Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-философский анализ становления смысла жизни человека

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Не подлежит сомнению, что вечен интерес человека к себе. Человексущество не только биологическое, но и социальное, обладающее высокоразвитым сознанием и самосознанием. Ему органически свойственно стремление осмыслить свое предназначение, осознать, как жить, зачем и во имя чего трудиться, как относиться к другим людям. Воля к смыслу — наиболее человеческий феномен. Смысловое измерение человека… Читать ещё >

Содержание

  • 1. 1. Теоретике — методологические подходы к анализу смысла жизни
  • 1. 2. Объяснение смысла жизни с позиций религии и религиозной философии
  • 1. 3. Роль и значение психологических теорий в социально — философском анализе смысла жизни
  • ГЛАВА 2. Взаимосвязи социальных, этических и психологических аспектов становления смысла жизни
    • 2. 1. Психологические и социальные предпосылки становления смысла жизни
    • 2. 2. Формирование социальных и этических оснований смысла жизни и их значение для жизни современного российского общества
  • ГЛАВА 3. Исследование и коррекция смысложизненных ориентаций человека
    • 3. 1. Анализ смысложизненных ориентаций человека (на материалах социально-психологического исследования пациентов УГПНД)
    • 3. 2. Основные подходы к коррекции смысложизненных ориентаций человека
  • Социально-философский анализ становления смысла жизни человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Вопрос о смысле человеческой жизни, относящийся к разряду «вечных» и потому актуальных в любое время, является коренной проблемой философии. Именно человеческие ценности и суждения определяют действия, а на их правильности покоится здоровье и счастье каждого человека и общества в целом. В связи с этим, мировоззренческие основания, нормы и смыслы его жизни требуют адекватного нашему времени социально-философского осмысления. В то же время, решение вопроса о смысле жизни без понимания природы человека и постижения его внутреннего мира невозможно.

    Традиционно, специальные науки во времена своего наиболее интенсивного развития используют философию как матрицу научного поиска при перестройке собственных философских и логических основ. При этом фактический материал для обобщения получает и сама философия. Психология и психотерапия, призванные сегодня помочь человеку приспособиться в постоянно меняющемся потоке жизни, тесно связаны с философскими и моральными проблемами людей. Психологическая наука, отвечая на запрос современного общества, проходит этап переосмысления взаимоотношений с другими отраслями знания и реальной практикой. Построение нового образа психологии связано с переходом от изучения человека в виде «изолированного препарата» к осознанию его неразрывной связи с миром, в котором протекает его жизнедеятельность, совершенствованием практики психологической помощи с учетом социальноэкономических изменений в стране. В связи с этим возникает особая необходимость использования социально-философских ориентиров для ее дальнейшего развития и использования. Социально-философские идеи и ресурсы в определении смысла жизни могут и должны преобразовываться в образовательные и коррекционные принципы. Цели и нормы социального развития, ориентирующие общество на реализацию гуманистических принципов, могут направлять мировоззренческий поиск каждого человека на те идеалы и основания его жизни, которые обеспечат осмысленное его участие в созидании своего жизненного пути. При этом социально-философский анализ изменений в обществе, проходящий в контексте традиционных р вопросов: «Как должен жить человек?» и «Каково его предназначение в мире?» должен выходить на адекватные современности ответы, в которых «как должно быть» являлось бы представленной целью и подлинной ценностью для самого человека.

    Не подлежит сомнению, что вечен интерес человека к себе. Человексущество не только биологическое, но и социальное, обладающее высокоразвитым сознанием и самосознанием. Ему органически свойственно стремление осмыслить свое предназначение, осознать, как жить, зачем и во имя чего трудиться, как относиться к другим людям. Воля к смыслу — наиболее человеческий феномен. Смысловое измерение человека, надстраивается над биологическим и психологическим измерениями. Многочисленные исследования в области философии и психологии свидетельствуют о том, что потребность в определении смысла жизни входит в состав насущных потребностей личности. Он обречен на поиск смысла жизни, ибо тот, кто ощущает свою жизнь лишенной смысла, как заметил А. Энштейн, не только несчастлив, но и вряд ли жизнеспособен. Из всех ситуаций выбора, которые стоят перед человеком, выбор смысла жизни наиболее важен, так как от него зависит душевное здоровье человека, качество его жизни, согласованность жизни с законами общества и Вселенной и сам результат жизни. Смысложизненная определенность необходима человеку для ощущения прочности, устойчивости и направленности жизни, придания ей цельности во времени и разнообразных проявлениях.

    В условиях экономического и социального кризиса последних десятилетий определенные категории населения нашей страны все острее ощущают бессмысленность той жизни, которую им приходится вести, нередко без возможности какого-либо реального выбора. Разрушение старых ценностей и традиций, дискредитация «новых» и отсутствие культуры мировоззренческой рефлексии приводят к нравственному кризису общества, кризису ответственности самого человека и усложняют поиски личного и универсального смысла. Неудовлетворенность мировоззренческой потребности в смысле жизни, «обессмысливание» жизни ведет к разрушению личности, вызывает специфический тип неврозов, часто лежит в основе депрессивных расстройств. В то же время, насущные проблемы нашего общества — экологические, экономические, правовые неразрешимы вне целей и идей, одухотворяющих человеческую жизнь и придающих ей смысл. Для созидательного преобразования современного общества необходима работа над перестройкой сознания, системы ценностных ориентиров, всей психологии личности.

    Особенностью нынешнего отрезка истории является беспрецедентное нарастание темпов технологического развития и колоссальный скачок инновационной составляющей социального процесса. Мир вступает в полосу цивилизационного перелома, когда многие традиционные способы бытия человека будут нуждаться в значительной коррекции. Ученые прогнозируют усиление явлений нестабильности многих физических и биологических процессов, рост феномена непредсказуемости социальных и психологических явлений. В этих условиях, которые во многом складываются на объективной основе, быть зрелой и ответственной личностью — не благое пожелание, а императив развития человека и человечества. Весь комплекс глобальных проблем уже сейчас является ведущим императивом для поведения человечества. Брать на себя груз личных и общечеловеческих проблемединственный путь выживания и дальнейшего совершенствования человека. Он предполагает развитие высочайшей степени ответственности, которая простирается от узкого круга ближайшего окружения личности до планетарно — космических задач и проблем.

    Потребность в социально-философской теории как практически полезном знании возникает всякий раз, когда человечество оказывается перед экзистенциальным выбором, то есть выбором, от которого зависит само существование цивилизации. Угроза тоталитарной смерти человечества подрывает наиболее фундаментальную предпосылку осмысленного бытия каждого конкретного человека. В таком духовном состоянии самое важное и первое, что необходимо, писал С. Франк — «усилием мысли и воли преодолеть обессиливающее наваждение скептицизма и направить свой взор на вечное существо общества и человека, чтобы через его познание обрести положительную веру, понимание целей и задач человеческой общественной жизни. .Все подлинные, глубочайшие кризисы в духовной жизни — будь то жизнь отдельного человека или целого общества и человечества — могут быть преодолены только таким способом» [168, с.16−17]. Когда человек уже не знает, что ему начать и куда идти, он должен остановиться, вернуться назад, призадуматься, чтобы вновь ориентироваться в целом, окинуть умственным взором все пространство, по которому проходит его путь. Он должен «задуматься над тем, к чему он, собственно, стремится и, значит, в чем его истинное существо и назначение. Но именно этот вопрос в применении совместной, общественно-исторической жизни людей и есть проблема социальной философии, философского осмысления общего существа общественного бытия» [там же].

    Актуальность данного диссертационного исследования обусловлена также и тем, что на сегодняшний день остаются открытыми некоторые важные вопросы, связанные с феноменологией смысла жизни в психике личностистановлением смысложизненных представлений в процессе социализации и их целенаправленным формированиемвзаимозависимостью личностных характеристик и смысла жизнивозможностью адекватного объективного и субъективного познания смысла жизни. Ощущается недостаток научных работ, интегрирующих социально-философские исследования смысложизненных ориентаций человека в образовательную практику, психиатрию и психотерапию. Существует необходимость в разработке новых воспитательных и образовательных программ, связанных с самоопределением личности, а также в разработке практических рекомендаций по психотерапии экзистенциальных проблем, соответствующим реальностям нашего общества.

    Степень разработанности проблемы.

    Душевные проблемы, вопрос о смысле собственного существования волнуют людей не одно тысячелетие. Закономерен интерес к понятию смысла жизни многих современных ученых, как у нас в стране, так и за рубежом. Частота использования этого понятия в самых разных контекстах и в рамках различных теоретических и методологических подходов непрерывно растет.

    Ответы на все экзистенциальные вопросы можно найти в религии, в священных писаниях и трудах духовных учителей различных конфессий, а также в работах религиозных философов. Связывая воедино запросы религиозной и социальной жизни, пытались решать мировоззренческиантропологические вопросы о смысле жизни и назначении человека русские мыслители конца XIX — начала XX века: В. С. Соловьев [5], Н. А. Бердяев [16], И. А. Ильин [59], С. Н. Трубецкой [157], С. Л. Франк [168]. Характерной чертой их поисков стало тяготение к мировоззренческим синтезам.

    Исследования данной проблемы в истории философии можно найти в работах И. Т. Фролова [173], Л. Н. Когана [68], Э. Фромма [177].

    Пример концептуально-философского осмысления онтологических оснований смысла жизни мы находим в работах А. А. Радугина [128], И. Т. Фролова [175], Ю. М. Хрусталева [180].

    В трудах советских философов С. Ф. Анисимова [11], Л. Н. Когана [68], В. П. Тугаринова [160], раскрывается социальный аспект смысла жизни, характеризующий деятельно — практическую сущность человека и зависимость смысла жизни от общественных отношений.

    Социально — философские аспекты смысложизненной проблематики, связанные с выбором ценностей и личной философии, отражены в работах таких отечественных философов как К. Х. Момджян [98], С. Э. Крапивенский [72], М. К. Мамардашвили [89], а также в работах итальянского философа и психолога А. Менегетти [94].

    Социально — философские аспекты формирования личности, ее самосознания, смысложизненных представлений и самоопределения в процессе социализации мы находим в работах А. Т. Москаленко [99], В. Ф. Сержантова [141], К.А.Абульхановой-Славской [2].

    Исследованием вопросов саморегуляции, самодетерминации личностного развития занимались известные отечественные психологи Б. Г. Ананьев [8], Д. А. Леонтьев [83], И. С. Кон [44], С. Л. Рубинштейн [88], В. А. Ядов [135].

    Личностный аспект смысложизненной проблематики, рассматриваемый в трудах философов — экзистенциалистов (Ж.П.Сартр, А. Камю, Н. А. Бердяев, М. Хайдеггер, И. Ялом [193, 61, 17, 179, 107]), является необходимой предпосылкой для выработки общей, синтезирующей позиции в понимании этого вопроса.

    Связь феномена смысла жизни и ценностных ориентаций человека с различными социальными явлениями в современном обществе отражается в работах Д. А. Алисова [6], Л. Я Гозмана [33], А. Макеевой [87]- корреляция социальных и нравственных проблем российского общества с психическим и духовным здоровьем современного человека — в исследованиях И. А. Кудрявцева [75], Н. А. Саблиной [134], Р. Г. Валинурова [26], Г. И. Путниковой [126].

    Труды психологов А. Адлера [192], А. Маслоу [181], К. Роджерса [129], К. Г. Юнга [190], Р. Ассаджиоли [13] явились необходимым методологическим основанием исследования феномена смысла жизни в психике личности, способов ее самовыражения и самоактуализации. Большой вклад в исследование этих вопросов внесли и отечественные ученые: С. Л. Рубинштейн [130], А. Н. Леонтьев [80], ДА. Леонтьев [83].

    Великие гуманисты, этические мыслители прошлого, на чьи труды опирается эта работа, философы и психологи В. Франкл [171], Э. Фромм [178] настаивали на том, что понимание человеческой природы и понимание ценностей и норм человеческой жизни должно быть взаимосвязано. В этих работах мы находим основания для взаимосвязанного рассмотрения психологических, этических и культурных аспектов становления смысла жизни.

    Тяготение к мировоззренческим синтезам стало характерной чертой не только философов всеединства, но и некоторых современных ученых. Трансперсональный взгляд на вечную проблему человека в поиске смысла жизни предлагается в работах СТрофа [37], В. В. Налимова [104]. Здесь, как и в работах А. Уайтхеда [162], П.Т.де Шардена [185], П. Кууси [77], Н. Н. Трубникова [158], Б. Г. Шулицкого [188], содержится обоснование необходимости «нового мышления» и нахождения новых смыслов, построения «единой концепции мира», «нового мировоззрения» для решения глобальных проблем нашей эпохи.

    По отдельным аспектам проблемы смысла жизни мы обращались к работам башкирских ученых — Д. М. Азаматова [4], Д. Ж. Валеева [23], И. М. Орешникова [114], Л. А. Ширяева [186], В. Н. Финогентова [166], В. Ф. Сафина [138], П. А. Сухоплюева [151], Н. Ю. Мазова [3], Гималетдиновой Р. И. [32].

    Представляется, что попытка суммировать и обобщить в социальнофилософском разрезе гуманистические труды по философии, психологии и психиатрии отвечает требованиям времени и задачам развития человека и общества.

    Анализ различных подходов к проблеме смысла жизни позволяет сделать вывод, что категория смысл жизни имеет комплексный и многоуровневый характер и, в силу этого, допускает множественные определения и интерпретации. Категория смысл жизни представляется как сложная интеграция индивидуального и социального в конкретном человеке. Местом их встречи и взаимодействия является человеческая психика. Рассматривая смысл жизни отдельного человека в его личностном аспекте, необходимо различать его с тем, что называют личностным смыслом в его узком значении, который понимается только как составляющая сознания. Мы вкладываем в понятие личностный аспект смысла жизни более индивидуальное содержание, т. е. «смысл для себя», поиск и раскрытие своего потенциала. В качестве социального аспекта смысла жизни рассматривается самореализация человека в труде и в отношениях с другими, внесение вкладов в общество. Социально-философское исследование смысла жизни человека не может быть успешным также без учета духовной составляющей смысла жизни, без рассмотрения мировоззренческих основ, системы ценностей, жизненных целей, категорий «свобода и ответственность», «самореализация и самоактуализация». Каждый из этих аспектов позволяет дать свое определение категории смысл жизни и, в то же время, дополняет и раскрывает другие его составляющие.

    Мы также склонны считать осмысленными, в самом глубоком смысле этого слова, все этапы жизненного пути человека, связанные с сознательным поиском смысла жизни и его становлением. В итоге, мы стремимся к рассмотрению смысла жизни как интегративной категории, позволяющей выйти на глобальные проблемы, волнующие всех людей, все человечество.

    Цели и задачи диссертационного исследования. Целью работы является социально — философский анализ взаимосвязей социальных, психологических и духовных факторов становления смысла жизни человека. В соответствии с указанной целью в диссертации ставятся и решаются следующие задачи:

    — провести социально-философский анализ содержания категории «смысл жизни» в философских, религиозных и научных источникахобосновать роль и значение психологических теорий для такого анализа;

    — раскрыть содержание смысла жизни, как феномена, обеспечивающего душевное здоровье, творческое и гармоничное существование человека в мире;

    — рассмотреть этапы становления смысла жизни с учетом влияния психологических, социальных и этических факторов;

    — показать тесную взаимосвязь личностных, социальных и духовных аспектов смысла жизни в процессе его поиска и осуществления;

    — провести анализ составляющих смысложизненных ориентаций человека (на материалах социально-психологического исследования пациентов Уфимского городского психоневрологического диспансера);

    — определить основные подходы к коррекции смысложизненных ориентации: человека.

    Объектом исследования является процесс становления смысла жизни. Предметом исследования является социально — философский анализ взаимосвязей между социальными и личностными факторами становления смысла жизни.

    Научная новизна диссертационного исследования:

    — доказано, что наиболее полное познание смысла жизни возможно на основе синтеза рационального, интуитивного и эмпирического подходов;

    — обоснована модель становления смысла жизни, определяющими ориентирами которой являются личностный, социальный и трансцендентный аспекты смысла жизни [см. рис. 2, с.168];

    — определены уровни развития смысложизненных ориентаций (I — поиск, IIстановление, III — осуществление) и этапы смысложизненного самоопределения, включающие развитие необходимого уровня самосознания, самоопределение личности, достижение личностной и социальной зрелости, формирование ценностных ориентаций, мировоззренческий выбор, определение личностной философии и направленности личности, целеполагание, процесс личностного роста и индивидуации, самоактуализацию личности и ее самореализацию в труде, отношениях с другими и общественной жизни;

    — выделены кризисные моменты и проблемы на этапах становления смысла жизни, вызываемые недостаточным развитием самосознания, нарушениями самоопределения, социализации, саморазвития, недостаточностью личностной и социальной зрелости и интеграции личности, проявляющихся в низкой степени осознания своей свободы и ответственности, а также недостаточностью самоактуализации или самореализации в связи с преимущественной направленностью личности в сторону одного из аспектов смысла жизни (личностного, социального или трансцендентного) в ущерб остальным;

    — доказано, что социальные факторы становления смысла жизни опосредуются индивидуальными психологическими факторами, вытекающими из наиболее глубинных потребностей личности (любовь к ближнему, преодоление одиночества, духовное развитие, самотрансценденция);

    — предложена программа коррекции становления смысла жизни для педагогической и психологической практики.

    Теоретическая и практическая значимость работы Представленные в диссертации положения, раскрывающие содержание и этапы становления личностных и социальных аспектов смысла жизни, условия их взаимовлияния открывают определенные перспективы дальнейшего более детального исследования саморегуляции личности в области смыслов, способности личности к целенаправленной перестройке своих отношений с миром, своих смыслов. Они также могут быть использованы в процессе преподавания отдельных разделов социальной философии и психологии в высшей школе, в процессе совершенствования психотерапевтической и психологической помощи при решении экзистенциальных проблем человека.

    Апробация работы.

    Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Башкирского государственного медицинского университета 13 ноября 2001 года (протокол № 4).

    По теме диссертации было опубликовано 7 научных работ общим объемом 4.35 п.л. Отдельные материалы диссертационного исследования положены автором в основу учебно-методического пособия «Особенности развития самосознания старшеклассников: подходы к изучению», а также при составлении курса лекций и практических занятий на факультете психологии Уфимского филиала МГОПУ. Основные положения работы оказали системообразующую помощь в практике экзистенциального консультирования и психотерапии на базе Уфимского городского психоневрологического диспансера.

    Структура работы.

    Диссертация, объемом в 189 страниц машинописного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

    Выводы по 3 главе:

    Нахождение конкретного философско-психологического содержания смысложизненной проблемы пациента может существенно помочь процессу психологической коррекции и психотерапии, которые могут иметь при этом различные стратегии. Возможность выбора терапевтического метода создает условия для индивидуального подхода к консультируемому с учетом его личностного и мировоззренческого уровня. Задача психолога и психотерапевта — работать с реальностью пациента (его картиной мира или экцистенциальной реальностью) и, когда это необходимо, изменять ее таким образом, чтобы помочь ему. Пациенты приходят к психологу с таким пониманием мира, которое тем или иным образом причиняет им страдание. Цель — помочь человеку изменить болезненный взгляд. Новый взгляд должен обеспечивать более здоровую (и, желательно, более счастливую) жизнь.

    Данные исследования подтверждают выводы о том, что субъективное переживание наличия смысла жизни, как правило, связано с осознанием ответственности за результаты своей деятельности, а также о том, что для самоактуализирующейся личности характерно интенсивное переживание своей жизни. Переживание человеком осмысленности жизни связано с ощущением душевного здоровья, гармонии, полноты жизни и счастья, как эмоционального концентрированного мироощущения своего бытия и самоосуществления в мире.

    Итогом работы над первой и второй главой с учетом результатов экспериментального исследования является модель успешного становления смысла жизни [см. схему 2, с. 168]. Описание модели предлагается в заключении данного исследования.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    .

    Социальная философия как научная дисциплина неразрывно связана с: овременными требованиями и перспективами общественного развития. Все религиозные и философские учения несли в себе, так или иначе, императив поведения. Мотивировалось это пользой самого человека, в этом мире или загробном. Но до сих пор нет единого мнения по вопросу — что это такое? Один видит пользу в удовольствии, другой — в здоровье и покое, третий — в общественном благе. Необходимо понять все, чтобы сделать выбор, как жить самому. В этом смысле, необходима всеобщая система единого понимания жизни я мира, которая могла бы освободить человека от любых догм, любого понуждения, как свободен зрячий выбрать любой путь в окружающем пространстве, соотносясь с местностью и своим желанием, по сравнению с плохо зидящим, которого куда-то подталкивают. Однако новые смыслы должны не только прийти, но и быть восприняты свободно. Чтобы иметь свободный выбор, надо иметь достаточный набор смыслов, способных увлечь человека. Знание — это свобода. Звучит банально, как все истины и заслуживает повторения и понимания, как все банальные истины.

    Социально-философское исследование психологических факторов становления смысла жизни позволяет обнаружить в личности не столько данность, сколько поиск, подтверждая тем самым тезис о «деятельностной сущности» человека. Социально-философский анализ смысложизненных представлений человека в сопоставлении с философским, религиозным, социокультурным и психологическим опытом позволяет преодолеть представление о смысле жизни как о «единичном понятии». При этом можно пайти три содержания смысла жизни:

    I) нормативный, как некоторая модель «должного» смысла жизни индивида, соторая выводится из общих идейных посылок той или иной философско-яировоззренческой системы, в особенности из понимания сущности человека и соответствующих этой сущности форм самоосуществления человека в миреI) реальный, действительный смысл жизни той или иной личности — объективная направленность ее общественной жизнедеятельности;

    3) субъективный, осознаваемый конкретным индивидом смысл своей жизни как предельное целевое образование, отвечающее на вопрос, для чего живет данный человек.

    Итог данного исследования представлен в виде схемы, которую можно рассматривать как модель успешного становления смысла жизни на всех его этапах (поиск, становление, осуществление). Здесь указываются задействованные инструментальные качества личности, регулирующие факторы внутренней и социальной жизни человека и три сферы возможной направленности смысла жизни — индивидуальная, социальная, трансцендентная. Философская мудрость всех времен и народов единодушна в том, что «истинное бытие» не может быть эгоистическим, а предполагает жизнь в согласии с законами природы, социума и универсума (как бы различно ни трактовались эти законы). Исследование индивидуального, социального и трансцендентного содержания смысла жизни приводит к пониманию их как трех путей к одной цели, одному состоянию, связанному с переживанием осмысленности жизни — состоянию счастья, удовлетворенности, гармонии, полноты бытия.

    В процессе исследования выделялись проблемы и кризисы становления смысла жизни на каждом его этапе (формирование самосознания, самоопределение, предельные ситуации в жизненном опыте, процесс самоисследования и индивидуации, мировоззренческий выбор, усвоение нравственных норм, формирование ценностных ориентаций, целеполагание, самоактуализация и самореализация). Как показала экспериментальная часть исследования, проблемой цля человека может стать и реализация какого-то одного из направлений смысла жизни в ущерб другим. Человек, овладевший в полной мере общественным сознанием и социальными ценностями, но с неразвитой способностью к самоанализу живет долженствованием и может реализоваться в сфере универсальных смыслов. Но при этом он окажется отчужденным от своих истинных потребностей, своего индивидуального пути, от творчества и вряд ли эудет удовлетворен своей жизнью.

    В модели находят отражение следующие существенные моменты становления смысла жизни: смысложизненные представления зависят от специфики личностных характеристик, отражающих жизненный опыт, уровень самосознания и самоопределения, зрелость личностиинструментальные качества личности (ответственность, воля, активность), зависимые от уровня развития самосознания и самоопределения, определяют направленность личности, ее личную философию, влияют на реализацию целей и смысла жизниформирование смысложизненных представлений человека требует активных внутренних и внешних действий: самоисследование и индивидуация, целеполагание и мировоззренческий выборсмысложизненная направленность зависит от усвоения того или иного мировоззрения и концепции бессмертия, интегрирующих ее ценностные установки и ориентациисмысл жизни осознается и формируется на фоне определенной личностной философии, определяющей отношение личности к себе, миру и всему происходящему в ее жизнипри этом философское осмысление жизни индивидом предполагает такой уровень развития социально — психологической структуры ничности, который дает ей возможность быть саморегулируемой, самоуправляемой системойсодержание, вкладываемое в понятие смысл жизни, регулирует развитие шчностисмысл жизни человека — это творческий процесс самовыражения и самореализации во внешнем мире, который можно определить более общим словом — самоосуществление. Самоосуществление неразрывно связано с ощущением и переживанием душевного здоровья.

    Данная модель позволяет рассмотреть, как влияет на общий показатель осмысленности жизни и на здоровье фрустрация различных составляющих смысложизненных ориентаций. А также диагностировать с каким из аспектов шутреннего или внешнего мира человека необходимо проводить коррекционную заботу в случае смыслоутраты.

    Пока человек живет, в нем всегда сохраняются какие-то нераскрытые и нереализованные возможности, побуждающие его стремиться к самореализации и самопроверке. Старая философско-этическая формула «Стань тем, что ты есть» не просто требование развить заложенные в себе таланты. Человек может состояться и стать тем, чем он может стать, только если сам этого захочет, сумеет сделать правильный выбор и приложить для его осуществления максимальные усилия. Иными словами, смысл жизни — это формула свободы и самовоспитания.

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности: Типология активности личности в социальной психологии // Психология личности и образ жизни. / Отв.ред. Шорохова Е. В. М.: Наука, 1987. с.137−145.
    2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.- 299с.
    3. Д.М., Мазов Н. Ю. Спорт и ценностные ориентации молодежи. -Уфа: Изд. БГУ, 2001.- 84 с.
    4. Д.М., Порошина Т. Ю. Смысл жизни философские и психологические аспекты в практическом исследовании // Человек. Общество. Образование: Межвузовский сборник. — Уфа: Изд. БГМУ, 2000. с.23−26.
    5. В.Н. Философия всеединства от В.С.Соловьева к П. А. Флоренскому. — Новосибирск: Наука, 1990.- 158 с.
    6. Д.А., Тучина С. П. Молодежь малого города: кризис самоопределения // Досуг. Творчество. Культура. Омск: 1998. с. 19−25.
    7. А.Ф., МихайловВ.В., Порошина Т. Ю. Особенности развития самосознания старшеклассников: подходы к изучению / Учебно -методическое пособие. Уфа: Изд. БГМУ, 1999.- 52 с.
    8. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.- 337 с.
    9. Г. М. К проблематике психологии социального познания // Мир психологии. 1999. № 3 (19), с.15−23.
    10. С.Ф. Наука и религия о смысле жизни. М.: Мысль, 1964.- 40 с.
    11. С.Ф. Ценности реальные и мнимые (Критика христианского истолкования и использования ценностей жизни и культуры). М.: Мысль, 1970.-183 с.
    12. А.Г. Психология личности. М.: Изд. МГУ, 1990- 336 с.
    13. Р. Психосинтез: теория и практика. M.: «REFL-book», 1994−314с.
    14. Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. (К 125-летию со дня рождения). -М.: Знание, 1988.- 208 с.
    15. Л.М. Культура всегда накануне себя // Красная книга культуры / Сост. В.Рабинович. М.: Искусство, 1989. с. 117−131.
    16. Н.А. О назначении человека. М.: 1993.- с. 37.
    17. Н. Самопознание (опыт философской автобиографии).- М.: Междунар. Отношения, 1990 336 с.
    18. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -СПб.: «Университетская книга», 1996.- 398 с.
    19. В.В. Истоки философской мысли Индии. М.: Изд. МГУ, 1990.224 с.
    20. М. Два образа веры. М.: Республика, 1995.- 464 с.
    21. С.Н. Карл Маркс как религиозный тип. Философия хозяйства. -М.: 1991.-310 с.
    22. Г. А. Смысл жизни и возраст // Психолого педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни / Под ред. В. Э. Чудновского, А. А. Бодалева, Н. Л. Карповой. — М.: Психол. Ин-тРАО, 1997. с. 94.
    23. Д.Ж. Потенциал морали. Уфа: Восточный университет, 1999.150 с.
    24. Д.Ж. Происхождение морали. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1981.- 168 с.
    25. Д.Н. Три лика. М.: Мысль, 1990.- 267 с.
    26. И.В. Проблема личного бессмертия. Новосибирск: Наука, 1990.248 с.
    27. В мире причин и следствий. Смысл жизни: диалог мировоззрений. М., 1991.- (Серия «Философия и жизнь», № 11).
    28. Восток и Запад о жизни после смерти. / Сост. Н. Г. Шкляева. СПб.: Лениздат, 1993.-476 с.
    29. Jl.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М.: Педагогика-Пресс, 1993.- 224 с.
    30. П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX в. М.: Республика, 1997.- 494 с.
    31. Р.И. Образ жизни и социально-философские аспекты здоровья / Автореферат дис. к.ф.н. Уфа: 2000.- 27 с.
    32. Л.Я. Психология перехода // Вопросы философии. 1995, № 5, с. 1921.
    33. В.М., Тверская Н. М. Человек и смерть: Поиски смысла: Этические аспекты явления. М.: Наука, 1994.- 302 с.
    34. .Т. Философия о сущности человека. М.: Политиздат, 1973.320 с.
    35. Л. Психоанализ общественно-политического гипноза в России // Прикладная психология и психоанализ. 1998, № 5−6, с.5−15.
    36. С. За пределами мозга. М.: Изд. Трансперсонального Института, 1993.-504 с.
    37. A.A., Апресян Р. Г. Этика: Учебник для студентов вузов. М.: Гардарика, 1998.- 472 с.
    38. Ю. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. М.: Молодая Гвардия, 1989.- 287 с.
    39. О. Семнадцать тезисов о культуре и душевном здоровье // Исцеляющее искусство: Мультидисциплинарное издание. 1998, Т.1, № 4, с.22−28.
    40. . Логика смысла. М.: Издат. центр «Академия», 1995.- 297 с.
    41. B.C. Психология личности и высшая нервная деятельность. Л.: Наука, 1980.-200 с.
    42. K.M. От Киркегора до Камю. Философия. Эстетика. Культура. М, Искусство, 1990.- 398 с.
    43. Г. Простая речь о бытии и свойствах души человеческой, как богоподобной духовной сущности. М., 1900.- 742 с.
    44. Жизненный путь личности: (Вопросы теории и методол. социал.-психол. исслед.) Киев: Наукова думка, 1987.- 277 с.
    45. Жизнь и смерть: загадки и противоречия. М.: 1990. (Серия «Этика», № 1).
    46. В.В. Жизнь без границ. СПб.: ООО «Золотой век», ТОО «Диамант», 1998. — 240 с.
    47. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1968.-c.160.
    48. .В. Личность и патология деятельности. М.: Изд-во Моск. унта, 1971.-100 с.
    49. .В. Опосредствование и саморегудяция в норме и патологии // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология. 1981. № 2, с.9−15.
    50. А.И. Психология духовности. М.: Изд. Трансперсонального Института, 1996.-400 с.
    51. A.A. Когнитивная компьютерная графика. М.: Наука, 1991.-192 с.
    52. Золотухина-Аболина Е. В. Современная этика: истоки и проблемы: Учебник для вузов. Ростов на Дону: «Март», 2000.- 448 с.
    53. О.И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии. М: Наука, 1975. с.241−254.
    54. Н.Я. Философский анализ проблемы смысла бытия человека. -Киев: Наукова думка, 1980.- 187 с.
    55. Ю.М. Человек и его душа. М.: 1991- 272 с.
    56. Идеалистическая диалектика в XX столетии: (Критика мировоззренческих основ немарксистской диалектики) / А. С. Богомолов, П. П. Гайденко, Ю. Н. Давыдов и др. М.: Политиздат, 1987.- 333 с.
    57. И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.1 М.: Русская книга, 1996.400 с.
    58. Е.П. Психология воли. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.- 228 с.
    59. А. Изнанка и лицо: Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс- Харьков: Изд-во «Фолио», 1998.- 864 с.
    60. И. Соч. в 6-ти томах, т.2 М., 1964.- с. 204.
    61. М.М. Смысл жизни человека. Ростов-на-Дону, 1994 — 97 с.
    62. Кинг М, Цитренбаум Ч. Экзистенциальная гипнотерапия.- М.: «Класс», 1998.- 176 с.
    63. М.А. Ценностей теория / Философский энциклопедический словарь. -М.: Сов. энциклопедия, 1983. с.763−764.
    64. А.Н. Основы миропонимания новой эпохи. Т.1. Рига: Виеда, 1992.-310 с.
    65. С.М. Воспитание и самовоспитание. М.: Мысль, 1986.- 287 с.
    66. JI.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984- 252 с.
    67. JI.H. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988.- 283 с.
    68. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1884.-335 с.
    69. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.- 255 с.
    70. С.Э. Социальная философия: Учебник для студентов вузов. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.- 416 с.
    71. Краткая философская энциклопедия. М.: «Прогресс», 1994- 576 с.
    72. Краткий словарь по социологии / Под общ.ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина -М.: Политиздат, 1989.- 479 с.
    73. И.А. Диагноз: бездуховность // Российский психиатрический журнал. 1997, № 1, с.65−69.
    74. P.A. Феноменология в современном образовательном процессе. www.pMlosophv.ru/library/kurenkova/phenomenology.litm
    75. П. Этот человеческий мир. М.: Прогресс, 1988.- 368 с.
    76. С. Страх и трепет. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, Республика, 1998.-384 с.
    77. К. Иллюзия бессмертия. М.: Политиздат, 1984- 286 с.
    78. А.Н. Философия психологии: Из научного наследия. М.: Изд. Моск. ун-та, 1994.- 228 с.
    79. Д.А., Калашников М. О., Калашникова О. Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций // Психологический журнал. 1993, № 1, Т.14.-М.: Наука, с. 150−155.
    80. Д.А. Очерк психологии личности. М: Смысл, 1993 — 43 с.
    81. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999 — 487 с.
    82. Д.А. Тест смысложизненных ориентаций М.: Смысл, 1992.16 с.
    83. Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики. Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. — 368 с.
    84. Р. Расколотое «Я». СПб.: Белый кролик, 1995.- 352 с.
    85. А. Молодежная наркогенная субкультура как социальный феномен // Прикладная психология и психоанализ. 1998, № 5−6, с. 42−45.
    86. М.К. Необходимость себя: Введение в философию. М.: Лабиринт, 1996.- 430 с.
    87. М.К. Третье состояние. http://www.mamardashvilj.m/texts/interwiev/sostojanie.htm
    88. .В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: Изд-во «Лань», 1997.- 384 с.
    89. А. Исповедимый путь. М.: Прометей, изд. МГПИ, 1989.- 163 с.
    90. И.О. Жизненные цели личности. Киев: Hayкова думка, 1990.-119с.
    91. В.Ф. Смысл жизни. Сб. Новосибирск: Посох- М.: Либрис, 1996.- 270 с.
    92. А. Система и личность. М.: Серебряные нити, 1996 — 128с.
    93. Мировоззренческие поиски современности: тематический сборник / Отв.ред. В. Н. Финогентов. Уфа: 1998.- 128 с.
    94. Г. Общеметодологические принципы и проблемы акмеологии // Прикладная психология и психоанализ. 1998, № 4, с.16−38.
    95. Г. Специальные методологические принципы и модель определения предмета исследования акмеологии // Прикладная психология и психоанализ. 1998, № 5/6, с. 15−33.
    96. К.Х. Введение в социальную философию: Учебное пособие. -М.: Высш. Шк., КД «Университет», 1997 448 с.
    97. А.Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность. -Новосибирск: Наука, 1989.
    98. A.B. Современный старшеклассник, проблемы самоопределения. -М.: Знание, 1977.- 64 с.
    99. А. В чем смысл христианской жизни // Путь к себе. 1991, № 2.
    100. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Независимая фирма «Класс», 1994.- 144 с.
    101. JI.A. Тайна и смысл индивидуального бытия. Екатеринбург: Изд-во уральского университета, 1993 .-218с.
    102. В.В. В поисках иных смыслов. М.: Прогресс, 1993.- 250 с.
    103. В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Прометей, 1989.- 287 с.
    104. Нанси Ж.-А. В ответе за существование // Душа и образ. Новосибирск: «Водолей», 1998. с. 306−316. c.www.philosophy.ru/library/misc/intent/index.html
    105. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Изд. «Питер», 2000 — 464 с.
    106. В.Г. Смысл жизни: проблемы и поиски. Киев: Политиздат Украины, 1990.- 223 с.
    107. Ф. Сочинения. В 2-х т. Т.1. М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1997, — 832 с,
    108. Ф. Утренняя заря. Свердловск: Изд-во «Воля», 1991.- 304 с.
    109. Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева A.A., Столина В. В. М.: Изд МГУ, 1987.- 304 с.
    110. Н.Ф. Тенденция к единству науки.-М.: 1988.-272 с.
    111. Т.Н. К вопросу об истоках направленности личности // Психология личности и образ жизни / Отв.ред. Шорохова Е.В.- М.: Наука, 1987. с.62−67.
    112. И.М. Что такое гуманитарная культура? Саранск: Изд-во Мордовского университета, 1992.- 138 с.
    113. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья / Отв.ред. Е. М. Чехарин. М.: Наука, 1990.528 с.
    114. Основы онтологии: Учебное пособие / Под ред. Ф. Ф. Вяккерева. СПб.: Изд. СПб. Университета, 1997.- 280 с.
    115. В.А. Выражение и смысл: Ландшафтные миры философии: С. Киркегор, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, М. Пруст, Ф.Кафка. -М.: Издат. фирма «Ad Maginem», 1995.- 426 с.
    116. .Н. Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни. М.: Наука, 1986.-94 с.
    117. Т.Ю. Работа с экзистенциальными проблемами в психологическом консультировании // Актуальные вопросы психиатрии и психотерапии: Тезисы докладов Республиканской научно-практической конференции. Уфа: Изд. БГМУ, 2000. с. 175−178.
    118. Проблема человека: опыт системного осмысления. Владивосток: Дальнаука, 1997.- 145 с.
    119. А. Познавая себя (Сценарий социально-психологического тренинга) // Прикладная психология и психоанализ. 1998. № 4, с.50−55.
    120. Н.С. Психологический смысл труда. М.: Изд. ИПП, 1997. -352 с.
    121. Психология самосознания: Хрестоматия. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2000.- 672 с.
    122. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1996- 440 с.
    123. JI. Лонгитюдное исследование ориентации на будущее у подростков // Психология личности и образ жизни / Отв.ред. Шорохова E.B. -М.: Наука, 1987. с.153−158.
    124. Д. Планетаризация сознания. От индивидуального к целому. — М.: REFL-book, К.: Ваклер, 1995.- 304 с.
    125. A.A. Философия: Курс лекций. М.: Владос, 1995.- 304 с.
    126. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: «Прогресс», «Универс», 1994.- 480 с.
    127. С.Л. Бытие и сознание. М.: Наука, 1957.- 328 с.
    128. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999.720 с.
    129. Г. В. Путь к новым смыслам. М.: Гнозис, 1993.- 367 с.
    130. С. Философия смерти. СПб.: СПИКС, 1994.- 317 с.
    131. H.A. Новое в исследовании сущности природы и здоровья человека // Вестник МГУ. Серия: Философия. № 4, с. 78.
    132. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. Ядова В. А. Л.: Наука, 1979.- 264 с.
    133. М. Айкидо и гармония в природе. К.: София, 1999.- 304 с.
    134. В.Ф. Методы диагностики личности школьника: Учебное пособие. 4.1. Уфа: Изд. БГПИ, 1991.- 157 с.
    135. В.Ф. Психология самоопределения личности: Учебное пособие к спецкурсу. Свердловск: Свердловский пед. институт, 1986.- 141 с.
    136. А.И. Бытие и постижение развивающихся миров. Уфа: Изд-е БашГУ, 1998.- 360 с.
    137. П.В., Ершов П. Н., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. -М.: Наука, 1989.-352 с.
    138. В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. JL: Изд. ЛГУ, 1990.360 с.
    139. Смысл жизни: Антология / Общ.ред. и сост. Н. К. Гаврюшина. М.: Прогресс-культура, 1994.- 591 с.
    140. Смысл жизни в русской философии: Конец XIX начало XX века / Отв. ред. А. Ф. Замалеев. — СПб.: Наука, 1995. — 382 с.
    141. Смысл жизни. Диалог мировоззрений: Материалы симпозиума. Н. Новгород: Изд. Волго-Вятского кадрового центра, 1998. — 128 с.
    142. Смысл жизни: Опыт философского исследования: Сб. ст. М.: Изд-во РАУ, 1992.- 146 с.
    143. Смысл жизни: Поиск и созидание (тематический сборник) / Отв.ред. В. Н. Финогентов. — Уфа, 1997.- 112 с.
    144. Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов B.C., Филатов В. П. М.: Политиздат, 1991.- 414 с.
    145. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: 1995.511 с.
    146. А.И. Жизнь как онтологическая игра и путь спасения. СПб.: Новый журнал, 1997.- 128 с.
    147. Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989 — 398 с.
    148. П.А. Смысл жизни человека: философско-концептуальный анализ / Дис. канд.филос.наук Уфа: 2000.- 168 с.
    149. Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К.Юнга. -М.: 1994.-183 с.
    150. Ч. Практика внимательности в повседневной жизни. М.: Изд. Трансперсонального Института, 1996.- 240 с.
    151. П. Избранное: Теология культуры. М.: Юрист, 1995.- 479 с.
    152. В.А. Профессиональная этика в психиатрии // Российский психиатрический журнал. 1997, № 11, c. l 1.
    153. В.Ю., Тихоплав Т. С. Физика веры. СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2001.256 с.
    154. E.H. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. — 432 с.
    155. H.H. Время человеческого бытия. М.: Наука, 1987.- 256 с.
    156. H.H. О смысле жизни и смерти. М.: Россиэн, 1996.- 382 с.
    157. В.П. О смысле жизни. JI.: Лениздат, 1961.- 47 с.
    158. В.П. Природа. Цивилизация. Человек. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.128 с.
    159. А.Н. Избранные работы по философии / Сост. И. Т. Касавин, общ.ред. М. А. Кисселя -М.: Прогресс, 1990 717 с.
    160. Е.А. Сверхсознание. Техники интеграции, саморазвития и целительства в измененных состояниях сознания. М.: 1993.- 143 с.
    161. Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М.: Наука, 1992.-251 с.
    162. Феномен человека: Антология / Сост. П. С. Гуревич. М.: Высшая школа, 1993.- 347 с.
    163. В.Н. ". .И ропщет мыслящий тростник". Уфа: Изд. УТИС, 2000.-182 с.
    164. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому / Под ред. Дубровиной И. В. М.: Педагогика, 1987.- 184 с.
    165. С.Л. Духовные основы общества. М.: 1992. с. 16−17.
    166. С.Л. Сочинения. М.: Изд-во «Правда», 1990.- 608 с.
    167. В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. — СПб: Речь, 2000.- 286 с.
    168. В. Человек в поисках смысла: Сборник. М.: Прогресс, 1 990 368 с.
    169. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. — 456 с.
    170. И.Т. О смысле жизни. О смерти и бессмертии человека. М.: 1985.35 с.
    171. И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1989.- 559 с.
    172. И.Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии. Обобщения. М.: Политиздат, 1983.- 350 с.
    173. Э. Душа человека. М.: Республика, 1992.- 430 с.
    174. Э. Иметь или быть/ Общ.ред. В. И. Добренькова. М.: Прогресс, 1990.- 320 с.
    175. Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992 253 с.
    176. М. Разговор на проселочной дороге: Избранные статьи позднего периода творчества. М.: Высшая школа, 1991.- 192 с.
    177. Ю.М. Этюды философских идей и мыслей. М.: ВУНМЦ, 1998. 268 с.
    178. Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997 — 608 с.
    179. Человек в научной картине мира: Тезисы докладов. Уфа: Изд-во БГУ, 1989.- 123 с.
    180. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти, бессмертии. Древний мир эпоха просвещения. — М.: Политиздат, 1991. -462 с.
    181. Человек. Общество. Образование: Межвузовский сборник. Уфа: Изд. БГУ, 2000.- 142 с.
    182. П.Т. Феномен человека. М.: Наука, 1987 — 240 с.
    183. JI.А. Концепция образования исторически нового типа: методологический аспект: Препринт. Уфа: Изд-во УГАТУ, 1997.- 50 с.
    184. Э. Анти-Карнеги, или человек манипулятор. — М.: 1994.- 128 с.
    185. .Г. Мадэализм концепция мировоззрения III тысячелетия: (Заметки по поводу модернизации физической теории). — Минск: 1 997 176 с.
    186. Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1979.- 152 с.
    187. Юнг К. Г. Аналитическая психология. СПб.: МЦНК и Т «Кентавр», Институт Личности ИЧП «Палантир», 1994.- 136 с.
    188. К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994.- 527 с.
    189. Adler A. What life should mean to you. London: George Allen and Unwin, 1980 -300 p.
    190. J. P. (1956). Being and Nothingness. New York: Philosophical Library.
    191. The Meaning of Life. New Jersy, 1980.
    192. P. (1952). The Courage to Be. New Haven, CT: Yale University Press.
    193. Vivekananda S. The Complete Works., Vol. VIII, p. 236.
    Заполнить форму текущей работой