Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Конфликтные ситуации в подростковом возрасте

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Еще одна причина, влияющая на резкое возрастание числа конфликтов в подростковом возрасте, обусловлена резким расширением круга общения учащегося с педагогами. Если в младших классах работают с детьми всего один-два учителя, то в средних их число увеличивается. Разные стили поведения педагогов, разное отношение к школьникам, разный уровень профессионализма и квалификации начинают требовать… Читать ещё >

Конфликтные ситуации в подростковом возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Подростковый возраст, по единому мнению как психологов, так и педагогов, вполне заслуженно считается одним из самых сложных именно в плане обострения в системе межличностных отношений «подросток — взрослый» (педагог, родитель, воспитатель). Принято считать, что это в первую очередь обусловлено кардинальным изменением отношения подростка к самому себе и миру. Восприятие себя как личности, равной, по большому счету, взрослым, и в то же время стремление подтвердить собственную взрослость, доказать свою самостоятельность и независимость достаточно часто могут приводить к возникновению противоречий с учителем, мнение которого в начальных классах безоговорочно считалось окончательным и не подвергалось сомнению. Кроме этого, формирование собственной системы оценок и ценностей, потребность иметь личную точку зрения играет не последнюю роль в некоторых случаях в создании детьми среднего школьно возраста конфликтных ситуаций.

На особенности переживания конфликта подростком может оказывать существенное влияние и характерный для него тип общительности. В. И. Журавлев, например, выделяет три таких типа.

  • 1. Школьник-отшельник — склонен к одиночеству, контакты с ровесниками для него утомительны, предпочитает собственное общество. В случае возникновения конфликта ему достаются все стрессовые воздействия, потому что близких друзей, с которыми он мог бы поделиться своими переживаниями, у него нет.
  • 2. Школьник, склонный к парному типу общительности. Ярко выражена потребность в надежном друге (подруге).
  • 3. Школьники, склонные к групповой общительности. Из них формируются стихийные подростковые объединения, обычно по месту жительства. В конфликтных ситуациях у двух последних типов выше уровень психологической защиты от стрессов, потому что имеется мощная поддержка со стороны друзей.

Еще одна причина, влияющая на резкое возрастание числа конфликтов в подростковом возрасте, обусловлена резким расширением круга общения учащегося с педагогами. Если в младших классах работают с детьми всего один-два учителя, то в средних их число увеличивается. Разные стили поведения педагогов, разное отношение к школьникам, разный уровень профессионализма и квалификации начинают требовать от подростка более высокой адаптивности по сравнению с начальной школой, что не только сложно само по себе, но и может восприниматься как угроза своему «образу Я».

Конфликты в сфере дисциплины могут часто происходить по вине подростков, не умеющих сдерживать свою энергию во время уроков или просто желающих навредить «нелюбимому» учителю. Но следует помнить и о том, что их причиной вполне может являться низкая профессиональная компетентность педагога, неумение организовать работу класса, неправильное построение воспитательных воздействий, связанное с плохим учетом возрастных особенностей школьников. Существенно и то, что в роли противостоящей педагогу стороны конфликта может выступать как отдельный ученик, так и целый класс.

Широко распространенной причиной возникновения педагогических конфликтных ситуаций является процесс оценивания знаний, умений и навыков подростков. Для педагога (воспитателя) в подростковых классах это усложняется не только тем, что по сравнению с младшим возрастом у детей возрастает критичность, появляется способность самостоятельно анализировать уровень ответа. Новым здесь является уже то, что, сравнивая действия разных учителейпредметников, школьники вполне могут самостоятельно использовать принципы выставления оценок одного из них в качестве некого критерия. Если же выявленные критерии оценивания учителями знаний, умений и навыков подростков значительно отличаются, то это может привести не только к конфликту в системе отношений «учитель — школьник», но и «учитель — учитель». Отсутствие единых требований к выставлению отметок чревато конфликтом.

Также провоцирующую роль могут играть категоричность оценивания, отказ учителя объяснить, почему была поставлена эта оценка, а не другая, колебания при выставлении оценок, установка завышенно оценивать отличников независимо от реального качества ответа и т. п.

Естественно, еще большую остроту в подростковом возрасте приобретают конфликты, связанные с бестактностью учителей, неэтичностью их поведения, отсутствием индивидуального подхода. В подростковых классах намного чаще по сравнению с начальной школой можно наблюдать меры физического воздействия на учащихся, к которым прибегают учителя, не сумев добиться требуемого словами.

На основании опроса подростков относительно того, чего больше всего они опасаются в школе, В. И. Журавлевым было установлено, что чаще всего боятся: определенных учителей; внезапного опроса на некоторых уроках; получения отрицательных оценок; придирок учителей; оказаться посмешищем для одноклассников; неприязни со стороны товарищей и т. д.

Все это может быть причиной достаточно серьезных конфликтов и соответственно негативных переживаний. Исходя из всего вышесказанного, понятна значимость для учителя высокого уровня профессионализма, знание психологических особенностей подростков, умение выходить из конфликтных ситуаций на основе наработанных моделей поведения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой