Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка будущего учителя технологии и предпринимательства к формированию трудовой мотивации сельских школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблемы сельской школы являются объектом научных исследований на протяжении многих лет и на тттли отражение в работах таких ученых, как М. И. Демков, А. Э. Измайлов, Н. К. Кадыров, П. Ф. Каптерев, H.A. Константинов, М. И. Лемке, В. Я. Струминский, Г. М. Храпченко, Н. В. Чехов, А. Г. Щеколдин и др. Вопросы обучения и воспитания сельских школьников рассмотрены в исследованиях Н. П. Автушенко, П… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ К ФОРМИРОВАНИЮ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Подготовка учителя технологии к обучению сельских школьников в современных условиях
    • 1. 2. Формирование трудовой мотивации сельских школьников как проблема технологического образования
    • 1. 3. Дидактическая модель подготовки учителя технологии к формированию трудовой мотивации сельских школьников
  • Выводы по 1 главе
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ К ФОРМИРОВАНИЮ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. Мониторинг готовности будущего учителя технологии к обучению и развитию сельских школьников
    • 2. 2. Содержание, формы и методы подготовки будущих учителей технологии к формированию трудовой мотивации сельских школьников
    • 2. 3. Опытно-экспериментальная работа по подготовке будущих учителей технологии к формированию трудовой мотивации учащихся сельских школ
  • Выводы по II главе

Подготовка будущего учителя технологии и предпринимательства к формированию трудовой мотивации сельских школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная образовательная политика российского государства, конкретизированная в концепции модернизации, позволяет проектировать значимые образовательные цели, в том числе и в сельском социуме, среди которых приоритетными являются цели, ориентирующие на развитие адекватной трудовой мотивации школьников.

Процессы модернизации образования, новые модели образовательных учреждений направлены в том числе и на сохранение сельской школы как таковой. Анализ практики показывает несоответствие между возросшими требованиями общества и существующим уровнем подготовки сельских школьников к жизни, труду и последующему образованию.

Особенности организации учебного процесса в сельской школе связаны прежде всего со спецификой тех задач, среди которых воспитание сельского труженика, хозяина земли, конкурентоспособного, умеющего организовывать прибыльное дело в условиях села, занимает особое место.

Проблемы сельской школы являются объектом научных исследований на протяжении многих лет и на тттли отражение в работах таких ученых, как М. И. Демков, А. Э. Измайлов, Н. К. Кадыров, П. Ф. Каптерев, H.A. Константинов, М. И. Лемке, В. Я. Струминский, Г. М. Храпченко, Н. В. Чехов, А. Г. Щеколдин и др. Вопросы обучения и воспитания сельских школьников рассмотрены в исследованиях Н. П. Автушенко, П. Р. Базарова, O.P. Голованова, Т. В. Воронцовой, A.A. Михайлова, В. П. Правдюк и др. К настоящему времени подвергнуты анализу социально-психологические вопросы совершенствования подготовки учителей сельских школ (А.Т. Бисько, С.Г. Вершлов-ский, A.M. Магометов и др.), процесс повышения квалификации учителей сельских школ (А.М. Архипова, A.B. Даринский, A.A. Завацкая, A.A. Кухарев и др.), проблемы преемственности в подготовке учителя сельской школы (В.И. Брудный, O.A. Колобов, А. Т. Короткевич, П. А. Шептенко и др.). Ценность названных исследований заключается в том, что они рассматривают диалектическое взаимодействие внешних и внутренних факторов в процессе подготовки учителя сельской школы, определяют место и роль политехнических знаний, умений и навыков, соединения обучения с производительным трудом в связи с отраслевой направленностью трудовой подготовки и труда учащихся, выделяют такие условия профессионального становления учителя, как сформированность познавательных потребностей, мотивов, интересов, предлагают отдельные средства управления, обеспечивающие эффективность становления личности учителя.

Переход России к новой системе хозяйствования существенным образом изменил устоявшееся десятилетиями отношение к труду. Вхождение России в стадию стабильной экономики требует адекватной мотивации труда, где на первое место выходит конкурентоспособный и добросовестный труд граждан, составляющий экономическую и нравственную основу прогрессивного социально-экономического развития. В условиях научно-технического прогресса и рыночной экономики, когда от человека требуется высокая квалификация, широкий технический кругозор и способность к быстрому овладению более совершенными трудовыми умениями и навыками, трудовая подготовка и воспитание приобретают большую значимость и носят своеобразные черты. Именно поэтому приобщение учащихся в той или иной форме к преобразовательной деятельности, формирование трудовых навыков и организация трудового воспитания являются необходимым элементом обучения, становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из актуальных задач современной педагогической науки и практики.

Проблемы мотивации трудовой деятельности разрабатывались в исследованиях Т. В. Бадоева, И. М. Городецкой, О. С. Гребенюк, К. Замфир, Ф. И~ Иващенко, С. Б. Каверина, Е. А. Климова, И.Г. Коку-риной, Н. Д. Левитова, A.M. Мейерович и др.

Образовательная область «Технология» как феномен обновляющегося российского образования в качестве основной цели предполагает развитие личности учащихся и подготовку молодежи к успешному и гармоничному функционированию в информационно и технологически насыщенном мире. В современных условиях нужно готовить не просто профессионала, работника в сфере производства продукции или услуг, а ориентироваться на подготовку субъекта собственной жизнедеятельности. В содержании и формах реализации образовательной области «Технология» заложены огромные потенциальные возможности формирования адекватной трудовой мотивации подрастающего поколения.

Учитель технологии и предпринимательства организует целенаправленное формирование у учащихся трудовой мотивации, что в конечном счете обеспечивает развитие личности школьников. Поэтому подготовка профессионально компетентного, обладающего творческой профессиональной позицией и самосознанием будущего учителя является актуальной задачей профессионально-педагогического образования.

Таким образом, одной из важных педагогических сторон профессиональной подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства является становление готовности к формированию трудовой мотивации сельских школьников.

Психолого-педагогические исследования по данной проблеме позволили констатировать ее возрастающую актуальность и значимость в различных психолого-педагогических концепциях и подходах. Обновляющиеся социально-экономические условия меняют угол рассмотрения и смещают акценты, но не снижают значимости данного феномена в педагогической теории и практике.

Вопросы развития трудовой мотивации школьников в современной педагогической науке практически не представлены, слабо отражают реалии экономических преобразований в нашей стране. В связи с этим и проблема становления готовности будущих учителей технологии к формированию трудовой мотивации школьников не нашла должного освещения.

Вместе с тем программа технологического обучения содержит вариативный компонент для сельской школы, что предполагает наличие у учителя технологии не только методических умений, но и владение средствами и методами формировании и развития личности сельских школьников с учетом их возрастных и социально обусловленных особенностей.

Таким образом, возникли противоречия между:

— потребностями современного этапа социально-экономического развития общества, существующим уровнем подготовки сельских школьников к жизни, труду и последующему образованию и недостаточной теоретико-методической проработкой данного феномена в технологическом обучении;

— необходимостью целенаправленного педагогического воздействия на формирование трудовой мотивации школьников и недостаточной подготовленностью будущих учителей технологии и предпринимательства к данному виду педагогической деятельности;

— необходимостью улучшения подготовки педагогических кадров для образовательной области «Технология», адекватно реализующих цели и задачи технологического обучения сельских школьников, и практическим осуществлением этой подготовки.

Эти противоречия определили проблему исследования, состоящую в необходимости исследования научно обоснованных путей становления готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к формированию трудовой мотивации сельских школьников, адекватных логике обновления технологического обучения, на основе выявления специфики обучения сельских школьников и возможностей интеграции общеобразовательной и профессиональной подготовки в соответствии с требованиями складывающегося рынка труда и перспективами его развития.

Социальная и личностная значимость и недостаточная научная проработанность организации подготовки будущего учителя к реализации идей технологического обучения в сельской школе, направленных на мотивационное развитие школьников в условиях модернизации образования, определили выбор темы исследования — «Подготовка будущего учителя технологии к формированию трудовой мотивации сельских школьников».

Цель исследования: теоретически обосновать содержательно-функциональные компоненты подготовки будущего учителя технологии к формированию трудовой мотивации сельских школьников и экспериментально проверить содержание, методы и средства ее реализации.

Объект исследования: процесс подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства в вузе.

Предмет исследования: содержание, методы и формы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства к формированию трудовой мотивации сельских школьников.

Гипотезой исследования является предположение о том, что подготовка студентов к формированию трудовой мотивации сельских школьников в условиях технологического обучения будет эффективной, если:

— студенты владеют комплексом теоретико-методических знаний о содержании трудовой мотивации школьников, путях и средствах ее формирования;

— эта подготовка будет осуществляться на основе дидактической модели и критериев готовности к формированию трудовой мотивации сельских школьников;

— процесс обучения базируется на использовании инновационных методов обучения, ведущими среди которых являются активные методы обучения;

— методическая работа осуществляется на основе мониторинга готовности будущих учителей технологии к обучению и развитию сельских школьников.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза определили основные задачи работы.

Задачи исследования:

1. В процессе комплексного исследования осуществить анализ теоретических представлений о трудовой мотивации школьников, обосновать ее сущность в контексте современного гуманитарного знания.

2. Разработать дидактическую модель готовности будущего учителя технологии к формированию трудовой мотивации сельских школьников, обеспечивающую актуализацию условий профессионального развития будущих педагогов, проверить ее эффективность в опытно-экспериментальной работе.

3. Раскрыть содержание готовности будущего учителя технологии к формированию трудовой мотивации сельских школьников.

4. Осуществить мониторинг готовности будущих учителей технологии к обучению и развитию сельских школьников.

5. Обосновать роль и определить влияние активных методов обучения в процессе профессиональной подготовки будущего учителя технологии к данному виду педагогической деятельности.

6. Разработать и экспериментально проверить программу становления готовности будущего учителя технологии к формированию трудовой мотивации сельских школьников.

Методологическую основу исследования составляют:

— философские положения о единстве теории и практики, человеке как субъекте и объекте общественных отношений;

— общенаучные идеи о роли образования в современном мире, его влиянии на становление человека, развитие общества (А.Г. Асмо-лов, B.C. Гершунский, М. Н. Коган, Ю. Н. Кулюткин, М.К. Мамарда-швили, Н. Д. Никандров, В. М. Розин и др.);

— результаты исследований, посвященных истории и современному состоянию трудового воспитания и профессионального образования в России и зарубежных странах (П.Р. Атутов, Ю. К. Бабанский, С. Я. Батышев, А. П. Беляева, Е. И. Бражник, Б. И. Бухалов, Г. С. Гуту-ров, Н. К. Деева, В. Н. Джуринский, Д. Ф. Королев, А. Г. Пашков,.

B.И. Петрищев, В. А. Поляков, М. М. Поташник, В. Г. Разумовский, А. Г. Соколов и др.);

— концептуальные подходы и принципы построения содержания общего и профессионального образования (С. И". Архангельский,.

C.Я. Батышев, Ю. В. Васильев, В. В. Краевский, B.C. ЛедневИ.Я. Аернер, М. М. Поташник, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, Д. А. Тхоржевский и др.);

— основные положения теорий развития личности (A.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. Маслоу и др.).

В ходе работы над темой диссертационного исследования на разных ее этапах использовались следующие методы исследования:

— анализ теоретических исследований по педагогике, психологииизучение и обобщение передового педагогического опытаанализ образовательных программ, учебных пособий по подготовке будущих учителей и методике их обучения в системе высшего профессионального образования;

— педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, экспертные оценки;

— количественный и качественный анализ результатов исследования.

Научная новизна исследования:

1. Обоснованы дидактические условия, обеспечивающие становление готовности студентов к формированию трудовой мотивации сельских школьников (использование активных средств и методов обучениянаполнение вариативной части учебного плана учебными дисциплинами с инновационным содержанием и способами преподаванияпсихолого-педагогическое диагностическое сопровождение образовательного процесса и личностного развития).

2. Разработана дидактическая модель подготовки будущего учителя: технологии к формированию трудовой мотивации сельских школьников, составляющая психолого-педагогическую базу организации процесса обучения и позволяющая придать подготовке будущих зрителей технологии и предпринимательства творческий характер в реализации целей развития личности как активного субъекта познания.

3. Доказано влияние активных методов обучения на становление готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к формированию трудовой мотивации сельских школьников, их универсальность и эффективность в сочетании с другими методами обучения.

Теоретическая значимость исследования.

1. В исследовании определена совокупность теоретико-эмпирических положений, раскрывающих содержание и структуру готовности будущих учителей к формированию трудовой мотивации сельских школьников в условиях технологического образования.

2. Разработаны критерии готовности будущего учителя технологии как субъекта учебно-профессиональной деятельности к формированию трудовой мотивации сельских школьников, базирующиеся на анализе профессиональной направленности, профессиональной компетентности, профессионально важных качеств личности.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и экспериментальной проверке программы спецкурса для студентов факультетов подготовки учителей технологии и предпринимательства по становлению готовности к формированию трудовой мотивации школьников.

В ходе исследовательской работы была апробирована система диагностических средств изучения готовности будущих учителей технологии к формированию трудовой мотивации школьников.

Предложен дидактический инструментарий использования активных методов обучения в реализации целей и задач технологического образования.

Организация исследования. Исследование осуществлялось в три этапа:

Первый этап (2000;2001 гг.) — поисково-теоретический. На основе теоретического анализа психолого-педагогической, социологической, экономической, философской литературы осуществлялось изучение различных аспектов проблемы исследования, определялись исходные параметры исследования, его предмет, структура, границы, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат.

Второй этап (2001;2003 гг.) — опытно-экспериментальный. На данном этапе проводился констатирующий эксперимент с целью выявления особенностей мотивационной структуры различных категорий школьников (городских, сельских, подростков, старших школьников), профессионально значимых знаний, умений, навыков будущих учителей технологии и предпринимательства, их готовности к формированию трудовой мотивации сельских школьников. Продолжалось изучение литературы по исследуемой проблеме. На основе результатов, полученных в процессе проведения констатирующего эксперимента и теоретического анализа философской, психолого-педагогической литературы, были уточнены и обогащены методы и методика развития готовности к формированию трудовой мотивации сельских школьников. В данный период был проведен формирующий эксперимент, в ходе которого научно обосновывались и апробировались пути и средства активизации готовности будущих учителей технологии к формированию трудовой мотивации сельских школьников.

Третий этап (2003;2004 гг.) — обобщающий. На этом этапе осуществлялся анализ и систематизация результатов исследования, проведено уточнение теоретических и экспериментальных данных, сформулированы основные выводы и рекомендации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена методологией и логикой исследованияприменением средств и методов, адекватных объекту, цели и задачам исследованияиспользованием валидных и надёжных методов исследованиятщательным количественным и качественным анализом полученных данных с использованием методов математической статистикиподтверждением гипотезы и основных положений исследования в экспериментальной работе.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Формирование трудовой мотивации сельских школьников представляет собой специально организованный и контролируемый процесс приобщения развивающейся личности к труду в качестве субъекта учебно-профессиональной деятельности в образовательной области «Технология».

2. Совокупность теоретических положений, раскрывающих готовность будущих учителей к формированию трудовой мотивации сельских школьников в процессе технологического образования в качестве интегрального свойства личности, возникающего в результате целенаправленной подготовки и самоподготовки к профессиональной деятельности, позволяющего осознанно осуществлять функции руководства и педагогической поддержки личностного развития.

3. Дидактическая модель готовности будущих учителей к формированию трудовой мотивации сельских школьников, предполагающая взаимосвязь и взаимообусловленность целей и задач технологического образования с конкретным теоретико-методическим инструментарием в процессе целенаправленной, систематической работы педагогов по развитию исследуемого качества школьников.

4. Содержание подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства к формированию трудовой мотивации сельских школьников, включающее в себя дидактическую систему научно обоснованных средств и методов.

Критерии, показатели и педагогическая диагностика изучения готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к формированию трудовой мотивации сельских школьников.

Апробация и внедрение результатов исследования. Полученные научные результаты, экспериментальные данные нашли отражение в 8 публикациях автора, в том числе в двух методических пособиях, в выступлениях на всероссийских, международных научно-практических конференциях (Армавир, 2002;2004; Брянск, 20 032 004, Калуга, 2002; Москва, 2004; Сочи, 2004; Тула, 2003). Основные положения настоящей работы обсуждались на заседании кафедры общей и профессиональной педагогики в Армавирском государственном педагогическом университете.

Выводы по И главе.

Проведенная опытно-экспериментальная работа позволяет сделать следующие выводы:

Существующие программы и содержание обучения студентов факультета технологии и предпринимательства преподаванию образовательной области «Технология» в сельской школе не в полной мере отвечают современным требованиям, в частности — в области формирования мотивации трудовой деятельности школьников, представляя собой в то же время значимую базу, на которой может строиться такого рода работа.

Разработка системы подготовки будущих учителей технологии к формированию трудовой мотивации сельских школьников должна опираться на общий анализ подготовки учителя технологии к обучению сельских школьников в современных условиях и обоснованную нами дидактическую модель такого рода педагогической деятельности.

Содержание спецкурса по подготовке студентов факультета технологии и предпринимательства к практической деятельности по формированию трудовой мотивации сельских школьников должно отражать степень научной разработанности проблемы в ее дидактическом преломлении в отношении подготовки будущих учителей технологии, систему теоретических положений о сущности мотивации труда и ее воспитания в процессе технологического обучения и прак-тико-эмпирических закономерностей методического руководства со стороны учителя ходом учебно-трудовой деятельности сельских школьников.

Подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства к формированию трудовой мотивации сельских школьников должна опираться на специально подобранные методы, средства и формы обучения студентов, с учетом специфики высшего образования и особенностей познавательной деятельности студентов.

Ведущую роль в системе методов подготовки студентов к педагогической деятельности по формированию трудовой мотивации в сельской школе должны играть элементы проблемного обучения, активные методы обучения и проектная деятельность студентов. Среди форм подготовки студентов наиболее значимыми являются лекционные, семинарские занятия, педагогическая практика и самостоятельная работа.

Проведение опытно-экспериментальной работы обеспечивалось предварительным теоретико-аналитическим исследованием проблемы, опорой на значимые научные методы педагогического наблюдения и эксперимента. Сравнительная оценка и интерпретация результатов основывалась на применении методов квалиметрического анализа и математической статистики.

Проведенная опытно-экспериментальная работа на этапе констатирующего исследования показала, что система знаний по проблеме формирования мотивации труда в сельской школе и компоненты готовности сформированы у студентов на недостаточном уровне и требуют создания системы специальной подготовки к данному направлению педагогической деятельности.

Формирующий этап опытно-экспериментальной работы, направленный на проверку эффективности разработанного спецкурса по изучаемой проблеме, обнаружил адекватность подобранных методов, форм и средств обучения, показал положительное отношение студентов к предлагаемому содержанию обучения.

Контрольный этап эксперимента, посвященный сравнительному анализу и оценке полученных результатов, показал, что в ходе спецкурса значительно повысился уровень знаний студентов по всем направлениям педагогической работы в сельской школе и формированию трудовой мотивации школьников. Все компоненты готовности к формированию мотивационной сферы школьников получили значительное развитие.

В целом результаты, полученные по итогам педагогической работы по подготовке студентов к формированию трудовой мотивации сельских школьников, свидетельствуют об эффективности и значимости предложенного учебного содержания и методики его реализации в учебном процессе.

Заключение

.

Происходящие изменения в характере профессионального обучения во многом определяются не только внутренними факторами его развития, но и внешними — социально-экономическими преобразованиями в России. Современная образовательная политика российского государства, конкретизированная в концепции модернизации, позволяет проектировать значимые образовательные цели, в том числе и в сельском социуме, среди которых приоритетными являются цели, ориентирующие на развитие адекватной трудовой мотивации школьников.

Образовательная область «Технология» как феномен обновляющегося российского образования в качестве основной цели предполагает развитие личности учащихся и подготовку молодежи к успешному и гармоничному функционированию в информационно и технологически насыщенном мире. В современных условиях нужно готовить не просто профессионала, работника в сфере производства продукции или услуг, а ориентироваться на подготовку субъекта собственной жизнедеятельности. В содержании и формах реализации образовательной области «Технология» заложены огромные потенциальные возможности формирования адекватной трудовой мотивации подрастающего поколения.

Учитель технологии и предпринимательства организует целенаправленное формирование у учащихся трудовой мотивации, что в конечном счете обеспечивает развитие личности школьников. Поэтому подготовка профессионально компетентного, обладающего творческой профессиональной позицией и самосознанием будущего учителя является актуальной задачей профессионально — педагогического образования.

Таким образом, одной из важных педагогических сторон профессиональной подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства является становление готовности к формированию трудовой мотивации сельских школьников.

Изучение теоретических аспектов проблемы выявило отсутствие единого подхода к пониманию сущности и особенностей процесса подготовки будущего учителя технологии к формированию трудовой мотивации сельских школьников.

Аналитический обзор научно-методической литературы по исследуемому вопросу позволил нам выявить группу противоречий между требованиями и практикой современной профессиональной школы. Основными из них можно считать противоречия между:

— потребностями современного этапа социально — экономического развития общества, существующим уровнем подготовки сельских школьников к жизни, труду и последующему образованию и недостаточной теоретико-методической проработкой данного феномена в технологическом обучении;

— необходимостью целенаправленного педагогического воздействия на формирование трудовой мотивации школьников и недостаточной подготовленностью будущих учителей технологии и предпринимательства к данному виду педагогической деятельности;

— необходимостью улучшения подготовки педагогических кадров для образовательной области «Технология», адекватно реализующих цели и задачи технологического обучения сельских школьников и практическим осуществлением этой подготовки.

В связи с этим, нами выполнено диссертационное исследование, целью которого явилось теоретическое обоснование содержательно-функциональных компонентов подготовки будущего учителя технологии к формированию трудовой мотивации сельских школьников и экспериментальная проверка содержания, методов и средств ее реализации. На основании поставленной цели, были определены задачи исследования.

В ходе решения первой задачи проведен теоретический анализ проблемы подготовки будущего учителя технологии к формированию трудовой мотивации сельских школьников, раскрыто ее содержание в контексте современного гуманитарного знания. Ссылаясь на исследования современных ученых, формирование трудовой мотивации сельских школьников мы понимаем как специально организованный и контролируемый процесс приобщения развивающейся личности к труду в качестве субъекта учебно-профессиональной деятельности в образовательной области «Технология». Теоретический анализ проблемы обучения сельских школьников позволяет утверждать, что его содержание и организация имеют ряд специфических особенностей. Учитель, работающий в сельской школе, должен быть подготовлен к этому, владеть соответствующими методическими приемами. В большей мере эта проблема касается учителя технологии, так как программа технологического обучения содержит вариант для сельской школы, то есть специфика очевидна. Кроме методических умений учителю технологии также необходимы умения формирования и развития личности сельских школьников с учетом их возрастных и социально обусловленных особенностей.

В процессе решения второй задачи было установлено, что подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства к формированию трудовой мотивацией сельских школьников должна осуществляться на основе критериально обоснованной дидактической модели, обеспечивающей актуализацию условий профессионального развития будущих педагогов, взаимосвязь и взаимообусловленность целей и задач технологического образования с конкретными теоретико-методическим инструментарием в процессе целенаправленной, систематической работы педагогов по развитию искомого качества школьников.

Третья задача исследования предполагала обоснование содержания готовности будущего учителя технологии к формированию трудовой мотивацией сельских школьников. Готовность будущих учителей к формированию трудовой мотивации сельских школьников в процессе технологического образования представляет собой интегральное свойство личности, возникающее в результате целенаправленной подготовки и самоподготовки к профессиональной деятельности, позволяющее осознанно осуществлять функции руководства и педагогической поддержки личностного развития.

Критериями готовности будущего учителя технологии как субъекта учебно-профессиональной деятельности к формированию трудовой мотивации сельских школьников являются содержательные и процессуальные характеристики профессиональной направленности, профессиональной компетентности, профессионально важных качеств личности.

В ходе решения четвертой задачи исследования нами проведен мониторинг готовности будущих учителей технологии к обучению и развитию сельских школьников. В ходе проведения исследования были получены следующие обобщенные результаты: в современных условиях отношение к труду как ценности у школьников не имеет приоритетного значения по базисной шкале ценностей, трудовая мотивация в иерархической структуре мотивационной сферы не выраженав профессиональной ориентации школьников преобладают установки не на содержание профессии, а на соответствующий ей уровень доходоввыбор будущей профессии сельскими школьниками не в должной мере определяется родом занятий родителейзначительная часть учителей технологии не владеет достаточным методическим инструментарием на теоретическом и эмпирическом уровне для формирования мотивационно-потребностной сферы школьников как ядра личностного и профессионального самоопределениямодернизация процесса профессиональной подготовки будущего учителя технологии в вузе связана с определенными трудностями.

Мониторинг, выступающий компонентом психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса показал, что современная социокультурная ситуация актуализирует потребность формирования отношения подрастающего поколения к труду как ценности. В ситуации смены нравственных и духовных ценностей в обществе вновь повышается роль труда в становлении личности школьников и студенческой молодежи.

Решая пятую задачу, мы обосновали роль и определили влияние активных методов обучения в процессе профессиональной подготовки будущего учителя технологии к данному виду педагогической деятельности.

Шестая задача исследования предполагала разработку и экспериментальную проверку программы подготовки будущего учителя технологии к формированию трудовой мотивации сельских школьников.

Опытно-экспериментальная работа показала, что основными дидактическими условиями, обеспечивающими становление готовности студентов к формированию трудовой мотивации сельских школьников, являются: использование активных средств и методов обучениянаполнение вариативной части учебного плана учебными дисциплинами с инновационным содержанием и способами преподаванияпсихолого-педагогическое диагностическое сопровождение образовательного процесса и личностного развития.

Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы положительные результаты свидетельствуют об эффективности обоснованных путей и средств становления готовности будущего учителя технологии к формированию трудовой мотивации сельских школьников. Разработанный педагогический инструментарий может быть использован для обеспечения процесса профессиональной подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства в системе высшего образования, а также учителями-практиками.

Таким образом, можно констатировать, что цель исследования достигнута, задачи решены, подтверждена гипотеза исследования.

Полученные выводы не претендуют на исчерпывающее решение всех аспектов сложной и многообразной проблемы становления готовности будущего учителя технологии к формированию трудовой мотивации сельских школьников. Для дальнейшего развития и совершенствования образовательного процесса в данном направлении необходимы исследования:

— потенциала образовательной области «Технология» в формировании адекватной трудовой мотивации подрастающего поколения.

— по подготовке студентов к обучению сельских школьников и развитию их социально-востребованных личностных особенностей в процессе изучения образовательной области «Технологии»;

— совершенствование системы учебных и производственных практик студентов-технологов в данном направлении;

— изучение путей формирования трудовой мотивации школьников в социальной среде сельской школы (педагогическая работа с родителями, с фермерским хозяйствами, с культурно-просветительскими учреждениями села).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-336 с.
  2. В.В., Неустроев Н. Д. Производительный труд сельских школьников: педагогические аспекты. М.: Academia, 2001. — 136 с.
  3. Г. В. Социальная психология высшего образования. Самара, 1993. — 256 с.
  4. А.Ф. и др. Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе. //Школа и производство. 2004. — № 1. — С. 2−4.
  5. H.A. Диагностика педагогических способностей. М.: Флинта, 1997. — 156 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд. ЛГУ, 1969. — 339 с.
  7. В.И. Технология экспертной оценки качества работы учителей и руководителей школы, лицеев, гимназий. Казань: «Эвристика», 1994.-24 с.
  8. А. 3. Сельская школа для всех: от мечты к реальности: Сб. метод. Материалов. Карелия, 2003. — 178 с.
  9. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. М.: Педагогика, 1980. — 386 с.
  10. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. — 254 с.
  11. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. — 208 с.
  12. H.A. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. М.: МПСИ, 2000. — 272 с.
  13. А., Караваев А. Роль образования как важнейшей функции государства на рубеже XXI века // Современная школа. 2000. -№½.-С. 11.
  14. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  15. A.B., Серебренников А. Н. Обучение технологии в средней школе: 5−11 классы: Метод пособие М.: Владос, 2003. -208 с.
  16. Ю.С. Крестьянское хозяйство. М.: Агропромиздат, 1992. — 80 с. (Рыночная экономика для всех).
  17. В. С. Введение в профессиональную педагогику. -Екатеринбург, 1996. 315 с.
  18. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996. — 344с.
  19. И.Ф. Трудовая мотивация. Механизмы формирования и функционирования. //Изменение мотивации труда в новых условиях. М.: НИИ труда, 1992. — С. 68.
  20. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Педагогика. 1995. — 336 с.
  21. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста. М.: Высш. школа, 1989. — 144 с.
  22. Г. П. Мотивация труда в трансформирующейся России. М., 2004. — 132 с.
  23. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 463 с.
  24. .В., Сокорева С. И., Шеметков A.A., Харламов И. Ф. Вузовское обучение: проблемы активизации. Минск: Изд-во Университетское, 1989. -110с.
  25. Е.В., Пивненко П. П. Ценностно-смысловые ориентиры и стратегические направления развития сельской школы/ /Педагогика. 2002. — № 5. — С. 52−64
  26. С.Г. Профильная дифференциация обучения в сельской школе. Пособие для руководителей и учителей сельских школ. -М.: АРКТИ, 2000. 136 с. — (Методическая библиотека).
  27. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2002. — 528 с.
  28. Л.В., Шувалова М. Н. История педагогики. М., 1986. -266 с.
  29. H.A., Кораблина Е. П. Значение профессиональных качеств в процессе адаптации к трудовой деятельности / / Психологическое обеспечение трудовой деятельности: Межвуз. сб. / Под ред. A.A. Крылова. А.: Изд-во ЛГУ, 1987.-С.91−93.
  30. Вопросы формирования готовности к профессиональной деятельности: экспресс-информация /отв. ред. Ю. К. Васильев. М., 1978. — 46с.
  31. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Педагогика, 1984.-312с.
  32. P.A. Профессиональное становление учителя технологии сельской школы в системе непрерывного образования. Автореф. дис.. д.пед.н. Брянск, 20 001 — 38с.
  33. Дж., Стенин Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ.-М.'Прогресс, 1976.-495с.
  34. М. П. Кадры сельской школы России. М.:ИПСР РАО, 2003. -94с.
  35. М.П. Подготовка земледельца проблема социально-педагогическая. //Педагогика. — 1998. — № 8. — с. 62−68.
  36. М.П. Сельская школа и социальная педагогика. Пособие для педагогов. Мн.: Амалфея, 2000. — 448 с.
  37. Гурьянова М. П. Российская сельская школа как социокультурный феномен. //Педагогика. 1999. — № 7. — с. 23−28.
  38. В.Н., Каракетова A.A. Ученическим производственным бригадам полвека. //Школа и производство. — 2004. — № 1. — с. 5−6.
  39. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. — 544с.
  40. А.Н. Особенности формирования трудового сознания молодёжи (1995 2001 годы) //Материалы Интернет — конференции «Поиск эффективных институтов для России XXI века» с 27.10.03 по 27.12.03.
  41. Т.А. Мотивация труда в современных условиях: пути повышения эффективности. М., 2003. — 258с.
  42. Динамика мотивации труда в условиях трансформации российского общества. Материалы науч-практич. Конф. — Уфа, 2001. — 92с.
  43. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 1 /Под ред. П. Р. Атутова. М.: ИОСО РАО, 1997. — 230 с
  44. В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000. -320с.
  45. М.И., Кандыбович A.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 176 с.
  46. М.И., Кандыбович A.A. Психология высшей школы. -Мн. 1981.-383с.
  47. B.C. Изучение малогабаритной техники в сельской школе. //Школа и производство. -1999. № 1. — с. 67.
  48. А. П. Мотивация трудовой деятельности. Н. Новгород: Нижегор. ин-т менеджмента и бизнеса, 2003. — 268с.
  49. А.П. Мотивация трудовой деятельности. М., 2002. -256с.
  50. А. В. Сельская школа России: проблемы и перспективы. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2003. — 162с.
  51. А.Ф. Основные подходы к разработке стандарта по «Технологии». //Тэхналапчная адукацыя, № 3, 1998. Минск, С 4−25.
  52. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1999. — 196 с.
  53. М.И., Саранцев Г. И. Урок математики в малокомплектной школе. Книга для учителя. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1992. — 128 с.
  54. А.П. Теория и практика профессионально-педагогической подготовки учителя обслуживающего труда. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Брянск, 1999. — 34 е.-
  55. А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.
  56. Э.Ф. Психология профессионального образования. Екатеринбург, 2000. — 397с.
  57. Н.В. Методическая подготовка будущего учителя технологии и предпринимательства к обучению школьников сельскохозяйственным технологиям. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Брянск, 1999. — 23 с.
  58. И.А. Педагогическая психология. М., 1999. — 384с.
  59. Ф.И. Психология трудового воспитания. Минск, 1988. — 160с.
  60. Е.П. Мотивы и мотивация. СПб., 2000. — 512с.
  61. К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  62. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2002. — 208с.
  63. .К. Заботы сельской школы. //Педагогика. 2002. -№ 5. — с. 64−69.
  64. Н., Лукьянова М. Результативность образовательного процесса: психолого-педагогические показатели и диагностика. // Народное образование, № 9, 2000. С. 8−16.
  65. М. Н. Формирование педагогической компетентности преподавателя образовательного учреждения: Дисс.. канд. пед. наук. М., 2000. — 192 с.
  66. Концепция модернизации российского образования/В.М. Филиппов. М.: Просвещение, 2003. — 96с. (Тематическое приложение к журналу «Вестник образования»)
  67. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических особенностей нервной системы. Казань: Изд-во Каз. ун -та, 1969.-278с.
  68. Е.А. Психология профессионала. Избранные психологические труды. — Москва-Воронеж, 1996. 400 с.
  69. А.Н. Профессиональная психология личности //Психологическое обеспечение профессиональной деятельности /Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1991.-С.61−84.
  70. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. -165 с.
  71. Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом. М., 2002. — 480с.
  72. Е.В. Подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства к обучению старшеклассников организации иэкономике крестьянских хозяйств: Автореф. дис.к.п.н. Брянск, 2002. 20с.
  73. В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. -Мн., 1999. -384с.
  74. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970.-114с.
  75. Н.В. Формирование педагогических способностей. -Л.:ЛГУ, 1961.-79с.
  76. .Ф. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1994. — 216 с.
  77. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1991. — 326с.
  78. А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971. С. 1, 13−20, 23−28, 35−39.
  79. A.B. Методы активизации обучения // Вестник высшей школы. 1987. — № 12. — С.39 — 43.
  80. В.Я., Нечаев H.H. Деятельность преподавателя вуза как развивающийся процесс //Повышение эффективности психолого-педагогической подготовки преподавателя вуза /Под ред. A.B. Петровского и А. С. Сержана. М. :Изд-во Московского ун-та, 1988.-С.6−22с.
  81. .Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, 1992. -528 с.
  82. А.Н. Трудовая подготовка будущих учителей технологии в процессе овладения рабочими профессиями: Дис.. к.п.н. Брянск, 2003. — 179с.
  83. Ю.А. Формирование отношения к труду как ценности у учащихся педучилищ: Дис.. к.п.н Брянск, 1998. — 176с.
  84. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 309с.
  85. А.К. и др. Формирование мотивации учения. М., 1990. — 192с.
  86. Н.Ф. Пути рационального использования времени в учебно-познавательном процессе: Уч.пос.к спецкурсу.-Курск:Изд-воКГПИ, 1987.-80с.
  87. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М., 2001. — 128с.
  88. Н.В. Психология проектной деятельности школьников. Автореф. дисс.. док. психол. наук. М, 2000. — 49 с.
  89. Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М., 1986
  90. Методика обучения учащихся технологии /Под ред В.Д. Симо-ненко. Брянск, 1998. — 346с.
  91. Л.М. Психология профессионального развития учителя. -М., 1998. 200с.
  92. Мотивационный механизм формирования трудовой активности. Сб. ст. /Под ред. М. И. Воейкова, Т. Я. Четверниной. М.:ИЭ, 1989. -198с.
  93. Е.М. Технология обработки металла: 5−9 классы. М., 1986. — 188с.
  94. Е.М., Симоненко В. Д. Общие основы методики преподавания технологии. Брянск: Издательство Б ГПУ им. акад. И. Г. Петровского, НМЦ «Технология», 2000. — 235 с.
  95. Н.П. В сельской школе после звонка. Книга для учителя: из опыта работы. М.: Просвещение, 1989. — 96 с.
  96. H.H. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. М.: Педагогика, 1985. — 84с.
  97. Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975. — 305 с. ЮО. Никандров Н. Д. Об активизации учебной деятельности // Вест, высш. школы. — 1983. — № 8. — С. 26−31.
  98. Нисимчук А.С.ж Экономическое воспитание в сельской школе. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1989. — 207 с.
  99. Государственный образовательный стандарт специальности «учитель технологии и предпринимательства». М., 2002. — 26с.
  100. В.И. Формирование у будущих учителей умений управлять процессом становления личности школьника: Авто-реф.дисс.. канд.пед.наук. Л., 1978. — 24с.107.0нищук В. А. Урок в современной школе. М.: Просвещение, 1981. — 191 с.
  101. Е.Ф. Учим видеть и ценить красоту окружающей природы. //Школа и производство. 2002. — № 7. — с. 47−49.
  102. Педагогика /Под ред. П. И. Пидкасистого. М~, 1996″. — 604с.
  103. Педагогика /Сластенин В.А., Исаев И. Ф. и др. М., 1997. — 422с.
  104. Педагогика /Ю.К. Бабанский, В. А. Сластенин и др. М., 1988. -432с.
  105. Педагогика высшей школы. Ответственный редактор член-корр. АПН СССР Ю. К. Бабанский. Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского университета, 1972. 124 с.
  106. Педагогика и психология высшей школы. /Под ред. С. И. Самыгина, Р-на-Д., 1998, С. 395.
  107. П.И. и др. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы.- М., 1999, С. 275. Пб. Пилипенко Н. Н. Трудовая мотивация и пути ее повышения: Дис. канд. экон. паук. — М., 1996. — 186с.
  108. Г. В., Сорокина Н. В. Агротехнология в русских пословицах. //Школа и производство. 1999. — № 3. — с. 61.
  109. И.П. Педагогика. М., 1996. — 386с.
  110. Программа «Технология»: 1−4, 5−11 классы: Для средних общеобразовательных учреждений РФ. М., 2000.
  111. Программно-методические материалы. Технология 5−11 классов. /Сост. A.B. Марченко. М.: Дрофа, 1998, 2001.
  112. А.Н. Развитие технических интересов и способностей подростков. М., 1990. — 218с.
  113. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова М., Педагогика, 1983.- 447с.
  114. Психология /Под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2001. -644 с.
  115. Психология: комплексный подход / Под ред.М. Айзенка. Мн., 2002. — 832с.
  116. A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999. — 41бс.
  117. России надо быть сильной и конкурентоспособной. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию Российской" Федерации. «Российская газета», 19 апреля 2002 г.
  118. Г. В., Симоненко В. Д. Применение ЭВМ в графической подготовке студентов. Брянск, 1992.- 88 с.
  119. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II.-М.: Педагогика, 1989.-328 с.
  120. В.В. Модель развивающей образовательной среды. //В кн.: Учителю о психологии / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. -М.: Молодая гвардия, 1997. С. 90−125.
  121. В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1987. — 160с.
  122. П. С. Дидактические основы специальной подготовки учителя технологии и предпринимательства. Брянск, 1999. -256с.
  123. Н.Е. Формирование мотивации самообразования старших подростков в процессе обучения: (На материале гуманитарных предметов): Дисс. канд.пед. наук. Волгоград, 1983. — 224 с.
  124. Сельская школа: вариативно-модельный путь преобразования: Метод, разраб. М-во образования Рос. Федерации, /Под ред. Е. Н. Степанова. Псков, 2003. — 184с.
  125. Сельская школа: конструирование социальной действительности. Сост. Н. Л. Селиванова. — М.: «Эврика», 2003.
  126. Сельская школа: проблемы и пути решения: Материалы науч.-практ. конф., 21−22 дек. 2000 г. /под ред. Габдулхаков P.P. и др. -Уфа: Изд-во Башк. ин-т развития образования, 2003. 164с.
  127. Сельская школа: Ресурсы развития: Метод, пособие по разраб. проектов развития сел. шк. /Под ред. O.E. Лебедевой. М.:РОССПЭН, 2003.
  128. Н.В. Подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства к обучению школьников творческой проектной деятельности: Дис.. к.п.н. Брянск, 2000. — 147с.
  129. А.Н. Технологическая подготовка школьников. -Ярославль, 2002. 313с.
  130. Г. Н. Элементы теории системного управления образованием. В 4-Х кн. — Челябинск: ЧГТУ, 1994 — 1997 гг.
  131. Г. Г. Сельская школа и село России в начале XXI века. -М.: «Центр образоват. лит.», 2003.
  132. В.Д. Метод проектов инновационный метод обучения учащихся в образовательной области «Технология»: Сб.научн.статей. — Брянск: БГПУ, НМЦ «Технология», 1997. — С. 19−27.
  133. В.Д. Образование для XXI века // Технологическое образование школьников: состояние, проблемы и перспективы развития: Материалы научно-практической конференции Брянск: Изд-во БГПУ, 1999. — С.3−4.
  134. В.Д. Образовательная область «Технология» как средство воспитания и развития школьников / / Технологическое образование и предпринимательство. Сб.научн.статей. Брянск: Изд-во БГПУ, НМЦ «Технология», 1997. — с. 16−19.
  135. В.Д. Основы технологической культуры. М.: Вента-на-граф, 2000. — 277с.
  136. В.Д., Ретивых М. В., Матяш Н. В. Технологическое образование школьников. Теоретико-методологические аспекты. -Брянск: Изд-во БГПУ, 1999.
  137. М.Н. Дидактика средней школы. М.: Просвещение, 1982.-218 с.
  138. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. Учебное пособие для преподавателей. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 102 с.
  139. В.А., Подымова Л. С. Педагогика инновационной деятельности. М.: Магистр, 1997. — 308 с.
  140. В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр. психол. 1986. Ne 6. С. 14−22.
  141. В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Автореф. в форме научного доклада. докт. психол. наук. М7, 1994. — 78 с.
  142. В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М. 1999. — 416с.
  143. А.Г. Способы организации учебной деятельности /В кн.: Основы вузовской педагогики /Под ред. Н. В. Кузьминой, И. А. Урклина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. — с. 148−158.
  144. Н.Ф. Методика составления обучающих программ. (Учебное пособие). М., Изд-во Моск. ун-та, 1980, с. 3−16.
  145. Г. Н., Малашихина И. А. Педагогика и методика высшей школы. Ставрополь, 1999 285с.
  146. А.Л. Преодолен ли кризис в мотивации труда? //Материалы Интернет конференции «Поиск эффективных институтов для России XXI века с 27.10.03 по 27.12.03
  147. Технологии обучения и воспитания в условиях сельской мало комплектной школы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ярославль, 2003. — 76с.
  148. Технологическое образование школьников: состояние, проблемы, перспективы развития: Материалы научн-практ.конференции. -Брянск: изд-во БГПУ, 1999 119 с.
  149. Трудовая активность: мотивация и стимулы. Межвуз. сб. науч. тр. Ленингр. фин.-экон. ин-т им. Н. А. Вознесенского- Редкол.: А. И. Добрынин (отв. ред.) и др. Л.: Изд-во Ленингр. фин.-экон. ин-та, 1991.-232с.
  150. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. -188 с.
  151. Управление развитием школы: Пособие для руко-вод.общеобразовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 462 с.
  152. К.Д. Педагогические сочинения: в 6-ти т. / Редколл.: М. И. Кондаков (гл.ред.) и др.- (Вступ.ст., С.6−30., сост. и примеч. С.Ф.Егорова) — АПН СССР. М. Педагогика, 1988−1990. — т. 1−6
  153. Э. А. Психологические основы трудового воспитания школьников М., 1988. — 168с.
  154. Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. М., 1982. — 312с.
  155. В.А. Недооценка технологии ущербна для школы и страны. //Школа и производство. 2003. — № 3. — с. 2−3.
  156. Философский энциклопедический словарь. М.: Политиздат, 1991.-258 с.
  157. Формирование учебной деятельности студентов. / Под ред. В. Я. Ляудис. М.- Изд-во Моск. Ун-та, 1989. — 240с.
  158. Д. Формирование учебных навыков: пер. с англ. — М.:Педагогика, 1986. 160 с.
  159. И.Ф. Педагогика. М., 1993. — 486с.
  160. X. Мотивация и деятельность. В 2-х тт. М., 1986.
  161. Ю.А., Симоненко В. Д., Кожина O.A., Орлов Б. И. Проекты в школьном курсе „Технология“ / / Экспериментальная программа образовательной области „Технология“. М.: ВНИК „Технология“, 1994.-416 с.
  162. Д. В., Филатов О. К. Технология обучения в высшей школе. Москва: „Экспедитор“, 1996. — 288 с.
  163. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 437 с.
  164. В.Н. Технология обработки ткани: 5 класс. М., 1997. — 186с.
  165. В.И. и др. Формы, методы и средства активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых: Учебное пособие.-Харьков: ХГУ, 1987. 90 с.
  166. С. Продуктивная педагогика: прошлое и настоящее f Школьные технологии: Новые ценности образования. Вып. 9 — № 4−1999-С. 87−91.
  167. В. А. Сельская школа: технология, труд, профессия. //Школа и производство. 2002. — № 2. — с. 5−6.
  168. В.Д. Деятельность и способности. М.:"Логос», 1994. -287с.
  169. В.Д. Психология деятельности и способности. М., 1996. — 236с.
  170. Т.И. Активизация учения школьников. М. Педагогика, 1982. — 208с.
  171. С.Т. Избр. пед. соч. Т. 1−2. — М., 1980. — 540 с.
  172. К. Студент. Становление личности. М.: Прогресс, 1982. -90шгч- 136 с.
  173. В.А. Моделирование и философия. Д.: Наука, 1966. -301с.
  174. Д.Б. Избранные психологические труды/Под ред. В. ВДавыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 560с. 186. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./Под ред. С. Я Батышева. — М.: АПО, 1998. — Т. 1. — 568 с.
  175. A.M. Экономические отношения и мотивация труда в сельском хозяйстве. М., 2002. — 126с.
  176. В.А. Педагогическая психология. СПб., 2000. — 349 с.
Заполнить форму текущей работой