Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование профессиональной подготовки студентов — будущих учителей физики в условиях университетского образования в НРБ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для решения новых задач надо искать новые пути, посредством которых гармония между личным и общественным будет самая полная, при активном развитии личности и готовности к исполнению предстоящего профессионального долга. Этот профессиональный долг будущий учитель физики может выполнить только при углубленной подготовке, т. е. при усвоении новейших знаний из соответствующей области науки… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ В
  • УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • I. Система подготовки учителя физики в университете в СССР и НРБ
    • 2. Квалификационная характеристика физика, учителя физики
    • 3. Сравнительный анализ учебных планов по подготовке учителей физики в университетах НРБ, СССР, ГДР
    • 4. Характер профессиональной подготовки студентов будущих учителей физики университета
    • 5. Возможные пути совершенствования профессиональной подготовки студентов-физиков в условиях университетского образования в НРБ
  • Выводы
  • Глава II. ПСИХ0Л0Г0-ШЩАГ01ШЕСКИЕ ОСНОШ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
    • I. Проблема обучения будущего учителя физики как проблема формирования его личности на основе деятельностного подхода
    • 2. Функциональные компоненты профессиональной деятельности учителя физики
    • 3. Обоснование этапов формирования учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих учителей физики в университете в НРБ
  • Выводы
  • Глава III. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ЭТАПА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ
    • I. Повышение роли специальной подготовки в формировании профессиональных умений студентов-будущих учителей физики
    • 2. Системные знания по физике у студентов и их отражение в будущей деятельности учителя физики
    • 3. Деятельность студентов по решению физических задач и её отражение в будущей деятельности учителя физики
    • 4. Подготовка студентов к экспериментальной деятельности в ходе лабораторных занятий по курсу общей физики
  • Выводы
  • Глава 1. У. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ
    • I. Система профессиональной практической подготовки будущего учителя физики в НРБ
    • 2. Система заданий для самостоятельной работы студентов в период педагогической практики
    • 3. Семинарские занятия в период стажёрской педагогической практики
  • Выводы

Совершенствование профессиональной подготовки студентов — будущих учителей физики в условиях университетского образования в НРБ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из самых значимых явлений последних лет является совпадающая в первый раз в истории человечества научная и техническая революция. Она влияет на все сферы общественной жизни, в том числе и на образование, обучение и воспитание как формы общественной практики. Создались предпосылки для принципиально новых структурных, организационных и управленческих решений, целью которых является интенсификация и повышение качества профессиональной подготовки учительских кадров вообще и, в частности, учителей физики. Необходимость реализации этих предпосылок является обязательной, если иметь в виду, что система образования сейчас и в будущем останется одним из факторов общественного прогресса. В. И. Ленин подчеркнул, что строительство коммунизма может быть осуществлено «только на основе современного образования» [1,305] .

В социалистических странах организуются и проводятся Пленумы партий, конференции, симпозиумы, совещания и т. п. по проблемам образования, обучения и воспитания подрастающего поколения, что является проявлением заботы Партий и Правительств социалистических стран о целенаправленном развитии среднего и высшего образования. Успешное строительство социалистического общества и переход к коммунизму сейчас и в будущем в конечном счете определяется общей и профессиональной подготовкой специалиста, его культурным уровнем, его идейной убежденностью. Поэтому основная цель системы образования сформулирована в Тезисах ЦК БКП в июле 1979 года следующим образом: «. генеральная цельмногостороннее развитие личности и её полноценная реализация в жизни «[8,13] .

В решении задач всестороннего развития личности решающая роль принадлежит учителю. «Мало сказать, что роль учителя и преподавателя высокоблагородна. Их роль является решающей, ничем незаменимой «[8,21]. Выполнить свою миссию учитель может, лишь обладая «.солидной профессиональной подготовкой. на уровне новых требований и критериев качества труда, т. е. при достижении высокого профессионализма» [8,12] .

В основополагающих директивных документах партии подчеркнута необходимость научной разработки системы подготовки будущих учителей, поиска новых форм и методов обучения студентов, нового содержания обучения, связанного с их профессиональной подготовкой. Совершенствование образовательной системы требует повышения мастерства учителя и в связи с этим «.прежде всего нужно решительно повысить качество педагогического образования» [8,102]. Это предполагает и обязывает повысить уровень теоретической и практической подготовки учителя, привести его в соответствие с социально-экономическим и общественно-политическим прогрессом. Причем модернизация подготовки учителя — неотложная задача сегодняшнего дня. «Предполагается, что каждая дисциплина в отдельности и все дисциплины вместе взятые целенаправленно и постепенно будут развивать умения до степени трудового, эстетического, интеллектуального и этического творчества, до степени синтеза личности с обществом. Если всестороннее и гармоническое развитие личности является целью образования в будущем, то формирование учителяэто уже цель настоящего» [187, 26] .

Таким образом, уже в настоящее время обязательны преобразования в системе образования, в частности, при подготовке учительских кадров, которые приведут её в соответствие с современным состоянием науки и техники, культуры, т. е. обеспечат такой уровень духовного и идеологического развития личности учителя, его профессиональной подготовки, который сохранит в большой степени свою значимость при обучении и воспитании подрастающего поколения. Это становится ещё более важным, если иметь в виду, что «уровень подготовки учителей ещё не отвечает требованиям жизни, современному состоянию школьного образования» [122,20] .

Для решения новых задач надо искать новые пути, посредством которых гармония между личным и общественным будет самая полная, при активном развитии личности и готовности к исполнению предстоящего профессионального долга. Этот профессиональный долг будущий учитель физики может выполнить только при углубленной подготовке, т. е. при усвоении новейших знаний из соответствующей области науки, специальных и профессиональных умений, непоколебимой идейно-политической закалке. Таким образом, поиск путей совершенствования подготовки учителя физики является актуальной проблемой. Её актуальность усугубляется тем, что в условиях университетского образования профессиональной подготовке студентовбудущих учителей физики уделяется недостаточное внимание.

Поэтому основное внимание при совершенствовании подготовки учителя физики в университете должно быть направлено на улучшение его профессиональной подготовки, на формирование необходимых профессиональных умений, позволяющих успешно осуществлять учебно-воспитательный процесс в школе.

В связи с этим возникает проблема дифференциации обучения и ориентации студентов на профессию учителя. В этом плане нельзя не согласиться с мнением о том, что «правильно организованное дифференцированное обучение — надежная основа профессиональной ориентации» [176, 163] .

Необходимо отметить, что исследований по вузовской методике в настоящее время ещё недостаточно. В СССР проблема совершенствования методической подготовки учителя физики в университете рассмотрена в [47], в условиях пединститута — в [20- 25]. В НРБ таких исследований практически нет.

В исследованиях, связанных с повышением эффективности подготовки учителя физики в пединституте, рассматриваются возможности совершенствования содержания и методики проведения отдельных видов занятий по методике преподавания физики. Они выполнены в соответствии с учебным планом пединститута, существенно отличающимся от учебного плана университета. Поэтому результаты этих исследований могут быть использованы нами частично.

В [47] предложен и разработан один из возможных путей совершенствования методической подготовки учителя физики в университете.

Методологическую основу нашего исследования составили положения классиков марксизма-ленинизма о человеческой деятельности, о единстве образования и воспитания в процессе обучениямарксистско-ленинская теория познаниядирективные документы ЦК КПСС и ЦК БКП о совершенствовании высшего образования и обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ.

В качестве теоретической основы исследования путей и средств совершенствования профессиональной подготовки студентов использован деятельностный подход к процессу обучения в сочетании с психологической концепцией функциональной структуры профессии учителя.

Объектом исследования избран процесс профессиональной подготовки студентов-будущих учителей физики в условиях университетского образования.

Предмет исследования — пути и средства совершенствования процесса профессиональной подготовки студентовбудущих учителей физики в университете в НРБ.

Методологические и психолого-педагогические основы исследования определяют круг требований, на которых должен основываться выбор путей и средств совершенствования профессиональной подготовки. В частности, формирование личности будущего учителя происходит в деятельности, в период всего процесса обучения в вузе. Поэтому подход к формированию личности учителя должен быть комплексным и проблему совершенствования его профессиональной подготовки можно решить через все дисциплины. При этом каждая специальная дисциплина играет определенную роль в формировании профессиональных умений. В соответствии с этим может возникать несколько направлений совершенствования профессиональной подготовки. Однако в одном исследовании невозможно рассмотреть все направления, поэтому мы ограничили круг решаемых задач только двумя.

Определенные возможности совершенствования профессиональной подготовки студентов — будущих учителей физики в университете дает курс общей физики.

Второе направление решения проблемы кроется в резервах педагогической практики, которые до настоящего времени используются неполностью, особенно в условиях университетского образования.

Гипотеза нашего исследования формулируется следующим образом: если обучение студентов по курсу общей физики связывать с их профессиональной подготовкой, а также подходить с позиций системного и деятельного подходов к практической подготовке будущих учителей физики, то это приведет к повышению качества профессиональной подготовки будущего учителя физики в университете.

Целью исследования являлось определение и разработка направлений совершенствования профессиональной подготовки студентов-будущих учителей физики в условиях университетского образования в НРБ. Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи;

— проанализировать состояние сложившейся системы и практики профессиональной подготовки учителя физики в университете и педвузе СССР и НРБ с целью выявления исходных позиций;

— провести анализ основных психолого-педагогических исследований с целью построения теоретической концепции исследования;

— взделить на теоретической основе этапы формирования профессиональных умений будущих учителей физики;

— определить возможности профессиональной подготовки студентов на предварительном этапе при изучении курса общей физики и обосновать содержание, формы и организацию этого этапа;

— проанализировать существующую методику организации педагогической практики студентов в университете и педвузе;

— определить соотношение основных компонентов учебно-профессиональной деятельности студентов в период педагогической практики и обосновать методику обучения студентов во время её проведения;

— разработать систему заданий для самостоятельной работы студентов в период педагогической практики;

— определить тематику, содержание и методику проведения семинарских занятий в период педагогической практики;

— провести экспериментальную проверку разработанных материалов, направленных на совершенствование профессиональной подготовки студентов-будущих учителей физики.

Для достижения целей исследования необходима определенная и целенаправленная научно-исследовательская деятельность и соответствующие ей методы исследования* Методы, которые мы использовали на разных этапах проведения изысканий: теоретические (анализ и синтез, моделирование) и экспериментальные (наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, интервьюирование).

Проведенное нами исследование на первом этапе имело эмпирический характер, затем теоретический, и наконец, прикладной характер в полном соответствии с принципом восхождения от абстрактного к конкретному. В соответствии с этим нами на первом этапе использовались методы эмпирического исследования:

— изучение документов (решения съездов КПСС и БКП, пленумов ЦК ШСС и ЦК БКП, учебные планы, программы, методические пособия и т. д.);

— изучение и анализ литературы по философии, педагогике, психологии, методике преподавания физики;

— наблюдение за работой выпускников университетов в качестве учителей физики;

— анкетирование (письменный опрос) и интервьюирование (устный опрос) выпускников университетов (СУ, ХГУ) физического факультета для выявления динамики становления основных профессиональных умений во времени, а также для самооценки качества методической, психологической и специальной подготовки студентов и выпускников университета;

— анкетирование студентов для выявления динамики интереса к учительской профессии;

На основании проведенного эмпирического исследования были сделаны выводы, которые состоят в следующем. Не все профессиональные умения оказываются сформированными по окончании университета. Основные профессиональные умения формируются в процессе самостоятельной работы в школе в течение первых пяти лет. Студенты, оканчивающие университет, считают себя недостаточно подготовленными в области психологии, педагогики и методики преподавания физики, при этом проявляют слабый интерес к профессии учителя. Учебные планы часто меняются, однако при всех изменениях практической подготовке студентов по методике преподавания физики в университете уделяется недостаточное внимание. В учебных программах по специальным дисциплинам нигде не указано, что цели подготовки физиков-исследователей и учителей физики различны, и что содержание, формы и методы обучения должны находиться в соответствии с этими целями.

Как обобщение результатов эмпирического исследования следует вывод: существующая практика подготовки учителей физики в университете не может считаться достаточно эффективной и результативной в плане формирования основных профессиональных умений будущего учителя физики.

На втором этапе нами использовались методы теоретического исследования. Основные идеи деятельностного и системного подходов к обучению были проанализированы нами и перенесены на процесс обучения студентов — будущих учителей физики. Нами был проведен анализ функциональной структуры профессии учителя и уровней сформи-рованности функциональных компонентов у педагогов по Н. В. Кузьминой. На основе синтеза общих подходов к обучению и характеристик учительской профессии на основе идеализации (абстрагируясь от особенностей отдельных студентов и конкретных условий обучения) нами были предложены возможные уровни формирования учебно-профессиональной деятельности студентов, адекватной по своей функциональной структуре профессиональной деятельности учителя, ещё в период обучения в университете, а также обоснованы этапы формирования соответствующих уровней учебно-профессиональной деятельности студентов.

На третьем этапе исследование имело прикладной характер и здесь использовались методы эмпирического исследования:

— разработка конкретных материалов и проведение экспериментального обучения для проверки возможности реализации предварительного этапа методической подготовки и соответственно формирования учебно-профессиональной деятельности студентов;

— изучение и обобщение опыта советских педвузов по совершенствованию методики проведения педагогической практики;

— разработка конкретных материалов и проведение по ним экспериментального обучения в период педагогической практики.

Новизна исследования состоит в следующем:

1. Рассмотрена функциональная структура учительской профессии и осуществлена ее трансформация на учебную деятельность студентов-будущих учителей физики. На этой основе выделены этапы профессиональной подготовки студентов.

2. Обосновано введение предварительного этапа подготовки студентов — будущих учителей физики в университете в НЕБ и разработано его содержание.

3. Разработан комплекс заданий для студентов по курсу общей физики с целью формирования определенных профессиональных умений, составлявших предварительный этап профессиональной подготовки (разделы «Молекулярная физики», «Механика»)в университеле НРБ.

4. Предложено и обосновано введение новой организационной формы обучения студентов в условиях болгарского университетского образования в период стажерокой педагогической практики — семинарские занятия и разработана тематика этих семинаров.

5. Разработана система заданий для самостоятельной работы студентов в период безотрывной педагогической практики, способствующих формированию профессиональных умений будущего учителя физики.

Практическая ценность диссертационной работы состоит в следующем:

1. Разработанный подход к профессиональной подготовке буду-, щих учителей физики и, в частности, предварительный этап могут широко использоваться в условиях болгарского высшего педагогического образования.

2. Предложенная система заданий для самостоятельной работы студентов в период педагогической практики может быть основой для разработки методического руководства для студентов, которое будет способствовать целенаправленному и планомерному формированию профессиональных умений будущих учителей физики.

3. Основные идеи диссертации по вопросу организации и содержания педагогической практики могут послужить основой для обоснования предложения по конкретизации новой структуры педагогической практики в период реформы высшего образования в НЕБ.

4. Разработанная система семинаров в период педагогической практики может использоваться для повышения теоретического уровня педагогической практики и актуализации теоретических знаний по всем учебным дисциплинам в практике, педагогической деятельности. Тематика и содержание семинаров могут быть положены в основу соответствующего методического руководства.

5. Результаты исследования позволяют сформулировать предложения относительно содержания безотрывной педагогической практики (учебной и производственной) в НРБ: превращение ее в активную форму обучения студентов — систему семинарских занятий по методике преподавания физики, построенных на наблюдениях студентов за учебно-воспитательным процессом.

6. Разработанные материалы могут быть положены в основу комплекса учебно-методических пособий для студентов университета НРБ.

Основные результаты и ход исследования обсуждались на заседаниях кафедры методики преподавания физики МШИ им. В. И. Ленина, Софийского университета им. Кл. Охридского, на аспирантском семинаре кафедры методики преподавания физики МГПИ им. В. И. Ленина, с преподавателями Харьковского государственного университета им. А. М. Горького, кафедры экспериментальной физики СУ им. Кл.Озфидского.

Содержание диссертации отражено в четырех публикациях:

I. Манчева Л. О системных знаниях по физике. — Физика, 1981, Л 5, (на болгарском языке).

2. Манчева Л. Педагогическая практика учителей физики. — Проблемы высшего образования, 1981, I (на болгарском языке).

3. Манчева I. Об улучшении практической подготовки студентовбудущих учителей физики. — Проблемы высшего образования, 1983, № 4 (на болгарском языке).

4. Апостолов А., Манчева Л. Система подготовки учителей физики. — Проблемы высшего образования, 1979, (на болгарском языке).

Структура и основное содержание исследования.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

ВЫВОДЫ.

Безотрывная педагогическая практика по методике преподавания физики — организационная форма обучения, которую необходимо совершенствовать с целью выявления возможностей формирования профессиональных умений будущего учителя физики. Средством активизации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов в период педагогической практики является целенаправленное и планомерное выполнение системы заданий.

Анализ состава определенных видов деятельностей учителя физики, выявление состава деятельности при решении основных методических задач и усвоение этого состава студентами на примере многих тем, способствует формированию у студентов обобщенных профессиональных умений на теоретическом уровне. Таким образом, наблюдение и анализ уроков в период педагогической безотрывной практики должно быть не самоцелью, а средством формирования профессиональных умений проектировочного, конструктивного и гностического характера на теоретическом уровне с последующим их приложением в частных уроках.

Необходимо чёткое расставление акцентов в период безотрывной и стажёрской практики. В безотрывной практике внимание студентов направляется к самоорганизации деятельности по планированию целей, содержания и средств обучения. В стажёрской практике акцент переставляется с проектирования собственной деятельности и дея;

тельности учащихся на организацию, регулирование и контроль этих деятельностей. В период безотрывной практики ведущее место занимают проектировочный, конструктивный и гностический компоненты в структуре учебно-профессиональной деятельности, а в период ста-жёрской практики ведущее место занимают организаторский, коммуникативный и гностический компоненты в структуре учебно-профессиональной деятельности студентов. В период безотрывной практики имеет ведущее значение самоорганизация студента, а в стажёрской педагогической практике — организация собственной деятельности студента по управлению познавательной деятельностью учащихся.

Повышение теоретического уровня стажёрской педагогической практики возможно посредством организации семинарских занятий в её период. В результате активного участия в семинарах и при подготовке к ним у студентов развиваются конструктивные умения в самом обобщенном виде, а также возрастает потребность в самообразовании и непрерывном пополнении своих знаний.

ЗАШНЕНИЕ.

Основные результаты проведенного научного исследования сводятся к следующему:

1. Анализ сложившейся практики профессиональной подготовки студентов — будущих учителей физики в университете дает основание утверждать, что выпускники университетов владеют своим предметом на достаточно высоком уровне в научном плане и недостаточно — в методическом плане.

Проблема формирования профессиональных умений и развития интереса студентов — физиков университета к профессии учителя является нерешенным вопросом и нуждается в новых комплексных подходах и решениях.

2. На основе требований системно-структурного и деятельност-ного подходов наш были сформулированы требования к системе подготовки будущих учителей. Одновременно были обоснованы основные этапы, в соответствии с которыми должна проходить учебно-профессиональная деятельность студентов — будущих учителей физики в НРБ.

3. Разработано и обосновано содержание и организация предварительного этапа профессиональной подготовки студентов. Выделены профессиональные умения в стуктуре деятельности учителя, которые могут формироваться в обучении по курсу общей физики. Разработаны соответствующие задания для внеаудиторной работы по курсу общей физики в условиях университета НРБ.

4. Проанализирована существующая методика организации педагогической практики студентов-физиков в университете и педвузе.

В результате анализа установлена необходимость повышения теоретического уровня педагогической практики и организации целенаправленной и планомерной самостоятельной работы студентов по овладению профессиональными умениями.

5. Выделены основные профессиональные умения, которые должны.

формироваться в период безотрывной и стажёрской педагогической практики. Разработана методика формирования некоторых профессиональных умений будущего учителя физики и в соответствии с этим разработаны задания для самостоятельной работы студентов.

6. Определены тематика, содержание и методика проведения семинарских занятий в период стажёрской педагогической практики с целью повышения ее теоретического уровня.

7. Экспериментально проверена реальность внедрения разработанных материалов в практику подготовки учителя физики в университете.

Подводя окончательный итог настоящего исследования можно предложить следующие направления в прогнозировании его развития в дальнейшем:

I. Необходимо исследование возможностей совершенствования обучения по курсу методики преподавания физики в условиях болгарского высшего педагогического образования. Для этого целесообразно:

а/ превратить часть лекционного курса по методике преподавания физики в семинарские занятия с целью наибольшей активизации учебной деятельности студентов;

б/ разработать тематику, содержание семинарских занятий и лекционного курса по методике преподавания физики на основе богатого советского опыта и особенностей образовательной системы в НРБ;

в/ установить четкую координацию лекционного курса по методике преподавания физики и безотрывной педагогической практики с целью превращения ее в занятия семинарского характера;

г/ разработать содержание, структуру, соотношение всех видов педагогической практики, введенных после реформы системы образования в НЕБ, для формирования профессиональных умений студентов на теоретическом уровне.

2. Возможно построение научно обоснованной координации: а/ специальной и профессиональной подготовки студентов;

будущих учителей физики;

б/ аудиторной и внеаудиторной работы студентов.

3. Возможно построение оптимальной модели соотношения теоретической и практической подготовки студентов — будущих учителей физики в НРБ.

4. Целесообразно построение проекта профессионального обучения на основе самостоятельной работы студентов — будущих учителей физики на всех ступенях обучения.

5. Возможно построение эффективного комплекса организацион- • ifflx форм обучения в университете по методике преподавания физики.

с использованием:

а/ безотрывной педагогической практики, характерной для болгарского университетского образования;

б/ семинарских занятий по методике преподавания физики, характерных для советских педагогических институтов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И.Ленин, ПСС, т.29, стр. 170.
  2. Тезисы об образовательном деле в НРБ.- Партиздат, С., 1979, с. 13.
  3. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982, с.24−26.
  4. Н.Ф., Управление процессом усвоения знаний.-М.: изд-во МГУ, 1975.
  5. O.E. Реализация целей общего образования в вечерней школе. М.: Педагогика, 1980, с.30−32,56−58,64.
  6. А.И. Методика преподавания физики в средней школе: Теорет.основы.- М.: Просвещение, 1981.- 288 с.
  7. Формулирование социальных целей среднего образования на основе партийных и правительственных документов.
  8. Выявите единство образовательных и воспитательных задач в учебной программе и учебниках физики (УШ, 1Х кл.).
  9. Проанализируйте содержание термодинамики (в общих чертах) как науки и содержание раздела «Основы термодинамики» в курсе физики для IX кл. Выявите общее и различное в их содержании.
  10. На примере учебника для УШ класса и I У1 разделов IX класса выявите, какие физические теории имеют отражение в указанном учебном содержании.
  11. На примере молекулярно-кинетической теории объясните, как бы Вы представили структуру физической теории учащимся. Какой алгоритм деятельности по выявлению структуры физической теории Вы можете предложить учащимся?
  12. Обоснуйте систему физических понятий, которые необходимо сформировать у учащихся в процессе изучения раздела «Основы термодинамики». Попробуйте выявить этапы формирования основных понятий в этом разделе.
  13. На примере понятий материальная точка и идеальный газ предложите примерные этапы введения этих идеальных объектов в обучении физике соответственно в УШ и IX классах.
  14. Опишите Ваши конкретные действия по формированию у учащихся четких представлений о приближённом характере идеальных объектов и соответственно законов по отношению к реальным объектам.
  15. Четкое уяснение сформулированных целей обучения физике.
  16. Отбор основного физического содержания, соответствующего поставленным целям на основе программ школьного курса физики, вузовских и школьных учебников, методических пособий.'
  17. Выделение в отобранном физическом содержании основных научных фактов, понятий, законов, построении стержневой линии учебного материала (логическая схема).
  18. Выявление в учебном содержании отражения физических теорий и структурирование этого содержания адекватно структуре физической теории.
  19. Выделение системы основных физических понятий для конкретной темы и определение основных этапов усвоения этих понятий учащимися.
  20. В числе понятий выявление основных физических величин, сопоставление определений, которые даются в вузовских и школьных учебниках для этих величин.
  21. Разработка проекта конкретной методики формирования основных физических понятий в данном учебном содержании.
  22. Охарактеризуйте с точки зрения психологии, что представляет собой решение задач учащимися в широком смысле этого слова.
  23. Обоснуйте место решения задач по физике как метода и средства, с помощью которого можно решить целый ряд образовательных и воспитательных задач.
  24. Перечислите различные классификации задач по различным основаниям.
  25. Опишите содержание алгоритмического подхода к решению физических задач на примере «Кинематики».
  26. Предложите обобщенный подход к решению задач по молекулярной физике («Строение и свойства газов»).Состав действия по построению системы физических задач по заданной теме:
  27. В сформулированных целях выделение основных умений, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения темы.
  28. Нахождение задач в учебниках, методических пособиях, сборниках задач, содержание которых адекватно сформулированным целям.
  29. Составление или использование готовых задач, которые являются средством возбуждения интереса к изучаемой теме (в основном задачи экспериментального характера).
  30. Отбор на основе методических пособий задач, которые конкретизируют основные изучаемые закономерности и соответствуют усвоению связей между физическими величинами.
  31. Составление (или использование готовых) задач качественного характера, которые способствуют развитию физического мышления.
  32. Проектирование системы задач, которая способствует усвоению ведущих понятий данной темы.
  33. Отбор задач для домашней работы с целью усвоения основного физического содержания на практике.
  34. Составление задач повышенной трудности для факультативных занятий, физических кружков на базе вузовских сборников.
  35. Отбор задач для систематического контроля за усвоениемзнаний учащимися.
  36. В 60. найдите основное о физическом опыте в школе. Как Вы можете использовать это в своей работе?
  37. Определите место демонстрационного эксперимента в обучении учащихся.
  38. Проанализируйте, какие основные задачи решаются с помощью демонстрационного эксперимента в обучении физике.
  39. Спроектируйте комплекс демонстрационных экспериментов, который способствует усвоению содержания, адекватного какой-либофизической теории.
  40. Разработайте методику ознакомления учащихся с конкретным классическим опытом (из разделов «Механика» и «Молекулярная физика»).
  41. Анализ целей обучения, сформулированных по теме, с точкизрения возможности использования демонстрационного эксперимента для частичной реализации целей.
  42. Проектирование системы демонстрационного эксперимента по теме в соответствии с целями обучения.
  43. Выделение из этой системы опытов проблемного характера, служащих для возбуждения интереса учащихся к изучаемым вопросам, подготавливающих учащихся к восприятию нового материала.
  44. Проектирование опытов, на основе которых формируются важнейшие физические понятия в обучении по данной теме.
  45. Анализ и разработка методики демонстрационных опытов, служащих для иллюстрации основных физических законов.
  46. Проектирование системы опытов для формирования физического мышления учащихся на основе представления им цикличности естественно/научного творчества: факты гипотезы — следствия — эксперимент158,14. #
  47. Разработка проекта методики ознакомления учащихся с классическими фундаментальными опытами.
  48. Проектирование основных опытов, раскрывающих сущность физических теорий.
  49. Подбор опытов, помогающих решить задачу политехнического обучения учащихся (демонстрация принципа действия приборов, механизмов, действующих моделей машин и др.).
  50. Распределение всей системы выбранных опытов по отдельным урокам темы. У группа заданийОсновная цель формирование у студентов умения проектировать методы обучения физике для достижения поставленных целей.
  51. В курсе дидактики прочитайте определение понятия метод обучения. Сравните это понятие с другими дидактическими понятиями: средство, прием обучения.
  52. Классифицируйте общедидактические методы обучения по выбранному Вами основанию. Проведите сравнительный анализ по нескольким источникам современных трактовок методов обучения.
  53. Перечислите специфические методы обучения физике.
  54. Объясните, какая связь между целями, содержанием и методами обучения физике.
  55. Максимальное соответствие методов обучения поставленным целям.
  56. Выбор комплекса методов обучения должен быть в полном соответствии с учебным содержанием и методами науки физики.
  57. Необходимо учитывать психологические особенности отдельных возрастных групп и особенности конкретного классного коллектива.
  58. Необходимо реально подходить к собственным возможностям (учителя).
  59. Анализ изучения данной темы и выбор метода управления познавательной деятельностью учащихся (самостоятельно, под руководством учителя, по программированным заданиям).
  60. Отбор учебного содержания и выбор метода в соответствии с логикой предстоящего усвоения информации (дедуктивные, индуктивные).
  61. Выбор наиболее эффективного сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения.
  62. Решение о выборе методов контроля учащихся.
  63. Репродуктивные или поисковые методы в соответствии с конкретными возможностями данного класса и студента. У1 группа заданийОсновная цель формирование у студентов умения проектировать учебный процесс по физике в пределах определенной темы.
  64. Дайте характеристику основных форм организации учебных занятий, которые Вам известны из дидактики. Опишите значение каждой формы учебной работы в обучении по физике.
  65. Охарактеризуйте урок как основную форму учебных занятий вшколе. Перечислите и охарактеризуйте типы уроков, которые Вам известны из дидактики.
  66. Определите место каждого типа урока в общей системе обучения физике.
  67. Сформулируйте основные требования к современному уроку физики. Охарактеризуйте конкретный урок как часть рационально построенной системы обучения и воспитания по данной теме.
  68. В 97−95. прочитайте о планировании работы учителя физики.
  69. Охарактеризуйте роль учителя физики в учебном процессе с учетом различных подходов к обучению.
  70. В чем состоит прогнозирующий характер деятельности учителя физики?
  71. В чем состоит своеобразие и какая связь между планированием собственной деятельности и организацией собственной деятельности учителем физики? Как проявляются регулирование и контроль как одни из основных элементов цикла дидактических воздействий?
  72. Проанализируйте подробно вариант тематического плана, предложенный учителем. Укажите на недостатки и положительные моментыв этом плане. Какие изменения в этом плане сделали бы Вы?
  73. Оцените проведенный учителем урок с точки зрения его соответствия предварительной разработке учителя. Что бы Вы изменили в самом уроке для более успешной его реализации?
  74. Сравните свой конспект урока с конспектом учителя. Какой из них прогнозирует максимально эффективную и результативную организацию деятельности учителя? Смог ли учитель реализовать свой проект в действительности?
  75. Формулирование конечных и ближайших целей обучения физике, которые возможно решить в ходе изучения данной темы.
  76. Отбор и структурирование учебного содержания по данной теме на основе вузовских, школьных учебников, методических пособийфакты, понятия, законы, теории, методы).
  77. Вьщеление этапов формирования основных понятий в даннойтеме.
  78. Отбор и планирование демонстрационного эксперимента.
  79. Разработка системы физических задач, которые позволяют достигнуть поставленные цели (мотивация, овладение умениями, контроль и т. д.): проблемные задания, контрольные задачи, лабораторные задания.
  80. Построение модели комплекса целей обучения, воспитания и развития, которые необходимо реализовать на данном уроке.
  81. Осмысливание и построение модели физического учебного содержания в соответствии с уровнем развития физической науки, психологических, дидактических, методических и программных требований.
  82. Формулирование иерархии целей обучения по физике.
  83. Отбор и логическое структурирование учебного содержания по физике.
  84. Выбор оптимального комплекса методов обучения для конкретного урока.
  85. Проектирование своей деятельности для конкретной темы.
  86. Обучающие семинары по психологии с актуализацией знаний по педагогической психологии и рассмотрением основных вопросов из возрастной психологии с соответствующими практическими наблюдениями и выводами.
  87. Понятие о педагогической системе и её структурных и функциональных компонентах.
  88. Анализ педагогической системы на основе её структурных компонентов.
  89. Сравнение примерных схем анализа уроков физики.
  90. Методы системного педагогического исследования. /Под ред. Н. В. Кузьминой.- Л.: изд-во ЛГУ, 1980, § 1−4.
  91. Инструктивно-методические материалы к педагогической практике (для студентов-физиков).- М.: изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1979, с.26−31.
  92. Возрастная и педагогическая психология, под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1973, гл. 10 «Психология личности учителя» .
  93. Актуализация физических знаний студентов по данной теме, (или) вопросу.
  94. Выделение основных структурных элементов этих знаний: научных фактов, понятий, законов, гипотез, теорий.
  95. Рассмотрение модели трансформации общефизических знаний, разработанной студентом и оценка качества её реализации в школьной практике.
  96. Определение соответствия учебных и научных знаний, научного уровня урока. В методическом анализе могут быть рассмотрены следующие вопросы:
  97. Правильность предварительно сформулированных целей.
  98. Соответствие структуры и содержания урока по предварительному проекту.
  99. Анализ деятельности педагога и учащихся и установление степени их отклонения от предварительного проекта.
  100. Термодинамические и статистические методы исследования вещества.
  101. Силы и потенциальная энергия межмолекулярного взаимодействия.
  102. Давление и энергия идеального газа.4. Температура.
  103. Уравнение состояния идеального газа.
  104. Сложность вывода формулы для давления газа в средней школе вызывает необходимость рассмотрения его на семинаре с истолкованием выводов. Подчёркивается, что формула р= | может быть положена воснову изучения идеального газа.
  105. Психологические особенности подростка и учёт этих особенностей в преподавании физики в У1-УП классах.
  106. Психологические особенности раннего юношества.
  107. Основные понятия молекулярно-кинетической теории.
  108. Анализ школьного учебного содержания теш «Первоначальные сведения о строении вещества» (У1 класс). Модель содержания урока обобщения и систематизации знаний учащихся об атомно-моле-кулярном строении вещества.
  109. Анализ школьного учебного содержания темы «Свойства и строение газов» (IX класс). Модель содержания урока обобщения и систематизации знаний учащихся о молекулярно-кинетической теории газов.
  110. Прочитайте определение идеального газа в курсе общей физики (учебник Сивухина Д. В., Савельева И. В., Борисова М. и др. лекции, которые читаются в Софийском университете студентам-физикам).
  111. Сравните эти определения с теми, которые приведены в учебнике физики для IX класса.
  112. Д.В. Общий курс физики, т.2. Термодинамика и молекулярная физика. М.: Наука, 1979, гл.У.
  113. .М. Основные вопросы современного школьного курса физики. М.: Просвещение, 1980, гл. У1.
  114. .М., Пинский A.A. Основы физики, т.1.- М.: Наука, 1981, ч.Ш.
  115. A.A. О границах применимости модели идеального газа. Физика в школе, 1981, № 5.
  116. A.A., Щурыгина Л. С. Изучение необратимости тепловых процессов. Физика в школе, 1983, № 5.
  117. Методические руководства по данной теме. Для самостоятельной работы при подготовке к семинару студентам можно поставить следующие задания:
  118. Систематизируйте школьный учебный материал указанных глав адекватно структуре молекулярно-кинетической теории.
  119. Найдите самый простой вариант объяснения учащимся характера следствий из молекулярно-кинетической теории (обоснование законов Шарля, Бойля-Мариотта, Гей-Люссака).
  120. Покажите, как бы Вы объяснили учащимся сущность явлений диффузии, теплопроводности с точки зрения молекулярно-кинетической теории в У1 и IX классах.
  121. Подготовьте рассказ для школьников (IX класс) о способах измерения фундаментальных физических констант, характерных для молекулярной физики.
  122. Определены тематика, содержание и методика проведения семинарских занятий в период стажёрской педагогической практики с целью повышения ее теоретического уровня.
  123. Возможно построение научно обоснованной координации: а/ специальной и профессиональной подготовки студентовбудущих учителей физики-б/ аудиторной и внеаудиторной работы студентов.
  124. Возможно построение оптимальной модели соотношения теоретической и практической подготовки студентов будущих учителей физики в НРБ.
  125. Целесообразно построение проекта профессионального обучения на основе самостоятельной работы студентов будущих учителей физики на всех ступенях обучения.
  126. В.И. Задачи Союзов молодежи: Речь на Ш съезде РКСМ, Полн. собр. соч., т.41, 305.
  127. В.И. 0 воспитании и образовании, т.1 и 2, М., Педагогика, 1980.
  128. В.И. Речь на I Всероссийском съезде учителей-интернационалистов, Полн.собр.соч., т.36, 420.
  129. В.И. Полн.собр.соч., т.29, 170, т.47, 194.
  130. К., Энгельс®-. 0 воспитании и образовании, т.1 и 2.-М.: Педагогика, 1980.
  131. Т. 0 развитии образовательного дела в НРБ. -София.: Партиздат, 1979, 13,12,21,97.
  132. Хартата на българския учител, Учителско дело, бр.18, 1980, 6 У.
  133. Временна наредба за професионално-практическата подготовка на студентите от висшите учебни заведения, които подготвят учители. С.: МНП, 1983 .
  134. Правилник за педагогическата практика на студентите от висшите учебни заведения. София.: МНП, 1970 .
  135. O.A. Актуализация психолого-педагогических знаний студентов в процессе практики. Советская педагогика, 1973, II, 81−90.
  136. O.A. Проблема формирования педагогическихумений и навыков у будущих учителей: В кн.: Проблема профессиональной подготовки студентов педвузов и университетов. M., 1978, с.43−48.
  137. O.A. Содержание и структура педагогической практики в педвузах на современном этапе. В кн.: Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей. /Под ред. Пискунова А. И.,-М.: изд-во МГПИ, 1972.
  138. Актуальные вопросы методики преподавания физики в институте и школе. Алма-Ата.: КОИ, 1981.
  139. В.И. Педагогическая оценка исследовательских умений старшеклассников и студентов в условиях эвристического программирования, Современная высшая школа, I/2I, 1978, 77−91.
  140. М., Людсканов В. Лабораторна физика. София.: Наука и изкуства, 1975.
  141. Н. В. Легостаев И.И. Чтобы лучше готовить учителей физики. Вестник высшей школы, 1973, 7, с.36−41.
  142. Н.В. Совершенствовать подготовку и повышение квалификации учителей. Советская педагогика, 1978, 8,12−19.
  143. C.B. Совершенствование подготовки студентов-физиков педагогических институтов по школьному физическому эксперименту : Автореф. дис. на соис.учён.степ, канд.пед. наук. М., 1981. — 16 с.
  144. А. Актуални проблеми на университетското образование. Проблеми на висшето образование, 1981, 2, с.4−12.
  145. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. — 384 с.
  146. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977, II2-II8.
  147. Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса (в вопросах и ответах). Киев.: Радянська школа, 1982, 164 с.
  148. М.А. Совершенствование самостоятельной работы в' методической подготовке будущего учителя физики: Автореф.дис. на соиск. учен. степ, канд.пед. наук. М., 1979.-16 с.
  149. А.И. Методика преподавания физики в средней школе: Теоретические основы: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат.спец.- М.: Просвещение, 1981.- 288 с.
  150. Г. К. Целенаправленность в деятельности преподавателя высшей школы, Автореферат кандидатской диссертации.-Л., 1974.- 16 с.
  151. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. Петровского.- М.: Просвещение. 1973.
  152. К.Н. Современные методические разработки в педагогике США. М.: Знание, 1977. с.8−14.
  153. Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей. /Под ред. Пискунова А. И. М.: изд-во МГПИ, 1972.
  154. Вопросы совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущего учителя. Барнаул: изд-во БГПИ, 1973.
  155. Вопросы совершенствования руководства педагогической практики студентов педвуза. М.: изд-во МГПИ, 1976, с. Ю-12.
  156. Выбор методов обучения в средней школе. /Под ред. Бабанс-кого Ю.К. .-М.: Педагогика, 1981.
  157. П.Я. 0 психологических основах программированного обучения. В кн.: Новые исследования в педагогических науках, вып. 1У, — М.: 1965, 15.
  158. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий».- М.: изд-во МГУ, 1965. 52 с.
  159. Георгиев-Бижков Г. Опитната и изследователската работана учителя. София: Народна просвета, 1976. — 196 с.
  160. Е.М., Малов H.H., Мансуров А. Н., Эткин B.C. Курс общей физики. Молекулярная физика. М.: Просвещение, 1982.207 с.
  161. М. Подготовке учительских кадров научную основу.-Советская педагогика, 1973, 3, с.156−157.
  162. Г. М. Физики о преподавании физики. -М.: Знание, 1979, II.
  163. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965.
  164. Дидактика средней школы. /Под ред. Скаткина М. Н.. -М.: Просвещение, 1982. 319 с.
  165. В.А. Соотношение системного и деятельностно-го подходов в научном познании. В кн.: Вопросы методологии науки, вып. 4. Томск, 1974.
  166. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы.-Минск: изд-во БГУ, 1981. с. 131,132.
  167. В.К. Анализ как метод формирования педагогических умений у студентов университета. В ст.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып.2., Л.: 1974.
  168. .П. Высшая школа общества развитого социализма.-М.: Высшая школа. 1980. с.27−37.
  169. З.А. Пути совершенствования методической подготовки студентов в университете. Автореферат диссертации на соискание ученой степ, канд.пед. наук. М., 1983. 16 с.
  170. З.Ф. К вопросу о педагогической практике студентов университета. Советская педагогика, 1973, 2, 66−71.
  171. В.Ф. Методологические вопросы школьного курса физики. М.: Педагогика, 1976. — 224 с.
  172. Ст. и др. Професиограма на българския учител /теоретичен модел/. София.: МНП, 1981. с. 123 .
  173. Ст. и др. Функционална структура на учителската професия, София, МНП, 1982. 168 с.
  174. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982, 14, с.23−26,36.
  175. A.M. Практические занятия по общей физике и их роль в подготовке учителя. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1974. 16 с.
  176. И. и др. Физика, учебник за 8 клас, София, Народна просвета, 1980. с. 196.
  177. Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978, — 128 с.
  178. .Н. Принципы современной физики. М.: Наука, 1973.
  179. Инструктивно-методические материалы по педагогической практике /для студентов предвыпускного и выпускного курсов/ /Под ред. Мальковской Т. Н.. -М.: изд-во МГПИ, 1979.
  180. Инструктивно-методические материалы к педагогической практике /для студентов-физиков/.-М.: изд-во МГПИ, 1979.
  181. Инструктивно-методические материалы в помощь студенту-практиканту. Усть-Каменогорск, 1981.
  182. П.Л. Эксперимент, теория, практика.-М.: Наука, 1981, 287 с.
  183. И.П., Кевлишвили М. П. Организация продуктивной учебно-познавательной деятельности студентов при проведении лабораторного практикума. Современная высшая школа, 1978, 1/21/.с.65−77.
  184. Как мы учим будущих учителей /из опыта педвузов страны/.-Народное образование, 1973, 6, с.28−33.
  185. С.Е., Содержание и организация лекционного курса и семинарских занятий по методике физики. В кн.: Вопросы методики преподавания физики в вузе и школе. Омск, 1969, -с.14−16.
  186. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Чечено-Ингушское изд-во, 1976.
  187. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. /Под ред. Скаткина М. Н., Краевского В. В. .- М.: Педагогика, 1978.
  188. Л.А. О мотивах выбора профессии студентами педагогического вуза. Советская педагогика, 1974, 12, с.79−83.
  189. В.М. Единство диалектики, логики и теории познания. -М.: Наука, 1976 .
  190. О.Н., Матвеев А. Н., Попов В. В. Методика решения задач по молекулярной физике. М.: изд-во МГУ, 1982.
  191. Кемпфер 0. Путь в современную физику. М.: Мир, 1972.375 с.
  192. А.К., Кикоин И. К. Молекулярная фи зика. М., Наука, 1976.
  193. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ. М.: Педагогика, 1977.
  194. Н.В. Педагогическая теория и школьная практика.-Минск.: изд-во БГУ, 1978.
  195. А.И. Педагогическое исследование.- Рязань.: изд-во Рязанского пед. ин-та, 1975.
  196. И.В. 0 структуре физической теории. Вопросы философии, 1967, II.
  197. И.В. Избранные труды по методологии физики.-М.: Наука, 1975. 296 с.
  198. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: изд-во ЛГУ, 1967. — 133 с.
  199. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970. — 114 с.
  200. Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя, тексты лекций. Гомель: изд-во Том. ун-та, 1976.- 57 с.
  201. H.B. Закономерности педагогической деятельности . В кн.: Современные психолого-пед. проблемы высшей школы, вып.4.-ЛГУ, 1978.
  202. К психологическому анализу внеклассной воспитательной работы. Волгоград.: изд-во ВПИ, 1975.
  203. Квалификационная характеристика физика, преподавателя по специальности 2016 «Физика».- Бюллетень Министерства высшего и среднего специального образования СССР, 1981, 7.- М.:Высшая школа, с.26−29.
  204. А. Основные проблемы и тенденции развития системы подготовки педагогических кадров. Современная высшая школа, 1973, кн. I и 2.
  205. O.E. Реализация целей общего образования в вечерней школе. М.: Педагогика, 1980, с.30−32,56−58,64.
  206. В.Г. Курс теоретической физики, т.1.- М.: Наука, 1969.
  207. И.И. Навыки экспериментатора прежде всего.-Вестник высшей школы, 1978, 2, с.22−26.
  208. А.Н. Проблемы развития психики. М.: изд-во АПН РСФСР, 1959. 496 с.
  209. И.И., 0 логике науки и учебного предмета. В кн.: Технические средства обучения и программированное обучение, вып. 2.- Челябинск, 1969 .
  210. .Г. Воспитательные аспекты обучения,-М. просвещение, 1982. 192 с.
  211. Я.Н. К вопросу внедрения результатов научных исследований студентов в ходе педагогической практики. Педагогика высшей школы.: Минск, 1980.
  212. А.Н. Механика и теория относительности. М.: Высшая школа, 1976.
  213. А.Н. Молекулярная физика. М.: Высшая школа, 1981 .
  214. Н.И. Психологический анализ измерения физических величин как учебного действия, автореферат кандидатской диссертации .- М.: 1972, 16 с.
  215. Н.В. Психолого-педагогические основы дидактики математики. Минск.: Вышейшая школа, 1977.
  216. Методика обучения физике в СССР и ГДР. /Под ред. Зубова В. Г., Разумовского В. Г., Вюншмана М., Либерса К. М.: Просвещение- Берлин, Фольк унд Виссен, 1978. 223 с.
  217. Методика преподавания физики в 6−7 классах средней школы. /Под ред. Орехова В. П., Усовой A.B. М.: Просвещение, 1976, 544 с.
  218. Методика преподавания физики в 8−10 классах средней школы. /Под ред. Орехова В. П., Усовой A.B. М.: Просвещение, 1978, 350 с.
  219. Методика преподавания школьного курса физики, ч.1 и П.-М.: изд-во МГПИ, 1979.
  220. Методика преподавания физики, вып.1. Методические рекомендации. Запорожье.1980, 42 с.
  221. Методические рекомендации и указания к семинарским занятиям по методике преподавания физики. М.: изд-во МГПИ, 1979.
  222. Методические рекомендации по методике преподавания физики. /Под ред. Каменецкого С. Е., Носовой Т. И.. -М.: изд-во МГПИ, 1979.
  223. Методы системного педагогического исследования. /Под ред. Кузьминой Н. В. .- Л.: ЛГУ, 1980, с. 15,23,27,37.
  224. В.В. Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе. -М.: Просвещение, 1977, с. 168.
  225. В.В. Формирование мышления учащихся при изучении физических теорий. Физика в школе, 1976, с. 4.Ю4.Наумченко И. Л. Система практической подготовки молодогоучителя. Саранск.: Мордовское книжное изд-во, 1972.
  226. P.A. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов.- Казань.: КГУ, 1975. 301 с.
  227. Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран. -М.: Высшая школа, 1978. 279 с.
  228. И.Н. Педагогическая практика и формирование учителя. Советская педагогика. 1969, 5, с.61−70.
  229. Е.М., Дмитриев Э. М. Методика проведения упражнений по физике во втузе. М.: Высшая школа, 1981 .
  230. Научно-педагогическая подготовка учителя биологии, выпЛ, П, Ш. Л.: ЛГУ, 1976.
  231. Л.Ф. Два пути формирования простой системы научных понятий. В кн.: Управляемое формирование психических процессов. — М.: МГУ, 1977.
  232. Л.Ф. Формирование системы физических понятий в применении к решению задач. В кн.: Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности. — М.: 1968.
  233. Обучение и развитие. /Под ред. Занкова Л. В.. М.: Просвещение, 1975.ИЗ. Онищук В. П. Типы, структура и методика урока в школе.-Киев.: Радяньска школа, 1976.
  234. Л.Т. Психологические основы урока. М.: Просвещение, 1977.
  235. Дж. Физика, т.1 и 2. М.: Мир, 1981.
  236. Основы на методиката на обучението по физика. /Под ред. на Резников Л. И., Пьоришкин A.B., Знаменски П. А. -София.: Народна просвета, 1967.
  237. О.Б. Творчески подходить к анализу урока.-Професс.-тех.образование, 1978, 8,11.
  238. Н.Е. Профессиональная направленность обучения в вузе важное условие повышения эффективности подготовки учителя физики. — Физика, М., 1975.
  239. Педагогическая практика. /Под ред. Розова В. К. М.: Просвещение, 1981, 9.
  240. Педагогическая практика студентов. /Под ред. проф. А. Д. Бондаря. Киев.: Вища школа, 1972. 252 е.- Укр.
  241. Педагогика. /Под ред. Кондратюка А. П. Киев.:Вища школа, 1982.
  242. Ф.Г. ХХ1У съезд КПСС и актуальные проблемы народного образования. -М.: Знание, 1972, с. 20,163,214.
  243. Л.В. Исследование путей повышения качества подготовки по общей физике студентов физических специальностей педвузов. Автореферат канд.диссертации. М., 1982.
  244. Г. А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. -Казань.: изд-во КГУ, 1976.
  245. Педагогика высшей школы./Под ред. Никандрова Н.Д.7Л.- изд-во ЛГУ, 1974. 116 с.
  246. Повышение качества знаний физики в средней и высшей школе. Л.: изд-во ЛГПИ, 1978.
  247. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса на основе внедрения идей оптимизации. М.: МГИУУ, 1982.
  248. Психологические и психофизиологические особенности студентов, -Казань.: изд-во КГУ, 1977.
  249. Программы восьмилетней и средней школы. М.: Просвещение, 1982.
  250. Профессионально-педагогическая подготовка учителя физики. /Под ред. Щербакова А.И.- Л.: ЛГУ, 1977^ о.3−43.
  251. Прикладная психология в высшей школе. Казань.: КГУ, 1979, с. 13.
  252. Проблемы высшего педагогического образования. Л.: ЛГПИ, 197I.
  253. Прогнозирование развития школы и педагогической науки. /Под ред. Скаткина М. Н. .Воробьева Г. В., ч.П. :АПН СССР, 1974.
  254. Профессиональная деятельность молодого учителя. /Под ред. Вершловского С. Г., Лесохиной Л. Н., М.: Педагогика, 1982, с.15−20.
  255. Памятка по организации и руководству педагогической практикой студентов. М.: МГПИ, 1978.
  256. A.A. О границах применимости модели идеального газа. Физика в школе, 1981, 5.
  257. A.A., Щурыгина Л. С. Изучение необратимости тепловых процессов. Физика в школе, 1983, 5.
  258. М., Дечева В. Сборник от задачи по физика, механика и молекулна физика. София.: Наука и изкуство, 1975.
  259. . и др. Физични демонстрации. София.: Наука и изкуство, 1966.
  260. Хр. и др. Физика, учебник за 9 клас.- София.: Народна просвета, 1981.
  261. Проблемы методологии педагогики и методики исследований. /Под ред. Данилова М. А., Болдырева Н. И. М.: Педагогика, 1971.
  262. Программы общих и специальных курсов по специальности физика. Харьков: изд-во ХГУ, 1982.
  263. Программы педагогическх институтов: Методика преподавания физики. М.: Просвещение, 1970. — 15 с.
  264. Программа педагогических институтов: Методика преподавания физики для специальностей «Физика», «Физика и астрономия», «Физика и математика», «Физика и иностранный язык», «Общетехнические дисциплины, труд и физика.» М.: Просвещение, 1975. — 22 с.
  265. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в педвузе. /Под ред. Кашутина П. А.. -М.: МГПИ, 1975.
  266. Психологические проблемы учебной деятельности школьника.-М.: Советская Россия, 1977, 310 с.
  267. Проблемы диагностики умственного развития учащихся. /Под ред. Калмыковой З. И. М.: Педагогика, 1975.
  268. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии. Алма-Ата: Мектеп, 1980.
  269. Планирование учебного процесса по физике в средней школе. /Под ред. Хижняковой Л. С.. М.: Просвещение, 1982.
  270. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения. М.: изд-во МГУ, 1979.
  271. Педагогическата практика по физика в училище в НРБ и ГДР. Экспериментално ръководство. София, 1981.
  272. В.К. Школе -всесторонне подготовленного учителя.-Вестник высшей школы, 1971, 2, с.10−18.
  273. В.В. Психологические особенности введения школьников в область теоретических понятий. Автореферат кандидатской диссертации. М., 1976.
  274. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946, 14, с.21−24.
  275. Расписание лекций. Софля: университетска печатница, 1963−1983.
  276. Р.И. Систематизация и обобщение знаний студентовпо общему курсу физики, Автореферат канд.диссертации. М.:1976.-16 с,
  277. В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Просвещение, 1975.
  278. H.A. Дидактика. М.: Просвещение, 1974.
  279. Сепеш Лайош. Некоторые вопросы технологии обучения при подготовке будущих преподавателей в Венгрии. Современная высшая школа, 1/21,1978,с.93−103.
  280. A.B. и др. Подготовка учителя физики к развитию творческих способностей учащихся средней школы. В кн.: Профессиональная подготовка студентов педагогического института.-К.: Вшца школа, 1981, с.131−142.
  281. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып.1, /Под ред. Кузьминой Н. В. Л.: 1973.
  282. H.A. О повышении роли дипломных работ по педагогике в профессиональной подготовке будущих учителей. Советская педагогика, 1981, 8, с.107−112.
  283. В.И. К вопросу о профессиограмме учителя общеобразовательной школы. Советская педагогика, 1973, 5, 21.
  284. Совершенствование содержания обучения физике в средней школе. / Под ред. Зубова В. Г., Разумовского В. Г., Хижняковой Л.С.-М.: Педагогика, 1978, 12.
  285. Д.В. Общий курс физики. Т.П.- М.: Наука, 1979.552 с.
  286. В.Я. Из опыта совершенствования физического лабораторного практикума в ИУУ. Физика в школе, 1983, 2, с.40−43.
  287. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л.: ЛГУ, 1977, с. 71, 79.
  288. Сборник заданий для исследовательской работы студентов по методике преподавания физики. /Под ред. Ивановой Л.А.- М.: МГОИ, 1979.
  289. И.В. Курс общей физики, т.1, П, М.: Наука, 1973, 304 с.
  290. М.А. и др. Сравнительная педагогика.- М.: Просвещение, 1978.
  291. М.Н. Требования к современному уроку, .-Народное образование, 1967,7.
  292. Сборник задач по общему курсу физики./ Под ред. Сивухи-на Д.В., Термодинамика и молекулярная физика.-М.: Наука, 1976.
  293. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: изд-во МГУ, 1975, 343 с.
  294. Теоретические основы содержания общего среднего образования, /Под ред. Краевского В. В., Лернера И. Я. М.: Педагогика, 1983, 352 с.
  295. A.B., Вологодская З. А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе.-М.: Просвещение, 1981.
  296. A.B., Завьялов В. В. О систематизации знаний студентов по физике.- Совершенствование процесса обучения физике в средней школе, вып.4.- Челябинск, 1977.
  297. Факультативный курс физики, 9 класс. /Под ред. Перыш-кина A.B., Каменецкого С. Е.. М.: Просвещение, 1976.
  298. Е.В. Руководство к решению задач по курсу общей физики. М.: Высшая школа, 1977.
  299. Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике, т.3,4. М.: Мир, 1976.
  300. Формирование основ профессионального мастерства в высшейшколе.- Л.: ЛГУ, 1973.
  301. Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач.- М.: Педагогика, 1977, 207 с.
  302. Физика, сборник научно-методических статей. -М.:1975, с.40−47.
  303. Формирование учебной деятельности школьников. /Под ред. Давыдова В. В. Ломпшера И., Марковой А. К. М.: Педагогика, 1982, с. 7,11,21.
  304. Фол Александр, Образовательное дело-дело всенародное.-Современная высшая школа, 1/33/, 1981, с. 26.
  305. Э. Термодинамика. Харьков: изд-во ХГУ, 1973.
  306. Н.И. Философско-методологические проблемы прогнозирования. Л.: ЛГУ, 1980, с. 167.
  307. А.М. К вопросу о конкретизации целей современной общеобразовательной школы. Советская педагогика, 1978, 7, с.82−89.
  308. А.Н. Психологические основы формирования личности советского учителя. М.: Просвещение, 1974.
  309. Г. И. О спецкурсах и спецсеминарах в системе педагогической подготовки студентов. Советская педагогика, 1975, 2, с.95−101.
  310. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе,. М.: Просвещение, 1979.
  311. А. Физика и реальность. М.: Мир, 1965.
  312. Д.Б. Психология обучения младшего школьника.-М.: Педагогика, 1974, 64 с.
  313. .М., Стручков В. В., Угаров В. А. Пути повышения эффективности преподавания физических дисциплин на физических факультетах пединститутов, В кн.: Повышение эффективности учебновоспитательного процесса в педвузе. М.: МГОИ, 1975.
  314. .М., Селезнев Ю. А. Справочное руководство пофизике для поступающих в вузы и самообразования. М.: Наука, 1975.
  315. .М. Основные вопросы современного школьного ' курса физики. М.: Просвещение, 1980. 317 с.
  316. .М., Пинский A.A. Основы физики, т.1.- М.: Наука, 1981, 732 с.
  317. VaZaitiruinrlciiii V., Pedagog-isiei /iraMiAw moiimcr-uietoeam. ffiedzIAda-, Vuuuu4, /977.
  318. W. Xa&ftft, СЯЕ, 7/iforma.tiofi, Geneve. /977/v 37, 29−47
  319. Ж ?ercLva.& Secondary??? cation,, /977гга£.7, м 7, /8−19
  320. Л firofwi des Icienscei /ityii^u-ej, et subtler / 268, /977, 22 -24
  321. Suuue*ft?ast~ felr vok- fii/iJe/nMresiOfv ?ntwertcta-t&L- usuu Ji?/vsc/uteen, des- £>®-Л y Jas/bvs ?errat- der ФегШекеяЯегйги, /977, /79.
Заполнить форму текущей работой