Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Политическая концепция «исламского государства» Абдуллахи Ахмеда Ан-Наима

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См., например: Ученый-юрист предлагает новый подход к религии и демократии // Текст статьи доступен по адресу http://www.eurasianet.org сама по себе, является мало разработанной. Выходящие в свет книги, посвященные политической проблематике в соотношении с исламским фактором, как правило, представляют собой или аналитику процессов, происходящих в мусульманских регионах России5, или описание… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И «ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО» В КОНЦЕПЦИИ А. АН-НАИМА
    • 1. «Исламское государство» на международной арене: настоящее и будущее
  • А. Либеральный, фундаменталистский и традиционалистский проекты «исламского мира»
  • Б. Перспективы консолидации «исламского мира»
    • 2. Внутриполитические принципы «исламского государства»: пути трансформации
    • A. Абсолютистская модель «исламского государства»
  • Б. Секуляристская модель «исламского государства»
    • B. Паритетная модель и перспектива «исламского возрождения»
  • ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ И ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ИСЛАМСКИХ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ
    • 1. Обоснование возможности реформирования политико-правовой системы «исламского государства»
  • А. Источники легитимности политико-правовой системы «исламского государства»
  • Б. Ресурсы реформирования
    • 2. Реформирование «исламского государства»: традиции и инновации
    • A. Реформаторские традиции в исламе
  • Б. Уроки истории реформирования «исламского государства»
    • B. «Новый шариат» как политико-правовая основа «исламского государства» третьего тысячелетия

Политическая концепция «исламского государства» Абдуллахи Ахмеда Ан-Наима (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Одной из наиболее ярких характеристик современной международной политики является ее светский характер. Процесс четкого разграничения религиозной и политической сфер можно считать завершенным в подавляющем большинстве демократических государств Запада: мотивы взаимодействия на мировой политической арене обуславливаются, прежде всего, интересами политики и экономики, и лишь в последнюю очередь интересами религии. Тем не менее, в регионах распространения мусульманства мы наблюдаем противоположную тенденцию — рост влияния религиозного фактора на политический процесс. Государства, признающие в качестве конституирующего принципа мусульманское вероучение и традицию, позиционируют себя в качестве «исламских государств», внутренняя и внешняя политика которых должна определяться предписаниями «исламского закона», шариата.

Сегодня можно констатировать стремление «исламских государств» не только стать обособленными игроками в мировой политике, но и, что гораздо более важно, консолидироваться в рамках проекта т.н. «исламского мира». Объединяясь под эгидой международных организаций, они предпринимают попытки создать альтернативу миру Запада и в политическом, и в экономическом, и в идеологическом плане. В качестве примера достаточно назвать Объединенную Исламскую Конференцию (ОИК), фактически являющуюся исламским «аналогом» Организации Объединенных Наций, или «мусульманский вариант» Всемирной Торговой Организации — банковскую систему, объединяющую страны-члены ОИК.

После событий сентября 2001 г. проблема «исламского фактора» в политике приобрела глобальный характер. Особенности взаимодействия государств на международной арене, во многом обусловленные процессами глобализации, в случае с «исламскими государствами» зачастую сталкивается с непреодолимыми затруднениями. Как известно, и ислам, и его основной политико-правовой институт, шариат, являются закрытыми, мало динамичными системами, плохо соотносимыми с демократическими принципами, разделяемыми западными государствами. Причина затруднений, препятствующих осуществлению эффективной политики на международном уровне, обусловлена именно этими особенностями «исламского государства».

На протяжении многих лет предпринимались попытки преодолеть эти трудности, выработать иное видение «исламского государства», при котором становится возможным закрепить демократические принципы и ценности, а также достижения секуляризации. Эти попытки связаны с разработкой различных проектов «альтернативного исламского государства», представленные в различных интерпретациях многими мусульманскими мыслителями, юристами и правоведами. Сегодня, когда необходимость учета т.н. «исламского фактора» в международной политике является более чем настоятельной потребностью, они приобретают особую актуальность и в теоретическом, и в практическом плане. Поэтому исследование феномена реформистского движения в исламской политической мысли по праву является важной задачей современной политической науки.

Диссертационное исследование посвящено анализу концепции «исламского государства» известного в исламском мире ученого и правозащитника Абдуллахи Ахмеда Ан-Наима (1946 г. р., Abdullahi Ahmed An-Na'im). Будучи уроженцем Судана, Ан-Наим получил европейское образование: в 1973 г. он стал обладателем диплома по криминалистике Кембриджского университета (University of Cambridge, England), а затем, в 1976 г., был удостоен степени доктора юриспруденции в Эдинбургском университете (University of Edinburgh, Scotland). В настоящее время он живет в эмиграции в США, работая профессором университета Эмори (Emory University, Atlanta, GA, USA).

Свою деятельность Ан-Наим посвятил изучению исламского права и поискам пути реформирования ислама. Он считает себя учеником и последователем Махмуда Мохаммеда Тахи (1909;1985) — влиятельного религиозного мыслителя-модерниста, правоведа и общественного деятеля, который выступал за радикальную реформу исламского законодательства, способную подвести традиционную систему религиозно-правовых установлений под политико-правовые институциональные стандарты западного мира. Taxa был лидером движения «Республиканские братья», боровшегося против режима генерала Джафара Мухаммеда Нимейри, который, став в 1971 г. президентом Демократической Республики Судан, последовательно реализовывал жесткую политику «исламского фундаментализма». Taxa был осужден за антиправительственную деятельность и 18 января 1985 г. повешен при большом скоплении народа в тюрьме Кабер в северной части Хартума.

В научном мире Ан-Наим известен именно благодаря своим работам, посвященным реформе ислама, объектом которой он, как и его учитель, считает политико-правовые институты государств, причисляющих себя к «исламскому миру». За время своей работы в США Ан-Наим опубликовал десятки статей, касающихся вопросов модернизации ислама, ему принадлежит авторство и соавторство множества книг.

Кроме того, большой интерес западных исследователей вызывают его переводы сур Корана, поскольку они представляют собой в большей степени толкования, чем литературный перевод, а потому несут особую концептуальную нагрузку, обусловленную как включенностью Ан-Наима в исламскую культурную традицию, так и его приверженностью западным ценностям.

Известность среди политологов и правоведов, занятых изучением «исламского государства», пришла к нему после выхода в свет в 1990 г. книги «На пути к исламской реформации: гражданские свободы, права человека и международное право"1, которая впоследствии была переведена на многие языки и опубликована в различных странах мира, в том числе и в России. Ан-Наим регулярно выступал и продолжает выступать с лекциями в университетах США, Канады, Великобритании, Швейцарии, Германии, Японии, ЮАР, Швеции, Марокко, Мозамбика, Зимбабве, Эфиопии и др. Кроме этого, он занимает еще и ряд общественно-политических должностей: является членом Международного Совета по проблемам прав человека (Женева, Швейцария), советником Международного Центра по защите прав человека (Лондон, Великобритания), участвует в работе правозащитных организаций, функционирующих на территории мусульманских стран и пр.

Итак, актуальность темы диссертационного исследования определяется следующим:

В настоящее время существенно возросла значимость религиозного фактора в политике стран, где ислам является государственной религией. Это подтверждается их стремлением к консолидации в рамках т.н. «исламского мира», к повышению его влияния на мировой арене.

Среди «исламских» политико-правовых концепций, рассматривающих государственные институты и реальную политическую практику через призму шариата, особое место занимают модернистские подходы, стремящиеся максимально «демократизировать» государство.

К их числу относится и концепция Ан-Наима, которая изыскивает пути повышения эффективности политического и идеологического взаимодействия демократических стран Запада с «исламскими государствами». В связи с этим анализ конфессионально ориентированной политико-правовой концепции Ан-Наима следует отнести к актуальным темам политической науки.

Ан-Наим является одной из важнейших фигур в современной политико-правовой мысли, ориентированной на «исламский модернизм». Кроме того, An-Na 'im A.A. Toward an islamic reformation: civil liberties, human rights and international law. Syracuse, NY: Syracuse University Press, 1990; в переводе на русский язык —Ан-Наим А. А. На пути к исламской реформации: гражданские свободы, права человека и международное право. М., 1999 г.

Ан-Наим претендует на разработку практически значимой программы реформы политико-правовых институтов. Поэтому исследование его взглядов позволяет более полно представить палитру мнений в «исламской» политической мысли, выявить те «рабочие» идеи, с помощью которых осуществляется адаптация традиционных конфессиональных ценностей к требованиям секулярного мира, оценить соотношение сил в исламском политическом спектре.

В целом изучение позиций и взглядов отдельных мыслителей является важной задачей современной политической науки, поскольку вне детального рассмотрения конкретных концепций невозможен ни глубокий анализ политической мысли конца ХХ-начала XXI в., ни выявление новых тенденций в ее развитии.

Таким образом, тема диссертационного исследования является актуальной и представляет интерес для политической науки.

Объект и предмет исследования.

Объектом настоящего исследования является политико-правовые взгляды А. А. Ан-Наима. Предметом исследования — политические аспекты концепции Ан-Наима, а именно — пути и способы модернизации традиционных исламских политико-правовых институтов и проект нового шариата как основы «исламского государства».

Степень разработанности темы.

Интерес к взглядам Ан-Наима проявляется в научной полемике, в ссылках на его труды и в его востребованности как ученого, лектора и политического деятеля. Его позиции, касающиеся вопросов правового устройства «исламского государства», постоянно обсуждаются, с ним ведут полемику ученые и эксперты, в том числе России и стран СНГ, его взгляды освещаются различными изданиями и средствами массовой информации.2.

См., например: Рябов М. Как преодолеть раздвоенность мусульманского сознания // Независимая Газета, 16.03.2000;

Среди англоязычных источников позиция Ан-Наима освещается, к примеру, такими изданиями, как «Обозрение международной политики стран Среднего Востока» (Middle East Review of International Affairs, MERIA), его взгляды озвучиваются на страницах ежеквартального альманаха «Новые Перспективы» (New Perspectives Quarterly, NPQ), курируемого Советом по Международным Отношениям США, зимний выпуск которого был посвящен вопросам ислама3 и т. д.

Воззрения Ан-Наима обсуждаются также и в связи с ситуацией, складывающейся в «исламских государствах», возникших на территории бывшего СССР, таких как Узбекистан и Таджикистан, где вопросы взаимоотношения государства и индивида, а также проблема религиозной свободы стоят достаточно остро. Его позиция озвучивается на различных научных конференциях4, с ним соглашаются, полемизируют.

В России его книга «На пути к исламской реформации», в частности, входит в список обязательной литературы для студентов социологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Тем не менее, и в отечественной, и в зарубежной литературе отсутствуют специальные исследования, посвященные анализу политических воззрений Ан-Наима, как целостной концепции «исламского государства».

Общие вопросы проблемного поля, связанные с ролью «исламского фактора» в политике, разрабатываются достаточно интенсивно и в отечественной, и в зарубежной литературе. Тем не менее, необходимо отметить, что анализ «реформистского ислама» не является распространенной темой. Так, в отечественной политической науке тема исламской реформации,.

Малашенко А. Острые грани ислама // Время Новостей. 18.03.2002; Курбанов Э. Международное право о самоопределении и конфликт в Нагорном Карабахе // Этнополитические конфликты в Закавказье: их истоки и пути решения / Центр международного развития и конфликтологии Мерилендского университета. США. Дискуссии ведутся также на крупных сайтах в Интернете, например, www.eurasia.org и др. 3.

Материал доступен по адресу http://www.digitalnpq.org 4.

См., например: Ученый-юрист предлагает новый подход к религии и демократии // Текст статьи доступен по адресу http://www.eurasianet.org сама по себе, является мало разработанной. Выходящие в свет книги, посвященные политической проблематике в соотношении с исламским фактором, как правило, представляют собой или аналитику процессов, происходящих в мусульманских регионах России5, или описание политических принципов исламского фундаментализма6. Значительное место занимают сборники статей и публикации материалов узкопрофильных 7 конференций и круглых столов. Кроме того, среди массива литературы, посвященной интересующей нас проблематике, в качестве особого сегмента следует отметить исследования прав человека и экономической, в частности, банковской системы8. В отечественной политологической литературе автору не удалось найти исследований, специально посвященных вопросам «исламского государства» и «реформистскому исламу», где бы эти вопросы рассматривались комплексно и системно.

В зарубежной литературе вопросы «реформистского ислама» до последнего времени также освещались недостаточно интенсивно. Среди зарубежных публикаций, наиболее значимых для диссертационного исследования, хотелось бы отметить, в первую очередь, книгу К. Марка «Исламские реформистские движения в странах Ближнего и Среднего См., например: Ислам и мусульмане в России / Под общ. ред. М. Ф. Муртазина, А. А Нуруллаева. M.: КДТ, 1999; Смыр Г. В. Исламский фактор в Абхазии и на Северном Кавказе: Правда и домыслы. Гагра, 1994; Малашенко A.B. Мусульманский мир и СНГ. M., 1996 и т. д. б См., например: Добаев И. П. Исламский радикализм в международной политике. На примере регионов Ближнего, Среднего Востока и Северного Кавказа / Отв. ред.: Игнатов В. Г. И др., Ростов н/Д.: Ростиздат. 2000; Исламский радикализм: социально-философский анализ / отв. ред. Малашенко А. В. // Ростов н/Д.: СКНЦ ВШ, 2002; Эволюция деятельности экстремистских организаций в странах Востока // В. Н. Пластун, Новосибирск, 2002 и др. См., например: Игнатенко A.A. Религиозный экстремизм как угроза международной и национальной безопасности [Выступ, на науч.-практ. конф. «Религия и проблемы нац. безопасности] // Безопасность Евразии. 2002. N 1. С. 515 519. См., например: Мусульмане России накануне XXI века: Материалы Международной научной конференции, Москва, 6 сентября 1997 г. М., 1998; Нуруллина Г. Исламская банковская система: Ислам, этика бизнеса // Обозреватель. 2002.-N 9−10- Разумнова JI.JI. Исламская экономическая доктрина П Экономика Африки: повторение пройденного или смена ориентиров?. М., 2002.

Востока"9, где рассматриваются общие вопросы, касающиеся реформ «исламского государства», а также ситуация, сложившаяся вокруг реформ в этих регионах. Определенный интерес представляет также исследование Дж.Л. Эспозито «Исламский альянс: миф или реальность"10, поскольку здесь проводится анализ тенденций мировой политики применительно к «исламскому государству».

Источники и теоретико-методологическая основа исследования.

Наиболее важными источниками, на основе которых было проведено диссертационное исследование, являются труды A.A. Ан-Наима. Следует отметить, что взгляды Ан-Наима не носят системно-целостный и концептуально оформленный характер. Изложение позиции по важнейшим проблемам «исламского государства» и путей его реформирования носит фрагментарный характер — в различных публикациях представлены отдельные аспекты проблемы. Поэтому анализ и структурирование материала осуществлялось на базе многих разрозненных источников.

Кроме того, были использованы тексты других исламских мыслителей, в которых излагаются принципы, лежащие в основе феномена «исламской политики» и «исламского государства"11, а также иные материалы, необходимые для раскрытия темы диссертации — всего около 300 публикаций на русском и английском языках, часть из которых существует в электронном виде.

При написании диссертации автор опирался на результаты исследований таких отечественных и зарубежных ученых, как Малашенко A.B., Рахман Х. У., Панова В. Ф., Хаменеи А., Бахтин Ю. Б., Пелевин М. С., Эспозито Д. Л., Плешов О. В. и др. Mark CI. Islamic Reform Movements in Middle Eastern Countries. Washington, 1993.

10 Esposito J. L. The Islamic threat: myth or reality? — New York: Oxford Univ. Press, 1995. Напр.: Икбая M. Реконструкция религиозной мысли в Исламе. M., 2002; Аль-Маудуди. Основы ислама. M, 1993;

Методологической основой исследования явились философские и общенаучные методы, в частности, системный подход, принципы исторического и политического сравнительного анализа, а также историко-политологические принципы теоретико-концептуального моделирования, заключающегося в выстраивании фрагментарных высказываний в единую концептуальную схему и анализе соотносимости и взаимозависимости тезисов, высказываемых изучаемым автором.

Научная новизна исследования.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем впервые в отечественной политологической литературе:

1) введены в поле исследования политической науки труды одного из важнейших представителей современной исламской политико-правовой мысли, ориентированной на «исламский модернизм»;

2) структурирована и проанализирована концепция «исламского государства» А. Ан-Наима, как разновидность «реформаторского ислама», для чего рассмотрены обоснование необходимости модернизации «исламского государства», теоретические основы и методы модернизации, детально проанализирована программа реформ «исламского государства»;

3) исследовано соотношение концепции Ан-Наима с другими проектами «исламского государства" — выявлено место предлагаемой концепции в спектре существующих моделей «исламского государства», дана оценка предлагаемых А. Ан-Наимом традиционных и новаторских методов проведения реформы.

Цели и задачи исследования.

Целью исследования является политологический анализ проекта реформирования «исламского государства» А. А. Ан-Наима.

Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:

1) проанализировать предлагаемое Ан-Наимом обоснование.

Рукайя М. Ислам М., 1998; Рахман X. У. Хронология Исламской истории: 570−1000 гг. от Р.Х. Н. Новгород, 2000. необходимости модернизации «исламского государства» с целью выявить те проблемы, которые он перед собой ставит и решение которых он считает первоочередной задачей;

2) выявить основные принципы, используемые Ан-Наимом при решении задачи модернизации исламской политико-правовой системы, а также идейные и политические приоритеты, на которые он ориентируется с целью определить место Ан-Наима в исламской политической мысли конца XX в.

3) сопоставить традиционную и реформаторскую модели «исламского государства» с целью выявить, какие предложения Ан-Наима по выработке и введению «нового шариата» носят принципиально новый характер и каково направление и характер предпринимаемых им реформаторских усилий.

Рабочая гипотеза.

Рабочая гипотеза настоящего диссертационного исследования состоит в том, что политические воззрения A.A. Ан-Наима, распределенные фрагментарно по его работам, базируются на общих основаниях, являются целостными и, следовательно, образуют самостоятельную концепцию «исламского государства», ориентированную на сочетание принципов вестернизированного и конфессионально ориентированного проектов «исламского государства».

Положения, выносимые на защиту.

На основе проделанной работы на защиту выносятся следующие положения:

1) Предлагаемый Ан-Наимом проект «исламского государства» представляет собой целостную, внутренне непротиворечивую политическую концепцию, ставящую и рассматривающую проблемы реформирования «исламского государства». Задача политической концепции Ан-Наима — сочетание политической эффективности и религиозной идентичности в рамках «исламского государства» на паритетных началах. Необходимостью решения этой задачи он обосновывает необходимость реформации традиционной модели «исламского государства».

2) В спектре проектов развития «исламского мира» А. А. Ан-Наим тяготеет к либеральному и вестернизированному проекту. При этом он стремится сочетать требование усиления либеральных принципов в строении «исламского государства» с задачей сохранения исламской идентичности.

3) В концепции реформировании «исламского государства» Ан-Наима религиозный фактор играет главную роль, пути достижения поставленных целей жестко соотносятся с традиционными для ислама методами.

Практическая значимость исследования.

Практическая значимость данного диссертационного исследования заключается в том, что материалы и выводы, содержащиеся в нем, позволяют использовать его для дальнейшего изучения политической мысли XX в., и конфессионально ориентированной политической мысли, в частности.

Результаты могут быть использованы в учебном процессе при чтении общих и специальных курсов по истории современной политической мысли.

Апробация работы.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре истории социально-политических учений МГУ им. М. В. Ломоносова. Общие положения и отдельные аспекты диссертации раскрывались автором в научных публикациях и сообщениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги проведенному диссертационному исследованию, мы можем сделать вывод, что рабочая гипотеза данного исследования, состоящая в том, что политические воззрения A.A. Ан-Наима образуют самостоятельную концепцию «исламского государства», оказалась подтвержденной.

Изучив концепцию «исламского государства» А. А. Ан-Наима, мы можем сделать следующие выводы и заключения.

Ан-Наим предпринимает теоретически и методологически обоснованную попытку реформирования «исламского государства» с целью реализации в рамках «исламского права» принципов национального государства. Это позволит адаптировать политико-правовые институты «исламского государства» к современным политическим процессам и условиям нового времени. Ан-Наим считает своей задачей необходимость адаптировать ислам к современным политическим условиям и процессам таким образом, чтобы и религиозная, и правовая их составляющие объединились бы на паритетных началах, сохраняя свою значимость. В качестве объекта реформ в его концепции выступает шариат, как система традиционного исламского права.

В результате осуществления таких реформ, исламское государство с одной стороны, останется верным религиозным основам, а с другой — для него станут приемлемы либерально-демократические политические институты. Адаптивность ислама может быть существенно повышена благодаря внутренней дифференциации на неизменное ядро и вариативную оболочку. Политические же институты, кооптированные из опыта либерально-демократических государств, оставаясь верными своей сути, получат необходимую религиозную легитимацию.

Ан-Наим считает, что мусульмане никогда не будут готовы к «честному, правдивому и практичному» подходу, если не предложить им этот подход в ясной и систематизированной форме. Методы политико-правовых преобразований, таким образом, состоят в том, что сама мысль о необходимости реформы должна быть четко артикулирована, ее нужно постоянно пропагандировать до тех пор, пока она не будет принята и воплощена в жизнь. Принципиально важно понимать, что одобрения мусульманских правоведов и даже правительственного курса — двух важнейших условий легитимации реформ, будет недостаточно, если рядовые мусульмане не произведут их социальную легитимацию на уровне своих традиций и воззрений, и не изменят своего «толкования» этих традиций.

Возможность реформации усматривает в самом исламе как религиозной системе, базирующейся на принципе непререкаемости авторитета и неизменяемости лишь Корана и коранических текстов и воспринимающей все остальные положения как систему толкований, на которую не распространяется принцип неприкосновенности. Строгое следование принципу неприкосновенности Корана дает основание считать концепцию Ан-Наима конфессионально ориентированной.

Задачу реформации Ан-Наим усматривает не в создании или модернизации неких формальных институтов, что, с большой степенью вероятности, произошло бы в случае осуществления реформ в европейских государствах, а в эффективном использовании существующих традиционных методов и «малых техник», которые должны привести к выработке «нового шариата».

Наибольшей критики, как мне кажется, заслуживает отношение Ан-Наима собственно политической специфике реформации. Да, сфера политики и политической науки является наименее проработанной в исламе. Этим можно объяснить причину, по которой Ан-Наим уделяет столь пристальное внимание именно религиозно-правовым аспекта ислама и исламской реформации. Но не значит ли это, что он сам, будучи идеологом реформ исламского государства, должен был приложить усилия к более детальной проработке политических аспектов?

К примеру, не ясно, каким образом будет (и будет ли) происходить борьба за власть в случае, если «вестернизированная» модель исламского государства Ан-Наима будет претворена в жизнь. И, с другой стороны, если реформация не приведет к «вестернизированному» сценарию регулирования политических отношений, будет ли достигнута цель реформации?

Тем не менее, несмотря на неизбежно возникающие при столкновении с такой сложной и многосторонней проблемой, как исламская реформация, все новые и новые вопросы, можно подвести следующие итоги.

Концепция исламской реформации А. А. Ан-Наима, несомненно, обладает огромной значимостью.

Концепция реформации исламского государства, разработанная А. А. Ан-Наимом представляет собой логически завершенную модель, предлагающую рациональные с теоретической точки зрения и осуществимые с практической пути и методы модернизации исламского государства.

Несмотря на то, что практическое осуществление поставленных в концепции задач требует значительных усилий для их кооптации мусульманской уммой, эти усилия носят, прежде всего, социальный, а не религиозный характер. Этот момент является важным, так как именно он определяет принципиальную возможность практического применения предложенных реформ.

Используя традиционные исламские методы выработки законодательной и правовой базы, или той системы, которую Ан-Наим называет «новым шариатом» — основы исламского государства, Ан-Наим добился сохранения исламской религиозной идентичности своей концепции.

Наряду с этим, ему удалось соблюсти и принципы политической эффективности реформ, они не были оттеснены на второй план в угоду одному только исламскому традиционализму. Ан-Наим не предлагает систему очередных полумер, напротив, он предлагает кардинально изменить принципы устройства исламского государства, максимально сближая их с общедемократическими принципами.

Таким образом, мы с полным основанием можем заключить, что его концепция представляет собой синтез религиозной идентичности и политической эффективности на паритетных началах. Это выгодно выделяет концепцию Ан-Наима среди множества проектов «альтернативного» исламского мира.

Мы можем также говорить о практической жизнеспособности изученного проекта. Сделать такое заключение позволяет исламское происхождение концепции. Будучи сам мусульманином, Ан-Наим стремился учесть все тонкости исламского государственного устройства и политического процесса, такие, как непререкаемый религиозный фундамент исламского государства, основанный на Коране и сунне, жесткие требования следовать уже существующим правовым техникам, необходимость использовать для достижения цели — реформации — синтеза уже существующих методов, при абсолютной невозможности вырабатывать что-либо принципиально новое и т. п.

Таким образом, мы имеем дело с концепцией реформ, которая, с одной стороны, ставит своей целью радикальную либерализацию исламского государства, а с другой, изыскивает для этой цели вполне исламские возможности, которые не вызовут отторжения у мусульманской общины.

Подобная сбалансированность и последовательность концепции является главным аргументом в ¦ пользу возможности ее практической реализации. Учитывая постоянно повторяющиеся попытки исламских государств найти свою нишу в мире современной политики, развивающиеся, в общем, по одному сценарию: первоначальная либерализация государства по демократическим стандартам, а в последствии неизбежное возвращение к исламскому фундаментализму, концепция Ан-Наима является наиболее жизнеспособной и, что главное, истинно исламской альтернативой им.

На примере своей концепции реформ Ан-Наим демонстрирует всему миру, и, прежде всего, консервативному исламскому сообществу, что исламское государство может быть трансформировано. И для такой трансформации вовсе не требуются революции и потрясения.

Этот факт является принципиально важным для мусульманской уммы, пронесший традиции и принципы государственного устройства сквозь столетия в практически неизмененном виде. Именно мусульмане должны осознать, что прогресс не всегда означает отступление от традиционного уклада, что он не предполагает осквернение святынь — Корана и сунны.

Основная мысль, которую Ан-Наим пронес сквозь свою концепциюэто необходимость и даже неизбежность использовать традиционные методы толкования в исламском праве в полную силу, а не частично, как это было до сих пор.

Метод осуществления предлагаемых реформ носит нереволюционный, и потому относительно безболезненный характер. Именно исламская легитимность в сочетании с политической эффективностью делают политическую концепцию исламской реформации А. А. Ан-Наима яркой и интересной не только для исследователей, но и, прежде всего, для самих мусульман.

Резюмируя вышесказанное в соответствии с положениями, вынесенными на защиту, мы можем сделать вывод, что концепция реформации исламского государства Абдуллахи Ахмеда Ан-Наима является:

Либеральной по сути предлагаемых реформ исламского государства, и основанной на принципах паритетного синтеза политической эффективности и религиозной идентичности;

Жизнеспособной в качестве проекта, альтернативного существующей шариатской модели исламского государственного устройства;

Легитимной с исламской точки зрения, так как исламское государство, а также его основа — шариат, могут быть трансформированы и приведены в соответствие с демократическими требованиями и нормами исламскими традиционными методами.

В качестве положительных черт программы реформ Ан-Наима нужно отметить следующие моменты:

Во-первых, ее бескомпромиссность и радикальность: Ан-Наим предлагает предпринять меры комплексного, целостного характера. Это выгодно отличает его концепцию от прочих вариантов реформ исламского государства.

Во-вторых, то, что институты государства Ан-Наим рассматривает как имеющие нерелигиозное происхождение и, следовательно, свободные для институционального дизайна.

В-третьих, то, что Ан-Наим демонстрирует стремление к рационалистическому построению основ государства, что сближает его модель исламского государства с западной моделью, построенной на основе прагматизма, как одного из основополагающих принципов эффективной политики.

В-четвертых, то, что реформа шариата в концепции Ан-Наима носит обязательный характер. Основываясь на опыте мусульманских правоведов прошлого, Ан-Наим не ограничивается полумерами, призывая к выработке «нового» шариата.

В-пятых, что крайне важно, — то, что исламские догмы, оказываются в его концепции не только не помехой реформации, но и получают возможность стать органично вписанными в современную политику.

Все это позволяет говорить о том, для «исламского мира» не исключена возможность осуществить самоидентификацию в условиях современного политического процесса, оставшись верным своим историческим и религиозным традициям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Sudanese criminal law: the general principles of criminal responsibility. (Arabic). Omdurman, The Sudan: Huriya Press, 1985.
  2. Proselytization and communal self-determination in Africa. Maryknoll, New York: Orbis Books, 1999.
  3. Universal rights, local remedies: Legal Protection of Human Rights under the Constitutions of African Countries. London: Interights, 1999.
  4. Human rights in cross-cultural perspectives: quest for consensus. Philadelphia, PA: University of Pennsylvania Press. 1992.
  5. Human rights and religious values. With J. D. Gort, H. Jansen, & H. M. Vroom. Grand Rapids, Michigan: William B. Eerdmans Publishing Company, 1995.
  6. Human rights in Africa: cross-cultural perspectives. With Francis Deng. Washington. DC: The Brookings Institution, 1990.
  7. English translation with an Introduction: The second message of Islam by Ustadh Mahmoud Mohamed Taha. Syracuse Universisty Press, 1987.
  8. A new dictionary of religions // Ed.: J. R. Hinnels. — Cambridge (Ma): Blackwell, 1995. XXXVH, 760 p.
  9. Aspects of Islam in Britain. London, 1990. — 11 p.
  10. Esposito John L. The Islamic threat: myth or reality?. Rev. ed. — New York: Oxford Univ. Press, 1995. — xxi, 292 p.
  11. Katzman K. Persian Gulf: Radical Islamic Movements I I Washington, 1996. -15 p. (CRS Report for Congress).
  12. Katzman K. Shaykh Umar Abd al-Rahman and His Followers // Washington, 1993. 9 p. — (CRS Report for Congress).
  13. Khan S.S., Mark C. Islamic Movements in Selected Asian Countries: U.S. Interests and Policy Options I I Washington, 1995. 18 p. — (CRS Report for Congress).
  14. Mark CI Islamic Reform Movements in Middle Eastern Countries // Washington, 1993. 22 p. — (CRS Report for Congress).
  15. Migdalovitz C. Turkey: Political and Economic Change and Implications for the United States // Washington, 1994. 27 p. — (CRS Report for Congress).
  16. The Holy Quran and the sword: selected addresses, speeches, memoranda & interviews by HM the late king Abdulaziz Al-Saud // Ed.: M. Al-Qabsi. 4th ed. -Riyadh: Saudy desert House for Publ. & Dist, 1998. — 340 p.
  17. Women and right-wing movements: indian experience // Ed.:Sarkar Т., Butalia U. London- New Jersey: Zed Books, 1995. — 342 p.
  18. Источники на русском языке
  19. Абдалати Хаммуда. Взгляд на ислам // Пер.: С.И.Жемков- Предисл. М. А. Гази. Новое, перераб. изд. — Новосибирск: Новосиб. тип., 1995. — 256 с.
  20. А.А., Владимиров Н. Г., Овсиенко Ф. Г. Мировые религии // Науч. ред.: Каменец А. В., Лялина Г. С.- Рос. НИИ культур, и природ, наследия. М.: Приор, 1998. — 479 с.
  21. Аль-Маудуди. Основы ислама // Абуль Аль-Аля Аль-Маудуди- Пер. И. Мохаммеда Шейха. М.: ПК «Сантлада», 1993.- 127 с.
  22. Ансари Хамид. Имам Хомейни: Политическая борьба от рождения до кончины. М.: Палея, 1999. — 447 с.
  23. Арабо-мусульманский мир на пороге XXI века: Реф. сб. // Сост.: Фурсов А.И.- ИНИОН РАН. М., 1999. — 195 с.
  24. Ф.М., Кириллина С. А. Религия и власть: ислам в Османском Египте, XVIII первая четверть XIX в.: Монография // Отв. ред. Мейер М. С. -М.: Изд-во МГУ, 1996. — 157 с.
  25. Байрамуков Аль-Хаджи Абдул-Керим. История ислама. Черкесск: АО «Полиграфист», 1994. — 110 с.
  26. В.В. Культура мусульманства. М.: Леном, 1998. — 111 с. -(Мир ислама).
  27. В.Н. История религии. М.: Витязь, 1998. — 138 с.
  28. Бей Мохаммед Эссад. Магомет // Пер. с фр. Сумкина О. СПб.: Внешторгиздат, 1999. — 351 с.
  29. Ближний Восток: история и современность: Сб. ст // Отв. ред. Козлов Е.Г.- Ин-т востоковедения РАН- Рос. центр стратег, и междунар. исследований. М., 1997. — 140 с.
  30. Бог-человек-общество в традиционных культурах Востока: Сб. ст. // Рос. АН, Ин-т философии- [Отв. ред. Степанянц М.Т.]. М.: Наука, 1993. — 222 с.
  31. М.В. Ислам: история и современность // М. В. Вагабов, Н. М. Вагабов. -Махачкала: Дагест. кн. изд-во, 2002.-414 с.
  32. М.В. Ислам, женщина, семья. Махачкала: Дагестан, кн. изд-во, 1994.- 192 с.
  33. JI.C. История Востока : В 2 т. М.: Высш. шк., 1993- Т.2. 1993. — 494 с.
  34. Великие мыслители Востока: Выдающиеся мыслители, философские и религиозные произведения Китая, Индии, Японии, Кореи, исламского мира // Под ред. Мак-Грила Я.П.- Пер. Барановой Н. и др. М.: Крон-Пресс, 1998. -655 с. — (Академия).
  35. Великие мыслители Востока: Выдающиеся мыслители, философские и религиозные произведения Китая, Индии, Японии, Кореи, исламского мира // Под ред. Мак-Грила Я.П.- Пер.: Барановой Н., Блейз А., Зинина С. и др. М.: Крон-Пресс, 1999. — 655 с. — (Академия).
  36. Вёрман Карл. История искусства всех времен и народов // Пер. с нем. под ред. Сомова А. И. М.: ACT, 2000 Т.1.: Искусство первобытных племен, народов дохристианской эпохи и населения Азии и Африки с древних веков до XIX столетия, 2000. 942 с.
  37. Гайнутдин Муфий Равиль. Ислам: вера, милосердие, терпимость. М., 1997.- 150 с.
  38. Гилкрист Джон. Муххамад и его книга. СПб., 1999. — 305 с.
  39. Глобализация и поиски национальной идентичности в странах Востока: Учеб. пособие // Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т) МИД России- Отв. ред.: Ефимова Л. М., Алаев Л. Б. М.: МГИМО, 1999. — 217 с.
  40. Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информ.-аналит. бюл. // Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ- Сост. Сторчак В.М.- Отв. ред. Трофимчук H.A. М.: Изд-во РАГС, 2000.
  41. И.П. Исламский радикализм в международной политике. На примере регионов Ближнего, Среднего Востока и Северного Кавказа // Отв. ред.: Игнатов В. Г. и др. Ростов н/Д: Ростиздат, 2000. — 200 с.
  42. Е.А. Шиитское духовенство в двух революциях: 1905−1911 и 1978−1979 гг. //Ин-т востоковедения РАН. М., 1998. — 240 с.
  43. Захариас Равви. Краткий путеводитель по мировым религиям // Пер. с англ. Кириленко Н. К- Под общ. ред. Халверзона Д. СПб.: Шандал, 2000. — 301 с.
  44. Захер Муфлех эль Абдурахим эль Момани. Арабская региональная система и современное международное право. М.: Палея, 1994. — 174 с.
  45. H.B. История политических и правовых учений : Учеб. пособие // Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ- Урал. акад. гос. службы. -Екатеринбург, 1998 4.1. 1998. 161 с.
  46. Изложение начал мусульманского законоведения // Предисл. Торнау Н. -Репринт, изд. 1850 г. М.: Адир, 1991.
  47. Икбал Мухаммад. Реконструкция религиозной мысли в Исламе // М., 2002.
  48. Иран: ислам и власть // Отв. ред.: Мамедова Н. М., Санаи М.- Ин-т востоковедения РАН, Культур, представительство при Посольстве Ислам. Респ. Иран в Москве. -М.: ИВ РАН-Крафт±, 2002.-278 с.
  49. Иран: эволюция исламского правления // ИВ РАН. М., 1998. — 194 с.
  50. Ислам: Историограф, очерки // Под общ. ред. Прозоррова С. М. М.: Наука, 1991.-228 с.
  51. Ислам: Энцикл. словарь // Миловславский Г. В., Петросян Ю. А., Пиотровский М. Б., Прозоров С.М.- АН СССР, Ин-т востоковед. М.: Наука, 1991.-315 с.
  52. Ислам в законодательстве России, 1554−1929 гт.: Сб. законодат. актов // Башк. гос. ун-т. Уфа, 1998. — 119 с.
  53. Ислам в СНГ // Отв. ред. Малашенко A.B.- Ин-т востоковедения РАН. -М., 1998.- 179 с.
  54. Ислам и исламизм: Сб. ст. // Под общ. ред.: Кожокина Е. М., Максименко В.И.- Рос. ин-т стратег, исслед. М., 1999. — 238 с.
  55. Ислам и мусульмане в России // Под общ. ред.: Муртазина М. Ф., Нуруллаева A.A.- Совет муфтиев России- Моск. высш. духовн. ислам, колледж. М.: КДТ, 1999. — 219 с.
  56. Ислам и политика: Сб. науч. ст. // Отв. ред. Белокреницкий В. Я., Егорин А. 3.- М. Институт востоковедения РАН, «Крафт+», 2001, 420 с.
  57. Исламская республика Иран в 90-е годы: Экономика, политика, культура // Отв. ред. Мамедова Н.М.- Ин-т востоковедения РАН. М., 1998. -163 с.
  58. Исламский радикализм: Социал.-философ. Анализ // И.П. Добаев- Отв. ред. A.B. Малашенко. -Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002.-120 с.
  59. История восточной философии: Учеб. пособие // Отв. ред. Степанян М.Т.- Ин-т философии РАН (ИФРАН). М., 1998. — 122 с.
  60. История политических и правовых учений: Крат. учеб. Курс // Под общ. ред. Нерсесянца B.C. -М.: Норма, 2002.-352 с.
  61. Керимов Г. М.-о. Шариат. Закон жизни мусульман. М.: Леном, 1999. -303 с. — (Мир ислама).
  62. Коран // Пер. Иман Валерии Пороховой, Центр Аль-Фуркан, Дамаск
  63. Коран // Пер. Крачковского И. Ю. М.: Феникс, 1998. — 543 с.
  64. Коран // Пер. Османова М.-Н.О. М.: Ладомир, 1999. — 926 с.
  65. Королевство Саудовская Аравия // М-во информ., Отд. внутр. информ. -Эр-Рияд, 1993.-208 с.
  66. Р.Г. Ислам в истории России // РАН, Ин-т востоковедения. М.: Вост. лит., 1995.-312 с.
  67. Магомет. Григорий УП. Франциск Ассизский. Никон. Аввакум. СПб.: Редактор, 1996. — 490 с. — (Жизнь замечательных людей: Биографическая б-ка Павленкова Ф.).
  68. Максуд Рукайя. Ислам // Пер. с англ. Новикова В. М.: ГРАНД, 1998. -302 с. — (Грандиозный мир).
  69. A.B. Мусульманский мир и СНГ. М., 1996. — 182 с.
  70. Малерб Мишель. Религии человечества: Перевод // Ред. Гуревич A.JI. -М.: Рудомино- СПб.: Университетская книга, 1997. 600 с.
  71. Мировой опыт государственно-церковных отношений: Учеб. пособие // Под общ. ред. Трофимчука H.A.- Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. -М.: Изд-во РАГС, 1998. 305 с.
  72. A.B., Бабинов Ю. А. Основы религиоведения : Рабочая книга преподавателя и студента: Учеб. пособие для вузов // Независимый открытый ун-т. М.: Соц.-гуманитар. знания, 1998. — 328 с.
  73. И.М., Манукян С. А. Третий путь евразийских наций и ирано-шиитская революция. Ереван: Фонд Высоких Технологий, 1997. — 245 с.
  74. М.М. Мутазилиты // Отв. ред. Левин З.И.- РАН, Ин-т Востоковедения. М.: ИВ РАН, 1997. — 102 с.
  75. Мусульмане России накануне XXI века: Материалы Международной научной конференции, Москва, 6 сентября 1997 г. М., 1998. — 153 с
  76. Мусульманские праздники и обряды. -М.: Леном, 2002.-176 с.
  77. Мусульманские страны: Религия и политика, 70−80 гг.: Сб. ст. // Отв. ред.: Малашенко A.B., Музикарж Й.- АН СССР. Ин-т востоковедения. М.: Наука, 1991. — 183 с.
  78. Алъ-Хашими Мухаммад Али. Личность мусульманина в том виде, который стремиться придать ей ислам с помощью Корана и Сунны // Пер. Нирша В. А. М., 1999. — 413 с.
  79. Мы и западная цивилизация: Перевод // Аль-Маудуди. М.: ТВИС и др., 1993.- 174 с.
  80. P.A. Ислам и государство : Культур.-ист. эволюция мусульман, религии на Европ. Востоке // P.A. Набиев- Науч ред. В. М. Бухараев. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2002.-243 с.
  81. Омар Абдалла Абдалла. США, исламский Ближний Восток и Россия: Науч. докл. // Рос. науч. фонд., Моск. отд-ние. М., 1995. — 96 с. — (Научные доклады // Рос. науч. фонд- N30).
  82. В.Ф., Бахтин Ю. Б. Жизнь Мохаммеда : В 2 кн. // Предисл. Бахтина Ю. Б. М.: Терра, 1997, Кн.1. 1997. — 255 с, Кн.2. 1997. — 304 с.
  83. М.С. Брачно-семейное и наследственное право Исламской Республики Иран // С.-Петерб. гос. ун-т. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1998.-79 с.
  84. О.В. Ислам и демократия: Опыт Пакистана // Отв. ред. Москаленко В.Н.- РАН, Ин-т востоковед. М.: Ин-т востоковед. РАН, 1996. -162 с. — (Труды // Ин-т востоковед. РАН).
  85. Ю.М. Возникновение ислама и мусульманского общества : Филос.-методол. анализ. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1993. — 145 с.
  86. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Под общ. ред. Е. А. Лукашевой. -М.: Норма, 2002.-448 с.
  87. Пророк Мухаммад // Сост., авт. предисл. Махмутов М. И. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1997. — 220 с. — (Антология гуманной педагогики).
  88. Работы по истории ислама и Арабского халифата // В.В. Бартольд- Отв. ред. И.Н.Винников- Ред.: Н. Г. Михайлова, Л.И.Надирадзе- РАН. Отд-ние истории. Отд-ние лит. и яз. -М.: Восточ. лит., 2002.-784 с.
  89. Х.У. Краткая история ислама : Хронология событий 570−1000 гг. от Рождества Христова // Х. У. Рахман. -М.: УММА, 2002.-409 с.
  90. X. У. Хронология Исламской истории: 570−1000 гг. от Р.Х. // Пер. с англ. Хайретдинова Д.З. Н. Новгород: Изд-во Братства Св. Александра Невского, 2000. — 203 с.
  91. Региональные конфликты в Азии и Северной Африке // Ин-т востоковедения РАН- Междунар. акад. наук. Ин-т наций и языков- Междунар. ассоц. За диалог и сотрудничество в APT. M., 1997. — 341 с.
  92. И. Ислам и война // Ассоц. Исследователей Рос. О-ва XX века. -М.: АИРО-ХХ, 1999. 70 с. — (АИРО — научные доклады и дискуссии. Темы для XXI века- Вып.2).
  93. А.И., Али-Заде Э.А., Ахмедов В. М. и др. Сирийская Арабская Республика // Ред. Штемпель М.И.- Ин-т изучения Израиля и Ближ. Востока. -М., 1997.-223 с.
  94. JI.E. Иран 60−80-х годов: традиционализм против современности: Революция и контрреволюция // РАН, Ин-т востоковедения. -М.: Наука, 1993. 255 с.
  95. A.B. Великий шейх суфизма : Опыт парадигмал. анализа философии Ибн Араби // РАН, Ин-т философии. М.: Наука, 1993. — 326 с.
  96. Г. В. Исламский фактор в Абхазии и на Северном Кавказе : Правда и домыслы. Гагра, 1994. — 41 с.
  97. Современный ислам: проблемы исламоведения: Сб. обзоров // Ред.-сост. Сагадеев A.B.- РАН. ИНИОН. M., 1992-. — (Традиции ислама и современность). Вып. 2. 1992.
  98. B.C. Магомет : Основатель ислама. М.: Товарищество «Соратник», 1994. — 107 с. — (СИБ: Серия избранных биографий).
  99. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия // Сост. Ерасов Б. С. М.: Аспект Пресс, 1999. — 556 с.
  100. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия // Сост.: Ерасов Б. С- Ин-т Открытое о-во. М.: Аспект Пресс, 1998. — 557 с. — (Открытая книга. Открытое сознание. Открытое общество).
  101. Марсден Питер. Талибан. Война и религия в Афганистане -М.: Городец, 2002.-173 с.
  102. И.М. История арабов и Халифата : (750−1517 гг.). М.: Муравей-Гайд, 1999. — 384 с.
  103. Фишер Мэри Пат. Живые религии: Пер. с англ. // Междунар. Фонд Образования. М.: Республика, 1997. — 366 с.
  104. Ф., Тинет X. Великие религии человечества // Пер. с англ. М.: Медицина и питание- Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 316 с.
  105. Е.А. История средневековой арабо-исламской философии : Учеб. пособие // РАН, Ин-т философии. М., 1995. — 175 с.
  106. Хаменеи Аятолла. Свет исламской революции: Речи и выступления Руководителя Ислам. Респ. Иран // Ред. совет: Рогозин Д. О., Рыбас С. Ю., Титаренко М. Л. М.: ПАЛЕЯ — Мишин, 2000. — 373 с. — (Вожди народов: Иран).
  107. Хачим Фалях Исмаил. Исламские концепции государственной власти. -М.: Рос. ун-т дружбы народов, 1999. 128 с.
  108. A.A. Суфизм: Мусульманский Восток // Центр Петербург, востоковедение. СПб.: Петербург, востоковедение, 1999. — 269 с. — (Мир Востока).
  109. Хомейни Рухолла Мусави. Завещание. Б.м.: Тип. газ.-журн. изд-ва, Б.г. -86 с.
  110. Эволюция деятельности экстремистских организаций в странах Востока // В. Н. Пластун. -Новосибирск: Сиб. хронограф, 2002.-712 с.
  111. Эпоха крестовых походов Н Под ред. Лависса Э., Рамбо А.- Пер. Гершензона М. Изд. испр. и доп. — СПб.: Полигон-АСТ, 1999. — 1087 с.
  112. Этнические и региональные конфликты в Евразии: В 3 кн. // Общ. ред.: Коппитерс Б., Тренин Д. М.: Весь мир, 1997-Кн.1.: Центральная Азия и Кавказ, 1997. — 203 с. 1. Статьи
  113. С. Исламский фундаментализм в Центральной Азии: причины распространения, прогнозы на будущее/ С. Абашин // Центральная Азия и Кавказ. -2002. -N 2. С. 71−78.
  114. С.Н. Имам Хомейни и его концепция «исламского правления» // Национальные интересы, 2000. 2. — С. 56−61.
  115. Е. Ислам сегодня и права человека // Азия и Африка сегодня, 2000.-8.-С. 19−26.
  116. Р. Ислам после талибов : Реакция мусульман, стран на войну в Афганистане. // Р. Бикбаев, В. Джалагония, Д. Зеленин // Эхо планеты. -2002.
  117. Р.Я. Бесценный опыт выживания: Опыт развития банк, системы в ислам, государствах. // Внешнеэкономический бюллетень, 2000. 5. — С. 3−5.
  118. В. Контуры государственной политики талибов // Азия и Африка сегодня, 2000. 9. — С. 26−34.
  119. Т.М. Правовые основы антитеррористического взаимодействия/ Т. М. Виноградская // Аналитический вестник //
  120. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. -2002. -N 22.
  121. Ю.Г. Исламский радикализм и его крайние формы как факторы, стимулирующие региональный сепаратизм // Ю. Г. Волков, И. П. Добаев // Ксенофобия на Юге России: сепаратизм, конфликты и пути их преодоления: Сб. науч. ст. -Ростов н/Д, 2002. С. 25−44.
  122. М. Юго-Восточная Азия. Синдром экстремистского фундаментализма и борьба с ним/ М. Гусев // Азия и Африка сегодня. -2002. -N 10. С. 29−32.
  123. Г. М. Некоторые аспекты турецкой модели демократии // Г. М. Даниялов // Политические феномены и процессы глазами молодых ученых: Науч. тр. Сектора теории политики ИМЭМО РАН. -М., 2002. С. 32−42
  124. В. Талибы у ворот Центральной Азии // Эхо планеты, 2000. -43.-С. 16−19.
  125. И. К вопросу о типологии радикального исламского движения // И. Добаев // Центральная Азия и Кавказ. -2002. -N 3.
  126. И. Неправительственные религиозно-политические организации исламского мира // И. Добаев // Мировая экономика и международные отношения. -2002. -N 4. С. 91−97
  127. М. Повесть о настоящем бен Ладене // КоммерсантЪ Власть, 2000. 43. — С. 28−33.
  128. A.A. Религиозный экстремизм как угроза международной и национальной безопасности : Выступ, на науч.-практ. конф. «Религия и проблемы нац. безопасности./ A.A. Игнатенко // Безопасность Евразии. -2002. -N1.-С. 515−519.
  129. ИМ. О терроре и терроризме // И. М. Ильинский // Русский интеллектуальный клуб: Стеногр. заседаний и другие материалы. -М., 2002. -Кн. 3: Международный терроризм: Международный терроризм. С. 93−145.
  130. А. Исламская концепция государства: история и реальность // А. Исазаде // Религия и право. -2002. -N 2. С.10−13.
  131. М. Борьба с терроризмом общая самооборона // М. Каддафи // Азия и Африка сегодня.-2002.-N 3. — С. 37−39.
  132. B.C. Концепции исламского государства: исторический аспект и современность // B.C. Кожанов // Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития: Сб. науч. тр.: В 2-х ч. -М., 2002. -Ч. 2. С. 57−70.
  133. Т.Р. Исламский фактор в геополитике России накануне третьего тысячелетия // Социально-гуманитарные знания, 2000. 3. — С. 187 294.
  134. Г. Г. Ислам и демократия на постсоветском пространстве // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность, 2000. 3. — С. 144−147.
  135. КВ. Фундаментализм в пространстве современного мира // И. В. Кудряшова // ПОЛИС: Политические исследования. -2002. -N 1. С. 6677.
  136. Д. После «черного вторника»: ислам и терроризм в России и СНГ // Д. Малышева // Мировая экономика и международные отношения. -2002. -N3.-C. 55−57.
  137. .Ф. Исламский терроризм в странах Западного полушария: вчера и сегодня // Б. Ф. Мартынов, Е. Е. Голубева // Латинская Америка. -2002. -N5.
  138. Л.И. Россия, Запад и ислам : (Диалектика и синергетика в «интегр. сопряжении» войны и мира) // Л. И. Медведко // Общественные науки и современность. -2002. -N1.-0. 106−117.
  139. Международный терроризм: предпосылки, идеология и методы противоборства: Круглый стол. // Ядерный контроль. -2002. -Том 8. ^ 4. С. 20−33.
  140. С.А. Военно-политическая концепция ислама // С. А. Мельков // Ксенофобия на Юге России: сепаратизм, конфликты и пути их преодоления: Сб. науч. ст. -Ростов н/Д, 2002. С. 44−62.
  141. Г. И. «Политический ислам» и западное общество // Г. И. Мирский // ПОЛИС: Политические исследования. -2002. -N1.-0. 78−86.
  142. О. Исламизм и международный терроризм: угроза ислама или угроза исламу? // О. Молдалиев // Центральная Азия и Кавказ. -2002. -И 3.
  143. Нильсен Й Альтернатива мусульманскому экстремизму // Азия и Африка сегодня, 2000. 9. — С. 49−50.
  144. Г. Исламская банковская система : Ислам, этика бизнеса // Г. Нуруллина // Обозреватель. -2002. -И 9−10. С. 90−92.
  145. Ю. Не перейти грань : Борьба с исламским экстремизмом. // Ю. Олещук // Свободная мысль-ХХ1. -2002. ^ 5. С. 58−64.
  146. Л.Л. Исламская экономическая доктрина // Л. Л. Разумнова // Экономика Африки: повторение пройденного или смена ориентиров?. -М., 2002.-С. 44−51.
  147. А. Религиозный фактор в межцивилизационных противоречиях. Часть 1−2 // А. Сваранц, С. Савельев // Право и политика. -2002. -N 5. С. 8895.
  148. Р. Афганистан. Несостоявшийся всемирный халифат // Р. Сикоев // Азия и Африка сегодня. -2002. -N 10. С. 33−39.
  149. JI. Ислам против ислама : Об ислам, альтернативе экстремизму и терроризму // JI. Сюкияйнен // Центральная Азия и Кавказ. -2002. -N 3. С. 86−97.
  150. Я. Окно в исламский мир: религия, право, банки.: Беседа с д-р юрид наук Л. Сюкияйненом. // Л. Сюкияйнен- Подгот. А. Казаков // Коллегия. -2002. -N 6. С. 35−37.
  151. М. Джихад это не террор // М. Таджутдин // Закон и право. -2002. -N 4. — С. 62−63.
  152. И. Ближний и Средний Восток. Ислам и политический конфликт // И. Фадеева // Азия и Африка сегодня. -2002. -N 4. С. 55−60.
  153. И. Отчаяние бриллианта : Война глобализма против глобализма // И. Хисамов // Эксперт. -2002. -N 1−2. С. 67−71.
  154. A.B. Достоинство человека: международный опыт правового понимания // A.B. Хованская // Государство и право. -2002. -N 3. С. 48−54.
  155. Е. Угроза международного терроризма на южных рубежах СНГ: Обзор прессы. // Экономика и политика России и государств ближнего зарубежья, 2000. С. 55−61.
  156. В. О роли исламского фактора в современном мире // Зарубежное военное обозрение, 2000. 9. — С. 2−7.
Заполнить форму текущей работой