Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Моделирование и оптимизация развития туристской отрасли

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из основополагающих принципов устойчивого развития* туризма в регионе является экологическая устойчивость, которая обеспечивает развитие туристской деятельности с сохранением существующего биогеоценоза в месте предоставления услуги, а также определяет такое использование природных и рекреационных ресурсов, в рамках которого это использование происходит без нанесения ущерба ресурсам… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА. ТУРИСТСКИЙ РЫНОК
    • 1. 1. Принципы и проблемы экономики туризма
    • 1. 2. Лимитирующие факторы туризма. Туристские ресурсы
      • 1. 2. 1. Подходы к классификации туристских ресурсов
      • 1. 2. 2. Характеристика природных ресурсов
      • 1. 2. 3. Культурно-исторические ресурсы
      • 1. 2. 4. Социально-экономические ресурсы
    • 1. 3. Затраты в туризме
    • 1. 4. Туристский продукт
    • 1. 5. Туристское потребление
    • 1. 6. Туристский экспорт и импорт. Инвестиции в туризм
  • ГЛАВА 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ, КОНКУРИРУЮЩИХ В РАМКАХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ОЛИГОПОЛИИ
    • 2. 1. Понятие туристской дестинации
    • 2. 2. Экономико-математическая модель туристского рынка как дифференцированной олигополии
    • 2. 3. Оптимизация уровня развития ресурсного потенциала туристской дестинации
    • 2. 4. Оптимальное инвестирование в дифференциацию туристского продукта

    ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РАВНОВЕСНЫХ СТРАТЕГИЙ ОСВОЕНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ СТРУКТУРАХ ТУРИСТСКОГО РЫНКА 91 3.1. Экономико-математическая модель взаимодействия между туристской фирмой-девелопером и региональной администрацией 92 3.1.1. Функция прибыли туристской фирмы-монополиста

    3.1.2. Целевая функция региональной администрации 96 3.3. Анализ общественного благосостояния при условии, что туристская фирма является государственной монополией

    3.3. Анализ равновесия при некооперативном взаимодействии туристской фирмы и региональной администрации

Моделирование и оптимизация развития туристской отрасли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современная туриндустрия является одной из наиболее высокодоходных и динамично развивающихся отраслей экономики: на долю туризма приходится около 6% мирового валового продукта. В настоящее время туризм является доминантным сектором экономики многих стран и регионов. Согласно прогнозам Всемирной туристской организации, к 2020 г. произойдет двукратный рост туристской отрасли. Поэтому важно обеспечить быструю реакцию туриндустрии на рост и структурные изменения спроса на туристские услуги. В связи с этим важнейшей задачей туриндустрии страны и края является совершенствование структуры предложения услуг, повышение темпов адаптации туристско-рекреационных ресурсов к новым условиям, в особенности путем продвижения инноваций (введения новых туристских продуктов) и создания методологии регулирования туристского рынка.

Оживление туристской отрасли и создание тысяч организаций туристско-рекреационного комплекса сопровождается ростом конкуренции на туристском рынке. Несмотря на очевидную актуальность исследования конкуренции на туристском рынке, в литературе практически отсутствуют примеры исследования олигополистической конкуренции с учетом роли дифференциации туристского продукта и ее взаимосвязи с динамикой ресурсного потенциала. Динамические процессы, оказывающие воздействие на ресурсный потенциал туристско-рекреационной территории, заслуживают особого внимания. Воздействие туризма на окружающую среду туристско-рекреационной территории многогранно, и долгосрочные эффекты этого воздействия предсказать достаточно сложно. Уровень и состояние природных ресурсов, в свою очередь, воздействует на цену туристского продукта. Кроме того, ресурсный потенциал может быть повышен соответствующими инвестициями.

Еще в 1982 г. была принята Совместная декларация Всемирной туристской организации и Программы ООН по окружающей среде, в которой подчеркивалась необходимость сохранения равновесия между туризмом и окружающей средой. Негативное воздействие туризма на состояние окружающей среды проявляется не сразу, а постепенно, иногда незаметно, и в итоге приводит к разрушению природных туристских ресурсов.

Одним из основополагающих принципов устойчивого развития* туризма в регионе является экологическая устойчивость, которая обеспечивает развитие туристской деятельности с сохранением существующего биогеоценоза в месте предоставления услуги, а также определяет такое использование природных и рекреационных ресурсов, в рамках которого это использование происходит без нанесения ущерба ресурсам и их истощению. Это защищает регион и его биосферу от разрушительного антропогенного туристского воздействия, удовлетворяя тем самым положению экологической безопасности. Таким образом, необходим механизм регулирования воздействия на окружающую среду. Одним из подходов к защите окружающей среды является использование рынка. Это может делаться при помощи расширения прав собственности. Однако во многих случаях этот подход является непрактичным. Рынок самостоятельно не в состоянии достичь общественно эффективного использования окружающей среды, поскольку значительная часть природы является ресурсом совместного пользования, что порождает отрицательные экстерналии, связанные с загрязнением окружающей среды. Другой способ состоит во введении налоговых платежей за использование и освоение туристско-рекреационных территорий.

Устойчивое развитие — процесс изменений, в котором эксплуатация ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. В 1987 году в докладе «Наше общее будущее» Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР) ООН определила устойчивое развитие как «развитие, которое удовлетворяет потребности нынешнего поколения, не принося в жертву возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности» .

Достоверные количественные результаты, касающиеся оптимального поведения туристских дестинаций в отношении введения новых туристских продуктов или повышения степени дифференциации предлагаемых туристских услуг, регулирования динамики инвестиций и туристского потока и их воздействия на ресурсный потенциал туристско-рекреационной территории, а также эффективности инструментов государственного регулирования в отношении туризма с учетом относительной величины затрат на сохранение природных ресурсов и общественных и частных выгод от освоения новых туристско-рекреационных территорий, могут быть получены в рамках строгих экономико-математических моделей стратегий развития конкурирующих туристских дестинаций и стратегий взаимодействия региональной администрации с фирмами, осваивающей туристско-рекреационную территорию. Этим и определяется актуальность диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Широкий круг теоретических и практических проблем организации и управления индустрией туризма исследован в трудах отечественных и зарубежных ученых В. И. Азара, А. Ю. Александровой, М. Б. Биржакова, B.C. Боголюбова, Е. С. Богомоловой, М. А. Бокова, X. Грина, А. П. Дуровича, Н. И. Кабушкина, В. А. Квартальнова, Ф. Котлера, В. И. Криворучко, К. Купера, М. Синклайра, М. Стаблера, С. Хантера, А. Д. Чудновского и др.

Проблемы устойчивого развития туризма, а также вопросы классификации и эффективного использования туристских ресурсов освещены в работах рассматривались в работах М. М. Амирханова, B.C. Боголюбова, С. А. Быстрова, JI.B. Васильевой, В. Я. Волошина, М. А. Горенбургова, П. Дефера, Е. А. Джанджугзовой, В. П. Кайсаровой, Г. А. Карповой, В. А. Квартальнова, Н. И. Панова, В. Г. Прудского, С. А. Севастьяновой, М. Труаси, К. Хаксевера, Р. В. Хачмамук, К. Хуберта и др.

Значительный вклад в решение проблем развития регионального туризма и оценки его влияния на социально-экономическую систему региона отражен в работах М. А. Бокова, А. О. Варваштяна, В. В. Громова, В. Г. Гуляева, К. Каспара, JI.B. Криворучко, В. А. Морозова, Л. И. Мухиной, М. С. Нудельмана, B.C. Преображенского, A.A. Татаринова, И. Т. Твердохлебова, К. В. Хартановича.

Проблемы прогнозирования и планирования в сфере сервиса и туризма рассматриваются в трудах Е. В. Башмачниковой, Е. И. Богданова, И. А. Глинкина, А. П. Дуровича, Л. И. Ерохиной, И. В. Зорина, Н. И. Кабушкина, Г. А. Карповой, Ю. В. Кузнецова, В. И. Никифорова, Ю. С. Путрик, В. Б. Фраймович.

Проблемам взаимодействия экономического роста и окружающей среды, экономико-организационному механизму управления окружающей средой и природными ресурсами, методам государственного регулирования негативного воздействия производственных процессов на окружающую среду посвящены работы отечественных и зарубежных ученых посвящены труды отечественных ученых С. Н. Бобылева, М. Б. Витта, В. Н. Герасимовича, В. В. Глухова, В. Г. Глушковой, A.A. Голуба, К. Г. Гофмана, A.A. Гусева, Т. В. Лисичкиной, C.B. Макара, A.A. Минца, П. М. Нестерова, К. В. Папенова, И. И. Русина, Е. В. Рюминой, А. Ш. Ходжаева и др., также зарубежных ученых Ж. Биглайзера, А. Блэкмана, И. Бейтмана, Вэриана X., Гулдера Л., П. Дасгупты, Р. Коуза, Конрада К., Кроппера М., Отса У., Пигу А., Пирса Д., Робинсона Н., Скотта Э., Стэвинса Р., Тарнера К., Тайтенберга Т., Ульфа Д., Фишера А. и др.

Вместе с тем, недостаточно изучены динамические процессы, определяющие стратегии развития конкурирующих туристских дестинаций и оказывающие воздействие на ресурсный потенциал туристско-рекреационной территории. Актуальна проблема анализа эффективности инструментов государственного регулирования в отношении туризма с учетом его возможного негативного воздействия на окружающую среду. Важность решения этих проблем и определила тему и постановку задач диссертационного исследования.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является туристско-рекреационный комплекс региона. Предметом исследования являются организационно-экономические отношения между участниками туристского рынка.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования заключается в разработке теоретических основ управлением развитием туризма в регионе на основе эффективного использования ресурсного потенциала с учетом олигополистической конкуренции на туристском рынке. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

— моделирование и анализ стратегий развития туристских дестинаций, конкурирующих в рамках олигополии с дифференцированным предложением пакетов туристских услуг;

— оптимизация и анализ динамики оптимального инвестирования туристских дестинаций в развитие ресурсного потенциала туристско-рекреационных территорий в зависимости от интенсивности туристских потоков;

— исследование характеристик равновесия в конкуренции между туристскими дестинациями, инвестирующими в дифференциацию пакетов туристских услугопределение оптимальных объемов инвестиций в дифференциацию туристского продукта;

— моделирование и анализ равновесных стратегий взаимодействия региональной администрации с туристской фирмой-девелопером, осваивающей туристско-рекреационную территорию, при различных структурах туристского рынка;

— анализ эффективности инструментов государственного регулирования (субсидирование, налогообложение) в отношении туризма с учетом относительной величины затрат на сохранение природных ресурсов и общественных и частных выгод от освоения новых туристско-рекреационных территорий.

Теоретическая и эмпирическая база исследования.

Диссертационное исследование основано на фундаментальных разработках отечественных и зарубежных ученых-экономистов по экономике туризма, теории фирмы, экономике благосостояния, теории динамической оптимизации, теории дифференциальных игр.

Информационно-документальной базой исследования послужили статистические материалы Федеральной службы государственной статистики и Российского союза туриндустрии, законодательные акты РФ, решения и нормативные акты Правительства Российской Федерации, Ставропольского края и особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации — Кавказских Минеральных Вод, регулирующие нормативно-правовое обеспечение туристской деятельностиматериалы научно-практических конференций, публикации в периодической печати, тематические Интернет-ресурсы.

Представленное диссертационное исследование выполнено в рамках паспорта специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг)», п. 15.104. Ресурсный потенциал отраслей сферы услуг и эффективность его использования, п. 15.114. Соотношения рыночных и государственных регуляторов в развитии отраслей и комплексов сферы услуг и паспорта специальности 08.00.13 «Математические и инструментальные методы экономики», п. 1.4 «Разработка и исследование моделей и математических методов анализа микроэкономических процессов и систем: отраслей народного хозяйства, фирм и предприятий, домашних хозяйств, рынков, механизмов формирования спроса и потребления, способов количественной оценки предпринимательских рисков и обоснования инвестиционных решений».

Методы исследования. В диссертации использовались различные методы и приемы экономических исследований: экономико-математического моделирования, теории динамической оптимизации, теории дифференциальных игр, теории полезности, анализа обыкновенных дифференциальных уравнений и дифференциальных уравнений в частных производных, сравнительной статики равновесия, расчетно-конструктивный.

Научная новизна диссертационного исследования определяется следующими положениями:

По специальности «Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг)»:

1. Методами теории игр определены характеристики конкурентного равновесия туристских дестинаций на олигополистическом рынке: временная динамика оптимального инвестирования туристских дестинаций в развитие ресурсного потенциала туристско-рекреационных территорий и ее связь с интенсивностью туристских потоковсоотношение между интенсивностью туристских потоков и объемами инвестиций, с одной стороны, и дифференциацией пакетов туристских услуг, с другой стороныоптимальные объемы инвестиций в дифференциацию туристского продукта, что позволяет разрабатывать стратегию развития конкурирующих туристских дестинаций.

2. Исследовано воздействие числа туристских дестинаций на индивидуальные инвестиции дестинаций в дифференциацию туристского продукта и, следовательно, в результирующий уровень взаимозаменяемости пакетов туристских услуг и прибылей дестинаций в установившемся процессе, что позволяет оценивать целесообразность введения туристскими дестинациями новых туристских продуктов и повышения степени дифференциации предлагаемых туристских услуг.

3. Методами динамической оптимизации проведен анализ равновесных стратегий кооперативного и некооперативного взаимодействия между туристской фирмой-девелопером и региональной администрацией, что позволило вывести оптимальные скорости освоения туристско-рекреационной территории (соответствующие задаче максимизации общественного благосостояния и/или частных выгод), эволюции производственных мощностей туристского региона и динамики ставки налогообложения освоения туристско-рекреационной территории.

4. Применение разработанной методики к анализу динамики оптимальной ставки налогообложения освоения туристско-рекреационной территории «Гранд-СПА-Юца» Ставропольского края показало, что независимо от соотношения величин затрат на сохранение природных ресурсов и выгод от освоения рекреационной территории, для региональной администрации всегда оптимально установление положительной ставки налога в начале освоения туристско-рекреационной территорииоднако, если общественные выгоды превосходят затраты на сохранение природных ресурсов при любом уровне освоения территории, траектория оптимальной ставки налога во времени демонстрирует следующие особенности: в начале освоения территории ставка налога положительна, а после определенного временного лага ставка налога становится отрицательной, и налогообложение освоения туристско-рекреационной территории заменяется субсидированием инвестиций в ее развитие.

По специальности «Математические и инструментальные методы экономики»:

1. Разработана экономико-математическая модель туристского рынка как олигополии с дифференцированным предложением пакетов услуг, позволяющая проанализировать оптимальную динамику инвестиций туристских дестинаций в дифференциацию туристских услуг и оптимизировать уровень развития ресурсного потенциала туристских дестинаций с учетом спроса на туристские услуги, интенсивности туристского потока, дохода от реализации туристских услуг, производственных затрат, деградации ресурсного потенциала туристско-рекреационной территории, а также степени взаимозаменяемости между пакетами услуг, предоставляемых различными туристскими дестинациями.

2. Построена экономико-математическая модель кооперативного и некооперативного взаимодействия региональной администрации с туристской фирмой-девелопером (осваивающей туристско-рекреационную территорию) при различных структурах туристского рынка, которая позволяет выявить долгосрочные эффекты, связанные с осуществлением государственной экономической политики в отношении развития туризма в регионе с учетом относительной величины затрат на сохранение природных ресурсов и общественных и частных выгод от освоения новых территорий туристско-рекреационного типа.

Практическая значимость полученных результатов. Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные в диссертации модели, методы и алгоритмы ориентированы на реализацию стратегии управления устойчивым развитием туризма федеральными, региональными и местными органами власти. Исследование олигополистической конкуренции на туристском рынке с учетом роли дифференциации туристского продукта и ее взаимосвязи с динамикой ресурсного потенциала позволяет проанализировать временную динамику оптимальной траектории туристского потока для данной туристской дестинации, оценивать целесообразность для системы туристских дестинаций введения новых туристских продуктов и повышения степени дифференциации предлагаемых туристских услуг, дает возможность проанализировать соотношение между степенью дифференциации туристских продуктов и количеством доступных туристских дестинаций. Полученные в диссертации результаты позволяют определять характеристики равновесных стратегий взаимодействия региональной администрации с туристской фирмой-девелопером, осваивающей туристско-рекреационную территорию, а также анализировать эффективность инструментов государственного регулирования (субсидирование, налогообложение) в отношении туризма с учетом относительной величины затрат на сохранение природных ресурсов и общественных и частных выгод от освоения новых туристско-рекреационных территорий.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались автором на Всероссийском симпозиуме «Математические модели и информационные технологии в экономике» (г. Кисловодск, 2007), IX Всероссийском симпозиуме по прикладной и промышленной математике (г. Кисловодск, 2008, весенняя сессия), Всероссийской научно-практической конференции «Российский регион: проблемы развития и управления» (г. Волгоград, 2009), III международной научной конференции «Современные проблемы прикладной математики и математического моделирования» (г. Воронеж, 2009).

Результаты диссертационного исследования апробированы и используются ООО туристской компанией «Клевер» при выработке эффективных стратегий оптимизации уровня развития ресурсного потенциала туристских дестинаций в условиях олигополистической конкуренции.

Результаты диссертационного исследования используются Кисловодским институтом экономики и права в учебном процессе и включены в структуру учебных дисциплин «Экономика туризма», «Микроэкономика» и «Экономико-математическое моделирование».

Публикации. Основные результаты исследования отражены в опубликованных автором 8 печатных работах общим объемом 3,8 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Текст диссертации изложен на 145 страницах, включает 2 таблицы. Список использованной литературы содержит 147 источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Туризм является одной из высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства: на долю туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 6,8% потребительских расходов при среднегодовых темпах роста объемов туристских потоков 7,3%, что существенно выше темпов развития мировой экономики. Оживление туристской отрасли и создание тысяч организаций туристско-рекреационного комплекса сопровождается ростом конкуренции на туристском рынке. Несмотря на очевидную актуальность исследования конкуренции на туристском рынке, в литературе практически отсутствуют примеры исследования олигополистической конкуренции с учетом роли дифференциации туристского продукта и ее взаимосвязи с динамикой ресурсного потенциала.

В диссертации исследуется оптимальное поведение туристских дестинаций в отношении регулирования динамики инвестиций и туристского потока и их воздействие на ресурсный потенциал туристско-рекреационной территории (природные, материальные, человеческие, культурно-исторические ресурсы и т. д.). Туристский рынок рассматривается как олигополия с дифференцированным предложением пакетов услуг. Тот факт, что туристские продукты дифференцированы, очевиден: существуют не только различные виды туризма (морской, горный и т. д.), но туристские продукты дифференцированы даже в пределах одного вида туризма: например, туризм на морском побережье на острове Бали отличается от туризма на морском побережье в Италии, а пляжные ресурсы различаются даже в пределах побережья одной страны. Заслуживает обсуждения вопрос о том, почему можно считать туристский рынок олигополистическим. Во-первых, число доступных туристских дестинаций ограничено (хотя и велико), и вход в туристский рынок новых фирм требует затрат. Во-вторых, между туристскими дестинациями имеет место стратегическое взаимодействие, и решение относительно выбора каждой туристской дестинацией своего туристского продукта оказывает воздействие на оптимальное поведение других туристских дестинаций. Кроме того, количество промежуточных организаторов туристских потоков (туроператоров) ограничено, и эти рынки сильно концентрированы, так что каждая конкретная туристская дестинация обычно обслуживается очень небольшим количеством туроператоров. Поэтому модель дифференцированной олигополии является подходящим теоретическим инструментом для исследования поведения дестинаций на туристском рынке.

Для исследования динамики инвестиций, предпринимаемых туристскими дестинациями, используется метод дифференциальных игр. Во второй главе диссертации предлагаются две различные модели, в соответствии с первой из которых степень дифференциации туристских продуктов экзогенна, а согласно второй взаимозаменяемость пакетов туристских услуг является эндогенной переменной и может управляться дестинациями. Определены характеристики равновесия в дифференциальной игре между туристскими дестинациями. Построенная экономико-математическая модель позволяет исследовать временную динамику оптимальной траектории туристского потока для данной туристской дестинации. Кроме того, модель позволяет исследовать целесообразность для системы туристских дестинаций введения новых туристских продуктов или повышения степени дифференциации предлагаемых туристских услуг. Модель дает также возможность проанализировать соотношение между степенью дифференциации туристских продуктов и количеством доступных туристских дестинаций. Заметим в этой связи, что в литературе высказывалось мнение, что увеличение количества доступных товаров (услуг) может обусловливать более низкую степень дифференциации между ними. Результаты, полученные во второй главе, показывают, что, в зависимости от конкретных параметров, может иметь место как снижение, так и рост степени дифференциации туристских продуктов при увеличении числа туристских дестинаций. Так, если число туристских дестинаций достаточно велико, существует пороговое значение числа дестинаций, выше которого рост числа дестинаций соответствует более высокому уровню дифференциации пакетов туристких услуг в установившемся процессе.

Проведенный анализ позволяет:

1. определить временную динамику оптимального инвестирования туристских дестинаций в развитие ресурсного потенциала рекреационных территорий и ее связь с интенсивностью туристских потоков;

2. выявить соотношение между интенсивностью туристских потоков и объемами инвестиций, с одной стороны, и дифференциацией пакетов туристских услуг, с другой стороны;

3. определить оптимальные объемы инвестиций в дифференциацию туристского продукта.

Исследовано воздействие числа туристских дестинаций на индивидуальные инвестиции дестинаций в дифференциацию туристского продукта и, следовательно, в результирующий уровень взаимозаменяемости пакетов туристских услуг и прибылей дестинаций в установившемся процессе. Установлено, что имеет место немонотонное соотношение между числом туристских дестинаций, с одной стороны, и оптимальной степенью эндогенной дифференциации туристского продукта и совокупными прибылями в установившемся процессе, с другой стороны. Однако, если число туристских дестинаций достаточно велико, существует пороговое значение числа дестинаций, выше которого рост числа дестинаций соответствует более высокому уровню дифференциации пакетов туристких услуг в установившемся процессе. Тем не менее, индивидуально оптимальная степень дифференциации ниже уровня, оптимального с точки зрения максимизации общественного благосостояния, поскольку дифференциация туристского продукта имеет характер общественного блага. Построенная модель применима как к туристской отрасли в целом, так и к конкретному виду туризма.

Построенная модель применена к анализу эффективности инвестиций в дифференциацию туристского продукта при реализации инвестиционных проектов создания туристско-рекреационных комплексов, которые планируется реализовать на территории Ставропольского края в 2009;2011 гг. по инициативе Туристического холдинга «Миллениум», ЗАО Туристский бизнес-центра «Оазис Джи Ти», туристской фирмы ООО «Южный крест», туристской фирмы ООО «Аквапарк» и др.

Одним из основополагающих принципов устойчивого развития туризма в регионе является экологическая устойчивость, которая обеспечивает развитие туристской деятельности с сохранением существующего биогеоценоза в месте предоставления услуги, а также определяет такое использование природных и рекреационных ресурсов, в рамках которого это использование происходит без нанесения ущерба ресурсам и их истощению. Это защищает регион и его биосферу от разрушительного антропогенного туристского воздействия, удовлетворяя тем самым положению экологической безопасности. Таким образом, необходим механизм регулирования воздействия на окружающую среду. Одним из подходов к защите окружающей среды является использование рынка. Это может делаться при помощи расширения прав собственности. Однако во многих случаях этот подход является непрактичным. Рынок самостоятельно не в состоянии достичь общественно эффективного использования окружающей среды, поскольку значительная часть природы является ресурсом совместного пользования, что порождает отрицательные экстерналии, связанные с загрязнением окружающей среды. Другой способ состоит во введении налоговых платежей за использование окружающей среды.

В третьей главе диссертации при различных структурах туристского рынка и различных спецификациях функции, определяющей общественные выгоды, связанные с развитием туризма в регионе, изучены характеристики равновесных стратегий взаимодействия региональной администрации с туристской фирмой-девелопером, осваивающей туристско-рекреационную территорию, а также проанализирована эффективность инструментов государственного регулирования (субсидирование, налогообложение) в отношении туризма с учетом относительной величины затрат на сохранение природных ресурсов и общественных и частных выгод от освоения новых туристско-рекреационных территорий.

Характеристики налога на освоение рекреационной территории изучены при различных структурах туристского рынка и различных спецификациях функции, определяющей общественные выгоды, связанные с развитием туризма. Получены следующие основные результаты.

Во-первых, скорость освоения рекреационной территории наиболее высока в начале периода реализации проекта. Этот результат имеет место как в рамках кооперативной постановки (туристская фирма, осваивающая рекреационную территорию, и региональная администрация объединяются в единый экономический объект), так и некооперативной постановки. Это вполне объяснимо: оптимально осваивать туристско-рекреационную территорию и развивать новую туристскую инфраструктуру как можно быстрее, поскольку дополнительная единица производственных мощностей сегодня генерирует прибыль в течение всего периода дальнейшей эксплуатации.

Во-вторых, что представляется более важным, при одинаковых ставках дисконтирования будущих доходов туристской фирмой-инвестором и региональной администрацией долгосрочный уровень развития производственных мощностей туристского региона одинаков при кооперативном поведении региональной администрации и туристской фирмы и некооперативном взаимодействии между туристской фирмой и региональной администрацией (туристская фирма и администрация региона действуют как два независимых экономических агента).

Однако в ситуациях, когда ставка дисконтирования будущих доходов туристской фирмой-инвестором больше, чем ставка дисконтирования региональной администрацией, интенсивность освоения естественных ресурсов ниже, чем в случае, когда оба рассматриваемых экономических агента характеризуются одинаковой ставкой дисконтирования будущих доходов (и, соответственно, ниже долгосрочный уровень развития производственных мощностей туристского региона). В случае, когда ставка дисконтирования будущих доходов региональной администрацией больше, чем ставка дисконтирования будущих прибылей туристской фирмой, интенсивность освоения естественных ресурсов в некооперативном равновесии выше, чем в случае, когда оба агента объединяются в единый общественный планирующий орган.

В-третьих, проведенное исследование показывает, как государственная экономическая политика корректируется в зависимости от относительной величины затрат на сохранение природных ресурсов и общественных выгод в анализе затрат и результатов. Прежде всего, независимо от соотношения величин затрат на сохранение природных ресурсов и выгод от освоения рекреационной территории, для региональной администрации всегда оптимально установление положительного налога в начале освоения территории. Очевидно, что ставка налога остается положительной, если затраты на сохранение природных ресурсов выше общественных выгод, связанных с освоением и развитием туристского региона. Однако, если общественные выгоды превосходят затраты на сохранение природных ресурсов при любом уровне освоения территории, траектория оптимальной ставки налога во времени демонстрирует интересные особенности: в начале освоения территории ставка налога положительна, а в некоторый момент времени ставка налога становится отрицательной, и налогообложение освоения рекреационной территории заменяется субсидированием инвестиций в ее развитие.

Эффективность использования льготного налогообложения и субсидирования для привлечения инвестиций, оказывающих положительное воздействие на экономику принимающего региона, общеизвестна.

Существенное отличие рассматриваемой ситуации состоит в том, что для региональной администрации оптимально ввести субсидирование освоения туристского региона только по истечении некоторого периода времени после начала освоения территории, а не в начале реализации проекта.

Построенная модель применена к анализу динамики оптимальной ставки налогообложения освоения туристско-рекреационной территории «Гранд-СПА-Юца» .

Проведенное исследование также показывает, что налогообложение является эффективным инструментом экологического регулирования на рынках несовершенной конкуренции, на которых потребители, как в рассматриваемом случае, готовы платить больше за экологически чистый продукт.

Показать весь текст

Список литературы

  1. СБ., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник. М., 1998.
  2. В. И, Туманов С.Ю. Экономика туристского рынка. М, 1998.
  3. Актуальные задачи развития туризма в России на современном этапе и задачи Национальной академии туризма / Под ред. Ю. В. Кузнецова и др. -СПб., 2002.
  4. А. Ю: Международный туризм: Учеб. пособие для вузов. М., 2001.
  5. М.А. Устойчивое развитие: моделирование эколого-экономического взаимодействия: Автореферат дис.. канд. экон. наук / Ин-т экономики и организации промышленного производства СО РАН. -Новосибирск, 2000. 19 с.
  6. И. Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: Учеб.пособие. М., 2003.
  7. О.Ф., Мельник Л. Г., Яковлев А. Ф. Экономика и качество окружающей среды. Л., 1984.
  8. М.Ю. Города-курорты Краснодарского края: проблемы отраслевой и структурной перестройки в условиях перехода к рынку. Краснодар, 1994.
  9. В.Г. Финансы фирмы. М.: «ИНФА-М», 1998.
  10. И.Ю., Сергиенко О. С. Экологический менеджмент. Учебное пособие. Новосибирск: НГУ, 2001.
  11. А.Л. Социальная и эколого-экономическая устойчивость регионов России. М.: Диалог-МГУ, 1998.
  12. С.Н. Экономика сохранения биоразнообразия. (Повышение ценности природы). М: Наука, 1999.
  13. С.Н. Эффективность природоохранных мероприятий. М.: 1990. — 187 с.
  14. С.Н., Ходжаев А. Ш. Экономика природопользования. М., 1997.
  15. М.А. Стратегическое управление рекреационными предприятиями в условиях переходной экономики. СПб., 2001.
  16. P.A. Основы управления в индустрии гостеприимства. М.: Аспект Пресс, 1995. — 362 с.
  17. A.A. Моделирование природоохранной деятельности: Учебное пособие. М.: НУМЦ Госкомэкологии России, 1998.
  18. В.А., Канторович Г. Г. Многоярусная экономика России // Экономика и математические методы. 1995. Т. 31. Вып. 3. С. 111−124.
  19. Э.В., Бобылев С. Н., Новоселов A.JL, Чепурных Н. В. Экология и экономика природопользования. М.: ЮНИТИ, 1998.
  20. А. А, Струкова Е. Б. Экономика природных ресурсов. М.: Аспект Пресс, 1999.
  21. A.A., Струкова Е. Б. Экономика природопользования. М.: Аспект-Пресс, 1995.
  22. Гостиничный и туристский бизнес / Под ред. А. Д. Чудновского. М., 1998.
  23. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1998 году». М.: Государственный комитет по охране окружающей среды РФ, 1999.
  24. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей природной среды в Российской Федерации в 2001 году» М.: Министерство природных ресурсов РФ, 2002.
  25. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды в
  26. Российской Федерации в 2000 году». М.: Министерство природных ресурсов РФ, 2001.
  27. К.Г. Природопользование и макроэкономические показатели развития народного хозяйства // Экономические проблемы социалистического природопользования. М., 1985.
  28. К.Г., Витт М. Б. Платежи за природные ресурсы// Экономика и организация производства. 1990. № 2. С. 15−21.
  29. К.Г., Рюмина Е. В. Кредитные отношения общества и природы // Экономика и математические методы. 1994. Т. 30. Вып. 2: С. 155−161.
  30. A.A. Экономика природопользования: от прошлого к настоящему и будущему (научное наследие К.Г. Гофмана) // Экономика и математические методы. 1995. — Т. 31. — Вып.4.
  31. Д., Скура JL, Карпентер Р., Шерман П. Экономический анализ воздействий на окружающую среду. М: Вита-Пресс, 2000.
  32. М. В. Основы технологии туристского бизнеса: Учеб. пособие. -М., 1999.
  33. Е. Н. Туроперейтинг: Организация деятельности: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. — 256 с.
  34. E.H. Основы туристской деятельности: Учебник. М., 1992.
  35. E.H. Туроперейтинг: Стратегия и финансы. М., 2002.
  36. Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие для вузов. Минск, 1999.
  37. Г. А., Водовода А. В. Концепция устойчивого развития туризма и рекреационная деятельность на охраняемых природных территориях: Материалы научно-практической конференции. СПб., 1997.
  38. В. А. Иностранный туризм. М., 1999.
  39. В. А. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности: Учебник. М., 2002.
  40. В. А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. М., 1999.
  41. В. А. Туризм: Теория и практика: Избр. труды: В 5 т. Т. 1. Гуманитарные проблемы развития туризма: история и современность. -М.: Финансы и статистика, 1998. — 192 с.
  42. В. А. Туризм: Теория и практика: Избр. труды: В 5 т. Т. 3. Новые цели и функции туризма: экономика и управление. — М.: Финансы и статистика, 1998. — 384 с.
  43. В. А. Туризм: Теория и практика: Избр. труды: В 5 т. Т. 4. Иностранный туризм. — М.: Финансы и статистика, 1998.-312с.
  44. В. А. Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. -320 с.
  45. В. А., Романов А. А. Международный туризм: Политика развития: Учеб. пособие. М.: Советский спорт, 1998.-142 с.
  46. Колотова Е, В. Рекреационное ресурсоведение: Учеб. пособие. -М.: Советский спорт, 1998.
  47. Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Док. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 1998.-787 с.
  48. Р. Природа фирмы. Главы из книги // США: экономика, политика, идеология. 1993. — № 2,3.
  49. Р. Проблема социальных издержек. Главы из книги // США: экономика, политика, идеология. 1993. — № 4,5.
  50. И.П. Экономический менеджмент природоохранной деятельности предприятий: Учебное пособие. Ростов н/Д: РГЭА, 1998.
  51. А. А. История международного и отечественного туризма. М.: ВШТГ, НОУ «ЛУЧ», 1999. — 102 с.
  52. Купер К, ФлетчерД., Гильберт Д. Экономика туризма: Теория и практика. СПб., 1998.
  53. H.H. Экономико-организационный механизм управления окружающей средой и природными ресурсами. М., 1999.
  54. Д. С. К. научному обоснованию экономических реформ в России // Экономика и математические методы. 1995. Т. 31. Вып. 3. С. 5−33.
  55. C.B. Основы экономики природопользования. М., 1998.
  56. Ю.Л. Система подготовки и принятия хозяйственных решений. Взгляд эколога. М.: Диалог-МГУ, 1999.
  57. Материалы парламентских слушаний Государственной Думы Федерального Собрания РФ по проблемам устойчивого развития. М., 2002.
  58. Г. А. Экологическое страхование. М.: Наука, 1996.
  59. Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 2005−2008 годы. М.: Государственный комитет по охране окружающей среды РФ, 2005.
  60. А.П., Нестеров П. М. Экономика природопользования и охрана природы. М.: 1999. — 316 с.
  61. П.М. Экономика природопользования. М.: 1984. — 256 с.
  62. Обзор деятельности по охране окружающей среды. Российская Федерация. ОЭСР, Париж, 1999.
  63. Основы туристской деятельности: Учебник для туристских лицеев и колледжей / Авт.-сост. E.H. Ильина. М., 1992.
  64. К.В. Экономика охраны окружающей среды. М.: ТЕИС, 1999.
  65. КВ. Экономика и природопользование. М., 1997.
  66. Н. В., Рихтер К. К. Экономика природопользования и экологический менеджмент. СПб: Издательство С.-Петербургского университета, 1999.
  67. А. Экономическая теория благосостояния. М.: Прогресс, 1985.
  68. P.C., Рабинфельд Д. Л. Микроэкономика. СПб: «ПИТЕР», 2002.
  69. Постановление Правительства РФ от 28.08.92 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» // Закон. 1993. № 3. С. 40−41.
  70. Постановление Правительства РФ от 29.09.97 № 1251 «О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах» // Российская газета. 1997. 9 окт. № 196.
  71. Приоритеты национальной экологической политики России/Под ред. В. М. Захарова. М.: Наука, 1999.
  72. Развитие туризма на современном этапе и задачи Академии туризма / Под ред. Ю. В. Кузнецова. СПб., 2000.
  73. И. А., Романова Л. С. Поведение фирмы на рынке услуг: Туризм и путешествия: Учеб. пособие. Новосибирск, 2001.
  74. Регионы России: Статистический сборник. М., 2007. Т. 2.
  75. Н. Ф. Ресурсология: Экология: Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994.
  76. Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990.
  77. И.И. Экологизация экономики: методы регионального управления. -М.: 1990.-200 с.
  78. И.И. Экономика природопользования. М.: 1989. — 46 с. А
  79. Е.В. Анализ эколого-экономических взаимодействий. М.: Наука, 2000.
  80. СапруноваВ. Б. Туризм: Эволюция, структура, маркетинг. М., 1997.
  81. В. С. Организация международного туризма: Учебник. М., 2000.
  82. Ф.Л. Рыночная экология: использование частной собственности для защиты окружающей среды // Экономика и математические методы. 1992. Т. 28. Вып. 1. С. 29−39.
  83. В.И. Природопользование в США и Канаде: экономические аспекты. М., 1990.
  84. Ю. В., Темная Л. Р. Экономика туризма: Учебник. М., 2003.
  85. Т. Экономика природопользования и охрана окружающей среды. М.: Олма-Пресс, 2001
  86. Труды Академии туризма: Сб. научных трудов. Вып. 3, 4 / Под ред. Ю. В. Кузнецова, А. Т. Кирилова, Г. А. Карповой. СПб., 2002.
  87. Уникальные территории в культурном наследии и природном наследии регионов: Сб. научных трудов. М., 1994.
  88. Устойчивое планирование туризма: Пособие для специалистов по местному планированию. Мадрид, 1993.
  89. Г. С. Очерки истории российского туризма. М. -СПб.: Издательский торговый дом «Герда», 2000.
  90. Г. С. Очерки российского туризма. СПб., 2000.
  91. Учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов. Сборник аналитических и нормативно-методических материалов под ред. А. В. Шевчука. М.: НУМЦ Госкомэкологии России, 1996.
  92. Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации»: Утв. Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г.
  93. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЭ.
  94. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (1996 г.).
  95. П.К. Теория полезности для принятия решения. М.: «Наука», 1978.
  96. JI.B. Эколого-экономический эффект // ЭКО, 1997 № 5.
  97. Харрис Годфри, Кац Кеннет. Стимулирование международного туризма в XXI веке: Пер. с англ. М., 2000.
  98. Н.В., Новоселов A.JI. Планирование и прогнозирование природопользования. -М.: Интерпракс, 1995.
  99. Г. Ф. История туризма. Минск: ИП «Экоперспектива», 1999.
  100. A.B. Экономика природопользования (теория и практика). М.: НИА-Природа, 2000
  101. A.B. Экономический механизм природопользования в условиях осуществления рыночных реформ. М.: Изд-во НИА-Природа, 1998.
  102. Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков: Пер. с англ. М., 1997.
  103. Эколого-экономические проблемы России и ее регионов / Под ред. В. Г. Глушковой, А. Т. Шевченко. М., 2002.
  104. Экономика и организация международного туризма / Под ред. JI. Ф. Хо-доркова М., 1984.
  105. Экономика современного туризма / Под ред. Г. А. Карповой. М., 1998.
  106. Г. А. Экономика и статистика туризма: Учеб. пособие. М., 2003.
  107. , Е. В. and A. Markandya (1990), 'The Conditions for Achieving Environmentally Sustainable Development', European Economic Review 34, 659−669.
  108. Basar, T. and G. J. Olsder (1982, 1995 2nd), Dynamic Noncooperative Game Theory. San Diego: Academic Press.
  109. , G. S. (1991), 'A Note on Restaurant Pricing and Other Examples of Social Influences on Price,' Journal of Political Economy 99, 1109−1116.
  110. Bell, F. and V. Leeworthy (1990), 'Recreational Demand by Tourists for Saltwater Beach Days', Journal of Environmental Economics and Management 18, 189−205.
  111. Benchekroun, H. and N. van Long (1998), 'Efficiency Inducing Taxation for Polluting Oligopolist', Journal of Public Economics 70, 325−342.
  112. , A. L. (1924), The Mathematical Groundwork of Economics, Oxford: Oxford University Press.
  113. , G. (1976), 'Tourism and Environmental Conservation: Conflict, Coexistence or Symbiosis?', Environmental Conservation 3, 27−31.
  114. Cellini, R. and L. Lambertini (2002), 'A Differential Game Approach to Investment in Product Differentiation', Journal of Economic Dynamics and Control 27, 51−62.
  115. Cellini, R. and L. Lambertini (2004), 'Private and Social Incentives Towards Investment in Product Differentiation', International Game Theory Review 6, 493−508.
  116. , A. (1992), Elements of Dynamic Optimization, New York: Mc Graw -Hill.
  117. , A. C. (1995), Elements of Dynamic Optimization. McGraw-Hill, Int. Editions.
  118. , R. (1972), 'Durable Goods Monopolists', Journal of Law and Economics 15, 143−150.
  119. Cooper, C. and S. Wahab, eds. (2001), Tourism and Globalization, London: Routledge.
  120. Cooper, C., J. Fletcher, D. Gilbert, R. Shepherd and S. Wanhill (1993, 1997 2nd), Tourism. Principles and Practice. New York: Addison Wesley Longman Publishing.
  121. Cremer, H. and J. F. Thisse (1999), 'On the Taxation of Polluting Products in a Differentiated Industry', European Economic Review 43, 575−594.
  122. Davies, B. and P. Downward (1998), 'Competition and Contestability in the UK Package Tour Industry: Some Econometric Observations', Tourism Economics 4, 241−251.
  123. , A. (1979), 'A Model of Duopoly Suggesting the Theory of Entry Barriers', Bell Journal of Economics 10, 20−32.
  124. Dockner, E., S. J0rgensen, N. van Long and G. Sorger (2000), Differential Games in Economics and Management Science. Cambridge, UK: Cambridge University Press.
  125. Dowlatabadi, H. Sensitivity of Climate Change Mitigation Estimates to Assumptions about Technical Change. // Energy Economics, 1998. 20: 473 493.
  126. Ebert, U. and O. von dem Hagen (1998), 'Pigouvian Taxes under Imperfect Competition if Consumption Depends on Emissions', Environmental and Resource Economics 12, 507—513.
  127. , C. (1987), 'Identification of Classes of Differential Games for Which the Open-Loop is a Degenerated Feedback Nash Equilibrium', Journal of Optimization Theory and Applications 55, 217−231.
  128. Fershtman, C., M. Kamien and E. Muller (1992), 'Integral Games: Theory and Applications', in G. Feichtinger, ed., Dynamic Economic Models and Optimal Control (pp. 297−311), Amsterdam: North-Holland.
  129. , A. R. (2000), 'Mass Tourism and the Demand for Protected Natural Area: A Travel Cost Approach', Journal of Environmental Economics and Management 39, 97−116.
  130. , B. A. (1980), 'Optimal Energy Use in Polluted Environment', Journal of Environmental Economics and Management 8, 312−333.
  131. Hunter, C. and H. Green (1995), Tourism and Environment. A Sustainable Relationship? London: Routledge.
  132. Maler, K. and A. de Zeeuw (1998), 'The Acid Rain Differential Game', Environmental and Resource Economics 12, 167−184.
  133. , M. (2002), 'Product Choice and Oligopoly Market Structure', Rand Journal of Economics 33, 221−242.
  134. , G. (1993), Sustainable Tourism Development: Guide for Local Planners. World Tourism Organization Madrid.
  135. , A. (1988), Applied Differential Games, New York: Plenum Press.
  136. , J. (1982), 'A Class of Differential Games for Which the Closed Loop and Open Loop Nash Equilibria Coincide', Journal of Optimization Theory and Applications 36, 253−262.
  137. Rowthorn, B. and G. Brown (1999), 'When a High Discount Rate Encourages Biodiversity', International Economic Review 40, 315−332.
  138. Sinclair, M. T. and M. Stabler (1997), The economics of Tourism. London/New York: Routledge.
  139. Singh, N. and X. Vives (1984), 'Price and Quantity Competition in a Differentiated Duopoly', Rand Journal of Economics 15, 546−554.
  140. , A. M. (1976), 'Product Differentiation and Welfare', American Economic Review 66, 407−414.
  141. , O. (1996), 'Trade with Polluting Nonrenewable Resources', Journal of Environmental Economics and Management 30, 1—17.143.144.145.146.147.
  142. , D. (2001), Economics and Culture, Cambridge UK: Cambridge University Press.
  143. , J. (1988), The Theory of Industrial Organization. Cambridge, MA: MIT Press.
  144. Ulph, A. and D. Ulph (1994), 'The Optimal Time Path of a Carbon Tax', Oxford Economic Papers 46, 857−868.
  145. Varian, H. and C. Shapiro (1999), Information Rules. A Strategic Guide to the Network Economy, Boston, MA: Harvard Business School Press. Vives, X. (2000), Oligopoly Pricing: Old Ideas and New Tools, Cambridge MA: MIT Press.
  146. , F. (1994), 'Pigouvian Taxation of Energy for Flow and Stock Externality and Strategic, Noncompetitive Energy Pricing', Journal of Environmental Economics and Management 26, 1—18.
Заполнить форму текущей работой