Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Основные факторы оптимизации профессиональной подготовки учителей музыки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработана и экспериментально проверена система мероприятий, модель формирования профессиональных умений будущего учителя музыки расширенной квалификации, которая представляет собой комплекс специально подобранных дисциплин, видов и форм проведения контрольных мероприятий и практической деятельности по освоению профессии, обеспечивающих целенаправленное овладение ею. Определена технология… Читать ещё >

Содержание

  • ' -'¦
  • Владение / 3 ' ' V
  • Рлава I. Становление и развитие профессиональной подготовки учителей музыки в России

Формирование отечественной системы профессиональной i подготовки учителей музыки (1804−1917 г. г.) 15−40 1.2. Ведущие тенденции развития профессиональной подготовки — I, учителей музыки в России¦. — 41

1.3. Содержание общепедагогической и специальной подготовки й будущих учителей музыки на современном этапе. 67

Л'"' ' - -. «

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию профессиональных умений учителей музыки 97 — 167 /Ж1. Определение уровня подготовленности студентов л || музыкально-педагогической специальности к будущей профессиональной деятельности 97

2.2. Характеристика процесса формирования профессиональных VII/' умении будущих учителей музыки .'комплексной || специализации ^121

2J3: Результаты экспериментальной работы по профессиональной подготовке будущих учителей музыки 150

Основные факторы оптимизации профессиональной подготовки учителей музыки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Последняя четверть двадцатого века — период радикальных преобразований в научно-технической, социальной и культурной сфере общественной жизни. Такие процессы перемен, происходящие в обществе, создают объективные условия дляактивизации каждого человека как творчески ориентированной личности, воспитывают стремление не только творчески мыслить, но I и активно действовать, соизмеряя свои способности с приобретаемыми профессиональными навыками.

Вместе с тем, в современных условиях жизнедеятельности нашего государства, связанных со сложными и противоречивыми явлениями в экономике страны, наблюдается резкое снижение не только среднего уровня социальной обеспеченности трудоспособного населения, но и резкое общекультурное обнищание духовного потенциала подрастающего поколения. Это оказывает негативное влияние на формирование нравственного, этичёского запаса личности. Данный процесс охватывает сферу образования и воспитания.

Поиск возможностей возрождения духовно-нравственных устоев общества и школы ведется, в наибольшей степени, с опорой на отечественные культурно-эстетические традиции. Поскольку музыка, среди различных видов искусств, в наибольшей степени воздействует на эмоционально-чувственную сферу человека, то она сильнее, многих может содействовать процессу интеллектуального развития личности. Слушая музыкальные произведения, овладевая искусством их исполнения, человек учится мыслить, сравнивать и обобщать музыкальные явления, стимулируя тем самым, становление собственного духовного и творческого потенциала. Социологические исследования последнего — времени 11 свидетельствуют о том, что в России к середине 90-х годов XX века I только чуть более половины учителей музыки начального и | среднего звена имеют высшее профессиональное образование, не I могут, на соответствующем качественном уровне, осуществлять: | образовательно-воспитательный процесс в альтернативных ' ! учетных заведениях страны, требующих от них комплексного I характера профессиональной подготовки. В практике работы | многих учебных заведений педагогического профиля наблюдается | несоответствие между уровнем общекультурной и «профессиональной подготовки студентов. В результате этого происходит подготовка учителей с установкой на узко специальные задачи, с пониженным творческим потенциалом. п* Каждое время диктует свои, только ему присущиеспособы и пути решения этой проблемы. Проведенная работа. опирается, прежде всего, на достижения музыкально-педагогической науки сегодняшнего дня. Работы Н. В. Александрова, Л. Г. Арчажниковой,. С. Н1 Батракова, В.А. Кан-Калика, А. В. Козырева, Е. Г. Осовского, Ф. Г. Паначина, Е. А, Полуказановой, В. Я. Струменского, Г. М/ЦыпинаВ.А. Яковлева позволили расширить и: углубить имеющееся представление о сущности и содержании профессиональной подготовки будущего учителя музыки, увидеть дальнейшую перспективу? развития этого процесса.

От того, на сколько высок уровень специальной и общепедагогической подготовки, оптимальны ведущие — факторы приобретения музыкально-педагогических знаний и умений, на столько процесс формирования профессиональной «подготовки учителя музыки будет действенным и эффективным! Углубленному пониманию проблем современной профессиональнойподготовки { будущих специалистов педагогической школы посвящены i последние исследования O.A. Абдуллиной, P.A. Белошапка, i 1.

Г.В:—|Щяровской, H.H. Ставриновой, Л. Ф. Спирина, А. П. Юдина. W-Щтрудах Б. В. Асафьева, O.A. Апраксиной, В. Весселя, 1 ППНейгауза, В. Н. Шацкой, Б. Л. Яворского, дается процессуальный анал®данной проблемы подготовки педагогических кадров, г- ¦¦•Шйг ' ' -.. 1 которой ориентирует на знание рациональных приемов умственной || I-р де#г^л1йости,-~ необходимых для ведения профессионально$- 'А" ««'Л^? •. «•.. г1 | —Ц1ч- - - 5|- педаЩйческойработы и обеспечения развития интеллектуальной и йЙ ! и> i.

I'.

I! I § 11 твё^ёскрй активности. Как справедливо указывал А. С1/Макаренко, простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже ?|1 прйдйрчивость, но не простят плохого знания дела, ибо превыше | всег§|:)|ёнят они в педагоге мастерство, квалификацию, глубокое знаци^- предмета и ясную мысль" (114, с. 130). -*-•-• 'Временные рамки данного исследования охватывают весь ь ХЩ|в^кначало XX века (до 1917 года), после которого была упразднена вся система частного обучения как вид альтернативной 4.

I «анализировать содержание и уровень профессиональной подготовки на современном этапе. Данный исторический обзор

4Si! образовательно-воспитательной практики- ' ¡-позволяют «i | '?1 позволил выстроить четкую систему становления У' ¦ профессионального обучения учителей музыки в России. Щ Вопросам содержания и организации оптимизации процесса '-Ц§образования и воспитания в высшем звене большое внимание уделено в работах М. Ф. Богдановича, В<0. Ключевской, А-.Лесгилье,.

I %'г ." ' ' '' «.

С, Ш Шевырева. Отдельные аспекты методики подготовки будущих домашних учителей-наставников нашли свое отражение в.

1 г: мемуарах П. Д. Бобрыкина, А. Д. Городцова, Л. Е. Оболенского,.

1! I С. В. Смоленского. В дальнейшем, их выводы были расширены и.

•?- обобщены как условия развития образовательной. системы в.

Ч V ->-V. V/ '.: | > - ¿-'¿-л ,'.¦'" .¦'. ': ' .;

Ш :Ш ' ¦ ''Ч- ': • • — ¦, * ДУГ. .,>.-, I •• -1ГЛ,. ' «' • работах: С. И. Архангельского, В. И. Водовозова, E.H. Медынского, B.A. ¿-пастенина, Д. И. Тихомирова, Г. А. Фальборка. Осмысление накопленного в отечественной педагогике материала, изучение учебно-методической документации и обобщение передового практического опыта, анализ учебно-воспитательного процесса в ряде учебных заведений — высшей шко^Ыг наблюдение за апробированием и внедрением эффективных форм развития профессионально-педагогических умений будущих учителей музыки, их ориентации на современные требования последних лет, определили актуальность и основную проблематику настоящего исследования. — j.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки будущих учителей музыки. :);

Предмет исследования — факторы оптимизации основ профессионального становления будущих учителей музыки комплексной специализации.

Цель исследования — совершенствование профессиональных умений будущих специалистов музыкально-педагогического профиля., ??V;

В основу исследования положена гипотеза о том, что при создании определенных. условий для приобретения профессиональных умений будущими учителями: музыки, противоречие между современными социально-экономическими требованиями к их профессиональной деятельности и| процессом традиционной образовательно-воспитательной подготовки будет устранено, если:

1. sОперативно определять и реализовывать наиболее эффективные направления развития музыкально-педагогических возможностей студентов. .

2. Реализовать на практике умения студентов свободно исполнять музыкальный репертуар пёред различной возрастной аудиторией.

3. Привести в действие комплекс педагогических условий организации образовательно-воспитательного процесса. ,.

4. Выявлять и разрешать возникающие у. студентов противоречия при освоении специальных умений творческого характера.

5. Готовить выпускника к организации образовательно-воспитательного процесса в различных социокультурных условиях.

Проблема, объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили совокупность задач:

1. Провести ретроспективный анализ опыта решения: проблемы специальной подготовки будущих учителей музыки в системе отечественного профессионального образования. ;

2. Определить и описать содержание и, структуру профессиональной подготовки учителей музыки на современном этапе. • •.

3. Выявить профессиональные умения, наиболее значимые для повышения результативности музыкально-педагогической подготовки студентов.

4. Выявить и экспериментально подтвердить результаты опытно-исследовательской работы по совершенствованию профессиональной подготовки у будущих учителей музыки.

5. Разработать систему мероприятий, дать методические рекомендации, обеспечивающие подготовку будущих специалистов к организации образовательно-воспитательного процесса в различных социокультурных условиях.

Решение проблемы оптимизации профессиональной подготовки будущих учителей музыки, способных вести работу в различных сферах образовательной системы, дает возможность готовить специалистов,. способных в непростую социальную эпоху осуществлять разностороннюю наставническую деятельностьориентирует их самим формировать новые > условия функционирования педагогической системыподнимать культурную и эстетическую планку духовного совершенствования подрастающего поколения.

Методологической Основой исследования явилась диалектико-материалистическая теория познания, учение о всестороннем развитии личности. Аксиологический подход, провозглашающий личность высшей ценностью, позволил осмыслитьдействие общечеловеческих закономерностей при воспитании профессиональных умений будущих учителей. Его суть состоит в том, что тенденции общественного развития, предъявляя требования к специалистам музыкально-педагогического профиля, побуждают их наставников к поиску новых ¡-технологий профессионального обучения, а субъективной потребностью в качественной профессиональной подготовке выступают тенденции повышения самостоятельности и творческой активности обучаемых. Названный подход позволил обнаружить пути более эффективного осуществления процесса профессионального становления будущих учителей музыки комплексной специализации в условиях обучения в педагогических заведениях среднего и высшего звена.

В настоящем исследовании мы опираемся на принципы культурологического подхода, которые позволили проанализировать музыкально-педагогическую действительность на общекультурном фоне развития российского государства, обеспечили видение интеграции музыкальной педагогики с общей культурой. Такая ориентация содействовала осознанию неразрывной связи образования с духовной культурой общества и его детерминированности менталитетом эпохи.

Ведущим фактором для данного исследования стал принцип историзма, предполагающий единство исторического и логического подходов к проблеме. Факты, полученные из реальных источников, связывались между собой и систематизировались в соответствии с целью исследования, затем интерпретйровались с историко-педагогической точки зрения. Такая последовательность дала возможность перейти от описания фактов к анализу педагогических явлений, что Помогло проследить тенденции становления и развития процесса профессиональной подготовки в конкретный исторический период, его взаимодействие со, всеми другими сферами жизни российского общества. ' Теоретической основой исследования стало положение о том, что формирование основ профессиональной подготовки учителей музыки должно ориентировать обучающихся на ведение образовательно-воспитательной работы в различных социокультурных условиях, а учет определенных факторов оптимизации процессапрофессиональной подготовки будет способствовать улучшению социальной восстребованности учителей музыки в современных условиях, раскрытию их творческого потенциала и будущих познавательной активности. Л. Г/ Арчажниковой, О. А: Апраксиной, Г. М1 Цыпиным определены четкие структурные позиции специальных индивидуальных качеств и социально-психологической предрасположенности специалистов музыкально-педагогического профиля. Принципиальную роль в содержательном обосновании общей стратегии опытно-экспериментальной работы сыграли результаты исследований по проблемам педагогической деятельности: Л. Г. Арчажниковой, Л^А. Баренбойма, В. И. Журавлева, В. П. Симонова, А. Л. Смяцких, А-И. Щербакова. ,.

В целом, опора на выше названные подходы способствовала концентрации вниманияна сегодняшней практике профессиональной подготовке будущих учителей. Так: удалось охватить две области, или две предметные зоны, составляющие основу их специальной подготовки: педагогику как одну: из форм духовно-практического освоения мира и музыкально-педагогическую .¿-практику — исток и сферу материализации музыкально-педагогических идей.

В ходе исследования использовались следующие методы:

1. Теоретические — изучение и анализ научно — методической литературы по теме исследования, обобщение педагогического опыта, изучение директивных и нормативных документов. '.

2. Педагогические — наблюдение с целью определения уровня развития профессиональной подготовки студентов различных музыкальных специальностей, анализ продуктов деятельности, анкетирование, У самооценка, беседы с преподавателями (методистами), руководящими педагогической практикой студентов, со студентами-практикантами с целью изучения особенностей их подготовки, экспертный опрос.

3. С целью выявления объективных закономерностей экспериментальные данные подвергались обработке с помощью методов математической статистики.

4. Опытно-экспериментальная работа.

Опытно-экспериментальной базой исследования явилась' кафедра музыкального образования Сургутского педагогического, колледжа — (с 1995 года преобразованного в Государственный педагогическйй^институт).

Исследованием были охвачены 62 преподавателя различных учетных заведений (из них 23 преподавателя музыкальной: кафедры и 15 руководителей педагогической практики СурГПИ),.

160 работников дошкольных учреждений города, 120 студентов, из 7 учебных групп: 2 группы студентов. (292, 212) по специальности «Учитель музыки в школе" — 3 группы студентов (888, 098, 197) по специальности «Музыкальный руководитель в дошкольном учреждении" — 2 группы (596, 801) по специальности «Учитель музыки в школе и музыкальный руководитель в дошкольном учреждении>>.

Диссертационная работа выполнена в следующие србки:

На первом этапе исследования (1993 — 1−995. г. г.) осуществлялась поисковая работа, направленная на изучение особенностей профессиональной подготовки будущих учителей музыки, а также поиск методов и форм организации и проведения опытно — экспериментальной работы.

На втором этапе (1995 — 1997 г.г.) проводился основной формирующий эксперимент) в процессе которого исследовались основы становления профессиональной подготовки будущих специалистов, определялась эффективность выделенной совокупности основных компонентов ее формирования. ;

Третий этап (1997 — 1998 г. г.) был направлен на уточнение и проверку объективности, результатов опытно-экспериментальной работы, обобщение результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что описана структура, формы и методы совершенствования профессиональных умений, уточнена сущность понятия «профессиональная подготовка учителя, музыки комплексной специализации». Выявлены основные аспекты профессиональной подготовки, способствующие оптимизации процесса музыкально-педагогического. становления' учителей музыки, обозначены основные факторы, влияющие на изменение.

•Г-.' динамики повышения уровня результативности исследуемых умений.

Проведенная работа создает реальйые предпосылки для и.

МП апробации целостной теории интенсификации процесса обучения, 'п> 1:! разработки концепции управления музыкально-педагогической г л подготовкой будущих учителей. Сформулированное понятие компонентов # V.

— V. ¦: ч1 '.Д. Й—?г П0СЯУЖИТ конкретизации структурных профессиограммы учителя музыки и обогатит категориальный Ь аппарат музыкальной педагогики как науки.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении в практику, системы мероприятий, обеспечивающих подготовку будущих — учителей музыки к организации образовательно-воспитательного процесса в различных социокультурных условиях, создании модели квалификационной характеристики учителя музыки с комплексной музыкально-педагогической специализацией, методических рекомендаций студентам по совершенствованию профессиональных умений. Теоретические положения, выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы при обучении студентов средних и высших? У учебных заведении, а так же в сфере государственного и частного (домашнего) образования и воспитания. I. Аналитические результаты:

1.1 Исследованы противоречия между современными социально-экономическими требованиями к деятельности учителей музыки и процессом их традиционной профессиональной подготовки. ^.

1.2 Обосновано утверждение о недостаточной эффективности использования1 ¡-возможностей дисциплин предметного цикла и музыкально-педагогической практики для. организаций образовательно-воспитательного процесса в различных социокультурных условиях: в- .•? л/. nv II/Теоретические результаты:

Выявлен и научно обоснован комплекс необходимых и.

Ш /v «'. ' ' • ' достаточных /мероприятии по совершенствованию/.

— iHz: ', V:' v, 1 профессиональной подготовки будущих учителей музыки. 2.2 Сформулирована основополагающая задача профессиональной.

— I. W,' ' ' *' V о ' i’f '.' * ' подготовки будущих учителей музыки, заключающаяся вцеленаправленном развитии студенческой потребностиинтегрировать собственную работу по совершенствованию музыкально-педагогических и музыкально-просветительских знаний и умении на практике. III. Прикладные результаты:

3.1 Разработана система мероприятий, обеспечивающих подготовку будущих учителей музыки к организации образовательно-воспитательного процесса в различных социокультурных условиях.

3.2 Разработана, апробирована и внедрена в практику модель квалификационной характеристики будущего учителя музыки комплексной специализации.

3.3 I Разработаны методические рекомендации по совершенствованию профессиональных умений музыкально-педагогическойнаправленности.

Апробация и внедрение результатов осуществлялись по следующим направлениям: в предварительной опытно-Поисковой работе на базах ИГПИ, ДМШ № 1 г. Ангарска, СурГПИ, где автор настоящего исследования преподавал фортепиано, хоровой класс, вел — концертмейстерскую и исполнительскую работу-, в выступлениях по теме исследования на научных конференцияхв г. г. Москве, Серпухове, Сургутечерез опубликование научных и методических материаловв ходе обсуждения диссертации на кафедра педагогики МПУ и СурГПИ.

Структура диссертации:

Введение

в, котором обосновывается актуальность темы, определяются цель, задачи, методы исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема формирования основ профессиональной подготовки педагогических кадров является актуальной на всех этапах развития педагогической науки. Осуществлять воспитательную работу по приобщению подрастающего поколения к музыкальной культуре, развивать их индивидуальные способности, совершенствовать исполнительское мастерство и творческий потенциал личности обучаемых, может лишь профессионально грамотный человек. Современный педагог-музыкант должен быть образцом высокой художественной и музыкальной культуры.

Изучив состояние проблемы формирования и развития основ подготовки преподавателей музыки в научной и методической литературе, проведя научный анализ отечественных традиций, накопленных в опыте российской высшей школы XIX века, было установлено, что данная проблема до настоящего времени не была, в достаточной степени, научно обоснована, а развернутые исследования по этим вопросам не раскрывают существа проблемы. Содержание квалификационных требований к учителям музыки расширенной ориентации теоретически не обоснованоа исследования, рассматривающие проблемы последующей профессиональной деятельности специалистов в различных социокультурных условиях на современном этапе, условия и средства формирования искомых профессиональных качеств не раскрывают.

Анализ учебных программ и изучение опыта работы по различным музыкальным специальностям показали, что целостная система методов формирования основ профессиональной подготовки широко ориентированных учителей музыки к настоящему времени находится в процессе становления.

Результатом этого стала недостаточная профессиональная подготовленность выпускников музыкальных факультетов педагогических учебных заведений к работе в различных образовательных структурах. Таким образом, была выявлена актуальность проблемы и необходимость ее научной разработки.

Проведенная экспериментальная работа позволила решить поставленные задачи:

— выявить, теоретически обосновать и практически апробировать условия, структуру, способы и методы, обеспечивающие успешную профессиональную подготовку будущих учителей музыки расширенной ориентации.

— определить и описать профессиональные умения, наиболее значимые для повышения результативности музыкально-педагогической подготовки студентов, и проанализировать динамику совершенствования качества образовательно-воспитательного процесса на этой основе.

— подтвердить концепцию исследования, состоящую в том, что совершенствование подготовки специалиста в современных заведениях профессионально-педагогического обучения, а так же приобретение ими расширенных и углубленных музыкально-педагогических умений, осуществимо при опоре на фундаментальные общепедагогические и специальные дисциплины, -установить, что условием, определяющим уровень готовности выпускника к музыкально-педагогической деятельности является не только целостная профессионально-педагогическая направленность процесса приобретения знаний и умений, но и их методически целесообразное сочетание и развитие, которая в условиях формирования основ подготовки будущего учителя музыки расширенной квалификации, реализует свою специфику, путем деятельностного осмысления теоретических и методических сведений искусства преподавания.

При этом автор аппелирует к понятию «готовность» и характеризует его как целостную систему социально-культурных, психолого-педагогических, специальных знаний и умений. Это, как показано в исследовании, формируется путем целенаправленного комплексного воздействия различных форм, методов и содержания обучения на личность будущего педагога, повышением познавательной активности, творческой инициативы и мотивационный направленности процесса формирования основ профессионального мастерства.

Разработана и экспериментально проверена система мероприятий, модель формирования профессиональных умений будущего учителя музыки расширенной квалификации, которая представляет собой комплекс специально подобранных дисциплин, видов и форм проведения контрольных мероприятий и практической деятельности по освоению профессии, обеспечивающих целенаправленное овладение ею. Определена технология формирования исследуемых умений, включающая в свое содержание поэтапное приобретение: практического опыта музыкально-исполнительской, музыкально-педагогической и музыкально-просветительской деятельности с детьми различного возрастаумений осознано и творчески применять весь комплекс полученных знаний и умений в варьирующихся условиях практической работы.

Экспериментальная проверка модели будущего специалиста расширенной ориентации позволила сделать вывод о том, что основополагающим фактором его профессиональной подготовки является умение на основе полученных опорных знаний по основным блокам специальности строить процесс образовательновоспитательной работы на практике. Умения планировать и осуществлять подобную деятельность, проявляя при этом, самостоятельность и творческую инициативу, составляют основу профессиональной готовности студентов к избранной профессии, что способствует не только совершенствованию процесса обучения в педагогическом заведении, но и повышению конкурентоспособности будущих специалистов на современном рынке труда.

В соответствии с обозначенными требованиями к профессии были уточнены структура и содержание учебного плана, учебных программ по предметному блоку. Определено, что установление тесных межпредметных связей как между дисциплинами предметного блока, так и между различными видами производственной практики, обеспечило интегрированный подход ко всему процессу подготовки и синхронизацию содержания и методики их преподавания с практикой в различных (дошкольных и школьных) заведениях.

В результате исследования выявлены, теоретически обоснованы и апробированы условия, необходимые для успешной профессиональной подготовки:

— постоянный контроль за ходом формирования уменийвовлечение студентов в различные формы творческой направленности как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе- -интеграция дисциплин предметного блока и педагогической практики на основе изменений и дополнений в модель профессиональной подготовки будущих учителей музыки расширенной ориентации.

Использование в качестве критерия подготовки квалификационной характеристики и требований государственного стандарта к специальности.

В результате проведенного диссертационного исследования подтверждена выдвинутая гипотеза, что позволяет сформулировать ряд научно-методических рекомендаций:

1. Необходимо произвести комплексную корректировку учебного плана по специальности «Учитель музыки в школе и музыкальный руководитель дошкольного учреждения», учебных программ и программ педагогической практики.

2. Преподавателям кафедры музыкального образования необходимо знать перечень профессиональных умений по смежным дисциплинам, для преодоления узкой специализации предметов и большей активизации межпредметных связей.

3. Усилить внимание на изучения' комплексной структуры, содержания, методов и форм музыкально-педагогической деятельности студентов в процессе повышения их квалификации.

4. Более эффективно использовать возможности как дисциплин специальной, психолого-педагогической и методической ориентации на формирование и совершенствование названных умений.

5. Постоянно проводить процесс контроля за уровнем сформированности профессиональных умений студентов, начиная с первого курса обучения.

6. Осуществлять дифференцированный подход ко всем обучающимся, имеющим разный уровень индивидуальных способностей, возможностей и степени развития умений.

Таким образом, основываясь на вышеизложенном, можно подтвердить, что поставленные в исследовании задачи решены и цель достигнута. Все обозначенные в исследовании теоретические и методические материалы подтверждают выдвинутую гипотезу, согласно которой, качество подготовки будущих учителей музыки повысится если привести в действие весь комплекс педагогических условий организации образовательно-воспитательного процесса, на основе обозначенных изменений, дополнений, а также использовать в качестве критерия подготовки разработанную нами систему мероприятий по профессиональной подготовке будущих учителей музыки расширенной квалификации.

Вместе с тем автор считает, что эта проблема требует дальнейшего изучения, поскольку в условиях постоянно развивающейся образовательной системы, появление новых форм и методов музыкального обучения открывает широкие возможности для дальнейшего творческого поиска. При этом, студентам высшей школы необходимо практическое овладение комплексом профессиональных умений, позволяющих работать по любой из альтернативных программ, в различных социокультурных условиях. С изучением названных проблем связаны и перспективы дальнейших поисков научно-обоснованных путей совершенствования подготовки специалистов музыкально-педагогического профиля.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Изд.2-е перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 103 с.
  2. Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. Учебное пособие к специальному курсу: Основы методологической культуры учителя музыки. Науч. ред. ВАСластенин. М.: Прометей, 1990. -186 с.
  3. Э.Б. Обоснование содержания музыкального обучения. // В кн. Абдуллин Э. Б., Тарасов Г. С. Музыка в начальной школе. I Пособие для училищ. М.: НИИ школ МП РСФСР, 1979. — С. 95.
  4. В.И. Проблемы методики массового музыкального образования и просвещения в деятельности А.Д. Городцова. Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. М., 1978. — 205 с.
  5. А.Д. Русские пианисты. М. — Л., 1948. — С. 20 — 65.
  6. И.А. Художественно-воспитательные и образовательные тенденции в музыкальной педагогике дореволюционной России. Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. Мм 1981. -С. 13.
  7. Э. Статьи о музыке и воспоминания. М., 1986.- С. 56.
  8. Антология педагогической мысли России 1-й половины XIX века. / Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. — 560 с.
  9. Ю.Апраксина O.A. Современные требования к учителю-музыканту. // В кн.: Музыкальное воспитание в школе. / Сост. O.A. Апраксина.- М., 1982. Вып. 15. — С. 32 — 43.
  10. К. Педагогические статьи о серьезности музыкальной подготовки учителей музыки и о курсах пианистов-методологов. -Киев: Образцовый класс игры на фортепиано и курсы пианистов-методологов, 1909. Вып.1. — С. 15.
  11. С. И. Учебный процесс в Высшей школе, его закономерности, основы и методика. М.: Высшая школа, 1980. -234 с.
  12. Л.Г. Профессия учитель музыки. II Книга для учителей. — М.: Просвещение, 1984. -111 с.
  13. .В. Русская музыка от начала XIX столетия. М.-Л.: Академия, 1930. — С. 29.
  14. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е. — Л.: Музыка, 1973. — С. 23.
  15. В.Г. Образование и культура. Некоторые проблемы. / В кн.: Молодежь и образование. М., 1972. — 234 с.
  16. .А. Становление личностной профессиональной позиции учителя музыки в процессе методической подготовки. Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. М., 1995. -124 с.
  17. Ю.К. Педагогический процесс. М.: Просвещение, 1983. — С. 73.
  18. Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство.- Л.: Музгиз, 1974. 336 с.
  19. Т.Н. Проблема подготовки учителя музыки в педагогическом наследии Смоленского C.B. Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. М., 1991. — 205 с.
  20. И.Г. Некоторые теоретические методологические проблемы формирования гармонической личности учителя. М.: Прометей, 1989. — 242 с.
  21. Н. Вести из Одессы. / Московитянин, № 22, ноябрь, — Отд. «Внутренние известия», Кн. 2.-130 с.
  22. H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX начала XX века. О России и русской философской культуре. -М., 1990.-270 с.
  23. Т.П. Музыкально-педагогическая подготовка учителей в Педагогическом институте. М.: Советская Педагогика, 1962. -№ 1.-156 с.
  24. Г. Б. Кто писал о музыке: / Библиографический словарь. М.: Советский композитор, 1979. — 312 с.
  25. А.Ф. О воспитании. / Антология педагогической мысли России. М., 1985. — 437 с.
  26. В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. М.: Вести воспитания, 1915. -№ 6.-347 с.
  27. Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале XX века. / Лекции по антропологии и философии образования. М.: Изд. Российского открытого университета, 1994. — С. 63.
  28. Г. Мысли о начальном воспитании или семейная школа. СПб., типография «Глазунова И. и К», 1839. ПСС в 12-ти томах, 1839.-Т.9.-184 с.
  29. М.А. Взаимосвязь образовательной и профессиональной подготовки учителей в учительских семинариях 2-й половины XIX века. Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. -М., 1996.-221 с.
  30. Н. Из первых методик Казанского университета (1805−1819г.г.). Казань: тип. Имп. Университета, 1887. -Х.639.
  31. А.И. Настольная справочная книжка для фортепианных Преподавателей и всех занимающихся фортепианной игрою. М.: П. Юргенсон, 1882. -У П. -107 с.
  32. И. Фемида, или начертание прав, преимуществ и обязанностей женского пола в России, на основании существующих законов. М.: Ширяев, 1827. — 36 с.
  33. К.Эд. Руководство к систематическому первоначальному Обучению игре на фортепиано. Изд. 3-е. — М., 1900. — С. 70.
  34. Э.Д. Краткий очерк современного состояния музыкального образования в России <1884−1885годах. М.: Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1885. — Т. 8. -124 с.
  35. В. Страничка из истории высшего женского образования в России. (Памяти его первых деятелей). / Вестник воспитания, 1897.-№ 3.-С. 134.
  36. Н.Х. Педагогические сочинения. М., 1959. — С. 102.
  37. Н.Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России. М.: Учпедгиз, 1959. — С. 59.
  38. Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки. II Межвуз. сб. науч. трудов. / Ред. А. И. Николаева. М.: МГПИ, 1982. — 155с.
  39. Вопросы теории и методики музыки. // Сб. научн. труд. / Отв. ред. В. Я. Ковалев. Минск: Изд. МинскГПИ им. А. М. Горького, МП БССР, 1977.-79 с.
  40. Т.А. Опыт создания методики профессионального отбора. М.: Сов. педагогика, 1971. — № 8. -138 с.
  41. Т.Н. Совершенствование процесса усвоения профессиональных знаний на занятиях музыкой. Дис. на соиск.уч. степ. к.п.н. -М., 1981.-178 с.
  42. Воспоминания, мысли и признания человека, дожившего свой век смоленского дворянина. / Русская старина. М., 1895. — Кн. 12. -138 с.
  43. Воспоминания о С. В. Смоленском. / Гусельки яровчаты. Новгород, 1910. — № 7−8. — С. 8. У
  44. Н.А. Задачи педагогики и способы их решения: Речь на акте б-го выпуска студентов Главного педагогического института. СПб, 1851. — С. 2.
  45. Ш. И. Очерки по истории среднего образования в России 2-й половины XIX века- Гимназия и учебный процесс в ней. / Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. —Л., 1947. Т.1. — 150 с.
  46. Генеральный План Воспитательного дома. Антология педагогической мысли XVIII века. М., 1985. — С. 158.
  47. А. Правила преподавания фортепианной игры. М., 1868.-С. 21.
  48. А.И. Полное собрание сочинений. М.: Изд. АН СССР, 1958.-С. 167.
  49. Г. Исполнительское искусство сфера проявления художественной идеи. — Томск, 1984. — 168 с.
  50. Н.К. Из истории русской школы. Роль и место классных наставников и надзирателей в дореволюционной школе. М.: Советская педагогика, 1938. — № 6, -120 с.
  51. Горбунов-Посадов И. И. Несколько вступительных слов. / Свободное воспитание. М., 1907−1908. — № 1. — Столб. 9.
  52. Государственный Образовательный Стандарт Высшего Профессионального образования для специальности: «Учитель музыки». М., 1995. — С. 6 — 7.
  53. Гувернантка Мария Степановна. / Вестник воспитания. М., 1893.-Кн. 2.-С. 1.
  54. Гувернантки. / Неделя. СПб., 1873. — № 15. — С. 47.
  55. В.Е. Уточнение и систематизация понятий и терминов в педагогике. // Интегративные процессы в педагогической науке и практике коммунистического воспитания и образования. М., 1983.-187 с.
  56. В.П. Материалы для первоначального преподавания музыки. М., 1884. — Вып. 2. — С. 18.
  57. И.И. О согласовании воспитания с развитием душевных способностей. / Библиотека для чтения. СПб., 1834. -Т. 6. — № 10. — С. 8.
  58. Г. П. Московский дворянский институт. М.: Русская школа, 1890. — № 4. — 237 с.
  59. Д. Музыкальный вечер в институте. / Восточное обозрение, 24 марта, 1895. -120 с.
  60. Дело об учреждении при Павловском институте классов для. приходящих девиц и о Мариинской женской школе. 20 декабря1857 20 февраля 1859. — СПб. — Ед. хр. 797. — Пл. 1 — 89.
  61. М.И. Педагогические правила и законы. Антология педагогической мысли: 2-я половина XIX века. М., 1978. — 447с.
  62. М.Н. О зависимости настроения нашей школы от умственного и нравственного состояния самого общества: Мысли и наброски старого профессора М. Н. Демьянова. СПб., 1903. -270 с.
  63. В.В. О первоначальном преподавании игры на фортепиано в семьях. СПб., 1896. — 115 с.
  64. Н.А. Избранные сочинения. М.: МНП РСФСР, 1952.-736 с.
  65. Доклады Владимирской губернии земской управы за 1912 год. Владимир, 1912. — 345 с.
  66. С.М. Опыт системы первоначального обучения на фортепиано. Механические упражнения для пальцев при недвижной руке как основа фортепианной техники. Вятка: Тип. Куклина, 1885. -124 с.
  67. С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России до 1917 года. М.: Просвещение, 1974. — С. 514.
  68. Л. Музыка в контекстах духовной культуры: Критика и музыкопознание. / Сборник статей. Л.: Музыка, 1887. — Вып. 3.- С. 46.
  69. Е.А. Инспекция народных училищ. М., 1914. -112 с.
  70. Н.В. Из истории педагогической подготовки учителя. М.: Советская педагогика, 1945. — № 5 — 6. — 358 с.
  71. Н.С. Женское образование в России. СПб. 1901. -440 с.
  72. С. Средняя школа за последние годы. Ученические волнения 1905−1906 годов и их значение. СПб.: Тип. Б. М. Вольфа, 1906. — 294 с.
  73. А.Е. Ученые степени в Российской империи с XVIII века по 1917 год. М.: ИРИ, 1994. — 241 с.
  74. Из истории музыкального воспитания: / Хрестоматия- Сост: O.A. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. — 253 с.
  75. Из истории музыки XX века. Сб. статей под ред. С. Л. Гинзбурга.- М.: Музыка, 1971. 253 с.
  76. Е.Р. Эстетическое воспитание как средство профессиональной подготовки студентов музыкальных училищ. Дис. на соиск. уч степ. к.п.н. М., 1998. — 206 с.
  77. Индивидуально-личностные особенности музыканта-педагога на разных стадиях обучения. / Вопросы психологии, 1989. № 5. -135с.
  78. Искусство и школа: Кн. для учителя. / Сост. А. К. Василевский.- М.: Просвещение, 1981. 288 с.
  79. Исторический очерк деятельности Иркутского института им. Николая I. Первое пятидесятилетие (1845−1895г.г.). Иркутск, 1897.-98 с.
  80. История педагогики. // Учебное пособие для пед. университетов. / Под рук. Пискунова. М,.: Школа, 1995. — Ч. 1. — 310 с.
  81. Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1984. — 96 с.
  82. М.С. Музыка в мире искусств. Санкт-Петербург. «Ut», 1996.-С. 132.
  83. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. I Под ред. А. Арсеньева. М., 1982. — С. 253.
  84. Н.М. О новом образовании, просвещении в России.- Изд. Смиридина, 1848. С. 411.
  85. Карманная или памятная книжка для молодых девиц, содержащая в себе наставления прекрасному полу, с показанием в чем должны состоять упражнения их. М., 1784. — С. 10.
  86. Г. Ф. Образовательная ситуация в России 1-й пол. XX века. Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. Ростов-на-Дону, 1994. -180с.
  87. К вопросу о политике М.Н.П. / В.И. Ленин- Полн. собр. соч. в 30-ти томах, 1913. Т. 23. — С. 133.
  88. К вопросу о социальной психологии дворянства 50-х годов XIX века. Проблемы истории СССР. М., 1977. — Вып. 6. -168 с.
  89. Л. Классический стиль в музыке VIII XX веков: Самосознание эпохи и музыкальная практика. — М., 1996. — 189 с.
  90. В.О. Соч. в 9-ти томах. Под ред. Янина. М.: Мысль, 1989.-Т. 5.-С. 407.
  91. Е.А. Краткий очерк истории высшего образования России в начале XX века. М.: Изд. Прометей, МГПИ им. В. И. Ленина, 1990.-68 с.
  92. С.А., Сербов Н. И. Очерк истории и народного образования до эпохи реформ Александра II. М., 1910. — С. 72.
  93. М.С. О критериях и принципах отбора абитуриентов в педагогический институт. / Пути совершенствования профессиональной направленности в Педвузе. Саратов, 1975. -130 с.
  94. Коджаспирова Р. М, Культура профессионального самообразования педагога. М., 1994. — 206 с.
  95. Л.Ф. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991.-269 с.
  96. .Б. Русская педагогическая терминология. М.: Просвещение, 1969. — 310 с.
  97. Г. Б. Цивилизованный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М.: ИТП и МИО РАО, 1994. -196 с.
  98. Краткий исторический очерк Имперского Московского Воспитательного Дома. / Сост. В. Красутский. М., 1878. — 118 с.
  99. Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. М.- Музыка, 1991. — С. 64
  100. М. Эпоха цензурных реформ 1859 1865 годов. — СПб., 1903.-97 с.
  101. И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? М., 1978.-110 с.
  102. П.Р. Избранные сочинения. М.: Педагогика, 1988.- 280 с.
  103. А. Руководство для гувернеров и гувернанток.- Изд. 2-е. СПб.: Тип. Неклюдова, 1870. — 95 с.
  104. Т. Педагогическая деятельность русских композиторов-классиков. М.: Музыка, 1951. — С. 83.
  105. Н.В. Частные средние учебные заведения в системе образования России конца XIX начала XX века. Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. — М., 1994.-201 с.
  106. Ю. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX в.в.). — СПб., 1994. — 365 с.
  107. Н. Фортепианные классы в 60−70х годахпрошлого столетия: Из истории русской фортепианной педагогики. / В кн.: Вопросы музыкального исполнительского искусства. М., 1962.-Вып. 3.-297с.
  108. Л. О природе и средствах музыки: Теоретический очерк. -М., 1983.-178 с.
  109. С.П. Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития. Изд. 2-е, испр. и дополн. — СПб., 1915. — С. 141.
  110. А.С. Пед. соч. в 8 томах. М., 1985. — Т. 5. — С. 130.
  111. В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности.- Л.: Музыка, 1988. 85 с.
  112. Г. В. Теоретические и методические основы стандартизации высшего музыкально-педагогического образования в учебных заведениях искусства и культуры. Дис. на соиск. степ. к.п.н. М. 1997. — 131 с.
  113. Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина с 1872 по 1972 года. М.: МГПИ, 1973.-400 с.
  114. В.В. Музыковедение: проблемы духовности.- М.: Советский музыкант, 1988. С. 12.
  115. E.H. Внешкольное образование. М., 1930. — БСЭ. -Т. 11.-679 с.
  116. Методологические проблемы музыкознания: / Сб. статей. М.: Музыка, 1987.-231 с, нот.
  117. .Е. Воспитание ученика-пианиста. Киев: Музична Украна, 1977. — 77 с.
  118. П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х томах. М., 1994. — Т. 2. — С. 82 — 289.
  119. В.Б. Век образования. М.: Педагогика, 1990. — 177 с.
  120. В.Б. Образование в истории человеческой цивилизации: эволюции и перспективы. Докторская диссертация в форме научного доклада. М., 1991. — С. 37.
  121. Миротворча д1яльн1сть школи i вузу. PiBHe, 1997. — Ч. 1- С. 81 82.
  122. М.В. Передовые школы нового типа, созданные общественной и частной инициативой в России начала XX века. -М., 1966.-264 с.
  123. СПб. 1834. Ч. 2. — № 4. — Отд. 18. CLXII-LXXIII.
  124. СПб. 1834. Ч. 3. — № 7. — Отд. 1. CLVIII.
  125. СПб. 1834. 4.8. — № 10. — Отд. 1. CLXI-LXV.
  126. В. Русское фортепианное искусство: XVIII 1-я половина XIX века. — Л.: Музгиз, 1961. — 243 с.
  127. Музыка и пение в наших учебных заведениях. / Русская музыкальная газета, 1899. № 1−24. — 629 с.
  128. Музыкальное преподавание в Иркутске. / Русский музыкальный вестник, 1881. № 1. -80 с.
  129. Музыкальный сезон, 1870. № 1. -11 октября. -13 с.
  130. Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988.- 254 с.
  131. В. Прошлое русского пианизма (ХЛН-началоХ1Х в. в).- М.: Музгиз, 1960.-472 с.
  132. Историческо-статестический очерк общего и специального образования в России. М., 1884. — С. 24.
  133. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1961.-С. 2−68.
  134. В. Из истории русского музыкального образования. // В кн.: Вопросы фортепианной педагогики. / Под ред.
  135. B. Натансона. М., 1971. — Вып. 3. — 321 с.
  136. Н.Д. Методологическое знание в педагогике. М.: Советская педагогика, 1984. — № 8. — 238 с.
  137. Н.Д. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество.- М.: Педагогика, 1990. 340 с.
  138. А. Русская детская и педагогическая психология в 60-е годы XIX века. /Вопросы психологии, 1978. № 1. — 139 с.
  139. О воспрещении принимать иностранцев обоего пола без надлежащих свидетельств в дома дворян, чиновников и купцов, в учительские, наставнические и гувернерские звания. Изд. МНП.- СПб., 1834. Ч. 2. — № 4. — Отд. 18. — С. 1ХХ1МХХШ.
  140. В.Ф. Избранные педагогические сочинения. -М., 1955. 310 с
  141. О дозволении поступать в звание домашних наставников и учителей тем лицам, кои получили право на обучение в частных домах до состояния Положения 1-го Июля 1834 года. / Сб. постановлений по МНП. СПб., 1834. — Т. 2. — 849 с.
  142. О порядке поступления на Высшие Женские Курсы воспитанниц женских гимназий М.Н.П. (Циркуляр № 8, 1882 г.). / Сост.
  143. C. Комаров. СПб., 1884. — № 574, — 875 с.
  144. О преимуществах студентов Главного Педагогического института, приготовляемых в звание домашнего воспитателя. /Сб. постан. по МНП. Изд. 2-е. СПб., 1876. — Т. 2. — Отд. 2. -130 с.
  145. О программах педагогического курса Мариинской женской гимназии. М., 1863. — Ед. хр. 3439 — а. — Пл. 1 — 39.
  146. А.Н. И специальная подготовка преподавателей средней школы, и улучшения его положения. // Педагогический сборник, 1909. № 1. — С. 76.
  147. Отчет Министерства Народного Просвещения. / МНП, 1859. -Ч. 103.-Отд. 1.-С. 27.
  148. Отчет царю министра С. С. Уварова от 4 декабря 1836 года. ЦГИА. — Ед. хр. 1247. — Лл. 15.
  149. Отчеты Харьковского отделения ИРМО и состоящего при нем музыкального училища за 1894 1898 годы. — Харьков, 1896−1899.-498 с.
  150. Очерки по истории и педагогической мысли народов СССР 2-й половины XIX века. / Ред. М. Ф. Шабаевой. М.: Педагогика, 1976.-С. 515.
  151. Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР (конец XIX -начало XX века). / Ред. Э. Д, Днепров, Б. К. Тебиев М.: Педагогика, 1991. — 280 с.
  152. Ф.Г. Педагогическое образование в России XVIII -XX веков. М.: Педагогика, 1979. — С. 98 -108.
  153. Л.Ф. Совершенствование профессиональной педагогической подготовки студентов муз.-пед. факультета в процессе освоения музыки для детей. Дис. на соиск. уч. степ. К.П.Н.-М., 1987.-143 с.
  154. Педагогика искусства и школа. / Сб. статей под ред. A.A. Мелик-Пашаева. М.: АПН СССР, 1992. — 289 с.
  155. Педагогический словарь в 2-х томах. М.: АПН, 1960. — 774 с.
  156. Педагогическая энциклопедия. M.: Советская энциклопедия, 1960.-T. 1.-С. 631.
  157. Первая книжка по экспериментальной педагогике. СПб., 1905. -С. 1.
  158. В. Женские учебные заведения Ведомства Императрицы Марии: исторический очерк. СПб., 1879. — № 2−3. -126 с.
  159. Н.И. Мысли и замечания о проекте Устава училищ, состоящих в ведомстве МНП. Киев, 1914. — Т. 1. — 116 с.
  160. Д.И. Еще о женском труде: по поводу журнальных толков об этом вопросе А. М. Пальховского. Изд. 5-е- под ред. Ф. Павленкова. СПб., 1909. — С. 17.
  161. Письма преподавателей музыки, музыкантов-любителей C.B. Смоленскому (1896 1906г.г.). — ЦГИА СССР. — Ф.1119. — Оп.1. -Ед. хр. 196.
  162. И.Ф. Формирование профессиональной мотивации учения студентов педагогических институтов. Дис. на соиск. уч. степ, к.п.н. М., 1978. -176 с.
  163. Полный сборник правил приема и программ Высших Женских общеобразовательных, специальных и профессиональных правительственных, общественных и частных учебных заведений в России. / Сост. Д. С. Марголин. Киев, 1915. — 604 с.
  164. Положение о домашних наставниках и учителях. / Сборник постановлений по МНП. Изд. 2-е. СПб., 1875. — Т. 2. — 270 с.
  165. Полуказанова Е. А, Развитие педагогических идей повышения квалификации учителей в России 2-й пол. XIX начала XX веков. Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. — М., 1996. — 208 с.
  166. А. Новые способы для приобретения фортепианной техники. М.: Типо — лит. A.B. Муратова, 1894. — 123 с.
  167. Правила и программы для испытания лиц, желающих получить звание учителя. Мм 1906. — 110 с.
  168. Правила преподавания музыки в Харьковском интернате благородных девиц. Харьков: Унив. Тип., 1873. — 84 с.
  169. Правительственный вестник. СПб., 1873. — № 120, от 21 мая. -С. 1.
  170. Программа музыкального курса в институтах Ведомства учреждений Императрицы Марии. Казань: Типо-лит. Имп. Унив. Б.г. — С. 4 — 6.
  171. Программа преподавания музыки в Харьковском институте благородных девиц. Харьков: Унив. тип., 1873. -140 с.
  172. Программы педагогических институтов для специальности № 2119 «Музыка и пение». М.: Просвещение, 1980. — Сб. — № 25. — С. 30.
  173. Программы педагогических институтов для специальности «Музыка». М.: Просвещение, 1989. — Сб. № 9. — С. 20 — 36.
  174. Программы предметов, преподаваемых в Синодальном училище. / Из библиотеки Б. Яворского. М.: ГЦММК им. М. И. Глинки, 1897. — № 6206. — С. 5 -18.
  175. Прокопович-Антонский А.0 воспитании. // В кн.: Н. В. Сушкова Московский университетский благородный пансион. Изд. испр. и пополн. Мм 1858. — 100 с.
  176. В.Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. М.: Новая школа, 1995.-С. 64.
  177. Психологическая подготовка студентов к музыкально-педагогической деятельности. / Сб. научн. стат.- под ред. Н. М. Провозиной. Ханты-Мансийск, 1996. — С. 48 — 49.
  178. И. Как следует обучать детей музыке. СПб., 1890. -120 с.
  179. РГИА. Ф. 733. On. 1. Д 554. Лл 177−178.
  180. РГИА. Ф.733. Оп.117. Д. 66. Л. 173.
  181. РГИА. Ф. 845. Оп. 1. Д. 15. Л. 24.
  182. РГИА. Ф.845. Оп. 1. Д 15. Л. 105.
  183. РГИА. Ф. 845. Оп. 1. Д 15. Лл 7−7 об.
  184. П.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1958. -С. 61.
  185. Реформа Высшей школы. / Вести Временного правительства от 23 марта, 1917. С. 2. — Столб. 4.
  186. Римский-Корсаков H.A. Статьи и заметки о музыкальном образовании (1896−1907г.г.). СПб., 1911.-121 с.
  187. В. Сумерки просвещения. / Сост. В. Н. Щербаков. М.: Педагогика, 1990. — С. 73 -107.
  188. C.B. Историческое обозрение деятельности МНП за 1802 1902 года. — М., 1905. — 372 с.
  189. Руководство учителям I и II разряда народных училищ. Дело 50 505 50 508. — ЦГИА. — Ед. хр. 4687. — С. 11.
  190. З.В. Формирование профессиональной готовности учителя к музыкально-педагогической деятельности в школе. Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н., М., 1987. — С. 19.
  191. Русская школа, 1814. № 7 — 8. — 243 с.
  192. Е. Об анализе содержания музыкального произведения. Критика и музыкознание. Л., 1987. — Вып. 3.
  193. В.Ф. Искусство как общественная потребность. Л., 1977.-165 с.
  194. О. Художественный образ в творчестве музыканта-исполнителя. -Л., 1980.-208 с.
  195. П.Н. Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский. M., 1913.-Т. 1.-Ч. 1.-292 с.
  196. Сборник постановлений по М.Н.П. СПб., 1834. -Т.2.-647 с.
  197. Сборник постановлений по М.Н. П. Изд. 2-е. СПб., 1875. — Т. 2. — С. 347.
  198. А.Н. Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика. Критические статьи: В 4-х т. СПб., 1895. — Т. 4. -С. 157.
  199. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: МПА, 1995. -186 с.
  200. Систематический указатель к педагогическому журналу «Народное образование» за первые 12 лет его издания (1896−1907г.г.). СПб., 1908. — 247 с.
  201. С.С. Художественные принципы музыкальных стилей: Музыка и современность. М.: Музыка, 1973. — Вып. 3. — 440 с.
  202. В.А. Гуманитарная культура специалиста. / Магистр: Независимый научн. пед. журнал. М., 1991. — № 1. — С. 25.
  203. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1989. — 624 с.
  204. Совершенствование и процесс подготовки учителей. / Сб. науч. трудов. М., 1987. — 85 с.
  205. Совершенствование подготовки учителя в педагогическом ВУЗе. / Сб. науч. трудов МГПИ. М., 1980. — 144 с.
  206. Совремённая школа: опыт, проблемы, поиски. / Сборник науч. трудов. Сост. И. И. Валеев. М.: МПА, 1997. — С. 57 — 59.
  207. Д. Избранные критические статьи о музыке. -М .: Сов. композитор, 1981. -326с.
  208. Статья: Наша семья и ее исторические судьбы. / Вестник Европы, 1884. № 2. — 109 с.
  209. Статья: О педагогических факультетах. / Научное слово. 1905. -С. 106.
  210. С.А. К вопросу о педагогической подготовке преподавателей средней школы в России. / МНП. СПБ., 1909. -210 с.
  211. М.Т. Внегосударственные формы обучения в самодержавной России. М.: Вопросы педагогики, 1994. — № 4. -124 с.
  212. И.В. Учительство России в конце XIX- начале XX веков. -М., 1992.-С. 52.
  213. Н.Ф. Совершенствование обучения в высшей школе.- М.: Советская педагогика, 1973. № 7. — 71 с.
  214. Е.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. -173 с.
  215. . К. Хроника общественно-педагогического движения в России. М.: Специалист, 1990. — № 5. — С. 120.
  216. P.A. Уроки музыкальной культуры: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1991. — 154 с.
  217. О.М. Русская музыкальная культура от 60-х годов XIX века до начала XX. Л.: Профиздат, 1969. — С. 87.
  218. Третные ведомости о выданных свидетельствах на звание домашних наставников, учителей и учительниц. ЦИАМ. — Ф. 459.- Оп. 1. Д. 4918. — Лл. 46 об — 47.
  219. Е. О русской идее. Очерк о возрождении науки.- В 2-х частях.-М., 1994.-Ч. 1.-112 с.
  220. C.B. Гувернерство в домашнем образовании России 1-й половины XIX века. Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. М., 1995. -170 с.
  221. Т. Очерки по истории русской музыки. Изд. 2-е, испр.- М.-Л.: Просвещение, 1965. С. 69.
  222. С.С. Из речи в торжественном собрании ГПИ 23 марта 1818 года. СПБ., 1818. — С. 63.
  223. Устав воспитания двухсот благородных девиц. СПб., 1768. -С. 48−49.
  224. Устав женских заведений Ведомства Императрицы Марии. -СПб., 1884.-38 с.
  225. Устав учебных заведений, подведомых Университетам. / Сб. расп. по МНП. Изд.2-е. СПб., 1875. -Т. 1. -§. 43. -С. 11−12.
  226. К.Д. Собрание сочинений. M.-J1.: Изд. АПН РСФСР, 1948. — С. 63.
  227. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1974. — Т. 8. — 665 с.
  228. Г. А. Всеобщее образование в России. М., 1908. -С. 168.
  229. Г. А., Чарнолусский В. И. Учительские семинарии и школы. СПб., 1901. — С. 74.
  230. A.C. Музыкальный сезон: № 10, 11 октября, 1870. -13 с.
  231. Э.П. Бестужевские курсы первый женский университет в России. — М.: Педагогика, 1980. — С. 105.
  232. М.И. Индивидуальность ученика и искусство педагога. Изд. 2-е. М.: Музыка, 1975. — 110 с.
  233. Н. Музыкальная грамматика, или новый и легчайший способ изучения правил музыки для игры на фортепиано. М., 1836.-С. 4.
  234. Формирование профессиональной культуры учителя. / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Прометей, 1993. — 223 с.
  235. И.Л. Метода обучения фортепиано и основных правил музыки. Изд. 2-е, перед. М., 1844. -216 с.
  236. П., Попов В. Методика музыкального воспитания. М.: Музыка, 1990. — 173 с.
  237. И.Ю. Музыкальная культура Иркутска. Иркутск: Изд. Иркут. универ., 1987. -280 е., вкл.
  238. Т. Очерки по истории русской музыки XIX века. М.-Л.: Просвещение, 1965. — 322 с.
  239. ЦАВПК и БД. Д № 12 374. 1819. С. 52.
  240. ЦГИА. Ф. 108. Оп. 3. Св. 167. № 19. Л. 88.
  241. ЦГИА. Ф. 845. Оп. 1. Д. 15. Л. 19.
  242. ЦИАМ. Ф. 459. Оп. 2. Ед.х.р. 6235. Л. 23−24.
  243. В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. -М., 1964.-С. 218.
  244. Г. М. Музыкально-воспитательные и образовательные функции обучения на клавишных инструментах. В кн.: Инструментальное обучение на музыкально-педагогическом факультете. / Отв. ред. Г. М. Цыпин. — М., 1973. — С. 91.
  245. Н.П. Императорское воспитательное общество благородных девиц. М., 1964. — Т. 2. — С. 75.
  246. Н.Г. и Добролюбов H.A. Избранные педагогические высказывания. М.: Изд. АПН РСФСР, 1949. -206 с.
  247. В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. — 200 с.
  248. Е. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. М.: Музыка, 1996. — 203 с.
  249. Д. Полная практическая школа для фортепиано. -М., 1834.-С. 4.
  250. А.П. Новый музыкальный материал в структуре обучения музыкальному искусству: сущность, методы учебной работы на музыкально- педагогических факультетах. Дис. на соиск. уч степ. к.п.н., М., 1990. — 175 с.
  251. В. Избранные труды о музыке. М.: Сов. композитор, 1970.-Т. 2.-450 с. 1. АНКЕТА
  252. Социально-педагогического обследования студентов музыкального отделения. В Сургутском высшем педагогическом колледже изучаются условия эффективной подготовки учителей музыки.
  253. Просим Вас ответить на ниже следующие вопросы:
  254. Ваше понимание термина «профессиональныеумения»?
  255. Каково, на Ваш взгляд, их место и значение в деятельности учителя музыки?
  256. Какие учебные дисциплины в наибольшей степени способствуют формированию у студентов музыкально-педагогических умений по специальности?
  257. Какие виды творческой деятельности в педагогическом заведении помогают Вам формировать профессионально значимые умения для будущей профессии?
  258. Обладаете ли Вы, закончив обучение в музыкальной школе, умениями, необходимыми для приобретения музыкально-педагогической профессии в высшем педагогическом колледже?1. БЛАГОДАРИМ ВАС!1. АНКЕТА
  259. Уважаемый студент! Просим ответить на заданные вопросы, обозначив их как ответы: да илинет.
  260. При необходимости ответы могут быть расширенны.
  261. Избрали ли Вы специальность учителя музыки: а) самостоятельноб) по совету близких и родныхв) рассматриваете учебу в колледже как «мостик» к получению высшего образования в дальнейшемг) продолжаете семейные традициид) затрудняетесь ответить
  262. В процессе первого этапа обучения Вы пришли к выводу, что: а) профессию выбрали совершенно правильноб) утвердились в выборе частичнов) затрудняетесь ответитьг) отрицательно относитесь к своему выбору
  263. Назовите предметы, по которым получаете более глубокие и содержательные знания и умения
  264. Учитель музыки общеобразовательной школы" /доп. специальность: музыкальный руководитель дошкольногоучреждения/
  265. Сферы профессиональной деятельности: Преподавательская, культурно-просветительская, социально-педагогическая, научно-методическая.2. Типы учреждений:
  266. Государственные общеобразовательные, частные, вспомогательные школы- типовые и альтернативные дошкольные учреждения, дома культуры, клубы, музыкальные студии3. Виды должностей:
  267. Использовать в учебно-воспитательной работе возможности ТСО и музыкальных мультимедиа
  268. Адаптировать музыкально-теоретические и практические знания и умения при осуществлении образовательно-воспитательной работы в различных социокультурных условиях, с детьми различного возраста и музыкально-художественных возможностей.
  269. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ ЛИСТЫ ПО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ НА ПРЕДМЕТАХ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ЦИКЛА. а) пример бланка для проведения семестровых контрольных срезов1. ПРЕДМЕТ: ГРУППА¦ 1. ДАТА И ФОРМА КОНТРОЛЯ:
  270. Ф.и. студента Ф.И.О. преп. программа кол-во перечень баллов умений замечания и рекомендации
  271. Б) Пример бланка для проведения технических зачетов.1. Гамма этюдь >|
  272. Виды 1 2 3 456 789 10 перечень умений замечания и рекомендации общий балл
  273. Динамики роста профессиональных умений, составляющих основу музыкально-педагогической подготовки студентов музыкальногоотделения.- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА- КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА I КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ1. КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Заполнить форму текущей работой