Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проза В. В. Вересаева послеоктябрьского периода жанровая специфика и проблематика

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Широкую известность имя Вересаева получило после выхода в свет в журнале «Русское богатство» повести «Без дороги» (1895). Это было одно из ранних обращений писателя к теме интеллигенции и революции, которую многие критики считают главной в творчестве Вересаева, продолженной им в повестях и рассказах «Поветрие» (1897), «На повороте» (1901), «К жизни» (1908), в романах «В тупике «(1920;1923… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА I. Проблема интеллигенции и революции в романе В. В. Вересаева «В тупике». Жанровые особенности романов В. В. Вересаева («В тупике», «Сестры0)
  • ГЛАВА II. Прошлое глазами настоящего в цикле «Неввду-< манные рассказы о прошлом» В.В.Вересаева
  • Жанровая специфика произведения, его влияние на современную литературу
  • ГЛАВА 1. Жанровое своеобразие «Воспоминаний» В. В. Вересаева. Проблема традиций и новаторства в произведении

Проза В. В. Вересаева послеоктябрьского периода жанровая специфика и проблематика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Будучи высоко образованным (окончил историко-филологический факультет Петербургского, и медицинский Дерптского университетов), В. В. Вересаев литературный труд выбрал главным, ставшим смыслом всей его жизни.

Основное содержание данной диссертации связано со стремлением автора осмыслить прозу Вересаева после 1917 года как важное и неординарное событие литературного процесса 20−40-х годов. Начав свой творческий путь еще в 80-е годы XIX столетия и проработав до конца своих дней, Викентий Викентьевич был не только выдающимся художником слова, но и глубоким мыслителем, стремившимся познать человеческую душу, выявить закономерность развития общества, разобраться в важнейших исторических событиях. Поэтому в его произведениях поднимаются как острейшие проблемы современности, так вопросы, издавна волнующие человечество: человек и мир, история и современность, жизнь и смерть любовь, что есть красота и т. д. Эту мысль подтверждает и обращение к трудам философов (Ницше, Гегеля, Бокля и т. д.) и изучение различных религиозных течений,.

Вересаев не только вдумчиво и пристально вглядывается в не давнее прошлое, но и предсказывает многое из будущего. Эти прогнозы подтвердились самой жизнью.

Огромной популярностью пользовались «Записки врача» (190If) Вересаева, в которых честно рассказывается о многих скрытых, но очень острых, порой болезненных вопросах профессии врача, Почему именно записки? Во многом потому, что «Вересаев действительно обладал редким даром обнажения собственной боли, в которой отражалась боль других лвдей» (30, с.6). И потому, что Вересаев стремился писать о том, что хорошо знал. Именно поэтому А. Нз-майлов заметил, что «ранние и поздние произведения писателя является его душевной автобиографией» (29, с.219−221). Это относится и к запискам «На японской войне» (I9Q6-I907), в которых была приоткрыта завеса над многими нецриглядными и страшными сторонами этого события. Жанр записок подтверждает достоверность написанного.

Широкую известность имя Вересаева получило после выхода в свет в журнале «Русское богатство» повести «Без дороги» (1895). Это было одно из ранних обращений писателя к теме интеллигенции и революции, которую многие критики считают главной в творчестве Вересаева, продолженной им в повестях и рассказах «Поветрие» (1897), «На повороте» (1901), «К жизни» (1908), в романах «В тупике «(1920;1923), «Сестры» (1931). Так, поразившей всех повестью «Без дороги» «историей собственных духовных исканий, совпавшей с исканиями тысяч других руееких интеллигентов конца прошлого века» (30, с.6) /'Вересаев вошел в историю литературы как летописец настроений, раздумий, идеологического и политического самоопределения интеллигентов Х890, 1900, 1910 и 1920;х годов, то есть почти полу столетия русской жизни» (27, с. 5−6).

Прослеживая по произведениям путь интеллигенции в революцию, мы можем сделать вывод, что эта дорога не случайно привела к «тупику». Нужен был иной’выход, из очень сложной общественной ситуации* В целом ряде произведений («Лизар» (1899), «К спеху» (1899), «В сухом тумане» (1901), «В степи» (I9QI), «Исправилась» (I9QI), «Об одном доме» (1902), «Два конца» (1899−1903) Вересаев, изображая лвдей самых разных социальных групп (крестьян, солдат, рабочих, служащих), приходит к выводу о необходимости изменения общества.

Особенно ярко это проявилось в «микроповести» (29, с.13) «Об одном доме», рисующей жизнь крестьян, рождающихся словно бы для того, чтобы умереть. Или повесть «Два конца», в которой рабочий-переплетчик, прожив всего сорок лет понимает, что «всему конец, впереди — одна смерть, а позади — жизнь дикая и пьяная.» (45, т.2, с.274). Не лучшим был конец и жены Андрея Ивановича Александры Михайловны. Представители интеллигенциигерои книг Вересаева — пытаются отыскать путь, оправдавший бы их существование на земле и облегчивший жизнь лвдей. Поиски этого пути сложны и порой трагичны, как для Дмитрия Чеканова («Без дороги»), спасающего мужиков от холеры и убитого ими. Путь интеллигенции — это путь жертвы. Не всегда ли оправданной?

За что ты боролся, во имя чего умер? Чего достиг ты своей смертью? Ты только жертва, жертва бессмысленная, никоей не нужная.(45, т. I, с.156). Путь народничества — бессмыслен. А путь марксизма, увлечение интеллигенции рубежа веков? Не случайно Наташа, героиня рассказа «Поветрие», свернула на эту тропу.

У Вересаева финал произведения часто является ответом на вопрос, затронутый писателем: повесть «На повороте» заканчивается так: «Распоясанный, в развивающейся рубашке Токарев шагал по колючему жнивью через межи и шел в темноту, не зная куда» (45, т.2, с.112).

Живая жизнь" - это книга, в которой Вересаев делится своей разгадкой тайны жизни, пониманием высшего смысла ее, предназначения человека на земле. «Человечеству предстоит добыть силу жизни» (45, т. З, с.480). Этими словами заканчивается первая часть книги, посвященная рассмотрению философии жизни Ф. Достоевского и Л.Толстого. Не случайно рассмотрение жизни и творчества великих писателей стало тем ключом, который открывается заветная дверь. Постигни главные задачи их жизни, основные постулаты творчества, и ты поймешь, ради чего пришел на эту землю. Не случайно носителями главных жизненных заповедей выступают люди творчества, писатели. Идеалом человека (но не идолом) был для Вересаева человек-творец. И постичь тайну творчества значило, по его мнению, познать смысл жизни.

Вторая разгадка смысла жизни представлена Вересаевым во второй части «Живой жизни» «Аполлон и Дионис» (о Ницше), завершающейся притчей, последние строки котрой достаточно ясно говорят: «.Тяжкие были ему муки существования, пропадала вера в жизнь, величайшим счастьем начинало казаться небытиес под* битыми крыльями, душа бессильно погружалась в угрюмый туман отчаяния. Но сквозь мрачный туман лучезарным, ободряющим призывом светились человеку вещие слова. Они говорили ему, что есть жизнь, есть радость и сила, что жизнь и счастье на землене ложь, не обманчивый призрак.

Эти светлые слова — зажжем их на нашем знамени, и да све тят они нам в наших исканиях и борьбе, никогда не тускнея (45, т. З).

Итак, смысл жизни в самой жизни, основой которого должны стать творчество и вера. Твори и веруй, человек! В этом твое предназначение. Таким призывом могла бы заканчиваться книга Вересаева, создавай он свои произведения в духе соцреализма. Но, к счастью, он был далек от лозунговой литературы.

О деятельности В. В .Вересаева дооктябрьского периода вышел целнй рад исследований (диссертации и монографии), в которых давался анализ вдейяо-художественного содержания его произведений, определялось их место в литературном процессе.

Творчество В. В. Вересаева после 1917 года довольно значительно. Хотя к книгам Вересаева обращались литературоведы и критики, но этого, на наш взгляд, недостаточно.

В своих работах В. М. Нольде, Ю. У. Бабушкин, Г. А. Бровман, А. В. Силенко и другие отмечали целый ряд особенностей его творчества.

О.М.Покровская в своей кандидатской диссертации поставила перед собой цель: показать идейную сторону произведений писателя. Она считает творчество Викеятия Викентьевича близким творчеству А. М. Горького, отмечает, что «В.Вересаев был художником, который связал свою литературную судьбу с новой жизнью. В его произведениях отчетливо звучат передовые идеи времени. Одна из основных проблем всего творчества Вересаева — проблема интеллигенции». «хотя он и не мог достаточно глубоко понять для него трудных и путанных событий эпохи» (39,с.3). Категоричность последнего высказывания вызывает недоумение, но замечание автора о том, что «Вересаев рисует новое с разных аспектов» (39, с.4), не подвергается сомнению. А вот с выводом: «Вересаевухудожнику трудно было сразу принять новые ростки жизни. Ему гораздо легче было критиковать старый строй» (39, с.4), можно поспорить.

Многие произведения предыдущих лет отличает именно стремлеяие к изменению существующей жизни («На повороте», «К жизни», «Два конца»). Другое дело, что после Октябрьской революции не наступило ожидаемого просветления. Вересаев исследует прошлое именно для того, чтобы лучше понять настоящее и выяснить, так ли уж сильно отличается день сегодняшний от вчерашнего. Оказывается, нет.

Достаточно подробно О. М. Покровская исследует идейную сторону произведений Вересаева. Она подчеркивает «общее принципиальное значение творчества Вересаева и других писателей старшего поколения в формировании молодой советской литературы» (37, с.108−109). И качество, о котором упоминают почти все исследователи творчества Вересаева (Ольга Михайловна приводит слова А. Серафимовича): «Правдивостью, конкретностью проникнуты все его произведения. (37, с.217). И с этими словами нельзя не согласиться.

Достаточно объективную оценку творчества Вересаева дает в своей книге Г. А. Бровман (7). Анализ начинается с первого произведения Вересаева. Он выделяет основные темы творчества писателя в разные периоды времени: «процесс становления личности» (7, с.23), поиски «истинного героя» (7, с.245) и т. д., отмечает сильные и слабые стороны дарования художника. Работа Г. А.Бров-мана подробна и интересна. Кроме анализа литературных трудов Вересаева исследователей интересует личность писателя. Много места уделяет этому и Ю. У. Бабушкин. Затрагивает он также и такой вопрос как принцип изображения действительности Вересаева: быть абсолютно правдивым в искусстве, по мнению В. Вересаева, можно лишь когда пишешь о том, что сам лично пережил и испытал. Он строго держится реальных фактов, большинство его произведений построено на автобиографическом материале.

Вообще литературы о творчестве писателя очень немного, в основном это вступительные статьи, комментарии, рецензии, поздравления и некролог.

Так, Л. А. Иезуитова пишет: «Вересаев вошел в историю литературы как летописец настроений, раздумий идеологического и политического самоопределения интеллигентов 1890, 1900, 1910 и 1920 годов» (26, с.6).

Многие ее выводы подтверждают мысль о том, что для Вересаева важен был человек вне его социальной принадлежности. Хотя в повестях и рассказах добытчиками «Живой жизни» Вересаев рисовал борцов революции, пролетариев — носителей новых социальных идей и живой преобразующей силы жизни" (26, с.6), можно с полной уверенностью говорить о том, что героями книг Викентия Ви-кентьевича они стали не только потому, что были борцами революции, или пролетариями.

Немного пишет она и о жанрах произведений Вересаева. «На рубеже XIX и XX веков он создал жанр идейно-политического рассказа и повести, посвященных описанию духовных исканий интеллигенции. Наиболее популярные из них — „Товарищи“ (1892 г.), „Без дороги“ (1894), „Поветрие“ (1897), „На повороте“ (1901), „К жизни“ (1908), „В тупике“ (1920;1923)» {26, с.5).

Вересаев разработал особый художественно-публицистический жанр «записки» (26, с.6).

Трудно согласиться со словами Иезуитовой, что «Воспоминания» — «это существенное и органическое дополнение к художественно-публицистическим запискам» (26, с.7). Каздая из этих книг существует самостоятельно. В этом и в другом случае мы имеем дело со сплавом жанров: в случае с «Воспоминаниями» — автобиографического произведения с художественным. И не случайно Вересаев включил в соетав «Воспоминаний» и «Литературные воспоминания» (в свою очередь состоящие из литературных портретов, воспоминаний эпизодов из литературной деятельности Вересаева, из жизни известных творческих деятелей), т. е. здесь мы имеем дело с художественно-автобиографическим жанром. В отношении «Записей для себя» можно с полной уверенностью сказать, что это произведение художественное, особенно тогда, когда это касается обработки размышлений писателя, мыслей автора. Но к какому жанру их отнести? В «Записях для себя» как ни в каком другом произведении очень сильно личностное начало.

Интересными и точными выводами относительно творчества и личности писателя отличается статья О. А. Клинга. «Вересаев действительно обладал редким даром обнажения собственной боли, в которой отражалась боль других лвдей» (29, с.6). Но прав ли критик, утверждая, что «творчество В. В. Вересаева, на первый взгляд „монотемно“: судьба русской интеллигенции — вот главное его русло» (29, с.6).

Что эта тема — одна из главных в творчестве писателяверно, но существует и целый ряд других, поднимаемых Вересаевым: формирование характера, война, искусство, литература и т. д.

Абсолютно прав был критик, говоря: «История собственных духовных исканий, совпавшая с исканиями тысяч других интеллигентов конца прошлого века, обрела столь поразившую первых читателей художественную глубину в повести «Без дороги» (29, с.6).

Значительное место критик уделяет биографии писателя. Автор делает попытки связать мировоззрение писателя, его жизнь в молодые годы с произведениями, написанными в то время и позднее: «Как мы видим, в сознании будущего писателя прихотливо переплелись два чувства»: с одной стороны: осознание трагической обреченности борьбы, с другой — понимание величия жертвы, необходимости борьбы. Эти два полюса обозначили и источник внутреннего драматизма Вересаева и честность, с которой впоследствии он анализировал ситуацию" (29, с.7).

Кжинг отмечает «публицистичность» как особенность творчест ва Вересаева, а также то, что многие его произведения напомина ют моментальный снимок" (29, с.8).

Важной в творчестве Вересаева критик считает тему пути, но «часто путь героев Вересаева запутан и неясен» (29, с.14). Клинг как многие другие авторы пишет, что в поэтике Вересаева «органично сочетаются элементы публицистики и художественности» (29, с.16) .

О произведениях советского времени лишь упомянуто, в основном речь вдет о повестях дореволюционного периода и некоторых рассказах.

В предисловии к романам «В тупике» и «Сестры» ВлДидин касается, в основном, личности писателя.

Достаточно часто примечания к тексту составляли В. М. Нольде и Е. Зайончковский".

Творчество Вересаева послеоктябрьского периода явилось новым этапом его писательской биографии. Ибо зрелой рукой мастера были созданы произведения, позволяющие говорить о нем как о художнике-новаторе. Это и «Невыдуманные рассказы о прошлом», и «Воспоминания» .

В годы гражданской войны писатель находился в Крыму, переживая вместе со своими соратниками по перу все происходящее.

Перед ними открылись страшные стороны революции. Все они стали свидетелями попрания идеалов революции представителями новой власти. Эти впечатления и легли в основу романа «В тупике». Творчество Вересаева советского времени шогопроблемно. Он создает целый цикл рассказов самой разной тематики, актуальной и важной.

— 12.

В это время Вересаев активно занимается литературоведческой деятельностью. Он собирает большой материал об А. С. Пушкине. Его книга «Пушкин в жизни» стала значительным вкладом в создание образа великого поэта — человека и творца.

А работа «Гоголь в жизни» до сих пор остается единственной в своем роде. Вот что пишет об этом И. Золотуоокий: «Я не знаю ни одной работы о Гоголе, вышедшей в IX веке, которая превзошла бы книгу „Гоголь в жизни“ по богатству материала, по общей культуре отбора свидетельств, по культуре знания, наконец. То, что мы имеем за прошедшие десятилетия, носило характер надзора за Гоголем, проработки Гоголя за „ошибки“ и снисходительного поощрения его художественных заслуг, никак не связанных ни с его судьбой, ни с историей его души» (62, с.3−4). По мнению Ю. Фохт-Бабушкина, эти книги интересны тем, что построены они «по принципу монтажа фактов, цитат, отдельных мыслей.» (45, с.27).

Важную часть творчества писателя несомненно занимают и переводы, которыми он увлекался с юных лет (изучение древних языков, по воспоминаниям самого писателя, давалось ему очень легко). В 20-е годы выходит книга Гесиода «Работы и дни», в 30−40-е «Илиада» и «Одиссея» Гомера, не случайно увлечение Вересаевым эллинской поэзией. По его мнению, древние греки были наиболее близки к гармоничному существованию (гармония с самим собой, с миром), или к тому понятию, что мы называем счастьем. Отсвда, наверное, и понимание Вересаевым прекрасного, данного в рассказе «Состязание» .

Викентий Викентьевич известен и как публицист. Он печатает свои статьи в центральных газетах и даже выступает по радио. Творчество его необычайно многогранно. Он выступал как прозаик (писал романы, повести, рассказы), поэт (стихотворение.

Раздумье" было первым произведением, опубликованным в печати, а им написано около ста оригинальных стихотворных произведений, не считая переводов), драматург (драма «В священном лесу»), переводчик, литературовед, публицист, редактор (возглавлял художественный отдел журнала «Красная новь»). Следует отметить разновидности повести, используемые писателем в ранний период литературной деятельности (повесть «Без дороги» написана в форме дневника, в «Записках врача» использованы фактические материалы из дневника писателя). Ю. Фохт-Бабушкин называют еще одну разновидность повести: «.публицистическая повесть полумемуарного характера долгие годы были жанром, наиболее любимым Вересаевым («Записки врача», «На японской войне») (45, с.26).

Необычайно интересен по жанру цикл «Невыдуманных рассказов о прошлом», начатый писателем в дореволюционное время и оформившийся в книгу лишь в двадцатые годы (первая публикация цикла 1928 года). Над этим циклом писатель работал практически до последних дней своей жизни. Для разных по тематике рассказов писатель сумел найти такой принцип композиции, что объединенные в один цикл они воспринимаются как целостное произведение. Жанр миниатюры в творчестве Вересаева получил наиболее полное воплощение: в цикл включены рассказы в несколько страниц и совсем маленькие в несколько строк, афоризмы, новеллы-диалоги, монологи, странички из дневника и т. д. Но под пером Вересаева этот жанр получил наиболее четкую форму, выкристаллизовался.

Своеобразен и жанр «Воспоминаний». С одной стороны, это автобиографическое произведение, а с другой, — обобщения настолько глубоки, что несомненно речь вдет о художественном произведении. Это переплетение документальности с вымыслом позволяет говорить о синтезе жанра. Не сразу возникло это жанровое новаторство. Оно было подготовлено предыдущим творчеством писателя. И «Записками врача», полумемуарной повестью публицистического характера, и рядом рассказов, объединенных общей темой (напомним, что замысел «Невыдуманных рассказов о прошлом» возник у автора еще в 10-е годы XX столетия).

Эту же особенность Вересаева — продолжать разрабатывать на протяжении ряда лет, а то и десятилетий, ранее задуманное можно отметить не только в отношении жанра. И с точки зрения поставленных проблем его творчество отличается поразительным единством. С удивительной последовательностью он активно использует целый ряд тем, принятых на вооружение ранее, постепенно расширяя или, наоборот, сужая свой взгляд, рассматривает проблему с разных аспектов, сообразуясь с ходом истории, эволюцией собственного творчества, изменениями, происходящими в литературе вообще. Но отдавая дань требованиям жизни, он оставался верен своему жизненному кредо: писать только о том, что хорошо знаешь. Например, начатая им в ряде повестей («Без дороги», «На повороте») тема поиска пути в жизни, связанная прежде всего с темой интеллигенции, стремящейся к переустройству общества, была продолжена им в романах «В тупике» и «Сестры*;

Цели и задачи. Рассмотреть труды Вересаева послеоктябрьского периода с точки зрения жанровой специфики и проблематики.

Задачи: I. Рассмотреть произведения, написанные после 1917 г. как часть единого целостного творческого процесса писателя, продолжающего и развивающего начинания раннего периода литературной деятельности.

— 15.

2. Соотнести творчество Вересаева с творчеством его современников (А.Толстого, И. Бунина, К. Федина), определить место писателя в литературном процессе 20−30-х годов.

3. Анализируя творчество Вересаева послеоктябрьского периода, обратиться к проблеме традиций и новаторства.

4. Показать влияние творчества Вересаева на современную литературу.

Методы исследования. В работе используется сравнительно-типологический метод исследования художественных произведений. Материалом для исследования избрана проза В. В. Вересаева послеоктябрьского периода: романы «В тупике», «Сестры» — «Воспоминания» — цикл «Невыдуманных рассказов о прошлом». Именно в это время наиболее ярко проявилось жанровое своеобразие творчества писателя. По необходимости внимание обращается на ранние произведения В. В. Вересаева. А также проведен рад сопоставлений с книгами авторов конца XIX — начала XX столетия и представителей современной литературы. Таким образом прослеживается связь его творчества с предшествующей и последующей литературой.

Научная новизна диссертации обусловлена, во-первых, недостаточностью изучения произведений В. В. Вересаева послеоктябрьского периода и в связи с этим стремлением автора исследования уделить внимание тем вопросам (жанровой специфики и проблематики), которые недостаточно были затронуты в предыдущих работах. Во-вторых, в данном исследовании впервые делается попытка установить связь произведений Вересаева не только с творчеством представителей русской классической литературы (Чеховым, Короленко, Куприным), но и проследить то влияние, которое оказа ли его книги на литературу последующих десятилетий, в частности, на современную.

Практическая значимость. Наблюдения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при разработке курса литературы XX века, а также спецкурсов и спецсеминаров по вопросам творчества В. В. Вересаева.

Апробация научных результатов. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры русской литературы XX века МШ". По теме диссертации были сделаны доклады на научных конференциях: межвузовской конференции, посвященной 70-летию Октябрьской социалистической революции (МОШ им. Крупской, 1987) — посвященной творчеству Л. МЛеонова (МОШ им. Крупской, 1989) — областной научно-практической конференции (Оренбургский пединститут, 1991 г.).

Материалы исследований использовались при составлении лекций по курсу «Вводный курс современной русской литературы XX векаспецсеминарах в Оренбургском пединституте.

Публикации.

1. Жанровое своеобразие «Невыдуманных рассказов о прошлом» В. В. Вересаева (рукопись, депонированная в ИШОН АН СССР, 1989 г, 70 772).

2. Проблема интеллигенции и революции в романе В. В. Вересаева «В тупике» (рукопись, депонированная в ЙНИОН АН СССР,.

1990 г., 407 731).

3. Жанровое своеобразие «Воспоминаний» В. В. Вересаева (статья, Межвуз.сб.научных трудов «Развитие традиций и формирование жанров в советской литературе», М., МОПИ им. Н. К. Крупской,.

1991 г., С.50−58).

1. Бабушкин Ю. Викентий Викентьевич Вересаев. К 100-летию со дня рождения // Литературная Россия.- 1967, — 13 янв.- № 3-С.6.

2. Бабушкин Ю. Об одной историко-литературной легедде (0 творчестве В.В.Вересаева) // Вопросы литературы.- 1969. $ 9.-С. 49−67.

3. Бабушкин Ю. Работа Вересаева над короткими рассказами // Вопросы литературы.- I960. $ 7. С. 192−203.

4. Бабушкин Ю. Честность художника. К столетию со дня рождения В. В. Вересаева // Правда.- 1967. 15 янв.- С. 6.

5. Биографический очерк «В.Вересаев» // Русская литература XX века / Под ред. С. А. Венгерова.- кн.2/.

6. Бровман Г. Писатель, переводчик, критик. (В связи со ЮО-ле тием со дня рождения В.В.Вересаева) // Московская правда,-1967. 15 янв.- С.З.

7. Бровман Г. В. В. Вересаев и его роман «В тупике» // Вопросы литературы.- 1957. № 9. С.136−165.

8. Берзер А. История одной статьи воспоминаний о В. Вересаева // Вопросы литературы.- 1984. № II.- С. 177−184.

9. Василенко И. Незабываемый (Из воспоминаний о В.В.Вересаеве). // Дон.- I960. Л 10. С.187−192.

10. Викторов В. Невыдуманная судьба. 0 рассказах Вересаева // // Вечерняя Москва.- 1940. № 214. 14.IX.- С.З.

11. В. Волков В. В. Вересаев // Волков А. Очерки русской литературы конца XIX начала XX века.- М., 1962. С.320−349. 151.

12. Воронский А. В. В. Вересаев. По поводу повести «В тупике» // Ворояский А. Искусство ввдеть мир.- М., 1987. С.98−104.

13. Громов П. Утраты // Звезда.- 1945. Л 7, — G.115−116.

14. Данилов Э. И. Повесть В.В.Вересаева «К жизни». О диалектике социального и общефилософского в литературе I9Q7-I9I0 годов Ц Вопросы реализма, — Вып.5. Вологда.- I978.-C.II3-I28.

15. Дерман А. В. В. Вересаев // Литературная газета.- 1939. № 526 .П.— С.З.

16. Дерман А. Неутомимый искатель (Памяти В.В.Вересаева) // Новый мир.- 1945. В 5−6. C. I67-I7I.

17. Дерман А. Путь писателя-общественника // Огонек.- 1949 г.-№ 3. янв.- С. 20.

18. Добранов Ю. Искажение Пушкина // Литературная газета.- 1937 В 30. 5. У1. С.З.

19. Денисова Э. И. Концепция «Живой жизни» в творчестве В. Вересаева // Вопросы художественного обобщения в русской и зарубежной литературе, — Ульяновск, 1928. С.39−51.

20. Жизнь творчество. К 100-летию со дня рождения В. В. Вересаева // Советская Россия, — 1967. 17 янв.- С. 4.

21. Зайончковский Е. Начало пути (0 творчестве В. В. Вересаева. Из неопубл.) // Литературная Россия.- 1986. № 2. 10 янв.-C.I9.

22. Здесь жил В. В. Вересаев (В Москве, в доме № 2 по Шубинскому переулку) // Литературная газета.- 1956. 12 апр, — С.З.

23. Зелов Н, В департамент летели депеши (о связи Вересаева с революционным движением России). К 100-летию со дня рождения В. В. Вересаева // Учительская газета.- 1967. 14 янв.

24. Золотусский И. Портрет «Странного» гения // Волга, — 1989.-№ 4, — С.162−169. 152.

25. Из писем Горького Вересаеву // Литературная газета" 1958.24 марта.- G.3.

26. Иезуитова Л. А. О «Воспоминаниях» В. В. Вересаева // В. В. Вересаев, Воспоминания,-!., Правда, 1982. 544 с.

27. Из близкого прошлого (К истории написания М. Булгаковым и В. Вересаевым пьесы «Александр Пушкин» / Публ.Е.Зайончков-ского // Литературная Россия, — 1987. 17 апр, — С.16−17.

28. Измайлов Н, Пестрые знамена, — М., 1913.

29. Клинг О. А. Раненая совесть // В. В. Вересаев. На высоте.-М., Советская Россия.- 1987. 452 с.

30. Кожинов В. В. В. Вересаев. Критико-биографический очерк // Be ресаев В. В. Повести и рассказы.- Новосибирск, 1956. С.3−31.

31. Кранихельд В. П., Вересаев В. В. // История русской литературы XIX в, / Под ред. Овсянико-Куликовского, — Т.У.

32. Леонов В, Викентий Викентьевич Вересаев (Смидович) // Русские писатели в Москве, — М., 1977. С.668−674.

33. Лежнев И, Вересаев о былом // Огонек, — 1941, — Л 4, — С, 17,.

34. Лидин В. В потоке жизни // В. Вересаев «В тупике», и «Сестры» М., Книжная палата, 1990.

35. Неопубликованные рассказы и пьесн Вересаева // Литературная газета, — 1951/96, — 14 авг, — С. З,.

36. Нольде В, М. Вересаев. Жизнь и творчество.- Тула: Приокское книжное изд-во, 1986.

37. Покровская О. М. «Невыдуманные рассказы о прошлом» В. В. Вересаева // Учение записки, том CXXIX. Советская литература-МОШ им. Н. К. Крупской.- М., 1963.

38. Покровская О. М, Творчество Вересаева советской эпохи // Уче ные записки МОПО им. Н. К. Крупской, Том 157, М. .Просвещение-1965 г.-15 339, Покровская О. М. Творчество В.В.Вересаева советского периода. Дис.. кадд.филол.наук.- М.- МОШ им. Н. К. Крупской.- 1967.

39. Раския А. Невыдуманные рассказы // Литературная газета.-1940. .№ 40. 21 .УЛ.

40. Силенко А. Ф. В. В. Вересаев. Критико-биографический очерк.-Тула: кн. изд-во, — 1956.

41. Силенко А. Творчество В. В. Вересаева.- М., Знание.- 1954.

42. Вересаев В. В. // Собр.соч.: ю pq т.- М.: Правда, 1961.

43. Вересаев В. В. // Полн.собр. соч.:: В 12 т.- М.: Недра, 1928.

44. Вересаев В. В. // Собр.соч.: В 5 т.- М.: Недра, 1930, — Т.З.

45. Вересаев В. В. // Собр.соч.: В 4 т.-М.: Правда.- 1990. T.I.

46. Вересаев В. В. // Собр.соч.: В 2 т.- М.: Худ.лит., 1982.-Т.I.

47. Вересаев В. В. Бей его.- М.: Кн-во писателей в Москве, 1917.

48. Вересаев В. В. В тупике.- М.: Мосполиграф, 1924.

49. Вересаев В. В. В тупике.- изд.З.-М.: Недра, — 1925.

50. Вересаев В. В. В тупике.- М.: Недра, — 1927.

51. Вересаев В. В. В тупике, Сеетры.- М.: Книжная палата.- 1990.

52. Вересаев В. В. В тупике (Запись об обсуждении рукописи романа всеми политическими руководителями страны в 1923 г.) /Публ.и комментарии В. Нольде и Е. Зайончковского// Огонек.-1988. J 30, — С. 30.

53. Вересаев В. В. В юные годы (Воспоминания).- М.: Недра, — 1927; 154.

54. Вересаев В, Великим хочешь быть умей сжиматься // Литературная газета, — 1939. 1 32, — IQ. JI, — С. 6.

55. Вересаев В. В. Воспоминания.- М": Гослитиздат.- 1936.

56. Вересаев В. В. Воспоминания.- Изд. З доп.- М.-Л.: Гослитиздат, тип. № M-II9. 1946.

57. Вересаев В. В. Гоголь в жизни.- М.-Л., 1933.

58. Вересаев В. В. Воспоминания.-М.: Правда, 1982.

59. Вересаев В. В. Гоголь в жизни.- М.: Московский рабочий, 1990, — 640 е./ Вступ.ст. И.Золотусский.

60. Вересаев В. В. Гомеровы гимны.- М., 1926.

61. Вересаев В. В. Дуэль и смерть Пушкина.- М.: Огонек, 1927.

62. Вересаев В. В. Жена Пушкина, — М.: Журнально-газетное объединение, 1956.

63. Вересаев В. В. Жизнь Пушкина. Биографический очерк.- М., 1936.

64. Вересаев В. В. Живая жизнь, — Изд /.- М.:Кн-во писателей в Москве, 1922.

65. Вересаев В. В. Заметки о Пушкине. Крепостной роман Пушкина. // Печать и революция, — 1928. № 3, анф. С.54−65.

66. Вересаев В. Заметки о культурности // Вечерняя Москва.-I960. 16 апреля.- С. 5.

67. Вересаев. Записи для себя // Новый мир.- I960. № I.

68. Вересаев В. Записи для себя. Фрагменты из книги // Новый мир., I960. Л I.

69. Вересаев В. В. «Звезда». Восточная сказка, — Тверь: изд-во Твер.поср.т-ва кооператоров, 1918.

70. Вересаев В. В. Избранное. Повести и рассказы.- М.: Гослитиздат, 1935 (статья Полянского).

71. Вересаев В. В.: В 2 т.- М.: Гослитиздат, 1959 (вступ.ст. ©-.Бабушкина и М. Самойловой).

72. Вересаев В. В. Избранные произведения.- М.-Л., 1937 (биогр. очерк Кирпотина).

73. Вересаев В. Из цикла «Невыдуманные рассказы» В. Вересаева // Новый мир.- 1940. & 8. С.125−130.

74. Вересаев В. В. Два конца, роман (в 2-х ч.) — М.: ВЦСПС, 1925.

75. Вересаев В. В. Два конца, рассказ: изд.6—е. — М.: Федерация, 1932.

76. Вересаев В. В. Два письма В. В. Вересаева к Ф. К. Сологубу (1925) /Публикация и примеч. И. МЛияой// Русская литература. 1967. № 3. С.211−214.

77. Вересаев В. В. Как работал Гоголь.- М.: Мир, 1932.

78. Вересаев В. В. Лжи не будет (Записи, высказывания)/ Публ. Е.Зайончковского. К 120-летию со дня рождения писателя // Литературная Россия.- 1987. 16 янв.- С. 7.

79. Вересаев В. В. Наплевать (борьба за право) — М.: Кн-во писателей в Москве, 19X7.

80. Вересаев В. Невыдуманные рассказы о прошлом // Новый мир,-1940,-Л 6. С.65−85- № 8 C. II8-I34- № 10, — C. III-I27.

81. Вересаев В, Невыдуманные рассказы. Из неопубликованного // Смена, — 1945. № 14. июль.- С. 3−4, с илл.

82. Вересаев В. Невыдуманные рассказы. Из неопубликованного // Смена.- 1945, — № 16. авг.- С.3−6, с илл.

83. Вересаев В. В. Невыдуманные рассказы о прошлом.- М.: Худож. лит.- 1948. 68 /вступ.ст. ©-.Бабушкина/.

84. Вересаев В. Невыдуманные рассказы о прошлом, — Свердловск: кн. изд-во, 1963 (всту. ст .Ю .Бабушкин и М. Самойлова).

85. Вересаев В. В. Невыдуманные рассказы о прошлом.- Тула: Приок-ское кн. изд-во, 1979 (Вступ.ст. Фохт-Бабушкина Ю.У.).

86. Вересаев В. На грани века. Из воспоминаний В. Вересаева о. Горьком // Литературная Россия.- 1967. 13 янв.- $ 3.-С.7,8.

87. Вересаев В. В. На повороте, 5-е изд-е: Кн-во писателей в Москве, 1919.

88. Вересаев В. В. Новые рассказы, — М.: Журнально-газетное объе динение, 1932.

89. Вересаев В. В. О Гомере // Литературная учеба.- 1940. № 2. С. 70−79.

90. Вересаев В. В. Об идеалах // Комсомольская правда.- 1940,-№ 155, — 7ЛП.- С.З.

91. Вересаев В. В. «Неопубликованные главы из романа «Сестры» /вступ. и публ. В. Нольде и Е. Зайончковского // Юность,-1990. № 7. С. 84−93.

92. Вересаев В. В. Об образах старых и новых.- М.: Новая Москва 1926.

93. Вересаев В. Невыдуманные рассказы о прошлом // Новый мир.-1940. № 6, — С.65−85- № 8. C. II5-I34- Л 10. C. III-I27.

94. Вересаев В. В. Повести и рассказы /вступ.статья В. В. Кожи нова.-М.: Гослитиздат, 1956.

95. Вересаев В. В. По поводу «Записок врача» (ответ моим критикам) // Полн.собр.соч.- М.: Недра, 1928. Т.П.- С.170−218.

96. Вересаев В. В. Порыв, рассказы.- М.: кн-во писателей в Москве, 1918.

97. Вересаев В. В. Проездом, Рассказы.- М.: Огонек, 1928.

98. Вересаев, Пусть не поэт я. Только смею.- Лымен.- Другу Стихи // Литературная газета.- 1986. $ 2. 10 янв, — C. I9.

99. Вересаев В. Подземное царство // Индустрия социализма.-1989, — $ 8. С.19−24.

100. Вересаев В. В. Пушкин в жизни, — Изд. З, доп.- Выпуск 1−3.-М.: Недра, 1925.

101. Вересаев В. Пушкин «в жизни / Предисл. Урнова Д., Сайтанова Д. // Московский рабочий.- 1987. 703 с.

102. Вересаев В. В. Рассказы (со встул.ст.Львова) •- М.: кооп.-изд-во писателей, 1927.

103. Вересаев В. В. Рассказы.- М.: кооп. изд-во писателей, типограф. «Красная Пресня», 1927 (со вступ.ст. Львова-Алова).

104. Вересаев В. В. Родственники Пушкина.- М.: Журн.-газет.объединение, 1935.

105. Вересаев В. В. Сестры.- М.: худ.лит., 1933.

106. Вересаев В. В. Спутники Пушкина.- Вып.1. М.: Мир, 1934. T.IHi. Вересаев В. В. «Статьи о Пушкине» В двух планах.- М": Недра.- 1929.

107. Вересаев В. В. Таня По Вересаеву.- М.-Л.: Гослитиздат, 1929.

108. Вересаев. Три маленьких рассказа // Огонек.- 1941. № 13,-С.5−6. «Юбилей», «Зеленая лошадь», «Концерт» .

109. Вересаев В. В. Темный пожар (0 свободе слова).- М.: Кн-во писателей в Москве, 1917.

110. Вересаев В. В. Художник жизни (о Толстом).- М.: Дом печати, 1922.

111. Вересаев В. В., Чистяков М. Честным путем.- М., 1935.

112. Вересаев В. В. Что нужно, чтобы быть писателем.- М.: Кн-во писателей в Москве, 1923.

113. Вересаев В. В. (лауреаты Сталинских премий). Биографическая памятка.- Тула: обл.кн.изд-во, 1952.

114. Вересаев В. В. Честность художника // Вересаев В. В. Невыдуманные рассказы о прошлом.- Тула: Приокское кн. изд-во, 1979.Ш.

115. Апухтина В. Современная советская проза.- М., 1989; 158.

116. Бахтин М#М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет, — I: Худож.лит., 1975. 502 е.

117. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского.- 4-е изд.- М.: Сов. Росеия, 1979. 318 с.

118. Бахтин М. М, Литературно-критические статьи / Сост. С, Г. Бочаров и В. В. Кожина, — М.: Худ.лит., 1986, — 541 с.

119. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества.- 2 изд.- М.: Известия, 1986, — 444 с,.

120. Белая Г.

Литература

в зеркале критики.- М., 1986.

121. Белая Г. Художественный мир вовременной прозы, — М, 1982.

122. Бочаров А. Чем жива литература? М., 1986.

123. Буланов A.M. Философско-этические искания в русской литературе второй половины XIX века.-Волгоград, 1991.

124. Ванюков А. И. Русская советская повесть 20-х годов. Поэтика жанра: Автореф.дис. .д-ра филол. наук, 1988.

125. Верейский Е. Русское от Загоскина до Пушкина.- Библиотека «Звезды». — 1992.

126. Воробьева Н.Н.'Принцип историзма в изображении характеров. М.: Наука, 1978.

127. Взаимодействие творческих индивидуальностей писателей XIX-начала XX в, — M. t 1991.

128. Головко В. М. Поэтика русской повести.- Саратов: изд-во Саратовского университета, 1992.

129. Жанр рассказа в русской и советской литературе (ст.ст.)Киров.пед.ин-т им. В.И.Ленина) — Киров: БИ- 1983, — 174 о.

130. Жанр романа в классической и современной литёратуре: Меж-вузнауч.тематич.сб.- Махачкала: ДГУ, 1983. 163 с.

131. Жанровое своеобразие и стиль.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 128 с.

132. Жанровое своеобразие произведений русских писателей ХУН-XIX веков: Об.науч.тр.- М.: МПЖ, 1980 (выи.дат.1981) 128с.

133. Жанрово-кошюзжционное своеобразие реалистического повествования, — Вологда, 1982. 175 с.

134. Жанрово-стилевая эволюция реализма: Об.науч.тр.- Фрунзе: КГУ, 1986. 127 с.

135. Жанрово-стилевое своеобразие многонациональной советской литературы: Межвуз.темат.сб.науч.статей.- Фрунзе: КГУ 1980, — 135 с.

136. Жанрово-стилевые искания в литературе социалистического реализма: Межвуз.сб.науч.тр., .Л., ЛГШ, 1988, — 132 с,.

137. Жанрово-стилевые искания и литературный процесс: Шемат.сб. науч.тр.- Алма-Ата: Каз. ПЙ, 1988, — 871 ci.

138. Жанр (эволюция и специфика). Вопр.русск.яз. и лит.: Межвуз. сб.- Кишинев, 1980.

139. Жанр и композиция литературного произведения: Межвуз.сб. Петрозаводск: ПТУ, 1981. 168 е.

140. Жанр и композиция литературного произведения: Межвуз.сб.-Петрозаводск: ЛГУ, 1983. 152 с.

141. Жанр и композиция литературного произведения: Межвуз.сб.-Петрозаводск: ПГУ, 1988. 170(2) с.

142. Жанры в историко-^литературном процессе: Межвуз.сб.науч.тр. -Вологда, 1965, — 152 с.

143. Жанры в литературном процессе: Межвуз.сб.науч.тр.- Вологда ВШИ, 1986. 150 с.

144. Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов.-Л.: Изд-во ЛГУ им. А. А. Жданова, 1981. 196 с.

145. Жанровые формы в русской литературе конца XIX начала XX в. Межвуз.сб.трудов — Куйбышев, 1985.

146. Жанрово-стилевые проблема советской литературы: Межвуз. тематич.сб.- Калинин:?: КГУ, 1982, — 164 с.

147. Жанрово-стилевые проблемы советской литературы: Межвуз. темат.сб. Калинин: ГО", 1986, — 165 с.

148. Жанрово-стилевые проблемы советской литературы: Межвуз. темат.сб.- Калинин: КГУ, 1985. 134 с.

149. Жанрово-стилевые проблемы советской литературы: Межвуз. темат.сб.- Калинин: КГУ, 1983, 120 с.

150. Залесская Л.й. О романтическом течении в советской литера туре.- М.: Наука, 1973.

151. Кузнецов М. Советский роман.- М., 1986.

152. Кузьменко Ю. Советская литература: закономерности становления и развития, — М., 1986.

153. Кузьменко Ю. Советская литература вчера, сегодня, завтра М., 1987.

154. Кулешов Ф.й. Лекции по истории русской литературы конца XIX начала XX вв.- Минск: Мзд. ЕГУ, 1976, — С.218−219.

155. Классическое наследиеМетодология исследования: Тезисы докладов межреспубликанской научной конференции 26−30 мая 1992. ВГУ, — Минск.

156. Лейтес. Н, С, Конечное и бесконечное. Размышления о литера туре XX века: мировидение, поэтика.- Учебное пособие по спецкурсу (Пермский гос. университет им.Горького).- Пермь, 1992,.

157.

Литература

и история (Исторический процесс в творческом сознании русских писателей ХУШ-ХХ в.) — СПб: Наука, С.-Пет отд., 1991,.

158. Минералова И. Г.

Литература

поисков и открытий. Жанровый синтез в русской литературе рубежа XIX—XX вв.еков (Мос.пед, гос. университет им. В.И.Ленина).- М, 1991. 161 163, Лотман Ю. М. Проблемы типологии русского реализма.- I., 1969.

159. Овчаренко А.й. От Горького до Шукшина.- М.: Современник,.

160. Огнев А. В. Из истории советской литературной критикиВопросы теории истории русского рассказа 1946;47 гг. в сов. критике и литературоведении.- Калинин, — 1979. 96 с.

161. Огнев А. В. О жанре и стиле советской литературы.- Калинин, 1988.

162. Огнев А. В. Современный русский рассказ 50-Ш-е годы /Учеб. пособие.- Калининский гос. ун-т Калинин: КС*У, 1987, 89(1) с.

163. Оскоцкий В. Богатство романа.- М.: Сов. писатель, 1979.

164. От Пушкина до Белого. Проблемы поэтики русского реализма XIX начала XX века: Межвузовский сборник: Изд-во ун-та 1992.

165. Проблема традиций и новаторства в литературе и фольклоре: Межвузовский сборниЁ науч.тр. (Удмуртский гос. ун-т), 1990.

166. Проблемы типологии русской литературы XX века: Межвузовский сборник науч.тр. (Пермский гос. ун-т им. Горького).

167. Поспелов Г. В. Типология литературных родов и жанров // Вопросы методологии, — М., 1983.

168. Роман и повесть в классической и современной литературе: Межвузовский научно-тематич.сборник Даг. ун-та Махачкала, 1992.

169. Размышления о жанре: Межвузовский сборн.науч.тр., МПУ,-М., 1992.

170. Гладков Ф. // Собр.соч. В 8 т. М.: 1959, — Т.8.

171. Горький A.M. Несвоевременные мысли // Литературное обозрение, 1988. Ш 9, 10, II, 12.

172. Горький A.M. // Собр.соч. В 30 т.- Т? 27.

173. Жуковский В. А. Избранное, — М.: Правда, 1986.

174. Зайцев В. К, Голубая звезда. Повести и рассказы. Из воспоминаний.- М.: Московский рабочий, 1989. 576 с.

175. Кожужова O.K. Донник, — М.: Мол. гвардия, 1982.

176. Кожухова O.K. Луноцвет.-М.: Современник, 1988.

177. Короленко В. Г. О литературе.- М.: Худож.лжт., 1957.

178. Короленко В. Г. Воспоминания. Статьи. Письма.- М.: Сов. Россия, 1988.

179. Короленко В. Г. Река играет.- М.: Правда, 1986, — 480 с.

180. Куприн А. И. // Сбор.соч. В 5 т.- М.: Правда, 1982. Т.5.

181. Лесков Н. С. // Собр.соч. В 6 т.,-М.: 1973.

182. Лесков Н. С. Повести и рассказы.- Л., 1982, — 294 с.

183. Паустовский К. Г. Наедине с осенью.- М., 1972. С. 5.

184. Романов П. Светлые сны.- М., 1990.

185. Солоухин В. А. Камешки на ладони.- М.: Современник, 1988.

186. Солоухин В. А. Камешки на ладони, — М.: Сов. писатель, 1977.

187. Толстой А. Н. Хождение по мукам.- Челябинск, 1982.

188. Федин К. Города и годы.- М.: Сов. Россия, 1982.

189. Чехов А, П. Повести и рассказы: Башкирское кн-е изд-во, 1980. 320 е.

190. Чехов А. П. // Полн.собр.соч.: В 30 т.- М.: Наука, 1977 Т. 8, 9, 10.

191. Чехов А. П. Дом с мезонином. Повести и рассказы.- М.: Худ. лит., 1983.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой