Прогнозирование стратегий развития хозяйственной системы традиционного типа в составе национальной экономики
Проведен анализ современного состояния социально-экономического развития традиционных подсистем, оценены критерии их позиционирования в национальном экономическом пространстве (по площади территориичисленности населения и занятыхпроизводству, распределению и использованию ВРПструктуре первичного, вторичного и третичного секторов экономикиинвестициям в основной капиталсовокупному… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретико-методологические основы стратегического управления развитием традиционных экономических систем
- 1. 1. Сущность стратегического подхода к управлению развитием экономических систем
- 1. 2. Особенности систем традиционного типа и принципы типологизации моделей стратегического управления их развитием
- 1. 3. Основы анализа и прогнозирования хозяйственных систем традиционного типа
- Глава II. Методические и практические вопросы анализа состояния и потенциала развития подсистем традиционного типа
- 2. 1. Обоснование состава стратегических показателей и методов их измерения
- 2. 2. Методы обеспечения адекватности показателей целям анализа
- 2. 3. Анализ современного состояния и тенденций развития традиционной подсистемы (на примере Республики Дагестан)
- 2. 4. Оценка потенциала развития традиционной подсистемы (на примере Республики Дагестан)
- Глава III. Прогнозирование стратегий развития традиционной экономической системы и разработка путей их реализации
- 3. 1. Постановка задачи и принципы ее моделирования
- 3. 2. Обоснование стратегических ориентиров социально-экономического развития
- 3. 3. Разработка путей и механизмов достижения целей
Прогнозирование стратегий развития хозяйственной системы традиционного типа в составе национальной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования обусловлена необходимостью модернизации ныне применяемых механизмов управления развитием сравнительно большого количества социально-экономических подсистем традиционного типа, характерными признаками которых являются многоукладность экономики, отставание технико-технологического уровня производства, маломасштабность производственно-хозяйственного и природно-ресурсного потенциалов, этническая ментальность процесса выработки и реализации управленческих решений, абсолютизирующая роль центральных органов власти, аграрно-индустриальный характер структуры общественного производства и др.
Проведенный автором анализ существующего состояния и динамики развития национальной экономики представляющей собой систему смешанного типа, показал, что в ее составе, наряду с высокоразвитыми, можно выделить ряд подсистем, направления и темпы, развития которых оказывают по разным причинам незначительное воздействие на социально-экономическое воздействие страны.
Так, например, из 82-х анализируемых субъектов Российской Федерации (РФ) только 2 региона (Москва и Тюменская область) производят более 30% общероссийского объема ВРП, а 37 регионов всего 14,1%. При этом, повышательная ретроспективная динамика темпов роста данного показателя за последнее пятнадцатилетие наблюдалась только у 7 регионов, относительно стабильная — у 25 и понижательная — у 55 субъектов РФ.
Сформировавшийся в период экономической трансформации процесс диверсификации экономического пространства страны в последние годы, несмотря на осуществляемые правительством меры, все более усиливается, увеличивая разрыв между уровнями развития социально-экономических подсистем, образующих структуру национального хозяйства, снижая темпы, эффективность и устойчивость его развития.
Для исправления создавшегося положения, с нашей точки зрения, необходимо вместо практикуемой ныне унифицированной технологии обоснования темпов их роста, выработать новые подходы к управлению развитием социально-экономических подсистем, входящих составной частью в национальную экономику с учетом особенностей и факторов их функционирования и взаимодействия между собой.
Теоретически, в реальной действительности, характер этих взаимодействий зависит от размера системы, ее структуры, объемов имеющихся ресурсов, уровня организации прогнозирования и управления. Как правило, масштабная, более совершенная и высокоорганизованная система оказывает значительно более сильное воздействие на системы меньших размеров и в силу известных законов эволюционирования систем, оно усиливается с течением времени. Чтобы противостоять этому усилению необходимо: повышать уровень организованности и управляемости субнациональных подсистем, вырабатывать более обоснованные стратегии управления их социально-экономическим развитием в национальном экономическом пространстве.
Анализ существующей практики управления национальной экономикой, приведенный автором, показывает, что методология многоуровневого стратегического управления, иерархически взаимосвязанных разномасштабных социально-экономических систем в национальной экономике недостаточно адекватна особенностям их функционирования и развития. Об этом, например, свидетельствуют не улучшающиеся уже на протяжении последних двух десятилетий, позиционирование подавляющего большинства субъектов РФ в экономическом пространстве страны, а также многих отраслевых подсистем в экономическом пространстве регионов.
Сущность данной проблемы обусловлена тем, что важно учесть двойственный статус региона в национальной экономике. С одной стороныэто составная единица макроэкономической структуры народного хозяйства, являющаяся социально-экономической подсистемой последнего, а с другой относительно самостоятельный хозяйственный комплекс, осуществляющий собственный воспроизводственный процесс.
Необходимость тщательного научного анализа, проблем включения экономики региона в единое экономическое пространство, создания организационно-экономического механизма устойчивого развития социально-экономических подсистем традиционной направленности, определила постановку целей и задач диссертационной работы.
Суть проблемы настоящего исследования заключается в изучении возможностей и условий повышения эффективности действующего управления социально-экономического развития регионов на основе использования методов стратегического управления региональных хозяйственных систем традиционной ориентации.
Степень научной разработки проблемы. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что указанная проблема и сопряженные с ней вопросы интенсивно разрабатываются в экономической теории и практике. В данном контексте можно выделить следующие основные направления исследований:
1. Методологические проблемы реформирования (трансформации) общественных отношений с целью обеспечения динамичного и устойчивого роста промышленного производства и развития региональной экономики. Это направление исследовано в работах: Абалкина Л. И., Бильчака B.C., Валантея С. Д., Глазьева С. Ю., Гранберга А. Г., Лексина В. А., Львова Д. С. и других ученых.
2. В последние десятилетия в развитых европейских странах усилился интерес к стратегическому планированию и управлению развития как к средству объединения ресурсов и возможностей частного и общественного секторов в достижении определенных целей.
В настоящее время стратегическое планирование комплексного социально-экономического развития осуществляется в ряде регионов России, однако, это не дает ожидаемых результатов. Несмотря на содержащиеся в научной литературе предложения о целесообразности использования этих инструментов управления социально-экономического развития, особенно для традиционных подсистем они методически слабо обеспечены. В результате стратегические материалы носят преимущественно декларативный характер, не содержат механизмов реализации и постоянного обновления. Отмечаются трудности и в постановке количественных целей, обеспечении устойчивого развития, обосновании перспективной стабилизации, повышении конкурентоспособности, оценке эффективности.
Недостаточно исследованы также вопросы формирования стратегий управления и прогнозирования устойчивого развития подсистем традиционной направленности, маркетингового прогнозирования развития их рыночной специализации и условий позиционирования в национальном экономическом пространстве и др.
Объектом исследования является группа социально-экономических подсистем традиционного типа, являющаяся составной частью национальной хозяйственной системы и взаимодействующая с ней в процессе формирования стратегических целей, направлений и путей их достижения. Современное состояние, особенности, факторы, стратегия развития указанных подсистем, их экономические отношения и связи с национальной экономикой и другими образующими ее подсистемами, исследовались применительно к хозяйственной системе Республики Дагестан и других субъектов, входящих в состав Южного Федерального округа.
Предметом исследования выступают теоретико-методологические основы, методы, механизмы, параметры, показатели и критерии анализа и прогнозирования стратегий управления развитием социально-экономических подсистем традиционной направленности, информационное обеспечение их разработки, согласования, реализации и контроля.
Главная цель исследования заключается в научном обосновании путей, методов и механизмов усиления позиционирования традиционных, социально-экономических систем в национальной экономике, повышение темпов их экономического роста, конкурентоспособности, устойчивости и эффективности.
Основные задачи исследования:
• научное обоснование необходимости включения и учета признака масштаба в региональную типологизацию национальной экономики, рассмотрение понятийного определения этого признака и требований к нему;
• типологизация субъектов РФ традиционной направленности по признаку масштабности, выделение и формирование группы маломасштабных субъектов РФ;
• анализ современного состояния социально-экономического развития традиционных регионов, тенденции, динамик и пропорций их развития;
• обоснование системы параметров, критериев и показателей анализа, прогнозирования, планирования и реализации процесса управления развитием традиционных социально-экономических систем;
• научное обоснование целевых ориентиров социально-экономического развития традиционных социально-экономических систем, прогнозирование стратегических направлений и путей их достижения;
• разработка предложений по совершенствованию методов и механизмов регулирования социально-экономическим развитием субъекта РФ традиционной направленности в национальной экономике.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют фундаментальные положения, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных ученых по вопросам становления многоукладной экономики и проблемам социально-экономического развития регионов.
В исследовании диссертант опирался на принципы системного подхода. При обработке данных и их анализе использовался широкий спектр экономико-статистических методов: моделирования, сравнительного анализа, группировок, относительных и средних величин, непараметрические методы многомерного анализа.
В качестве информационной и эмпирической базы исследования использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, Республики Дагестан (РД) и других субъектов РФ, регламентирующие развитие экономики субъектов РФофициальные данные Федеральной службы государственной статистики России и Комитета по статистике Республики Дагестанматериалы монографических исследований отечественных и зарубежных ученныхстатьи, опубликованные в научной и периодической печати.
Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в нем впервые обосновывается необходимость учета традиционного фактора социально-экономического развития региональной хозяйственной системы, масштаба, развития управления и регулирования процессами ее позиционирования в национальном экономическом пространстве и на мировом рынке товаров, услуг и факторов производства.
Личный вклад автора в разрабатываемую тему исследования определяется следующими положениями:
1. Доказана объективная необходимость и целесообразность дифференциации и классификации субъектов РФ по признаку масштаба территории, численности занятых, объема производства, национальному богатству, интенсивности связей с национальным бюджетом, рынками товаров, услуг, факторов производства, показана органическая взаимообусловленность категории экономии от масштаба и признака масштабности региона, интегральным критерием которой может выступать совокупный социально-экономический потенциал региона;
2. Осуществлена типологизация субъектов РФ по масштабному признаку в ретроспективной динамике двадцатилетнего периода, выделены группы крупномасштабных регионов. В составе последних, обозначены 37 наиболее проблемных, с позиции экономического роста, субъектов РФ, управление которыми требует специфически новых принципов, методов и механизмов регулирования их социально-экономическим развитиемпоказано, что к маломасштабным субъектам РФ следует относить регионы с удельным весом валового регионального продукта (ВРП) от 0,1 до 0,5% в общем, производстве ВРП по стране в целом;
3. Выполнен анализ современного положения маломасштабных субъектов РФ в национальной хозяйственной системевыявлены тенденции и проблемы их социально-экономического развитияпоказано, что для обеспечения кардинального улучшения в позиционировании анализируемых субъектов РФ в национальной экономике, они должны развиваться гораздо более ускоренными темпами по сравнению со среднероссийскими и с достигнутыми в последнее пятилетие, на основе создания условий, для активизации инвестиционно-строительного комплекса и стимулирования развития отраслей и производств, создающих и реализующих сравнительные и абсолютные конкурентные преимущества по отношению к другим субъектам Российской Федерации;
4. Научно обоснована необходимость комплексного подхода к выбору теоретико-методологических направлений осуществления прогнозно-аналитических обоснований стратегических ориентиров, целей и путей социально-экономического развития рассматриваемых регионов, обеспечивающего сочетание основных положений, классической и неоклассической теорий, моделей экономического роста Харрода и Домара, теории абсолютных и сравнительных конкурентных преимуществ;
5. Показано, что в составе параметров, критериев и показателей анализа и прогнозирования социально-экономического развития разномасштабных социально-экономических систем наиболее корректно, методологически и информационно более адекватно, а также практически более удобно, использовать макроэкономические показатели и параметры, характеризующие позиционирование рассматриваемого субъекта РФ в национальной экономике, измеряемые долей соответствующих целевых и ресурсных показателей данного субъекта к аналогичным показателям по стране в целом. Наряду с ресурсными показателями в данном случае рекомендовано использовать показатели системы национального счетоводства (СНС);
6. Осуществлен прогноз целевых ориентиров, направлений и путей социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2010 года с учетом особенностей и имеющихся предпосылок ее развития и оценки эффективности;
7. Показано, что в качестве основных механизмов и методов регулирования социально-экономического развития и экономического роста рассматриваемого субъекта РФ, необходимо использовать создание социально-экономических зон, концессионные механизмы, разработку и реализацию инновационных программ развития сопрягаемых территорий, комплексное программирование развития ограниченных территорий, сопрягаемых с другими субъектами федерации, ипотечное, залоговое, лизинговое кредитование, льготное налогообложение, мониторинг и контроль.
Практическое значение диссертационного исследования определяется тем, что его результаты были использованы в процессе разработки и реализации программы социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2010 года.
Основные выводы и рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы в ряде других субъектов РФ, относящихся к группе маломасштабных и имеющих сходные с республикой Дагестан проблемы, условия и тенденции развития, а также при разработке Минэкономразвития и торговли РФ сценарных условий на соответствующий прогнозный период развития экономики страны.
Отдельные теоретико-методологические положения и выводы диссертационного исследования использованы при чтении курсов дисциплин Национальная экономика, маркетинг и менеджмент, региональная экономика и управление в РЭА им. Г. В. Плеханова и в Московском государственном университете инженерной экологии.
Публикации. По теме диссертации автором опубликованы четыре печатные работы общим объемом 1,6 печатных листа.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. Ее содержание изложено на 131 странице, содержит 11 таблиц и 10 рисунков. Библиография содержит 168 наименований.
Заключение
.
В соответствии с главной целью и задачами диссертации основные итоги исследования можно резюмировать следующими положениями:
1. Показано, что в структуре национальной экономики, представляющей собой систему смешанного типа, наряду с высокоразвитыми подсистемами, сравнительно большой удельный вес занимают маломасштабные социально-экономические подсистемы с преимущественно традиционной направленностью развития своих экономик. Уточнено понятие традиционной подсистемы, являющейся органической составной частью экономики смешанного типа.
2. Совершенствование регулирования социально экономического развития разноуровневых социально-экономических систем, формирующих национальную хозяйственную систему, предполагает необходимость их обязательной типологизации к признакам масштаба, динамики и эффективности позиционирования в национальной экономике и на мировых рынках товаров, услуг и факторов производства. Место социально-экономической системы в составе национального хозяйства целесообразно определять на основе коэффициента позиционирования, представляющего собой интегральный критерий, исчисляемый на основе доли (удельного веса) соответствующего показателя развития рассматриваемой подсистемы в общей величине данного показателя по стране в целом. В составе показателей предложено включать: долю ВРП данной подсистемы, исчисляемого разными методами в общей величине ВРП по стране в целомдолю численности населения и численности, занятых в общей численности по стране в целомдолю инвестицийудельный вес территории, занимаемой данной подсистемой в общей территории страныпоказатели, характеризующие доли промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта по данной подсистеме в общенациональных показателях указанных отраслей, а также показатели, характеризующие финансово-экономические отношения рассматриваемой подсистемы с федеральным центром. В диссертации исследованы и разработаны методы измерения и сопоставления предложенных показателей и критериев в динамике, позволяющие устранить некорректность получаемых результатов в условиях высоких темпов протекания инфляционных процессов и недостаточности информационного обеспечения.
3. Проведен анализ современного состояния социально-экономического развития традиционных подсистем, оценены критерии их позиционирования в национальном экономическом пространстве (по площади территориичисленности населения и занятыхпроизводству, распределению и использованию ВРПструктуре первичного, вторичного и третичного секторов экономикиинвестициям в основной капиталсовокупному социально-экономическому потенциалу и динамике указанных показателей за последнее десятилетие). На основе обобщения полученных результатов, а также — критического анализа трудов отечественных и зарубежных ученых сформулировано определение эффективной стратегии социально-экономического развития подсистемы традиционного типа. Показано, что главным принципом повышения эффективности управления данными подсистемами на современном этапе является ориентация на выявление наиболее устойчивых взаимосвязей в развитии региональных подсистем традиционного типа в их взаимодействии с национальным хозяйством и моровым рынком товаров и услуг.
4. Выявлено и показано, что действующая сейчас в стране система формирования финансовых ресурсов региона традиционной направленности, характеризующаяся излишне жесткой централизацией формирования доходных статей бюджетной системы и чрезвычайной децентрализованностью распределения расходных обязательств субрегиональных бюджетов в принципе не способна обеспечить необходимый и желательный уровень их развития. Предложено для устранения этого противоречия при разработке целевых ориентиров стратегии социально-экономического развития маломасштабных регионов традиционной направленности и научном обосновании путей более эффективного использования имеющегося у них социально-экономического и природно-географического потенциалов развития использовать более совершенное методологическое обеспечение. Для вывода экономики на стадию устойчивого развития с производством конкурентоспособных товаров и услуг необходима разработка новых методологических подходов к применению действенных механизмов управления инновациями и инвестиционной деятельностью, в том числе с использованием профицитного потенциала. Теоретическая и методологическая база управления инновациями и инвестиционной деятельностью применительно к условиям развитого рыночного хозяйства достаточно разработана, но до сих пор отсутствует системная проработанность проблем методологического обеспечения управления инновациями и инвестиционной деятельностью с учетом специфики экономики различных типов регионов. Для этого требуется кардинальная модернизация модели межбюджетных отношений. В частности, вместо применяемой в настоящее время, схемы финансовых ресурсов, по существу оторванной от получаемых результатов экономической деятельности, выражаемых показателями и пропорциями ВРП, предложено использовать компенсационный подход, предусматривающий разработку интегрированного баланса социально-экономического развития региона, основанного на объединении показателей СНС и регионального сводного финансового баланса. С учетом этого в диссертации разработаны и предложены схемы формирования бюджета развития с учетом критериев эффективности его реализации. В связи с введением в действие Закона № 131-ФЗ «О местном самоуправлении. .», ориентированном на повышении роли, прав и ответственности муниципальных органов за социально-экономическое развитие на конкретной территории в диссертации проведены расчеты, показана целесообразность и возможность управления и повышения действующей налогооблагаемой системы. В частности, позиция сектора по данному вопросу аргументирована целесообразностью введения одноканальной системы сбора и распределения налоговых платежей. Суть этой системы заключается в том, что вместо множества ныне действующих налоговых платежей может быть введен на каждом иерархическом уровне управления один налог, установленный в проценте к ВДС. Например, на уровне района и города без районного деления 30% от ВДСна уровне города с районным делением и в субъекте федерации — аналогично и т. д.
В результате реализации указанного предложения, как показывают результаты предварительного анализа, можно повысить уровень финансовой обеспеченности социально-экономического развития субъектов РФ, городов и районов, поставить в равные условия органы управления хозяйственных объектов, обеспечить прозрачность налоговой системы страны и регионов, снизить издержки.
5. Осуществлена оценка социально экономического потенциала региональных подсистем традиционной направленности, входящих в состав национальной хозяйственной системы, выявлены особенности и недостатки управления их развитием, обуславливающие ухудшающийся уровень позиционирования в национальной экономике, наиболее явные диспропорции (несоответствие между долями населения и ВРП в составе национальной экономики, более высокая доля продукции сельского хозяйства в объеме ВРПнизкая эффективность использования имеющегося производственно-ресурсного, географического и демографического потенциала).
Список литературы
- Абалкин J1. И. Избранные труды. В 4-х т. — М.: Экономика. 2000.
- Абалкин JT. И. Логика экономического роста. Институт экономики РАН. 2002.
- Абалкин JI. И. Экономическая энциклопедия М.: Экономика. 1999.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Перевод с англ. СПб.: 1999.
- Анчишкин А. И. Наука-техника-экономика. М.: Экономика. 1989.
- Астанов К. А. Условия стабильного развития экономических систем в современном мире. // Проблемы теории и практики управления. № 2 — М. 2005.
- Азрилияна А.Н. Большой экономический словарь. М.: Институт новой экономики. 2002.
- Амутинов А. М. Макроэкономические аспекты методологии регулирования развития экономики региона (на примере республики Дагестан). Дисс. докт. экон. наук. М.: МГУ. 2001.
- Баранов Э. Ф. Об изменении индексов-дефляторов по отраслям экономики и промышленности // Экономический журнал ВШЭ. № 2.- М. 2002.
- Белоусов А. Р. Уроки посткризисного роста (1999 2001 гг.) // Вопросы статистики. — № 6. — 2002.
- Беляев И. П., Капустян В. М. Системный анализ: прикладной аспект. М. 1999.
- Большаков Б. Е. Основы теории развития системы общественная производственно-природная среда с использованием измеримых величин. Дубна. 2000.
- Бочаров В. В. Инвестиции. СПБ.: Питер. 2003.
- Бурак П. И. Проблемы теории и практики реформирования региональной экономики. М. 2001.
- Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов // Тройка Диалог. -М.: Олимп-бизнес. 1997.
- Ветров Г. Ю., Визгалов М. В. и др. Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований. М.: Фонд «Институт экономики города». 2002.
- Ведута Е. Н. Стратегия и экономическая политика государства. М.: Академический проект. 2003.
- Видяпин В. И., Добрынин А. И. Экономическая теория // Учебник М.: ИНФРА-М. 2000.
- Владайцев С. В., Воробьев П. П. и др. Инвестиции. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. 2003.
- Воронкин И. Н. Возможный эффект государственного регулирования в строительстве. М.: Экономист. -№ 3. — 2004.
- Гайдар Е. Т., Дмитриев М. Э, May В. А., Ясин Е. Г. Антикризисная программа действий. // Пути стабилизации экономики России. М. 1999. ф
- Гапоненко A. JI. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС. 2001.
- Гапоненко A. JL, Панкрухин А. П. Общий и специальный менеджмент,-М.: Изд-во РАГС. 2000.
- Глазьев С. Ю. К оценке «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года» Фонда «Центр стратегических разработок» // Российский экономический журнал. 2000. № 5−6.
- Глазьев С. Ю. Политика экономического роста и интересы России // Пути стабилизации экономики России. М. 1999.
- Глазьев С. Ю., Львов Д. С., Фетисов Г. Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования, — М.: Наука. 1992.
- Голубков Е. П. Основы маркетинга. М.: Финпресс. 1999.
- Гранберг А. Г. Трансформация экономического пространства России. // Системные проблемы России. Путь в XXI век. М.: Экономика. 1999.
- Гранберг А. Г. Проблемы развития экономических районов. // Системные проблемы России. Путь в XXI век. М.: Экономика. 1999.
- Гранберг А. Г. Основы региональной экономики // Учебник для вузов -М.: ГОУВПО ВШЭ. 2000.
- Дворкович А. В., Шмерлинг Д. С., Вигер И. Н., Кузнецова Т. Ю. Многоуровневое стратегическое моделирование больших национальных проектов // Модернизация экономики России. Социальный контекст. -М.: ГУВШЭ. 2004.
- Дементьев А., Золотарева А., Реус А. О механизмах реализации государственного заказа на строительные работы. // Вопросы экономики. № 12. 2003.
- Дзауров X. А. Организационно экономический механизм устойчивого развития хозяйственного комплекса региона (на примере республики Ингушетия). Дисс. канд. экон. наук. М.: МГСУ. 2003.
- Ивантер В. В. Экономическое прогнозирование в России: реальность и перспективы // Общество и экономика. 1999. № 5.
- Идрисов А. Б., Картышев С. В., Постников А. В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. М.: Филинъ. 1997.
- Иноземцев В. JI. Структурирование общественного производства // Российский экономический журнал. 1997. № 11−12.
- Камаев В. Д. Экономическая теория // Учебник для вузов. М.: Владос. 2002.
- Клейнер Г. Б. Политика социально экономической стабилизации: условия, содержание, институты. — М. 1999.
- Климанов В. В. Региональные системы в условиях трансформации федеративных отношений. Дисс. докт. экон. наук. М.: ИСА РАН. 2003.
- Козлов Н. В. Оценки индексов физического объема капитальных вложений // Проблемы прогнозирования. № 6. 2002.
- Колесова В. П., Шупыро В. М. Территориальное управление экономикой. -М.: ТЕИС. 2001.
- Колосов А. Ф. Тенденции развития подрядного рынка в индустриальных странах. М. Экономика строительства. № 10. 1995.
- Коптюг В. А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро. 1992) Новосибирск: Изд-во СОР АН. 1992.
- Карнаухов С. Б. Формирование макроэкономический платформ в экономике России. Дисс. докт. экон. наук. М.: 2003.
- Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент, анализ, планирование, внедрение, контроль. Питер. 1998.
- Кротов В. Ю. Формирование и финансирование инвестиционно-строительного комплекса М: Институт проблем региональной экономики РАН. 2004.
- Кэмпбелл Р., Макконел, Стэнли J1. Брю М.: Экономикс. 1992.
- Лагунов М. А. Региональный аспект управления эффективностью инвестиций. Дисс. канд. экон. наук. 2003.
- Львов Д. С. Экономика развития. М: Экзамен. 2002.
- Любимцева С. В. Законы структурной эволюции экономических систем. Экономист № 10. 2004.
- Медведев Б. Г., Чистяков Е. Г. Моделирование социально -экономического развития субъектов РФ. М.: Вопросы статистики. 2003.
- Москвин Д. Д. Основы экономической теории. М. 2001.
- Некрасов Н. Н. Региональная экономика // Теория, проблемы, методы. М: Издание 2-е. Экономика. 1978.
- Нуреев Р. М. Экономика развития модели становления рыночной экономики. М.: ИНФРА-М. 2001.
- Нурмагомедов Р. Г., Медведев Б. Г. Методологические вопросы стратегического управления развитием национальной экономики и ее регионами. Вестник Российской Академии естественных наук. Том 6 2006. № 5.
- Нурмагомедов Р. Г. Методическое обеспечение стратегического управления развитием национальной экономики и ее регионами. Вестник Университета. Государственный университет управления. Социология и управление персоналом. 2006. № 10 (26).
- Ольсевич Ю. Я. Теория экономического развития К. Кларка // Критика теорий современных буржуазных экономистов. М. 1963.
- Орешин В. П. Государственное регулирование инвестиций. М.: Наука. 2000.
- Орешин В. П. Государственное регулирование национальной экономики. -М.: Юрист. 1999.
- Орешин В. П., Потапов Л. В. Управление региональной экономикой // Учебное пособие.- М.: ТЕИС. 2003.
- Орешин В. П. Государственное регулирование национальной экономики // Учебное пособие. М.: Юристъ. 1999.
- Панкрухин А. П. Маркетинг территорий // Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС. 2002.
- Пчелинцев О. С. Проблемы социально-экономического обоснования региональной политики // Проблемы прогнозирования. 2002. № 1.
- Портер М. Международная конкуренция. М. 1993.
- Поспелов Г. С., Ириков В. А. Программно целевое планирование и управление. — М.: Сов. Радио. 1976.
- Райзберг Б. А., Лозовский JI. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М. 2001.
- Рекитар Я. А. Проблемы инвестиционной политики России на современном этапе реформ. М.: Вестник РАЕН. Экономика и социология. № 5. 2004.
- Сараев А. Р. Разработка стратегии социально-экономического развития региона субъекта федерации. Новосибирск. 2001.
- Сергеев И. В., Веретенников И. И. Организация и финансирование инвестиций. М.: Финансы и статистика. 2001.
- Слепов В. А. Игонина J1. Я. Инвестиции // Учебное пособие — М.: Экономистъ. 2003.
- Соколов В. В. Геоэкономический взгляд на проблемы глобалистики. МэиМО. № 4. 2004.
- Степанов И. С. и др. Экономика строительства. М.: Юрайт. 1997.
- Страхов А. И. Теоретические основы обеспечения безопасности общества. Дисс. Докт. экон. наук. М.: ИЭ РАН. 2002.
- Стриженова JI. А., Ермолаева Ю. В. Изменение макроэкономических пропорций как характеристика эффективности структурных реформ. // Модернизация российской экономики. № 1. 2002.
- Столяров И. И. Государственное регулирование рыночной экономики // Учебное пособие. -М.: Дело. 2001.
- Суворова А. П., Репина О. М. Экономика строительства // Учебное пособие. Йошкар-Ола. 2004.
- Сурина Н. М. Пространственная экономика: теоретико-методологическое и научно-практическое исследование. Дисс. Докт. экон. наук. Екатеринбург. 2003.
- Татаркина А. И. Региональная стратегия устойчивого социально-экономического роста. Екатеринбург. 1998.
- Толмачев Е. А., Монахов Б. Е. Экономика строительства // Учебное пособие. М.: Юриспруденция. 2003.
- Трейер В. В., Каширин А. И., Швырков Ю. М. Концепция стратегического планирования для России начала XXI века.- М.: МАКС Пресс. 2000.
- Угрюмова А. А. Управление экономическим ростом агломераций М. 2005.
- Хохлов Н. В. Управление риском // Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 1999.
- Черновец В. Н. О содержании понятия «Реальный сектор экономики» и роли материального производства // Российский экономический журнал. 2001. № 11−12.
- Чистов Л. М. Экономика строительства. СПб. 2003.
- Чистяков Е. Г. Шульга В. А. Экономическая интеграция и национальный экономический рост. М.: Экономика. 2000.
- Шадрина Т. Б. Регионы и их место в экономике России. Вопросы статистики. № 9. 1999.
- Шумпетер Й. Теория экономического развития: исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. -М.: Прогресс. 1982.
- Ясин Е. Г. Модернизация российской экономики: что в повестке дня. Доклад. М.: ГОУВПО ВШЭ. 2001.
- Ясин Е. Г. Нерыночный сектор. Структурные реформы и экономический рост. М.: ГУВШЭ. 2004.
- Bell D. The Coming of Post Industrial Society. Venture in Social Forecasting. — N. — Y. 1973.
- Bell D. The Coming of Post Industrial Socie — ty. Venture in Social Forecasting.- № 4. 1973.
- Clark С. The Conditions of Economic Progress. L. 1940.
- Dicken P. Global Shift. The Internationalization of Economic Activity. L. 1992.
- Reich R. The Work of Nations. Preparing Ourselves for 21st Centure Capitalism.-N.-Y. 1992. P. 176.
- Sayer A., Walker R. The New Social Economy: Reworking the Division of Labor. Cambridge (Ma) Oxford (UK). 1994. P. 59−61.
- Singelmann J. From Agriculture to Services: The Transformation of Industrial Employment. Beverly Hills (Ca.). 1978- Castells M. The Age of Information. Vol. 1: The Rise of the Network Society.- Oxford. 1996. P. 211 -212.
- Sayer A., Walker R. The New Social Economy: Reworking the Division of Labor. Gambridge (Ma.) — Oxford (UK). 1994. P. 59−61.
- Национальная экономика: Учебник / Под общей ред. акад. РАЕН Н354 В. А. Шульги М.: изд-во Рос. экон. акад., 2002.
- Системные проблемы России. Путь в XXI век. М.: Экономика. 1999.
- Экономическая энциклопедия. М.: Экономика. 1999.
- Ведомости съезда РД РФ и ВС РФ. 1991. № 21.
- Социально-экономическое положение южного федерального округа в 2005 году. М.: ФАГС. 2006.
- Регионы России. М.: Госкомстат 2004.
- Госкомстат России. Регионы России. М.: 2001. 2002. 2003.
- Национальные счета России в 1995—2002 годах. М.: Госкомстат России. 2003.
- Основы территориального стратегического планирования на принципах широкого общественного участия / Материалы семинара, 2 8 июня 1 июля 2000 г.-СПб.: 2000.
- Национальные счета России 1995 2002 г. М.: Госкомстат. 2003.
- Концепция социального государства Российской Федерации. М.: 2004.
- Социально-экономическое положение республики Дагестан. Госкомстат, январь апрель 2005 г.
- Социально-экономическое положение России в 2004-м году. М.: Госкомстат. 2005.
- Инвестиционная модель России. МЭ и МО. № 11.2003.
- Крупнейшие проектные фирмы мира на международном строительном рынке. М.: Экономика строительства. № 3. 1998.
- Стратегия развития малых и средних городов России. Материалы научно-практической конференции / РАГС при Президенте РФ. М.: Каталог. 2001.
- Проблемы прогнозирования и стратегического планирования социально-экономического развития региона в современных условиях // Сб. научных трудов Всероссийской научно-практической конференции Чебоксары. 1997.
- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. М.: Информэлектро. 1994.
- Прогноз развития основных отраслей и секторов мирового хозяйства на 2001−2015 гг. -М.: РАН, ИПЭиМО. 1999.
- Межрегиональные экономические связи (анализ и прогнозирование). М.: СОПСи 1992.
- Финансово-кредитный энциклопедический словарь. М.: Финансы и статистика. 2002.
- Федеральный закон «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ М. 1998.
- Федеральный закон «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 7 мая 1998 г. № 73-Ф3 в редакции от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ.
- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.05.1995 // Собрание законодательства РФ. М. 1995. № 35.
- Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 23 июня 1995 г. № 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ. М. 1995. № 30
- Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25.09.1997 № 126-ФЗ // Собрание законодательства РФ. М. 1997. № 39
- Указ Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» от 03.06.1996 г. № 803 // Российская газета. 1996. 11 июня.
- Гражданский кодекс Российской Федерации: часть от 30.11.94 № 51-ФЗ (редакция от 10.01.2003) — часть 2 от 26.01.96 № 43-Ф3 (редакция от 11.11.2003) — часть 3 от 26.11.2001 № 146-ФЗ.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ.
- Федеральный закон от 25.02.99 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» в ред. ФЗ от 02.01.00 г. № 22-ФЗ.
- Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 220 «Об утверждении временного положения о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории РФ.
- Закон Республики Дагестан «О государственном совете Республики Дагестан» // Вестник Государственного совета и Правительства Республики Дагестан. Махачкала: 1994. № 5−6.
- Федеральный закон Российской Федерации «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ.
- Федеральный закон РФ «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ.
- Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в отраслях ТЭК» № 123 от 21.07.97 г.
- Федеральная целевая программа «Энергоэффективная экономика на 2002−2003 годы и на перспективу до 2010 года» // Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. № 796 с изменениями от 29.12.01 г.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 // «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация».
- Закон об инвестиционной деятельности в РСФСР (в ред. Федерального закона от 19.06.95 № 89-ФЗ) — (в ред. Федерального закона от 25.02.99 № 39-Ф3).
- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Официальное издание. М.: НПКВЦ «Теринвест». 1994.
- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: (Вторая редакция) // Министерство экономики РФ, ГК РФ по строительству, архитектуре и жилищной политике. ОАО «НПО» М.: Изд-во «Экономика». 2000.
- Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81−4.99) // Госстрой России. М. 2000.
- Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81- 25.2001) // Госстрой России. М. 2001.
- Постановление правительства Российской Федерации от 10 сентября 1997 г. № 1151 «О неотложных мерах по стабилизации и развитию экономики Республики Дагестан».
- Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий (МДС 13−1.99)//Госстрой России. -М. 2000.
- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. М.: Информэлектро. 1994.
- Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов (2-я редакция). Официальное издание. М.: Экономика. 2000.
- Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. -http://www.economy.gov.ru.
- Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002−2004гг.)http:// www. economy, gov.ru.
- Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 -2000 гг. // Российская газета. 1997. 12 март.
- Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Российская газета. 1996. 9 апреля.
- Концепция стратегии развития строительного комплекса РФ на перспективу до 2010 г.
- Стратегия развития РФ до 2010 года // Центр стратегических разработок. Коммерсант. 2000. 12 май.
- Паспорта социально-экономического развития городов РФ. М.: Госкомстат РФ. 2003.1. ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
- Официальное Интернет представительство Президента Российской Федерации: www.kremlin.ru
- Официальное Интернет представительство Министерства экономического развития и торговли РФ: www.economy.gov.ru.
- Официальное Интернет представительство Федеральной налоговой службы России: www.nalog.ru
- Официальное Интернет представительство Госстроя РФ: www.gosstroy.ru
- Официальное Интернет представительство Федеральной службы государственной статистики РФ: www.gks.ru
- Официальный Интернет представительство Правительства Республики Дагестан: www. e-dag.ru
- Республиканский информационное Интернет представительство: www.riadagestan.ru
- Официальное Интернет представительство Председателя Государственного совета Республики Дагестан Магомедова М. М.: www.magomedov.ru
- Официальное Интернет представительство Южного Федерального округа РФ: http://southm.info
- Статистический портал: http://www.hotlog.ru/
- Официальное Интернет представительство Союза промышленников и предпринимателей РФ: www.rspp.ru