Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Реализация государственной социальной политики в условиях внешних экономических ограничений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на имеющиеся различия, у Молдовы и Приднестровья — во многом схожие социальные проблемы. Это обусловливает объективную необходимость в формировании ответственной социальной политики, направленной на решение наиболее острых проблем и, в первую очередь, на снижение уровня бедности, повышение уровня жизни, уменьшение неоправданно высокого социального неравенства, создание равных стартовых… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические аспекты формирования социальной политики
    • 1. Л Сущность и содержание государственной социальной политики
      • 1. 2. Зарубежный опыт формирования и реализации социальной политики. Модели социальной политики
  • Глава 2. Социальная политика государства с неопределенным международным статусом
    • 2. 1. Приднестровье — развитие государства в условиях внешнеэкономической изолированности
    • 2. 2. Основные сферы и направления реализации социальной политики Приднестровской Молдавской Республики. Оценка уровня жизни населения ПМР
  • Глава 3. Сравнительный анализ подходов к реализации социальной политики
    • 3. 1. Сравнительный анализ социальной политики Приднестровской
  • Молдавской Республики и Республики Молдова
    • 3. 2. Анализ методов и механизмов регулирования социальной политики Приднестровской Молдавской Республики и Республики Молдова

Реализация государственной социальной политики в условиях внешних экономических ограничений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одним из самых актуальных и жизненно важных вопросов внутренней политики государства является социальная политика, а так же уровень развития социальной сферы, состояние которой свидетельствует о том, в каком государстве живут люди, насколько высок коэффициент их безопасности, насколько устойчиво само государство и имеет ли оно будущее.

Социальная политика — система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов, жизнеобеспечения населения в целом.

Это особенно актуально для государств, которые существуют и развиваются в условиях неопределенного международного статуса и внешних экономических ограничений. К таким государствам относится Приднестровская Молдавская Республика.

В государстве с неопределенным международным статусом, существуют свои особенности развития социальной сферы и механизмы ее регулирования, на которые оказывают влияние целый ряд факторов, не относящихся к другим государствам. К таким факторам относят:

1. Изолированность банковской сферы призванной обеспечить стабильность приднестровской национальной валюты и её конвертацию, поддержание валютного курса и денежных платежей.

2. Ограниченность иностранных инвестиций, международных финансовых организаций, таких как МВФ, ЕБРР и др., а так же отсутствие внешних займов, необходимых для финансирования социальных программ.

3. Непризнание другими странами документов выдаваемых официальными органами власти, таких как: свидетельство о рождении, о браке, о смерти, нотариальных документов, аттестатов, дипломов и иных документов об образовании, позволяющих продолжить обучение в учебных заведениях других стран.

4. Процедуры двойного таможенного оформления грузов, двойного получения разрешительных документов для предприятий Приднестровья как в органах власти Приднестровья, так и Молдовы.

5. Повышенная эмиграция трудоспособного и молодого населения из-за отсутствия определенности, стабильности и перспектив и др.

Социальная политика Приднестровской Молдавской Республики оставалась полем постоянных дискуссий с самого начала создания государства. Это вполне объяснимо, поскольку любое решение в социальной сфере, затрагивающее условия пенсионного обеспечения, социального страхования, оплаты жилищно-коммунальных услуг и т. п., непосредственно отражается на уровне жизни населения. Недооценка роли социального развития особенно опасна в условиях непризнанное&tradeгосударства, гак как достойное социальное обеспечение — залог доверия граждан к государству и их уверенность в обеспечении своих социальных прав и гарантий. В противном случае это может явиться серьезной угрозой государственной целостности страны. Поэтому реализация социальной политики Приднестровья должна строиться с учетом особенностей и адаптации к местным условиям.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования, его востребованность, а также неразработанность феномена социальной политики непризнанного государства обусловили выбор последнего в качестве предмета анализа.

Степень научной разработанности проблемы. В процессе исследования использованы теоретические и практические pa6oibi отечественных и зарубежных авторов. В работе использованы труды многих современных ученых и экономистов: Аверина A.M., Бабича A.M., Бачурина A.B., Бобкова В. П., Волгина H.A., Калашникова C.B., Пиддэ A. JL, Соловьева А. К., Сулимовой Т. С., Холосговой Е. И., Храпылиной Л. П., Щербакова А. И, а так же приднестровских авторов: Бабилунга Н. В., Бельчешсо В. П., Бомешко Б. Г., Бурла М. П., Калько В. А., Маракуца Г. С.

Вместе с тем, анализ проводившихся исследований показывает, что еще недостаточно внимания уделяется вопросам повышения уровня социального развития, а так же их важность для непризнанных территорий. При этом ощущается явный дефицит включенности самого общества в осмысление и обсуждение социальных приоритетов, которые бы в полной мере соответствовали ожиданиям и потребностям различных групп населения.

Вышеперечисленное послужило основанием для выбора направления исследования, его объекта, предмета, а так же методологической организации научной работы.

Цель и основные задачи исследования. Цель исследования состоит в анализе, оценке проводимой государственной социальной политики в условиях экономических ограничений, обосновании направлений и механизмов совершенствования социальной политики на примере Приднестровья.

В соответствии с поставленной целыо в работе решаются следующие задачи:

— изучение подходов к определению сущности и содержания социальной политики, а также зарубежного опыта формирования и реализации социальной поли гики;

— исследование состояния и определения уровня социального развития территорий с неопределенным международным статусом на примере Приднестровской Молдавской Республикиоценка состояния социальной политики территорий с неопределенным международным статусом на основе сравнительного анализа с другими государствами, на примере Приднестровья и Республики Молдова;

— определение уровня качества жизни населения Приднестровья, на основе методики расчета интегрального показателя — индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП);

— определение места Приднестровья в общем рейтинге стран, но ИРЧП, а так же проведение анализа и сравнение уровня жизни населения Российской Федерации, Украины, Республики Молдова и Приднестровья, на основе полученного показателя ИРЧП используя данные из Доклада человеческого развития ООН;

— разработка предложений и рекомендаций по повышению эффективности социальной политики Приднестровья.

Объектом исследования являются основные сферы и направления социальной политики Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) — самопровозглашенного государства в юго-восточной части Европы, провозглашённой 2 сентября 1990 года на территории бывшей Молдавской Советской Социалистической Республики (МССР).

Предметом исследования является совокупность социально-экономических, организационно-трудовых, управленческих и финансовых отношений и иных факторов, оказывающих влияние на формирование социальной политики и развитие социальной сферы Приднестровской Молдавской Республики (Приднестровья).

Теоретическая и методологическая основа исследования. В исследовании были использованы следующие методы и методические подходы: сравнительно-исторический методэкономический и статистический анализсистемно-целевой анализ, структурно-функциональный анализанализ теоретической литературы, анализ правовых документов.

Теоретической основой проведенного исследования послужили фундаментальные труды приднестровских, российских и зарубежных авторов, специалистов в области социальной экономики.

Информаипонной базой исследования послужили следующие источники:

— данные и сведения из книг, посвященных теории социальной политики и приднестровской проблеме, журнальные статьи, научные доклады и отчёты, материалы научных конференций, семинаров, сообщения информационных агентств, газетные статьи, материалы, размещённые на электронных сайтах;

— статистические источники, прежде всего статистические сборники государственной службы статистики Министерства экономики ПМР, статистические сборники Национального Бюро статистики Республики Молдова, официальные документы, в том числе Конституция Приднестровской Молдавской Республики, Законы и Постановления Верховного Совета ПМР и Парламента Молдовы и т. д.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Проблемы социального развития непризнанных государств не рассматривались в комплексном, системном, научном плане, поскольку само «непризнанное государство» является сравнительно новым, уникальным, необычным, феноменом, который порождает особенности, определённые проблемы и трудности, как для развития самой социальной сферы, так и для проведения теоретического и эмпирического исследования данного направления.

2. Исследование социальных процессов и направлений социальной политики в Приднестровье связано с появлением «непризнанного государства», возникшего без опоры на предшествующий административный статус. Тем самым исследование раскрывает уникальный социальный процесс становления «с пуля» приднестровской государственности.

3. На основе проведенного сравнительного анализа реализации социальной политики и механизмов регулирования социальной сферы Приднестровья и Молдовы обосновываются рекомендации по формированию ответственной социальной политики, направленной на решение острых социальных проблем обоих государств, в том числе внедрение системы обязательного медицинского страхования и создание смешанной пенсионной системы в Приднестровье: распределительной и накопительной;

4. Установлено, что состояние социальной сферы непризнанного государства находится в прямой зависимости от его статуса. В этой связи сформулированы практические предложения странам-гарантам (Россия, Украина) и посредникам (ОБСЕ, США, Евросоюз), направленные на развитие социальной сферы Приднестровья.

5. Сформулированы пути и методы совершенствования реализации социальной политики в Приднестровье, а так же определены стратегия и приоритетные направления социальной политики, необходимые для стабилизации экономики и формирования экономического роста в соответствии с современным этапом государственного строительства.

6. Впервые определено место Приднестровья в общем рейтинге стран по ИРЧП, а так же используя данные из Доклада человеческого развития ООН, проведено общее сравнение данного показателя характеризующего качество жизни населения, по отношению к Российской Федерации, Украине, Республике Молдова.

Практическая значимость исследования. В практическом отношении результаты работы могут быть использованы государственными органами Приднестровской Молдавской Республики в процессе проведения социальных реформ в приднестровском обществе.

В этой связи, результаты исследования дают возможность анализировать происходящие в регионе социальные процессы, которые представляют практический интерес для сотрудников и экспертов экономических и внешнеполитических ведомств, а также иных государственных и негосударственных организаций, которые вовлечены в процесс приднестровского урегулирования в пятистороннем формате (Молдова, Приднестровье, Россия, Украина, ОБСЕ).

Выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы в практической деятельности органов государственной власти, в экспертно-апалитической деятельности экспертами, занимающимися управлением социальными процессами в условиях конфликта в различных государствах и регионах.

Апробация исследования. Основные результаты исследования были использованы автором данного исследования, в качестве депутата Верховного Совета Г1МР при подготовке и принятии ряда законодательных инициатив, нашедших в последующем свое отражение в Законах ПМР (Закон ПМР «О республиканском бюджете 2010 год», Закон ПМР «О республиканском бюджете 2011 год», Закон ПМР «О государственном пенсионном фонде Приднестровской Молдавской Республики», Закон ПМР «О государственном пенсионном обеспечении граждан в Приднестровской Молдавской Республике»).

Автор апробировал результаты исследования в ходе практической работы в Верховном Совете ПМР на парламентских слушаниях, пленарных заседаниях, заседаниях Комитета по развитию малого и среднего бизнеса и промышленности, а так же отразил при разработке «Стратегии развития Приднестровья 2025», инициированной Верховным Советом ПМР.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

По результатам проведенного анализа уровня социального развития Приднестровья как государства с отложенным политическим статусом, можно сделать следующие выводы:

1. В Приднестровье создана функциональная социальная система, способная существовать за счёт собственных людских и материальных ресурсов.

2. Для Приднестровья, как государства с отложенным политическим статусом, стратегически важно повышать уровень социального развития, уделять социальной сфере особое внимание, т.к. это является залогом государственности, сохранения стабильной обстановки внутри региона.

3. Сложившаяся экономическая и демографическая ситуация диктуют необходимость создания смешанной системы пенсионного обеспечения: распределительной и накопительной. В качестве основных направлений пенсионной реформы необходимо поэтапное введение накопительных механизмов в систему государственного пенсионного страхования.

4. Социальная политика должна обеспечивать формирование факторов, влияющих на рост экономики. Реализация этой задачи возможна путем наиболее полного вовлечения в экономику трудового, интеллектуального и творческого потенциала. Поэтому главным направлением политики Приднестровья в области занятости населения должно быть улучшение качества трудовых ресурсов путем обеспечения приоритета активных действий на рынке труда.

5. В целях повышения социальной защиты населения в сфере охраны здоровья существует необходимость внедрения в Приднестровье системы медицинского страхования.

Несмотря на низкие показатели развития и функционирования социальной сферы, в структуре Республиканского бюджета Приднестровья статьи расходов на финансирование этого сектора ежегодно занимают наибольший удельный вес. В то время как на развитие экономического потенциала государства, отрасли сельского хозяйства отвлекается незначительная часть средств бюджета, следовательно, и средств на его пополнение недостаточно. Такая расстановка приоритетов может быть чревата, т.к. уже сегодня дефицит бюджета составляет 60% и государству с каждым годом все сложнее выполнять свои социальные обязательства. В этой связи можно рекомендовать государству делать больший акцент на развитии промышленности региона, сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса.

6. Для Приднестровья, как государства с отложенным политическим статусом стратегически важно повышать уровень социального развития, уделять социальной сфере особое внимание, 'т.к. это является залогом государственности, сохранения стабильной обстановки внутри региона.

7. По результатам проведенного сравнительного анализа социальных систем Приднестровья и Молдовы автор пришел к выводу, что по основным показателям, характеризующим уровень и условия жизни населения, Приднестровье находится в лучшем положении, чем Молдова. Этому способствует ряд причин.

Во-первых, Приднестровье обладает промышленным потенциалом, который эффективно удастся развивать, что благоприятно отражается па уровне заработной платы населения, занятого в данных секторах экономики. В то время как в Молдове очень слабо развита отрасль промышленности и преобладает сфера услуг и сельское хозяйство, отрасли в которых заработная плата, как правило, низкая.

Во-вторых, законодательное регулирование оплаты труда имеет существенные различия. В Молдове существуют три минимальных стандарта оплаты труда: показатель минимального размера оплаты труда для некоторых категорий работников, гарантированный минимальный размер заработной платы в реальном секюре экономики и тарифная ставкав Приднестровье — только минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Причем пересчет данной величины в Молдове производится один раз в год, тогда как в Приднестровье определяется ежеквартально. В результате законодательная база, функционирующая в Приднестровье, обеспечивает более высокую, чем в Молдове заработную плату.

Такие же различия существуют в сфере пенсионного обеспечения граждан этих государств. Кроме того, финансирование пенсионной системы Молдовы осуществляется за счет средств Национальной кассы социального страхования, в Приднестровье — за счет средств Государственного фонда обязательного социального страхования и Государственного пенсионного фонда.

Важную роль в экономическом и социальном развитии государств Приднестровья и Молдовы играют источники внешней финансовой помощи. Однако здесь имеют место кардинальные различия. В этом аспекте Республика Молдова находится в более выгодном положении, чем Приднестровье, т.к. обладает возможностью получения от международных финансовых организаций и стран-доноров (МБ, МВФ, ЕС, США и др.) льготных кредитов, грантов, технической финансовой помощи на развитие социальной сферы, а также в целях содействия экономическому росту государства. Единственным же источником внешнего финансирования для Приднестровья является помощь, поступающая из Российской Федерации, которая имеет немаловажное значение для населения Приднестровья и самого государства в целом. Однако этих средств не достаточно для поддержания социального развития государства.

В связи с этим около половины населения Молдовы ориентируется на западную модель экономики, культуры и политики, и треть населения считает восточный вектор развития более перспективным. В Приднестровье большинство населения считает Российский экономический, политический и в особенности культурный вектор развития намного более перспективным, нежели западный.

Несмотря на имеющиеся различия, у Молдовы и Приднестровья — во многом схожие социальные проблемы. Это обусловливает объективную необходимость в формировании ответственной социальной политики, направленной на решение наиболее острых проблем и, в первую очередь, на снижение уровня бедности, повышение уровня жизни, уменьшение неоправданно высокого социального неравенства, создание равных стартовых возможностей для социального развития всех граждан. В этом процессе, помимо соответствующих государственных структур, активное участие должны принимать общественные организации и движения, неправительственные организации, экспертное сообщество, предпринимательские круги.

К тому же политическая нестабильность и экономический спад тормозят развитие социальных реформ и в конечном итоге, неблагоприятно сказываются на уровне благосостояния населения обеих берегов Днестра. Необходима скорейшая регламентация на уровне нормативных актов государств или двусторонних соглашений вопросов обеспечения права свободы трудоустройствапризнания трудового стажапризнания льгот и гарантий, предоставляемых каждым государством своим гражданамзаимствования норм международного права и их имплементации в национальное законодательство.

Таким образом, результаты проведенного исследования наглядно показывают уровень социального развития государства с отложенным политическим статусом и степень влияния политической определенности на его социальное развитие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Трудовой Кодекс Республики Молдова от 28 марта 2003 года № 154-ХУ
  2. Закон СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» от 3 апреля 1990 года № 1409−1
  3. Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об основах обязательного социального страхования» от 21 июня 2001 г. N 20−3-Ш
  4. Закон Приднестровской Молдавской Республики «О минимальном размере оплаты труда в Приднестровской Молдавской Республике» от 28 декабря 2001 года № 79−3-1II
  5. Закон Приднестровской Молдавской Республики «О Государственном пенсионном фонде» от 14 января 2002 г. N 92−3-Ш (САЗ 02−3)
  6. Закон Приднестровской Молдавской Республики «О государственной поддержке многодетных семей» от 1 1.05.2006 № 26−3-IV
  7. Закон Приднестровской Молдавской Республики «О бюджете Государственного пенсионного фонда Приднестровской Молдавской Республики на 2010 год» от 30 декабря 2009 года N 942−3-1V (САЗ 10−1)
  8. Закон Республики Молдова «О Декларации о независимости Республики Молдова» №.691-XII от 27.08.91
  9. Закон Республики Молдова «О государственной системе социального страхования» № 489-Х1У от 08.07.1999
  10. Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики «Об утверждении Программы «Приобретение строительных материалов, оборудования и производство работ по ремонту зданий учреждений системы здравоохранения на 2009 год» от 11 июня 2009 года № 398
  11. Постановление Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики «Об утверждении Прогноза социально-экономического развития Приднестровской Молдавской Республики на 2009 год» от 30 марта 2009 г. N 2236 (САЗ 09−14)
  12. Постановление Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики «Об утврждении Концепции промышленной политики Приднестровской Молдавской Республики на 2010−2014 годы» от 29 апреля 2010 г. N 3073 (САЗ 10−17)
  13. Постановление Правительства Республики Молдова от 22 марта 2004 г. № 278 «Об индексации пенсий»
  14. Постановление Правительства Республики Молдова от 21 марта 2006 г. № 297 «Об индексации пособий социального страхования и некоторых государственных социальных пособий»
  15. В.В. Модели социальной защиты в странах ЕС // Мировая экономика и международные отношения, 2005, № 11.
  16. Л. Экономическая интеграция стран СНГ: проблемы и решения / Л. Арцишевский, Н. Промский // Экономист. 2001. — N 9
  17. Г. А. Политика государства в сфере распределения доходов населения. Учебник. М.: ТЕИС, 2006
  18. Н.В., Бомешко Б. Г. Программа курса по истории Молдавии для неисторических факультетов. Тирасполь, 1991
  19. Н.В. Раскол Молдавии и конституционные акты Приднестровской Молдавской Республики // Ежегодный исторический альманах Приднестровья. Тирасполь, 1999. -№ 3, с. 12
  20. Н.В. Бинарный заряд на берегах Днестра: историческая ретроспектива возможности взрыва. Приднестровье XXI. Интернет-издание тираспольской школы политических исследований. Выпуск № 10 (декабрь, 2009)
  21. Н.И. Макроэкономика: учебное пособие для экономических специальностей / Н. И. Базылев, С. П. Гурко, М. Н. Базылсва. Москва: Ипфра-М, 2004.
  22. В.Т. Реализация моделей социальной политики: мировая практика / Экономические интересы и социальная политика. Ростов н/Д. Изд-во СКАГС, 2006.
  23. В.П., Рудакова О. В., Самородова Е. М. Экономическая теория: Учебник-М: Инфра-М, 2006
  24. А. Социальная политика государства по улучшению условий жизни// Экономист. 2003, № 8.
  25. Бельченко В. Г1. Социально-экономическая модель Приднестровья в переходный период// Экономика Приднестровья. 2000. — № 5. С. 51−65.
  26. , В. Уровень социального неравенства/ В. Бобков//Экономист.-2006, — № 3.
  27. Е. Модели развития Молдовы и Приднестровья в постконфликтпый период. Institutul de Politic! Publice
  28. А. С. Экономика: Учебник / А. С. Булатов. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2003.
  29. М.П. «Экономика Приднестровья на переходном этапе», Тирасполь 2000 г.
  30. М. Г1. Экономическая динамика и обеспечение прав человека в условиях внешних ограничений. Приднестровье XXI. Интернет-издание тираспольской школы политических исследований. Выпуск № 10 (декабрь, 2009)
  31. Г. II. Приднестровье в современном политическом пространстве: некоторые аспекты формирования имиджа. Приднестровье XXI. Интернет-издание тираспольской школы политических исследований. Выпуск № 2 (февраль, 2007)
  32. H.A. Социальная политика. Учебник.- М.: Экзамен, 2006.
  33. H.A. Социальная политика: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп./М.: Изд-во РАГС, 2008
  34. Е.М., Экономическая теория. Учебник. М.: Эксмо, 2008.
  35. В.А., Бондарь A.B. Макроэкономика: учебное пособие -Минск: 2006.
  36. Е., Трубин В. Эволюция системы социальной поддержки населения // Общество и экономика. 2000. № 9−10.
  37. А. П. и др. Социальная энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2000.
  38. И. А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб.: Высшая школа, 1998.
  39. В.М. «Участие РФ в сфере пенсионного обеспечения граждан ПМР», // «Социальная политика и социальное партнёрство» № 1, Москва, 2011 г.
  40. В.М. «Анализ состояния экономики ПМР и выполнения антикризисных мер», // «Социальная политика и социальное партнёрство» № 3 Москва, 2010 год.
  41. В.М. «Инвестиции в социальную сферу Приднестровья» Журнал ТГ1П «Партнер», Тирасполь, сентябрь 2010 год.
  42. В.М., Ермакова Я. А. Уровень жизни населения как он понимается сегодня // Вопросы статистики. 2000. № 8
  43. Д. Современные очаги сепаратизма // География 1999 — № 48
  44. В. Г. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. -М.: Издательский центр «МарТ», 2005.
  45. , С. Социальная политика и население/ С. Кадомцева//Экономист.-2006.-№ 7.
  46. В.А. Социальная политика и основные аспекты её законодательного регулирования в Приднестровской Молдавской Республики. Приднестровье XXI. Интернет-издание тираспольской школы политических исследований. Выпуск № 10 (декабрь, 2009)
  47. В. М. Социальная политика и право: сущность и взаимозависимости // Российский журнал социальной работы. 1998. -№ 8.
  48. , В. В. Социальной работы теория: попытка инвентаризации понятий / В. В. Колков // СОТИС социальные технологии, исследования. — 2008. — N 3.
  49. Р. Независимый экспертный доклад: Приднестровье будущего: либеральная экономика, свобода и безопасность. Тирасполь, 2010
  50. Р.В. Зарубежный опыт социальной работы / Владивосток: Издательство ДальГУ. 2004.
  51. А. Б. Сепаратизм: истоки и тенденции развития. М.: Знание, 1990
  52. В.В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики/В. В. Куликов, В.Д.Роик// Российский экономический журнал, — 2005, — № 1.
  53. В.Л. Стратегические приоритеты социальной поддержки населения в современных условиях. Учебник. М.: Вуз и школа, 2002.
  54. , Ю.С. Динамика распределения доходов/Ю.С. Куспер, Г. М. Мкртчян, И.Г. Царев// Эко.~ 2006.-№ 90.Левашов В. И. Социальная политика доходов и заработной платы. М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.
  55. И.М. Макроэкономика: социально-экономический аспект: курс лекций для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / И. М. Лемешевский. Минск: ФУ Аинформ, 2007.
  56. М. Социальное государство и правовое регулирование социальной защиты. // Социс. 2005. № 3.
  57. Максимова А. А Модели социальной политики зарубежных стран и выбор России / А. АМаксимова // Налоги. Инвестиции. Капитал. 2002. — № 1.
  58. О. А. Приднестровье: элементы политико правовой самостоятельности. Приднестровье XXI. Интернет-издание тираспольской школы политических исследований. Выпуск № 10 (декабрь, 2009)
  59. . Г. С. Социально-экономическое развитие Приднестровской Молдавской Республики и проблемы достижения устойчивого роста качества жизни Приднестровье XXI. Интернет-издание тираспольской школы политических исследований. Выпуск № 10 (декабрь, 2009)
  60. li.E. Право на социальное обеспечение естественное и неотъемлемое право человека // Вестник Московского университета. -М.- Изд-во Моск. ун-та, 1998. — № 5.
  61. С. Социальная политика: уточнение задач, отладка механизмов// Общество и экономика. 2005, № 5.
  62. М.О. Социальная политика и образование. Сборник статей. Под ред. С. И. Дудника. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004.
  63. II. Размораживание статуса «непризнанных» // Газета «Приднестровье», 2006, № 226.
  64. П.Д. Основы социальной работы: Учебник. М.: ИНФРА-М., 2003.
  65. В. Приоритеты социальной политики определены // Человек и труд. 2008. № 5
  66. Г. Б. Уровень жизни главная составляющая социальной политики страны// Региональная экономика: теория и практика. 2004, № 1, № 2.
  67. В. Социальная защита: содержание понятия // Человек и труд. 2000. № 1
  68. В. Социальная модель государства: опыт западноевропейских стран и выбор России / В. Роик // Социальная модель государства: выбор современной России и опыт стран Европы 2006. № 6(294).
  69. П.В., Гатвинский А. П. Социальные изменения и социальная политика // Журнал исследований социальной политики. Т.1. № 1. 2003.
  70. А. А. «Особенности социальных политик Молдовы и Приднестровья и подходы к их гармонизации. Кишинев.: Статистика, 2008
  71. А.Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник М: ИНФРА-М, 2003.
  72. Т.В. Социальное обеспечение отдельных категорий граждан. Приднестровье XXI. Интернет-издание тираспольской школы политических исследований. Выпуск № 10 (декабрь, 2009)
  73. И., Кирсанова Н., Кирсанова И. Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования // Экономист. 2007. № 1.
  74. Т.Ю. Социальная политика между экономикой и социологией/Т.Ю.Сидорина//Общественные науки и современность.-2005.-№ 6.
  75. Г. Э. Социальная экономика: Учебник. М.: Дело и Сервис, 2001.
  76. С.С., Исаев Н. А. «Социальная политика. Новый курс»: «Вопросы экономики», 1999 г, № 2
  77. М.В. Проблемы социальной политики в Европейском союзе // Мировая экономика и международные отношения, 2006, № 8.
  78. Г. В. Право социального обеспечения. Учебное пособие для ВУЗов. Ростов-на-Дону:. «Феникс», 2003.
  79. Н. Е. Куда ведет коридор? (О социальной политике с позиций общественного мнения) / Н. Е. Тихонова // Общественные науки и современность. 2006. — № 2.
  80. Е. А. Актуальные проблемы социального развития: «Экономист», 1997 г., № 4.
  81. X. Глобализация и социальное государство // Государственная служба за рубежом, 2001 ,№ 5.
  82. В.Г., Административно-территориальное устройство как фактор социально-экономического развития ПМР. Приднестровье XXI. Интернет-издание тираспольскоп школы политических исследований. Выпуск № 3 (март, 2006)
  83. Е.И., Сорвина А. С. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие. М.: ИНФРА-М, 2004.
  84. Е.И. Социальная работа: Учеб. пособие. -2-е изд. М.: Издательско — торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.
  85. Е.Е. Экономическая стратегия и тактика государственной политики в сфере экономической безопасности. Журнал «Экономика Приднестровья» № 8−9 2010
  86. А. О некоторых аспектах социальной политики // Экономист. 2008. № 8.
  87. А., Ильин И. Формирование системы государственных минимальных социальных стандартов // Экономист. 2007. № 4
  88. Л.И. Социальная политика: коридоры возможностей/Л.И.Якобсон/Юбщественные науки и современность.-2006.-№ 2.
  89. Вестник Приднестровского республиканского банка: Информ.-аналит. издание Тирасполь, Г1РБ, 201 1 — № 4 — 11 экз.
  90. Государственный суверенитет Приднестровской Молдавской Республики (Приднестровья) в соответствии с международным правом //Бюллетень Евро-Атлантического Совместною Форума, Вашингтон, 2006, № 219
  91. Доклад «О социально-экономическом развитии Приднестровской Молдавской Республики в 2010 году» Министерство экономики Приднестровской Молдавской Республики — Тирасполь, 2011 год
  92. Ежегодный социальный отчет Министерства труда и социальной защиты Республики Молдова, 2002
  93. Ежегодный отчет Министра здравоохранения и социальной защиты ПМР, 2010
  94. История Приднестровской Молдавской Республики Тирасполь, 2001, т.2, вторая часть.
  95. Менеджмент социальной работы. / Под редакцией Е. И. Комарова и А. И. Войтенко. М.: ВЛАДОС, 1999.
  96. Макроэкономика: Учеб. пособие/ Т. С. Алексеенко, НЛО. Дмитриева, Л. П. Зенькова и др.- под. ред. Л. П. Зеньковой. Мн.: Новое знание, 2002.
  97. Молдова-Приднестровье: Общими усилиями к успешному будущему. Социальные аспекты. — Кишинев, 2009
  98. Население и доход: сборник статей/ Под ред. АА. Саградова. М.: МАКС Пресс, 2001.
  99. Основы социальной работы / под ред. П. Д. Павленок. М.: Гардарики, 1997.
  100. Социальная политика: парадигмы и приоритеты: монография / Под общ. ред. В. И. Жукова. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2005.
  101. Социальный менеджмент: Учебник /Под ред. Д. В. Валового. М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», Академия труда и социальных отношений, 1999.
  102. Статистический ежегодник Приднестровской Молдавской Республики 2003: Статистический сборник (за 1998−2002 гг.) / Государственная служба статистики Министерства экономики ПМР -Тирасполь, 2003
  103. Статистический ежегодник Приднестровской Молдавской Республики 2009: Статистический сборник (за 2004−2008 гг.) / Государственная служба статистики Министерства экономики ПМР -Тирасполь, 2009
  104. Статистический ежегодник Приднестровской Молдавской Республики 2011: Статистический сборник (за 2005−2010 гг.) / Государственная служба статистики Министерства экономики ПМР -Тирасполь, 2011
  105. Тирасполь и Кишинев: что нас объединяет? Газета «Профсоюзные вести» (январь, 2010)
  106. Управление социальной сферой / Под. ред. В. Э. Гордина: Учебник. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.
  107. В.А. Качество жизни населения // Народонаселение. 2007. № 1
  108. Anuarul statistic al Republicii Moldova 2006/ Biroul Nafi. de Statistica al Rep. Moldova. — Ch.: Statistica, 2006
Заполнить форму текущей работой