и системы управления в целом слабо адаптируются к изменениям рынка, что отражается в показателях, характеризующих результаты хозяйственной деятельности.

В-шестых, предпринимательские структуры крайне слабо ориентированы на потребности заказчиков.

Проведенный анализ также позволил выявить следующие основные проблемы качества продукции исследуемых предприятий.

Средний уровень восприятия потребителями продукции рассматриваемых предпринимательских структур говорит о неспособности удовлетворить все имеющиеся и предполагаемые потребности, что противоречит определению качества продукции. В условиях нейтрального отношения потребителей, как правило, невозможно максимизировать результаты деятельности предприятия.

Отсутствует добровольная сертификация на продукцию, а это, в свою очередь, предполагает, что продукция предприятий безопасна и соответствует обязательным стандартам качества, но соответствие рыночным стандартам не доказано.

Значительный уровень брака обусловлен несостоятельностью производственного процесса и контроля на выходе и, как первопричина, несостоятельностью системы управления в целом.

Показатель доли продаж постоянным клиентам в общей сумме продаж по всем исследуемым предпринимательским структурам является значительным, но нестабильным показателем, а в случае с ООО «ТКФ Медтроник» наблюдается его сокращение, что говорит о снижении удовлетворенности клиентов продукцией предприятия и/или предприятием в целом — его имиджем, политикой в области ценообразования и т. д. Данные проблемы, в свою очередь, берут начало в неправильной организации системы управления предприятием.

4. Разработана и апробирована методика оценки конкурентоспособности предпринимательских структур, строящаяся на выделении ключевых административных процессов связанных с реализацией программы повышения качества управления предпринимательскими структурами, описывающая требования к управляющей подсистеме по повышению качества управления, а также задач и критериев оценки результативности данных процессов.

По результатам расчетов показателей предприятия, относящиеся к одной нише, ранжируются, и определяется уровень конкурентоспособности рассматриваемых предпринимательских структур.

Проведенный анализ конкурентных позиций предпринимательских структур выявил проблемы, связанные с некорректной организацией систем управления. Как результат выявлена относительно низкая оценка конкурентоспособности всех исследуемых предприятий по таким критериям, как конкурентоспособность продукции, качество систем управления, уровень финансовых показателей, инвестиционная привлекательность.

5. Предложен эффективный организационно-экономический механизм повышения качества управления предпринимательскими структурами, который следует рассматривать как совокупность организационных и экономических методов, обеспечивающих согласованное, взаимосвязанное и взаимодействующее функционирование всех элементов системы управления качеством для достижения целей управления достижения конкурентоспособности. Данный механизм обеспечивает выработку и реализацию эффективных целенаправленных управляющих воздействий на условия и элементы, от которых зависит качество управления в предпринимательских структурах.

Определено, что важнейшим звеном данного механизма повышения качества управления предпринимательскими структурами является разработанный блок, мероприятий из совокупности шести стратегических направлений структурных преобразований организационно-экономического механизма решающего задачу повышение качества системы управления предпринимательскими структурами.

Разработаны направления повышения качества систем управления исследуемых предпринимательских структур.

Для решения выявленных проблем рекомендуется провести следующие мероприятия, направленные на повышение качества системы управления предприятием:

Во-первых, внедрить программу обучения основам качества систем управления в предпринимательских структурах на всех уровнях управления: от генерального директора до простых исполнителей. Результатом реализации программы обучения должно стать осознанное принятие и понимание руководством и работниками необходимости повышения качества систем управления на основе научных обоснованных методов.

Во-вторых, создать и внедрить в процесс управления регламенты деятельности, направленные на улучшение и поддержание качества систем управления предприятиями.

В-третьих, разработать систему делегирования полномочий и контроля над принятием управленческих решений руководителями среднего звена.

В-четвертых, сертифицировать систему качества исследуемых предпринимательских структур, что положительным образом отразится на имидже.

В-пятых, адаптировать системы управления предприятиями к возможным изменениям рынка, в том числе, к изменениям в потребностях заказчиков.

В-шестых, регулярно проводить аудит систем управления с целью выявления возможных ошибок и своевременного их устранения.

Предложенные мероприятия прошли апробацию на исследуемых предпринимательских структурах. В результате предприятия показали значительную положительную динамику в отношении качества производимой продукции, качества принимаемых руководством решений, эффективности работы предприятия, а также в отношении конкурентоспособности предпринимательских структур.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты
  2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г., № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ в ред. От 30.12.2008 г.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30.11.1994 г., № 51-фЗ в ред. От 18.07.2009 г. № 181-ФЗ.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31.07.1988 г. № 146-ФЗ в ред. от 09.03.2010 г.
  5. М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 2004. — С. 169.
  6. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Под ред. П. П. Табурчука, В. М. Тумина, М. С. Сапрыкина. -Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  7. Анализ финансовой отчетности / Под ред. М. А. Бахрушиной, Н. С. Пласковой. М.: Вузовский учебник, 2007. — С. 129.
  8. И. Финансовое управление. М.: Экономика, 1989. — 519с.
  9. А. Управленческий учет: принципы и практика. М.: Финансы и статистика, 2002. — С.727.
  10. JI.E. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. -М.: Альт, 2011. —259с.
  11. Л.Е., Басовская E.H. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2005. — С.248.
  12. A.A. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций. М.: ACADEMA, 2004. — С.287.
  13. Д.Ф., Штайнхофф Д. Основы управления малым бизнесом. -М., 2010.
  14. Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М, 2001. — С.36.
  15. И.А. Управление прибылью. Киев: Ника-Центр: Эльга, 2002. -С.92.
  16. В. В. Эффективность торговли. Киев: Наукова думка, 2010.
  17. К. Основы финансового менеджмента / Пер. с англ. Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Юнити, 2009. — 175 с.
  18. А. Проблемы методологии, планирования и измерения эффективности / Перевод А. С. Толкачёва. М.: Экономика, 2010. — 109с.
  19. Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. М.: Олимп-Бизнес, 1997. — С.746.
  20. A.A. Операционный аудит анализ. — М.: Перспектива. — 2011. -120 с.
  21. В.А., Азоев Г. Л. Управление развитием производственного объединения. М.: МИУ, 1989.
  22. О.С. Финансовое управление. М.: Изд-во МГУ, 2011. — 252 с.
  23. И.М., Грачева М. В. Проектный анализ. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1998.-С. 193.
  24. К.А., Дежкина И. П., Казанова Ф. К., Сергеева И. А. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции. М.: Норма. — 2010 — 240 с.
  25. Г., Ломакин О., Шленов Ю. Ваше дело. Практический курс предпринимательства. — М.: БИНОМ, 2005. 416с.
  26. В.В. Эффективное ценообразование: рыночные ориентиры. -М.: Международный центр фин.-эконом. развития, 2010. 160с.
  27. Л.Т., Лысенко Д. В., Ендовицкий Д. А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. — M.: ТК Велби: Проспект, 2007.-С. 114.
  28. В.В., Глущенко И. И. Разработка управленческого решения. -Железнодорожный, 2011. С. 72.
  29. В.В. Важнейшие критерии результативности управления. М.: КДУ, 2011.-С.161.
  30. О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М., БЕК, 2002. — 456с.
  31. С.Дж. Учитесь эффективно продавать и управлять сбытом. -Киев: Внешторгиздат, 2010.
  32. В.Е., Губина О. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. М.: Форум: ИНФРА-М, 2006. — С.255.
  33. Деловое планирование (Методы. Организация. Современная практика) / Под ред. В. М. Попова. — М.: Финансы и статистика, 2005.
  34. У. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. М.: Альпина Паблишер, 2009. — С.419.
  35. B.C., Милета В. И. Системный анализ деятельности предприятий. М.: Бином, 2011. — 365с.
  36. C.B. Финансовый анализ: теория и практика. СПб.: Бизнес-пресса, 2004.-С. 172.
  37. П.В., Моисеева Н. К. Основы финансового управления: Учеб пособие: М.: Информационно — внедренческий центр «Маркетинг», 2010. -195с.
  38. Е.А., Пушкарева Г. М. Анализ финансовых результатов деятельности предприятий. М.: Финансы и статистика, 2005. — 105 с.
  39. A.B., Конева М. И., Ященко В. А. Современный экономическийанализ и прогнозирование. Киев, 2004. — С. 104.
  40. A.A., Кошевая И. П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М, 2004. — С. 189.
  41. Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2003.
  42. Р., Нортон Д. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2005.
  43. В.Н., Ионов В. Я. Хозяйственный механизм и эффективность промышленного производства. М.: Наука, 2010.-367 с.
  44. Н.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: Социальные отношения, 2007. — С.447.
  45. В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1999. — С.256−257.
  46. В.В., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: КДУ, 2011.
  47. А. Е. Эффективность промышленного производства. М.: Экономика, 2010.- 174 с.
  48. Э.И., Власова В. М., Журавкова И. В. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции. — М.: Финансы и статистика, 2005. С. 94.
  49. М. С. К вопросу о производственно экономической эффективности — В кн.: Эффективность производства. — Мн.: Ураджай, 2011.
  50. А. В. Экономическая эффективность деятельности предприятий и объединений. Киев: Вища шк., 2010.- 199 с.
  51. Курс для высшего управленческого персонала. М.: Экономика, 1970.
  52. Р., Макконелл К., Брю Стэнли JI. Экономикс. Т.1. М.: Республика, 2005. — 400с.
  53. Р., Макконелл К., Брю Стэнли JI. Экономикс. Т.2. М.: Республика, 2005. — 400с.
  54. Э. Гегель. М.: Либроком, 2011. С. 352.
  55. Дж. К. Эффективность менеджмента организации. М.: РДЛ, 2010.
  56. Л.Ш. и др. Универсальный бизнес-словарь / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг, A.A. Ратновский М.: ИНФРА-М, 2010. — 640 с.
  57. Н.Г. Менеджмент путь к успеху. — М: Агропромиздат, 2011. — 57с.
  58. В.И., Андреева Л. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. — М.: Финансы и статистика, 2005. С. 102, 105.
  59. Н.Л., Веселова Т. Н. Экономический анализ. Ростов н/Д: Феникс, 2004.-С. 186.
  60. Э.А., Герасименко Т. П., Маркарьян С. Э. Экономический анализ хозяйственной деятельности. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. С. 31.
  61. М.В., Бердников В. В. Финансовый анализ: системапоказателей и методика проведения. М.: Экономист, 2006. — С.47,58.
  62. М., Мако Д., Такохара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М.: КМП, 2011. — С.59.
  63. У. Наука об управлении. Байесовский подход. М.: Мир, 1971.
  64. С. В., Некрасов В. Н., Овчинников В. Н. и др. Экономическая теория. М.: Приор, 2011.
  65. Н. Г., Рой Ж., Веттер М. Оценка эффективности деятельности компании. М.: КДУ, 2010.
  66. Организационное управление. / Н. И. Архипова, В. В. Кулеба, С. А. Косяченко. М.: Приор, 1998. — С.129.
  67. О.В., Притуляк Н. М., Невмержицька Н. Ю. Фшансовий анал1з. Кшв, 2002. — С.290.
  68. Е.С. Теория управления. Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2011. — С.7.
  69. Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Пер. с англ. М.: КДУ, 2011.-510 с.
  70. Т. Эти важные мелочи. 163 способа добиться совершенства. -М.: Альпина Паблишер, 2011.- С. 608.
  71. Т., Уотерман Р. В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки. М.: Альпина Паблишер, 2011. — С.528.
  72. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний): Пер. с англ. М., 1986. — С.11.
  73. JI.B. Экономический анализ предприятия. М.: ЮНИТИ, 2003. -С.293.
  74. С.М. Экономический анализ деятельности предприятий. — М.: Академический проект, 2002. С. 373.
  75. . Стратегический учет для руководителя. М.: Аудит, 2011.
  76. .А., Пекарский JI. С. Качество управленческой работы. М.: Альт, 2011.
  77. М., Рафтел Н. Как завоевать клиента. СПб: Питер, 2011. — 352с.
  78. К. Показательное несогласие: Balanced Scorecard и Tableau De Bord.-M.: Альт, 2011.
  79. Риполь-Сарагоси Ф. Б. Финансовый и управленческий анализ. — М.: Издательство Приор, 2011.
  80. Г. Эффективность и её выражение в стоимостных категориях в условиях преимущественно интенсивного типа воспроизводства. М.: Альком, 2011.
  81. Л.Е. Анализ хозяйственной деятельности: Краткий курс лекций. М.: ЮРАЙТ, 2003. — С. 186.
  82. Н.А., Русак В. А. Финансовый анализ субъектов хозяйствования: Справ, пособие. — Минск: Выш. шк., 1997. С. 202.
  83. Г. В. Анализ эффективности и рисков предпринимательскойдеятельности. М.: Инфра-М, 2008. — С.254−262.
  84. И.П., Ионова А. Ф. Финансовый анализ. Управление финансами. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 275.
  85. Сио К. К. Управленческая экономика. М.: ИНФРА-М, 2000. — С.47.
  86. Скамай Л. Г, Трубочкина М. И. Экономический анализ деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М, 2004. — С.245.
  87. В.К., Прудников В. М. Экономика предприятия. М.: ИНФРА-М, 2007. — С.414.
  88. Дж. Грэхэм. Учитесь эффективно продавать и управлять сбытом.- Киев: Внешторгиздат, 2010. 370с.
  89. A.M. Менеджмент: основы организации. М.: Инфра-М. 2005.- 323 с.
  90. Г. Н. Информационные технологии экономического анализа: теория и практика. М.: Экзамен, 2002. — С.228.
  91. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. М.: Издательский дом «Вильяме», 2010.
  92. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э. А. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», 2011. — 440с.
  93. Г. З. Экономика предприятия. М.: Новое знание, 2003. — С. 139.
  94. И.М. Планомерность. Планирование. План (теоретические очерки). М.: Экономика, 1986.
  95. И.М. Система показателей эффективности и качества. М.: Экономика, 1980.-С. 15.
  96. Управление качеством в американских корпорациях. Харрингтон Дж. (How America’s Leading Companies Improve Quality). Сокр. пер. с англ. А. А. Молчанова, Л. И. Павлова. М.: Экономика, 1990.
  97. Э.А. Организация и планирование предпринимательской деятельности. М.: Акалис, 2010. — 432с.
  98. Ю.Г. Разработка управленческих решений. М.: Юнити-Дана, 2007. — С.206.
  99. Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Маркетинг, 2002. — С. 217 220.
  100. Финансовый менеджмент/ Е. С. Стоянова, Т. Б. Крылова, И.Т. Балабанов- Под общ. ред. Е. С. Стояновой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Перспектива, 2002. С. 72.
  101. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка. -М.: Финансы: ЮНИТИ, 1997. С. 250.
  102. Дж. Управление качеством в американских корпорациях: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1990. — С. 12.
  103. Г. И., Харитонова Т. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: ДИС, 2004. — С. 157.
  104. Д., Фрейзер Р. За гранью бюджетирования. Как руководителям вырваться из ловушки ежегодных планов / Пер. с англ. М.: Вершина, 2011.
  105. Е.А. Прогнозирование и планирование. М.: Приор, 2011. — 176 с.
  106. И.Н., Чуева JI.H. Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности. М.: Дашков и К, 2006. — С.257.
  107. Г. В., Богомолец СР., Косоруков И. В. Комплексный экономический анализ организации. — М.: Академический проект, 2005. -С.249.
  108. Экономика предприятия / Под ред. А. И. Ильина, В. П. Волкова. М.: Новое знание, 2003. — С.662.
  109. Экономический анализ / Под ред. проф. JI.T. Гиляровской. М.: ЮНИТИ, 2001.-С.216.
  110. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности / Под общ. ред. М. В. Мельник. — М.: Экономист, 2004. С. 294.
  111. Экономический анализ. Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: Учебник / Под общ. ред. Н. В. Войтоловского. М.: Высшее образование, 2006. — С.279.
  112. Г. Двенадцать принципов эффективности. М., 1993. — С.96.
  113. Е. Б. Микроэкономика. М., 2010. — 566с.
  114. Gartner Group Research Note, «A BPM Taxonomy: Creating Clarity in a Confusing Market», T-18−9669, 29.05.2003.
  115. Niven P. Balanced Scorecard Step by Step: Maximizing Performance and Maintaining Results (John Wiley & Sons, 2010), p. 116.
  116. Периодические издания, словари, аналитические сборники
  117. Большая советская энциклопедия. 3-е изд., 1969−1978 гг.
  118. У. и Джуран Дж.: Полвека у барьера // Business week. 1993. -№ 7.
  119. Доклад об экономике России. / Всемирный банк в России /. № 24. 2011. -СЛ.
  120. Люди качества. Наставники по качеству: Филип Кросби // Стандарты и качество. 1999. — № 9. — С. 74−75.121. Материалы S&P.
  121. В. К методике анализа и прогнозирования эффективности производства // Экономист. 1992. — 8. — С. 46−52.
  122. Д. Г. Сравнительный анализ классических организационных структур управления промышленных предприятий // Проблемы предпринимательства в экономике России. Межвузовский сборник научных трудов.-2005. № 8.
  123. Словарь-справочник менеджера. М.: БЕК, 2005. — 600с.
  124. Современный экономический словарь. М.: БЕК, 2010. — 642с.
  125. Справочник финансиста предприятия. М.: Инфра-М, 2011. 368 с.
  126. Уильям-Эдварс Деминг. // Стандарты и качество. 1999. — № 6. — С. 8486.
  127. Шадрин А. Феноменология качества // Стандарты и качество. 2004. -№ 7. — С. 72.
  128. Feigenbaum А. V. Quality and Productivity // Quality Progress. 1977. -Nov.-pp. 18−21.1. Интернет-ресурсы
  129. Административно-управленческий портал // www.aup.ru
  130. Материалы Ассоциации менеджеров, 2011. sostav.ru>news/2011/09/2 l/doc2/
  131. Материалы сайта «Экономика и управление на предприятиях» // www.eup.ru
  132. Материалы сайта www.iteam.ru.
  133. Материалы сайта Федеральной службы государственной статистики РФ // www.gks.ru
Заполнить форму текущей работой