Влияние природных факторов на процесс вызревания целостной личности
Основой такого взаимодействия человека с природой является практическая деятельность, в процессе которой, путем приложения знания он присваивает вещество и энергию природы, преобразуя в формы, пригодные для своего потребления. Но в отличие от животных, которые адаптируются к природной среде, потребляя ее в предметных формах, созданных самой природой в ходе естественной эволюции, человек… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения взаимодействия природы и жизни человека
- 1. 1. Философские (классические) представления о природе
- 1. 2. Народная мудрость об органическом единстве природы и человека: духовность в миропонимании П.К.Иванова
- 1. 3. Вхождение человека в природу (методологический аспект)
- Глава 2. Проблемы целостности природы (мира) и человека
- 2. 1. Эволюция научных представлений о целостности природы (мира)
- 2. 2. Целостность и духовность — сущностные характеристики человека
- 2. 3. Проблемы вызревания целостной личности: ретроспективный опыт
- Глава 3. Концепция целостного, духовного развития человека в единстве с природой. Опыт её реализации в системе воспитания
- 3. 1. Структурные элементы концепции
- 3. 2. Критерии оценки гармоничного состояния человека в природе
- 3. 3. Природная школа развития личности: опыт и перспективы
Влияние природных факторов на процесс вызревания целостной личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
Целостная личность и факторы, способствующие процессу её вызревания — одна из самых фундаментальных проблем научных знаний о человеке. Не менее длительную историю имеет проблема взаимовлияния природы и человека. Эта история, если брать во внимание европейскую науку, точнее, её европоцентристскую направленность, то эта история представлена периодами споров о приоритетности влияния на человека то природных, то социальных факторов. Известно, например, что в обществоведческих науках бывшего СССР долгие годы господствовало признание только социального воздействия на человека и полное забвение того, что человек является органической частью природы.
Проблема вызревания целостной личности особенно актуализируется в современных условиях, когда бездумное вторжение человека в природу всё больше оборачивается и разрушением природы и саморазрушением человеческой личности, здоровья индивидов, этносов, всего человечества. Катастрофа станет неизбежной, если человек не изменит своего разрушительного отношения к природе и агрессивности по отношению друг к друг}/. Как многократно заявляли представители «Римского круга», необходимо в широких масштабах воспроизведение таких человеческих качеств, которые исключали бы агрессивность, саморазрушение личности, самоуничтожение человечества. Это не только интеллектуальные качества, но и вызревание целостной личности, духовная зрелость человека.
Решение названной фундаментальной проблемы не может быть реализовано только с помощью научных знаний, тем более знаний узко европоцентристских. Эзотерические восточные представления о целостном человеке, понимающем свою созидательную роль во Вселенной и на Земле, необходимо использовать с большей эффективностью, чем прежде. Философские учения Тибета, Индии, Китая, содержащие глубокие знания о человеке, будут способствовать вызреванию целостной, духовно развитой личности.
Настало время обратиться и к отечественной народной мудрости о формировании человека посредством природных факторов. Научная мысль не может пройти мимо феномена Порфирия Корнеевича Иванова, который более 50 лет изучал влияние природных факторов на вызревание духовно содержательной личности, человека мыслящего, честного, доброго, созидательного. Любовь к Природе, к людям — основа учения П. К. Иванова, которое в конце своей жизни он кратко изложил в системе под названием «Детка». Он писал: «Мне скоро исполнится 85 лет, 50 из них я отдал практическому поиску путей здоровой жизни. Для этого я каждодневно испытываю на себе различные качества природы, особенно суровые стороны её. Я полон желания весь свой опыт передать нашей молодёжи и всем советским людям.» Или ещё: «Совершайте правильные поступки.», «покаяние своей грешной души в Природе», «моя закалкатренировка — это эволюция святого духа», «не убивать, не присваивать, а жить за счёт своего терпения в теле», «не Природу беспокоить, а себя заставлять.».
Обращение П. К. Иванова к молодёжи и его личный опыт духовного и физического оздоровления изучаются автором диссертации уже более 18 лет, под его руководством работает школа «Природное развитие ребёнка», написана учебно-воспитательная программа (15 пл. Утверждена Министерством образования РФ)1, функционирует Гуманитарный Центр Ивановых. Вслед за нашим центром десятки и сотни подобных центров открылись в разных регионах Российской Федерации, Украины, Киргизии, Белоруссии.
Таким образом, актуальность теоретической проблемы влияния природных факторов на процесс вызревания целостной личности подтверждается опытом реальной жизни.
1 Иванов Ю. Г. Учитель и ученик. Природное оздоровление по системе учителя Иванова. Самара, 1999.
Иванов Ю.Г., Иванова А. А. Природное развитие ребёнка. Учебно-воспитательная программа. Самара, 2000.
Вместе с тем нельзя не видеть и такой проблемы, как весьма легковесное, зауженное, а порой неправильное толкование системы П, К, Иванова, влияния природных факторов на человека, его здоровье и формирование духовной зрелости. В практике многих оздоровительных центров из системы П. К. Иванова используется только опыт холодового закаливания. У массы людей складывается впечатление, что вся оздоровительная система сводится к этому опыту, А наука вообще не обращала внимание на рукописное наследие П. К. Иванова, в котором насчитывается более 250 тетрадей. В них он предстаёт мудрецом-философом нашего отечества, создавшем философскую систему взглядов на взаимоотношение человека и природы, на вызревание духовно богатой, нравственно воспитанной личности. Возрождение духовной ауры современной России невозможно представить без такого феномена, как самородок и самоучка П. К. Иванов.
Тема нашего исследования является продолжением и развитием мыслей П. К. Иванова о формировании человека под влиянием природы. К сожалению, очень слабо разработаны научно-философские основы природного воздействия, В частности, это относится к теоретико-методологическим аспектам изучения взаимодействия природы и жизни человека. В стадии постановки находится проблема целостности природы (мира) и человека, не решена проблема соотношения целостности и духовности как сущностных характеристик человека. Наконец, отсутствует концепция целостного, духовного развития человека в единстве с природой.
Всё сказанное приводить к выводу о необходимости глубокой разработки социально-философских основ влияния природных факторов на процесс вызревания целостной личности.
Человек, являясь продуктом космической эволюции, включен в природу в качестве особого компонента, непрекращающееся взаимодействие которого с окружающей природной средой и предполагает его жизнедеятельность.
Основой такого взаимодействия человека с природой является практическая деятельность, в процессе которой, путем приложения знания он присваивает вещество и энергию природы, преобразуя в формы, пригодные для своего потребления. Но в отличие от животных, которые адаптируются к природной среде, потребляя ее в предметных формах, созданных самой природой в ходе естественной эволюции, человек целенаправленно изменяет природу, формируя необходимые для себя объекты и процессы, чаще всего не возникающие в естественной эволюции природы и даже маловероятные для этой линии эволюции. Полученный мир преобразованных форм К. Маркс образно охарактеризовал как «неорганическое тело человека" — по сути выражающий понимание человека как существа, бытие которого определено его особой телесностью, включающей два взаимосвязанных компонента: биологическую организацию человеческого тела и его «неорганического тела». Учитывая организацию такого неорганического тела человека, можно говорить об ином принципиально социально-историческом виде, приобретающим благодаря развитию искусственно создаваемой им предметной среды новые условия своего природного существования, новую экологическую нишу, выражая свою вечную интенцию к целостности с природой, — строить и дополнять модели природы, включая и понимая себя как необходимый ее компонент. Появляется новое знание. Инструментом, производящим знание объективного характера становится наука. Ценность научной рациональности заключается в таком познании, которое дает уверенность человечеству в возможностях приобретения новых качеств — способности регулировать природные и социальные процессы в соответствии со своими целями, изменяя при этом действительность своего бытия. Здесь категория научности понимается нами как необходимое условие процветания и прогресса человечества.
Следовательно, реализуемая в истории идея такого человеческого бытия, в котором человек приобретает все более существенную роль. преобразовывая мир реальной действительности, и есть стремление его самореализоваться в природе.
Данная абстракция человеческого бытия, попытка создания надбиологического техногенного мира, реализующего творческие интенции сознания человека не противоречит законам физики, но и не отражает целостность человеческого сознания как биологический факт эволюции, подтверждающий тождественность природы и человека. При этом в построении наукой картины мира наблюдается тенденция, когда наука, руководствующаяся исключительно своей внутренней логикой, становится обладающей саморефлексией, то есть развивающейся по своим собственным законам в полной изоляции от остальной культуры. Таким образом, наука утрачивает морально-нравственные ориентиры, выделяется в самостоятельную область культуры, которая предполагает критический ее образ и такие основания, которые ставят под вопрос само существование человека как природного существа. Такое объективное состояние, к примеру, отражается в человеческой культуре как противопоставление гуманитарного и естественнонаучного знания.1 Прогресс науки все более направляет вектор развития цивилизации в сторону техногенности, замещая при этом человеческую культуру и производя подмену гуманистических ценностей научной рациональностью. Такая подмена наукой цельной духовной культуры приводит к необходимости при изучении любой проблемы пренебрегать сложными взаимосвязями между предметом интересующей нас проблемы и прочей частью Вселенной. Результатом этого является ситуация, в которой в силу объективных причин можно выделить 3 глобальных проблемы, порожденных «неорганическим телом» человека в условиях прогресса науки техники: 1) проблема выживания в условиях современного оружия массового уничтожения- 2) экологический кризис в глобальном масштабе в результате конфликтной ситуации двух аспектов человеческого существования как части природы и как деятельного существа, преобразующего природу- 3) проблема сохранения человеческой личности как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения (современный антропологический кризис).
Чем больше человек преобразует природу, тем в большей степени он порождает непредвиденные социальные факторы, которые начинают формировать структуры, радикально меняющие человеческую жизнь, и очевидно, ухудшающие ее.
Человечество, по сути, стоит перед выбором: первый вариант выбора — угроза материальному носителю человеческого сознания как следствие отчуждения человека от природывторой — вера в целостного человека, выражающего имманентное единство человеческого сознания и его материального носителя, гармонично развитого, в его созидательные силы и прогресс.
Здесь уместно обратиться к пониманию природы человека. Вслед за В.И.Вернадским1, А.Л.Чижевским2 и современными исследователями (Ю.Г.Волков, В.С.Пономарёв3, В.М.Димов4) автор диссертации представляет природу человека как космопланетарный, биопсихосоциокультурный феномен. При таком понимании природа человека сближается с природой реальной действительности. Стало быть, человек во многом регулируется теми же природными законами, которые действуют во Вселенной,.
Для открытого человека в природе сотворчество с ней — есть разумное его свойство. Прогресс общества, судьба человечества непосредственно становится зависимым от прогресса человека как целостной личности, от его духовных качеств. Исходя из вышесказанного, творческая самореализация себя в природе, стремление к гармоничному развитию общества, понимаемому как создающему необходимые условия достижения этой главной цели человека, должно происходить через постижение внутренней логики самого человека. Решение этой задачи заключается в.
1 Вернадский В. И. Биосфера.М.1967; Он же: Живое веш-ество.М.1978; Он же: Проблемы биохимии М.1980.
2 Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь.М.1989.
3 Волков Ю. Г. Поликарпов B.C. Интегральная природа человека. Ростов-наДону,!994.
4 Димов В. М. Философия и социология Здоровья.Алматы.1998. том, чтобы создать необходимые условия для самовыражения человека в природе, познания ее и творения в буквальном смысле слова. Здесь зрелость человека понимается как ответственность и сопричастность с природой, когда его интенции устремлены к собственному совершенству.
В результате эволюции взаимодействия человека с окружающей его природной средой, через механизмы биологической наследственности, человек имеет определенный запас жизненных сил, который может быть выражен в генетическом коде и в резервных возможностях организма, принцип действия которых развертывается в специфических условиях. И, подобно тому, как обмен веществ регулируется биологическими программами, заложенном в биологическом коде (ДНК, РНК), которые возникают в процессе эволюции и мутируют под влиянием внешней среды, подобно этому данные специфические условия регулируются особыми программами. Эти программы имеют биосоциальную природу, возникают и меняются в процессе исторического развития общества, дают возможность человеку стать человеком, а именно иметь самовыражение в природе на конкретном социально-историческом этапе. В повседневности такие программы воспринимаются нами как образ, через который человек проявляет свою устремленность, выраженную через извлечение опыта в процессе воспитания. Такие образы, хранящие и транслирующие данный опыт формируются, прежде всего, образованием и культурой, различными социальными факторами. Условием для этого служит фиксация духовного опыта человечества в особых знаковых формах, которые выражаются методами науки, созданными в состоянии познания бытия вне человека, отрешенно от него. Таким образом, возникает необходимость в формулировке новых задач в образовании, в котором философская мысль помогает осознать естественные процессы развития человека в полной мере, так как познает бытие человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла. Сам парадоксальный факт существования таких программ в теле человека и вне его подчеркивает взаимосвязь философии и науки, определяя их как составные части теоретического мышления как целостного природного фактора. Путь к формированию такой целостности состоит в том, что в человеческой жизнедеятельности возник особый внебиологический способ кодирования социально значимой информации, необходимого для воспроизводства и целенаправленного изменения многообразных подсистем общественной жизни.
Идея жизни в обществе отходит на второй план: занимаясь в основном производством материальных благ, мы теряем смысл жизни в своем самосовершенствовании. Для решения такого философского вопроса как смысл жизни, необходимо внутреннее устремление и внешние социальные обстоятельства направить на реализацию расширения сознания, на признание единства человека и природы, определив тем самым, вектор развития через принятие к действию закономерностей и алгоритмов их совместной коэволюции.
В настоящее время этим вопросам не уделяется должного внимания: в научной среде основы философии природы в стадии проработки. Этому посвящены работы А. М. Ковалева [74] и некоторых других авторов [84, 91, 92, 100, 136], в которых природная эволюция человека рассматривается, в основном, на уровне гипотез, а форма рассмотрения такой эволюции реализуется больше в критике, чем в исследовании смысла.
Утрата смысла жизни приводит к абстрагированию субъекта от идеи жизниот самой жизни в ппоттессе деятельности своего существования. Это.
7 — - 17 — у г i л становится определенным в условиях технического прогресса, выражая свое абстрагирование как вариант гибели человечества в результате коллапса своей неприродной эволюции «неорганического тела».
Г. Парсонс писал о необходимости приостановить, а затем искоренить существующую тенденцию к разрушению, разработал конкретную программу сохранения человеческого вида с его планетарно-вселенским окружением на основе взаимопонимания, мирного сосуществования и сотрудничества. Это общеизвестные аргументы в пользу сохранения человечества, оказавшегося в состоянии кризиса.
Однако мало кто обращает внимание на кризисное состояние самого человека с точки зрения его здоровья и ухудшающегося генофонда, Еще Н, А, Бердяев подчеркивал, что человек покоряя и завоевывая внешнюю природу, изменяя, ухудшает и разрушает тем самым свою человеческую природу, которая приходит в состояние кризиса. Поэтому основной проблемой современной глобалистики с уверенностью можно считать проблему человека, его развития и будущего. Мы предлагаем концепцию развития человека в единстве с природой. В ней общество создает необходимые условия вызревания целостной личности: достигшей зрелости, как мера ответственности и тождественности с природой. Природа влияет непосредственно на человека в ходе естественной эволюции, образуя человека как саморганизующуюся систему. Влияние окружающей природной среды также выражается в тех факторах, которые являются по функции компенсаторными силами на искусственно созданные структуры человеческого бытия, Таким образом, природные факторы влияют на человека еще и опосредовано через «неорганическое тело» человека, его биосоциальный опыт, образуя тем самым определенную фазовую разницу воздействия природы на человека. Такая диахрония воздействия проявляется вследствие двойственного состояния человека в качестве компонента природы как биологическая данность и как результат искусственно созданной формации человеческого бытия. Это состояние высвечивает в человеке противоречивость опыта своей жизнедеятельности, кризис которого устраняется переживанием природы как устремленность к собственному совершенству, выражая тем самым, стремление «полноту всех совершенств создавать». Иными словами, стремление к целостности ставит человека перед необходимостью открытия в себе мира природы, осознания природного в человеке и природы в целом, в состоянии которого он реализует свои творческие процессы в действенном сотворчестве с природой. Объективное состояние познания выражается наукой открытием новых законов природы, предоставляя возможность человеку коррелировать свой духовный, социальный опыт с компенсаторными функциями самой природы. Обеспечивает такое сознательное отношение общеобразовательный процесс, в котором философско-валеологические [47, 53, 54, 56, 58, 59, 62], а также морально-нравственные [44, 45, 52] императивы ведущие, Реализация в педагогическом процессе авторской программы природного развития ребенка [55] осуществляемая во многих педагогических коллективах дает положительные результаты на протяжении нескольких лет.
Над проблемами экологии человека, его жизнестойкостью, выживаемостью, восстановлением генофонда и разрушающегося здоровья работает Институт человека. Научные результаты констатируют тот факт, что наше здоровье стало намного хрупким, у человека нет больше той сопротивляемости к усталости и боли, к лишениям, что было в предыдущие периоды развития человечестванет терпимости к отсутствию пищи, изменениям температуры, понижена сопротивляемость к внешним агрессиям, более чувствителен к инфекциям. Другими словами, мы не имеем той жизненной силы, что была у предков, хотя искусственным поддерживанием жизненных процессов, стали немного дольше жить. Следовательно наука нуждается в новом подходе, с помощью которого решались вышеуказанные проблемы. Степень успешности такого подхода видится в том, насколько человек вписывается природную картину мира, знания о природе и ее закономерностях, вживается в эту систему знаний, и вообще, насколько определены возможности человека в таком подходе открыться природному процессу в целом.
Состояние научной разработанности проблемы.
Проблема взаимодействия человека и природы, влияния природных факторов на личность рассматривается посредством различных подходов, из коих мы проанализируем общенаучные и социально-философские. По мнению автора, для понимания и решения любых частных проблем необходимо идти от «целого к частному». Таким «целым» научно-философским знанием могут служить работы А. Л. Чижевского [131], К. Э. Циолковского [20], В. И. Вернадского [21], В. М. Бехтерева [11], Н.Фёдорова.
123], Особенно рельефно влияние природных факторов на человека отражено в работе А. Л. Чижевского «Земное эхо космических бурь».
Описание влияния природных факторов на психику мы находим в работах В. М. Бехтерева. Менталитет восточного человека, воспитанного в духе единства с мирозданием коррелирует с этой идеей. Этот менталитет базируется на знаниях функций человека как целостной системы, а пути оздоровления человека строятся на гармонизации отношений человека с природой. Из западных мыслителей ставил эту проблему Карл Юнг, из восточных философов — С. Вивекананда [89, с.120] и многие другие.
Разработка проблемы целостной личности под воздействием природы у современных авторов прослеживается в развитии «философии жизни» как «биофилософии» .
Осознание предпосылок к интегральному подходу к феномену жизни как назревшую необходимость концептуальной разработки новой философской картины мира, ориентированной на целостное осмысление феномена жизни, ее места и роли в бытии Универсума [13, с.6] отражено в работах Шаталова А. Т. и Олейникова Ю. В. [13].
Активно исследуется эта тема Институтом философии РАН, концептуальное обоснование её проходит под общим названием «Философский анализ основной биологии» [13, с. 10]. Экологическая концепция проблемы разрабатывается Н. Ф. Реймерсом в книге «Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология» [101]. Философия природы рассматривается на уровне логики, и как новая парадигма культуры, космобиологии и других.
Социокультурные основы развития философии отражены в работах Карпинской Р. С. «Философия природы: коэволюционная стратегия» [70] и в очерке «Человек и его жизнедеятельность» [13].
Однако, как отмечает В. Г. Борзенков: «200 летний опыт существования и периодической взаимной смены этих установок должен сделать нас более осторожными в суждениях как о „пределах“, так и о возможностях» научно-рационального постижения такой реальности как жизнь" [13, с.40].
Изучение человека «как единой функциональной системы, где высшим интегратором и регулятором действия разных уровней выступает доминирующая мотивация личности» выражен принципом доминанты, открытой в начале XX века А. А. Ухтомским [13, с.42] и отраженным в его концепции природы человека.
Предположение о том, что «новая коэволюционная познавательная модель, возникающая в конце XX века, станет мощным источником новых исследовательских программ — новой философии природы, новой философии человека, новой философии науки, новой философии культуры» [77, с ЛОЗ], сделано в работах И. К. Лисеева [77], исходя из анализа генезиса становления новой философской парадигмы.
Методологические подходы в решении задач природо-целесообразного образа жизни уже дают определенные результаты. В настоящее время широко известны системы природной оздоровительной системы педагогов новаторов семьи Е.А. и Б. П. Никитиных [88], врача Н. Н. Амосова [3], природного практика Г. С. Шаталовой [134] и других популяризаторов здорового образа жизни. Философское осмысление своей системы дыхания сделано К. П. Бутейко. Разработанное им физиологическое обоснование базируется на философии и практике восточных оздоровительных технологий.
Единство человека и природы отражено в научно-обоснованной системе В. М. Димова[35,36,113]) в которой синтезированы знания из философии, социологии, валеологии, педагогики и других наук. Его книга «Философия и социология здоровья» обогащает становление новой науки о природе и человеке. Состояние современного социального человека понимается В. М. Димовым как психосоциокультурный феноменсубъект действия руководствуется не только социально значимыми программами, но и стремлениями, в основе которых определяющее место занимает его психика. Форма такого состояния человека если и имеет динамику развития во времени, однако все устремления направлены на поддержание и сохранение физического и психологического равновесия субъекта, его активного долголетия. Может быть, поэтому В. М. Димов философию жизни в своей достаточно стройной системе выражает как философию выживания. Эволюция же социального человека происходит через усвоение социокультурного опыта человечества и в то же время, на взгляд диссертанта, параллельно с этим становление личности может происходить и путём проявления гармоничных природных состояний в человеке, а затем происходит их реализация в социокультурном феномене. Предполагается, что оба фактора влияют на человека одновременно, воздействуя на систему саморегуляции, в том числе и на психологический её компонент. Осознание же человеком своего места в природе, контроль внутренней стихии и управление ею позволяет ему более полноценно жить в мире.
Таким образом, в литературных источниках многие авторы поднимают проблему влияния природы на человека, выстраивают концепции их взаимодействия. Вместе с тем в указанной литературе мы не находим чёткого ответа на вопросы: какие природные факторы и каким образом влияют на становление личности? Происходит ли при этом духовное совершенствование человека? Наконец, как организовать сочетание, последовательность воздействия природных факторов на вызревание целостной личности? Указанная литература помогает в исследовании, но не решает проблемы.
Объектом исследования являются человек, общество и природа, их взаимодействие и развитиепроцесс вызревания целостной личности в плане воздействия на нее природных факторов и дисциплин социально-гуманитарного цикла.
Предметом исследования явились теоретические концепции о взаимодействии человека с природой, метод естественного оздоровления человека с помощью сил природы и формирование целостной, зрелой, творческой личности, В качестве эмпирической базы использованы авторские исследования людей разного возраста (от 4 до 70 лет) разных социальных групп в количестве более 500 человек. В том числе проведён опрос экспертов (20 человек исследователей практиков системы П.К.Иванова). Изучались принципы, методы и формы адаптации организма и его закаливания в природных условиях, воздействие природных факторов на формирование целостной, духовно развитой творческой личности. Исследования проводились в дошкольных и школьных учреждениях, в ряде вузов, а также в отдельных семьях разных социальных групп на протяжении последних десяти лет.
Цель и задачи исследования
.
Цель исследования — в разработке новой социально-философской концепции влияния природных факторов на процесс вызревания целостной личности.
Задачи исследования: поиск вариантов наиболее эффективного взаимодействия человека и природыанализ влияния природы на духовное и физическое развитие человека и его самосознаниесоздание оптимальной модели взаимодействия человека, общества и природы в виде конкретной программы «Природное развитие ребёнка" — определение собственного понимания целостной, духовно развитой, творческой личностиразработка критериев оценки уровня адаптированности человека к природеанализ опыта сознательных устремлений человека по воздействием практики и мировоззренческих взглядов системы П. К. Ивановаопределение эффективности влияния природных факторов на достижение равновесия функциональных систем организма человека, занимающегося природным оздоровлениемвыявление соотношения динамики здоровья человека с вызреванием творческой, целостной, духовно богатой личностиописание способа реализации духовных запросов человека, выражающего теоретические и прогнозируемые элементы развития обществаразработка форм и методов реализации концепции в педагогической практике.
Научная новизна:
1. Разработана социально-философская концепция влияния природных факторов на процесс вызревания целостной личности, которая наряду с известными теоретическими основаниями включает новые теоретические и практические положения.
— 2. Получены новые результаты, позволяющие утверждать, что дозированное использование природных факторов (холодовые нагрузки, космические, солнечные, земные природные ритмы, набор космической и солнечной энергии, «природное» питание, оздоровительная ходьба и др.) формируют оптимальное физическое и духовное состояние человека, гармонизируют функциональные системы организма, развивают интеллектуальные способности.
— 3. Элементы новизны имеются в авторском представлении целостности личности, включающие не только социальные характеристики, но и учитывающие природные показатели биоритмов, биосоциальной энергии, природной конституции человека.
— 4. Определено собственное понятие духовно зрелого целостного творческого состояния человека в природе, способного раздвинуть горизонт человеческой жизни выходом на новые рубежи эволюционного развития.
— 5. Выявлено влияние здорового состояния человека на развитие духовно зрелой, целостной творческой личности.
— 6. Предложены новые подходы и педагогические методы освоения человеком сил природы.
Положения диссертации выносимые на защиту:
I. Концепция вызревания целостной личности на основе влияния природных факторов. Она представляет собой «новую метафизику», включающую современные представления о Вселенной, о месте и роли человека в ней, об интегральной природе человека, о смысле его жизни, непосредственно связанном со смыслом существования Вселенной. Концепция целостной личности включает такие принципы, как единство истины и нравственности, познания и ответственности, общечеловеческих потребностей и индивидуальной свободы, органического единства природы и человека, природоцелесообразной деятельности человека.
Концепция предусматривает постижение человеком своей подлинной целостной сущности и благодаря развитию природы, социальности и культуры, которые лежат в основе эволюции любви и разума. Концепция трактует целостность личности на основе интегральной природы человека как космопланетарного, биопсихосоциокультурного феномена.
Логика теоретической концепции такова. Реальное разрушение целостности природы и человека в ней — следствие того, что человечество пошло по пути, указанному технократами, которые не в состоянии принять природу и оценить её как фактор самосохранения человека. Необходим переход человека к природоцелесообразной деятельности, которая создаёт возможность сохранить динамически устойчивое состояние целостности системы «человек — общество — природа». Это предполагает реальный процесс превращения биосферы в ноосферу (В.И. Вернадский, Тейяр де Шарден, А. Л. Чижевский, И.Т. Фролов).
Философская мысль, так или иначе, стремится определить место человека в природе. Научные поиски автора способствовали открытию и формированию принципов эволюционного перехода человека на более высокую ступень самоорганизации в ней. Самоорганизация природы выражена в человеке, а его зрелость (целостность) как состояние социального взаимодействия в ней, не может достигаться без участия природных сил. Обретение здоровья, продление жизни, повышение адаптации человека к окружающим условиям (климатическим, экологическим, социально-психологическим) невозможно без усиления связи с естественными силами природы, её ритмами, низкотемпературными нагрузками, естественно-природным питанием (а не искусственно созданными продуктами). Концепция вызревания целостной личности предполагает взаимодействие, единство морально-нравственной зрелости со здоровым психическим и физическим равновесием в природе. Уровень здоровья является одним из главных показателей такого равновесия.
Структура концепции раскрывается в следующей последовательности:
Теоретическая часть:
I. Природа в жизни человека.
II. Целостность человека и природы.
III. Вызревание целостной личности в единстве с природой.
Практическая часть:
I. Критерии оценки гармоничного состояния человека в природе.
II. Природная школа развития личности: опыт и перспективы реализации концепции.
Это концепция базируется на достижениях человеческого разума органично включающих и восточные воззрения и западную философскую мысль, а главное, нашу отечественную народную мудрость и научные изыскания, в частности, оздоровительную систему П. К. Иванова.
Концепция зиждется на научно обоснованном эксперименте, в ней реализуются материальные и духовные запросы человека, выражены теоретические и прогнозируемые элементы развития общества.
Главная цель человека — самореализация себя в природе. Если это происходит в единстве с общими космопланетарными процессами, то вызревание целостной творческой личности гармонично вливается в целостность самой природы. Творческая личность, в соответствии с концепцией, характеризуется зрелой самоорганизацией, отработанными механизмами адаптации и изменчивости в новых условиях. Это человек открытый природе, знающий законы её организации, умеющий экстраполировать естественно-природные знания на социальную жизнь. Постижение внутренней логики развития человека, а также алгоритма творчества природы в его теле и есть предпосылка и платформа для дальнейшего гармоничного творчества, которое через мышление и действия становится более природным и экологически разумным. Решение этой задачи заключается в том, чтобы максимально раскрыть человека действию самой природы в нём, в познании её и творенья в буквальном смысле этого слова, своей жизни в согласии с ней. А зрелость человека наступает в тот момент, когда он видит и понимает свою сопричастность и ответственность в таком творческом действии, когда его вибрации в эфире пространства разумны, уравновешены и устремлены к совершенству.
II. Непременным условием вызревания целостной творческой личности является здоровое уравновешенное состояние человека. Критерии равновесия — открытость природному фактору, адаптированность и умение сохранять свои функции в норме.
III. Духовно зрелое, целостное творческое состояние человека в природе позволяет ему разумно строить свою жизнь, действовать в согласии с природными ритмами, не нарушая единство природы и осознавать свою ответственность в ней.
Вышеизложенная логика определила структуру диссертации, в трёх главах которой рассматриваются теоретико-методологические проблемы влияния природных факторов на формирование целостной творческой личности, описывается непосредственно экспериментальная работа в этом направлении и предлагается концепция целостного развития человека в единстве с природой. Представлены таблицы данных исследований, схемы и модель взаимодействия человека с природой. В приложении представлены краткое описание разделов учебно-воспитательной программы «Природное развитие ребёнка», анкеты опроса людей о состоянии здоровья и необходимости внедрения школы природной саморегуляции в учебно-воспитательный процесс.
Апробация работы осуществлялась через публикации промежуточных результатов на научных конференциях по исследуемой проблеме, на методологических семинарах преподавателей вузов, обсуждение на заседаниях кафедры социологии и политологии ИППК МГУ. Консультативная работа по диссертации проходила на кафедре социологии и политологии ИППК МГУ.
Апробация идей осуществлялась в ходе чтения спецкурсов на авторских семинарах, проводимых на Украине, в Киргизии, Белоруссии, России для работников системы образования, для студентов Самарского государственного педагогического университета.
Представляется, что научные результаты исследования могут найти применение в осмыслении дискуссионных проблем гуманитарного знанияметодологии, социальной философии, философии, валеологии. Излагаемый материал может быть использован при разработке университетских курсов по социальной философии и философской антропологии.
Основные положения диссертации изложены в работах автора:
1. Учитель и ученик (монография) СамГПУ, Самара 1999. 20 п.л.
2. Природное развитие ребёнка. СамГПУ.1999. 13 п.л. (соавтор Иванова А.А.).
3. Развитие духовно-энергетической личности в процессе оздоровления природными факторами. VI Нац. Конгресс по проф. медицине и валеологии. С. 64 СПб, 1999 0,2 п.л.
4. Концепция школы природного воспитания молодёжи. Информационно-методический вестник Луганского института усовершенствования учителей, 0,35 п.л. 1996.
5. Проблемы природной эволюции. Вестник Восточно-украинского государственного университета № 6 (10), 1997. 0,35 п.л.
6. Новые подходы в подготовке педагогов валеологов. VI Нац. Конгресс по проф. медицине и валеологии. С. 62 СПб, 1999 0,2 пл. (соавторы Иванов Г. И., Дидуренко Л.П.).
Общий объём публикаций более 50 пл.
Заключение
.
Исследование влияния природных факторов на процесс вызревания целостной личности позволило выявить тенденцию развития философской мысли, в которой вопрос единства человека и природы всё более рассматривается как жизненно важная необходимость. Осознание в реальной практике неразрывности своего внутреннего состояния и окружающей живой природы приводит к качественно новому отношению человека к социуму и поведению в нём, что позволяет более успешно решать задачи самореализации человека как целостной творческой личности. С другой стороны, исследования показали оптимальную методологию вхождения человека в природу и реальные возможности природной оздоровительной практики, в которой были отработаны критерии оценки гармоничного и уравновешенного здорового состояния человека.
В современной науке доминирует представление о том, что основным фактором вызревания целостной личности является социальная сфера. Однако и природные факторы, на наш взгляд, играют существенную роль в поведении человека, они влияют на его здоровье и психологическое равновесие, а главное, особенно в последнее время, под влиянием природно-оздоровительной системы П. К. Иванова изменилось отношение людей к самой природе. Она воспринимается ими как живой организм, в котором человек, как её продукт и дитя уже на сознательном уровне изменяет своё поведение, приобретает новые качества — становится терпимым к неблагоприятным и стрессовым ситуациям, более адекватно реагирует на изменение обстановки, становится более уравновешенным и доброжелательным. А это уже свойства личности. Наши исследования подтвердили этот тезис.
Анализ первоисточников известных мыслителей и учёных привёл нас к выводу о том, что человек, общество и природа могут рассматриваться в едином целостном виде, то есть качества и свойства человека присущи как обществу, так и самой природе в целом, что говорит об их определённой тождественности. Наши исследования во многом подтвердили это предположение, и мы говорим об очевидности влияния природы на вызревание личностных качеств человека. Под действием закаливания изменяется сознательное поведение человека в природе, он становится более чувствительным, уравновешенным, восприятие окружающего мира у него более ясное и здоровое, он становится духовно более совершенным.
Задачи, которые были поставлены в диссертационном исследовании выполнены и подтверждены экспериментами. Главное противоречие в развитии человека виделось в том, что он в процессе своего технократического развития потерял связь с природой, потерял целостность и стал на грань исчезновения как вида. Наука не смогла в полной мере разрешить это противоречие. А когда человек попробовал опознать природу в практическом эксперименте, то он открыл для себя новые качества, которые позволили ему сформировать определённую систему знаний, используя которую он стал выздоравливать, развиваться, побеждать природные стихии, сближаться с природой.
Наша гипотеза о том, что через природную практику можно разрешить эту проблему, подтвердилась в наших многочисленных экспериментах. Открытый контакт с природными факторами и восприятие природы как целостного и тождественного человеку состояния позволило сформировать научно-теоретические подходы по реализации вхождения человека в неё, выработать принципы закаливания, организовать процесс оздоровления человека через систему учебно-педагогических мероприятий, отработать критерии оценки состояния организма и психики человека .
Так как при анализе существующих и разрабатываемых систем оздоровления человека в природе мы не обнаружили целостной и стройной концепции развития человека, отвечающей нашим географическим условиям, кроме как система П. К. Иванова, то обратились к ней и взяли её за основу. В результате мы предложили концепцию развития человека в единстве с природой и проверили её эффективность во многих педагогических учреждениях России, Украины, Белоруссии и Киргизстана.
Мы получили доказательства, что природные факторы могут существенно изменить жизнь человека, если он будет их использовать в своём развитии и личностном становлении.
Таким образом установлено, что природа играет существенную, если не главную роль в развитии человека. Мы сформировали собственные представления о природе, о целостности человека и природы, о целостности личности и её зрелости, определили качества целостной духовной творческой личности. Отметили безусловную социальную роль общества в процессе развития такой личности. Природа создаёт предпосылки для социального осознания себя человеком.
Разработанная нами модель взаимодействия человека, общества и природы позволила эффективно реализовать вхождение человека в природу, оптимальным вариантом которого, по нашему мнению, является система П. К. Иванова. На основании опросов, мониторинга здоровья, тестов, приборных и компьютерных исследований подтверждены эффективность мероприятий, направленных на закаливание человека и приобретение им уравновешенного функционального, энергетического и психологического состояния. Предложенные формы и методы педагогической практики на основе философско-мировоззренческого отношения к природе оказались эффективными и доступными.
В исследованиях была установлена взаимосвязь здорового открытого физического состояния в природе с вызреванием целостной, духовно развитой творческой личности. Об этом говорят представленные данные по успеваемости школьников, написанные ими самостоятельные выводы о роли природы в их жизни, анкеты. Опрос родителей детей дошкольного возраста показал, что закаливающиеся маленькие дети более самостоятельные, чувствительные и добрые, чем их не закаливающиеся сверстники. Вот это и есть духовный рост маленького человека!
Опыт внедрения нашей концепции и учебно-методической программы показал и некоторые негативные стороны. Главные из них — совершенно низкий уровень знаний отдельных руководителей и педагогов в области валеологии, практическое отсутствие методик и программ по природному оздоровлению детей, нежелание самим на себе пробовать хоть какие-либо оздоравливающие системы, полагаясь лишь на медицину. А уровень философских знаний об эволюции человека, его роли в природе, о единстве человека и природы вообще крайне неудовлетворительный. Один только тот факт, что природа ими воспринимается как костный элемент, где воздух, вода и земля до сих пор трактуются как неживые тела и являются лишь средством для потребления, говорит сам за себя.
На основании исследований был сделан косвенный вывод о том, что поднимаемая нами проблема ещё долгие годы будет волновать учёный мир в силу того, что задача реализации природного единства человека и общества архисложна и многогранна. Ей противостоят технократическая философская позиция большинства людей, религиозные предубеждения, нежелание пробовать идти этими путями и лень человека, низкая образованность в этой области многих граждан, отсутствие финансирования и внимания средств массовой информации к этой проблеме и многое много другое. Поэтому нам видится актуальным внедрение целой системы учебно-воспитательных мероприятий, социальных программ, государственных проектов, направленных на реализацию оздоровления населения средствами природы и включение в этот процесс ведущих учёных и практиков педагогов, философов, социологов, валеологов, медиков и других специалистов, которые смогут решать задачи на современном высоком научном уровне. Мы считаем, что наша работа, наши исследования, наши программы и концепция смогут быть реальным вкладом в дальнейшее развитие человека в гармонии с природой и с выходом его на новый эволюционный уровень, который человеку жизненно необходим. Природа же нам в этом поможет, так как мы её дети.
Список литературы
- Акопов Г. В. Российское сознание // Историко-психологические очерки. —Самара: СамГПУ 1999 — 73 с.
- Акулинин В.Н. Философия всеединства. — Новосибирск: Наука, Сибирское отд. 1990 — 155 с.
- Амосов Н.Н. Раздумья о здоровье. — М.: Физкультура и спорт -1987- 190 с.
- Апокрифы древних христиан. Исследования, тексты, комментарии //Под ред. А. Ф. Окулов и др. — М.: Мысль 1989 — С.252−253.
- Асмолов А.Г. Психология личности. — М., МГУ-1990 С.270−278.
- Баевский P.M. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. — М.: Наука 1984 — 298 с.
- Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. — М.: Медицина 1979 — 298 с.
- Бахтин М.М. К философии поступка. // Философия и социология науки и техники.// Ежегодник 1984−1985. — М. 1986 — С.60−83.
- Белов В.И., Михайлович Ф. Ф. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие. — М.: Недра 1999 — 664 с.ю. Бердяев Н. А. Самопознание. — М, — ДЭМ 1990 — С. 10−12
- Бехтерев В.М. Психологическое определение личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер 2000 -476с.
- Биокоррекция. // Модели, приборы, системы. — Ставрополь -1997 -191 с.
- Биофилософия. — М.: Российская Академия наук. Институт философии. ИФРАН 1997 — 252 с.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия—М: СО, Компактдиск -1999.
- Борисенко М-Ф. Бородлюк Т. М. Современные принципы разработки моделей здорового образа жизни //Врачебное дело —1992 — № 2 —С. 115−119.
- Брэгг Поль С. Формула совершенства. — М.: Церера 1993 — 124 с.
- Буркхардт Г. Непонятная чувственность. // Это человек. Антология — М.: Высшая школа 1995 — 319 с.
- Булгаков С. Философия хозяйства.— М. 1912 — 362 с.
- Бэкон Ф. Сочинения. Т.2. — М. -.Мысль 1972 — 584 с.
- Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и её окружения. — М.: Наука 1985 — 124с.
- Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. — М.: Наука -1988 -260 с.
- Веселов Н.Т. Социальная педиатрия. —Уфа: БГМИ -1992 -160 с.
- Вестник Восточно-украинского государственного университета — Луганск: ВУГУ 1998 — С.210−215.
- Гаркави JI.X., Квакина Е. Б., Кузьменко Т. С. Антистрессовые реакции и активационная терапия — М.: ИМЕДИС -1998 654 с.
- Гаркави JI.X., Квакина Е. Б. Диапазоны адаптационных реакций организма // Математическое моделирование биологических процессов — М. ИМЕДИС 1979 — С. 27−33.
- Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. Том 2, — М.: Мысль 1997- 632 с.
- Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. — М.: Наука -1977−704 с.
- Государственная научно-техническая программа «Развитие образования в России» (1991−1995) // Направление II, Российская школа. — М. 1994 — 320 с.
- Гумилёв JI.H. История людей история Природы. —СП6.-1993−240 с.
- Даль. Толковый словарь великорусского живаго языка. — М. CD Компакт диск.
- Дёмин В.Н. Загадки русского севера — М. Вече 1999 — 460 с.
- Дидуренко Jl.П. Валеофилософия. // Программа инновационного курса для валеологических факультетов. — Самара: СГПУ- 1999 64 с.
- Димов В.М. Здоровье как глобальная проблема выживания человечества.Социально-гуманитарные знания№ 2.-М.-2000-С. 172−183
- Димов В.М. Здоровье российского этноса как проблема его социальной безопасности. Социально-гуманитарные знания № 1— М.-2000-С.166−180.
- Димов В.М. Новая концепция здоровья: системный подход. Социально-гуманитарные знания № 4 — М. 2000 — С. 185−192.
- Димов В.М. Проблемы человека в политических науках. — Политическая наука в современной России.-М.:Луч -1997- С. 294−206.
- Димов В.М. Современные образовательные парадигмы учения о человеке. Философия образования. — М. 1996 — С. 219−228.
- Димов В.М. Социальная валеология // Авторская программа— М.: МГУ -1999 25 с.
- Димов В.М. Философия и социология здоровья. Курс лекций. — Алматы: КазГМУ -1998 187 с.
- Здоровье и образование: Педагогические проблемы валеологии //Под ред. В. В. Колбанова. —СПб.: Гос. ун-т пед. мастерства 1997 — 240 с.
- Зинченко В.Р., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. — М.: Тривола 1994- 304 с.
- Золотарёв Ю.Г. Здоровья вам хорошего. В помощь выполняющим «Детку» Порфирия Иванова. — Новосибирск: Наука 1993 — 160 с.
- Золотарёв Ю.Г. Новое-небывалое — Новосибирск: Наука -1995−124с.
- Иванов Г. И. Иванов Ю.Г. Воспитание сознательного отношения к сохранению и укреплению своего здоровья. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Самара: С ГПУ-1996-С.54−57.
- Иванов Г. И. Иванов Ю.Г. Сознательное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья. // III Национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии — СПб. 1996 — С. 70.
- Иванов Г. И. Иванов Ю.Г. Назаренко Н. Н. Определение закалённости организма к холоду. // У Национальный Конгресс по профилактической медицине и валеологии. — СПб. 1999 — С. 84.
- Иванов Г. И. Иванов Ю.Г. и др. Новые подходы в подготовке педагогов валеологов. // V Национальный Конгресс по профилактической медицине и валеологии.— СПб. 1999- С.62−63.
- Иванов П.К. История и метод моей закалки. — М.:Посинформ- 01.07.1992.
- Иванов П.К. О природе // Иванов П. К. Надо жить научиться — М.: Колос 1993 — 90 с.
- Иванов П.К. Письма. —Луганск, Истоки 1995 — 48 с.
- Иванов П.К. Труды. М.: Кокон 1992 — 240 с.
- Иванов Ю. Г. Волошин П.М. Единство русской и украинской культур — как основа эволюции. // Материалы III Международной научно-практической конференции. «Диалог украинской и русской культур в Украине». — Киев: АН Украины 1998 — С.221−225.
- Иванов Ю. Г. Иванова А.А. Валеология // Авторская программа. — Бишкек: РИО 1998 — 198 с.
- Иванов Ю.Г., Иванова А. А. Откройте природу детям. Советы родителям. — Луганск: Истоки 1995 — 84 с.
- Иванов Ю.Г., Иванова А. А. Природное развитие ребёнка // Учебно-воспитательная программа. — Самара: СГПУ 2000 — 198 с.
- Иванов Ю.Г. Концепция школы природного воспитания молодёжи. // Информационно-методический вестник Луганского института усовершенствования учителей. — Луганск: Л И ПО 1996 — С.48−52.
- Иванов Ю.Г. Мировоззрение Учителя Иванова. — Ворошиловград: Истоки 1990 — 48 с.
- Иванов Ю.Г. Новые принципы воспитания детей с помощью практики природного оздоровления Порфирия Корнеевича Иванова. // Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. — Чебоксары. 1991 — С.246−248.
- Иванов Ю.Г. Педагогика здоровья/УСамГПУ- Луганск:"Истоки" -1998−32с.
- Иванов Ю.Г. Прикладная валеология. // СамГПУ — Луганск: «Истоки» 1998 — 64с.
- Иванов Ю.Г. Проблемы природной эволюции. // Вестник восточно-украинского университета № 6(10) — Луганск: ВУГУ 1997 — С.210−215.
- Иванов Ю.Г. Развитие педагогических идей Учителя Иванова в образовании и науке. // Материалы научно-практической конференции «Валеологическое направление образования, науки и культуры в Кыргызстане. — Бишкек: МО Киргизии 1998 — С. 12−16.
- Иванов Ю.Г. Развитие духовно-энергетических основ личности в процессе оздоровления природными факторами. // Y Национальный Конгресс по профилактической медицине и валеологии.— СПб, 1999.
- Иванов Ю.Г. Учитель и ученик. — Самара: СГПУ 1999 — 318 с.
- Иванов ЮТ., Савро В. А. Холодовая проба — показатель уровня закаленности организма. // Актуальные проблемы акушерства и гинекологии, клинической иммунологии и медицинской генетики. Вып.4 — Киев-Луганск 2000 — С.401−405.
- Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. — М.: МГУ-1994−180с.
- Информационно-методический вестник Луганского института последипломного образования — Луганск: ЛИПО 1995 — С.48−52.
- История Паршека: в 2-х тт. — Самара: Кредо 1994 — 460 с.
- Казначеев В.П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека.
- Новосибирск: Сибирское отд. 1991- 303 с.
- Карпинская Р.С., Философия природы: коэволюционная стратегия.1. М.:ИФРАН 1995 — 112 с.
- Катин А.Я. Тайны Фолль-метода. // Книга для изучения Фолль диагностики, Фолль терапии и смежных дисциплин.- Витебск: В ГУ -1993−136 с.
- Карпинская Р.С., Человек и его жизнедеятельность. // Философско-публ. очерк. — М.:ИФРАН 1988 — 40 с.
- Ким В. М. Формальное описание показателей электропунктурной диагностики и их структурная факторизация для популярных задач1. М.: ИМЕДИС- 1998 180 с.
- Ковалёв A.M. Философия природы и общества. // Изменяющийся и самоорганизующийся мир. — М.: МГУ 1999 — 453 с.
- Крылов В.В., Крылова З. Е., Апарин В. Е., Босиком для здоровья. — Воронеж: ВГУ 1973 — 49 с.
- Кузнецова М.П., Петричук СВ., Духова З. Н. Оценка степени готовности детского организма к проведению закаливающих процедур по физиологическим параметрам // Педиатрия, 1994, № 3 — С.93−95.
- Лисеев И.К. Философия жизни — путь к новой парадигме культуры.// Биофилософия, — М/.ИФРАН 1997 — С. 95−107.
- Лувсан Гаваа. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии.— М.: Наука 1992 — 576 с,
- Луппол И.К. Дени Дидро — М.: Изд-во АН СССР 1960 — 295 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения Т.20 — М. 1961 — 827 с.
- Маршак М.Е. Физиологические основы закаливания — Л.: Медицина 1965 — 244 с.
- Мартынюк Н.С. Оздоровительное воздействие закаливающих процедур на регуляцию некоторых показателей гемодинамики у лиц разного возраста. — Брест: БГУ 1997 — 20 с.
- Минюшев Ф.И. Социальная антропология. — М.: Международный университет Бизнеса и Управления «Братья Карич» 1997 — С. 88−89.
- Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии, 1990. № 6.
- Момджан К.Х. Введение в социальную философию. — М. Высшая школа 1997 — 447 с.
- Московичи С. Машина творящая богов — М.: Центр психологии и психотерапии 1998 — 560 с.
- Назаренко Н.Н. Организационно-методические аспекты физкультурно-оздоровительной работы с детьми 5−7 летнего возраста. // Автореферат диссертации. — Тула: ТГПУ 1999 — 24 с.
- Никитин Б.П., Никитина Л. А. Резервы здоровья детей. — М.: Физкультура и спорт 1990 — 220 с.
- Новейший философский словарь.— Минск 1999 — 690 с.
- Павлов Т. Избранные философские произведения. -Т.З. М.: Наука -1962 — 420 с.
- Петленко В.П., Козаченко В. И., Пирожинский В. Н. Метамедицина Том2 // Нормология. Социобиология. Психосоматология.— СПб.: PETROS -1996 257 с.
- Петленко В.П., Козаченко В. И., Пирожинский В. Н. Метамедицина ТомЗ // Экософия. Адаптология. Экстремология. Гуманология.— СПб.: PETROS 1996- 185 с.
- Подшибякин А.К. Закаливание человека — К.: Здоровье 1986 — 144с.
- Праздников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста — Л.: Медицина 1983 — 90 с.
- Природа и дух: мир философских проблем: в 2-х кн.// под редакцией В. П. Обухова —СПбГАУ- 1993−480 с.
- Проблема человека в западной философии: сб. переводов с англ, нем, фр. — М.: Прогресс 1988 — 364с.
- Протодьяконов М.М., Герловин И. Л. Электронное строение и физические свойства кристаллов. — М.: Наука АН СССР 1975 -540с.
- Психология. Идея, учёные, труды. //Раздел сохранение.// — М.: Мультимедийная энциклопедия 1999.
- Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер 2000 — 476 с.юо. Пуляев В. Т. Целостный человек и детерминанты его общественного развития. // Социально-гуманитарные знания № 6 1999 — 304 с.
- Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. //Концептуальная экология. — М. Высшая школа 1992 — 224 е.
- Риккерт Г. Философия жизни. — Киев: София 1998 — 180 с.юз. Рикманн X. П. Возможна ли философская антропология? // Это человек. Антология — М.: Высшая школа 1995 — 319 с.
- Русский космизм и ноосфера. // Тезисы докладов всесоюзной конференции Т.1 — М. 1989 — 232 с.
- Русский космизм и ноосфера // Тезисы докладов всесоюзной конференции Т.2 — М. 1989 — 232 с.
- Руссо Ж. Ж. Трактаты. — М.: Наука 1969 — 704 с.
- Ю7.Самохин А. В., Готовский Ю. В. Электропунктурная диагностика и терапия по методу Р. Фолля—М.: ИМЕДИС 1995 — 321 с.
- Саркизов-Серазини И.М., Путь к здоровью, силе и долгой жизни.— М.: Физкультура и спорт -1987 191 с.
- Сарчук В.Н. Руководство по электропунктурной диагностике и энергоинформационной коррекции различных категорий больных. — Алма-Ата- 1992- 140 с.
- Соловьёв B.C. Собр. соч. Т. 10.— СПб. 1911−1914 — 390 с.
- Советский энциклопедический словарь — М. 1986.
- Соловьев B.C. Чтения о богочеловечестве // Соловьёв B.C. Соч.: в 2х тт. Т.2 — М.: Правда 1989 — 450 с.из. Социальная антропология на пороге XXI века. Тезисы и материалы конференции. — М.: МГУ 1998 — 432 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. — М.-МГУ 1985 — 172 е.
- Табеева Д.М. Руководство по иглорефлексотерапии. — М.: Медицина 1980 — 560 с.
- Таранов П.С. 120 философов. // Анатомия мудрости Т.1,Т.2 — Симферополь: Таврия 1996 — 532 с.
- Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. // Генезис. Традиции развития. — СПб.: PETROS 1995. — 352 с.
- Тейяр де Шарден П. Феномен человека — М.: Наука 1987 — 240 с.
- Трубецкой Е.Н. Метафизические предположения познания: Опыт преодоления Канта и кантианства.— М. 1917 — 234 с.
- Учение В. И. Вернадского о ноосфере и глобальные проблемы современности. // Тезисы докладов всесоюзной конференции посвященной 125-летию со дня рождения В.И. Вернадского—М. -1988 272 с.
- Ухтомский А.А. Собр. соч.— Л. 1954 — 386 с.
- Фарре Л. Философская антропология // Это человек. Антология.— М.: Высшая школа 1995 — 319 с.
- Фёдоров Н.Ф. Из «философии общего дела» — Новосибирск -1993- 212 с.
- Фёдоров Н.Ф., Сочинения. — М.: Мысль 1982 — 424 с.
- Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела. Т.2 — М. 1913 — 484 с.
- Физиология адаптационных процессов. — М.:Наука -1986 639 с.
- Физиология кровообращения — Л.: Наука 1986 — 639 с.
- Фолль Р. Топографическое положение точек замера при электроиглотерапии. Tl, Т2, ТЗ — М.:ТЕХАРТ 1993 — 234 с.
- Фрейд 3. По ту сторону удовольствия. 1925 — 288 с.
- Фромм Э. Сущность человека, его способность к добру и злу // Это человек. Антология. — М.: Высшая школа 1995 — 319 с.
- Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь.—М.: Мысль-1976−166 с.
- Чусов Ю.Н. Закаливание школьников — М.: Просвещение 1985- 127 с.
- Шаталова Г. С. Здоровье человека: философия, физиология, профилактика. — М.: МГФ «Знание» 1997- 464 с.
- Шаталова Г. С. Философия здоровья. — М.: Елен и К 1997 — 156 с.
- Шибутани Т. Социальная психология. — М.: Прогресс 1969- 536 с.
- Экологическая физиология человека.-— Л.: Наука -1980 549 с.
- Эспиноза А. Кто есть человек? // Философская антропология. // Это человек. Антология.— М.: Высшая школа 1995 — 319 с.
- Это человек. Антология. — М.: Высшая школа -1995 319 с.
- Юнг К. Г. Сознание и бессознательное. — СПб-М.: Университетская книга 1997 — 540 с.
- V Нац. конгресс по профилактической медицине и валеологии. — СПб 1999- 192 с.
- Циолковский К.Э. Органический мир Вселенной.// Собр. соч.: В 4 т. т. 4-М. 1989.