Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к применению информационных технологий в профессиональной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сложность задач опытно-экспериментальной работы, поставленных для реализации комплекса педагогических условий формирования готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к применению ИТ в профессиональной деятельности, предопределила выбор комплекса методов исследования, способных обеспечить научно-практическую эффективность и достоверность результатов этого этапа работы. Основным… Читать ещё >

Содержание

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА К ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.151.1. Формирование готовности будущего учителя к применению информационных технологий как педагогическая проблема.

1.2. Моделирование процесса формирования готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к применению информационных технологий.

1.3. Комплекс педагогических условий формирования готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к применению информационных технологий в профессиональной деятельности.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА К ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2.1. Технологическая характеристика осуществления опытно-экспериментальной работы.

2.2. Особенности реализации педагогических условий эффективности формирования готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к применению информационных технологий в профессиональной деятельности.

2.3. Анализ и интерпретация результатов опытноэкспериментальной работы.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Формирование готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к применению информационных технологий в профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Коренные социально-экономические изменения в развитии общества, связанные с переходом от индустриального этапа развития к информационному, предъявляют к системе высшего образования качественно новые требования. Эти требования реализуются в новой образовательной парадигме, которая ориентирует вузы на подготовку профессионально-мобильного специалиста, основными отличительными особенностями которого являются: высокий научный и культурный уровень, творческое мышление и отношение к действительности, способность самостоятельно овладевать и использовать современные технологии в области обработки, хранения и передачи информации в условиях стремительного роста объемов информационных процессов, усложнения современного материального производства.

Информатизация образования является ведущим направлением в обновлении системы высшего образования в России, осуществляющей поиск новых образовательных технологий, сочетающих в себе законы развития информации, а также законы и принципы обучения и воспитания, в частности принципы фундаментальности, целостности и ориентации на развитие личности. Как следствие, внедрение и использование все более совершенных технологий, повышение требований к компьютерной грамотности обусловливают необходимость всесторонне развивать профессиональную готовность будущих педагогов, более интенсивно используя в образовательном процессе вуза различные информационные технологии. Не менее значим и тот факт, что в образовательном процессе вуза в настоящее время делается акцент не на безграничное обогащение студентов знаниями, а на развитие творческих способностей, на обучение способам поиска новых знаний. В этом смысле готовность будущих учителей к профессиональной деятельности зависит не только от наличия глубоких профессиональных знаний, умений и навыков, но и от сформированности знаний, умений применять современные ИТ в ре шении профессиональных задач.

Такое пристальное внимание к проблеме готовности к применению ИТ не случайно: для современного специалиста готовность к применению ИТ в профессиональной деятельности — это не только средство автоматизации процессов в профессиональной деятельности и избавления от рутинных действий, но и действенный фактор профессионально-личностного развития, саморазвития, профессионально-творческой реализации. Иными словами, готовность к применению ИТ в профессиональной деятельности, будучи необходимой составляющей профессиональной готовности современного специалиста, играет в ней одну из важнейших ролей.

Однако использование ИТ в сфере образования не только открывает широкий простор для творчества учителей и учащихся, расширяет возможности при решении профессиональных' и исследовательских задач, но и выдвигает качественно иные требования к подготовке учителей в плане их готовности к использованию ИТ в профессиональной деятельности.

Как показал анализ литературы, выпускаемые сегодня вузами специалисты, как правило, не готовы к профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды. Это выражается не столько в недостатке теоретических знаний и умений определять и реализовывать оптимальные подходы к решению профессиональных задач, сколько в плохом понимании возможностей и особенностей использования в профессиональной деятельности современных информационных технологий. Исходя из этого необходима, на наш взгляд, активизация теоретических исследований, связанных с поиском условий, которые обеспечивали бы эффективное формирование готовности будущего специалиста к применению информационных технологий в профессиональной деятельности.

Проблеме формирования профессиональной готовности специалистов посвящены работы М. И. Дьяченко, JT.A. Кандыбович, Е. Г. Скворцовой, Г. А. Бокаревой, K.M. Дурай-Новаковской и др. Общетеоретические аспекты профессионально-педагогической подготовки будущих учителей раскрываются в работах O.A. АбдулинС. Б. Елканова, И. Ф. Исаева, В.А. Кан-Калика, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, Л. Ф. Спирина, E.H. Шиянова,

A.И. Щербакова и др. В работах этих авторов обосновываются цели, задачи, содержание и структура высшего педагогического образования, анализируется система профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей вузов.

Существенные результаты по повышению эффективности профессиональной подготовки учителей получены A.A. Вербицким, Б. С. Гершунским,

B.И. Загвязинским, А. Я. Найном, М. М. Поташником, В. Г. Рындак, Н. М. Яковлевой и др.

Исследования П. Р. Атутова, В. А. Полякова, В. М. Распопова, Е. В. Романова, В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых, Ю. Л. Хотунцева и других посвящены теоретическому обоснованию и практической реализации подходов по повышению эффективности профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства.

Проблема формирования у будущих учителей готовности к использованию ИТ в профессиональной деятельности нашла свое отражение в работах отечественных ученых Ю. С. Брановского, Я. А. Ваграменко, Т. В. Добудько, В. М. Заварыкина, В. А. Извозчикова, Э. И. Кузнецова, Ю. К. Кузнецова, М. П. Лапчика, И. А. Румянцева и др. Их исследования охватывают следующий спектр вопросов:

• использование информационной технологии в обучении (Е.П. Велихов, А. Л. Денисова, В. М. Монахов, В. Г. Разумовский, Л. Ю. Уваров и др.);

• разработка методики вузовской подготовки преподавателей информатики (Я.А. Ваграменко, В. А. Извозчиков, Э. И. Кузнецов, Ю. К. Кузнецов, М. П. Лапчик, A.B. Могилев, Т. К. Смыковская и др.);

• модернизация системы обучения преподавателей-предметников по использованию средств информатизации и компьютеризации (A.A. Абдукадыров, И. Н. Антипов, Е. В. Баранова, Ю. С. Брановский, М. И. Жалдак, В. М. Заварыкин, Э. И. Кузнецов, Г. Н. Сериков, Н. И. Пак и др.);

• исследования влияния информационных технологий на содержание подготовки специалиста (А.П. Ершов, A.A. Кузнецов, B.C. Леднев, Е. И. Машбиц, И. В. Роберт, В. В. Рубцов, А. Я. Савельев и др.);

• применение компьютерных технологий будущим учителем технологии и предпринимательства в проектной деятельности (Е.В. Ильяшева, В. А. Куликов и др.), в учебно-конструкторской деятельности (A.M. Бакирова и др.).

Проблемам поиска условий, обеспечивающих эффективность подготовки студентов к использованию ИТ в профессиональной деятельности, посвящены исследования АЛ. Денисовой, Ж. В. Иноземцевой, Е. А. Ковалевой (в деятельности экономиста, менеджера), O.A. Козлова (в деятельности современного офицера), В. П. Шумилина (в деятельности специалистов в области правоведения), В. В. Алейникова, H.H. Диканской, М. И. Жалдака, Т. М. Краснянской, Э. И. Кузнецова, М. П. Лапчика, Л. Д. Мальцева, Г. Б. Поднебесовой, A.M. Подрейко, Е. М. Разинкиной, Г. Н. Чусавитиной (в деятельности будущих педагогов) и др.

Анализ научных работ вышеперечисленных ученых позволяет говорить о своевременности продолжения исследований в данной области и особенно в той части, которая вскрывает специфику содержания процесса формирования готовности будущих специалистов к применению информационных технологий в различных видах профессиональной деятельности.

Социально-экономические и технологические перемены в общественном производстве все более насыщают труд современного учителя технологии элементами инженерно-технических знаний и умений, в то же время внедрение и использование все более совершенных технологий, повышение требований к компьютерной грамотности обусловливают необходимость всесторонне развивать профессиональную готовность будущих педагогов. Готовность будущих учителей технологии и предпринимательства к применению ИТ в профессиональной деятельности является одним из важных показателей полноценной профессиональной подготовки, и ее формирование является целью и результатом длительного процесса вузовского этапа обучения, где одной из главных проблем, на наш взгляд, остается формирование готовности будущих учителей технологии и предпринимательства не только к грамотному, но и к профессиональному применению возможностей ИТ для решения всевозможных практических задач.

Давая общую предварительную оценку состояния проблемы формирования готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к использованию ИТ в профессиональной деятельности, необходимо отметить, что проблема остается недостаточно изученной. Анализ научной литературы позволяет говорить о своевременности продолжения исследований в данной области. Слабо изученными остались такие вопросы:

• теоретические основы формирования готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к использованию ИТ в профессиональной деятельности;

• содержание, формы и методы данной подготовки в рамках современного вуза;

• педагогические условия, способствующие повышению эффективности подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства к использованию ИТ в решении профессиональных задач.

Вышеизложенное позволяет выделить противоречия между:

— высокими требованиями, предъявляемыми к подготовке учителя технологии и предпринимательства в части владения информационными технологиями, и недостаточным уровнем его готовности к профессиональной деятельности, связанной с использованием средств информатизации и компьютеризации;

— необходимостью методологической и общетеоретической подготовки учителя в области современных информационных технологий и потребностью в усилении ее практико-прикладной направленности.

Необходимость разрешения указанных противоречий определила актуальность проблемы исследования, которая заключается в определении комплекса педагогический условий, обеспечивающих формирование готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к применению информационных технологий в решении профессиональных задач.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования:

Формирование готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к применению информационных технологий в профессиональной деятельности".

Цель исследования — разработать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к применению информационных технологий в профессиональной деятельности.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства в вузе.

Предмет исследования — процесс формирования готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к применению информационных технологий в профессиональной деятельности.

Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать гипотезу, согласно которой повышение эффективности формирования готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к применению информационных технологий в профессиональной деятельности будет обеспечено выполнением комплекса условий, включающего в себя:

1. Дифференцированный подход к подготовке кадров по признаку специализации.

2. Разработку методики обучения информатике с опорой на методологически обоснованные положения:

— интеграция фундаментального и практико-ориентированного знания, отраженного в представляемой учебной информации;

— сочетание вербальных и невербальных средств представления учебной информации с использованием приемов «сжатия» информации;

— обеспечение постепенного увеличения проблемности с учетом индивидуального уровня технико-технологической подготовки студентов;

— использование рейтинговой системы контроля как стимула в активизации самостоятельной работы студентов.

3. Систематическую и целенаправленную ориентацию студентов на внутренне мотивированное овладение системой знаний, умений и навыков применения информационных технологий в профессиональной деятельности.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой в работе ставились следующие задачи:

1. Выявить состояние разработанности исследуемой проблемы в теории и практике высшего образования.

2. Разработать модель формирования готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к применению информационных технологий в профессиональной деятельности.

3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность комплекса педагогических условий формирования готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к применению информационных технологий в профессиональной деятельности.

4. Разработать в контексте формирования готовности к применению информационных технологий в решении профессиональных задач учебно-методический комплекс по информатике для будущих учителей технологии и предпринимательства.

Общей теоретико-методологической основой исследования:

• на философском уровне выступают положения диалектики о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений реального мира, теории познания личности, теории ценностей;

• на общенаучном уровне — принципы и методы системного подхода (В.Г. Афанасьев, В. П. Беспалько и др.), деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.), личностно-ориентированного подхода (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. А. Беликов и др.), технологического подхода (И.Ф. Исаев, В. А. Сластенин и др.) — общенаучные принципы исследования социально-педагогических объектов (Ю.К. Бабанский, В.И. За-гвязинский, М. Е. Дуранов, Т. Е. Климова, А. Я. Найн и др.);

• на конкретно-научном уровне — учения о деятельности и развитии личности (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев и др.) — исследования по проблемам высшей школы (С.И. Архангельский, Г. Г. Гранатов, О. В. Лешер, В. М. Распопов и др.) — по контекстному обучению (A.A. Вербицкий и др.) — по теории целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В. В. Краевский,

B.И. Загвязинский и др.) — по теории и методике педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, М. Н. Скаткин и др.) — по формированию обобщенных познавательных и практических умений (A.B. Усова, H.H. Тулькибаева и др.) — по научным основам готовности к профессиональной деятельности (М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Е. Э. Смирнова, Г. А. Бокарева и др.), а также на работы в области теории, методологии и практики информатизации образования (Я.А. Ваграменко, Е. П. Велихов, М. И. Жалдак, Э. И Кузнецов, М.П. Лап-чик, Д. Ш. Матрос, В. Г. Разумовский, И. В. Роберт, Э. Г. Скибицкий и др.).

Важное значение для нашего исследования имеют работы, в которых:

• рассмотрены вопросы теории и практики использования информационных технологий при подготовки будущих учителей (C.B. Панюкова, М. А. Чошанов и др.);

• исследованы теория и практика проблемного обучения (В.И. Андреев,

C.И. Архангельский, A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов, С. А. Новоселов, В. Оконь, Е. В. Романов, М. Н. Скаткин, В. П. Ушачев, М. А. Чошанов и др.);

• определено значение задачного подхода в процессе подготовки специалистов к профессиональной деятельности (В.М. Глушков, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, H.A. Менчинская, Е. В. Романов, A.B. Усова, Т. И. Шамова, Н. М. Яковлева и др.) и его роли в овладении деятельностью и развитии личности (Г.А. Балл, Н. В. Кузьмина, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, Н. Ф. Талызина и др.).

База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе технологического факультета Магнитогорского государственного университета (МаГУ) и на базе инженерно-педагогического факультета Калужского государственного педагогического университета им. К. Э. Циолковского. Всего в исследовании на разных erQ этапах приняло участие около 500 студентов, преподавателей и учителей школ.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа с 2000 по 2003 годы.

На первом этапе (2000;2001 гг.) проводилось целенаправленное изучение и анализ литературы по проблеме формирования готовности студентов к применению информационных технологий в будущей профессиональной деятельностивыполнялась работа по обобщению опыта подготовки учителей технологии и предпринимательства к применению информационных технологий в решении профессиональных задач. На основе полученных сведений определялись исходные положения исследования, формировалась методология опытно-экспериментальной работы, изучался исходный уровень готовности студентовпроводилась обработка результатов констатирующего эксперимента.

Методы исследования, используемые на данном этапе (наблюдение, анкетирование, тестирование студентов и учителей школ), применялись для определения состояния начального уровня готовности к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности. Изучение, анализ литературы по проблеме исследования, изучение учебных программ высшей школы, деятельности студентов и учителей, беседы, проведение констатирующего эксперимента позволили определить исходные позиции диссертационного исследования.

На втором этапе (2001;2002 гг.) разрабатывалась модель формирования готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к применению информационных технологий в профессиональной деятельностиуточнялась рабочая гипотеза, цели, задачи исследованиявыявлялся и апробировался комплекс педагогических условий, повышающий эффективность формирования готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к применению информационных технологий в профессиональной деятельности.

В качестве методов исследования на данном этапе использовались педагогическое моделирование, тестирование, анкетирование, собеседование, анализ результатов деятельности студентов, формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2002;2003 гг.) проверялась эффективность комплекса педагогических условий формирования готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к применению информационных технологий в профессиональной деятельности. Осуществлялись анализ, обобщение, систематизация и описание полученных результатовоформлялся текст диссертационного исследованиярезультаты исследования внедрялись в практику работы высшей школы.

В результате проведенной работы подтверждена гипотеза исследования и определены возможные направления дальнейших изысканий.

Методами исследования на третьем этапе стали качественный и количественный анализ результатов исследованиястатистическая обработка данных эксперимента на компьютерной основе и их наглядное представление.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Разработана модель формирования готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к применению информационных технологий в профессиональной деятельности.

2. Выявлен, теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, реализация которого обеспечивает формирование готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к применению информационных технологий в профессиональной деятельности.

4. Разработан учебно-методический комплекс по информатике для будущих учителей технологии и предпринимательства, включающий в себя: методику обучения информатикедидактическое обеспечение курса «Информатика» в контексте формирования готовности к применению информационных технологий в профессиональной деятельностиоценочно-критериальный аппарат.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «готовность будущего учителя технологии и предпринимательства к применению информационных технологий" — определении содержательных характеристик процесса формирования готовности учителей технологии и предпринимательства к применению информационных технологий в профессиональной деятельности.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в процессе подготовки специалистов, нацеленной на формирование готовности к применению средств информатизации и компьютеризации для решения профессиональных задач. Разработанный учебно-методический комплекс по информатике может быть использован как в практике подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства, так и студентов инженерно-педагогических специальностей вузов.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается выбором методов, соответствующих предмету и задачам исследованиядостаточной продолжительностью педагогического эксперимента и систематической проверкой результатов исследования на разных его этапахрепрезентативностью выборки обследованных студентов и учителей технологии и предпринимательстваподтверждением гипотезы исследованияобработкой результатов эксперимента методами математической статистики с использованием ЭВМ.

На защиту выносятся:

1. Модель формирования готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к применению информационных технологий в профессиональной деятельности.

2. Комплекс педагогических условий формирования готовности будущего учителя к применению информационных технологий для решения профессиональных задач.

3. Методика обучения информатике будущих учителей технологии и предпринимательства, ориентированная на формирование у них готовности к профессиональной деятельности, опосредованной использованием современных средств информационных технологий.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе участия на научно-практических конференциях федерального и регионального уровней:

• Всероссийская конференция «Современная образовательная среда» (Москва, 2002 г.);

• Всероссийская научно-практическая конференция «ИТО 2002» (Москва, 2002 г.);

• Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогические системы развития творчества в учреждениях профессионального и дополнительного образования» (Екатеринбург, 2002 г.) и др.- а также посредством научных публикаций в печати (2000;2003 гг.), выступления на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей МаГУ (2000;2003 гг.), отчетов на заседании кафедр педагогики, информационных технологий МаГУ.

Основные результаты проведенного исследования внедрены в практику подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства на технологическом факультете Магнитогорского государственного университета и инженерно-педагогическом факультете Калужского государственного педагогического университета им. К. Э. Циолковского.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой и цитируемой литературы, приложений. Работа содержит 5 рисунков, 3 гистограммы, 14 таблиц.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Сложность задач опытно-экспериментальной работы, поставленных для реализации комплекса педагогических условий формирования готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к применению ИТ в профессиональной деятельности, предопределила выбор комплекса методов исследования, способных обеспечить научно-практическую эффективность и достоверность результатов этого этапа работы. Основным показателем развития готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к применению ИТ в профессиональной деятельности под воздействием выявленного комплекса условий является продвижение будущих специали стов от низкого к среднему, а от него — к высокому уровню готовности к применению ИТ в профессиональной деятельности.

Ход дидактического эксперимента в обобщенном виде складывается из проведения констатирующего, формирующего экспериментов. На этапе констатирующего эксперимента определилось начальное состояние готовности студентов (статистические характеристики студентов ЭГ и КГ до начала ОЭР) к применению ИТ в профессиональной деятельности. На этапе формирующего эксперимента изучалось одновременное воздействие условий на динамику роста уровня готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к применению ИТ в профессиональной деятельности, которое было реализовано в рамках методики обучения информатике, обеспечивающей дифференцированный подход по признаку специализации будущего учителя технологии и предпринимательства и технологическую эффективность результатов подготовки в экспериментальной группе.

Анализируя полученные в ходе констатирующего и формирующего экспериментов данные, нельзя не заметить значительную разницу между результатами контрольных и экспериментальных групп.

Итоги опытно-экспериментальной работы, анализ внедрения рекомендаций исследования в практику подтвердили преимущество предложенного комплекса педагогических условий, способствующих эффективности модели процесса формирования готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к применению ИТ в профессиональной деятельности.

Таким образом, в опытно-экспериментальной работе подтвердилась гипотеза нашего исследования, согласно которой уровень готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к применению ИТ в профессиональной деятельности значительно повысится, если подготовку проектировать на основе специально разработанной модели процесса формирования данной готовности, если комплекс, содержащий педагогические условия, формирующие личностную и профессиональную направленность деятельности и учебно-методический комплекс обучения информатики, способствующий овладению профессионально-педагогическими знаниями и умениями, обеспечат эффективное функционирование этой модели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. На основе анализа педагогической теории и практики высшего образования обоснована необходимость решения проблемы создания условий, обеспечивающих эффективное формирование готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к применению современных информационных технологий в профессиональной деятельности с позиций технологического, контекстного и задачного подходов.

2. В процессе исследования определены структура, содержание и механизмы формирования готовности будущего учителя к применению информационных технологий в профессиональной деятельности. Установлено, что готовность будущего учителя технологии и предпринимательства к применению информационных технологий в профессиональной деятельности является сложным личностным образованием, характеризующимся длительностью формирования, устойчивостью компонентного состава, динамичностью проявлений, в совокупности обусловливающих эффективность осуществления профессиональной деятельности, опосредованной использованием средств информатизации.

3. Разработана модель формирования готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к применению современных информационных технологий в профессиональной деятельности, включающая в себя: компоненты готовности (мотивационный, когнитивный и предметно-практический), комплекс педагогических условий, принципы, методы и организационные формы формирования готовности.

4. Повышение эффективности процесса формирования готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к применению информационных технологий в профессиональной деятельности связано с выполнением комплекса педагогических условий, включающего в себя: а) дифференцированный подход к подготовке учителя технологии и предпринимательства по признаку специализацииб) разработку методики обучения информатике с опорой на методологически обоснованные положения:

• интеграция фундаментального и практико-ориентированного знания, отраженного в представляемой учебной информации;

• сочетание вербальных и невербальных средств представления учебной информации с использованием приемов «сжатия» информации;

• обеспечение постепенного увеличения проблемности с учетом индивидуального уровня технико-технологической подготовки студентов;

• использование рейтинговой системы контроля как стимула в активизации самостоятельной работы студентовв) систематическую и целенаправленную ориентацию студентов на внутренне мотивированное овладение системой знаний, умений и навыков применения информационных технологий в профессиональной деятельности.

5. Результаты диссертационной работы свидетельствуют, что проблема формирования готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к применению информационных технологий в профессиональной деятельности с достаточной эффективностью решается путем реализации выделенного комплекса педагогических условий.

6. По результатам исследования разработан и внедрен учебно-методический комплекс для будущих учителей технологии и предпринимательства по информатике, в который входит: методика обучения информатике, в контексте формирования готовности к применению информационных технологий в профессиональной деятельности, учебно-методический материал, оценочно-критериальный аппарат.

Вместе с тем наше исследование не решает исследуемую проблему в полном объеме. Актуальными остаются такие вопросы, как: организация научно-исследовательской деятельности будущего учителя технологии и предпринимательства с использованием информационных технологийпроектирование технологии рефлексивного управления познавательной деятельности обучаемых с использованием информационных технологий и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ОА. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1984. — 208 с.
  2. В.В. Подготовка студентов к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Брянск, 1998. — 24 с.
  3. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 338 с.
  4. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казань: Изд-во КГУ, 1996. — 566 с.
  5. В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994. -247 с.
  6. С.И. Очерки по психологии труда. М., 1958.
  7. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. М.: Высш. шк., 1980. — 368 с.
  8. С.И., Михеев В. И. Некоторые проблемы организации выборочных исследований в высшей школе. М.: Знание, 1984. — 78 с.
  9. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976. -160 с.
  10. П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. М.: Педагогика, 1976. — 192 с.
  11. В.Г. Человек, компьютер, творчество // Советская педагогика. 1991. — № 5. — С. 50−56.
  12. Ю.К. Избр. пед. тр. / Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  13. Г. А. О психологическом содержании понятия «задача» // Вопросы психологии. 1970. -№ 6. — С. 75−85.
  14. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
  15. В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательнойдеятельности школьников: Дис. д-ра пед. наук Челябинск, 1995 — 389 с.
  16. В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепции): Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995, — 141 с.
  17. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ВГУ, 1983.- 175 с.
  18. В.П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
  19. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-270 с.
  20. И.М. Формирование профессионально-педагогической готовности будущих учителей к компьютерному образованию школьников: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Киев, 1990. — 22 с.
  21. A.A. Личность и общение: Йзбр. психол. тр. М.: Междунар. пед. акад., 1995.-324 с.
  22. Н.В., Реан A.A. Педагогика. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. -304 с.
  23. Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 12−15.
  24. Ю.С., Шаповалов В. А. Информационная технология в обучении студентов гуманитарных факультетов // Педагогическая информатика. 1993.-№ 1.-С. 49−53.
  25. А.Б. 108 путей к блестящей идее: Пер. с англ. Минск: Попурри, 1996.-224 с.
  26. Я.А. О действующей федеральной телекоммуникационной системе информационного обслуживания образования в России // Педагогическая информатика. 1997. — № 2. — С. 9−15.
  27. Е.П. Новая информационная технология в школе // Информатика и образование. 1986. — № 1. — С. 18−22.
  28. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.-М.: Высш. шк., 1991.-207 с.
  29. A.A. Контекстный подход в педагогике. М.: Высш. шк., 1993.-208 с.
  30. В.В. Педагогика школы в двух словах // Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. М., 1997. — 146 с.
  31. Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. -252 с.
  32. П.Я., Талызина Н. Ф. Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности. М.: МГУ, 1968. — 328 с.
  33. .С. Грамотность для XXI века // Советская педагогика. -1990.-№ 4.-С. 58−64.
  34. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
  35. В.М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1987. -552 с.
  36. В.Н. Мышление и кибернетика// Вопросы философии. 1963. -№ 1.
  37. И. ШОау'96 // Компьютеры. 1996. — № 36. — С.5.
  38. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 03.00.60. технология и предпринимательство. — М., 1995. — 32 с.
  39. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 03.00.60. технология и предпринимательство. — М., 2000. — 22 с.
  40. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. По направлению 540 400. Профессиональное обучение. М., 1998.-60 с.
  41. Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении / Педагогика. 1995. — № 1. — С. 46−49.
  42. В.И., Паньшин Б. Н. Информационная технология: Вопросы развития и применения. Киев: Наукова думка, 1988. — 272 с.
  43. Г. Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. М.: Наука, 1984. — 240 с.
  44. B.B. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.-424 с.
  45. И.Г., Петухов И. Л., Шибанов B.C. Информационная технология в промышленности. Л.: Машиностроение, 1988. — 283 с.
  46. А.Л., Солопова Н. К. Концептуальные основы подготовки учителя-предметника к использованию средств информационных технологий в профессиональной деятельности в системе повышения квалификации // Педагогическая информатика. 1998. — № 4. — С. 22−29.
  47. Дурай-Новакова K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дис. д-ра пед. наук. М., 1983. -340 с.
  48. М.Е., Гостев А. Г. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности. — Челябинск, 1996. 70 с.
  49. М.Е., Жернов В. И., Лешер О. В. Педагогика воспитания и развития личности учащихся. Магнитогорск: МГПИ, 1996. — 315 с.
  50. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976. — 176 с.
  51. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Минск: Изд-во БГУ, 1978.- 161 с.
  52. А.П. Школьная информатизация в СССР. От грамотности к культуре // Информатика и образование. 1987. — № 6. — С. 3−11.
  53. М.И. Система подготовки учителя к применению информационной технологии в учебном процессе: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1994.-22 с.
  54. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 160 с.
  55. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Новая школа, 1997. — 320 с.
  56. В.А. Ионосферная эдукология. Новые информационные технологии обучения. СПб., 1991.
  57. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. — 508 с.
  58. Е.П. Нетрадиционные, формы усвоения социального опыта // Вопросы психологии. 1992. — № 3−4. — С. 12−23.
  59. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. -Вып. 3. М.: Знание, 1973. — 78 с.
  60. Инновационное обучение: стратегия и практика // Материалы Первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования. Сочи, 3−10 окт. 1993 г. / Под ред. В. Я. Ляудис. М., 1994. -303 с., 10 ил.
  61. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М.- Белгород: МПГУ, 1993.-219 с.
  62. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. -Грозный.-1997.-286 с.
  63. В. Структурные уровни и определение некоторых категорий, связанных с развитием // Развитие концепции структурных уровней в биологии. М.: Наука, 1972. — С. 208−219.
  64. A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. Оренбург: Изд.-полиграф. комплекс «Южный Урал», 1996. -188 с.
  65. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1986. — 80 с.
  66. Е.А. Психология деятельности // Проф. тех. образование. — 1973. -№ 1.
  67. Е.А. Путь в профессию. Л., 1974. — 190 с.
  68. Т.Е. Подготовка будущего учителя к профессионально-творческой самообразовательной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1995. — 22 с.
  69. И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин: Автореф. дис. д-ра пед. наук. JL, 1991. — 38 с.
  70. Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой. Челябинск, ЧГПИ, 1978. — 102 с.
  71. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1988. -№ 6. — С. 3−31.
  72. A.A. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1988.-47 с.
  73. Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения ОИ и ВТ в педагогическом институте: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1990. — 38 с.
  74. Н.В. Методы системного педагогического исследования. JI.: Изд-во ЛГУ, 1980.-172 с.
  75. Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. -Л., 1974.
  76. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.- 144 с.
  77. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: Дис. д-ра психол. наук. Л., 1964.
  78. Ч., Янушкевич Ф. Технология обучения и ее влияние на модернизацию системы высшего образования в Польше // Современная высшая школа. Варшава. — 1977. -№ 1 (17). — С. 75−89.
  79. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Таллин: Валгус, 1980. 334 с.
  80. М.П. Информатика и ИТО в структуре многоуровнего педагогического образования. Омск: ОГПИ, 1992. — 28 с.
  81. З.С. Формирование готовности к профессиональному творчеству: Дис. канд. пед. наук. Минск, 1992. — 178 с.
  82. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: МГУ, 1975. — 328 с.
  83. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций. М.: МГУ, 1971.-40 с.
  84. И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. М.: Наука, 1969. — 203 с.
  85. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
  86. В.П. Развитие методической системы обучения информатике на основе информационного и информационно-логического моделирования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2000. — 38 с.
  87. Г. А. Подготовка будущего учителя к педагогическому мониторингу с использованием современных компьютерных и информационных технологий: Дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. — 176 с.
  88. .Т. Основные категории педагогики // Педагогика. — 1999. -№ 1.-С. 1−19.
  89. Г. Н. Информационные технологии в экономике. М., 1998 -111 с.
  90. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-444 с.
  91. Д.О. Принципы, организация и методы обучения. М.: Учпедгиз, 1957. -172 с.
  92. Н.В. Научные основы методической системы обучения студентов вузов экономического профиля новой информационной технологии: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1992. — 23 с.
  93. Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. / Предисл. А. К. Соколова. М.: Изд-во «Весь мир», 1997. — 544 с.
  94. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  95. А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1980. — № 5. — С. 48−59.
  96. К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. — М.: Госполитиздат, 1956.-689 с.
  97. И.В. Методические основы подготовки будущего учителя информатики к использованию технологий компьютерного обучения: Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 1993. — 38 с.
  98. Г. И. Магистрали прогресса. М.: Молодая гвардия, 1985. — 255 с.
  99. Математический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1988.-847 с.
  100. С.Е. Знания и навыки неотделимы. Челябинск: ЮУКИ, 1963.-63 с.
  101. Ю1.Матюшкин A.M. Актуальные проблемы психологии высшей школы. -М.: Высш. шк., 1977. 211 с.
  102. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 168 с.
  103. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
  104. М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  105. Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев: Вища шк., 1987. — 224 с.
  106. С. Эмпирическое социологическое исследование. М.: Экономика, 1975. -164 с.
  107. Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  108. Т.С. Педагогические технологии- новый этап революции? // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 20−28.
  109. А.Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основы: Монография Шадрин: Изд-во ПО (Сеть), 1999. — 328 с.
  110. А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск: УГАФК, 1996. — 143 с.
  111. Н.Д. О соотношении методов и организационных форм в дидактике // Вестник высш. шк. 1972. — № 11.
  112. Н.Д. Об активизации учебной деятельности // Вестник высш. шк. 1983. — № 8. — С. 26−31.
  113. С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 15-е изд. стереотип. — М.: Рус. яз., 1984. — 816 с.
  114. В. Введение в общую дидактику. М.: Высш. шк., 1990. — 382 с.
  115. В.А. Многоуровневая подготовка специалистов // Высшее образование в России. 1995. -№ 2 — С. 12−15.
  116. Пак Н.И. О нелинейных технологиях обучения // Информатика и образование. 1997. — № 5.
  117. С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении. М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. -225 с.
  118. В.И., Максименко B.C. Количественные методы в социологических исследованиях Киев: Наукова думка, 1992.- 336 с.
  119. А.И. Познавательные барьеры обучения и методика их преодоления. Курск, 1997.
  120. Психолого-педагогический словарь. Ростов-н/Д: Изд-во «Феникс», 1998.-544 с.
  121. JI.C. Теоретические основы подготовки учителя к инновационной деятельности: Дис. д-ра пед. наук. М., 1996. -402 с.
  122. Д. Как решать задачу. Учпедгиз., 1959.
  123. В.А. Политехнический принцип обучения основам наук в средней школе. — М.: Просвещение, 1979. — 151 с.
  124. В.А., Коржуев A.B. Дидактика высшей школы. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 136 с.
  125. Г., Гольдстайн Б. Информационная технология миллионные прибыли. — М.: Экономика, 1990. — 238 с.
  126. Н.Ю. Дидактические условия эффективного использования учебно-познавательных задач в высшей школе: Дис. канд. пед. наук. -Казань, 1991.-260 с.
  127. Принципы обучения в современной педагогической теории и практике. Межвуз. сб. науч. тр. / Челяб. гос. пед ин-т. — Челябинск, 1985. 112 с.
  128. Психология труда и личность учителя / Под ред. А. И. Щербакова. — Л., 1976.-134 с.
  129. Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в вузовском обучении / Под ред. В. А. Петровского, H.H. Нечаева. М.: Изд-во МГУ, 1987.-167 с.
  130. В.П. Педагогические условия компьютеризации учебного процесса: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1988. — 18 с.
  131. Рабочая книга социолога / Под ред. Г. В. Осипова. М.: Наука, 1983. -477 с.
  132. А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.
  133. В.М. Теория и методика подготовительной деятельности учителя технологии: Автореф. дис. д-ра пед. наук. — Челябинск: ЧГУ, 1997. -35 с.
  134. В.М. Планирование и организация подготовки-деятельности учителя технологии. Брянск: УМО «Технология и предпринимательство» МО РФ, 1996.-391 с.
  135. Ф.Н. Мотивы учебной деятельности в мотивационной сфере личности // Прикладная психология в высшей школе. — Казань. 1979. С. 108−118.
  136. Ривес-Коробков Ю. Е. Трудовая подготовка школьников в зеркале педагогической науке // Школа и Производство. 1994. — № 2. — С. 65−72.
  137. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. — 205 с.
  138. Е.В. Теория и практика профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства: Монография. Магнитогорск: МаГУ, 2001.-245 с.
  139. Е.В., Зубачек П. Б. Использование принципа свертывания информации в проектировании технологии обучения будущего специалиста. // Проблемы инновационной педагогики: Сб. науч. тр. / Под ред. З. М. Уметбаева. Магнитогорск: МаГУ, 2003. — 85 с.
  140. Е.В., Зубачек П. Б. Основы предпринимательства в схемах, таблицах и тестах. Магнитогорск: МаГУ, 2003. — 83 с.
  141. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Сов. энциклопедия, 1993. — Т. 1. — 608 с.
  142. Рубинштейн C. J1. Принципы и пути развития психологии. М.: Просвещение, 1983.-159 с.
  143. СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -423 с.
  144. В.В., Каптелин В. Н., Львовский В. А. и др. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения // Информатика и образование. 1989. — № 3. — С. 3−16.
  145. В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): Монография. М.: Педагогический вестник, 1997. — 244 с.
  146. H.H. Общая теория статистики. 2-е изд., перераб и доп. — М.: Статистика, 1971. — 368 с.
  147. A.B. Логические законы мышления (о структуре и закономерностях логического процесса). Л.: ЛГУ, 1958. — 371 с.
  148. Г. К., Тюрина В. А. Организация обучения, ориентированного на непроизвольное запоминание знаний // Вестник Харьковского ун-та. -Вып. 14.-Харьков: Вища шк., 1981.-С. 18−25.
  149. Г. Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та. — 1991. — 232 с.
  150. И.В. Концептуальные модели обучения практико-ориентиро-ванных учащихся в условиях интернет-образования: Дис. канд. пед. наук.-СПб., 2001.-221 с.
  151. М.Н. Проблема современной дидактики. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1984.-96 с.
  152. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 150 с.
  153. М.Н. О принципах обучения в современной школе // Сов. педагогика. 1970. — № 1. — С. 26−44.
  154. В.А. Избранное. М.: Издательский дом «Магистр-Пресс», 2000.-488 с.
  155. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 107 с.
  156. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995.
  157. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / Под ред. Е. Э. Смирнова. -JI.: ЛГУ, 1984. -176 с.
  158. .Е. Компьютерные технологии в образовании. Инструментальные системы педагогического назначения. Екатеринбург: УрГПУ, 1997.- 108 с.
  159. Н.Ф. Формирование познавательных действий учащихся младшей школы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 173 с.
  160. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.-343 с.
  161. О.П. Дидактические условия применения ЭВМ в организационной структуре учебного процесса: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1987.-277 с.
  162. И.Г. Становление педагогического мастерства студентов педвузов в процессе развития их рефлексивной позиции: Дис. канд. пед. наук. -Одесса, 1990.-196 с.
  163. М. Дидактическая подготовка студентов педвузов к использованию микропроцессорной техники в учебном процессе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1992. — 16 с.
  164. A.A. Активизация обучения в системе высшего образования США: Критический анализ: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1968. -17 с.
  165. A.B. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий (На материале курса физики I ступени): Дис. д-ра пед. наук. Л., 1967. — 929 с.
  166. A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 171 с.
  167. A.B., Бобров A.A. Формирование у учащихся умений самостоятельно проводить наблюдения и опыты. Челябинск, 1983. — 39 с.
  168. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.
  169. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Изд-во полит. Лит., 1987.-588 с.
  170. Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя. 3-е изд. — М.: Политиздат, 1972.-496 с.
  171. JI.M. О корректном применении статистических методов в психолого-педагогических исследованиях // Советская педагогика. -1971.-№ З.-С. 64−74.
  172. JI. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.
  173. М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. -М.: Народное образование, 1996. 160 с.
  174. М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. 1994. — № 2. — С. 21−29.
  175. Г. Н. Педагогические условия готовности будущих учителей к использованию электронно-коммуникативных средств в учебно-воспитательном процессе: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1995. — 174с.
  176. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Просвещение, 1982.- 180 с.
  177. E.H. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1991. — 24 с.
  178. В.Э. Многомерность как дидактическая категория // Образование и наука: Известия Уральского научно-образовательного центра РАО. Екатеринбург: УГППУ, 2001. -№ 4 (10). — С. 20−30.
  179. А.И. Психологические основы формирования личности учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1967.-266 с.
  180. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  181. Д.Б. Избр. пед. тр. М.: Педагогика, 1989.
  182. П.М. Системность знаний и укрупнение дидактической единицы // Сов. педагогика. 1975. — № 4. — С. 72−80.
  183. С.Н. Организационно-педагогические требования подготовки учителя к профессионально-творческой деятельности в условиях современной школы: Дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1998. — 169 с.
  184. П.А. Компьютеризация обучения на основе модульных программ // Педагогические и психологические аспекты компьютеризации. -Рига, 1988.-С. 40−42.
  185. В.А. Методология и техника социологического исследования. -Тарту, 1969.-217 с.
  186. П.М. Психологические проблемы мотивации и поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 317 с.
  187. Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Дис. д-ра пед. наук. Челябинск, 1992.-403 с.
  188. Т.А. Организация обучения математике с использованием пакета «Математика-6» // Педагогическая информатика. 1994. — № 3. — С. 26−29.
  189. Bork A., Walker D., Poly A., Hebenstreit J. Et al. Education and Informatics Worldwide/ The State of the Art and Beyond. L., P., UNESCO, 2002. — P. 155.
  190. Glossory of Educational Technology Terms. Paris: UNESCO, 2001. — 239 P
  191. Information-based Society: Hunter B. My Students use Computers. Learning Activities for Computer Literacy. Reston, 2000. — P. 19.
  192. Information system and school improvement: Inventing the future / Ed. Adri-enne Bank and Richard C. Williams. — New York- London: Teachers college press, cop, 2000. 252 p.
  193. International Congress Education and Informatics/ Strengthenining International Cooperation Proceedings/ P., UNESCO, 2001. Vol. 5. — P. 9−11.
  194. Peculiarities of Computer-Assisted Instruction Application in Teaching Foreign Languages // Higher Education Institutions: open to innovation, willing to learn. Donostia San Sebastian: The University of the Basque Country, 1998. — P. 38.
  195. UNESCO. Computers and Education. Rapport on the Stanford-UNESCO Symposium. Annex 1. P. 3 (124).
  196. Vamos T. Education and Conputers: the Human Priority // Prospects. Vol. XVII.-№ 3. UNESCO, 1987. — P. 350.
Заполнить форму текущей работой