Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государственное регулирование деятельности финансово-промышленных групп в России и его влияние на оборону страны

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результатом исследования стали следующие положения, выносимые на защиту: уточнение трактовки категории «Финансово-промышленная группа», которую предлагается понимать как совокупность разноотраслевых производственных предприятий и финансовых институтов, полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия), либо в форме создания нового акционерного… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.Э
  • Глава I. Образование и государственное регулирование финансово-промышленных групп
    • 1. 1. Причины и условия формирования и развития финансово-промышленных групп
    • 1. 2. Система государственного регулирования хозяйственной деятельности финансово-промышленных групп
  • Глава II. Повышение эффективности государственного регулирования финансово-промышленных групп России и его влияние на оборону страны
    • 2. 1. Основные направления совершенствования государственного регулирования деятельности финансово-промышленных групп России
    • 2. 2. Пути повышения эффективности государственного регулирования финансово-промышленных групп в оборонно-промышленном комплексе страны

Государственное регулирование деятельности финансово-промышленных групп в России и его влияние на оборону страны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономическая реформа в России, основным содержанием которой является становление рыночных отношений, заставляет по-новому оценивать проблему государственного регулирования экономики и отдельных ее отраслей, включая и регулирование вновь образовавшихся корпоративных структур.

Представленная работа посвящена исследованию проблемы влияния государства на деятельность финансово-промышленные группы (ФПГ), в том числе в сфере обороны.

Актуальность темы

исследования обусловлена рядом обстоятельств: Во-первых, наша экономика в настоящее время переживает период становления хозяйственных отношений рыночного типа. Переход к новым формам хозяйствования предполагает глубокое преобразование экономической деятельности хозяйствующих субъектов (в том числе финансово-промышленных групп), а также создание новых экономических и других механизмов организации этой деятельности. В условиях данного преобразования возрастает роль государственного регулирования этого процесса, поскольку государство влияет на стратегию функционирования указанных субъектов.

Во-вторых, стратегия рыночных реформ, проводимых в России, должна быть в первую очередь направлена на развитие конкурентоспособности корпоративного сектора на внутреннем и на внешнем рынках. Использование в ФПГ предприятий, связанных между собой производственно-технологическими, имущественными, финансовыми и другими отношениями, позволяет сформировать высокоэффективные организационные структуры, используя выбор горизонтальных или диверсифицированных форм интеграции и реорганизации научно-технического потенциала (Hill), позволяющих создавать конкурентоспособную продукцию. В связи с этим финансово-промышленные объединения, и в частности, финансово-промышленные группы, рассматриваются как один из важных элементов реструктуризации производства в рамках общего реформирования российской экономики.1.

В-третьих, необходимостью разработки методологической и правовой основы создания и функционирования ФПГ в России. Несмотря на уже имеющийся опыт, все очевидней становится отсутствие стратегического подхода к данной проблеме, и прежде всего со стороны государства. На хозяйственную деятельность данных групп оказывают влияние в той или иной степени более десятка различных ведомств, недостаточно глубоко координирующих свою деятельность. Нормативно-правовые акты зачастую противоречат общеэкономическим федеральным законам (таким, как Гражданский Кодекс Российской Федерации, Закон «Об акционерных обществах» и другим). Эти причины требуют серьезного научного анализа.

В-четвертых, недостаточностью научных работ и публикаций, посвященных анализу проблем деятельности ФПГ (включая и финансово-промышленные группы оборонно-промышленного комплекса), а также поиску конкретных путей решения этих проблем в рамках единого подхода к построению конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках корпоративных структур.

Актуальность темы

ее недостаточная научная разработанность, а также возрастающая практическая значимость предопределили цель, задачи и предмет исследования.

Цель исследования.

Анализ государственного регулирования деятельности ФПГ в России, его влияния на укрепление обороны и определение основных направлений повышения его эффективности.

1 Послание Президента России Владимира Пугина Федеральному Собранию РФ И «Российская газета». -2003. -17 мая.

Основные задачи:

— авторское уточнение сущности финансово-промышленных групп и исследование условий и причин их образования;

— обобщение опыта государственного регулирования создания и деятельности российских ФПГ;

— анализ роли ФПГ в структурной перестройке экономики России;

— исследование основных направлений совершенствования государственного регулирования деятельности ФПГ;

— разработка предложений по совершенствованию и повышению эффективности государственного регулирования финансово-промышленных групп оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Предмет исследования.

Экономические отношения, возникающие в процессе государственного регулирования финансово-промышленных групп, и обеспечивающие принятие решений в интересах устойчивого развития национальной экономики России, в том числе оборонного сектора экономики.

Степень разработанности проблемы.

Основной экономической категорией для понимания сущности процессов интеграции и формирования крупных корпоративных структур является понятие «финансовый капитал», фундаментальные исследования которого получили большое развитие в конце XIX — начале XX века. О взаимосвязи банковского и промышленного капитала отмечали в своих трудах такие экономисты, как К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, Р. Гильфердинг. В дальнейшем Й. Шумпетер, Дж. Гэлбрейт, Дж. Робинсон, Ю. Бригхэм, JI. Гапенски и другие продолжили исследование, выявив особенности становления и развития современных финансовопромышленных объединений.1.

Среди трудов российских экономистов можно выделить работы таких видных ученых, как А. Асалиева, О. Болтенковой, Ю. Винслава, В. Дементьева, Е. Ленского, Д. Львова, В. Мотылева, Г. Остаповича, Э. Уткина, В. Цветкова, М. Эскиндарова и др.2.

Так же вопросам государственного регулирования обороны страны уделялось внимание в трудах таких военных экономистов, как В. Д. Королев, В. А. Старополов, А. Г. Михайлик, Р. А. Фарамазян, В. П. Хорев, В. И. Цема и ряда других.3.

Однако специального исследования, посвященного проблемам государственной поддержки деятельности ФПГ, включая и ФПГ ОПК, а также совершенствования их государственного регулирования в целях повышения эффективности использования экономических ресурсов данных объединений, не проводилось. Все вышесказанное повышает теоретическую и практическую значимость представленного исследования.

1 См.: Маркс К. Капитал. Критика политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23−25- Ленин В. И. Империализм как высшая стадия капитализма // Поли. собр. соч. Т. 27- Гильфердинг Р. Финансовый капитал. Исследование новейшей фазы в развитии капитализма: Пер. с нем. — М.: Соцэкгиз, 1959; Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. — М.: Экономика, 1995; Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1969; Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции.-М.: Прогресс, 1986; Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-х т. — СПб.: Экономим екая шкала, 1999, т. 1.

2 См.: Асалиев А. Государство в экономике переходного периода. — М.: «ЭлектроНика», 1995; Болтен-кова О. Н. Финансово-промышленные группы: их роль в мировой экономике. «Финансы», 2001; Винслав Ю. Становление отечественного корпоративного управления: теория и практика, подходы к решению ключевых проблем // Российский экономический журнал. — 2001. — № 2- Дементьев В. Отечественные ФПГ: испытание кризисом-98 // Российский экономический журнал. — 2000.-№ 11−12- Ленский Е. В., Цветков В. А. Финансово-промышленные группы: история создания, международный опыт, российская модель. — М.: АФПИ еженедельника «Экономика и жизнь», 1997; Мотылев В. Финансовый капитал и его организационные формы. — М., 1959; Львов Д., Дементьев В. ФПГ в российской экономике. — М.: ЦЭМИ РАН, 1994; Уткин Э. А., Эскиндаров М. А. Финансово-промышленные группы. — М.: Издательство ЭКМОС, 1998.

3 Королев В. Д. Оборонно-промышленный комплекс России: вопросы регулирования // Проблемы теории и практики управления. -1999. — № 4- Старополов В. А. Научно-технический потенциал социалистического государства (военно-экономические вопросы развития и использования): Дис. канд. экон. наук: 20. 01. 07. / Воен.-полит. Акад. им. В. И. Ленина. — М.: ВПА, 1984; Михайлик А. Г. Военно-экономическая кооперация России с зарубежными странами: Дис. д-ра экон. наук: 20. 01. 07 / Воен. Ун-т.- М., 1998. — 359. /2/ е.: прил. — Библи-огр.: с. 352−359- Фарамазян Р., Борисов В. Военная экономика Запада и России после холодной войны // Мировая экономика и международные отношения. — 1999. — № 11- Хорев В. П. Повышение качества промышленной продукции как фактор укрепления материальных основ обороноспособности СССР: Дис. канд. экон. наук: 08. 00. 01 / Воен.-полит. Акад. им. В. И. Ленина. — М.: ВПА, 1988. — 164 е.: прил. — Библиогр.: с. 142−156- Цема В. И. Военно-экономические отношения современного империализма (Вопросы теории): Дис. д-ра экон. наук: 08.00. 01. / Воен.- фин.- экон. фак. при Моск. фин. ин-те. — М., 1990. — 376 е., табл. Л.

Методологическая и теоретическая основа.

В ходе выполнения работы автор использовал такие методы, как системный подход, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического, статистические методы. Для этого использовались данные энциклопедических справочников и показателей экономического развития стран мира, справочников социально-экономического положения России, статистических бюллетеней по инвестициям в экономику России, мировой опыт государственного регулирования данных структур. Автор также использовал фактические материалы, предоставленные ему для подготовки диссертационного исследования Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

В совокупности указанные методы и фактические материалы позволили обеспечить, по мнению автора, достоверность экономического анализа и обоснованность выводов.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

— уточнена трактовка сущности ФПГ;

— проведено исследование роли и значения ФПГ как хозяйствующего субъекта в экономике России;

— определены слагаемые системы государственного регулирования ФПГ;

— разработаны рекомендации по повышению эффективности государственного регулирования финансово-промышленных групп страны;

— сформулированы пути государственного регулирования ФПГ ОПК на основе совершенствования законодательной базы и формирования государственной промышленной политики в этой области. Практическая значимость диссертации состоит в возможности применения предложений и рекомендаций, полученных в результате проведенного исследования, государственными органами, регулирующими деятельность ФПГконсультантами, осуществляющими согласование и экспертизу организационных проектов в ходе создания и регистрации ФПГруководством банков и предприятий, входящих в состав уже действующих групп, в том числе ОГГК. Кроме того, основные предложения и выводы могут использоваться в преподавании отдельных тем курсов экономической теории, экономической политики, финансового менеджмента и управления.

Результатом исследования стали следующие положения, выносимые на защиту: уточнение трактовки категории «Финансово-промышленная группа», которую предлагается понимать как совокупность разноотраслевых производственных предприятий и финансовых институтов, полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия), либо в форме создания нового акционерного общества (система взаимного участия), либо без образования нового юридического лица на основе договора о совместной деятельности в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих меставторский анализ роли ФПГ как хозяйствующего субъекта: ФПГ характеризуется с точки зрения ее значения в развитии экономики страны по показателям объема выпуска продукции, занятости и инвестиционной активностирезультаты анализа содержания государственного регулирования ФПГ на современном этапе, позволившие представить данное регулирование в виде системыосновные направления совершенствования государственного регулирования деятельности ФПГ, в которые входят финансовые, организационные и нормативно-правовые мерыпрактические рекомендации по совершенствованию государственного регулирования ФПГ ОПК в интересах укрепления обороны страны, включающие: принятие и реализацию Федерального Закона «О структурном реформировании ФПГ ОПК России» .

Структура представленного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по главе.

Проведенный анализ мер и средств повышения эффективности государственного регулирования ФПГ, в том числе и в сфере обороны страны, позволяет сделать следующие обобщения.

Во-первых, совершенствование государственного регулирования ФПГ реализуется в виде определенных направлений повышения эффективности данного процесса, к которым можно отнести финансовую, организационную и нормативно-правовую составляющую указанных направлений.

Во-вторых, особое внимание государства в области регулирования деятельности ФПГ, по мнению автора, должно быть сосредоточено не на формальных регистрационных процедурах, а на поддержке систем взаимного участия в рамках ФПГ. Благодаря системе взаимоучастия в капитале финансово-промышленной группы (перекрестное владение акциями) проявляется способность ФПГ к высокой концентрации собственных и заемных средств, связанная с нацеленностью партнеров по группе на решение долгосрочных экономических задач, на обеспечение долгосрочной жизнеспособности ФПГ. Анализ системы взаимного участия в капитале внутри ведущих финансово-промышленных объединений выходит за рамки данной работы и составляет предмет отдельного исследования.

В-третьих, эволюция самих ФПГ, ресурсные возможности государства выдвинули на первый план в сложившихся условиях такие механизмы консолидации ресурсов как совместная деятельность, доверительное управление имуществом, включая ценные бумаги и консолидация налоговой ответственности. Наиболее актуальна такая ситуация для ФПГ ОПК. Доверительное управление пакетами акций и консолидация налоговой ответственности фактически являются шагом на пути совершенствования государственного регулирования ФПГ ОПК в целях повышения эффективности их хозяйственной деятельности. Однако обременительность расходования средств на немедленное приобретение акций, важность правильного выбора доверительных управляющих пакетами акций определяют необходимость в уточнении целей интеграции.

В-четвертых, проблема дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы деятельности ФПГ ОПК может быть решена тремя способами: во-первых, путем приведения нынешней редакции Закона «О финансово-промышленных группах» в соответствие с действующим законодательством, согласно приведенным в работе рекомендациям и внедрением практики адресного государственного регулирования отдельных ФПГ на основе Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ, органов управления субъектами Федерацииво-вторых, отказом от рассмотрения определения ФПГ как статуса, подлежащего государственной регистрации и соответствующего формального подхода к указанной процедуре, рассмотрением ФПГ в рамках ГК РФ как простого товарищества либо материнского и дочерних обществ (соответственно учредительным документам) — в третьих, принятием Федерального Закона «О структурном реформировании финансово-промышленных групп оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» .

В-пятых, в области государственного регулирования национальной промышленности, по нашему мнению, должно быть уделено особое внимание формированию системы приоритетов национальной промышленной политики в сфере ФПГ ОПК и разработке на ее базе системы адресной государственной поддержки производства продукции на базе передовых технологий военного и гражданского назначения. Реализация целей промышленной политики осуществляется в рамках федеральных программ, к формированию которых привлекаются как соответствующие государственные органы, так и ФПГ. Участие ФПГ в конкретных федеральных программах и выбор конкретных ФПГ для финансирования в рамках программ должен осуществляться на конкурсной основе.

В-шестых, для ФПГ ОПК особую важность приобретает разработка и реализация экспортных проектов. Сложившиеся на сегодняшний день условия функционирования ФПГ ОПК показывают, что данным структурам требуется активная поддержка со стороны государства в области содействия экспорту ВВТ, причем как в военно-политической, торгово-экономической области, так и сфере собственно военно-технического сотрудничества.

Заключение

.

Проведенное в диссертации исследование сущности, содержания, и повышения эффективности государственного регулирования деятельности финансово-промышленных групп в России, а также его влияния на укрепление обороны страны, позволяет сделать определенные теоретические выводы и практические рекомендации.

К теоретическим выводам можно отнести следующие:

1. Финансово-промышленная группа предстает как одна из современных организационных форм финансового капитала.

Причинами формирования ФПГ являются: эффект от объединенного использования форм финансового капитала, который значительно выше суммы результатбв их отдельного функционированиянеобходимость в широкомасштабных научных исследованиях и разработках, в использовании сложнейших технических и технологических комплексов, а также стремлением эффективно противостоять резким колебаниям деловой конъюнктуры путем достижения большей экономии на масштабах производства и оптимизацией организационной структуры.

Необходимость, цели создания российских ФПГ диктуются потребностью в формировании новой системы инвестирования и формирования интегрированных структур, способных к саморазвитию, а также ростом финансового капитала, постепенно становящегося в России реальным инвестором производства.

К отличительным условиям формирования российских ФПГ можно отнести следующие: резкое снижение объемов и эффективности производства, вызванное отрицательными последствиями приватизации государственной собственностиразрушение модели управления производством, присущей плановой экономике СССРотсутствие у предприятий достаточных средств для хозяйственной деятельности в условиях рынка.

2. Под финансово-промышленной группой в диссертации понимается совокупность разноотраслевых производственных предприятий и финансовых институтов, действующих на основе системы участия, либо на основе системы взаимного участия, либо на основе договора о совместной деятельности для технологической или экономической интеграции, а также для реализации инвестиционных проектов и программ, нацеленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Отличительными признаками ФПГ являются: обязательное наличие банков, иных финансово-кредитных учреждений и промышленных организацийналичие главной, центральной компаниигосударственная (федеральная или региональная) экспертиза организационного проектагосударственная регистрация в качестве финансово-промышленной группыпринадлежность участников ФПГ к тем сферам деятельности, которые определяют научный, производственный и экспортный потенциал Российской Федерации.

3. Финансово-промышленные группы в целом вносят заметный вклад в подъем российской экономики. Этот вклад проявляется как на микро-, так и на макроэкономическом уровне.

На микроуровне деятельность ФПГ обеспечивает рост спроса на продукцию предприятий-участников ФПГ, дохода этих участников, а также увеличение предложения факторов производства, вовлеченных в эту деятельность.

На макроэкономическом уровне функционирование ФПГ приводит к увеличению совокупного спроса, совокупного предложения, а также занятости населения, и в целом способствует макроэкономической стабильности.

В свою очередь дальнейшее развитие ФПГ в России требует применения комплекса мер со стороны государства макрои микроэкономического характера. На макроуровне направление их развития определяется промышленной политикой государства, предполагающей соответствующую структурную, налоговую и антимонопольную политику, на микроуровне — структурным совершенствованием ФПГ, развитием кооперационных связей, диверсификацией деятельности.

4. Под системой государственного регулирования ФПГ понимается основанное на определенных принципах и реализуемое соответствующими средствами правовое, финансово-экономическое и организационное обеспечение деятельности данных групп.

Целями системы государственного регулирования ФПГ являются: поддержание и развитие конкурентоспособности предприятий ФПГповышение эффективности производства, расширение рынков сбыта товаров и услугсодействие решению проблем занятости, создание дополнительных рабочих мест.

Принципы государственного регулирования финансово-промышленных групп могут быть представлены в следующем виде: непротиворечивость нормативно-правовой базы создания и функционирования ФПГ на всех уровнях властиразделение функций регулирования между заинтересованными ведомствамиобеспечение равенства правовых норм для участников группыпринцип селективностикоординация федерального, межгосударственного и регионального уровней регулирования.

К задачам государственного регулирования ФПГ следует отнести: создание благоприятных общих условий для функционирования ФПГ (т. е. установление правового поля, регламентирующего их регистрацию и хозяйственную деятельность) — поддержка групп на различных уровнях властистимулирование кооперационных связей между предприятиями ФПГоблегчение доступа к дорогим или дефицитным ресурсам.

Средства государственного регулирования групп включают в себя нормативно-правовое регулирование ФПГ и финансово-экономические меры государственной поддержки деятельности данных структур.

В работе отмечается, что государственное регулирование ФПГ на современном этапе осуществляется недостаточно эффективно. Поэтому требуется совершенствование данного процесса.

5. Совершенствование государственного регулирования российских ФПГ реализуется в виде определенных направлений. Основными из них являются: повышение эффективности финансового регулированиясовершенствование взаимодействия регулирующих органов государства с ФПГ по вопросам, связанным с подготовкой организационных проектов группповышение эффективности контроля создания и функционирования данных группуглубление интеграции их участниковсовершенствование ныне действующего нормативно-правового законодательства, регулирующего деятельность ФПГ, включая и предложения по разработке и принятию новых законодательных актов, направленных на дальнейшее развитие финансово-промышленных групп.

В диссертации подчеркивается, что актуальной является проблема влияния государственного регулирования на эффективность функционирования ФПГ в сфере ОПК.

6. Для характеристики современного состояния и определения путей повышения эффективности государственного регулирования ФПГ ОПК автором проанализированы: последствия и результаты государственной промышленной политики в сфере ФПГ ОПК и пути ее совершенствованиямеры по повышению социального статуса работников ФПГ ОПКсостояние конверсии военного производства в ФПГ ОПК и меры государства по повышению ее эффективностигосударственное финансирование НИОКР и государственного оборонного заказа на продукцию ФПГ ОПКинституциональная структура предприятий данных объединений с точки зрения прав собственности и меры по ее дальнейшей оптимизации.

К практическим рекомендациям можно отнести следующие:

1. С целью повышения эффективности государственного регулирования финансово-промышленных групп требуется решение проблемы присвоения статуса консолидированного налогоплательщика предприятиям российских ФПГ, в том числе и в сфере ОПК.

В этой связи необходимо: в качестве претендентов на статус консолидированного налогоплательщика (консолидированной группы налогоплательщиков) рассматривать холдинги (основное общество вместе с дочерними) и конгломераты, государственным органам, регулирующим деятельность ФПГ, разработать основания для приобретения этого статуса, который бы реализовал в рамках группы проекты, отличающиеся: длительным сроком осуществления, значительным разрывом во времени между расходами и поступлением доходов, финансированием расходов по проекту несколькими участниками ФПГпредоставлять финансово-промышленным группам статус консолидированного налогоплательщика на такой срок, при котором поступления в бюджет от дополнительных доходов ФПГ в результате реализации проектов группы перекроют временное снижение налоговых платежей (при консолидации налоговой ответственности) в период осуществления капиталовложений в проектыдля сужения возможностей злоупотребления рассматриваемым статусом ограничивать состав консолидированной группы налогоплательщиков лишь теми участниками ФПГ, которые вовлечены в проекты, указанными вышепри досрочном отказе ФПГ от статуса консолидированного налогоплательщика предоставлять данный статус лишь тем ФПГ, которые готовы взять на себя обязательства по возмещению бюджету использованных ею выгод от консолидации налоговой ответственности, оформляемые соответствующим договором между ФПГ и уполномоченным государственным органом.

Договорный характер предоставления статуса консолидированного налогоплательщика должен позволять использовать этот статус в качестве инструмента структурной промышленной политики для активизации инвестиционных процессов в приоритетных отраслях.

Детальный порядок присвоения статуса консолидированного налогоплательщика предприятиям российских ФПГ следует разрабатывать после внесения ряда корректировок, включая отмеченные в настоящей работе, в нормативную базу исчисления себестоимости продукции (работ, услуг). Целесообразным представляется приближение порядка обложения доходов от продажи акций юридическими лицами (ФПГ) к порядку налогообложения физических лиц.

2. С целью разработки ориентиров к стратегии организационно-хозяйственного развития ФПГ государственным органам, регулирующим деятельность групп, целесообразно предусмотреть: а) Формирование организационно-хозяйственных структур создаваемых в настоящее время финансово-промышленных групп в большинстве случаев холдингового типа. Это важно, поскольку возможность реализации в рамках финансово-промышленных групп, функционирующих по холдинговому типу, полной технологической цепочки является необходимым условием восстановления российской национальной экономики и объективной предпосылкой для возникновения подобных групп, в создании которой государство должно играть ключевую роль. При этом возможность иметь большую долю внутригрупповых поставок присуща, по нашему мнению, группам, функционирующим по указанному типу (вертикально интегрированным), то есть такой организационно-хозяйственной формой интеграции технологически связанных предприятий, которая способна обеспечить согласованность их действий, эффективное распределение инвестиционных ресурсов. Необходимо также подчеркнуть, что среди предприятий с высокой долей внутригрупповых поставок (то есть вертикально интегрированных групп) значительная часть имеет положительное изменение эффективности в последнее время своей деятельности. б) Разработку стратегии организационно-хозяйственного развития ФПГ совместно с определением инвестиционной программы финансово-промышленной группы. Благодаря способности соединять в себе ряд черт, присущих различным формам объединения крупного финансового капитала, и обеспечивать большую гибкость в принятии решений и координацию деятельности участников группы в сочетании с долговременным характером связей в рамках группы, ФПГ как форма организационно-хозяйственной деятельности обладает значительными преимуществами. Эти преимущества проявляются в возможности: финансировать НИОКР и оперативно внедрять в производство результаты разработокэкономить на издержках благодаря крупным масштабам производстваэффективно перераспределять инвестиционные ресурсы, концентрировать их на наиболее рентабельных направлениях. Способность обеспечить реализацию эффективной инвестиционной стратегии ФПГ — основа для оценки качества организационно-хозяйственной структуры группы.

3. В интересах дальнейшего совершенствования государственного регулирования данных групп с использованием нормативно-правовой базы целесообразно: основные усилия при государственной экспертизе проектов создания ФПГ сосредотачивать на качестве представляемых документов, в случае необходимости осуществлять проведение доработок с участием всех заинтересованных лиц и привлекать к анализу документов независимых экспертовпри разработке проектов ФПГ особое внимание обращать на показатели финансового состояния участников, оценки ожидаемой экономической и управленческой эффективностипрекратить практику рассмотрения учредительных документов не содержащих экономически аргументированных технико-экономических обоснований (ТЭО), бизнес-планов и т. д.- наладить механизм сбора статистической информации о деятельности ФПГ для последующего ее использования при формировании федеральных целевых программ или распределения средств в рамках уже финансируемых программпродолжить работу по совершенствованию нормативно-правовой базы деятельности ФПГ, включающее в себя как доработку ныне действующего закона, регулирующего деятельность ФПГ, так и принятие новых нормативно-правовых актов, которые бы способствовали повышению эффективности этой деятельности.

4. С целью повышения эффективности государственного регулирования ФПГ в сфере ОПК необходимо принятие Федерального Закона «О структурном реформировании ФПГ ОПК России», в проекте которого отразить:

Во-первых, реализацию следующих положений: разработка и осуществление Программы подготовки и переподготовки кадров для ФПГ оборонного промышленного комплекса, включающей меры государственной кадровой поддержки ФПГ оборонного промышленного комплекса и специальные мероприятия по социальной защите работников данных организацийприсвоение организациям ФПГ ОПК статуса государственного научного центра, наукограда, федерального научно-производственного центрафинансирование из федерального бюджета и целевых внебюджетных фондов расходов на проведение организациями ФПГ ОПК в соответствии с программами конверсии научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ гражданского назначенияпредставление средств федерального бюджета на возвратной и платной основе на финансирование инвестиционных программ конверсиифинансирование из федерального бюджета расходов на осуществление организациями ФПК ОПК проектов реструктуризации производстваполное и своевременное финансирование из федерального бюджета государственного заказапредоставление государственных гарантий под заемные средства (в виде кредитов и облигационных займов), привлекаемых для инвестирования в инвестиционные программы конверсиистимулирование деятельности организаций ФПГ ОПК в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствамистимулирование спроса на конверсионную продукцию (работы, услуги) организаций ФПГ ОПКреструктуризация задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды организаций ФПГ ОПК.

Во-вторых, осуществление реструктуризации организаций ОПК. В интересах проведения данной реструктуризации целесообразно создание вертикально интегрированных структур (то есть холдингов и ФПГ) на основе конкурсного отбора.

Вертикально интегрированные структуры рекомендуется образовывать посредством: создания основного хозяйственного общества за счет внесения в его уставной (складочный) капитал акций (долей участия) других хозяйственных обществ — участников интегрированной структуры (система взаимоучастия) — внесения в уставной (складочный) капитал хозяйственного обществаодного из участников интегрированной структуры, акций (долей участия) других хозяйственных обществ — участников (система участия) — передачи хозяйственному обществу-участнику интегрированной структуры по договору другими хозяйственными обществами-участниками права координировать их деятельность и давать обязательные указания (траст) — преобразования государственных унитарных предприятий в дочерние предприятия другого государственного унитарного предприятия — участника интегрированной структуры.

В-третьих, разработку государственных мер, направленных на укрупнение научно-исследовательских организаций и предприятий ОПК путем: реорганизации государственных оборонных предприятий и их объединения в вертикально интегрированные структурыконцентрации оборонного производства за счет оптимизации состава исполнителей государственного оборонного заказа и укрупнения тематики научно-исследовательских? и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации вооружения и военной техникипредоставления центральным компаниям финансово-промышленных групп и других интегрированных структур права образовывать целевые внебюджетные фонды финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также государственных гарантий по их инвестиционным проектам.

5. Многоплановость исследуемой проблемы и степень ее проработки требует непрерывного и всестороннего исследования ее со стороны российских экономистов по таким направлениям, как повышение эффективности государственного регулирования транснациональных и межправительственных финансово-промышленных групп, улучшение регулирования фондового рынка ФПГ, а также совершенствование организационных аспектов взаимодействия государства с данными группами.

Таким образом, совокупность теоретических выводов и практических рекомендаций, предложенных автором данной работы, позволит существенно повысить эффективность" «государственного регулирования финансово-промышленных групп в экономике России и тем самым создаст прочную основу для устойчивого экономического роста страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Документы законодательных н исполнительных органов власти:
  2. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах». Собрание Законодательства РФ. Официальное издание. 1995. № 49. С. 4750.
  3. Федеральный закон от 23 июля 1998 г. № 124 ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами» // Российская газета.-1998. — 23 июля.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. М.: ИНФРА-М, 1996.
  5. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая. М.: «Ось-89», 2001.
  6. Федеральный Закон «О Федеральном бюджете на 2002 год» // Российская газета. -2001.-31 декабря.
  7. Федеральный Закон «О Федеральном бюджете на 2003 год» // Российская газета. -2002.-28 декабря.
  8. Указ Президента РФ от 5 декабря 1993 г. № 2096 «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации». Собрание Актов Президента и Правительства РФ. Официальное издание. 1993. № 50. С. 4467.
  9. Указ Президента РФ от 27 мая 1994 г. № 1089 «О мерах государственной поддержки технического перевооружения акционерного общества «Магнитогорский металлургический комбинат». Собрание Законодательства РФ. Официальное издание. 1994. № 5. С. 887.
  10. Указ Президента РФ от 28 октября 1994 г. № 2023 «О выработке мер государственной поддержки создания и деятельности ФПГ на базе ФПГ «Интеррос». Собрание Законодательства РФ. Официальное издание. 1994. № 28. С. 4015.
  11. Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 443 «О мерах по стимулированию создания и деятельности ФПГ». Собрание Законодательства РФ. Официальное издание. 1996. № 8. С. 3072.
  12. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2002 год». // Российская газета. -2001. -24 апреля.
  13. Постановление Правительства РФ от 10 июля 1995 г. № 688 «О межгосударственной ФПГ «Интеррос». Собрание Законодательства РФ. Официальное издание. 1995. № 29. С. 5350.
  14. Постановление Правительства РФ от 13 октября 1997 г. № 1308 «О мерах государственной поддержки деятельности транснациональной финансово-промышленной группы «Точность». Собрание Законодательства РФ. Официальное издание. 1997. № 42. С. 8632.
  15. Заявление Правительства РФ и Центрального Банка РФ об экономической политике на 2001 год и некоторых аспектах стратегии на среднесрочную перспективу. // Российская газета. -2001. -24 апреля.
  16. Военная доктрина Российской Федерации // Красная Звезда. -2000. 12 мая.
  17. Концепция МО РФ по обеспечению управления качеством продукции оборонного назначения при формировании и реализации Государственного Оборонного Заказа // Вестник Военного Регистра. -2001. -№ 1.
  18. Постановление правительства Москвы от 14 июня 1994 г. № 488 «Об основных принципах и подходах в концепции формирования финансово-промышленных групп в Москве» // Вестник Мэрии Москвы. 1994. — № 14. — с. 23−25.
  19. П. Диссертации по теме исследования:
  20. А. Г. Военно-экономическая кооперация России с зарубежными странами: Дис. д-ра экон. наук: 20. 01. 07 / Воен. Ун-т.- М., 1998. 359. /2/ е.: прил. -Библиогр.: с. 352−359.
  21. В. П. Повышение качества промышленной продукции как фактор укрепления материальных основ обороноспособности СССР: Дис. канд. экон. наук: 08.00. 01 / Воен.-полит. Акад. им. В. И. Ленина. М.: В ПА, 1988. — 164 е.: прил. -Библиогр.: с. 142−156.
  22. В. И. Военно-экономические отношения современного империализма (Вопросы теории): Дис. д-ра экон. наук: 08. 00. 01. / Воен.- фин.- экон. фак. при Моск. фин. ин-те. М., 1990. — 376 е., табл.
  23. Ш. Книги, монографии, справочники:
  24. С. Б., Балюкевич В. П., Горбачев А. В., Дементьев В. Е., Паппэ Я. Ш. Анализ роли интегрированных структур на российских товарных рынках. — М.: ТЭИС, 2000.- 188 с.
  25. О. Финансово-промышленные группы: их место и роль в мировой экономике. -М.: «Книжная редакция «Финансы», 2001. 64 с.
  26. Бор М. История мировой экономики: конспект лекций. М.: «Дело и сервис, 1998.- 288 с.
  27. Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-х т. -СПб.: Экономическая школа, 1999. т. 1.- 497 с. 5. «Бюллетень банковской статистики», 2000, №№ 2 и 8.
  28. Ш. М. Холдинг: особенности организации и механизм функционирования. Казань, 1996. -112 с.
  29. В. В. Экономика России: Учебное пособие. М.: Юристь, 2002. — с. 186.
  30. Д., Оуэн Р., Конвей Р. Привлечение капитала. М.: «Джон Уайли энд санз», 1995. — 114 с.
  31. Р. Финансовый капитал. Исследование новейшей фазы в развитии капитализма: Пер с нем. М.: Соцэкгиз, 1959. — 382 с.
  32. В. М. Теория статистики. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.- 248 с.
  33. Дж. Новое индустриальное общество: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1969.-480 с.
  34. Дж. Экономические теории и цели общества: Пер. с англ. / Под общ. ред. и с предисл. акад. Н. Н. Иноземцева и чл.-корр. АН СССР А. Г. Милейковско-го. М.: Прогресс, 1976. — 406 с.
  35. М. Экономика неплатежей: как и почему мы будем жить завтра. М.: ОАО «Оригинал», 1999. — 396 с.
  36. В. С. Стратегия бизнеса. Концепция и методы планирования. М.: Изд-во «Финпресс», 1998. — 192 с.
  37. М., Тихонов А. Финансово-промышленная интеграция и корпоративные структуры: мировой опыт и реалии России. М.: Альпина Паблишер, 2002. -287 с.
  38. Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции. М.: Госкомстат, 2000.
  39. Инвестиции в экономику России в 2000 году. Статистический бюллетень. -2001. № 2 (76).
  40. Инвестиции в экономику России в 2000 году. Статистический бюллетень, 2001, № 3(77).
  41. А. О., Коньков И. Н., Малеев П. Ю. Рынок долговых ценных бумаг. -М.: Изд-во «Экзамен», 2002. -364 с.
  42. ., Новичков Н., Шварев В., Кенжетаев М., Симаков А. Россия на мировом рынке оружия. М.: «Военный Парад», 2001. — 756 с.
  43. И. П. Японские корпорации: стратегия развития (финансово-организационные аспекты). М., 1995. — 180 с.
  44. Е. В., Цветков В. А. Финансово-промышленные группы: история создания, международный опыт, российская модель. М.: АФПИ еженедельника «Экономика и жизнь», 1997. — 192 с.
  45. Д., Дементьев В. ФПГ в российской экономике. М.: ЦЭМИ РАН, 1994. -76 с.
  46. Е. Г. Организационно-экономические основы формирования и функционирования финансово-промышленных групп. Самара, 1997. — 98 с.
  47. А. Б. Финансово-промышленные группы в России — противоречия становления. М.: ТЕИС, 1997. — 542 с.
  48. X. Корпоративный капитализм в Японии: Пер. с яп. / Науч. ред. и вступ статья Я. А. Певзнера. -М.: Мысль, 1986. 252 с.
  49. Г. Империя «Дойче банк»: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1993. — 236 с.
  50. А. Исследование о природе и причинах богатства народов: Пер. с англ. -М., 1993.-Т. 1.-268 с.
  51. Социально-экономическое положение России. 1997 г. М.: Госкомстат РФ, 1998.
  52. Социально-экономическое положение России. Январь-февраль 1998 г. М.: Госкомстат РФ, 1998.
  53. Справочные данные. Страны мира // Зарубежное военное обозрение. 2000. -№ 3. — с. 11−12.
  54. Страны мира: Энциклопедический справочник. Смоленск: Русич, 2001. — 624 с.
  55. А., Барютин JI., Бершадская Т., Головач JL, Чернышев Е. Интегрированные финансово-промышленные структуры. Производственные объединения, холдинги, финансово-промышленные группы. С.-Петербург: Наука, 1998. — 316 с.
  56. Э. А., Эскиндаров М. А. Финансово-промышленные группы. М.: Издательство ЭКМОС, 1998. — 256 с.
  57. Н. И. Транснациональные корпорации в странах с переходной экономикой. М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 1999. — 199 с.
  58. Й. Капитализм, социализм и демократия: Пер с нем. -М.: Экономика, 1995.- 540 с.
  59. Всемирная история экономической мысли. М.: Мысль, 1994. — т. 5. — 582 с.
  60. Глобализация мирового хозяйства и место России / Отв. ред. В. П. Колесов, М. Н. Осьмова. М.: ТЕИС, 2000. — 230 с.
  61. Курс экономической теории. Под ред. А. В. Сидоровича М.: МГУ, Издательство «ДИС», 1997. — 736 с.
  62. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. акад. В. И. Видяпина, акад. Г. П Журавлевой -М: ПРОМО-Медиа, 1995. 584 с.
  63. Ю. Государственное регулирование и проектирование корпоративных структур // Российский экономический журнал. -1997.- № 1. с. 35−44.
  64. Ю. Отечественные ФПГ: достигнутые рубежи и задачи развития // Российский экономический журнал. -1997. -№ 9. с. 3−23.
  65. Ю., Дементьев В., Мелентьев А., Ю. Якутии. Развитие интегрированных корпоративных структур в России // Российский экономический журнал. -1998.-№ 11−12.-с. 27−41.
  66. Ю. Становление отечественного корпоративного управления: теория и практика, подходы к решению ключевых проблем // Российский экономический журнал. 2001. — № 2. — с.27−28.
  67. А. Состояние и перспективы официальных финансово-промышленных групп в России // Российский экономический журнал. 1999. — № 11−12.-с. 22−28.
  68. С., Маневич В. Социально-экономическая эволюция России: об итогах-97 и сценариях ближайшего будущего // Российский экономический журнал. -1998. -№ 1−2.
  69. Ф., Китрар Д., Малов Н. Деловая активность финансово-промышленных групп в 2001 г. // Наука и промышленность России. 2001. — № 12. — с. 52 — 59.
  70. В. ВПК России: Тенденции развития и их перспективы // Вооружение. Политика. Конверсия. 1999. -№ 6. — с. 27.
  71. В. Отечественные ФПГ: испытание кризисом-98 // Российский экономический журнал. 2000.-№ 11−12.- с. 31.
  72. В. Новый облик российской «оборонки» // Красная Звезда. —2001. 1 ноября.
  73. В. Время ковать новые доспехи // Красная Звезда. 2002. — 17 апреля.
  74. М. Роль частного капитала в реформировании российского ОПК // Вопросы экономики. 2002. — № 4. — с. 111−125.
  75. И. Осторожно, национальный подъем // Деловые люди. 2001, — № 3.-с.18.
  76. А. Перспективы развития ОПК страны // Промышленность России. -2001.-№ 1.-е. 3−5.
  77. А., Соколов А. Интегрированные бизнесс-группы в российской экономике // Вопросы экономики. 2002. — № 4. — с. 78 — 95.
  78. М. Контрудар «Оборонительных систем «. // Ведомости. -2000. 14 января.
  79. М. Сергей Батехин: «Все упирается не в форму, а в конкретных людей"//Ведомости. -2001.-27августа.
  80. Е. Инвестиционные ресурсы: проблемы аккумуляции // Экономист. -1997.-№ 7.-с. 82−90.
  81. Ю. Сегодня и завтра оборонного комплекса. // Красная Звезда. -2000. -23 декабря.
  82. В. Оборонно-промышленный комплекс России: вопросы регулирования // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 4. — с. 15−18.
  83. JI. «Оборонка» не верит государству // Независимое военное обозрение. -2000.-№ 30.
  84. . Реформа ОПК России // Военный парад. 2000. — № 6. — с. 7.
  85. М. Белоруссия и Россия создают ФПГ для производства средств ПВО. // Время МН. -2000. 11 февраля.
  86. А., Родионов С., Скворцов А. Совершенна ли правовая база развития ФПГ? // Российский экономический журнал. 1997. — № 4. — с. 3- 23.
  87. В. Российская экономика-99 в зеркале статистических показателей // Российский экономический журнал. 1999. — № 11−12. — с.5- 8.
  88. С., Батаева Б. Тенденции формирования российской модели корпоративного управления // Вестник Финансовой Академии. 2000. — № 3. — с. 25.
  89. С. Сценарии развития ВПК // Вопросы экономики. 1999. — № 7. -с. 86−99.
  90. . Крупные корпорации основа подъема и ускорения развития экономики // Вопросы экономики. — 1998. — № 9. — с. 42- 45.
  91. А. ФПГ: принципы антимонопольного контроля // Российский экономический журнал. 1997. — № 11−12. — с. 25 — 28.
  92. Ю. Конверсия в России: несбывшиеся надежды // Вопросы экономики. 1999. — № 7.- с. 71−85.
  93. А., Сиваков Д. Айкидо против контрольного пакета // Эксперт. -1997.-№ 43.-с. 46−50.
  94. Н. Г. Проблемы структурного реформирования ОПК // Конверсия в машиностроении. 2000. — № 6. — с. 6- 9.
  95. В. Состояние военно-промышленного комплекса России // Вопросы экономики. 1999. — № 7. — с. 100−108.
  96. Родин-Сова Ю. Предприятия ВПК: проблемы и решения // Родина. 2000. — № 7.-е. 78−83.
  97. А. Нужны ли России мощные национальные корпорации? // Экономика и жизнь. -1999.- № 5.- с. 30.
  98. Ю. Социально-экономическая ситуация на предприятиях ВПК в регионах России // Вопросы экономики. 1999. — № 3. — с. 53 -60.
  99. В. О переоценке основных фондов // Вопросы экономики. 1997. — № 5. -с. 114−117.
  100. С-300 это всегда политика. Интервью президента центральной компании ФПГ С. Батехина. //Ведомости. -2000. — 25 апреля.
  101. И. Вывод ОПК из кризиса. Необходимость и возможности // Обозреватель. 2000. — № 7. — с. 34−40.
  102. Р., Борисов В. Военная экономика: реструктуризация продолжается // Мировая экономика и международные отношения. 1999. — № 8. — с. 68−74.
  103. В. Вертикальная интеграция и ФПГ // Экономист. 2002. — № 3. — с. 11−12.
  104. Е. Банки в финансово-промышленных группах: настоящее и перспектива // Российский экономический журнал. 1999. — № 7. — с. 20 —27.
  105. Ю. Еще раз к анализу эффективности становящихся российских корпораций // Российский экономический журнал. 1998. — № 9−10. — с. 33−42.
  106. Ю. Господдержка и госрегулирование крупных корпораций в аспекте реализации их антикризисно-инвестиционного потенциала // Российский экономический журнал. 2000. — № 5−6.
  107. Bradley L. Shiller. The macroeconomy today. The microeconomy today. Fifth Edition. -McGraw-Hill, Inc., 1991.-318 p.
Заполнить форму текущей работой