Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические деформации смысловой сферы юношей, находящихся в условиях следственного изолятора

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуализированные потребности жестко определяют смыслы конкретных действий, утрачивается сложный полимотивированный характер поступков. Жизнь подследственных юношей — это цепь не очень связанных между собой эпизодов, очерчиваемых циклами актуализации — удовлетворения потребностей. Основная направленность смысловой регуляции — защитная, служащая избеганию угрожающих ситуаций (хотя есть и те, кто… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Психологические характеристики смысловой сферы в юношеском возрасте и причины её деформации
    • 1. 1. Основные составляющие смысловой сферы личности и факторы её детерминации
    • 1. 2. Особенности смысловой сферы в юношеском возрасте 35 1.3 Исследования смысловых образований личности в рамках 54 пенитенциарной психологии
  • Выводы к
  • ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. Методическое обеспечение исследования 71 особенностей смысловой сферы и смысложизненных стратегий юношей
    • 2. 1. Характеристика основных диагностических подходов в 71 процессе исследования смысловой сферы в период юности
    • 2. 2. Диагностика эгоцентрированных компонентов 76 смысложизненных ориентаций
    • 2. 3. Диагностика группоцентрированных компонентов 87 смысложизненных ориентаций
    • 2. 4. Диагностика просоциальных центраций как компонентов 97 смысложизненных ориентаций
  • Выводы к
  • ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 3. Деформация центраций смысловой сферы и 105 регрессия траекторий смысложизненных стратегий юношей в условиях следственного изолятора
    • 3. 1. Результаты диагностического исследования центраций 105 смысловой сферы
    • 3. 2. Смысложизненные стратегии юношей в условиях 130 следственного изолятора — деформация и регрессия смысложизненных ориентаций
  • Выводы к ГЛАВЕ

Психологические деформации смысловой сферы юношей, находящихся в условиях следственного изолятора (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В кризисном обществе, а наше государство находилось в этой ситуации более десятилетия, количество факторов, влияющих на криминогенную ситуацию, увеличивается. Этому способствуют проблемы с трудоустройством, свертывание культурных, спортивных, оздоровительных программ, падение уровня жизни в стране, снижение социальных гарантий получения молодежью образования и профессии. В пространстве социально-экономических перемен и обострения общественных противоречий происходит утрата жизненных смыслообразующих идеалов, изменение ценностей в общественном и индивидуальном сознании. Криминологи признают решающее влияние условий социальной жизни на характер, уровень и структуру преступности. Это негативное социальное явление «запускает» внутренний механизм, существенно влияющий на сохранность и стабильность государства в целом. На этом фоне возрастает социальная дезадаптация подростков и юношей в форме делинквентного, криминального поведения. И закономерно, что в последние годы значительно увеличилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними (129).

Реформы последних лет, изменившие социальное устройство России, сопровождаются активными изменениями в сфере уголовно-исправительной политики государства. Несмотря на происшедшие позитивные сдвиги в направлении гуманизации процесса защиты личности в период проведения следствия, вынесения приговора и исполнения наказания, существует проблема противостояния деятельности сотрудников исправительных учреждений по ресоциализации осужденных и асоциальной устойчивости криминальной субкультуры. Среди молодежи достаточно распространенными являются мнения, согласно которым действующая система права неэффективна, так как «люди не соблюдают законы», «закон неодинаков для всех», «в судебной системе доминирует обвинение („им лишь бы дать срок“)», «непонятна логика судей при вынесении наказания», «не учитываются все обстоятельства дела». Уже в следственном изоляторе (а иногда подследственные находятся там достаточно долго) существует и функционирует своеобразная неформальная структура общения и взаимодействия подследственных друг с другом, происходит интроекция криминальных стереотипов, редуцированных и противоправных ценностей. В связи с этим, изучение ценностей и приоритетных жизненных целей у юношей, находящихся в условиях следственного изолятора, необходимо не только для осмысления существующей правовой реальности и совершенствования государственной политики борьбы с преступностью, но и для подготовки специалистов, профессионально-ориентированных (психологи, воспитатели) на повышение эффективности исправительного процесса в местах лишения свободы.

В настоящее время все еще недостаточно изучены смысловые особенности тех, кто совершает противоправные действия, что, безусловно, является серьезным препятствием при организации ресоциализационной работы. В отечественной пенитенциарной практике личностные особенности людей, совершивших преступления, рассматривались в работах А. Д. Глоткина, М. Г. Дебольского, В. Г. Деева, A.B. Дмитрова, А. Г. Ковалева, A.B. Наприс, О. Ю. Михайловой, A.C. Михлина, В. Ф. Пирожкова, В. М. Позднякова, В. П. Сафонова, В. А. Семенова, Е. В. Чернышовой. В рамках юридической психологии в работах JI.B. Алексеевой, И. А. Горьковой, Ю. Л. Метелецы, С. С. Шипшина анализируется проблема психологических характеристик субъекта преступления и особенностей проявления субъектности его деяния по разным уголовным делам. Однако эти исследования в основном посвящены личностным особенностям совершеннолетних и уже на этапе исполнения наказания. Что происходит с несовершеннолетним юношей в период его нахождения в следственном изоляторе и как влияет этот кризисный этап на дальнейшие смысложизненнные ориентации (особенности направленности личности, самооценку, самоотношение, ценностные ориентации, жизненные планы и т. д.) — в психологии пока еще малоразработанная проблема. А. Р. Ратинов считает, что от трети до половины несовершеннолетних правонарушителей не осознают последствий своих поступков, для них характерны завышенная самооценка, склонность к фантазиям и низкая критичность к своим поступкам и, как следствие, — отсутствие тех ценностно-смысловых конструктов, которые характеризуют устойчивость личности, обеспечивая ее социально приемлемую персонализацию (19). Наблюдаемые у несовершеннолетних правонарушителей искажения в личностной сфере приводят к формированию «противоправной, преступной реальности как составляющей субъективной картины мира» (A.A. Баранов). Чтобы противостоять этой тенденции и проектировать коррекционную работу по предотвращению рецидивов противоправного поведения (в настоящий период более трети уже отбывших наказание преступников совершают их вновь), необходимы целостные исследования смысловой сферы (как стержневой составляющей личности) несовершеннолетних правонарушителей на различных этапах следствия и наказания.

Цель исследования заключается в рассмотрении особенностей деформаций центраций смысловой сферы и регрессий траекторий смысложизненных стратегий юношей в условиях следственного изолятора.

Предмет исследования — особенности смысловой сферы юношей, находящихся в условиях следственного изолятора.

Цель исследования была конкретизирована в задачах:

Задачи исследования: 1. Рассмотреть и проанализировать основные подходы к проблеме развития смысловой сферы личности и факторы ее детерминации. Анализ смысловых структур позволяет увидеть сложную организацию смысловой сферы, понять механизмы формирования различных смысложизненных стратегий и, как результат, причины возникновения и закрепления различных форм поведенческих реакций и признаков деформированного поведения.

2. Проанализировать важнейшие особенности смысловой сферы в юношеском возрасте: дифференцированность, упорядоченность, структурированность смысловых образованийкристаллизацию генерализованных смысловдецентрации сознания, усвоение социальных паттернов, снижающих повышенную многозначность и конфликтность, присущие предыдущему, подростковому периодуувеличение доли вербализованных смыслов, опосредование смысловой сферы общечеловеческими ценностями, рост удельного веса смысловых образований, генетически связанных с личностным означиванием пространства общения, и т. д.

3. Обобщить исследования смысловых образований личности в рамках пенитенциарной психологии. Выявить психологические аспекты ресоциализации — восстановления нарушенных социальных связей и качеств личности в период нахождения юношей в следственном изоляторе.

4. Сформировать методические и диагностические пакеты для исследования особенностей смысловой сферы юношей в условиях СИЗО. Провести исследование основных центраций смысловой сферы и особенностей их деформаций, т.к. именно центрация определяет способ осмысления мира и направленность смысложизненных стратегий: через личные интересы (эгоценрация), через нормы и ценности референтной группы (группоцентрация), через ориентацию на благо других людей и человечества в целом (просоциальная центрация).

5. Охарактеризовать типологические особенности различных деформаций и регрессий в развитии смысловой сферы юношей и, в соответствии с ними, разработать рекомендации к коррекционным программам в рамках пенитенциарной работы с юношами, осужденными по статьям, не связанным с насилиями над личностью, а также в рамках организации профилактической работы в различных молодежных группах.

Методическими и теоретическими предпосылками исследования являются:

1. Современные отечественные психологические подходы к смысловой сфере как основе личностного и духовного становления человека (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Г. Асмолов, B.C. Братусь, Ф. Е. Василюк, В. К. Вилюнас, В. П. Зинченко, В. А. Иванников В.Е. Клочко, Д. А. Леонтьев, В. И. Слободчиков, Л.И. Фельдштейн).

2. Теории, рассматривающие психологические особенности смысловой сферы личности в период юности (Л.И. Анцыферова, Л. И. Божович, Т. В. Драгунова, И. С. Кон, Д. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, О. Ю. Михайлова, B.C. Мухина, В. Ф. Петренко, С. Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).

3. Теории, рассматривающие нарушения в развитии представлений о себе как цельной и устойчивой личности, трансформации ценностно-смысловой сферы в различных социальных контекстах (Г.М. Андреева, Н. Ф. Велиханова, В. В. Гулякина, Е. Е. Данилова, В.А. Лабунская).

4. Пенитенциарные исследования ценностной сферы личности и проблем ресоциализации (В.Н. Блеонский, В. П. Голубев, В. Г. Деев, A.B. Димитров, E.H. Кондрат, A.B. Наприс, A.C. Михлин, В. Ф. Пирожков, А. Р. Ратинов, Г. Ф. Хохряков, В.П. Сафронов).

В качестве объекта диагностического исследования выступили две группы юношей, находящихся в следственных изоляторах г. Нальчика (67 человек) и г. Ростова-на-Дону (54 человека), в возрасте 16−18 лет.

По национальному составу выборка была полиэтнической: более 60% -русские, 20% - кабардинцы, 5% - казахи, оставшиеся 5% - украинцы, чеченцы, балкарцы, армяне, калмыки. В Нальчике большинство подследственных были кабардинцы, в Ростове-на-Дону — русские. Однако в обоих следственных изоляторах находились юноши различных национальностей. 65% из них обвинялись в преступлениях против собственности (кражи), 18% - преступления против общественной безопасности (хулиганство, незаконный оборот оружия), 17% - незаконный оборот наркотиков.

Гипотезы исследования:

1. В условиях следственного изолятора юноши переживают личностную дезадаптацию, связанную с нарушением восприятия целостности жизненного пространства, необходимостью находиться в контексте «противоправной реальности».

2. Возникающий внутриличностный конфликт обусловлен рассогласованием между сложившимися к этому моменту базовыми смысловыми образованиями интегральной смысловой саморегуляции личности и многоаспектной конфронтацией с социумом, обществом, государством.

3. Кризисный жизненный контекст деформирует сложившуюся систему оценочно-смысловых составляющих как паттерна устойчивости личности, изменяя основные центрации сознания, регрессируя (сужая) способ осмысления мира и соответственно специфически отражаясь в системе самоотношения, отношения к другим людям, их оценке в отношениях к социальным требованиям и общественным нормам.

4. Анализируя и обобщая особенности деформации и редуцированность смысловой сферы юношей в условиях следственного изолятора, можно выявить наиболее характерные симптомокомплексы различных центраций смысловой сферы и разработать соответствующую типологию.

5. Разработанная типология трансформированных смысложизненных стратегий у юношей может быть использована в психологической и педагогической практике ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей и при работе с группами риска в различных молодежных стратах.

Методы исследования.

Для выявления особенностей центраций смысловой сферы и получения интегрированных характеристик личностных образований в период юности были использованы следующие методики: тест смысл ожизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев), тест по выявлению самооценки с помощью процедуры ранжирования, методика М. Рокича «Ценностные ориентации», ориентационная анкета, разработанная Б. Бассом для определения личностной направленности, методика исследования уровня субъективного контроля (Дж. Роттера), экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, O.A. Кравцова, O.E. Хухлаев, J1.A. Шайгерова), «Вопросник для измерения толерантности» (В.С.Магун, М. С. Жамкочьян, М.М.Магура), диагностика общей коммуникативной толерантности" (В.В. Бойко), методика «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В.В. Бойко), методика по выявлению конвенциально-стереотипных социальных установок (методика А. Эллиса), тест «Социальный интеллект» (Гилфорда).

В исследовании также были использованы методики, предложенные С. А. Степановым в рамках «Психологии здоровья». Методика «Самооценка физического здоровья» давала возможность испытуемому оценить свое физическое состояние по ряду важных показателей, методика «Самооценка психического здоровья» давала возможность испытуемому оценить свое душевное равновесие (душевный комфорт), методика «Самооценка социального здоровья» определяла готовность человека вступать в конфликтные отношения.

Научная новизна работы:

— впервые выявлены и качественно описаны особенности смысложизненных ориентаций юношей в условиях следственного изолятора, показаны изменения их локус — контроля, направленности, жизненно приоритетных целей;

— впервые описаны виды деформаций и особенности редукций центраций смысловой сферы юношей в условиях следственного изолятора;

— разработана типология «криминогенной направленности» в соответствии с ценностно-смысловыми особенностями юношей в условиях следственного изолятора;

— выявлены психологические предпосылки ресоциализации юношей с разным типом криминогенной направленности.

Теоретическая значимость исследования.

Результаты настоящего диссертационного исследования позволили:

— по-новому подойти к проблеме изучения влияния периода ожидания наказания на процесс последующей ресоциализации юношей;

— проанализировать особенности социально-психологической адаптации юношей, в условиях следственного изолятора, выявить различные особенности десоциализации личности в «криминогенном» окружении;

— показать, как деформируются смысложизненные стратегии в период нахождения несовершеннолетних в кризисной ситуации, как изменяются смысловые конструкты и диспозиции «противоправной личности» в период ожидания наказания.

Практическая значимость результатов исследования:

— предложенный вариант диагностики особенностей смысловой сферы позволяет измерить и оценить смысложизненные ориентации в период кризиса личности, активной трансформации ее целей и способов реализации;

— установить, что смысловые образования, являясь основой интегральной саморегуляции, обуславливающей особенности поведения личности в период следствия и наказания, во многом определяют специфику дальнейшего развития «криминогенной направленности», позволяют прогнозировать вероятность противоправных рецидивов;

— показаны, в виде рекомендации для психологов, работающих с несовершеннолетними по восстановлению нарушенных социальных связей и качеств личности, в период нахождения юношей в следственном изоляторе, способы предотвращения рецидивов криминальных форм поведения.

Достоверность результатов исследования обеспечена использованием надежных и валидных методов адекватных целям и задачам исследования, значимой по объему выборкой, участвовавших в исследовании подростков-мигрантов, а также применением математико-статистических методов анализа полученных данных. Для компьютерной обработки эмпирически полученных данных использовались стандартные статистические методы и программы «Microsoft Excel 7.0» и «STATISTIKA Stat Soft 6.0».

Экспериментальная база исследования: следственные изоляторы (отделения для несовершеннолетних) г. Нальчика и г. Ростова-на-Дону.

Апробация работы. Диссертационное исследование выполнено в рамках основной проблематики РГУ «Социально-психологическая, медико-психологическая диагностика, коррекция и реабилитация личности и группы» (2001;2006) — раздел «Психология смысложизненных стратегий», а также в рамках государственной Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе», раздел государственного контракта № 988 «Разработка и внедрение образовательных программ по вопросам толерантности и их методического обеспечения для учебных заведений всех уровней системы подготовки и переподготовки педагогических кадров и администраторов образования», в рамках проекта «Проведение мониторинга социальной напряженности и разработка системы мер по оказанию помощи в ситуациях межэтнических и межрелигиозных конфликтов в сфере образования».

Данные, полученные в исследовании, успешно используются в работе преподавателей психолого-педагогических дисциплин «Педагогика и психология для юристов» в Ростовской экономической академии и в Кабардино-Балкарском государственном университете в работе со студентами — юристами.

Для психологов, работающих по проблемам пенитенциарной психологии, разработаны рекомендации по организации ресоциализации несовершеннолетних на этапе следственного изолятора. Разработаны рекомендации для психологов, работающих с группами «противоправных» рисков.

Материалы диссертации докладывались на заседании кафедры педагогики и педагогической психологии, а также на «Неделе науки» РГУ (2005;2006 гг.), а также на ряде конференций и семинаров: Международной научно-практической конференции «Модернизация отечественного педагогического образования: проблемы, подходы, решения» (Таганрог, 2123 сентября 2005 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы воспитания толерантности и профилактики экстремизма в молодежной среде» (Ростов-на-Дону, РГУПС 16−17 ноября 2005 г.), на обучающих семинарах и конференциях, проведённых «Южно-Российским фондом развития толерантности и профилактики экстремизма» в рамках Федеральных программ: «Проблемы диагностики и мониторинга качества работы по адаптации мигрантов в полиэтническом муниципальном пространстве» (г. Ростов-на-Дону, 21−22.05.2006 года) — «Индексы толерантности как способ диагностики особенностей поликультурного пространства» (г. Ростов-на-Дону, 10−11.06.2006 года) — «Использование индексов толерантности в процессе диагностики качества образовательной среды» (г. Ростов-на-Дону, 25−26.08.2006 года).

Положения выносимые на защиту.

1. Ситуация неопределенности и ожидания наказания, разновероятностных прогнозов и необходимости принятия решений, в которой оказывается юноша в условиях следственного изолятора, сопровождается переживанием страха, тревоги, фрустрации и, как следствие, — серьезными личностными трансформациями и редукциями;

2. Возникший в результате помещения в следственный изолятор внутриличностный конфликт актуализирует диссонас субъективных отношений личности относительно тех общественных отношений, в которые она насильственно (вследствие ареста) теперь включена объективно. Происходит активная трансформация смыслов на основе регрессии, проекции и вытеснения как форм приспособления к новым условиям существования, интроекция криминальных стереотипов, редуцированных и противоправных ценностей. Рационализация снижает чувство вины и стыда, являясь своего рода «индульгенцией» на интолерантное поведение;

3. Дефицит и ущербность ценностно-смысловой детерминации порождают неопределенность жизненного выбора, рассогласование в смысложизненных ориентациях. Трансформации происходят на всех уровнях смысловых центраций, так как именно центрация определяет способ осмысления мира и направленность смысложизненных стратегий: через личные интересы (эгоценрация), через нормы и ценности референтной группы (группоцентрация), через ориентацию на благо других людей и человечества в целом (просоциальная центрация).

4. Своеобразные смысложизненные стратегии как устойчивые тенденции ориентироваться на определенные жизненные цели, доступные в новых условиях существования и преодоления сопротивления среды с помощью направленных способов поведения, можно охарактеризовать как типы «криминогенной направленности» юношей в условиях следственного изолятора;

5. Типы деформации смысловой сферы как специфически формируемая «криминогенная направленность» юношей в условиях следственного изолятора должны учитываться психологами и воспитателями исправительных учреждений в работе по ресоциализации, реинтеграции и интеграции несовершеннолетних правонарушителей в социокультурное пространство как обязательный компонент профилактики рецидивной преступности. Преодоление негативных последствий десоциализации юношей в период их нахождения в следственных изоляторах возможно через адресную систему сопровождения нивелирования последствий влияния деструктивных форм криминальной среды.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и рекомендаций, заключения, списка литературы из 200 источников, из которых 11 на английском языке, и 4 приложений.

Общие выводы состоят в следующем:

1. В условиях следственного изолятора у юношей происходят серьезные личностные трансформации и редукции смыслов на основе регрессии, проекции и вытеснения различных форм приспособления к новым условиям существования, интроекция криминальных стереотипов, редуцированных и противоправных ценностей. Слабо выраженная направленность на будущее, склонность к ностальгии, попытки найти психологическую защиту в своих воспоминаниях, регрессия и вытеснение нежелательных воспоминаний деформируют смысловую сферу и обуславливают ее существенные отличия от характеристик, свойственных данному этапу личностного развития (юношам в период юности).

2. Возникший в результате помещения в следственный изолятор внутриличностный конфликт актуализирует диссонас субъективных отношений личности относительно тех общественных отношений, в которые она насильственно (вследствие ареста и дознания) теперь включена объективно. Данные диагностики свидетельствуют о наличии корреляционной зависимости между уровнем самооценки юношей и уровнем их интеллектуального развития. Для тех подследственных, у кого был низкий интеллектуальный уровень, характерна заниженная самооценка, которая свидетельствует о тенденции к недооценке себя окружающими, непонимании реальных оценок в результатах своей деятельности, а также о нарушении соотношения между реальными и желаемыми достижениями. Смысловая сфера таких людей характеризуется отсутствием стремления к осмыслению своих особенностей и отдаленных будущих перспектив. Их смысловые эгоцентрации отличаются низкой степенью упорядоченности (фрагментарные интроспективные наблюдения), что связано с малым опытом осмысления действительности не только в СИЗО, но и в предшествующей аресту жизни. При этом была также выявлена высокая степень конфликтности в самооценке у юношей со средним уровнем интеллекта (несоответствие между Я-реальным и Я-идеальным), что может быть связано, с одной стороны, с высокими требованиями к себе, с другой — с отсутствием или же недооценкой собственной успешности.

Тенденция к заниженной самооценке как компонент социально-психологической дезадаптации свидетельствует о неадекватном восприятии подследственными самого себя в окружающем мире, об отсутствии определенной группы, с которой он связывает мечты о реализации своих способностей. Это обычно приводит к возникновению у юноши склонности к самообману, боязни правды, к формированию форм психологической защиты, которые, в свою очередь, являются источником ригидности самооценки.

Шкалы «Локус контроля — Я» и «Локус контроля — Жизнь» дают нам информацию о степени личностной ответственности за свою жизнь, которую берет на себя человек, об осознании возможности влиять на жизнь, быть активным ее участником. Только 17% подследственных очевидно расценивают себя как активных участников жизненного процесса, приписывая себе, своим способностям и характеру все происходящее с ними в жизни. Более 60% испытуемых относятся к числу экстерналов. Это возможно объяснить тем, что: стремление сохранить самоуважение, душевное равновесие и психоэмоциональную стабильность в условиях негативных переживаний приводит к формированию экстернального локуса контроля, позволяющего личности снять с себя ответственность за происходящие неудачи.

3. Дефицит и ущербность ценностно-смысловой детерминации порождают неопределенность жизненного выбора, рассогласование в смысложизненных ориентациях. Результаты исследования общей направленности личности юношей в следственном изоляторе выявили, что доминирующей является упрощенная, свернутая структура смысловой регуляции жизнедеятельности, сужение смысловой перспективы. Смыслы их действий замкнуты на себя, на удовлетворение ситуативно-актуализированных потребностей.

Актуализированные потребности жестко определяют смыслы конкретных действий, утрачивается сложный полимотивированный характер поступков. Жизнь подследственных юношей — это цепь не очень связанных между собой эпизодов, очерчиваемых циклами актуализации — удовлетворения потребностей. Основная направленность смысловой регуляции — защитная, служащая избеганию угрожающих ситуаций (хотя есть и те, кто, наоборот, видит возможность защиты не в формировании барьера, а в расширении своего пространства путем провоцирования конфликтов). Наиболее характерные осознанные ими смыслы: «не быть хуже всех», «не задумываться», «не брать на себя ответственность» и т. д. Поскольку роль внутреннего мира, «внутреннего плана» сознания в регуляции жизнедеятельности сведена к минимуму, избегание дискомфорта обеспечивается действием защитного механизма отрицания, что в какой-то степени обеспечивает согласие с самим собой. Упрощенность и раздробленность структуры смысловой регуляции жизнедеятельности определяется у них исходной бедностью внутреннего мира, затрудняющей ориентацию на разветвленные и сложные системы смысловых связей. 4. С помощью факторного анализа возможно выявить типы деформации смысловой сферы как специфически-формируемой «криминогенной направленности» юношей в условиях следственного изолятора. Типы «криминогенной направленности» определяются нами как устойчивые тенденции ориентироваться на определенные жизненные цели, доступные в новых условиях существования и инициирующие преодоление сопротивления среды с помощью направленных способов поведения, и имеют следующие смыслосоставляющие характеристики:

— К первому типу смысложизненных стратегий юношей в условиях следственного изолятора можно отнести склонных к «ритуальной криминализации». Для них характерен низкий или ниже среднего уровень интеллекта, они отличаются слабой сформированностью эмоционально-волевой сферы, повышенной внушаемостью. Большинство из них характеризуется низким или средним уровнем смыслового развития, неустойчивостью центраций сознания, сильной зависимостью от норм, стереотипов и ценностей референтной группы (особенно тех, с кем был совершен криминогенный поступок, сокамерников и т. д.), в которой обычно достаточно хорошо социализирован. Для них свойственно употребление алкоголя и наркотиков, но алкоголизация как таковая в основном носит характер «за компанию», открывавшей им возможность общаться в среде с равными себе. Наиболее сформированными у них являются группоцентрации. — Вторая группа юношей — группа «аддиктивной криминализации». Аддиктивное поведение является одной их форм деструктивного поведения, т. е. причиняющего вред человеку и обществу. Оно выражается в стремлении уйти от реальности посредством изменения своего психического состояния. Ведущая деформация центраций сознания у них наблюдалась как коммуникативная сложность. Юноши испытывали чувство отгороженности, из неблагоприятных ситуаций они стремились выйти аутистическим способом, наблюдалась своего рода самоизоляция, депрессия, конфликт с социумом, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, актуальность проблем прошлого (большинство из них не хотят говорить о своем настоящем или будущем), представление о доминанте зла в обществе. Доминирование установок катастрофизации. Смысложизненная концепция как концепция собственного будущего, как относительно устойчивая, в определённой мере осознанная и обобщенная система представлений о своей жизни, у юношей этой группы была чрезвычайно сильно деформированаядерные события будущего не имели причинно-следственных связей с настоящим. Жизненные перспективы характеризовались пессимистичностью и малой значимостью.

— Юношей третьей группы условно можно назвать группой «допинговой криминализации», они характеризовались агрессивностью, негативизмом. Им была свойственна высокая возбудимость, импульсивность. Их жизнь в основном была замкнута на самих себе (делать то, что хочется мне без учета интересов и потребностей других людей — одна из составляющих их смысложизненных ориентаций). Страхи и тревоги вызваны, прежде всего, ситуацией неопределенности, в которой оказывается подследственный в том числе и в коммуникативных контактах. Вокруг чужие люди, которые также оказались в ситуации «отвергнутых обществом», и отсутствие возможности общаться с привычной референтной группой. Это повышает уровень внутреннего напряжения и усиливает негативные эмоции за счет появления (в том числе на уровне осознания) отрицательного отношения к Другим (озлобленность). Это можно рассматривать как признак снижения регулирующей роли сознания по отношению к оценке реальности и к практической деятельности. В результате роста внутреннего напряжения актуализируется механизм психологических защит. В качестве основного (в результате данного исследования) механизма можно выделить рационализацию в виде гиперболизации определенных социальных стереотипов, чрезмерной приверженности и стремления к социальному одобрению группы, разделяющей данные стереотипы. Наиболее часто такие стереотипы приближены к следующим сентенциям: «каждый человек сам себе закон», «судебная система всецело подчиняется деньгам», «их законы не соответствуют новому поколению» и т. д. Данный механизм снижает чувство вины и стыда, являясь своего рода «индульгенцией» на интолерантное поведение.

5. Деформации смысловой сферы у юношей в период нахождения в следственном изоляторе должны учитываться психологами и воспитателями исправительных учреждений в работе по ресоциализации, реинтеграции и интеграции несовершеннолетних правонарушителей в социокультурное пространство как обязательный компонент профилактики рецидивной преступности. Для этого должна использоваться вариативно-адресная модель фасилитации несовершеннолетних правонарушителей на различных этапах следствия и наказания. Основная работа должна быть сосредоточена на минимализации и предупреждении десоциализирующих влияний со стороны нового окружения. Преодоление негативных последствий десоциализации юношей в период их нахождения в следственных изоляторах возможно через адресную систему сопровождения нивелирования последствий влияния деструктивных форм криминальной среды через формирование ценностного отношения к конструктивному ненасильственному поведению, к умению делать выбор в сложных жизненных ситуациях и нести ответственность за него.

Заключение

:

Фундаментальным психологическим фактом является широкое распространение в нашем столетии чувства смыслоутраты, бессмысленности жизни, прямое следствие которого — рост самоубийств, наркомании, насилия и психических заболеваний, в том числе специфических ноогенных неврозов.

— неврозов смыслоутраты. В криминализированной молодежной субкультуре.

— это достаточно распространенные проблемы, однако они еще более усугубляется в условиях, когда человек лишается свободы и длительное время находится в условиях ожидания.

В ряде работ, посвященных анализу смысловой категоризации социальной действительности различными молодежными стратами, выявлено, что в современном обществе в самых непохожих молодежных группах наблюдается минимализация (тенденция резкого снижения) солидарности с нормами действующего права и практикой его применения. Негативное отношение к праву, правоохранительным органам и их деятельности является распространенным стереотипом в молодежной среде.

Очевидно, что необходимо разрабатывать новые подходы и проводить новые диагностические исследования тех, кто оказался в следственных изоляторах и исправительных учреждениях, для разработки адекватных сегодняшним общественным запросам системы ресоциализации, тех, кто совершил противоправные действия. А. Г. Асмолов, один из идеологов гуманизации современного отечественного образования, в работе «Агрессия и агрессивность» (2000) писал: «. мы не заметили, как оказались во власти абсурдной логики общественного воспитания трудных детей, логики, которая основывается на формуле: ответим на рост правонарушений несовершеннолетних ростом исправительных учреждений. Парадоксальность ситуации состоит в том, что точкой приложения социальных, экономических и педагогических усилий общества становятся исправление и профилактика жестокости, а не воспитание миролюбия». Новые подходы к ресоциализации в уголовно-исправительной системе подразумевает, что уголовное наказание является не только карой за совершенное преступление, но и преследует цель гуманного исправления и перевоспитания преступника. Необходимо отметить, опираясь на опыт зарубежных стран, что, например, японское правосудие в основном руководствуется постулатом Конфуция, согласно которому полагается осудить преступление, но при этом проявить снисхождение к преступнику (25, с. 32).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.М., Х.Х. Валиахметов. Духовно-нравственное развитие личности в со-бытийной деятельности. — Казань: изд-во «Карпол». 2002, 264 с.
  2. Абульханова-Славская КА. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии. М., 1981. С. 218−241.
  3. А. Н. Системное познание мира. М., 1985. с. 67
  4. А.Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Изд-во «Речь», 2003.
  5. Л.А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Гуманитарные проблемы современной психологии». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. № 7 (51). С. 83−84.
  6. Л.В. Психологическая характеристика субъекта преступления. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психол. наук. Санкт-Петербург, 2006. 51 с.
  7. .Г. О проблемах современного человековедения. М., 1977.
  8. А.Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем школьном возрасте // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М., 1989.
  9. JI.H. Региональное управление социально-педагогической системой поддержки детей группы риска: (монография) / JI.H. Антонова. М.: Просвещение, 2004. — 304 с.
  10. JI.H. Создание муниципальной системы социально-педагогической поддержки детей группы риска: (монография) / JI.H. Антонова. М.: Просвещение, 2004. — 56с.
  11. JI.H. Социально-педагогическая защита детства в системе образования Московской области: (монография) / JI.H. Антонова. -М.: Просвещение, 2004. 96с.
  12. JI.P. Коррекция криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд психол. наук. 2005. 23 с.
  13. JI.P. Коррекция криминогенной направленности личности подростка с отклоняющимся поведением / Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Самара. 2005. 23 С.
  14. И.С. Ценности и воспитание// Педагогика. 1999. № 4. с.117
  15. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.
  16. Асмолов А. г, Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. — 416 с.
  17. А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.
  18. А.Г. Психология индивидуальности. Методические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: Изд-во МГУ, 1986.
  19. А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.
  20. H.A. Концептуальные основы педагогической аксиологии// Педагогика. № 8
  21. Бабаева J1.B. Источники становления ценностей. М., 2004. с. 112
  22. JI.A., Гребенкина JI.K. Педагогическое мастерство и педагогические технологии- Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001.
  23. М.М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 361−373.
  24. А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности, автореф. на соиск. уч. ст. доктора наук. Ростов -на Дону, 2003. 49 с.
  25. А.Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2002.
  26. Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986
  27. М. Стереотип. Что за ним?//Школьный психолог. 10 марта 1999. с. 14
  28. A.A. Попытка изучения «учебных способностей» подростка в связи с его интересами // Ученые записки ЛГУ. 1960. № 287. Вып. 19. С. 64−73.
  29. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. -Психология личности: Сборник статей Сост. А. Б. Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии" — 2001. — с. 62 — 93
  30. H.B. Личностно-характерологическая изменчивость подростков с криминальным стереотипом поведения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд психол. наук. Ставрополь, 2005. 23 с.
  31. Н.В., Реан A.A. Педагогика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.
  32. В.П. Теоретические основания социальной синергетики// Вопросы философии. 2000. № 4. с. 125
  33. .С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 6−13.
  34. С. Верим ли мы в ребенка?! Личностный рост с позиции гуманистической психологии // Журнал практического психолога. М.: Фолиум, 1998. № 1. С. 19−31.
  35. С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии — Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.-с. 201 -223.
  36. С.Л. Проблема выбора критерия нравственного развития личности и пути ее решения // Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях ее перестройки. Л.- М., 1988. С. 482−491.
  37. A.B. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 6. С. 3−11.
  38. В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). СПб., 1999.
  39. Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ- Смысл, 2003. 240 с.
  40. Ф.Е. Психотехника выбора Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии — Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. — с. 284 — 315
  41. A.A. Психолого-синергетический потенциал информационных технологии // Сибирский психологический журнал. Томск, 1997. Вып. 5. С. 8−15.
  42. Взрослые и дети в образовательном пространстве: Научно-методический сборник / Под ред. И. С. Якиманской. М., 2002.
  43. П.П. Познание и ценности/ Субъект, познание, деятельность. М., 2002. с. 207
  44. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описании их авторов и исследователей) / Под общ. ред. H.JI. Селивановой, М.: Педагогическое общество России, 1999.
  45. C.B. Психологические особенности представления о себе как фактор личностного самоопределения дезадаптированных подростков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд психол. наук. Ростов-на-Дону, 2006. 19 с.
  46. C.B. Психологические особенности представления о себе как фактор личностного самоопределения дезадаптированных подростков / Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Ростов-на-Дону. 2006. 19 С.
  47. СТ. Самоописание как выражение и способ изучения Я-концепции // Психологический вестник РГУ. № 5. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2000. С. 209−214.
  48. A.B., Сафронов В. П. Основы пенитенциарной психологии. Учебное пособие.- М.: Московский психолого-социальный институт, 2003,176 с.
  49. В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. М.: ПЕР СЭ- СПб.: ИМАТОН — М, 2000. — 135 с.
  50. И.В. Практическая психология образования. М, 3 -изд., 2000, С. 386
  51. И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики.М., 1991, С. 221
  52. И.И. Мировоззрение / Новейший философский словарь. Минск, 1998. с. 425
  53. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2001.
  54. В.К., Холмогорова А. Б. Смысловая регуляция решения творческих задач // Исследование проблемы психологии творчества. М.: Наука, 1983. С. 62−101.
  55. Н.М. Практическая дидактика для учителя: Учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001.
  56. В.П. Миры сознания и структуры сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 15−36.
  57. В.П. Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций. Ч. 1. Живое Знание. Самара, 1998.
  58. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994.
  59. В.В. Понимание в познании и общении. 2-е изд., испр. и доп. Самара: Самарск. гос. пед. ун-т, 1998.
  60. Золотухина-Аболина Е.В. О чувстве смысла // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. Ростов н/Д: Ассоциация экзистенциального консультирования, 2002. № 1. С. 65−81
  61. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
  62. В.А. Формирование побуждений к действию // Вопросы психологии. 1985.№ 3. С. 113−123.
  63. Д.А., Иванова E.JL, Шестакова И. Г., Тубельский А. Н. Общественно-государственная экспертиза экспериментальных площадок и инноваций в образовании. М., 1997.
  64. Л.Г. Понимание и экспертиза // Вопросы философии. 1991. № 10. С. 8−57.
  65. М.С. Синергетика и культурология//Синергетика и методы науки. СПб., 1998. С. 201−219. С.209
  66. Капра Фритьоф Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем. Пер. с англ. под ред. В. Г. Трилиса К.: «София" — М.: ИД «София», 2003.-336 с.
  67. В. А. Стать человеком. М., 1993.
  68. Л.В. Модель обеспечения психологической безопасности школьников в условиях образовательного пространства. // Психология образования: региональный опыт (Москва, 13−15 декабря 2005 г.) Материалы Второй научно-практической конференции. М.:
  69. Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2005. с. 54−56
  70. A.B. Общая психология субъективного выбора: структура, процесс, генезис / Институт психологии РАН- Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2000.
  71. В.Е. Инициация мыслительной деятельности: Автореф.. д-рапсихол. наук. М., 1991.
  72. В.Е. Системная детерминация мыслительной деятельности на стадии ее инициации // Сибирский психологический журнал. Томск, 1997. Вып. 5. С. 19−26.
  73. В.Е. Человек как психологическая система // Сибирский психологический журнал. Томск, 1996, Вып. 2. С. 10−13.
  74. М.А. Профилактика девиантного поведения старшеклассников: Монография. Ярославль- Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2002, 242 с.
  75. А., Бовин Б., Мокрецов А. Психологические аспекты изучения личности осужденного // Преступление и наказание. 2004, № 9, с. 18−20.
  76. .Д. О критериях гуманизации образования // Гуманизация образования. Теория и практика. СПб., 1994. С. 37−45.
  77. Кон И. С. Открытие «Я». М., Политиздат, 1978
  78. E.H. О деформации смысловой сферы личности у несовершеннолетних в местах лишения свободы // Ярославский психологический вестник. 2005. № 15. с. 35 -38
  79. М.Ю. Авторитет педагога как результат его персонализации // Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М, 1987. С. 191−211.
  80. СВ. Понимание учителем личности учащегося // Вопросы психологии. 1980. № 5.
  81. O.A., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 18−25.
  82. Д.И. Интегральная диалогика: попытка новой технологии гуманитарного образования (из опыта работы). Авторская редакция. М.: Московский психолого-социальный и нститут, 2003, 608 с.
  83. JI.H. Гуманитаризация содержания деятельности методических объединений учителей: Организационно-педагогические рекомендации. Ростов н/Д: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001.
  84. а. М. Диалектика субъекта и объекта в познании. М., 1982.
  85. Коханова J1.A. Истоки принципа природосообразности // Вестник высшей школы. 1987. № 2. С. 78−81.
  86. В.В. Методология научного исследования. СПб., 2001.
  87. Т.М. Безопасность человека: психологический аспект: Учебное пособие/ Под ред. Непомнящего. Ставрополь: ЗАО «Пресса», 2005. — 216с.
  88. Л.Ю. Психологические особенности смысложизненных стратегий студентов разной познавательной направленности, изучающих иностранный язык Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.п.н., Ростов-Н/Д, 2005, 24 с.
  89. Н. Культурные модели образования с позиции постмодернистской педагогики // Новые ценности образования. 1997. Вып. 7. С. 185−204.
  90. Ю.Н., Сухобская Г. С. Мышление учителя. М.: Педагогика, 1990.
  91. X. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. М., 2001. с. 71
  92. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.
  93. А.Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения // Советская педагогика. 1946. № 1−2. С. 65−72.
  94. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.
  95. А.Н., Кринчик Е. П. Некоторые особенности переработки информации человеком // Кибернетика, мышление, жизнь. М., 1964. С. 227−241.
  96. А.Н., Розанова Т. В. Зависимость образования ассоциативных связей от содержания действия // Советская педагогика. 1951. № 10. С. 60−77.
  97. Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 1989. № 3.
  98. Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. М.: Смысл, 1992.
  99. Д.А. Осмысленность искусства // Искусство и эмоции: материалы международного научного симпозиума / Под ред. Л. Я. Дорфмана. Пермь, 1991. С. 57−70.
  100. Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 2000.
  101. Д.А. Самореализация и сущностные силы человека -Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.-с. 156−177
  102. Д.А. Тест смысложизненных ориентации. М.: Смысл, 1992.
  103. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15−26.
  104. Д.А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии. 1995. № 1.С. 97−111.
  105. H.A. Модельные представления о безопасной личности // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Гуманитарные проблемы современной психологии». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. № 7 (51). С. 21 -25.
  106. Е.А. Психологические особенности несовершеннолетних участников групповых сексуальных преступлений. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд психол. наук. Ростов-на-Дону, 2005. 23 с.
  107. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
  108. М.В. Психология пенитенциарного пространства и психические состояния осужденных // 3-я Российская конференция по экологической психологии. (Москва, 15−17 сентября 2003 г.). Тезисы. М.: Психологический институт РАО, 2003. с. 220−221.
  109. Маслоу Абрахам. Психология бытия. Пер. с англ. (О.О. Чистяков) М.: Изд-во «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. — 304 с. Серия «Актуальная психология».
  110. В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 5.
  111. Н.И. Ценность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.
  112. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд. М.: Мысль, 2000.
  113. A.M. Методология образования. М., 2002.
  114. В.В., Березанская Н. Б. Психология : Учебник. М.: Юрайт — Издат, 2004. — 484 с.
  115. Образование несовершеннолетних заключенных единственный путь их ресоциализации. Система образования в исправительных учреждениях. Аналитический обзор //Межведомственный информационный бюллетень «Образование в документах», 2006 № 2, с. 27 — 34
  116. Онтопсихология: Учеб. Пособие / Под ред. A.A. Крылова, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2003. — 280 с.
  117. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека. Психология личности: Сборник статей Сост. А. Б. Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии" — 2001. — с. 162−177
  118. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. Панов В. И. Экологическая психология: Опыт построения методологии / В. И. Панов.- М.: Наука, 2004.- 197 с.
  119. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Т.Н. Бабаева- Под ред. С. А. Смирнова. М.: Изд. центр «Академия», 1998.
  120. Понятие «цель» и «целеобразование» в психологии // Психологические механизмы целеобразования / Отв. ред. O.K. Тихомиров. М: Наука, 1977. С. 5−20.
  121. Практическая психология образования Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 1997- 528с.
  122. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. 2001.
  123. О.В. Особенности субъективной системы отношений взрослых мужчин с разными типами правосознани. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд психол. наук. Ростов-на-Дону, 2004. 24 с.
  124. Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
  125. Психологические тесты / Под ред. A.A. Карелина: в 2 т. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Т. 1. — 312 е.: ил.
  126. Психологические тесты / Под ред. Э. Р. Ахмеджанова М.: «Лист», 1996. — 320 с.
  127. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сот. Л .А. Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. т. «Общая психология», 249 с.
  128. Психология. Словарь Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп.- М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  129. Д. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы. М.: «Когнито-центр», 2001.
  130. A.A. Психология изучения личности: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 288 с.
  131. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации. Методич. письмо МО РФ от 24.04.1995 // Вестник образования. 1995. № 7.С. 86−89.
  132. Н.С. Стереотипы и процессы стереотипизации в школьном образовании. РНД., 2005. 306 с.
  133. К. Актуализирующая тенденция: «мотивы» и сознание // Человеко-центристский подход в образовании, психотерапии, психологии. Ростов н/Д, 1996. С. 60−82.
  134. К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002.527 с.
  135. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
  136. С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997.
  137. Е.В. Философские горизонты гуманистических концепций личности. Философия психологии: возвращение к истокам (к 100-летию со дня смерти B.c. Соловьева). М: «Смысл», 2001. с. 80 — 94.
  138. В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии, — 1998.- № 6.- с. 3−17.
  139. В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека//Вопросы психологии. 1986. № 6. С. 14−22.
  140. В.И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995.
  141. В. С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность//Вопросы философии. 2003. № 8. с. 17
  142. А.П. Понятие «образа мира» и некоторые проблемы онтогенеза сознания // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1987. № 3. С. 26−37.
  143. В.В. Самосознание личности. М., 1982.
  144. В.В., Кальвиньо М. Личностный смысл: строение и форма существования в сознании // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1982. № 3. С. 38−46.
  145. Т.В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся-подростков. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.п.н., Санкт-Петербург, 2002.20 с.
  146. Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М.: Педагогика, 1984.
  147. Е.В. Изучение у ребенка смысловых образований. -Вест. Моск. ун-та. Сер. Психология, № 1 1977, с. 62 — 72
  148. Н.Ф. Практикум по педагогической психологии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
  149. Т.М. Жизненный мир как способ саморазвития личности. Философия психологии: возвращение к истокам (к 100-летию со дня смерти B.c. Соловьева). М: «Смысл», 2001. с. 94 — 103.
  150. O.K. Структура мыслительной деятельности человека (Опыт теоретического и экспериментального исследования). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969.
  151. O.K., Терехов В. А. Значение и смысл в процессе решения мыслительной задачи // Вопросы психологии. 1969. № 4. С. 66−84.
  152. Философия/ Под ред. В. Н. Лавриненко. М., 1996. с. 258
  153. Философский энциклопедический словарь. М., 2001.
  154. В.Т., Абакумова И. В., Ефименко В. Н. Образование как многосферное пространство и его технологическое обеспечение / Славянский педагогический Собор // Тезисы докладов 1-го Международного конгресса.
  155. С.JI. Реальность и человек / Сост. A.A. Ермичева. СПб.: РХГИ, 1997.
  156. В. Воля к смыслу: Пер. с англ. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
  157. В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева- вступ. ст. Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.
  158. М.А. Особенности развития смысловой сферы подростков. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.п.н., Хабаровск, 2005, 24 с.
  159. А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий // Психолого-педагогические проблемы общения / Под ред A.A. Бодалева. М: НИИ ОПП АПН СССР, 1979. С. 17−35.
  160. А.П. Толерантность в структуре социально-психологической адаптации личности (на примере студентов). Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд психол. наук. Хабаровск, 2006. 21 с.
  161. Д.С. О методологических аспектах синергетики// Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М., 2002. с. 63
  162. Т.В. Качество управления образовательным учреждением: Теория. Методика. Технология работы рукововдителя профильной школы: Методическое пособие.- М.: АПК и ППРО, 2005. 120 с.
  163. Е.В. Особенности Я-концепции личности осужденных. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд психол. наук. Екатеринбург, 2005. 24 с.
  164. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.312 с.
  165. В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. 1999. № 2(18). С. 74−80.
  166. В. Д. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989.
  167. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.
  168. В.Д. Философия воспитания и образовательной политики. М., 1993. с. 79−110
  169. П.И. Исследование социальной установки // Вопросы философии. 1973. № 4. С. 47−53
  170. Е.Г. Проблемы психолого педагогической диагностики в образовании — Психолого-педагогическая диагностика в образовании. Опыт гуманитарной экспертизы. — М.: Институт человека РАН, 2003. — с. 49 — 60.
  171. Frankl V. The will to meaning: foundations and applications of logotherapy. New York: Plume press, 1969. X, 181 p.
  172. Heidegger M. The way back into the ground of metaphysics. N.Y.: Meridian, 1956. P. 206−221.
  173. Miller A., Wilson P. Cognitive differentiation and integration: A conceptual analysis // Genetic Psychology Monographs. 1979. V. 99. P. 3−40.
  174. Maslow A.H. Toward a psychology of Being. 2nd ed. New York: Van Nostrand, 1968.
  175. Nuttin J. Das Verhalten des Menschen- der Mensch inseiner Erscheinungswelt // Pszchologische Antropologie / Hg. von H.G. Gadamer. Stuttgart: Georg Thieme Verlag, 1973. S. 163 199.
  176. Nuttin J. Motivation, planning, and action: a relational theory of behavior dynamics. Leuven: Leuven University press- Hilisdale (N.J.): Lawrence Eribaum Associates, 1984. -X, 251 p.
  177. Phenix P. Realms of meaning: a philosophy of the curriculum for general education. New York etc.: McGraw-Hill, 1964. XIV, 391 p.
  178. Rogers C.R. The actualizing tendency in relation to «motives» and to con-sciousness // Nebraska symposium on motivation. Vol. 11 / M.R. Jones (Ed.). Lincoln (Nb): University of Nebraska Press, 1963. P. 1 -24.
  179. Webster D. The Appraisal of Educational Psychologists: a veiy private affair // Educational Psychology in Practice, Vol. 17, No. 2, 2001. P. 110−120.
Заполнить форму текущей работой