Этническое и художественное как точка сопряжения духовно-нравственных скрепов в литературах Северного Кавказа
Результатом такого развития событий было то, что словесные культуры Северного Кавказа еще в середине XIX в. представляли собой специфические образования, переживающие различные стадии литературогенеза, т. е. перехода от фольклора к литературе. Представляли своего рода фольклор-литературу, вернее, полусрольклор-полулитературу, иными словами, народно-эпическую литературу, которая представляет собой… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ МИР КАК КУЛЬТУРОПОРОЖДАЮЩИЙ ФЕНОМЕН В ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
- 1. 1. К вопросу о литературогенезе как интеллектуальио-духовном синтезе «Кавказского Дома»
- 1. 2. Нартский эпос и контуры национальной самоидентификации
- ГЛАВА II. ДИАЛЕКТИКА САМОПОЗНАНИЯ: ЭТНИЧЕСКОЕ-НАЦИОНАЛЬНОЕ-ИНОНАЦИОНАЛЬНОЕ В ФОКУСЕ ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫХ ИСКАНИЙ
- 2. 1. Субстанция национального бытия и авторская личность
- 2. 2. Балкарская словесность: от этюдов и очерков к художественному повествованию
- 2. 3. Чеченский фольклор и литературно-художественный «зачин»: к вопросу об истоках «конфликта с прецедентом
- ГЛАВА III. ПРОБЛЕМА «КОНЦЫ-ПЕРЕХОДЫ-НАЧАЛА» В ПОЭТИЧЕСКОЙ СИМВОЛИКЕ «КАВКАЗСКОГО ДОМА»
- 3. 1. Поэтика «своего» и «чужого» в процессе деформаций: Балкарский опыт
- 3. 2. Адыгское поэтическое двоемирие: Али Шогенцуков в русле современности
- 3. 3. Русский «конспект» будущего и абазинская поэтическая модель
Этническое и художественное как точка сопряжения духовно-нравственных скрепов в литературах Северного Кавказа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Исследование северокавказской литературы в кснтексте русской и мировой художественной культуры является важнейшей проблемой современного литературоведения и включает в себя множество аспектов, линий взаимодействия и точек пересечения.
Литература
Северного Кавказа при всей ее самобытности и неповторимости является неотъемлемой и органической частью мирового литературно-художественного процесса.
По мнению Н. А. Бердяева, вне национальности, понимаемой как индивидуальное бытие, невозможно существование человечества. Ученый считает, что национальный человек больше, а не меньше, чем просто человек, в нем есть родовые черты человека вообще и. черты индивидуально-национальные.
Создать нечто прекрасное для всех народов, — может только тот, кто утвердился в творческом акте своего народа. Истинное величие почвенно, истинный гений национален" - это высказывание русского философа Ивана Ильина наиболее удачно формулирует мысль о динамическом равновесии национального и общечеловеческого в каждом выдающемся произведении литературы (И.Ильин 1991, с.89).
Современная история любой национальной литературы все более испытывает тенденцию не к хронологически-описательной форме (от эпохи к эпохе, от страны к стране, от писателя к писателю), а к последовательному структурированию литературно-художественного опыта на основе понятий теоретической поэтики.
История литературы народов Северного Кавказа представляет собой синтез этнического, национального и духовно-нравственного. Именно эти составляющие являются определяющими в исследэвании вопросов исторической поэтики. Не вызывает сомнения, что социополитические и идеологические истоки северокавказской литературы имеют немало общего с другими литературами. Это позволяет говорить о поливариантности исторических, этнокультурных, идейно-психологических условий, которые определили неповторимый облик национальных литератур.
Следует сказать, что в последнее время активно исследуются отдельные проблемы северокавказской литературы, связанные с из-'чением специфики творчества отдельных писателей и их произведений. Однако теоретические аспекты взаимодействия и взаимовлияния литератур на основе этнического, художественного и нравственного недостаточно исследованы на сегодняшний день в литературоведении. Все это позволяет говорить об актуальности данного научного исследования на современном этапе развития литературоведческой науки.
Научная новизна диссертации заключается в теоретической разработке проблемы взаимодействия этнического, художественного и духовно-нравственного потенциала в литературах пародов Северного Кавказа.
Объектом анализа является концепция синтеза этнического и художественного в фокусе духовно-нравственных исканий в северокавказской литературе.
Материалом исследования послужил нартский эпос, публицистические и художественные произведения писателей и поэтов Северного Кавказа — М.Абаева. Ф.-Х.Абаевой, Р. Гамзатова, Т. Зумакулова, А. Евтыха, К. Кулиева, М. Мокаева, А. Мутушева, К. Мхце, К. Отарова, Б. Пачева, И.-Б.Сараева, Ц. Теучежа, Б. Тхайцухова, К. Хетг гурова, Г. Цаголова, М. Чикатуева, Б. Шаханова, Д. Шерипова, Т. Эльдархонова и др.
Цель диссертационного исследования — многоаспектное изучение сопряжения этнического и художественного в литературном процессе Северного Кавказа. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить историю формирования и развития северокавказских литератур сквозь призму исторического, социального, национального, этнического, духовного.
2. Создать масштабное представление о северокавказском интеллектуальном самоопределении.
3. Выявить и рассмотреть основные формы онтологизации литератур Северного Кавказа.
4. Исследовать основные особенности перехода от публицистики к художественной прозе Северного Кавказа.
Методологической и теоретической основой послужили работы известных философов и исследователей литературы И. Ильина, Н. Бердяева, Г. Гачева, Д. Лихачева, а также работы Л. Бекизовой, В. Ворожбитовой, Г. Гогиберидзе, Л. Дёминой, Л. Егоровой, Р. Мамий, Л. Надьярных, У. Панеша, К. Султанова, А. Схаляхо, ТЛанкаевой, П. Чекалова и др., в которых исследовались общие и частные вопросы взаимодействия мировой, русской и северо-кавказских литератур.
Методы исследования. В работе используются принципы историко-литературного и сравнительно-типологического изучение литератур народов Северного Кавказа, а также системный подход и ист) рико-генетический анализ.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1.
Литература
Северного Кавказа сегодня — это зрелая, идейно-эстетическая система, восходящая к национальным духовно-нравственным основам и выросшая на русском литературном и национальном художественном опытах. Она решает духовно-нравственные, художественные задачи и требует нового качественного изучения как вполне сформировавшаяся и целостная система.
2. До начала XX века абсолютное большинство северокавказских литератур существовало в фольклорной форме, которая, несомненно, во многом определила развитие идейно-стилистической и художественной специфики. Нельзя не учитывать тот факт, что в творчестве преобладало коллективное начало над индивидуальным (непременным признаком этого является ряда документально-художественных форм), фантастического вымысла над документальной конкретикой. Весьма существенно и то, что в процессах познания мира народами Северного Кавказа преобладало обыденное и чувственно-художественное, а не научно-интеллектуальное начало.
3. Важным фактором развития национальных литератур являлось наличие духовной культуры, для которой абсолютно всеобъемлющими считались священные тексты Корана.
Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что заявленный подход в исследовании духовно-нравственных, этнических и художественных составляющих литератур народов Северного Кавказа может использоваться в ходе изучения отдельных проблем национальных литератур, а также при разработке программ и лекционных курсов по истории литературы Северного Кавказа, спецкурсов, спецсеминаров.
Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены в тезисах и докладах на конференциях и семинарах различного уровня, в том числе на Всероссийской научной конференции «Литература народов Северного Кавказа в контексте отечественной и мировой культуры» (Майкоп, 2006), также обсуждались на заседании кафедры аналитической журналистики Кубанского государственного университета, кафедры литературы и журналистики Адыгейского государственного университета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Особенности феодализации в северокавказском регионе позволяют выделить три основных типа синтеза мистико-религиозного мировоззрения и духовной культуры эпохи Средневековья- 1) абхазско-осетинский очаг синтеза христианской философии единого Бога на базе грузинской письменности- 2) северо-западный Кавказ или адыго-балкаро-карачаевский район бытования эпоса «Наргы» — арабская письменность возникла в XVII-ХУЛ1 в., в сношениях с русскими использовали русскую письменность- 3) северо-восточный Кавказ (западный и равнинный Дагестан), где албанскую (христианскую), пехлевийскую, еврейско-хазарскую, а затем и грузинскую письменности, словом, христианскую, иранскую и ветхозаветную философию сменила исламская модель самостояния человекаписьменность на арабском языке в ХУ1-ХУЦ вв. стала проникать к адыгам, балкарцам, карачаевцам, равнинным и предгорным чеченцам в связи с процессом их исламизации.
Исследование северокавказской интеллектуальной драмы на переломе от древности к Средним векам свидетельствует, что большинство народов, приняв ислам, возвратилось на пути мистико-религиозного самосозидания. Этому способствовал ряд внешних и внутренних причин. Многократные вторжения кочевников нарушили социокультурное развитие северокавказских земледельческих обществ: многие народы Северного Кавказа утратили государственность и пути самостоятельного развития.
Следствием событий в западном и центральном Кавказе было смещение литературного синтеза в хронологические границы Нового Времени. Адыги, абазины, балкарцы, ногайцы, карачаевцы, использовали в сношениях с Россией с XVII в. русскую письменность. Отсюда две главные формы становления северокавказских литератур: 1) на русско-язычной основе с ориентацией на эстетику российского Просвещения- 2) на исламской основе с опорой на народную поэзию и традиции арабской литературы. Эстетика попятных движений истории с характерной для нее реставрацией пережиточных форм язычества, — эта ситуация деформации идеологического фундамента истории, де-факто признана наукой, но совершенно не изучена литературоведением.
Анализ северокавказской истории говорит о том, что мы наблюдаем здесь засиживание социумов на ранних стадиях духовного самоопределения, сохранение и возобновление философско-языческого двоеверия.
Все изложенное позволяет сказать, что если процесс становления письменности и литературы неотделим от политои этногенеза, то духовной формой выражения этих процессов являются демифологизация мышления, космологизация и этизация человека, формирование индивидуализма, словом, культурогенез, и, наконец, переход от язычества к религиозно-философскому мироосознанию1.
Результатом такого развития событий было то, что словесные культуры Северного Кавказа еще в середине XIX в. представляли собой специфические образования, переживающие различные стадии литературогенеза, т. е. перехода от фольклора к литературе. Представляли своего рода фольклор-литературу, вернее, полусрольклор-полулитературу, иными словами, народно-эпическую литературу, которая представляет собой некий аналог культурного двоеверия. Словом, были художественной культурой переходного типа. Систематизация типов народно-эпической литературы дает новый материал для освещения проблемы происхождения литературы.
Существенная черта североказказского книжного илорического эпоса функционирование в жанрах научного осмысления истории, т. е. историографии. Фольклористические публикации решали противоположную задачу — воспроизведение памятника. Но и здесь дело оСсгоит сложнее, чем кажется на первый взгляд. Самим актом публикации памятника устной поэзии совершалась некая интеллектуальная операция перепонимания фольклора.
1 Соловьев 13.С. Исторические дела филосооии//Вопр. ф-пософпи. 1988, № 8. С. 1.-:0.
Наконец, новое видение мира формировали историко-архивные публикации. Таковы, например, издаваемые и Тбилиси: и других городах Северного Кавказа ''Акты кавказской археографической комиссии" (12 томов), «Кавказский календарь» (1849—1917), «Кавказский сборник» (18 761 911), «Сборник сведений о кавказских горцах» (1868- .881) и др. Обилие документальных изданий — отнюдь не случайность, а закономерность становления нового философского сознания. Объединение мыслительных схем платонизма с конкретным историко-документальнь м материалом — это формирование натуралистического историзма. Мир Платоновых идей обретал телесность аристотелевых форм.
Итак, чем пристальнее мы вглядываемся в литературный портрет Северного Кавказа, тем больше мы опознаем в нем знакомые черты единой фольклорно-литературной художественности, или народно-эпической литературы, сквозь массу разрозненных фактов проступает облик словесности, переживающей переходную стадию от религиозного тезиса к реалистическому мышлению. Ныотонианская метафизика переосмысливает мировоззренческие образы платонизма в поэтику конкретного изображения природы, общества и человека.
Подводя итоги исследования, можно сказать:
— народы Северного Кавказа имеют все возможности для раскрытия и развития своего художественного сознания. Они прошли трудный и сложный путь к своему национальному возрождению. Одним из важнейших показателей его нравственного и духовного раскрепощения является создание им высокоразвитой художествен!.ой литературы;
— литература Северного Кавказа сумела показать и показывает драматическую судьбу народа, его постоянное стремление к свободе, его богатый нравственный и духовный мир;
— в литературе Северного Кавказа сложился творческий метод со всеми его позитивными моментами и существенными эстетическими издержками, метод, прошедший все характерные для бывшей общесоюзной и нынешней общероссийской литератур этапы и вместе с тем обнаруживший и свои национальные особенностив литературе Северного Кавказа сформировались все роды и жанры литературы. В ней имеются не просто какие-то единичные образцы эпоса, лирики, драмы. Они сложились как самостоятельные родовые образования со всеми присущими им классическими особенностями и своеобразием национальных форм их проявления. В ней имеются десятки образцов эпических жанров — очерка, новеллы, рассказа повести, романа, эпопеиблистательные произведения лирики, сложилась и стала одним из ведущих жанров поэмасущественные успехи достигнуты и в жанре драмы;
— усилиями и тех, кто закладывал ее основы и вывел на уровень высоких идейно-художественных завоеваний развитых литератур, и тех, более молодых сил, которые активно и плодотворно обогащают коллективный художественный опыт, литература Северного Кавказа ныне вступает в новый этап своего творческого развития;
— литература Северного Кавказа широко переводите?, на русский язык и на языки других народов, что значительно усиливает ее участие в формировании нравственного и духовного мира россиян, а так же приобщение к ней других народов.
Список литературы
- Абаев, М. Балкария / М. Абаев // Мусульманин. — Париж. — № 14 — 17. -С.586−627.
- Абаев, М. Кабарда проснулась/ М. Абаев // Мусульманин. Париж. -1911.-№ 3.- С. 114.
- Абаев, М. О калыме (из пережитков старины) / М. Абагв // Мусульманин.-Париж. -1911.- № 18−21.- С. 870.
- Абаева, Ф.Х. Как Ференки покинули Кавказ / Ф. Х. Абаива // Мусульманин. Париж.-1911.-№ 6−7.-С.278.
- АйдаевДО.А. Жизнь и слово / Ю. А. Аидаев.- Грозный, 1992 72 с.
- Агержанокова, С.Р. Художественное осмысление жизни адыгов в творчестве адыгских просветителей конца 19 начало 20 вв.- Майкоп, -Майкоп, 2003. — 142 с.
- Афасижев,!. Мой аул: вехи истории /Т. Афасижев. Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002.-382с.
- Ачмиз-Кумук, Р. Помните меня. Люди, судьбы, время / Р. Ачмиз-Кумук. МайкошГУРИПП «Адыгея», — 2000. — 483с.
- Ю.Барабанов, А. Введение к «Хронике Мухаммеда Ал-Карахи» / А.Барабанов.- М.-Л., 1941- 250 с.
- Белинский, В.Г. Собр. соч. в 3-х томах. Т.1 / В. Г. Белннский.- М.,-561 с.
- И.Блиев, М.М. Русско-осетинские отношения / М. М. Блиев.-Орджоникидзе, 1970.-373 с.
- Блиев, М.М. Кавказкая война / М. М. Блиев, В. В. Дегоев.- М., 1994. -416с.
- Брегадзе, H.A. Очерки по агроэтнографии Грузии / Н. А. Брегадзе.1. Тбилиси, 1982.- 120 с.
- Богданов, В.У. У времени в строю. Художественная публицистика сегодня/В.У.Богданов. М.: Советский писатель, 1977. — 238 с.
- Бочаров, А.Г. Бесконечность поиска. Художественные поиски современной советской прозы/А.Г.Бочаров. М.: Советский писатель, 1982. -424 с.
- Брантова, М.Н. Эволюция малых жанров и особенности военного рассказа в адыгейской прозе /М.Н.Брантова // Филолотческий вестник. Научный и образовательный журнал. Майкоп: изд-во ЛГУ. — 2003. — № 5. -С.87 — 90.
- Вавилов, Н.И. Проблемы происхождения мирового земледелия в свете современных исследований/Н.И.Вавилов.- МЛ 932.- 511 с.
- Виноградов, И.А. Борьба :за стиль / И. А. Виногррадов. JL, 1937. — 240 с.
- Гаджиев, К.С. Геополитика Кавказа / К. С. Гаджиев. М., 2001.-279 с.
- Гадиев, С. Произведения. Дзауджикау / С.Гадиев. Майкоп, 1991.- 517 с.
- Гакаев, Ж. Он достоин памяти народной / Ж.Гакаев.-Грозный, 1991.-270 с.
- Горец. (Абаев, М.) Белореченский атаман и иногородняя школа / М.Абаев. Майкоп: // Майкопский листок, -1912. № 9.
- Гриценко, Н. Г1. Горский аул и казачья станица Терека накануне Великой Октябрьской социалистической революции / Н. П. Гриценко. Грозный, 1972.157 с.
- Гумилев, JI.M. Этногенез и биосфера Земли / Л. М. Гумилев.- JI., 1990. 490 с.
- Гадагатль, A.M. Увиденное в соседней стране: Публицистический очерк / A.M. Гадагатль // Дружба. 1975. — № 3. — С. 59.
- Глушков, Н.И. Очерковая проза / Н. И. Глушков. Рс-тов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1979. — 216 с.
- Автореф. дисс. канд. филолог, наук. Майкоп, 2003.- 23 с.
- Жига, И.Ф. Очерки, статьи, воспоминания / И. Ф. Жига. М.:
- Калоев, Б. А. Земледелие народов Северного Кавказа / Б. А. Калоев,-М., 1981.-257 с.
- Кубов, Б. Лошади Исхака: Очерк / Б. Кубов.// Джернэджэжь (Эхо). -1994.-июнь. -№ 14.-С. 3
- Калоев, Б. А. Скотоводство народов Северного Кавказа/ Б. А. Калоев,-М., 1993.-263 с.
- Кузнецов, И.В. Одежда армян Понта. Семиотика материальной культуры /И.В.Кузнецов. М., 1995.-169 с.
- Канторович, В. Я. Глазами литератора / В. Я. Конторович // Социологические очерки. М.: Советский писатель, 1962. — 372 с.
- Керашев, Т.М. Избранные произведения в 2-х томах / Т. М Керашев. -Майкоп: Адыг.респ. кн. изд., 2002. 412 с.
- Кошев, М. А. Люди, события, факты истории народов Северного Кавказа в очерках, иллюстрациях, документах (конец XIX XX вв.)/М.А. Кошев. — Майкоп: Качество, 1999. — 195 с.
- Кузнецов, Ф. Ф. Избранное в 2-х томах. Т. 1 /Ф.Ф.Кузнецсв.- М.: Современник, 1981.-558 с.
- Малышева, Е.М. Испытание (Социум и гласть: проблемы взаимодействия в годы Великой Отечественной воины. 1941 1945 гг.)/Е.М.Малышева. — Майкоп, 2000. — 432с.
- Мамий, Р.Г. Вровень с веком. Идейно-нравственные ориентиры и художественные искания адыгейской прозы второй половины 20 века / Р. Г. Мамий. Майкоп: Качество, 2001. — 340 с.
- Маслова, Н.М. Путевой очерк: проблемы жанра/Н.М.Мас.юва.- М., 1980. 64с.
- Мусукаева, А.Х. Ответственность перед временем/А.Х.Мусукаева.-Нальчик, 1978.
- Наурзов, Б.Б. Годы испытаний / Б. Б. Наурзов.-Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1991. 80 с.
- Немченко, Г. Солдат войны Аскер Евтых и его печальные записки: (К творческой судьбе адыгейского писателя) / Г. Немченко. Российская Федерация. 1998.-№ 7.-С. 46−47.
- Немченко, Г. Сон Пегаса в богатом стойле / Г. Немченко.// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. Майкоп: Газетно-издательский комплекс, 2001.-184 с.
- Паранук, К.Н. Добро и зло в творческой концепции Н.Куека (По повести «Черная гора») / К. Н. Паранук.// Филологический вестник. Майкоп: Из-во АГУ.2001. -№ 3. -С. 35−40.
- Г. Н.Поспелов.-М.: Просвещение, 1972.-271с.
- Сиджах, X. Адыгейский полк в боях за Соьетскую Родину / Х.Сиджах. Майкоп: РИПО «Адыгея», 2000. — 566 с.
- Сидоров, ЕЛО. О стилевом многообразии современной советской прозы / Е. Ю. Сидоров.- М.: Знание, 1977. 64 с.
- Степанова, ТМ. Публицистический текст сквозь призму теоретической поэтики / Т. М. Степанова // На старте тысячелетия. Материалы научно-практической конференции докторантов, аспирантов и соискателей. АГУ. Майкоп, 2002. — С. 276 — 283.
- Схаляхо, А. А. На пути творческого поиска. Сборник статей, очерков, эссе и выступлений/А.А.Схаляхо.- Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. -400 с.
- Турчанинов, Г. Ф. Памятники письма и языка народов Кавказа и Восточной Европы / Г. Ф. Турчанинов.-Майкоп.- 420 с.
- Тлепцерше, Х.Г. На пути к зрелости. Адыгейская повесть: традиции и новаторство / Х. Г. Тлепцерше. Краснодар: Краснодар, кн. изд., 1991. — 176 с.
- Туркаев, Р. Люди земли Теучежской: Очерки, зарисовки / Р. Туркаев,-Майкоп: Адыгея, 2000. 149 с.
- Тхагазитов, 10.М. Эволюция художественного сознания адыгов/Ю.М.Тхагазитов.- Нальчик, 1996 .-214 с.
- Халидов, А. Б. Арабские рукописи в СССР и их изучение/А.Б.Халидов.//Археологический ежегодник за 1977 г. М., 1978.- 175 с.
- Хан-Гирей. Записки о Черкессии/ Хан-Гирей.-Нальчик, 1978.-243 с.
- Хачемизова, М.Н. Художественный мир Тембога Керашева (Художественно-эстетический аспект)'М.Н. Хачемизовз.- Майкоп, 2005- -275 с.
- Хуако, Ф.Х. Лебединая песня Аскера Евтька / Ф. Х. Хуако //
- Чамоков, Т.Н. О национальной специфике реализма в адыгейской новописьменной прозе/ Т. Н. Чамоков // Веер. науч. конф. «Актуальные проблемы общей и адыгейской филологии»: Материалы кокф. Майкоп, 2001. -С. 196−197.
- Чекалов, П. К. Мотив возвращения в лирике М. Тлябичевой и К. Мцхе // П. К. Чекалов // Всерос. науч. конф. «Актуальные проблеммы общей и адыгейской филологии»: Материалы конференции. Майкоп, 2001. — С. 198 — 199.
- Чемсо, Г. Возвращение: Исторический очерк / Г. Чемсо.- Майкоп: Адыгея, 2000.-370 с.
- Адыгоблполиграфобъединение, 1985.-С. 138−173.
- Шайтанов, И. О. Как было и как вспомнилось./ И. О. Шайтанов М.: Знание, 1981.
- Шебзухов, М.Х. Сыны и дочери Адыгеи в Великой Отечественной войне / М. Х. Шебзухов, — Майкоп: Меоты, 1995. 406 с.
- Шибинская, Е. П. Новаторство формы и высокая традиция/ Е. П. Шибинская // Майкоп: Газ. изд. комплекс, 20Э1. -184 с.
- Шубин, Э. А. Современный русский рассказ / Э. А. Шубин// Л.: Сов. писатель, 1974. -182 с.