Философско-филологическая концепция тела в работах В. В. Розанова, Ф. Ницше и М. М. Бахтина
Для исследования нами выбраны концепции тела и телесности В. В. Розанова, Ф. Ницше и М. М. Бахтина. Данный выбор обусловлен тем обстоятельством, что между идеями именно этих трех мыслителей прослеживается четкая логическая связь, которую можно представить в виде диалектического треугольника: тезис (Розанов) — антитезис (Ницше) — синтез (Бахтин). Мы начинаем наш анализ именно с Розанова, несмотря… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема тела и пола и специфика ее постановки в культуре Серебряного века
- 1. Понятие тела, телесности и плоти
- 2. Трактовки тела в истории философии
- 3. Тело в русской культуре Серебряного века
- 3. 1. Концепция тела в трудах B.C. Соловьева
- 3. 2. Концепция тела в трудах H.A. Бердяева
- 3. 3. Концепция тела у Д.С. Мережковского
- 1. В.В. Розанов: концепция «родового тела»
- 1. 1. Соотношение души и тела- связь тела и литературного творчества
- 1. 2. Концепция пола
- 1. 2. 1. Пол и Бог, жизнь и христианский аскетизм
- 1. 2. 2. Пол в родовом аспекте: проблемы любви и брака, семьи
- 1. 2. 3. Пол в личностном аспекте: духовные содомиты и культура
- 2. 1. Рождение Диониса из духа антихристианства
- 2. 2. Тело в «Так говорил Заратустра»
- 2. 2. 1. Два образа тела. Тело становящееся и тело законченное
- 2. 2. 2. Два состояния тела: здоровье и болезнь
- 2. 3. Состояния тела и эстетические ценности
- 1. Тело внутреннее и тело внешнее
- 2. Гротескное тело
Философско-филологическая концепция тела в работах В. В. Розанова, Ф. Ницше и М. М. Бахтина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблема тела и телесности, взятая в ее гуманитарном аспекте, обычно обсуждается в философии или культурологии. Но не следует забывать, что и философские концепции тела отчасти исходят из образного постижения тела в литературном творчестве, а также из интерпретации телесной образности в литературно-критических текстах. Например, у Д. С. Мережковского нет общей философской концепции тела, однако его представление о значении тела и телесности можно реконструировать на основе такого его литературно-критического текста, как «Л. Толстой и Достоевский». Л. Н. Толстой обращается к проблеме телесности, к занимающему его вопросу о значении животного начала в человеке, в литературно-художественном творчестве (например, «Крейцерова соната»). Равным образом и в литературно-художественном творчестве Ф. М. Достоевского мы встречаем обсуждение философско-религиозной проблемы соотношения духа и плоти.
Эти и подобные им факты доказывают, что философия и литература в своем развитии тесно соприкасаются, зависят друг от друга: постоянная взаимосвязь этих двух областей духовной деятельности может принимать форму не только полемики, фиксирующей разногласия и противоречия, но и полного согласия.
Постоянная взаимосвязь философского, литературно-художественного, литературно-критического и литературоведческого дискурсов очевидным образом проявляется в творчестве трёх авторов, которые являются основным объектом нашего анализа, — В. В. Розанова, Ф. Ницше и М. М. Бахтина. Так, Розанов, обсуждая проблему тела и пола, часто апеллирует к литературным произведениям, но также и полемизирует с религиозными философами. Бахтин (чья концепция тела обнаруживает влияние как русских религиозных философов, так и идеи Розанова о родовом теле), с одной стороны, ставит вопрос о значении тела в эстетической деятельности, выступая как философ, а с другой стороны — разъясняет особенности гротескного тела, когда анализирует роман Франсуа Рабле, выступая как литературовед. Что же касается Ницше, то его концепция тела, отчасти изложенная в литературно-поэтической форме («Так говорил Заратустра») и использующая по сути литературный материал (древнегреческая трагедия и др.), направлена против традиций западной метафизики и христианства. Таким образом, у всех трёх авторов концепции тела формируются на границе философии и литературы.
Собственно филологический и философский аспекты в вышеупомянутых концепциях образуют глубокое единство: при этом философское обоснование феномена тела, с одной стороны, бывает подкреплено литературным материалом, а с другой, само служит основой для филологического — в частности, поэтологического — применения концептов тела и телесности. Выдвигая утверждение о философско-филологическом характере анализируемых нами концепций тела, мы опираемся на тот факт, что европейская поэтика на протяжении всей своей истории ориентировалась на философские теории. Как замечает Н. Д. Тамарченко, «европейская поэтика в ходе своей истории неоднократно выступала в тесном и вполне добровольном союзе с философией. Это было и в момент её рождения (у Платона и Аристотеля), и на рубеже ХУ1П-Х1Х веков (у Гете и Шиллера, Шеллинга и Гегеля) и, наконец, в эпоху символизма"1.
Тесный союз филологии и философии особенно ясно проявил себя в конце XIX — начале XX вв. И русская религиозная философия рубежа веков, и в определенной мере европейская философская традиция, служившая в этой области опорой для национальной мысли, были не только сконцентрированы на проблемах философии культуры и эстетики, но также чрезвычайно близки.
1 Тамарченко Н. Д. «Эстетика словесного творчества» М. М. Бахтина и русская философско-филологическая традиция. М., 2011. С. 12. собственно филологической и, в частности, литературоведческой науке и ее проблематике. Тенденция к сближению (почти сращению) философии с филологией обнаруживает себя «у Ницше, Вяч. Иванова и Андрея Белого, оказавших на Бахтина наиболее непосредственное и сильное влияние"2.
Для исследования нами выбраны концепции тела и телесности В. В. Розанова, Ф. Ницше и М. М. Бахтина. Данный выбор обусловлен тем обстоятельством, что между идеями именно этих трех мыслителей прослеживается четкая логическая связь, которую можно представить в виде диалектического треугольника: тезис (Розанов) — антитезис (Ницше) — синтез (Бахтин). Мы начинаем наш анализ именно с Розанова, несмотря на то, что исторически Ницше ему предшествует. Выдвигая свою идею родового тела как автономного самоценного начала, Розанов критикует аскетизм Нового завета, но утверждает ветхозаветный культ плодородия и подчеркивает тесную связь пола с Богом. У Ницше, как атеиста, выдвижение принципа телесности (культ «дионисийского» тела), напротив, сопряжено с отрицанием Бога: он отбрасывает религиозную (в том числе и христианскую) систему ценностей, которая провозглашает потустороннюю вечную жизнь. В концепции тела у Бахтина духовное начало (в том числе христианство, критикуемое и Розановым, и Ницше) и телесное (народная культура) не исключают, а дополняют друг друга. Таким образом, бахтинское понимание тела синтезировало элементы концепций тела, выдвинутых Розановым и Ницше: можно сказать, что в бахтинском гротескном теле как бы «встречаются» розановское «родовое тело» и ницшеанское «дионисийское тело».
Именно этим логическим движением (от утверждения телесности и Бога, но лишь ветхозаветногок утверждению телесности, но ценой отрицания Богаи, наконец, — к синтезу религиозных ценностей и «народной культуры») определяется структура данной работы. Мы рассматриваем концепции тела у.
В.В. Розанова и Ф. Ницше в одной главе (а именно, во второй), поскольку трактовки тела у обоих мыслителей имеют в своей основе критику христианства. В отдельной (третьей) главе мы будем рассматривать концепцию тела у М. М. Бахтина как синтез, преодолевающий ограниченность этих двух подходов. Итак, порядок «Розанов — Ницше — Бахтин», как выше нами отмечено, скорее логический (тезис — антитезис — синтез), а не исторический.
Актуальность темы
исследования обусловлена тем, что проблематика телесности, разрабатывавшаяся В. В. Розановым, Ф. Ницше и М. М. Бахтиным, приобрела особую значимость в пространстве современных философии и филологии (литературоведения). В наши дни проблема тела человека становится поистине междисциплинарной, к ней подключились не только, как ранее, естественные науки (физиология, биология и др.), но и многие гуманитарные науки — философия, социология, антропология, культурология и, конечно, филология. В контексте этого обширного междисциплинарного комплекса исследований телесности философско-филологическое его ответвление обладает своеобразием, которое особенно ясно проявилось в изучаемых нами концепциях Розанова, Ницше и Бахтина. В то же время эти концепции обнаруживают и мощный универсальный потенциал, они активно дискутируются в философии, культурологии и антропологии.
Актуальность исследования определяется, далее, необходимостью осмыслить вышеуказанные концепции тела и телесности в общем контексте культуры рубежа веков (и Серебряного века). Учет этого общего историко-культурного контекста, собственно, и позволит нам корректно сопоставить философско-филологические концепции тела данных авторов.
Отечественными литературоведами концепции тела и телесности вышеуказанных авторов вообще мало изучены. Этот вопрос интересует.
3 Что касается Розанова, то, как отмечает Н. Д. Тамарченко, не удивительно, что среди статей о темах творчества Розанова, которым посвящена вторая часть «Розановской энциклопедии», прежде всего философов, культуролологов и психологов, которое анализируют представления о телесности методами и в контексте своих научных дисциплин4. Тем более не проведено до сих пор и полное сопоставление философско-филологических концепций тела В. В. Розанова, Ф. Ницше и М. М. Бахтина. Существуют сравнительные исследования воззрений Бахтина и Ницше, затрагивающие отчасти и интересующую нас тему (И. Войцкая, Е. А. Полякова, Х. М. Гюнтер, А. Я. Кожурин, К. Я. Кожурин, А. Л. Крон, Дж. М. Кёртис, Э. Мазур-Матусевич) 5. Большинство исследователей обращает отсутствует статья «Тело» (но есть статья «Душа»), хотя слово «тело» появляется неоднократно в статье «Пол» Также в комментариях и приложении «Творчества Франсуа Рабле и народной культуры средневековья и Ренессанса» не анализируется особо концепция тела у Бахтина См Тамарченко Н. Д «Эстетика словесного творчества» ММ Бахтина и русская философско-филологическая традиция М, 2011 С 3 4, Бахтин М. М Собр соч Т 4(2) M, 2010.
4 См Круткин. В. Л Ценностное осмысление человеческой телесности в работах ММ Бахтина // Философия ММ Бахтина и этика современного мира Саранск, 1992 Круткин. В. Л Онтология человеческой телесности (философские очерки) Ижевск, 1993 Быховская И. М Тело в образе мира, мир в образе тела развитие представлений о смысле ценности тела человека//Наука о культуре Итоги и перспективы М, 1994 вып 4 МасчовР. В Телесность человека Онтологический и аксиологический аспекты дис док философских наук Саратов, 2005 Маслов Р. В Проблема телесности в русской философской традиции (П Флоренский, С Франк, В Розанов, H Бердяев, И Ильин, В Соловьев) // Изв Сарат ун-та Новая сер Сер Философия Психология Педагогика 2006 Т 6, вып ½ Иванов А. А Телесность в структуре культурных универсалий аполлонического и дионисийского Дис кан культурол наук Комсомольск-на-Амуре, 2005 Иванов А. А Преображенное тело в повседневной культуре Серебряного Века театральность и трансгрессия // Психология телесности теоретические и практические исследования Пенза, 2009 Эткинд, А Эрос невозможного История психоанализа в России М, 1994 Эткинд, А Содом и Психея Очерки интеллектуальной истории Серебряного века М, 1996 Эткинд, А Хлыст Секты, литература и революция М, 1998 Косарев А. М Проблема эроса в русской философии (Соловьев, Розанов, Бердяев) М, 1997 Подорога В. А Выражение и смысл Ландшафтные миры философии Киркегор Ницше Хайдеггер Пруст Кафка М, 1995.
Войцкая И Бахтин и Ницше // Фридрих Ницше и русская религиозная философия Переводы, исследования, эссе философов «серебряного века» В 2 т Минск-М, 1996 Т 1 Полякова Е. А «Эстетическое завершение» К вопросу о сопоставлении философской эстетики Ницше и Бахтина // Вестник РГТУ 2011 № 7 Crone Anna Lisa «Nietzschean, All Too Nietzschean? Rozanov’s Anti-Christian Critique» //Nietzsche in Russia Princeton, 1986 Curtis J. M. «Michael Bakhtin, Nietzsche, and Russian Pre-Revolutionary Thought» Nietzsche in Russia Princeton, 1986 Гюнтер Х. М. Бахтин и «Рождение трагедии» Ф Ницше // Диалог Карнавал Хронотоп 1992 № 1 Кожурин А. Я., Кожурин К. Я Проблема телесности в философии Ф Ницше и В В Розанова // Изв Санкт-Петерб Ун-та экономики и финансов СПб, 1999 № 4 Ma/usevich Y. M Nietzsche’s Influence on Bakhtin’s Aesthetics of Grotesque Realism // внимание прежде всего на идейную близость в философии или в эстетике этих двух мыслителей (Войцкая, Полякова, Гюнтер, Крон, Кёртис), проблема же телесности рассмотрена А. Я. Кожуриным и К. Я. Кожуриным. Последние, утверждая, что в основе ницшеанского переосмысления всех прежних европейских ценностных иерархий лежит позитивная валоризация понятий «жизни» и «тела» (то есть «живого тела»), в то же время сравнивают ницшеанское понимание тела с розановскими «апофеозом телесности» или «делами плоти». Необходимо отметить, что исследователи отмечают связь философских воззрений этих двух мыслителей с интерпретацией тела у Бахтина6.
Существует единственная сравнительная работа, посвященцая сопоставлению концепций тела у этих трех авторов. Н. Д. Тамарченко, усматривая главную особенность бахтинского гротескного тела в присущем ему качестве родового тела, прослеживает традицию идеи родового тела в русской и европейской культуре на рубеже веков (в конце XIX и в начале XX-ого века), когда тело и телесная жизнь, в особенности жизнь половая, резко противопоставлялись духовности в ее христианской трактовке, принижающей телесное начало и накладывавшей на него соответствующие запреты7. Считая, что посредствующим звеном между Розановым и Бахтиным в их трактовке родового тела был Зигмунд Фрейд, Н. Д. Тамарченко отмечает и тот факт, что и В. В. Розанов, и Фрейд находились под влиянием Ницше.
Из этой ситуации можно заключить, что хотя проблематика телесности в теоретических построениях каждого из упомянутых мыслителей неоднократно затрагивалась в отечественном литературоведении, пока не существует ни подробного системного анализа их концепций в контексте как европейских.
Comparative Literature and Culture 11.2(2009).
6 Кожурин А. Я., Кожурин К. Я. Проблема телесности в философии Ф. Ницше и В. В. Розанова //Изв. Санкт-Петерб. Ун-та экономики и финансов. СПб., 1999. № 4. С. 149.
7 Тамарченко Н. Д. «Эстетика словесного творчества» М. М. Бахтина и русская философско-филологическая традиция. М., 2011. теоретических (философско-религиозных, эстетических) представлений о теле и телесности, так и дискуссий о теле в России рубежа XIX—XX вв., ни развернутого сопоставления теорий данных трех мыслителей.
Поэтому целью настоящей работы становится выделение из теоретических построений В. В. Розанова, Ф. Ницше и М. М. Бахтина концепций тела и телесности, подробный системный анализ этих концепций в философско-религиозном и филологическом контексте, как общеевропейском, так и русском, а также сопоставление вышеуказанных концепций. Предметом исследования являются литературно-эстетические и философские концепции Розанова, Ницше, Бахтина. Объектом является концепция тела и телесности как элемент в общей теоретической конструкции литературно-эстетических учений указанных мыслителей. Из поставленной цели вытекают следующие задачи исследования: выделить основные трактовки понятия тела в истории европейской философиивыделить основные трактовки понятия тела в культуре Серебряного века (на основе работ B.C. Соловьева, H.A. Бердяева и Д.С. Мережковского) — проанализировать концепцию тела в работах В. В. Розанова, Ф. Ницше и М. М. Бахтина в контексте соответствующих общеевропейской и русской традиций понимания тела и телесностина основании проведенного анализа выявить соотношение концепций тела у вышеуказанных авторов.
В основе методики исследования — сочетание диахронического и синхронического подходов к изучаемой проблеме. Выбор данной методологической позиции обусловлен тем, что диахронический подход позволяет поместить изучаемые явления в широкий контекст истории философии (и культуры), в то время как синхронический подход позволяет выявить своеобразие концепций тела у трех авторов на фоне современной им русской культуры.
Методологической базой исследования служат как книга Н. Д. Тамарченко «Эстетика словесного творчества» М. М. Бахтина и русская философско-филологическая традиция", в которой обоснована эстетическая значимость проблемы тела и телесности в русской философско-филологической мысли рубежа XIX — XX веков, поставлен вопрос о необходимости сопоставления концепций тела крупнейших русских мыслителей и современных им европейских философов и эстетиков, прежде всего Ф. Ницшетак и работы Дж. М. Кёртиса, X. Гюнтера, А. Я. Кожурина, К. Я. Кожурина, Э. Мазур-Матусевич, которые посвящены сравнению идей и теорий трех анализируемых нами авторов.
Источники. Основные источники — произведения трех анализируемых нами авторов, в котором обсуждается проблема тела человека: «Люди лунного света. (Метафизика христианства)» (1909), «Семья как религия» (1903), «Уединенное» (1912), «Опавшие листья» (1912;1913) В.В. Розанова- «Рождение трагедии или эллинство и пессимизм» (1872), «Так говорил Заратустра» (1883), «Веселая наука» (1882−1887), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Воля к власти» Ф. Ницше- «Искусство и ответственность» (1919), «Автор и герой в эстетической деятельности» (1923;1924), «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» (1965) М. М. Бахтина. Для сопоставительного контекста нами использованы также книги религиозных философов, обсуждающие проблему пола и любви: «Оправдание добра» (1897), «Жизненная драма Платона» (1898), «Смысл любви» (1892−1893) B.C. Соловьева- «Метафизика пола и любви» (1907), «Самопознание (Опыт философской автобиография)» (1949), «Смысл творчества» (1916) H.A. Бердяева- «Л. Толстой и Достоевский» (1901;1902) Д. С. Мережковского.
Новизна исследования состоит в том, что: на основе анализа литературоведческих, литературно-критических, философско-эстетических текстов В. В. Розанова, Ф. Ницше и М. М. Бахтина выделены и системно изложены их концепции тела и телесностивышеуказанные концепции помещены в контекст общего исторического развития идеи тела в европейской философии (и культурологии) и в русской культуре Серебряного векавыделены два противоположных понимания тела и телесного бытия человека в культуре Серебряного Века. Первое из них, изложенное в трудах религиозных философов (B.C. Соловьев, H.A. Бердяев, Д.С. Мережковский), акцентирует духовное и личностное начало, оставляя телесному подчиненное значениедругое, развитое в работах В. В. Розанова, делает акцент на телесном и родовом (однако при этом розановское тело и пол обнаруживает не только родовые, но и личностно-индивидуальные моменты) — выявлено значение концепции тела Ф. Ницше для русской философско-эстетической традициираскрыта эволюция концепции тела в работах М. М. Бахтина, показано различие трактовок тела в его раннем («Автор и герой в эстетической деятельности) и позднем творчестве («Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса»), При этом также разъясняется преемственная связь между идеями этико-эстетического индивидуального тела (обоснованной в работе «Автор и герой.») и народного коллективного тела («Творчество Рабле.»).
Апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих работах: Ким Мин А. Концепция Бога, пола, быта и писателя у В. В. Розанова (по произведениям «Уединенное» и «Опавшие листья») // Слово. Грамматика. Речь: Сборник научно-методологических статей по преподаванию РКП. Вып. XII. М.: Издательство Московского университета, 2010 (188−195) — Ким Мин А. Брак и семья и В.
Розанова и Д. Мережковского (Две интерпретации «Крейцеровой сонаты» и «Анны Карениной» Л. Толстого) // Вестник РГГУ. М., 2012. № 18 (98). (124 134).
Структура диссертации. Диссертация включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы. В первой главе рассматриваются интерпретации понятия тела, телесности и плоти в философско-религиозных учениях различных эпох, в культуре Серебряного века, а также в современной гуманитарной мысли. Во второй главе рассматриваются концепции тела у В. В. Розанова и Ф. Ницше, выдвинутые на фоне эпохального мировоззренческого сдвига — кризиса христианства. Третья глава посвящена анализу понятия тела у М. М. Бахтина в его работах «Автор и герой в эстетической деятельности» и «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса». В заключении сопоставляется концепции тела у Розанова, Ницше и Бахтина, выявляются их общие черты и различие.
1. Розанов В. В Собр соч Последние листья М, 2000 С 101 Далее этот источник цитируется по данному изданию.
2. Розанов В. В Уединенное Цит изд С 329 Розанов много пишет о боли души, но при этом для него она «самое дорогое», так как через боль происходит соединение души с Богом, обращение к религии.
3. Розанов. В. В Сахарна М, 1998 С 225 Далее этот источник цитируется по данному изданию.
4. Розанов В. В Уединенное Цит изд С 46.
5. Бердяев H.A. О «вечно бабьем» в русской душе // В В. Розанов: PRO ЕТ CONRA. СПб., 1995. Кн. П. С. 41.
6. Фатеев В. А. Раздел «душа» //Розановская энциклопедия. М., 2008. С. 1443.
7. Розанов В. В. Собр. соч. В мире неясного и нерешенного. М., 1995. С. 297.
8. Розанов В. В. Апокалипсис нашего времени. Цит. изд. С. 37.
9. Розанов В. В. Собр. соч. Среди художников. М., 1994. С. 39.
10. Розанов В. В. Опавшие листья. Цит. изд. С. 392.
11. Розанов В. В. Собр. соч. В темных религиозных лучах. Русская церковь и другие статьи. М., 1995. С. 337.
12. Розанов В. В. Религия. Философия. Культура. М., 1992. С. 240.
13. Берштейн Е Трагедия пола две заметки о русском вейнингерианстве // НЛО 2004 № 65 Об идеологических связях между Вейнингером и Розановым см Энгепыитейн Л. Ключи счастья Секс и поиски путей обновления России на рубеже XIX—XX вв.еков М, 1996.
14. Сарычев Я. В Раздел «пол"//Розановская энциклопедия М, 2008 С 1850.
15. Розанов В. В. Люди лунного света. Цит. изд. С. 23.
16. Розанво В. В. Собр. соч. О писательстве и писателях. М., 1995. С. 656.
17. Розанов В. В. Опавшие Листья. Цит. изд. С. 297.187 Там же. С. 324.
18. Розанов В. В. Опавшие Листья. Цит. изд. С. 545.
19. Розанов В. В Люди лунного света Цит изд С 23.
20. Розанов В. В Люди лунного света Цит изд С 53.
21. Розанов В. В. Люди лунного света. Цит. изд. С. 59−60.
22. Розанов В. В. Уединенное. Цит. изд. С. 151.
23. Розанов В. В. Религия. Философия. Культура. М., 1992. С. 205.
24. Розанов В. В. В мире неясного и нерешенного. Цит. изд. С. 64.
25. Розанов В. В. В мире неясного и нерешенного. Цит. изд. С. 127.
26. Розанов В. В. Люди лунного света. Цит. изд. С. 90.
27. Записки Петербурских религиозно-философских собраний 1901;1903. М., 2005. С. 215.2,0 Там же. С. 217.
28. Записки Петербургских религиозно-философских собраний 1901;1903. М., 2005. С. 248.
29. Розанов В. В. Семья как религия // Русский эрос или философия любви в России. М., 1991. С. 121.216 Там же. С. 124.
30. Розанов В. В. Сахарна. Цит. изд. С. 8.
31. Розанов В. В. Уединенное. Цит. изд. С. 72.
32. Розанов В. В. В мире неясного и нерешенного. Цит. изд. С. 159.
33. Розанов В. В. Религия. Философия. Культура. М., 1992. С. 166.
34. Розанов В. В. Религия и культура // Розанов В. В. Соч. В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 200−201.
35. Розанов В. В. Люди лунного света. Цит. изд. С. 118.
36. Розанов В. В. В темных религиозных лучах. М., 1995. С. 324.
37. Розанов В. В. Люди лунного света. Цит. изд. С. 34.
38. Розанов В. В. В мире неясного и нерешенного. Цит. изд. С. 22.239 Там же. С. 24.
39. Розанов В. В. Люди лунного света. Цит. изд. С. 44.
40. Розанов В. В. Религия и Культура. Цит. изд. С. 201−203.
41. Толстой Л. Н. Воскресение // Толстой Л. Н. Собр. соч: В 22-х т. М.: Художественная литература, 1983. Т. 13. С 324.
42. Розанов В. В. В мире неясного и нерешенного. Цит. изд. С. 24.
43. Ницше Ф. Сумерки идолов. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 568. Далее этот источник цитируется по данному изданию.
44. Нщгие Ф. Веселая наука. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 494. Далее этот источник цитируется по данному изданию.254 Там же.255 Там же.
45. Scott Lash. Genealogy and the Body: Foucault / Deleuze / Nietzsche // Theory, Culture & Society. 1994. Vol. 2, № 2. P. 10.
46. Ницше Ф. Сумерки идолов. Цит. изд. С. 622.
47. Рождение Диониса из духа антихристианстваВ предисловии к книге «Рождении трагедии, или эллинство и пессимизм» Ницше говорит о цели книги следующее: «взглянуть на науку под углом зрения263художника, на искусство же под углом зрения жизни.». Этот тезис.
48. Синеокая Ю. В. Влияние философии Ф. Ницше на творчество мыслителей Российскогорелигиозного возрождения рубежа XIX XX веков. Философия в России. М., 1994. С. 104. 61 Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Цит. изд. С. 240.262 Там же.
49. Войцкая И. Бахтин и Ницше // Фридрих Ницше и русская религиозная философия: Переводы, исследования, эссе философов «серебряного века». В 2 т. Минск-М., 1996. Т. 1. -Режим доступа: http://www.nietzsche.ru/influence/philosophie/bahtin/, свободный.
50. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. II Ницше Ф. Собр. соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 230. Далее этот источник цитируется по данному изданию. (Далее «ТГЗ»).
51. Ницше Ф. ЕССЕ HOMO // Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 743.
52. Хайдеггер М. Ницше. В 2 т. М., 2006. Т. 1. С 48.
53. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Цит. изд. С. 239.
54. ДелёзЖ. Ницше и философия. М., 2004. С. 46.327 ТГЗ. Цит. изд. С. 82.328 Там же. С. 81.329 Там же. С. 132.330 Там же. С. 151.331 Там же. С. 19.
55. Ницше Ф. Воля к власти. М., 2005. С. 342.341 ТГЗ. Цит. изд. С. 167.
56. Галъцева Р., Роднянская И. Реальное дело художника (Положительная эстетика Владимира Соловьева и взгляд на литературное творчество) // Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М., 1991. С. 18.
57. Бахтин Л/.А/ Искусство и ответственность // Бахтин М. М Собр соч М, 2003 Т 1 С 5361 Там же С 6.
58. Рукопись «АГ» не датирована. По словам М.М.Б., «АГ» был написан в Витебске (сообщено С.Г. Бочаровым), т. е., до возвращения в Ленинград. Поэтому обычно «АГ» датируется временем пребывания М.М.Б. в Витебске: с осени 1920 г. по весну 1924 г.
59. Исупов К. Г. Рец. на кн. «Русский Эрос» // Вопросы философии. 1991. № 12. С. 152.
60. Турбин. В. Н. Карнавал. Религия. Политика, теософия // Бахтинский сборник 1. М., 1990. С. 20. По мнению Турбина лишения, голод, болезни это негатив карнавала (антикарнавал).
61. Эмерсон К Против закономерности Соловьев, Шестов, поздний Толстой, ранний Бахтин // Бахтинология СПб, 1995 С 129.
62. Гоготишвили Л. А. Постраничные примечания // Бахтин М. М. Собр. соч. М. 2003. Т. 1. С. 484.
63. Розанов В. В. Люди лунного света. Цит. изд. С. 24−25.
64. БахтинММ. ТФР. Цит. изд. С. 29.
65. Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1 / Аристотель. М.: Мысль, 1976. — 550 с.
66. Бахтин М. М. Искусство и ответственность / М. М. Бахтин. Соб. соч. Т. 1. Философская эстетика 1920;х годов. М.: Языки славянских культур, 2003. -С. 5−7.
67. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности / М. М. Бахтин. Соб. соч. Т. 1. Философская эстетика 1920;х годов. М.: Языки славянских культур, 2003. — С. 69−263.
68. Бахтин М. М. Соб. соч. Т. 4(2). Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура) / М. М. Бахтин. М.: Языки славянских культур, 2010. — 747 с.
69. Бердяев H.A. Эрос и личность: Философия пола и любви / Бердяев H.A. СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2006. — 224 с.
70. Бердяев H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии) / Бердяев H.A. М.: Международные отношения, 1990. — 336 с.
71. Бердяев H.A. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики / H.A. Бердяев. М.: Республика, 1993. — 383 с.
72. Бердяев. H.A. Новое христианство (Д.С. Мережковский) // Д. С. Мережковский: PRO ET CONTRA. СПб.: РХГИ, 2001. — С. 331−353.
73. Бердяев H.A. О «вечно бабьем» в русской душе // В. В. Розанов: PRO ET CONRA. Кн. II. СПб.: РХГИ, 1995. — С. 41−51.
74. Гиппиус 3. Живые лица / 3. Гиппиус. СПб.: Азбука, 2001. — 300 с.
75. Декарт Р. Собр. соч. В 2 т. / Р. Декартсост., ред., вступ. ст. В.. Соколова. М.: Мысль, 1989. — 2 т.
76. Записки Петербургских религиозно-философских собраний 1901;1903. М.: Республика, 2005. — 543 с.
77. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. — 592 с.
78. Мережковский Д. С. JI. Толстой и Достоевский / Д. С. Мережковский. -М.: Наука, 2000.-586 с.
79. Мережковский Д. С. Эстетика и критика: В 2 т. Т. 1. / Д. С. Мережковский. М.: Харьков, 1994. — 670 с.
80. Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом. Пер. с нем. Н. Полилова / Ф. Ницше. Соч. В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. — С. 556−630.
81. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Пер. с нем. Н. Полилова / Ф. Ницше. Соч. В 2 т. Т. 2.-М.: Мысль, 1990. С. 238−406.
82. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Пер. с нем. Ю. М. Антоновского / Ф. Ницше. Соч. В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. — С. 5−237.
83. Ницше Ф. Веселая наука. Пер. с нем. К. А. Свасьяна / Ф. Ницще. Соч. В 2 т. Т. 1.-М.: Мысль, 1990.-С. 491−719.
84. Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм. Пер. с нем. Г. А. Рачинского / Ф. Ницше. Соч. В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. — С. 47−230.
85. Ницше Ф. ЕССЕ HOMO. Пер. с нем. Ю. М. Антоновского / Ф. Ницше. Соч. В 2 т. Т. 2.-М.: Мысль, 1990. С. 693−769.
86. Ницше Ф. Воля к власти. Пер. с нем. Е. Герцык и др. / Ф. Ницше. М.: Культурная революция, 2005. — 880 с.
87. Платон. Диалоги / Платон. М.: Мысль, 1986. — 607 с.
88. Розанов В. В. Листва. В 30 т. Т. 30 / В. В. Розанов. М.: Республика, 2010.-591 с.
89. Розанов В. В. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. В 30 т. Т. 7 / В. В. Розанов М.: Республика, 1996. — 702 с.
90. Розанов В. В. Люди лунного света / В. В. Розанов. Соч. В 2 т. Т. 2. -М.: Правда, 1990. С. 7−194.
91. Розанов В. В. Религия и культура / В. В. Розанов. Соч. В 2 т. Т. 1. М.: Правда, 1990.-С. 17−326.
92. Розанов В. В. Опавшие листья / В. В. Розанов. Соч. В 2 т. Т. 2. М.: Правда, 1990.-С. 277−629.
93. Розанов В. В. Уединенное / В. В. Розанов. М.: Политиздат, 1990. — 543с.
94. Розанов В. В. Последние листья. В 30 т. Т. 11 / В. В. Розанов. М.: Республика, 2000. — 384 с.
95. Розанов В. В. Сахарна. В 30 т. Т. 9 / В. В. Розанов. М.: Республика, 2001.-464 с.
96. Розанов В. В. Среди художников. В 30 т. Т. 1 / В. В. Розанов. М.: Республика, 1994. — 496 с.
97. Розанов В. В. В темных религиозных лучах. В 30 т. Т. 3 / В. В. Розанов. М.: Республика, 1994. — 476 с.
98. Розанов В. В. В мире неясного и нерешенного. В 30 т. Т. 10 / В. В. Розанов. М.: Республика, 1995. — 462 с.
99. Розанов В. В. Религия. Философия. Культура / В. В. Розанов. М.: Республика, 1992. — 400 с.
100. Розанов В. В. Семья как религия // Русский эрос или философия любви в Россиисост. и авт. вступ. ст. В. П. Шестаков М.: Прогресс, 1991. — С. 120−138.
101. Розанов В. В. О писательстве и писателях. В 30 т. Т. 4 / В. В. Розанов. -М.: Республика, 1995. 736 с.
102. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия / B.C. Соловьев. Соч. В 2 т. Т. 1. М.: Мысль. 1988. — 895 с.
103. Соловьев B.C. Жизненная драма Платона / B.C. Соловьев. Соч. В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. — 824 с.
104. Соловьев B.C. Смысл Любви // Русский эрос или философия любви в Россиисост. и авт. вступ. ст. В. П. Шестаков. М.: Прогресс, 1991. — С. 19−76.
105. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика / B.C. Соловьев. М.: Искусство, 1991. — 702 с.
106. Толстой JI.H. Крейцерова соната. В 22 т. Т. 12. // Л. Н. Толстой. М.: Художественная литература, 1982. — С. 123−196.Научная литература.
107. Аверинцев С. С. Бахтин, смех, христианская культура // М. М. Бахтин как философ. М.: Наука, 1992. — С. 7−19.
108. Аверкина Е. И. Фридрих Ницше о здоровье человека // Аспирантский вестник Поволжья. 2009. — № 1−2. — С. 11−15.
109. Александрова Р. И., Вельдяскина Л. И. М. М. Бахтин об ответственности и греховности (размышления о нравственном мире русской крестьянской общине) // Бахтинские чтения. Орел, 1997. — Вы. 2. — С. 86−95.
110. Александрова Р. И. М. М. Бахтин и проблема «души», «духа» // М. М. Бахтин и методология современного гуманитарного знания. Саранск. 1991. -С. 59−60.
111. Андрющенко Е. А. Тайновидение Мережковского // Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. М.: Наука, 2000. — С. 481−518.
112. АНКЕТА «ДКХ» // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1996, 1997. — № 17, № 18, № 19.
113. Баричко Я. Б. Три типа телесности культуры // Челябинский гуманитарий. Научный журнал. Челябинск, 2010. — № 3(12). — С. 97−102.
114. Бахтинский тезаурус: Материалы и исследования: сб. ст. -М.: РГГУ, 1997, — 183 с.
115. Берштейн Е. Трагедия пола: две заметки о русском вейнингерианстве // НЛО. 2004. — № 65. — Режим доступа: http://magazmes.mss.ru/nlo/2004/65/bernl3.html/, свободный. — Загл. с экрана.
116. Богатырева Е. А. М. М. Бахтин: этическая онтология и философия языка // Вопросы философии. 1993. — № 1. — С. 107−114.
117. Бодрийяр Ж. Общество потребления / Жан Бодрийяр. М.: Культурная революция, 2006. — 272 с.
118. Бондарев А. П. АНКЕТА «ДКХ» // Диалог. Карнавал. Хронотоп. -Витебск, 1997. № 3. — С. 6−7.
119. Бонецкая Н. К. М. М. Бахтин в двадцатые годы // М. М. Бахтин: PRO ЕТ CONTRA. В 2 т. Т. 2. СПб.: РХГИ, 2002. — С. 132−202.
120. Бонецкая Н. К. М. М. Бахтин и традиции русской философии // Вопросы философии. 1993. — № 1. — С. 83−93.
121. Бонецкая Н. К. К сопоставлению двух редакций книги М. Бахтина о Достоевском // Бахтинские чтения. Т. I. Витебск, 1996. — С. 26−32.
122. Бонецкая Н. К. Философская антропология М. М. Бахтина // М. М. Бахтин и методология современного гуманитарного знания. Саранск, 1991. -С. 50−51.
123. Бородин В. М. М. М. Бахтин и русская религиозная философия // Бахтинские чтения I. Витебск, 1996. — С. 33−38.
124. Бочаров С. Г. Об одном разговоре и вокруг него // Михаил Михайлович Бахтин, под. ред. В. Л. Махлина. М.: РОССПЭН, 2010. — С. 47−79.
125. Братченко C.JT. Концепция личности: М. Бахтин и психология // М. Бахтин и философская культура XX века. В 2 ч, Ч. 1. СПб., 1991. — С. 66−75.
126. Брылина И. В. Пол как источник жизни: В. В. Розанов, Л. Н. Толстой, М. И. Цветаева // Известия Томского политехнического университета. 2007. — Т. 311, № 7. — С. 98−103.
127. Быховская И. М. Тело в образе мира, мир в образе тела: развитие представлений о смысле и ценности тела человека // Наука о культуре: итоги и перспективы. -М., 1997. Вып. 4. — С. 5−55.
128. Бычков В. В. Русская теургическая эстетика / В. В. Бычков. М.:Ладомир, 2007.-738 с.
129. В. В. Розанов: PRO ET CONTRA. В 2 т. СПб.: РХГИ, 1995. — 2 т.
130. Воронцова И. Русская религиозно-философская мысль в начале XX века. / И. Воронцова. М.: ПСТГУ, 2008. — 424 с.
131. ГадамерХ.Г. Драма Заратустры // Звезда. СПб., 2005 — № 5. — С. 160 171.
132. Галкина H.H. «Пол» в понимании русских религиозных философов (B.C. Соловьев, H.A. Бердяев, В.В. Розанов) // Вестник Ставропольского гос. Ун-та. 2007(53). — № 6. — С. 185−190.
133. Галъцева Р., Роднянская И. Реальное дело художника (Положительная эстетика Владимира Соловьева и взгляд на литературное творчество) // Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991.-С. 8−29.
134. Григоръянц Т. А. «Тело» и «Телесность» в мире культуры // Вестник КрасГАУ. 2010. — № 8. — С. 168−171.
135. Гройс Б. Тоталитаризм карнавала // Бахтинский сборник III. М.: Лабиринт, 1997. — С. 76−80.
136. Гройс Б. Между Сталиным и Дионисом // Синтаксис. Париж, 1989. -№ 25.-С. 92−97.
137. Грякалова Н. Ю. Человек Модерна. Биография рефлексия — письмо / Н. Ю. Грякалова. — СПб.: Дмитрий Буланин, Пушкинский Дом, 2008. — 408 с.
138. Гюнтер X. М. Бахтин и «Рождение трагедии» Ф. Ницше // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1992. — № 1. — С. 27−34.
139. Гюнтер X. Эстетика государства и трагедия смеха // ОбщественныеНауки и Современность. М., 1992. — № 4. — С. 87−96.
140. ДелезЖ. Ницше и философия / Жиль Делез. М.: Ad Marginem, 2004. -392 с.
141. Д. С. Мережковский: PRO ЕТ CONTRA. СПб.: РХГИ, 2001. — 568 с.
142. Жукоцкая З. Р. Ницше и Мережковский: синтез «духа» и «плоти» // Человек и культуры: сб. ст. и тез. Тюмень, 2001. — С. 43−48.
143. Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа / В. В. Зеньковский. -М.: Республика, 2005. 368 с.
144. Зияченко В. П., Т. С. Леей. Психология на качелях между душой и телом / В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М.: ACT, 2005. — 736 с.
145. Зинченко В. П., В. А. Подорога. О человеческой душе и плоти // Знание. Понимание. Умение. 2005. — № 1. — С. 34−43.
146. Иванов А. А. Телесность в структуре культурных универсалий аполлонийского и дионисийского: диссертация. кандидата культурологии: 24.00.01 / А. А. Иванов. Комсомольск-на-Амуре, 2004. — 163 с.
147. Ильинский О. Религиозные взгляды раннего Бахтина // Русское возрождение. Нью-Йорк-Москва-Париж, 1985. -№ 31.
148. Исупов КГ. Рец. на кн. «Русский Эрос» // Вопросы философии. 1991. — № 12.-С. 150−153.
149. Исупов КГ. Альтернатива эстетической антропологии: М. М. Бахтин и П. А. Флоренский // М. М. Бахтин: Эстетическое наследие и современность. -Саранск: Издательство Мордовского университета, 1992. С. 161−168.
150. Исупов КГ. От эстетики жизни к эстетики истории (Традиции русской философии у М.М. Бахтина) // М. М. Бахтин как философ. М.: Наука, 1992. — С. 68−82.
151. Исупов КГ. Михаил Бахтин и Александр Мейер // М. М. Бахтин и философская культура XX в. СПб: РГПУ, 1991. — Вып. 1, Ч. 2. — С. 60−70.
152. Исупов КГ. Бахтинский кризис гуманизма (материалы к проблеме) //Бахтинский сборник. М., 1991. — Вып. 2.
153. Кантор В. К. Достоевский, Ницше и кризис христианства в Европе конца XIX начала XX // Вопросы философы. — 2002. — № 9. — С. 54−67.
154. Кожурин А. Я., Кожурин К. Я. Проблема телесности в философии Ф. Ницше и В. В. Розанова // Известия Санкт-Петерб. ун-та экономики и финансов.- СПб., 1999. № 4(20). — С. 141−149.
155. Кожурин А. Я. «Глаз» Платона, «ухо» Хайдеггера и «нос» Розанова // Звучащая философия. Сборник материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. — С.101−105.
156. Колобаева Л. А. Вл. Соловьев и Василий Розанов (Стиль мышления) // Владимир Соловьев и культура Серебряного века: К 150-летию Вл. Соловьева и 110-летию А. Ф. Лосева. М.- Наука, 2005.
157. Конев В. А. Тела человека // Mixtura Verborum' 2010: тело и слово: ежегодник. Самара: Самар. гуманит. акад., 2010. — С. 33−41.
158. Косевич Е. Категории тела и пола в ветхом и новом завете // Человек. -М., 1996,-№ 5.-С. 81−91.
159. Кувакин В. А. Религиозная философия в России: Начало XX века / В. А. Кувакин. М.: Мысль, 1980. — 309 е.
160. Курбатова A.C. Религиозно-Философские Собрания о брачно-семейных отношениях // Империя и религия. К 100-летию Петербургских религиозно-философских собраний 1901;1903 гг.: Материалы Всероссийской конференции. СПб.: Алетейя, 2006. — С. 153−159.
161. Круткин В. Л. Ценностное осмысление человеческой телесности в работах М. М. Бахтина // Философия М. М. Бахтина и этика современного мира.- Саранск, 1992. С. 94−102.
162. Круткин В. Л. Онтология человеческой телесности (философские очерки) / В. Л. Круткин. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1993. — 172 с.
163. Куличихина М. А. Тело и телесность в немецком романтизме: концепции и образы. Автореферат дис. к-та филол. наук. М.: РГГУ, 2012. -24 с.
164. Ле Гофф Ж., Трюфон Н. История тела в Средние века / Жак Ле Гофф, Николя Трюфон М.: Текст, 2008. — 192 с.
165. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А. Ф. Лосев. М.: Высшая школа, 1963. — 583 с.
166. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1978. -624 с.
167. Мажейкис Г. И. Истина как любовное сотворчество (Опыт постижения истины Бахтиным и Карсавиным) // М. М. Бахтин и философская культура XX века. Проблемы бахтинологииСПб.: Образование, 1991. Вып. 1. Ч. 2. — С. 77−83.
168. Манн Ю. В. Карнавал и его окрестности // Вопросы литературы. 1995. -Вып. 1.-С. 154−182.
169. Марков Б. В. Ницше в России и на Западе // Лёвит К. От Гегеля к Ницше, революционный перелом в мышлении XIX века. СПб.: Владимир Даль, 2002. — Режим доступа: http://www.anthropology.ru/rii/inform/reviews/books/levit.html/, свободный. — Загл. с экрана.
170. Марков Б. В. Человек, государство и Бог в философии Ницше / Б. В. Марков. СПб.: Владимир Даль, Русский Остров, 2005. — 792 с.
171. Маслов Р. В. Телесность человека: Онтологический и аксиологический аспекты: диссертация. доктора философских наук: 09.00.13 / Р.В. МасловСаратов, 2005.-358 с.
172. Маслов Р. В. Проблема телесности в русской философской традиции (П. Флоренский, С. Франк, В. Розанов, Н. Бердяев, И. Ильин, В. Соловьев) // Изв. Саратов. Ун-та. Саратов, 2006. — Т. 6, Вып. ½. — С. 22−29.
173. Махлин В. Л., Николаев Н. И. Комментарии к работе «Автор и Герой» //Бахтин М. М. Собр. соч. Т.1. М.: Языки славянских культур, 2003; С. 493−515.
174. Нанси Ж.-Л. Corpus / Ж.-Л. Нанси. M.: Ad Marginem, 1999. — 255 с.
175. Наследие Розанова и современность. Материалы Международной научной конференции. М.: Российская политическая энциклопедия, 2009. -640 с.
176. Некрасова Н. А., Горяинов А. А. Феномен человеческой телесности // Современные проблемы науки и образования. М., 2006. — № 1. — С. 21−23.
177. Николюкин А. Н. В. В. Розанов в американской и русской критике // Русская литература в зарубежных исследованиях 1980;х годах. М.:: АН СССР, 1990;С. 22−43.
178. Носов С. Н. Лики творчества Владимира Соловьева / С. Н. Носов. -СПб.: Буланин, 2008. 288 с.
179. Осьмаков М. Н. Категория «материальное начало» у М. М. Бахтина // Бахтинские чтения. Орел, 1994. — С. 30−36.
180. Панъков Н. А. Вопросы биографии и научного творчества М. М. Бахтина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. — 720 с.
181. Панъков Н. А. Теория карнавала и «русское отношение к смеху» // Вестник московского уни-та. Сер. 9. Филология. 2005. — № 5. — С. 60−73.
182. Панъков Н. А. Некоторые этапы творческой истории книги М. М. Бахтина о Ф. Рабле // Бахтинские чтения I. Витебск, 1996. — С. 87−96.
183. Пешков И. В. Поступок, или явление риторики ответственности // Бахтинские чтения I. Витебск, 1996. — С. 97−104.
184. Подмарев Е. А. Границы тела и души: пространственно-временные отношения (к опросу об антропологии Бахтина) // Бахтин и время. IV бахтинские научные чтения. Саранск. 1998. — С. 45−47.
185. Подорога В. А. Феноменология тела. / В. А. Подорога. M.: Ad Marginem, 1995. — 340 с.
186. Подорога В. А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии вфилософской культуре XIX XX вв. / В. А. Подорога. — М.: Наука, 1993. — 239 с.
187. Полякова Е. А. «Эстетическое завершение»: К вопросу о сопоставлении философской эстетики Ницше и Бахтина // Вестник РГГУ. -2011,-№ 7.-С. 11−26.
188. Пузанский И. А. Социально-философское сравнение методологических подходов М. Фуко и П. Бурдье: корреляция всеобщего и особенного // Рабочие тетради по компаративистике. Гуманитарные науки, философия и компаративистика. СПб., 2003. — С. 83−87.
189. Русский эрос или философия любви в России / Сост. и авт. вступ. ст. В. П. Шестаков. М.: Прогресс, 1991. — 478 с.
190. Рыклин М. Террорологики / М. Рыклин Тарту: Эйдос, 1992. — 224 с.
191. Синеокая Ю. В. Три образа Ницше в русской культуре / Ю. В. Синеокая. М.: ИФРАН, 2008. — 187 с.
192. Синеокая Ю. В. Влияние философии Ф. Ницше на творчество мыслителей Российского религиозного возрождения рубежа XIX XX веков // Философия в России. — М.: ИНИОН РАН, 1994. — С. 97−121.
193. Синявский А. «Опавшие листья» В. В. Розанова / А. Синявский. -М.: Издатель Захаров, 1999. 317 с.
194. Соколова Л. М. Феноменологическая концепция М. Мерло-Понти // Хора. СПб., 2008. — № 3. — С. 9−13.
195. Тамарченко Н. Д. Эстетика словесного творчества Бахтина и русская религиозная философия / Н. Д. Тамарченко М.: РГГУ, 2001. — 199 с.
196. Тамарченко Н. Д. «Эстетика словесного творчества» М. М. Бахтина и русская философско-филологическая традиция / Н. Д. Тамарченко М.: Изд-во Кулагиной, 2011.-400 с.
197. Тамарченко Н. Д. Роман и гротеск (О значении идей М. М. Бахтина для современной теории романа) // Известия РАН. Серия литературы и языка. М., 2005. Т. 64, № 6. — С. 3−12.
198. Тамарченко Н. Д. Поэтика Бахтина: уроки и «бахтинологии» // Известия РАН. Серия литературы и языка. М., 1996. — Т. 55, № 1. — С. 3−16.
199. Тамарченко Н. Д. Актуальность Бахтина (Полемические заметки) // Новый филологический вестник. М., 2006. — № 2. — С. 179−186.
200. Тамарченко Н. Д. Проблема автора и героя и спор о богочеловечестве (М.М. Бахтин, E.H. Трубецкой и Вл. Соловьев) // Бахтинские чтения II. Материалы международной научной конференции. Витебск, 1998. — С. IOS-DO.
201. Тамарченко Н. Д. Поэтика Бахтина и современная рецепция его творчества // Вопросы литературы. 2011. — № 1. — Режим доступа: http://magazines.russ.rU/voplit/2011/l/tal7.html/, свободный. — Загл. с экрана.
202. Трубецкой С. Н. Учение о логосе в его истории // С. Н. Трубецкой. Сочинения. -М.: Мысль, 1994. С. 43−230.
203. Турбин В. Н. Карнавал. Религия. Политика. Теософия // Бахтинский сборник I. М.: Прометей, 1990. — С. 6−31.
204. Турбин В. Н. Розанов // Смена. -М., 1990. № 11. — С. 129−145.
205. Фараджев К. Русская религиозная философия / К. Фараджев. М.: Весь Мир, 2002.-208 с.
206. Фатеев В. А. Жизнеописание Василия Розанова / В. А. Фатеев. СПб.: ГУИПП «Кострома», 2002. — 636 с.
207. Фатеев В. А. Публицист с душой метафизика и мистика // В. В. Розанов: PRO ET CONTRA. Кн. I СПб.: Изд-во РХГУ, 1995. — С. 5−36.
208. Хазанов Б. Вейнингер и его двойник // Слово Word. N.Y., 2005. — № 47. — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/slovo/2005/47/ha41.html/, свободный. — Загл. с экрана.
209. Хайдеггер М. Ницше. В 2 т. Т. 1 / М. Хайдеггер. М.: Владимир Даль, 2006, — 608 с.
210. Хвошнянская С.M., Исаков В.M. Человек: поступок и душа // М. М. Бахтин: эстетическое наследие и современность. Саранск: Издательство Мордовского университета, 1992. — С. 289−300.
211. Хвошнянская С. М., Исаков В. М. М. М. Бахтин о познании человека // М. М. Бахтин и методология современного гуманитарного знания. Саранск, 1991.-С. 90−92.
212. Целма Е. М. Бахтин. Философия ответственности // М. М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге XXI века. В 2 ч. Ч. 2 Саранск: Издательство Мордовского университета, 1995. — С. 158−160.
213. Цивъян Т. Отношение к себе и к своему телу в русской модели мира // Тело в русской культуре. М.: НЛО, 2005. — С. 38−50.
214. Черный Ю. Ю. Философия пола и любви H.A. Бердяева / Ю. Ю. Черный. М.: Наука, 2004. — 132 с.
215. Чои Чжин Сок. Бахтин и Левинас этика события vs. этика лика // Вопросы культурологии. — 12/2007. — С. 9−12.
216. Шелепанова Т. В., Прозерский В. В. М. М. Бахтин и традиции русской философско-эстетической мысли начала XX в. // М. М. Бахтин: Эстетическое наследие и современность Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. — Ч. 1. — С. 151−161.
217. Эмерсон К. Против закономерности: Соловьев, Шестов, поздний Толстой, ранний Бахтин // Бахтинология. СПб.: Алетейя, 1995. — С. 117−131.
218. Эмерсон К. Карнавал: тела, оставшиеся неоформленными, истории, ставшие анахронизмом // Диалог. Карнавал. Хронотоп. Витебск, 1997. -№ 2. -С. 17−83.
219. Энгелъштейн Л. Ключи счастья. Секс и поиски путей обновления России на рубеже XIX—XX вв.еков / Л. Энгельштейн. М.: Терра, 1996. — 576 с.
220. Эпштейн М., Тульчинский Г. Философия тела. Тело свободы / М. Эпштейн., М. Тульчинский. СПб.: Алетейя, 2006. — 432 с.
221. Эткинд A.M. Эрос невозможного: Развитие психоанализа в России / A.M. Эткинд. М.: Гнозис, 1994.-384 с.
222. Эткинд A.M. Содом и Психея. Очерк интеллектуальной истории Серебряного века / Эткинд A.M. М.: ИЦ Гарант, 1996. — 413 с.
223. Эткинд A.M. Хлыст. Секты, литература и революция / Эткинд A.M. -М.:НЛО, 1998.-688 с.
224. Юнгер Ф. Г. Ницше / Ф. Г. Юнгер. М.: Праксис, 2001. — 256 с.
225. Юрченко ТТ. Бахтин в своем отечестве (обзор) // М. М. Бахтин в зеркале критики М.: РАН, 1995. — С. 7−31.
226. Ясперс Карл. Ницше.
Введение
в понимание его философствования / Карл Ясперс. М.: Владимир Даль, 2004. — 627 с.
227. Crone A. L. Nietzschean, All Too Nietzschean? Rozanov’s Anti-Christian Critique 11 Nietzsche in Russia. Princeton Univ. Press, 1986. — Pp. 95−112.
228. Curtis M. J. Michael Bakhtin, Nietzsche, and Russian Pre-Revolutionary Thought // Nietzsche in Russia. Ed. by B.G. Rozenthal. Princeton Univ. Press, 1986. -Pp. 331−354.
229. Foucault M. The history of sexuality. Vol.1: An Introduction / M. Foucault. NY.: Vintage Books, 1990. — 168 p.
230. Haar Ml. Heidegger and the Nietzschean 'Physiology of Art' // Exceeding Nietzsche: Aspects of Contemporary Nietzsche. NY.: Routledge, 1988. — Pp. 13−30.
231. Holquist M. Introduction: The Architectonics of Answerability // Art and Answerability: Early Philosophical Essays by M.M. Bakhtin. Ed. by Michael Holquist and Vadim Lipunov. Austin: Univ. of Texas Press, 1990. — 332 p.
232. Jefferson A. Body matters: Self and Other in Bakhtin, Sartre and Barthes // Bakhtin and Cultural Theory. Ed. by Hirschkop K., Shepherd. D. Manchester: Manchester University Press, 1989.-Pp. 152−177.
233. Jeffher A. The Economy of Body in a Post-Nietzschean Era // The Collegium Phaenomenologicum. The First Ten Years. Dordrecht, 1998. — Pp. 289.
234. Jung Hwa Yol. Mikhail Bakhtin’s Body Politic: A phenomenological dialogics // Man and World. Dordrecht, 1990. — № 23. — Pp. 85−99.
235. Kuvakin VA. Vasilii Vasil’evich Rozanov: «My Soul Is Woven of Filth, Tenderness, and Grief' // Russian Studies in Philosophy 1990. — Vol. 29, № 3. — Pp. 38−61.
236. Lachmann R. Bakhtin and Carnival: Culture as Counter-Culture 11 Mikhail Bakhtin. Ed. by Michael E. Gardiner. IV Volumes. Vol. II London: Sage Publisher, 2003.-Pp. 60−90.
237. Letteri M. The theme of health in Nietzsche’s thought // Man and World. -Dordrecht, 1990. № 23. — Pp. 405−417.
238. Lippitt J. Nietzsche, Zarathustra and the status of laughter // British Journal of Aesthetics. 1992. — Vol. 32, № 1. — Pp. 39−49.
239. Magnus B. Nietzsche’s Philosophy in 1888: The Will to Power and the Ubermensch // Journal of the History of Philosophy. 1986. — Vol. XXIV, № 1. — Pp. 79−98.
240. Matich O. Erotic Utopia. The decadent imagination in Russia’s Fin de Siecle / Olga Matich. Wisconsin: University of Wisconsin Press, 2005. — 354p.
241. Mondry H. Vasilii Rozanov and the body of Russian Literature / Henrietta Mondry. Indiana: Slavica Pub., 2010. — 166 p.
242. TV. Katherine Hayles. How We Became Posthuman: Virtual Bodies in Cybernetics, Literature, and Informatics / Katherine H. Chicago and London: Chicago UP, 1999. -364 p.
243. Pasley M. Nietzsche’s Use of Medical Terms // Nietzsche: Imagery and Thought. Berkeley: Univ. of California Press, 1978. — Pp. 123−158.
244. Scott L. Genealogy and the Body: Foucault / Deleuze / Nietzsche // Theory, Culture and Society. 1984. — Vol. 2, № 2. — Pp. 1−17.
245. Shilling C. The body and social theory / Chris Shilling. London: Sage Press, 1993. -239 p.
246. Van Peursen С.Л. Body, Soul, Sprit: A Survey of the Body-Mind. Problem, trans. Hubert H. Hoskins / C.A. van Peursen. London: Oxford Univ. Press, 1966. -213 p.
247. Vice Sue. Bakhtin and Kristeva: Grotesque body, abject self // Face to face. Bakhtin in Russia and the west. Sheffield: Sheffield Academic Press, 1997. — Pp. 160−174.
248. Zarner M. R. The Problem of Eembodiment: some Contributions to a Phenomenology of the Body / Richard M. Zarner. Hague: Nijhoff, 1964. — 294 p. Справочная литература.
249. Даль В. Толковый словарь Даля. Режим доступа: http://vidahl.agava.ru/, свободный. — Загл. с экрана.
250. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. — Режим доступа: http://wvyw.efremova.info/, свободный. — Загл. с экрана.
251. Западное литературоведение XX века. Энциклопедия / гл. ред. Е. А. Цурганова. М.- Intrada, 2004. — 560 с.
252. История философии. Энциклопедия / Под. ред. А. А. Грицанов. -Минск: Интерпрессервис, 2002. 1376 с.
253. Краткая философская энциклопедия / Составители: Е. Губский, Г. Кораблева, В. Лутченко. М.: Прогресс, 1994. — С.576.
254. Кемеров В. Е. Философская энциклопедия / В. Е. Кемеров. М.: Панпринт., 1998.-453 с.
255. Культурология. Энциклопедия. В 2 т. Т. 2 / гл. ред. и автор проекта С. Я. Левит. М., Росспэн, 2007. — 1184 с.
256. Некрасова H.A., Некрасов С. И., Садикова О. Г. Тематический философский словарь: Учебное пособие / Некрасова H.A., Некрасов С. И., Садикова О. Г. М.: МГУ ПС (МИИТ), 2008. — 164 с.
257. Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 1 / Ин-т философии Российской акад. наукГл. ред. В. С. Степин. М.- Мысль, 2000. — 640 с.
258. Ожегов С. К, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов., Н. Ю. Шведова. Режим доступа: http://ozhegov.info/slovar/, свободный. — Загл. с экрана.
259. Розановская энциклопедия / Составитель и гл. ред. А. Н. Николюкин. -М.: РОССПЭН, 2008. 2419 с.
260. Современная западная философия: Словарь / Под ред. B.C. Малахова, В. П. Филатова. М.: ТОН-Острожье, 1998. — 544 с.
261. Ушаков Д. Н. Толковый словарь Ушакова. Режим доступа: http://dic.academic.ru/die.nsf/ushakov/, свободный. — Загл. с экрана.