Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка студентов вуза к социально-педагогической деятельности с семьей как фактор профессионального становления социального работника

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особое внимание в работе уделено социально-педагогическим факторам, обуславливающим учебную дезадаптацию ребенка, которая проходит в своем развитии несколько стадий: учебная декомпенсация (затруднение в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе) — школьная дезадаптация (пропуски занятий, трудности в обучении, нарушения поведения, конфликты с одноклассниками… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с семьей в социальной работе
    • 1. 1. Ретроспективный анализ состояния проблемы организации социально-педагогической деятельности с семьей в отечественной и зарубежной теории и практике социальной работы
    • 1. 2. Сущностно-содержательная и структурно-функциональная характеристика социально-педагогической деятельности с семьей. Ее роль и место в системе наук о человеке
    • 1. 3. Семейные отношения и динамика функции семьи как отражение ее связи с обществом
  • ГЛАВА 2. Особенности и. основные направления социальнопедагогической деятельности с семьей в современных условиях
    • 2. 1. Социально-педагогическая деятельность с семьями разных типов в современной социально-дидактической ситуации

    2.2. Проблемы развития личности и адаптации семьи в обществе как аспекты социально-педагогической деятельности 2. Ъ. Социально-педагогические проблемы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии

    2.4. Специфика социально-педагогической деятельности с социально дезадаптированными детьми

    ГЛАВА 3. Система профессиональной подготовки студентов вуза к организации социально-педагогической деятельности с семьей и условия ее реализации в вузе

    3.1. Модель подготовки студентов к СПД с семьей. Процесс профессиональной подготовки студентов к организации социально-педагогической деятельности с семьей как система и целостное явление

    3.2. Критерии, показатели и уровни профессиональной подготовки в вузе к социально-педагогической деятельности с семьей. Экспериментальные результаты исследования

    3.3. Условия повышения эффективности профессиональной подготовки студентов вуза к социально-педагогической деятельности с семьей

Подготовка студентов вуза к социально-педагогической деятельности с семьей как фактор профессионального становления социального работника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Последнее десятилетие XX в. ознаменовалось появлением и становлением в профессиональной сфере новой специальности — «Социальная работа». Как специализированный вид профессиональной деятельности она впервые узаконена в России в 1991 году. С этого периода обозначился активный интерес исследований к проблематике социальной работы, социального обслуживания населения, личности специалиста — профессионала социальной сферы. Важным компонентом профессиональной деятельности социального работника является социально-педагогическая деятельность (СПД) с семьей.

Жизнь каждого человека так или иначе связана с семьей. В ней он рождается, делает свои первые шаги, узнает первые радости и. огорчения, из семьи человек уходит в большой мир, к ней он устремляется, когда становится особенно трудно. Все социальные проблемы современности затрагивают семью, преломляются в ее самочувствии, способности выполнять свои многочисленные функции, справляться с трудностями. Судьбы семьи и общества взаимосвязаны. Какой бы геометрически замкнутой семья не казалась, она тысячами нитей связана с обществом, воздействует на отношения в обществе, влияет на характер всех процессов общественной жизни. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Из всех проблем, стоящих перед современной семьей, одной из самых важных является проблема адаптации семьи в обществе. Ее решению во многом способствует деятельность социального работника, который призван оказывать помощь как семьям группы риска, неблагополучным и асоциальным семьям, так и благополучным и процветающим семьям. Высокий уровень жизни и благосостояния людей не только не исключает необходимости в проведении социальной работы, но делает ее задачи более сложными, требует использования как внутренних ресурсов семьи, так и внешних форм помощи, направленных на смягчение воздействия стресса, мобилизацию усилий на преодоление кризисной ситуации путем оказания непосредственной эмоциональной поддержки.

Основными задачами государственной семейной политики на современном этапе являются, прежде всего, задачи обеспечения условий для выполнения семьей ее важнейших функций: совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами человекарождения и воспитания здоровых детейукрепления института семьи, повышения ее статуса в обществесокращения масштабов социального сиротствавоспитания в семье и успешной последующей интеграции в общество детей-инвалидовуменьшения детской безнадзорности и числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетнимиподнятия уровня социальной защиты семьи, материнства и детства.

Говоря о социально-педагогической деятельности с семьей, необходимо отметить, что ее объектами могут быть и ребенок, и взрослые члены семьи, и сама семья в целом, как коллектив.

Теоретико-методологические аспекты социальной работы как научной теории учебной дисциплины и профессиональной деятельности нашли отражение в исследованиях С. А. Беличевой, В. Г. Бочаровой, С. И. Гусляковой, Н. С. Данакина, И. А. Зимней, Е. И. Комаровой, Ю. А. Кудрявцева, A.M. Панова, JI.B. Топчего, М. В. Фирсова, Е.И. Холо-стовой, В. Н. Ярекой и др.

Психолого-педагогические основы развития личности специалиста социальной работы раскрываются в исследованиях Б. Д. Боденко, В. Л. Болобанова, Б. З. Вульфова, Ю. А. Клейберга, Н. Ф. Масловой, А. В. Мудрика, Т. В. Мухаметзяновой, А. В. Сластенина, B.C. Торохтия, Г. Н. Филонова, Б. Ю. Шапиро, Т. Д. Шевеленковой, Н. Б. Шмелевой, Н. Е. Щурковой и др.

Социально-педагогические идеи и подходы формировались в России в практической деятельности выдающихся педагогов и общественных деятелей: И. И. Бецкого, Г. В. Гасилова, П. Ф. Каптерева, М. В. Крупениной, Н.К. Круп-ской, П. Ф. Лесгафта, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого и др.

Исследованию педагогического потенциала социальной среды посвящены диссертации и труды современных исследователей: Л. К. Балясной, В. Г. Бочаровой, Б. З. Вульфова, М. П. Гурьяновой,.

A.В. Мудрика, В. А. Никитина, М. М. Плоткина, В. Д. Семенова, Г. Н. Филонова и др. Отдельные аспекты социально-педагогической работы с детьми и подростками рассмотрены в докторских диссертациях.

B.Н. Гурова, В. А. Мясникова, В. А. Фокина, кандидатских диссертациях Э. А. Аболевич, В. Н. Аргуновой, В. И. Беляева, П. В. Макарова, А. Г. Прохоровой, А. Б. Фоминой, Н. Ф. Шинкаренко и др.

Социально-педагогическим аспектам работы с семьей посвящены труды Ю. П. Азарова, В. Г. Бочаровой, Л. М. Бучинской, М. И. Буянова, И.Н. Гаври-ленко, М. А. Галагузовой, И. В. Гребенникова, О. И. Дониной, И. Д. Дубровина, В. И. Зацепина, И. С. Кона, О. В. Лишина, А. В. Мудрика, Е. Р. Смирновой, А. Фромма, Л. Т. Шинелевой, В. Н. Ярской и др. На развитие социально-педагогического знания оказали влияние труды зарубежных специалистов, среди которых наибольшую известность в России получили Д. Адаме, Ф. А. Дистервег, Дж. Дьюи, Д. Сноу, М. Ричмонд, Л. Юнссон и др.

Проблемы института семьи и брака раскрываются в работах современных отечественных педагогов: O.K. Васильевой, З. А. Янковочсоциологов: С. И. Голода, М. С. Мацковского, А. Г. Харчева и др. Среди зарубежных специалистов следует отметить Р. Бэйлза, К. Витека, Т. Гордона, Т. Парсонса, Э. Эриксона.

Проблемы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии рассматриваются ¦ в работах Б. Н. Алмазова, Г. М. Андреевой, Ю. М. Антоняна, С. А. Бадмаева, В. Г. Баженова, С. А. Беличевой, И.В. Бестужева-Лады, Н. Н. Бокарева, М. И. Буянова, Я. Гименского, Т. Грузищенко, Ю. А. Клейберга, В. В. Лебединского, В. Л. Леви, А. А. Лиханова, Л. М. Панковой, Л.Я. Оли-фиренко, Е.Р. Ярской-Смирновой.

Вторая половина XX столетия вошла в историю педагогики и психологии началом экспериментального изучения семьи. За эти годы выполнено много диссертационных работ, написано большое количество монографий, сборников научных трудов, в которых содержится характеристика современной семьи (Е.П. Арнаутова, А. Я. Варга, О. П. Клыпа, Т. А. Маркова, В.Я. Тита-ренко, Я. А. Ярцимович и др.). Значительная часть экспериментальных работ направлена на исследование каких-либо конкретных, важных для теории семейного воспитания, проблем как-то: становление начал коллективизма (Л.В. Загик) — формирование нравственно-волевых качеств (В.П. Дуброва, Н. А. Стародубова, Х.А. Тагирова) — заботливого отношения к окружающим (И.С. Хоменко) — взаимосвязь оценок и самооценок детей и родителей (М.М. Абрелева) и др. Предметом изучения стали различные виды деятельности детей в условиях домашнего воспитания (В.Н.Вершинин, Г. Н. Гришина, Д. О. Дзинтаре, В.М.Иванова). Работы многих современных ученых посвящены проблемам психологии семьи, тактики домашнего воспитания (С.В. Ковалев, А. Д. Кошелева, А. В. Петровский, А. С. Спиваковская. Г. Г. Филиппова,.

О.А. Шаграева, и др.) — Изучаются пути повышения педагогической культуры родителей (И.В. Гребенччков, O.JI. Зверева, В. К. Котырло, Е. И. Наседкина, Р. К. Сережникови и др.), линии взаимодействия образовательных учреждений и семьи в воспитании ребенка, коррекции его поведения (Е.С. Бабунова, В. И. Безлюдная, А. И. Захаров, С. Н. Митин, А.И. Остроухова).

В приведенных работах много ценного, полезного. Однако, научные знания в них нуждаются в систематизации, структурировании, дидактической обработке, дополнении теми методами, средствами и приемами, с помощью которых они смогут комплексно решать проблемы оказания социально-педагогической помощи семьям разных типов в современных условиях.

Анализ литературы, состояния проблемы социально-педагогической деятельности с семьей в теории и практике социальной работы, изучение опыта работы социальных служб позволяют констатировать успешное решение многих из поставленных задач. В то же время существует ряд нерешенных проблем и противоречий. Это преодоление несоответствия между возросшей актуальностью и необходимостью внедрения перспективных инновационных технологий социально-педагогической деятельности с семьями разных типов и недостаточной разработанностью теоретико-методологической основы для этогомежду узкой специализацией отдельных исследований, фрагментарностью работы с семьей в области практической деятельности социального работника и необходимостью комплексного подхода к организации социально-педагогической деятельности с семьей, обобщающего и систематизирующего имеющийся теоретический и практический потенциалмежду необходимостью совершенствования организации социально-педагогической деятельности с различными типами семей в современных условиях и отсутствием ее системной модели в профессиональной сфере «Социальная работа» — между необходимостью повышения качества профессиональной подготовки студентов вуза к организации социально-педагогической деятельности с семьей и отсутствием критериев, показателей и уровней ее эффективности.

Выпускники вуза, специалисты-социальные работники, не имея достаточно большого личного семейного опыта, опыта взаимодействия семьи с образовательными учреждениями и общественностью, а также многоаспектного практического опыта по различным направлениям работы с семьей, зачастую испытывают серьезные затруднения в сложных современных условиях при оказании действенной социально-педагогической помощи семьям разного типа.

Данные противоречия обусловили выбор темы исследования «Подготовка студентов вуза к социально-педагогической деятельности с семьей как фактор профессионального становления социального работника», научная проблема которого сформулирована следующим образом: каковы теоретико-методологические особенности и основные направления социально-педагогической деятельности с семьей в современных условиях и педагогические условия повышения эффективности профессиональной подготовки в вузе к СПД с семьей. Решение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования: процесс профессионального становления социального работника.

Предмет исследования: подготовка студентов вуза к социально-педагогической деятельности с семьей в условиях профессионального образования по специальности «Социальная работа» .

Гипотеза исследования: подготовка студентов вуза к социально-педагогической деятельности с семьей будет более эффективной, если на основе теоретического анализа проблемы исследования, выявления основных направлений и особенностей СПД с семьями разных типов будет дана ее сущностно-содержательная и структурно-функциональная характеристика, построена модель подготовки студентов к СПД с семьей, определены ее критерии, показатели, уровни и условия ее успешности, разработано научно-методическое обеспечение.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой определены задачи исследования:

1. На основе проведения ретроспективного анализа состояния проблемы социально-педагогической деятельности с семьей в теории и практике социальной работы дать ее сущностно-содержательную и структурно-функциональную характеристику и определить роль и место в системе наук о человеке.

2. Выявить особенности и определить основные направления социально-педагогической деятельности с семьями разных типов на современном этапе.

3. Разработать модель подготовки студентов к социально-педагогической деятельности с семьей в профессиональной сфере «Социальная работа» .

4. Определить критерии, показатели и уровни профессиональной подготовки студентов вуза к организации социально-педагогической деятельности с семьей.

5. Обосновать совокупность условий повышения эффективности профессиональной подготовки в вузе к организации СПД с семьей.

6. Разработать и внедрить спецкурс «Основы социально-педагогической деятельности с семьей» в рамках специализации «Социальная работа с семьей и детьми», обеспечив его методическое сопровождение.

Методологическую основу исследования составили материалистическая теория отражения и социальной обусловленности поведения личности, теория социальных установок и социального воспитания личности, теория социализации личностиидеи о гуманистической сущности человека и гуманизации человеческого обществао семье как открытой социальной системе и ее воспитательном потенциалеоб активном влиянии социальной среды на развитие личности.

Теоретическим фундаментом исследования явились достижения отечественной педагогики и психологии, относящиеся к исследуемой проблеме и изложенные в трудах И. И. Бецкого, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта,.

A.С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого и др.

Исследование велось в контексте теории деятельности (А.Н. Леонтьев, В. В. Сериков, И.С. Якиманская) — теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) — теории уровневой дифференциации процесса усвоения знаний (В.П. Беспалько, С. Л. Рубинштейн, В.П. Симонов) — теории формирования мотивации учения (А.К. Маркова, Т. А. Матис, А.Б. Орлов) — теории социализации личности (Л.П. Буева, Б. З. Вульфов, И. С. Кон, А. В. Мудрик, М. И. Рожков, И.И. Фришман) — теории развития личности как процесса вхождения ее в различные социальные группы (Н.И. Калаков, Л. Г. Лаптев,.

B.Г. Михайловский, А.В. Петровский) — теории развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л. В. Занков, Д.Б. Эльконин) — научных направлений «педагогика среды» (Л.С. Выготский, А. Б. Залкинд, А.П. Пин-кевич и др.) и «социальное воспитание» (В.Г. Бочарова, Ю. А. Клейберг, А. В. Мудрик, В. Д. Семенов и др.).

В разработке модели подготовки студентов к социально-педагогической деятельности с семьей автор полагался на труды по теории и методологии социальной работы В. Г. Бочаровой, В. И. Жукова, В. И. Загвязинского, В. А. Сластенина, Н. Ф. Яркинойна научные разработки по проблемам социальной работы с семьей М. А. Галагузовой, Е. И. Зритневой, Л. И. Савинова, Б. Ю. Шапиро, Т. В. Шеляг, Л.Т. Шине-левойна теорию профессионального образования и личностного развития в профессиональном становлении специалиста социальной работы.

А.В. Сластенина, B.C. Торохтия, Е. И. Холостовой, Т. Д. Шевеленковой, Н. Б. Шмелевой, Н. Е. Щурковой и др.

Тема, гипотеза и задачи исследования обусловили выбор методов, взаимообогащающих и дополняющих друг друга: научный анализ философской, социально-педагогической и психологической литературы, методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный, моделирование, проектирование), опросные методы (анкетирование, интервьюирование, беседа), диагностические методы (тестирование, рейтинговая оценка, обобщение независимых характеристик, экспертные оценки, самооценки), обсервационные методы (прямое, косвенное и включенное наблюдение), праксиметрические методы (констатирующий и формирующий эксперимент), изучение и обобщение передового педагогического опыта, изучение и анализ инструктивно-методических документов, методы математической статистики и обработка результатов исследования, Интернет-поиск, кластерный анализ.

Опытно-экспериментальная база исследования.

Эмпирическая часть исследования выполнена в г. Ульяновске на базе филиала Московского государственного педагогического университета им. В. И. Ленина (студенты 2−4 курсов специальности «Психология и педагогика»), педагогического факультета Ульяновского государственного университета им. И. Н. Ульянова, факультета гуманитарных наук и социальных технологий Ульяновского государственного университета (студенты 3−4 курсов дневной формы обучения, 1−2 курсов ускоренной и экстер-натной формы обучения по специальности «Социальная работа») — детских дошкольных учреждений №№ 60, 94, 178, 242- дошкольных образовательных учреждений компенсирующего типа: № 40 (для детей с нарушениями интеллекта), № 91 (для детей с нарушениями речи), школы-интерната для слепых и слабовидящих детей, школы-интерната для глухих и слабослышащих детейсредних общеобразовательных школ № 3, 15.

Исследование проводилось с 1999 по 2003 г. г. в несколько этапов.

Первый — 1999;2000 г. г. Изучение психолого-педагогической, философской и социологической литературы по теме исследования, анализ социально-педагогической деятельности с семьей в образовательных учреждениях (детский сад, школа, учреждение дополнительного образования), изучение о^ыта работы по взаимодействию детского дошкольного учреждения, школы, семьи и общественности, опыта экспериментатьного изучения семьи, проблем психологии семьи, тактики домашнего воспитания, путей повышения педагогической культуры родителей. На этом этапе выявлялись противоречия и нерешенные задачи, происходило накопление и осмысление опыта и информации о социально-педагогической работе с семьей, определялись исходные принципы и направления исследовательского поиска, формулировалась его общая гипотеза.

Второй — 2000;2001 г. г. Формирование общей концепции исследования и научного аппарата, изучение особенностей социально-педагогической деятельности в семьях различного типа, путей социальной адаптации семьи в современном обществе, интеграции в общество детей с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии. На этом этапе исследования создавались условия, необходимые для обеспечения исследовательской и экспериментальной работы, велась разработка программ педагогического образования родителей, плановая методическая подготовка педагогов, проводились семинары, практикумы, анкетирование, тестирование, пилотажные анализы социально-педагогических проблем семьи.

Третий — 2001;2003 г. г. Разработка модели социально-педагогической деятельности с семьей в профессиональной сфере «Социальная работа». Определение критериев, показателей и уровней эффективности профессиональной подготовки студентов вуза к организации социально-педагогической деятельности с семьей. Анализ и обработка полученных эмпирических данных, систематизация и внедрение в практику работы положительного опыта. Этот этап позволил уточнить и дополнить общую гипотезу исследования, определить условия повышения эффективности социально-педагогической деятельности с семьей, разработать и внедрить в рамках специализации «Социальная работа с семьей и детьми» курс «Основы социально-педагогической деятельности с семьей», обеспечив его методическое сопровождение". Издание учебно-методического пособия «Семья: педагогические аспекты деятельности социального работника». Оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— конкретизированы и уточнены научные и практические предпосылки возникновения, развития, современного состояния проблемы социально-педагогической деятельности с семьей как компонента деятельности социального работникапрослежена динамика семейных отношений и функций семьи как отражение ее связи с обществом на различных исторических этапах его развития, а также в связи с этим уточнены основные функции СПД с семьей в профессиональной сфере «Социальная работа» на современном этапе;

— дополнено и систематизировано проблемное поле социально-педагогической деятельности с семьей в современных условиях в рамках специализации «Социальная работа» на основе типологии семьи (благополучные и процветающие семьи, семьи группы риска, неблагополучные и асоциальные семьи) и на этой основе обобщен теоретический и практический потенциал профессиональной подготовки студентов вуза к организации СПД с семьей;

— выявлена совокупность условий успешности профессиональной подготовки в вузе к организации социально-педагогической деятельности с семьей, обеспечивающих положительный образовательный эффект, усвоение учебных действий, развитие мотивационной сферы и социальной акт ивности студентов.

Разработанные в ходе исследования курс «Основы социально-педагогической деятельности с семьей» и модель подготовки студентов ьуза к СПД с семьей формируют фронт конструктивных предложений по совершенствованию теоретико-методологической основы и практической деятельности в профессиональной сфере «Социальная работа» .

Теоретическая значимость исследования заключается:

• в выявлении противоречий и нерешенных проблем в организации социально-педагогической деятельности с семьей в профессиональной сфере «Социальная работа» ;

• в определении роли и места социально-педагогической деятельности с семьей как в структуре профессиональной деятельности «Социальная работа», так и в структуре общего научного знаниясоотношении социально-педагогической деятельности с семьей и других научных дисциплин, прежде всего, социальной педагогики и психологии;

• в выявлении особенностей и определении основных направлений социально-педагогической деятельности с различными типами семей в современных условиях;

• в структуризации научного знания в области СПД с семьей;

• в использовании его результатов для проведения комплексных исследований по проблемам экспериментального изучения семьи на базе педагогики и социальной работы (укрепление института семьи и повышение ее статуса в обществепсихология семьисемья как социальная группасемейное воспитаниеповышение педагогической культуры родителейдет-ско-подростковая социальная дезадаптацияреабилитационная деятельность с детьми девиантного, делинквентного и криминального поведениявзаимодействие семьи и образовательных учрежденийвоспитание и последующая интеграция в общество детей с ограниченными возможностями и др.).

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке модели подготовки студентов к социально-педагогической деятельности семьей в профессиональной сфере «Социальная работа» — определении критериев, показателей и уровней профессиональной подготовки студентов вуза к организации СПД с семьей, необходимых для ее мониторингаобосновании совокупности условий повышения ее эффективности, что создает оптимальные возможности разрешения основных противоречий, выявленных в ходе исследования, оказывает положительное влияние на профессиональное становление будущих специалистов социальной работы, методику преподавания, подготовку к организации различных видов СПД с семьей в вузе.

Результаты исследования позволяют оценить реально существующие проблемы организации социально-педагогической деятельности с семьей, найти адекватные им решения в современных условиях. Накопленный в ходе исследования эмпирический материал, разработанные программа спецкурса «Основы социально-педагогической деятельности с семьей» и методические рекомендации, анкеты, опросники, тесты, учебное пособие «Семья: педагогические аспекты деятельности социального работника» создают предпосылки для эффективной социально-педагогической деятельности с различными типами семей специалистов-практиков профессиональной сферы «Социальная работа» — могут быть использованы при подготовке студентов в высших учебных заведениях, организации взаимодействия семьи с образовательными учреждениями (детский сад, школа, дополнительное образование), в работе по интеграции в общество детей с ограниченными возможностями (образовательные учреждения коррекционного и компенсирующего типа), в институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечена четкостью исходных методологических и теоретических позицийлогикой научного исследованияприменением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследованиярациональным сочетанием теоретической и опытно-экспериментальной частей исследованиятакими критериями научного знания, как непротиворечивость, проверяемость, подтверждениедлительным характером и возможностью повторения опытно-экспериментальной работы, позволившими провести ее тщательный количественный и качественный анализсравнением результатов разных вариантов организации социально-педагогической деятельности с семьейконтрольным сопоставлением полученных результатов с имеющимся в практике социальной работы опытомподтверждением гипотезы настоящего исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

• сущностно-содержательная и структурно-функциональная характеристика социально-педагогической деятельности с семьей, особенности и основные направления СПД с семьями разных типов в современных условиях;

• модель подготовки студентов к социально-педагогической деятельности с семьей в профессиональной сфере «Социальная работа», состоящая из трех взаимосвязанных блоков: процессуального, критериаль-но-уровневого, профессионально-деятельностного;

• критерии, показатели и уровни профессиональной подготовки студентов вуза к организации социально-педагогической деятельности с семьей, необходимые для ее мониторинга и условия повышения ее эффективности в вузе.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основное положения и научно-практические выводы получили отражение в программе курса «Основы социально-педагогической деятельности с семьей», учебном пособии «Семья: педагогические аспекты деятельности социального работника», методических рекомендациях, научных стат-ях и тезисах докладов автора. Основные результаты исследования докладывались и получили одобрение на научных и научно-практических семинарах и конференциях международного, республиканского, регионального и межвузовского уровней (г.г. Москва, Тверь, Чебоксары, Димитровград, Ульяновск, Саранск, Махачкала и др.).

Отчет о повышении качества подготовки студентов вуза к социально-педагогической деятельности с семьей заслушан и одобрен на научно-практическом семинаре «Диссеминация международного опыта подготовки специалиста социальной работы», проходившего 27−31 января 2003 года в г. Ульяновске в рамках проекта TEMPUS NP 22 129.

Результаты исследования внедрены в практику работы Ульяновского филиала Московского педагогического государственного университета им. В. И. Ленина (специальность «Педагогика и психология»), Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова (педагогический факультет), Ульяновского государственного университета (дневная, ускоренная, экстернатная формы обучения специальности «Социальная работа» гуманитарного факультета).

Структура диссертации. Она состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Тема настоящего исследования связана со многими проблемами педагогической теории и практики. Это и проблемы, связанные с философским анализом, осмыслением педагогического знания и процессов педагогического познания (закономерности становления, принципы систематизации педагогических знаний, структура и функции педагогические моделей, педагогический опыт как источник развития знаний), и проблемы сравнительной педагогики (использование, оценка, критика зарубежных и отечественных педагогических теорий и концепций социально-педагогической деятельности с семьей, построенных на различных идеологических и философских основаниях), и проблемы, раскрывающие статус СПД с семьей, ее роль и место в системе наук о человеке (связь с психологией и социальной психологией, социологией и социальной работой, с другими науками о человеке и обществе), и проблемы идеологии и философии развития образования и педагогической прогностики.

Данным исследованием затрагиваются и такие фундаментальные проблемы педагогики высшей школы, как: цели и мотивы обучения (зачем учить) — содержание обучения (чему учить) — условия эффективности реализации педагогических систем. Кроме гносеологических основ понимания изучаемых социально-педагогических явлений в работе выделяются также общенаучные принципы организации познавательной деятельности в высшем учебном заведении.

Определив СПД с семьей как структурный компонент деятельности в профессиональной сфере «Социальная работа», ее важность как для общества, так и для самой семьи в процессе ее социализации и адаптации в обществе, мы отмечаем, что ее развитие шло не всегда по восходящей линии. Наблюдались периоды спада, застоя, подъема. Они теснейшим образом зависели от социально-политической, экономической обстановки в обществе, от задач, которые правящие круги ставили перед социально-педагогической системой.

Обозначив необходимость связи СПД с семьей с различными видами человеческой деятельности (демография и зкономика, право и политика, этнография и история, философия и религия), мы раскрыли ее сущность через определения, понятия и специфические функции, компоненты, формы и направления деятельности в профессиональной сфере «Социальная работа», предложив для повышения эффективности профессиональной подготовки в вузе спецкурс «Основы социально-педагогической деятельности с семьей».

Рассмотрев динамику семейных отношений, развитие функций семьи как социальных (по отношению к обществу), так и индивидуальных (по отношению к личности), мы сделали вывод о повышении роли социального работника в оказании помощи семье по реализации ее основных функций на современном этапе в контексте социально-педагогической деятельности.

Проведя в первой главе диссертационного исследования анализ проблемы организации социально-педагогической деятельности с семьей, определив ее предмет и объект, обозначив круг профессиональных знаний и умений, личностных качеств социального работника, осуществляющего СПД с семьей, мы рассмотрели ее особенности в современных экономических и социокультурных условиях в аспекте организации с семьями различных типов во второй главе.

Выявляя специфику СПД с семьей в современной социально-дидактической ситуации, мы сделали вывод, что семейный социум находится в стадии социальных подвижек, существенно меняющих его дидактические роли и возможности.

В связи с обновлением содержания образования, применением новых технологий обучения, плохо знакомых родителям учащихся, а главное — не пропущенные через их собственный учебный опыт, возникает дополнительная напряженность в отношениях семьи и школы, необходимость в педагогическом сопровождении семейного воспитания, удовлетворении нарастающего спроса родителей на системные психолого-педагогические знания. Мы отмечаем две тенденции дидактически значимых изменений в семье. Первая — это изменения долговременного плана, связанные с неуклонным уменьшением количества детей и родственников в семье, с переходом от традиционной педагогики многолюдной и многодетной семьи к поискам эффективных форм воспитания в нуклеарной и малодетной семье. Вторая тенденция изменений вызвана резким имущественным расслоением современного общества. Первая тенденция ведет к значительному повышению внутрисемейной дидактической нагрузки родителей, обязанности которых стали необыкновенно объемными, многоплановыми, трудными и значимыми, а конечный результат воспитания жестко определяется их общей и педагогической культурой. Учитывая вторую тенденцию, мы рассмотрели дидактические процессы в малообеспеченной многодетной семьемалообеспеченной малодетной семьемалодетной семье со средним достаткомсемье матери-одиночкивысоко обеспеченной семье в контексте организации социально-педагогической деятельности с семьями разного типа в профессиональной сфере «Социальная работа». С целью повышения ее эффективности нами разработаны аналитические материалы для использования при разработке программ педагогического сопровождения семейного воспитания и программы педагогического всеобуча в образовательных учреждениях.

Систематизация и обобщение положительного опыта в области семейной педагогики, приведенные в исследовании, также повышают, эффективность такого важного компонента профессиональной деятельности социального работника, как СПД с семьей.

Проблемы развития личности и адаптации семьи в обществе также могут регулироваться целенаправленным влиянием профессионала — социального работника.

В тех случаях, когда процесс социализации личности по каким-либо объективным или субъективным причинам осложняется, а усвоение социальных норм и ценностей искажается в результате стихийного, негативного влияния социальной среды, усилия социального работника должны быть направлены на управление процессом социального развития личности, находящейся в трудной жизненной ситуации, на ее успешную интеграцию в общество, на профилактику явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической). Деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения от нормы (физические, психические, педагогические и социальные), проблемы образования детей с ограниченными возможностями, специфика социально-педагогической деятельности с социально дезадаптированными детьми потребовали систематизации и обобщения имеющегося теоретического и практического потенциала, изучения влияния биологических, психологических, социально-педагогических, социально-экономических, морально-этических и других факторов на отклоняющееся поведение.

Особое внимание в работе уделено социально-педагогическим факторам, обуславливающим учебную дезадаптацию ребенка, которая проходит в своем развитии несколько стадий: учебная декомпенсация (затруднение в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе) — школьная дезадаптация (пропуски занятий, трудности в обучении, нарушения поведения, конфликты с одноклассниками и педагогами) — социальная дезадаптация (полная утрата интереса к учебе, асоциальные компании, спиртные напитки, наркотики). Проведен анализ воздействий семьи на психосоциальное развитие ребенка, выделены стили семейных отношений, которые ведут к асоциальному поведению несовершеннолетних: дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений (гиперопека, конфликтные ситуации, двойная — «для других» и «для себя» — мораль и т. д.) — нестабильный стиль воспитательных влияний в неполной семье (ситуации развода, раздельное проживание детей и родителей) — асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье (систематическое употребление алкоголя, наркотиков, аморальный образ жизни, криминальное поведение родителей, семейная жестокость, насилие). Определены основные подходы при использовании профилактических и реабилитационных технологий, их функции (восстановительная, стимулирующая, компенсирующая), условия успешной реализации.

Проблема адаптации семьи в современном обществе рассматривается нами как необходимое условие ее выживания. В качестве основной характеристики процесса адаптации семьи нами взят ее социальный статус, комплексно отражающий положение семьи в конкретный момент времени, ее адаптацию в различных сферах жизнедеятельности (социально-экономической, социально-психологической и социокультурной).

Предложенные нами компоненты социального сгатуса семьи — материальное благосостояние, психологический климат, общая культура, ситуационно-ролевая адаптация — достаточно полно характеризуют ее структурно-функциональный тип, позволяют сделать вывод об уровне социальной адаптации семьи в обществе, выбрать наиболее оптимальные формы, методы и технологии социально-педагогической деятельности (социальная защита, поддержка, помощь, курирование, патронаж и т. д.).

Определив и систематизировав во второй главе диссертационного исследования проблемное поле социально-педагогической деятельности с семьей на основе типологии семьи (благополучные и процветающие семьи, семьи группы риска, неблагополучные и асоциальные семьи), мы выявили особенности и показали основные направления СПД с семьей в современных условиях.

В диссертационном исследовании процесс профессиональной подготовки студентов к организации социально-педагогической деятельности с семьей рассматривается как система и целостное явление. Специфика профессиональной подготовки в вузе заключается в том, что студент является активным субъектом своей деятельности по саморазвитию, самосовершенствованию, самообучению и профессионально-личностному становлению. Смысл перевода студента в субъектную позицию состоит в преобразовании всех компонентов его деятельности: формировании социально ценной профессиональной и познавательной мотивации ученияосознании и определении перспективных и конкретных целей учебной деятельностисовершенствовании общеучебных и профессиональных умений и навыков как результата овладения учебными действиямиразвитии рефлексивно-оценочных способностей студентов.

Разработанный в рамках исследования спецкурс «Основы социально-педагогической деятельности с семьей» внедрен в практику подготовки специалистов социальной работы в Ульяновском государственном университете, частично использован при подготовке будущих педагогов Ульяновского государственного педагогического университета (педагогический факультет), филиала Московского государственного педагогического университета им. В. И. Ленина в Ульяновске (специальность «Психология и педагогика»).

В ходе диссертационного исследования разработана модель подготовки студентов к социально-педагогической деятельности с семьей, состоящая из трех взаимосвязанных блоков: процессуального, критериаль-но-уровневого и деятельностного.

В центре процессуального блока находится совокупный субъект образовательной деятельности (личности преподавателя и студента), определяющий цели, содержание, формы, методы и средства деятельности, ее результативность.

К целям вузовского этапа профессиональной подготовки к социально-педагогической деятельности с семьей в профессиональной сфере «Социальная работа» мы относим:

• профессиональное и личностное «вхождение» в реальную социально-педагогическую деятельность с семьей;

• развитие функционально-ролевой готовности к ней;

• формирование и корректировка профессионально-ценностных качеств, ориентации, мотиваций, свойств личности, способствующих результативности, успеху деятельности;

• становление и развитие профессионального сознания и самосознания;

• формирование представлений о профессионализме и компетентности социального работника в данной сфере деятельности.

Содержание разработанного курса отражает как текущие, так и перспективные потребности общества и включает в себя следующие структурные компоненты: когнитивный опыт личностиопыт практической деятельностиопыт отношений личности и опыт творчества. Когнитивный опыт личности включает систему знаний о СПД с семьей как компоненте профессиональной деятельности социального работника. Опыт практической деятельности составляет система общеинтеллектуальных и специфических умений и навыков, являющихся основой СПД с семьей. Опыт отношений личности включает в себя оценочные отношения к проблемам СПД с семьей, к профессиональной деятельности, к людямосознание своего места в профессиональной сфере «Социальная работа», нужности обществу. Опыт творческой деятельности как компонент содержания СПД с семьей призван обеспечить готовность студента к поиску новых решений проблем в данной сфере деятельности, к творческому преобразованию действительности, к становлению творческого потенциала личности специалиста.

Курс предполагает использование совокупности различных методов и средств при организации СПД с семьей как информационных, репродуктивных, так и продуктивных (проблемное, диалогическое, персонифицированное изложение, эвристический диалог, анализ производственных ситуаций, исследование, мозговой штурм и др.), а также различных форм их реализации (производственное задание, практикум, алгоритмы, инструкции, правила, лекция-визуализация, дискуссия, творческие самостоятельные работы, практические и теоретические проекты проблемного характера).

Развитие рефлексивно-оценочных способностей студентов в процессе реализации курса стало не только условием эффективного осуществления ими своей учебной деятельности, но и условием творческого развития личности специалиста социальной работы, готового к постоянному совершенствованию себя в профессиональной деятельности.

Следующий блок модели — критериально-уровневый, отражающий динамику показателей учебной деятельности в ходе усвоения курса «Основы социально-педагогической деятельности с семьей».

Для характеристики процесса подготовки студентов вуза к СПД с семьей в ходе исследования определены критерии: мотивация, усвоение учебных действий и социальная активность студентов в процессе их профессиональной подготовки. По данным критериям определены уровни и показатели их сформированности у студентов в аспекте СПД с семьей.

Процесс развития мотивационной сферы студента в процессе освоения курса начался с выявления уровня развития мотивации на момент его изучения и заключался в поступательном переводе обучаемого на более высокий уровень. Мы предложили четыре уровня (по отношению к СПД с семьей): отрицательный, нейтрально-пассивныйположительный, аморфный (предотношение) — положительный (познавательный, осознанный) — положительный (активный, инициативный, творческий).

В основу уровневой Дифференциации процесса усвоения знаний нами взяты варианты С. Л. Рубинштейна и В. П. Беспалько, адаптированные к конкретному виду СПД с семьей. Это четыре уровня: информационно-ознакомительныйрепродуктивныйкогнитивно-практическийпрофессионально-творческий.

Динамику социальной активности мы также отслеживали на четырех уровнях: информационномпроблемномэвристическом и исследовательском.

В ходе эксперимента методом кластерного анализа был обоснован наш выбор уровней по каждому критерию (классификация респондентов по четырем кластерам). Результаты эксперимента убедительно показали «уровневый рост» в ходе реализации курса по всем выбранным критериям.

Третий блок модели — деятельностный — включает такие основные компоненты, как социально-педагогическая поддержка, социально-педагогическая помощь, социальное курирование семьи.

Социально-педагогическая поддержка — кратковременная форма СПД с семьей, направленная на смягчение воздействия стрессовых ситуаций, связанных с учебной деятельностью в образовательных учреждениях.

Социальное курирование семьи — долговременная форма СПД с семьей (патронаж, консультационные беседы, скрининг).

Социально-педагогическая помощь семьей включает образовательную, психологическую и посредническую составляющие. Образовательная составляющая — помощь в обучении и воспитаниипсихологическая составляющая — диагностика, профилактика и коррекция межличностных отношенийпосредническая составляющая — информация, организация и координация усилий различных ведомств и служб по совместному разрешению социально-r едагогических проблем семьи.

Рассматривая подготовку студентов вуза к социально-педагогической деятельности с семьей как систему и целостное явление, мы выделили несколько групп условий, которые бы во взаимодействии создавали возможность эффективно функционировать каждому компоненту этой системы. Это совокупность общих, частных и специфических условий. К группе наиболее общих условий относится методологическое, организационно-управленческое, кадровое, материально-техническое и методическое обеспечение данного процесса. Сюда же мы относим необходимость удовлетворения требованийполноты состава действийцелостности, скоординированности, синхронизации отдельных компонентов процессасбалансированности по всем ресурсамконтролируемостичувствительности к сбоям — наиболее важных условий системности процесса.

На базе общих условий мы реализовали группу частных условий, отражающих особенности подготовки студентов в вузе к организации СПД с семьей. Это открытие на базе специальности «Социальная работа» специализации «Социальная работа с семьей и детьми" — разработка и внедрение в рамках этой специализации программы курса «Основы социально-педагогической деятельности с семьей», тематического плана его реализациисвязь с соответствующими муниципальными структурами (привлечение ведущих специалистов к проведению семинаров, организации различных видов практики, научному руководству курсовыми и дипломными работами) — интеграция учебных дисциплин, имеющих разделы по работе с семьей: «Социальная педагогика», «Коррекционная педагогика», «Введение в специальность», «Семьеведение» и др.- разработка дидактической модели процесса /подготовки студентов вуза к СПД с семьей, включающей мотивационно-целевой, содержательный и результативный компоненты. Для реализации модели необходимо выполнение следующих дидактических условий: четкое определение образовательных задачоптимизация информационного наполнения, обновление содержания с учетом социальных и личностных потребностейвнедрение новых технологий познавательной деятельностицелесообразное сочетание ее разнообразных видов, форм и методовтворческий подход к формированию структуры занятиясочетание коллективной и самостоятельной деятельностипроективная и исследовательская деятельность студентовмастерство проведения занятий и т. д.

К группе специфических условий мы относим доведение до сознания каждого студента актуальности и приоритетности, сущности и идей, принципов и понятийтеоретической и практической значимости СПД с семьей в профессиональной сфере «Социальная работа». Для обеспечения оперативной обратной связи, действенного контроля за подготовкой студентов мы определили уровни усвоения знаний и умений, выявили критерии и показатели их сформированности на каждом из уровней, без чего невозможен перевод на более высокий уровень в профессиональном становлении будущего социального работника.

Проверка любого исследования сводится к двум важнейшим требованиям: концептуальной и эмпирической проверяемости. Концептуальная проверяемость данной диссертационной работы обоснована ее согласием с наиболее фундаментальными принципами и законами педагогической науки. Эмпирическая проверяемость выразилась в сопоставлении следствий теории с результатами наблюдений, эксперимента и практики в целом, ибо научные наблюдения и эксперименты представляют собой специфические формы практической деятельности в науке. Педагогическая практика, диагностика протекания процесса подготовки студентов к организации социально-педагогической деятельности с семьей, определения его результатов в соответствии со спецификой вузовского образования дают основания констатировать успешное решение поставленных педагогических задач и подтверждение гипотезы исследования. В работе на основе проведения ретроспективного анализа состояния проблемы социально-педагогической деятельности с семьей в теории и практике социальной работы дана сущностно-содержательная и структурно-функциональная характеристика СПД с семьей и определены ее роль и место в системе наук о человекевыявлены особенности и определены основные направления социально-педагогической деятельности с семьями разных типов на современном этаперазработана дидактическая модель подготовки студентов к СПД с семьей в профессиональной сфере «Социальная работа" — определены критерии, показатели и уровни профессиональной подготовки студентов вуза к организации СПД с семьейобоснована совокупность условий повышения эффективности профессиональной подготовки в вузе к организации СПД с семьей. В процессе внедрения разработанного в ходе исследования спецкурса параллельно реализованы задачи структуризации научного знания и регуляции деятельности в области социально-педагогической деятельности с семьей. Построенная на основе согласования важнейших принципов и основных педагогических идей в социальной работе с общими дидактическими принципами и закономерностями модель организации СПД с семьей создает возможность эффективной подготовки студентов к социально-педагогической деятельности с семьей другими людьми.

Обосновывая теоретические и методологические позиции, выявляя особенности и определяя основные направления СПД с семьями разных типов, влияния на них социокультурного фона и требования общества, мы старались использовать сложившиеся в современной науке и практике понятия, гуманистические подходы в качестве инструментов решения стоящих перед профессиональным образованием проблем.

Предлагаемые подходы ни в коей мере не являются обязательными. Они отражают личный выбор, фиксируя то, что нам представляется наиболее обоснованным и плодотворным. Данная работа не исчерпывает всех аспектов социально-педагогической деятельности с семьей. В дальнейшем углубленном изучении нуждаются проблемы семейного воспитания, повышения педагогической культуры родителей, качества профессиональной подготовки студентов — будущих социальных работников к организации СПД с семьей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю. П. Семейная педагогика /Ю.П. Азаров. М.: Политиздат, 1982.-223с.
  2. Ю.П. Педагогика любви и свободы /Ю.П. Азаров. М., Топикал, 1994. — 607с.
  3. АкивисД.С. Отцовская любовь /Д.С. Акивис. М.: Профиздат, 1989.-206с.
  4. Альманах психологических тестов /Сост. P.P. Римский. М.: КПС, 1997.-320с.
  5. А.И. Семья: функции, структуры, теории семейных изменений /А.И. Антонов //Основы социологии: Курс лекций. М.: Знание, 1993. — С.309−327.
  6. Е.А. Родителям о воспитании: Воспитание ребенка в семье от года до зрелости /Е.А. Аркин. М.: Учпедгиз, 1957. — 347с.
  7. E.JI. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника /Е.Л. Арнаутова. М., 1994. — 221с.
  8. Т.М. Семейные портреты /Т.М. Афанасьева. М., 1995. — 320с.
  9. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса обучения /Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 492с.
  10. Р. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей: Пер. с англ. /Р. Байярд, Д. Байярд. М.: Семья и школа, 1995. — 202с.
  11. В. А. Облик современной семьи. /В.А.Балашов, Л. И. Савинов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. — 144с.
  12. С.А. Основы превентивной психологии /С.А. Беличева. -М., 1993.- 199с.
  13. С.А. Характеристика современного состояния проблем девиантного поведения несовершеннолетних и пути ее решения /С.А. Беличева //Проблемы социальной работы в России: Матер. 1-й национал. конф. М., 1995. — С. 91−95.
  14. А.П. Методология и теория профессиональной педагогики /С.А. Беляева. СПб., 1999. — 117с/
  15. В.П. Слагаемые педагогической технологии /В.П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192с.
  16. В.П. О возможностях системного подхода в педагогике /С.П. Беспалько //Советская педагогика. 1990. — № 7. — С. 30−52.
  17. В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов /С.П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М.: Высш. шк., 1980. — 141с.
  18. JI.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. -М.: Просвещение, 1968. 464с.
  19. В.В. Малодетная семья /В.В. Бойко. М., 1980. — 232с.
  20. Е.В. Концепция личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория /Е.В. Бондаревская //Школа духовности. 1999. — № 5. — С.41−52.
  21. М.Э. Подросток и его друзья /М.Э. Боцманова, А. В. Захарова. М.: Педагогика, 1976. — 80с.
  22. В.Г. Педагогика социальной работы /В.Г. Бочарова. -М.: SVR Аргус, 1994. 255с.
  23. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра /М.И. Буянов. М.: Просвещение, 1988. — 208с.
  24. А.Я. Системная семейная психотерапия: Курс лекций /А.Я. Варга. СПб.: Речь, 2001. — 197с.
  25. Д. Радости родительских забот /Д. Варга. М.: Прогресс, 1983.-200с.
  26. Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Ю.В. Василькова, Т. А. Василькова. 2-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2001. — 440с.
  27. З.П. Мудрые заповеди народной педагогики: (Заметки журналиста) /З.П. Васильцова. М.: Педагогика, 1983. — 141с.
  28. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход /А.А. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991. — 204с.
  29. В.Н. Семья и школа в современной социально-дидактической ситуации //Теория и опыт психолого-педагогического просвещения родителей. Выпуск I /Отв. ред. Вершинин В. Н. Ульяновск: ИПК ПРО, 2001.-С.3−21.
  30. В.Н. Домашнее воспитание: Книга для учителей, воспитателей, родителей /В.Н. Вершинин. Чебоксары: КЛИО, 1998. — 200с.
  31. В.Н. Истоки семейной педагогики: Книга для педагогов и родителей /В.Н. Вершинин. Ульяновск: ИПК ПРО, 2000. — 102с.
  32. А.Ф. Педагогика досуга /А.Ф. Воловик. М., 1998.254с.
  33. Е.М. Молодым супругам о браке и семье, правах и обязанностях /Е.М. Ворожейкин. М.: Юрид. лит. 1975. — 112с.
  34. М.А. Терпеливая любовь /М.А. Воскресенская. -Л.: Лениздат, 1990.- 190с.
  35. Воспитание детей в неполной семье /Пер. с чеш. 3. Марова, 3. Матейчек, С. Радванова и др.- Общ. ред. и послесл. Н. М. Ершовой. М.: Прогресс, 1980. — 206с.
  36. Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики /Под ред. Т. А. Марковой. М., 1979. — 232с.
  37. ВыготскийJ1.С. Педагогическая психология /Л.С.Выготский. -М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536с.
  38. Е.К. Проектирование содержания специальных дисциплин /Е.К. Гитман //Специалист. 1997. — № 12. — С. 29−32.
  39. Дж. Статистические методы в педагогике и психологии /Дж. Гласс, Дж. Стенли- Пер. с англ.- Под общ. ред. Ю. П. Адлера. М., 1976.-495с.
  40. Е.Л. Нет мелочей в воспитании /Е.Л. Глущенко, В. П. Полуянов. Саратов: Привол. кн. изд-во- Ульянов, отд-ние, 1986. -68с.
  41. . Что такое психология: В 2-х т. Т. 2 /Ж. Годфруа- Пер. с фр. Н. Н. Алипова, В. В. Свечникова М.: Мир, 1992. — 376с.
  42. С.И. Будущая семья: какова она?: Социально-нравственный аспект /С.И. Голод. М.: Знание, 1990. — 64с.
  43. С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ /С.И. Голод. СПб.: Петрополис, 1998. — 271с.
  44. В.А. Супруги, родители, дети: их права и обязанности /В.А. Грачева. М.: Сов. Россия, 1988. — 137с.
  45. И.В. Основы семейной жизни /И.В. Гребенников. -М.: Просвещение, 1991. 156с.
  46. Ч.С. Социально-терапевтическая деятельность в области брачно-семейных отношений /Ч.С. Гризицкас, Н. В. Малярова. //Семья и общество. М., 1982. — С. 121 — 135.
  47. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования /В.В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 240с.
  48. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решелшя /Под ред. В. А. Никитина. М., 1996. — 242с.
  49. Дементьева И. Д Российская семья: проблемы воспитания: Рук-во для педагогов. /И.Д. Дементьева. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000. -40с.
  50. А.Г. Работа школы с родителями /А.Г. Демина, М., Учпедгиз, 1955. — 86с.
  51. Домашняя юридическая энциклопедия. Брак. Развод /М.Ю. Ильичева и др. М.: Олимп, 1998. — 608с.
  52. О.И. Технологии социальной работы с подростками девиантного поведения /О.И. Донина //Социальная работа: личность и профессия: Матер, междунар. науч.-практ. конф. Ульяновск: УлГУ, 2002. — С. 126−131.
  53. О.И. Методология и методика исследования в социальной работе: В помощь студентам-исследователям /О.И. Донина, О. А. Овсяник, А. Ю. Левагина. Ульяновск: УлГУ, 2002. — 133с.
  54. О.И. Специфика социальной работы с семьей /О.И. Донина //Актуальные проблемы социальной работы в условиях социально-экономического кризиса (Опыт, инновации, перспективы): Городская науч.-практ. конф. Ульяновск, 2001. — С. 63−69.
  55. О.И. Особенности социально-педагогической деятельности с малообеспеченными семьями. /О.И. Донина, М. М. Шубович //Социальная работа: личность и профессия: Матер, междунар. науч.-практ. конф. (28−29 мая 2002). Ульяновск: УлГУ, 2002. — С. 191−196.
  56. О.И. Семья: педагогические аспекты деятельности социального работника /О.И. Донина, М. М. Шубович. Учеб. пособ. Ульяновск: УлГУ, 2002. — 253с.
  57. Досуг в кругу семьи: Интеллектуальные игры и задачи, занимательные истории, самоделки /Сост. М. Шлагин. М.: Профиздат, 1989. -302с.
  58. В.Г. Организационная структура учебного процесса и ее развитие /В.Г. Дьяченко. М., 1989. — 178с.
  59. С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Рабочая кн. родителей /С.Д. Забрамная. М.: Педагогика, 1990. — 55с.
  60. В.И. Методология и методика дидактического исследования /В.И. Загвязинский. М., 1982. — 160с.
  61. С.М. Ваш ребенок от рождения до школы: Универсальная энциклопедия /С.М. Зайцев. Минск: Кн. Дом- М.: Махаон, 2000. — 509с.
  62. JI.B. Избранные педагогические труды /Л.В. Занков. М.: Педагогика, 1990. -424с.
  63. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка /А.И. Захаров. М.: Просвещение, 1990. — 191с.
  64. O.JI. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. /O.JI. Зверева, А. Н. Ганичева. М.: Академия, 2000. — 157с.
  65. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособ. /И.А. Зимняя. Ростов н/Д, 1997. — 480с.
  66. Е.И. Семьеведение: Учеб.-метод, пособ. /Е.И. Зритнева. -Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2002. 176с.
  67. Изучение личности школьника учителем /Под ред. Э. И. Васильевой. М.: Педагогика, 1991. — 135с.
  68. И.И. Структура процесса учения /И.И. Ильясов. М.: МГУ, 1986. — 198с.
  69. И.И. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособ. для препод. /И.И. Ильясов, Н. А. Галатенко. М.: Логос, 1994.-208с.
  70. К. Педагогическая диагностика /К. Ингенкамп. М.: Педагогика, 1991. — 240с.
  71. Исаев И. Ф. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе
  72. B.А. Сластенина /И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов //Известия РАО. 2000. — № 3.1. C.45−58.
  73. История педагогики. Часть 1. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в.: Учеб. пособ. для пед. университетов /Под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. М.: Сфера, 1997. — 192с.
  74. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины XX в.: Учеб. пособ. для пед. университетов /Под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. М.: Сфера, 1997. -304с.
  75. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении /В.А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1987. — 190с.
  76. Кан-Калик В. А. Семейная педагогика: Педагогические раздумья о проблемах воспитания детей в семье /В.А. Кан-Калик. Грозный: Чечено-Ингуш. кн. изд-во, 1987. — 83с.
  77. П.Ф. О семейном воспитании: Учеб. пособ. для высш. и сред, пед учеб. завед. /П.Ф. Каптерев- Сост. И. Н. Андреева. М.: Академия, 2000.- 165с.
  78. В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса /В.А. Караковский. -М&bdquo- 1993.-80с.
  79. Ю.А. Конфликты и отклонения в социальных системах /Ю.А. Клейберг. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. — 142с.
  80. Ю.А. Психология формирования здорового образа жизни /Ю.А. Клейберг, Л.П. Пикалова- Отв. ред. Т. З. Бглсгимиров, Н. Б. Шмелева. Ульяновск: УлГУ, 2002. — 147с.
  81. Ю.А. Социальная работа и профилактика девиантного поведения подростков: Учеб. пособ. /Ю.А. Клейберг, Н. В. Шахзадов. -Тверь-Нальчик: ЧуДо, 2000. 275с.
  82. В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли /В.О. Ключевский. М., 1990. — 624с.
  83. Л.А. Диалоги с сыном /Л.А. Коваленко. М.: Педагогика, 1991. -208с.
  84. Ю.В. Ради завтрашней радости: О нравств. устоях семьи. /Ю.В. Козловский. М.: Моск. рабочий, 1985. — 126с.
  85. Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников /Д.В. Колесов. М.: Педагогика, 1982. — 173с.
  86. Кон И. С. Психология старшеклассника /И.С. Кон. М., 1980.192с.
  87. Кон И. С. Ребенок и общество /И.С. Кон. М.: Наука, 1988. — 269с.
  88. Н.А. Как играть с ребенком /Н.А. Короткова, Н. Я. Михайленко. М., 1990. — 153с.
  89. Я. Как любить детей /Я. Корчак. М.: Знание, 1991. — 97с.
  90. Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. завед. 2-е изд. испр. и доп. /Т.А. Куликова. — М.: Академия, 2000. — 232с.
  91. И.С. Подросток и экран /И.С. Левшина. М.: Педагогика, 1989.- 175с.
  92. П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение /П.Ф. Лестафт. М.: Педагогика, 1991. — 174с.
  93. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума: Пер. с англ. /Э. Ле Шан. М.: Педагогика, 1980. — 267с.
  94. А.А. Драматическая педагогика: Очерки конфликтных ситуаций. 3-е изд., доп. /А.А. Лихаков. — М.: Педагогика, 1990. -477с.
  95. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия /Ред. B.C. Мухина. М., 1991. — 459с.
  96. Л.Н. Книга для думающих взрослых или путешествие по пути развития личности /Л.Н. Лордкипанидзе. СПб.: Союз, 2000. — 256с.
  97. В.К. Рисуем семью /В.К. Лосева. М., 1993. — 117с.
  98. А.С. Книга для родителей /А.С. Макаренко. М.: Педагогика, 1988.-300с.
  99. А.Л. Педагогический такт в семейном воспитании /А.Л. Малиованова. М.: Просвещение, 1964. -46с.
  100. И.Д. Кластерный анализ /И.Д. Мандель. М.: Финансы и статистика, 1988. — 176с.
  101. А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя /А.К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. -193с.
  102. Масару Ибука. После трех уже поздно /Масару Ибука. М., 1992. — 112с.
  103. А. Мотивация и личность /А. Маслоу. //Вестн. Моск. Унта. Сер. 7, Философия. 1991. -№ 3. — С.66−76.
  104. Е.М. Они ждут нашей помощи /Е.М. Мастюкова, А. Г. Москвина. М.: Педагогика, 1991. — 158с.
  105. Ф.С. Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском воспитании /Ф.С. Махов. М.: Профиздат, 1989. — 144с.
  106. М.С. Социология семьи: Проблемы, теории, методологии и методики /М.С. Мацковский. М.: Наука, 1989. — 112с.
  107. Г. П. Все начинается в семье: Из азбуки семейного воспитания /Т.П. Медведев. Ростов: Кн. изд-во, 1977. — 112с.
  108. Г. П. У опасной черты: Размышления о воспитании трудных подростков. /Г.П. Медведев. Ростов: Кн. изд-во, 1978. — 122с.
  109. Мид М. Культура и мир детства /М. Мид. М.: Наука, 1988.429с.
  110. Д. Д. Мера ответственности /Д.Д.Миронова. М.: Знание, 1976. — 96с.
  111. А.В. Социализация в «смутное время» /А.В. Мудрик. -М.: Знание, 1991. -78с.
  112. А.В. Социальная педагогика /А.В. Мудрик. М., 2000.200с.
  113. Г. Семья в психологической консультации /Г. Навайтис. М.: Моск. психолого-социал. ин-тут- Воронеж: МОДЭК, 1999.-224с.
  114. Наши дети. /Сост. И. В. Гребенников, Ю. Ф. Змановский. М.: Юрид. лит., 1988. -368с.
  115. Н.В. Дневник матери /Н.В. Нефедова. М.: Просвещение, 1966. -302с.
  116. Никитина J1.А. Мама или детский сад: Книга для воспитателей детского сада и родителей /Л.А. Никитина. М.: Просвещение, 1990. — 93с.
  117. Л.Е. Социальная педагогика: вопросы науки и практики /Л.Е. Никитина. Ярославль: ДИА-пресс, 2001. — 275с.
  118. Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособ. для студ. учрежд. сред. проф. образ. /Н.Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. М.: Мастерство, 2002. -288с.
  119. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие /Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А.Е. Петров- Под ред. Е. С. Полат. М.: Полет, 2001. — 258с.
  120. И.Г. Согревая добром: Раздумья матери /И.Г. Овчинников. М.: Знание, 1969. — 77с.
  121. Ю.М. Восхождение к индивидуальности /Ю.М Орлов. -М.: Просвещение, 1991. 287с.
  122. Г. В. Теория и практика социологических исследований в СССР /Г.В. Осипов. М.: Наука, 1979. — 343с.
  123. Основы социальной работы: Учебник /Отв. ред. П. Д. Павленок. -М.: ИНФРА, 1998.-368с.
  124. От Я до Мы: Азбука семейной жизни /Сост. С. В. Ковалев. 2-е изд., доп. — М.: Педагогика, 1990. — 334с.
  125. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед. учеб. завед. /В.А. Сласте-нин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 2000 -512с.
  126. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов и пед. колледжей /Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. общ. России, 1998. — 640с.
  127. Педагогическая диагностика в школе /Под ред. А. И. Кочетова. -Минск: Нар. асвета, 1987. 223с.
  128. Педагогические основы социальной работы: Учеб. пособ. для вузов /Н.Б. Шмелева, О. И. Донина. Ульяновск: УлГУ, 2001. — 169с.
  129. М.А. Научные основы профессионально-технологической системы обучения специальным предметам /М.А. Петухов- Под науч. ред. А. П. Беляевой. СПб.- Ульяновск, 2000. — 289с.
  130. И.Э. Психология в семье /ИЗ. Плотниекс. М.: Педагогика, 1991.-206с.
  131. И.П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. /И.П. Подласый. М., 1996. — 576с.
  132. В.М. Оценка знаний школьников /В.М. Полонский. -М.: Знание, 1981.-96с.
  133. А.А. Психология и педагогика /А.А. Реан, Н. В. Бордовская, С. Н. Розум. СПб.: Питер, 2000. — 432с.
  134. Рубинштейн С. J1 Основы общей психологии: В 2 т. Т.2. /С.Л Рубинштейн М., 1989. — 358с.
  135. В.В. Социальные взаимодействия и обучение /В.В.Рубцов //Психологическая наука и образование. 1996. — № 2. — С.9−19.
  136. Г. И. Методология научного исследования: Учеб. пособ. для вузов /Г.И. Рузавин. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 1999. — 317с.
  137. Д.С. Методология и методика поисковой, исследовательской и экспериментальной работы в образовательных учреждениях: В помощь педагогам-исследователям /Д.С. Савельев. Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. — 104с.
  138. Л.И. Семья и общество: история, современность и взгляд в будущее /Л.И. Савинов. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. -144с.
  139. Л.И. Семьеведение: Учеб. пособ. /Л.И.Савинов. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. — 196с.
  140. Семейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. пособ. для пед. вузов /Сост. П. А. Лебедев. М.: Академия, 2001. — 401с.
  141. В.В. Близнецы: проблемы воспитания и развития /В.В. Семенов, Б. И. Кочубей. М., 1985. — 389с.
  142. Ю.И. Происхождение брака и семьи /Ю.И. Семенов. -М., 1974.-309с.
  143. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / НИИ общ. и пед. психологии АПН
  144. СССР- Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Педагогика, 1989. -206с.
  145. Семья VI молодежь: профилактика отклоняющегося поведения /В.А. Балцевич, С. Н. Бурова, А. К. Воднева. Минск: Университетское кн. изд-во, 1989. — 142с.
  146. Семья: Кн. для чтения /Сост. И. С. Андреева, А. В. Гулыга. М.: Политиздат, 1991. — 527с.
  147. Семья и дети: воспитание трудолюбия /Сост. И. И. Зарецкая, В. А. Поляков. М.: Профиздат, 1988. — 252с.
  148. Семья. Социально-психол и этич. пробл.: Справочник /Ред. В. И. Зацепин, Л. И. Бучинская, И. Н. Гавриленко. Киев: Политиздат Украины, 1989.-255с.
  149. Семья: традиции и современность. М., 1990. — 245с.
  150. В.В. Личностно-ориентированное образование /В.В. Сериков //Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−21.
  151. Е.И. Проблемы семейного воспитания в педагогическом наследии А.С. Макаренко /Е.И. Сермяжко //Как воспитать гражданина. Минск, 1980. — С.7−19.
  152. В.А. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед. завед. /В.А. Сластенин. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512с.
  153. Словарь-справочник по социальной работе /Под ред. Е. И. Холостовой. М.: Юристь, 2000. — 424с.
  154. Современная женщина: Энциклопедический справочник /Сост. З. Э. Молокова. М., 1999. — 280с.
  155. С.Л. Педагогика для всех: Кн. для будущих родителей /С.Л. Соловейчик. 2-е изд. — М.: Дет. лит. 1989. — 367с.
  156. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. /Под общ. ред. М. А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2001. -416с.
  157. Социальная педагогика: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. /Под ред. В. А. Никитина. М.: ВЛАДОС, 2000. — 272с.
  158. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания: Спецкурс. М.: МГУ, 1989. — 79с.
  159. Многомерный статистический анализ в экономике: Учеб пособие для вузов /Л.А. Сошникова, В. Н. Тамашевич, Г. Уебе, М. Шефер- Под ред. проф. В. Н. Тамашевича. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. — 598с.
  160. А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви) /А.С. Спиваковская. М.: Педагогика, 1986. — 157с.
  161. . Разговор с матерью: Кн. о воспитании /Б. Спок- Пер. с англ. Н. А. Перовой, Д. Ю. Азарова. М.: Политиздат, 1996. — 588с.
  162. В.А. Мудрость родительской любви /В.А. Сухомлинский. М.: Мол. гвардия, 1988. — 304с.
  163. В.А. Супружеские конфликты /В.А. Сысенко. М.: Мысль, 1983. — 175с.
  164. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний /Н.Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 343с.
  165. Л.П. Воспитать мужчину /Л.П. Тархова. М.: Педагогика-Пресс, 1992. — 288с.
  166. Теория социальной работы: Учебник /Под ред. проф. Е. И. Холостовой. М.: Юристъ, 1999. — 334с.
  167. Тингей-Михаэлис К. Дети с недостатками развития: Кн. в помощь родителям /К. Тингей-Михаэлис. М.: Педагогика, 1988. — 126с.
  168. В.Я. Семья в формировании личности /В.Я. Титаренко. М.: Мысль, 1987. — 351с.
  169. А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения /А.В.Толстых. М.: Педагогика, 1988. — 128с.
  170. B.C. Методика оценки психологического здоровья семьи /B.C. Торохтий. М., 1996. — 186с.
  171. Феминология. Семьеведение. /Под ред. JI.T. Шинелевой. М.: Союз, 1997. -27?с.
  172. X. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой: Психоаналитическое исследование /X. Фигдор. М., 1995. — 324с.
  173. Философия образования для XXI века. М.: Лотос, 1992. — 207с.
  174. М.В. История социальной работы в России /М.В. Фирсов: М.: ВЛАДОС, 1999. — 256с.
  175. М.В. Теория социальной работы: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. /М.В. Фирсов, Е. Г. Студенова. М.: ВЛАДОС, 2000. -432с.
  176. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье /Под ред. В. К. Котырло. М., 1987. — 167с.
  177. Формирование учебной деятельности студентов /Под ред. В. Я. Ляудис. М., 1989. — 267с.
  178. Э. Азбука для родителей /Э. Фромм. Л.: Лениздат, 1991. -319с.
  179. А. Отцы, матери, дети: Практические советы родителям /А. Фурутан- Пер. с англ. В. Н. Бузина М.: Прогресс, 1992. — 192с.
  180. А.Г. Семья в советском обществе /А.Г. Харчев. Л.: Лениздат, 1960. — 112с.
  181. А.Г. Современная семья и ее проблемы /А.Г. Харчев, М. С. Мацковский. М., 1978. — 224с.
  182. Н.М. Молодым супругам /Н.М. Ходаков. М., 1974.118с.
  183. А.Г. Семья, школа, общественность /А.Г. Хрипкова. -М., 1976.-40с.
  184. В.А. Диагностика детского развития: Методы исследования /В.А. Худик. Киев: Осв1та, 1992. — 227с.
  185. P.X. Мотивация профессиональной деятельности: новые подходы /Р.Х. Шакуров М., .994. — 238с.
  186. Т.В. Современная семья и социальная работа /Т.В. Шеляг. М.: Социально-технологический институт, 1999. — 242с.
  187. С.Е. Мониторинг качества образования в школе /С.Е. Шишов, Кальней В. А. М., 1999. — 311с.
  188. Е.Н. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности /Е.Н. Шиянов, И. Б. Котова. Ростов н/Д: Цв. печать, 1995. — 310с.
  189. А.Г. Острые углы семейного круга /А.Г. Шмелев. М., 1986.-96с.
  190. Н.Б. Профессионально-личностное развитие социального работника (спецкурс-спецпрактикум) /Н.Б. Шмелева. М., 1998. — 66с.
  191. Н.Б. Социальная работа: личность и профессия /Н.Б. Шмелева. Ульяновск, 1999. — 209с.
  192. Н.Б. Профессионально-личностное становление социального работника: Учеб. пособ. /Н.Б. Шмелева. Волгоград, 2000. — 57с.
  193. Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций /Л.Б. Шнейдер. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512с.
  194. М.М. Влияние семьи на становление личности /М.М. Шубович //Личность: образование, воспитание, развитие: Сб. ст. и науч. материал. Ульяновск: УлГПУ, 2002. — С.55−57.
  195. Шубович М.М. Социально-педагогические проблемы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии
  196. М.М. Шубович //Повышение качества образования в средней и высшей школе: лежвуз: сб. науч. ст. М.-Чебоксары: АПСН, 2002. — С. 166−176.
  197. Д.Б. Избранные педагогические труды /Д.Б. Эльконин- Под ред. В. В. Давыдова, В. И. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 560с.
  198. Этика и психология семейной жизни: Пробное пособ. для учителя /И.В. Гребенников, И. В. Дубровина, Г. П. Разумихина- Под ред. И. В. Гребенникова. М.: Просвещение, 1984. -256с.
  199. З.А. Мужчины и женщины в семье /З.А. Янкова. М., 1983. — 80с.
  200. Larson B.W. Resistance in marital therapy. Boston, 1994. -102p.
  201. Lynn H. Married Therapists Working as Cotherapists. -NY, 1993.87p.
  202. Nichols M.P. Family therapy Concepts and methods. -NY, 1994.^146p.
  203. North D. Family therapy. Chicago, 1998. — 115p.
Заполнить форму текущей работой