Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Взаимодействие Вооруженных сил Российской Федерации и Русской Православной церкви в современных условиях: содержание, специфика и перспективы: Социально-философский аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Аверьянов А. Н. О природе взаимодействия, М., Знание 1984. № 10- Виноградов Н. Л. Социальное взаимодействие как объект философского анализа. Автореф. дис.канд. филос. наук. — Волгоград, 1999; Демченко О. Н. Взаимодействие рационального и иррационального в религиозной системе. Автореф. дис.канд. филос. наук. — Ростов на Дону, 1998; Желтов В. В., Шпак Л. JI. Социально — политическое… Читать ещё >

Содержание

  • Научный руководитель
  • Шахов Михаил Николаевич, доктор философских наук, профессор
  • Научный консультант
  • Демидов Игорь Владимирович, кандидат философских наук, доцент
  • На правах рукописи
  • Экз.№
  • Григорьев Николай Юрьевич
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
  • Москва
  • План диссертационного исследования
  • Введение
  • Раздел 1. Взаимодействие Вооруженных Сил России и Русской Православной церкви как объект социально — философского анализа
  • Раздел 2. Содержание и механизм взаимодействия Вооруженных Сил Российской Федерации и Русской Православной церкви в современных условиях
  • Раздел 3. Основные противоречия и периоды взаимодействия Армии и Церкви на современном этапе строительства и реформирования Вооруженных Сил России
  • Раздел 4. Тенденции и приоритетные направления оптимизации взаимодействия Вооруженных Сил Российской Федерации и Русской Православной церкви

Взаимодействие Вооруженных сил Российской Федерации и Русской Православной церкви в современных условиях: содержание, специфика и перспективы: Социально-философский аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процесс становления армии России проходит в сложное, переломное для страны время. Какой будет наша армия, какой идейный стержень станет основой духовного воспитания вооружённых защитников Отечества, что позволит сплотить военнослужащих, сформировать их моральный дух, заполнить образовавшийся после августа 1991 года вакуум в духовной жизни?

Многие сегодня обращают свои взоры к религии — сложному и древнему духовно — идеологическому институту общества. По мнению представителей Церкви и отдельных ученых, именно ей принадлежит роль духовного лидера, способного дать жизненные ориентиры военнослужащим, регламентировать принципы организации их нравственного, идейного воспитания. Вопрос этот не такой простой, чтобы однозначно его решить. Но и недооценивать роль религии, её влияние на общество и армию нельзя.

Отношение людей к религии в обществе неодинаково. Оно может меняться в течение жизни, порой даже на весьма коротком её отрезке под влиянием окружающей среды, общественной атмосферы, меняющихся жизненных обстоятельств, идеологического воздействия. Однако нет сомнения в том, что сегодня тенденция сакрализации нарастает в духовной жизни российского общества и его Вооруженных Сил. Результаты социологических исследований свидетельствуют, что к концу 90-х годов в России количество военнослужащих, считающих себя верующими, составляло более 33 процентов. В 1991 году их было 25 процентов. Рост числа верующих отмечен среди всех категорий военнослужащих: рядовых, прапорщиков и офицеров1.

1 См.: Мозговой С. А. Социологический анализ религиозной ситуации в Вооруженных Силах РФ (по материалам исследований 1996 года) //Религия, церковь в России и за рубежом. Информационноаналитический бюллетень. — М., 1997. — №№ 9−10.

Поэтому необходимо исследовать весь диапазон отношений людей и государства к религии: от религиозности (разных форм и интенсивности) -через колебания в вере, неопределённость отношения к религии, индифферентность до государственно — церковных отношений1. В частности, крайне важно и актуально исследование проблем взаимодействия институтов армии и религии в условиях сложившихся в России реалий. А реалии таковы, что подавляющее большинство верующих в России и Вооруженных Силахправославные христиане. По данным социологических исследований, на которые уже была ссылка, распределение по конфессиям среди верующих военнослужащих таково: 79 процентов — православные, около 9 процентовмусульмане, около 2,5 процентов — буддисты, около 1,5 процентапротестанты, менее 0,5 процента — католики. Остальные придерживаются других вероучений, в том числе и нетрадиционных.

Как считают исследователи, к настоящему времени отношения между Вооруженными Силами России и религиозными организациями общества представляют собой уже довольно развитую и продолжающую развиваться систему. Под ее воздействием оказываются многие стороны военного дела, связанные с обеспечением военной безопасности страны. Практика неоспоримо свидетельствует, что наиболее высокую активность воздействия на духовную жизнь военнослужащих оказывает Русская Православная церковь как традиционная и титульная конфессия современной России3.

Актуальность темы

диссертационного исследования определяется прежде всего неуклонным возрастанием роли Русской Православной церкви в духовной жизни российского общества и его Вооруженных Сил (далееРПЦ), потребностью возрождения прежних традиций воздействия РПЦ на.

1 Философия: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под общей ред. В. Л. Калашникова. -2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 198 — 214 с.

2 Носков Ю. Г. Религиозный фактор в системе национальной безопасности. — М.: ВУ МО РФ, 1997. — 128 с.

3 Автор не отрицает возможность и целесообразность взаимодействия армии с другими конфессиями российского общества и полагает, что данная проблема может быть предметом специального научного исследования. духовное состояние российских воинов с учетом современных реалий. Однако процесс взаимодействия Армии и Церкви протекает сложно, противоречиво и небеспроблемно. Поэтому представляется необходимым и целесообразным специальное исследование наиболее общих проблем этого процесса на социально — философском уровне.

Далее, актуальность диссертационного исследования диктуется необходимостью постоянного учета и мониторинга религиозности военнослужащих в решении задач военной службы, а также проблемой научного обоснования системы методов и форм взаимодействия армии и церкви на этапе строительства и реформирования Вооруженных Сил России (далее — ВС РФ) в современных условиях. Сложности и противоречия здесь в значительной мере обусловлены различной социальной природой Армии и Церкви, незавершенностью реформирования общества и армии, недостаточной разработкой правовых основ взаимодействия государственных и религиозных учреждений и институтов в России, и, несомненно, объективной дифференциацией личного состава Вооруженных Сил по секулярно — сакральному, конфессиональному, национальному и другим признакам.

Наконец, существует острая потребность в разработке приоритетных направлений повышения эффективности управления процессом взаимодействия Вооруженных Сил РФ и Русской Православной церкви в России, определении и практической реализации основных типовых моделей взаимодействия ВС РФ и РПЦ с учетом специфики армии и церкви, существования и действия других конфессий в интересах боевой готовности армии и флота России, теоретической разработке данной проблемы в новых условиях российской действительности.

Уровень научной разработки проблемы. В последнее время усиливается интерес ученых к исследованию актуальных проблем общественной жизни, связанных с местом и ролью в них религии. Среди таких проблем особо выделяют общественно — религиозные отношения. Имеющуюся литературу по теме исследования представляется возможным разделить на следующие группы.

Первую из них составляют исследования ученых, в которых осмысливается общефилософская проблема взаимодействия социальных институтов общества1.

Следующую группу составляют работы, авторы которых рассматривают взаимодействие государства, его институтов (в том числе и Вооруженных Сил) с религиозными конфессиями вообще и с Русской Православной церковью, в частности 2.

Значительный интерес для понимания сущности и содержания взаимодействия государства, его институтов с религиозными конфессиями представляют труды зарубежных авторов по данной проблеме 3.

1 См.: Аверьянов А. Н. О природе взаимодействия, М., Знание 1984. № 10- Виноградов Н. Л. Социальное взаимодействие как объект философского анализа. Автореф. дис.канд. филос. наук. — Волгоград, 1999; Демченко О. Н. Взаимодействие рационального и иррационального в религиозной системе. Автореф. дис.канд. филос. наук. — Ростов на Дону, 1998; Желтов В. В., Шпак Л. JI. Социально — политическое взаимодействие: прошлое и современность: (Социол. этюды) / Кемер. Гос. университет. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997; Панюкова В. В. Церковь и государство в современном политическом процессе России: опыт и проблемы взаимодействия. Автореф. дис. канд. филос. наук./ РАГС. — М., 1996; Прокудин Ю. А. Философский анализ категории «взаимодействие» и ее методологическое значение для деятельности советских военных кадров. Автореф. дис. канд. филос. наук. — М., 1990; Трофимчук Н. А. Государственно — церковные отношения: сущность, понятия // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. — M 1999; Ушаков Д. В. Концепции социального взаимодействия в теоретической социологии (теоретико — методологический анализ). Автореф. дис.канд. филос. наук. — Новосибирск, 1999.

2 См.: Гидиринский В. И. Русская идея и армия: философско — исторический анализ. — М.: ВУ., 1997; Денисенко П. А. Современная религиозная ситуация в Российской Федерации и ее Вооруженных Силах: основные противоречия и тенденции развития (социально — философский анализ). Автореф. дис.канд. филос. наук. — М.: ВУ, 1997; Ивашко М., Пчелинцев А. В. Организационно — правовые формы сотрудничества армии и церкви // Материалы международной конференции свобода совести: новые подходы и новые вызовы. М., 1998; Лукачев Б. М., Протопопов В. А. Взаимодействие армии и церкви. К вопросу реализации в ВС РФ конституционного права на свободу совести и вероисповедания // НГ — религии, 1999, 22 сентябряРазогина Л. Г. Исполнительные органы власти и религиозные объединения России в 90 — е годы XX века: (организационно — управленческий аспект взаимодействия). Автореф. дис.канд. ист. наук. — M., 1999; Мозговой С. А. Становление и развитие взаимодействия Вооруженных Сил Российской Федерации с религиозными объединениями в 90 — е гг. XX в. Автореф. дис.канд. ист. наук. — M., 2001; Носков Ю. Г. Религиозный фактор и духовная безопасность. Монография: М., ВУ, 2000; Носков Ю. Г. Социально — философский анализ воздействия религиозного фактора на национальную безопасность. Автореф. дис. доктора филос. наук. — М., ВУ, 2000; Павлов А. В. Воздействие религии на современную армию (соц. — фил. анализ). Автореф. дис. доктора филос. наук. — M.: ГАВС, 1994;Юскаев H. X. Проблемы свободы совести в Вооруженных Силах Российской Федерации. Автореф. дис. канд. филос. наук. -1999.

3 См.: Дьюрэм К. Свобода религии: модель США / Под редакцией В. Еленского. — Киев: Науч. изд., 1996; Мирошникова Е. М. Государственно — церковные отношения в ФРГ (философско — правовые аспекты).

Отдельно следует отметить труды военных ученых, которые в той или иной степени рассматривали влияние православной культуры на различные области воинской деятельности1.

Отдавая глубокую дань уважения названным авторам, следует в то же время отметить, что в указанных исследованиях решены далеко не все проблемы, а реальная практика жизни требует новых исследованийВ частности, по — прежнему остро и актуально в России стоят такие вопросы, как содержание, состояние и механизм взаимодействия армии с учреждениями и органами различных религиозных конфессий, совершенствование правовых основ взаимодействия Армии и Церкви в России, преемственность и обновление форм и способов взаимодействия Вооруженных Сил и Церкви в современных условиях и многие другие.

Исходя из актуальности и степени научной разработанности проблемы, целью диссертационого исследования является — на основе социальнофилософского анализа практического опыта, теоретических источников и данных конкретного военно-социологического обследования выявить характер, противоречия и проблемы, состояние, тенденции и перспективы взаимодействия Вооруженных Сил Российской Федерации и Русской Православной церкви в современных условиях.

Автореф. дис. доктора филос. наук. — M., 1998; Edvist G. Freedom of religion and new relations between church and state in Sweden \ Studia theologica. — Oslo, 2000. Vol. 54, N 1. Р/ 35 — 41- Kimmerling B. Religion, nationalism and democracy in Israel \ Constellations. — OxfordCambridge, 1999. — Vol. 6, N 3. — P. 339 — 363.

1 Каньшин A. H. Духовные основы социального управления. Автореф. дис. канд. филос. наук. — М, ВУ, 2000; Крупник А. А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде. Автореф. канд. филос. наук. — М., ГАВС, 1995; Кудинов И. Н. Соотношение нравственного и религиозного сознания в духовной жизни воина Российской армии. Автореф. дис.канд. филос. наук, — М., ВУ, 1997; Лутовинов В. И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях (социально — философский анализ). Автореф. дис. доктора филос. наук. — М., ВУ, 1998; Петрий П. В. Духовные ценности военнослужащих Российской Армии в современных условиях (социально — философский анализ). Автореф. канд. филос. наук. — М., ГАВС, 1995; Петрий П. В., Озеров А. А. Духовная жизнь общества как фактор развития личности воина. Учебное пособие. — М., ВУ, 2001; Трифонов Ю. Н. Сущность и основное проявление патриотизма в условиях современной России (социально — философский анализ). Автореф. дис.канд. филос. наук. — М., ВУ, 1996; Ячижик П. И. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности государства. Автореф. дис. доктора филос. наук. — М., ВУ, 2000; Чугунов В. М. Духовный потенциал военной безопасности государства (социально — философский анализ). Автореф. дис. доктора филос. наук. — М., ВУ, 1998; Щеголев И. М. Моральный дух Российской армии: сущность, содержание и формирование в современных условиях (социальнофилософский анализ). Автореф. дис. доктора филос. наук. — М., ВУ, 1999.

Объектом исследования в диссертации выступает сложный и противоречивый процесс взаимодействия Вооруженных Сил России и Русской Православной церкви на этапе социальной модернизации, а предметом — социально — философское содержание, состояние и структура, противоречия и проблемы, тенденции развития и пути оптимизации процесса взаимодействия Вооруженных Сил России и Русской Православной церкви в современных условиях.

Для достижения поставленной цели, исходя из объекта и предмета исследования, в работе были реализованы следующие задачи:

Во-первых, осуществлен содержательный анализ характера взаимодействия ВС РФ и РПЦ в современных условиях.

Во-вторых, выявлены основные противоречия и проблемы в процессе взаимодействия ВС РФ и РПЦ.

В-третьих, определены основные виды и формы взаимодействия ВС РФ и РПЦ и их специфика.

В-четвертых, обоснованы пути оптимизации и сформулированы теоретические и практические рекомендации по оптимизации взаимодействия ВС РФ и РПЦ на современном этапе.

Теоретико — методологическую базу исследования составляют: господствующие в общественном сознании идеи и взгляды о возрастании позитивного воздействия религиозной веры на мышление и поведение россиянвыдвинутые в последние годы теоретические положения и выводы о нарастании сакрализации духовной жизни российского общества и повышении роли религии в формировании духовности и патриотического сознания Вооруженных Сил Россиитеория и практика реального взаимодействия Вооруженных Сил и Русской Православной церкви в России, выдвижение и обоснование проблемы повышения роли религиозного фактора в воинской деятельности. В работе используются труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные настоящей проблеме.

В диссертации сквозным порядком реализован социально — философский подход к анализу сложного и противоречивого взаимодействия Вооруженных Сил России и Русской Православной церкви, конкретизированный в системном, структурно — содержательном, функционально — деятельностном, институциональном и социокультурном подходах. При этом также используются требования и принципы общефилософского характера, общенаучные методы исследованияаналитико-синтетический, сравнительно-описательный, наглядно-образный, наблюдательно-эмпирический и другие в сочетании с проведением конкретных социологических исследований и контент — анализом материалов периодической печати.

Эмпирической основой диссертационного исследования явились практический опыт жизнедеятельности Вооруженных Сил и воинских коллективов, личный опыт воспитательной работы в армии и на флоте, а также результаты конкретных военно — социологических исследований, проведённых Центром военно — социологических, правовых и психологических исследований и отделом военно — социологических и правовых исследований Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации в 1992 — 1994 гг. и в 1997 — 1998 гг. по научно — исследовательской работе «Религия», конкретное военносоциологическое исследование «Согласие — 99», проведённое автором под руководством Парфёнова В. Г., а еще материалы и данные ряда конкретных научно — исследовательских работ.

Научная новизна диссертации состоит: в обосновании системного характера, уточнении сущности и содержания процесса взаимодействия Вооруженных Сил РФ и РПЦ в России с социально — философских позицийв выявлении и характеристике основных противоречий, исторических этапов и проблем этого процессаопределении состояния, уровней развития и критериев эффективности взаимодействия ВС и РПЦв теоретическом анализе тенденций, перспектив и приоритетных направлений оптимизации процесса взаимодействия ВС РФ и РПЦ на этапе завершения военной реформы в России.

На защиту автором выдвигаются следующие основные положения:

1. Социально — философский анализ процесса взаимодействия Вооруженных Сил РФ и Русской Православной церкви предполагает рассмотрение его с позиций системного, структурно — функционального, деятельностного, институционального и социокультурного подходов. С позиций данных подходов этот процесс представляет собой открытую и сложную социально-динамическую систему исторически сложившихся отношений между Вооруженными Силами России как институтом государства и Русской Православной церковью как институтом гражданского общества и титульной российской конфессией в интересах укрепления духовности военнослужащих и повышения оборонной мощи Российского государства на этапе модернизации общества, сакрализации духовной жизни и завершения военной реформы в постсоветской России.

2. Процесс взаимодействия Вооруженных Сил и Русской Православной церкви в современных условиях представляет собой социальный механизм объективно сложившихся взаимоотношений, содержание которого составляет целенаправленная и скоординированная на правовой базе деятельность субъектов двух институтов по достижению эффективного воздействия учреждений и органов Церкви на духовную жизнь военнослужащих и воинских коллективов посредством использования оптимальных средств, методов и форм морально-психологического влияния на добровольной основе с учетом специфических условий и задач воинской деятельности. Нормальное функционирование этого механизма объективно предполагает соблюдение действующего законодательства, реализацию существующих принципов и норм взаимодействия армии и церкви, управление и координацию деятельности субъектов, согласование и учет специфических условий и задач деятельности, возможность влияния других конфессий на духовную жизнь военнослужащих.

3. Источником развития и совершенствования процесса взаимодействия Армии и Церкви в современной России являются системные и внесистемные, объективные и субъективные, исторические и институциональные, общие и специфические противоречия, которые возникают, существуют и действуют на уровнях: «общество — армия», «общество — церковь», «армия — церковь» с учетом внутренних противоречий каждой из сторон взаимодействия. Анализ их позволяет правильно определить актуальные проблемы, основные пути и способы разрешения, выявить реальное состояние, тенденции и перспективы дальнейшего развития и совершенствования процесса взаимодействия Вооруженных Сил и Русской Православной церкви в России.

4. На базе социально — философского анализа исторического опыта, национальных традиций функционирования и социального механизма взаимодействия Армии и Церкви в России выявлены, обоснованы и предложены к реализации приоритетные модели, принципы и нормы, основные средства и методы, виды и формы оптимального и эффективного взаимодействия Вооруженных Сил России и Русской Православной церкви с учетом исторических, политических, национальных, конфессиональных и региональных особенностей современной России.

На основе теоретического обобщения результатов конкретного социологического исследования разработаны, сформулированы и предложены теоретические и практические рекомендации по повышению эффективности взаимодействия Вооруженных Сил Российской Федерации и Русской Православной церкви в современных условиях.

Практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения и выводы диссертации могут быть использованы для повышения эффективности воспитательного процесса в Вооруженных Силах России с участием представителей РПЦ, оптимизации влияния Церкви на духовную жизнь военнослужащих российской армии, совершенствования законодательных основ и руководящих документов взаимодействия Армии и Церкви в России. Кроме того, содержание диссертации может быть использовано в процессе общественно-государственной подготовки офицерского состава, а также в учебно-воспитательном процессе военно-учебных заведений, прежде всего — в преподавании гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Практические рекомендации исследования являются достаточно реалистическими, эффективными и будут способствовать повышению духовности военнослужащих, а в конечном итоге — укреплению оборонной мощи Российского государства.

Методика исследования проблем взаимодействия Вооруженных Сил Российской Федерации и Русской Православной церкви, полученные результаты, выводы и практические рекомендации прошли апробацию в ходе организации проведения конкретного военно — социологического исследования «Согласие — 99», реализованы в ходе написания конкурсной научной работы, в выступлениях автора на научно — практических конференциях, семинарах и практических занятиях, а также перед офицерским составом Военного университета РХБ защиты и кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин. По результатам диссертационного исследования опубликовано учебное пособие и ряд научных статей, общим объёмом более 4,0 печатных листов.

Содержание диссертации включает: введение, четыре раздела, заключение, список использованной литературы и необходимые приложения. Диссертация изложена на 199 страницах компьютерного текста через 1,5 интервала.

Выводы по разделу 4.

1). На базе социально — философского анализа исторического опыта, национальных традиций функционирования и социального механизма взаимодействия Армии и Церкви в России выявлены, обоснованы и предложены к реализации приоритетные модели, принципы и нормы, основные средства и методы, виды и формы оптимального и эффективного взаимодействия Вооруженных Сил России и Русской Православной церкви с учетом исторических, политических, национальных, конфессиональных и религиозных особенностей современной России.

2). Приоритетными направлениями взаимодействия Армии и Церкви в России являются:

В теоретическом плане: а) изучение теории и практики военно — церковных отношенийб) изучение опыта дореволюционной армиив) создание «правового поля» взаимодействияг) духовное образование офицеров и т. д.

В практическом плане: а) формирование православных воинских подразделенийб) учреждение института военных священниковв) введение системы духовного образования военнослужащихг) совместные конференции, семинары, «круглые столы», диспуты и т. д.

3). Приоритетные модели взаимодействия РПЦ и ВС РФ на сегодняшний день включают следующие элементы:

1. Пастырское посещение верующих.

2. Благотворительность.

3. Участие священнослужителей в воспитательных мероприятиях с военнослужащими.

4. Просвещение и образование.

5. Профилактику суицидных попыток среди военнослужащих.

6.

Введение

в Высших учебных заведениях факультетов православной культуры.

7. Совместную работу в средствах массовой информации.

8. Противодействие духовной агрессии в стране.

9. Подготовку священнослужителей из числа военнослужащих, в т. ч. офицеров.

4). Практическая деятельность Русской Православной церкви и Вооруженных Сил России в процессе их взаимодействия должна быть направлена в первую очередь на:

1. Сохранение души. Духовные беседы священнослужителей с военнослужащими. Удовлетворение духовных потребностей военнослужащих.

2. Религиозно — нравственное воспитание и обучение военнослужащих. Благотворительность.

3. Профилактику правонарушений и суицидных попыток среди военнослужащих.

4. Воинское воспитание. Возрождение православных воинских традиций.

И в основе практической деятельности по взаимодействию между РПЦ и ВС РФ должны лежать следующие ценности:

1. Гражданственность. Патриотизм. Государственность.

2. Верность долгу. Веротерпимость. Традиции народа.

3. Покаяние за совершённые грехи. Честь и достоинство. Христианские заповеди.

5). Взаимодействие между ВС РФ и РПЦ развивается по пути расширения и углубления сотрудничества в области патриотического и нравственного воспитания личного состава, духовного окормления, просвещения и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, реализации их религиозных потребностей, восстановление разрушенных и строительства новых православных храмов и часовен.

6). Взаимодействие между ВС РФ и РПЦ будут в дальнейшем служить обогащению духовной и нравственной жизни воинских коллективов, способствовать воспитанию военнослужащих и членов их семей в духе любви к Отечеству, готовности к его защите, развитию милосердия и благотворительности, веротерпимости, гражданской ответственности и патриотизма.

7). Назрела также необходимость определить основные тенденции взаимодействия ВС РФ и РПЦ на современном этапе:

— не вызывает сомнений тот факт, что в государстве сложились благоприятные условия для всестороннего осуществления взаимодействия института армии и института церкви;

— необходимо продолжить строительство и восстановление культовых учреждений для верующих людей, в том числе и для военнослужащих;

— оправдала себя и практика проведения совместных конференций, семинаров, Рождественских чтений по вопросам взаимодействия ВС РФ и РПЦ;

— в связи с тем, что в Российской армии имеется опыт создания православных воинских формирований, а в некоторых высших военноучебных заведениях введен дополнительный учебный предмет, связанный с основами православной культуры, назрела необходимость ввести в данных подразделениях час «Духовной ориентации»;

— уже не один год ведется дискуссия о введении в армии и на флоте института военных священников. Но сейчас с полной определенностью можно сделать вывод о том, что ни Вооруженные Силы Российской Федерации, ни Русская Православная церковь на данный момент не готовы к этому, во всех отношениях серьезному государственно — политическому, шагу. И пока не решены правовые и организационные аспекты этого вопроса, его обсуждение, по — прежнему, будет носить сугубо теоретический характер.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных условиях религия остаётся неотъемлемым элементом духовной жизни большинства людей на земле. Она оказывает существенное влияние на современную политическую и социальную обстановку в обществе, составляет неотъемлемый компонент его духовной культуры.

Сегодня армия и флот, как и всё наше российское общество, переживают сложную социально-экономическую ситуацию, находятся на духовном перепутье. Российские военнослужащие, как никогда, нуждаются в формировании нового духовного потенциала, основанного не на какой-то отдельной политической идее, а на тех общих принципах, на которых строилась и создавалась Русь, развивалась Россия, укреплялись её Вооружённые Силы — на любви к своей Родине, на исполнении общественного долга, соблюдении достоинства и чести, уважении мировоззренческого выбора и личных убеждений каждого военнослужащего.

У защитников России всегда была лишь одна цель — оградить страну от нападения и утвердить за её народом те священные права, без которых немыслимо мирное и устойчивое развитие гражданской жизни. Проходящая в обществе смена ценностных ориентаций и идеалов, активизация деятельности религиозных организаций оказывают влияние на мировоззрение и поведение военнослужащих. Заметно возрастает уровень их религиозности. И здесь необходим систематический научный анализ воздействия религии на армию и отношения армии к институтам вероисповедания.

По результатам исследования можно сделать ряд теоретических и практических выводов.

1. Социально — философский анализ процесса взаимодействия Вооруженных Сил РФ и Русской Православной церкви предполагает рассмотрение его с позиций системного, структурно — функционального, деятельностного, институционального и социокультурного подходов. С этих позиций данный процесс представляет собой открытую и сложную социальнодинамическую систему исторически сложившихся отношений между Вооруженными Силами России как институтом государства и Русской Православной церковью как институтом гражданского общества и титульной российской конфессией в интересах укрепления духовности военнослужащих и повышения оборонной мощи Российского государства на этапе модернизации общества, сакрализации духовной жизни и завершения военной реформы в постсоветской России.

2. Процесс взаимодействия Вооруженных Сил и Русской Православной церкви в современных условиях можно представить как социальный механизм объективно сложившихся взаимоотношений. Его содержание составляет целенаправленная и скоординированная на правовой базе деятельность субъектов двух институтов по достижению эффективного воздействия учреждений и органов Церкви на духовную жизнь военнослужащих и воинских коллективов посредством использования оптимальных средств, методов и форм морально-психологического влияния на добровольной основе с учетом специфических условий и задач воинской деятельности.

Нормальное функционирование этого механизма объективно предполагает соблюдение действующего законодательства, реализацию существующих принципов и норм взаимодействия армии и церкви, управление и координацию деятельности субъектов, согласование и учет специфических условий и задач деятельности, возможность влияния других конфессий на духовную жизнь военнослужащих.

3. Источником развития и совершенствования процесса взаимодействия Армии и Церкви в современной России являются системные и внесистемные, объективные и субъективные, исторические и институциональные, общие и специфические противоречия, которые возникают, существуют и действуют на уровнях: «общество — армия», «общество — церковь», «армия — церковь» с учетом внутренних противоречий каждой из сторон взаимодействия. Анализ их позволяет правильно определить актуальные проблемы, основные пути и способы их разрешения, выявить реальное состояние, тенденции и перспективы дальнейшего развития и совершенствования процесса взаимодействия Вооруженных Сил и Русской Православной церкви в России.

4. На базе социально — философского анализа исторического опыта, национальных традиций функционирования и социального механизма взаимодействия Армии и Церкви в России можно выявить, обосновать и предложить к реализации приоритетные модели и направления, принципы и нормы, основные средства и методы, виды и формы оптимального и эффективного взаимодействия Вооруженных Сил России и Русской Православной церкви с учетом исторических, политических, национальных, конфессиональных и региональных особенностей современной России.

5. В работе с личным составом Вооруженных Сил России необходимо учитывать весь богатый опыт длительного воздействия религии на духовную жизнь российского народа и армии, использования священнослужителями самых разнообразных форм, методов, приемов и способов духовнонравственного воспитания военнослужащих. В большей степени это относится к солдатам и матросам с различными формами девиантного (отклоняющегося) поведения. И здесь можно отметить следующие моменты.

Среди разнообразных методов психотерапии есть, казалось бы, простой, но весьма эффективный, названный библиотерапией1. В качестве лечебного.

1 Грекова Т. И., Мефодовский А. Ф. Библейская медицина. — СПб.: Атон, 1998. — 289 с. воздействия используется чтение, но чтение не вообще, а специально подобранной с учетом личностных особенностей пациента и характера его заболевания литературы. Великие произведения литературы и искусства отличаются от сиюминутных поделок тем, что допускают множество различных прочтений. Библия в этом плане, пожалуй, наиболее показательна.

Кроме библиотерапии, существует целое гуманистическое направление в психотерапии1. Это направление включает в себя самые разнообразные психотерапевтические школы и подходы, которые объединены общим пониманием цели психотерапии и путей для ее достижения. Перечислим только некоторые из них: психологическая концепцияконцепция личностисамоактуализацияконцепция невроза- «философский» подходклиентцентрированная психотерапия Роджерсаразговорная психотерапиясоматический подходдуховный подходлоготерапия Франкла и другие.

Все это, на наш взгляд, может существенно повлиять на улучшение морально — психологического состояния военнослужащих российской армии и даже может быть выделено в отдельное направление воспитательной работыдуховную терапию.

6. Взаимодействие Вооруженных Сил РФ и Русской Православной церкви, как видно из различных исследований, не оказывает негативного влияния на ценностные ориентации военнослужащих, их отношение к выполнению своих служебных обязанностей и поведение в коллективе. Наоборот, в настоящее время, когда духовный мир человека в России подвергается коммерциализации, либерализации и переориентации в целом, наиболее активную и позитивную роль в сохранении и укреплении духовного потенциала народа и армии может выполнить институт церкви, традиционная вера в нетленные, непреходящие и.

1 Психиатрия /Под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 81 — 91 с. абсолютные нравственно — гуманистические ценности православнохристианского вероучения.

7. В настоящее время религиозная ситуация в Вооружённых Силах РФ может быть определена как спокойная. Несмотря на определенный рост количества военнослужащих, считающих себя верующими, среди всех категорий личного состава число людей, строго соблюдающих все каноны и предписания религии, остаётся пока еще незначительным. Основная часть военнослужащих толерантно относится к Церкви, непринужденно и добровольно принимает ее активные действия по укреплению моральнопсихологического состояния воинских коллективов.

Уже сегодня можно выделить области, где взаимодействие между Армией и Церковью в России проявляется наиболее наглядно:

— миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми;

— забота о сохранении нравственности в обществе;

— духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание;

— дела милосердия и благотворительности;

— охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры;

— попечение о воинах, их духовно — нравственная поддержка;

— культура и творческая деятельность;

— совместная работа военных и церковных средств массовой информации;

— деятельность по охране окружающей среды;

— поддержка и укрепление института семьи и т. д.

В то же время существуют области, в которых взаимодействие не осуществляется ни на каких уровнях и ни под каким бы то ни было предлогом.

Это, в частности: политическая борьба, предвыборная агитация, кампании в поддержку тех или иных политических партий, общественных и политических лидеровразвязывание и ведение гражданских, религиозных и межэтнических войн или столкновенийсоблюдение Федерального закона «О государственной тайне" — невмешательство в деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти в Российской Федерации.

В целях дальнейшего расширения и углубления теоретических представлений о взаимодействии Армии и Церкви целесообразно продолжать научные исследования в этой области. Конкретно здесь предлагается продолжить комплексные исследования совместно с социологической наукой, психологией, правом, политологией и другими научными отраслями по выявлению наиболее эффективных сторон процесса взаимодействия, отслеживанию динамики влияния Церкви на межличностные, групповые и институциональные связи и отношения.

На социально — философском уровне предлагается продолжать специальные исследования таких проблем, как: наиболее общие тенденции и изменения религиозной ситуации в Российской Федерации и Вооруженных Силах Россиивзаимодействие основных религиозных конфессий в России и его влияние на духовный потенциал Вооруженных Сил РФособенности воздействия Церкви на сознание и поведение военнослужащих в условиях реальной боевой обстановкироль религиозных институтов в осуществлении социальной защиты, реабилитации и адаптации военнослужащих — инвалидов и пенсионеровформы и методы участия Церкви в осуществлении духовной терапии, психологической коррекции и диагностики военнослужащих девиантной направленностипроблемы участия религиозных объединений в урегулировании вооруженных конфликтов и т. п.

Содержание диссертационного исследования, его теоретические положения и выводы позволяют предложить достаточно обоснованные и реалистические практические рекомендации по повышению эффективности взаимодействия Вооруженных Сил России и Русской Православной церкви в настоящее время. В целом их можно свести к следующим основным положениям.

Во — первых, важно глубоко понять, что в повышении эффективности и качества данного процесса прежде всего должны быть заинтересованы Вооруженные Силы России. Вряд ли армия может оказать помощь Церкви в решении ее внутренних, специфических проблем, разве что оказать помощь в восстановлении и ремонте церковных строений. Реализация заинтересованности Вооруженных Сил в углублении этого взаимодействия может выразиться в формировании стройной и эффективной системы устойчивых взаимоотношений ВС РФ и РПЦ на всех уровнях, начиная с высших эшелонов управления и кончая низшими звеньями функционирования.

Во — вторых, настало время перевода процесса взаимодействия Армии и Церкви в русло повседневного и постоянного решения конкретных и злободневных проблем. Речь идет о том, чтобы перейти от эпизодичности к повседневности, от коллективных форм взаимодействия к индивидуальным, от представительной работы служителей церкви в армии по приглашению к постоянному участию их в духовной терапии военнослужащих. В данном аспекте назрела необходимость в порядке социального эксперимента включить представителей Церкви в штатный состав воспитательных органов отдельных воинских частей, особенно тех, которые выполняют боевые задачи в «горячих точках».

В — третьих, целесообразно продолжить ставшие уже традиционными Рождественские чтения, подготовить и провести серию конференций и семинаров по различным аспектам и особенностям взаимодействия Вооруженных Сил России с другими мировыми религиями, религиозными группами, организациями и движениямиорганизовать конкурсы научных работ в рамках ВНО курсантов и слушателей институтов и университетов Министерства обороны РФ по проблемам взаимодействия Армии и религиозных объединений в России с исторической, военно — политической, культурно — просветительной и духовно — нравственной направленностью и т. д.

В — четвертых, теоретические положения и выводы диссертации целесообразно использовать в системе обучения и воспитания военнослужащих, в частности, на учебных занятиях по курсам социально — гуманитарных дисциплин в высших военно — учебных заведениях и в системе общественногосударственной подготовки офицерского состава, прапорщиков и мичманов. Кроме того, в высших военно — учебных заведениях МО РФ необходимо практиковать факультативные курсы религиоведческой подготовки для слушателей и курсантов с приглашением на них отдельных священнослужителей.

Нет никакого сомнения, что взаимодействие армии с представителями Русской Православной церкви и другими конфессиями будет служить обогащению духовной и нравственной жизни воинских коллективов, способствовать воспитанию военнослужащих и членов их семей в духе любви к Отечеству, готовности к его защите, способствовать развитию милосердия и благотворительности, веротерпимости и гражданской ответственности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Б. Церковь и исполнительная власть Государство и право. -№ 4.- 1998.
  2. А. Н. О природе взаимодействия. М., Знание, 1984. № 10.
  3. Армия и религия (информационное пособие справочник для офицеров частей и кораблей о религии и воинской службе).- Центр воен.- соц., псих, и правовых исслед. ВС РФ. — М., 1994.
  4. Аргументы и факты. № 48. — 2001
  5. Аргументы и факты. № 14. — 2002.
  6. В. Г. Общество: системность, познание и управление. -М.: Политиздат, 1981.
  7. JI. Е. Практическая философия. М., МЗ — Пресс, 2001.
  8. Большая Советская Энциклопедия /Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3 -е. М., «Советская Энциклопедия». — 1975. т. 21.
  9. Г. И. К осмыслению духовности // Сознание и теория мировоззрения: история и современность. Иваново, 1992.
  10. В. А. Религия, свобода совести и пограничная служба. -М., АФПС, 1999.
  11. Л.А., Калашников И. В. Религия и армия: военно-исторический обзор //Ракурс. 1993. — N 2.
  12. С. Н. Народное хозяйство и религиозная личность. М., 1993.
  13. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. — № 10.
  14. .Л. Война и религия. М., ВПА, 1986.
  15. М. Избранные произведения. М., 1990.
  16. М. Церковь. Общество. Армия //Военный вестник. -№ 10.- 1992.
  17. Вольней К Избранные атеистические произведения. М., 1962.
  18. Вольтер. Избранные произведения. М., 1938, Т. 2.
  19. Второй конгресс российских философов: некоторые итоги / Вопросы философии. № 5. — 2000.
  20. В. И. Религия и общество: хрестоматия по социологии религии. М., Аспект Пресс, 1996.
  21. Г. В. Ф. Философия истории. Соч. М., Д., 1935. Т.8.
  22. В. И. Русская идея и армия: философско -исторический анализ. М., ВУ., 1997.
  23. Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского //Избранные произведения в 2 т., Т. 2. М., Мысль, 1964.
  24. Т. И., Мефоновский А. Ф. Библейская медицина. СПб., Атон, 1998.
  25. Л.Г. Прочная опора спокойствия, славы и счастья. СПб., 1900.
  26. В. Т., Шелепин Н. В. Социальные ценности в системе российской национально государственной идеологии //Социально -гуманитарные знания. — 2001. — № 5.
  27. М.Д., Ивашко М. И. Православие и российское воинство. -М., ВВИА им. Жуковского, 1994.
  28. В. А. Социокультурные ценности россиян: вчера, сегодня, завтра. М., 1997.
  29. Десятина. № 10 (73) — 12 (75). — 2002.
  30. Духовное наследие российской армии: история и современность. Матер, науч. практ. конф. — М., 2001.
  31. К. Свобода религии: модель США /Под редакцией В. Еленского. Киев, науч. изд., 1996.
  32. В. В., Шпак Л. Л. Социально политическое взаимодействие: прошлое и современность: (Социол. этюды) /Кемер. Гос. университет. — Кемерово, Кузбассвузиздат, 1997.
  33. Журнал Московской Патриархии. Специальный выпуск. 1995. -Май.
  34. В.В. Основы христианской философии. М., 1992.
  35. О. В. Христолюбивое воинство русское. М., 1994.
  36. П. А., Павлов В. А. Социальная философия. СПб., 2000.
  37. М., Пчелинцев А. В. Организационно правовые формы сотрудничества армии и церкви //Материалы международной конференции свобода совести: новые подходы и новые вызовы. — М., 1998.
  38. Л. И. Человек в системе духовной жизни общества. М., 1999.
  39. . И. Факторы, определяющие современное состояние духовного потенциала армии и флота //Армия и общество. 2000. — № 1.
  40. К. Социальная концепция Русской Православной церкви //Российская юстиция. 2003. — № 2.
  41. Ю. А. Философия религии: систематический очерк. М., Издательский дом «Nota Bene», 1998.
  42. Н. Н. Современная российская армия и религия //Власть. 1995. -№ 10.
  43. С. В. Пути к духовности //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. М., 2000.
  44. А. А. Религиозно нравственные основы воинской службы Православных христиан России во второй половине 19 — го, конце 20 — го столетия. Кандидатское сочинение. — М., Московский Патриархат, ПСТБИ, -1997.
  45. Конституция РФ (Основной закон). М., 1993.
  46. Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.
  47. К. П. Русская православная Церковь в гражданском обществе //Социально политический журнал (социально — гуманитарные знания). — № 2, — 1998.
  48. А. И. Основы социологии: учебное пособие. -Екатеринбург: Деловая книга. М., Логос, 1998.
  49. Красная звезда. 5 января 2003.
  50. Красная звезда. 28 февраля 2003.
  51. Красная звезда. 19 марта 2003.
  52. Краткий философский словарь /Под ред. А. П. Алексеева. М., «Проспект», 1997.
  53. В. Н. Духовная жизнь воинов России в условиях переходного периода //Социальные проблемы переходного периода (на примере России и других стран СНГ). Матер, межд. конф. М., 1996.
  54. А. В., Фатеев К. В., Комментарий Федерального закона «О статусе военнослужащих» Под общ. Ред.В. Т. Стрекозова. М., Спарк, 1998.
  55. В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. X. Философия: учебник. М., ИНФРА, 2000.
  56. М. Д. Нравственные компоненты духовных ценностей // Профессиональная этика военнослужащих. М., 1995.
  57. В. П. Принципы системности в теории и методологии К. Маркса. М., 1965.
  58. Ю. А. Десять лет перемен в сознании человека // Общественные науки. 1999. — № 5.
  59. В. А. Христианские ценности: либерализм, тоталитаризм, постмодернизм //Вопросы философии. 2001. — № 4.
  60. . М., Протопопов В. А. Взаимодействие армии и церкви. К вопросу реализации в ВС РФ конституционного права на свободу совести и вероисповедания //НГ религии. — 1999. — 22 сентября.
  61. Н.И. Научные исследования по тактике. Вып. 2-й. СПб., 1896.
  62. Материалы Первой Всероссийской конференции «Армия и Церковь: с верой в будущее России» //Ориентир. 1995.- N 1.
  63. . Завещание. Т.1. М., 1954.
  64. Методологические основы научного познания (Под редакцией профессора П. В. Попова). М., Высшая школа, 1972.
  65. А. В., Бабинов Ю. А. Основы религиоведения. Государственно церковные отношения. /Социально — гуманитарные знания. -№ 2 — 1999.
  66. А. В., Бабинов Ю. А. Основы религиоведения. Эволюция религии в современном мире./Социально гуманитарные знания. — № 3. — 1999.
  67. А. В., Бабинов Ю. А. Основы религиоведения. Христианство. Социально политический журнал (социально — гуманитарные знания).-№ 6.- 1998.
  68. Ю. Б. Военное духовенство Русской Армии. История возникновения. Совершенствование структуры управления. М., Московский Патриархат. ПСТБИ. — 2000.
  69. П. С. Избранные атеистические произведения. М., 1958.
  70. Т. Н. Противодействие злу в русской религиозной философии. М., «Проспект», 1999.
  71. М. П. Социальная концепция православия /Свободная мысль XXI. Теоретический и политический журнал. — № 7. — 2001.
  72. М. Н. История русской церкви. М., 1985.
  73. Новое положение о служебных правах и окладах содержания военного духовенства. СПб., 1888.
  74. Ю. Г. Религиозный фактор в системе национальной безопасности. М., ВУ, 1997.
  75. Николай. Митрополит Крутицкий и Коломенский. Речи о мире. 3-й выпуск (1955 1957). — Московская Патриархия. — 1958.
  76. Г. В. Россия: национальная идея и социальная стратегия // Вопросы философии. 1997. — № 10.
  77. А. В. Духовность. Правопорядок. Нравственность (Рождественские чтения). М., 1999.
  78. О религиозных объединениях. Постановление ВЦИК и СНКРСФСР от 8 апреля 1929 г. с изменениями и дополнениями, внесёнными Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 июня 1975 г. //Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1975. — N27.
  79. Г. П., Шахов М. Н. Основы философии. М., ВУ РХБ защиты, 1999.
  80. А. В. Воздействие религии на современную армию (социально философский анализ). — М., 1994.
  81. А.В. Война. Армия. Религия. М., Воениздат, 1988.
  82. А. В. Офицеру о религии и атеизме. Учебное пособие. М., Военная академия химической защиты имени маршала Советского Союза С. К. Тимошенко. — 1992.
  83. А. С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002.
  84. П. В., Озеров А. А. Духовная жизнь Российского общества как фактор развития личности воина. Учебное пособие. М., ВУ, 2001.
  85. Православная Москва. 1995.- N18(42).- Июнь.
  86. А. И. Через духовность к возрождению Отечества // Свободная мысль. — 1995. — № 5.
  87. Политическая социология. Ростов н / Д., Феникс, 1997.
  88. Психиатрия /Под ред. Б. Д. Карвасарского СПб., Издательство «Питер», 2000.
  89. А. В., Ивашко М. Организационно правовые формы сотрудничества армии и церкви //Материалы международной конференции «Свобода совести: новые подходы и новые вызовы». — М., 1998.
  90. А. Проекция человека: на земле и на небесах /Свободная мысль XXI. Теоретический и политический журнал. — № 7. — 2001.
  91. Рахимов О. X А. К вопросу о сущности и структуре духовности личности офицера //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. — М., 2000.
  92. Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Средневековье (от Библейского послания до Макиавелли). М., 1997. Т. 2.
  93. П. Несколько мыслей по офицерскому вопросу. СПб., 1910.
  94. П. Статистика генералов. СПб., 1908.
  95. П. Статистика полковников. СПб., 1909.
  96. Религия в современном мире. 1992.- N 6 (25).- Декабрь.
  97. Российский военный сборник. 1997. — № 12.
  98. М. Н. Прцессы социальной деградации в российском обществе //Социс. 1998. — № 10.
  99. Русское православие: вехи истории /Науч. ред. А. И. Клебанов. М., Политиздат, 1989.
  100. А. Е. Духовное наследие русской армии //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. М., 2000.
  101. В. Н. Основания общей теории систем. М., 1974.
  102. П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  103. П.А. Общедоступный учебник социологии. Ярославль, 1920.
  104. П.А. Система социологии. М., Наука, 1993. Т.1.
  105. П.А. Система социологии. М., Наука, 1993.Т.2.
  106. Словарь справочник по социологии и политологии. Отв. ред. Тадевосян Э. В. — М., «Знание», 1996.
  107. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Ред. коорд. — академик РАН Г. В. Осипов. — М., Норма, 2000.
  108. . Избранные произведения. М., 1957.
  109. А. Г. Духовная сфера жизни общества //Основы философии. Учебн. пособие. М., 1997.
  110. П. И. Ценностные основания общества. СПб., 1994.
  111. Тер Акопов А., Толкаченко А. Библейские заповеди: христианство как метаправо современных правовых систем //Российская юстиция. — 2002. — № 6.
  112. .Т. Социология. Общий курс. М., 1994.
  113. Н. А. Государственно церковные отношения: сущность, понятия //Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. — М., 1999.
  114. А. И. Системный подход и общая теория систем. М., 1978.
  115. Д.М. Введение в религиоведение -2-е изд. доп. М., 1985.
  116. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 6. 03. 1998.
  117. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 19. 09. 1997.
  118. Философия: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под общей ред. В. Л. Калашникова. -2-е изд. М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  119. Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова. -6-е изд., перераб. и доп./. М., Политиздат, 1991.
  120. Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова. -5-е изд./. М., Политиздат, 1986.
  121. Философский энциклопедический словарь. М., ИНФРА, 2002.
  122. В. В. Православные семейные ценности //Социс. 1997.1.
  123. С. JI. Духовные основы общества //Введение в социальную философию. М., 1992.
  124. Французские просветители XVIII века о религии. М., 1960.
  125. В. А. Станет ли религия духовным пастырем российского солдата // СОЦИС. 1993. — № 12.
  126. Человек и общество. Кн. 2. М., 1993.
  127. С. А. Социально психологические аспекты религиозной деятельности как объект философского анализа. — М., ВУ., 1995.
  128. Г. И. Военное духовенство в борьбе России с Наполеоном. М., 1912.
  129. Энциклопедический социологический словарь (под общей редакцией академика РАН Осипова Г. В.). М., ИСПИ РАН, 1995.
  130. И. Н. Основы теоретического религиоведения. Пособие. -М., Космополис, 1994.
  131. И.Н. Методологические проблемы социологии религии. -М., 1972.
  132. Диссертационные исследования.
  133. С. В. Соотношение нравственного и эстетического сознания в духовной жизни воинов Российских Вооруженных Сил. Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1998.
  134. О. М. Ценности военной службы и проблемы повышения ее престижности в Вооруженных Силах Российской Федерации. Автореф. дис.канд. филос. наук. М., 1996.
  135. А. М. Социологическая концепция войны и мира П. А. Сорокина и современность. Дис.канд. социолог, наук. М., ГАВС, 1994.
  136. Г. Г. Противоречия формирования духовных ценностей офицера современной российской армии и их разрешение. Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 2001.
  137. Н. Л. Социальное взаимодействие как объект философского анализа. Автореф. дис.канд. филос. наук. Волгоград, 1999.
  138. С. П. Военно профессиональные ценности в ценностных ориентациях военых кадров. Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1994.
  139. В. Н. Духовное в профессиональной подготовке военных кадров. Автореф. дис. .доктора филос. наук. Ставрополь, 1997.
  140. О. Н. Взаимодействие рационального и иррационального в религиозной системе. Автореф. дис.канд. филос. наук. Ростов на Дону, 1998.
  141. И. В. Соотношение политической и нравственной культуры в духовной жизни воинов (социально философский анализ). Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1992.
  142. П. А. Современная религиозная ситуация в Российской Федерации и ее Вооруженных Силах: основные противоречия и тенденции развития (социально философский анализ). Автореф. дис.канд. филос. наук. М., ВУ, 1997.
  143. Е. М. Содержание и формы этноконфессионального взаимодействия в обществе. Автореф. дис.канд. филос. наук. Волгоград, 1997.
  144. JI. Н. Общечеловеческие ценности как объект философского анализа. Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1992.
  145. А. В. Взаимодействие религиозного и правового сознания. Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 2001.
  146. С. М. Социальные функции религии и современность. Автореф. дис.канд. филос. наук. Волгоград, 1999.
  147. А. Н. Духовные основы социального управления. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., ВУ, 2000.
  148. В. Н. Правовое и нравственное сознание в духовной жизни воинов Российских Вооруженных Сил: современное состояние и взаимодействие (социально философский анализ). Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., ВУ, 2003.
  149. А. А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде. Автореф. канд. филос. наук. М., ГАВС, 1995.
  150. И. П. Соотношение нравственного и религиозного сознания в духовной жизни воина Российской армии. Автореф. дис.канд. филос. наук. М., ВУ, 1997.
  151. В. И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях (социально философский анализ). Автореф. дис. доктора филос. наук. М., ВУ, 1998.
  152. Е. М. Государственно церковные отношения в ФРГ (философско — правовые аспекты). Автореф. дис. доктора филос. наук. М., 1998.
  153. С. А. Становление и развитие взаимодействия Вооруженных Сил Российской Федерации с религиозными объединениями в 90 е гг. XX в. Автореф. дис.канд. ист. наук. М., 2001.
  154. С. И. Ценностные основания правосознания военнослужащих российской армии * (социально философский анализ). Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 2002.
  155. Ю. Г. Социально философский анализ воздействия религиозного фактора на национальную безопасность. Автореф. дис. доктора филос. наук. М., ВУ, 2000.
  156. А. В.Воздействие религии на современную армию (социально философский анализ). Автореф. дис. доктора филос. наук. М., ГАВС, 1994.
  157. В. В. Церковь и государство в современном политическом процессе России: опыт и проблемы взаимодействия. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., РАГС, 1996.
  158. П. В. Духовные ценности Российского общества и армии (социально философский анализ). Автореф. дис. .доктора филос. наук. М., 2002.
  159. Ю. А. Философский анализ категории «взаимодействие» и ее методологическое значение для деятельности советских военных кадров. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1990.
  160. В. И. Взаимодействие пограничной службы России с религиозными объединениями в интересах охраны государственной границы (социально философский анализ). Автореф. дис.канд. филос. наук. М., 2001.
  161. Е. П. Феномен русской религиозности. (Историческая динамика и типология, социально философский анализ). Автореф. дис.канд. филос. наук. Екатеринбург, 1997.
  162. JI. Г. Исполнительные органы власти и религиозные объединения России в 90 е годы XX века (организационно — управленческий аспект взаимодействия). Автореф. дис.канд. ист. наук. М., 1999.
  163. В. Н. Этноконфессиональные отношения в современной России: состояние, проблемы, противоречия (социально философский анализ). Автореф. дис. доктора филос. наук. М., 1999.
  164. JI. Г. Свобода совести и воинская деятельность. Автореф. дис.канд. филос. наук. М., 1993.
  165. Н. А. Нравственное сознание военнослужащих профессиональной армии: сущность, специфика, механизм формирования (социально философский анализ). Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1996.
  166. Ю. Н. Сущность и основное проявление патриотизма в условиях современной России (социально философский анализ). Автореф. дис.канд. филос. наук. М., ВУ, 1996.
  167. Д. В. Концепции социального взаимодействия в теоретической социологии (теоретико методологический анализ). Автореф. дис.канд. филос. наук. Новосибирск, 1999.
  168. В. М. Духовный потенциал военной безопасности государства (социально философский анализ). Автореф. дис. доктора филос. наук. М., ВУ, 1998.
  169. А. Г. Преемственность и развитие нравственных традиций офицеров Вооруженных Сил. Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1992.
  170. А. М. Проблемы становления системы военно -профессиональных ценностей в условиях реформы Вооруженных Сил России. Автореф. дис.. канд. филос. наук. СПб., 1998.
  171. И. М. Моральный дух Российской армии: сущность, содержание и формирование в современных условиях (социально философский анализ). Автореф. дис. доктора филос. наук. М., ВУ, 1999.
  172. П. И. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности государства. Автореф. дис. доктора филос. наук. М., ВУ, 2000.
  173. Edvist G. Freedom of religion and new relations between church and state in Sweden WStudia theologica. Oslo, 2000. Vol. 54, N 1. Р/ 35 — 41
  174. Kimmerling B. Religion, nationalism and democracy in Israel WConstellations. Oxford- Cambridge, 1999. — Vol. 6, N 3. — P. 339 — 363.
Заполнить форму текущей работой