Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Прогнозирование стратегий развития хозяйственной системы традиционного типа в составе национальной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведен анализ современного состояния социально-экономического развития традиционных подсистем, оценены критерии их позиционирования в национальном экономическом пространстве (по площади территориичисленности населения и занятыхпроизводству, распределению и использованию ВРПструктуре первичного, вторичного и третичного секторов экономикиинвестициям в основной капиталсовокупному… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы стратегического управления развитием традиционных экономических систем
    • 1. 1. Сущность стратегического подхода к управлению развитием экономических систем
    • 1. 2. Особенности систем традиционного типа и принципы типологизации моделей стратегического управления их развитием
    • 1. 3. Основы анализа и прогнозирования хозяйственных систем традиционного типа
  • Глава II. Методические и практические вопросы анализа состояния и потенциала развития подсистем традиционного типа
    • 2. 1. Обоснование состава стратегических показателей и методов их измерения
    • 2. 2. Методы обеспечения адекватности показателей целям анализа
    • 2. 3. Анализ современного состояния и тенденций развития традиционной подсистемы (на примере Республики Дагестан)
    • 2. 4. Оценка потенциала развития традиционной подсистемы (на примере Республики Дагестан)
  • Глава III. Прогнозирование стратегий развития традиционной экономической системы и разработка путей их реализации
    • 3. 1. Постановка задачи и принципы ее моделирования
    • 3. 2. Обоснование стратегических ориентиров социально-экономического развития
    • 3. 3. Разработка путей и механизмов достижения целей

Прогнозирование стратегий развития хозяйственной системы традиционного типа в составе национальной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена необходимостью модернизации ныне применяемых механизмов управления развитием сравнительно большого количества социально-экономических подсистем традиционного типа, характерными признаками которых являются многоукладность экономики, отставание технико-технологического уровня производства, маломасштабность производственно-хозяйственного и природно-ресурсного потенциалов, этническая ментальность процесса выработки и реализации управленческих решений, абсолютизирующая роль центральных органов власти, аграрно-индустриальный характер структуры общественного производства и др.

Проведенный автором анализ существующего состояния и динамики развития национальной экономики представляющей собой систему смешанного типа, показал, что в ее составе, наряду с высокоразвитыми, можно выделить ряд подсистем, направления и темпы, развития которых оказывают по разным причинам незначительное воздействие на социально-экономическое воздействие страны.

Так, например, из 82-х анализируемых субъектов Российской Федерации (РФ) только 2 региона (Москва и Тюменская область) производят более 30% общероссийского объема ВРП, а 37 регионов всего 14,1%. При этом, повышательная ретроспективная динамика темпов роста данного показателя за последнее пятнадцатилетие наблюдалась только у 7 регионов, относительно стабильная — у 25 и понижательная — у 55 субъектов РФ.

Сформировавшийся в период экономической трансформации процесс диверсификации экономического пространства страны в последние годы, несмотря на осуществляемые правительством меры, все более усиливается, увеличивая разрыв между уровнями развития социально-экономических подсистем, образующих структуру национального хозяйства, снижая темпы, эффективность и устойчивость его развития.

Для исправления создавшегося положения, с нашей точки зрения, необходимо вместо практикуемой ныне унифицированной технологии обоснования темпов их роста, выработать новые подходы к управлению развитием социально-экономических подсистем, входящих составной частью в национальную экономику с учетом особенностей и факторов их функционирования и взаимодействия между собой.

Теоретически, в реальной действительности, характер этих взаимодействий зависит от размера системы, ее структуры, объемов имеющихся ресурсов, уровня организации прогнозирования и управления. Как правило, масштабная, более совершенная и высокоорганизованная система оказывает значительно более сильное воздействие на системы меньших размеров и в силу известных законов эволюционирования систем, оно усиливается с течением времени. Чтобы противостоять этому усилению необходимо: повышать уровень организованности и управляемости субнациональных подсистем, вырабатывать более обоснованные стратегии управления их социально-экономическим развитием в национальном экономическом пространстве.

Анализ существующей практики управления национальной экономикой, приведенный автором, показывает, что методология многоуровневого стратегического управления, иерархически взаимосвязанных разномасштабных социально-экономических систем в национальной экономике недостаточно адекватна особенностям их функционирования и развития. Об этом, например, свидетельствуют не улучшающиеся уже на протяжении последних двух десятилетий, позиционирование подавляющего большинства субъектов РФ в экономическом пространстве страны, а также многих отраслевых подсистем в экономическом пространстве регионов.

Сущность данной проблемы обусловлена тем, что важно учесть двойственный статус региона в национальной экономике. С одной стороныэто составная единица макроэкономической структуры народного хозяйства, являющаяся социально-экономической подсистемой последнего, а с другой относительно самостоятельный хозяйственный комплекс, осуществляющий собственный воспроизводственный процесс.

Необходимость тщательного научного анализа, проблем включения экономики региона в единое экономическое пространство, создания организационно-экономического механизма устойчивого развития социально-экономических подсистем традиционной направленности, определила постановку целей и задач диссертационной работы.

Суть проблемы настоящего исследования заключается в изучении возможностей и условий повышения эффективности действующего управления социально-экономического развития регионов на основе использования методов стратегического управления региональных хозяйственных систем традиционной ориентации.

Степень научной разработки проблемы. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что указанная проблема и сопряженные с ней вопросы интенсивно разрабатываются в экономической теории и практике. В данном контексте можно выделить следующие основные направления исследований:

1. Методологические проблемы реформирования (трансформации) общественных отношений с целью обеспечения динамичного и устойчивого роста промышленного производства и развития региональной экономики. Это направление исследовано в работах: Абалкина Л. И., Бильчака B.C., Валантея С. Д., Глазьева С. Ю., Гранберга А. Г., Лексина В. А., Львова Д. С. и других ученых.

2. В последние десятилетия в развитых европейских странах усилился интерес к стратегическому планированию и управлению развития как к средству объединения ресурсов и возможностей частного и общественного секторов в достижении определенных целей.

В настоящее время стратегическое планирование комплексного социально-экономического развития осуществляется в ряде регионов России, однако, это не дает ожидаемых результатов. Несмотря на содержащиеся в научной литературе предложения о целесообразности использования этих инструментов управления социально-экономического развития, особенно для традиционных подсистем они методически слабо обеспечены. В результате стратегические материалы носят преимущественно декларативный характер, не содержат механизмов реализации и постоянного обновления. Отмечаются трудности и в постановке количественных целей, обеспечении устойчивого развития, обосновании перспективной стабилизации, повышении конкурентоспособности, оценке эффективности.

Недостаточно исследованы также вопросы формирования стратегий управления и прогнозирования устойчивого развития подсистем традиционной направленности, маркетингового прогнозирования развития их рыночной специализации и условий позиционирования в национальном экономическом пространстве и др.

Объектом исследования является группа социально-экономических подсистем традиционного типа, являющаяся составной частью национальной хозяйственной системы и взаимодействующая с ней в процессе формирования стратегических целей, направлений и путей их достижения. Современное состояние, особенности, факторы, стратегия развития указанных подсистем, их экономические отношения и связи с национальной экономикой и другими образующими ее подсистемами, исследовались применительно к хозяйственной системе Республики Дагестан и других субъектов, входящих в состав Южного Федерального округа.

Предметом исследования выступают теоретико-методологические основы, методы, механизмы, параметры, показатели и критерии анализа и прогнозирования стратегий управления развитием социально-экономических подсистем традиционной направленности, информационное обеспечение их разработки, согласования, реализации и контроля.

Главная цель исследования заключается в научном обосновании путей, методов и механизмов усиления позиционирования традиционных, социально-экономических систем в национальной экономике, повышение темпов их экономического роста, конкурентоспособности, устойчивости и эффективности.

Основные задачи исследования:

• научное обоснование необходимости включения и учета признака масштаба в региональную типологизацию национальной экономики, рассмотрение понятийного определения этого признака и требований к нему;

• типологизация субъектов РФ традиционной направленности по признаку масштабности, выделение и формирование группы маломасштабных субъектов РФ;

• анализ современного состояния социально-экономического развития традиционных регионов, тенденции, динамик и пропорций их развития;

• обоснование системы параметров, критериев и показателей анализа, прогнозирования, планирования и реализации процесса управления развитием традиционных социально-экономических систем;

• научное обоснование целевых ориентиров социально-экономического развития традиционных социально-экономических систем, прогнозирование стратегических направлений и путей их достижения;

• разработка предложений по совершенствованию методов и механизмов регулирования социально-экономическим развитием субъекта РФ традиционной направленности в национальной экономике.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют фундаментальные положения, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных ученых по вопросам становления многоукладной экономики и проблемам социально-экономического развития регионов.

В исследовании диссертант опирался на принципы системного подхода. При обработке данных и их анализе использовался широкий спектр экономико-статистических методов: моделирования, сравнительного анализа, группировок, относительных и средних величин, непараметрические методы многомерного анализа.

В качестве информационной и эмпирической базы исследования использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, Республики Дагестан (РД) и других субъектов РФ, регламентирующие развитие экономики субъектов РФофициальные данные Федеральной службы государственной статистики России и Комитета по статистике Республики Дагестанматериалы монографических исследований отечественных и зарубежных ученныхстатьи, опубликованные в научной и периодической печати.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в нем впервые обосновывается необходимость учета традиционного фактора социально-экономического развития региональной хозяйственной системы, масштаба, развития управления и регулирования процессами ее позиционирования в национальном экономическом пространстве и на мировом рынке товаров, услуг и факторов производства.

Личный вклад автора в разрабатываемую тему исследования определяется следующими положениями:

1. Доказана объективная необходимость и целесообразность дифференциации и классификации субъектов РФ по признаку масштаба территории, численности занятых, объема производства, национальному богатству, интенсивности связей с национальным бюджетом, рынками товаров, услуг, факторов производства, показана органическая взаимообусловленность категории экономии от масштаба и признака масштабности региона, интегральным критерием которой может выступать совокупный социально-экономический потенциал региона;

2. Осуществлена типологизация субъектов РФ по масштабному признаку в ретроспективной динамике двадцатилетнего периода, выделены группы крупномасштабных регионов. В составе последних, обозначены 37 наиболее проблемных, с позиции экономического роста, субъектов РФ, управление которыми требует специфически новых принципов, методов и механизмов регулирования их социально-экономическим развитиемпоказано, что к маломасштабным субъектам РФ следует относить регионы с удельным весом валового регионального продукта (ВРП) от 0,1 до 0,5% в общем, производстве ВРП по стране в целом;

3. Выполнен анализ современного положения маломасштабных субъектов РФ в национальной хозяйственной системевыявлены тенденции и проблемы их социально-экономического развитияпоказано, что для обеспечения кардинального улучшения в позиционировании анализируемых субъектов РФ в национальной экономике, они должны развиваться гораздо более ускоренными темпами по сравнению со среднероссийскими и с достигнутыми в последнее пятилетие, на основе создания условий, для активизации инвестиционно-строительного комплекса и стимулирования развития отраслей и производств, создающих и реализующих сравнительные и абсолютные конкурентные преимущества по отношению к другим субъектам Российской Федерации;

4. Научно обоснована необходимость комплексного подхода к выбору теоретико-методологических направлений осуществления прогнозно-аналитических обоснований стратегических ориентиров, целей и путей социально-экономического развития рассматриваемых регионов, обеспечивающего сочетание основных положений, классической и неоклассической теорий, моделей экономического роста Харрода и Домара, теории абсолютных и сравнительных конкурентных преимуществ;

5. Показано, что в составе параметров, критериев и показателей анализа и прогнозирования социально-экономического развития разномасштабных социально-экономических систем наиболее корректно, методологически и информационно более адекватно, а также практически более удобно, использовать макроэкономические показатели и параметры, характеризующие позиционирование рассматриваемого субъекта РФ в национальной экономике, измеряемые долей соответствующих целевых и ресурсных показателей данного субъекта к аналогичным показателям по стране в целом. Наряду с ресурсными показателями в данном случае рекомендовано использовать показатели системы национального счетоводства (СНС);

6. Осуществлен прогноз целевых ориентиров, направлений и путей социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2010 года с учетом особенностей и имеющихся предпосылок ее развития и оценки эффективности;

7. Показано, что в качестве основных механизмов и методов регулирования социально-экономического развития и экономического роста рассматриваемого субъекта РФ, необходимо использовать создание социально-экономических зон, концессионные механизмы, разработку и реализацию инновационных программ развития сопрягаемых территорий, комплексное программирование развития ограниченных территорий, сопрягаемых с другими субъектами федерации, ипотечное, залоговое, лизинговое кредитование, льготное налогообложение, мониторинг и контроль.

Практическое значение диссертационного исследования определяется тем, что его результаты были использованы в процессе разработки и реализации программы социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2010 года.

Основные выводы и рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы в ряде других субъектов РФ, относящихся к группе маломасштабных и имеющих сходные с республикой Дагестан проблемы, условия и тенденции развития, а также при разработке Минэкономразвития и торговли РФ сценарных условий на соответствующий прогнозный период развития экономики страны.

Отдельные теоретико-методологические положения и выводы диссертационного исследования использованы при чтении курсов дисциплин Национальная экономика, маркетинг и менеджмент, региональная экономика и управление в РЭА им. Г. В. Плеханова и в Московском государственном университете инженерной экологии.

Публикации. По теме диссертации автором опубликованы четыре печатные работы общим объемом 1,6 печатных листа.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. Ее содержание изложено на 131 странице, содержит 11 таблиц и 10 рисунков. Библиография содержит 168 наименований.

Заключение

.

В соответствии с главной целью и задачами диссертации основные итоги исследования можно резюмировать следующими положениями:

1. Показано, что в структуре национальной экономики, представляющей собой систему смешанного типа, наряду с высокоразвитыми подсистемами, сравнительно большой удельный вес занимают маломасштабные социально-экономические подсистемы с преимущественно традиционной направленностью развития своих экономик. Уточнено понятие традиционной подсистемы, являющейся органической составной частью экономики смешанного типа.

2. Совершенствование регулирования социально экономического развития разноуровневых социально-экономических систем, формирующих национальную хозяйственную систему, предполагает необходимость их обязательной типологизации к признакам масштаба, динамики и эффективности позиционирования в национальной экономике и на мировых рынках товаров, услуг и факторов производства. Место социально-экономической системы в составе национального хозяйства целесообразно определять на основе коэффициента позиционирования, представляющего собой интегральный критерий, исчисляемый на основе доли (удельного веса) соответствующего показателя развития рассматриваемой подсистемы в общей величине данного показателя по стране в целом. В составе показателей предложено включать: долю ВРП данной подсистемы, исчисляемого разными методами в общей величине ВРП по стране в целомдолю численности населения и численности, занятых в общей численности по стране в целомдолю инвестицийудельный вес территории, занимаемой данной подсистемой в общей территории страныпоказатели, характеризующие доли промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта по данной подсистеме в общенациональных показателях указанных отраслей, а также показатели, характеризующие финансово-экономические отношения рассматриваемой подсистемы с федеральным центром. В диссертации исследованы и разработаны методы измерения и сопоставления предложенных показателей и критериев в динамике, позволяющие устранить некорректность получаемых результатов в условиях высоких темпов протекания инфляционных процессов и недостаточности информационного обеспечения.

3. Проведен анализ современного состояния социально-экономического развития традиционных подсистем, оценены критерии их позиционирования в национальном экономическом пространстве (по площади территориичисленности населения и занятыхпроизводству, распределению и использованию ВРПструктуре первичного, вторичного и третичного секторов экономикиинвестициям в основной капиталсовокупному социально-экономическому потенциалу и динамике указанных показателей за последнее десятилетие). На основе обобщения полученных результатов, а также — критического анализа трудов отечественных и зарубежных ученых сформулировано определение эффективной стратегии социально-экономического развития подсистемы традиционного типа. Показано, что главным принципом повышения эффективности управления данными подсистемами на современном этапе является ориентация на выявление наиболее устойчивых взаимосвязей в развитии региональных подсистем традиционного типа в их взаимодействии с национальным хозяйством и моровым рынком товаров и услуг.

4. Выявлено и показано, что действующая сейчас в стране система формирования финансовых ресурсов региона традиционной направленности, характеризующаяся излишне жесткой централизацией формирования доходных статей бюджетной системы и чрезвычайной децентрализованностью распределения расходных обязательств субрегиональных бюджетов в принципе не способна обеспечить необходимый и желательный уровень их развития. Предложено для устранения этого противоречия при разработке целевых ориентиров стратегии социально-экономического развития маломасштабных регионов традиционной направленности и научном обосновании путей более эффективного использования имеющегося у них социально-экономического и природно-географического потенциалов развития использовать более совершенное методологическое обеспечение. Для вывода экономики на стадию устойчивого развития с производством конкурентоспособных товаров и услуг необходима разработка новых методологических подходов к применению действенных механизмов управления инновациями и инвестиционной деятельностью, в том числе с использованием профицитного потенциала. Теоретическая и методологическая база управления инновациями и инвестиционной деятельностью применительно к условиям развитого рыночного хозяйства достаточно разработана, но до сих пор отсутствует системная проработанность проблем методологического обеспечения управления инновациями и инвестиционной деятельностью с учетом специфики экономики различных типов регионов. Для этого требуется кардинальная модернизация модели межбюджетных отношений. В частности, вместо применяемой в настоящее время, схемы финансовых ресурсов, по существу оторванной от получаемых результатов экономической деятельности, выражаемых показателями и пропорциями ВРП, предложено использовать компенсационный подход, предусматривающий разработку интегрированного баланса социально-экономического развития региона, основанного на объединении показателей СНС и регионального сводного финансового баланса. С учетом этого в диссертации разработаны и предложены схемы формирования бюджета развития с учетом критериев эффективности его реализации. В связи с введением в действие Закона № 131-ФЗ «О местном самоуправлении. .», ориентированном на повышении роли, прав и ответственности муниципальных органов за социально-экономическое развитие на конкретной территории в диссертации проведены расчеты, показана целесообразность и возможность управления и повышения действующей налогооблагаемой системы. В частности, позиция сектора по данному вопросу аргументирована целесообразностью введения одноканальной системы сбора и распределения налоговых платежей. Суть этой системы заключается в том, что вместо множества ныне действующих налоговых платежей может быть введен на каждом иерархическом уровне управления один налог, установленный в проценте к ВДС. Например, на уровне района и города без районного деления 30% от ВДСна уровне города с районным делением и в субъекте федерации — аналогично и т. д.

В результате реализации указанного предложения, как показывают результаты предварительного анализа, можно повысить уровень финансовой обеспеченности социально-экономического развития субъектов РФ, городов и районов, поставить в равные условия органы управления хозяйственных объектов, обеспечить прозрачность налоговой системы страны и регионов, снизить издержки.

5. Осуществлена оценка социально экономического потенциала региональных подсистем традиционной направленности, входящих в состав национальной хозяйственной системы, выявлены особенности и недостатки управления их развитием, обуславливающие ухудшающийся уровень позиционирования в национальной экономике, наиболее явные диспропорции (несоответствие между долями населения и ВРП в составе национальной экономики, более высокая доля продукции сельского хозяйства в объеме ВРПнизкая эффективность использования имеющегося производственно-ресурсного, географического и демографического потенциала).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абалкин J1. И. Избранные труды. В 4-х т. — М.: Экономика. 2000.
  2. JT. И. Логика экономического роста. Институт экономики РАН. 2002.
  3. JI. И. Экономическая энциклопедия М.: Экономика. 1999.
  4. И. Новая корпоративная стратегия / Перевод с англ. СПб.: 1999.
  5. А. И. Наука-техника-экономика. М.: Экономика. 1989.
  6. К. А. Условия стабильного развития экономических систем в современном мире. // Проблемы теории и практики управления. № 2 — М. 2005.
  7. А.Н. Большой экономический словарь. М.: Институт новой экономики. 2002.
  8. А. М. Макроэкономические аспекты методологии регулирования развития экономики региона (на примере республики Дагестан). Дисс. докт. экон. наук. М.: МГУ. 2001.
  9. Э. Ф. Об изменении индексов-дефляторов по отраслям экономики и промышленности // Экономический журнал ВШЭ. № 2.- М. 2002.
  10. А. Р. Уроки посткризисного роста (1999 2001 гг.) // Вопросы статистики. — № 6. — 2002.
  11. И. П., Капустян В. М. Системный анализ: прикладной аспект. М. 1999.
  12. . Е. Основы теории развития системы общественная производственно-природная среда с использованием измеримых величин. Дубна. 2000.
  13. В. В. Инвестиции. СПБ.: Питер. 2003.
  14. П. И. Проблемы теории и практики реформирования региональной экономики. М. 2001.
  15. Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов // Тройка Диалог. -М.: Олимп-бизнес. 1997.
  16. Г. Ю., Визгалов М. В. и др. Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований. М.: Фонд «Институт экономики города». 2002.
  17. Е. Н. Стратегия и экономическая политика государства. М.: Академический проект. 2003.
  18. В. И., Добрынин А. И. Экономическая теория // Учебник М.: ИНФРА-М. 2000.
  19. С. В., Воробьев П. П. и др. Инвестиции. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. 2003.
  20. И. Н. Возможный эффект государственного регулирования в строительстве. М.: Экономист. -№ 3. — 2004.
  21. Е. Т., Дмитриев М. Э, May В. А., Ясин Е. Г. Антикризисная программа действий. // Пути стабилизации экономики России. М. 1999. ф
  22. A. JI. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС. 2001.
  23. Гапоненко A. JL, Панкрухин А. П. Общий и специальный менеджмент,-М.: Изд-во РАГС. 2000.
  24. С. Ю. К оценке «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года» Фонда «Центр стратегических разработок» // Российский экономический журнал. 2000. № 5−6.
  25. С. Ю. Политика экономического роста и интересы России // Пути стабилизации экономики России. М. 1999.
  26. С. Ю., Львов Д. С., Фетисов Г. Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования, — М.: Наука. 1992.
  27. Е. П. Основы маркетинга. М.: Финпресс. 1999.
  28. А. Г. Трансформация экономического пространства России. // Системные проблемы России. Путь в XXI век. М.: Экономика. 1999.
  29. А. Г. Проблемы развития экономических районов. // Системные проблемы России. Путь в XXI век. М.: Экономика. 1999.
  30. А. Г. Основы региональной экономики // Учебник для вузов -М.: ГОУВПО ВШЭ. 2000.
  31. А. В., Шмерлинг Д. С., Вигер И. Н., Кузнецова Т. Ю. Многоуровневое стратегическое моделирование больших национальных проектов // Модернизация экономики России. Социальный контекст. -М.: ГУВШЭ. 2004.
  32. А., Золотарева А., Реус А. О механизмах реализации государственного заказа на строительные работы. // Вопросы экономики. № 12. 2003.
  33. X. А. Организационно экономический механизм устойчивого развития хозяйственного комплекса региона (на примере республики Ингушетия). Дисс. канд. экон. наук. М.: МГСУ. 2003.
  34. В. В. Экономическое прогнозирование в России: реальность и перспективы // Общество и экономика. 1999. № 5.
  35. А. Б., Картышев С. В., Постников А. В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. М.: Филинъ. 1997.
  36. В. JI. Структурирование общественного производства // Российский экономический журнал. 1997. № 11−12.
  37. В. Д. Экономическая теория // Учебник для вузов. М.: Владос. 2002.
  38. Г. Б. Политика социально экономической стабилизации: условия, содержание, институты. — М. 1999.
  39. В. В. Региональные системы в условиях трансформации федеративных отношений. Дисс. докт. экон. наук. М.: ИСА РАН. 2003.
  40. Н. В. Оценки индексов физического объема капитальных вложений // Проблемы прогнозирования. № 6. 2002.
  41. В. П., Шупыро В. М. Территориальное управление экономикой. -М.: ТЕИС. 2001.
  42. А. Ф. Тенденции развития подрядного рынка в индустриальных странах. М. Экономика строительства. № 10. 1995.
  43. В. А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро. 1992) Новосибирск: Изд-во СОР АН. 1992.
  44. С. Б. Формирование макроэкономический платформ в экономике России. Дисс. докт. экон. наук. М.: 2003.
  45. Ф. Маркетинг, менеджмент, анализ, планирование, внедрение, контроль. Питер. 1998.
  46. В. Ю. Формирование и финансирование инвестиционно-строительного комплекса М: Институт проблем региональной экономики РАН. 2004.
  47. Р., Макконел, Стэнли J1. Брю М.: Экономикс. 1992.
  48. М. А. Региональный аспект управления эффективностью инвестиций. Дисс. канд. экон. наук. 2003.
  49. Д. С. Экономика развития. М: Экзамен. 2002.
  50. С. В. Законы структурной эволюции экономических систем. Экономист № 10. 2004.
  51. . Г., Чистяков Е. Г. Моделирование социально -экономического развития субъектов РФ. М.: Вопросы статистики. 2003.
  52. Д. Д. Основы экономической теории. М. 2001.
  53. Н. Н. Региональная экономика // Теория, проблемы, методы. М: Издание 2-е. Экономика. 1978.
  54. Р. М. Экономика развития модели становления рыночной экономики. М.: ИНФРА-М. 2001.
  55. Р. Г., Медведев Б. Г. Методологические вопросы стратегического управления развитием национальной экономики и ее регионами. Вестник Российской Академии естественных наук. Том 6 2006. № 5.
  56. Р. Г. Методическое обеспечение стратегического управления развитием национальной экономики и ее регионами. Вестник Университета. Государственный университет управления. Социология и управление персоналом. 2006. № 10 (26).
  57. Ю. Я. Теория экономического развития К. Кларка // Критика теорий современных буржуазных экономистов. М. 1963.
  58. В. П. Государственное регулирование инвестиций. М.: Наука. 2000.
  59. В. П. Государственное регулирование национальной экономики. -М.: Юрист. 1999.
  60. В. П., Потапов Л. В. Управление региональной экономикой // Учебное пособие.- М.: ТЕИС. 2003.
  61. В. П. Государственное регулирование национальной экономики // Учебное пособие. М.: Юристъ. 1999.
  62. А. П. Маркетинг территорий // Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС. 2002.
  63. О. С. Проблемы социально-экономического обоснования региональной политики // Проблемы прогнозирования. 2002. № 1.
  64. М. Международная конкуренция. М. 1993.
  65. Г. С., Ириков В. А. Программно целевое планирование и управление. — М.: Сов. Радио. 1976.
  66. . А., Лозовский JI. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М. 2001.
  67. Я. А. Проблемы инвестиционной политики России на современном этапе реформ. М.: Вестник РАЕН. Экономика и социология. № 5. 2004.
  68. А. Р. Разработка стратегии социально-экономического развития региона субъекта федерации. Новосибирск. 2001.
  69. И. В., Веретенников И. И. Организация и финансирование инвестиций. М.: Финансы и статистика. 2001.
  70. В. А. Игонина J1. Я. Инвестиции // Учебное пособие — М.: Экономистъ. 2003.
  71. В. В. Геоэкономический взгляд на проблемы глобалистики. МэиМО. № 4. 2004.
  72. И. С. и др. Экономика строительства. М.: Юрайт. 1997.
  73. А. И. Теоретические основы обеспечения безопасности общества. Дисс. Докт. экон. наук. М.: ИЭ РАН. 2002.
  74. JI. А., Ермолаева Ю. В. Изменение макроэкономических пропорций как характеристика эффективности структурных реформ. // Модернизация российской экономики. № 1. 2002.
  75. И. И. Государственное регулирование рыночной экономики // Учебное пособие. -М.: Дело. 2001.
  76. А. П., Репина О. М. Экономика строительства // Учебное пособие. Йошкар-Ола. 2004.
  77. Н. М. Пространственная экономика: теоретико-методологическое и научно-практическое исследование. Дисс. Докт. экон. наук. Екатеринбург. 2003.
  78. А. И. Региональная стратегия устойчивого социально-экономического роста. Екатеринбург. 1998.
  79. Е. А., Монахов Б. Е. Экономика строительства // Учебное пособие. М.: Юриспруденция. 2003.
  80. В. В., Каширин А. И., Швырков Ю. М. Концепция стратегического планирования для России начала XXI века.- М.: МАКС Пресс. 2000.
  81. А. А. Управление экономическим ростом агломераций М. 2005.
  82. Н. В. Управление риском // Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 1999.
  83. В. Н. О содержании понятия «Реальный сектор экономики» и роли материального производства // Российский экономический журнал. 2001. № 11−12.
  84. Л. М. Экономика строительства. СПб. 2003.
  85. Е. Г. Шульга В. А. Экономическая интеграция и национальный экономический рост. М.: Экономика. 2000.
  86. Т. Б. Регионы и их место в экономике России. Вопросы статистики. № 9. 1999.
  87. Й. Теория экономического развития: исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. -М.: Прогресс. 1982.
  88. Е. Г. Модернизация российской экономики: что в повестке дня. Доклад. М.: ГОУВПО ВШЭ. 2001.
  89. Е. Г. Нерыночный сектор. Структурные реформы и экономический рост. М.: ГУВШЭ. 2004.
  90. Bell D. The Coming of Post Industrial Society. Venture in Social Forecasting. — N. — Y. 1973.
  91. Bell D. The Coming of Post Industrial Socie — ty. Venture in Social Forecasting.- № 4. 1973.
  92. Clark С. The Conditions of Economic Progress. L. 1940.
  93. Dicken P. Global Shift. The Internationalization of Economic Activity. L. 1992.
  94. Reich R. The Work of Nations. Preparing Ourselves for 21st Centure Capitalism.-N.-Y. 1992. P. 176.
  95. Sayer A., Walker R. The New Social Economy: Reworking the Division of Labor. Cambridge (Ma) Oxford (UK). 1994. P. 59−61.
  96. Singelmann J. From Agriculture to Services: The Transformation of Industrial Employment. Beverly Hills (Ca.). 1978- Castells M. The Age of Information. Vol. 1: The Rise of the Network Society.- Oxford. 1996. P. 211 -212.
  97. Sayer A., Walker R. The New Social Economy: Reworking the Division of Labor. Gambridge (Ma.) — Oxford (UK). 1994. P. 59−61.
  98. Национальная экономика: Учебник / Под общей ред. акад. РАЕН Н354 В. А. Шульги М.: изд-во Рос. экон. акад., 2002.
  99. Системные проблемы России. Путь в XXI век. М.: Экономика. 1999.
  100. Экономическая энциклопедия. М.: Экономика. 1999.
  101. Ведомости съезда РД РФ и ВС РФ. 1991. № 21.
  102. Социально-экономическое положение южного федерального округа в 2005 году. М.: ФАГС. 2006.
  103. Регионы России. М.: Госкомстат 2004.
  104. Госкомстат России. Регионы России. М.: 2001. 2002. 2003.
  105. Национальные счета России в 1995—2002 годах. М.: Госкомстат России. 2003.
  106. Основы территориального стратегического планирования на принципах широкого общественного участия / Материалы семинара, 2 8 июня 1 июля 2000 г.-СПб.: 2000.
  107. Национальные счета России 1995 2002 г. М.: Госкомстат. 2003.
  108. Концепция социального государства Российской Федерации. М.: 2004.
  109. Социально-экономическое положение республики Дагестан. Госкомстат, январь апрель 2005 г.
  110. Социально-экономическое положение России в 2004-м году. М.: Госкомстат. 2005.
  111. Инвестиционная модель России. МЭ и МО. № 11.2003.
  112. Крупнейшие проектные фирмы мира на международном строительном рынке. М.: Экономика строительства. № 3. 1998.
  113. Стратегия развития малых и средних городов России. Материалы научно-практической конференции / РАГС при Президенте РФ. М.: Каталог. 2001.
  114. Проблемы прогнозирования и стратегического планирования социально-экономического развития региона в современных условиях // Сб. научных трудов Всероссийской научно-практической конференции Чебоксары. 1997.
  115. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. М.: Информэлектро. 1994.
  116. Прогноз развития основных отраслей и секторов мирового хозяйства на 2001−2015 гг. -М.: РАН, ИПЭиМО. 1999.
  117. Межрегиональные экономические связи (анализ и прогнозирование). М.: СОПСи 1992.
  118. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. М.: Финансы и статистика. 2002.
  119. Федеральный закон «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ М. 1998.
  120. Федеральный закон «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 7 мая 1998 г. № 73-Ф3 в редакции от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ.
  121. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.05.1995 // Собрание законодательства РФ. М. 1995. № 35.
  122. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 23 июня 1995 г. № 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ. М. 1995. № 30
  123. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25.09.1997 № 126-ФЗ // Собрание законодательства РФ. М. 1997. № 39
  124. Указ Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» от 03.06.1996 г. № 803 // Российская газета. 1996. 11 июня.
  125. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть от 30.11.94 № 51-ФЗ (редакция от 10.01.2003) — часть 2 от 26.01.96 № 43-Ф3 (редакция от 11.11.2003) — часть 3 от 26.11.2001 № 146-ФЗ.
  126. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ.
  127. Федеральный закон от 25.02.99 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» в ред. ФЗ от 02.01.00 г. № 22-ФЗ.
  128. Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 220 «Об утверждении временного положения о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории РФ.
  129. Закон Республики Дагестан «О государственном совете Республики Дагестан» // Вестник Государственного совета и Правительства Республики Дагестан. Махачкала: 1994. № 5−6.
  130. Федеральный закон Российской Федерации «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ.
  131. Федеральный закон РФ «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ.
  132. Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в отраслях ТЭК» № 123 от 21.07.97 г.
  133. Федеральная целевая программа «Энергоэффективная экономика на 2002−2003 годы и на перспективу до 2010 года» // Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. № 796 с изменениями от 29.12.01 г.
  134. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 // «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация».
  135. Закон об инвестиционной деятельности в РСФСР (в ред. Федерального закона от 19.06.95 № 89-ФЗ) — (в ред. Федерального закона от 25.02.99 № 39-Ф3).
  136. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Официальное издание. М.: НПКВЦ «Теринвест». 1994.
  137. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: (Вторая редакция) // Министерство экономики РФ, ГК РФ по строительству, архитектуре и жилищной политике. ОАО «НПО» М.: Изд-во «Экономика». 2000.
  138. Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81−4.99) // Госстрой России. М. 2000.
  139. Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81- 25.2001) // Госстрой России. М. 2001.
  140. Постановление правительства Российской Федерации от 10 сентября 1997 г. № 1151 «О неотложных мерах по стабилизации и развитию экономики Республики Дагестан».
  141. Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий (МДС 13−1.99)//Госстрой России. -М. 2000.
  142. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. М.: Информэлектро. 1994.
  143. Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов (2-я редакция). Официальное издание. М.: Экономика. 2000.
  144. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. -http://www.economy.gov.ru.
  145. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002−2004гг.)http:// www. economy, gov.ru.
  146. Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 -2000 гг. // Российская газета. 1997. 12 март.
  147. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Российская газета. 1996. 9 апреля.
  148. Концепция стратегии развития строительного комплекса РФ на перспективу до 2010 г.
  149. Стратегия развития РФ до 2010 года // Центр стратегических разработок. Коммерсант. 2000. 12 май.
  150. Паспорта социально-экономического развития городов РФ. М.: Госкомстат РФ. 2003.1. ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
  151. Официальное Интернет представительство Президента Российской Федерации: www.kremlin.ru
  152. Официальное Интернет представительство Министерства экономического развития и торговли РФ: www.economy.gov.ru.
  153. Официальное Интернет представительство Федеральной налоговой службы России: www.nalog.ru
  154. Официальное Интернет представительство Госстроя РФ: www.gosstroy.ru
  155. Официальное Интернет представительство Федеральной службы государственной статистики РФ: www.gks.ru
  156. Официальный Интернет представительство Правительства Республики Дагестан: www. e-dag.ru
  157. Республиканский информационное Интернет представительство: www.riadagestan.ru
  158. Официальное Интернет представительство Председателя Государственного совета Республики Дагестан Магомедова М. М.: www.magomedov.ru
  159. Официальное Интернет представительство Южного Федерального округа РФ: http://southm.info
  160. Статистический портал: http://www.hotlog.ru/
  161. Официальное Интернет представительство Союза промышленников и предпринимателей РФ: www.rspp.ru
Заполнить форму текущей работой