Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с выявленными и обоснованными условиями мы: о разработали научно обоснованную модель системы подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства и программу спецкурса «Чувашское декоративно-прикладное искусство в системе подготовки учителя начальных классов к эстетическому воспитанию младших… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно-теоретическая база подготовки будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе народной художественной культуры
    • 1. 1. Теория и практика подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе народной художественной культуры в системе отечественного образования
    • 1. 2. Анализ эволюции подготовки учителей к эстетическому воспитанию младших школьников на основе чувашской народной художественной культуры

    Глава 2. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства.

    2.1. Модель системы подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства.

    2.2. Педагогические условия подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства.

Подготовка учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Глобальные изменения, произошедшие в конце XX — начале XXI веков в нашей стране и за рубежом обусловили необходимость переоценки и пересмотра культурных ценностей, осмысления диалога культур как условия взаимопонимания общих человеческих ценностей с точки зрения использования их в формировании нового человека, человека новой эпохи. В настоящее время требуется качественно новый подход к формированию личности, способной к большей интеграции мировой и национальной культур для обогащения содержания образования, которое становится одним из главных компонентов развития и саморазвития человека нового века. В связи с этим, на наш взгляд, важна грамотная и заинтересованная популяризация народного искусства, его художественных традиций, которую профессионально может осуществить уже на начальном этапе формирования личности учитель младших классов. Причем решение этого сравнительно частного и, казалось бы, чисто практического вопроса тесно связано с одной из узловых теоретических и практических, процессуальных проблем подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе народной художественной культуры.

В российском образовании активно проходит гуманитаризация, гуманизация, этнопедагогизация процесса подготовки педагогических кадров. Поэтому назрела необходимость по-новому взглянуть на традиции народа, его историческое прошлое и будущее.

Проектирование будущего невозможно без знания прошлого, традиционного. В этой связи народная художественная культура выступает как базис для изучения традиций, новаций и норм в современной культуре. Это та область взаимодействия общего и особенного, национального и общечеловеческого в современной культурной жизни человека новой эпохи, которая переносится на предметный мир из духовной жизни общества, участвуя в образовании нового человека, и тем самым активно формирует его социальный опыт. Народная художественная культура — синтетическое явление, изначально связанное с трудовой деятельностью человека и представляющее одновременно его материальную и духовную стороны.

Наши исследования показали, как творчески насыщен, сложен, а подчас и противоречив процесс становления и функционирования народной художественной культуры, имеющей свою древнюю историю. Современное ее развитие и понимание, поиск путей сохранения, использования в воспитании подрастающих поколений во многом обусловлены общественно-экономическими изменениями в социуме, постановлениями правительства России, которые требуют научно-аналитического взгляда на историю, традиции и использование народных художественных традиций в подготовке педагогических кадров.

Все вышеназванное, на наш взгляд, порождает существенные проблемы для современной педагогической науки, требующие научного анализа и теоретической разработки целей, путей и форм, содержания и методов, средств эффективной подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе народной художественной культуры, творческому применению полученных знаний и умений. Учитель начальной школы — центральная фигура, системообразующее начало процесса обучения и воспитания, организатор познавательной деятельности и всестороннего становления личности. Вот почему именно сейчас, как никогда, необходимы исследования фундаментального теоретического плана, проблемные, масштабные и обогащающие подготовку будущего учителя к работе в школе и среди населения по эстетическому воспитанию.

Актуальность нашего исследования обусловливается, во-первых, необходимостью некоторого обобщения теории и практики подготовки будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе народной художественной культурыво-вторых, значительными изменениями в общественноэкономических отношениях, в политике многих стран, определяющих становление новой системы образования в России, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, что требует существенного изменения и пересмотра педагогической теории и практики, обусловливая иной взгляд на взаимосвязь общего и особенного, национального и общечеловеческого в современной культурной жизни человекав-третьих, провозглашением принципа вариативности в российском образовании, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс любой модели, включая и авторские. Это в * свою очередь создает необходимость разработки различных вариантов содержания современного педагогического образования, использования новейших достижений современной дидактики, в том числе и необходимость выявления и обоснования комплекса педагогических условий эффективной подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусствав-четвертых, необходимостью сохранения национальной художест-9) венной традиции, этого живого родника в современной художественной культуре. Ведь именно традиции делают нас людьми.

Мы, люди, являемся природой и историей одновременно. Наша природа являет себя в наследовании, наша история — в традиции. Стабильности наследования, в силу которого мы как природные существа не меняемся в течение тысячелетий, противостоит неустойчивость нашей традиции: созна-^ ние может погаснуть, и нет в веках чувственной ценности, которой бы мы надежно владели. Исторический процесс может прерваться, если мы забудем о том, чего достигли, или если достигнутое нами на протяжении истории исчезнет из нашей жизни.

Не наследование, а традиция делает нас людьми. То, чем человек обладает наследственно, практически нерушимотрадиция же может быть полноf стью утеряна" [201, 245]. В ходе наших исследований мы обнаружили много общего и особенного в народной художественной культуре. По нашему мнению, в разряд особенного в народной художественной культуре необходимо отнести традиции. Традиции в этом случае мы понимаем как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение этнические и художественные цели, взгляды, вкусы, обычаи, порядки, правила и приемы художественного творчества, правила поведения. Термин «традиционный», таким образом, мы понимаем как сохранившийся от прошлого положительного художественного опыта, основанный на традиции и существующий в силу установившихся социальноэкономических политических условии, издавна привычный.

В зарубежной и отечественной философской, эстетической и искусствоведческой литературе создан общетеоретический фундамент для осознания сущности, природы и значения народной художественной культуры. В трудах А. В. Бакушинского, B.C. Библер, И. Я. Богуславской, Ю. Б. Борева, В. М. Василенко, B.C. Воронова, Э. Зигфельда, И. И. Иоффе, М. С. Каган, Д. Макфи, М. А. Некрасовой, С. Пеппер, Т. М. Разиной, С. Б. Рождественского, А. Б. Салтыкова, Р. Хасти, А. К. Чекалова и других авторов выделено многообразие видов и особенностей народной художественной культуры. Народная художественная культура в их трудах рассматривается как одно из важнейших средств эстетического воспитания в формировании гармонично развитой личности.

Культурологический, этноисторический подход при формировании содержания национально-регионального компонента образования рассматривается в трудах Е П. Белозерцева, Е. В. Бондаревской, Г. Н. Волкова, И. Ф. Гончарова, В. П. Ковалёва, J1.B. Кузнецовой, И. П. Павлова, Т. Н. Петровой, Ю. В. Рождественского, М. Г. Харитонова, В. Д. Шадрикова, И. Я. Яковлева и др.

Дидактическое обоснование введения в учебный процесс педагогических вузов элементов народной художественной культуры представлено в исследованиях Н. Н. Алексахина, Г. А. Давыдовой, А. Г. Недосекиной, Ю. А. Рудь, А. А. Сарбаишева, А. С. Хворостова и др.

Результаты исследования вопросов подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе народной художественной культуры и прикладного искусства даны в трудах Е.В. Алексеен-ко, B.C. Белова, М. В. Галкиной, З. Ф. Исламовой, Г. В. Караваевой, Е. А. Павленко, Г. А. Поровской и других авторов. Они подчеркивали особую роль формирования знаний и умений использовать общее, национальное народной художественной культуры в профессиональной подготовке учителя.

Определенный вклад в изучение народного творчества и путей использования его в учебно-воспитательном процессе внесли чувашские ученые Е. В. Васильев, А. Г. Григорьев, Н. И. Егоров, А. Е. Земляков, Н. Г. Краснов, П. П. Матвеев, М. И. Скворцов, Н. Б. Смирнова, А. А. Трофимов и другие. Ряд исследователей (Л.Г. Васильева, Е. П. Кондратьева, Г. А. Никитин, Э. Г. Скворцов и др.) рассматривали проблемы воспитания детей средствами чувашского народного декоративно-прикладного искусства.

Однако в этих исследованиях не отражены в достаточной мере вопросы создания педагогических условий подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашской народной художественной культуры в системе высшей школы.

В сложных исторических и природных условиях чувашский народ выстоял и создал самобытную оригинальную художественную культуру, где ощущается некоторое влияние культуры русского народа и других соседних народов, чем и обусловлена их общность. Вместе с тем художественная культура каждого народа имеет только ему присущие особенности, которые оказывают достаточно сильное эмоционально-эстетическое влияние на подрастающее поколение. Поэтому мы считаем: одной из важнейших задач педагогического вуза является создание педагогических условий для подготовки будущих учителей для того, чтобы они могли обеспечить трансляцию подрастающему поколению опыта многовековой традиции художественной культуры. Весьма необходимо, на наш взгляд, технологизировать этот процесс (процесс получения знаний и умений и навыков), чтобы новые поколения в ходе эстетического воспитания научились быть хранителем и умножителем народных художественных традиций.

Анализ эстетической, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований последних лет, опыта подготовки студентов педагогических факультетов вузов России показывает, что вузы осуществляют подготовку учителей, обладающих высокой педагогической культурой, творческим потенциалом, способных анализировать, понимать объективные принципы, влияющие на развитие и формирование, функционирование совокупности художественных ценностей в обществе, формирущие профессионально-творческое становление личности учителя начальных классов. Однако наши исследования показывают, что в разработке общих теоретико-методологических проблем и частных методик по созданию педагогических условий подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе народной художественной культуры не уделяется достаточного внимания.

Нам удалось выявить противоречие между потребностями школьной практики в современном учителе, умеющем организовать эстетическое воспитание младших школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства, и отсутствием теоретических разработок, обеспечивающих технологию эстетического воспитания младших школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства, а также противоречие между необходимостью готовить в высшем учебном заведении будущих учителей к эстетическому воспитанию младших школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства и остут-ствием теоретических обоснований, обеспечивающих педагогические условия подготовки будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства.

С учетом вышеизложенных противоречий был сделан выбор темы нашего исследования. Проблема его сформулирована следующим образом: какова совокупность педагогических условий, обеспечивающая эффективность подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства?

Мы убеждены в том, что теория и практика подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию младших школьников на осно-£ ве чувашского народного декоративно-прикладного искусства требует специального и всестороннего исследования.

Декоративно-прикладное искусство — это часть народной художественной культуры. Народная художественная культура — синтетическое по характеру, сущностное, трехаспектное явление. Это, во-первых, совокупность материально и духовно воплощенных чувственно воспринимаемых художественных образов, предметов быта и т. д., созданных народными мастерами, представленных в виде ценностных образований — произведений народного творчества, которые можно классифицировать по видам, жанрам, семействамво-вторых, это характеристика и показатель уровня технологий создания произведений народного искусства мастерами-творцамив-третьих, это показатель умения и уровня духовного потребления произведений народного творчества самим народом. Народная художественная культура изо-Sбилует множеством форм, видов проявления. Охватить их в одном исследовании и показать значимость их влияния на подготовку будущих учителей к эстетическому воспитанию младших школьников нет возможности. Поэтому из множества форм и видов проявления (первая форма — художественная культура, не вычлененная из своей этнографической среды, вторая форма — творчество единичных мастеров, третья форма — художественный промысел ! и т. д.- виды проявления: фольклор, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство, игрушка и т. д.) для исследования мы выбираем совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства на уровне общепедагогического аспекта.

Целью нашего исследования является теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий эффективной подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства.

Объектом нашего исследования является процесс профессиональной подготовки учителей начальных классов в педагогическом вузе.

Предмет исследования — педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства.

С учетом поставленной цели, а также в соответствии с объектом и предметом исследования сформулирована следующая гипотеза: готовность учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства может быть обеспечена, если будут реализованы следующие педагогические условия:

• определена цель подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, творчески работающих, конкурентноспособных на международных рынках труда;

• разработана модель, определяющая структурно-содержательный, технологический компоненты системы подготовки будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства;

• в учебный процесс внедрен спецкурс «Чувашское декоративно-прикладное искусство в системе подготовки учителя начальных классов к эстетическому воспитанию младших школьников»;

• эффективно используются традиционные и инновационные формы, методы и педагогические средства подготовки будущих учителей к профессионально-творческой деятельности;

• учтена мотивационная направленность педагогической подготовки будущего учителя;

• создан благоприятный нравственно-психологический климат в коллективе, обеспечивающий личностный и профессиональный рост учителя;

• обеспечено наличие творчески работающих преподавателей вуза;

• создана соответствующая материально-техническая база.

Поставленная цель и необходимость проверки и доказательства выдвинутой гипотезы обусловили следующие задачи исследования:

1. Проанализировать и обобщить теорию и практику подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе народной художественной культуры в системе отечественного образования.

2. Раскрыть процесс эволюции подготовки будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашской народной художественной культуры.

3. Разработать модель системы подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства.

4. Выявить, теоретически и экспериментально обосновать комплекс педагогических условий успешной реализации системы подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства.

Общей методологической основой исследования являлись философ-ско-эстетические учения об общем, всеобщем и особенном, теория эстетического воспитания, положения о многофакторном характере развития творческой личности, о воспитывающей и развивающей роли искусства и его видов, теория формирования личности в деятельности, творческие постулаты культурологической науки об историческом подходе в формировании содержания национально-регионального компонента высшего образования. Частномето-дологическую базу исследования составили отечественная теория эстетического воспитания средствами народных художественных традиций (Н.И. Киященко, J1.H. Коган, Б. Т. Лихачев, В. А. Сухомлинский и др.), теория и методика подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию младших школьников (J1.B. Ершова, Г. А. Поровская, Т. Я. Шпикалова и др.), дидактика высшей профессиональной школы (С.И. Архангельский, М. Г. Тару нов, В. И. Загвязинский, В. Г. Максимов, П. И. Пидкасистый, В.А. Сласте-нин, J1.M. Фридман, Ф. Янушкевич и др.).

Концептуальную основу нашего исследования образуют следующие идеи:

— народная художественная культура — постоянно развивающаяся система, и она должна рассматриваться как одно из важнейших средств эстетического воспитания в формировании гармонически развитой личности;

— пути эстетического воспитания с помощью народных художественных традиций бесконечно разнообразны и реализуются в ходе педагогической деятельностимотивы и цели педагогической деятельности оп ределяются в системе развивающихся общественных отношений — экономических, политических, нравственных, эстетических, профессиональных и др—.

— «искусство, рожденное народным коллективом, — всегда гениально, всегда сохраняет в себе огромную плодотворную и не умирающую энергию воздействия на индивидуальность и всегда является ей примером величия и силы подлинного, художественного творчества» [51, 34], следовательно, народное искусство всегда является «новым» явлением в эстетическом воспитании подрастающих поколений;

— народную художественную культуру, с точки зрения использования ее в эстетическом воспитании школьников, всегда необходимо рассматривать как общее, отражающее сходные, повторяющиеся черты и признаки, которые принадлежат некоторым единичным явлениям или всем предметам единого класса, и как особенное, выражающее единство, синтез общего и единичного (отдельного, индивидуального);

— декоративно-прикладное искусство — часть единой системы, обладающая всеми чертами и признаками общего и особенного народной художественной культуры. Более того, в декоративно-прикладном искусстве синтезированы традиции изобразительной народной культуры и фольклора, традиции утилитарной и эстетической культуры и многое другое;

— процесс подготовки учителей начальных классов необходимо рассматривать в специально созданных педагогических условиях, в ходе индивидуальной деятельности на фоне фронтального обучения в системе высшего педагогического образования.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были применены следующие методы исследования: теоретико-методологические (анализ философской, культурологической, эстетической литературы) — теоретическое моделирование на базе изученного материалаэкспериментально-эмпирические (изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент) — анализ учебных и творческих работ студентов, учителей начальных классов и младших школьниковклассификация экспериментальных данных, статистическая обработка результатов исследования.

Организация, этапы и опытно-экспериментальная база исследования.

Исследование проводилось с 1991 года на базе факультета педагогики и методики начального обучения Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева, с 1997 года — на базе психолого-педагогического факультета названного университета, экспериментальных школ №№ 18, 39, 24, 22 г. Чебоксары, Канашского педагогического колледжа.

Исследованием было охвачено более 800 студентов вуза, 285 учителей начальных классов, работающих в городских и сельских школах республики.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (1991;1999 гг.) осуществлен выбор темы исследования, изучена и проанализирована философская, психолого-педагогическая, методическая литературапроведено изучение опыта работы методистов других вузов, учителей школ Чувашской Республики по проблеме’исследованияпроходило теоретическое осмысление темыопределена ее актуальность, выделены объект и предмет исследования, выявлены цели и задачирассмотрена сущность эстетического воспитания на основе народной художественной культуры в системе развития методологии и методики его исследованиядано методологическое обоснование основных научных понятий, входящих в диссертационное исследованиеопределены критерии сформированности уровня профессиональной подготовленности будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусстваразработана рабочая модель процесса подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусстватеоретически обоснованы педагогические условия эффективности данного процессаопределены задачи и разработана программа формирующего экспериментаподготовлены и изданы научные статьи.

На втором этапе (1999;2000 гг.) осуществлены формирующий эксперимент и предварительный анализ эффективности модели подготовленности студентов психолого-педагогического факультета к эстетическому воспитанию младших школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства.

На третьем этапе (2000;2002 гг.) проведено теоретическое обобщение результатов исследования, подведены итоги, сформированы и проверены выводы и результаты исследования. Осуществлено. литературное оформление диссертации. Подготовлены и опубликованы научные статьи и учебно-методическое пособие для студентов «Чувашское декоративно-прикладное искусство в системе подготовки учителя начальных классов к эстетическому воспитанию младших школьников».

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается четким определением научной проблемы, цели и задач, гипотезы в объектной и предметной области исследованияполнотой анализа различных концепций и походов к изучаемой проблемесоотнесением теоретического материала с материалами эмпирических исследованийобъективностью результатов педагогического эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Система подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства.

2. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства (наличие цели подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, творчески работающих, конкурентноспособных на международных рынках трударазработка модели, определяющей структурно-содержательный, технологический компоненты системы подготовки будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусстваспецкурса «Чувашское декоративно-прикладное искусство в системе подготовки учителя начальных классов к эстетическому воспитанию младших школьников" — эффективное использование традиционных и инновационных форм, методов и средств подготовки будущих учителей к профессионально-творческой деятельностимотивационная направленность педагогической подготовки каждого будущего учителяобеспечение педагогического процесса творчески работающими преподавателями вузасоздание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе и обеспечение соответствующей материально-технической базой).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены на научных сессиях докторантов и аспирантов Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, на международных научно-практических конференциях: «Проблемы формирования нравственной устойчивости личности учащихся в современных условиях» (г. Чебоксары, 1993 г.) — VII международной конференции «Математика. Экономика. Экология. Образование» (г. Ростов-на-Дону, 1999 г.) — на всероссийской межвузовской научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения академика JI.B. Занкова «Современные технологии обучения в начальной школе» (г. Ульяновск, 2001 г.) — на республиканской научно-практической конференции «Личностно-ориентированная технология обучения и воспитания в системе „школавуз“: процесс и результаты» (г. Чебоксары, 1997 г.). В 2000;2001 учебном году составлена и апробирована на базе психолого-педагогического факультета экспериментальная модельпрограмма подготовки учителя начальной школы к эстетическому воспитанию младших школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства.

Утвержденная экспериментальная программа спецкурса «Чувашское декоративно-прикладное искусство в системе подготовки учителя начальной школы к эстетическому воспитанию младших школьников» внедрена в учебный процесс вуза с 2001;2002 учебного годаитоги и результаты научных исследований обсуждены на заседаниях кафедр педагогики начального обучения и методики начального обучения Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.

Логика научного исследования, а также последовательного рассмотрения вопросов определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, насчитывающего 204 наименования. Кроме текстовых материалов, в диссертацию включено приложение: анкеты, фактический материал исследования, дидактические и методические средства, обеспечивающие формирование готовности к эстетическому воспитанию младших школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства.

Заключение

.

На основе анализа философской, психологической, педагогической литературы нам удалось обобщить теорию и практику подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе народной художественной культуры в системе отечественного образования.

Анализ показал, что:

— элементы эстетического воспитания на основе народного искусства в отечественной системе воспитания появились в народной педагогике в глубокой древности;

— эстетическое воспитание подрастающих поколений развивалось в контексте исторического развития, социально-экономических, культурологических, общественных преобразований;

— в настоящее время педагогическая теория и практика уделяет пристальное внимание поиску и теоретическому обоснованию проблем художественного образования и эстетического воспитания будущего учителя начальной школы на основе народной художественной культуры.

Анализ эволюции подготовки учителей к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашской народной художественной культуры выявил, что:

— выбор целей и задач эстетического воспитания младших школьников на основе чувашской народной художественной культуры осуществлялся исходя из исторических перемен, состояния экономики и социально-политических условий;

— в педагогической теории создана достаточно осмысленная, теоретически обоснованная база эстетического воспитания школьников на основе чувашской народной художественной культуры;

— вопросы подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства, изучены и методически обоснованы недостаточно.

Представленная нами научная база подтверждает гипотезу о том, что готовность учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства может быть обеспечена, если будут реализованы следующие педагогические условия:

• определена цель в соответствии с потребностями современного общества в подготовке высококвалифицированных, творчески работающих, конкурентоспособных на международных рынках труда педагогических кадров;

• разработана модель, определяющая структурно-содержательный, технологический компоненты системы подготовки будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства;

• в учебный процесс внедрен спецкурс «Чувашское декоративно-прикладное искусство в системе подготовки учителя начальных классов к эстетическому воспитанию младших школьников»;

• эффективно используются традиционные и инновационные формы и методы подготовки будущих учителей к профессионально-творческой деятельности;

• творчески применяются педагогические средства в художественно-эстетическом воспитании и обучении будущих учителей технологиям чувашского народного декоративно-прикладного искусства;

• учтена мотивационная направленность педагогической подготовки каждого будущего учителя;

• создан благоприятный нравственно—психологический климат, обеспечивающий личностный и профессиональный рост учителя;

• обеспечено наличие творчески работающих преподавателей вуза;

• создана соответствующая материально-техническая база и оснащенность учебного процесса современными средствами ТСО.

В соответствии с выявленными и обоснованными условиями мы: о разработали научно обоснованную модель системы подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства и программу спецкурса «Чувашское декоративно-прикладное искусство в системе подготовки учителя начальных классов к эстетическому воспитанию младших школьников». Содержание программы носит системно-комплексный характер и включает теоретическую, художественно-практическую и методическую подготовку будущих учителей к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусствао разработали критерии профессионально-педагогической готовности учителей начальных классов к эстетическому воспитанию младших школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства, к которым относятся: теоретическая, художественно-практическая и методическая готовностьо определили и экспериментально обосновали систему педагогических условий, обеспечивающих готовность будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусствао разработали методические рекомендации по подготовке учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства на уроках декоративного рисования.

Эффективность внедрения разработанной нами методики профессионально-педагогической подготовки студентов на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства в системе педагогического образования подтверждена результатами проведенного эксперимента.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

— обобщено содержание теории и практики подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе народной художественной культуры в системе отечественного образования;

— научно обоснована система подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства;

— определены критерии оценки и уровни готовности будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: — разработанная система подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства, во-первых, обогащает общую теорию и практику педагогического образования, во-вторых, вносит существенный вклад в методику эстетического воспитания школьников. выявлены и всесторонне обоснованы педагогические условия использования произведений чувашского народного декоративно-прикладного искусства в профессиональной подготовке учителей начальных классов, которые способствуют совершенствованию содержания высшего профессионального образования по специальности 31 200 «Педагогика и методика начального образования».

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

— выявленные педагогические условия обеспечивают эффективность подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию младших школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства;

— апробированная система подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства способствует воспитанию у будущих специалистов эстетической и педагогической культуры, помогает им решать актуальную проблему сохранения национальной художественной традиции — живого родника в современной художественной культуре;

— разработанная и апробированная программа спецкурса «Чувашское декоративно-прикладное искусство в системе подготовки учителя начальных классов к эстетическому воспитанию младших школьников» используется в процессе подготовки учителей начальных классов на психолого-педагогическом факультете ЧГПУ имени И. Я. Яковлева;

— научно-методические рекомендации по совершенствованию системы подготовки будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе народной художественной культуры могут быть использованы на занятиях по методике изобразительного искусства в педвузе;

— на основе материалов исследования разработаны, апробированы и внедрены в практику работы начальных классов школ Чувашской Республики методические рекомендации для учителей и педагогов учреждений дополнительного образования по организации и содержанию процесса эстетического воспитания младших школьников на уроках декоративного рисования.

Таким образом, проведенное нами исследование разрешило поставленные задачи в рамках конкретно-определенной темы и научной проблемы.

На основе опытно-экспериментальной работы мы объективно разработали, апробировали и внедрили в практику конкретного вуза экспериментальную программу подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию младших школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства.

В целом мы считаем, что на данном этапе наше исследование завершено. Однако оно не исчерпало все аспекты этой сложной проблемы, связанной с подготовкой будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию младших школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства.

Дальнейшей разработки, на наш взгляд, требуют вопросы, связанные с интеграцией всех видов народной художественной культуры в подготовке учителей начальных классов к эстетическому воспитанию младших школьников.

Далеко не разрешены вопросы, связанные с подготовкой учителей к осуществлению преемственности эстетического воспитания младших школьников и школьников среднего звена на основе применения чувашского народного декоративно-прикладного искусства.

Перспективным и интересным направлением в педагогических исследованиях, по нашему мнению, может стать решение проблем внедрения систем мультимедиа, интегрирующих текст, звук и изображение в подготовку будущих учителей к эстетическому воспитанию младших школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства. Подобные системы, по нашему мнению, позволят будущим учителям изучить народную художественную культуру интегрировано и более доступно.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования — М.: Просвещение, 1990. — 141с.
  2. Ю.П. Искусство воспитывать М.: Просвещение, 1985.- 448с.
  3. В.И. Педагогика творческого саморазвития Казань: Издательство КГУ, 1996.- Кн.1.- 567с.
  4. В.И. Педагогика творческого саморазвития.- Казань: Издательство КГУ, 1998.- Кн.2.- 318с.
  5. В.И. Педагогика- Казань: Центр инновационных технологий, 2000.- 608с.
  6. И.А. Национальная школа ее проблемы и перспективы развития // Народная школа 1997. — № 1. — С. 1—4.
  7. С.И. Лекции по дидактике высшей школы.- М. Высшая школа, 1971.- 180с.
  8. С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы М.: Высшая школа, 1980 — 368с.
  9. О.В. Профессионально-творческое становление будущих учителей технологии в процессе изучения декоративно-прикладного искусства: Дис. канд. пед. наук Ульяновск, 1997- 185с.
  10. Д. Эстетическое воспитание будущих учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1985 — 16
  11. Ю.К. Оптимизация педагогического процесса в вопросах и ответах: Справ, пособие / Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник Киев: Радяньска школа, 1984−288с.
  12. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1982 192с.
  13. А.В. Избранные искусствоведческие труды М.: Искусство, 1970.- 542с.
  14. А.В. Исследования и статьи: Избранные искусствоведческие труды М.: Советский художник, 1981 — 351с.
  15. С.В. Становление и развитие высшего педагогического образования в Чувашии (1917−1941 гг.): Дис. канд. пед. наук- Чебоксары, 1998.- 236с.
  16. Н.В. Педагогика и практическая психология.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.-416с.
  17. Г. В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция-М.: Просвещение, 1981.-240с.
  18. В.П. О критериях качества подготовки специалистов// Вестник высшей школы 1988 — № 1- С.4−8.
  19. В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-методич. пособие / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур М.: Высшая школа, 1989.- 144с.
  20. В.П. Слагаемые педагогической технологии М.: Педагогика, 1989.- 192с.
  21. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т.- М.: Педагогика, 1979.- Т.1.- 304с.
  22. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т.- М.: Педагогика, 1979.- Т.2.- 399с.
  23. З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. — М.: Просвещение, 1986. 207 с.
  24. П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971.-544 с.
  25. И.Я. Вопросы изучения народного искусства // Декоративное искусство СССР. 1974.- № 6.- С.36−37.
  26. И.Я. Проблемы народного искусства // Декоративное искусство СССР.- 1975.- № 3.- С.16−17.
  27. И.Я. Русское народное искусство — JL: Сов. художник — 1969.- 159с.
  28. С.М. Урок — творчество учителя— М.: Просвещение, 1974.- 64с.
  29. Ю.Б. Эстетика-М.: Политиздат, 1988.-496с.
  30. Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве М.: Искусство, 1987.-285с.
  31. Г. К. Тысячелетние корни.- М.: Советская Россия, 1991 -92с.
  32. Е.Г. Педагогические условия обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству: Дис. канд. пед. наук- Краснодар, 1998.-226с.
  33. А.П. Русская эстетика XVIII века: Историко-проблемный очерк просветительской мысли М.: Искусство, 1983.- 237с.
  34. В.М. Народное искусство: Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ вв.- М.: Советский художник, 1974 294с.
  35. В.М. Русское прикладное искусство: Истоки и становление I в. до н.э. XIII в. н.э. М.: Искусство, 1977 — 464с.
  36. Л.Г. Чувашское прикладное искусство: Методические рекомендации к комплекту цветных слайдов и чувашское прикладное искусство-Чебоксары: Изд-во ЧРИО, 1992.- 48с.
  37. Л.Г. Программа художественно-творческого развития ребенка-дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства.— Чебоксары: Изд-во ЧРИО, 1994−23с.
  38. Л.Г. Чувашское орнаментальное и устное народное творчество дошкольников. — Чебоксары: Изд-во ЧРИО, 2001 55 с.
  39. Н.С. Чувашская художественная культура на уроках изобразительного искусства в школе Чебоксары: ЧГИИ им. И. Я. Яковлева, 1997 — 80с.
  40. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М., 1991.- 171с.
  41. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебно-метод. пособие / Т. Я. Шпикалова, М. А. Некрасова, Г. А. Поровская и др.- Под ред. Т. Я. Шпикаловой, П. А. Поровской М.: ВЛАДОС, 2000.- 272с.
  42. Г. Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании- Чебоксары: Чуваш, кн. изд—во, 1965 60с.
  43. Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания — Чебоксары: РИП-КРНО, 1993.- 87с.
  44. Г. Н. Этнопедагогика / Под. ред. гл.-кор. АПН СССР, проф. И. Т. Огородникова Чебоксары.: Чувашское книжное издательство, 1974−376с.
  45. Г. Н. Этнопедагогика чувашей М.: Пресс—сервис, 1997.- 441с.
  46. Г. Н. Этнопедагогика-М.: Академия, 1999.-108с.
  47. Г. Н. Этнопедагогика- Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1974.-376с.
  48. Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студентов средних и высших пед. учеб. заведений-М.: Академия, 1999 168с.
  49. B.C. О крестьянском искусстве: Избранные труды. М.: Советский художник, 1972−350с.
  50. Л.С. Психология искусства- Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.- 480с.
  51. Гаген-Торн Н. И. Женская одежда народов Поволжья Чебоксары: Чу-вашгосиздат, I960.-228с.
  52. М.В. Педагогические условия формирования эстетической культуры студентов педвузов средствами дизайна народного костюма: Дис. канд. пед. наук.-М., 1999.-183с.
  53. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка.- М.: Издательство МГУ, 1985−45с.
  54. Государственный общеобразовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 31 200 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью М.: Министерство образования РФ, 2000.- 19 с.
  55. А.Г. Сто тысяч красок.— Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1967.-88 с.
  56. А.Г. У истоков профессионального изобразительного искусства Чувашии. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1978. 95 с.
  57. Г. Н. Будущее рождается в образовании // Народная школа-1998.-№ 5−6.-С. 1−8.
  58. Г. Н. Педуниверситет на рубеже веков // Народная школа-2000.-№ 4.-С. 1−10.
  59. JI.M. Эстетическое воспитание и творческая активность личности— М.: Знание, 1983- 64с.
  60. Гуманистическая направленность штайнеровской педагогики / Пер. с фин. А.Ойттинен.-М.: ВЛАДОС, 1999.- 176с.
  61. Н.С. Совершенствование обучения рисованию с натуры в системе подготовки учителей начальных классов в педагогических институтах: Дис. канд. пед. наук.-М., 1988.- 147с.
  62. В.Д. Национальная школа: проблемы и перспективы // Народная школа. 1993.-№ 4.-С.11−15.
  63. JT.B. Теоретические и методические основы подготовки учителей начальных классов к воспитательной работе на материале народного декоративно-прикладного искусства России: Дис. канд. пед. наук- М., 1988.- 187с.
  64. А.И. Народность эстетического воспитания в наследии передовых русских педагогов второй половины XIX века и просветителей народов России Чебоксары: Издательство Чувашского государственного университета, 1992.- 84с.
  65. А.И. Народность эстетического воспитания в педагогической мысли России XVIII—XIX вв..- Горький: ГГПИ им. М. Горького, 1988 82с.
  66. JI.A. Системы просвещения нерусских народов и чувашские школы Поволжья и Приуралья последней трети XIX- начала XX веков.- Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2000.- 258с.
  67. В.И. Методология и методика дидактического исследования-М.: Педагогика, 1982.-160с.
  68. В.И. Педагогическое творчество учителя — М.: Педагогика, 1987.- 160с.
  69. Закон Чувашской Республики «Об образовании» // Народная школа. — 1992-№ 2. С. 1−18.
  70. Закон РФ «Об образовании». — М.: Новая школа, 1992. — 57 с.
  71. В. Ретроспективный подход к задачам народной школы // Народная школа. 1992, — № 1- С. 15−17.
  72. З.Ф. Народное искусство как средство формирования этноэ-стетической культуры будущего учителя начальных классов: Дис. канд. пед. наук. Уфа, 1999 — 167с.
  73. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.- М.: Педагогика, 1990 140с.
  74. Г. В. Педагогические условия эстетической подготовки будущего учителя начальных классов: Дис. канд. пед. наук Казань, 1993.-180с.
  75. В.П. Формирование профессиональной готовности учителя начальных классов к работе в малокомплектной сельской национальной школе: Дис. д-ра пед. наук Чебоксары, 1998 — 390 с.
  76. Г. М. Культура профессионального самообразования педагога / Под ред. Ю. М. Забродина.- М.: АО ЦИТП, 1994.- 344с.
  77. Е.П. Народное прикладное искусство в трудовом воспитании младших школьников: Дис. канд. пед. наук Чебоксары, 1998 — 151с.
  78. Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2001.- 119с.
  79. Е.П. Чувашское прикладное искусство и трудовое обучение-Чебоксары: Чувашский РИПКРНО, 1992−30с.
  80. Концепция государственной образовательной политики Чувашской Республики.-Чебоксары, 1998 Юс.
  81. Концепция государственной образовательной политики Чувашской Республики «Человек и образование в современном мире» Чебоксары: Издательство Чувашия, 1998 — 25с.
  82. Концепция национальной школы Чувашской Республики в современной системе обучения и воспитания // Чаваш ен — 2000.- 16 июня.
  83. Н.К. Избранные педагогические произведения.- М.: АПК РСФСР, 1955,-362с.
  84. B.C. Изобразительное искусство в 1—4 классах малокомплектной начальной школы: Пособие для учителя / B.C. Кузин, Э. И. Кубышкина, Т.Я. Шпикалова-М.: Просвещение, 1988.- 108с.
  85. B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания вначальных классах М.: Просвещение, 1984.- 319с.
  86. B.C. Психология.- М.: Высшая школа, 1974 282с.
  87. Н.В. Очерки психологии труда учителя— JL: ЛГУ, 1967.-183с.
  88. И.Я. Процесс обучения и его закономерности.- М.: Знание, 1980, — 96с.
  89. И.Я. Процесс обучения и его закономерности М.: Знание, 1980.- 183с.
  90. И.Я. Процесс обучения как фактор конструирования содержания образования // Теоретические основы содержания общего среднего образования.- М.: Педагогика, 1983- С. 118−136.
  91. Л.В. Сколько цветов у «Радуги», или Дни Афанасия Лунева / Л. В. Лернер, Э. Б. Маркин М.: Педагогика, 1990.- 288с.
  92. .Т. Теория эстетического воспитания школьников М.: Просвещение, 1985 — 174с.
  93. Д.С. Прошлое будущему. Статьи и очерки- Л.: Наука, 1985,-575с.
  94. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя— М.: Просвещение, 1992,-224с.
  95. В.Г. Пути совершенствования высшего педагогического образования / В. Г. Максимов, О. Г. Максимова, Л. Б. Пастухова // Народная школа. 2000-№ 4.- С. 10−16.
  96. В.Г. Технология формирования профессиональнр-творческой личности учителя Чебоксары: ЧГУ, 1996.- 288с.
  97. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике: Науч.-метод. пособие для педагогов-исследователей, математиков, аспирантов и науч. работников, занимающихся вопросами методики пед. исследований-М.: Высшая школа, 1987.-200с.
  98. П.В. Живая ветвь педагогики // Народная школа. 2000.4,-С. 127−128.
  99. Р.Н. Проблемы развития чувашской национальной школы // Народная школа. 1995- № 4 — С. 1−7.
  100. Народное образование в СССР. Сб. док. 1917−1973 гт. / Сост. А. А. Абакумов и др. М.: Педагогика — 1974.- 580с.
  101. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование М., 2000 — № 11.- С. 4−13
  102. М.А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. М.: Изобразительное искусство, 1983. — 343 с.
  103. М.А. народное искусство России. М.: Советская Россия. -1983.-219с.
  104. .М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 1987.- 255с.
  105. Г. А. Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Чебоксары, 1997.-21с.
  106. Г. А. Чувашское народное изобразительное искусство / Г. А. Никитин, Т.А. Крюкова-Чебоксары: Чувашгосиздат, I960 — 168с.
  107. Г. А. Эстетические аспекты трудового обучения в симбирской чувашской учительской школе.- Чебоксары, 1999.- 111с.
  108. Г. А. Этноэстетика в трудовой подготовке детей. Чебоксары, 2000.- 120с.
  109. О народных художественных промыслах: Постановление ЦК КПСС от 17 декабря 1975.: Справочник партийного работника.- М., 1975. Вып. 15-С.382−386.
  110. Е.А. Формирование готовности студентов педвуза к использованию национальных традиций в воспитании школьников: Дис. канд. пед. наук Кривой Рог, 1997.- 194с.
  111. О.В. Становление и развитие дошкольного воспитания в Чувашии (XIX началоХХ вв.): Автореф. Дис. канд. пед. наук — Чебоксары, 1998.— 16 с.
  112. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1983.-608с.
  113. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др.- М.: Просвещение, 1997. 511с.
  114. Г. А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя-Казань: Издательство КГУ, 1976 198с.
  115. И.П. Педагогика М.: Просвещение, 1996 — 630с.
  116. Я.А. Психология творчества и педагогика М.: Педагогика, 1976,-280с.
  117. Г. А. Народное декоративно-прикладное искусство в системе профессионально-педагогической подготовки учителей начальных классов педагогических факультетов педвузов: Дис. канд. пед. наук М., 1990.-196с.
  118. М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт Киев: Радяньска школа, 1988 — 178с.
  119. Президентская программа «Новая школа» в развитии // Народная школа. — 1998-№ 2. — С. 1−39.
  120. Президентская программа «Новая школа». Чебоксары, 1997 — 20с.
  121. Проблемы развития художественных промыслов и народное искусство: Сб. ст. НИИ языка, лит., ист. и экономики при Совете Министров Чуваш. АССР.- Чебоксары: Чувашский НИИЯЛИЭ, 1988.- 93с.
  122. Программа «Профессиональное образование в Чувашской Республике (2000−2010 гг.)». Чебоксары, 2000.- 16с.
  123. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1−3 кл.).-М.: Просвещение, 1996.-286с.
  124. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1^4кл.): В 2 ч-М.: Просвещение, 2001.-Ч.2.-392 с.
  125. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1—4 кл.).- М.: Просвещение, 1996 397 с.
  126. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. (1−9 кл.). — М.: Просвещение, 1994. — 160 с.
  127. Путь и средства эстетического воспитания / Н. И. Киященко, H.JI. Лей-зеров, Б. Н. Абросимов и др.- Отв. ред. Н. И. Киященко, И. А. Конников М.: Наука, 1989.- 190 с.
  128. Т.М. О профессионализме народного искусства М.: Советский художник, 1985 — 190 с.
  129. Т.М. Русское народное творчество. Проблемы декоративного искусства М.: Изобразительное искусство, 1970 — 255 с.
  130. Революция искусство — дети: материалы и документы: Из истории эстетического воспитания в советской школе. 1917—1923 — М.: Просвещение, 1966.- 295 с.
  131. Республиканские компоненты образовательных стандартов // Народная школа. — 1998.- № 2. С. 42−61.
  132. В.М. Азбука педагогического труда М.: Высшая школа, 1990.- 112с.
  133. С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе М.: Наука, 1981 — 200с.
  134. Р.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. М.: Просвещение, 1984.- 144с.
  135. Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 1980.- 240с.
  136. С.П. На пути к творчеству Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1997 — 143с.
  137. С.П. Подготовка учителей начальных классов к профессионально-творческой деятельности в трудовом воспитании школьников: Дис.канд. пед. наук 2000- 221с.
  138. А.Б. Самое близкое искусство.- М., 1969. 296с.
  139. Г. К. Современные образовательные технологии М.: Народное образование, 1998−256с.
  140. В.Т. Активизация интереса к эстетическому воспитанию детей у студентов педагогических вузов как важнейшее условие их профессиональной подготовки (На материале педагогических факультетов): Автореф. дис. канд. пед. наук-Киев, 1980 17с.
  141. Т.С. Вопросы историографии истории образования, науки и культуры Чувашии Чебоксары: ЧГГТУ им. И. Я. Яковлева, 2000.- 232с.
  142. Т.С. Просвещение и культура // Народная школа. — 1995-№ 1. С. 1−8.
  143. Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С. А. Герасимова.- М.: Просвещение, 1983.- 264с.
  144. М.И. Республиканский образовательный стандарт по «культуре родного края» / М. И. Скворцов, А. Г. Григорьев // Народная школа. -1997 № 4 — С.62−68.
  145. Э.Г. Традиции чувашского народного искусства в художественном образовании младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук — М., 1996.- 17с.
  146. Слагаева J1.A. Марийский региональный компонент в системе художественного образования младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук-Йошкар-Ола, 1998 -21с.
  147. Сластенин В.А. XXVII съезд КПСС и актуальные проблемы теории и практики высшего педагогического образования // Межвузовский сборник научных трудов М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1986. — 178с.
  148. В.А. Программно-целевой подход к формированию социально-активной личности учителя // Теория и практика высшего педагогического образования: Межвузовский сборник научных трудов М.: МГПИ им
  149. В.И. Ленина, 1984, — С.3−15.
  150. В.А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко // Советская педагогика.-1991.- № 10 С.79−84.
  151. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки-М.: Просвещение, 1976.- 160с.
  152. В.А. Формирование творческой личности будущего учителя // Советская педагогика 1975-№ 1.- С.83−93.
  153. В.Г. Художественное краеведение в школе. М.: Просвещение, 1987.- 144 с.
  154. Н.Б. Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в системе профессиональной подготовки студентов художественно-графического факультета: Дис. канд. пед. наук Чебоксары, 2001 — 189с.
  155. Н.Б., Максимова О. Г. Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в системе профессиональной подготовки студентов художественно-графического факультета. — Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2001.- 158 с.
  156. С.Г. Чувашское декоративно-прикладное искусство в системе подготовки учителя начальных классов к эстетическому воспитанию младших школьников. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2002 — 86с.
  157. Ю.П. Общая концепция исследования «Диалектика общечеловеческого и национально-особенного в воспитательно-образовательных системах современного общества». Чебоксары, 1995−42с.
  158. Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников — М.: Педагогика, 1990−90с.
  159. Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М.: Академия, 1999 — 368с.
  160. Н.С. Очерк истории чувашской советской школы.- Чебоксары: Чувашгосиздат, 1959−232с.
  161. Страницы истории высшей школы Чувашии. / Под ред. В.Д. Дмитриева- Чебоксары: Издательство Чувашского государственного университета, 1992, — 190с.
  162. У.Ф. Опыт моделирования уровня эстетической культуры студентов / У. Ф. Суна, Э. А. Абгарян М.: Изд-во МГУ, 1979.- 82с.
  163. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. / В. Г. Косминская, Е. И. Васильева и др. М.: Просвещение, 1985 — 255с.
  164. А.А. Орнамент чувашской вышивки.- Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1977 112с.
  165. А.А. Поиски истоков чувашской вышивки // Чувашское искусство— Чебоксары, 1971- Вып.1.- С.68—106.
  166. Н.Н. Дидактические основы обучения студентов элементом декоративно-прикладного искусства в педагогических вузах- Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1987 16с.
  167. К.Д. Собр. соч. — М.: Академия педагогических наук, 1950. -Т. 10.-685 с.
  168. Н.И. Формирование у студентов педвуза профессиональных умений по эстетическому воспитанию младших школьников: Дис. канд. пед. наук.-М., 1984 126с.
  169. Н.В. Действовать, а не стоять в стороне // Народная школа. -2001.- № 5.- С.16−18.
  170. Н.В. И.Я. Яковлев и современная школа // Народная школа. -1998.-№ 4.-С. 1−9.
  171. Н.В. Ключевые задачи школы // Народная школа. 1999-№ 6, — С. 1−9.
  172. А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981 176с.
  173. А.К. Искусство в быту М.: Издательство Академии художеств СССР, 1961.-71с.
  174. А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства— М.: Издательство Академии художеств СССР, 1962 67с.
  175. Г. П. За реформу без потрясений // Народная школа. 2001 -№ 5.- С.4—15.
  176. Г. П. Республиканский компонент содержания образования // Народная школа. 1998. — № 2. — С.41.
  177. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обученияМ.: Народное образование, 1996 160с.
  178. Чуваши: этническая история и традиционная культура / Авторы-сост. В. П. Иванов, В. В. Николаев, В. Д. Димитриев М.: Издательство ДИК, 2000.-96с.
  179. Чуваши: Этнографическое исследование: Ч. 1. Материальная культура-Чебоксары: Чувашгосиздат, 1956−415с.
  180. Чувашское народное искусство / Сост. А. А. Трофимов, Э.Д. Меджито-ва Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1981 — 246с.
  181. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т.- М.: Педагогика, 1980.-Т. 1.- 804с.
  182. Е.В. Искусство и духовный мир человека М.: Знание, 1984−64с.
  183. Е.В. Основные средства и формы эстетического воспитания. Наследие А. В. Луначарского и современность- М.: Просвещение, 1985−190с.
  184. Е.В. Эстетическое воспитание: пути и проблемы.- М.: Знание, 1988.- 64с.
  185. Е.В. Основы композиции. М.: Просвещение, 1979-ЗОЗс.
  186. Т.Я. Декоративно-прикладное искусство в художественном развитии школьников // Повышение эффективности уроков изобразительного искусства / Под. ред. B.C. Кузина- М.: Просвещение, 19 751. С.128−151.
  187. Т.Я. Изобразительное искусство в I классе. М.: Просвещение, 1981.-191с.
  188. Т.Я. Изобразительное искусство в III классе. М.: Просвещение, 1985.- 192с.
  189. Т.Я. Изобразительное искусство во II классе. М.: Просвещение, 1984.-207с.
  190. Т.Я. Народное искусство важный фактор формирования эстетической культуры личности школьника // Изобразительное искусство в эстетическом воспитании школьников / Отв. ред. B.C. Кузин — М., 1981-С.42−60.
  191. Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: Дис. д-ра пед. наук.- М., 1988, — 287с.
  192. Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. -М.: Просвещение, 1974.- 159с.
  193. Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования— М.: Просвещение, 1979. — 192 с.
  194. Эстетическая культура советского человека / Под ред. М.С. Кагана-Л.: ЛГУ.- 1976.- 167с.
  195. Эстетическое развитие и воспитание молодежи / Под ред. О. В. Лармина.- М.: Издательство МГУ.- 1978 326с.
  196. Эстетическое сознание и процесс его формирования / Отв. ред. Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров. М.: Искусство, 1981 — 255с.
  197. Е.И. Формирование творческой направленности личности учителей в процессе изучения учебных дисциплин эстетического цикла: Авто-реф. дис. канд. пед. наук-М., 1984 161с.
  198. П. Теория и практика модульного обучения— Каунас: Швиеса, 1989.-272с.
  199. П.М. Психология художественного восприятия.- М.: Искусство, 1964.-87с.
  200. П.М. Психология художественного творчества М.: Знание, 1971.- 48с.
  201. К. Смысл и назначение истории.- М.: Республика, 1994. 527с.
Заполнить форму текущей работой