Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Диагностика профессионального мышления на этапе совершенствования мастерства специалиста: На примере специалиста экологического профиля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достоверность и объективность сформулированных в работе положений и выводов обеспечивается методологической обоснованностью исследования, всесторонним анализом психолого-педагогической литературы, многоаспектным рассмотрением проблемы, использованием системы диагностических процедур, включающих в себя различные психологические методики, и комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Совершенствование профессионального мастерства специалиста экологического профиля
    • 1. Л. Понятие об акмеологии
      • 1. 2. Особенности профессиональной деятельности и мышления специалиста экологического профиля
      • 1. 3. Модель специалиста экологического профиля
  • Глава 2. Акмеологический потенциал специалиста экологического профиля
    • 2. 1. Структура акмеологического потенциала
    • 2. 2. Деятельностный компонент акмеологического потенциала
    • 2. 3. Личностный компонент акмеологического потенциала
  • Глава 3. Диагностика профессионального мастерства специалиста экологического профиля
    • 3. 1. Подходы к диагностике
    • 3. 2. Процедуры оценки акмеологического потенциала состояния модели специалиста экологического профиля
    • 3. 3. Валидность и надежность процедур

Диагностика профессионального мышления на этапе совершенствования мастерства специалиста: На примере специалиста экологического профиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Инновационный характер производства, его высокая наукоемкость, приоритетность качества продукции предъявляют высокие требования к работникам всех сфер промышленности. В этой связи подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров придается важнейших проблем современного производства. С целью обеспечения производства необходимым количеством квалифицированных специалистов, владеющих профессиональным мастерством, отвечающих современным требованиям производства и научно-технического прогресса, на многих промышленных предприятиях и учреждениях организованы свои собственные системы профессиональной подготовки персонала.

Проблемы взаимодействия человека с техникой, вопросы его профессиональной подготовки и профотбора привлекали многих ученых, среди которых в первую очередь следует назвать: С. Я. Батышева, А. П. Беляеву, Р. В. Габдреева, Ю. З. Гильбуха, Ю. М. Забродина, Д. Н. Завалишину, Г. М. Зараковского, Э. Ф. Зеер, В. П. Зинченко, Е. А. Климова, А. А. Крылова, Т. В. Кудрявцева, А. Б. Леонову, Б. Ф. Ломова, В. М. Мунипова, К. К. Платонова, Ю. К. Стрелкова, В. Д. Шадрикова и др.

Наука не стоит на месте, создаются новые способы организации труда и режимы эксплуатации оборудования, внедряется система качества ведения работ и сертификации продукции, а с учетом возможности подключения модулей меняется иногда не только режим процесса, но и сама деятельность специалиста. Поэтому многие результаты проведенных ранее исследований на современном этапе требуют определенной коррекции и уточнения. Практически отсутствуют исследования по вопросу формирования и развития профессионального мастерства конкретных специалистов.

При этом актуальна проблема системного описания субъекта деятельности с привлечением наиболее эффективных способов измерения его психологических характеристик в совокупности с современными методами шкалирования. На первый взгляд здесь нет никакой проблемы: бери готовые тестовые методики, проводи обследование, обработай результаты количественно и сделай вывод.

На самом деле, проблема существует как на первом этапе, когда происходит съем информации с помощью известных методик, так и на втором этапе, когда требуется соответствующая обработка и интегрирование результатов.

Значимость для современного общества вопросов экологии требует особое внимание обратить на формирование и развитие профессионального мастерства специалистов экологического профиля, деятельность которых определяет наше будущее.

Цель исследования: выявить специфику профессиональной деятельности специалиста экологического профиляметодологически обосновать, разработать и экспериментально проверить процедуры оценки профессиональной деятельности этих специалистов на этапе совершенствования их мастерства.

Объектом исследования является процесс совершенствования профессионального мастерства специалиста экологического профиля.

Предметом исследования выступает диагностика процесса совершенствования профессионального мастерства специалиста экологического профиля.

Работу специалиста экологического профиля можно отнести к разряду сложных видов профессиональной деятельности. С одной стороны, она требует от исполнителя глубоких профессиональных знаний в области эффективного решения многообразных и сложных профессиональных задач, с другой стороны, характеризуется большим количеством социальных контактов и высоким уровнем психологической напряженности.

Данное положение позволило выдвинуть основную гипотезу исследования — диагностика процесса совершенствования профессионального мастерства специалиста экологического профиля будет успешной, если ее осуществлять, используя универсальную параметрическую модель специалиста, учитывающую профессионально важные качества его личности и деятельности, в рамках комплексного психодиагностического подхода.

Реализация цели исследования и проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась в ходе решения следующих взаимосвязанных задач:

1. Описать процесс совершенствования профессионального мастерства специалиста экологического профиля.

2. Разработать модель профессионально важных качеств высококвалифицированного специалиста экологического профиля, отражающих его личность и деятельность.

3. Выявить и структурировать показатели, позволяющие оценить процесс совершенствования профессионального мастерства специалиста экологического профиля.

4. На базе методологических положений теории диагностики разработать и экспериментально проверить комплекс психодиагностических процедур оценки уровня и динамики профессионального мастерства специалиста экологического профиля.

Теоретической и методологической основой исследования являются концептуальные положения отечественных ученых, представляющих человека как активного субъекта, познающего и преобразующего в процессе деятельности окружающий мир и самого себя, — теория развития личности (К.А.Абульханова-Славская, Л. И. Анциферова, Л. И. Божович, А. В. Брушлинский, Ю. М. Орлов, С. Л. Рубинштейн,.

Е.В.Шорохова и др.), теория деятельности (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.), теория способностей (Б.Г.Ананьев, В. Н. Дружинин, А. Г. Ковалев, В. А. Крутецкий, Н. Д. Левитов, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др.), акмеология (Деркач, Н. В. Кузьмина, Ситников и др.), деятельностного подхода (Г.В.Суходольский, В. Д. Шадриков и др.), личностно-деятельного подхода (Р.В.Габдреев, Т.В.Кудрявцев).

Сложный комплексный характер исследований оказался необходимо связан с психологией личности и ее психодиагностикой (А.Адлер, Б. Г Ананьев, А. Г. Асмолов, В. Н. Дружинин, Д. Зиглер, З. Фрейд, Л. Хьелл, А. Г. Шмелев, К. Юнг, и др.), с общей теорией систем (Р. Акофф, Л. Берталанфи, М. Месарович, В. Н. Садовский.), с математической психологией (Г.Е.Журавлев, В. Ю. Крылов, А. Д. Логвиненко, Г. В.Суходольский), основаниями направлений психологии труда, инженерной психологии и эргономики (Г.М.Зараковский, В. П. Зинченко, Е. А. Климов, В. М. Мунипов и др).

Для системной организации указанных выше принципов и направлений наиболее удобным оказался междисциплинарный подход (В.П.Зинченко, П. В. Симонов, В.Б.Устьянцев).

Методы диссертационного исследования включали: теоретический анализ проблемы, теоретическое моделирование, ситуационный анализ, эмпирические методы (констатирующий и формирующий психологический эксперимент, прямое и косвенное наблюдение, анкетный опрос, самооценка и экспертные оценки), психологическое тестирование, математические методы статистической обработки, сравнительный, корреляционный и логический анализ результатов эксперимента.

Опытно-экспериментальной базой исследования был Учебный центр по переподготовке и повышению квалификационного уровня специалистов — управленцев Минприроды РТ «Табигать». За период исследования приняли участие 159 квалифицированных специалистов экологического профиля разных возрастных категорий, имеющих рабочий стаж более 7 лет.

Организация исследования осуществлялась в три этапа (период с 1997 по 2002 гг.).

Первый этап (1997;1998 гг.) — поисковый: осуществлялось изучение современного состояния проблемы в теории и практике совершенствования профессионального мастерстваопределялись задачи и методы исследования.

Второй этап (1999;2000 гг.) — заключался в определении сущности, содержания и структуры процесса повышения профессионального мастерства специалиста экологического профилябыла разработана параметрическая модель специалиста, выделен и структурирован интегральный критерий — акмеологический потенциал.

Третий этап (2001;2002 гг.) — был посвящен разработке и апробации психодиагностик оценки компонент акмеологического потенциала, оценке валидности и надежности этих процедур, формулировке окончательных выводов исследования.

На защиту выносится следующее:

1. Модель специалиста экологического профиля, учитывающая профессионально важные качества его личности и деятельности и позволяющая количественно оценить уровень и динамику процесса совершенствования профессионального мастерства.

2. Понятие и структура акмеологического потенциала, выступающего в роли интегрального показателя совершенствования профессионального мастерства специалиста экологического профиля.

3. Процедуры диагностики компонент акмеологического потенциала.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: впервые проведено комплексное изучение профессионально значимых качеств квалифицированного специалиста экологического профиля;

— теоретически обоснована и разработана параметрическая модель специалиста экологического профиля, позволяющая оценить уровень и динамику процесса совершенствования профессионального мастерства;

— введен и структурирован интегральный показатель совершенствования профессионального мастерства специалиста экологического профиля — акмеологический потенциал, учитывающий особенности личностной и деятельностной сторон такого специалиста;

— разработаны процедуры оценки компонент акмеологического потенциала.

Практическая значимость исследования заключается в его научно-практической направленности, связанной с принципиальной возможностью использования содержащихся в нем теоретических положений и выводов для совершенствования системы совершенствования профессионального мастерства специалистов экологического профиля, а также для развития и формирования у них профессионально значимых личностных и деятельностных качеств (элементы модели специалиста экологического профиля структурированы до базовых умений и навыков, тестируемых и интерпретируемых однозначно). Предложенное диагностическое обеспечение позволяет объективно оценивать динамику процесса совершенствования профессионального мастерства специалистов экологического профиля (процедуры компонент акмеологического потенциала валидны и надежны и базируются на единой схеме оценки).

Достоверность и объективность сформулированных в работе положений и выводов обеспечивается методологической обоснованностью исследования, всесторонним анализом психолого-педагогической литературы, многоаспектным рассмотрением проблемы, использованием системы диагностических процедур, включающих в себя различные психологические методики, и комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели и объекту исследования, а также применением качественного анализа, базирующегося на фундаментальных положениях психологической науки, и количественного анализа полученных в ходе эксперимента результатов с использованием аппарата математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе экспериментально-практической работы на курсах подготовки и повышения квалификации специалистов экологического профиля.

Основные теоретические положения и выводы в виде докладов и сообщений обсуждались на заседаниях кафедры инженерной психологии КГТУ им. А. Н. Туполева и научно-практических конференциях в Казани (2001,2002 гг.).

Ряд предложений и практических рекомендаций по отбору инструкторов производственного обучения и оценке их профессионально-педагогической деятельности внедрены в практику работы Учебного центра «Табигать».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав основной части, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений, включающих таблицы, диаграммы, экспертную анкету, образцы характеристик по результатам психологического тестирования и экспертных оценок.

Выводы по третьей главе.

1. Согласно современному общенаучному представлению, под термином «диагностика» подразумевают распознавание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении.

Диагностический вывод — это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий.

2. Из всех подходов к оценки в рамках психологического эксперимента (решения какой-то психологической задачи) интерес для нас представляют следующие: квалиметрический, экспертный, тестовый.

Использование квалиметрических и экспертных методов приводит к возникновению большого числа проблем измерения. В большинстве работ по проблеме измерений во главу угла ставятся задачи выявления тех свойств объектов, которые могут быть измерены, и создания валидного и надежного в статистическом понимании инструментария для проведения измерений в психологии. Эта проблема может быть относительно несложно разрешена в рамках тестового подхода. Однако, тестовый метод имеет свои недостатки.

Ни один из методов не может быть использован как единственный и универсальный при оценки состояния модели профессионала. В данном случае необходим комплексный подход, заключающийся в использовании достоинств всех методов для получения корректной и достоверной оценки.

3. Общий алгоритм реализации тестового подхода имеет следующий вид:

— выявление и качественное описание предмета измерения характеристик, признаков объектов;

— составление измерителей — тестов, контрольных заданий, теоретических критериев;

— шкалирование — конструирование шкал, которым соответствуют измерители;

— психологический эксперимент или наблюдение, определение первичных, «сырых» данных измерения;

— математико-статистическая обработка первичных данных;

— интерпретация результатов.

4. Процедура оценки акмеологического потенциала и состояния модели специалиста экологического профиля базируется на использовании выражения следующего типа:

П = Alx К1 + А2хК2+ ., где П — какой-то интегральный показательК1, К2,.- компоненты интегрального показателяА1, А2,.- весовые коэффициенты компонент.

Интегральным показателем в нашем исследовании является акмеологический потенциал, компоненты которого были введены в первом параграфе данной главы.

5. Профессиональная готовность определяется совокупностью профессионально значимых умений и навыков (3i), входящих в Проф.Г. со своими весовыми коэффициентами (Ki):

Проф.Г. = К1 х Э1 + К2 х Э2 +.

6. Креативность выступает как универсальная творческая способность и определяется по Дж. Гилфорду оригинальностью (Ор), семантической гибкостью (СГ), образной адаптивной гибкостью (ОАГ), семантической спонтанной гибкостью (ССГ), способностью поставить проблему (СПП) и способностью решить проблему (СРП). Кроме того, необходимо выделить как отдельный компонент интуицию (И). Таким образом:

ТП = В1 х Op + В2 х СГ + ВЗ х ОАГ + В4 х ССГ + В5 х СПП + В6 х СРП + В7 х И, где Bi — весовые коэффициенты компонент творческого потенциала.

Компоненты модели Гилфорда могут быть измерены с помощью разработанных в психологии методик, интуиция может быть представлена как интегральная характеристика базовых операции интуиции.

7. Выражение, характеризующее уровень сформированное&tradeмотивации:

М = AlxMl + А2хМ2 + .+ А8хМ8 = А1 (С 1.1×01 +С1.2×02 + .)+А2(С2.1×01 + С2.2×02 +.)+. где Ml, М2,.М8 — критерии сформированное&tradeотдельных мотивовА1, А2,.А8 — весовые коэффициенты отдельных мотивов в рамках учебной мотивации- 01, 02,.- критерии сформированности отдельных мотивационных операцийCl. l, С1.2,.- весовые коэффициенты мотивационных операций в рамках MlС2.1, С2.2,.- весовые коэффициенты мотивационных операций в рамках М2 и так далее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итог проведенному исследованию, сформулируем полученные в нем основные выводы:

1. Акмеология — это наука о наивысших достижениях в области профессионального мастерства.

Имея своим объектом профессиональную деятельность, акмеология рассматривает и изучает ее с точки зрения проблемы повышения продуктивности деятельности, выявления закономерностей и факторов совершенствования и достижения вершин профессионального мастерства.

Тесная связь акмеологии с различного рода возникающими практическими проблемами, связанными со становлением и совершенствованием профессионального мастерства, а также с попытками разрешения этих проблем на практике — явилась существеннейшим фактором развития и теоретического становления самой акмеологии.

2. Экологическое воспитание является частью формирования мировоззрения, закладывающего основы экологической культуры человека. Экологическое воспитание представляет собой деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности, накопление экологических знаний, формирования умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы. Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения и самостоятельного профессионального развития.

3.Очевидны следующие особенности, отражающее суть и пути решения экологических проблем: системность (комплексность, интегративность), прогностичность и модельность.

4. В отношении специалиста экологического профиля правомочно поставить вопрос о моделировании любого элемента его деятельности, но, ограничиваясь исследованием процесса профессионального совершенствования, интерес представляет вопрос о моделировании сформировавшегося специалиста. При этом, под моделью можно будет понимать либо совокупность параметров, характеризующих личность и деятельность специалиста, либо его квалификационную характеристику.

5. Основными видами профессионально — практической деятельности для специалистов экологического профиля являются: научно — исследовательская, проектно — производственная, контрольно — экспертная, педагогическая.

Обобщенной задачей деятельности является управление природопользованием в экологических службах ведомств, муниципалитетов и предприятий, в проектных организациях.

6. Качество профессионального обучения и развития специалиста, являясь интегральной характеристикой состояния и результативности обучения и развития, определяется, в конечном счете, потенциальными возможностями подготавливаемого и развивающегося специалиста.

Потенциал — это качественное или количественное отражение имеющегося набора обстоятельств и способностей, предполагающих некоторую латентную возможность. То есть, это показатель того, что некоторые свойства или способности смогут быть использованы, разовьются или появятся.

7. Акмеологический потенциал специалиста — характеристика возможности его дальнейшего профессионального совершенствования и выступает как интегративный критерий при оценке этого процесса.

Основными компонентами готовности к профессиональному совершенствованию (акмеологического потенциала — АкП) можно считать профессиональную компетентность (ПК) и личностный потенциал (ЛП):

АкП = ПК + ЛП.

Акмеологический потенциал имеет две компоненты: деятельностную и личностную.

8. Деятельностной компоненте (ДК) соответствует выражение:

ДК — ПК, где ПК — это профессиональная компетентность.

Для рассмотрения сути и структуры деятельностной компоненты акмеологического потенциала полезным оказывается использование представления о «технологии». Понятие «технология», означающее упорядоченную совокупность действий, пришедшее на смену набору движений как элементу анализа деятельности, оказалось очень эффективным средством исследования различных видов профессиональной деятельности.

9. Структура личностной компоненты акмеологического потенциала имеет следующий вид:

ЛП = МП + ТП + Пр. С, где МП — мотивационный потенциал, характеризующий потребностномотивационную сферу личностиТП — творческий потенциал, характеризующий достаточно высокий уровень интеллектуальной активностиПр.С. — профессиональное самосознание, «выродившееся» в самосознание.

Дополнительная информация в акмеологическом исследовании может быть получена из таблицы корреляционных взаимосвязей профессионально важных свойств личности.

10. Согласно современному общенаучному представлению, под термином «диагностика» подразумевают распознавание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении. Диагностический вывод — это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий.

11. Из всех подходов к оценки в рамках психологического эксперимента (решения какой-то психологической задачи) интерес для нас представляют следующие: квалиметрический, экспертный, тестовый.

Использование квалиметрических и экспертных методов приводит к возникновению большого числа проблем измерения. В большинстве работ по проблеме измерений во главу угла ставятся задачи выявления тех свойств объектов, которые могут быть измерены, и создания валидного и надежного в статистическом понимании инструментария для проведения измерений в психологии. Эта проблема может быть относительно несложно разрешена в рамках тестового подхода. Однако, тестовый метод имеет свои недостатки.

Ни один из методов не может быть использован как единственный и универсальный при оценке состояния модели профессионала. В данном случае необходим комплексный подход, заключающийся в использовании достоинств всех методов для получения корректной и достоверной оценки.

12.Процедура оценки акмеологического потенциала и состояния модели специалиста экологического профиля базируется на использовании выражения следующего типа:

П = AlxKl + А2хК2 +., где П — какой-то интегральный показательК1, К2,. — компоненты интегрального показателяА1, А2,. — весовые коэффициенты компонент.

Интегральным показателем в нашем исследовании является акмеологический потенциал, компоненты которого были введены в первом параграфе данной главы.

13. Профессиональная готовность определяется совокупностью профессионально значимых умений и навыков (3i), входящих в Проф.Г. со своими весовыми коэффициентами (Ki):

Проф.Г. = К1 х Э1 + К2 х Э2 +.

14.Креативность выступает как универсальная творческая способность и определяется по Дж. Гилфорду оригинальностью (Ор), семантической гибкостью (СГ), образной адаптивной гибкостью (ОАГ), семантической спонтанной гибкостью (ССГ), способностью поставить проблему (СПП) и способностью решить проблему (СРП). Кроме того, необходимо выделить как отдельный компонент интуицию (И). Таким образом:

ТП = В1 х Op + В2 х СГ + ВЗ х ОАГ + В4 х ССГ + В5 х СПП + В6 х СРП + В7 х И, где Bi — весовые коэффициенты компонент творческого потенциала.

Компоненты модели Гилфорда могут быть измерены с помощью разработанных в психологии методикинтуиция может быть представлена как интегральная характеристика базовых операции интуиции.

15. Выражение, характеризующее уровень сформированности мотивации:

М = AlxMl + А2хМ2 + .+ А8хМ8 = А1 (Cl.lxOl + С1.2×02 + .) +А2 (С2.1×01 + С2.2×02 +.)+. где Ml, М2,.М8 — критерии сформированности отдельных мотивовА1, А2,.А8 — весовые коэффициенты отдельных мотивов в рамках учебной мотивацииOl, 02,.- критерии сформированности отдельных мотивационных операцийCl. l, С1.2,.- весовые коэффициенты мотивационных операций в рамках MlС2.1, С2.2,.- весовые коэффициенты мотивационных операций в рамках М2 и так далее.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991.
  2. Абульханова-Славская К.А., БрушлинскийА.В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. М., 1989.
  3. В. С. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982. 199 с.
  4. Актуальные вопросы организационно-психологического обеспечения работы с кадрами. М., 1989. -153 с.
  5. Актуальные проблемы социопсихологии и управленческой деятельности. -М., 1991.
  6. В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М., 1992.
  7. М. К., Борисова Е. М., Гуревич К. М., Козлова В. Т., Логинова Г. П. Руководство к применению теста структуры интеллекта Рудольфа Амтхауэра. Обнинск, 1993.
  8. А. Психологическое тестирование. СиБ, 2001 — 688с.
  9. .Г. Избранные психологические труды. Т. 1,2. М., 1980. Ю. Андронов В. П. Психологические основы формирования профессионального мышления. — Саранск: Изд-во Мордовского ГУ, 1991. -82 с.
  10. П.Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. -М., 1977.
  11. А.Г. Основные принципы психологической теории деятельности // А. Н. Леонтьев и современная психология. М.: Изд-во МГУ, 1983.
  12. А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  13. В.Г. Системность и общество. М.:Наука, 1980 — 250с.
  14. П.В., Сазонов Б. В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности. М., 1988.
  15. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества РнД, 1983.
  16. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур (Penquin). В 2-х Т. М.: Вече, ACT, 2000.
  17. Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности. // Психология формирования и развития личности. М, 1981 — с. 159−177.
  18. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб.: Лениздат, 1992. — 400 с.
  19. Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988.
  20. Н.Н., Петровская Л. А. О методах активной социально-психологической подготовки // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1971, № 1.
  21. А.А. О предмете акмеологии // Психологический журнал, 1993, Т. 14, № 5.
  22. А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л., 1970.
  23. К. И. О профессиональном становлении специалиста в педагогическом вузе и совершенствование профессиональных знаний педагогических кадров. 4.1.-Л., 1987.
  24. Е.М. О применении социально-психологических методов в изучении становления профессионала // Психологическая диагностика, ее проблемы и методы / Под ред. К. М. Гуревича. М., 1975. — С. 142−161.
  25. Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М&bdquo- 1981. -С. 159−177.
  26. Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М., 1991.
  27. И.В., Шмелев А. Г. Комплекс игровых методик для диагностики свойств темперамента. В кн: Практикум по психо диагностике. Прикладная пси ходи агностик а. — М: Изд-во Моск. ун-та, 1992, с. 76−83.
  28. Ван Дейк Т. А. Язык, познание, коммуникация. М.: Прогресс, 1989.
  29. Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984.
  30. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  31. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. -М., 1973.
  32. Восприятие. Механизмы и модели. М., 1974.
  33. Л.С. Избранные психологические труды. М.: Изд-во АПН РСФСР,' 1956.
  34. Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
  35. Р.В. Методология. Теория. Психологические резервы инженерной подготовки. М.: Наука, 2001.- 167с.
  36. Р.В. Пространство, время, движение в профессиональной деятельности инженера. / Антология современной психологии конца 20 века. Казань, 2001.-е. 156- 170.
  37. П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1977.
  38. П.Я. Методы обучения и умственное развитие. М., 1985.
  39. П.Я., Талызина Н. Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий // Вестник МГУ, Серия 14, Психология, 1979, № 4.
  40. А.К. Трудовые установки. М.: Экономика, 1973.
  41. . Что такое психология? Т. 1,2.- М., 1992.
  42. Дж. Психология и география: основы поведенческой географии. -М.: Прогресс, 1990. 304 с.
  43. Е. И., Кроник А. А. К исследованию мотивации жизненного пути личности: техника «каузометрии». В кн.: 40. Мотивация личности. Под ред. А. Л. Бодалева, — М.: АПН СССР, 1982, с. 99−107.
  44. P.M., Березная И. Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991 -272с.
  45. Г. А., Шмелев А. Г. Диагностика менеджерского стиля с помощью компьютерной игры и тест-опросника. Вестник Моск. ун-та. Психология, 1994, т. 2, с. 59−66.
  46. К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970.
  47. М. А, Шмелев А. Г. Опыт взаимного дополнения методов в компьютерной психодиагностике коммуникативных диспозиций. Вестник Моск. ун-та. Психология, 1993, 3, с. 66—69.
  48. Дистанционное наблюдение и экспертная оценка. М.: Наука, 1982. -108 с.
  49. В. Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1990, ч. 1−2.
  50. А.А. Перспективность акмеологических исследований // Материалы первой годовой научной сессии РАУ. М., 1993.
  51. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: Российская академия управления, 1993. — 23 с.
  52. А. А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: Социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. Вып. 1−2. М.: Луч, 1993.-72 С.
  53. B.C., Макаревич В. Н. Игровые методы в прикладной социологии. // Социология труда: Учебник/ Под ред. Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко, В. В. Щербины. М.: Изд-во МГУ, 1993.
  54. Ю.В. Деловая соционика. М.: ЗНО Бизнес — школа «Интел -Синтез», 2001 — 184с.
  55. Ю.С., Гйнетдинов М. Л. Компьютеризация управления в системе образования: Совершенствование УВП с помощью ЭВМ. -Казань: Инкора пресс, 1994. — 80с.
  56. Интеллектуальная культура специалиста: Сборник научных трудов АН СССР. Новосибирск: Наука, 1988. -266 с.
  57. Ю.В. Психология успеха. М., 1992.
  58. А.С. Технология педагогического эксперимента. Глазов, 1999- 192с.
  59. ЕС., Радзиховский JI.A. К проблеме амбивалентности мотивов // Мотиваципнная регуляция деятельности и поведения личности. -М., 1988.
  60. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983. — 96 с.
  61. Е. Л. Как выбирать профессию. М., 1990.
  62. Когнитивная психология // Материалы финско-советского симпозиума. М.: Наука, 1986.
  63. Кон И.С. В поисках себя. Личность и самосознание. М.: Политиздат, 1984.
  64. Т.В. Исследование психологических особенностей профессионального становления личности // Методологические проблемы повышения эффективности психолого-педагогических исследований. М., 1985.-С.132−143.
  65. Т.В., Сухарев А. В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения // Вопросы психологии, 1985, № 1, с. 88−93.
  66. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения // Вопросы психологии, 1983, № 2, с. 51−59.
  67. Н.В. Педагогическая деятельность мастера // Проблемы дидактики производственного обучения. М., 1978.
  68. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М., 1989.
  69. Курс практической психологии для высшего управленческого персонала. -Можайск, 1992.
  70. И.Д. Мастерство делового взаимодействия. // Методическое пособие для менеджера. М.: ЦМИПК при МИСИ им. Куйбышева, 1989.
  71. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  72. А.Н. Избранные психологические произведения в двух томах. М.: Педагогика, 1983.
  73. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.
  74. Р.А. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на другие стороны жизнедеятельности: Автореф. дисс. канд. псих. наук. -Л., 1981.-24 с. 81 .Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси: Мецниереба, 1984.
  75. В.М., Ямпольский Л. Т. Ведение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. — 319 с.
  76. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. -701 с.
  77. В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985.- 319 с. 8 5. Методики диагностики природных психофизиологических особенностей человека. М., 1992.
  78. Е.А. Психология формирования общетрудовых умений: Автореф. докт. пед. наук, 1968. 55 с.
  79. Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. -М.: Прогресс, 1965.
  80. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. -М.: Высшая школа, 1987−230с.
  81. Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1988. -116с.
  82. Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979.
  83. Основы общей и прикладной акмеологии / Учебное пособие. М.: Росс, акад. гос. службы при Президенте РФ, Военн. акад. им Ф. Э Дзержинского, 1994.
  84. Основы общей и прикладной акмеологии / Под рад. А. А. Деркача, рукопись / М.: РАГС, 1994.
  85. А. В. Личность, деятельность, коллектив. М.: Политиздат, 1982.
  86. В.М. Научно педагогическая информация: Словарь -справочник. М.: Новая школа, 1995 г.
  87. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования (под ред. К. М. Гуревича) М., 1981.
  88. К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина, 1975. -269с.
  89. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М.5 Высшая школа, 1981. 175с.
  90. К.К. О знаниях, навыках и умениях. М., 1963.
  91. В.И. Психодиагностика индивидуального сознания. //Общая психодиагностика. М.: Изд-во МГУ, 1988.
  92. Психология личности. Тесты. М.: Изд-во МГУ, 1982.
  93. З.Н. Психологические основы профессионального обучения. М.: Издательство МГУ, 1985.
  94. С.Л. Основы общей психологии. Т. 1,2. М., 1989.
  95. Т.Н. Пути формирования деловых и личностных качеств руководителя в условиях бригадной формы организации труда: Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1984. — 23 с.
  96. B.C., Шмелев А. Г. Психосемантическое исследование актуализации социально ролевых стереотипов. // Вопросы психологии, 1986, № 1, с. 124.
  97. А.П. Акмеологический тренинг программно-целевой направленности. М.: Луч, 1995.
  98. А.П. Психотехнология «Новый я». //Акмеология, 1995, № 2.
  99. А.П., Деркач А. А. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: Росс. Акад. управления, 1993. — 72 с.
  100. Е. Т., Федотова Е. О. Апробация методики косвенного измерения системы самооценок (КИСС). Вестник Моск. университета. Психология, 1982. т. 3, с. 77−81.
  101. Социология труда: Учебник / Под ред. Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко, В. В. Щербины. М.: Изд-во МГУ, 1993. — 368 с.
  102. ПО.Субетто А. И. Концепция стандарта качества базового высшего образования. М.: Исследовательский центр по проблемам качества подготовки специалиста, 1992.
  103. Ш. Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд во Моск. ун-та, 1983. -284с.
  104. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983.
  105. З.Узнадзе Д. Н. Основные положения теории установки труда. Тбилиси, 1941.
  106. А.В. Психологические методы работы с кадрами. М.: МИУ им С. Орджоникиндзе, 1984. — 72 с.
  107. А.В. Работа с кадрами: психологический аспект. М., 1990.
  108. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 367 с.
  109. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам / Ред. и авторы предисловия Ю М. Забродин, В. И. Похилько. М: Прогресс, 1987. -236 с.
  110. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я». М., 1925.
  111. X. Мотивация и деятельность. Т.1,2. М.: Педагогика, 1986.
  112. B.C. Экспертные оценки в педагогическом исследованиях. -М.: Педагогика, 1989.
  113. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М. 1982.-184 с.
  114. П1ванцара И. и кол. Диагностика психического развития. Авиценум, Прага, 1978.
  115. В. Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1984.- 320 с.
  116. А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: Изд- во Моск. ун-та, 1983. 158 с.
  117. А.Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика: объектная и субъектная парадигмы анализа данных. // Вопросы психологии, 1982, № 5, с.36−46.
  118. А. Г. Психодиагностика и новые информационные технологии. В кн.: Компьютеры и познание. — М.: Наука, 1990, с. 87−104.
  119. А. Г. Персоплан психотехнический инструмент жизненного выбора. — В кн.: LifeLine и другие. Новые методы психологии жизненного пути. Под ред. А. А. Кроника. — М.: Прогресс, Культура, 1993, с. 96−106.
  120. А. Г. Психометрические основы психодиагностики. В кн.: Общая психодиагностика (ред А. А. Бодалев, В. В. Столин). М.: Изд-во Моск. ун та, 1987, с. 53 -112.
  121. Экспериментальная психология /Под ред. П. Фрис и Ж.Пиаже. М.: Прогресс, 1975.
  122. Т.Л. Психологический анализ профессионального становления мастера ПТУ: Дисс. канд. психол. наук. М., 1987.
  123. Н.Р., Якушин С. Б. Рефлексия и диалог // Рефлексия в науке и обучении.-Новосибирск, 1989.
  124. Т. Личность и общество. М.: Прогресс, 1973.
  125. Л. А. Социально-психологическое прогнозирование профессионального развития руководителя: Автореф. дис.
  126. Badarocco J., Ellsworth R., Leadership and the Quest for Intergrity. -Boston, 1989.
  127. Batra R. The Great Depression of 1990: Why Its Got to Happen-How to Protect Yourself. New York: Simon and Schuster, 1987.
  128. Belasco J. A, Teaching the Elephant to Dance: Empowering Change in Your Organization. New York: Crown Publishers, Inc., 1990.
  129. Below P.J., a.o. The Executive Guide to Strategic Planning. San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1989.
  130. Bennet R. Organizational Behavior. London, 1991.
  131. Bennis W., Burt N. Leaders: The Strategies for Taking Charge. New York: Harper and Row, Publishers, 1985.
  132. Berthel J. Furungskraft 2000. Harvard-Manager, 1987, #3, p. 114−118.
  133. Blake R.R. a.o. Change by Design. Reading: Addison-Wesley Publishing Company, 1989.
  134. Blanchard K., Oncken W., jr., Burrows H. The One Minute Manager Meets the Monkey. New York: William Morrow and Company, Inc., 1989.
  135. Blanchard K., Peall N. The Power of Ethical Management. New York: Fawcett Crest, 1988.
  136. Block P. The Empowered Manager: Positive Political Skills at Work. San Francisco: Jossey-Bass publishers, 1987.
  137. Bloom A. The Closing of the American Mind. New York- Simon and Schuster, 1987.
  138. Boak G., Stephemson M. Management Learning Contracts From Theory to Practice: Part I Theory. — J. Eur. and Train, 1987, vol.11, 4, p.4−6.
  139. Bois J.S. The Art of Awareness. Wm. C. Brown Co. Publishers, 1966.
  140. Bolles R.N. The 1987 What Color is Your parachute? Berkeley: Ten Speed Press 1987.
  141. Boss R.W. Organization Development in Health Care. Reading: Addison-Wesley Publishing Company, 1989.
  142. Brown L. R, a.o. State of the Worid 1990. New York: W.W.Norton & Company, 1990.
  143. Cameron-Bandler L. Solutions San Rafael: FuturePace, Inc., 1985.
  144. Certon M., Davies 0. The Great Job Shake-Out- How to Find a New Career After the Crash. New York: Simon and Schuster, 1988.
  145. Crosby P. B. The Eternally Successful Organization: The Art of Corporate Wellness. -New York: McGraw-Hill Book Company, 1988.
  146. James R.I. The No-Nonsense Guide to Common Sense Management. -Orangevale: Randolph I. James, 1990.
  147. McCann D. How to influence others at work. Oxford, 1993.
  148. Walton M. The Deming Management Method. New York: Perigee Books, 1986.
  149. Wang D. An. Lessons: An Autobiography. Reading: Addison-Wesley Publishing Co., 1986.
  150. Waterman R.H. The Renewal Factor: How the Best Get and Keep the Competitive Edge. -Toronto: Bantam Books, 1987.
  151. S.L., Dubin S. (editors). Maintaining Professional Competence: Approaches to Career Enhancement, Vitality, and Success Throughout a Work Life. San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1990.
Заполнить форму текущей работой