Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методические условия обеспечения качества профессиональной компетентности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Деятельность учителя безопасности жизнедеятельности является отражением его профессиональной подготовки. Перед преподавателями высшей школы всегда стояли актуальные задачи по обучению и воспитанию специалистов в области безопасности жизнедеятельности. Задачи эти еще более усложнились в настоящее время в связи с модернизацией социального, экономического опыта, мировоззрения, политической ситуации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно-теоретические подходы к определению качества профессиональной компетентности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе
    • 1. 1. Теоретические подходы к подготовке специалиста безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе
    • 1. 2. Анализ современных теоретических подходов к проблеме профессиональной компетентности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности
    • 1. 3. Исследования современной практики обеспечения качества образования в педагогическом вузе
  • Глава 2. Обеспечение качества профессиональной компетентности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности
    • 2. 1. Психолого-педагогические предпосылки обеспечения качества профессиональной компетентности в процессе обучения
    • 2. 2. Методические условия обеспечения качества профессиональной компетентности будущих специалистов

    Глава 3. Содержание работы по обеспечению качества профессиональной компетентности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности.88 3.1. Организация работы по обеспечения качества профессиональной компетентности будущих специалистов безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе.

    3.1.1. Организация проведения констатирующего эксперимента.

    3.1.2. Организация и проведение формирующего эксперимента.

    3.2. Направления работы по обеспечению качества профессиональной компетентности специалиста безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе.

    3.3. Результаты опытно-экспериментальной работы.

Методические условия обеспечения качества профессиональной компетентности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Изменения, происходящие в последние годы в экономической, политической и социальной жизни как внутри страны, так и в области международных отношений, обусловили необходимость перемен и в образовании. Модернизация отечественного образования, его вхождение в общеевропейское образовательное пространство выдвигают новые требования ко всем специалистам и поднимают вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективности организации образовательного и воспитательного процесса. Тем самым актуализируется необходимость непрерывного совершенствования подготовки педагогических кадров, в том числе квалифицированных специалистов в области безопасности жизнедеятельности. Недостаточная их компетентность и, как следствие, отсутствие профессиональной мобильности ставят вопросы создания системы профессионализации, совершенствования содержания, форм и процесса, в которых она происходит. Современному развивающемуся обществу нужны компетентные специалисты, которые могут принимать ответственные решения в ситуациях выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны. Необходимость реализации перечисленных задач требует от системы высшего профессионального образования разработки программы подготовки специалистов, способных решать их квалифицированно.

Изучение различных подходов к определению сущности понятия «профессиональная компетентность» дает возможность представить его как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность педагога эффективно выполнять профессиональную деятельность. Это, в свою очередь, требует существенного обновления всей системы подготовки педагогических кадров.

Определенные шаги на пути обновления этой системы в последние годы были предприняты. Появляется все большее количество образовательных учреждений педагогического профиля, совершенствуется содержание подготовки, осуществляется поиск новых технологий обучения.

Усиление интереса к профессиональной подготовке специалистов безопасности жизнедеятельности обусловлено наличием ряда объективных проблем в жизнедеятельности общества и человека, их природе, наборе решаемых задач и подходах к их разрешению, в неоправданных ожиданиях со стороны других субъектов образовательного процесса.

Российская система высшего педагогического образования готовит специалистов широкого профиля в области безопасности жизнедеятельности. В то же время обнаруживается дефицит в квалифицированных компетентных специалистах данного направления, обладающих не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и личностными качествами, необходимыми для развития сферы безопасности жизни. В современных условиях России будущему специалисту безопасности жизнедеятельности объективно требуется наличие общей культуры, способность к адаптации в изменяющихся условиях школы, умение реализовать свои творческие способности, а это значит, что важной целью образовательного процесса является формирование специалиста с высоким уровнем профессиональной компетентности. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена новыми социально-педагогическими условиями в России, определяющими потребность общества в квалифицированных компетентных специалистах в области безопасности жизнедеятельности, которым предстоит жить и работать в современной стране.

Быстрая смена знаний, необходимость их обновления требуют создания гибких образовательных структур, в которых могли бы реализоваться программы высшего профессионального образования. Сложная системная связь между содержанием профессионального образования и содержанием деятельности специалиста безопасности жизнедеятельности осознается современными учеными, и именно она определяет логику современных теоретических подходов к поиску путей обеспечения качества профессиональной подготовки. Сама педагогическая действительность богата задачами, инициирующими творческую активность педагога (О.С.Анисимов, В. В. Давыдов, В.И.Загвязинский). Однако творческий характер профессиональной деятельности педагога проявляется не только в способах решения педагогических задач, но также в реализации программ саморазвития и самосовершенствования, определяющих уровень личностной и профессиональной самореализации педагога (А.К.Маркова, Ю.В.Сенько).

В педагогической литературе накоплен богатый исследовательский материал, обращенный к проблемам профессионального становления будущего учителя (O.A. Абдуллина, Е. П. Белозерцев, Г. А. Бордовский, А. П. Валицкая, A.A., Вербицкий, В. И. Горовая, В. А. Козырев, Н. М. Огарков, A.A. Орлов, Н. Ф. Радионова, В. А. Сластенин, А. П. Тряпицына и др.). Однако в этих работах чаще всего исследуются общепрофессиональные аспекты подготовки и не затрагиваются специальные.

Существует немало исследований, обращенных к проблеме профессиональной компетентности учителя (В.Адольф, Е.С.Заир-Бек, В. А. Козырев, И. А. Колесникова, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицьша, А. Ю. Уваров, С. М. Юсфин и др.). Однако профессиональная компетентность будущего учителя безопасности жизнедеятельности не попадала в поле зрения названных исследователей.

В настоящее время в педагогической науке активно реализуется тенденция компетентностного подхода к подготовке специалиста (В.Г. Афанасьев, Т. Г. Браже, Ю. В. Варданян, Г. А. Бордовский, В. А. Козырев, Б. С. Гершунский, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына, И. Ф. Исаев, Н. В. Калинина, А. И. Мищенко, В. А. Сластенин, Е. В. Прозорова, Г. С. Сухобская, О. Б. Ховов, E.H. Шиянов и др.). Однако степень разработанности проблемы формирования профессиональной компетентности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности является недостаточной.

Проблема формирования профессиональной компетентности будущих специалистов безопасности жизнедеятельности исследована в немногочисленных работах на примере средних специальных учебных заведений (Михайлов Л.А., Старостенко А. В., Борисова Л. П., Киселева Э. М. и др.). Признавая важность названных работ, следует заметить, что эта проблема до сих пор не исследована применительно к университетским условиям.

Между тем, сложившаяся в высшей школе предметная система профессионального обучения по-прежнему ориентирована на «замкнутые», жестко сконструированные учебные дисциплины. Она характеризуется недостаточной гибкостью образовательно-профессиональных программ, не обеспечивает требуемого уровня мотивации работы студентов. Студент часто не представляет истинного смысла и весомости той или иной изучаемой дисциплины, глубинной сути своей будущей профессиональной деятельности в области безопасности жизнедеятельности.

При всей значимости проведенных исследований многие авторы сводят многофакторный процесс профессионального становления будущего учителя безопасности жизнедеятельности к вооружению его упорядоченной совокупностью знаний, умений и навыков. Тем самым затрагиваются отдельные аспекты развития профессиональной компетентности, часто воспроизводятся традиционные подходы к подготовке будущих учителей безопасности жизнедеятельности, вместе с тем, остаются недостаточно изученными критерии оценки готовности будущих учителей данного профиля к профессиональной деятельности.

Таким образом, сохраняются противоречия между: — потребностью общества в повышении уровня профессионализма учителя безопасности жизнедеятельности посредством педагогических инноваций и традиционными подходами в высшем учебном заведении;

— жестко стандартизированной оценкой качества профессиональной компетентности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности и постоянно растущим количеством опасностей, влияющих на человека и требующих увеличения количества и качества специализированных знаний, умений и навыковтребованиями современного образования к подготовке высококвалифицированных специалистов безопасности жизнедеятельности и отсутствием учебно-методического комплекса/базы обеспечивающей качество профессиональной компетентности;

— увеличивающимся информационных потоков и неспособностью будущего специалиста безопасности жизнедеятельности эффективно ее перерабатывать и качественно применять в педагогической практике.

Также в представлениях студентов о профессиональной компетентности специалиста безопасности жизнедеятельности наблюдается неоднозначное понимание значимости ее отдельных компонентов, в частности, недооценка психолого-педагогической подготовки.

Названные противоречия определили выбор темы исследования: «Методические условия обеспечения качества профессиональной компетентности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе». Изучение образовательного процесса в высшем педагогическом учреждении может быть исследовано путем выявления методических условий обеспечения качества профессиональной компетентности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности.

Объект: профессиональная подготовка будущего специалиста безопасности жизнедеятельности.

Предмет: методические условия обеспечения качества профессиональной компетентности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность методических условий, способствующих обеспечению качества профессиональной компетентности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе. Для решения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:

— изучить состояние разработанности исследуемой проблемы в философской, психолого-педагогической и методической литературе на современном этапе развития образования;

— определить основы сущности понятий «профессиональная компетентность специалиста безопасности жизнедеятельности» и «качество профессиональной компетентности специалиста безопасности жизнедеятельности»;

— разработать и экспериментально проверить методические условия обеспечения качества профессиональной компетентности специалиста безопасности жизнедеятельности;

— на основе апробированной методики научно обосновать направления работы по обеспечению качества профессиональной компетентности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой качество профессиональной компетентности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности может быть обеспечено, если будут:

— выявлены методические условия обеспечения качества профессиональной компетентности;

— разработана и обоснована экспериментальная методика обеспечения качества профессиональной компетентности специалиста безопасности жизнедеятельностиразработаны направления работы по обеспечению качества профессиональной компетентности специалиста безопасности жизнедеятельности.

Теоретико-методологической основой исследования являются: психолого-педагогические исследования проблем общего и профессионального образования (ЕЛ. Белозерцев, Ю. В. Варданян, М.Я.

Виленский, Б. С. Гершунский, И. Ф. Исаев, В. В. Краевский, B.C. Леднев, B.JI. Матросов, Н.Д. Ни-кандров, В. А. Сластенин, Г. А. Бордовский, Н. Ф. Родионова, А. П. Тряпицина, В. Д. Шадриков, Т. Н. Шамова и др.);

— идеи гуманитаризации и гуманизации высшего профессионального образования (Е.И. Артамонова, З. И. Васильева, И. А. Колесникова, В. А. Садовничий, E.H. Шиянов и др.);

— работы в области педагогических технологий (В.П. Беспалько, М. В. Кларин, Е. С. Полат, В. В. Лаптев, В. П. Соломин, Л. С, Подымова, Г. К. Селевко, В. В. Сериков и др.);

— теории коммуникации и коммуникативной культуры личности (A.A. Бодалев, В.А. Кан-Калик, A.B. Мудрик, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, A.B. Петровский и др.);

— научные разработки в области подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (C.B. белов, В. А. Девясилов, В. В. Лаптев, В. П. Соломин, О. Н. Русак, Л. А. Михайлов,, A.B. Старостенко, О. В. Шатровой, Э. М. Киселева, Т. А. Беспамятных и др.);

— принцип единства теории и практикипсихолого-педагогические положения о ведущей роли деятельности и общения в развитии и формировании личности (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С, Л. Рубинштейн и ДР-).

— положение о ведущей роли общения в профессиональной деятельности педагога (В.А. Кан-Калик, Я. Л. Коломинский, A.A. Леонтьев).

— идеи компетентостного подхода (Г.А. Бордовский, В. А. Бордовский, В. А. Козырев, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицина и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были использованы следующие методы исследования:

Теоретические: анализ философской, социологической, психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследованияанализ нормативной и учебно-методической документацииизучение и обобщение педагогического опыта высшей профессиональной школыизучение и обобщение педагогического опыта специалистов безопасности жизнедеятельности образовательных учрежденийразработка методологических основ образовательной программы.

Эмпирические', анкетированиенаблюдение, интервьюирование, беседа, изучение продуктов деятельности, педагогический эксперимент.

Методы математической и статистической обработки данных и результатов эксперимента, графические и табличные интерпретации данных.

В качестве опытно-экспериментальной базы исследования был выбран факультет безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена. К опытно-экспериментальной работе было привлечено 127 студентов Зго и 5го курсов, обучающихся по специальности — «Безопасности жизнедеятельности».

Основные этапы организации исследования.

Первый этап: (2002;2004) — поисково-подготовительный: включал анализ состояния рассматриваемой проблемы в теории и практике высших педагогических учебных заведений. Проводилось теоретическое изучение состояния проблемы и специальной литературы по обеспечению качества и формированию профессиональной компетентности педагогов, современных требований к специалисту безопасности жизнедеятельности. Разработана программа опытно-экспериментальной работы. Определены проблема, объект, предмет, цель, задачи и логика исследования, его гипотеза, ожидаемые результаты.

Второй этап: (2004;2006) — опытно-экспериментальный. Уточнялись теоретические позиции исследования. Проводился анализ методических условий, влияющих на обеспечение качества профессиональной компетентности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности. Теоретически разработаны, научно обоснованы и апробированы методические условия обеспечения качества профессиональной компетентности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе.

Реализована программа опытно-экспериментальной работы, направленной на эмпирическую проверку методических условий обеспечения качества профессиональной компетентности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе.

Третий этап: (2006;2007) — завершающий. Уточнялись, обобщались и систематизировались результаты исследования, разрабатывались выводы и научно-практические рекомендации. Проводились их апробация, внедрение, выполнено литературное оформление текста диссертации. Научная новизна исследования заключается: в теоретическом обобщении процесса обеспечения качества профессиональной компетентности специалиста безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе;

— в уточнении сущности понятий «профессиональная компетентность специалиста безопасности жизнедеятельности» и «качество профессиональной компетентности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности»;

— в выявлении и экспериментальном обосновании методических условий, обеспечивающих качество профессиональной компетентности специалистов;

— в обосновании и разработке направлений работы по обеспечению качества профессиональной компетентности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности.

Теоретическая значимость исследования:

— расширено представление о возможностях высшей школы в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности;

— развиваемая в диссертации тема создает предпосылки для осуществления компетентостного подхода в педагогическом вузе;

— на основе выявленных методических условий разработан курс «Личность и профессиональная деятельность учителя безопасности жизнедеятельности».

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

— опытно-экспериментальным путем выявлены и обоснованы методические условия обеспечения качества профессиональной компетентности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности;

— разработанные и предложенные методические условия и направления работы по обеспечению качества профессиональной компетентности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе могут быть использованы в системе подготовки и повышения квалификации учителей основ безопасности жизнедеятельности, на семинарских и практических занятиях факультетов безопасности жизнедеятельности, в ходе преподавания спецкурсов, а также может найти отражение в высшей школе;

— разработанное исследование помогает мобильно реагировать на изменяющиеся условия профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов безопасности жизнедеятельности.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены совокупностью исходных теоретико-методологических позиций работы, ведущей ролью качества профессиональной компетентности в подготовке специалиста безопасности жизнедеятельности, внутренней непротиворечивостью исследования, адекватностью методов исследования поставленным задачам, использованием методов математической и статистической обработки данных, задачам и логике. Разработанные методы помогают оценить качество профессиональной компетентности и, соответственно, мобильно реагировать на изменяющиеся условия профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов безопасности жизнедеятельности.

На защиту выносятся следующие положения: 1. состояние разработанности исследуемой проблемы в философской, психолого-педагогической и методической литературе на современном этапе развития образования;

2. сущность понятий «профессиональная компетентность специалиста безопасности жизнедеятельности» и «качество профессиональной компетентности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности»;

3. методические условия обеспечения качества профессиональной компетентности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности;

4. направления работы по обеспечению качества профессиональной компетентности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе опытно-экспериментальной работы в РГПУ им. А. И. Герцена на факультете безопасности жизнедеятельности. Его результаты докладывались и получили одобрение на научно-практических конференциях: Направления и перспективы развития образовательного направления «Безопасность жизнедеятельности» в системе многоуровнего образования" X международной научно-практической конференции по проблемам, непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности, на ежегодной научно-практической конференции «Ребенок в современном мире». Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры социальной безопасности РГПУ им. А. И. Герцена.

Образовательные идеи исследования предложены для внедрения в образовательный процесс РГПУ им. А. И. Герцена кафедрах социальной безопасности Мурманского государственного университета и Сахалинского государственного педагогического университета (чтение лекций, проведение практических и семинарских занятий, спецкурс «Личность и профессиональная деятельность специалиста безопасности жизнедеятельности» и др.). Выводы исследования могут быть использованы при организации образовательного процесса преподавателями кафедр университетов и других профильных кафедрах университета. Вопросы теории и практики подготовки студентов к профессиональной деятельности нашли свое отражение в опубликованных статьях по теме диссертационного исследования.

Результаты исследования могут быть использованы в системе подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности в вузе и системе повышения квалификации в переподготовке работников образования.

Структура диссертационного исследования отражает решение основных аспектов изучаемой проблемы и состоит из введения, Зх глав, заключения, библиографического списка и приложений. Объем диссертации составляет 183 страницы. В диссертации имеется 5 таблиц, 3 рисунка, 3 схемы, 13 диаграмм и 13 приложений. Библиографический список содержит 176 источников.

Выводы по 3 главе.

1. В результате констатирующего эксперимента было установлено, что большинство студентов, поступая в педагогический вуз, ориентированны не на освоение профессии учителя безопасности жизнедеятельности, а на получение высшего образования.

Анализ результатов позволил отметить ряд позиций:

— многие студенты не планируют связывать свою профессиональную деятельность с учебными заведениями (в частности со школой), аргументируя это различными причинами;

— в овладении профессией учителя студентов настораживают сложности современной социальной ситуации (неудовлетворенность заработной платой, озабоченность дополнительным заработком, утомленность, стресс и другие неблагоприятные причины);

— характеристика учителя безопасности студентами подтверждает их позитивное отношение к современному педагогу, соответственно является важным фактором успешности овладения педагогической профессией.

Указанные студентами характеристики профессионально компетентного учителя основ безопасности жизнедеятельности не всегда отражают весь круг профессиональных задач современного педагога, зачастую не осознается единство личностных качеств учителя с его профессиональной деятельностью.

На основании проведенного анализа работы и материалов студентов делается вывод о необходимости систематического изучения проблемы обеспечения качества профессиональной компетентности будущего учителя безопасности жизнедеятельности в процессе их образования в педагогическом вузе.

В процессе изучения специального курса «Личность и профессиональная деятельность учителя основ безопасности жизнедеятельности» с использованием методических условий обеспечения качества профессиональной компетентности студенты осваивали профессиональные задачи, связанные с подготовкой их к профессиональной педагогической деятельности, овладевали навыками ведения конкретных видов творческой деятельности на уроках по основам безопасности жизнедеятельности. В процессе изучения курса для студентов были организованы лекционные и практические занятия, а также большое значение было предано самостоятельной работе.

2. Для решения поставленных задач был разработан специальный курс «Личность и профессиональная деятельность учителя основ безопасности жизнедеятельности» с использованием методических условий обеспечения качества профессиональной компетентности.

3. Результаты финальной диагностики позволили предположить не только об изменениях знаний и умений студентов в области профессиональной компетентности специалиста безопасности жизнедеятельности, но и о переориентировании их в русле образовательной области. Отказ от деятельности в образовательном учреждении стал менее популярным ответом, многие студенты выразили желание работать в области безопасности жизнедеятельности, в сфере образования.

4. Проведенное опытно-экспериментальное исследование позволило сформулировать направления работы по обеспечению качества профессиональной компетентности будущих специалистов безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе.

5. Положительные результаты опытно-экспериментальной работы дали основание утверждать, что процесс изучения специального курса содействует успешному обеспечению качества профессиональной компетентности специалиста безопасности жизнедеятельности, если:

— преподавателям будут использоваться методические условия обеспечения качества профессиональной компетентности;

— процесс их изучения строится как процесс обогащения опыта студентов в решении профессиональных задач на основе использования современных педагогических технологий;

— процесс разворачивается в соответствующей образовательной среде, сфокусированной на подготовке современного высоко профессионального специалиста.

Заключение

.

Изменения, которые претерпевает современная высшая школа, смещают педагогический процесс образования на гуманитарную парадигму, где доминантой становится личностно-индивидуальное развитие студента в соответствии с его индивидуальными характеристиками и устремлениями.

Деятельность учителя безопасности жизнедеятельности является отражением его профессиональной подготовки. Перед преподавателями высшей школы всегда стояли актуальные задачи по обучению и воспитанию специалистов в области безопасности жизнедеятельности. Задачи эти еще более усложнились в настоящее время в связи с модернизацией социального, экономического опыта, мировоззрения, политической ситуации. Современная ситуация в образовании характеризуется вариативностью, ориентацией на личность, реализацией компетентностного подхода, сферы профессиональной деятельности будущего специалиста. В связи с этим проблема становления профессиональной компетентности будущего учителя основ безопасности жизнедеятельности оказывается значимой.

Исследование было направлено на определение и проверку эффективности методических условий, при которых будет обеспечен процесс обеспечения качества профессиональной компетентности у будущих специалистов безопасности жизнедеятельности.

Проведенное исследование подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы и дало основание сделать следующие выводы:

1. Российская система высшего педагогического образования готовит специалистов широкого профиля в области безопасности жизнедеятельности. В то же время обнаруживается дефицит в квалифицированных компетентных специалистах данного направления, обладающих не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и личностными качествами, необходимыми для развития сферы безопасности жизни. В педагогической литературе накоплен богатый исследовательский материал, обращенный к проблемам профессионального становления будущего учителя.

O.A. Абдуллина, Е. П. Белозерцев, Г. А. Бордовский, А. П. Валицкая, A.A., Вербицкий, В. И. Горовая, В. А. Козырев, Н. М. Огарков, A.A. Орлов, Н. Ф. Радионова, В. А. Сластенин, А. П. Тряпицына и др.). В настоящее время в педагогической науке активно реализуется тенденция компетентностного подхода к подготовке специалиста (В.Г. Афанасьев, Т. Г. Браже, Ю. В. Варданян, Г. А. Бордовский, В. А. Козырев, Б. С. Гершунский, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына, И. Ф. Исаев, Н. В. Калинина, А. И. Мищенко, В. А. Сластенин, Е. В. Прозорова, Г. С. Сухобская, О. Б. Ховов, E.H. Шиянов и др.).

Профессиональная компетентность выступает целью педагогической подготовки. Компетентостный подход, разработанный авторским коллективом РПГУ им. А. И. Герцена под руководством В. А. Козырева, Н. Ф. Родионовой, А. П. Тряпицыной, под профессиональной компетентностью понимает интегральную характеристику, определяющую способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Естественно, что сегодня ни у кого не вызывает сомнения требование времени — процесс обучения безопасности жизнедеятельности должен быть организован профессионально компетентными специалистами безопасности жизнедеятельности.

2. «Профессиональная компетентность будущего специалиста безопасности жизнедеятельности» понимается нами как:

— тип образовательного результата, базирующего на фундаментальном научном образовании, является условием готовности к творческому решению образовательных задач, познавательной, коммуникативной и ценностно-ориентационной деятельности личности безопасного типа поведения;

— системная реализация сформированных профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний и практических умений о безопасности жизнедеятельностиспособность эффективно организовать образовательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными принципами и требованиями.

Качество профессиональной компетентности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности" - междисциплинарная категория, раскрывающаяся через внутреннюю определенность ее компонентов, их свойств, стадий, этапов развития, отражающая соответствие ожиданий общества и требований образовательной сферы «Безопасность жизнедеятельности», производства, культуры, экономики достигнутому фактическому результату профессионального образования, воплощенному в интегративных качествах личности специалиста-профессионала и продуктах его профессиональной деятельности.

3. Деятельность, осуществляемая на основе метода, всегда более эффективна и более оптимальна, так как в ней учитываются закономерности и принципы, которые далее трансформируются в соответствующие условия, выступающие надежными регуляторами личности в соответствующем виде деятельности.

Методические условия в педагогике рассматриваются как совокупность содержания, факторов, способов, методов и средств, позволяющих реализовывать учебные задачи темы. (А.П. Беляева).

К методическим условиям, обеспечивающим качество профессиональной компетентности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности, мы относим:

— мотивационные;

— информационные;

— процессуальные;

— материально-техническую базу;

— оценочные;

— коммуникативные.

К содержательному компоненту методических условий, обеспечивающему качество профессиональной компетентности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности, мы относим:

— соблюдение принципов обеспечения качества;

— личностно-ориентированное образование;

— систему междисциплинарной интеграции;

— самостоятельную работа студентов;

— идею педагогики успеха;

— подготовку будущих педагогов к компетентному общению с учащимися;

— активизацию учебно-методического процесса обучения студентов курсу «Безопасность жизнедеятельности».

В процессе опытно-экспериментальной работы был разработан специальный курс «Личность и профессиональная деятельность учителя безопасности жизнедеятельности», с применением в своей реализации методических условий обеспечения качества профессиональной.

Положительные результаты опытно-экспериментальной работы дали основание утверждать, что процесс изучения специального курса содействует успешному обеспечению качества профессиональной компетентности специалиста безопасности жизнедеятельности, если:

— преподавателям будут использоваться методические условия обеспечения качества профессиональной компетентности;

— процесс их изучения строится как процесс обогащения опыта студентов в решении профессиональных задач на основе использования современных педагогических технологий;

— процесс разворачивается в соответствующей образовательной среде, сфокусированной на подготовке современного высоко профессионального специалиста.

4. Проведенное опытно-экспериментальное исследование позволило сформулировать направления работы по обеспечению качества профессиональной компетентности будущих специалистов безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе, основными из которых являются следующие:

— использование в процессе обучения методических условий для непрерывного повышения качества образования;

— непрерывное совершенствование качественных параметров подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности;

— формирование научного подхода к системному определению и повышению качества высшего образования;

— обеспечение качества образования;

— определение основных путей и средств обеспечения качества профессиональной компетентности в современной высшей школе;

— профессиональное и личностное развитие студента;

— формирование профессионализма;

— определение обеспечения качества профессиональной компетентности специалиста безопасности жизнедеятельности.

Следуя данным направлениям работы высшая школа призвана решать следующие задачи:

— моделирование личности безопасного типа поведения, проектирование желаемого уровня качества образования;

— обеспечение такого функционирования образовательной системы обучения безопасности жизнедеятельности в целом, которое обеспечивает достижение заданного уровня качества образования;

— обеспечение повышения качества профессиональной компетентности.

Проведенное нами исследование не исчерпывает всех аспектов рассмотренной сложной и многогранной проблемы. Продолжение работы возможно по нескольким актуальным направлениям: • детальная разработка содержания профессиональной компетентности специалиста безопасности жизнедеятельности с учетом тех изменений, которые происходят в социальной сфере;

• анализ проблем становления системы непрерывной подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности на всех ступенях и уровнях профессионального образования (специалитет, бакалавриат, магистратура);

• разработка системы оценки качества обучения и сформированности у специалистов безопасности жизнедеятельности — выпускников педагогического вуза профессионального индивидуального стиля;

• качество образования в системе дополнительного профобразования и корпоративных системах подготовки и переподготовки специалистов безопасности жизнедеятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М. Активные формы и методы обучения: научно-методическое пособие, Тула, 1993.
  2. Асмолов Психология личности: учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. -367 с.
  3. Ю. К. Избранные педагогические сочинения / сост. М. Ю. Бабанский. М., 1989.
  4. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов/ Под ред. JI.A. Михайлова СПб.: «Питер», 2005 — 302 с.
  5. А.П. Проблемы систематизации знаний, умений и навыков // сб. науч. тр. Вып. 33. Л., 1976. с. 7 28.
  6. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. М., 1991. с. 42 57.
  7. В.А. Гуманистическая ориентация высшего профессионального образования в Германии // Высшее образование в России. 1996. № 2. с. 119−129.
  8. Г. А., Нестеров A.A., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — 359с.
  9. А.Л. Акмеология как учебная дисциплина. М.: МГУ, 1993. -146с.
  10. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. Пособие для ст. высш. пед. уч. зав. / A.C. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др.- под ред. A.C. Роботовой 2е изд., стереотип. М.: изд. центр «Академия», 2004. — 208с.
  11. .С. Философия образования. М.: МПШ — Флинта, 1998. -432с.
  12. В. И. Основы теоретической педагогики. СПб, 1992.
  13. В. И. Знание как категория педагогики. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.
  14. В. Н. К вопросу о лекциях по педагогике // Преподавание педагогических дисциплин в высшей школе. М., 1972.
  15. С. Н., Ильин В. С. Целостный подход к подготовке будущего учителя // Сов. педагогика. 1995. № 5. С. 80−94.
  16. Ф. Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965.
  17. В.И. Модель специалиста, как основа конструирования содержания образования и процесса обучения в педагогическом вузе // Непрерывное педагогическое образование. Ставрополь: СГПИ, 1994. — вып. 6. — с. 3−11
  18. Государственная политика в области специального образования: Материалы XI Международной конференции: «Ребенок в современном мире. Государство и дети». СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. — 383 с.
  19. В.А. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. -416 с.
  20. Е.В. Становление профессиональной компетентности будущего учителя музыки в процессе изучения педагогических дисциплин // дисс. канд. пед. наук, н. рук. Д.п.н., профессор Н. Ф. Радионова / 13.00.08. РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 176 с.
  21. В.М., Михайлов Л. А. «ЧС социального характера и защита от них «, М.: издательство «Дрофа» 2005г
  22. А.И. Статус межпредметных связей в системе современного образования // Наука и школа. 2002, № 2
  23. А.И., Петров A.B. О соотношении понятий «интеграция» и «межпредметные связи»// Наука и школа. 2002, № 2
  24. Э. И., Турчанинова 10. Н. Образование личности: Пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994.
  25. В. И., Сериков В. В. Повышение профессиональной направленности преподавания специальных предметов в педагогическом вузе. М, 1988.
  26. О.Б. Возрастная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: издательство ВJ1AДОС-ПРЕСС, 2004.
  27. О.Б. Профессиональная компетентность педагога-воспитателя (Содействие развитию Я-концепции школьника): Учебное пособие. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 95 с.
  28. А.Н. история образования и педагогической мысли: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Джуринский. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 400 с.
  29. Динамика личностного и профессионального роста студента в педагогическом вузе, A.A. Орлов, Е. И. Исаев и др. Журнал «Педагогика», № 3, 2004 с. 53−60
  30. Г. Д. Критический анализ дидактической мысли в США. М.: Педагогика, 1987.
  31. ЗГЕжеленко Е. Б. Новая педагогика массовой школы. Теоретическая педагогика: теория и методика педагогического процесса: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: 2-е изд., перераб. И доп. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 466с.
  32. С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1989.
  33. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. СПб., 1995.
  34. Заир-Бек Е. С. Разработка профильных учебных программ // Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сб. ст. СПб.: РГПУ им. А. М. Герцена, 1997. С. 68−84.
  35. Заир-Бек Е. С. Разработка содержания обучения в учебной программе // Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сб. ст. СПб.: РГПУ им. А. М. Герцена, 1997. С. 84−102.
  36. Здоровье ребенка в условиях модернизации общества: Материалы XI Международной конференции «Ребенок в современном мире. Государство и дети». СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. — 240 с.
  37. И. А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов-н-Д.: Феникс, 1997.
  38. А. роль межпредметных связей в курсе ОБЖ// ОБЖ. 2003, № 4
  39. И.А., Панасюк В. П., Чернышева Е. К. Концептуальные основы построения системы качества профессионального образования. Монография. СПб.: институт профтехобразования РАО, 2001. — 189с.
  40. В. А, Потемкин М. Н. Научные школы и стиль научного мышления: Учебно-методическое пособие / Под ред. Г. А. Бордовского. СПб.: Образование, 1997.
  41. В. А. Методологические знания как основа учебно-познавательной творческой деятельности учащихся //
  42. Методологические и теоретические проблемы активизации учебно-познавательной деятельности в свете реформы школы. Л.: ЛГПИ, 1986. С. 13−19.
  43. В.А., Лаптев В. В., Тумалева Е. А., Шилова О. Н. Информационная педагогика и педагогическая информационная технология в ее структуре//Региональная информатика. 1998. № 1.С. 15−21.
  44. Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. М.: Политиздат, 1979. С. 319−358.
  45. И. И., Галатенко Н. А. Проектирование курсов обучения по учебной дисциплине: Пособие для преподавателей. М.: Логос, 1994.
  46. Инновационные процессы в образовании // Образование за рубежом: Сб. ст. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997.
  47. В. И, Сыченков Н. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. (Единая методическая система института: теория и практика). М.: Высшая школа, 1987.
  48. Е. И. Дидактические принципы и процедуры проектирования учебного материала // Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сб. статей. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. С. 46−68.
  49. Е.И., ТряпицынаА.П. Диалог на лестнице успеха. (Школа на пороге нового века). СПб.: Петербург — XXI век- ЗАО «Пресс -Атташе», 1997.
  50. И.И. Теоретические основы формирования педагогической направленности мышления учителя в системе профессионального образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1992.
  51. Кан-Калик В.А. Индивидуально-творческая подготовка учителя // Советская педагогика. 1989. № 1. С. 98−100.
  52. Квалифицированные характеристики специалистов с высшим образованием. Методические рекомендации по разработке / Селезнева Н. А., Соколов В. М., Романкова Л. И. и др. М.: Гособразование СССР, 1989.
  53. КинелевВ. Г. Фундаментализация университетского образования // Высшее образование в России. 1994, № 4. С. 6−13.
  54. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: Пособие к спецкурсу для Высших учебных заведений, ин-тов УУ, ПКРО.-М.: «Арена», 1994.-222С.
  55. М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. М, 1989.
  56. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности Казань, 1969 .276 с.
  57. Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. М., 1994, — 344с.
  58. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Длястуд. Высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000.-176 с.
  59. В.А. Многоуровневое педагогическое образование как целостный процесс подготовки специалиста //Непрерывное педагогическое образование. Вып.4. р.24. РГПУ- УМО ОППО- СГПУ. Ставрополь: СГПУ, 1994, С. 11−19.
  60. В.А., Радионова Н. Ф., Тряпицына А. П. Педагогическая направленность базового образования специалиста //Подготовка специалиста в области образования. Основные направления совершенствования.-СПб.: Образование, 1996.-Вып. 14.-С. 119−125.
  61. Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2 т / под ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1982
  62. Компетентостный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под. ред. проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Радионовой, проф. А. П. Тряпициной. СПб.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.-392с.
  63. Н. И. Логический словарь-справочник. М., Наука, 1979.
  64. Л. И. Интеграция психолого-педагогических знаний как условие изменения качества подготовки педагогов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1998.
  65. Контроль качества и оценка в образовании: Материалы международной конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998- 158с.
  66. Концепция обновления государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Под ред. В. Д. Шадрикова, Ю. Г. Шапура, В. Ф. Машутилова, H.A. Селезневой. М.: Исследоват. Центр проблем качества подготовки специалистов, 1996.
  67. К.А. Мотивация профессионального творчества учителя//Научные традиции и перспективы педагогики. Герценовские чтения —2001: Межрегиональный сборник научных трудов / Под ред.
  68. Е.В.Титовой. СПб.: «Издательство «Петрополис»», 2001. — С. 176−182.
  69. И. А. Возможности реализации принципов гуманной педагогики в программах специальных курсов музыкально-педагогического факультета// Основы профессиональной подготовки учителя музыки. Саратовский пед. ин-т.- Вып.4.- Саратов, ПИСГУ, 1999 С.20−23.
  70. Э. Система комплексной оценки качества образования специалиста // Высшее образование в России. 1995. № 2. С. 72−78.
  71. И. Аудиторная самостоятельная работа студентов с учебным текстом//Высшее образование в России. 1995. № 1.С. 101−105.
  72. И.Н. Диссертационные работы: Методика подготовки и оформления: Учебно-методическое пособие / Под общ. Ред. д.э.н., профессора Н. П. Иващенко. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. — 426 с.
  73. Кузьмина //. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М., 1990.
  74. Н. В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.
  75. П. Г. Межпредметные связи в обучении. М.: Просвещение, 1983.
  76. П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М. Просвещение, 1981, с 121
  77. Ю. Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии.1984. № 5. С. 41−44.
  78. Г. Н., Лаврентьева Н. Б. Слагаемые технологии модульного обучения: Учеб.-метод. пособие / Алт. гос. ун-т. Барнаул, 1994.
  79. Леонтьев, А Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  80. T.B. Введение в педагогику: Базовое педагогическое образование. Материалы к учебной программе (Методические рекомендации для преподавателей и студентов). СПб., 1996.
  81. Т.В. и др. Введение в учительскую профессию: методические рекомендации по проведению педагогической практики на ХГФ (1 курс). Л., 1990.
  82. И.Я. Дидактическая система методов обучения. М., 1976. -384 с.
  83. H.A. О понятии и видах межпредметных связей// Советская педагогика. 1982, № 6
  84. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. -М.: Просвещение, 1986.
  85. В.Н., Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении -М.: Просвещение, 1987.
  86. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова H.H. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: педагогическое общество России, 1999.-96 с.
  87. Н.В. Самовоспитание профессиональной компетентности будущего учителя: автореферат дисс. канд. пед. наук. Брянск, 1994. -15 с.
  88. Метафизика семьи и государства политика: Материалы XII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Семья и детство». СПб.: Изд-во Политех. Ун-та, 2005. — 708 с.
  89. Мир детства: метафизика культурно-цивилизационного кризиса. Материалы XIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство: социальные опасности и тревоги». -СПб.: Астерион, 2006. 480 с.
  90. Михайлов Л. А. Теоретические и методические подходы к подготовке специалиста в области безопасности жизнедеятельности впедагогическом вузе: Монография. СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2003. -270 с.
  91. Моделирование профессиональной компетентности педагога, журнал «Педагогика», № 10, 2003, В.Н. Введенский
  92. Моделирование профессиональной компетентности педагога, ж. «Педагогика», № 10, 2003. В.Н. Введенский
  93. Ф.З. Диагностика профессиональной компетентности как условие оптимизации деятельности классного воспитателя: Автореферат дисс. канд. Пед. наук. Казань, 2002. — 24 с.
  94. P.C. Психология: уч. пособия для студентов выс. пед. уч. зав: в Зх кн. Книга 2 Психология образования. Зе издание. — М.: гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998 — 608с, (528−537)
  95. П.Н. Межпредметные связи как средство реализации принципов дидактики учебном процессе техникумов. М Педагогика, 1997.10 106 образовании: Закон Российской Федерации // Российская газета. 23.01.1996.
  96. Общая педагогика: уч. пособие для студентов выс. уч. пед. зав. / под ред. В. А. Сластенина: в 2х частях 1 часть: гумм. изд. центр ВЛАДОС. 2003 — ч1 — 288с (137−140)
  97. Обучение социальной работе: преемственность и инновации / под ред. Ш. Рамон и Р. Сари: пер. с англ. / под ред. Ю. Б. Шапиро. М.: Аспект пресс, 1996. — 157 с.
  98. А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекция, практики. М., 1995.
  99. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высших учеб. заведений / Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989.
  100. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. институтов: 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988.
  101. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений / Сластенин В, А., Ильясов И. О., Мищенко И. А., Шиянов Е. Н. М.: Школа-Пресс, 1997.
  102. Педагогическая практика, методические рекомендации, под ред. д.п.н., проф., А.П. Тряпициной- изд-во «Образование», 1996 94с (с.8−17)
  103. Педагогическая практика: учебно-методическое иособие для студентов пед. Учеб. Зав. Г. М. Коджаспирова и др., М.: изд. центр «Академия», 1998 144с.
  104. Педагогическая психология, схемы и тесты / Б. Б. Айсмонтас, М.: Владос-пресс, 2002 208с.
  105. Педагогическая психология, схемы и тесты, П. П. Айсмонтас, М.: Владос-пресс, 2002 208с.
  106. Педагогическая психология, уч. пособие/ под ред. A.B. Орловой, П. Н. Виноградовой, СПб, изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 2004 204с.
  107. Педагогическая психология: Уч. пособие под ред. A.B. Орловой, П. Н. Виноградовой, СПб, изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004 г 204с.
  108. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида: Монография / Под ред. А. П. Тряпицыкой. СПб.: Образование, 1995.
  109. A.B., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студ. высш. уч. заведений. 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 512 с.
  110. П. К., Портнов М. J1. Искусство преподавания. Первая книга учителя. М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
  111. А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогике: Учеб. пособие для пед. ин-ов / Сост. И авт. Вводных статей А. И. Пискунов. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1981. — 528 с.
  112. Ш. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательство «Гном и Д», 2001.- 192 с.
  113. Подготовка специалиста в области образования: Бакалавр, специалист, стажер. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. Вып. 4.
  114. Подготовка специалиста в области образования: Основные направления совершенствования. Вып. IV. СПб.: Образование, 1996.
  115. И. П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. учебн. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996.
  116. М. М. Управление качеством образования. М.: Новая школа, 2000.
  117. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. пед. уч. заведений/ Авт.- сост. Е. Е. Данилова.- под ред. И. В. Дубровиной.- 2е издание, стереотип. М.: изд. центр «Академия», 1999- 160с.
  118. Л. П. Методика применения технических средств обучения. М., 1998. С. 311.
  119. И. И. Исследование путей управления профессионализмом учителя в инновационной системе образования региона. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
  120. СВ. Ориентация молодежи на получение высшего педагогического образования//Социология исследований.-1995.-№ 9,-С. 141−142.
  121. И.В. Формирование готовности студентов ВУЗов искусств и культуры к художественно-педагогической деятельности: Автореф. дисс. .канд. пед. наук Тюмень, 2002. — 24с.
  122. Профессиональные объединения педагогов /под ред. М. М. Поташника. М.-ЦСЭИ, 1997.-118с.
  123. Профессиофамма учителя физики средней общеобразовательной школы / Под ред. А. Щербакова. Л., 1973.
  124. Психология и педагогика. Военная психология: Учебник для вузов / под ред. А. Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2005. — 464 с.
  125. Н.Ф. Педагогика в системе высшего многоуровневого образования //Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание). Вып. I -СПб.: Образование, 1994. С.45−49.
  126. Н.Ф., Тряпицына А. П. Стандарт образования как средство повышения качества подготовки специалиста //Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание). Вып. L- СПб.: Образование, 1994.-С. 8−16.
  127. A.B. Развитие профессиональной компетентности студентов в образовательной системе современного вуза. // дисс. док. пед. наук / 13.00.08. РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 276 с.
  128. A.A., Коломинский Я. Л. социальная педагогическая психология.- СП.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. 416 с
  129. . О. Н. Малоян K.P. Занько Н. Г. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие, 8 издание/ под ред. О. Н. Русака. СПб.: издательство «Лань», 2005
  130. H.A. Качество высшего профессионалнього образования как объект системного исследования. Лекция-доклад. Изд. 2е, дополненное М.: исследовательский центр проблем подготовки специалистов, 2002. — 95с.
  131. В.А. межпредметная интеграция// ОБЖ. 2003, № 9
  132. К. А. Развитие мышления и усвоение знаний. / Под ред.
  133. Н. А. И др. М.:Просвещение, 1972.
  134. В. А., Колесова А. К. Формирование теоретических основ советского педагогического образования // Теория и практика высшего педагогического образования. М., 1987.
  135. В. А., ПодымоваЛ.С. Педагогика: инновационная деятельность. М: ИЧП «Издательство магистр», 1997.
  136. В. М, Захарова Л. Н., Соколова В. В., Гребнев И. В. Проектирование и диагностика качества подготовки преподавателя: Монография. М., 1993.
  137. В. М. Стандарты в управлении качеством образования: Монография. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 1993.
  138. Н. В. Профессиональное становление специалиста с высшим образованием в условиях изменяющейся социокультурной среды: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Казань, 1997.
  139. Сопровождение личностно-профессионального развития студентов в педагогическом вузе, научно-методическое пособие, СПб, изд-во РГПУ им. А. И. Герцена / отв. ред. Л. Н. Бережнова, В. И. Богословский, В. В. Семикин, 2002 158с.
  140. H.A. дидактическое значение межпредметных связей. Советская педагогика, 1971, № 8 .с51
  141. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов/ Сост. Е. П. Белинская, O.A. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 1999.-475 с.
  142. Социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы, журнал «Педагогика», № 2, 2003 г. Н. Ю. Клеменко, с.22−24
  143. Л. Ф. Теория и технология решения педагогических задач. (Развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование) / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
  144. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования / под ред. Пинского Л. А. М.: ООО «Мир книги», 2001. — 95 с.
  145. Ю. Г. Высшее образование в России в XX веке // Высшее образование в России. 1994. № 3. С. 140−155.
  146. Технология проектирования траектории профессионального становления будущего учителя (подготовка учителя к профессиональной деятельности в условиях функционирования ГОС). Волгоград: Перемена, 1997.
  147. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935- Т. 2. М., 1938- Т. 3. М., 1939- Т. 4, М., 1940. (Переиздавался в 1947—1948 гг.) — Репринтное издание: М., 1995- М., 2000.
  148. А. П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников: Дис. д-ра пед. наук. Л., 1991.
  149. А. П. Инновационные процессы в образовании // Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сб. статей. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. С. 3−27.
  150. А. П. Теория проектирования образовательных программ // Петербургская школа. СПб., 1994.
  151. Учебно-познавательные задачи и задания по теоретико-методологическим основам педагогики / В. А. Сластенин, В. Э. Тамарин. М.: Изд-во МПГИ им. В. И. Ленина, 1990.
  152. К. Д. Проект учительской семинарии /У Хрестоматия по истории педагогики. М., 1936.
  153. Федеральная программа развития российского образования / Алексеев И. Г., Громыко Ю. В., Дмитриев Д. Б. и др. // Россия 2010. 1993. № 2. с. 5−81.
  154. Федеральный закон О высшем и послевузовском профессиональномобразовании //Российская газета. 29.08.1996.
  155. Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Нар. образование, 1985.
  156. Г. Ф. Межпредметные связи и связь с жизнью в основе обучения. Нар. образование, 1979, № 5.
  157. В. Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи М., Педагогика, 1989.
  158. Ю.Г. На путях к современной концепции высшего образования // Концептуальные вопросы развития высшего образования: Сборник научных трудов. -М., 1991
  159. Д. Контроль качества и оценки работы образовательных учреждений в Великобритании // Контроль качества и оценка в образовании: Материалы международной конференции. СПб., 1998
  160. А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена М.: Просвещение, 1990−319с.
  161. В. Межпредметные связи при изучении курса ОБЖ// ОБЖ. -2003,№ п
  162. В.Д. Структурно-содержательные реформы и качество образования// высшее образование в России. 1996.№ 1.с.65−73.
  163. Л.И. Безопасность человека: учебно методическое пособие. -М., 1994.
  164. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе // ИФ «Сентябрь». М., 1996. — 95 с.
  165. Ф.И. Руководство учителем первого и второго классов народных училищ. // Антология педагогической мысли в России XVIII в., М., 1985к § 5
Заполнить форму текущей работой