Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономия желания: от экономического и психоаналитического дискурсов к социально-гетерологическому анализу

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Постсовременность характеризуется прогрессирующим развитием коммуникации, усложнением социально-экономических отношений, кризисом культурной, тендерной, этнической, и других социальных идентификаций. Мир превращается в большое общежитие, и события, происходящие на сколь угодно далёком пространственном и культурном расстоянии, оказываются частью нашей повседневной реальности. Дифференциация… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. — Социальная онтология желания
    • 1. Методология исследования желания
    • 2. Желание как способ социального бытия
  • Глава 2. — Желание в структурах социальности
    • 1. Гетерархия желания
    • 2. Экономия желания: складывание социальности

Экономия желания: от экономического и психоаналитического дискурсов к социально-гетерологическому анализу (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования;

В настоящее время социокультурная практика человека и способы ее описания переживают качественный сдвиг, ознаменованный, в первую очередь, сменой социокультурной парадигмы. Традиционные подходы, основанные на посылках классического способа объяснения мира как обладающего неизменной природой, меняются в сторону признания динамики социальности. В антропологически-гуманистическом стиле мышления 19 века философ выступал как центральная фигура знания и культуры, охватывающая действительность тотальностью мысли и антропоцентрируя мир. С конца 20 века формируется иное понимание природы мира и человека: классический «логос» человеческой природы расширяется и начинает включать в себя факторы, описанные социально-гуманитарными науками: экономикой, психоанализом и социологией.

Изменение характера философствования связано не только с децентрацией классического субъекта и его рациональности, но и с обращением к анализу повседневного взаимодействия людей, где одними из категорий структурирования социальности выступают экономия и желание. Различные аспекты социального взаимодействия проявляют свою самобытность, а их развёртывание предполагает множество гетерогенных размерностей, каждая со своими правилами. Такая нетождественность процессов структурирования социальности заставляет отказаться от метода поиска основания, или начала, и признать их одновременную взаимозависимость и самостоятельность, а следовательно, наличие основания в них самих, как если бы они обладали желанием. Необходимость такого взгляда на социальность вызвана тем, что взаимодействие и воспроизводство социальной практики предполагают в равной мере как вовлечённость и доминирование одних аспектов над другими, так и их одновременные отвлечённость и подчинение. Ввиду сложности социальных процессов, выделить некий источник или общий принцип рационального целеполагания или властного воления в общественном воспроизводстве уже невозможно, и для исследования изменчивой социальности вводится понятие желания.

В связи с этим, во-первых, необходимо произвести анализ условий современных изменений в социальной реальности. Во-вторых, необходимо определить такие области исследования, которые бы находились в точке пересечения тем, связанных с темой желания в социальности и сфокусированных на локальный и глобальный уровни одновременно. Эта ситуация принуждает, в-третьих, к созданию такого концептуального социальнои общефилософского аппарата, который смог бы дать-описание экономии желания в социальных процессах и послужил основой продуктивных исследований в области социальной философии. Предварительно можно сказать, что в рамках подобной методологии уже нельзя построить описание социальности в виде универсальных ситуаций или универсальных отношений с заранее определёнными участниками. Скорее, основой является фиксирование некоей ситуации неразрешимости, исходя из которой, определяются несколько вариантов развёртывания экономии желания и структурации контекстных условий и отношений.

Кроме того, в-четвёртых, тема экономии желания, является мало исследованной областью в современной российской философии. Это вызвано нетрадиционностью данной темы для отечественной философии, которая, однако, вплотную подошла к артикуляции желания в диалогическом и полифоническом подходах к измерению человеческой субъективности.

В связи с вышеперечисленным, представляется актуальным выделить тему экономии желания для разработки традиционных философских проблем и подвергнуть социально-философскому анализу.

Степень научной разработки проблемы:

Социально-философское исследование экономии желания требует осмысления достаточно значительного и разнородного корпуса источников^. Диссертационное исследование выполнено в ситуации парадигматического сдвига, которуюможно обозначить как переход от классического к неклассическому типу рациональности. Необходимость и актуальность этого парадигматического сдвига обоснованы в целом ряде работ, посвященных классической и современной философии (B.C. Библер, В. Е. Кемеров, М. К. Мамардашвили, Э. Ю. Соловьев, В. С. Степин, В. С. Швырев и др.).

Изученную автором отечественную и зарубежную литературу можно разделить на несколько взаимосвязанных: но относительно самостоятельных, блоков и рассматривать состояние разработанности и связанные с этим задачи в каждом из них по отдельности.

В качестве региональных онтологий желания, представляющих интерес в рамках данной работы, были выбраны экономика и психоанализ, ввиду того, что области значений понятия экономии и экономики перекрывают друг друга, а психоанализ тесно связан с антропологической версией классической метафизики, на стыке которых появилось понятие. желания. Авторами, попытавшимися дать универсальное описание экономики и чьи труды были использованы-в данной работе, были И. Бентам, Т. Веблен, М. Кейнс, Ф. Кенэ, К. Маркс, А. Маршалл, JT. фон Мизес, Д. Рикардо, А. Смит, Э. Чемберлен;

Проблемы современного социально-экономического состояния общества, в котором универсальное описание экономики невозможно, были исследовании У. Беком, Д. Беллом, 3. Бжезинским, Ж. Бодрийяром, Д. Бхагвати, Э. Гидденсом, Д. Гэлбрэйтом, П. Друкером, В. Л. Иноземцевым, М.

Кастельсом, М. Маюпоэном, К. Поланьи, Т. Сакайя, Р. Салмоном, Ф. Фукуямой, О. Тоффлером, JL Туроу, И. Г. Яковенко.

Вопрос об универсальных формах структурации общества с неизбежностью предполагает проблему толкования природы человека, выводя в поле исследования психоанализ и его видение желания. Авторами, чьи работы были изучены в ходе данного исследования, были JI. С. Выготский, С. Гроф, Р. Джонсон, С. Жижек, Р. Калшед, М. Кляйн, Ж. Лакан, А. Н. Леонтьев, Р. Лэйнг, А. Маслоу, Ж.-А. Миллер, Д. Мэйси, А. Фрейд, 3. Фрейд, Э. Фромм, А. Эткинд, К.-Г. Юнг.

Методологические основания онтологии желания, состоящие в обосновании подходов к желанию как способа социального бытия, были представлены Н. С. Автономовой, B.C. Библера, Ж. Деррида, Э. В. Ильенкова, Ф. Лаку-Лабарта, М. К. Мамардашвили, Ф. Ницше, В. А. По дороги, Г. Риккерта М. К. Рыклина, М. Хайдеггера, М.Фуко.

Разработка теоретических и практических проблем для концептуального обеспечения исследования экономии желания в структурировании социальности представлена несколькими традициями социально-гуманитарного знания.

В произведениях таких философов, как св. Августин, Аристотель, Платон, св. Фома Аквинский, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Р. Декарт, Д. Локк, 3. Фрейд, С. де Бовуар, Ж-П. Сартр желание определяется как сложность для понимания и постановки философско-методологической проблемы.

Б. Спиноза одним из первых в истории философии заявляет о продуктивности желания, о желании как признаке полноты бытия, о связи желания с самосознанием и индивидуальностью, указывает на главенство желания в его отношениях с объектом и в определении блага. Вслед за Спинозой изучение проблемы экономии желания распадается на две традиции.

Представители одной традиции, такие, как Д. Батлер, Г. В. Ф. Гегель, А. Кожев, Ю. Кристева, С. Кьеркегор, Ж. Лакан, Т. Нагель, Ж.-Ж. Руссо, 3.

Фрейд, А. Шопенгауэр фокусируют внимание на desideratum, то есть на объекте желания, которого не достает и определяют желание как потребность.

Представители другой традиции в этом вопросе следуют Спинозе и обращаются к продуктивной силе самого акта желания, что нашло отражение в работах Р. Барта, Ж. Батая, Г. Бейтсона, М. Бланшо, Ф. Гваттари, Ж. Делеза, А. К. Джейн, Б. Кассен, Э. Левинаса, Ж.-Ф. Лиотара, Ф. Ницше, Ж. Рансьера, X. Сильвермана.

Главным препятствием к созданию теории желания в философии признается неопределенность самого понятия желания, отсутствие единого дискурса желания в философии при всей частоте обращения к этому понятию. Все попытки изучения экономии желания приводят к вопросам, на которые пока не найден удовлетворительный и систематический способ получения ответов. Обращение к экономии желания требует избрания самых общих рамок рассмотрения этой проблемы, анализа отношений, между различными концептами желания и социальной реальности.

Следует особо выделить в этой связи сложившийся в отечественной философии диалогический и полифонический подход к исследованию человеческой субъективности: Г. С. Батищев, М. М. Бахтин, В. С. Библер, А. А. Ухтомский, П. А. Флоренский, Л. В. Щерба и др.

В отечественной философии и философской психологии проблема экономии желания стала предметом специального рассмотрения относительно недавно. В работах С. Л. Рубинштейна и А. Р. Лурии, которые занимались философскими, методологическими и гносеологическими проблемами психологии, желание не изучалось как самостоятельный феномен бытия. В последние годы в отечественной науке проявляется интерес к проблеме экономии желания, что нашло отражение в работах С. А. Азаренко, И. Жеребкиной, Ю. Л. Качанова, Т. А. Клименковой, Д. В. Котелевский, Е. К. Краснухиной, С. Л. Кропотова, Т. X. Керимова, И. В.

Кузина, А. П. Мальцевой, С. А. Никитина, А. А. Погребняка, Е. Г. Трубиной, А. С. Якобидзе-Гитмана.

Концептуальное обеспечение исследования экономии желания было бы невозможным без учета результатов, полученных отечественными и зарубежными философами, в рамках категориального анализа единства и множественности: П. Бурдье, П. Вагнер, Э. Лакло, Р. Рорти, В. Флах.

Особую группу источников составили работы, посвящённые социально-типологическому подходу и исследованию желания в различных типах социальности: А. С. Ахиезер, И. В. Ватин, А. Я. Гуревич, Ю. Г. Ершов, С. Г. Кара-Мурза, В. Е. Кемеров, В. И. Плотников, В. Е. Тищенко. Анализ историко-философской и социально-философской литературы показывает, что проблема экономии желания не обойдена вниманием отечественных и зарубежных исследователей. Вместе с тем открытым остаётся вопрос об онтологической трактовке желания, социально-философский анализ которого позволил бы выявить роль и значение желания в структурировании различных типов социальности.

Объект и предмет исследования:

Объектом исследования являются процессы, конституирующие гетерогенную социальность.

Предметом исследования являются экономия желания и её влияние на процессы структурирования социальности.

Цель и задачи исследования

:

Целью настоящей работы является анализ экономии желания в структурировании социального бытия.

Достижение этой цели предполагает постановку в диссертации следующих задач:

Провести анализ экономии желания в пределах региональных онтологий (экономика, психоанализ);

Описать классические и постклассические методологии понимания бытия желания;

Раскрыть желание как онтологическую модальность социального бытия;

Дать описание желания как различия и экономии как принципа структурирования различия;

Выявить основные проблемы описания экономии желания в социальности;

Провести анализ экономии желания в процессах структурации социальности.

Методологическая и теоретическая основы исследования:

Основная методологическая установка исследования — представление в социально-философском познании современной ситуации, расширяющей сферу рационально-теоретического дискурса, вследствие признания эвристической ценности ранее отвергнутых социальных практик, воплощающих инаковость и множественность социальной реальности. Принципы и методы, фундирующие данное исследование, могут быть сведены к трем:

Деконструкция: В исследовании осуществляется деконструирование региональных онтологий, классической и неклассической моделей желания. Данная работа нацелена на критику универсалистских подходов к описанию социальной реальности либо её единичного аспекта и нахождение категориальных и методологических ресурсов для представления смежных гетерогенных процессов структурации социальности в рационально-теоретическом дискурсе.

Гетерологический подход: Исследование выполнено в рамках гетерологической интерпретации полисубъектной социальности. Данный подход предполагает социально-философский анализ, опирающийся на доминанту различия и избегающий выделения тождественного субъекта как в рациональном знании, так и в процессах социальной структурации. В контексте исследования данный подход синтезирован с постклассическими версиями марксизма в психоанализе и экономике.

Типологический подход: в исследовании применяется социально-типологический подход, позволяющий показать конкретные исторические и социальные условия функционирования желания в структурах социальности. Данный подход позволяет раскрыть связь конкретной исторической структуры жизни общества с желанием как способом социального бытия.

Методология исследования направлена на представление в социально-философском дискурсе процессов, воплощающих множественность социального бытия. Такой подход позволяет раскрыть тему желания как различия и показать форму осуществления экономии желания.

Научная новизна исследования: (.

Впервые в отечественной философии исследована проблема экономии желания в процессах структурирования социального бытия. Положения, выносимые на защиту:

1. Осмыслены основания региональных онтологий желания (экономика, психоанализ). Показано, что желание в региональных онтологиях превозмогает универсалистские модели описания социальности.

2. Дано теоретическое описание желания как онтологической модальности социального бытия, структурируемой гетерогенностью, событийностью и совокупностью.

3. Показано, что желание и производство желания является серийным распространением различий, их взаимодействием и отторжением, в ходе которых создаются объекты и субъекты взаимодействия. Желание присуще не только биологическим видам, но всему сущему, конституируемому различием.

4. Экономия раскрывается в качестве гетерархичного процесса осуществления желания, связывающего и соотносящего гетерогенные события в качестве нетождественного целого.

5. Сформулирован механизм проявления желания в социальности в качестве процесса структурации, в котором невозможно выделить доминирующие принципы или основания, определяющие формы отношений между его аспектами. Влияние различных аспектов и форм отношений такого процесса является смежным и сопоставимым и не зависит от способов их интерпретации.

Практическая значимость исследования:

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы:

• В сфере Высшего образования в качестве материала для курсов социальной философии, социологии, экономики, социальной психологии и психоанализа;

• В сфере маркетинговых исследований прикладного характера для выявления форм и способов субъективации потребителей;

• В сфере управления для построения стратегий и моделей поведения социальных структур;

• В* качестве теоретического обоснования дальнейших изысканий социально-философского характера в сфере экономии желания.

Апробация исследования:

Основные положения диссертации выносились автором на обсуждение в ряде международных, всероссийских и региональных конференций: «Национальная политика: проблемы и перспективы» (Екатеринбург, 2005) — Российский философский конгресс (Москва, 2005) — «Социальная философия и опыт современного обществознания» (Сборник работ кафедры социальной философии УрГУ, Екатеринбург, 2005), Коллизии свободы в постиндустриальном обществе (Екатеринбург, 2003), Всероссийская научная конференция «Мировоззрение и культура». Екатеринбург, 2002 г.

Структура работы: Диссертация состоит из введения, двух глав (каждая из двух параграфов) и заключения. Общий объём диссертации составляет 149 страниц. Библиографический список включает 174 наименования.

Заключение

.

Изучение постсовременной социальной реальности показывает, что методология механистического рационализма и классической метафизики, опиравшихся на субъект-объектные отношения, принцип трансцендентального единства субъекта, становятся всё более недостаточными. Настаивая на своих концептуальных положениях, эта методология и формируемая ею картина реальности не учитывают дискретность и дисперсность социального бытия, вызванных работой желания. Игнорирование динамики сущего приводит к репрессии человеческого существования и обоснованию социальных практик, не способных работать в социальности, нетождественной своим частичным идентификациям.

Постсовременность характеризуется прогрессирующим развитием коммуникации, усложнением социально-экономических отношений, кризисом культурной, тендерной, этнической, и других социальных идентификаций. Мир превращается в большое общежитие, и события, происходящие на сколь угодно далёком пространственном и культурном расстоянии, оказываются частью нашей повседневной реальности. Дифференциация системы социальных отношений приводит к невозможности её регулирования из единого центра, который бы обладал всей полнотой информации, полномочий и опыта. Возникает проблема выстраивания адекватных практик взаимодействия и распределения полномочий как на индивидуальном микро уровне, так и на уровне макроструктур общества.

Различные аспекты социального взаимодействия проявляют свою суверенность, а их развёртывание предполагает множество гетерогенных размерностей, каждая со своими правилами. Такая нетождественность процессов структурирования социальности заставляет отказаться от метода поиска основания, или начала, и признать их одновременную взаимозависимость и самостоятельность, а следовательно, наличие основания в них самих, как если бы они обладали желанием.

В связи с этим, во-первых, был произведён анализ условий современных изменений в социальной реальности. Кризис метанарративов, длящийся с начала двадцатого века, охватил практически все процессы социальной структурации, включая социально-гуманитарную науку, область политического, глобализацию, представительскую модель социального взаимодействия, стратификацию общества, существование личности, различные социальные группы и т. д. Происходит взаимное замыкание идеологических, управленческих структур и провозглашаемых ими «высоких истин» и личностей, групп с их повседневными интересами и желаниями.

Исследование процессов структурации современной социальности показал, что в рамках капитализма произошло принципиальное размежевание традиционалистского и капиталистического способов экономии желания. В традиционном обществе экономия желания была ориентирована на циклическую повторяемость социальных практик, целеполагание культуры на «приближение к прошлому» и поддержание status quo на уровне практик повседневного взаимодействия.

В капиталистическом обществе картина совершенно иная. Общество постепенно становится ориентированным на перманентное замещение социальных практик и устремлённость в будущее. В соответствии с этими факторами в течение Нового и Новейшего Времени происходит постепенный демонтаж иерархических административных и политических институтов (основанных на функции представительства), формулировка человеческого существования в качестве «независимого» и обладающего лишь частичными идентификациями с группами и институтами. Принципиальным условием социального воспроизводства становится способность индивидов, групп и институтов реализовывать как можно большее количество практик, отличных от предыдущих и способных к порождению всё больших различий для одновременного связывания и различения участников социального взаимодействия.

Поэтому, во-вторых, необходимо было определить такие области исследования, которые бы находились в точке пересечения тем, связанных с темой желания в социальности и сфокусированных на локальный и глобальный уровни одновременно. Анализ метафизических оснований экономической и психоаналитической теории, вкупе с классической и методологией исследования желания, показал их зависимость от традиционного способа интерпретации реальности в качестве неизменной-в себе, обладающей предустановленными смыслами и противоречащей повседневным процессам общества, использующего желание в качестве инструмента структурации.

Эта ситуация вынудила, в-третьих, создание такого концептуального I социальнои общефилософского аппарата, который бы смог дать описание экономии желания в социальных процессах и послужил бы основой продуктивных исследований в области социальной философии. Экономия желания, осуществляющая процесс структурации реальности, является одним из оснований, на котором есть возможность выработки соответствующего типа методологии, способной представить концептуальное описание новых реалий социальности.

Желание обладает свойствами дискретности, дисперсности, нелокальных связей в нелинейных времени и пространстве и видится подходящим концептом для описания социальных отношений. Обнаруживаемый мир желания преобразуется работой гетерогенных и гетерархичных систем различий с нефиксированной областью значения. Само желание описывается как серийное распространение и взаимодействие различий, обозначаемое всегда постфактум, но производящее всё новые объекты и различия. Экономия раскрывается в качестве гетерархично упорядоченного процесса осуществления желания, связывающего и соотносящего гетерогенные события в качестве целого, которое нетождественно ни самому себе, ни отдельным событиям или их сумме.

Предварительно можно сказать, что в рамках подобной методологии уже нельзя построить описание социальности в виде универсальных ситуаций или универсальных отношений с заранее определёнными акторами. Скорее, основой является фиксирование некоей ситуации неразрешимости, исходя из которой, определяются несколько вариантов развёртывания экономии желания и структурации контекстных условий и отношений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. М.: Наука, 1988. — 287 с.
  2. Т. «Негативная диалектика». М.: Научный мир, 2003. -305 С.
  3. С. «Желание»// Современный философский словарь. М.: Академический Проект, 2004. — 832 С.
  4. Аристотель «Метафизика». Ростов-на-Дону.: Феникс, 1998. — 288 С.
  5. А. «Театр и его Двойник». С-Пб. — М.: Симпозиум, 2000 г. -423 С.
  6. А. «Делёз. Шум бытия». М.: «Прагматика культуры», «Логос-Альтера», 2004. — 315 С.
  7. А. «Манифест философии». С-Пб.: «Machina», 2003. — 220 С.
  8. . «Проклятая доля». М.: Гнозис-Логос, 2003 г. — 258 С.
  9. Р. «Империя знаков». М.: Праксис, 2004 г. — 112 С.
  10. Ю.Барт Р. «Фрагменты речи влюблённого». M.: Ad Marginem, 1999. -320 С.
  11. Г. С. Диалогизм или полифонизм? (Антитетика в идейном наследии М.М. Бахтина) // М. М. Бахтин как философ. М.: Наука, 1992. С. 123 141.
  12. М. «Проблемы творчества Достоевского». М.: Русские словари, 2000. — 365 С.
  13. Г. «Экология разума». М.: Смысл, 2000 г. — 520 С.
  14. Д. «Грядущее постиндустриальное общество». М.: Академия, 1999.-537 С.
  15. И. «Введение в основания нравственности и законодательства». М.: РОССПЭН, 1998 г. — 392 С.
  16. П., Лукман Т. «Конструирование социальной реальности: Трактат по социологии знания». М.: 2000 г. — 212 С.
  17. М. «Неописуемое сообщество». -М.: 1998 г. 98 С.
  18. М. «Экономическая мысль в ретроспективе». М.: Дело, 1994 г. — 645 С.
  19. . «К критике политической экономии знака». М.: Библион-Русская книга, 2003 г. — 238 С.
  20. . «Прозрачность зла». М.: Добросвет, 2000 г. — 230 С.
  21. . «Символический обмен и смерть». М.: Добросвет, 2000 г.-389 С.
  22. Д. «В защиту глобализации». — М.: Ладомир, 2005. 311 С.
  23. М. «Избранные произведения». -М.: Прогресс, 1990 г. 605 С.
  24. Т. «Теория праздного класса». М.: Прогресс, 1984 г. — 366 С.
  25. A.B. «Философские проблемы антропологии Рене Жирара»//Философия человека: традиции и современность. Выпуск 3, 1993.-252 С.
  26. Гегель Г. В.Ф. «Наука логики». С-Пб.: «Наука», 2002. — 1005 С.
  27. Гегель Г. В.Ф. «Феноменология духа». С.-Пб.: «Наука», 1999. -487 С.
  28. Гегель Г. В.Ф. «Энциклопедия философских наук» т.т. 1−3 М.: «Мысль», 1974 г. — 1537 С.
  29. Э. «Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь». М.: Весь мир, 2004. — 215 С.
  30. Э. «Устроение общества». М.: Академический проект, 2001.-431 С. 33. «Глобализация, рост и бедность. Построение всеобщей мировой экономики». Доклад МБРР. М.: Весь мир, 2004. — 115 С.
  31. . ле «Цивилизация средневекового Запада». Екатеринбург: У-Фактория, 2005. — 643 С.
  32. . ле «Другое Средневековье». Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2002. — 212 С.
  33. . «Искусство утопии». М.: Художественный журнал, 2003 г. — 265 С.
  34. . «Комментарии к искусству». М.: Художественный журнал, 2003 г. — 274 С.
  35. С. «За пределами мозга». М.: ACT, Издательство Института трансперсональной психологии, Издательство Кравчука, 2002 г. — 320 С.
  36. С. «Психология будущего». М.: ACT, Издательство Института трансперсональной психологии, Издательство Кравчука, 2002 г. — 298 С.
  37. С. «Человек перед лицом смерти». М.: ACT, Издательство Института трансперсональной психологии, Издательство Кравчука, 2002 г.- 169 С.
  38. А .Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990.-396 с.
  39. А. Я. Категории средневековой культуры. М:. Искусство, 1972.-405 с.
  40. Д., О. Матвейчев, Р. Хазеев, С. Чернаков «Уши машут ослом. Современное социальное программирование». Пермь.: ЗёБРА -Звезда, 2004.-214 С.
  41. Э. «Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии.
  42. Философия как строгая наука». Мн.: Харвест, M.: АСТ, 2000. — 689 С.
  43. . «Критика и клиника». С-Пб.: Machina, 2002 г. — 257 С.
  44. . «Логика смысла». М: Академия, 1995 г. — 320 С.
  45. . «Ницше и философия». M.: Ad Marginem, 2003. — 254 С.
  46. . «Переговоры». С.-Пб.: Наука, 2004. — 267 С.
  47. . «Различие и повторение». С-Пб.: Петрополис, 1998 г. -376 С.
  48. ., Гваттари Ф. «Что такое философия?». М.: Институт экспериментальной социологии- С.-Пб.: Алетейя, 1998. -220 С.
  49. . «Голос и феномен». С-Пб.: Алетейя, 1999. — 115 С.
  50. . «О почтовой открытке от Сократа до Фрейда». -Минск: Современный литератор, 1998 г. 657 С.
  51. . «Письмо и различие». М.: Академический проект, 2000 г. — 427 С.
  52. С. «Доклад Лугано». Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005.-231 С.
  53. П. «Задачи менеджмента в XXI веке». М.: Вильяме, 2004.- 146 С.
  54. П. «Новые реалии». М.: Бук Чембер Интернешнл, 1994 г. -230 С.
  55. П. «Практика менеджмента». М.: Вильяме, 2006. — 423 С.
  56. П. «Энциклопедия менеджмента». М.: Вильяме, 2004. -456 С.
  57. Ю.Г. Человек. Социум. История. Свердловск: УрГУ, 1990.156 с.
  58. И. «Прочти моё желание.». М.: Идея-Пресс, 2000. -256 С.
  59. С. «Возвышенный объект идеологии». М.: Художественный журнал, 1999 г. — 324 С.
  60. С. «Хрупкий абсолют, или Почему стоит бороться за христианское наследие». М.: Художественный журнал, 2003. — 213 С.
  61. Э.В. Диалектическая логика. М.: Политиздат, 1984. — 324 с.
  62. В.В. Постклассическое обществознание: каким ему быть? // Социологические исследования. 1992. № 10. С. 37 44.
  63. В. «За пределами экономического общества». М.: Academia — Наука, 1998 г. — 654 С.
  64. В. Л. «На рубеже эпох. Экономические тенденции и их неэкономические следствия». М.: Экономика, 2003. — 325 С.
  65. В. JI. «Расколотая цивилизация». М.: Academia -Наука, 1999.-678 С.
  66. Ф. «Дао физики». К.: София, 2002. — 243 С.
  67. Кара-Мурза С. Г. Объект изучения JI. Н. Гумилева традиционное общество // Вопр. Философии 1998. № 3. С. 43−66.
  68. . «Эффект софистики». М. — С-Пб., Московский философский фонд, Университетская книга, Культурная инициатива, 2000 г. — 231 С.
  69. М. «Галактика интернет». — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 279 С.
  70. М. «Информационная эпоха: экономика, общество и культура». Т.1 М.: ГУ ВШЭ, 2000 г. — 547 С.
  71. Ю.Л. Практическая топология социальных групп // Socio-Logos'96. M.: Socio-Logos, 1996. С. 49 93.
  72. Дж. M. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 1999 г. — 353 С.
  73. К. «Новые правила для новой экономики» http://www.fiitura.ru/index.php3 ?idart= 105
  74. В.Е. «Введение в социальную философию». М.: Академический проект, 2004. — 320 С.
  75. В.Е. «Капитал»//Социальная философия: Словарь. М.: Академический проект, 2003. — 832 С.
  76. Т. «Поэтика времени». М.: Академический проект, 2005. -243 С.
  77. Т.Х. «Социальная гетерология». Екатеринбург, УралНаука, 1999:-325 С.
  78. Клименкова Т. А: От феномена к структуре. М.:Наука, 1994. — 199 с.
  79. П. «О симулякре в сообщении Ж. Батая» //Комментарии № 3,1994.-215 С.
  80. А. «Введение в чтение Гегеля». С.-Пб.: «Наука», 2003. -647 С.
  81. А. «Идея смерти в философии Гегеля». М.: Логос/Прогресс-традиция, 1998.-253 С.
  82. А. «От замкнутого мира к бесконечной вселенной». М.: Логос, 2001.-256 С.
  83. Г. «Финансовое оружие массового поражения»//Ье Monde diplomatique, русское издание, № 4, 2006. — 23 С.
  84. Ю. «Избранные труды: разрушение поэтики». М.: РОССПЭН, 2004 г. — 572 С.
  85. Ю. «Силы ужаса. Эссе об отвращении». — С.-Пб.: Алетейя, 2003.-227 С.
  86. С. «Экономика текста в неклассической философии искусства Ницше, Батая, Фуко, Деррида». Екатеринбург: Гуманитарный университет, 1999 г. — 314 С.
  87. . «Имена-Отца». М.: А (1 Ма^пет, 2006. — 102 С.
  88. . «Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда». М.: Русское феноменологическое общество -Логос, 1997 г.-154 С.
  89. . «Семинары» Кн.1. М.: Гнозис-Логос, 1998 г. — 246 С.
  90. . «Семинары» Кн.2. М.: Гнозис-Логос, 1999 г. — 422 С.
  91. . «Семинары» Кн.5. М.: Гнозис-Логос, 2003 г. — 465 С.
  92. . «Семинары» Кн. 11. М.: Гнозис/Логос, 2004. — 312 С.
  93. . «Функция и поле языка и речи в психоанализе». М.: Гнозис, 1995 г.-112 С.
  94. ., Понталис Ж.-Б. «Словарь по психоанализу». М.: Высшая школа, 1996. — 545 С.
  95. Э. «Избранное. Тотальность и бесконечное». М.- С.-Пб.: Университетская книга, 2000. — 348 С.
  96. Леви-Стросс К. «Структурная антропология». М.: Эксмо-Пресс, 2001.-351 С.
  97. Леви-Стросс К. «Структура и форма. Размышления об одной работе Владимира Проппа//Семиотика: Антология». М. Екатеринбург, 2001. — 622 С.
  98. Лиотар Ж.-Ф. «Состояние постмодерна». М.: Институт экспериментальной социологии- С-Пб.: Алетейя, 1998. — 214 С.
  99. Р. «Я и другие». М.: ЭКСМО-Пресс, 2002 г. — 220 С.
  100. М. «Галактика Гутенберга». М.: Академический проект, 2005.-354 С.
  101. . «Магия. Религия. Наука». М.: Рефл-бук, 1998 г. -365 С.
  102. М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси: Мецниереба, 1984. — 84 с.
  103. М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992. —416 с.
  104. М.К. Картезианские размышления. М.: Издат группа «Прогресс" — „Культура“, 1993. — 352 с.
  105. М.К. Необходимость себя.М.:Лабиринт, 1996. — 432 с.
  106. Г. „Одномерный человек“. — М.: ООО „Издательство ACT“, 2003.-210 С.
  107. А. „Принципы политической экономии“. — М.: Прогресс, 1983−1984г. -254 С.
  108. Мерло-Понти М. „Феноменология восприятия“. С.-Пб.: Ювента/Наука, 1998. — 364 С.
  109. JI. фон „Человеческие действия“. -М.: Дело, 2000 г. 366 С.
  110. А. „Субъект в эпоху тотальной коммуникации“//Комментарии № 3,1994. 20 С.
  111. Нанси Ж.-Л. „Бытие единичное множественное“. Мн.: Логвинов, 2004. — 98 С.
  112. С.Н. Социальный прогресс и проблема фетишизма. Постструктуралистская семиология фетишизма и марксистское обществознание. Свердловск: УрГУ, 1989. — 195 с.
  113. С. „Экономия“// Современный философский словарь. -М.: Академический Проект, 2004. 832 С.
  114. Ф. „Собрание сочинений“ т.т. 1,2. М.: Мысль, 1997. -920 С. 120. „Новая постиндустриальная волна на Западе“. Антология./Под редакцией В. JI. Иноземцева. М.: Academia, 1999 г. — 488 С.
  115. Дж. фон, Моргенштерн О. „Теория игр и экономическое поведение“. М.: Наука, 1970 г. 377 С.
  116. Т. „О социальных системах“. М.: Академический проект, 2002. — 654 С.
  117. Т. „О структуре социального действия“. М.: Академический проект, 2002. — 532 С.
  118. А. „Экономическая теория благосостояния“. — М.: Прогресс, 1995 г. 275 С.
  119. Платон „Собрание сочинений“ т.т. 1−4. М.: Мысль, 1994. — 1540 С.
  120. К. „Великая трансформация“. СПб.: Алетейя, 2002 г. 127.. Пригожин И. Р. „Человек перед лицом неопределённости“. -Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003. 352 С.
  121. . „На краю политического“. М.: Праксис, 2006. — 155 С.
  122. П. „Время и рассказ“. С.-Пб.: Университетская книга, 2000. — 257 С.
  123. Р. „Будущее менеджмента“. С.-Пб.: Питер, 2004. — 212 С.
  124. Дж. „Мыльный пузырь американского превосходства“. -М.: Альпина, 2004. 231 С.
  125. А. „Исследование о природе и причинах богатства народов“. М.: Соцэгиз, 1993 г. — 314 С.
  126. А. „Теория нравственных чувств“. М.: Республика, 1997 г. — 220 С.
  127. . „Будущее уже началось“. Екатеринбург: У1. Фактория, 2005. 287 С.
  128. Т. „Экономические концепции для общественных наук“. -М.: Весь мир, 2006. 344 С.
  129. Е.Г. Рассказанное Я: проблема персональной идентичности в философии современности. Екатеринбург: Уро РАН, 1995. —152 с.
  130. А. Критика модерна М.: Изд. центр."Academia», 2002.- 456 с.
  131. Философия желания. Сборник статей /под ред. И. В. Кузина. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2005. 167 С.
  132. П.А. Соч.: В 2 т. Т. 2. У водоразделов мысли. М.: Правда, 1990, —448 с.
  133. Фрейд 3. «Остроумие и его отношение к бессознательному- Страх- Тотем и табу: Сборник». Минск: Попурри, 1998 г. — 398 С.
  134. Фрейд 3. «По ту сторону принципа удовольствия». Харьков-М.: Фолио-АСТ, 2002 г. — 366 С.
  135. Фрейд 3. «Толкование сновидений». Минск: Попурри, 2000 г. -325 С.
  136. М. «Археология знания». С.-Пб.: Издательский центр «Гуманитарная академия», 2004. — 215 С.
  137. М. «Воля к истине: по ту сторону власти, знания и сексуальности. Работы разных лет». М.: Касталь, 1996. — 266 С.
  138. М. «Интеллектуалы и власть». М.: Праксис, 2006. — 267 С.
  139. М. «Использование удовольствий». С.-Пб.: Академический проект, 2004. — 311 С.
  140. М. «История безумия в классическую эпоху». С.-Пб., Университетская книга, 1997. — 433 С.
  141. М. «Надзирать и наказывать». М.: Ad Marginem, 1999. -416 С.
  142. Ф. «Великий разрыв». М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НЛП «Ермак», 2004. — 534 С.
  143. Ф. «Доверие: Социальные добродетели и путь к процветанию». М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НИИ «Ермак», 2004. — 566 С.
  144. Э. «Теория монополистической конкуренции». М.: Экономика, 1996 г. — 318 С.
  145. Р. А. «Психология эволюции». К.: «Янус», 2001. — 315 С.
  146. Ф. «Теории информационного общества». М.: Аспект пресс, 2004.-341 С.
  147. И. «Теория экономического развития». М.: Прогресс, 1982 г. — 367 С.
  148. М. «Бытие и время». Харьков: Фолио, 2003. — 379 С.
  149. М. «Время и бытие». М.: Республика, 1993. — 367 С.
  150. М. «Тождество и Различие». М., 1997. — 87 С.
  151. Г. «О природе сознания». М.: ООО «Издательство ACT» и др., 2004.-437 С.
  152. М., Негри А. «Множество: война и демократия в эпоху империи». М.: Культурная революция, 2006. — 628 С.
  153. Д. Хофштадтер «Гёдель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда». М.: Издательский Дом «Бахрах — М», 2000. — 788 С.
  154. Д., Деннет Д. «Глаз разума». М.: Издательский Дом «Бахрах — М», 2003. — 543 С.
  155. A.M. «Эрос невозможного: Развитие психоанализа в России». М.: Гнозис- Прогресс — Комплекс, 1994. — 346 С.
  156. Эко У. «Открытое произведение». С-Пб.: Академический проект, 2004. — 255 С.
  157. Эко У. «Отсутствующая структура. Введение в семиологию». — С.-Пб.: Петрополис, 1998 г. -241 С.
  158. А. «От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям». М.: Ладомир, 2004. — 234 С.
  159. Юнг К.Г. «Сознание и бессознательное: Сборник». С-Пб.: Университетская книга, 1997 г. — 465 С.
  160. Юнг К.Г. «Человек и его символы». М.: Серебряные нити, 1998 г.-220 С.
  161. G., Guattari F. «Capitalism and schizophrenia» vol. 1, 2. — London-New York: Continuum, 2003. 922 P.
  162. J. «Dissemination». London — New York: Continuum, 2004. — 422 P.
  163. Jane Anil K. «Capitalism Inc.» http://power-xs.net/jain/pub/capitalisminc.pdf
  164. Jane Anil K. «Difference in difference» http://power-xs.net/iain/pub/differenceindifference.pdf
  165. Jane Anil K. «Economy of difference» http://power-xs.net/iain/pub/economyof difference. pdf
  166. Lyotard J.-F. «Libidinal Economy». N.-Y. — London: Continuum, 2004.-421 P.
  167. H.J. «Twentieth Century Desire and the Histories of Philosophy». Routledge. 2000.175. «The state of Nonprofit America’VLester M. Salomon, editor. -Washington, D.C.: Brooking Institution Press, 2003. 654 P.
Заполнить форму текущей работой