Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование стратегии управления негосударственным вузом в условиях развития рынка образовательных услуг: На примере Ессентукского института управления, бизнеса и права

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической и методической базой исследования явились труды зарубежных и отечественных ученых, заложивших научно-методические основы маркетинговой деятельности такого субъекта рыночных отношений, как негосударственное высшее учебное заведение с учетом особенностей российского рынка образовательных услуг. Использовались нормативные и методические материалы государственных органов по вопросам… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 1. 1. Особенности и роль негосударственного высшего образования в Российской Федерации
    • 1. 2. Проблемы развития рынка образовательных услуг
    • 1. 3. Зарубежный опыт развития негосударственного высшего образования
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА
    • 2. 1. Характеристика и особенности Ессентукского института управления, бизнеса и права
      • 2. 1. 1. Организационная деятельность
      • 2. 1. 2. Качество подготовки специалистов
      • 2. 1. 3. Финансово-хозяйственная деятельность
    • 2. 2. Основы стратегического маркетинга деятельности негосударственного вуза
    • 2. 3. Основы ценовой стратегии в сфере ОУ
  • ГЛАВА 3. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА
    • 3. 1. Методы оценки инвестиционных решений
    • 3. 2. Оценка экономической эффективности образовательных услуг

Формирование стратегии управления негосударственным вузом в условиях развития рынка образовательных услуг: На примере Ессентукского института управления, бизнеса и права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сегодня наша страна переживает, может быть, один из самых драматических моментов в осуществлении своего социально-экономического и государственно-политического переустройства, которое не может и не должно оставить в стороне и одну из самых крупных в мире систем высшего образования, каковой является система высшего образования России. Ибо как-бы ни были тяжелы материальные лишения — они не могут привести к гибели народ, если высок его интеллектуальный потенциал.

Значит, главное не только накормить и одеть народ, но и сохранить его культурный слой, совершенствовать образование, науку. Это требует больших материальных затрат, которые государство сегодня нести не в состоянии, что заставляет вузы зарабатывать средства к существованию.

Образовательные учреждения оказались во многом предоставлены сами себе и начали самостоятельно вырабатывать и реализовывать стратегию выживания в условиях неразвитого отечественного рынка.

В негосударственных образовательных учреждениях в течение нескольких последних лет существует мощный приток абитуриентов, особенно — по направлениям бизнес-образования, экономики, финансов, права. Спрос здесь часто оказывается неудовлетворительным уже в процессе обучения (по качественным и иным требованиям). По мнению специалистов, России требуется для нормального функционирования рынка не менее 1,5 млн. предприятий малого и среднего бизнеса. А это — миллионы менеджеров, бухгалтеров, других специалистов сферы бизнеса. На подходе новая волна спроса на специалистов сфер производства и услуг, поскольку период накопления первоначального капитала на перепродаже товаров имеет v u и /П свои естественный и скорый предел. С учетом длительности цикла оказания образовательных услуг недопустимо ждать, когда этот спрос будет предъявлен, к нему надо готовиться, прогнозировать его, формировать с учетом региональных и отраслевых сегментов рынка. Все это — задачи маркетинга, сфера его применения.

В России и в других бывших республиках СССР маркетинговые проблемы возникли сравнительно недавно и наряду с поддержкой встречают непонимание и сомнения. Однако сам переход к рыночным отношениям в образовании уже свершился и получает все большую основу во всех звеньях системы образования.

Ушло в прошлое централизованное распределение выпускников. Объем государственного финансирования учебных заведений снизился до критической точки. Значительно выросла их самостоятельность.

Безусловно, может настораживать опасность того, что рынок продиктует образованию сугубо утилитарные, прагматические требования, снизит фундаментальность образования. В этих условиях избежать рыночной ограниченности должен помочь маркетинг в сфере образования.

Маркетинг известен как философия цивилизованного предпринимательства, как стратегия и тактика поведения участников рыночных отношений. Его потенциал важно нацелить на решение главной задачи образования — на эффективное воспроизводство личности как носителя интеллектуального потенциала. Миссия маркетинга в образовании — формирование и реализация стратегии вуза, направленной на формирование гармонично развитого специалиста, способного в процессе самореализации решать задачи различных сфер экономики и обеспечивающих в конечном итоге общественный прогресс.

Участником рыночных отношений в образовании выступают не только образовательные учреждения и конкретные заказчики образовательных услуг, но и государство — не только как гарант качества образования, но и как заинтересованная сторона — заказчик и потребитель.

Таким образом, цель маркетинговой деятельности вуза — наиболее полное удовлетворение потребностей: личности — в образованииучебного заведения — в развитии и в благосостоянии его сотрудников: фирм и других организаций заказчиков — в росте кадрового потенциалаобщества — в расширенном воспроизводстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала.

Теоретические основы маркетинга заложены в трудах таких зарубежных и отечественных ученых, как: И. Ансофф, Г. Л. Багиев, Д. И. Баркан, Б. Берман, Е. П. Голубков, В. Е. Демидов, Е. Дихтль, Е. М. Жих, П. С. Завьялов, Ф. Котлер, С. В. Никифорова, А. П. Панкрухин, Н. Е. Титова, Х. Хершген, Х. Швальбе, Д. Эванс и др.

Исследования по проблемам деятельности вузов на рынке образовательных услуг проводились в нашей стране в последние годы такими российскими авторами, как: Г. Г. Азгальдов, Б. А. Амосов, Е. И. Богачев,.

A.И.Галаган, В. В. Громыко, В. В. Гусев, Т. А. Евстигнеева, В. В. Карпов,.

B.Г.Кинелев, Л. П. Кураков, А. П. Панкрухин, Е. Н. Попов, А. Я. Савельев, Л. Н. Сосновская, А. И. Субетто, А. Н. Тихонов и др.

Однако, в настоящее время в экономической литературе недостаточно проработаны вопросы стратегического маркетингового планирования негосударственного высшего учебного заведения, что свидетельствует о необходимости и актуальности настоящего диссертационного исследования, направленного на совершенствование деятельности негосударственного вуза в условиях формирования рынка образовательных услуг.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке методических основ разработки маркетинговой стратегии негосударственного вуза на рынке образовательных услуг. Цель исследования предопределила постановку и решение следующих задач:

• исследование особенностей и роли негосударственного высшего образования в Российской Федерации;

• исследование развития и специфики рынка образовательных услуг;

• анализ зарубежного опыта развития негосударственного высшего образования;

• анализ основных характеристик и показателей деятельности Ес-сентукского института управления, бизнеса и права (ЕИУБиП);

• разработка методических основ стратегического маркетинга деятельности негосударственного вуза;

• разработка методических основ ценовой стратегии негосударственного вузаразработка рекомендаций по оценке экономической эффективно.

Объектом исследования является деятельность негосударственного высшего учебного заведения экономического профиля на рынке образовательных услуг региона.

Предметом исследования является маркетинговая стратегия негосударственного вуза в условиях развивающегося рынка образовательных услуг региона.

Теоретической и методической базой исследования явились труды зарубежных и отечественных ученых, заложивших научно-методические основы маркетинговой деятельности такого субъекта рыночных отношений, как негосударственное высшее учебное заведение с учетом особенностей российского рынка образовательных услуг. Использовались нормативные и методические материалы государственных органов по вопросам регулирования деятельности вузов, а также инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. В процессе диссертационного исследования иссти деятельности негосударственного вуза. пользованы методы логического и экономического анализа, математического моделирования.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

• теоретически обосновано понятие трудового капитала и сформулирована роль высшего и в том числе негосударственного образования в жизни общества;

• уточнено понятие системы высшего образования в Российской Федерации с учетом места, занимаемого в ней негосударственными вузами;

• предложен подход к исследованию спроса на рынке образовательных услуг региона на основе сегментации рынка по группам потребителей, видам и модификациям образовательных услуг;

• предложена классификация маркетинговых стратегий негосударственного вуза и механизм выбора наилучшей маркетинговой стратегии на основе экспертного метода отборапредложен методический подход к разработке маркетинговой стратегии негосударственного вузапредложена классификация ценовых стратегий негосударственного вуза и разработан методический подход к выбору наилучшей ценовой стратегиитивности инвестиций в рамках стратегии диверсификации деятельности негосударственного вуза.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что использование разработанных рекомендаций будет способствовать наиболее полному удовлетворению интересов всех участников рынка образовательных услуг: потребителей — в получении высококачественных.

• Предложен методический подход к оценке экономической эффексовременных знаний по соответствующим специальностямвуза — в увеличении объема услуг и повышении уровня жизни его сотрудниковобщества — в повышении интеллектуального потенциала кадров.

Выводы и рекомендации, полученные в результате исследования, могут быть использованы при разработке стратегических планов и маркетинговых исследований как частных, так и государственных вузов.

Основные положения диссертации опубликованы в открытой печати, а также докладывались на научно-практических конференциях Ессентук-ского института управления, бизнеса и права.

Выводы.

1. Роль высшего и в том числе негосударственного образования в стране определяется ролью и значением того фактора производства, который мы называем человеческим или трудовым капиталом. Притом именно совокупность государственных и негосударственных вузов позволяет формировать и воспроизводить трудовой капитал в потребностях, необходимых обществу. Но вузы, с нашей точки зрения, в человеческом капитале воспроизводят именно ту ее часть, которая называется предпринимательскими способностями, т. е. фактор производства, аккумулирующий, объединяющий в единое целое все остальные факторы производства.

Отсюда, по нашему мнению, вытекает основная, существенная роль негосударственных вузов — формировать единую систему высшего образования, наряду с государственными высшими учебными заведениями, призванную воспроизводить ту часть человеческого (трудового) капитала, которая относится к предпринимательским способностям.

2. Рынок образовательных услуг представляет собой сферу экономических отношений по поводу купли-продажи этого вида услуг. Как и для любого рынка, здесь обязательны три компонента: покупатель, продавец и специфический товар. Каждый из них связан с категориями спроса, предложения и цены. По своеобразию реализуемого продукта этот рынок непосредственно относится к рынку услуг, но он тесно связан и взаимодействует с другими рынками: рабочей силы, информации, товаров народного потребления и т. д.

Вместе с тем, рынок образовательных услуг весьма специфичен, что определяется особенностями системы образования как важнейшей отрасли народного хозяйства и производимых в ней интеллектуальных продуктов, предназначенных для удовлетворения многообразных культурных потребностей населения, воспроизводства и развития кадрового потенциала общества. Отсюда вытекает особенность именно этого сектора рынка — ситуация на рынке образовательных услуг в большей степени подвержена социально-психологическому воздействию нежели экономическому. Кроме этого этот рынок тесно связан с рынком труда причинно-следственными связями.

3. Система негосударственного высшего образования за рубежом играет важную роль в процессе подготовки высококвалифицированных кадров наряду с государственной системой высшего образования. При этом в некоторых странах частные вузы берут на себя свыше половины всего социального заказа на высшее образование. Государство же в большинстве стран оказывает разного рода финансовую поддержку частным вузам, стимулируя тем самым дальнейшее развитие сети негосударственных вузов, функционирование которых, в свою очередь, регламентируется со стороны государственных органов посредством аккредитации.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА.

2.1. Характеристика и особенности Ессентукского института управления, бизнеса и права.

2.1.1. Организационная деятельность.

Ессентукский институт управления, бизнеса и права (ЕИУБиП) является негосударственным образовательным учреждением, расположен по адресу: 357 600, г. Ессентуки, ул. Ермолова, 2.

Деятельность ЕИУБиП осуществляется на основании Устава, решений Учредителя, ректората, Совета института и в соответствии с действующим законодательством:

• Гражданским кодексом РФ ч.1 и ч.2;

Законом РФ № 12-ФЗ от 13.01.96 г. «Об образовании» ;

Законом РФ № 125-ФЗ от 29.08.96 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ;

Законом РФ № 7 от 12.01.96 г. «О некоммерческих организациях» ;

• Постановлением Совета Министров — Правительства РФ № 597 от 26.06.93 г. «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (ВУЗ) РФ» .

Право на ведение образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования подтверждается лицензией № 16−24 от 13.12.93 г., выданной Государственным Комитетом РФ по высшему образованию и подтверждено лицензией № 16−494 от 03.07.98 г., выданной Министерством общего и профессионального образования РФ.

ЕИУБиП имеет право на подготовку бакалавров и специалистов по следующим направлениям и специальностям:

— 521 500 «Менеджмент (производственный)» (формы обучения очная, заочная);

— 71 900 (60 800) «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» (формы обучения очная, заочная);

— 21 100 «Юриспруденция» (формы обучения очная, заочная);

— 60 300 «Экономика природопользования» (формы обучения очная, заочная);

— 60 400 «Финансы и кредит» (формы обучения очная, заочная);

— 60 500 «Бухгалтерский учет и аудит» (формы обучения очная, заочная);

— 61 400 «Коммерция» (формы обучения очная, заочная);

— 71 900 «Информационные системы (в экономике)» (формы обучения очная, заочная);

— 61 100 «Менеджмент» (формы обучения очная, заочная);

— 521 600 «Экономика» (формы обучения очная, заочная);

— 521 400 «Юриспруденция» (формы обучения очная, заочная);

— 60 400 «Финансы и кредит» (формы обучения очная, заочная).

В соответствии с лицензией, вузовская подготовка ведется очно и заочно:

• на дневном отделении — обучение по направлению — 4 года, по специальности — 5 лет;

• на заочном отделении — обучение по направлению — 5 лет, по специальности — 6 лет. По индивидуальным учебным планам — 3 года на базе среднего профессионального образования- 2 года — на базе высшего образования.

В соответствии с Уставом института, его целью является подготовка граждан РФ, стран Содружества, иностранцев по программам высшего профессионального образования, отвечающим требованиям государственных и международных стандартов, подготовка и переподготовка специалистов в области экономики, менеджмента и права и смежных наук, своими знаниями способных внести вклад в возрождение и развитие экономики и своей страны.

Основными видами деятельности института являются:

• подготовка специалистов по программам высшего профессионального образования в области экономики, права, менеджмента и других специальностей;

• переподготовка лиц, имеющих высшее образование по вышеуказанным программам;

• организация курсов повышения квалификации;

• организация подготовительных курсов для поступления в высшие учебные заведения, курсов иностранных языков и курсов компьютерной подготовкишкол молодого юриста, менеджера и т. п.;

• обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре Института;

• открытие и обеспечение деятельности факультетов, учебно-консультационных пунктов, филиалов, отделений и иных представительств в России и за рубежом;

• учреждение сети средних и средних специальных учебных заведений: школ, лицеев, гимназий, колледжей;

• установление прямых связей с зарубежными вузами, предприятиями, учреждениями и организациями;

• международная туристская деятельность;

• туристская деятельность на территории России и стран Содружества;

• оказание платных юридических услуг;

• научно-исследовательские, научно-методические, опытно-конструкторские работы;

• реализация программного обеспечения для ЭВМ, лицензий на изобретение, патентов и «ноу-хау» ;

• предоставление услуг в области создания и внедрения новой техники и технологии;

• проведение в РФ и за рубежом симпозиумов, конференций, лекций, рабочих встреч, выставок, конкурсных мероприятий;

• стажировка, практика, образовательные поездки за рубежом;

• разработка и реализация методик и программ по основным направлениям деятельности Института;

• информационное обеспечение на договорных началах учебных, научных и других организаций на основе имеющегося в Институте банка данных;

• торгово-посредническая и торгово-закупочная деятельность;

• приобретение ценных бумаг и получение доходов по ним;

• реализация и сдача в аренду собственных основных фондов и имущества;

• долевое участие в деятельности других учреждений, организаций и предприятий;

• полиграфическая и издательская деятельность, рекламная деятельность;

• транспортно-экспедиционная деятельность;

• организация и строительство сети станций заправки горючесмазочными материалами и нефтепродуктами, реализация нефтепродуктов и ГСМ;

• все виды внешнеэкономической деятельности в соответствии с действующим законодательством;

• оказание аудиторских и маркетинговых услуг;

• создание сети предприятий оптовой и розничной торговли, фирменных магазинов;

• розлив минеральной воды и иных безалкогольных напитков;

• страховая, банковская, инвестиционная, трастовая и иная финансовая деятельность;

• производство, закупка, демонстрация и реализация изделий народного творчества и произведений искусств;

• организация агро-животноводческих ферм;

• строительная деятельность;

• брокерские операции как на бирже, так и непосредственно с российскими и зарубежными партнерами;

• организация и строительство сети объектов санаторно-гостиничного хозяйства, жилья, соцкультбыта;

• инвестиции в предприятия страны и за рубежом;

• заготовка сельхозпродукции;

• переработка и реализация сельхозпродукции;

• организация и строительство сети станций по техническому и сервисному обслуживанию и ремонту автомобилей;

• совершение сделок, связанных с недвижимым имуществом, от своего имени или по поручению третьих лиц;

• комиссионная деятельность, инжиниринговая, лизинговая и транспортная деятельность;

• складские услуги;

• финансовое посредничество;

• реэкспорт товаров и услуг;

• оказание медицинских услуг;

• оказание парикмахерских и других бытовых услуг;

• благотворительная деятельность, участие в благотворительных фондах и организациях. Институт осуществляет платное, частично платное и бесплатное обучение студентов в соответствии со ст. 46 Закона «Об образовании» .

Основные показатели деятельности института приведены в табл. 2.1.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенная работа была нацелена на разработку инструментария для формирования маркетинговой стратегии негосударственного вуза в условиях обостряющейся конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг региона.

Маркетинговая стратегия должна помочь субъекту рынка выработать и осуществить целостную стратегию, а не составить просто перечень частных вопросов.

Реальные цели любой организации, и в том числе вуза, располагаются в интервале между двумя вопросами: «Что мы хотели бы получить?» и «Что мы должны fполучить, если ничего радикально менять не будем?». Возможности вуза ограничены довольно жесткими рамками, в роли которых выступают: емкость рынка, платежеспособность потребителей, влиятельность и поведение конкурентов и др. Раздвинуть эти рамки можно, если провести подготовительную работу, создать базу для успеха, включая финансовые, организационные и кадровые предпосылки. Одним из способов решения финансовых проблем негосударственного вуза является использование временно свободных денежных средств от платы за образовательные услуги на цели предпринимательства, т. е. диверсификация деятельности вуза.

В итоге проделанной работы получены следующие результаты:

• исследованы особенности и роль негосударственного высшего образования в Российской Федерации;

• выявлены специфические черты российского рынка образовательных услуг;

• обобщен опыт некоторых зарубежных стран в развитии системы негосударственного высшего образования;

• выявлена доля рынка и основные результаты деятельности в регионе Ессентукского института управления, бизнеса и права.

В методической области:

• разработан методический подход к формированию маркетинговой стратегии негосударственного вуза;

• разработан методический подход к выбору варианта маркетинговой стратегии на основе экспертного метода;

• разработан методический подход к выбору ценовой стратегии негосударственного вуза;

• предложены методы оценки экономической эффективности инвестиционной деятельности негосударственного вуза.

В области практики:

• результаты проделанной работы были использованы при разработке стратегического плана деятельности Ессентукского института управления, бизнеса и права.

Использование результатов исследования позволит увеличить эффективность деятельности высших учебных заведений и повысить качество подготовки специалистов различных профилей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Образование в политике и политика в образова-нии.//Вестник высшей школы, 1992.
  2. Ю.С., Носов Н. П. МАСИ входит в рынок./Вуз и рынок. В 3-х кн., кн. 1, М.: 1992.
  3. Л.В. Подходы к определению конкурентоспособности услуг в области образования.//Проблемы коммерциализации науки и управления интеллектуальным продуктом. СПб.: СПбГИЭА. -1995. — 138 с.
  4. Актуальные проблемы подготовки экономических кадров: Научно-методический сборник/Под ред. К. Х. Нинциева.- СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ.- 1996.- 181 с.
  5. А. Образование: между вчера и зав-тра.//Компьютерра. 1998. — № 11.
  6. .А. Правовые основания платного образования./Вуз и рынок в 3 кн., кн.1, М.: 1992.
  7. И. Стратегическое управление./Под ред. Л. И. Евенко: Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
  8. Г. Л., Аренков И. А. Основы современного маркетинга: Учебно-наглядное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 1995.
  9. И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? М.: Финансы и статистика, 1995.
  10. Ю.Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов./Пер. с англ под ред. Л. П. Белых. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.11 .Богачев Е. Н. Региональные интеллектуальные комплексы на базе высшего учебного заведения. М.: 1992.
  11. С.Д., Максимей И. В. Маркетинг информационных услуг: модели управления. М.: Луч, 1992.
  12. И.П., Рязанов В. Т. Факультет и бизнес.//Вестник СПбГУ. -1994.-№ 4.
  13. А. Брать взаймы больше, платить меныпе.//Экономика и жизнь, № 18, 1997.
  14. В. Внебюджетная деятельность государственного вуза.//Высшее образование в России. 1997. — № 2. — С.25−33.
  15. И., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учебное пособие. Пер. с датского Чеканского А. Н., Рождественского О. В. М.: «Высшая школа», 1994.
  16. Все о маркетинге. Сборник материалов. М.: Азимут-Центр, 1992.
  17. Е.П., Голубкова Е. Н., Секерин В. Д. Маркетинг: выбор лучшего решения./Общ. ред. Е. П. Голубкова. М.: 1993.
  18. Е.П. Планирование маркетинга. М.: 1992.
  19. И. Негосударственная система образования: борьба за законные права. Юкономика и жизнь, № 18, 1994.
  20. JI. Образовательный кредит.//Высшее образование в России. 1998. — № 1. — С.64−66.
  21. В.В. План и рынок в воспроизводстве рабочей силы: опыт развитых индустриальных стран. М.: ВЗПИ, 1992.
  22. В.В. Некоторые аспекты работы университета в условиях перехода к рыночной экономике./Вуз и рынок: в 3 кн., кн.1. Коммерческая деятельность в системе высшей школы России. М.: 1992.
  23. Е., Хершген X. Практический маркетинг./Пер. с нем. М.: Высшая школа, 1995.
  24. О.А. Региональные системы высшего образования в новых экономических условиях.//Современные проблемы экономики и управления народным хозяйством: Сб. научн. ст. асп. СПбГИЭА. Вып. 1. СПб.: 1997.
  25. А.Б. Планирование и анализ эффективности инвестиций.- М.: PRO-INVEST Consulting, 1995.
  26. Инструкция по определению экономической эффективности использования в строительстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений. СН-509−78. Госстрой СССР. М.: Стройиздат, 1979.
  27. Инструкция по определению экономической эффективности капитальных вложений в строительстве. СН-423−71. Госстрой СССР.- М.: Стройиздат, 1979.
  28. B.C., Шатрова Е. В. Стратегия предпринимательства: Учебное пособие по спец. 61 100 «Менеджмент»./СПб.: СПбГИ-ЭА, 1996.
  29. В.В., Катханов М. Н., Свиридова Н. Т. Методология подготовки преподавателей на ФПКП при многоступенчатой системе обучения в вузе. М.: Иссл. Центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1992.
  30. Г. Перспективы развития бизнес-образования в Рос-сии./Вуз и рынок: в 3 кн., кн.2. Международные связи и внешнеэкономическая деятельность вузов России. М.: 1993.
  31. С.В. Давайте будем честными./"Высшее образование в России", № 3, 1998.
  32. В.К., Волкова М. М. Профессиональное образование как фактор конкурентного развития национальной экономи-ки.//Довузовское образование на современном этапе: Сб. научн. тр.-СПб.: 1998.- 126с.
  33. Комплексная оценка эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса: Методические рекомендации и комментарии к ним. М.:Информэлектро, 1989.
  34. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990.
  35. И.И. Маркетинг на предприятии: Практ. пособие. М.: «Финстатинформ», 1994.
  36. Кузнецова С. П. Принципы стоимостной оценки образовательных услуг высшей школы.//Современные проблемы экономики и управления народным хозяйством: Сб. научн. ст. асп. СПбГИЭА, Вып. 1. СПб.: 1997.
  37. Е.Н., Трайсеев И. В. Маркетинговые системы и информационные процессы в деятельности менеджера. Теория и практика.-М.: 1994.- 144 с.
  38. Л.П. Высшее учебное заведение в экономике регио-на./Вуз и рынок: в 3 кн., кн.1, М.: 1992.
  39. С.Н., Злобин С. Ю. Основы маркетинга промышленных объектов. М.: Внешторгиздат, 1989.
  40. M.JI. Интеллектуальный рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона: проблемы и перспективы./Вуз и рынок: в 3 кн., кн.2, М.: 1993.
  41. В.Д., Кравченко Н. Д. Бизнес-планирование. Новосибирск: ЭКОР, 1994.
  42. .С., Королев В. И. Коммерция и высшая школа./ Вуз и рынок: в 3 кн., кн.1. Коммерческая деятельность в системе высшей школы России. М.: 1992.
  43. И.Е. Оказание услуг (выполнение работ) негосударственными образовательными учреждениями.//Бюджетные и некоммерческие организации. 1998. -№ 11.
  44. А. Рынок рекламы. Необходима осторож-ность.//Коммерсант, 1992. № 40.
  45. Нив Ги. Европа перемен: проблемы исследований высшего обра-зования.//Высшее образование в Европе. Т. 16, 1991. № 3.
  46. С.В. Сравнительный анализ формализованных методов стратегического маркетингового планирования./В сб. «Маркетинг и предпринимательство». СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 1995.
  47. И.А. и др. Современное состояние и тенденции рынка платного высшего образования./УМенеджмент в России и за рубежом. 1998. — № 4.
  48. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Учебное пособие. М.: Интерпракс, 1995.-240 с.
  49. В.Н. Правовые основы деятельности негосударственных образовательных учреждений в Российской Федера-ции.//Государство и право. 1996. — № 9.
  50. Е.Н., Евстигнеева Т. А. Определение себестоимости и цены подготовки специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях./Под научн. ред. А. А. Воронина. М.: 1990.
  51. Е.Н. Проблемы формирования рынка образовательных услуг. М.: 1992.
  52. Ю. О нарушениях в финансово-хозяйственной деятельности при организации дополнительных образовательных ус-луг./Юбразование в документах. 1997. — № 8.
  53. Н.Ю. Опыт США по аккредитации вузов.//Актуальные проблемы подготовки экономических кадров. Научно-методический сборник. СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 1996. — 181 с. 63 .Рыночная экономика: Словарь./Под общ. ред. Г. Я. Кипермана. -М.: Республика, 1993.
  54. Современный маркетинг./Под ред. Хруцкого. М.: Финансы и статистика, 1991.
  55. JI.H. Рыночная оценка затрат и результатов в высшем образовании./ Вуз и рынок: в 3 кн., кн.1. Коммерческая деятельность в системе высшей школы России. М.: 1992.
  56. Д. Экономическая эффективность инвестиций: показатели и методы определения./Экономист, № 12, 1993.
  57. Е.К. Современные тенденции в области финансирования высшего образования за рубежом.//Актуальные проблемы подготовки экономических кадров: Научно-методический сборник. -СПб.: Изд-во САбГУЭиФ, 1996. 181 с.
  58. Л.С., Круглов В. В. Высокий международный авторитет вуза основа его финансового благополучия./ Вуз и рынок: в 3 кн., кн.1. Коммерческая деятельность в системе высшей школы России. М.: 1992.
  59. Н.Е. Основы теории маркетинга и менеджмента. М.: Российская академия гос. службы при президенте РФ центра проблем рыночной экономики, 1994.
  60. А.Н. Высшая школа России в условиях радикальной экономической реформы./ Вуз и рынок: в 3 кн., кн.1. Коммерческая деятельность в системе высшей школы России. М.: 1992.
  61. А. Уроки реформ./Высшее образование в России, № 3, 1998.
  62. Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Изд-во «Ось-89», 1998. — 64 с.
  63. В.В., Косарев С. Б., Николаев С. Н. и др. Хозрасчет в вузе. Кострома, КГПИ, 1992.
  64. JI.M. Социальная защита в системе эффективного управления. СПб.: Изд-во Фонда рабочей Академии, 1995.
  65. X. Практика маркетинга./Пер. с нем. М.: Республика, 1995.
  66. П1катулла В. Платные образовательные услуги./Право и экономика. 1994. — № 7−8.
  67. Т.В. Инвестиции в человеческий капитал.//Амэрикэн экономик рэвью. 1961. С. 1−17.
  68. В. Своеобразие российского рынка образовательных услуг.//Мировая экономика и международные отношения. 1997. -№ 11.
  69. Д., Берман Б. Маркетинг./Пер. с англ. М.: Экономика, 1990.
  70. Экономика и бизнес./Под ред. В.Камаева. М.: Изд-во МГТУ, 1993.-430 с.
  71. Эффективность капитальных вложений: сборник утвержденных методик. М.: Экономика, 1993.
  72. А.Ю. Фирма и рынок. М.: 1990.
  73. Т.В. Интеллектуальная сфера и предпринимательство: неприбыльный сектор. М.: 1994.
Заполнить форму текущей работой