Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование системы менеджмента качества на предприятиях мукомольно-крупяной промышленности: На примере Алтайского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на международных конференциях «Современные проблемы техники и технологии хранения и переработки зерна» (Барнаул, 2002 г.), «Наука и практика организации производства и управления» (Барнаул, 2001 г.), «Внедрение систем управления качеством на предприятиях Алтайского края как стратегическое направление повышения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты системного подхода к управлению качеством продукции, его современные особенности развития
    • 1. 1. Экономическое содержание и анализ качества как категории и объекта управления
    • 1. 2. Сравнительный анализ методов оценки менеджмента качества. 23 4 1.3. Эволюционное развитие и современные методические подходы к созданию систем качества
    • 1. 4. Организационно-методические основы формирования системы менеджмента качества, применяемые на мукомольно-крупяных
    • 4. предприятиях
  • Глава 2. Анализ проблемы качества и системы менеджмента качества на предприятиях мукомольно-крупяной промышленности Алтайского края
    • 2. 1. Анализ и оценка деятельности предприятий мукомольнокрупяной промышленности в России

    2.2. Общая характеристика предприятий мукомольно-крупяной промышленности Алтайского края. 2.3. Анализ субъективных и объективных предпосылок внедрения системы менеджмента качества на мукомольно-крупяных предприятиях.

    2.4. Обоснование основных направлений совершенствования системы менеджмента качества.

    Глава 3. Разработка рекомендаций по внедрению системы менеджмента качества на предприятиях мукомольно-крупяной промышленности.

    3.1. Методика внедрения системы менеджмента качества на мукомольно-крупяных предприятиях.

    3.2. Реализация элементов системы менеджмента качества в Алтайском крае.

Формирование системы менеджмента качества на предприятиях мукомольно-крупяной промышленности: На примере Алтайского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время как решающее условие ее конкурентноспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентноспособность продукции во многом определяет престиж страны и является важным фактором увеличения национального богатства.

В промышленно развитых странах во многих фирмах и компаниях функционируют системы качества, обеспечивающие мировые стандарты и высокую привлекательность выпускаемой продукции. В большей части эти системы аналогичны отечественным комплексным системам управления качеством продукции (КС УКП), но в отличие от них они значительно эффективнее.

Состав и содержание систем качества регламентируется рядом международных стандартов по управлению качеством продукции. Для потребителей наличие таких систем у изготовителей продукции является гарантией того, что им будет поставлена продукция требуемого качества в полном соответствии с договорами (контрактами). Поэтому нередко потребитель при заключении контрактов требует проверки имеющейся у изготовителя системы обеспечения качества, и соответствие ее требованиям международных стандартов. Данная практика приобретает исключительное значение при вхождении России в ВТО.

Проблемы повышения эффективности менеджмента качества требует своего решения и на предприятиях мукомольно-крупяной отрасли, потребительский рынок которой характеризуется высоким уровнем конкуренции и обеспечивает стабильное развитие группы региональных предприятий зерно-перерабатывающей промышленности.

Все это свидетельствует об актуальности рассматриваемой проблемы.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема менеджмента качества достаточно широко освещены в отечественной экономической литературе такими авторами как Г. Азгальдов, В. Бойцов, П. Беленький, А. Вавилов, А. Гличев, Ю. Голубев, С. Ильенков, В. Окрепилов, В. Версан. Из зарубежных ученых в решение проблемы управления качеством существенный вклад внесли В. Шухарт, Ф. Тейлор, А. Фейгенбаум, Э. Деминг, К. Исикава, Д. Джуран, Г. Тагути и др.

К настоящему времени на достаточно высоком уровне исследованы пути обеспечения качества выпускаемой продукции, ее роль как фактора завоевания рынка при продвижении продукции. Всесторонне обоснован комплексный характер проблемы обеспечения качества на всех фазах производственного процесса. Разработаны стандарты определения качества выпускаемой продукции.

Однако необходимы дополнительные изучение и разработка проблем формирования системы менеджмента с учетом специфического характера развития отрасли. В частности, недостаточно исследована проблема разработки системы менеджмента качества на основе стандартов ИСО 9000:3000 с учетом особенностей отрасли зернопереработки и специфики российских предприятий мукомольно-крупяной отрасли зерноперерабатывающей промышленности.

Цель диссертационного исследования — разработка методических основ формирования, внедрения и совершенствования эффективных систем менеджмента качества на основе серии ИСО 9000, других аналогичных стандартов и международных требований на предприятиях мукомольно-крупяной промышленности.

Цель, поставленная в работе по изучению рассматриваемой проблемы, предопределила круг следующих основных задач исследования:

— проанализировать теоретические аспекты категории «качества» с учетом терминологии, регламентируемой российскими и международными стандартами;

— обобщить опыт и провести сравнительный анализ различных систем качества, созданных и внедренных, как в нашей стране, так и за рубежом;

— выявить проблемы сертификации и внедрения систем качества на предприятиях мукомольно-крупяной промышленности;

— систематизировать методологические подходы отечественных и зарубежных авторов по вопросам формирования менеджмента качества;

— предложить методический подход по выявлению резервов улучшения качества выполняемых работ, производимой продукции и предоставляемых услуг на примере мукомольно-крупяных предприятий Алтайского края;

— разработать организационно-методические рекомендации по формированию и оптимизации системы менеджмента качества на конкретных предприятиях региона.

Объектом диссертационного исследования выступают предприятия мукомольно-крупяной промышленности Алтайского края.

Предмет исследования — совокупность управленческих отношений, возникающих при формировании и внедрении современных систем менеджмента качества продукции зернопереработки.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики, управления качеством продукции, систем менеджмента качества, материалы научных конференций, посвященных проблемам качества, функционирования систем качества, оптимизации деятельности промышленных предприятий и формирования стратегических концепций управления предприятием с точки зрения качества, как комплексной характеристики работ и услуг, отвечающих требованиям международных стандартов.

В процессе исследования были использованы общенаучные и специальные методы: статистики, финансово-экономического анализа, экономико-математичекого моделирования.

Информационной базой исследования послужили указы Президента Российской Федерации по вопросам качества продукции, работ и услуг, постановления Правительства Российской Федерации «О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг», Федеральный закон «О сертификации продукции и услуг», Государственная система стандартизации ГОСТы Р 1,0 -1,5 — 92, стандарты ИСО 9000, а также нормативные документы мукомольно-крупяных предприятий Алтайского края, материалы Государственного комитета РФ и Алтайского краевого комитета государственной статистики, Главного управления сельского хозяйства Алтайского края, ФГУ «Алтайский центр стандартизации, метрологии и сертификации», Управления Госторгинспекции по Алтайскому краю, документы и отчетность мукомольно-крупяных предприятий Алтайского края, данные анкетного опроса, проведенного диссертантом.

Научная новизна исследований:

1. Обоснована применительно к современному состоянию и задачам развития предприятий мукомольно-крупяной промышленности эволюционная стратегия формирования системы менеджмента качества, приоритетами которой выступает накопленный опыт, осознание потребности повышения качества, имеющиеся финансовые и кадровые ресурсы.

2. Впервые в условиях Алтайского края проведен комплексный анализ состояния и тенденций развития менеджмента качества для зерноперераба-тывающих предприятий. Показано, что в современных условиях в полном объеме отсутствуют объективные и субъективные предпосылки внедрения международных стандартов качества на основе ИСО-9000. Определены приоритетные направления формирования систем менеджмента качества, согласованные с реальными потребностями и возможностями развития отрасли.

3. Разработаны организационно-методические рекомендации по совершенствованию менеджмента качества для предприятий мукомольно-крупяной промышленности в современных условиях Алтайского края.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется реальной потребностью предприятий мукомольно-крупяной промышленности в применении систем качества на базе ИСО 9000 в соответствии с требованиями рынка с целью обеспечения конкурентноспособности продукции.

Основные методические разработки и практические рекомендации диссертации направлены на повышение эффективности деятельности предприятий мукомольно-крупяной промышленности Алтайского края, целью которых является более полное удовлетворение спроса населения.

Практической направленностью обладают фактически разработанные в диссертации методические материалы, теоретические выводы и рекомендации по анализу, прогнозированию и разработке систем менеджмента качества на базе ИСО 9000, которые могут применяться в работе служб качества мукомольно-крупяных предприятий на территории России, а также могут использоваться как методические разработки при повышении квалификации и подготовки кадров для предприятий, использующих в своей деятельности системы менеджмента качества.

Защищаемые положения:

1. Стратегический подход формирования системы менеджмента качества, адаптированный к современному состоянию и развитию мукомольно-крупяных предприятий, который основан на отечественном и международном опыте и учитывает потребности повышения качества выпускаемой продукции.

2. Приоритетные направления повышения эффективного функционирования системы менеджмента качества, обоснованные в соответствии с проведенным комплексным анализом состояния и перспектив развития предприятий мукомольно-крупяной промышленности в существующих специфических условиях их деятельности.

3. Комплекс организационно-методических рекомендаций, обеспечивающих повышение эффективности менеджмента качества на предприятих мукомольно-крупяной промышленности в современных условиях Алтайского края.

Апробация работы. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на международных конференциях «Современные проблемы техники и технологии хранения и переработки зерна» (Барнаул, 2002 г.), «Наука и практика организации производства и управления» (Барнаул, 2001 г.), «Внедрение систем управления качеством на предприятиях Алтайского края как стратегическое направление повышения конкурентноспособности региона» (Барнаул, 2004 г.), «Управление современной организацией: опыт, проблемы и перспективы» (Барнаул, 2004 г), «Алтайское село: история, современное состояние, проблемы и перспективы социально-экономического развития: Международная научно-практическая конференция» (Барнаул, 2005), а также на ежегодном конгрессе «Признанное качество 2005» (Барнаул, 2005 г.).

Публикации: По результатам исследования опубликовано 8 научных работ общим объемом 1,72 п.л.

Объем и структура работы обусловлены целью, задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Ее содержание изложено на 185 страницах, включает 20 таблиц, 24 рисунка и 4 приложения.

Список литературы

содержит 148 наименований.

Результаты исследования также свидетельствуют о том, что управление качеством на средних и малых предприятиях сводится в основном к контролю качества сырья и готовой продукции. Контролируемыми параметрами являются органолептические и физико-химические показатели в соответствии с отраслевыми стандартами и техническими условиями, действующими на мукомольную и крупяную продукцию. Протоколы испытаний на различные виды продукции представлены в приложении.

Результаты испытаний на основные виды продукции по контролируемым показателям качества перерабатывающих предприятий Алтайского края, включая анализируемые, представлены в таблицах 2.9,2.10.

Анализируя данные таблиц 2.9 и 2.10, необходимо обращать внимание на то, что в основном продукция мукомольного производства отвечает требованиям стандартов, принятых на производимую продукцию. Исключение составляет продукция, принятая к реализации ООО «Золото полей» от частного предпринимателя Шарафутдинова H.A. выработки декабря 2004 г. Можно заключить, что проблема с качеством производимой продукции характерна в основном для предприятий малого бизнеса, менее финансово устойчивых и менее конкурентноспособных по сравнению с ведущими предприятиями отрасли. Также низкие показатели качества реализуемой продукции характерны для крупяных предприятий, половина результатов из приведенных не соответствует требованиям нормативных документов, действующих в отрасли. Резюмируя проведенные исследования необходимо отметить, что современные методы и инструменты управления качеством применяются.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе осуществления диссертационного исследования была достигнута основная цель работы и решены поставленные задачи.

Специфические особенности деятельности рассматриваемых предприятий предопределили характер анализа менеджмента качества мукомольно-крупяной промышленности. На основе изложенного теоретического материала, проведенного анализа и предложенных методических подходов были сделаны следующие выводы:

1. На основе анализа научно-экономической литературы рассмотрены теоретические аспекты категорий «качество», «система качества», «менеджмент качества» с учетом терминологии, рекомендуемой российскими и международными стандартами. Отмечена многогранность и многоаспектность категории «качество» как объекта управления, конкретизированы задачи предприятия, опирающегося на «стратегию развития качества».

2. Обобщен опыт и проведен сравнительный анализ различного вида систем менеджмента качества, созданных и внедренных как в нашей стране, так и за рубежом.

Несмотря на ряд достоинств отечественных систем управления качеством, они имели и имеют недостаточную эффективность и не дают ожидаемого от них результата. Это объясняется условиями, в которых они внедрялись, — планово-распределительная экономика, где предприятия функционировали как закрытые системы без связи с внешней средой. Направленность решения этой проблемы в дальнейшем подталкивает отечественного производителя к созданию систем менеджмента качества на принципах и требованиях международных стандартов ИСО 9000.

3. Выявлены проблемы сертификации и внедрения СМК на предприятиях мукомольно-крупяной промышленности. Результаты исследования показали, что управление качеством сводится, в основном, к контролю качества сырья и готовой продукции. Современные методы и инструменты управления качеством применяются только на крупных финансово-устойчивых предприятиях.

4. Систематизированы методологические подходы по вопросам менеджмента качества и выявлено, что международные стандарты ИСО серии 9000 могут использоваться как методический материал для разработки и совершенствования системы качества, а также обязательно к использованию, если предприятие сертифицирует свою систему с целью выхода ее на международный рынок.

5. Предложен механизм выявления резервов улучшения качества выполняемых работ и предоставляемых услуг на примере мукомольно-крупяных предприятий. Выделены пять важнейших факторов, влияющих на качество управления предприятием:

— исходное качество сырья;

— прогрессивные технологии и высокотехнологичные процессы;

— надбавки за высшую категорию качества;

— повышение квалификации работников;

— повышение ответственности и заинтересованности в конечном результате.

6. Разработаны организационно-методические рекомендации по совершенствованию эффективности систем менеджмента качества для муко-мольно-крупяных предприятий Алтайского края и схема их поэтапного внедрения с участием экспертов и специалистов общественной организации «Алтайская ассоциация качества».

7. Разработаны цели и задачи Алтайской ассоциации качества, схема организационной структуры и обоснованы основные виды ее деятельности в регионе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Г. Определение ситуации оценивания качества / Г. Г. Азгаль-дов // Стандарты и качество. 1995. — № 9. — С. 56−58.
  2. Р. Оценка эффективности развития мукомольной промышленности // Хлебопродукты. 2001. — № 12. — С .9.
  3. Г. А. Опыт управления качеством продукции на основе стандартизации / Г. А. Антонов. Л.: Ленингр. дом науч. пропаганды, 1985.
  4. Г. П. Основы стандартизации и управления качеством продукции: Учеб. для экон. вузов. 4.2 / Г. П. Антонов- С.-Петерб. ун-т экономики и финансов. С.-Пб.: 1995.
  5. О. В. Управление качеством / О. В. Аристов. М., 1999.
  6. В.Я. Подготовка специалистов по качеству для малого предпринимательства: проблемы и перспективы / В. Я. Белобрагин, Л.Г. Дубиц-кий, А. Г. Зекунов. М., 2001.
  7. В. Состояние и перспективы мукомольно-крупяного рынка России // Хлебопродукты. 2002. — № 7. — С. 2−6
  8. В.В. Дилерская система технического сервиса в АПК на этапе перехода к рыночной экономике. Автореф. дисс.. докт. техн. наук / В. В. Варнаков. Москва, 1995.
  9. Г. П. Качество национальная идея России /Т.П. Воронин // Стандарты и качество. — 2000. — № 10. — С. 3.
  10. Ю.Воронин Г. П. Качество одна из составляющих развития экономики/Г. П. Воронин // Стандарты и качество. — 2000. — № 1. — С. 3.
  11. П.Воронин Г. П. Освоение систем качества путь на мировой рынок / Г. П. Воронин // Стандарты и качество. — 2001. — № 5/6. — С. 44.
  12. Всеобщее управление качеством = Total Quality Management: Учебник для инжен.-экон. специальностей вузов. -М., 1999.
  13. В.И. Системы качества и рынок / В. И. Галеев. М.: Колос, 1992.
  14. М.М. Функциональная диагностика как инструмент повышения качества управления промышленным предприятием / М. М. Глазов. СПб: Изд-во СПб ГУЭФ, 2000.
  15. А. В. Основы управления качеством продукции. М.: АМИ, 1998.
  16. A.B. Реформирование экономики и фактор качества: к методологии вопроса / A.B. Гличев//Стандарты и качество. — 1997. № 4. — С. 62−64.
  17. Н.И. Основы экономической теории и рынок услуг: Учеб. Пособие / Н. И. Голик 2-е изд., перераб. и доп. — Шахты, 2000.
  18. Е.П. Основы маркетинга: Учебник для вузов по экон. спец. /Е.П. Голубков. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Финпресс, 2003.
  19. В. Г. Информационные методы в управлении качеством / В.Г. Григорович- под общ. ред. В. Г- Григоровича. М.: РИА «Стандарты и качество», 2001.
  20. И.Н. Всеобщее управление качеством/ И. Н. Иванов, В. А. Махов // Наука управления на пороге XXI века: Материалы межд. науч. конф., 3−5 ноября 1997 г. / Под ред. А. Г. Поршнева. М., 1997. — С. 150−153.
  21. Т.Н. Качество продукции: Экономический словарь / Т.Н. Ка-линовская. — М.: 1990.
  22. Г. Практическое введение в управление качеством /Г. Каплен. -М.: Изд-во стандартов, 1976.
  23. В.А. О европейской политике и программе в области качества / В. А. Качалов // Стандарты и качество. 1995. — № 6. — С. 57−60.
  24. М. ИСО 9000: Практическое пособие по разработке и внедрению Руководства по качеству / М. Качанов. — М.: РИА «Стандарты и качество», 1999.
  25. Качество и безопасность пищевых продуктов: Нормативная база. Образцы документов. Надзор и контроль. Регистрация. Номенклатура.Ред.: М. А. Подобед. М.: Книжный сервис, 2003.
  26. Качество и безопасность пищевых продуктов: Сб. нормат. док. Ростов н/Д: Фолиант, 2001.
  27. В.П. Методические рекомендации по разработке системы управления качеством труда ИТР / В. П. Кокорев. Барнаул: Изд-во АТУ, 1980.
  28. Комплексная система управления качеством продукции: Сб. нормативно -методических материалов. -М.: Стандарт, 1979.
  29. B.C., Кузьмина О. Г. Экономические и правовые аспекты развития и деятельности предприятий АПК/ Наука и практика организации производства и управления: Сб. докладов междунар. научн.- практ. конф. -Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2001. С. 139.
  30. Концепция формирования ценового и финасово-кредитного механизма в АПК / Рос. акад. с.-х. наук. М, 1994.
  31. В. И. Управление качеством рыночной деятельности предприятий. 4.2. / В. И. Копылов. М.: 1997.
  32. И. Российское мукомолье на рубеже веков // Хлебопродукты. -2002.-№ 2. -С. 4−7.
  33. Ю. В Госстандарте России / Ю. В. Кравченко // Стандарты и качество. 2001. — № 3. — С. 6.
  34. Г. Р. Модульная программа для менеджеров: Учеб. пособие: 5: Управление производительностью и качеством / Г. Р. Кремнев- Гос. ун-т упр., национал, фонд подготовки кадров. М.: ИНФРА-М, 1999.
  35. Г. Р. Управление производительностью и качеством /Г.Р. Кремнев -М.: ИНФРА-М, 2000.
  36. М. Г. Качество и эффективность / Г. А. Круглов, В. Н. Гусев, М. Г. Круглов. М.: Изд-во «Станкин», 1995.
  37. Кружки качества на японских предприятиях. — М.: Изд-во стандартов, 1990.
  38. В. М. Управление качеством в промышленных компаниях Франции/В. М. Крылов, С. Р. Оганесян. М.: Информэлектро, 1980.
  39. Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учеб. для вузов / Г. Д. Крылова. М., 1999.
  40. Комплексная система управления эффективностью производства и качеством работы производственного объединения (предприятия): рекомендации по составу и содержанию стандартов предприятия. — М.: Изд-во стандартов, 1986.
  41. В. А Всеобщее качество (TQM) в российских кампаниях /В.А. Лапидус- Гос. ун-т упр., нац. фонд подгот. кадров. М.: Новости, 2000.
  42. Т. И. Управление затратами на качество продукции / Т. И. Леонова СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.
  43. Ю., Новицкий В. Эффективное управление в отраслевой производственной компании на основе автоматизации // Хлебопродукты. 2003. -№ 10.-С. 32−34.
  44. A.A. Стандартизация в сфере услуг / A.A. Люличкин // Стандарты и качество. 1999. — № 2. — С. 12.
  45. С.П. Система управления качеством в условиях рынка / С. П. Мелешин // ЭКО. 2000. — № 3. — С. 117−124.
  46. Мескон М. Основы менеджмента /М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. -М.: Дело, 1992.
  47. В.М. Управление качеством как основа обеспечения конкурентности промышленной продукции / В. М. Мишин. М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1997.
  48. М. Экономические механизмы, обеспечивающие государственное регулирование продовольственного рынка / М. Мишина, Т. Ложкова // Стандарты и качество. 2000. — № 11. — С. 28.
  49. Надежность и качество 2000 = Reliability & quality 2000: Тр. междунар. симп., 22−31 мая 2000 г. / Под ред. А. Н. Андреева и др. Пенза, 2000.
  50. Д.М. Управление качеством продукции на основе международного стандарта ИСО 9000 / Д. М. Немчинов // Наука и техника в дорожной отрасли. 2000. — № 3. — С. 8.
  51. О принятии и введении в действие правил сертификации: Пост. ГКРФ по стандартам и метрологии (Госстандарт России) от 22 августа 2000 г. № 61 // Рос. газ. 2000. — 12 окт. — С. 5−6.
  52. В.В. Самооценка деятельности организаций на соответствие критериям премий по качеству: Учеб. Пособие / В. В. Окрепилов, О. Ю. Бабичева. СПб., 2001.
  53. В.В. Управление качеством: Учебник для вузов. М.: 1998.
  54. Обеспечение качества: Материалы семинара «Интерсертифико РВ ТЮФ» / На правах рукописи. — М., Интерсертифико, 1994.
  55. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг. Т. 1. М., 1997.
  56. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг. Т. 2. М., 1997.
  57. Т.А. Управление качеством промышленной продукции / Т. А. Панчина, JI.B. Ворошина. Киев: ИНТИ, 1975.
  58. С.А. Управление АПК в условиях перехода к рыночным отношениям (региональный аспект): на примере Тюменской области: Учеб. пособие / С. А. Пахомчик, И. А. Никитина Омск, 1994.
  59. И.В. Изучение спроса на рынке потребительских товаров: Ав-тореф. канд. экон. наук. Красноярск, 2000.
  60. Н.Ф. Управление качеством и стандартизация в АПК Для факультета повышения квалификации. / Н. Ф. Прокопенко, С. И. Наумин, Л. И. Слесарева. Минск: Ураджай, 1991.
  61. В.В. Управление качеством / В. В. Радиоопов. М.: 1996.
  62. К.А. Экономика предприятия / К. А. Раицкий. М., 1999.
  63. Э. Управление качеством: (темат. обзор) / Сост. Э. Райа, Я. Стес-берг.- Эст. науч.-исслед. ин-т науч. — Салганик, Н. Г. Шемшурова техн. информации и техн.-экон. исследований. Таллин: Эст. НИИТЭИ, 1975.
  64. В.Ф., Салганик В. Н., Шемшурова Н. Г. Квалиметрия и управление качеством продукции: Учеб пособие / В. Ф. Рашников, В. Н. Салганик, Н. Г. Шемшурова. Магнитогорский техн. ун-т им. Г. И. Носова. Магнитогорск: МГТУ им. Г. И. Носова, 2000.
  65. . Лекции об аудите качества / Б. Робертсон 2-е изд. испр. -М.: Ред.- информ. агентство «Стандарты и качество», 2000.
  66. Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2000 в малом бизнесе / Пер. с англ. А. Л. Раскина. М., 2001.
  67. С.Н. Научно-технический прогресс и управление качеством продукции в АПК. Вопр. теории и практики / С.Н. Семенов- Под ред. Г. В. Беспахотного- Институт соц.-экон. пробл. развития агар.-пром. комплекса. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998.
  68. Е.И. Управление качеством: Учеб. для студентов вузов по специальности 60 800 «Экономика и управление на предприятих АПК» / Е. И. Семенова, В. Д. Коротнев, A.B. Пошатаев и др. // Под ред. Е.И. Семеновой- M.: Колос, 2004.
  69. Е. Д. Логико-вероятностные модели риска в банках, бизнесе и качестве / Е. Д. Соложенцев, В. В. Карасев, В.Е. Соложенцев- Под ред. Е. Д. Соложенцева. СПб: Наука, 1999.
  70. Я.М. Беседы о стандартах и качестве / Я. М. Сорин, A.B. Лебедев -М., 1971.
  71. А.Т. Формирование системы управления качеством работы в сельскохозяйственном предприятии применительно к условиям рынка/ А. Т. Стадник, A.M. Ербягин. Новосибирск, 1994.
  72. В. Качество роста /В. Томас: Пер. с англ. А. Сальников. М.: Весь Мир, 2001.
  73. Управление качеством в объединении. Из опыта предприятий легкой промышленности. М.: «Экономика», 1974.
  74. Управление качеством и сертификация в СССР. Цифры и факты. Статистический справочник. М., 1991.
  75. Управление качеством продукции на основе стандартов ИСО-9000: Учеб. пос. / Под ред. В. Я. Кононова. Тольятти- Самара, 1988.
  76. Управление качеством продукции. -М.: Экономика, 1975.
  77. Управление качеством продукции. Опыт, проблемы, перспективы / A.B. Гличев. М.: Экономика, 1979.
  78. Управление качеством продукции: Справочник. М., 1985.
  79. Управление качеством промышленной продукции: Библиогр. указ. / ГПНТБ СССР. М.: ГПНТБ, 1979.
  80. Управление качеством работы как фактор повышения эффективности производства/ Охремчук Л. Н. Киев: Б.и., 1981.
  81. Управление качеством технологических процессов и их оптимизация: Методика/Гос. ком. СССР по стандартам / Исполн.Г. X. Мартынов и др. -М., 1983.
  82. Управление качеством товаров народного потребления и услуг при их производстве и реализации в регионе / Подгот. В. М. Криксунов и др. М.:1. ВНИИКИ, 1990.
  83. Управление эффективностью и качеством: Модульная программа. Ч. 2. / Гос. ун-т упр., нац. фонд подгот. кадров- Под ред. И. Прокопенко, К. Нор-та. Направление деятельности с большим потенциалом эффективности и качества. М., 2001.
  84. Управление эффективностью и качеством: Модульная программа Ч. 1. / Гос. ун-т упр., нац. фонд подгот. кадров- под ред. И. Прокопенко, К. Норта. Повышение эффективности и качества: концепции, процессы, методы. — М., 2001.
  85. В.К. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции: Учеб. для вузов по экон. спец. / В. К. Федюсин, В. Д. Дуреев, В. Г. Лебедев. М.: Филинъ: Рилант, 2000.
  86. А. Контроль качества продукции: Сокр. пер. с англ. / А. Фей-генбаум- под ред. A.B. Гличева. М.: Экономика, 1986.
  87. Т.М. Координация управления качеством в свете теории трансакционных издержек: Ст. из Германии. / Т. М. Фишер // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 3. — С. 62−67
  88. П. Аудиторский контроль затрат и финансовых результатов при анализе качества продукции / П. Фридман. М.: Аудит: ЮНИТИ, 1997. Пер. изд.: Cost Controls and Profit Improvement Throug Prooluct Analysis / P. Friedman. — S. 1, 1966.
  89. A.E., Куликов Ю. А. Основы менеджмента качества / Хачату-ров А.Е. М.: Дело и Сервис, 2003.
  90. К. Тотальное управление качеством: Учеб. пособие. / К. Холмс- Пер. с англ. В. А. Наумова. М.: МГУП, 2000.
  91. И.И. Проповедь о качестве / И. И. Чайка, В. И. Галеев // Стандарты и качество. 2001. — № 7/8. — С. 58.
  92. И.И. Новые версии стандартов ИСО серии 9000 // И. И. Чайка, В. И. Галлеев. Стандарты и качество. 1995. — № 3. — С. 31−32.
  93. И.Ф. Метрология, стандартизация и управление качеством:
  94. Учебник для вузов / И. Ф. Шишкин. М.: 1990.
  95. И.Ф. Квалиметрия и управление качеством: Учебник для вузов / И. Ф. Шишкин, В. М. Станякин. Изд-во ВЗПИ, 1992.
  96. Дж. Р. Маркетинг / Дж. Р., Эванс, Б. Берман. — М.: Экономика, 1990.
  97. Этапы, необходимые для обеспечения нового качества услуг / ВЦП -NH-2936-B.r. 6 с. — Пер. ст. Purara Т / Etape necesar.
  98. Encyclopedia of production and manufacturing management / Ed. P.M. Swa-midass. Boston (Ma) etc.: Kluwerer acad. publ., 2000.
  99. Chase R.B. Production and operations management: manufacturing a. services / R.B. Chase, N.I. Aquilano 7 th. ed. — Chicago etc: Irwin — 1995.
  100. Chase R.B. Study guide for use with Prepared and operations management: manufacturing and services / R.B. Chase, M.M. Helms, N.I. Aquiliano- Prepared by M.M. Helms. 7 th ed / - Boston etc: Irwin: McGiaw — Hill. — 1995.
  101. Conty T. Building Quality /Т. Conty. NewYork, 1993.
  102. Ftethen G. Total Qualiti Management /G. Ftethen. NewYork, 1995.
  103. Rabbit G., Berch J. A ISO 9000 Book / G. Rabbit, J. Berch NewYork, 1993.
Заполнить форму текущей работой