Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организация и проведение лабораторных занятий по курсу общей физики в педагогических вузах с использованием задачного метода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обсуждаются различные аспекты использования задач в обучении и воспитании. Активизации процесса обучения через решение задач посвящены работы С. Е. Каменецкого, В. П. Орехова, Н. Н. Тулькибаевой, А. В. Усовой, В. Е. Володарского, Г. А. Дзиды, Г. Д. Бухаровой и многих других. А. В. Усова выделяет особые типы задач, направленные на формирование понятий. В работах Н. Е. Савченко задачи… Читать ещё >

Содержание

  • f Введение
  • Глава 1. Дидактические основы организации деятельности студентов на лабораторных занятиях по общей физике в педвузе
    • 1. 1. Лабораторные занятия как одна из форм организации учебного процесса в педвузе
    • 1. 2. Деятельность студентов на лабораторном занятии по курсу общей физики
    • 1. 3. Мысленный эксперимент на лабораторных занятиях
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Заданный метод в организации и проведении лабораторных занятий по физике в педвузе
    • 2. 1. Функции учебных задач и задачного метода в усвоении физических знаний
    • 2. 2. Задачи-сопровождения на лабораторных занятиях по физике. 90% 2.3. Задачный метод на лабораторных занятиях по физике в вузе
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по реализации задачного метода в организации и проведении лабораторных занятий по курсу общей физики
    • 3. 1. Задачи, организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы
    • 3. 2. Критерии эффективности разработанной методики
    • 3. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по третьей главе

Организация и проведение лабораторных занятий по курсу общей физики в педагогических вузах с использованием задачного метода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена важностью проблемы повышения эффективности учебной деятельности студентов педвузов. Современному обществу необходим человек новой формации, способный к активному творческому овладению знаниями, умеющий быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию и прогнозировать развитие событий.

Эффективность обучения, как в вузе, так и в школе, зависит от органического сочетания двух сторон — высокого качества обучающей работы преподавателя и активной учебно-познавательной деятельности обучающегося. Поэтому совершенствование учебного процесса в вузе осуществляется путем повышения качества работы преподавателей: читаемых ими лекций, проводимых практических и лабораторных занятий, стимулирования активной учебно-познавательной деятельности студентов, рациональной организации процесса учения.

Для естественнонаучных дисциплин особенно важны практические формы организации обучения, поскольку фундаментальные понятия нельзя усвоить без прямых наблюдений и экспериментального изучения явлений и процессов.

Важнейшим компонентом профессионально-методической подготовки учителя физики выступает практическая и экспериментальная подготовка студента, которая осуществляется на лабораторных занятиях.

Лабораторные занятия в наибольшей степени требуют активной деятельности будущего учителя по сравнению с другими формами организации обучения. Они предусматривают обязательное общение преподавателя с каждым студентом и позволяют эффективно управлять его самостоятельной работой.

Лабораторные занятия можно рассматривать как форму организации учебного процесса, на которой формируются умения применять полученные теоретические знания при постановке и проведении экспериментальных исследований, практические навыки обращения с оборудованием, что способствует развитию творческих способностей.

Лабораторные работы наиболее благоприятны для выяснения непонятного, для осознания изучаемых физических явлений, показа значимости приобретенных теоретических знаний. На них в педвузе приходится примерно 25−30% учебного времени, отведенного на изучение курса общей физики.

В настоящее время теория и методика обучения физике в вузе опирается, в основном на разработанную по всем разделам курса систему лабораторных работ, авторами которой являются А. В. Беклемешев, Ю. А. Кравцов, А. Н. Мансуров, Н. Г. Птицина, Н. Н. Майсова, А. Г. Белянкин, Г. П. Мотулевич и др [14- 109- 110- 111- 121- 199].

Данной проблеме посвящен ряд диссертационных исследований (В.М. Коликовой, А. Г. Петровой, М. Сабирова, Н. И. Темиркуловой и др. 102- 103- 140- 160- 182]).

Соотнесение содержания и формы учебного эксперимента с современными научными представлениями постоянно обсуждается в научно-методической литературе, включая учебные пособия с разработкой тех или иных лабораторных занятий. Однако организационная сторона затрагивается редко, хотя играет отнюдь не второстепенную роль. Недостаточно исследованы возможности практических и лабораторных занятий по, физике для осуществления профессионализации обучения студентов, улучшения их экспериментальной и общей подготовки.

Можно выделить ряд недостатков в методике подготовки и проведения лабораторных занятий по физике в педвузе:

— оборудование, применяемое на лабораторных занятиях, не всегда отвечает современным требованиям;

— темы лабораторных работ часто не совпадают с уже изученным материалом;

— слишком подробные методические описания для лабораторных работ, что придает им воспроизводящий характер;

— недостаточная самостоятельная подготовка студентов к выполнению работы;

— у студентов не всегда хватает навыков в анализе наблюдаемых явлений и умений делать выводы из эксперимента;

— основное время студенты тратят на выполнение промежуточных второстепенных действий, в результате эффективность эксперимента значительно снижается;

— недостаточное внимание обращается на формирование культуры педагогического труда студентов;

— не всегда учитывается индивидуальная подготовка студентов;

— оценивается довольно часто предоставленный отчет о выполнении лабораторной работы, а приобретенные практические умения и навыки учитываются недостаточно.

Будущие учителя даже после лабораторных занятий не всегда умеют самостоятельно подобрать нужные приборы. Не всегда видят общность знаний, получаемых на лекциях, практических и лабораторных занятиях.

Вышеприведенные недостатки организации и проведения лабораторных занятий по курсу общей физики, а также характерные недостатки в знаниях и умениях студентов свидетельствуют о необходимости совершенствования теории и методики организации и проведения лабораторных занятий по курсу общей физики в педвузе.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена противоречиями между:

— преобразованиями в информационной культуре современного общества и требованиями к уровню самостоятельности личности;

— характером сложившихся форм организации, методов учебного процесса и необходимостью повышения уровня компетентности выпускника вуза;

— традиционным уровнем подготовки будущего учителя и современными потребностями школы, общества в высокоинтеллектуальном учителе.

Выделенные противоречия преподаватели кафедр общей физики пытаются разрешить, совершенствуя методику организации и проведения лабораторных занятий. Назовем основные направления, в которых осуществляется это совершенствование:

— включение в лабораторные занятия новых лабораторных работ;

— усовершенствование (путем включения новых заданий, изменения имеющихся) и усложнение работ, выполняемых ранее (например, К. А. Барсуков, Ю. И. Уханов [110]);

— модернизация структуры лабораторных занятий, методики измерений и расчетов (А.З. Загайнов [83], В. В. Майер, Е. С. Мамаева [120] и др.);

— модернизация технического оснащения лабораторных работ и рабочих мест студентов (С.Г. Капенков, Г. И. Соломахо [96] и др.);

— повышение активности, самостоятельности студентов на лабораторном занятии (А.Г. Петрова [140] и др.);

— использование компьютера и компьютерных технологий при проведении лабораторных занятий (М. Сабиров [160], Н. И. Темиркулова [182], Г. И. Грейсух [46] и др.).

Вместе с тем, данные достижения не находят широкого применения в практике работы преподавателей вузов (методические описания лабораторных работ по-прежнему содержат подробные указания к выполнению и не способствуют повышению активности, самостоятельности студентов на занятии).

Следует отметить, что содержание и методика проведения лабораторных занятий совершенствуются более медленными темпами по сравнению с другими видами учебных занятий. Кроме того, не до конца разрешена проблема повышения прочности знаний студентов, получаемых на лабораторных занятиях по курсу общей физики.

Мы считаем, что устранение принципиальных недостатков методики организации и проведения лабораторных занятий возможно при использовании задач на занятии.

Еще П. А. Знаменский указывал на то, что «.лабораторные работы также должны сопровождаться решением задач — задач-вопросов (качественного характера) и вычислительных, причем данные для задач частично могут браться из лабораторной практики. Лабораторные работы могут быть поставлены также в форме экспериментальных задач» [90, с. 1516]. Но данное предложение не получило широкого распространения в средней и высшей педагогической школе. Идея, высказанная П. А. Знаменским, реализуется в нашей работе.

В трудах психологов, педагогов, дидактов раскрывается понятие задачи, рассматриваются классификации задач, функции задач в учебном процессе, приемы поиска решения задач, структура задач, выделяются закономерности процесса решения задач (Н.Н. Тулькибаева, А. В. Усова, Г. А. Дзида и др. 57- 81- 126- 154- 166- 186- 191]).

Обсуждаются различные аспекты использования задач в обучении и воспитании. Активизации процесса обучения через решение задач посвящены работы С. Е. Каменецкого, В. П. Орехова, Н. Н. Тулькибаевой, А. В. Усовой, В. Е. Володарского, Г. А. Дзиды, Г. Д. Бухаровой и многих других. А. В. Усова выделяет особые типы задач, направленные на формирование понятий. В работах Н. Е. Савченко задачи рассматриваются как средство формирования физических понятий. Как средство контроля знаний учащихся — в трудах В. Е. Володарского, П. А. Горячкина,.

В.П. Орехова, А. В. Усовой, JT.M. Фридмана, Н. Н. Тулькибаевой и др. В. Н. Янцен, Н. Н. Тулькибаева, Е. С. Валович предлагают применять задачи для связи теории с практикой. В ряде диссертационных исследований раскрыто использование задач в диагностических целях [26- 35- 56 и др.].

В настоящее время решение задач используется как один из приемов активизации умственной деятельности студентов. Они применяются на лекциях, практических занятиях, при проведении зачетов и экзаменов.

По нашему мнению, следует говорить не только об использовании задачи в процессе обучения, но и о задачном методе как о методе обучения, который может быть использован в учебном процессе, при подготовке и проведении лабораторных занятий (далее задачный метод). Задачный метод в этом случае способствует повышению прочности знаний и общей подготовке обучаемых.

С учетом вышесказанного проблема исследования состоит в установлении условий использования задачного метода на лабораторных занятиях по курсу общей физики в педагогическом вузе.

Соответственно выбирается тема исследования — «Организация и проведение лабораторных занятий по курсу общей физики в педагогических вузах с использованием задачного метода».

Цель исследования заключается в разработке теории и методики проведения лабораторных занятий по физике в высшей педагогической школе на основе задачного метода.

Объект исследования — организация и проведение лабораторных занятий в курсе общей физики педвуза.

Предмет исследования — использование задачного метода в организации и проведении лабораторных занятий по курсу общей физики.

В основу исследования была положена гипотеза: организация и проведение лабораторных занятий по курсу общей физики с использованием задачного метода будет возможна, если:

— выделить особый класс задач, которые ориентированы на понимание сущности лабораторной работы;

— определить назначение задач в организации и проведении лабораторных занятий по курсу общей физики;

— разработать модели методических описаний к лабораторным занятиям с использованием задачного методаалгоритмы деятельности студентов, преподавателей на лабораторном занятии.

Задачи исследования определены согласно цели и гипотезы исследования:

1. Выявить состояние проблемы организации лабораторных занятий в психолого-педагогической, методической литературе и практике высшей школы.

2. Уточнить цели проведения лабораторных занятий по курсу общей физики в педвузе.

3. Выявить возможности задачного метода при проведении лабораторных занятий по курсу общей физики в педвузе.

4. Смоделировать содержание методических описаний к лабораторным занятиям с использованием задачного метода, алгоритм деятельности студентов на лабораторном занятии.

5. Разработать методические рекомендации по использованию задачного метода в процессе проведения лабораторных занятий и контрольные материалы по определению эффективности разработанной методики.

6. Проверить эффективность разработанной методики проведения лабораторных занятий по курсу общей физики в педагогическом вузе.

Методологической основой исследования явились:

— на философском уровне — научная теория познания и идеи системного подхода;

— на общедидактическом уровне — системный подход, концепция систематизации и обобщения естественнонаучных знаний;

— в частнометодическом плане — деятельностный подход к обучению (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) — теория обучения решению физических задач (Л.М. Фридман, А. В. Усова, Н. Н. Тулькибаева, Г. Д. Бухарова, Г. А. Дзида и др.) — теория организации лабораторных 'занятий (П.А. Знаменский, А. В. Беклемешев, А. А. Покровский, В. А. Буров и др.).

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

— анализ литературы философского, психолого-педагогического, учебно-методического характера, связанной с темой исследования;

— анализ содержания инструктивно-методических руководств для лабораторных занятий и сборников задач по курсу общей физики;

— наблюдение за ходом работы студентов во время лабораторных занятий с целью выявления объективных данных;

— анкетирование, опрос, тестирование студентов, преподавателей;

— педагогический эксперимент (констатирующий, пробный, обучающе-контрольный);

— методы математической статистики в обработке экспериментальных данных;

— анализ личного опыта практической работы в вузе.

Исследование было начато в 1999 году и проводилось в Ишимском государственном педагогическом институте им. П. П. Ершова и Омском государственном педагогическом университете.

Первый этап (1999;2000 уч. г.) являлся поисковым. На данном этапе определялись методологические и теоретические основы исследования, анализировалась философская, психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования, изучался отечественный опыт решения данной проблемы. В этот период был осуществлен констатирующий эксперимент, разработана методика организации и проведения лабораторных занятий на основе заданного методасоставлен первый вариант системы задач-сопровождений для студентов, определены уровни прочности знаний у студентов. Результаты этого этапа убедили нас в актуальности исследования и необходимости его дальнейшей разработки.

Второй этап (2000;2001 уч. г.) На этом этапе проводился пробный эксперимент. На основе анализа результатов эксперимента была уточнена методика применения задачного метода на лабораторных занятиях по общей физике в педвузе. Кроме того, корректировалась система задач-сопровождений, проверялась эффективность разработанной методики и возможность ее использования в практике обучения.

На третьем этапе (2001;2002 и 2002;2003 уч. гг.) осуществлялся обучающе-контрольный эксперимент, целью которого являлась окончательная проверка эффективности разработанной методики, статистическая обработка и обобщение результатов всех этапов педагогического эксперимента, формулировка в окончательном виде результатов исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1. Выделены основные функции задач в усвоении физических знаний, обоснована необходимость введения понятия задачного метода в учебный процесс лабораторного занятия, выделены его функции.

2. Выделен класс задач — задачи-сопровождения.

3. Разработана методика использования задачного метода на лабораторных занятиях по курсу общей физики, включающая структуру занятий, структуру методических описаний, алгоритмы деятельности студентов на лабораторных занятиях при использовании задачного метода.

4. Разработана методика включения задач-сопровождений в лабораторные работы (их место, функции, классификация задач по характеру применения на лабораторных занятиях).

5. Построены модели структуры методических описаний к лабораторным занятиям с использованием задачного метода.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ходе исследования:

— уточнено понятие задачного метода в условиях выполнения лабораторных работ;

— уточнено содержание деятельности студентов и преподавателей при выполнении лабораторных работ с использованием задачного метода по курсу общей физики в педвузе.

Практическая значимость исследования определяется:

— разработкой способа повышения уровня прочности знаний студентов по общей физике;

— разработкой и публикацией методических рекомендаций по использованию задачного метода на лабораторных занятиях по курсу общей физики в вузе;

— внедрением в практику работы кафедр физики результатов исследования.

На защиту выносятся:

1. Теория организации и проведения лабораторных занятий по общей физике в педвузе на основе использования задачного метода (конкретизация понятия задачного метода в учебном процессефункций задачного метода, в частности на лабораторных занятиях).

2. Методика проведения лабораторных занятий по курсу общей физики с использованием задачного метода, предполагающая выделение задач-сопровождений как средства повышения уровня прочности знаний, их выбор, определение места, функции на лабораторных занятияхразработку структуры методических описаний к лабораторным занятиям с использованием задачного метода.

Апробация результатов проводилась: на лабораторных занятиях по курсу общей физики в вузечерез публикацию научных статей, тезисов, методических пособий, в виде докладов и выступлений на:

— заседаниях кафедры физики ИГПИ (с 1998 г);

— межвузовской научно-практической конференции (18 сентября 2001 г., г. Ишим);

— Международной научной конференции молодых ученых (14−15 марта.

2001 г., г. Ишим);

— Х-ХШ Ершовских чтениях (г. Ишим, 1999;2003 гг.);

— региональной научно-методической конференции (г. Тюмень, 2003 г.);

— Всероссийской научно-практической конференции (г. Екатеринбург, 2003 г.);

— Республиканской научно-практической конференции (г. Челябинск,.

2002 г.);

— конференции научно-исследовательских работ профессоров, преподавателей, научных сотрудников и аспирантов 41 НУ (г. Челябинск, 2001 г.).

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается системным подходом к разрешению проблемы, методологической обоснованностью научных положений, философским и педагогическим анализом теории и методики обучения физике, учетом современных достижений в педагогике и психологии высшей школы, комплексом методов педагогического исследования, адекватных его задачамподтверждается итогами проведенного педагогического эксперимента, а также личным участием автора в опытно-экспериментальной работе.

Выводы по 3 главе:

Достоверность полученных выше результатов обеспечена проведением эксперимента в строго контролируемых условиях, повторяемостью общих результатов пробного и обучающе-контрольного экспериментов, достаточно большим объемом выборки.

Опытно-экспериментальная работа по реализации задачного метода при организации и проведении лабораторных занятий по курсу общей физики в педвузе требовала многофакторного анализа учебного процесса. Для проверки эффективности разработанной методики использовали: коэффициент полноты выполнения операций, коэффициент прочности знаний, коэффициент относительной потери информации в единицу времени (или скорость забывания). Выделили 5 уровней прочности знаний.

На основании проведенного педагогического исследования могут быть сформулированы следующие выводы:

1. Проведенный эксперимент подтвердил реальность выдвинутой гипотезы. Задачный метод при организации и проведении лабораторных занятий способствует повышению прочности знаний обучаемых.

2. Значения коэффициентов, определяющих критерии показали, что в экспериментальной группе уровень прочности знаний выше, чем в контрольной.

3. Опытно-экспериментальная работа подтвердила возможность использования задачного метода на лабораторных занятиях по курсу общей физики в педвузах.

4. С помощью разработанной методики возможно: а) организовать и обеспечить достаточно полную подготовку студентов к лабораторным занятиямб) предоставить студентам большую самостоятельность при решении отдельных задач, связанных с проектированием и выполнением экспериментав) обеспечить сознательное выполнение работ студентамиг) активизировать самостоятельную работу студентов на лабораторных занятиях и обеспечить управление ею со стороны преподавателя.

5. Разработанные методические описания к лабораторным работам можно использовать в учебном процессе, как с сильными, так и со слабоуспевающими студентами. Они могут быть использованы и для студентов нефизических факультетов.

Заключение

.

Данное исследование подтвердило необходимость введения в лабораторные занятия по курсу общей физики задачного метода с целью повышения прочности знаний будущего учителя физики.

При решении задач, сформулированных в исследовании, были получены следующие результаты:

1. Изучено и проанализировано значение лабораторных занятий по курсу общей физики в педагогическом вузе. Уточнены цели проведения лабораторных занятий. На основе проведенного анализа выделены недостатки методики организации и проведения лабораторных занятий по курсу общей физики в вузеобоснована необходимость совершенствования организации и проведения лабораторных занятийпоказаны направления работы по совершенствованию и устранению недостатков лабораторных занятий.

2. Обоснована необходимость введения задачного метода в учебный процесс, конкретизировано понятие задачного метода и рассмотрены его функции в учебном процессе вуза и на лабораторном занятии.

3. Выявлены условия и возможности целенаправленного использования задачного метода на лабораторных занятиях по курсу общей физики, включающие использование задач-сопровождений для повышения прочности знаний. Задачи-сопровождения это задачи, ориентированные на понимание сущности лабораторной работы, приближенные как можно ближе к реальной практической деятельности на лабораторном занятии. Использование задачного метода на лабораторных занятиях способствует расширению, углублению и закреплению знаний студентов, усиливает связь между лабораторными и практическими занятиями.

4. Разработанная методика организации и проведения лабораторных занятий с использованием задачного метода позволяет слить воедино процессы сообщения информации, закрепление ее в памяти, умения применять полученные знания в решении задач в единый процесс, протекание которого осуществляется при активном участии обучаемых.

5. Смоделировано содержание описаний к лабораторным работам с использованием задачного метода (выделено 5 моделей). Обобщая структуру деятельности при выполнении лабораторных работ и при решении задач, мы определили их связующее звено — операции (ориентирование, планирование, исполнение, контроль). Разработаны алгоритмы деятельности студентов на лабораторных занятиях по курсу общей физики с использованием задачного метода.

6. Разработана система задач-сопровождений к лабораторным работам (на примере молекулярной физики и термодинамики), методические рекомендации по использованию задачного метода в процессе проведения лабораторных занятий по общей физике (по разделу «Молекулярная физика и термодинамика»). Определены функции задач, схема отбора задач, проведена их классификация по характеру применения на лабораторных занятиях по физике в педвузе.

7. Получено подтверждение эффективности разработанной методики организации и проведения лабораторных занятий по физике с использованием задачного метода. Она внедрена в учебный процесс Ишимского государственного педагогического института и Омского государственного педагогического университета.

Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Стремительно обновляющаяся информационная культура современного общества, необходимость повышения уровня компетентности выпускника вуза, потребности школы, общества в.

159 высокоинтеллектуальном учителе требуют совершенствования форм организации учебных занятий, методов обучения.

2. Совершенствование лабораторных занятий по курсу общей физики идет по нескольким направлениям, но данные достижения не находят широкого применения в практике работы преподавателей вузов.

3. В настоящее время еще можно выделить ряд недостатков методики организации и проведения лабораторных занятий в вузе. Устранение ряда недостатков мы видим в использовании задачного метода на лабораторных занятиях по курсу общей физики. Методика строится, опираясь на теорию познания, системный подход, теорию организации лабораторных занятий и на теорию обучения решению физических задач.

4. Под задачным методом понимаем такой способ организации и управления учебно-познавательной деятельностью с использованием задач, который включает в себя предъявление информации, создание поисковой ситуации, возбуждение познавательной активности и интересов, развитие самостоятельности обучаемых, контроль знаний.

5. Задачный метод на лабораторных занятиях способствует повышению уровня прочности знаний обучаемых, общему уровню подготовки будущих учителей, развитию интереса, творческих и интеллектуальных способностей.

6. Опытно-экспериментальная работа подтвердила, что целенаправленное использование возможностей задачного метода на лабораторных занятиях по физике обеспечивает более высокий уровень прочности знаний у студентов педагогического вуза, способствует повышению общего уровня подготовки будущих учителей.

Перспективы дальнейшего исследования видятся в изучении проблемы оптимизации лабораторных занятий, способствующих развитию, совершенствованию экспериментальной подготовки, повышению самостоятельности, активности деятельности студентов в условиях индивидуализации обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Д. Исследовательские работы по физике в 7−8 классах сельских школ: Книга для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1990. — 112 с.
  2. АкоффР.Л. Рассогласование между системой образования и требованиями к успешному управлению // Вестник высшей школы. -1990.-№ 2.- С. 50−54.
  3. Д.А., Швайченко И. М. Методика решения задач по физике в средней школе: Пособие для учителей. JI.: Учпедгиз, 1948. -240 с.
  4. Ю.А. Важный этап решения задач координатным методом // Физика в шк. 1984 — № 4 — С. 44−45.
  5. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учеб.-метод. пособие.- М.: Высш. школа, 1980.-368 с.
  6. Е.И., Гервидс В. И., Дубовик В. М., Нерсесов Э. А. Сборник качественных вопросов и задач по общей физике: Учеб. пособие для втузов. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990. — 400 с.
  7. В.А. Задачи по физике и методы их решения: Пособие для учителей, 4-е изд. — М.: Просвещение, — 1983. — 432 с.162
  8. Г. А. Понятое задачи в исследовании и проектировании педагогического процесса // Советская педагогика. 1984. — № 11.- С. 54−59.
  9. Г. А. О психологическом содержании понятия «задача» //Вопросы психологии. 1970. — № 6. — С. 75−85.
  10. Г. А. Теория учебных задач. Психолого-педагогический аспект. -М.: Педагогика, 1990.-184 с.
  11. И.С. Решение экспериментальных задач качественного характера как одно из средств активизации учебно-познавательной деятельности учащихся (на материале курса физики 9 класса). Дис.. канд. пед. наук. — Челябинск, ЧГПУ, 1997.- 188 с.
  12. А.В. Методика и организация лабораторных занятий по физике в высшей школе: Учеб. пособие для вузов, — М.: Советская наука, 1952.- 316 с.
  13. БеленокИ.Л. Теоретические основы методической подготовки учителя физики к профессиональной деятельности как к творческой в условиях вуза. Дис.. д-ра пед. наук. — Челябинск, ЧГПУ, — 1996. — 389 с.
  14. Т.Р. Вариативность содержания и методика проведения физического практикума в среднем школе. Дис.. канд. пед. наук.- Санкт-Петербург, 1995. — 195 с.
  15. Большая Советская Энциклопедия. / Под ред. Прохорова A.M. -3-е изд. В 30 т., М.: Сов. Энцикл., 1972, Т.9. С. 277.
  16. В.М. Методика преподавания математики в средней школе: Учеб. пособие для пед. ин-тов /Под ред. A.M. Маркушевича. 2-е изд. -М.: Учпедгиз, 1951. — 503 с.
  17. А.В. Психология мышления и проблемное обучение (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Педагогика и психология- № 6). М.: Знание, 1983. — С. 25.
  18. С.В., Кондратьев А. С. Методологические основы решения задач по физике в средней школе // Учебная физика.-1998.-№ 5. -с. 46−77- № 6.- С. 39−69.
  19. С.В., Кондратьев А. С. Методологические основы решения задач по физике в средней школе: Учеб. пособие. СПб.: Образование, 1996. — 80 с.
  20. А.И. Методика преподавания физики в средней школе: Теоретические основы: Учебное пособие для студентов пед. институтов по физико-математической специальности. М.: Просвещение, 1981. -288 с.
  21. Г. Д. Дидактический эксперимент: цели, задачи и методика проведения: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.- пед. ун-та, 1995, — 38 с.
  22. Г. Д. Теоретические основы обучения студентов умению решать физические задачи: Учеб. пособие для студентов проф.-пед. вузов. Екатеринбург: Изд-во гос. проф.-пед. ун-та, 1995.- 137 с.
  23. Г. Д. Теоретико-методологические основы обучения решению задач студентов вуза: Монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995.- 136 с.164
  24. Г. Ф. Научно-методические основы преподавания общей физики в педагогических вузах. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — М., 1983.- 39 с.
  25. А.Б. Повышение эффективности лабораторного практикума по общей физике/ использование физического эксперимента и ЭВМ в учебном процессе: Сб. научн. тр. / Свердловск.: Свердл. пед. инт, 1987.-С. 52−57.
  26. Е.С. Решение задач как одно из средств реализации межпредметных связей физики с другими естественно-научными дисциплинами (6−7 классы). Дис.. канд. пед. наук. — Челябинск, ЧГПИ, 1984,-227 с.
  27. ВайзерГ.А. Формирование у школьников способов самостоятельной работы над задачей (в помощь учителю). М., 1998,112 с.
  28. Введение в психологию/ Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. М.: Издат. центр «Академия», 1996.- 496 с.
  29. О. Метод конкретной ситуации в преподавании управленческих дисциплин // Вестник высшей школы. 1997. — №:7. — С. 45.
  30. ВоловаС.М. Система подготовки студентов пединститутов к профессиональной деятельности в области решения физических задач. -Автореф. дис. к. пед. наук. М., — 1988.- 16 с.
  31. В.Е. Система задач как средство повышения эффективности обучения физике в средней школе. Дис. канд. пед. наук. -М. -1979.-239 с.
  32. В.Е. Повышение педагогического качества задач // Физика в шк.-1983.-№ 2. -С. 45−47.
  33. В.Е. Учебные задачи и задания, помогающие овладеть методами познания // Физика в шк.-1994.-№ 2. С. 41−45.
  34. С.В. Пути повышения прочности знаний учащихся в процессе обучения физике. Автореф. дис. канд. пед. наук.-Челябинск, ЧГПУ, 2000. — 20 с.
  35. B.C. Сборник задач по общему курсу физики: Для втузов.- Изд. доп. и перераб.- СПб.: СпецЛит, 2001.- 328 с.
  36. И.И. Учебная задача как методическая основа построения курса физики. Автореф. дис.. к. пед. наук.- Новосибирск, НГУ.- 2002. — 20 с.
  37. Вы начали эксперимент. Вы начали эксперимент? Вы начали эксперимент! / Под ред. Е. С. Комракова, А. С. Сиденко. М.: Учебно-культурный научно-производственный центр «Гжель», 1996. — 85 с.
  38. Г. А., Попко Н. М. Модульный принцип построения физического практикума // Актуальные вопросы преподавания физики: Материалы VI международной научно-практической конференции 30 октября -1 ноября 2002 г. Пенза: Изд-во ПГПУ, 2002. — С. 15−17.
  39. ГлушковВ.М. Введение в кибернетику. М.: Просвещение, 1989.-283 с.
  40. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Учеб. пособие для вузов. Изд.7-е. стер. — М.: Высшая школа, 2001.-479 с.
  41. Е.Н. Методика преподавания физики в семилетней школе: Общие вопросы методики физики. М.: Учпедгиз, 1948., Т.1. -456 с.
  42. Н.Н. Творческие задачи по физике как средство формирования познавательной деятельности учащихся. Дис. канд. пед. наук. — Челябинск, ЧГПУ, 1996.-170 с.
  43. Гурова J1.JI. Психологический анализ решения задач. Воронеж: Изд-во Воронежск. гос. ун-та, 1976.- 328 с.
  44. А. И. Развитие самостоятельности и творческой активности учащихся при выполнении лабораторно-экспериментальных работ по физике на первой ступени обучения. Дис. канд. пед. наук. -Челябинск, ЧГПУ, 1997.- 227 с.
  45. В.И., Мощанский В. Н. Алгоритмы решения задач по механике в средней школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, -1988. -118 с.
  46. ДавиденА.А. Лабораторные работы в процессе обучения физике // Физика в школе. 2000.- № 5.- С. 46−47.
  47. А.А. Особенности постановки и решения экспериментальных задач по физике // Учебная физика.-1999.-№ 2. С. 13−18.
  48. А. Методика обучения учащихся составлению физических задач. Дис. канд. пед. наук. — Душанбе, Душанб. гос. пед. ин-т, 1989.- 162 с.
  49. В.А. Методика обучения учащихся стереометрии посредством решения задач: Учеб. пособие.- Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001.365 с.
  50. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. Т.2. М.: «Русский язык», 1998 780 с.
  51. Г. А. Развитие умения решать физические задачи при обобшающе-систематизирующем повторении (на подготовительном отделении вуза). Автореф. дис. канд. пед. наук.- Челябинск, ЧГПИ, 1987.- 18 с.
  52. Г. А. Теоретические основы формирования и развития обобщенного умения решать задачи у учащихся средней школы. -Автореф. дисс. д-ра пед. наук.- Челябинск, ЧГПУ, 1997.- 36 с.
  53. Е.Л. Пути оптимизации экспериментальной подготовки учащихся при обучении физике в современной условиях (на материале 7−8 классов). Дис.канд. пед. наук. — Курган, Курган, гос. пед. ин-т, 1994.-192 с.
  54. О.В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Метод, пособие. М.: Высшая школа, 1990.- 191 с.
  55. В.Б. Две задачи-оценки // Физика в шк.-2000.-№ 6. — С. 61−63.
  56. О.М. Дифференцированный подход при проведении лабораторных работ по физике в старших классах средней школы. Дис. канд. пед. наук. — Челябинск, ЧГПУ, 1997.- 166 с.
  57. Ю.П. Пути усиления познавательной и воспитательной функций задач при обучении физике в средней школе. -Дис. канд. пед. наук. Челябинск, ЧГПИ, 1982.- 188 с.
  58. Н.Н., Каган В. Л. Руководство к лабораторным работам по физике: Учеб. пособие для радиотехн. и электро-приборостроит. специальностей вузов. М.: Высш. шк., 1970. — 382 с.
  59. Е.В. Задачи в процессе проведения лабораторного практикума по физике в вузе // Актуальные вопросы преподавания физики. Материалы VI международной научно-практической конференции 1 ноября 2002 г. Пенза: Изд-во ПГПУ, 2002. — С.13−15.168
  60. Е.В. Использование задач при проведении лабораторных работ // Материалы Международной научной конференции молодых ученых 14−15 марта 2001 года.- Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2001. С. 102−104.
  61. Е.В. Контроль знаний на лабораторных занятиях по физике в вузе // Управление качеством образования: Материалы региональной научно-методической конференции. Тюмень: ТюмГНГУ, 2003. — С.75−77.
  62. Е.В. Методические рекомендации к лабораторным занятиям по курсу общей физики (молекулярная физика и термодинамика). Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2003.- 60 с.
  63. О.Б. Методическая система обучения математике на основе формирования приемов учебной деятельности учащихся: Основные технологические процедуры: Кн. для учителя. Тобольск: ТГПИ им Д. И. Менделеева, 1999. -174 с.
  64. О.Б. Специальная методика обучения арифметике, алгебре и началам анализа в средней школе: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. вузов. Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2000.- 126 с.
  65. Д.П., Шишкин Е. А. Методика решения задач по химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по биол. и хим. спец. -М.: Просвещение, 1989.- 176 с.
  66. И.Ф. Формирование умения решать физические задачи у учащихся VI-VII классов в условиях осуществления межпредметных связей физики с математикой. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Челябинск, ЧГПИ, 1980.- 18 с.
  67. A.M. Практические занятия по общей физике и их роль в подготовке учителя. Дис. канд. пед. наук.- М.: 1974.- 173 с.
  68. А.З. Проведение контрольных лабораторных работ. /Проблемы учебного физического эксперимента. Выпуск 6.: Глазов, Санкт-Петербург, 1998. С. 10−11.
  69. А.З. Технические средства в системе проверки знаний, умений и навыков учащихся при проведении лабораторных работ по физике в средней школе. Автореф. дис. канд. пед. наук.- М.: Изд-во НИИ АПН СССР, 1970, — 19 с.
  70. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 208 с.
  71. В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001.- 192 с.
  72. К.А. Педагогические и управленческие факторы, способствующие выбору форм организации учебных занятий. Дис. к. пед. наук. — Челябинск, ЧГПУ.- 2003.- 176 с.
  73. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. -М.: Высшая школа, 1975. 314 с.
  74. П.А. Лабораторные занятия по физике в средней школе: Общие указания. В 2-х ч. 6-е изд. — Л.: Учпедгиз, 1955.-Ч.1.- 307 е., 4.2.-392 с.
  75. П.А. Методика преподавания физики в средней школе.-2-е изд.-Л.: Гос.Уч.-пед. изд-во МП РСФСР, 1954.-550 с.
  76. О.А., Самарская В. Д. Использование эксперимента при решении физических задач // Проблемы учебного физического эксперимента. Выпуск 10.: Глазов, Санкт-Петербург, 2000 С. 11−16.
  77. В.А., Слуцкий A.M. Решение задач по физике на компьютере: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1999.- 256 с.
  78. И.Е. Задачи по общей физике: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. — М.: Наука. Гл. ред. физ. — мат. лит., 1988.- 416 с.
  79. Н.Ф. Экспериментальные задачи как средство формирования знаний о физическом явлении и развития логического мышления в курсе физики основной школы (VII-VIII классы). Автореф. дис. канд. пед. наук.- Челябинск, ЧГПИ, 1993. -18 с.
  80. С.Г., Соломахо Г. И. Практикум по физике. Механика: Учеб пособие для студентов вузов / Под ред. А. Д. Гладуна. -М.: Высшая школа, 1990. 111 с.
  81. С.Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе: Кн. для учителей. 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1987. — 336 с.
  82. Д.М., Полосин B.C. Методика обучения химии: Учеб. пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1970. — 495 с.
  83. И.И. Основы педагогики высшей школы. Киев, В ища школа, 1978. — 287 с.
  84. .М. Построение логических граф-схем как метод обучения решению физических задач // Физика в шк.-2000-№ 5. -С. 1922.
  85. КокинВ.А. Система задач как один из путей повышения качества изучения физики в основной школе. Дис.к. пед. наук,-Челябинск, ЧГПУ, 2003.- 194 с.
  86. В.М. Методика формирования у студентов втузов исследовательских умений в процессе физического лабораторного практикума. Дис. канд. пед. наук. — JI.: Ленинг. политех, ин-т, 1986. -194 с.
  87. Н. А. Пути усиления самостоятельности учащихся при выполнении фронтальных лабораторных работ на первой ступени обучения физике.- Дис.канд. пед. наук. Тирасполь, Тираспольский гос. пед. ин-т, 1987.- 209 с.
  88. Т.Н. Учебные задачи в профессиональном обучении студентов вуза с использованием компьютера. Автореф. дис. к. пед. наук. — Барнаул: Барнаул, гос. пед. ун-т.- 1998.- 20 с.
  89. В.И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач. Автореф. дис. д-ра пед. наук. — М. — 1992. — 37с.
  90. А.В. Учебная задача: деятельностный аспект // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 46−49
  91. Н.В., Овчинников Ю. Э., Жейвот Е. И. Новый подход к организации лабораторного практикума по механике. Преподавание физики в высшей школе / Научно-методический журнал № 19. М.: МГПУ, 2000-С. 99−100.
  92. Лабораторный практикум по общей физике: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов/ Ю. А. Кравцов, А. Н. Мансуров, Н. Г. Птицина и др.- Под ред. Е. М. Гершензона, Н. Н. Малова. М.: Просвещение, 1985. -352 с.
  93. Лабораторный практикум по физике: Учеб. пособие для студентов втузов /Б.Ф. Алексеев, К. А. Барсуков, И. А. Войцеховская и др.- Под ред. К. А. Барсукова и Ю. А. Уханова. М.: Высш. шк., 1988. — 351 с.
  94. Лабораторный практикум по физике: Учеб. пособие для студентов втузов/ Ахматов А. С., Андреевский В. М., Кулаков А. И. и. др.- Под ред. А. С. Ахматова. М.: Высш. шк., 1980. — 360 с.
  95. Лабораторные работы по курсу общей физики для естественных факультетов МГУ. Волновая оптика. Учеб. пособие / Под ред. Б. А. Струкова, Д. Б. Белова и Д. Д. Гуло. М.: Физический факультет МГУ, 2000.- 108 с.
  96. В.Н. О скорости забывания // Вопросы психологии. — 1983.-№ 4.-С. 142−145.
  97. Л.А. Методические основы технологии подготовки и проведения уроков решения задач по физике. Автореф. дис. к. пед. наук. -СПб.: СПб. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 1999, — 18 с.
  98. А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов /Ред. Д. А. Леонтьев, Е. Е. Соколова.- М.: Смысл, 2001.- 512 с.174
  99. И.Я. Дидактические основы методов обучения М.: Педагогика, 1981.-186 с.
  100. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — М.: Прометей, Юрайт, 1998.- 464 с.
  101. А.А. Проблема методической подготовки студентов физиков педвуза к деятельности в профильной школе. Автореф. дис. к. пед. наук, в форме научного доклада. — Минск: Минск, гос. пед. ин-т им. А. М. Горького, 1993.- 36 с.
  102. МайерВ.В., Мамаева Е. С. Самостоятельный эксперимент в физическом практикуме. Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных трудов. Выпуск 10. Глазов — СПб.: ГТПИ, 2000. — С. 2527.
  103. Н.Н. Практикум по курсу общей физики. Учеб. пособие. Изд. 2-е перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1970.- 448 с.
  104. Р.И., Лырчикова В. И., Тыщенко Л. В. Пути оптимизации лабораторных работ по физике / Оптимизация процесса обучения физике в средней школе. Межвузовский сборник научных трудов. Владимир, Владим. ГПИ им. П.И. Лебедева-Полянского, 1986. -С. 30−36.
  105. М.И. Современный урок. 2-е изд. М.: Педагогика, 1985.- 184 с.
  106. И.Ф. Формирование обобщенных знаний и умений как условие развивающего обучения на лабораторных и практических175занятиях по курсу общей физики (на материале технического вуза). -Дис. канд. пед. наук.- Челябинск, ЧГПИ, 1986, — 216 с.
  107. A.M., Гарунов М. Г., Семакова А. Г. Как изучать физико-математические дисциплины в вузе: советы студентам младших курсов. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1988. — 208 с.
  108. Методика преподавания физики в 8−10 классах средней школы: 4.1. /В.П. Орехов, А. В. Усова, И. К. Турышев и др.- Под ред. В. П. Орехова и А. В. Усовой.- М.: Просвещение, 1980. 320 с.
  109. Н.И. Формирование у студентов обобщенного умения обучать учащихся решению физических задач на основе моделирования деятельности учителя. Дис. канд. пед. наук.-Челябинск, ЧГПУ, 1999. — 167 с.
  110. МихееваН.К. Обучение решению задач как путь профессиональной подготовки учителя физики. (В практикуме по курсу общей физики). Автореф. дис. канд. пед. наук. Ленинград, 1978. — 20 с.
  111. А.А. Формирование у учащихся обобщенного умения применять средства решения в процессе решения физических задач. Дис.к. пед. наук. — Челябинск, ЧГПУ, 2003.- 161 с.
  112. С.И. Словарь русского языка: Около 57 000 слов. / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. 14-е изд., стереотип. — М.: Русский язык, 1983.- 816 с.
  113. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова 4-е изд., дополн. — М.: Азбуковник, 1999.-944 с.
  114. Е.В. Взаимосвязь системы видов учебного познания, методов обучения и организационных форм построения учебного процесса // Наука и школа. 2001.- № 4.- С. 20−27.
  115. Е.В. Методологическая функция виртуального лабораторного эксперимента // Информатика и образование. 2002.- № П.-С. 83−89.
  116. Е.В. Моделирование учебного процесса по физике в средней общеобразовательной школе. Ч. 1. Содержание обучения и основные тенденции его совершенствования: Учеб. пособие по спецкурсу /Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2001. — 103 с.
  117. Е.В. Моделирование учебного процесса по физике в средней общеобразовательной школе. Ч. 2. Система методов обучения: Учеб. пособие по спецкурсу / Перм. гос. пед. ун-т. — Пермь, 2001.-208 с.
  118. Е.В. Развитие самостоятельности учащихся при изучении школьного курса физики в условиях обновления информационной культуры общества: Дис. д-ра пед. наук.- Пермь, 2003.- 4.1. -358 е., 4.2. -751.
  119. И.В. Формы организации учебных занятий по физике. Ч.1.: Учеб. пособие по спецкурсу.- Пермь, Перм. гос. пед. ун-т.-1998.- 55 с.
  120. В.И. Содержательная учебная информация // Педагогика. 1997.- № 1.- С. 53−55.
  121. Е.В. Возможности использования компьютера при обучении физике // Физика в шк.-2000.-№ 6. -с. 27−34.
  122. А.Г. Активизация познавательной деятельности студентов на лабораторных занятиях по физике в педагогическом институте. Дис. канд. пед. наук. — Челябинск, ЧГПИ, 1991.- 179 с. .
  123. А.В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип, — М.: Издат. центр «Академия», 2001.- 512 с.
  124. Г. П. Совершенствование занятий по решению задач по физике в педвузе (на примере раздела «Молекулярная физика и177термодинамика». Автореф. дис. к. пед. наук.- М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985.- 16 с.
  125. М.У. Организация учебного труда студентов. Мн.: Изд-во БГУ, 1982. — 142 с.
  126. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.- 2-е изд., перараб. и доп. М.: Высшая школа, -1984.- 174 с.
  127. Д. Как решать задачу. Пособие для учителей./ Гл. ред. Ю. М. Леви. Львов: Журнал «Квантор», 1991.- 215 с.
  128. В.А. Вопросы методики преподавания физики в вузе. Кемерово, КГУ, 1979. — 122 с.
  129. Ю.М., Князева Л. А. Руководство к практикуму по физике: Учеб. пособие для студентов физико-математических факультетов пед. ин-тов./ Под ред. З. В. Волковой. М.: Просвещение.-1959.-444 с.
  130. Практикум по методике преподавания машиностроительных дисциплин: Учеб. пособие / A.M. Копейкин, В. И. Никифоров, Б. А. Соколов и др., Под ред. В. И. Никифорова. М.: Высш. шк., 1990. -112 с.
  131. Практикум по общей физике. Под ред. проф. В. Ф. Ноздрева. Учеб. пособие для физ.-мат. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1971. -378 с.
  132. Практикум по решению задач: Для студентов физ.-мат. фак. / А. В. Усова, Н. Н. Тулькибаева. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2001. — 206 с.
  133. И.И., Речкалова Т. И. Решая задачи, развиваем мышление // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та.- 2000. № 4.- С. 6873.
  134. Психологический словарь / Ред. В. В. Давыдов и др. 2-е изд, перераб. и доп. -М.: Педагогика-Пресс, 1998. — 439 с.
  135. JT.А., Стефанова Г. П. Построение физической модели задачи-оценки // Вопросы методики обучения физике в современной школе и подготовки учителя физики. Сборник научных трудов. М., 1998. С. 94−97.
  136. В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975.-271 с.
  137. У.Р. Познание и мышление: Моделирование на уровне информационных процессов. Пер. с англ. М.: Мир, 1968.- 400 с.
  138. В.В. Общая методика преподавания математики: Пособие для пед. ин-тов. М.: Учпедгиз, 1958. — 223 с.
  139. Э. Физика для любознательных. М.: Мир, 1969. -Т.1.-478 с.
  140. С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 1999.-712 с.
  141. Руководство к лабораторным занятиям по физике. Учеб. пособие для студентов физико-технических и инженерно-физических высших учебных заведений и факультетов /Под ред. докт. физ.-мат. наук. Л. Л. Гольдина. -М.: Наука, 1964. 580 с.
  142. М. Методика проведения лабораторных и практических занятий по физике в педагогических институтах с применением элементов программированного обучения. Дис. канд. пед. наук. — Ташкент: Ташкентский гос. пед. ин-т, 1972. — 171 с.
  143. И.В. Сборник вопросов и задач по общей физике: Учеб. пособие.- 2-е изд., перераб.- М.: Наука. Гл. ред. физ-мат. лит., 1988.-288 с.
  144. Г. И. Методика обучения математике в средней школе: учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов / Г. И. Саранцев. М.: Просвещение, 2002.- 224 с.
  145. Г. И. Теоретические основы методики упражнений по математике в средней школе. Автореф. дисс. д-ра пед. наук. — Л.: Изд-во Ленинградского педуниверситета, 1987.- 36 с.
  146. Ю.А. В чем заключается методология решения школьных учебных физических задач/ Учебная физика.-1999.-№ 3. С. 6567.
  147. Н.М. Решение экспериментальных задач на практических занятиях по курсу общей физики как составная часть профессиональной подготовки студентов педвуза. Дис. канд. пед. наук. -Челябинск, ЧГПИ, 1993, — 155 с.
  148. Сборник вопросов и задач по общей физике: Учеб. пособие для студ. физ.-мат. фак. пед. университетов и институтов / Н. Г. Птицина, Н. В. Соина, Г. Н. Гольцман и др.- Под ред. Е. М. Гершензона. М.: Издат. центр «Академия», 1999. — 328 с.
  149. Сборник задач по курсу общей физики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2105 «Физика» / Г. А Загуста, Г. П. Макеева, АС. Микулич и др.- Под ред. М. С. Цедрика. М.: Просвещение, 1989. — 271 с.
  150. Сборник задач по физике: учеб. пособие/ Под ред. Р. И. Грабовского. СПб.: Изд-во «Лань», 2002. — 128 с.
  151. Сборник задач и вопросов по физике для средних специальных учебных заведений: Учеб. пособие / Р. А. Гладкова, В. Е. Добронравов, Л. С. Жданов, Ф.С. Цодиков- Под ред. Р. А. Гладковой. 7-е изд., перераб. — М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1998.- 384 с.
  152. Н.Г., Шамало Т. Н. Формирование положительной мотивации в процессе обучения физике: Метод, реком. -Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 1997.- 50 с.180
  153. Дж. Практическая физика: Пер. с англ. /Под ред. Е. М. Лейкана. М.: Мир, 1971.-246 с.
  154. И.И. Методика преподавания физики в средней школе. -Пособие для студентов педвузов и учителей. 4-е изд. — М.: Учпедгиз, 1959.374 с.
  155. В.А., Яхонтова В. Е. Руководство к лабораторным работам по физике: Учеб. пособие. Изд. 2-е, доп. и перераб. — СПб.: Изд-во С-Петербургского университета, 1997, — 340 с.
  156. В.И. Приемы обучения решению задач по физике: Учеб. пособие. Красноярск, 1987.- 90 с.
  157. В.И., Тесленко В. И. Вопросы управления в обучении. Ч. 1. (Педагогическое тестирование). Красноярск, 1995.- 90 с.
  158. A.M. Информационные аспекты решения задач // Новые исследования в педагогических науках. № 1(35).- М.: Педагогика, 1980. -С.7−9.
  159. И.В. Развитие умения решать задачи как основное звено в подготовке учащихся к выступлениям на физических олимпиадах. Дис. канд. пед. наук. — Челябинск, ЧГПУ, 1996.- 202 с.
  160. Г. П. Обучение студентов педвуза обобщенному приему поиска решения физических задач // Теория и практика обучения физике в современной школе. М.: «Прометей», 1992. — С. 104−110.
  161. Н.И. Методические основы применения ЭВТ на лабораторных и практических занятиях курса общей физики (на примере технического вуза).- Дис. канд. пед. наук. Челябинск, ЧГПИ, 1992. -227 с.
  162. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская и др.- Под ред С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. -М.: Издат. центр «Академия», 2000, — 368 с.
  163. Д., Голоушова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей. М.- Прага: Изд-во Роспедагенство, 1994. — 48 с.
  164. Т.И. Сборник задач по курсу физики: Учеб. пособие для студентов втузов. 2-е изд., стер. — М.: Высш. шк., 1996.303 с.
  165. Н.Н. Методические основы обучения учащихся решению задач по физике. Дис. доктора пед. наук. — Челябинск, ЧГПИ, 1989. -398 с.
  166. Н.Н. Система задач по физике в средней школе // Совершенствование процесса обучения физике в средней школе: Межвузовский сборник научных трудов. Челябинск, ЧГПИ, 1990.- С. 109 117.
  167. Н.Н. Теория и практика обучения учащихся решению задач: Монография Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000 — 239 с.
  168. Н.Н., Зубов А. Ф. Задачи межпредметного содержания и методы их решения: Учеб. пособие. Челябинск, МО РФ, Челяб. фил. ИПО, ЧГПИ, 1993.- 94 с.
  169. Н.Н., Усова А. В. Методика обучения учащихся умению решать задачи: Учеб. пособие к спецкурсу. Челябинск: ЧГПУ, 1981.- 84 с.
  170. В.К. Обучение физике через альтернативные логические рассуждения при решении задач // Физика. Прил. к газ. «Первое сентября». 2001- № 31.- С. 13.
  171. А.В. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий (на материале курса физики первой ступени). Дис.. канд. пед. наук. — Челябинск, 1969, 4.1. — 481 е., 4.2.-448 с.
  172. А.В. О критериях и уровнях сформированное&trade- познавательных умений у учащихся // Педагогика. 1980.- № 12.- С.45−48.
  173. А.В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе: Избранное. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000, — 221 с.
  174. А.В. Теория и методика обучения физике. Общие вопросы: Курс лекций. Санкт-Петербург: Изд-во «Медуза», 2002.- 157 с.
  175. А. В. Бобров А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1988.- 112 с.
  176. А. В. Бобров А.А. Формирование у учащихся умений самостоятельно проводить наблюдения и опыты. Методич. рекомендации для студентов и учителей предметов естественно-научного цикла. — Челябинск, ЧГПИ, 1983. 40 с.
  177. Физический практикум. Механика и молекулярная физика. Под ред. В. И. Ивероновой, составлен А. Г. Белянкиным, Г. П. Мотулевич, Е. С. Четвериковой, И. Я. Яковлевым. М.: изд-во «Наука», 1967. -352 с.183
  178. Физический практикум. Электричество и оптика. Под ред. В. И. Ивероновой, составлен А. Г. Белянкиным, Г. П. Мотулевич, Е. С. Четвериковой, И. А. Яковлевым, М.: 1968, — 816 с.
  179. Физический практикум: Для физ. спец. вузов / A.M. Саржевский, В. П. Бобрович, Г. Н. Борздов и др.- Под ред. Г. С. Кембровского.- Мн.: изд-во «Университетское», 1986. -352 с.
  180. Философская энциклопедия / Под ред. Ф. В. Константинова. В 5-ти томах. Т. 4., М.: Совет, энциклопедия, 1967.- 590 с.
  181. Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова. Изд. 5-е. М.: Политиздат, 1986.- 590 с.
  182. Л.Д. Обобщенные методы решения физических задач в системе методической подготовки учителя физики в педвузе. -Автореф. дис. к. п. наук. Самара, Самарский гос. пед. ун-т им. В. В. Куйбышева, 1995.- 17 с.
  183. Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. -М: Педагогика, 1977. -206 с.
  184. Л.М., Далитов Б. К. Физические задачи и методы их решения. Алма-Ата: Мектеп, 1987.- 160 с.
  185. Л.М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи: Пособие для учащихся. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1984.- 175 с.
  186. Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7−11 классах общеобразовательных учреждений: Кн. для учителя /В.А. Буров, Ю. И. Дик, Б. С. Зворыкин и др.- Под ред. В. А. Бурова, Г. Г. Никифорова. -М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. 368 с.
  187. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2000. — 519 с.
  188. Ю.В. Преподавание химии в 7−8 классах: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1969. — 307 с.
  189. И.К., Протасов П. Н. Методика решения расчетных задач по химии. -М.: Просвещение, 1983. -127 с.
  190. И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1988.- 157 с.
  191. В.Ю. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей школьников в процессе решения многозначных физических задач. Автореф. .к. пед. наук. — Саратов. — 2002.- 17 с. .
  192. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 437 с.
  193. М.В. Роль и место творческих задач при изучении элементов математического анализа. Автореф. дис. канд. пед. наук.-М.: 1995.- 19 с.
  194. А.В. Обучение школьников составлению геометрических задач по готовым чертежам. Автореф. канд. пед. наук. -Саранск, 1997.- 16 с.
  195. ШеферО.Р. Методика формирования у учащихся умений комплексно применять знания для решения физических задач (на материале физики 10 класса): Дис. к. пед. наук.- Челябинск, ЧГПУ. -1999.- 160 с.
  196. Д. Мысленный эксперимент в преподавании физики: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987.- 95 с.
  197. В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях. Дис. д-ра пед. наук. — Екатеринбург, 1995.- 364 с.
  198. Д.Б. Избранные психологические труды: Пррбл. возрастной и педагогической психологии / Ред. Д. И. Фельдштейн М.: Междунар. пед. акад., 1995.- 224 с.
  199. А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1972.-216с.
  200. И.А., Блохина М. Е., Гонцов Л. Д. Руководство к лабораторным работам по физике: Учеб. пособие для медвузов. / Под ред. А. Н. Ремизова. -М.: Высш. шк., 1983.- 159 с.
  201. ЮрчукВ.В. Современный словарь по психологии. Мн.: «Современное слово», 1996.- 768 с.
  202. В.Н. Задачи по физике с позиции межпредметных связей. // Физика в шк.-2001 № 4 -С. 18−22.
Заполнить форму текущей работой